Православный старообрядческий крест

История гонения

Все началось достаточно давно, примечателен тот факт, что раскол церкви стал причиной гибели большого количества людей, поддержавших старую веру. Но, несмотря на это, старообрядцы смогли пережить казни, публичные расправы и катастрофически большие налоги. Староверы существуют и до сих пор, только в России их около двух миллионов.

Тельник старообрядца

В 1650–1660 годах произошел раскол церкви на два лагеря. Причиной его послужила реформа. Одни восприняли неведение как должное, другие стали считать, что реформа пытается навязать им инородную веру, которая не имеет никакого отношения к православию.

Церковная реформа Никона и царя Алексея Михайловича, по сути, разделила людей и стала причиной серьезных разногласий. В результате споры перешли в активные действия, которые привели к массовым репрессиям в отношении тех людей, которые не поддерживали нововведения.

Реформы Никона начались в 1653 году, реакция на деятельность митрополита не заставила себя долго ждать. В 1656 году на Поместном соборе Русской православной церкви состоялось знаменательное событие: всех, кто крестился двумя перстами, объявили еретиками. Крест заменили, а книги, свитки и другие символы должны были быть уничтожены. Все те, кто продолжит креститься двумя перстами и исповедовать старую веру, будут отлучены от церкви и преданы анафеме.

С этим решением были согласны не все, возникшие разногласия привели к тому, что вера оказалась под угрозой. Страна могла погрузиться в религиозную войну. Ситуацию усугубили действия священнослужителей, которые самостоятельно нагнетали обстановку. Желая подчинить староверов своей воле, приняли документ под названием «12 статей».

Массовые казни и расправы над староверами начались уже после Поморского сбора, повлиять на ситуацию царице Софье так и не удалось. Впрочем, страна находилась в зыбком положении, а религиозные казни и подлоги только усугубили обстановку. «12 статей» не разрешили ситуацию, после их выхода появилась череда подлогов, ложь и смута привела к тому, что были казнены тысячи ни в чем не повинных граждан, пострадали и священники.

Несмотря на то что книги, свитки и сами староверы подвергались гонениям, публичным казням, удалось пережить Смутное время. Ситуация разрешилась с приходом к власти Петра Первого. Император отнесся к старообрядцам сравнительно лояльно. Он разрешил им существовать и отменил «12 статей». Но существование это было полулегальное.

По закону:

  1. Браки старообрядцев считались незаконными.
  2. Староверам запрещалось занимать высокие посты.
  3. Крещение считалось незаконным.
  4. Дети, рожденные в браке со староверами, считались незаконнорожденными.

Кроме того, всем тем, кто отклонился от религии, нужно было платить двойной налог. Если же человек уклонялся от уплаты налога, то его могли казнить, подвергнуть пыткам или отправить на каторгу.

Старообрядческий восьмиконечный крест

Несмотря на то что старообрядцы все так же подвергались репрессиям, их ослабление позволило сохранить многим людям жизнь. Чтобы сохранить привычный уклад, избежать порицаний и налогов, многие верующие ушли в леса или иммигрировали. Это позволило им не только продолжить нормально жить, но и узаконить браки. На территориях большого количества стран староверы жили общинами, строили дома и церкви.

По некоторым сведениям, в XIX веке старообрядцами являлась треть всего населения Российской империи.

В 1846 году благодаря стараниям митрополита Амвросия удалось облегчить ситуацию в стране, власти пошли на определенные компромиссы, в результате чего было введено единоверие. На территории Австро-Венгрии староверам удалась восстановить епархию. Но митрополита и его решения приняли не все, некоторые из староверов стали считать его еретиком, который желает воздействовать на них и уничтожить вероисповедание.

В 1883 году удалось добиться некоторых послаблений в отношении староверов, им было разрешено занимать общественные должности. Позже, в 1905 году вышел указ, который частично отменил ограничения в отношении граждан, крестившихся двумя перстами и использовавших восьмиконечный крест.

Власти СССР относились к представителям этого религиозного веяния относительно благосклонно. Несмотря на то что большевики не принимали веру и бога, к старообрядцам у них не было особых претензий. В то время как священнослужители по всей стране опасались за свою жизнь, церкви уничтожали и грабили, иконы сжигали и продавали, староверы жили относительно спокойно.

Во Вторую мировую войну одни староверы, несмотря ни на что, ринулись защищать Родину от врагов, а другие предпочли скрываться в лесах.

Когда каторга, высокие налоги и казни остались в прошлом, многие староверы приняли решение вернуться в Россию. Сегодня есть несколько крупных поселений, которые находятся на территории нашей страны, в которых люди живут хозяйством, занимаются земледелием, сбором урожая, ходят в церковь и по-прежнему крестятся двумя перстами.

Символика и особенности

Одним из символов старообрядцев считается восьмиконечный крест, четырехконечный и шестиконечный символы веры относят к неполноценным. По преданию, именно такой крест обнаружила царица Елена на горе Голгофе.

Итак, о чем свидетельствует этот символ:

  • содержит, кроме большой перекладины, еще две;
  • верхняя перекладина символизирует табличку на кресте с именем Христа, на котором он был распят;
  • нижняя перекладина предназначена для ног Иисуса;
  • на верхней перекладине имеется надпись «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

С нижней перекладиной, которая предназначена для ног все сложнее. По приданию, если левый край нижней перекладины поднят, то это говорит о том, что грешник раскаялся, и его грехи и праведные дела при погружении на весы позволили отправить человека в рай. Если же край перекладины смотрит вниз, значит, грешник при распятии не раскаялся в своих грехах, не попросил прощения у Бога и тем самым усугубил свои грехи и отправился в ад.

Такие кресты с тремя перекладинами используют только староверы, в современной православной церкви используют во время литургий и богослужений четырехконечный крест. На нем нет подпорки для ног и таблички с надписью.

Если верить преданию, то когда Иисуса распяли на кресте, один из преступников стал издеваться над ним. Он сказал: «Если ты Бог, то освободи нас». А другой преступник сказал: «Он невиновен и осужден по ошибке, а мы настоящие преступники». Тот преступник, который сказал правду, был отправлен в рай. Об этом и свидетельствует нижняя подпорка под ноги, край которой поднялся.

Начиная с 1577 года восьмиконечный крест был помещен на гербе государства Российского, ситуация изменилась в 1625 году еще до реформ Никона: крест было решено заменить на третью корону.

А также можно встретить изображения, которые использовались в войны: на знаменах изображался именно восьмиконечный крест красного, зеленого или синего цвета. Но такие знамена также относят к 1630 годам, после реформы знамена с подобными крестами не использовались больше.

Есть еще одна разновидность религиозного символа — это крест Голгофы, монашеский символ. Представляет собой восьмиконечный крест, помещенный на символическое изображение горы Голгофы, которая чаще всего выглядит в виде нескольких ступеней. То есть крест помещен на ступени, с одной стороны его имеется копье, с другой — находится трость с губкой.

На символе есть надписи:

  1. Над средней перекладиной ІС ХС — имя Иисуса Христа.
  2. Под ней греческая надпись Ника — Победитель.
  3. СНЪ БЖІЙ — надпись на табличке или около нее (может быть заменена аббревиатурой ІНЦІ — Іисусъ Назорей, Царь Іудейскій).
  4. Надпись над табличкой: ЦРЪ СЛВЫ — Царь Славы.
  5. А также есть две буквы К и Т, которые обозначают трость и копье с губкой.

В XVI веке на Руси появилась традиция, которая заключалась в том, что возле изображения Голгофы помещались дополнительные буквы.

М Л Р Б — место лобное распят бысть; Г Г — гора Голгофа; Г А — глава Адамова. А также было принято изображать под ступенями кости и череп. На Руси и эти изображения немного изменились.

В настоящее время крест с горы Голгофы не имеет широкого распространения, встретить его достаточно сложно.

Увидеть же восьмиконечные кресты можно не только на литургии и богослужениях, но и на кладбищах староверов.

У староверов есть еще несколько особенностей, которые стоит упомянуть, помимо креста: верующие совершают земные поклоны, как и мусульмане, в землю. Совершая поклон, верующий должен коснуться коленями и лбом земли. Таким поклонам отдают предпочтение только старообрядцы. Когда верующие молятся, они касаются коленями и лбом не земли, конечно, а молитвенного коврика.

Еще одной особенностью богослужения староверов является пение. До реформы Никона во всех церквях при богослужениях пели в один голос. Пение остается монотонным, мелодичным. Несмотря на то, сколько именно человек задействовано в пении, голоса должны сливаться в один голос, одну мелодию.

Но из-за большого количества гласных букв понять, о чем поют, во время богослужения бывает сложно.

Есть еще несколько особенностей, которые отличают веру старообрядцев от современной православной веры:

  • написание имени Иисус без дополнительной буквы «И» (то есть имя пишут с одной буквой «И», а не на греческий манер с двумя буквами);
  • верующие используют старинные термины и придерживаются старинного написания слов;
  • крещение детей проходит с полным трехкратным погружением в воду;
  • богослужения проходят по Иерусалимскому уставу;
  • отмечается сохранность действий, которые совершаются во время обряда.

Несомненно, восьмиконечный крест можно считать ярким религиозным символом старообрядцев. Его помещают на купола церквей, носят на теле и ставят в качестве памятника на могилу умершего. Но традиции староверов, их манера жизни и поведения с течением времени претерпели определенные изменения. Несмотря на все события, людям удалось пережить трудные времена и сохранить свою веру.

Старообрядческие нательные кресты

Традиции неотрывно связаны с вероисповеданием. Поэтому, кроме всего прочего, мы занимаемся изготовлением изделий религиозного назначения. Основу этих изделий составляют старообрядческие кресты. Почему именно старообрядческие? Это тоже связано с традицией. Дело в том, что, к примеру, до революции 1917 года среди Кубанских Казаков было 85% старообрядцев. Уральское Казачье Войско практически полностью состояло из них. Немало старообрядцев было и среди Донских Казаков. По казачьей традиции родовые регалии ( оружие и т.п.) передаются от деда внуку. Так же это распространяется и на предметы культового назначения. Нательные кресты не исключение. Они тоже передавались от деда внуку. Поэтому часто можно встретить Казака пребывающего в новообрядческой Церкви, но со старообрядческим нательным крестом.

И в наше время есть немало Казаков старообрядцев, и мы решили сделать акцент именно на изготовление таких крестов. Тем более, что их редко можно найти в розничной продаже. Еще реже встречаются кресты с хорошим качеством изготовления.

Предлагаем Вашему вниманию коллекцию православных старообрядческих крестов, которыми пользуются старообрядцы, единоверцы и конечно Казаки. Вы можете заказать любое изделие и в любом количестве. Цены и вес указаны под фотографиями. В настоящее время мы имеем около 20 моделей крестов. Все вместе их можно увидеть на странице «Каталог старообрядческих нательных крестов». Каждую модель можно изготовить из любого метала (золото, серебро, мельхиор, латунь). Ушки у крестов изготавливаются под любой размер цепи или гайтана.

Крест старообрядческий и православный

Собственно изображения крестов в Православии и старообрядчестве одинаковы. Отличаются друг от друга только нательные православные и старообрядческие кресты, которые называются «тельники». Это название просто сохранено с дониконовских времен — так называли кресты с самого Крещения Руси и до 17 века.

  • Сегодня большинство православных крестов сделано, как ни странно, в католической традиции. Крест изображается только с одной большой перекладиной, лаконично. Возможно, это есть то объяснение, что такие кресты стоят дешевле, их изготовление, особенно в металле, менее затратно.

  • Тем не менее, старообрядческие кресты — это просто изображение крестов такими, как их носили большинство наших предков до 17 века. Они сохраняют все особенности надписей и рисунков Голгофского креста.

  • Крест традиционно изображается восьмиконечным, с дополнительными нижней и верхней перекладинами, но вписанным в более удобную форму четырехконечного креста. Это воспроизведение известного и реального исторически существовавшего Креста Иисуса Христа.

  • Самая верхняя перекладина — это табличка на Кресте Христа с надписью ИНЦИ. Эта надпись известна из Евангелия и означает «Иисус Назарянин Царь Иудейский».

  • Самая нижняя, косая перекладина — опора для ног, традиционно ставившаяся на крестах. Ее символический смысл — напоминание об истории двух разбойников, распятых справа и слева от Христа. Правый конец перекладины поднят в воспоминание о благочестивом разбойнике, покаявшемся на кресте в своих грехах, считавшего себя недостойным рая — и первым вошедшим с Христом в Царствие Небесное. Второй конец опущен, в воспоминание о проклинавшем Бога втором разбойнике. Эта история — свидетельство о том, что и сама смерть каждого человека может изменить его загробную жизнь.

  • Изображение слева копья, справа трости — орудий казни Спасителя. Копьем римский солдат проткнул уже скончавшегося Христа, чтобы понять, умер ли Он, и из бока Его «истекли Кровь и вода». На трость насажена губка с уксусом, ее подал один из солдат Христу.

  • Внизу изображен череп — это голова Адама, то есть символически изображается захоронение первого человека. По преданию, именно около Голгофы он был погребен в древние времена.

  • Надпись наверху — «СНЪ БЖIЙ» — означает, что Христос — Сын Божий.

  • Табличка на Кресте Христа с надписью ИНЦИ — сокращение от «надписания вины», которое должно было висеть над каждым, кто умирал позорной крестной казнью. Надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский» написана Понтием Пилатом, который хотел показать иудеям, что на Христе вины нет, устыдить их.

  • Буквы слева «К» и справа «Т» — своеобразные подписи изображенных предметов: копья и трости.

  • Надпись слева «МЛ» и справа «РБ» — церковнославянская фраза «место лобное рай быть», то есть на русском языке: «Место казни стало раем». Надпись напоминает, что смерть Христа, Его жертв за грехи людей открыла всем рай, закрытый после грехопадения Адама.

  • Еще ниже, у ступеней слева и справа по одной букве «Г» — это значит, что ступени символически показывают гору Голгофу.

  • Около черепа слева буква «Г», справа буква «А», подписывающие его как «голова Адама».

  • Важнейшие и самые крупные надписи у Креста — «IC ХC» и «НИКА» над и под длинной перекладиной, к которой были прибиты руки Христа. «Ника» переводится с греческого как «победа» и находится обычно не на самом Кресте, поскольку исторически ее не было на Кресте Христовом. По преданию, его стали писать около Креста после видения императора Константина Великого, описанного нами. Однако возможно, что такая традиция появилась еще раньше, ведь апостолы и евангелисты называли Христа Победителем ада и смерти. Именно это в полном смысле означает надпись: силой Христа побеждается грех и смерть. Со временем эта надпись появилась и на просфорах (церковный пресный хлеб с печатью из креста на плоской вершине, из которого вынимаются частицы с поминанием имен людей; просфору дадут вашим близким или вам при подаче записки «О здравии» на Литургию) и святом артосе (большой круглый хлеб, освящаемый после Пасхи в память о Христе).

  • Точно так же изображается Крест на одеянии монахов-схимников и на ряде икон. Таким образом, каждый православный человек может при желании носить и старообрядческий нательный крест, тельник. Отметим лишь, что в старообрядческой традиции особо выделяются женские кресты: они имеют символическое изображение цветов под названием «лепестки» на собственно перекрестии Креста.

Почему старообрядцы не носят кресты с изображением распятого Христа

В середине XVII столетия Никоновская реформа расколола Русскую православную церковь. С этого времени между никоновцами и сторонниками старого обряда наблюдаются существенные отличия во внешней атрибутике, коснулись они и нательного креста.

Кресту, как одному из главных символов веры, староверами всегда придавалось особое значение. После Никоновской реформы для них принципиальным было сохранить его традиционную форму – восьмиконечный крест, иногда вписанный в четырехконечный. При этом женские нательные кресты у староверов, согласно традиции, отличались от мужских: они не имели резко очерченной формы и скорее напоминали лепестки цветов. На обратной стороне старообрядческого креста были всегда записаны слова молитвы: «Да воскреснет Бог, и разыдутся враги его или Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Впрочем, будет несправедливо утверждать, что восьмиконечная форма креста – отличительная особенность исключительно старообрядчества. Такие кресты встречаются и в Русской, и Сербской православных церквях. Другое дело, что современная Православная церковь допускает шести– и четырехконечные кресты, которые староверы считают неполноценными. Они обращают внимание на то, что четырехконечный крест – это сугубо католическая традиция (старообрядцы называют его «крыж латынски»).

В этом они ревностно следуют преданию, согласно которому царица Елена, мать римского императора Константина I, в IV веке при раскопках на Голгофе обнаружила восьмиконечный крест – именно на нем был распят Спаситель. Любопытно, что восьмиконечный крест с середины XVI столетия размещался на гербе Российского государства, однако в 1625 году правительство решило заменить его на третью корону.

Что же символизирует восьмиконечный крест? Кроме большой перекладины, к которой были прибиты руки Христа, там есть также верхняя и нижняя планки. Верхняя отождествляется с табличкой, на которой содержалась надпись: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». В Евангелие по этому поводу сказано: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19:19-22).

В старообрядческой среде по поводу этой надписи всегда шли споры: многие считали святотатством размещать на нательном кресте слова того, кто подверг Христа поруганию и отправил его на смерть. Среди них выделялись представители поморского и федосеевского толка. Один из идеологов старообрядчества, архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий, даже подал челобитную царю Алексею Михайловичу, чтобы тот запретил «пилатову надпись». В подавляющем большинстве случаев всего этой надписи на крестах староверов нет, но иногда она заменена аббревиатурой ИНЦИ или INRI (на латыни).

Еще одна перекладина – нижняя – была предназначена для ног Иисуса. У нее тоже своя история. По устоявшейся церковной традиции ее считают своеобразным «мерилом праведности». Неслучайно одна сторона этой планки поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, казненного вместе с Христом, другая соответственно направлена вниз и указывает на преступника, не принявшего обещанную Иисусом благодать.

Старообрядцы всегда считали, что нательный крест, который выдается при крещении, снимать ни в коем случае нельзя. Это относится даже к посещению врача или бани. Впрочем, если же верующему по каким-либо причинам пришлось снять свой нательный крест, необходимо прочесть специальную молитву: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови и освяти и сохрани мя силою Креста Живоноснаго Ти».

До XVII века православные нательные кресты были лишены изображения распятого Спасителя (такая традиция была свойственная Католической церкви), однако после Раскола у сторонников патриарха Никона стали появляться нательники с образом Христа. Приверженцы старого обряда продолжали носить традиционные кресты, считая новый обычай неканоническим. Такая тенденция характерна и для настоящего времени.

По убеждениям старообрядцев крест с изображением распятого Христа уподобляется иконе, которая предназначена не для ношения, а для непосредственного созерцания и молитвы. Более того, изображение распятия фактически означает то, что Спасителя распинают дважды, так как крест сам по себе уже является символом распятия.

Староверы считают крест символом, а икону образом. Получается, что, пряча икону под одеждой верующий по сути превращает ее в языческий амулет. Еще в IV веке Василий Великий с осуждением писал об этом: «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».

Кто они такие?
Калласте основали старообрядцы. Это общеизвестный факт. Сами себя они называют староверами, подчёркивая тем самым, что расходятся с православными не столько в обрядах, сколько в самой сути веры. В прошлом роcсийское правительство и православная церковь использовали также термин «раскольники», недвусмысленно намекая на «истинных виновников» церковного раскола в России.
Терминология важна, но мне интересно другое: как община причудских старообрядцев в несколько тысяч человек смогла на протяжении трёх столетий уцелеть в круговерти истории, не раствориться в более крупных этносах, сохранив свою веру и язык.
Приходится признать, что ответ на вопрос очевиден: изоляция религиозная, культурная и социальная. Минимум контактов с внешним «антихристовым» миром и максимум усердия в следовании «древнему благочестию».
Так кто же они такие, эти странные и малопонятные на первый взгляд люди, которые ещё в 19 веке наряду с евреями считались чуть ли не главными врагами церкви и государства Российского?
Факт первый. Христианство пришло на Русь при князе Владимире в 988 году из Византии со всеми обрядами, ритуалами и обычаями.
Факт второй. После падения Византии в 1453 году русская православная церковь пустилась в «свободное плавание». Уже не приезжали греческие священники, не привозились богослужебные книги и иконы, контакты с «материнской» церковью были близки к нулю. В 1589 года русская церковь становится полностью независимой и выбирает своего патриарха.
Факт третий. В сер. 17 века Россия, по выражению историка Ключевского , «собралась в дорогу». Контакты с внешним миром возросли, в обществе назревают серьёзные перемены и тогдашний патриарх Никон ( 1605 — 1681) , в миру Никита Минов, предлагает царю провести в духе времени церковную реформу. Идея была благородная: привести русские церковные обряды, ритуалы, атрибуты и традиции в согласие с греческими, то есть провести своего рода «очищение» церкви от всех несоответствий, накопившихся в ней за века изоляции.. Начать решили с богослужебных книг, в коих за несколько веков переписывания действительно накопилось немало ошибок , затем взялись за «неправильно написанные» иконы, неправильно сложенные пальцы при совершении крестного знамения и т.д. и т.п. Хотели, конечно, как лучше, получилось же как всегда… Своенравный характер Никона , его нежелание идти на уступки сделали своё печальное дело — церковь раскололась.
Факт четвёртый От старого, привычного отказаться всегда тяжело, тем более, если новое навязывают силой. Русский человек в 17 веке был «обрядовер». Для него точное следование обрядам — гарантия посмертного рая. Поэтому «смена обрядов» вызывала страх , непонимание и … сопротивление, тем более, что менять их , по мнению верующих, собирались на «латинские», то есть католические, а это — прямая дорога в ад. Заговорили о близком конце света и Антихристе, который явился в облике патриарха Никона. Так началось старообрядческое движение ревнителей древнерусского православия. Их духовным лидером был протопоп Аввакум.
Факт пятый Царь поддержал Никона и началось преследование староверов. Последние видели спасение в территориальной и социальной изоляции от мира » Антихриста». Центром церковной оппозиции стал Новгород, откуда многие и устремились в конце 17 века за «шведский рубеж», в том числе и на территорию Эстонии. В 1700 — 1719 в Ряпина действовал монастырь старообрядцев — федосеевцев, откуда последние ,возможно, и расселились по Западному Причудью. Первый молильный дом был построен в 1740 году в дер. Кикита.
Из российских императоров более всего староверы ненавидели двух:
Петра Первого( 1782 — 1725), который требовал сбривать бороды, забирал в солдаты, всех пересчитал ( с какой целью?) и напоследок передал престол «бабе», и Николая Первого ( 1825 — 1855), при котором практически все молильные дома были закрыты. Времена менялись и в 1905 г. преследования прекратились, а в 1971 Поместный собор РПЦ отменил все запреты и порицания старых обрядов «яко не бывшие».
Что же это за обряды такие, от которых мои предки не отказывались даже под страхом смерти?
Их много, но я остановлюсь на наиболее известных и очевидных.
Крестное знамение у староверов совершается так…
Это так называемое двуперстие в отличии от троеперстия , которое используют православные. Причём обе эти формы пришли на Русь из Византии в 10 веке, но после падения последней троеперстие стало ассоциироваться с «латинством»( католичеством) и вышло из употребления.
А. Символизирует две природы Христа ( Бог и человек)
В. Символизирует Троицу ( Отец, Сын и Дух Святой)
Поскольку верующий осеняет себя крестом ,то в старообрядческом двуперстии есть своя логика, т.к. крестясь они изображают распятие только Христа, в то время как православные, получается, распинают всю Троицу. Опять же оставляя два пальца » праздными» ( ничего ими не изображая) , Никон , по мнению старообрядцев «упразднил» Христа. В пылу полемики утверждалось также, что трехперстое знамение это следование Иуде Искариоту , предателю Христа, ибо «Иуда брал соль щепотью , поэтому креститься щепотью- грех». Интересно, что, желая показать как крестятся «никониане», старообрядцы употребляют для этого левую руку, чтобы не «осквернить» правой.
В христианском мире существует также и одноперстие ( коптская церковь) и пятиперстие ( католическая церковь)
Земные поклоны

Старообрядцы отдают предпочтение Православные- поясным
земным поклонам
При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, точнее молитвенного коврика(подручника), поскольку во время молитвы руки должны оставаться чистыми.
Восьмиконечный крест Старообрядцы признают только восьмиконечный крест , считая его завершённым и единственно полноценным. Именно такой крест, якобы, обнаружила св. царица Елена ( мать имп. Константина) при раскопках на Голгофе в 4 веке. Все остальные формы — происки «латинян», то есть католиков. Православные же ничего не имеют против «неполноценных» четырёх — и шести — конечных крестов.
Старообрядческое кладбище в Калласте
Знаменное пение Старообрядцы используют при богослужении т.н. знаменное ( крюковое) пение, господствовавшее в русской церкви до 17 века. В отличие от введённого Никоном партесного пения , знаменное имеет две главные особенности:
А. Это пение одноголосное, т.е. независимо от количества голосов песнопение должно звучать в один голос, в унисон.
В. Из — за большого количества гласных звуков напев получается мелодичный, но слова разобрать порой сложно.
Да что говорить, слушайте, смотрите и … сравнивайте.
Партесное пение ( православное)
Знаменное пение ( старообрядческое)
Посолонь, сугубая «аллилуйя» и Исус Во время крестного хода старообрядцы ходят вокруг храма по солнцу ( посолонь), т.е. по часовой стрелке , а православные против солнца. С логикой у староверов всё в порядке: «Поскольку Христос есть солнце праведное, ходить против солнца означает идти против Христа»
Возглас «аллилуйя» после молитвы староверы произносят дважды (сугубая аллилуйя), а православные трижды (трегубая). И вновь всё логично, т.к. двукратная «алиллуйя» ( Слава тебе Господи на др.евр) всегда сопровождается теми же словами ( Слава Тебе Боже) по- русски и в сумме получается тройная хвала Святой Троице. Православные же «четверят» Господа, произнося трижды Аллилуйя и добавляя Слава Тебе Боже по- русски, а значит «не подобает святыя аллилуиа трегубити, но дважды глаголати аллилуиа, в третие слава Тебе Боже, понеже бо по Еврейски аллилуиа, а по нашему по Русски слава Тебе Боже».
Имя Исус ( Ic) старообрядцы продолжают писать как встарь с одной «и», а православные с двумя, т.е. Иисус. Так ближе по звучанию к греческому и латинскому оригиналу. Вторую «и» мои предки сочли дьявольской, т.е происками всё того же Антихриста.
Скорее всего греческие монахи при переводе богослужебных книг намеренно убрали одну «и», чтобы сделать произношение более естественным для русского языка. ( ср. Таллин и Таллинн). Люди, конечно, привыкли…
Нательный крест, лестовка, подручник…
Каждый старообрядец должен иметь эти три предмета.
Во первых, нательный крест ( тельник), который носится на шее и выдается при крещении. Его непозволительно снимать даже в бане, у врача и т. п. Но если по тем или иным причинам такое все-таки произойдет, необходимо произнести специальную молитву: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови и освяти и сохрани мя силою Креста Живоноснаго Ти».
Мужской и женский нательный крест
Тельники у старообрядцев имеют две отличительные особенности ( в остальном похожи на православные).
На них никогда не изображается распятый Христос.
У православных это допустимо. Объясняют это по-разному:
1. Крест и так символ распятия и изображая на нём Христа православные как бы распинают его дважды
2.Изображение Распятия превращает нательный крест в икону, а скрытая от глаз ( под одеждой) икона превращается в языческий амулет. Икона — это образ Господа и прятать её недопустимо. Кресты с распятием можно носить только поверх одежды.
Нательный крест всегда восьмиконечный внутри четырёхконечного. Православные
допускают и иные формы
Надписи на нательном кресте обозначают следующее…
1. Царь Славы 2/3. Исус Христос сын Божий 4. Ника ( греч. победа. Символ победы Христа над смертью)
5/6 Копьё и трость — орудия страстей Господних, которыми его истязали. 7. Холм Голгофа с черепом Адама. Символизирует грехопадение праотца рода человеческого, а также мучения и кровь Христа, которой он смыл первородный грех, даровав людям надежду на вечную жизнь. 8. Текст молитвы «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…»
На умершего надевали вместо металлического деревянный крестик
Во вторых, необходимой принадлежностью любого старообрядца являются лестовка ( от сл. лестница). Лестовка – это тип четок, плетеная кожаная лента, сшитая в виде петли, которая употребляется для облегчения подсчета молитв и поклонов, но в то же время она имеет и символическое значение, прообразуя лестницу духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы.
Православные используют чётки , но молиться по ним мирянам
позволительно только по благословению священника.
И третья реалия, сохранившаяся только у старообрядцев — подручник.
Это молитвенный коврик, особым образом сшитый из лоскутов материи квадрат, простеганный и набитый конским волосом или иным материалом, используемый для того, чтобы полагать на него руки при земных поклонах, поскольку во время молитвы руки должны сохраниться чистыми. Подручники могут снабжаться ручкой для того, чтобы было удобнее поднимать подручники с пола, не прикасаясь к полу или к грязной стороне. Каждый верующий приходит на молитву со своим подручником. В РПЦ после отмены земных поклонов при патриархе Никоне потребность в подручниках утратилась.
Внешний вид
Красногорские староверы Евдокия и Нестор Соколовы 1938 год
Старообрядцы всегда серьезно относились к вопросу об одежде, достойной христианина. Она должна быть одноцветной и скромной , так как верующему нужен всего лишь покров , а не пестрота, к тому же такая одежда ( особенно у женщин) не будет » соблазнять малодушных братьев». Мужской «дресс код» — традиционная русская рубашка навыпуск, подпоясанная тканым или плетеным поясом с орнаментом, вышитой молитвой (обыкновенно стих из Псалма) или памятной надписью, поверх которой желательно надеть кафтан, на ноги обязательно сапоги. Недопустимо входить в храм Божий «при галстуке», т.к. это «Иудина удавка», т.е символ христоотступничества ( Иуда, по преданию, повесился после предательства Христа). По этой же причине не носили обуви со шнурками, предпочитая сапоги.
И, конечно, борода. Брадобритие у старообрядцев считалось серьезным грехом, в нём видели «поругание образа Божия», желание «поправить» Бога, ведь «бритое мужское лицо подобно женскому». Нельзя губить то, что дано Богом, при воскрешении сбритые бороды и усы человеку не вернутся, а без них он не войдёт в Царствие небесное. Неудивительно поэтому, что старообрядцы отказывались сбривать бороды даже под нажимом правительства Петра Первого, предпочитая платить специальную пошлину. Полемика с православными отразилась в пословицах. Старообрядцы: «Образ Божий в бороде, а подобие в усах; Без бороды и в рай не пустят; Брить бороду – портить образ Христов; Режь наши головы, не тронь наши бороды»; на что «никониане» ответили своими пословицами: «Образ Божий не в бороде, а подобие не в усах; Борода – трава, скосить можно»…
Женский » дресс код». Женщины одеты в сарафаны ниже колен и кофты,которые ни в коем случае не должны обнажать ни плеч, ни рук, На голове платок — в знак преданности воле мужа. Он должен быть из непрозрачной ткани, не ярким и не цветастым, покрывать голову так, чтобы не было видно волос и накрывались плечи и грудь. Замужняя женщина под платком должна носить еще и особый чепец — повойник.
Платок закалывают под подбородком булавкой, Повойник в отличие от православных, завязывающих
на узел. Причина всё та же — «Иудина удавка»
И никакой косметики. Недопустимо, когда «женщины лица вапами мажут и белят, брови же начерневают, и власы вонями умащают».
Обувь без каблуков, т.к. при ходьбе каблуки производит громкий и резкий стук, отвлекающий от молитвы, кроме того, в такой обуви тяжело совершать земные поклоны и отстоять службу до конца. Одним словом, все веяния моды, что вошли в обиход с конца 17 века староверами не приветствуются, ибо «дружба с миром есть вражда против Бога».
Повседневный быт и семья Сближение с иноверцами было недопустимо ни под каким предлогом, поэтому старообрядцы варились в «собственном соку», максимально избегая связей с внешним миром.
Быт. Продукты, произведённые «нехристями» или вошедшие в моду после 17 века (чай, кофе, картофель, табак) не дозволялись к употреблению, считались уловками Антихриста, которыми он ловит легковерных в свои сети. Картофель, например, долгое время называли » чертовыми яйцами». Пожилые староверы ещё в конце 19 века сетовали на распростронение чаепития, считая его»поганых стран обычаем», самовар — «идол языческий, щипящая и дымящая змея, а чашки да стаканы — его дети — » чертенята». На Съезде старообрядцев — беспоповцев в 1909 году после долгих дискуссий было принято решение: «Не считать употребляющих чай и картофель еретиками, и не обязывать эпитимиями, поскольку «в Святом писании эти продукты не упоминаются и ересью нигде не называются», тем более чай все же лучше спиртного, а картофель выручал в голодный год.
К алкоголю, особенно к водке, относились отрицательно , называли главным виноделом Антихриста. Правда, в крайнем случае, допускалось выпить не более трех рюмок вина, но только по воскресеньям. Напиваться же «до потери образа Божьего» считалось недостойным и постыдным . Были даже предписания: «Если выпить одну чарку, то это не грех, вторая идет на гулянье, третья же на блуд». При этом емкость чарки ,правда, не уточняется.
На курение табака запрет был ещё строже, поскольку считалось, что это сорняк, выросший из крови нечистого. » Табак- это корень зла, который был проклят на семи Соборах.Табачники — аду приказчики»

За столом полагалось вести себя «чинно»: нельзя стучать по столу («стол – престол Божий. За подобные поступки Бог может лишить достатка»). Считалось непристойным сидеть нога на ногу («бесы вокруг ног увиваются»). Перед трапезой и после нее совершали молитву «Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй нас». О человеке, который без молитвы принимает пищу, говорят, что он «принимает пищу, как бессловесная скотина». Принимать пищу полагалось молча, порицались различные праздные разговоры. Хлеб за столом не допускалось резать ножом («это как человека, Христа резать»). Хлеб разделяли, преломляя руками. Нельзя было класть хлеб на поднос или на какую-нибудь плоскую тарелку («Когда казнили Иоанна Крестителя, его голову положили на блюдо».) После трапезы оставшиеся на столе крошки собирались, и их требовалось доесть. Помню,бабушка всегда ругалась, если после меня оставался кусок хлеба или глоток молока. Когда случалось по неосторожности выронить хлеб, то он не выбрасывался: хлеб поднимали, подув на него (сделав символическое очищение), и съедали : «Господь, увидев гороховое зернышко, слез с лошади, чтобы его поднять, так и мы должны всякую крошку подобрать». Посуда в доме была отдельная для «своих» и для «нехристей», т.к. » испоганить посуду -большой грех, который не отмолишь». Она должна была закрываться, особенно на ночь, и, если оставалась пустой, переворачивалась вверх дном. Бабушке очень не нравилось, если я оставлял сахарницу или солонку открытой ( «Единственное место,где блудные бесы могут омыть свою нечистоту, – это посуда небрежных хозяек» ). Водой, находящейся в незакрытой посуде, воспрещалось пользоваться. Сколько себя помню, ведро с колодезной водой в доме всегда было закрыто крышкой. Порой даже дверные ручки были двух сортов: «чистые» и «поганые». Немудрено, что в глазах окружающих староверы выглядели не очень- то гостеприимно. Мат считался большим богохульством, особенно для женщин, считалось, что матерящаяся женщина делает несчастным не только себя, но и будущее своих детей. Посещение «мирских» заведений( бани, столовые и т.п.) не одобрялось, чтение иноверческой( особенно православной) литературы, как впрочем и светских газет и журналов,- есть грех. Мне рассказывали, что в 1930-е годы через Калласте по льду на санях везли из Печорского монастыря в Нарву весьма почитаемую православными икону. Местные, узнав, что икона написана после 17 века, тут же утратили к ней всякий интерес.
» Культовыми» для причудских староверов был иконописец Андрей Рублёв и его «Троица», написанная в 15 веке.
Совсем избежать нежелательных контактов было невозможно и на сей счёт существовали весьма любопытные рекомендации протопопа Аввакума: «Если тебя в церковь свою никониане затащат, ты молитву Исусову воздыхая говори, а пения их не слушай». Если по нужде случится прийти на исповедь к православному священнику, протопоп Аввакум дает такой совет: «Ты с ним в церкви той сказки сказывай, как лисица у крестьянина кур крала: прости-де, батюшко, я-де не отгнал; и как собаки на волков лают: прости-де, батюшко, я-де в конуру собаки той не запер. Он сидя исповедает, а ты ляг перед ним, да и ноги вверх подыми, да слюны пусти, так он и сам от тебя побежит: черная-де немочь ударила»

Иконам, написанным «искусно» и по правилам (т. е. в традиционном древнерусском или византийском стиле, но не, скажем, в стиле барокко), можно поклониться в православном храме, только не во время «никонианской» службы, а после; впрочем, иконе, на которой изображено троеперстие, не следует поклоняться, хотя не должно и ругать ее.
Семьи у староверов имели несколько отличительных особенностей:
1. Муж и жена именовались сожителями, поскольку отсутствовал церковный брак.
2. Обычным делом были браки между родственниками, поскольку выбор среди «своих» был невелик , а с иноверцами браки запрещены, разве, что те добровольно перейдут в «раскол». Мои дедушка и бабушка по матери были двоюродными братом и сестрой.
3. Детская смертность была выше, чем у других конфессий, поскольку староверы избегали официальной медицины, считая, что с её помощью их хотят извести. В начале 19 века местные врачи из числа немцев жаловались, что старообрядцы наотрез отказываются делать прививки.
4.Необычайно ранние браки. Просто оторопь берёт, когда в переписных листах середины 19 века разница между возрастом матери и ребёнка составляет порой 13 -14 лет. Стоп !!! С удовольствием признаю, что здесь я был не прав! Читательница Татьяна Колосова из Латвии выяснила, что небольшая разница в возрасте матери и ребёнка вызвана не ранним браком, а тем обстоятельством, что вторая жена отца часто записывалась в документах как настоящая мать.
5. Рождаемость была очень высокая, т.к. аборты были запрещены. Считалось, что прерывающая беременность женщина совершает более тяжкий грех, чем убийство, т.к. убивает ещё не крещёного младенца.
6. Так как имена староверы давали по Святцам, звучали они весьма старомодно. Часто ли сегодня услышишь имя Гликерия ( имя моей мамы) или Ермил ( мой дед)?
7. К фамилиям мои предки относились с подозрением ( «у Исуса фамилии не было и нам не надобно»), обходились прозвищами. Любопытно было наблюдать в архивных документах, как прозвища «кривоглаз», «скороход»,»шлендух» постепенно превращаются в благозвучные фамилии: Кривоглазов, Скороходов и Шлендухов.
На главную Раскольники , старообрядцы , староверы ( продолжение)

Русский православный крест

Не следует путать с русским крестом — 6-конечным крестом с наклонённой нижней перекладиной. См. также: Патриарший крест и Лотарингский крест

Эту страницу предлагается переименовать в Православный крест. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/2 июня 2018. Пожалуйста, основывайте свои аргументы на правилах именования статей. Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения. Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон.

Русский православный крест

Русский (православный) крест (православный крест, византийский крест, русско-византийский православный крест или крест свято́го Ла́заря) — восьмиконечный христианский крест, символ Русской православной церкви.

Известен с VI века, задолго до раскола христианской церкви на католиков и православных. Использовался в византийской фресковой живописи и декоративно-прикладном искусстве. В 1551 году во время канонической изоляции Русской православной церкви по инициативе Ивана Грозного впервые в истории начал воздвигаться на купола церквей. С этого времени начал использоваться и на российской государственной и военной символике. Впоследствии стал отличительной особенностью культурного ландшафта России.

Русский крест

Согласно некоторым источникам, у русского православного креста только две поперечины. Некоторые источники различают кресты с косыми поперечинами: шестиконечный называют русским православным крестом (другое название — шестиконечный православный крест), а восьмиконечный — православным крестом. В Юникоде символ (☦) обозначен как «православный крест» (англ. Orthodox cross). Аналогичная эмблема в Министерстве по делам ветеранов США называется «Русский православный крест» (англ. Russian Orthodox cross).

Особенностью восьмиконечного креста является наличие нижней косой поперечины (подножия), помимо двух верхних горизонтальных: верхней, меньшей, и средней, большей. По преданию, при распятии Христа над крестом прибили табличку на трёх языках (греческом, латинском и арамейском) с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Под ноги Христу была прибита перекладина.

Вариантом восьмиконечного является семиконечный, у которого табличка крепится не поперёк креста, а сверху. Помимо этого, верхняя перекладина вообще может отсутствовать. Восьмиконечный крест может дополняться терновым венцом посередине.

Наряду с восьмиконечным, Православная церковь применяет и два других распространённых начертания креста: шестиконечный крест (отличается от восьмиконечного отсутствием малой, то есть самой верхней перекладины) и четырёхконечный (отличается от шестиконечного отсутствием косой перекладины).

Разновидности

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 30 июня 2013 года.

Иногда при установке восьмиконечного креста на куполе храма под косой перекладиной помещается полумесяц (рогами вверх). Существуют различные версии о значении такого начертания; по наиболее известному такой крест уподобляется корабельному якорю, с древних времён считавшемуся символом спасения.

Кроме того, существует особый монашеский (схимнический) «крест-Голгофа». Он состоит из православного креста, покоящегося на символическом изображении горы Голгофы (обычно в виде ступеней), под горой изображён череп и кости, справа и слева от креста находятся копьё и трость с губкой. Также на нём изображаются надписи: над средней перекладиной ІС҃ ХС҃ — имя Иисуса Христа, под ней греческое НИКА — Победитель; на табличке или около неё надпись: СН҃Ъ БЖ҃ІЙ — «Сын Божий» или аббревиатура ІНЦІ — «Іисусъ Назорей, Царь Іудейскій»; над табличкой: ЦР҃Ь СЛ҃ВЫ — «Царь Славы». Буквы «К» и «Т» символизируют копьё воина и трость с губкой, изображённые вдоль креста. С XVI века на Руси возникла традиция около изображения Голгофы добавлять следующие обозначения: М Л Р Б — «место лобное распят бысть», Г Г — «гора Голгофа», Г А — «глава Адамова». Причём кости рук, лежащие перед черепом, изображаются правая на левой, как при погребении или причащении.

Хотя в древности голгофский крест имел широкое распространение, в современности он обычно лишь вышивается на парамане и аналаве.

Использование

Восьмиконечный крест с косой перекладиной традиционно широко используется в Русской православной церкви. В настоящее время он также широко используется в Польской православной церкви и Православной церкви Чешских земель и Словакии, получивших автокефалию от московского патриарха в 1948 и 1951 годах соответственно. Данный крест спорадически используется в Константинопольской православной церкви (широко используется в Американской карпаторосской православной епархии, основанной в 1938 году) и Сербской православной церкви.

Восьмиконечный крест с косой перекладиной помещался на гербе Русского государства с 1577 по 1625 год, когда был заменен на третью корону. На некоторых летописных миниатюрах и иконах русские воины несут красные или зелёные (возможно синие) стяги с изображением креста-Голгофы. На знамёнах полков XVII века также помещался голгофский русский православный крест.

Восьмиконечный крест с косой перекладиной помещается на флагах православно-монархической диверсионно-террористической организации Братство русской правды и ультраправой националистической организации Русское национальное единство.

Галерея использования символа креста

Битва на Куликовом поле в 1380 г. Из рукописи «Сказание о Мамаевом побоище», XVII век.

Герб России с печати Ивана IV, 1577 год.

Герб России с печати Фёдора Ивановича, 1589 год.

Ротное знамя 9-й роты солдатского полка, XVII век, в левом верхнем углу русский крест.

Сотенное знамя, 1696—1699

Флаг Братства русской правды

Металлический крест, характерный для старообрядчества

Крест русского православного священника

Современный памятник Кириллу и Мефодию, Ханты-Мансийск.

Русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа во Франции.

Могильный крест на кладбище Холковского монастыря

Свидник (Словакия) — перед входом в церковь

Белосток (Польша) — на куполах церкви Святого Духа

Джонстаун (штат Пенсильвания, США) — перед собором Христа Спасителя Американской карпаторосской православной епархии

Флаг РНЕ

Примечания

  1. 1 2 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // Тихвинский листок. — № 41. — 27.9.2017.
  2. Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня После Божественной литургии в Успенском кафедральном соборе Астраханского кремля // Ахтубинские епархиальные ведомости. — № 7 (48), июль — октябрь 2017. — С. 7.
  3. Юсупов С. Э. Словарь терминов архитектуры. — Фонд «Ленинградская галерея», 1994. — С. 185.
  4. Королев К. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — Мидгард, 2005. С. 314.
  5. Лебедев В. Державный орел России. — Родина, 1995. — С. 99.
  6. Православный календарь на 2016 год. — Litres, 2017. С. 87
  7. Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 147.
  8. Архиепископ Афанасий (Мартос). Восьмиконечный русский крест // Миссионерский Листок. № 144. — Свято-Троицкая православная миссия, 2003.
  9. Ryskt kors, Nationalencyklopedin.
  10. Kors, Store norske leksikon
  11. 1 2 Liungman, Carl G. Symbols — Encyclopedia of Western Signs and Ideograms. — Ionfox AB, 2004. — P. 140. — ISBN 978-91-972705-0-2.
  12. Milo D. L. The Ankh: Key of Life. — Weiser Books, 2007. — P. 13.
  13. Mori J. Crosses of Many Cultures. — Harrisburg, 1998. — P. 38.
  14. Архітэктура, выяўленчае і дэкаратыўна-прыкладное мастацтва: Дапаможнік для вучняў / Уклад. Б. А. Лазука. — Мн.: Беларусь, 2001. — С. 73.
  15. Белы А. Крыж Еўфрасінні Полацкай // Наша Слова. — № 29 (817), 1 жнiўня 2007.
  16. Thomas R. M. Manitou and God: North-American Indian religions and Christian culture. — Greenwood Publishing Group, 2007. — P. 121—122. ISBN 978-0-313-34779-5.
  17. Koch R. The Book of Signs. — New York, 2000. — P. 17
  18. Becker U. The Continuum Encyclopedia of Symbols. — New York London, 2000. — P. 71.
  19. The Grove Encyclopedia of Medieval Art and Architecture, Vol. 1. / Ed. Colum Hourihane. — OUP USA, 2012. — P. 221.
  20. Joseph L. Young. Mosaics: principles and practice. — Reinhold, 1963. — P. 99.
  21. 1 2 Chwalkowski F. Symbols in Arts, Religion and Culture: The Soul of Nature. — Cambridge Cholars Publishing, 2016. — P. 112
  22. Гарошка Л. Баўгарскі ўдзел у пашырэньні хрысьціянства між усходніх славянаў // Божым Шляхам. — № 1-6 (76-81). — 1957. — С. 27.
  23. Benker S. Liturgische Geräte, Kreuze und Reliquiare der christlichen Kirchen / Objets liturgiques, croix et reliquaires des eglises chretiennes. — Walter de Gruyter, 2011. — S. 68.
  24. Etzold A., Türk W. Der Dorotheenstädtische Friedhof: die Begräbnisstätten an der Berliner Chausseestrasse. — Berlin: Ch. Links Verlag, 2002. — S. 60.
  25. Das Bildwörterbuch: Die Gegenstände und ihre Benennung. — Bibliographisches Institut, 2011. — S. 283.
  26. Eyth K., Meyer F. S. Die Dekorationsmalerai mit besonderer… — Leipzig, 1896. — S. 317—318.
  27. Bischoff E. Die Festdekoration in Wort und Bild. — Leipzig, 1897. — S. 452, 462
  28. Lonsdale A. Do I Kneel or Do I Bow? — Kuperard, 2010. — P. 87.
  29. Boyles D., Stebben G. The Pocket Professor Religion: Everything You Need to Know about Religion. — Simon and Schuster, 1999. — P. 116.
  30. Keene M. New Steps in Religious Education: Teacher’s Support. — Nelson Thornes, 1999. — P.
  31. Becker, U. The Continuum encyclopedia of symbols. — Continuum International Publishing Group, 2000. — P. 71. — ISBN 978-0-8264-1221-8.
  32. McGuckin, J. A. Cross // The encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity / John Anthony McGuckin. — John Wiley and Sons, 2011. — Vol. 1. — P. 170. — ISBN 978-1-4051-8539-4.
  33. Ogechukwu, N. The Secret Behind the Cross and Crucifix. — Strategic Book Publishing, 2009. — P. 19. — ISBN 978-1-60693-367-1.
  34. Большая Российская энциклопедия. — Т. 15: Конго — Крещение. — М.: БРЭ, 2010. — С. 700.
  35. Андреева В. и др. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы. — М., 2004.
  36. Фещин А. Довірся Хресту // Християнский голос. — 2002. — № 18 (2854). — С. 232.
  37. Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 149.
  38. Shpakovsky V., Nicolle D. Armies of Ivan the Terrible: Russian Troops 1505—1700. — Osprey Publishing, 2006. — P. 23. — ISBN 978-1-84176-925-7.
  39. Бурштын Я. Ірына Дубянецкая: Дзякуючы намаганням РПЦ пачынае мяняцца культурны ландшафт Беларусі (Фота і відэа) // Служба інфармацыі «ЕўраБеларусі», 16 ліпеня 2016 г.
  40. Рэлігія і царква на Беларусі: Энцыкл. даведнік — Мн.: БелЭн, 2001. — С. 168.
  41. 1 2 Православные кресты: как разобраться в значениях, Портал «Православие и мир» (30.9.2011). Дата обращения 21 февраля 2018.
  42. Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 133.
  43. Плужников В. И. Термины российского архитектурного наследия: Словарь-глоссарий / В. И. Плужников. — М.: Искусство, 1995. — С. 137.
  44. Unicode Character ‘ORTHODOX CROSS’ (U+2626)
  45. Available Emblems of Belief for Placement on Government Headstones and Markers. Emblem 5 — RUSSIAN ORTHODOX CROSS, Верховный суд США
  46. 1 2 3 Грибов А. (идея), иеромонах Харитон Просторов (составление). Православие для всех. — Кострома: Авенир-Дизайн, 2000. — С. 142, 143. — 392 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-93374-032-2.
  47. Илл. 130. Сотенное знамя 1696—1699 г // Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению: в 30 т., в 60 кн. / Под ред. А. В. Висковатова. — Т. 1.

Каким должен быть православный нательный крестик

Иногда говорят, что четырехконечные кресты носят только католики, но это не так. Православная церковь признает все виды крестов: четырехконечные, восьмиконечные, с изображением распятого Спасителя или без него. Единственное, чего следует избегать православному христианину – это изображение распятия с предельным реализмом (провисающее тело и другие подробности крестных страданий). Это действительно характерно для католицизма.

Материал, из которого крестик изготовлен, может быть любым. Нужно только учитывать особенности конкретного человека – например, есть люди, у которых серебро на теле темнеет, такому человеку серебряный крестик ни к чему.

Никому не запрещается носить крест большого размера или инкрустированный драгоценными камнями, но следует задуматься: совместима ли с христианской верой такая демонстрация роскоши?

Крестик должен быть освящен. Если он куплен в церковной лавке, беспокоиться об этом не стоит, там крестики продают уже освященными. Крестик, купленный в ювелирном магазине, нужно освятить в храме, это займет несколько минут. Освящают крест один раз, но если точно неизвестно, освящен он или нет, это нужно сделать.

Нет ничего зазорного в ношении креста, принадлежавшего умершего человеку. Внук вполне может получить при крещении крестик умершего деда, и не надо бояться, что он «унаследует» судьбу родственника. Представление о неотвратимой судьбе вообще несовместимо с христианской верой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *