Православные многодетные семьи

Бог, родители, ребенок

Иерей Кирилл Иванов, клирик храма Вознесения Господня в Колпино, отвечает на самые распространенные, самые существенные для православного человека вопросы, связанные с беременностью и родами.

Фотограф: Станислав Марченко

Как рождается душа?

— Отец Кирилл, есть ли какая-нибудь общецерковная точка зрения на то, как формируется человеческая душа? Когда и как это происходит?

— У богословов разные точки зрения. Мне больше импонирует взгляд Феофана Затворника. Он говорит о том, что в создании, в появлении человеческой души и тела, как со-творцы участвуют, вместе с Богом, и родители. Мы знаем, что тело формируется из клеток отца и матери. Но это не значит, что Бог не принимает участия в сотворении тела. Точно так же каким-то образом в создании души принимают участие и родители. Именно поэтому склонность к добродетелям или ко грехам часто наследуется от родителей. То состояние, в котором родители зачинают своих детей, — состояние благодати или, наоборот, состояние греховности, — неизбежно отражается на потомстве, на детях.

— С какого момента можно считать, что ребенок — это уже отдельный человек, уникальная личность?

— Известно — сейчас даже гинекологи и эмбриологи с этим, в общем-то, не спорят, — что на генетическом уровне с момента зачатия это уже уникальный организм с уникальным набором хромосом, которые отвечают за гены, характерные для конкретного человека. С момента зачатия определяется пол ребенка. Мы не можем сказать, что мужской организм является частью организма женщины. Но даже если это девочка, понятно, что у нее может быть другой резус-фактор, другая группа крови. Поэтому ребенок однозначно является уникальной личностью и не является частью тела женщины, которой она могла бы распоряжаться как, скажем, опухолью или чем-то другим.

— Обязательно ли, чтобы рождение детей происходило в венчанном браке?

— Я бы сказал, что желательно. Когда у человека есть благословение на рождение детей, то понятно, что это именно дар Божий. Конечно, Господь посылает детей и тогда, когда родители о Боге совершенно не думают. Более того, именно через детей многие и приходят к Богу. Но в том случае, если брак не благословлен Церковью, дети оказываются как бы похищенными. Знаете, если ребенок хочет от отца получить что-то, он говорит ему: «Папа, я хочу машинку». Тогда отец эту машинку покупает или не покупает. Но ребенок ведь может и не обращаться к отцу, а стащить деньги у него из кошелька и купить эту игрушку. Но той радости, которую он мог бы получить, когда бы отец сам подарил игрушку, он уже не получит, потому что ему придется ее прятать, играть ею тайком. Нечто подобное, мне кажется, возникает и в случае с семьей, с беременностью. В одном случае родители молятся о том, чтобы у них были дети, берут благословение, просят Бога, чтобы Он благословил их брак, благословил чадородие и многочадие, как мы молимся в таинстве Венчания. Совершенно другая ситуация возникает, когда ребенок — побочный продукт взаимоотношений мужчины и женщины. Уже не будет, конечно, той радости, которая бывает у родителей, осознавших, что Бог услышал их молитвы и даровал им ребенка.

— Но бывает же так, что родители венчаются, но о даровании детей не молятся. А бывает наоборот: молятся о рождении детей не венчанные…

В первом случае молитва совершалась во время венчания и супруги молились вместе со священником. Во втором — людям необходимо осознать, что самая сильная молитва о детях — именно венчание. Мне довелось повенчать супругов, которые считали себя бесплодными… Через год я крестил их двойню!

Особый путь, но не единственный

— Существует точка зрения, что чадородие это особый путь женщины ко спасению. Насколько она корректна?

— Об этом прямо говорит апостол Павел: «…жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (2 Тим. 2, 14-15). Но как это понимать? Есть такая поговорка в Православии: воспитать ребенка — всё равно, что храм построить. Ведь мы относимся, по словам апостола Павла, к нашим телам как к храмам Духа Святаго (1 Кор. 3, 16). Поэтому, если мать воспитывает ребенка в вере, в благочестии, в чистоте, прививает его к Церкви, то ребенок на самом деле становится храмом Божиим. Это путь ко спасению и для нее, и для ребенка, и, возможно даже, для тех людей, которые потом будут с ее ребенком общаться, и которых он, может быть, приведет ко спасению. Мои небесные покровители Кирилл и Мария Радонежские воспитали Сергия Радонежского. И, конечно, воспитание преподобного — это был путь ко спасению не только Марии и Кирилла, и самого Сергия, но и тысяч и миллионов русских людей.

Икона Богородицы «Поможение в родах» почитается как заступница рожениц. Образ получил распространение в России в XVII-XVIII вв., возможно, под влиянием итало-греческой иконописи. В Санкт-Петербурге почитаемый список находится в в Свято-Троицком Измайловском соборе. — Но ведь очевидно, что у женщин есть другие призвания. Она может и не иметь детей, и при этом быть хорошей христианкой.

— Каждый человек имеет уникальные таланты, дары от Бога. Вне зависимости от того, мужчина он или женщина, он должен их реализовать. Очень мне нравятся слова Иоанна Лествичника о том, что каждый человек, вне зависимости от пола и возраста, может быть священнослужителем в своем сердце. Сердце — это тот храм Божий, в котором мы можем приносить жертву хвалы Богу. В зависимости от духовного устроения и от духовного подвига и роста человека, он в своем сердце может быть дьяконом, или священником, или епископом. Такое служение Богу гораздо важнее и приятнее, чем служение внешнее без внутреннего.

— То есть, чадородие не единственный путь спасения для женщины?

— Не единственный. Скажу больше. Некоторые — особенно это касается каких-нибудь сектантов, иноверных — говорят, что создание семьи и вообще интимные взаимоотношения, близость между мужчиной и женщиной нужны только для того, чтобы иметь детей. Но это противоречит учению Православной Церкви, учению апостола Павла, который говорит: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7, 2). Конечно, рождение детей — это важная и необходимая цель брака. Но на первое место апостол поставляет не его, а сохранение чистоты и целомудрия. То есть — ограничение нашей естественной потребности тем, что благословил Бог.

Предохранение от Бога

— С Вашей точки зрения, сколько должно быть детей? Как определить, сколько их нужно и можно иметь этой вот конкретной паре?

— Человек это не может определить, это определяет Бог. Сколько Он пошлет, столько и должно быть. Другое дело, что встает вопрос о предохранении. В чем его смысл? В том, что, предохраняясь от посылаемого Богом, человек предохраняется от Самого Бога. Он Ему не доверяет, считая, что у него есть какие-то обстоятельства, о которых Бог не знает: низкая зарплата, маленькая жилплощадь, планы карьерного роста. Он рассуждает так: дети у нас появятся в зависимости только от того, имеем ли мы с супругой близость или не имеем, а Бог, может быть, об этом и не узнает. Как-то это само собой получится. И Бог, действительно, нам не навязывается, в стороночке стоит, и люди живут без Бога.

— Когда все-таки предохраняться можно?

— В тех случаях, когда люди не могут воздерживаться, а у супруги, у мамы, есть какие-то болезни, которые не надуманно, а действительно ставят под угрозу жизнь и ее, и ребенка, которого она, может быть, будет вынашивать. Второй вариант: если уже есть дети, несколько детей, и жена находится в истощенном состоянии, а воздержание невозможно. Разумеется, речь может идти только о том, чтобы предохранялся мужчина, поскольку всё остальное либо является абортивным средством, либо вредит здоровью женщины, либо и то и другое…

— Но воздержание — это все-таки универсальный способ предохранения…

— Да, конечно. Универсальный. И только такое «предохранение» может быть благочестивым. Но супруги должны быть к этому готовы. Апостол Павел говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга (речь идет именно о близости), разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7:5). Когда одно из этих условий не выполняется, то супруги не могут друг от друга уклоняться, не могут отказывать друг другу в близости. Каким образом это с исповедью связано? Часто приходят люди и говорят: «Вот, мы в пост допускали близость». Здесь важно понимать, что отказываться от близости супруги имеют право только по взаимному согласию. Поэтому, если один из супругов хочет поститься, а другой не может этого делать, то тот, который хочет поститься, не имеет права воздерживаться. Он может сам не провоцировать другого, пытаться жить воздержанием, но если другому необходимо это, мужу или, наоборот, жене, то первый, который постится, уже не имеет права отказывать. Греха здесь не будет. И я обычно говорю прихожанам, что если не вы были инициатором близости в пост, то вы можете даже в этом не исповедоваться, потому что, наоборот, будет грехом, если вы будете отказывать, и из-за этого, может быть, семья будет разрушаться, ваша вторая половиночка будет куда-то в другую сторону смотреть, разжигаться какими-то помыслами, не дай Бог, до измены дойдет.

Встреча Марии и Елисаветы (Лк. 1, 39-56), состоявшаяся сразу после Благовещения, не только укрепила Богородицу в Ее служении, не только прославила Ее родственницу как пророчицу и мать пророка, но и показала христианину, что ребенок от зачатия избран и любим Богом. «Иоанн, когда еще был в чреслах Захарии, — пишет преподобный Ефрем Сирин, — подобно и Левию в чреслах Авраама, уже служил Господу и ожидал Его, как цвет месяца арекк, молчаливо возвещающий о грозди, которая источена среди Иерусалима».

— Мы знаем сколько угодно неблагополучных семей с множеством детей. Мы знаем и очень благочестивые семьи, где один-два ребенка, и явно не потому, что родители больны, а потому что они решили, что у них будет столько-то детей. Они кормят их, воспитывают в вере, дают образование. Получается, что вот те неблагополучные семьи более безответственно подходят к «детскому вопросу». При этом они вопросами предохранения не обеспокоены. В этой логике они доверяют Богу больше, чем благополучные и благочестивые?

— Те люди, про которых Вы говорите, рожают детей не потому, что они волю Божию исполняют, а потому, что они, как животные, следуют инстинктам. Другое дело, что дети-то тоже не из воздуха появились — Господь их послал. И мы не знаем, почему у одних благочестивых, которые хотели бы много детей, родился всего один, два или вообще ни одного, а у каких-нибудь пьяниц — много. Возможно, одна из причин — то, что Господь хочет через детей, через многочадие, вот этих людей, которые живут неблагочестиво, как-то заставить задуматься и изменить свою жизнь.

Еще ближе к Нему

— Самый распространенный «православный» вопрос: можно ли беременным поститься?

— Я здоровых молодых женщин всегда благословляю поститься. Но без надрыва: если какие-то проблемы возникают, можно послабление сделать. Но сколько постились мои прихожанки, роды всегда нормально проходили, и даже легче было рожать. Потому что если беременная постится, у нее размягчаются родовые пути и возникает гораздо меньше осложнений, чем у женщины, которая питается всем. Но одно дело — воцерковленная здоровая женщина, которая постилась до беременности. Другое дело — здоровая женщина, которая не постилась. Одно дело — больная, которая постилась. Другое дело — больная, которая не постилась. Всё индивидуально. Кстати, в некоторых случаях, сам организм женщины в начале беременности начинает поститься: я имею в виду токсикоз первого триместра, когда возможна не только тошнота, но и рвота.

— Нужно ли женщине чаще причащаться во время беременности?

— Мария Египетская сколько раз в жизни причастилась? Один раз, наверное, когда была крещена, второй — когда покаялась, в третий — перед смертью. Тем не менее — она одна из самых великих святых. Поэтому, дело не частоте причащения, а в качестве, в том, как мы готовимся к причастию, как относимся к нему. Конечно, для человека, который живет не в пустыне, как Мария Египетская, а рядом с храмом, который воспринимает Бога не как нечто далекое, а как нечто близкое и родное, как члена семьи, частое по возможности причащение является насущной потребностью. Ну а во время беременности, когда женщина думает уже не только о себе, а и о ребенке, у нее, у православной мамы, должно быть постоянное желание стать еще ближе к Богу, еще больше молиться, еще чаще причащаться.

— А есть какие-то ограничения для беременных, по аналогии с «обычным женским»?

— Не причащаться, не приходить в храм? Нет, это предрассудки. Женщины иногда задают вопрос: «А можно ли во время беременности венчаться?» Если уж до беременности не испросили благословения Божия на зачатие и на рождение детей, то лучше, конечно, это раньше сделать, чем позже. Лучше венчаться во время беременности, чем после.

Мама и другие

— Как правильно сообщить о беременности мужу и родителям?

— Это зависит от взаимоотношений в семье и от отношения в ней к чадородию. Бывает так, что семья даже православная, в ней уже несколько детей, но бабушки-дедушки полагают: «куда уж там больше». В этом случае, может быть, попозже стоит говорить, чтобы не вызвать негативной реакции, от которой сама мама (которая вынашивает ребенка) будет расстраиваться и нервничать.

— У беременных женщин бывают разные, скажем так, чудачества, частые перемены настроения. И окружающие от этого тоже страдают. Как это преодолеть? Что нужно делать?

— Вся жизнь наша — страдание. Через какие-то скорби мы совершенствуемся в терпении и в смирении. Для женщины это подвиг, для близких — тоже подвиг, возможность лишний раз проявить свою любовь к этому человеку, к этой женщине, к супруге, к дочери, к матери, к сестре.мы должны иметь к беременной женщине соответствующее снисхождение. Вот часто пожилые люди говорят: «Мне бы хотелось уже умереть, потому что я только обуза для ближних. Я инвалид», или: «…я уже старая, не могу за собой ухаживать». Приходится объяснять: «Вы поймите, вы нужны вашим ближним, потому что, ухаживая за вами, они учатся любить». Точно так же, и, может быть, еще в большей степени, мы учимся любить, терпя немощи беременной женщины.

— Как Вы относитесь к присутствию мужчин во время родов? Такая практика сейчас достаточно распространена, в том числе платно эту услугу оказывают в роддомах. Это хорошо или нет?

— Я — консерватор. Мне кажется, это сугубо женские дела — пусть рядом с роженицей будут мать, сестра, близкая подруга — мужчине там делать совершенно нечего. Я, правда, присутствовал при родах второго и третьего ребенка, но я был немножечко в стороне, просто молился, роддом окроплял. Мужчина в этот момент должен быть не столько с женой, сколько с Богом. Потому что именно Он посылает ребенка, хотя и не без участия родителей.

Мама и ребенок

— Как относиться к УЗИ, скринингу, анализам на патологии, в общем, к способам врачебного мониторинга беременности. Нужны ли они?

— Я своим студентам всегда говорил: «перед лабораторными и инструментальными методами исследования снимайте шляпу, но не голову»! Мне самому приходилось много раз ставить диагнозы вопреки исследованиям. К сожалению, сейчас и врачи и беременные «снимают голову». Взять хотя бы тест на АФП (альфафетопротеин). Это скрининговый тест на патологию плода. Делают почти всем. За рубежом он добровольный, и о нем подробно рассказывают. Да, действительно, изменение количества этого белка может свидетельствовать о повышенном риске пороков. Например, понижение — о риске болезни Дауна. Что сделает женщина, если ей скажут, что риск болезни Дауна у ребенка повышен в 50 раз? Она решит, что ребенок — Даун и пойдет на аборт! Теперь обратимся к цифрам. Повышение риска в 50 раз означает, что женщина имеет примерно 0,5% риск родить дауненка, или 199 против 1, что родится здоровый! Это уже совсем другой разговор. А женщине говорят, что у нее Даун! Я много таких успокаивал после направления на аборт. Во всех случаях родились здоровые. Поэтому надо с умом подходить к исследованиям. И делать их не для уничтожения «неполноценных», а для того, чтобы помочь женщине родить.

— Есть различные рекомендации, которые сводятся к тому, что будущая мать должна активно воздействовать на ребенка: классическую музыку слушать, читать ему хорошие книжки вслух, разговаривать с ребенком. Что из этих рекомендаций имеет реальную пользу?

— В медицине есть такие направления, как арт-терапия и музыкотерапия. Известно, что искусство влияет на организм человека, на его настроение, на его психику. И, конечно, ребенок в утробе матери тоже ко всему этому приобщается и на всё это реагирует. Я перед Крещением ребенка говорю, что он, этот ребенок, не белый чистый лист, на котором можно писать всё, что угодно. Нет, написать, конечно, можно всё, но надо понимать, что, во-первых, ребенок уже поврежден грехом, несет на себе последствия того, что совершили Адам и Ева. А во-вторых, он девять месяцев находился в утробе у мамы и вместе с ней либо ходил в храм и молился, либо слушал концерты классической музыки, либо смотрел боевики, либо сидел в соцсетях. Опять же, если у мамы с мужем лады, и они любят друг друга, друг другу уступают — и ребенку легче. А если мама ругалась с папой во время беременности, то и ребенок каким-то образом это всё переживал. Все поступки мамы отражаются на ребенке.

— Я слышал от многих женщин (хотя это не абсолютное правило), что им тяжело любить ребенка до того, как его положат на живот после родов. Тогда только она начинает думать о нем, а не о себе. А до того она сосредоточена больше на своем здоровье. Это нормально или нет?

— Но женщина ведь может чувствовать ребенка и до родов! Мы же любим Бога, Которого не видим, по крайней мере, стремимся к тому, чтобы любить Его. Но, действительно, с того момента, как ребенка приложили к груди первый раз, очень сильно что-то меняется в матери. В центре «Жизнь», который я возглавлял, был такой случай. Наша сотрудница, которая в роддоме работала, узнала, что одна из женщин хочет отказаться от ребенка. Вокруг нее уже ходили доктора, подписывали какие-то документы, был «покупатель», который был готов забрать ребенка. Она, врач, пошла на хитрость. После того, как ребенок родился, она принесла его к маме, которая совершенно не собиралась его принимать, не готова к этому была, и сказала: «Вы знаете, ребенка сейчас мы не можем покормить. Не могли бы вы его один раз к груди приложить. А мы потом решим проблему». Она приложила… и не смогла отдать. Конечно, врача этого потом уволили, было много истерик, криков, ругани. Но мама выписалась с ребенком.

* * *

Священник Кирилл Иванов

Происхождение термина

Адам и Ева (фреска собора святой Софии в Новгороде)

Концепция «первородного греха» есть только в христианстве: ни в иудаизме, ни в исламе её нет.

Термин «первородный грех» (лат. peccatum originale или vitium originis) был предложен Блаженным Августином (354—430) в 396 году в трактате «О различных вопросах к Симплициану» и к настоящему времени повсеместно принят христианством.

В православном богословии термин «первородный грех» стал закрепляться лишь с середины XVII века, после того как был использован в «Малом катехизисе патриарха Иосифа», 1649 года. Определение этого понятия, данное в «Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере», 1723 года:

Веруем, что первый человек пал в раю и что отсюда распространился прародительский грех преемственно на все потомство так, что нет ни одного из рождённых по плоти, кто бы свободен был от того бремени и не ощущал следствия падения в настоящей жизни. А бременем и следствием падения мы называем не самый грех, как то: нечестие, богохульство, убийство, ненависть и все прочее, что происходит от злого человеческого сердца, в противность воле Божией, а не от природы, но удобопреклонность ко греху и те бедствия, которыми Божественное правосудие наказало человека за его преслушание, как то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле, странствования, и напоследок телесная смерть.

Сейчас, как правило, богословы употребляют словосочетание «первородный грех» в двух значениях: во-первых, как само нарушение заповеди в Эдеме и, во-вторых, как поврежденное злом греховное состояние человеческого естества вследствие этого нарушения. Так, архиепископ Макарий (Булгаков) приводит следующее определение:

В своём учении о первородном грехе православная Церковь различает, во-первых, самый грех и, во-вторых, его последствия в нас. Под именем первородного греха она разумеет собственно то преступление заповеди Божией …, которое совершено нашими праотцами в раю и от них перешло на всех нас. «Первородный грех, – читаем в православном Исповедании кафолической и апостольской Церкви восточной, – есть преступление закона Божия, данного в раю прародителю Адаму. Сей прародительский грех перешёл от Адама на всё человеческое естество, поскольку все мы тогда находились в Адаме, и таким образом через одного Адама грех распространился на всех нас» (ч. III, отв. на вопр. 20). … Короче: под именем прародительского греха в самих прародителях разумеется и грех их, и вместе то греховное состояние их природы, в которое вошли они чрез этот грех; а в нас, их потомках, разумеется собственно одно греховное состояние нашей природы …. Впрочем, иногда первородный грех принимается и в смысле обширном …. И именно под именем первородного греха разумеется как сам грех, так и его последствия в нас: повреждённость всех наших сил, преклонность наша ко злу более, нежели к добру и прочие».

Помимо этого:

  • некоторые богословы склонны отождествлять Первородный грех с семенем тления (семенем тли), в то время, как Христос дарует всем людям семя жизни (притча о сеятеле).

Толкования первородного греха

В этой статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке.

Суть первородного греха заключается в принятии Адамом и Евой высокомерной мысли «будете как боги» от змия. Той же самой мысли которая возникла у херувима Денницы перед тем как он стал Дьяволом, там она выразилась словами «Буду подобен Всевышнему». Если существо считает, что «Я — Бог», то возникает мысль, что Бог уже не нужен и идёт война с Богом и его волей, так как существо считает Богом самого себя.

Смысл запрета на плоды Древа познания и прост, и парадоксален. Пребывая в Раю, окруженные любовью Бога и изобилием, Адам и Ева могли единственным образом утверждать свою любовь к Богу: следовать единственному наложенному на них запрету.

Не ведая Зла, они могли узнать о зле единственным образом: нарушив запрет.

Догмат о первородном грехе может ставить ряд вопросов: во-первых, почему новорожденные уже оказываются виноватыми в том, чего не совершали, и, во-вторых, почему греховность имеет свойство наследоваться?

У святых отцов Церкви само слово «вина» (как и «грех») трактуется несколько шире обычного современного понимания. В эпоху гуманизма вина и грех стали пониматься чересчур экзистенциально, слишком субъективно, как будто бы люди произошли не от общего предка, а как бы появились сами собой отдельно друг от друга и друг с другом совершенно не связаны.

Но раньше отдельного человека и его поступки рассматривали иначе, в ходу были представления о коллективной ответственности, в соответствии с которыми тень греха падала не только на определённого человека, но и даже на его предков и его потомков, пускай и частично. Это как закинутый в воду камушек, который даёт расходящиеся в разные стороны круги. Согрешивший как бы тянул вниз и своих предков, и своих потомков.

Некоторые иерархи и богословы, такие как митр.Антоний (Храповицкий) уже с конца 90-х годов 19 века пытались убрать из христианской веры «юридический» компонент, тем самым частично реабилитируя осуждённый Церковью оригенизм. Но в христианском представлении вина и грех не сужены до индивидуалистического экзистенциального восприятия. Так, например, в Библии один левит был наказан Богом за вину его детей. Полную личную ответственность душа того левита, конечно, не несла, но наказание получила, хотя тот левит лично был очень благочестивым.

Свт.Феофан Затворник:

«Иные толковники, — говорит он, — другие мысли соединяют с сим выражением, основываясь на том, что по-гречески стоит не „в немже“, но что следует перевести „поколику“, „так как“. Но мысль и при этом будет та же, то есть, что согрешили в нём . И напрасно думают отнять у сего места силу доказательства первородного греха, говоря, что точный перевод сего места должен быть таков: „так как все согрешили“. А при этом не необходимо будет видеть здесь мысль, что согрешили в нём, ибо можно ещё всем согрешать по примеру его, по поводу его. — То правда, что если взять эти слова: „поелику все согрешили“, вне связи, то они могут не давать той мысли, что все согрешили в нём; но если брать в связи и с предыдущим, и с последующим, то и при этом переводе (поелику все согрешили) необходимо дополнять перевод словом „в нём“, чтобы выдержать вполне мысль Апостола. Он говорит: грех чрез одного вошел в мiр и грехом смерть, и таким образом смерть во всех вошла. Грех отворяет врата смерти. Если она вошла во всех, то во всех предшествовал ей грех. Но во всех грех предшествовать смерти не мог иначе, как тем, что все согрешили в том, чрез кого грех вошел, то есть в первом человеке Адаме. Таким образом читая: „смерть вошла во всех людей, потому что все согрешили“, не можем иначе понимать, как согрешили в нём.»

Первородный грех — это именно грех. Так об этом говорит Карфагенский собор 393—419 годов:

«Определено также: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительскаго Адамова греха не заимствут ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо речено апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим.5:12), подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхаго рождения.

И священномученик Киприан Карфагенский:

«Притом же если и величайшим грешникам, много грешившим прежде против Бога, когда они потом уверуют, даруется отпущение грехов и никому не возбраняется прощение и благодать; то тем более не должно возбранять это младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, а только, происшедши по плоти от Адама, воспринял заразу древней смерти через само рождение и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпущаются не собственные, а чужие грехи».

Повреждённость человечества

Согласно христианскому учению, в результате того, что грех прародителей Адама и Евы изменил способ существования природы человека, сам этот грех вне зависимости от личных качеств человека «автоматически» становится частью каждого человека. В результате этого, по мнению христианства, всякий человек через страстное рождение является «чадом гнева», уже подчинен закону старения и смерти, а его воля с раннего младенчества обнаруживает удобопреклонность к укоризненному греху. Таким образом, для всех потомков прародителей первородный грех видится не как личный грех человека, но как общее греховное для всех состояние, следствием которого является деформированная по отношению к здоровому состоянию прародителей — Адама и Евы — духовно-телесная сфера.

В 50 псалме, об этом говорится: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50, 7). Этими словами Писание подтверждает, что, по существу, уже в момент зачатия человек оказывается «первородно-грешен».

В книге пророка Иезекиль глава 18 стих 20 сказано: «сын не понесет вины отца и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.» Можно сделать вывод, будто бы потомки Адама и Евы не обвиняются Писанием и не понесут вины за «первородный грех». Но из целого контекста становится ясно то, что речь в той фразе идёт не о первородном грехе, а лишь о личных грехах.

На поместном Карфагенском Соборе 252 г. была обоснована необходимость крещения младенцев : «Не должно возбранять крещение младенцу, который, едва родившись, ни в чём не согрешил, а только, происшедши по плоти от Адама, восприял заразу древней смерти через самое рождение».

Литература

  • Грех первородный // Грех прародительский // Православная Богословская Энциклопедия. Том 4. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1903 г.
  • Первородный грех // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Архиепископ Феофан (Быстров). Первородный грех // О догмате Искупления. (недоступная ссылка)
  • Леонов, Вадим свящ. Бог во плоти (Глава третья) // Догматическое богословие. — Портал «Слово».
  • Кураев А.В. Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения / : автореферат дис. … кандидата философ. наук : 02.29.04. — М.: Институт философии РАН, 1994. — 22 с.
  • Иустин (Попович), преп. О первородном грехе // Православная философия истины (Догматика Православной Церкви.
  • Иов (Гумеров), иеромонах. Как объяснить, почему первородный грех, совершенный Адамом и Евой, перешел на их потомков?. — Православие.ru, 20.04.2007 г..

Добросельский П. В. Глава 3 Грехопадение прародителей в раю(первородный грех) // Очерки православной антропологии. О происхождении человека, первородном грехе и искусственном зарождении. — М.: «Благовест», 2008.

  • Свт.Феофан Затворник. Толкование Послания святого Апостола Павла к римлянам. — 2 изд.. — М., 1890.
  • Barker E. Unification Church // Encyclopedia of religion and society / William H. Swatos, Jr., editor ; Peter Kivisto, associate editor ; Barbara J. Denison, James McClenon, assistant editors. — Walnut Creek, Calif.: AltaMira Press, 1998. — P. 532—535. — xiv, 590 p. — ISBN 0-7619-8956-0.

История Адама и Евы

Персонажи

События

Основные понятия

В разных источниках

Дети Адама и Евы

>Ребенок в семье и Церкви. Как не навредить детской вере

О книге «Ребенок в семье и Церкви. Как не навредить детской вере»

Книга священника Алексея Уминского – сразу о многом: о воспитании, о детской вере и молитве, о любви в семье и о родительских ошибках. Отец Алексей, имея опыт директора и духовника православной гимназии, поднимает множество актуальных для верующих родителей вопросов: как ребенку исповедоваться и поститься, каково место детей в приходе, что такое детская духовная жизнь и что на самом деле приводит ребенка ко Христу? Одна из главных мыслей этой книги: «Церковь должна стать для детей местом обретения радости, а не площадкой для реализации родительского честолюбия». Книга написана простым языком и состоит из коротких главок, в которых родители смогут найти ответы на важные для них вопросы.

Произведение относится к жанру Воспитание детей. Оно было опубликовано в 2016 году издательством Никея. На нашем сайте можно скачать книгу «Ребенок в семье и Церкви. Как не навредить детской вере» в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Мудрость

Вот интересно: почему так? По статистике почти половина разводов, если я ничего не путаю, происходят на протяжении года после рождения ребёнка, обычно первенца. Я и сама знаю такие пары. Вроде бы жили душа в душу, около 3-4 лет в браке, родили ребёнка и вдруг разводятся. А ребёнку ещё даже 6 месяцев нет.

Вот откуда это берётся?

Может быть, сбои в гормональном фоне женщины? Пресловутая послеродовая депрессия? Нетерпимость и раздражительность? Или всё сводится к элементарному набору женщиной лишнего веса и потери былой привлекательности? Недостаточное внимание мужу и зацикленность на ребёнке?

Ещё есть такая версия: пояление ребёнка становится своеобразным испытанием для пары. Это тот самый тернистый путь, который нужно вместе пройти, пуд соли, который нужно вместе съесть. Бессонные ночи, повышенные затраты, хроническое отсутствие времени… Да, дети это счастье, но поначалу оно даётся не совсем легко. В него нужно вложить очень много сил и прочих ресурсов. Вот и сдают нервишки у тех, кто послабее.

Ведь многие мужчины — всё равно, что дети. Часто заводят семью, не будучи готовыми к настоящей ответственности. И пока семья сводится к хиханькам да хаханькам, регулярной половой жизни и трёхразовому питанию — всё отлично. С появлением детей всё меняется и вот тут сразу становится понятно, ху из ху…

Но проблема, на мой взгляд, не только в мужчинах. Есть такое впечатление, что некоторые женщины замуж выходят только для того, чтобы ребёнка родить. Что мужчина им нужен исключительно как донор. А откуда это? Наверное, из тех неполных семей, в которых эти женщины сами выросли, ведь это у нас уже, увы, практически норма… Замкнутый круг какой-то.

У вас, уважаемые макспарковцы, есть какая-либо теория на этот счёт? Или думаете, что всё строго индивидуально, а частые разводы после рождения первенца — это простое совпадение?

>20 признаков по-настоящему счастливых семей

Когда мы видим красивые и яркие фотографии в социальных сетях, нам кажется, что многие семьи вокруг нас совершенны. Но, по правде говоря, идеальных семей не существует. Так что же мы имеем в виду, когда говорим про счастливую семью?

Когда мы видим красивые и яркие фотографии в социальных сетях, нам кажется, что многие семьи вокруг нас совершенны. Но, по правде говоря, идеальных семей не существует. У всех есть недостатки, и наши семьи состоят из несовершенных людей со своими плюсами и минусами, слабостями и достоинствами. Как не бывает худа без добра, так и не бывает семейных отношений без ссор, недомолвок и криков. Но эти недостатки не обязательно означают, что ваша семья не может быть счастливой, а люди в ней здоровыми и успешными. Так что же мы имеем в виду, когда говорим про счастливую семью?
1. Поддержка
В счастливой крепкой семье никто не переживает свои беды и горести в одиночку. У каждого есть плечо, на которое можно опереться, и жилетка, в которую можно поплакаться. Каждый может высказаться и рассказать о своих волнениях без боязни быть осмеянным или непонятым. В счастливой семье будут поддержаны начинания каждого, вне зависимости от их сложности и прибыльности, даже самые невероятные. Ведь самое главное в семье это то, чтобы каждому было приятно заниматься любимым делом.
2. Уважение личного пространства
В счастливой семье уважают занятия каждого, никто не открывает нараспашку двери в комнаты, когда там заперся кто-то из детей или супругов. Нужно помнить, что каждый человек нуждается в времени для себя, личном пространстве. Не стоит навязывать общение члену семьи, если он избегает его из-за усталости и простого желания отдохнуть. Может, ваш родственник хочет помедитировать, заняться своим хобби, которое не терпит лишних глаз.
3. Доверие
Этот пункт касается не только супругов, как принято считать, но и родителей с детьми. Доверие можно зарабатывать годами и сломать в одно мгновение. Сложно представить супружескую жизнь без крупиц недоверия со стороны одного или другого партнера. В историях некоторых пар есть измена, которую было принято решение простить. Но для многих она так и остается висеть тяжелым грузом.
Не все умеют отпускать, продолжают ревностно контролировать каждый шаг супруга, ведь попросту бояться снова почувствовать боль предательства. Конечно, сложно восстановить былое доверие после такой неприятной истории, но ежедневные маниакальные проверки не принесут вашей семье счастья и спокойствия.
В моей жизни случилась такая неприятная вещь, как измена. Партнер, с которым за плечами было пять лет отношений, переспал с нашей общей знакомой. Спустя какое-то время криков и ссор я решила, что попробую забыть и простить. Но больше я не смогла ему доверять, что окончательно испортило наши отношения, и через год мы расстались. Эта ситуация стала для меня хорошим жизненным уроком: если уж вы нашли в себе силы простить измену и принять человека обратно, не заставляйте его чувствовать себя виноватым каждую минуту своего существования рядом с вами.
Между родителями и детьми честность не менее важна. Родители зачастую слишком сильно опекают своих детей, и в качестве бунта те начинают недоговаривать и врать, сбегать из дому на вечеринку, обманывая, что занимаются математикой у друга. Нужно уметь доверять ребенку. Вспомните, вы ведь и сами недавно были подростками. Но, конечно, безрассудное и слепое доверие может принести немало проблем.
4. Сексуальная жизнь удовлетворяет обоих супругов
Конечно, со временем страсть между супругами начинает угасать, уступая место глубокому уважению и нежности. Но это не значит, что стоит просто пустить все на самотек. Страсть нужно поддерживать, экспериментировать. Кроме того, секс не должен быть наказанием или поощрением за плохое или хорошее поведение одного из супругов. Оба должны хотеть этого и получать удовольствие от занятия любовью.
Тревожным звонком может быть факт того, что вы с партнером начали специально ложиться спать в разное время, чтобы избежать таким образом супружеского долга. Если вы заметили за собой такое поведение, это повод задуматься.
5. Умение распределять обязанности
Очень неприятная и знакомая многим ситуация, когда все дела по дому ложатся на плечи какого-то одного члена семьи. Лучшим выходом будет составить расписание и договориться, кто какие обязанности будет выполнять. Возможно, кому-то из вас приносит настоящее удовольствие поливать цветы, кто-то страсть как любит пылесосить, а одному из детей нравится с пылесосом в руках гоняться за котом?
Такие вещи внесут в семейные отношения справедливость и могут преобразить дом счастливой семьи в самое уютное место.
6. Совместный досуг
Кроме обязанностей вас должны объединять и общие хобби, развлечения. Ими может считаться даже простой вечерний просмотр новостей, после которого вы всей семьей обсудите то, как прошел ваш день. Общение с близкими способно каждому человеку поднять настроение. Даже такие мелочи, как короткие текстовые сообщения друг другу в течение дня, могут сплотить даже самую большую счастливую семью еще больше.
7. Семейные традиции
Семейные традиции дают ощущение единства и безопасности. Например, традицией вашей семьи может быть ежемесячная прогулка в парке, семейный ужин каждое утро субботы. В моей семье мы обязательно собираемся вместе под бой курантов на Новый год. Вместе пьем шампанское, загадываем желание, а уже потом каждый разбегается кто куда: к друзьям, к приятелям, одноклассникам. Но самое важное – встретить год вместе. Именно в такие моменты в детстве, когда мы все вместе собирались за столом, я ощущала, что сестра, мама, папа, я — счастливая семья.
8. Вы не боитесь высказывать свое мнение
Если кто-то, сам того не желая, причинил вам боль или неудобства, об этом стоит сказать прямо. Зачастую люди даже не замечают, как обидели кого-то из окружающих, а из-за недоразумений уважение в семье начинает ослабевать, и семейное тепло испаряется. Дети в счастливой семье не просто безликие тени родителей, они боятся высказать свое мнение и даже немного поспорить, если это того требуется.
9. Умение слушать друг друга
Но нужно уметь не только выговариваться, но и слушать. Конечно, во время конфликта хочется заставить оппонента замолчать и высказать ему все, что думаете, но нужно научиться справляться с такими эмоциональными порывами. Даже если идеи или претензии кого-то из членов семьи кажутся вам напрочь лишенными смысла, это не всегда так. Как минимум это что-то значит для вашего родственника, а разве этого мало?
10. Умение находить компромиссы
Этот пункт плавно вытекает из предыдущего, ведь нельзя найти компромисс, если вы не в состоянии внимательно выслушать другого человека и не перебивать его. Совместная жизнь с кем-либо, будь то это не только ваши дети и супруг(а), а просто ваши друзья или соседи по квартире, должна состоять из совместных уступок. Если постоянно перетягивать одеяло на себя, теплое семейное гнездышко превратится в настоящее поле боя, где каждый будет твердо отстаивать свои позиции без желания взглянуть на свои поступки со стороны.
11. Умение извиняться и прощать
Недоразумения и конфликты – нормальная часть семейной жизни. Но если уж вы причинили другому боль, следует наступить на гордость и извиниться. Когда я была маленькой и непослушной, мама иногда повышала на меня голос. Но она всегда приходила ко мне в комнату перед сном и признавалась, что сожалеет о своих словах. Мамин пример помог мне научиться извиняться и прощать.
12. Вы не привязаны друг к другу
Конечно, нет никаких сомнений в том, что каждый член вашей семьи очень любит других. Но в то же время вы не единое целое, а отдельные личности, и не должны чувствовать себя беспомощными без партнера и других членов семьи.
13. Члены семьи заботятся друг о друге, а не только о себе
Вне зависимости от того, насколько члены вашей семьи разные между собой, у них должна быть общая мечта: создать в семье атмосферу, в которой каждый чувствует себя любимым, защищенным и готовым работать на общее благо семьи.
Заботиться должны не только родители о детях и друг о друге, но и дети о родителях. Мы с сестрой стараемся как можно сильнее окружить нашу маму заботой. Именно от нее по какой-то причине зависит атмосфера во всей семье, так что у нас повелось, что когда счастлива мама, счастлива вся семья.
14. У вас с партнером «живые» отношения
Вы не роботы, и в отношениях бывают моменты охлаждения, это нормально. Куда хуже, когда единственное, что вы чувствуете к партнеру – холодная привычка. Ссоры – не худшее, что бывает в отношениях. Куда хуже, когда ссоры совсем пропадают, даже маленьких перепалок совсем не случается. Кажется, вам просто становится все равно.
15. Уровень жизни устраивает всех членов семьи
Это значительно сокращает количество ссор и недопониманий на почве жилищно-материальных и бытовых проблем. Главное, чтобы необходимый минимум для всех членов семьи был на приблизительно равном уровне. Это совсем не значит, что вам не может хотеться дом побольше или машину подороже, ведь такова наша природа. Главное, чтобы не приходилось копить на вещи первой необходимости, семья могла позволить себе качественное медицинское обслуживание и хорошие, качественные продукты. Особенно важен этот пункт, если вы с партнером решили завести ребенка. Конечно, любовь и забота гораздо важнее материальных благ, но представить счастливое детство в семье, где родителям не хватает средств на элементарные вещи, достаточно затруднительно.
16. Вам хочется возвращаться домой после работы
Вам знакома ситуация, когда вы ежедневно наворачиваете круги по городу на машине или идете пить жутко невкусный американо в ближайшем кафе? Надеюсь, нет, ведь если так, вы попросту оттягиваете момент возвращения домой, что никак не сочетается с понятием счастливой семьи.
17. У вас с партнером одна родительская позиция на двоих
Во многих современных семьях есть четкое разграничение «плохая мама»/»хороший папа» и наоборот. Один из родителей с легкостью дает согласие на то, что минуту назад запретил второй, а требования к детям у матери и отца могут не только сильно разниться, но и противоречить друг другу.
Кроме того, ребенку не стоит слушать критику родителя из уст другого. Все это в сумме чревато возникновением у ребенка чувства неопределенности, тревожности и даже неуважения к одному из родителей, а с такими эмоциями жить счастливой семьей затруднительно.
18. Вы принимаете как победы, так и неудачи друг друга
Что касается детей, важно соблюдать здравый баланс похвалы и критики. Нужно не бояться позволять детям совершать ошибки. Вместо того, чтобы контролировать каждое действие ребенка и продолжать завязывать шнурки первокласснику, отступите и дайте ему шанс получить собственный опыт. Почти ничего не получается с первого раза, но не бойтесь позволить ребенку совершить ошибку. Главная ошибка, которую может совершить родитель, — делать для детей слишком много.
19. Вы не боитесь выражать любовь
В доме счастливой семьи любовь и тепло так и витают в воздухе. Особое внимание хочется уделить прикосновениям, в особенности между родителями и детьми, ведь в отношении супругов тут все более или менее понятно. Объятия и ласка — большая и важная часть невербального общения в счастливых семьях. Счастливое детство в семье невозможно без крепких объятий и напоминаний из уст родителей о том, как они любят своих детей. В дружных семьях люди не боятся свободно дарить тепло и периодически обнимать друг друга, даже смущенно протестующих подростков. Но, конечно, стоит делать это так, чтобы все ощущали комфорт, никого не принуждая.
20. Семья в приоритете у каждого
Не бывает постоянно занятых людей. Если человек не находит на вас время месяцами, значит, он попросту не хочет. Но в здоровой и счастливой семье всегда найдется время для того, чтобы провести его вместе. Неважно, сколько отчетов нужно написать на работу или сколько домашних заданий притащил ребенок из школы. Каждый член семьи знает, что время, проведенное с родственниками, на первом месте. Все счастливые семьи похожи как минимум этим пунктом, ведь нет ничего важнее общения с теми, кого любишь.
Но не стоит забывать, что каждая семья счастлива по-своему. То, что приносит удовольствие другим, может показаться вам пустой тратой времени и эмоций. Возможно, у вас совпадает всего три пункта из вышеперечисленных, а у вас самая счастливая семья на свете. Так что не стоит расстраиваться, если какие-то из названных нами пунктов не совпали с вашим собственным пониманием о том, как создать счастливую семью.
Поделитесь секретами вашего семейного счастья!

Дети — это большое счастье в жизни. Многие семейные пары, которые по тем или иным причинам не могут иметь детей, просто мечтают о маленьком чуде в их жизни. Ведь так приятно слушать детский смех и смотреть, как ребенок делает свои первый шаги. Однако, есть семьи, которые не хотят иметь детей или один из супругов не хочет иметь детей.

Раньше, если пара не хотела иметь детей, это смотрелось, по крайней мере, странно, если не сказать даже стыдно. Ведь, как известно, женщина и создана для того, что бы быть матерью. Это ее прямая обязанность. В век современных технологий, тогда когда мы видим мужественных женщин и женственных мужчин, происходят моменты, когда представительнице прекрасного пола просто некогда заводить ребенка. Карьера, поиски себя, своего места в жизни. Все это заставляет женщину не иметь ребенка, ведь дети требуют так много времени и отнимают много сил. Кроме того, многие девушки, которые особо следят за собой, боятся, что после родов у них испортится фигура. Вот вам еще одна причина отказаться от материнства.

Если семейная пара не может иметь детей по физиологическим причинам, но очень хочется этого, то в настоящее время существует много способов завести ребенка, одними, из которых являются суррогатное материнство, а так же взятие ребенка из детского дома. В этом случае будет требоваться лишь оформление специальных документов и обращение в соответствующие заведения.

Если же двое влюбленных не хотят иметь детей по чисто психологическим причинам, здесь уже нужно разбираться в каждой ситуации по отдельности. Очень трудно, понять о том, какие мысли и цели при этом преследуют люди. В этом случае на вопрос: нужно ли иметь детей, очень сложно ответить. Возможно, если пара не хочет иметь детей, то они просто не достаточно близки друг к другу или же в их отношениях еще не настал тот этап, который бы подтолкнул их к роли молодых родителей. Однако часто случаются ситуации, когда, по истечении уже довольно долго срока, партнеры не обзаводятся детьми, хотя с их здоровьем и так все в порядке. В этом случае они мотивируют это тем, что им хочется пожить для себя. Это, конечно, не зазорно и личное дело каждого, но, возможно, и они в будущем поймут, как все-таки хорошо иметь ребенка в своей семье. Однако нужно помнить, что мы не вечны и здоровье с годами не крепнет. Главное, чтобы не получилось так, чтобы когда наконец-то место в жизни будет найдено, главные цели достигнуты, для себя пожили, а здоровья для рождения своего ребенка уже нет.

Если возникает вопрос нужно ли иметь детей именно вам, то стоит оценить для чего вам ребенок, какой ваш смысл жизни, ваш, а не общепринятый, навязанный кем-то. Задайте себе вопрос : готовы ли вы в этой жизни никогда не узнать, каким бы был ваш ребенок. И еще, не самый лучший вариант, когда вы не хотите ребенка, но по примеру других для чего-то рожаете его и тогда, когда дети вырастают не такими идеальными какими вы их представляете, становятся для вас обузой, ваша жизнь превратится в ад. Если после всех размышлений напрашивается вывод, что вы не созданы для рождения детей, то живите для себя и наслаждайтесь жизнью. Каждый должен решать сам и любое решение будет правильным, а дети должны быть желанны, а не просто для галочки!

Возник вопрос: зачем рожать детей?

Давайте разберемся, действительно ли каждому человеку необходимо оставить после себя потомство.

Об основных сложностях развода, если в семье есть дети, читайте .

Почему и для чего рожают?

Рождение ребенка сопровождается достаточно большими трудностями. Начиная от необходимости заботиться о здоровье, заканчивая материальным вопросом обеспечения семьи.

Однако даже пары, не имеющие высокого заработка, все-таки решаются на рождение ребенка.

Основные причины:

  • самореализация себя в материнстве и отцовстве;
  • так требует общество. На уровне государства идет пропаганда и стимуляция рождения детей. Давят на молодую пару и родственники: как же без детей, семья обязательно должна быть с детьми;
  • все рожают, и я рожу — комплексы по поводу того, что у всех подруг, друзей есть дети, значит, и мне надо;
  • хочется оставить после себя след в истории, а точнее, внести свой генотип в развитие человечества — эта потребность может быть бессознательной;
  • чтобы в старости было кому о тебе заботиться — достаточно эгоистичная потребность, но многие решаются на рождение ребенка именно по причине того, что в преклонном возрасте боятся остаться в одиночестве;
  • потому что так получилось — среди рожденных детей большое количество случайных зачатий;
  • приобретение статуса матери или отца, доказать обществу и себе, что способен стать родителем;
  • попытка удержать мужчину или женщину;
  • «продолжение себя» — попытка реализоваться в том, в чем не состоялся сам.

В каком возрасте лучше обзаводиться потомством?

Менструация начинается у девочек с 12-13 лет, но это совершенно не значит, что она готова к зачатию. К сожалению, статистика последних лет неутешительна, и встречается все больше несовершеннолетних матерей.

Есть и обратная тенденция — женщины, решившие рожать уже после 35 лет, когда достигнут высокого заработка, состояться в карьере.

Однако надо помнить, что чем старше роженица, тем больше риска для нее и ребенка. Особенно это касается тех, у кого предстоят первые роды.

Девушка, рожающая до 20 лет, должна понимать, какие изменения произойдут в ее жизни, в том числе социальной. Вполне вероятно, придется бросить учебу или взять академический отпуск, уйти в декрет, сделав перерыв в карьере.

В 18 лет чаще всего дети получаются незапланированные, и не все родители психологически готовы к появлению у них ребенка.

К 25 годам человек уже достаточно зрелый, способен ставить цели и реализовывать их.

Время между 20 и 30 годами наиболее благоприятно для появления детей — организм еще сильный, здоровье позволяет, а зарплата, как правильно, уже приемлемая для обеспечения ребенка.

Веские причины, чтобы не иметь детей, по мнению психологов

Есть причины, по которым ребенка рожать не стоит:

  1. Заболевания, которые могут передаться ребенку.
  2. Психические отклонения, особенно если они наблюдаются у матери, но и отцовские гены могут передаваться.
  3. Отсутствие материнского инстинкта. Бывает, что он появляется уже после рождения малыша, но если у вас есть уже один ребенок, а вы чувствуете к нему холодность, раздражение, то подумайте, так ли необходимо рожать следующего.
  4. Не стоит рожать только по причине того, чтобы соответствовать общественному мнению или потому, что так хочет муж или родственники.

    Женщина сама вправе решать, готова ли она стать матерью и нужно ли это ей.

  5. Только ради того, чтобы в старости «было кому стакан воды подать». Дети чувствуют эгоистичное отношение со стороны родителей. Если ваш ребенок появился на свет только ради удовлетворения ваших потребностей, то велика вероятность разочарований. К сожалению, многие пенсионеры, даже родив детей, в старости остаются практически в одиночестве.
  6. Если у вас слишком низкий доход. Ребенок требует материальных вложений с первых дней своей жизни. Готовы ли вы на то, что ваши дети будут жить в нищете? Сможете ли перешагнуть свой социальный уровень и зарабатывать настолько, чтобы дети ни в чем не нуждались и получили достойное образование? Эти вопросы можно было бы подвергнуть критике, если бы в мире не было так много неблагополучных семей.
  7. Если вы дорожите своей свободой, то ребенок практически наверняка свяжет вас. Не так много людей, у которых есть возможность нанять няню, но и в этом случае ребенок должен получать достаточную порцию материнской любви и внимания.
  8. Беременность, рождение ребенка забирают здоровье. Если вы физически слабы, имеете хронические заболевания, то стоит задуматься о рисках и последствиях для вашего организма. Есть диагнозы, при которых беременность может нести определенную опасность для жизни. Именно поэтому важно перед зачатием пройти полное обследование, чтобы исключить различные риски.
  9. Если один из партнеров категорически против. Семья держится на взаимном согласии. Счастливые дети рождаются в счастливом браке.

Кто такие чайлдфри?

Чайлдфри — это идеология, движение, характеризующееся сознательным нежеланием иметь детей. В переводе термин означает «свободный от детей», возник достаточно недавно, примерно в 70-х годах прошлого века.

У людей этого социального движения присутствует убеждение, что им не нужны дети, они не хотят их иметь по определенным причинам.

Термин был придуман для того, чтобы отличать тех, кто не может иметь детей по состоянию здоровья, от тех, кто добровольно отказывается от рождения потомства.

Почему люди делают такой выбор. Условно чайлдфри можно поделить на два вида:

  • люди, не любящие детей, испытывающие к ним неприязнь;
  • практично относящиеся к своей жизни, считающие, что дети могут им просто помешать, ограничить их свободу, при этом к самим детям они относятся терпимо. Для этого типа людей важнее яркая, не обремененная ответственностью и ограничениями жизнь.

Чайлдфри могут не рожать детей по самым разным причинам:

  • карьера — она важнее, чем необходимость провести несколько лет дома, ухаживая за малышом, теряя навыки и социальный статус;
  • личная свобода — люди просто не желают ее ограничивать;
  • неуверенность в себе, детские травмы — эта категория не желает заводить ребенка, боясь, что не сможет нести ответственность за него, воспитывать, содержать;
  • страхи — подорвать свое здоровье, родить ребенка с отклонениями и проблемами со здоровьем;
  • считают, что современный мир слишком опасен и неустойчив, чтобы заводить ребенка — войны, плохая экология, преступность.

В любом случае, жизнь без детей — это личный выбор человека, и никто не вправе его осуждать.

11 детей сразу: роды, которые попали в книгу рекордов Гинесса

Рождение одного малыша — это классика жанра природы относительно Венца Творения, человека. Однако «благодаря» нашему вмешательству в природу и развитию технологии искусственного оплодотворения, многоплодная беременность уже совсем не редкость.

Двойни и тройни уже перестают быть какой-то особенностью. Женщины рожают по пять, восемь и даже по 11 детей сразу. Предлагаем посмотреть на этих мужественных мамочек, за один раз создавших себе большую, многодетную семью.

Идентичные 14-летние близнецы родились квартетом: Меган, Сара, Кендра и Калли Дерст стали знаменитыми еще в 6 лет, а сейчас снимаются в реалити-шоу о своей жизни.
По данным на 2005-й год, в мире родились 15 идентичных четверняшек, 10 из них сестрички, однако неидентичных «четверок» гораздо больше. По статистике, одна четверня выпадает на 700 тысяч беременностей.

Самый известный, первый и единственный случай рождения пятерых однояйцевых близнецов — канадская семья Дионн. Девочки родились в 1934-м году и долгие годы являлись достопримечательностью провинции Онтарио, и по словам самих близняшек, судьба у них была не завидная.

В 2013-м году в Солт Лейк Сити родилась пятерня — 3 девочки и 2 мальчика. Примечательно, что беременность наступила естественным путем.

В прошлом, 2016-м году, 37-летняя одесситка Оксана Кобелецкая родила пятерню, хотя супруги ожидали двойню.

Нкем Чукву из Техаса в декабре 1998-го года родила сразу восьмерых. Причем 8 декабря родила девочку, а 20-го — еще 5 девочек и двоих мальчиков (одна из малышек умерла вскоре после родов).

33-летняя Нади Сулиман в 2009-м году родила сразу восьмерых близнецов — двух девочек и шестерых мальчиков. Все дети живы и здоровы, и это единственный случай рождения восьмерни, где выжили все.

Девятерняшки рождались в 1971-м, 1972-м , 1976-м, 1977-м, 1979-м и в 1999-м годах, однако, к сожалению, ни один из этих 54-х детей не выжил

Десять детей — до сегодняшнего дня считалось самым большим количеством детей, рожденных от одной беременности. В 1946-м году в Бразилии родились 8 девочек и 2 мальчика, также известны случаи рождения такого количества детей в Китае в 1936-м и в Испании в 1924-м году. Сведений о том, выжили ли дети, нет.

42-летняя жительница индийского города Райли Мария Фернандес за 37 минут, естественным путем, родила 11 детишек. Все — совершенно здоровые мальчики, шестеро из которых идентичные близнецы. Этот феномен занесен в книгу рекордов Гиннеса. Таким образом, на сегодня 11 детей, рожденных от одной беременности, — абсолютный рекорд.

Федор Васильев 1707-1782 г.р. был крестьянином из Шуи, Россия. Его первая жена, г-жа Васильева установила рекорд для большинства детей, рожденных одной женщиной. Она родила 69 детей: 16 близнецов, 7 тройняшек и 4 четырняшек в период с 1725 по 1765 год, в общей сложности 27 родов. Причем 67 ее детей выжили во младенчестве.
У Федора Васильева также было 18 детей со второй женой. Они имели 6 двойняшек и 2 тройни. В общей сложности он стал отцом 87 детей. Причем 82 ребёнка выжили во младенчестве.
Первый изданный отчет о Федоре Васильеве опубликован в 1783 г в журнале Лондон, где заявили, что он приехал из Санкт-Петербурга к родственникам в Англию, а так же был представлен императрице.
Такие же цифры были приведены в 1834 году в книге Bashutskiy, Панорама Санкт-Петербурга.
Если представить, что с 67-ми выживших детей каждый родил по 2 ребенка (низкий показатель для того времени, но мы будем консервативны), и у каждого из их детей было по 2 ребенка и так далее, и диапазон между поколениями составит около 25-ти лет. Тогда эта пара в настоящее время насчитывает около 70 000 потомков!

Как население стран СНГ достигнет 1 миллиарда. Многодетная семья
Многодетная русская семья возродила деревню
Многодетная семья Алисы Уэлч вдохновляет весь мир

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *