Праздник 18 января

Православный Церковный календарь

18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.

До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день — 6 января и назывался этот праздник Феофанией — Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению — святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11–12 века водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Девятнадцатого января весь православный мир отмечает один из главных и великих христианских праздников. Соотносится он с крещением Иисуса Христа в реке Иордан. С этим праздником связано множество традиций, обычаев, примет, которые дошли до сегодняшнего дня. Давайте выяснять, что можно делать и что нельзя в день Крещения Господне.

Откуда пошло название Богоявление

Крещение по-другому называются Богоявлением. Всё потому, что во время крещения на Иисуса сошёл Святой Дух, который принял облик голубя, а голос с небес назвал Христа своим сыном. Так, Бог явился людям в образе Святой Троицы: Бог Отец – это голос, Святой Дух – голубь, Бог Сын — Христос. Верующим христианам стало понятно, что Иисус является не только Человеческим Сыном, но и Сыном Божиим.

История возникновения праздника

Крещение берёт своё начало от великого Иоанна Предтечи, святого пророка, который крестил самого Иисуса.

Само слово «крещение» является греческим и означает погружение. Так, проводилось очищение человека, который решил стать христианином. Пророк Иоанн крестил народ. Однажды на берег реки Иордан пришёл тридцатилетний Христос и попросил принять крещение. Это было первым явлением Господа израильскому народу. После этого события за Спасителем последовали Пётр, Андрей, Филипп, Нафанаил, ставшие его первыми учениками.

До 378 года Рождество, а также Богоявление были одним совместным праздником. Затем Константинопольская церковь стала отмечать эти события в разные даты, что распространилось по всему христианскому миру.

Ритуал освящения воды

Богоявленская вода – главная святыня этого дня. Ее освящают в Крещенский сочельник, и она имеет целебное воздействие. Поэтому традиция освящения воды является главной в этот день. То, что она может исцелять от различных болезней, а также восполнять силы человека, было замечено давно.

Сегодня христиане идут за святой водой, веря в её высшую силу, которая способна исцелять. Ёмкости с водой несут домой, так как она может храниться целый год, не теряя своих целебных свойств.

Интересно! Считается, что чайная ложка Крещенской водички, добавленная в обычную воду, освящает её, делает святой. Также святыня имеет свойство исцелять телесные, а также душевные недуги.

Как принимать Крещенскую водичку

Медицинские работники не оспаривают то, что Крещенская вода наделена исцеляющей силой. Святыня оздоровительно действует на иммунную систему человека. Достоверно известно, что несколько капель святой водички приводили в чувство людей, которые находились без сознания.

Для общего оздоровления организма и улучшения самочувствия воду следует принимать натощак, предварительно прочитав молитву и мысленно попросив благословения у Господа.

Много пить воды не рекомендуется, так как она содержит мощный энергетический заряд. Священники рекомендуют окроплять ей пищу. От этого человеческий организм получает больше пользы.

Когда нужно идти за Крещенской водичкой

Вода на Святое Богоявление освящается вечером с 18 на 19 число – Крещенский сочельник, а также 19 января целый день. Многие верующие православные христиане называют Богоявленской воду, которая была освящена накануне праздника, а Крещенской, освещенной именно 19 числа.

Священнослужители утверждают, что вода проходит чин освящения одним и тем же образом, а также обладает одинаковой силой и свойствами. Поэтому её называют ещё Великая Агиасма, что в переводе с греческого языка означает святыня. Еще больше о святой воде сказано в этой статье.

Важно! Нет разницы в том, когда необходимо идти за Крещенской водой. Вся она в этот день считается святой.

Как правильно хранить Крещенскую воду

Чтобы Богоявленская святыня сохранилась как можно дольше, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Нельзя ставить ёмкость с водой на пол, только на стол.
  2. Самое лучшее место для хранения – это свободное пространство за иконами или возле них.
  3. Можно хранить воду в шкафчике, но возле ёмкости нужно поставить иконку.
  4. Нельзя ставить святыню в холодильник.
  5. Недопустимо выливать в водопровод или землю. Священники разрешают оставшуюся воду принести и вылить в реку.
  6. Если хранить её в пластиковых ёмкостях, она может испортиться.
  7. Если вода испортилась, появился неприятный запах, то об этом необходимо сразу рассказать священнику.

Народные приметы, связанные с Крещением

Существуют народные приметы, связанные с этим днём:

  1. Если Крещение выпадает на полнолуние, то это предвещает весной сильное половодье.
  2. Если же, наоборот, праздник совпадает с новолунием, то целый месяц будет такая же погода, как 19 января.
  3. Много снега на Богоявление обещает плохой урожай.
  4. Изобилие звёзд на небе в Крещенскую ночь сулит богатый урожай ягод, а также большой приплод у домашних животных.
  5. Громкий лай собак предвещал множество дичи в лесах.
  6. Если ясный и морозный день, то год обещает быть неурожайным.
  7. Если небо пасмурное, идёт снег, то ждать богатого урожая.

Крещение – это один из двенадцати великих праздников, почитаемых православными христианами. Его традиции ведут начало с давних времён.

Все ваши рецепты будут на этой странице.

19 января — праздник Крещения Господня.

Приближается один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление. Как и к празднику Рождества, Церковь заранее начинает готовить верующих к этому дню.

Что же произошло при Крещении Господа?

Самое главное — это явление Пресвятой Троицы.

Именно поэтому праздник также называется Богоявлением. Бог Отец свидетельствует с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Бог Сын принимает крещение по Своей человеческой природе; Дух Святой в виде голубя нисходит на Него. Этим утверждается вера в Божественную Троицу и вера в Божество Иисуса Христа. «Богоявления время, Христос явися нам во Иордане реке», — поют в храме.

Христос принял Крещение в водах реки Иордан в 30-летнем возрасте. Ему Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (Предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Св. Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему крещением покаяния. Когда же Сам Господь пришел к нему, Иоанн говорил Ему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» —исполнить все в Законе Божием и показать пример людям.

Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.

Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода — начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды — там пустыня.

Четыре дня перед Крещением целиком посвящены приготовлению к этому празднику.

В церковных песнопениях этих дней прежде всего обращается внимание на преемственность Рождества Христова и Крещения Господня, которые до середины IV века праздновались в один день — 6 января (по старому стилю). Церковь особенно подчеркивает связь этого события не только с Рождеством, но и с Воскресением Господним.

День перед Крещением называют Крещенский Сочельник.

Это первый постный день после праздника Рождества Христова. В этот день православные держат строгий пост до вечерней звезды (или до принесенной из храма освященной воды), а потом семья собирается за постным столом с непременным сочивом из разваренного зерна, миндального или орехового «молока» и меда. В некоторых местах этот вечер называли «Голодной кутьей».
18 января всегда почитался на Руси как канун одного из величайших праздников года. Еще этот день накануне праздника называется Навечерие.

Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества. Второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день поста варить особый взвар с медом и изюмом — сочиво. В этот день готовили овощные блины, медовые оладьи, пекли сочни с ягодами. Из риса, меда и изюма готовилась кутья. А вообще в пищу пригодно все овощное, каши, чай, компот, хлеб. Но все очень скромно.

Этот день являлся подготовкой к Богоявлению, а потому большинство традиций и обычаев подводят итог двенадцатидневного святочного цикла. В первую очередь, в знак завершения святочного периода, в канун Крещения из дома удалялись все символы рождественских праздников.

Торжество Иорданского события Церковь знаменует особым обрядом великого освящения воды. Совершается оно дважды — в Сочельник и в самый день Богоявления. Благодать освящения воды подается одна и та же, одинаковы и молитвы, и троекратное погружение в воду Животворящего Креста Господня.

19 января особо значим для христиан. По древней традиции в этот день на Руси после праздничной Литургии совершались крестные ходы на реки, водоемы и источники с совершением чина великого освящения воды.

Во всем мире, где есть возможность, святить воду выходят на реку, на море или на озеро, а если нет возможности, воду освящают в храме, и так — всюду и везде освящается вода. На замёрзших водоёмах воду освящают в особых прорубях, которые называют «иордань» в воспоминание крещения Христа в Иордане. Есть традиция купания в этих прорубях. Богоявленская, или Крещенская, вода (Агиасма) издревле считалась святыней. Ее хранили и теперь хранят в продолжение года.

Народ верит в чудодейственную силу этой воды: ее дают пить больному, чтобы скорей выздоровел, окропляют «святой»водой новый дом, чтобы жилось в нем счастливо. Есть поверье: кто раньше почерпнет крещенской воды, у того хозяйство и дела пойдут лучше.

В Богоявление крещенскую воду можно пить целый день. Но потом ее следует употреблять натощак либо по особой необходимости (например, при болезни). Кроме того, в день праздника мы кропим святой водой все жилище, а кто-то кропит офис, и место учебы, и даже автомобиль.

Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов.

Слово в сочельник перед Крещением Господним

Великое освящение воды

Уже давно святая Церковь призывает верую­щих чад своих «идти к водам», почерпать «из источников спасения» (Ис. 55, 1; 12, 3). Чтобы приготовить людей к великому таинству, ка­ким называется освящение воды в праздник Богоявления, святая Церковь уже с начала января оглашает чад своих, «питомцев благо­честия», дивными песнями и словами пророческими. Она хочет уми­лить души их зрелищем, которому с трепетом дивятся и ангельские силы: как Держащий «превыспреннюю на воздусе воду… приемлется струями речными», как Одевающий небо облаками одевается водами Иордана, как обнажается Сам Творец человека, чтобы прикрыть на­готу Адама, облечь его в новую светлую одежду духовного возрожде­ния, согреть этою одеждою охладевшую от зимы страстей душу чело­века падшего.

Святая Церковь хочет тронуть души наши указанием на то, как «море увидело и побежало, Иордан возвратился вспять» от лица Бо­га, вступившего в воды, как вострепетали горы и холмы, моря, озера, источники, видя Творца всякой твари, уничижившегося до образа раба, — как же должны были бы сотрястись сердца людей при виде чудного зрелища: ибо ведь не Ангелов и не бездушную природу при­шел спасти Христос, а род человеческий! Святая Церковь, желая, чтобы мы с большим разумением отнеслись к таинству спасительно­го возрождения от воды и Духа, изъясняет разными образами самое чудо возрождения, вспоминая, как, по слову Исайи, пустыня, земля сухая, необитаемая, заросшая терновником и колючим кустарником, обращается в цветущий сад от благодатного дождя, ее орошающего, _ это образ того, как неплодное для добра естество человеческое, орошаемое токами благодати Христовой, может сделаться плодо­носным, как купель крещения делается «многочадною Божествен­ным Духом». И сколько еще мыслей самых высоких, трогательных, прекрасных содержат в изобилии песни церковные предпразднственные!

Но для большинства это приготовление к таинству Богоявления проходит бесследно: они и не слышат этих песней, не знают о них, не хотят понять. Вместо того, чтобы идти ко Христу, зовущему: Жаж­дущие! идите все к водам (Ис. 55, 1), они блуждают вдали от Христа, уга­сив духовную жажду заботами житейскими, а еще более развлечени­ями суетными. Даже если бы они зашли в церковь, мысли их бегут во все стороны и они не могут сосредоточить их на песнях церковных, особенно привлечь к ним блуждающее сердце. И вот теперь, когда, наконец, святая Церковь уже прямо призывает «почерпать воды из источников спасения», они или не идут, или посылают за себя других на краткое время. Да и если придут, для них, не приготовившихся по­черпать воды «из источников спасения», в том, что видят они здесь в церкви в спасительный день Господень, нет никакого таинства: они с рассеянным шумом черпают как бы обыкновенную воду и затем ста­вят ее куда-либо в угол, чтобы забыть на целый год. Правда, они в иные трудные времена жизни, может быть, и вспомнят, что почерп­нутая вода есть вода спасения, но только для уврачевания болезней телесных, тогда как Господь подает дар святости этой воде ради глав­ным образом освящения душ, для очищения их от скверн страстей, для отгнания всяких сопротивных сил. Ведь если бы Господь подавал воду эту для исцеления телесных главным образом болезней и если бы исцеление от болезней телесных было главным и нужнейшим для нас благодеянием от Бога, то что препятствовало Ему создать нас безболезненными? Ведь просим мы Его больше всего об избавлении от телесных болезней, забывая, что Он Сам иногда посылает болез­ни телесные, чтобы чрез них удобнее уврачевалась наша душа. А о том, что вода почерпается в нынешний день для освящения душ, за­бывают люди, да и не ценят этого действия воды, не верят почти в него: как, думают они, от омовения тела водою может очиститься ду­ша? Они готовы тогда только признать чудесное действие воды, если заметят какое-нибудь ощутительное движение в ней при освящении (почему ждут, когда всколыхнется она) или если вода освященная по­действует как-либо осязательно и ощутительно на душу. Но напрасны эти ожидания. Неужели важно, чтобы всколыхнулась только вода от сошедшего на нее Святого Духа? Неужели не более важно, чтобы всколыхнулась и душа от этого снисшествия и неужели не могут про­изойти в душе чудные изменения?

Воду Господь освящает, чтобы мы, одетые плотию, чрез видимое омовение тела водою тем удобнее подготовляли душу к омовению ее Духом Святым. Освящение это должно проникнуть глубоко внутрь, в тайники нашего сердца. Тело само только одежда души и нуждается в еще более внешнем покрове разных одежд, то более тонких и лег­ких, то более плотных и толстых. И, конечно, если окропление воды коснется только внешних покровов, одежды или самого тела, то пользы от того не будет: вода останется водою для такого человека. Даже и одних святых мыслей и желаний, возбуждаемых песнями, мо­литвами и священнодействиями благолепными при освящении во­ды, мало: и они — только покров и одеяние души.

Освящение должно дойти до самого сердца. Только когда самое сердце начнет омываться потоками умиления от слышания песней праздничных, когда оно будет окропляться и «помазываться» слове­сами Божественными, сопровождающими освящение воды, пить сладчайшее питие Христовой любви, когда и из самой себя душа бу­дет изводить «реки воды живой», токи смиренных покаянных мыс­лей и чувств, благодатного умиления, утешения и любви к окружаю­щим людям, — тогда, значит, вода Богоявления не осталась простою водою, но освящающее действие ее проникло глубоко внутрь души, до сокровенных недр сердца, и вода сделалась «источником воды, те­кущей в жизнь вечную».

Что же нам делать, чтобы почерпнуть воды «из источников спа­сения», причаститься Христова дара святости, который подает Гос­подь в нынешний славный день Богоявления? Нужно уподобиться путнику, который, зная, что уже очень близко дом, куда он направля­ется, где он должен встретиться с почитаемыми им и любимыми людьми, напрягает все силы, чтобы, хотя на ходу, привести себя в по­рядок и представиться в доме в благообразном виде. Так и мы, долго ходя по разным распутиям удовольствий суетных, в дни святок обыч­но бывающих, от Христа так часто совсем удаляющих, должны упо­требить все усилия, чтобы собрать рассеянные мысли и чувства и привести в порядок, дабы явиться Христу в виде, который не оскор­бил бы Его. Чем дальше от Него блуждало сердце в дни святок и на­копляло во время этих блужданий сор суеты, теряло теплоту любви ко Христу, тем большее усилие нужно употребить, чтобы очистить весь сор, в душе накопившийся, согреть свою холодную для Христа душу, дабы можно было Ему обитать и оставаться в ней. Чем больше накопилось в душе дел, смутивших совесть, тем глубже нужно хотя бы воздыхать, хотя бы чрез то сбросить часть лежащего на душе бре­мени страстей и легче подойти ко Христу, к Себе зовущему: Жажду­щие! Идите все к водам. . . для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает»? Послушайте Меня внимательно… и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша (Ис. 55, 1-3)!

Что нельзя делать в канун Крещения Господня и почему в этот день ходят собирать снег

18 января православные верующие отмечают Крещенский сочельник, который предшествует празднику Крещение Господне. По-другому его называют «Голодная кутья», «Голодный вечер». В этот день верующие люди постятся. Рассказываем, что можно есть в этот день и каких традиций следует придерживаться.

Что можно есть в Крещенский сочельник?

Крещенский Сочельник является днем строгого поста. С утра и до окончания вечернего богослужения в храмах и появления в небе первой звезды постящиеся не употребляют пищу, им разрешается только пить воду.

Вечером за праздничным ужином принято кушать сочиво, которое состоит из отваренных зерен пшеницы, меда и нарезанных сухофруктов. Также за ужином принято было есть постную кашу, овощные блины и медовые оладьи. К слову, именно от традиции варить это блюдо и пошло название Крещенского сочельника.

Что нужно делать в Крещенский сочельник?

  • В этот день умывались снегом, потому что считали, что он поможет избавиться от тяжелых недугов.
  • Также принято убирать в доме, поскольку дом должен быть чист до 19 января — Крещения.
  • 18 января — это последний день в году, когда можно колядовать и щедровать.

Что нельзя делать в Крещенский сочельник?

  • На стол нельзя ставить четное количество блюд.
  • Не рекомендуется устраивать шумные вечеринки и гуляния в этот день.
  • Помимо соблюдения поста в этот день также не рекомендуют употреблять спиртные напитки и вообще переедать.
  • Нельзя скандалить и ссориться.

Традиции в Крещенский сочельник.

Считалось, что под Крещение снег приобретает особые свойства, поэтому его старались собирать и использовать в разных целях. Также люди верили, что снег, собранный 18 января, может исцелять недуги, а если помыться в бане водой из собранного снега, то можно оставаться красивым долгие годы. С давних времен и по сей день существует традиция ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Дома ее сохраняли, так как верили, что она имеет такие же чудесные свойства, что и крещенский снег.

Народные приметы в Крещенский сочельник.

Существует множество примет на погоду и будущий урожай.

  • Звездное небо предвещало, что уродится хлеб, снегопад — что вызреет гречка, а метель — что будут хорошо роиться пчелы.
  • Метель в этот день означала и метель на Масленицу.
  • Сильные ветры с юга предвещали грозовое лето.
  • Также говорили: «Звезды ярки породят белые ярки» — что означало, что овцы принесут большой приплод.

Славянские обряды

Священномученику Феопемпту и мученику Феоне молятся при отравлении различными веществами.

Последний раз ходят ряженые вокруг деревни, горящие головни носят, медвежьей лапой во всякое окошко стучат. В этот день Коляда «отъезжает на белых конях». В Полесье на оконных рамах и дверях рисуют деревья, коней, людей и телеги. Кое-где «выписывают Коляду»: рисуют на окнах и дверях по три креста мелом, крестясь, имея при себе хлебец, свечу, тарелку, ложку кутьи, держа под рукой шапку. После этого садятся ужинать («вечéрати»).

Обрядовая трапеза в Крещенский сочельник проходила по обычаям «колядных» (праздничных святочных) ужинов. Готовили нечётное количество постных блюд.

Восточные славяне обязательно варили кутью, блюда из гороха или бобов, узвар из сухофруктов, пекли блины и хлебные изделия. За ужином повторялись некоторые рождественские обычаи: приглашали «мороз» («волка», «птиц», «зверей» и других персонажей) к ужину; подбрасывали к потолку первую ложку кутьи; зажигали свечу «для мёртвых»; откладывали с каждого блюда часть для душ предков.

Болгары в Крещенский сочельник устраивали последний святочный ужин (болг. кадена вечеря): к постным блюдам добавляли грецкие орехи, зерно; ставили свечу, не догоревшую после предыдущих двух святочных трапез.

Хорваты Самобора только в канун Крещения начинали есть обрядовый хлеб летница (хорв. letnica), который каждый раз выкладывали на праздничный стол в канун Рождества, Нового года, Крещения.

Словенцы (горен., долен., штирий.) пекли на святки три хлеба, самый большой из которых (словен. poprinjak, mocen kruh) ели в день Трёх королей, чтобы быть сильными и здоровыми.

В Родопах пекли аналогичный рождественскому хлеб с запечённой монетой, используемой для гадания о счастье. После ужина кормили домашнюю птицу в обруче от бочки, гадали, обвязывали фруктовые деревья соломой, совершали другие обряды, сходные с магической практикой рождественско-новогоднего цикла (в.-слав., болг.).

Чтобы «увидеть» Крещение Господне ставили чашу с водой и смотрели, колыхнётся ли вода в полночь. Если в полночь вода колыхнулась, то бежали смотреть «развёрстые небеса». При этом говорили: «Увидишь сполохи — проси хоть царствия небесного. Всё исполнится».

В полночь ходят на реку, родник, колодец набрать воды, которой приписывают целебные свойства и которую тщательно оберегают. Во чисто поле снег копать ходили хоть ветхие деды, хоть молодицы. Умываются снеговой водою поутру в день Крещения красные девушки, — чтобы «без белила белыми быть, без румяна — румяными».

Снег этого сочельника считается целебным, про него говорили: «подмешивай в корм – не зябок скот станет; сыпли курам — будут яйценоски. Снеговая же баня красоты прибавляет, хворь из тела гонит. Хорош он и для беления холстов». Этим снегом лечили недуги — онемение в ногах, головокружения, судороги. Крещенской водой окропляют ульи во время собирания роев. Собранный за околицей (за селом), в поле — сыпали в колодец. Это делалось для того, чтобы вода была в колодце всегда в изобилии и никогда не загнивала бы.

Выставляли на ночь в чашках разные вида зерна и утром осматривали — на которое зерно выпал иней: «тому и родиться в этом году».

Корреспондент «Тамбовских губернских ведомостей» за 1864 год сообщает об обряде, по которому день называли «Свечой»:

Во время вечерни женщины ставят к сосуду, в котором освящается вода, перевязанные нитками или лентами свечи, а по освящении воды берут их домой и хранят. Эти свечи зажигаются перед иконами во время родов.

Пчеловоды ставят одну свечу к кресту и три к сосуду с водой, причём, когда зажигают сии последние, стараются, как можно больше накапать воску в воду и поставить свечи так, чтоб они отекали, и капли воску упадали в воду. По освящении воды они стараются прежде всех зачерпнуть её в сосуд, чтобы поймать поболе воску, плавающего на поверхности. Пришедши, домой, тотчас отправляются в омшаник, кропят святой водой летки ульев и оставляют её там, в сосуде до выставки пчёл на пасеку.

Праздничный ужин в крещенский сочельник назывался «голодной кутьёй». Обязательным блюдом этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель. Молодёжь в крещенскую ночь проводила последнюю святочную вечёрку с песнями, гаданиями и другими развлечениями.

Сербы говорят, что ночью небо открывается и все воды в этот момент прекращают течь, останавливаются. Некоторые даже считают, что и ветер перестаёт дует и вся вода превращается в вино. Кто в этот момент зачерпнёт воду, то она останется вином и будет лекарством от всех болезней.

Из соломы, лежавшей в сочельник во время ужина под скатертью, делали перевясла и обвязывали фруктовые деревья, чтобы лучше плодоносили. В Полесье на Водяную коляду хозяин идёт вечером босыми ногами в сад и перевязывает деревья, чтобы «не боялись мороза» и приговаривает дереву: «Я босой пришёл не боясь мороза и ты не бойся».

Святки подходят к концу, и с ними страшные вечера, когда нечисть кудесит. Чтобы избавиться от нечисти, в богоявленскую ночь накануне Крещения толпа молодых парней верхом на лошадях носится по всем дворам, бьёт мётлами и кнутами по всем тёмным углам и закоулкам с заклинаниями, криком и визгом. Вдобавок к этому на дверных косяках, на притолоке, на дверях хлевов, амбаров, мельниц рисуют мелом или углём кресты. Особенно опасен в крещенскую ночь оборотень «Огненный змей», являющийся девушкам в виде прекрасного юноши.

Сохранились известия о русском обычае Кликанья плу́ги, связанном с пахотой, проводившемся на Крещенский вечер, а с введением нового года с 1 января — на Васильев вечер.

Тульское поверье

«Лютует под Крещенье — больше всей другой нечисти поддонной — Огненный змей. Известно всем и каждому на Руси, что такое за диво Огненный Змей. Все знают, зачем он и куда летает. Огненный Змей – не свой брат; у него нет пощады: верная смерть от одного удара. Да и чего ждать от нечистой силы! Казалось бы, что ему незачем летать к красным девицам; но поселяне знают, за чем он летает, и говорят, что если Огненный Змей полюбит девицу, то его зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берётся. Всякий видит, как Огненный Змей летает по воздуху и горит огнём неугасимым, а не всякой знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, – говорят старушки, когда завидит девица такого молодца. Умеет оморочить он, злодей, душу красной девицы приветами; усладит он, губитель, речью лебединою молоду молодицу; заиграет он, безжалостный, ретивым сердцем девичьим; затомит он, ненасытный, ненаглядную в горючих объятиях, растопит он, варвар, уста алые на меду, на сахаре. От его поцелуев горит красна девица румяной зарей; от его приветов цветёт красна девица красным солнышком. Без Змея красна девица сидит во тоске, во кручине; без него она не глядит на Божий свет; без него она сушит себя».

Для защиты от нечисти, считали крестьяне, надо начертить крест на двери и оконных рамах, насыпать на печную загнетку снега, собранного в крещенский вечер. Говорят, что когда змей, проникнув через трубу, станет на крещенскую воду — то погибнет навсегда.

Литература

  1. Агапкина Т. А., Виноградова Л. Н. Благопожелания: ритуал и текст. // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал / Отв. ред. Н. И. Толстой; Институт славяноведения и балканистики РАН. — М.: Наука, 1994. — С. 168—208. — ISBN 5-02-011499-5.
  2. Антонић Д., Зупанц М. Српски народни календар. — Београд, 1988. — ISBN 86-81369-02-4.
  3. Банников Е. Зимние Святки // Славянские праздники и обряды: Православный календарь. — М.: Гелеос Издательский дом, 2008. — 41 с. — ISBN 9785818914824.
  4. Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб.: Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5.
  5. Январь / Валенцова М. М., Плотникова А. А., Ясинская М. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 632–636. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  6. Гадание / Л. Н. Виноградова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 482—486. — ISBN 5-7133-0704-2.
  7. Крещение / Виноградова Л. Н., Плотникова Л. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 667–672. — ISBN 5-7133-1207-0.
  8. Власов В. Древнерусская агрономия и христианство // Наука и жизнь. — М.: Правда, 1989. — № 9. — С. 44–49. — ISSN 0028-1263.
  9. Гадло А.В., Егоров С.Б., Верняев И.И., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России: Южные окрестности Петербурга, Приладожье, Центральные районы Псковщины. — СПб.: Санкт-Петербургского университета, 2004. — 252 с. — ISBN 5-288-03047-2.
  10. Гошко Ю. Г. Соціалістична обрядовість на Україні:Історичний досвід та сучасні проблеми. — К.: Наукова думка, 1983. — 223 с.
  11. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  12. Коринфский А. А. Крещенские сказания // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 120—127.
  13. Змора / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 341–344. — ISBN 5-7133-0982-7.
  14. Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.). — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2. (белор.)
  15. Молчанов Б. А. Человек и природа в традиционном правосознании народов Северной России. — Архангельск: Поморский гос. университет, 1998. — 216 с. — ISBN 5-288-03047-2.
  16. Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  17. Никитина А. В. Русская традиционная культура : учеб. пособие для иностранцев. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2002. — 338 с. — ISBN 5-288-02197-X.
  18. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7.
  19. Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. — СПб.: Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
  20. Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X.
  21. Усов В. В. Русский народный православный календарь. — М.: Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 1. — 512 с. — ISBN 5-7578-0028-3.
  22. Ястребов И. С. Обычаи и песни турецких сербов. — СПб.: Типография В. С. Балашева, 1889. — XXIV + 626 с.

> Ссылки

  • Православный календарь. Навечерие Богоявления (pravoslavie.ru)
  • Крещенские колядки (аудио)

Domblago

Крещение Господне. Крещенский сочельник. Что нельзя и что нужно делать в Канун Крещения.

19 января православные христиане празднуют Крещение Господня или Богоявление. В этот день было явление Божества Спасителя и торжественное вступление его в Свое спасительное служение.

В канун Крещения в храмах совершаются царские часы, Литургия и всенощное бдение, начинающееся великим повечерием.

В этот праздник проводят два великих водоосвящения.

Первое водоосвящение проводят накануне праздника в храме. В древности это водоосвящение совершали для крещения оглашенных (еще не крещеных людей, но уже получивших наставление в основах веры и желающих принять крещение). Впоследствии это водоосвящение стали совершать «в воспоминания крещения Господня».

Другое водоосвящение совершается в сам праздник и проводится под открытым небом. Источником этого обычая считается обыкновение древних иерусалимских христиан вспоминать крещение Спасителя, выходя в день Богоявления на реку Иордан.

19 января в народе называют Водокрещи-Богоявление. Этим днем заканчиваются Святки.

Канун Крещения (18 января) называют «Крещенский вечерок» или «Крещенский сочельник».

С этим днем связано множество народных традиций и примет. Например, если в этот день нечаянно рассыпать какую-нибудь крупу, то год будет хлебным. Или добрым, если в этот вечер незваным придет в гости старый друг. Бессонница в ночь на Крещение предвещает год спокойный.

В старину выставляли на улицу чаши с зерном на всю ночь, утром смотрели, какое зерно покрылось инеем, на ту культуру и будет урожай (так наверное можно поступить и с семенами современным огородникам и садоводам).

По традиции в канун Крещения нужно обязательно провести тщательную уборку жилища, очистить его не только от мусора и грязи, а так же и от отрицательной энергии.

Как очистить дом от отрицательной энергии, читаем

В этот день предписано соблюдать строгий пост, быть воздержанным не только в еде, но и в поведении.

В Крещенский сочельник категорически нельзя ссориться, обижаться, а так же веселится. В принципе не удивительно, так как считается, что это время разгула нечистой силы, следовательно, привлекать и подкармливать ее излишними эмоциями чревато неприятными последствиями.

Для того что бы оградить себя и свое жилище от ее нападок проводят защитные обряды, делают обереги. Например, в канун Крещения обязательно ставят крестики мелом на дверях и окнах для защиты от проникновения всего бесовского.

В этот же день можно сделать веник, ярко и нарядно украсить его и подвесить на стене в прихожей или на кухне.

Такой веник будет прекрасным оберегом на весь год, им можно символически обметать дом по часовой стрелке как бы выметая отрицательную энергию из своего жилища.

Если такой веник поставить прутьями вверх около порога, то он сможет стать защитой от любой нечистой силы.

Кроме того, веник, сделанный в Крещенский вечерок, можно кинуть вслед человеку с дурным глазом или приходящему в дом с дурными намерениями.

А весной такой веник можно поставить на огороде для защиты от сглаза и вредителей.

Если в доме случится несчастье, веник с Крещенского сочельника нужно будет закопать на перекрестке дорог, так как он впитает в себя всю плохую энергетику и держать в доме его будет уже нельзя.

Гадать и ворожить в Крещенский сочельник запрещается категорически.

В народе есть поверье, что колдовство в Крещенский вечерок может высвободить из потустороннего мира черта, и он будет вредить человеку на протяжении всей дальнейшей жизни.

Вообще в народе считается колдовство и гадание сговором с нечистой силой, а так как в канун Крещения она становится наиболее опасной и обретает небывалую мощь, то от магии на это время действительно стоит отказаться.

А вот в сам праздник Крещения Господня (19 января) ворожба и обрядовые действия, нацеленные на обретение благополучия, здоровья, любви и так далее, обретают особую силу.

Хоть на ворожбу в Крещенский сочельник есть строгий запрет, молодые и отчаянные люди все равно выходят гадать на суженого и будущее. так как этот вечер считается последним днем святок и святочных гаданий.

Однако если на Крещенский сочельник нельзя заниматься магией, то провести защитный обряд для счастья и здоровья своих детей не только можно, но и нужно, и именно в этот день.

Для этого обряда необходимо подготовить фотографии детей, желательно в полный рост, немного святой воды, 3 свечи церковных и тарелочки, по возможности без рисунка по количеству фотографий.

Фотографии положите на тарелочки, зажгите свечи. Прочитайте молитву «Отче наш» три раза. Окропите фотографии святой водой и прочитайте три раза заговор:

«Господи, Исусе Хресте! Водой рабов Твоих (имена детей) окроплю, все скорби и беды навсегда удалю. Водица-царица, унеси от них час худой и лихой, скорби и болезни. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

После чего, свечки нужно затушить, только не сдувайте огонек, а потушите его руками, или еще каким-либо другим способом.

Фотографии положите в Библию и пусть они так хранятся. В следующий Крещенский сочельник обряд можно повторить.

Если вы не знаете молитву «Отче наш», то ее можно читать с молитвослова, а вот заговорные слова необходимо написать на чистом белом листе бумаги собственноручно или выучить наизусть.

Самое большое чудо Крещенского сочельника в том, что в ночь с 18 на 19 января вся вода становиться святой, целебной.

Считается, что в канун Крещения, ровно в полночь, сам Иисус Христос окунается в воду, от того она «колышется».

В давние времена, в канун Крещения, перед полу ночью, люди выходили на улицу к водным источникам (рекам, озерам, колодцам и так далее) для того что бы набрать Крещенской воды, обладающей очень большой целебной силой и, как только завидят колыхание воды, загадать самое заветное желание.

Набранную воду применяли не только для исцеления, но и в магии, особенно в ритуалах избавляющих от порчи, гордыни, зависти, чревоугодия, любвеобильности, гнева, жадности, уныния. Кроме того, Крещенская вода использовалась, как сильнейшее средство для борьбы с нечистой силой и отрицательными энергиями.

В канун Крещения, если реки или пруда по близости не было, воду наливали в посудину и ставили на стол, ожидая «колыхания воды».

В народе есть поверье, что в эту ночь вода колыхается сама собой, и как только замечали самопроизвольное движение на поверхности воды в чаше, выходили на улицу и загадывали желание, просили милости, избавления от бед, обращая взор на «разверстые небеса».

Такой обряд в народе считался одним из самых сильных, утверждали даже: «Увидишь сполохи (на поверхности воды) — проси хоть царствия небесного. Все исполнится».

Здесь я хочу добавить личные наблюдения.

В этом году я решила проверить правдивость народного поверия о самопроизвольном колыхании воды.

За несколько минут до полуночи, миску с водой поставила в том месте, где точно никакое воздействие из вне не сможет оказать на нее влияния. После 24 часов стала наблюдать за поверхностью воды. Где-то минуты через три, по самому краешку заметила мгновенное колыхание, оно было на столько коротким, что я не поверила своим глазам, однако через пару минут колыхание повторилось и кроме как «всполохи» это назвать было никак нельзя.

Велика мудрость народная, как четко было подобрано слово, описывающее движение воды — это действительно походило на всполохи, очень короткое и энергичное движение, как выразилась моя сестра: «брык-брык», причем не на всей поверхности, а только в одной маленькой ее части по самой кромке воды в чаше.

Вообще считается, что в эту ночь вся вода становится святой, даже та, что течет по водопроводным трубам. Но я как то не особо в это верю, поэтому всякий раз, как Крещенская вода из моих запасов подходит к концу, вечером 18 января, наливаю в кастрюлю или чистый таз воду из-под крана и выставляю ее на улицу, так что бы в ней отражалось небо. Воду оставляю на всю ночь.

Утром емкость с замороженной водой заношу в дом, даю растаять, сливаю в чистые бутыли и убираю в укромное место до тех пор, пока не появится в ней необходимость. Самое интересное в том, что такая вода не портится и не протухает на протяжении многих лет (проверено на практике лично).

По тому, как замерзла вода в Крещенскую ночь можно судить о том, что ждет вас в новом году.

Если лед будет ровным и красивым то это хороший знак, если вода замерзнет воронками или клубками, то, скорее всего, вас ожидают трудности и мелкие неприятности.

Более подробно о Крещенской воде можно прочитать .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *