Православие и жизнь

Подготовила Ия Бидихова

Прихожане делятся опытом:
результаты опроса в соцсетях

Уединенность души в общении с Богом предполагает одновременно ее открытость для общения и требует этой открытости. Религиозная жизнь — одновременно и нераздельно — и уединенна, и общинна. Кому это кажется парадоксом, тот только этим свидетельствует, что он не понимает исконной общей структуры религиозной и духовной жизни, в силу которой душа именно в своей глубине расширяется, открывается для общения.

С. Л. Франк «С нами Бог»

В социальных сетях мы попросили прихожан разных храмов рассказать об интересных и полезных практиках, принятых у них на приходах. Мы спрашивали, какие проекты нравятся людям, а в каких они принимают участие. Получилось собрать 33 идеи для наполненной и содержательной приходской жизни. Служба «Среда» благодарит всех, принявших участие в опросе.

1. «На большие праздники действует благотворительная ярмарка. На Рождество и Пасху поделки детей раздаются престарелым и инвалидам нашего села».

2. «Появилась хлебопекарня. Дети из воскресной школы пекут булочки или делают печенье».

3. «У нас есть замечательные педагоги, которые делятся знанием о православии и водят детей в церковь классами».

4. «Митрополит совместно с администрацией города на Рождество Христово устраивают общегородской праздник. Все новгородские воскресные школы участвуют, кто-то ставит всякие спектакли и музыкальные номера на эстраде, а остальные организуют чайные ряды с бесплатной раздачей чая и выпечки».

5. «Катехизация: не только положенные две беседы, но еще и довольно серьезная, рассчитанная на полгода».

6. «У нас есть дом трудолюбия для бездомных».

7. «Есть небольшая конюшня. На Рождество, Пасху и престол катаем наших детей».

8. «Православный кинолекторий на приходе».

9. «Молодежный православный клуб активно участвует в просветительской, миссионерской и хозяйственной жизни нашего прихода. Помимо внутренних занятий кружка (чтение Евангелия, акафисты, киноклуб, выезды на природу) ребята периодически помогают приходу в уборке храма и прилегающей территории, разливе воды на Крещение, размещении паломников и так далее».

10. «Обычно после 12 лет дети уже отпадают от воскресной школы. Скаутский отряд как раз работает с детьми от 11–12 лет и старше. Ребята изучают православие, историю России, культуру и географию России, походную практику и скаутские законы. Чтобы получить галстук, нужно проходить испытания и сдавать экзамены».

11. «Проводятся молодежные и детские литургии».

12. «Есть традиция на Рождество устанавливать около храма большой вертеп: внутри находятся фигуры животных в полный рост, висит гирлянда, новогодние шары и стоит икона праздника. Вблизи вертепа ставят много елок и фигуры животных: там есть тигр, снегири, ежи и даже крокодил в бассейне (настоящем, с водой!). Обычно вертеп оставляют до весны. Всем очень нравится».

13. «Патриотический клуб для детей и подростков. Организаторы устраивают поездки православные, есть летний лагерь, рукопашный бой, который очень помогает в воспитании личностных качеств мальчиков. Да и девушки посещают этот клуб с удовольствием!».

14. «Поскольку наш батюшка сам любитель рока, ребята собираются в здании воскресной школы и поют песни собственного сочинения».

15. «У нас организованы группы для изучения языков: латынь, греческий, английский, немецкий».

16. «При храме существует скаутская молодежная организация „Братство Православных Следопытов“. Участники этой организации изучают основы православия, историю России, основы выживания, ходят в походы, устраивают праздники в детских домах, помогают храму».

17. «Проводятся викторины на тему „история христианства“».

18. «На Рождество ёлка для детей и коляда по всем домам постоянных прихожан храма».

19. «Духовные вечера с чтением стихов, совместным пением песен, чаепитием».

20. «Велопоходы для молодых прихожан».

21. «Действует юридическая поддержка, организованная Православным правозащитным аналитическим центром. Новая и интересная инициатива для приходов, которую могли бы взять на заметку и другие храмы. На приходах традиционно значительная часть верующих относится к категории слабо защищенных граждан, которые нуждаются во всесторонней поддержке, в том числе и правовой. Среди прихожан немало членов многодетных семей, пожилых людей, инвалидов и просто малоимущих. Эта инициатива получила много положительных откликов со стороны прихожан храма и священников. А главное, люди стали ощущать реальную поддержку со стороны прихода и чувствовать себя более уверенно и защищенно в непростых условиях современной жизни».

22. «В последние годы получила распространение система общин, — это группы прихожан по профессиональным интересам. Например, в общине „Гиппократ“ — врачи, в общине „Закон“ — юристы, в общине „Педагог“ — соответственно педагоги. Общины подразделены на несколько подгрупп, чтобы удобнее было доносить внутриобщинную и приходскую информацию. В настоящее время работает около 40 общин, в каждой от 10 до 200 человек (да, у нас очень-очень большой приход)».

23. «Клироса в храме два — детский и взрослый, многие песнопения поются поочередно. Каждую субботу девочки, поющие на клиросе, приходят на спевку перед службой».

24. «Летом за каждым учащимся воскресной школы была закреплена грядка, где росли цветы и овощи».

25. «Благочиние проводит ежегодно бал, и в течение трёх месяцев обучает всех желающих бальным танцам».

26. «Ежегодно проходит крестный ход в честь престольного праздника. Люди проходят 100 км в течение недели. В день идут 15–20 км, в лагере поют, играют в футбол мальчишки, служат панихиды и молебны и многое другое. По достижении конечного пункта служится литургия и все окунаются в источник».

27. «Летом девочки ездили в Шамордино на неделю, в качестве послушниц. А мальчики ездили в Оптину, также на неделю».

28. «Я бы выделила такую вещь, как нереально длинные исповеди, где можно все спросить, тебе ответят, расскажут, — на мой взгляд, это очень важно».

29. «Наш настоятель дарит фотоальбомы на дни рождения тех, кто помогает в храме, работает. Для всех это большая память. Особенно для людей пожилых, у кого и интернета нет, чтобы посмотреть фотографии в группе».

30. «При храме есть архитектор, позолотчик и художник, которые совместными усилиями воссоздают интерьеры храма в стиле елизаветинского барокко».

31. «Ежегодно наш приход организует праздник для взрослых и детей в военной академии им. Можайского, посвященный Рождеству Христову. Как правило, он проходит в народном стиле. Тут задействованы сотни людей: в организации спектаклей и рождественских постановок, создании декораций, подготовке праздничных подарков и ярмарочных благотворительных изделий. Собранные средства идут на восстановление храма и развитие села Сура — родины Иоанна Кронштадтского».

32. «„Кризисная группа“: психолог принимает людей, оказавшихся в кризисной ситуации (смерть близких, развод и пр.)».

33. «Если собрать несколько приходов в рамках благочиния или викариатства и создать отдел помощи российской глубинке, принимая всех желающих и имеющих какие-то возможности, то можно многим помочь. А главное люди — не будут чувствовать себя брошенными, почувствуют единство с государством. Сердца будут оттаивать, прибавится духовной силы».

P.S.: «Уважаемая госпожа И. Бидихова! Доступную информацию, касающуюся социального служения можно найти на сайте нашего храма. По вопросу более углублённого ознакомления с социальным служением в нашем храме Вам необходимо установленным порядком обратиться епископу N».

Подпишитесь на самые интересные статьи «Лодки»

Жизнь прихода — дело общее

Одна из насущных проблем современной церковной жизни — развитие приходских общин. Важно, чтобы верующие, объединенные Чашей Евхаристии, стали не просто случайными знакомыми, но подлинными единомышленниками, помогающими друг другу в общем деле — деле спасения. Необходимо, чтобы человек не чувствовал себя в церкви случайным гостем, от которого ничего не зависит, чтобы храм действительно стал для него вторым домом, а община — второй семьей.

О том, как организовать жизнь прихода, а также о трудностях и проблемах, которые возникают на этом пути, мы беседуем с настоятелем храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах протоиереем Алексием Уминским.

— Отец Алексий, расскажите, как складывался Ваш приход?

— Постепенно. Наш храм находится в центре Москвы. Жилых домов здесь немного. Практически все здания, которые нас окружают, — это офисы, рестораны, кафе. И храмов вокруг достаточное количество. На расстоянии буквально вытянутой руки от нас находятся Иоанно-Предтеченский женский монастырь, храм святого равноапостольного князя Владимира, храм Трех Святителей на Кулишках, храм Живоначальной Троицы на Грязех. «Классических» прихожан, которые должны были бы быть приписаны к нашему приходу по месту жительства, у нас немного. А вначале их не было совсем. Поэтому, когда в 1992 году храм был возвращен Русской Православной Церкви, наш приход сосуществовал с приходом храма во имя святого равноапостольного князя Владимира, и настоятелем обоих храмов был протоиерей Сергий Романов.

— Храм был разрушен советской властью?

— Не разрушен, а закрыт в 1935 году.

— А что здесь было до 1992 года?

— Чего здесь только не было! И жилые помещения, и разные организации. Хотели даже разместить антропологический музей, в котором планировали хранить останки великих людей. К сожалению, судьба нашего храма нисколько не уникальна. Бывало и хуже… В алтаре храма Владимирской иконы Божией Матери, например, находились туалеты.

Храм Святой Живоначальной Троицы в Хохлах

— Ваша община отличается особой сплоченностью. Как Вы этого добились? Вы что-то делали специально, чтобы люди познакомились, узнали друг друга лучше?

— Понимаете, все-таки храм — это место, где совершается Евхаристия, а не клуб общения. Конечно, хорошо, если прихожане между собой знакомы, если у них есть возможность где-то пообщаться после службы. Но такое общение не должно становиться самоцелью. Я не думаю, что священник должен специально что-то такое придумывать, чтобы всех подружить. Верующих в храме объединяет общая Чаша, совместная молитва. И вся наша разнообразная деятельность вырастала не из желания непременно познакомиться, а из желания вместе жить духовной жизнью.

Пока храм стоял в разоренном состоянии, весь наш приход (20–30 человек) помещался в небольшом выгороженном уголке с простенькими, наклеенными на дощечки иконами. Прихожане стояли очень близко от алтаря, им было хорошо видно и слышно, что происходит, и смысл богослужения становился более понятным. А сложные моменты я объяснял после службы. Так как нас было не очень много, у меня было достаточно времени и возможностей, чтобы подробно исповедать каждого прихожанина: с каждым поговорить, на каждый вопрос ответить.

Все, что происходит в нашей общине, выросло в ней естественным путем. Подросли дети — появилась воскресная школа. Летом нужно куда-то поехать с детьми — нашлись прихожане-родители, которые стали организовывать поездки в лагеря. Из общения с детьми вырос наш маленький молодежный театр, он существует уже много лет. После Литургии прихожане хотят пообщаться с батюшкой и друг с другом? Значит, народ нужно покормить. А кто будет этим заниматься? Конечно, сами прихожане. Значит, нужно составить расписание, кто, что и когда готовит. Так появились списки тех, кто не просто время от времени заходит в наш храм — таких тоже много, но кто имеет возможность регулярно трудиться на приходе. За этих людей мы молимся на каждой Литургии, помимо того, что нам подают обычные записки на поминовение.

Вообще, у нас заведено такое правило: если прихожанин что-то умеет и как-то хочет этим послужить, он приходит и говорит: «Батюшка, я могу сделать вот это и вот это». И делает. Так у нас на приходе собралось очень много талантливых, живых людей. И сейчас дела обстоят так, что у нас нет необходимости в наемных работниках со стороны. В храме трудятся только наши прихожане, и нет ни одного работника, который не был бы членом нашего прихода.

— И на клиросе у Вас поет только любительский хор?

— Что значит «любительский»? Вы знаете, я ведь тоже любитель. Как священник, я любитель, потому что я люблю свое дело. У нас все «любители». Если Церковь — это мы, то здесь не может быть чужих людей, которые что-то делают не по велению сердца, а за деньги. А иначе как мы будем созидать дом духовный, о котором пишет апостол Петр (см.: 1 Пт. 2, 5)? Те, кто поет на клиросе, — это наши прихожане. То есть они сначала стали прихожанами, а потом начали петь на клиросе. Кто-то уже умел. Кто-то научился. Эти люди не просто профессионально поют, они молятся и причащаются за Божественной литургией. Наши прихожане читают на клиросе. Организацией чтения занимается регент и главный алтарник. Конечно, чтобы петь и читать на клиросе, нужно учиться. При храме у нас этому не учат, но при Свято-Владимирской православной гимназии, в которой я преподаю, можно получить уроки церковного пения и церковно-уставного чтения.

У нас в храме нет уборщиц, которым мы платили бы зарплату. Наши прихожане сами делятся на бригады, и в течение года каждая из таких бригад когда-то готовит, когда-то полностью убирает храм и, соответственно, приходской двор. Наши прихожане преподают в воскресной школе, читают лекции о культуре и искусстве на наших традиционных встречах; ведут киноклуб и подбирают фильмы для обсуждения.

Вот вы сегодня впервые пришли к нам в храм. Вас встретил, проводил в трапезную и накормил наш прихожанин — дядя Андрей, сторож, катехизатор и просто замечательный человек. Пока храм открыт, он стоит за свечным ящиком, беседует с теми, кто заходит в церковь в течение дня. Он обязательно с каждым поздоровается, каждому все расскажет, каждому все объяснит, всему научит. А когда храм закрыт, он делает уроки с нашими детьми, потому что по образованию он физик и математик. Вот такое у него разнообразное служение на нашем приходе.

— Как стать вашим прихожанином? Может ли к вам прийти просто, как говорится, человек с улицы?

— Ну, как люди становятся прихожанами? Приходят, начинают молиться, причащаться, осматриваться, и если они чувствуют себя тут комфортно, то остаются. У нас есть прихожане, которые не записаны ни в какие списки, не несут никаких послушаний — не все ведь имеют такую возможность, но ходят в храм в течение многих лет.

— Но не происходит ли в результате деление на чужих и своих?

— Такое искушение всегда существует. Многое зависит от священника. Иногда священник дает слабину: кого-то приближает к себе особенно, кого-то держит немножечко в стороне, причем часто в числе приближенных оказываются те, кто может обеспечить приход. Так появляются «ближний круг», «дальний круг», деление на своих и чужих. Приходом, в котором есть такая проблема, легко управлять, если не сказать резче — манипулировать.

Конечно, у священника могут быть какие-то личные симпатии. С кем-то он, может быть, просто дружит. Например, у меня на приходе есть старые друзья детства. Конечно, я буду ходить к ним в гости чаще, чем к каким-то другим прихожанам. Это нормально.

Но иногда складывается ситуация, когда прихожане со стажем считают, что они прямо такие «прихожане-прихожане», что имеют право на особое к себе отношение.

Приведу пример из нашей приходской жизни. К сожалению, у нас не очень большая трапезная, поэтому бывает так, особенно по большим праздникам, что места хватает не всем. В праздничные дни у нас собирается много людей, которые появляются не каждое воскресенье. Кто-то приезжает издалека, из Московский области, тратит на дорогу много денег. А на Пасху и Рождество в наш храм приходят не только наши прихожане, но и их друзья и родственники… Что же делать? Уступить им место за праздничным столом? Но ведь наши прихожане трудились весь год: и храм убирали, и готовили, и воскресные школы вели, всем помогали и чего только не делали…

И вот как-то раз перед Пасхой захожу я в трапезную и вижу, что наши прихожане места уже заняли: положили записки «Коля», «Таня», «Вася»… Я ужасно огорчился… Поговорил с ними серьезно. Больше подобных случаев у нас не было и, надеюсь, не будет. Стараемся как-то все помещаться… Хотя это трудно… Потому что, если в первые годы у нас было 20–30 человек, в этом году на Пасху у нас только причастников было 500.

— У вас на приходе собрались люди определенных взглядов и вкусов или вы все разные?

— Политические взгляды у наших прихожан, как мне кажется, все-таки разнообразные, хотя, конечно, не диаметрально противоположные. Нет среди нас крайних либералов или крайних фундаменталистов. А вкусы… Вкус мы воспитываем, начиная с того, каким мы сделали иконостас нашего храма, какие песнопения выбирает хор. Мы регулярно проводим обсуждение фильмов, книг.

— На эти обсуждения к вам могут прийти не только ваши прихожане?

— Конечно, все могут прийти.

— А по какому принципу вы выбираете фильмы для обсуждения?

— Мы выбираем то, что нам интересно, как правило, это признанные шедевры кинематографа… Ну, скажем, мы обсудили трилогию Луиса Бунюэля «Назарин», «Виридиана» и «Симеон Столпник». Сам Луис Бунюэль, хотя он и закончил иезуитскую школу, считал себя атеистом, он даже говорил: «Слава Богу, я атеист». И его фильмы показывают в общем-то крах христианства. Но не только. На мой взгляд, Бунюэль, как гениальный режиссер с потрясающей интуицией, показал нечто гораздо большее. Здесь есть о чем поговорить.

— Есть ли у этого начинания какой-то миссионерский потенциал?

— Ну, какой-то специальной миссионерской цели мы перед собой не ставим… Нет такого: «Вот, мы сейчас будем фильм обсуждать, но на самом-то деле мы, такие хитрецы, всех сейчас заманим в свои православные сети». Мы пытаемся смотреть на проблематику фильмов, которые обсуждаем, с христианской точки зрения. Может быть, на кого-то наши дискуссии могут оказать влияние. К нам действительно приходят разные люди. Вот, вчера, например, на обсуждении я многих видел впервые.

— Насколько для духовного развития прихожан важно просвещение, образование в вопросах веры?

— Любые знания для человека важны. Но прежде, чем давать прихожанину богословское образование, нужно убедиться в том, что он просто образован. Без общей базы знаний сложные богословские проблемы невозможно воспринять правильно. Богословие — это высокая наука, и она требует соответствующей степени понимания и восприятия. Церковные догматы не могут быть выучены как арифметические формулы или теоремы. Чтобы свидетельствовать о своей вере, нужно глубоко изучить ее основы. Это может сделать только человек думающий, мыслящий, читающий и образованный.

На нашем приходе прихожане, как мне кажется, при желании могут получить образование не хуже, чем в семинарии. Мы говорим с ними и о догматике, и о литургике, и о церковном искусстве. У нас читают лекции известные библеисты и церковные историки. Каждую субботу один из наших священников проводит беседу о Священном Писании. Каждую среду у нас собирается религиозно-философский клуб «София». В Москве, да я думаю и не только в Москве, при многих храмах существуют такие духовно-образовательные центры.

— Есть ли в Вашем храме фиксированная или рекомендованная сумма пожертвований за свечи, требы, книги и прочее?

— Нельзя рекомендовать сумму пожертвования… Пожертвование — дело добровольное.

— А что же делать? Ведь храму нужны средства?

— А нужно доверять… Это же твои люди… Нужно воспитать людей так, что они поняли, что жизнь храма зависит от них. В нашем храме нет вообще никаких цен. У нас все требы и свечи за пожертвования. Ну, кроме самых дорогих свеч, которые стоят 150 рублей. Может быть, кому-то важно купить дорогую свечу, и мы даем прихожанам такую возможность. А так… Хочешь купить свечу за копейку — пожалуйста!

Наш приход содержат не захожане, а прихожане. Они все делают своими руками. Они в курсе того, что происходит в их храме, на что живет приход, сколько получает священник за свои труды. Вся бухгалтерия Церкви должна быть совершенно прозрачна для прихожанина.

— Может быть, стоит вернуть практику церковной десятины?

— Я считаю, речь должна идти не о десятине, но о посильной и регулярной материальной помощи храму. Человек должен осознавать, что храм живет благодаря его труду, его пожертвованиям. Что приход — это его семья. Нужно сказать, что десятины в чистом виде в Русской Православной Церкви никогда не было. Десятину у нас платил только князь, простой народ никогда не был ею отягчен: для него десятина — это много.

— Социального работника на ставке у вас тоже, как я понимаю, нет, а как быть с социальной работой?

— Социальная работа — это в собесе. В Церкви — дела милосердия. У нас всяким делом всегда занимается весь приход. Хотя, конечно, есть лидеры — люди, ответственные за то или иное дело. Но, когда наступает зима, бездомным мы помогаем — всем приходом. Проводим и сбор средств, и сбор одежды, и благотворительные ярмарки, в которых участвуют все наши прихожане.

Раз в месяц у нас совершается Божественная литургия для детей, больных раком. Наши прихожане становятся волонтерами, привозят этих детей в храм на богослужение, кормят их, потом увозят обратно. Нет у нас такого, да и не может такого быть в Церкви, чтобы кому-то не было дела до того, чем занимается другой. Жизнь прихода — как и Литургия — это общее дело.

Фото Евгения Беспалова

Журнал «Православие и современность» № 38 (54)

Церковная жизнь в миру

Мы часто слышим, говорим и пишем о духовной, о церковной жизни. Но – как, собственно, жить? Как жить так, чтобы «увлечение религией» не обернулось бедой для самого мирянина и его близких? В чем должно проявляться наше христианство? И как наша церковная и духовная жизнь может сочетаться с его «остальной» жизнью?

Ответ, который готов сорваться с языка, – православный христианин должен прежде всего ходить в храм. Точно, должен. Спору нет. Только вот хотелось бы понять – кому должен и зачем туда ходить? Попытаемся разобраться.

Для начала будет хорошо, если мы осознаем, что мы никому ничего не должны. Человек свободен – таким его создал Господь. И он сам выбирает свой жизненный путь. Но, разумеется, любой выбор предполагает ответственность, а также логику дальнейших поступков. И если мой выбор – христианство, а лучше сказать – Христос, то я буду прислушиваться к тому, что говорит мне Спаситель. А говорит он, среди прочего, вот что: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:19–20). Это означает, что помимо домашней, индивидуальной молитвы, крайне важна молитва христианской общины – тогда с нами молится сам Христос.

И вот еще что говорит Спаситель: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин 6:53–57). Это – вторая причина, по которой мы собираемся в храме: мы приносим Богу Отцу бескровную жертву, которую однажды совершил и по сей день ежедневно совершает Сын Божий, и причащаемся, приобщаемся к этой жертве – к Телу и Крови Господним, к самому Господу.

Именно для этого мы ходим в храм. Не для того, чтобы ставить свечки, не для того, чтобы писать записки (хоть это всё тоже хорошо и правильно), но для того, чтобы молиться вместе с братьями и сестрами во Христе и всем вместе, во главе с епископом или пресвитером, совершать евхаристию и приобщаться к святым Тайнам.

Итак, ходить в храм действительно нужно. Но, повторюсь, не потому, что мы кому-то что-то должны, а потому, что Христос отдал нам Себя целиком, и с нашей стороны было бы просто черной неблагодарностью и свинством пренебрегать Его бесценным даром.

Как часто ходить в храм?

Далее возникает вопрос – как часто нужно ходить в храм? И – обычно об этом говорят отдельно – как часто нужно причащаться?

Напомню, мы говорим о мирянах, т. е. о людях, которые большую часть недели работают или учатся. Ясно, что мало у кого есть возможность ходить в храм ежедневно. Но со времен древней Церкви было принято собираться в храме в воскресный день – день Господень. Сюда же логично прибавить Пасху, двунадесятые и великие праздники (хотя многие из них попадают на будни, что делает участие в богослужении затруднительным). Конечно, есть множество святых, которых мы любим, есть иконы Богородицы, которые тоже хочется почтить молитвой к Царице Небесной – но для этого вовсе не обязательно, забросив все дела и семью, бежать на полдня в храм. Вполне можно помолиться дома, почитать акафист, а лучше – канон из Минеи.

Беседа. Фото Игоря Ковалева

Как часто нужно причащаться? Я бы ответил так: причащаться нужно всякий раз, как мы приходим на литургию.

Если вдуматься, то это нонсенс: прийти на литургию – и не причаститься. Распятый за нас Господь предлагает нам Свою Плоть, отдает нам Себя самого, а мы говорим: «Нет, Господи, я не достоин. Я вчера ел сосиску, я не вычитал правило, да и вообще я не далее как в прошлое воскресенье причащался. Не достоин. А вот в следующий раз, а лучше через пару недель, я уж попощусь, помолюсь – и буду достоин». Это то, что называется смирением паче гордости.

Впрочем, это отдельная тема, по которой уже много написано и сказано по меньшей мере со времен свт. Иоанна Златоуста. Здесь нет возможности воспроизводить все аргументы за и против. Но я глубоко убежден, что для мирянина хорошо и правильно причащаться ежевоскресно.

Если мы будем исходить из причастия каждое воскресенье как нормы, нам придется задуматься над таким болезненным вопросом, как подготовка к причастию. Об этом тоже много говорилось.

Что касается поста, то церковные каноны знают лишь три вида поста: среду и пятницу, Великий пост и евхаристический пост. Последнее представляет собой полное воздержание от пищи и питья с вечера накануне причастия (сейчас обычно говорят о полуночи) и до самого момента причащения. Требование поститься неделю или три дня перед причастием относится к той эпохе, когда многие причащались один раз в год или один раз в пост. При еженедельном причащении подобное требование абсурдно, вредно, да и попросту невыполнимо.

Думается, вполне достаточно, если человек постится в среду и пятницу, держит Великий пост (а по возможности – и другие многодневные посты). Требовать от мирянина постоянного поста в субботу или в четверг никто не вправе.

Другая составляющая традиционной подготовки к причастию – три канона и последование к причащению. Казалось бы, не так уж трудно выкроить полтора-два часа и вычитать все положенное. Однако в реальности оказывается, что это весьма нелегко. Постоянно приходится слышать: батюшка, простите, не успел прочесть. Да и сам батюшка, что уж греха таить, далеко не всегда «вычитывает» необходимое правило в полном объеме.

Но зададимся вот каким вопросом: почему именно таково молитвенное правило перед причастием? Мы читаем каноны, но ведь канон – это прежде всего составляющая часть утрени. И на воскресном всенощном бдении как раз и читается обычно три канона, только не покаянного, а прославительного характера. Что касается последования к причащению, то оно очевидным образом соотносится с евхаристическими молитвами.

Получается, следовательно, вот что: каноны воскресной утрени, которые трудно воспринимать на слух, проходят мимо сознания мирян; евхаристические молитвы миряне и вовсе не слышат. Вместо этого, «выстояв» в храме всенощную и готовясь «отстоять» литургию, мы читаем дома известные каноны и последование, заменяя, таким образом, сознательное участие в общественном богослужении келейной молитвой. Это еще одно свидетельство того, что причащение до сих пор воспринимается каким-то экстраординарным событием в жизни христианина, требующим дублирования уставного богослужения и уставных постов.

Как же быть с канонами и с последованием? Думается, вполне допустим такой подход: можно купить Октоих (стоит он не запредельно дорого) и в субботу вечером (а лучше, если есть такая возможность, – заранее, перед всенощной) прочесть три канона текущего гласа из воскресной службы. Или можно прочесть воскресный канон и канон богородичный, добавив к этому канон святому, память которого совпадает с воскресным днем. Правда, для этого нужна уже Минея, что вовсе не дешево. Однако все богослужебные тексты есть в Интернете, так что добыть их – не проблема, было бы желание.

Последование к причащению – вещь полезная. Но не менее, а гораздо более важно для любого христианина, будь то мирянин или священник, полноценное участие в евхаристии. К сожалению, с давних пор, как уже говорилось, евхаристические молитвы не читаются вслух. Впрочем, в некоторых храмах их всё же читают во всеуслышание. Вслух, как многие могли убедиться, читает их и Патриарх Кирилл. И это правильно, так как молитвы литургии – не эзотерические заклинания, но благодарение Небесного Отца от имени всей общины, а не одного лишь священника. Поэтому выход может быть таким: купить служебник или отдельную книжку с текстом литургии – и самому (разумеется, про себя) читать на службе литургийные молитвы. В этом нет никакого кощунства, ибо если молится только священник, то литургия перестает быть литургией – общим делом.

* * *

Как и следовало ожидать, Евхаристия и смежные темы заняли большую часть публикации. На поставленные в начале статьи вопросы мы почти и не ответили. В двух словах можно сказать так. Во-первых, надо хорошо понимать, что молиться Богу мы можем на всяком месте и во всякий час. Пусть у нас не получается полностью «вычитывать» положенное правило утром и вечером – но в течение всего дня нам предоставляются десятки поводов сказать: «Господи, благослови!», «Господи, прости!», «Господи, благодарю Тебя!». Последнее мы говорим реже всего, но, может быть, это самая важная молитва.

И еще: мы должны быть христианами не только в храме. Если в храме мы со всеми раскланиваемся и всем улыбаемся, а дома кричим на детей и пилим свою половину, если на службе стоим в платочке, а выйдя за церковную ограду начинаем перемывать кости своим приятельницам – то это уже не христианство, а сплошное лицемерие. Средство от таких перекосов – память о Боге, страх Божий, который, как известно, начало премудрости. Человек, имеющий память о Боге, ходящий пред Богом, во всем, что его окружает, будет прозревать отблеск грядущего Царства, а в каждом человеке будет видеть Христа. Тогда не будет деления на «церковную» и «внецерковную» жизнь. Тогда жизнь христианина будет единым целым, приносимым в дар Христу. Я понимаю, что говорить красивые слова легко. Но всё же следует стремиться именно к этому – и автору статьи, и читателям.

Вы прочитали статью Церковная жизнь в миру. Читайте также:

Быть христианином по сути, а не по названию – От «технического христианства» к горячей вере

Словарь Правмира – Жизнь

>
составитель священник Сергий Молотков
Практическая энциклопедия Основы правильной духовной жизни

По творениям святителя Игнатия (Брянчанинова)

По благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА

Энциклопедия «Основы правильной духовной жизни» составлена по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). Великий труд всей жизни святителя заключался в изложении учения древних христианских отцов-пустынников применительно к нашему времени. Для современного христианина святитель Игнатий – и опытный толкователь святоотеческих писаний, и мудрый духовный наставник. В данной книге православный читатель сможет найти советы и наставления по всем насущным вопросам духовной жизни.

От составителя

А АД АКАФИСТ АНАФЕМА АНГЕЛЫ АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ Б БДЕНИЕ БЕЗБРАЧИЕ БЕЗМОЛВИЕ БЕСЕДЫ БЕСНОВАНИЕ БЕССТРАСТИЕ БЕСЧЕСТИЯ БЕСЫ БЛАГОДАРЕНИЕ БЛАГОДАТЬ БЛАГОСЛОВЕНИЕ БОЖИЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ БЛАГОЧЕСТИЕ БЛАГОЧИНИЕ БЛАЖЕНСТВА ЕВАНГЕЛЬСКИЕ БЛИЖНИЙ Ближнего немощи Ближнему помощь духовная БЛУДНАЯ СТРАСТЬ БОГАТСТВО БОГОМЫСЛИЕ БОГООБЩЕНИЕ БОГООСТАВЛЕННОСТЬ БОГОПОЗНАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ БОГОХУЛЬСТВО БОЛЕЗНИ БРАНЬ ДУХОВНАЯ В ВДОХНОВЕНИЕ ВЕРА ВЕТХИЙ ЗАВЕТ ВЕЧНЫЕ МУКИ ВИДЕНИЕ ДУХОВНОЕ ВИДЕНИЯ ВИНОПИТИЕ ВНЕШНЕЕ ДЕЛАНИЕ ВНЕШНЕЕ ПОВЕДЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ (ДУШЕВНОЕ) ДЕЛАНИЕ ВОЗДЕРЖАНИЕ ВОЛЬНОСТЬ ВОЛЯ БОЖИЯ Воле Божией покорность ВОЛЯ СВОЯ ВОСКРЕСЕНИЕ ДУХОВНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ Г ГНЕВ ГОРДОСТЬ ГРЕХ Греха зрение Грехи смертные ГРЕХ ПЕРВОРОДНЫЙ Д ДАРОВАНИЯ ДУХОВНЫЕ ДВОЕДУШИЕ ДЕВСТВО ДЕЛА ДОБРЫЕ ДЕЛА ЗЕМНЫЕ ДЕМОНЫ Демонов чувственное видение Демонов духовное видение ДЕМОНСКИЕ БРАНИ ДЕРЗОСТЬ ДЕТЕЙ ВОСПИТАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИАВОЛ ДОБРО Добра от зла отличение Добро евангельское и падшего естества Добром соблазн ДОБРОДЕТЕЛИ ДОГМАТЫ ДРУЖБА ДУХ ЧЕЛОВЕКА ДУХОВНОСТЬ ДУША Е ЕВАНГЕЛИЕ Евангелия чтение ЕРЕСЬ ЕРЕТИКИ ЕРЕТИЧЕСКИЕ ПИСАНИЯ ЕСТЕСТВО ОБНОВЛЕННОЕ ЕСТЕСТВО ПАДШЕЕ Ж ЖЕРТВЫ БОГУ ЖИЗНЬ ЗЕМНАЯ ЗАПОВЕДИ БОЖИИ ЗАТВОР ЗДОРОВЬЕ ЗНАМЕНИЯ И ИЗМЕНЯЕМОСТЬ ИДОЛОПОКЛОНСТВО ИКОНЫ ИМЕНИЕ ИМЯ БОЖИЕ ИСКУШЕНИЯ ИСПОВЕДАНИЕ Исповедание Христа, веры Исповедание уст ИСПОВЕДЬ К КАТОЛИЧЕСТВО КЕЛЛИЯ КЛЕВЕТА КЛЯТВА КНИГИ КОЛДОВСТВО КРАСОТА ТЕЛЕСНАЯ КРЕСТ СВОЙ И КРЕСТ ХРИСТОВ КРЕЩЕНИЕ КРОТОСТЬ Л ЛЖЕСМИРЕНИЕ ЛИЦЕМЕРИЕ ЛОЖЬ ЛУКАВСТВО ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ Любовь духовная Любовь естественная ЛЮБОВЬ К БОГУ ЛЮБОВЬ К ВРАГАМ ЛЮБОСТЯЖАНИЕ М МАЛОДУШИЕ МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ МИЛОСЕРДИЕ МИЛОСТЬ МИЛОСТЫНЯ МИР МИР БОЖИЙ МИР ДУШЕВНЫЙ МИРОЛЮБИЕ МИРОПОМАЗАНИЕ МИРЯНИНА ДЕЛАНИЕ МОЛИТВА Дух молитвы новоначального Молитва гласная, телесная Молитва за врагов Молитва Господня Молитва умная, сердечная и душевная Молитва церковная Молитвенное правило Молитвенные прошения МОЛИТВА ИИСУСОВА Акафисты и молитва Безмолвие и молитва Богообщение Богослужение и молитва Болезни при молитве Время. Длительность подвига Дарования духовные Действие Делание ПРЕДСТОЯНИЕ РАЗДЕЛЕНИЕ МОЛИТВЫ СПОСОБ ДЕЛАНИЯ ПРАВИЛЬНЫЙ ОБРАЗ МОЛИТВЫ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ОБРАЗ МОЛИТВЫ ПОКЛОНЫ ИКОНЫ ДЫХАНИЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОСОБИЯ ОСТАВЛЕНИЕ. ПЕРЕРЫВЫ Догмат Жительство Замена молитвословий Заповеди и молитва Имя Божие Искушения и брани Место сердечное, словесность Мирян молитва Молитва благодатная Молитва гласная Наставник Непарительность Непрестанность Обет монашеский Плач Плоды Подвиг Польза Помыслы Послушание и молитва Постепенность Предубеждения против молитвы Прелесть Приуготовление Происхождение Противодействие демонов Разгорячение в подвиге Разжжение телесное Самовоззрение Сладость в молитве Смирение в молитве Соединение ума с сердцем Тело в молитве Теплота Утешение духовное Цель молитвы Чтение отцов МОЛЧАНИЕ МОНАСТЫРЬ МОНАШЕСТВО РАЗГОВОР МЕЖДУ МИРЯНИНОМ И МОНАХОМ Монашества состояние Монашеские обеты РАЗГОВОР МЕЖДУ МИРЯНИНОМ И МОНАХОМ МУДРОСТЬ МУЖЕСТВО МУЧЕНИЧЕСТВО МШЕЛОИМСТВО МЫСЛЬ МЫТАРСТВА МЯСОЯДЕНИЕ Н НАВЫК НАДЕЖДА НАКАЗАНИЯ БОЖИИ НАСЛАЖДЕНИЯ ЗЕМНЫЕ НАСТАВНИК НАУКИ НЕВЕДЕНИЕ НЕВЕРИЕ НЕЖНОСТЬ НЕМОЩИ НЕНАВИСТЬ НЕПОСТОЯНСТВО НЕПРИЯТНОСТИ НЕРАДЕНИЕ НЕСТЯЖАНИЕ НЕЧУВСТВИЕ ДУШИ НИЩЕТА ДУХА О ОБВИНЕНИЯ ОБЕТ ОБИДЧИВОСТЬ ОБОЖЕНИЕ ОБРАЗ И ПОДОБИЕ ОБРЯДЫ ЦЕРКОВНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ОБЩЕНИЕ, ОБЩЕСТВО ОБЪЯДЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ОДЕЖДА ОДИНОЧЕСТВО ПО ДУХУ ОПРАВДАНИЯ ОСКОРБЛЕНИЯ ОСТАВЛЕННОСТЬ ОСУЖДЕНИЕ ОТКРОВЕНИЕ ПОМЫСЛОВ ОТРЕЧЕНИЕ ОТ БОГА ОТЧАЯНИЕ ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО ОХЛАЖДЕНИЕ П ПАМЯТОЗЛОБИЕ ПАМЯТЬ БОЖИЯ ПАМЯТЬ СМЕРТНАЯ ПЕЧАЛЬ Печаль спасительная ПЛАЧ ПЛОТСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПЛОТЬ И КРОВЬ ПОДВИГ Подвиг душевный и телесный Подвиг ложный Подвиг сверх сил Подвига сокрытие Подвига место ПОДОЗРЕНИЕ ПОКАЯНИЕ ПОКЛОНЫ ПОМЫСЛЫ Помыслов исповедь Помыслы блудные Помыслы печали Помыслы хульные ПОПЕЧЕНИЯ ПОРИЦАНИЯ ПОСЛУШАНИЕ ПОСТ ПОУЧЕНИЕ ПОХВАЛА ПРАВЕДНОСТЬ ПРАВИЛО МОЛИТВЕННОЕ ПРАЗДНОСЛОВИЕ ПРЕВОЗНОШЕНИЕ ПРЕДАНИЕ ЦЕРКОВНОЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРЕКОСЛОВИЕ ПРЕЛЕСТЬ ДУХОВНАЯ ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ ПРИВЫЧКА ПРИСТРАСТИЕ ПРИТВОРСТВО ПРИЧАЩЕНИЕ ПРОИЗВОЛЕНИЕ ПРОМЫСЛ БОЖИЙ Промысла всеблагость ПРОРОЧЕСТВА ПРОСТОТА ПРОТЕСТАНТИЗМ ПРОЩЕНИЕ ПСАЛМОПЕНИЕ ПСАЛТЫРЬ ПУТЬ ПОДВИЖНИЧЕСТВА ПЬЯНСТВО Р РАДОСТЬ ДУХОВНАЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ РАЗГОРЯЧЕНИЕ РАЗУМ ДУХОВНЫЙ РАЗУМ ПАДШИЙ РАЙ РАСКОЛ РАССЕЯННОСТЬ РАССУЖДЕНИЕ ДУХОВНОЕ РЕВНОСТЬ ПЛОТСКАЯ И ДУХОВНАЯ РОДСТВО ПО ПЛОТИ РОПОТ С САМОЛЮБИЕ САМОМНЕНИЕ САМОНАДЕЯННОСТЬ САМООБОЛЬЩЕНИЕ САМООПРАВДАНИЕ САМООТВЕРЖЕНИЕ САМОПРИНУЖДЕНИЕ САМОСТЬ САМОУБИЙСТВО САМОУКОРЕНИЕ СВЕТ БОЖЕСТВЕННЫЙ И ЛОЖНЫЙ СВОБОДА ДУХОВНАЯ СВОБОДОМЫСЛИЕ СВЯТОСТЬ СВЯТЫЕ СВЯЩЕНСТВО СКВЕРНОСЛОВИЕ СКОРБИ Скорби от людей СЛАВА СЛАВОСЛОВИЕ СЛАДОСТЬ ДУХОВНАЯ И ЛОЖНАЯ СЛЕЗЫ СЛУЧАЙ СМЕРТЬ СМИРЕНИЕ СМИРЕННОМУДРИЕ СМИРЕННОСЛОВИЕ СМУЩЕНИЕ СНОВИДЕНИЯ СОБЛАЗН БЛИЖНЕМУ СОБЛАЗН НА БЛИЖНЕГО СОБЛАЗНЫ СОВЕРШЕНСТВО СОВЕСТЬ СОВЕТ СОВЕТОВАНИЕ СОЕДИНЕНИЕ УМА, ДУШИ И ТЕЛА СПАСЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВО СПАСЕНИЯ ПУТИ СПОКОЙСТВИЕ ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ СРЕБРОЛЮБИЕ СТАРЧЕСТВО СТРАСТИ К страстям правильное отношение СТРАХ БОЖИЙ СТРАХОВАНИЯ СТЯЖАНИЕ СВЯТОГО ДУХА СУД БОЖИЙ СЧАСТЬЕ Т ТАИНСТВА ТЕЛО ТЕРПЕНИЕ ТОСКА ТРЕВОГА ТРЕЗВЕНИЕ ТЩЕСЛАВИЕ У УЕДИНЕНИЕ УКОРИЗНЫ УКРАШЕНИЯ УМА ХРАНИЕНИЕ УМНОЕ ДЕЛАНИЕ УНЫНИЕ УПОВАНИЕ НА БОГА УТЕШЕНИЕ ДУХОВНОЕ УЧЕНИЕ ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ УЧЕНОСТЬ МИРСКАЯ УЧИТЕЛЬСТВО Ф ФАРИСЕЙСТВО Х ХРАМ БОЖИЙ ХРИСТИАНСТВО Христианства состояние ХУЛА Ц ЦЕЛОМУДРИЕ ЦЕРКОВЬ Церкви послушание Ч ЧЕЛОВЕК Человека назначение ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ЧИСТОТА ЧРЕВОУГОДИЕ ЧТЕНИЕ ЧТЕНИЕ ПСАЛТЫРИ ЧТЕНИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ ЧТЕНИЕ СВЯЩЕННЫХ ПИСАНИЙ ЧУВСТВА ЧУДЕСА Я ЯВЛЕНИЯ ЯЗЫЧЕСТВО

От составителя

«Есть люди, которые изнурили тело свое подвижничеством и однако ж удалились от Бога, потому что не имели рассудительности».

Прп. Антоний Великий

Всякое дело, каким бы ни занимался человек, для успешного результата требует усердия, постоянства и правильности исполнения. В деле спасения души, этом главном труде сознательного христианина, последнее условие правильности особенно важно, но в силу своей духовной тонкости зачастую незамечаемо и пренебрегаемо, как душа в теле. Следствием же этой неопределительности и небрежности в духовной жизни являются многоразличные ее искажения и уклонения, когда одни пытаются взять дарованное Искупителем Спасение жестким подвигом, «разбивая чело» внешнего и внутреннего человека; другие, напротив, берут от духовной жизни только праздничное, «сладкое» – благочиние служб, Причащение, паломничество по святым местам и прочее, нисколько не заботясь о повседневной рутинной работе над исправлением себя по евангельскому Образу; иные упрощают Православие до просфорочек, вербочек, бесчисленных маслиц, земелек и т.п., незаметно для себя разменивая святость Церкви на святыньки, упраздняя силу Креста «православными оберегами» и подменяя здравую веру «благочестивыми» поверьями: многие сейчас измеряют истинность и духовность чудесностью, восторженно желая знамений, мироточений и видений, забывая, что, по определению Спасителя, всего этого ищет род лукавый и прелюбодейный (Мф. 16, 4) и пренебрегая Его предупреждением беречься от прелести, ибо многие (чудотворцы и чудеса – сост.) придут под именем Моим и многих прельстят (Мф. 24, 4).

Духовный подвиг, малый или великий – меч обоюдоострый: «Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12, 29), – предостерегает апостол. Если этот подвиг неправилен, то силы и время могут быть растрачены понапрасну, а вместо ожидаемых плодов добродетелей взрастит неразумный делатель искаженное их подобие или же и полную их противоположность. Так, формальная церковная жизнь, легкомысленное, бесстрашное участие в Таинствах может в короткий срок выжечь совесть и превратить человека в лукавейшего фарисея. Неправильная молитва несет опасность уничтожить в душе и то малое, но живое чувство к Богу, которое было до молитвенных правил. Неразумный пост может иссушить и ожесточить вместе с телом и сердце, или же подорвать здоровье. Чтобы избежать всех этих невидимых опасностей «справа», человеку, пришедшему в Церковь с осознанной целью спасения души, необходимо как можно ранее заложить в душе, подобно надежному фундаменту, правильные основы духовной жизни.

Святые отцы древних времен в своих боговдохновенных писаниях раскрыли нам эти основы, объяснили встречающиеся на пути спасения трудности, предостерегли от опасностей и, казалось бы, оставили всестороннее духовное руководство, но проблема нашего времени и нашего постатеистического сознания, оторванного от живых духовных традиций, та, что не только правильно применить, но даже и правильно прочесть эти Святые Писания оно не может, потому что «кривое зеркало и прямое кривит». Отцы писали как сильные для сильных, как ревностные для ревностных, и безоговорочное применение их наставлений нами, более сластолюбивыми, нежели боголюбивыми (2Тим. 3, 4), подобно облачению отрока в доспехи взрослого воина: непосильное вооружение только отягчает и окончательно обессиливает, врага же при этом ополчает как на действительно сильного противника, и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12, 45). С другой стороны, всякое духовное делание, не основанное на святоотеческом предании, неминуемо обрекает своего делателя на душевное повреждение и гибель, как самочинное и гордостное.

Видя эту трудность и насущную потребность современности в доступном к пониманию и исполнению святоотеческом руководстве, Господь даровал нашему времени творения святителя Игнатия (Брянчанинова) подвижника XIX века, мудрого духовного наставника монашествующих и мирян. Пройдя жизненный путь не в пустынном уединении, а во многих попечениях настоятельской должности, в вынужденном тесном общении с мирским обществом, во многих неотступных болезнях, святитель смог и в этих обстоятельствах достичь аскетического идеала святости и, основываясь на личном опыте, изложить учение великих отцов-пустынников применительно к нашему суетному и немощному времени, – в этом неповторимая для нас ценность его творений.

Данная книга составлена по творениям святителя Игнатия как практический справочник, содержащий советы и наставления по всем насущным вопросам духовной жизни. С целью более широкого раскрытия интересующей читателя темы в книге организованы перекрестные отсылки: в конце каждого текста, относящегося к изучаемому понятию, помещены в скобках слова, отсылающие в другой раздел книги, в котором искомый материал находится по ключевому тематическому слову, выделенному в тексте курсивом. Цифрами указаны номера и, через точку, страницы оригиналов, список которых приведен в конце книги.

Узкий путь спасения, возвещенный и указанный вочеловечившимся Богом, становится все менее различим в ослепительном блеске предапокалиптического мира: этот путь становится все более внутренним. Обрести его и устоять на нем да помогут нам, благоразумный читатель, мудрые наставления святителя Игнатия и его святые молитвы.

О сайте

Приветствую всех на авторском сайте о духовном развитии человека — КОД ЖИЗНИ. Давайте откроем и расшифруем этот КОД вместе.
Почему же тогда вступление к сайту начинается живописными слайдами водных красот? И это не случайно, ведь всё на нашей планете началось с Воды — волшебной субстанции, в которой заложена вся информация ещё со времен мироздания. Не даром один из главных мыслителей и ученых современной человеческой цивилизации придавал огромное значение скрытому смыслу, зашифрованному в Воде:

ЖИЗНЬ – ЭТО ОДУШЕВЛЁННАЯ ВОДА /Леонардо Да Винчи/

Вода – это Великая Святыня, которая сопровождает человека всю жизнь с момента зачатия, рождения, через Таинство Крещения и так до самой смерти, омывая человеческое тело в последний раз перед погребением. Водой наполнена каждая микрочастица человеческого организма. Попадая в наш организм, Вода передает свою структуру, энергию и информацию, иначе говоря, свою программу всем жидкостным системам нашего тела. Именно поэтому один из главных Кодов Жизни – это Вода.

На страницах данного сайта в рубрике Сила Воды вы найдете полезную информацию о волшебных и чудотворных свойствах Воды, значении её структуры для нашей Жизни на уровне физического и духовного здоровья человека.
Сайт Код Жизни – это попытка освещения всех духовных аспектов жизни современного общества, в том числе влияния силы молитв, мантр, медитации на нашу судьбу и духовное развитие, влияния космических планетарных энергий на выбор жизненной миссии и событий в рубриках Медитация и йога, Молитвы, По Закону Звёзд и других.

Отдельный раздел Стихи в ночи посвящен моему творчеству — произведениям, которые я начала писать очень неожиданно для себя однажды ночью как будто под диктовку и продолжаю творить до сих пор. Многие актуальные темы и проблемы человечества я раскрываю через слова в стихах, идущих мне свыше. Полное собрание моих стихов можно найти на авторской странице Ирина Сигал на сервере Стихи.ру Все авторские права защищены.
Кроме того, я как дипломированный астролог (см. Обо мне ) предлагаю составить лично для Вас индивидуальную натальную карту, которая покажет главную кармическую задачу и миссию Вашей жизни, раскроет уроки судьбы, поможет ответить на многие текущие вопросы и лучше разобраться в житейских ситуациях (см. Страница Астролога и Консультация).
Я приглашаю всех не оставаться равнодушными: заходите, читайте, оставляйте комментарии и отзывы, делитесь вашим собственным опытом на страницах сайта. Основная идея данного Портала — пробудить человечество ото сна, помочь увидеть истинный смысл человеческой жизни, раздвинуть границы Бытия и отыскать дорогу к Себе – к своему Высшему Я.
Подытожить данное вступление хотелось бы отрывком из моего же стихотворения «Крест на Небе»:

Слепой глупец тот, кто не верит в чудеса,
Живёт в своём мирке, совсем не мире,
Без связи с Космосом, Вселенной, без Творца,
Забыв, Кто он и для Чего в Эфире…

Фото сделано мною лично на полуострове Пелопоннес в старом форте Рио. Во время снимка, было видно только изображение части крепости и солнечный свет. Но после на экране телефона я обнаружила вот такой ярко проявленный Солнечный Крест на небе…

Верьте в Чудеса!

С Любовью и Космическим Светом,
Ирина Сигал

Что такое духовная жизнь?

Основные понятия

Этот вопрос задает себе каждый верующий человек, желающий начать жить духовной жизнью. Ответ на него настолько многогранен, содержит в себе столько разных аспектов, уровней и противоречивых мнений, что обычным, занятым житейскими проблемами сознанием разобраться в нем довольно трудно. Ограниченный человеческий ум просто вязнет, тонет в многообразии предлагаемых ему со всех сторон путей жизни.

Без совета духовного руководителя правильно ответить на этот волнующий всех вопрос, а тем более разумно организовать свою духовную жизнь, практически невозможно. К сожалению, из-за суетности нашей обыденной жизни не у всякого православного человека в Церкви есть возможность строить свою жизнь под руководством опытного наставника.

В этом материале изложены некоторые главные моменты из рассуждений на эту тему известных церковных деятелей и богословов.

В основе жизни христианина находится Господь Иисус Христос, который Сам указывает нам путь жизни в Своем Благовествовании: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14.6). Главное условие этого пути дано в Откровении святого апостола Иоанна Богослова: «Будь ревностен и покайся» (Откр.3.19)

Однако, как отмечал митрополит Антоний Сурожский, хотя многие из верующих христиан стремятся к духовной жизни, но «ищут ее не в том, и не там, где надо».

Некоторые думают, что духовная жизнь заключается в различных переживаниях, связанных с молитвой, красотой наших храмов и величественностью православного богослужения, другие — в доброделании.

А суть оказывается не во внешних формах нашей жизни в Церкви, а в изменении нашей внутренней жизни, так как духовная жизнь – это жизнь внутренняя, которая определяется действием Святого Духа в нас.

Само слово «духовный» в общепринятом смысле означает связанный с внутренним миром человека, его нравственными устремлениями и интеллектуальной деятельностью.

При этом профессор МДА Осипов А. И. в своих лекциях настоятельно обращает наше внимание на различие понятий «нравственности» и «духовности», так как в православном понимании нравственность и духовность – это не одно и то же.

Нравственность определяет характер внешнего поведения человека, его отношение к окружающему миру, к общественным нормам поведения, к другим людям, к работе. Она принадлежит к категории справедливости, честности, культуры жизни. Ее нарушения видны и окружающим, и самому человеку.

Духовность – это внутренний мир человека, невидимый для посторонних. Это его скрытые желания, мечты, его искренность или лукавство, лицемерие, притворство, его любовь к людям или неприязнь, зависть, его спокойная самооценка или тщеславие, гордыня, его чистота души или грязные мысли и намерения. Какого духа человек – такова и его духовность, которая может быть и высокой, и приземленной, и даже низменной, хотя внешне человек может выглядеть вполне нравственным и добропорядочным.

Ветхозаветные заповеди Моисея были даны ветхому человеку для исправления его внешней жизни. Людям был дан Закон Божий для установления отношений человека и Бога, а также отношений между ними.

Новозаветные заповеди – Евангельские заповеди Христа – даны для спасения человека, для внутреннего его совершенствования, для исправления его духовнойжизни, т. е. изменения ума и сердца.

Духовная жизнь – это путь к спасению, путь к Богу, путь к соединению со Христом.

В христианстве слово «спасение» имеет в виду не обыденное понимание спасения от какой-то внешней опасности или болезни, а спасение от разделенности человека с Богом, от вечной смерти и бесконечных мучений. Христианское спасение означает избавление человека от греха и его последствий – смерти и ада, и обретение спасенным человеком Царства Небесного, то есть соединения человека с Богом.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Православие призывает человека к вершине восстановления отношений человека с Богом: духовно-личностному единению с Богом, то есть «обожению». Во Христе восстанавливается в человеке это состояние единства человека, как образа Божия, с Богом.

Суть христианства изложена в следующей формуле Святых Отцов:

«Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» — по благодати (св. Ириней Лионский, Кирилл Александрийский и др.). В этом призвание христианина, а не в том, чтобы стать святым или просто хорошим человеком. Но для такой высокой цели человеку надо потрудиться, то есть начать работать над исправлением самого себя, которое только и может произойти в процессе духовной жизни.

Наше спасение совершается через Жертву Господа Иисуса Христа. Спаситель человечества,Господь наш Иисус Христос, искупил своими добровольными страданиями на Кресте грехи человечества, взял на Себя грехи мира и исцелил в Самом Себе воспринятую Им на Себя Человеческую природу. Своей Крестной Жертвой Христос примирил нас с Богом и открыл врата Царства Небесногодля всех верующих в Него.

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16).

Для нашего личного спасения необходимо изменение нашей жизни по вере в Иисуса Христа и Его Евангельским заповедям, в особенности исправление внутренней составляющей нашей жизни, то есть нашей духовной жизни. «В христианстве слово «духовность» означает чистоту души от страстей и особую благодатную приобщенность человека к Богу» (А. И. Осипов, «Бог»). Для очищения души у нас есть все средства:

«Бог во Христе спасает мир, дает Слово Евангелия через Святого Духа и Святым Духом усвояется». Дух творит себе формы. Поэтому, по словам Серафима Саровского, целью христианской жизни является «стяжание Святого Духа».

Человека узнаем по тому, какого он духа. Духовная жизнь должна вести нас к общению с Богом, уподоблению Ему, единению с Ним. Эта цель достигается только при правильной духовной жизни, для которой требуется знание духовных законов.

Самостоятельно с такой задачей справиться невозможно. Необходимо просить помощи у Господа в осознании своих грехов и непрестанно умолять Иисуса Христаопомиловании: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!»

Как же нужно построить свою духовную жизнь, чтобы спастись?

Митрополит Иларион (Алфеев) в своей книге «Вы – Свет мира» пишет, что для этого совсем не обязательно отделяться от мирской жизни и всем становиться монахами: «Мы не призваны отрекаться от мира, отвергать мир, гнушаться миром: мы призваны, живя внутри мира, быть «солью земли» и «светом мира», то есть, как душа в теле, оживотворять мир, преображать его».

Но, к сожалению, существует распространенное убеждение значительного числа верующих в том, что добрые дела, исполнение церковных обрядов и участие в литургической жизни является вполне достаточным условием нормальной духовной жизни.

Конечно для налаживания правильной духовной жизни, следуя словам Святых Отцов, необходимы внешние составляющие духовной жизни:

1.Чтение Евангелия и духовной литературы.

2.Участие в богослужебной жизни Церкви и в ее Таинствах.

3. Индивидуальная молитва.

4. Милосердие и добрые дела.

Но не должно быть формального исполнения внешних предписаний, которые исторически сложились в Церкви, так как они не являются самоцелью, а служат средствами для приближения человека к Богу.

А. И. Осипов отмечает, что «духовная жизнь это не просто молитва, не просто даже подвиг илиотреченность от мира, а «особая последовательность в приобретениидобродетелей», то есть систематическая работа над совершенствованием своей души с помощью Таинств и установлений Церкви. В его книге «Путь разума в поисках истины», главное наше внимание обращено на работу над внутренним состоянием человека, включающего в себя такие наиболее важные аспекты духовной жизни как:

— Исполнение заповедей Евангелия (хотя бы стремление к ним).

— Покаяние.

— Борьбу со страстями.

— Любовь к ближним (и «дальним).

По сутивсе это разные проявления одного и того же стремления человека к общению и соединению с Богом, так как совершениемгреха человек отдаляет себя от Бога. Грех – это вражда против Бога и нанесение вреда самому себе.

В своих книгах и лекциях Осипов А. И., ссылаясь на опыт Святых Отцов, дает ответы на многие вопросы духовной жизни православного христианина. В первую очередь он разъясняет следующие аспекты духовной жизни:

1. Исполнение заповедей необходимо не Богу, а человеку.

«Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи» — учит Симеон Новый Богослов. Познание гибельности своего духовного состояния открывается человеку при понуждении себя исполнять заповеди Христовы. Попытавшись их исполнять, человек обнаруживает свое бессилие выполнить хотя бы одну из них и начинает взывать к Господу о помощи. Только тот, кто чувствует себя погибающим грешником, нуждается в Спасителе и искренне молится. Тому, кто доволен собой и считает себя хорошим, праведным, Спаситель не нужен. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» — говорит Иисус обвиняющим Его фарисеям (Мф.9:11-13). Поэтому смиренная молитва евангельского мытаря была более угодна Богу, чем горделивое моление фарисея (Лк.18:9-14). «Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19).

Если смирение не приобретается, то бесплодны и бессмысленны все подвиги, все добродетели. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет.5:5). Требуется возделывание собственного сердца при исполнении заповедей для научения смирению. Нарушение заповедей ведет к уходу от Бога.

2. Покаяние – это первое и главное условие принятия Христа человеком, так как только оно рождает истинную веру в Господа Иисуса Христа. Очищение через покаяние заповедал нам Сам Христос в Евангелии: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17).

Искреннее покаяние начинается с осознания своего духовного и нравственного несовершенства, с признания своей греховности. «Я не вижу греха моего, потому что еще работаю греху» — пишет святитель Игнатий Брянчанинови дает практический совет: нужно отказаться от осуждения других, чтобы увидеть свои грехи и свои немощи. Осуждение – это состояние нашего сердца, противоположное любви.

Очищение души и сердца от грехов возможно через покаяние на Таинстве исповеди, которое установил Сам Господь, передав право прощения грехов будущим апостолам, а затем от апостолов – епископам, которые уполномочивают этим правом священников.

Явившись после Своего Воскресения ученикам, Христос сказал:

«Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23). Особенно важно на Таинстве исповеди каяться в содеянных грехах с сердечным сокрушением, чтобы за искреннее смиренное покаяние получить прощение от Господа. Признавая на исповеди свои грехи и раскаиваясь в них, мы получаем прощение от Самого Господа, и по молитвам Церкви получаем благодать, помогающую исправлять свою жизнь. Разрушая своими грехами отношения между нами и Богом, и ближними, мы лишаем себя Источника жизни.

3. Добрые дела являются не целью, а средством исполнения заповеди любви. Митрополит Иларион Алфеев пишет: » Мы призваны помогать ближним, но не должны забывать и о строительстве собственного внутреннего дома», то есть своей души. Добродетели и подвиги сами по себе не могут принести человеку благо Царствия Божия.

«Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» — говорит Господь(Лк.17:21). «Воздаяние бывает не добродетели, и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению» (Исаак Сирин).

Без смирения добрые дела могут служить тщеславию, гордыне, самолюбию, а не Богу. Добродетели и подвиги могут быть даже вредными, если не основываются на познании скрытого в душе греха. «Без чистоты сердца невозможно совершить ни одной добродетели чисто» — пишет святитель Игнатий Брянчанинов.

Без исполнения заповеди любви все остальное тщетно.

4. Молитва является важнейшим условием духовной жизни. Она должна совершаться благоговейно, со вниманием и тоже с покаянием. Неправильная молитва может оказаться бесплодной и даже стать средством падения подвижника. Кто не прощает других – не будет прощен. «Кто молится устами, а о душе небрежет и сердца не хранит, такой человек молится воздуху, а не Богу, и всуе трудится, потому что Бог внимает уму и усердию, а не многоречию» (русский иеромонах Дорофей).

Молитва должна находиться в сердцевине устремления нашего ума и наших дел к Богу. Молитва должна стать беседой с Богом, диалогом, предполагающим «слышание» воли Бога, а не монологом, излагающим наши бесконечные прошения. Главная задача христианина: научиться, внимательно слушать, что нам говорит Бог, чтобы соединять свою волю с Божией волей. В этом состоит и главная наша трудность, так как в настоящее время, как правило, мы неспособны слушать кого-нибудь, кроме себя.

Образ жизни современного человека, связанный с непрерывной гонкой за навязываемыми рекламой «благами жизни», не позволяет человеку спокойно пообщаться с близкими или побыть наедине с собой. Наше сознание перегружено информацией. Где уж тут услышать голос Бога? «Кто имеет уши слышать, да слышит! – призывает Господь (Мф.13-9). Протоиерей Алексей Уминский в беседах на Евангелие пишет, что духовный слух развивается, «когда человек понуждает себя слышать других людей. Перестав думать только о своем «Я, Я, Я…», можно услышать сердце другого человека. Тогда можно надеяться услышать и волю Бога. Для общения с Богом надо учиться сосредоточиваться, чтобы внимать каждому слову молитвы, не отвлекаясь и не рассеиваясь, вслушиваясь в свое сердце, которое только и может услышать, что хочет от нас Господь.

Евангелие нам говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). Значит, чтобы Его услышать, надо освободить сердце от тяжести наших грехов, которые отделяют нас от Бога. Важно внимательно относиться не только к крупным нашим согрешениям, но и к «мелким» грехам, которые порабощают волю человека, и делают его рабом низменных влечений и могут привести к грехам тяжким, ведущим к скорбям и трагедиям в жизни.

Наше личное спасение созидается в соработничестве (синергии) с Богом.

Только своими силами спастись невозможно. Строя свою духовную жизнь по заповедям Евангелия, надо просить помощи у Господа, не забывая сразу каяться в своих грехах, как только их совершили. Тогда Господь придет на помощь и просимое подаст в дар.

Но Бог спасает нас не без нас. От человека требуется старание для своего спасения. По мнению святых отцов, Господь даже намерения «целует». Искреннее раскаяние в грехах, упорство в борьбе со страстями, милосердие и любовь к окружающим помогут очистить пространство в душе для Бога, чтобы Господь мог войти в нас и преобразовать «ветхого» человека в «нового», пригодного для Царства Небесного. Но для этого надо прежде с искренней верой и покаянием открыть дверь своего сердца навстречу Богу:

» Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).

Когда человек работает над собой, смиряет себя, тогда Христос начинает действовать внутри человека и дает ему силы на движение от греха к Богу.

«Все возможно каждому – в разной мере, но никто не покладай рук» (митр. Антоний Сурожский).

Составила: Брыгина Г. П., выпускница богословских курсов

Духовная жизнь

Смотреть что такое «Духовная жизнь» в других словарях:

  • духовная жизнь — • Духовная сторона жизни на Земле важнее материальной. (Нострадамус*) • Души так же медленно зреют, как и взрослеет человек … Оригинальная словарная подборка афоризмов

  • Духовная жизнь — отрешенность в бытии от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Духовная жизнь — ♦ (ENG spiritual life) открытость и чувствительность по отношению к нефизическому и, т. обр., трансцендентные измерения в человеческом существовании … Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Духовная жизнь нации — особая форма жизнедеятельности и самовыражения национальной (этнической) общности, отражающая экономические и естественно исторические основы ее существования. На каждом этапе своего развития нация, опираясь на накопленный предшествующими… … Экология человека

  • Духовная прелесть — (от ст. слав. лесть ложь, обман) в соответствии с православным вероучением, духовная болезнь человека, сопровождающаяся высшей и очень тонкой формой лести самому себе, самообманом, мечтательностью, гордыней, мнением о своём… … Википедия

  • ЖИЗНЬ — ЖИЗНЬ, жизни, жен. 1. только ед. Существование вообще, бытие в движении и развитии. Жизнь мира. Законы жизни. 2. только ед. Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. Жизнь человека. Жизнь растений. || Физиологическое… … Толковый словарь Ушакова

  • жизнь — сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? жизни, чему? жизни, (вижу) что? жизнь, чем? жизнью, о чём? о жизни; мн. что? жизни, (нет) чего? жизней, чему? жизням, (вижу) что? жизни, чем? жизнями, о чём? о жизнях 1. Жизнь это особая форма… … Толковый словарь Дмитриева

  • Жизнь с Богом (издательство) — «Жизнь с Богом» («La Vie avec Dieu») христианское издательство, существовавшее в Брюсселе с 1945 по 2000 годы. Основано Ириной Михайловной Посновой, католичкой по вероисповеданию, дочерью русского историка Церкви Михаила Эммануиловича… … Википедия

  • ЖИЗНЬ — Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) , христ. богословие в учении о Ж.… … Православная энциклопедия

  • ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия

Православный церковный календарь

Седмица 4-я по Пасхе. Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351). Мч. Акакия сотника (303). Прп. Нила Сорского (1508). Прпп. Иоанна З1едазнийского и учеников его: Авива, еп. Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтойского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), еп. Цилканского, Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтависского, Михаила Улумбойского, Пирра Бретского, Стефана Хирсского и Шио Мгвимского (VI) (Груз.). Обретение мощей прп. Нила Мироточивого, Афонского (1815). Собор преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Любечской (XI) и Жировицкой (1470) икон Божией Матери.

Деян., 24 зач.,X, 1–16. Ин., 24 зач.,VI, 56–69. Креста: 1 Кор., 125 зач.,I, 18–24. Ин., 60 зач.,XIX, 6–11, 13–20, 25–28, 30–351.

1 Если совершается полиелейная служба прп. Нила Сорского, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 43 зач., XI, 27–30, а на литургии – чтения дня и преподобного: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

Тропарь Креста, глас 8:

Креста́ Твоего́ о́браз ны́не па́че со́лнца возсия́,/ его́же от горы́ святы́я да́же до ло́бнаго ме́ста просте́рл еси́/ и в нем Твою́, Спа́се, кре́пость уясни́л еси́,/ сим укрепля́я и ве́рныя Твоя́,/ я́же и спаса́й вы́ну в ми́ре,// моли́твами Богоро́дицы, Христе́ Бо́же, и спаси́ нас.

Кондак Креста, глас 4:

Отве́рзый Небеса́ заключе́нная, на Небеси́ пресве́тлыя лучи́,/ на земли́ возсия́ Пречи́стый Крест:/ те́мже, сия́ние его́ де́йства прие́мше, к незаходи́мому наставля́емся Све́ту/ и во бране́х и́мамы его́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Тропарь преподобного Нила Сорского, глас 4:

Удали́вся, бе́гая дави́дски, ми́ра,/ и вся, я́же в нем, я́ко уме́ты, вмени́в,/ и, в ме́сте безмо́лвне всели́вся,/ духо́вныя ра́дости испо́лнился еси́, о́тче наш Ни́ле,/ и, еди́ному Бо́гу изво́лив служи́ти,/ процве́л еси, я́ко фи́никс,/ и, я́ко лоза́ благопло́дна,/ умно́жил еси́ ча́да пусты́ни./ Тем благода́рственно вопие́м:/ сла́ва Укре́пльшему тя в по́двиге пустынножи́тельства;/ сла́ва Избра́вшему тя в Росси́и/ отше́льником уставополо́жника изря́дна;// сла́ва моли́твами твои́ми и нас Спаса́ющему.

Ин тропарь преподобного Нила Сорского, глас 1:

Мирска́го жития́ отве́ргся/ и мяте́жа жите́йскаго бе́гая,/ преподо́бне и богоно́сне о́тче наш Ни́ле,/ не облени́лся еси́ собра́ти цве́ты ра́йския от писа́ний оте́ческих/ и, в пусты́ню всели́вся,/ процве́л еси́, я́ко крин се́льный,/ отоню́дуже преше́л еси́ и в Небе́сныя оби́тели;/ научи́ и нас, че́стно почита́ющих тя,/ твои́м ца́рским путе́м ше́ствовати// и моли́ся о душа́х на́ших.

Кондак преподобного Нила Сорского, глас 8:

Любве́ ра́ди Христо́вы удали́вся мирски́х смуще́ний,/ ра́достною душе́ю всели́лся еси в пусты́ни,/ в не́йже подвиза́вся до́бре, я́ко А́нгел на земли́, о́тче Ни́ле, пожи́л еси́:/ бде́нием бо и посто́м те́ло свое́ изнури́л еси́ ве́чныя ра́ди жи́зни./ Ея́же ны́не сподо́бився,/ во све́те неизрече́нныя ра́дости Пресвяте́й Тро́ице со святы́ми предстоя́,/ моли́, мо́лимтися, припа́дающе, ча́да твоя́,/ сохрани́тися нам от вся́каго наве́та и злых обстоя́ний/ ви́димых и неви́димых враг// и спасти́ся душа́м на́шим.

Многие святые отцы болезнь называют Божественным посещением. Если человек всегда здоров, если он никогда не чувствует свою ограниченность, то это может проистекать и от богооставленности, особенно если человек злой, не делает ничего доброго, наслаждается своим центральным местом в жизни, расталкивает других локтями, попирает ногами, делает карьеру или борется за обогащение любыми средствами. У такого человека нет никаких внутренних сил, которые могли бы его спасти. Он погибающий человек. И если Господь хочет его спасти – может быть, по молитвам родителей, живых или усопших, по молитвам близких, иногда очень страдающих от такого человека, – то без болезни 1спасение не происходит. Иногда эта болезнь духовная, срыв в карьере, осознание того, что все, чему служил, – прах и ничего не приносит пользы, – а иногда это физическая болезнь, которая приводит к изменению души больного человека.

Богослужебные указания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *