Предтечи

Собор Иоанна Предтечи. Событие праздника

В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников чтить память тех святых, которые послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день после Богоявления Церковь чтит святого пророка Иоанна Предотечу, который послужил Крещению Христову, возложив свою руку на главу Спасителя. Слово «собор» означает собрание людей, которые воздают честь и хвалу святому пророку и Предотече, Крестителю Господню Иоанну. Иоанн Предотеча — великий пророк, завершающий историю Церкви Ветхозаветной и открывающий эпоху Нового Завета. «Честнаго Предотечи празднуем собор исперва выше предания, яко тайне божественнаго крещения послужившу» (Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием). Святой пророк Иоанн свидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Иоанн Предотеча сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя.

Библиотека Русской веры
Собор святого Крестителя Иоанна. Великие Минеи Четьи

Читать онлайн в оригинале

Собор Иоанна Предтечи. История праздника

Иоанн Предотеча родился в семье священника Захарии и праведной Елисаветы. Захария и Елисавета, дожив до преклонных лет, не имели детей. Но Господь услышал их молитвы, и Архангел Гавриил возвестил о рождении сына священнику Захарии, когда тот находился в храме. Когда царь Ирод, узнав от волхвов о рождении Исуса Христа, повелел убить всех младенцев в Вифлееме, мать Иоанна Предотечи, Елисавета, успела уйти с сыном в пустыню. Его отец, Захария, в эти дни служил в Храме Иерусалимском. Когда к нему пришли с требованием выдать сына, священник ответил: «Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, того не знаю». Рассерженные воины убили его прямо возле алтаря. О детских и юношеских годам Иоанна Предотечи ничего не известно. Иоанн возрос в дикой и бесплотной пустыне, приготовляя себя к пророческому служению строгим постом, богомыслием и молитвой. В возрасте около 30 лет Иоанн вышел с проповедью на берег реки Иордан, тем самым готовя народ к принятию Спасителя мира. Многие, проникшись словами великого проповедника, приняли крещение в водах Иордана. На Иордан пришел и сам Господь Исус Христос, чтобы принять крещение от Иоанна.

Крещение Господне, икона, XVI век

После Крещения Спасителя Иоанн продолжил свою проповедь, призываю людей к покаянию, обличая грехи и пороки. Свою земную жизнь Иоанн Предотеча завершил мученически. Он обличил царя Ирода Антипу (20 год до н. э. — после 39 года н. э.) за то, что тот оставил свою законную жену и сожительствовал с Иродиадой — женой своего брата Филиппа. Иоанн был схвачен и заключен в темницу. Во время празднования дня своего рождения Ирод устроил пир, на который было приглашено множество вельмож, тысяча начальников и старейшин. На пир явилась Саломея — дочь Иродиады, которая своими плясками угодила царю, и он повелел ей просить у него все, что она пожелает. Она посоветовалась со своей матерью, которая, решив отомстить Иоанну за обличения, велела дочери просить у Ирода главу Иоанна Крестителя. Ирод опечалился, он боялся гнева Божия за убийство Пророка, которого и сам раньше слушался, боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Однако из-за гостей и беззаконной клятвы он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну Крестителя и отдать ее Саломее. Богобоязненная и благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова — Хузы, тайно взяла святую главу Иоанна Предотечи и погребла ее в глиняном сосуде на Елеонской горе. Святое тело в ту же ночь взяли ученики Предотечи и погребли в Севастии, там, где было совершено убийство. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Исуса Христа и совершаемых Им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Предотечи. Не найдя ее, они стали думать, что Исус Христос — это воскресший Иоанн Предотеча, о чем свидетельствует Евангелие (Мф. 14, 2; Лк. 9, 9-7). Мощи Иоанна Предотечи (кроме головы и правой руки) были сожжены вместе с Севастийским храмом по приказанию императора Юлиана-Отступника в 362 году.

Примеры работ

Туата де Данаан Карен Мари Монинг За горным туманом
Прародители, Бентузи Relic Entertainment игра «Homeworld»
Аризийцы, Эддориане Эдвард Смит «Линзмен»
Марковиане Джек Чалкер «Полночь у Колодца Душ»
Лориен, Ворлон, Тени, Рука, Инопланетяне из третьего пространства, Изначальные Джозеф Майкл Стражински сериал «Вавилон-5» и его спин-оффы
Раката Джордж Лукас вселенная «Звёздных войн»
Калебан Фрэнк Герберт книги «Звезда под бичом» и «Эксперимент Досади»
Икстль Альфред ван Вогт «Путешествие космического Бигля»
Древние Галактиание Джеймс Шмиц «Наследие»
Старцы, Великая Раса Йит, Ми-го Говард Филлипс Лавкрафт литературный цикл «Мифы Ктулху»
Кукольники Пирсона, Внешние, Тринты, Тнуктипы, Пак, Создатели Кольца Ларри Нивен литературная серия «Известный космос»
Прародители Дэвид Брин литературный цикл «Сага о возвышении»
Крелл фильм «Запретная планета»
Древние, Строители Рокни О’Бэннон сериал «На краю Вселенной»
Создатели монолитов Артур Кларк романы серии «Космическая одиссея»
Туманность Ламбент Кит, Дух Бездны Джин Родденберри сериал «Андромеда»
Древние, Шиваны Volition, Inc. игра «Freespace»
Иннусанон, Той’хан, Протеане, Левиафаны BioWare Серия игр «Mass Effect»
Предтечи Андре Нортон цикл «Предтечи»
Даам К’Вааш Digital Anvil игра «Freelancer»
Солон Digital Reality игра «Haegemonia: Legions of Iron»
Предшественники, Предтечи Bungie Серия игр «Halo»
Альдената Джон Ринго «Наследие Альденаты»
Джжаро, У’ркнкакнтер Marathon
Древние селекционеры Сусукэ Канэко фильмы «Гамера: Защитник Вселенной» и «Гамера 3: Месть Ирис»
Создатели Mithis Entertainment игра «Nexus: The Jupiter Incident»
Подавители Аластер Рейнольдс Пространство откровения
Предтечи, Вечные Toys for Bob игра «Star Control»
Хичи Фредерик Пол Врата
Древние, Фёрлинги, Ноксы, Азгарды, Орай Брэд Райт и Джонатан Гласснер сериалы «Звёздные врата: SG-1», «Звёздные врата: Атлантида» и «Звёздные врата: Вселенная»
Ксили Стивен Бакстер Вселенная Ксили
Древние Egosoft игра «Вселенная X»
Строители Чарльз Шеффилд Вселенная Наследия
Властители, ещё более древние Создатели Филип Фармер литературный цикл «Многоярусный мир»
Древние Games Workshop серии настольных фантастических игр «Warhammer Fantasy Battles» и «Warhammer 40,000»
Эльнофей, Альдмеры, Двемеры, Айлейды, Кимеры и др. Bethesda Softworks серия игр «The Elder Scrolls»
Зел-нага Blizzard Entertainment серия игр «StarCraft»
Орионцы, антареанцы Стивен Барсиа (Simtex) игра «Master of Orion»
Морриги, суулиги (суул’ки, вид Y, Великие хозяева, Кричащие) Kerberos Productions игра «Sword of the Stars»
Вечные Amplitude Studios игра Endless Space
Арноры, Повелители Страха Stardock серия игр Galactic Civilizations
Прародители Firaxis Games игра «Sid Meier’s Alpha Centauri»
Древние, Хранители, Q Джин Родденберри сериалы вселенной «Звёздный путь»
Бог (электромагнитная сущность), инсекты, логриане, харрамины, эволги, эмулотти Андрей Ливадный серия «Экспансия: История галактики»
Древние, Породители Джон Ван Кэнегем серия компьютерных ролевых игр «Might & Magic»
Джиджаки Роберт Сойер трилогия романов «Восход Квинтаглио»
Странники Братья Стругацкие серия книг «Мир Полудня»
Марсиане Брайан Де Пальма фильм «Миссия на Марс»
Прелюдии Олег Синицын романы «Скалолазка», «Скалолазка и Последний из Седьмой колыбели»
Древние Пирс Энтони серия книг «Скопление»
Сеятели Сергей Лукьяненко литературная трилогия «Лорд с планеты Земля»
Великие Грег Фаршти Вселенная «Бионикл»
Предтечи, Ангорцы, Чужие xBow Software, Elite Games Team игра «Star Wolves»
Космические жокеи (Инженеры) Ридли Скотт, Г. Р. Гигер серия фильмов «Чужой»
Цетра Squaresoft Игра «Final Fantasy VII»
Центра Squaresoft Игра «Final Fantasy VIII»
Фал’си Square Enix Игра «Final Fantasy XIII»
Зубастильонцы «20th Century Fox», Мэтт Грейнинг мультсериал «Футурама»
Зодчие Игра «Паркан: Железная стратегия»
Повелители времени, Великие Древние, Нестин, Великие Вампиры, Ракносс Сидни Ньюмен сериал «Доктор Кто» и его спин-оффы
Ису (Первая Цивилизация; Те, кто пришёл раньше; Предтечи) Ubisoft серия игр «Assassin’s Creed»
Миндачивы Люк Бессон «Пятый элемент»
Предтечи Аластер Рейнольдс «Дом Солнц»
Вики Сергей Тармашев Цикл книг «Древний»
Веретенники, Колёсники, Палеотехи, Ч-Тхоны, Р-И-М-А-Х Терри Пратчетт Страта
Небожители (Целестиалы), Наблюдатели Marvel Comics Комиксы Марвел
Стражи вселенной, Новые боги DC Comics Комиксы DC
Первородная раса Gainax, Ёсиюки Садамото Евангелион
Артрагранские синтропы, эссины Орион Неизвестный Мир Жёлтого пламени
Орокин Digital Extremes Игра «Warframe»

ТЕМА: История гипсовой головы Экорше (головы Гудона)

Вот такую вот статеечку нашёл интересную:
Голова Экорше (голова Гудона)

Экорше (франц. écorché — «ободранный» от écorce — «кора, корка») — учебное пособие, изображение фигуры человека без кожного покрова, с открытой мышечной структурой.
История создания экорше Гудона
Для начала выясним, кто же такой Гудон? И почему у него такой ужасающий вид?
На самом деле Гудон выглядел намного лучше, и данное экорше так называется в честь автора этой скульптуры Жан-Антуана Гудона (1741—1828), знаменитого скульптора и педагога. Еще в юности за не ординарные способности Жан Антуан был направлен пенсионером в Рим для обучения, в те времена пенсией называлась стипендия выделяемая студенту.
Во Французской академии в Риме (1764—1768) Гудон изучал и копировал произведения античной
скульптуры, работы Бернини, Микеланджело и других; посещал больницу Святого Людовика Французского. Здесь хирург Сегюир обучал учеников анатомии на трупах. Знания полученные на этих занятиях способствовали созданию одного из лучших пособий для изучения анатомии человека. Получив первый серьезный заказ на статую Иоанна Крестителя (1766—1767, Рим, вилла Боргезе — уменьшенный вариант), прежне чем лепить полноценную скульптуру, для большей уверенности молодой скульптор решил выполнить из гипса в той же позе мышечную модель данной скульптуры. «Экорше» была отлита в 1776г. На основе этого этюда мастер выполнил величественную фигуру Иоанна Крестителя, идущего в мир с вестью о пришествии Спасителя.
Скульптура оказалась на столько удачна, что в дальнейшем ее стали использовать для обучения художников и скульпторов. Изначально скульптура была отлита из бронзы, статуя представляла собой фигуру мужщины с характерно вытянутой рукой, в последствии учебные пособия стали отливаться из гипса, чаще всего с усеченной правой рукой. Для изучения мышц лица изготавливают отдельно слепок головы скопированный с экорше в полный рост.

Так же существует экорше повышенной точности.

Для подготовительного этапа изготовили на основе экорше голову обобщенных плоскостей, она же обрубовочная голова или обрубовка. (Наша любимая прим.Артём)

Обрубовочная голова несмотря на то что это основы портрета, является достаточно сложным заданием для обучающихся академическому рисунку, поэтому для того чтобы достигнуть хорошего результата в построении обрубовки необходимо соблюдать определенную последовательность, она общая для всех учебных голов.
А вот теперь, товарищи по карандашу, самое интересное (на мой взгляд)
Последовательность построения обрубовочной головы:
Наметить общий силуэт головы с шеей.
Провести ось шеи и головы, они как правило, проходят в разном направлении. Наклон оси головы называют лицевым углом, который бывает положительным и отрицательным.
Положительный лицевой угол это когда голова запрокинута.
Отрицательный – так называемый «взгляд из подо лба», лоб выходит в перед, подбородок внутрь
Отделить лицевую часть от боковой. Желательно проверить данные своего глазомера измерив карандашом отношение одной части к другой.
Отделить лицевую часть от волосеной.
Лицевую часть разделить на три равные части. Классические греческие пропорции – это когда расстояние от конца подбородка до корня носа равняется расстоянию от корня носа до переносицы, и они же равняются расстоянию от переносицы до линии роста волос. У обрубовочной головы делаем расстояние от конца подбородка до корня носа больше верхних двух, так как рот у нее приоткрыт (Иоанн креститель приподнял руку и произносит проповедь)
Измеряем ось носа, и намечаем её на работе.
Строем ухо: оно распологается под углом к голове, и находится на против носа, имеет подобный уху размер, если голова запрокинута, ухо опускается ниже, если подбородок опущен, то ухо поднимается выше носа.
Теперь можно наметить глазницы и углубиться в детали.
В тоне начинаем раньше, чем заканчиваем построение.

Зачатие Иоанна Предтечи

Икона «Зачатие Иоанна Предтечи», — вторая половина XV века, из Вознесенской церкви села Новокотова Молоковского района Тверской области, — музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
Икона имеет варианты называния, — «Зачатие Иоанна Крестителя» и «Встреча Захарии и Елизаветы».
На первом плане слева — Захария и Елизавета, приникшие друг к другу, справа — стоящий фронтально Иоанн Предтеча. Захария в трехчетвертном повороте вправо, правая рука его покоится на плече Елизаветы. Правая рука Предтечи в жесте именнословия, в левой — развернутый белый свиток с надписью. Под охрой стены близ правой руки Предтечи просматривается черный предварительный рисунок его крыла. Литературной основой изображения является текст Евангелия от Луки.
Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, — тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленнный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.
Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. Елисавете же настало время родить, и она родила сына, — от Луки святое благовествование глава 1 стихи 5-25, 57.

Зачатие Иоанна Предтечи. Семен Бороздин, — строгановский мастер. Икона происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске, — родового гнезда Строгановых. Хранится в ГРМ.

Зачатие Иоанна Предтечи

На первом плане слева — Захария и Елизавета, приникшие друг к другу,справа — стоящий фронтально Иоанн Предтеча. Захария в трехчетвертном повороте вправо, правая рука его покоится на плече Елизаветы.Правая рука Предтечи в жесте именнословия, в левой — развернутый белый свиток с надписью. Под охрой стены близ правой руки Предтечи просматривается черный предварительный рисунок его крыла. Литературной основой изображения является текст Евангелия от Луки (Лк.1:5 — 25,57,65). Рассматриваемая конографическая схема состоит из двух элементов: сцены встречи Захарии и Елизаветы и фигуры взрослого Иоанна Предтечи в пустыннических одеждах.Подобная контаминация уникальна,однако соответствует Евангельскому тексту о будущем сыне Захарии (Лк.1:15).Иконография Зачатия Иоанна Предтечи не имела распространения в ранневизантийском искусстве и стала популярной только в палеологовскую эпоху.На русской почве наибольшее число ее образцов связано с новгородскими.Древнейший из них — фреска церкви Рождества на кладбище в Новгороде.На двусторонней выносной иконе 16 века новгородского происхождения также имеется изображение Зачатия Иоанна Предтечи. С 16 века композиция Зачатия Иоанна Предтечи обязательно входила в состав клейм житийных икон этого святого. Данная икона является самой ранней иконой Зачатия Иоанна Предтечи. По наблюдению Тихомировой, Иоанна Предтечи в первоначальном рисунке был изображен с крыльями. По-видимому, в то время иконография Зачатия Иоанна Предтечи решалась как символическое изображение крылатого святого, согласно Евангелию .Расхождение между замыслом и окончательным решением иконы — свидетельство того, что подобная иконография Зачатия Иоанна Предтечи не была устоявшейся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *