Православная гимназия школа

Содержание

По данным Синодального отдела религиозного образования и катехизации, в столице с действующим конфессиональным представлением работают 28 православных средних общеобразовательных учебных заведений. Не претендуя на исследовательскую полноту и всеохватность, сегодня мы предлагаем читателям собственную версию рейтинга лучшей пятерки из них, составленную на основе опроса экспертов и общемосковского рейтинга средних школ.

Свято-Владимирская православная школа

Расположена на территории Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Здесь обучаются свыше 130 детей. В школу берут преимущественно воцерковленных православных детей. При поступлении требуется рекомендация духовника. Дети имеют возможность бесплатно заниматься в кружках по керамике, ИЗО, петь в клиросном и казачьем хорах, а также заниматься спортом. Школа дает широкое образование и открывает учащимся возможность для свободного выбора любой профессии. Выпускники поступают как в светские вузы, так и в семинарии.
Адрес: Малый Ивановский пер., д. 4, стр. 1, 2 (ст. м. «Китай-Город»)
Тел.: (495)624-82-94
Веб-сайт s-vlad-school.ru
Директор Кондюрина Марина Леонидовна
Духовник: протоиерей Алексий Уминский

Православная классическая гимназия «Радонеж»

Первая православная общеобразовательная школа в постсоветской России. Обеспечивает качественное образование с гуманитарным уклоном и православное воспитание. Ориентирована на детей из православных семей. От учащихся требуется усердная молитва, соблюдение постов, участие в церковных таинствах. Ряд предметов воспитанники гимназии изучают углубленно: Закон Божий, мировую художественную культуру, церковнославянский язык. Иностранные языки (английский, немецкий, латынь) изучаются на уровне языковых спецшкол. В гимназии открыты две инновационные площадки.
Адрес: пр-д Одоевского, 13 (ст.м. «Ясенево»)
Тел.: (495)423-5122
Веб-сайт gymnasia-radonezh.ru
Директор Тишков Михаил Борисович
Духовник: иерей Артемий Сахаров

Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине

Рассчитана на 120 детей. Здесь углубленно изучают историю и иностранные языки (английский, новогреческий, сербский). Свои знания ребята имеют возможность ежегодно практиковать. У гимназии есть лагерь в Греции. Во время учебного процесса дети активно занимаются в творческих студиях и спортивных секциях, посещают экскурсии, совершают паломнические поездки.
Адрес: ул. Ляпидевского, 10а (ст. м. «Речной вокзал»)
Тел.: (499)747-9714
Веб-сайт pravoslavnaya-gimnazia.ru
Директор: Бузин Игорь Алексеевич
Духовник: игумен Феофилакт (Безукладников)

Православная Свято-Петровская школа

Одна из крупнейших гимназий города. Здесь обучается около 350 учеников, больше половины семей учащихся – многодетные. У школы заключен договор о сотрудничестве и совместной деятельности с Православным Свято-Тихоновским Гуманитарным Университетом, педагоги которого здесь преподают. Индивидуальным способностям детей в школе уделяют особое внимание. Молодежь стараются воспитывать в лучших традициях Православия, отечественной и мировой культуры.
Адрес: Тессинский переулок, д. 3 (ст. м. «Чкаловская»)
Тел.: (499)641-0325
Веб-сайт tgym.ru
Директор: иерей Андрей Постернак
Духовник: протоиерей Владимир Воробьев

Гимназия «СВЕТ»

Ориентирована на детей, семьи которых руководствуются в своей жизни христианскими нравственными ценностями. Один из главных приоритетов школы – интенсивная и ответственная подготовка к ГИА и ЕГЭ. По отдельным предметам старшеклассники могут обучаться в форме экстерната, чтобы больше внимания уделять подготовке в вузы. Дополнительное образование включает больше 30 проектов для учащихся по гуманитарным, естественнонаучным и творческим направлениям. При школе организован хор – лауреат всероссийских и международных фестивалей и конкурсов.
Адрес: ул. 8-го Марта, д. 6-г (ст.м. «Динамо»)
Тел.: (495)614-2936
Веб-сайт shkolasvet.ru
Директор: Глазнева Елена Анатольевна
Духовник: протоиерей Димитрий Смирнов

Школа во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Адрес: ул. Партизанская, д. 7, корп. 2 (ст. м. «Молодежная»)
Тел.: (495)416-4193
Веб-сайт orthoschool.ru

«Классическая гимназия» при греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина

Адрес: Орлово-Давыдовский пер., д. 5 (ст. м. «Проспект Мира»)
Тел.: (495)680-92-41
Веб-сайт mgl.ru

Церковно-приходская школа «Косинская»

Адрес: ул. Большая Косинская, д. 42 (ст. м. «Лермонтовский проспект»)
Тел.: (495)700-0002
Веб-сайт cpsh-k.edusite.ru

Музыкальный православный центр «Воскресение»

Адрес: ул. Камчатская, д. 6 (ст. м. «Щелковская»)
Тел.: (495)467-4510

Троицкая школа при московском подворье Свято-Троицкой Сергиевской лавры

Адрес: 2-ой Троицкий пер., д. 8/10 (ст. м. «Цветной бульвар»)
Тел.: (495) 684-31-64
Веб-сайт blagoslovenie.su

Школа в Усадьбе Свиблово имени преподобного Сергия Радонежского

Адрес: Лазоревый пр. д. 15, стр. 1 (ст. м. «Ботанический сад»)
Тел.: (499)189-64-03
сайт: sviblovoprav.ru

Учебный центр «Перспектива»

Адрес: Сумской пр., д. 2 А (ст. м. «Чертановская»)
Тел.: (495) 316-00-74
Веб-сайт perspektiva.org.ru

Православный центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского

Адрес: ул. Ясеневая, д. 33, корп. 2 (ст. м. «Зябликово»)
Тел.: (495)399-44-79
Веб-сайт stseraphim.edusite.ru

Центр образования «Знак»

Адрес: ул. Абрамцевская, д. 6а (ст. м. «Алтуфьево»)
Тел.: (499)200-05-08
Веб-сайт pravshkola.ru

Православная школа искусств

Адрес: Ленинградский проспект, д. 16, стр. 2
Тел. (495)612-06-46
Веб-сайт pravshkola.ru

Православная гимназия в Троице-Лыкове г. Москвы

Адрес: ул. Одинцовская, д. 24, стр. 6 (ст. м. «Строгино»)
Тел.: (495) 942-83-01
Веб-сайт tlgym.ru

Средняя общеобразовательная школа «Живоносный Источник»

Адрес: ул. Солнечная, д.3(ст. м. «Царицыно»)
Тел.: (499)218-12-72

Православный центр образования Святителя Николая Чудотворца

Адрес: Булатниковский проезд, д. 16, корп. 3 (ст. м. «Аннино»)
Тел.: (495)383-89-56
Веб-сайт noupcosnch.mskobr.ru

Средняя общеобразовательная школа «Димитриевская»

Адрес: Ленинский проспект, д. 8, корп. 12 (ст. м. «Шаболовская»)
Тел.: (499)236-98-83
Веб-сайт pravschool.ru

Школа при Андреевском монастыре

Адрес: Андреевская набережная, д. 2 (ст. м. «Ленинский проспект»)
Тел.: (499)135-71-00
Веб-сайт andreevskaya-school.ru

Лицей духовной культуры во имя преп. Серафима Саровского

Адрес: ул. 3-я Парковая, д. 34, стр. 1 (ст. м. «Первомайская»)
Тел.: (495)164-79-60
Веб-сайт pravoslavie-licey.narod.ru

Православная общеобразовательная школа-пансион «Плесково»

Адрес: поселение Михайлово-Ярцевское, поселок д/о «Плесково»
Тел.: (499)271-6706
Веб-сайт pleskovo.ru

Гимназия «Эллада» во имя святых Кирилла и Мефодия

Адрес: ул. Кошкина, 6 (ст. м. «Кантемировская»)
Тел.: (499)324-83-28
Веб-сайт ellada.ru

Троицкая православная школа

Адрес: Троицкий АО, м-н «В», д.26
Тел.: (495)546-9354
Веб-сайт troitsk-school.ru

Средняя общеобразовательная школа «Ретро»

Адрес: ул. 4-я Гражданская, д. 43, корп. 8 (ст. м. «Бульвар Рокосовского»)
Тел.: (499)160-86-25
Веб-сайт retroschool.ru

Ховринская гимназия «Лампада»

Адрес: ул. Фестивальная, д. 77, корп. 1 (ст. м. «Речной вокзал»)
Тел.: (495)456-3152

Православная классическая гимназия им. митрополита Платона Левшина

Адрес: ул. Шоссейная, 82 (ст. м. «Печатники»)
Тел.: (495)354-8310

«Гимназия Святителя Василия Великого»

Адрес: Московская область, Одинцовский район, д. Зайцево, Кокошкинское шоссе, д. 1.
Тел.: (495)594-0101
Веб-сайт vasiliada.ru

Иеромонах Онисим (Бамблевский)

Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии

Мы знаем, насколько богаты исторические традиции образования и воспитания в нашей стране. Их истоки всегда были именно в Православии, которое взрастило великих деятелей русской культуры, искусства, поэзии, литературы, зодчества. Понимание их творческих и духовных исканий невозможно без осознания основ христианской веры.

По этой причине сейчас все больше родителей делают выбор именно в пользу православных школ. Я надеюсь, что милостью Божией, уже в недалеком будущем мы с вами увидим, как православные школы явят миру замечательных ученых, государственных и общественных деятелей, творческих людей, которые делом своим засвидетельствуют, что православным школам нужно уделять особо пристальное внимание со стороны государства и общества.

Подготовила Мария Максимова

Отличие от обычной школы православной классической гимназии

Какие ассоциации вызывают у большинства из нас слова классическая православная гимназия? XIX век, гимназисты, гимназисточки, раздельное обучение, балы, юнкера. Тем не менее, православные гимназии и школы уже давно стали реальностью наших дней: в последнее время их открывается все больше в связи с повышенным интересом к подобного рода обучению. Чем же так привлекает родителей образование с религиозным уклоном? Тем, что помимо общего образования на государственном уровне, в православных гимназиях серьезный упор делается на развитие духовно-нравственных качеств личности, а это, согласитесь, большой плюс в наше время. Ни для кого давно не секрет, что именно православная вера в нашей стране способствует формированию тех самых идеалов, без которых очень проблематично воспитать любовь к Отчизне и согражданам, уважение к своей истории, культуре и языку, почитание памяти уже ушедших предков и послушание живущим и здравствующим членам семьи. Основополагающими тезисами православных школ и гимназий являются вера, доброта, любовь к Богу и ближнему, терпение и ответственность.

Что такое классическая православная гимназия?

Чем же классическая православная гимназия отличается от обычной школы с христианским уклоном? Слово «классика» само собой отсылает нас в Древнюю Грецию и Древний Рим, и вывод этот совершенно правильный. В дореволюционной России в классические гимназии поступали с целью подготовки в университет. Здесь преподавали древние языки: греческий и латынь, Закон Божий, математику, историю, философию, литературу, юриспруденцию.

Все знания в православных классических гимназиях до 1917 года подавались углубленно, нерадивых учеников безжалостно отчисляли, и это неизменно сказывалось на качестве высшего образования: все математики тогда хорошо читали и говорили по-гречески, юристы и выпускники медицинских факультетов знали латынь, а филологи зачастую владели четырьмя-пятью языками. К сожалению, не стоит ожидать такого уровня подачи знания от современных православных классических гимназий: слово «классическая» в их названии подчас говорит лишь о том, что в них обязательно изучают два иностранных языка (как и в подавляющем большинстве светских школ), и факультативно могут изучать греческий язык или латынь (исключительно по желанию учащегося).

Оправдывает ли себя обучение в православных гимназиях и школах?

Большинство отзывов о православных школах и гимназиях очень положительны. Что особенно отмечают родители? Большинство из них несказанно рады тому, что их ребенок оказался в правильной системе координат, где на первом месте стоит учеба и получение знаний, а не хвастовство айфонами и тем, кто из девочек раньше начал окрашивать волосы. В основном это отмечают родители, которые перевели своих детей в православные гимназии из обычных общеобразовательных школ. По их словам, здесь детям стало проще учиться и благодаря более взвешенному педагогическому подходу: в православных гимназиях не присутствует карательная система, как в большинстве школ, но и не захваливают детей за каждое достижение, как в школах частных, а стараются мотивировать учеников, взывая к их ответственности и рассудительности.

Также большинство родителей отмечают более высокий уровень дисциплины в православных школах и гимназиях – учителям не приходится пол-урока тратить на стучание линейкой по столу, благодаря чему дети лучше концентрируются и успевают усвоить больше знаний. Учитывая высокие показатели, которые показывают учащиеся православных школ при сдаче ЕГЭ, выбор родителей кажется вполне оправданным.

С тегами: дети молитва обучение религия христианство

Открытие православного класса в обычной школе

Сегодня, когда религиозное образование вновь отвоевывает утерянные во время религиозных притеснений позиции и становится все более популярным, вопрос открытия православных классов при школах поднимается все чаще. Ведь ни для кого не секрет, что открытие православной школы – дело очень сложное, финансово обременительное, требующее, как минимум, нескольких месяцев нормативной подготовки, а также поиска серьезного спонсора.

Чем же отличается открытие православной школы от открытия православного класса на базе светской школы? И в первом, и во втором случае, для начала необходимы те, кто в этой школе хочет учиться и преподавать, то есть будущий родительский и педагогический коллектив. При кажущейся простоте (да кто же из верующих не захочет отдать своих детей в православную школу?) уже этот пункт вызывает вопросы и споры. Во-вторых, возникает вопрос помещения, которое будет соответствовать требованиям санэпидемстанции, оплаты труда, ведения бухгалтерии и т.д. Все это приводит к тому, что разговоры об открытии православной школы при приходе так и остаются разговорами. Однако, не стоит опускать руки: открытие православного класса требует гораздо меньших усилий, и опыт многих родителей показал, что сделать это вполне реально.

Что требуется для открытия православного класса на базе районной школы?

Итак, Вы запаслись зарядом оптимизма и активности и приготовились бороться с бюрократической системой за право водить своего ребенка в православный класс. Каковы Ваши первые действия?

  • Во-первых, подойти к батюшке, которому доверяете, и попросить его стать духовником будущего класса, после чего взять благословение на открытие, ведь ни одно доброе православное дело не начинается без этого важного пункта.
  • Во-вторых, найти единомышленников – в одиночку справиться не удастся. В идеале, Вам нужно скооперироваться хотя бы с парой-тройкой родителей, которые разделяют Ваши устремления, а также найти будущего классного руководителя.
  • В-третьих – познакомиться и подружиться с директором школы, в которой Вы хотели бы открыть православный класс: в этом вопросе часто требуется проявить чудеса дипломатии, ведь директор должен стать Вашим ближайшим сподвижником на долгие годы, выделить помещение и направить запрос в районо на открытие православного класса в школе. Для того, чтобы укомплектовать класс учениками, можно дать объявления в газеты и в интернете.

Открытие православного кружка при школе: какие дисциплины ввести в факультатив?

Открытие православного кружка при Вашей школе отнимает, как правило, еще меньше сил и времени. Для этого Вам, как и в случае с православным классом, требуется найти единомышленников, причем не обязательно из числа родителей именно Вашего класса: это могут быть мамы и папы детей, которые учатся в параллельных классах, а также в классах чуть младше или старше.

После этого необходимо подойти к директору и сообщить ему, что столько-то человек желают открытия православного кружка. При этом, конечно, следует обсудить, какие именно дисциплины Вы хотели бы видеть на этих факультативах: изучение православной культуры, истории христианства, истории православной церкви, Закона Божьего, азов церковно-славянского языка.

Обучение в православных кружках и классах помогает детям лучше узнать родную культуру, учит разбираться в православных праздниках и богослужениях, помогает обрести внутренний моральный стержень, основанный на христианской этике и наших, исконно русских, традициях и обрядах.

С тегами: дети молитва религия христианство

Мама и педагог из минской средней школы № 44 Вера Константинова по нашей просьбе рассказывает о том, что нужно сделать для того, чтобы открыть православный класс в школе.

Еще в 2006 году, прочитав в газете «Церковное слово» статью о том, что в некоторых детских садах Беларуси начали открываться православные группы, мы с мужем очень захотели, чтобы и наш ребенок (2005 г. рождения) посещал православную группу.
Такой сад — №532 по улице Коммунистической в г. Минске мы нашли. Я как мама сразу же включилась в помощь воспитателям. Помогала в составлении сценариев для православных утренников, составляла и набирала на компьютере различные документы.

Постепенно, за время посещения моим ребенком православной группы, созревало решение о том, что нужно обязательно создавать православный класс и в школе. К тому времени я уже знала о том, что подписан договор о сотрудничестве между Белорусской Православной Церковью и Министерством образования и что такие классы работают в Минске и других городах Беларуси.

Однажды летом, за год до поступления моего ребенка в первый класс, я зашла в свою родную 44-ю школу и рассказала директору Ларисе Ростиславовне Сохадзе о нашей православной группе и о желании некоторых родителей продолжить обучение в православном классе. Директор дала согласие на открытие в школе такого класса. Впереди у нас был целый год…

Что же самое главное следует учесть родителям, у которых тоже появится желание открыть для своих детей православный класс?

Главное – большое желание, вера и надежда на то, что с Божией помощью все получится.

Конечно же, следует также найти единомышленников, хотя бы одного… И священника, который согласился бы стать духовником класса, и дальше с ним советоваться и все делать по его благословению. Как только у нас появился духовник, священник Иоанн Задорожин из Свято-Петро-Павловского собора г. Минска, Господь стал посылать нам помощников.

Также нужно выбрать святого покровителя класса и начать молиться ему. Постепенно созрело решение о том, что нашим святым покровителем будет праведный Иоанн Кронштадтский. После этого у нас, родителей-единомышленников, началась молитва о благополучном открытии класса. К молитве подключилась и Наталья Серапина, наша будущая учительница. Она как раз выпускала 4-й класс в 44-ой школе и готовилась брать 1-й. Кстати, ее ребенок в том году тоже должен был пойти в первый класс.

Затем мы нашли воспитателя группы продленного дня – в нашем классе согласилась работать Татьяна Додух, выпускница Школы катехизаторов, преподаватель воскресной школы, по образованию – учитель начальных классов, имеющая, кроме того, и опыт работы в православной группе детского сада.

С разрешения директора школы и по благословению отца Иоанна (который, в свою очередь, имел разрешение из Епархиального управления), мы уже в феврале разместили на приходах и в газете «Церковное слово» объявления о наборе в православный класс. Заинтересовавшиеся родители будущих первоклассников начали звонить и записывать своих детей. В апреле список был уже готов (в классе должно было быть не более 20 детей, и у нас их было 20).

В конце апреля мы, родители и дети, встретились в школе, в нашем будущем классе, чтобы познакомиться с отцом Иоанном, учительницей, воспитательницей и, конечно, друг с другом. Интересно, что некоторые семьи оказались между собой знакомы и неожиданно встретились здесь! А примерно через месяц, в мае, мы снова собрались вместе на молебен в Свято-Петро-Павловском соборе.
После молебна дети, нисколько не утомившись, попросили разрешения вместе погулять и играли, к нашей радости, очень мирно и весело, как будто были давно друг с другом знакомы. Известно, что многие первоклассники испытывают большой стресс, когда впервые приходят в школу и попадают в незнакомую, новую среду. А наши дети 1-го сентября встретились как старые друзья, и это, несомненно, имело для них большое значение.

В начале учебного года мы, родители детей, поступивших в православный класс, как и положено, написали заявления с просьбой о зачислении наших первоклассников на факультатив «Основы православной культуры». Таким образом, занятия по общеобразовательным предметам у нас проходят строго по учебной программе, и к ним добавляется православный факультатив, а также другие факультативы и кружки (по желанию). Конечно же, в классе отмечаются православные праздники, дети посещают Свято-Петро-Павловский собор.

Из опыта работы хочется отметить, что очень хорошо заранее, до 1 сентября, составить список дней рождения и именин учащихся и праздновать их всем классом. Это еще больше объединяет детей. Причем, ко Дню именин каждый ребенок готовит маленький рассказ о своем небесном покровителе, а потом все водят хоровод вокруг именинника.

В начале учебного года детям было очень интересно узнать, что каждый праздник в Церкви имеет свой цвет. Перед праздником Рождества Пресвятой Богородицы мы сказали детям, что цвет Богородичных праздников – голубой. Как же мы были удивлены и тронуты, когда в день Рождества Богородицы дети пришли на занятия в школьной форме, заботливо украшенной родителями голубым или синим цветом: у мальчиков — галстук или рубашка, у девочек – синее платье, голубой бантик или заколка… А в классе мы повесили синие и голубые шарики…

Ну, а в праздник Крестовоздвижения была более сложная задача – фиолетовый цвет. Но многие родители и дети справились и с ней. Вот такой простой, но вместе с тем имеющий глубокий смысл, язык цвета оказался очень доступным и понятным для наших детей.

Хочется сказать еще и о том, что с самого начала нашего знакомства мы всегда говорим детям и их родителям, что мы – одна семья. Наш класс – наша школьная семья. Это очень помогает сплотить класс.Приятно, что на родительские собрания к нам ходят не только мамы, но и папы. Всей большой семьей мы отмечаем большие праздники, ходим на экскурсии.
На факультативные занятия к нам приходят теперь уже два священника – о.Иоанн Задорожин и о.Виталий Харитонович. Мы очень надеемся на то, что начатое с Божией помощью дело будет развиваться и что школьная жизнь наших детей будет наполняться высоким, духовным смыслом.

Быть ли православию в современной школе?

Быть ли православию в современной школе? Этот вопрос стоит сегодня остро. Многие против введения даже факультатива «Основы православной культуры» в школе – ведь у нас светское государство, школа отделена от Церкви. А вот в Европе, где уж точно за отделением школы от Церкви следят жестко – в каждой школе основы веры – строго обязательный предмет.

И как быть, если наши дети не будут знать, зачем собор на Красной площади и что было главным в жизни Федора Ушакова. Да и секуляризму общества уроки православия не вредны: учителя рассказывают, что во многих школах на уроки о православии мамы-мусульманки с приводят своих деток и долго упрашивают учителей: «Возьмите его, пожалуйста, обучите всему – все же живет-то в православной стране!»

Но есть и другая сторона медали. Если нет образца веры дома, если для родителей вера – это просто галочка в еженедельном расписании и предмет хвастовства: «Вот, мы и в воскресную школу успеваем водить, а там еще и экскурсии бесплатные» – вряд ли что смогут сделать даже самые лучшие педагоги. Ребенок должен учиться вере у родителей. А если родители не стараются жизнью научить детей жить по Евангелию, если все воспитание переложить на школу и ради самоуспокоения пару раз в год затащить ребенка в храм на многочасовую службу – то едва ли толк будет.

Но увы, это прописная истина кажется совершенно забытой многими. Как в советских школах вырастали поколения глубоко верующих людей, так и из школ церковных выходили атеисты: настоящее воспитание закладывается именно в семье. Один священник рассказывал о молодом человеке, который никогда не читал Библию, но когда открыл Новый Завет поразился, что он знает все, что там говорится: в годы гонений его родители боялись открыто исповедовать православие, поэтому решили – жить всей жизнью по Евангелию так, чтобы вся их жизнь была проповедью….

Какую роль играет Православие в образовании детей? Как учитель должен воспитывать учеников? Нужен ли в школе Закон Божий? C этими вопросами корреспондент Мария Марнова обратилась к учителям – прекрасным, опытнейшим педагогам. Некоторые из них вырастили не одно поколение учеников.

Ираида Николаевна Чекалина, преподаватель литературы и русского языка, заслуженный учитель России.

– Опишите Ваше отношение к вере, к Православию.
– Вера, я думаю, – самое замечательное, что есть в жизни. Она преображает людей. Жизнь полна радости для верующего человека, потому что Господь озаряет её Своим Светом.
– Каково Ваше отношение к нравственному воспитанию в школе?
– В последние годы, начиная с «перестройки», нравственность сильно понизилась. Это отразилось и на детях. Поэтому я считаю, что учитель должен стараться уделять внимание нравственным вопросам на каждом уроке; пусть совсем чуть-чуть, пусть хоть словечко, но и это словечко не будет сказано зря, поскольку дети очень восприимчивы к хорошему. Любой учитель, будь то учитель литературы или же математики, или физкультуры, должен развивать в детях чуткое отношение к жизни. Настоящий учитель, я считаю, не может пройти мимо хулиганов, портящих имущество или попирающих чужой труд, он обязан сделать замечание, наставление, это его долг. Учитель не может закрывать глаза на ребёнка и видеть лишь объект обучения.

Нравственность можно воспитывать по-разному, совсем не обязательно говорить строгим голосом: «Дети, так делать плохо, а так хорошо». Нравственные моменты есть практически везде. Вот, например, классные часы.

В настоящее время мы часто видим такую картину: классный руководитель садится, берёт журнал и начинает читать оценки, в то время как дети предоставлены, фактически, сами себе. А можно постараться и сделать что-нибудь интересное, например, устроить классный час, посвящённый композиторам, чтобы дети подготовились и выступили. Кто-то сможет что-нибудь исполнить, кто-то расскажет биографию композитора, кто-то принесёт портреты и т. д. Опять же, дети слушают музыку и становятся духовно богаче, дети слушают друг друга и учатся уважать и любить ближнего.

В годы «перестройки» произошёл какой-то поворот в сознании людей. Вдруг стало «всё можно». Конечно, хорошо то, что открылись храмы, что люди стали приходить в Церковь. Но вместе с тем столько отвратительного, глубоко безнравственного потянулось к нам с Запада и навредило, прежде всего, детям.

Поэтому учитель должен быть образцом нравственности для учеников. Сейчас детей надо оберегать, как никогда. Поэтому школа обязана воспитывать.
– Как Вы относитесь к существующему ныне совместному обучению мальчиков и девочек в школе, не стоит ли вернуться к опыту прошлого?
– Я считаю, что разъединение мальчиков и девочек не нужно. Мальчик и девочка должны учиться уважать друг друга с самых ранних лет. Хотя, с точки зрения учителя, работать в чисто женской или мужской школе гораздо легче, это я по своему опыту знаю.
– Нужно ли вводить в школьные предметы Закон Божий?
– Закон Божий, несомненно, нужен, но, боюсь, многие родители не захотят, чтобы их дети учились ему. Наш народ после долгих лет советской власти ещё не готов принять Закон Божий в школах, но, я думаю, надо мягко подводить людей к этому и тогда всё получится, с Божией помощью.
– Если пофантазировать, что Вам представилась возможность что-то изменить в существующей системе образования, что бы вы сделали в первую очередь?
– Я, во-первых, отменила бы эту неподъёмную массу ненужных нововведённых предметов, таких как ОБЖ, москвоведение и прочих, которыми загружают умы детей, не оставляя достаточно места для изучения основных предметов.

Во-вторых, я бы ввела специальные школы, где детей обучали бы соответственно их наклонностям. Ребёнка, который просто не способен к математике, мучают этим предметом, добиваясь от него того же результата, что и от ребёнка, к математике тяготеющего. Я считаю, что школа должна помочь ребёнку раскрыть и овладеть тем, что в нем заложено Богом. Это, пожалуй, одна из главнейших её задач.

Сергей Дмитриевич Марнов, учитель истории шк. № 238 г.Москвы.

– Ваше отношение к вере?
По мере сил стараюсь быть христианином, что очень трудно. Мне кажется, совсем неверуюших людей не бывает – есть люди, бравирующие своей «независимостью» – до первого «звонка». Знание, что Бог есть, присуще человеку от рождения, как и совесть. Люди, не без вражеской помощи, стараются закрыть глаза на это знание – слишком страшно становится увидеть себя настоящим, без увертливых самооправданий. Прошел через это и я. Наверное, не до конца, вера – это самое важное и трудное дело в жизни.

– Нравственное воспитание в школе в последнее время отходит на второй план, главная цель – научить… Как Вы относитесь к этому вопросу?
– Светская, внецерковная школа не может быть островком нравственности в океане безнравственности. Конечно, объяснять детям элементарные вещи, «что такое хорошо и что такое плохо» необходимо, но для настоящего нравственного воспитания в наше время массовой погони за материальными благами и низменными, почти зоологическими удовольствиями необходимо, чтобы все учителя, без исключения, были святыми подвижниками, а это невозможно.

Как говорить о пользе целомудрия в стране, где в детские души непрерывно и целенаправленно льется поток самой зловонной, растлевающей информации, где весь огромный мир взрослых признал право извращенцев на самые гнусные пороки? Идет тотальное растление, уничтожение самого детства! Ну как объяснить учителям то, что знает любой прихожанин нашего храма: что спасение вне Христа невозможно, что так называемые «общечеловеческие ценности» и «политкорректность» – выдумки Врага, что есть грязь и есть чистота, и они непримиримы?
Если школа по-настоящему займется нравственным воспитанием, она станет враждебна всему внешнему, безнравственному миру.

– Как Вы относитесь к совместному обучению мальчиков и девочек в школе?
– Отрицательно. Они разные, и учить их надо по разным программам. Классно-урочная система вообще плоха, а совместное обучение делает ее почти неэффективной. То, что интересно мальчикам, безразлично девочкам, а заинтересовать надо весь класс. Кроме того, девочки созревают раньше, и к половым различиям добавляются возрастные – все в одном классе! И главное: девочка для мальчика должна быть существом таинственным, а не своим «в доску» парнем. Только тогда, со временем, может совершиться великое таинство супружеской любви, раз и навсегда.

Школа, на мой взгляд, должна быть оплотом здорового консерватизма, а не экспериментальной площадкой полуграмотных волюнтаристов. Я бы вернул обязательную форму, ввел бы мундиры и для учителей…

– Каково Ваше отношение к введению Закона Божия в школе?
– В современной школе это возможно только в форме факультатива, что совершенно бесполезно. Надо создавать сеть православных школ, где Закон Божий, естественно, будет обязательным предметом. Нынешних православных гимназий катастрофически мало, да и плата за обучение в них неподъемна для большинства верующих. Здесь необходима помощь государства.

– Что Вас больше всего не устраивает в нынешней системе образования, что бы Вы изменили, если бы имели такую возможность?

– Перегрузка ненужными новоизобретенными предметами, вроде ОБЖ, плохие учебники, бесхребетный конформизм чиновников от образования, оторванность школы от вуза, перечислять можно долго и нудно. Школа в глубоком системном кризисе. На мой взгляд, необходим откат к проверенному, устоявшемуся. Я бы взял за образец русскую классическую гимназию до 1917 года, естественно, модернизировав внутреннее содержание предметов. Ничего лучше в отечественной педагогической практике не было.

Татьяна Петровна Зорина, преподаватель математики школы №936 г. Москвы.

– Как Вы относитесь к вере?
– Я считаю, что вера в Бога – это суть человека. Это тот камень, стержень внутри человека, который помогает ему выжить и не даёт погибнуть и духовно и, в некотором смысле, физически.

– Опишите, пожалуйста, Ваше отношение к нравственному воспитанию в школе.
– Нравственное воспитание, по-моему, – это, прежде всего, развитие правильного общечеловеческого мировоззрения у детей. Сейчас нельзя открыто говорить о Боге в школе, ведь у нас учится очень много детей других вероисповеданий, но можно учить детей Его заповедям, и не произнося Его имени вслух.

Нравственное воспитание происходит на каждом уроке, даже на физкультуре. На уроках (математики), мы с детьми всегда касаемся вопросов нравственности. Взять хотя бы примеры из истории математики: я показываю детям, что успехов и научных открытий достигают чаще всего те учёные, которые имеют хороший нравственный облик, которые живут, соблюдая некие нравственные нормы. Я не говорю, что этим людям Господь помогает, но это подразумевается.
Иногда мы работаем по группам: я даю, скажем, два задания: решив первое, ученик может получить от 1 до 4, решив второе – от 1 до 5. Ребята сами выбирают, в какую группу им сесть. Поступить честно и постараться решить более лёгкое задание, но самостоятельно или же подсесть к отличнику, списать у него и получить пятёрку. Если я вижу, что ребёнок собирается поступить нечестно, я говорю ему: «Это твой выбор, садись, списывай, но знай, что это выбор в сторону обмана, зла».

– Нужно ли разъединять мальчиков и девочек?
– Нет, я думаю, что девочки и мальчики должны учиться вместе.

– Как Вы относитесь к введению Закона Божия в школе?
– В нашей школе около трети (!) первоклассников этого года не говорят по-русски. Учителям начальных классов в обязательном порядке пришлось пройти специальные курсы «Русский язык как второй иностранный». К сожалению, сейчас ввести Закон Божий (по крайней мере, в нашей школе) будет практически невозможно.

– Что бы Вы изменили в существующей системе образования?
– Я сужу со стороны учителя-предметника и классного руководителя. Честно говоря, больше всего меня не устраивает то, что на классного руководителя ложится вся рутинная организаторская работа, которая отнимает массу времени. Было бы очень хорошо, если бы в школах появились специальные люди, которые занимались бы только этим, по одному такому куратору на каждую параллель.

Сейчас остро стоит проблема престижа учительской профессии. Почему-то общество всегда на стороне ученика и родителя. Учитель абсолютно беззащитен перед родителями, в СМИ смакуются истории на тему: «Какие нехорошие учителя». Конечно, люди бывают разные, много и недобросовестных учителей, но это скорее исключения, чем правило. Я думаю, государство должно взять курс на повышение престижа профессии учителя. Начать можно хотя бы с того, что контролировать распространение «сенсационных» историй о жестокостях и непедагогичном поведении учителей.

Итак, проблема взаимоотношения Православия и школы, несомненно, требует глубокого осмысления. Невозможно раскрыть её на нескольких страницах, но надеемся, что нам удалось наметить некоторые принципиально важные моменты.

ДЕТЯМ О ХРИСТИАНСТВЕ. ЦЕЛЬ: Познакомить подрастающее поколение с христианством, историей и культурой русского народа. — презентация

1 ДЕТЯМ О ХРИСТИАНСТВЕ

2 ЦЕЛЬ: Познакомить подрастающее поколение с христианством, историей и культурой русского народа.

3 ПОНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА Христианство – это религия, в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир и получил имя Иисус, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. кресте Его бытие: бытие с людьми.

4 Иисус Христос 2000 лет назад по земле ходил Человек, изменивший ход истории человечества. Современный календарь берет начало с Его Рождения, и именно Его день рождения поделил историю и отсчет времени на две части до и после Рождества Христова. ИКОНЫ

5 Иконы и изображения Христос Великий Первосвященник Христос Вседержитель Христос Спаситель

6 КРЕСТ Крест — это наша защита. Ведь человек пребывает в мире не только физическом, но и духовном. В этом духовном мире мы находимся между двумя полюсами. С одной стороны — сила Божественной любви, с другой — злоба, противодействующая ей, говоря современно-наукообразно, темная отрицательная энергия, в народе же ее называют проще — бесы, нечистая сила. И крест — наша защита от нее Христианами в течение многих столетий использовались более чем 400 форм креста.400 форм креста

7 Формы креста Патриарший. Замечено, что в произведениях искусства этот церковный крест часто несут патриархи. Традиционный православный восьмиконечный крест — вертикаль с тремя перекладинами. Две из них горизонтальные, а третья, нижняя, скошена. Страстной. Острые концы этого латинского креста представляют страдания Христа на кресте. Бутон. Это широко используемый крест с концами в форме трилистника символизирует Троицу..

8 ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ: 1. РОЖДЕСТВОРОЖДЕСТВО 2. КРЕЩЕНИЕКРЕЩЕНИЕ 3. БЛАГОВЕЩЕНИЕБЛАГОВЕЩЕНИЕ 4. ПАСХАПАСХА 5. ТРОИЦАТРОИЦА 6. РОЖДЕСТВО БОГОРИДИЦЫРОЖДЕСТВО БОГОРИДИЦЫ

9 РОЖДЕСТВО ….Вдруг предстал им Ангел Господень… и сказал! «Не бойтесь, я возвращаю вам великую радость, ибо нынче родился вам Спаситель который есть Христос Господень» ИКОНЫ

10 Иконы и изображения Рождество Христово

11 КРЕЩЕНИЕ Крещение – очищение и омовение от грехов. Иоанн Предтеча крестил, подошедшего к нему Иисуса. Разверзлись небеса и оттуда опустился Дух Святой и тогда сам Иисус стал через Своих учеников – крестить людей. ИКОНЫ

12 Иконы и изображения Крещение господне

13 БЛАГОВЕЩЕНИЕ Этот праздник посвящен благой вести, которую получила Дева Мария от архангела Гавриила, что она родит сына. Народ убежден, что в этот день «птица гнезд не вьет, девушка кос не заплетает.» ИКОНЫ

14 Иконы и изображения Благовещение

15 ПАСХА Святая Пасха является самым торжественным праздником во всех Христианских странах. Ее называют Праздником Праздников. Воскресение Иисуса Христа из мертвых – это победа над смертью, даровавшая людям надежду на спасение и Бессмертие. ИКОНЫ

16 Победитель смерти Христос воскрес! Он явился победителем смерти. Но спрашивается: кого же воскресший Господь освободил Своей победой над грехом и смертью? Людей только одного народа или одной расы? Людей только одного класса или общественного положения? Нисколько! Такое освобождение явилось бы, по сути, лишь немощной победой земных победителей. Воскресший Господь разорвал завесу, разделяющую истинное Божество от истинного человечества, и показал нам Себя в величии и красоте обоих естество. Никто не может познать истинного Бога, разве через Воскресшего Господа Христа; никто не может по-настоящему познать человека, разве посредством веры в Христа-Спасителя.

17 КАЛЕНДАРЬ Пасха – праздник подвижный. Каждый год он отмечается в разные дни: 2004 г — 11 апреля 2005 г — 01 мая 2006 г — 23 апреля 2007 г — 08 апреля 2008 г — 27 апреля 2009 г — 19 апреля 2010 г — 04 апреля

18 Иконы и изображения Воскресение Христово Воскресение Господа нашего Иисуса Христа

19 ТРОИЦА Все дворы в зеленых ветках, дома в цветах и зелени, а на полах в до- мах слой травы набросан. Пахнет ладаном, пирогами, свежим караваем. В народе этот праздник закрепился под названием Троица.

20 РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ Богородица, Богоматерь -в Христианстве Мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Богородица во все времена слыла в русском народе покровительницей и заступницей нашей многострадальной Руси.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *