Пост в пятницу

Содержание

Православный Церковный календарь

«Не поститесь с лицемерами»

Женщина в платке и длинной юбке уже долго мучила продавщицу кондитерского отдела: «Покажите мне, пожалуйста, еще эту коробку конфет. Вот жалость, и они не подходят – в них тоже сухое молоко». «Простите, у Вас непереносимость этого компонента?» – тактично спросила сотрудница магазина. «Да нет, иду в гости на день рожденья, а сегодня среда – постный день; ведь мы, православные, среду и пятницу свято чтим», – гордо ответила женщина, глубоко поглощенная анализом химического состава сладостей…

Иерей Владимир Хулап, кандидат богословия,
клирик храма св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска,
референт Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП

Пост среды и пятницы – одна из традиций Православной Церкви, к которой мы настолько привыкли, что большинство верующих просто никогда не задумывалось о том, как и когда он возник.

Действительно, практика эта очень древняя. Несмотря на то что она не упоминается в Новом Завете, о ней свидетельствует уже раннехристианский памятник «Дидахи», или «Учение двенадцати апостолов», возникший в конце I – начале II вв. в Сирии. В 8 главе этого текста мы читаем интересное предписание: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой».

Перед нами – традиционный ветхозаветный счет дней недели, соответствующий порядку творения в 1 главе книги Бытия, где каждую седмицу завершает суббота.

Если перевести текст на язык известных нам календарных реалий (первый день недели в «Дидахи» – следующее за субботой воскресенье), то мы увидим четкое противопоставление двух практик: пост в понедельник и четверг («во второй и пятый день недели») против поста среды и пятницы («в четвертый и шестой»). Очевидно, что вторая из них – это наша сегодняшняя христианская традиция.

Но кто такие «лицемеры» и почему было необходимо выступать против их поста на самой заре церковной истории?

Пост лицемеров

В Евангелии мы неоднократно встречаем слово «лицемеры», грозно звучащее из уст Христа (Мф.6:2,5,16, 7:5, 15:7, 16:3 и др.). Он использует его, говоря о религиозных лидерах израильского народа той эпохи – фарисеях и книжниках: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф.23,13-15). Более того, Христос прямо осуждает их практику поста: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф.6,16).

В свою очередь, «Дидахи» – древний иудео-христианский памятник, отражающий литургическую практику раннехристианских общин, состоявших преимущественно из обратившихся ко Христу иудеев. Он открывается популярным иудейским «учением о двух путях», полемизирует с иудейскими предписаниями о ритуальных качествах воды, использует в качестве евхаристических молитв христианскую переработку традиционных иудейских благословений и т. д.

Очевидно, в предписании «Посты же ваши да не будут с лицемерами» не было бы нужды, если бы не существовало христиан (и, судя по всему, значительного числа), которые придерживались постной практики «лицемеров» – очевидно, продолжая следовать той самой традиции, которую они соблюдали до своего обращения ко Христу. Именно на нее обращен огонь христианской критики.

Долгожданный дождь

Общеобязательным постным днем для иудеев в I в. Р. Х. был День Очищения (Йом Киппур). К нему добавлялись четыре однодневных поста в воспоминание национальных трагедий: начала осады Иерусалима (10 тевета), завоевания Иерусалима (17 тамуза), разрушения Храма (9 ава) и убийства Годолии (3 тишри). В случае наступления тяжелых бедствий – засухи, угрозы неурожая, эпидемии смертельных болезней, нашествия саранчи, угрозы военной атаки и т. д. – могли объявляться особые периоды поста. В то же время существовали и добровольные посты, рассматривавшие как дело личного благочестия. Еженедельный пост понедельника и четверга возник в результате соединения двух последних категорий.

Основная информация об иудейских постах находится в талмудическом трактате «Таанит» («Посты»). Помимо прочего, в нем описывается одно из самых страшных для Палестины природных бедствий – засуха. Осенью, в месяце мархешван (начало периода дождей в Израиле, октябрь – ноябрь по нашему солнечному календарю), назначался особый пост о даровании дождя: «Если дожди не пошли – отдельные люди начинают поститься, и постятся три поста: в понедельник, четверг и следующий понедельник». Если ситуация не менялась, то точно такая же схема поста предписывалась в течение двух следующих месяцев кислева и тебета (ноябрь – январь), однако теперь его должно были соблюдать все израильтяне. Наконец, в случае продолжения засухи, строгость поста усиливалась: в течение следующих семи понедельников и четвергов «сокращали торговлю, строительство и посадки, число обручений и бракосочетаний и не здоровались друг с другом – как люди, на которых разгневался Вездесущий».

Образец благочестия

Талмуд говорит, что «отдельные люди», упоминающиеся в начале данных предписаний, – это раввины и книжники («те, кого можно поставить руководителями общины»), либо особые аскеты и молитвенники, чья жизнь рассматривались как особо угодная Богу.

Некоторые благочестивые раввины продолжали соблюдать обычай поститься в понедельник и четверг в течение всего года, независимо от погодных реалий. Этот широко распространившийся обычай упоминается даже в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю…» (Лк.18,11-12). Из этой молитвы следует, что подобный пост не был общеобязательной практикой, именно поэтому фарисей и хвалится им перед Богом.

Хотя евангельский текст и не говорит о том, что это за дни, не только иудейские, но и христианские авторы свидетельствуют, что ими были именно понедельник и четверг. К примеру, св. Епифаний Кипрский († 403 г.) говорит, что в его время фарисеи «постились два дня, во второй и пятый день по субботе».

Два из семи

Ни талмудические, ни раннехристианские источники не сообщают нам о том, почему были выбраны именно два еженедельных дня поста. В иудейских текстах мы встречаем попытки позднейшего богословского обоснования: воспоминание восхождения Моисея на Синай в четверг и схождения в понедельник; пост о прощении грехов, вызвавших разрушение Храма и для предотвращения подобного несчастья в будущем; пост за плавающих в море, путешествующих в пустыне, за здоровье детей, беременных женщин и кормящих матерей и т. д.

Внутренняя логика такой схемы становится более ясной, если мы взглянем на распределение этих дней в рамках иудейской недели.

Само собой разумеется, что пост в субботу был запрещен, поскольку она считалась днем радости о завершении творения мира. Постепенно святость субботы начали ограничивать с двух сторон (пятницей и воскресеньем): во-первых, чтобы кто-то случайно не нарушил постом субботней радости, не зная точного времени ее наступления и завершения (оно варьируется в зависимости от географической широты и времени года); во-вторых, для отделения периодов поста и радости друг от друга хотя бы одним днем.

Об этом ясно говорит Талмуд: «Не постятся накануне субботы из-за чести, подобающей субботе и не постятся в первый день (т. е. в воскресенье), чтобы тем самым резко не переходить от отдыха и радости к труду и посту».

Иудейский пост той эпохи был очень строгим – он длился либо с момента пробуждения до наступления вечера, либо с вечера до вечера, поэтому его продолжительность могла достигать 24 часов. В течение этого времени была запрещена любая еда, а некоторые отказывались и от употребления воды. Понятно, что два таких следующих друг за другом постных дня были бы слишком тяжелым испытанием, как говорит еще один талмудический текст: «Посты эти… не следуют друг за другом подряд, каждый день, потому что такое предписание не в состоянии выполнить большинство общества». Поэтому понедельник и четверг стали равноудаленными друг от друга постными днями, которые вместе с субботой были призваны к еженедельному освящению времени.

Постепенно они приобрели и литургическое значение, став наряду с субботой днями общественного богослужения: многие благочестивые иудеи, пусть даже и не соблюдавшие пост, старались прийти в эти дни в синагогу на особую службу, во время которой читалась Тора и произносилась проповедь.

«Мы» и «они»

Вопрос об обязательности ветхозаветного наследия стоял в ранней Церкви очень остро: для решения вопроса о том, нужно ли обрезывать принимающих христианство язычников, даже потребовался созыв Апостольского собора (Деян.15). Апостол Павел неоднократно подчеркивал свободу от иудейского церемониального закона, предупреждая о лжеучителях, «запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил» (1Тим.4:3), а также опасности «наблюдения дней, месяцев, времен и годов» (Гал.4,10).

Противостояние с еженедельным иудейским постом начинается не в «Дидахи» – возможно, о нем говорится уже в Евангелии, когда окружающие не понимают, почему не постятся ученики Христа: «почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?» (Мк.2:18). Едва ли можно предположить, что речь здесь идет об одном из общеобязательных ежегодных иудейских постов – мы видим, что Христос исполняет Закон, выступая против позднейших ритуальных раввинистических предписаний, «предания старцев» (Мф.15:2). Поэтому речь здесь, судя по всему, идет именно об этих еженедельных постах, соблюдение которых рассматривалось в качестве важной составляющей благочестивой жизни.

Спаситель ясно отвечает на этот вопрос: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк.2:19-20).

Вполне возможно, что некоторые палестинские верующие понимали эти слова Христа таким образом, что после Вознесения наступило время соблюдать традиционные иудейские посты. Поскольку эта традиция была популярна среди вчерашних выходцев из иудаизма, более эффективным путем борьбы представлялась ее христианская модификация. Поэтому, не желая уступать в уровне благочестия, христианские общины установили свои еженедельные постные дни: среду и пятницу. «Дидахи» ничего не говорит нам о том, почему были выбраны именно они, однако текст ясно подчеркивает полемическую антииудейскую составляющую: «лицемеры» постятся два дня в неделю, христиане не отказываются от этой практики, которая, очевидно, сама по себе не плоха, но устанавливают свои дни, рассматривающиеся как характерная и отличительная особенность христианства по сравнению с иудаизмом.

В христианстве высшей точкой недельного круга становится воскресный день, поэтому естественным образом меняется и его внутренняя структура. В воскресенье, как и в субботу, ранняя Церковь не постилась. Если исключить иудейские постные дни, оставались две возможности: «вторник и пятница» или «среда и пятница». Вероятно, чтобы еще более обособиться от «лицемеров», христиане не просто передвинули оба поста на один день вперед, но первый из них был смещен на два дня.

Богословие традиции

Любая традиция рано или поздно требует богословского истолкования, особенно если ее истоки с течением лет предаются забвению. В «Дидахи» пост среды и пятницы обосновывается исключительно в рамках противопоставления «нашего» и «их» поста. Однако это толкование, актуальное и понятное для живших в иудейском окружении христиан I в., с течением времени требовало переосмысления. Мы не знаем, когда начался этот процесс рефлексии, но первые свидетельства о его завершении мы имеем в начале III в. «Сирийская дидаскалия» вкладывает в уста воскресшего Христа, обращающегося к апостолам, следующие слова: «Итак, не поститесь по обычаю прежнего народа, но согласно Завету, который Я заключил с вами… Вы должны поститься за них (т. е. за иудеев) в среду, ибо в этот день они начали губить души свои и решили схватить Меня… И вновь вы должны поститься за них в пятницу, ибо в этот день они распяли Меня».

Этот памятник возник в той же самой географической области, что и «Дидахи», но через столетие богословская перспектива меняется: христиане, живущие рядом с иудеями, еженедельно постятся «за них» (очевидно, соединяя с постом молитву об их обращении ко Христу). В качестве мотива поста называются два прегрешения: предательство и распятие Христа. Там, где подобный контакт был не настолько тесным, постепенно выкристаллизовываются только темы предательства Христа Иудой и Крестной Смерти. Традиционное истолкование, которое сегодня можно найти в любом учебнике Закона Божьего, мы встречаем в «Апостольских Постановлениях» (IV в.): «В среду же и в пятницу Он повелел нам поститься – в ту, потому что Его тогда предали, а в сию потому, что тогда Он пострадал».

Церковь на посту

Тертуллиан († после 220 г.) в своем труде «О посте» обозначает среду и пятницу латинским термином «statio», буквально означающим «воинский караульный пост». Такая терминология понятна в рамках всего богословия этого североафриканского автора, который неоднократно описывает христианство в военных терминах, называя верующих «воинством Христовым» (militia Christi). Он говорит о том, что этот пост был исключительно добровольным делом, продолжался до 9 часа дня (до 15 часов по нашему времяисчислению), и в эти дни происходили особые богослужения.

Выбор 9 часа глубоко оправдан с богословской точки зрения – это время смерти Спасителя на Кресте (Мф.27,45-46), поэтому именно оно рассматривалось как наиболее подобающее для окончания поста. Но если сейчас наши посты носят качественный характер, т. е. состоят в воздержании от того или иного вида пищи, пост Древней Церкви был количественным: верующие полностью отказывались от пищи и даже воды. Мы встречаем в описании мученичества испанского епископа Фруктуоза († 259 в Таррагоне) следующую деталь: «Когда некоторые по братской любви предложили ему для телесного облегчения принять чашу из вина, смешанного с травами, он сказал: «Еще не наступил час прекращения пост»… Ибо была пятница, и он стремился радостно и уверенно завершить statio с мучениками и пророками в раю, который Господь уготовал им».

Действительно, в такой перспективе постящиеся христиане уподоблялись солдатам, находящимся на боевом посту, которые также ничего не вкушали, посвящая все свои силы и внимание несению своей службы. Тертуллиан использует ветхозаветные военные сюжеты (1Цар.7,5-12, 14:24), говоря о том, что эти дни – период особой напряженной духовной борьбы, когда истинные воины, конечно, ничего не едят. У него же мы встречаем и «военизированное» восприятие молитвы, которая в христианской традиции всегда была неразрывна связана с постом: «Молитва – крепость веры, наше оружие против врага, который осаждает нас со всех сторон».

Важно, что этот пост был не только личным делом верующего, но включал в себя диаконическую составляющую: та трапеза (завтрак и обед), которые не съедали верующие в постный день, приносились в церковное собрание предстоятелю, и он распределял эти продукты среди нуждающихся бедных, вдов и сирот.

Тертуллиан говорит о том, что «statio должно прекращаться принятием Тела Христова», т. е. либо совершением Евхаристии, либо причащением Дарами, которые верующие в древности хранили дома для ежедневного приобщения. Поэтому среда и пятница постепенно становятся особыми богослужебными днями, как свидетельствует, к примеру, св. Василий Великий, говоря, что в его время в Каппадокии существовал обычай причащаться четыре раза в неделю: по воскресеньям, средам, пятницам и субботам, т. е. очевидно совершать в эти дни Евхаристию. Хотя в других областях существовала и другая практика неевхаристических собраний, о которой говорит Евсевий Кесарийский († 339 г.): «В Александрии в среду и пятницу читается Писание и учителя истолковывают его, и здесь происходит все, что относится к собранию, за исключением приношения Тайн».

От добровольного к обязательному

В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане.

Мы видели, что пост фарисеев был личным выбором человека, и, вероятно, такой же подход господствовал и в ранней Церкви. Так, в Северной Африке Тертуллиан говорит, что «можно соблюдать его (пост) по своему собственному усмотрению». Более того, еретиков-монтанистов обвиняли в том, что они сделали его общеобязательным.

Однако постепенно, прежде всего на Востоке, степень обязательности этого обычая постепенно начинает возрастать. В «Канонах Ипполита» (IV в.) мы читаем следующее предписание о посте: «К постам относятся среда, пятница и четыредесятница. Кто помимо этого соблюдает другие дни, получит награду. Кто же, за исключением болезни или нужды, уклоняется от них, преступает правило и противостоит Богу, Который постился за нас». Последнюю точку в этом процессе поставили «Апостольские Правила» (кон. IV – нач. V в.):

«Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен».

Из слов св. Епифания Кипрского видно, что пост среды и пятницы не соблюдался в период Пятидесятницы, как противоречащий праздничному характеру этих дней: «В течение всего года в святой кафолической Церкви соблюдается пост, а именно в среду и пятницу до девятого часа, за исключением только всей Пятидесятницы, во время которой не предписаны ни коленопреклонения, ни пост». Однако постепенно монашеская практика изменила и эту традицию, оставив лишь несколько «сплошных» седмиц в течение года.

Итак, длительный процесс рецепции иудейской практики и ее трансформации в новую христианскую традицию завершился богословской рефлексией и, наконец, канонизацией среды и пятницы.

Средство или цель?

Глядя на пост среды и пятницы в сегодняшней церковной жизни, вспоминаются слова св. Ефрем Сирина: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, возбудить и развить чувство, подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объеданием, пьянством и заботами житейскими, а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий».

Действительно, в среду и пятницу можно наесться постной картошкой, упиться постной водкой и в очередной раз провести весь вечер перед постным телевизором – ведь ничего из этого наш Типикон не запрещает! Формально предписания поста будут выполнены, но цель его не будет достигнута.

Воспоминание в христианстве – это не листок календаря с той или иной годовщиной, но причастность к событиям священной истории, которые некогда сотворил Бог и которые должны актуализироваться в нашей жизни.

Каждые семь дней нам предлагается глубокая богословская схема освящения повседневности, возводящая нас к высшей точке священной истории – Распятию и Воскресению Христа.

И если они не отразятся в нашей душе, в наших «малых Церквях» – семьях, в наших отношениях с окружающими, то тогда нет никакой принципиальной разницы между нами, не вкушающими «некошерные» мясомолочные продукты в среду и пятницу, и теми, кто много столетий назад в далекой Палестине проводил в полном воздержании от пищи каждый понедельник и четверг.

Вода Живая

LiveInternetLiveInternet

Постное меню в постные дни недели в среду и пятницу: Зачем соблюдать православный пост в постные дни каждой недели?

Христианская православная вера предусматривает ряд постных дней и недель в году, когда благодаря воздержанию в пище во время поста простой христианин приближается к Богу, очищаясь не только физически, но и духовно. В православных правилах святых апостолов сказано, что «Если православный христианин не постится в Великий пост или по средам и пятницам в течение всего года, за исключением праздничных дней, то миряне по 69-му правилу святых апостолов отлучаются от причащения Святых Тайн, а священники извергаются. Послабление в посте допускаются для немощных , больных, престарелых…»
Т.е., если православный христианин не соблюдает все многодневные и однодневные посты в течение всего года, он не допускается к причащению, а священники вообще лишаются своего сана. При этом беременные женщины, дети до 14 лет, больные люди и старики могут не соблюдать пост или соблюдать его не в полной мере, о чем лучше все же проконсультироваться у священника в местной православной церкви.
Хороший христианин должен соблюдать православный Великий пост перед Пасхой — Праздником Праздников Воскресения Христова, в пост святых апостолов Петра и Павла — Петров пост, в пост Пресвятой Богородицы — Успенский пост с 14 по 27 августа, Рождественский пост — Филиппов пост перед Рождеством Христовым с 28 ноября по 6 января.
А также православный человек должен соблюдать пост в Крещенский сочельник 18 января, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября, в день Воздвижения Креста Господня — 27 сентября, а также в течение всего года посты по средам и пятницам, кроме недель сплошных православных седмиц и Святок с 7 по 18 января.
Значение многодневных постов и постных дней по средам и пятницам заключается в том, что путем воздержания от еды, ограничивая собственные желания и аппетиты в прямом и переносном смысле этого слова, православных христианин уподобляется Иисусу Христу (вспомните его сорокадневное отшельничество в пустыне, где Он боролся с сатаной и искушениями) и отдает дань уважения его страданиям, которые Сын Божий претерпел ради нас, простых смертных людей, чтобы одарить нас бессмертием — вечной жизнью в Раю на Небесах как награду за праведный образ жизни.
В современном мире православный пост соблюдается не столь строго, как это было до революции в России, когда позиции православной церкви и православные каноны были сильны и уважаемы. Сегодня православная церковь не настаивает на абсолютном, дотошном соблюдении всех ограничений касательно постного меню как в многодневные, так и в однодневные посты.
При этом сами посты никто не отменял для верующего человека. Но… Если у, допустим, работающего человека просто нет физических и материальных возможностей соблюдать все каноны православного поста, то он может сам, а лучше — с благословения и разрешения священника, делать себе послабления по постному меню в дни и недели поста.
Ведь главная цель любого православного поста — это не изнурение организма, не доведение его до истощения и анорексии — нет! Главная цель и задача православного поста — укрепление человека в Вере через отречение, временный отказ от некоторых физических и пищевых радостей, удовольствий жизни.
Как человек может доказать Господу Богу свою любовь и веру? Просто и очень сложно одновременно: путем не нарушения 10 заповедей Божьих, с помощью ежедневной православной молитвы, путем периодического посещения храма Божьего — православной церкви и путем соблюдения православных постов и отдельных постных дней в почти каждую неделю.
Рецепты и меню для православного поста и постных дней для каждого человека должны быть индивидуальны — они должны учитывать состояние его здоровья, образ жизни, а также — не будем лицемерами — степень веры человека в Бога.
Постное меню в постные дни недели в среду и пятницу: Зачем соблюдать православный пост в постные дни каждой недели и как это делать?
Постные дни недели — по средам и пятницы установлены в честь памяти о страданиях Иисуса Христа перед распятием на Кресте: в среду Иуда предал Иисуса Христа за тридцать серебренников, а в пятницу Сына Божьего казнили — распяли на Кресте, где он в этот же день и умер.
Но вернемся непосредственно к теме нашей статьи «Постное меню в постные дни недели в среду и пятницу: Зачем соблюдать православный пост в постные дни каждой недели и как это делать?» и выясним, каким же должно быть наше постное меню в постные дни недели — по средам и пятницам?
Итак, в постные дни недели по средам и пятницам православный христианин должен по мере возможности избегать употреблять в пищу СКОРОМНУЮ пищу.
Что такое скоромная пища? СКОРОМНАЯ ПИЩА — это любая пища животного происхождения, содержащая в себе белки и жиры животного происхождения, а также любые продукты и блюда, содержащие в себя хотя бы немного продуктов животного происхождения. Если конкретно, то скоромной пищей является мясо свинины и говядины, масло, яйца, сметана, молоко, творог, сыр, пельмени, яичные макароны, жир, непостное печенье (приготовленное на яйцах, сметане, молоке, жире), торты, пирожные, сливки, мороженое, колбасы, сосиски, сало…
Все эти и многие другие блюда, содержащие в себе белки и жиры животного происхождения, являются скоромными блюдами по определению и их нельзя кушать по постным дням почти каждой недели — по средам и пятницам.
Единственное, что можно кушать в постные дни по средам и пятницам, так это растительное масло, рыбу, овощи, фрукты, мед, варенье, крупы, картофель, капусту, зелень. Так что можно с полной ответственностью утверждать, что соблюдение православного поста в постные дни выгодно самому христианину, т.к. растительная пища — это здоровая пища, которая очищает не только тело, но и душу избавляет от греха.
И еще: если в Великий православный пост перед праздником Пасхи христианину запрещается вступать в близкие отношения с супругом по браку, то на дневные посты по средам и пятницам данное ограничение не распространяется.
Таким образом, соблюдать или не соблюдать постные дни по неделям в среду и пятницу каждый православный верующий человек решает сам для себя.

Любой пост является своеобразным комплексом для духовного приближения человека к божественной сущности. Аскетическая практика Православной Церкви создала универсальную структуру пищевого потребления для того, чтобы сознание могло легче достигнуть Высшей обители.

Пост в среду и пятницу — средство истончения грубой телесной оболочки благодаря воздержанию в еде и сексуальных связях. Такое духовное изменение позволяет переходить на высшие ступени общения со Святым Духом через покаяния, милосердие и чтение молитв.

Значение постных дней

Еще до появления христианства люди соблюдали двухдневное пищевое воздержание. Просветители ясно понимали, что истребить привычку из умов только что принявших новую веру невозможно. Поэтому Церковь согласилась модифицировать старые традиции и внедрить их в православную веру.

Эта древняя практика упоминается уже в Новом Завете и в раннехристианской рукописи «Дидахи».

  • Эти постные дни недели в православии приурочили к трагическим моментам истории христианства. Верующие, воздерживающиеся от еды и половых отношений, отдают дань памяти эпизоду, когда Божий Сын был предан учеником Иудой, приговорен к мученической смерти и распят на кресте.
  • Траурное значение не единично. Постные дни вобрали в себя принципы круглогодичной охраны сознания человека, погруженного в православную веру. Именно так христианин показывает Богу, что он не потерял внимательности, строго соблюдает принципы Церкви и всегда готов вступить в борьбу против нечистых созданий.
  • Постоянная практика поста укрепляет физическую оболочку, повышает тонус и отгоняет слабые, безосновательные мысли от ума. Такое воздержание часто сравнивают с тренировкой организма, вследствие чего он становится крепче, сильнее и выносливее.

Важно! Всякий пост в среду и пятницу станет пустым и бесполезным, если православный не взращивает в себе через воздержание основные добродетели. Главное назначение практики — стремление любить Отца Небесного и всех его детей. Постная пища

Практика сухоядения

Православный верующий обязан соблюдать постную практику в каждые третий и пятый день недели, отказываясь от яиц, мясных продуктов, рыбы и молока. Такое воздержание, продолжающееся 24 часа, предполагает сухоядение — пищу (орехи, различные фрукты), приготовленную холодным методом.

Степень строгости определяется духовным настоятелем или лично человеком. Однако при составлении постного рациона необходимо учитывать образ жизни и общее состояние здоровья верующего.

Единого мнения на этот счет у священников нет. Духовенство придерживается одной из двух позиций:

  • Для строгого поста характерно употребление хлеба, сушеных, сырых овощей без использования растительного масла. Для питья подходят только ягодные соки и вода, вино категорически запрещается.
  • Менее строгий вариант позволяет кушать печеную еду. Здесь верующие могут пить растворимые чаи и кофе.

На заметку! В летописи «Дидахи» нет акцентированного указания на то, являются ли постные дни в православии обязательными или они есть личный выбор каждого. Фарисеи и римляне в далекие времена соблюдали пищевое воздержание по своему усмотрению.

О постах:

  • Как правильно поститься перед причастием
  • Что такое пост в православии
  • Рецепты постного овсяного печенья

Послабления в пост

Некоторым людям, в силу привходящих обстоятельств и условий жизни, строгое следование пищевому воздержанию не рекомендуется, а иногда и вовсе запрещается.

  • Кормящие матери и беременные женщины должны получать большое количество белков и минералов, для формирования здорового плода и кормления новорожденного. Соблюдение ими поста в среду и пятницу может приносить большой вред.
  • Готовящиеся к соревнованиям спортсмены, которые могут не выдержать нагрузок без соответствующей пищи.
  • Соблюдать строгий пост не рекомендуется работникам тяжелого труда и вредных предприятий. Для них существуют поблажки в виде рыбы и молочной продукции.
  • Дети до 7 лет не должны нагружать себя подобным воздержанием.

В году существуют недели, которые не предполагают посты по средам и пятницам. К ним относят Святки, Недели после Великой Троицы, Пасхи и во время Масленицы.

На заметку! В постную среду и пятницу рыба разрешена для тех, кто по причинам здоровья не может выносить строгого поста без употребления животных белков.

Православная Церковь определила еженедельные постные дни для улучшения физического и духовного состояния мирян. С помощью практики воздержания человек становится чище и приближается к осознанию могущества Творца. Соблюдение поста в миру — добровольное дело каждого, и не несет в себе обязательных принципов.

Посмотрите видео о постах в среду и пятницу

Как поститься по средам и пятницам?

Человек – духовно-телесное существо двойной природы. Святые отцы говорили, что тело облегает душу, как перчатка руку.

Потому любой пост – однодневный или многодневный – является комплексом средств для того, чтобы приблизить человека и духовно, и телесно к Богу – во всей полноте человеческой природы.

Образно говоря, человека можно сравнить со всадником на лошади. Душа – это всадник, а тело – лошадь. Допустим, лошадь готовят к скачкам на ипподроме. Ей дают определенную пищу, тренируют и т. д. Потому что конечная цель жокея и его коня – прийти к финишу первыми. Примерно то же можно сказать о душе и теле. Аскетический опыт Православной Церкви с Божьей помощью создал универсальный инструментарий духовных, физических и пищевых средств для того, чтобы всадник-душа и конь-тело смогли прийти к финишу – к Царствию Небесному.

С одной стороны, мы не должны пренебрегать пищевым постом. Вспомним, почему святые праотцы Адам и Ева совершили грехопадение… Приведем довольно грубую и примитивную, далеко не полную трактовку: потому, что нарушили пищевой пост воздержания – Божью заповедь не вкушать плода с дерева познания добра и зла. Это, мне кажется, всем нам урок.

С другой стороны, пищевой пост не должен восприниматься как самоцель. Это всего лишь средство для того, чтобы истончить нашу грубую вещественную плотяность путем определенных воздержаний в пище, в употреблении алкоголя, в супружеских отношениях для того, чтобы тело стало легким, очищенным и послужило верным соратником душе для стяжания главных духовных добродетелей: молитвы, покаяния, терпения, смирения, милосердия, участия в Таинствах церковных, любви к Богу и ближнему и т. д. То есть пищевой пост – это первая ступенечка восхождения к Господу. Без качественного духовного изменения-преображения своей души он превращается в диету, бесплодную для человеческого духа.

Когда-то Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир сказал замечательную фразу, вместившую в себя суть любого поста: «Главное в пост — не есть друг друга». То есть это высказывание можно трактовать следующим образом: «Если ты, воздерживаясь от определенных действий и еды, не культивируешь в себе с Божьей помощью добродетели, и главную из них – любовь, то твой пост бесплоден и бесполезен».

Касательно вопроса, выведенного в название статьи. На мой взгляд, начало дня с вечера – это касается богослужебного дня, т. е. суточного круга богослужений: часов, вечерни, утрени, Литургии, которые, в сущности, являются одной службой, разделенной для удобства верующих на части. Кстати говоря, во времена первых христиан они и были одной службой. Но пищевой пост должен соответствовать календарному дню – то есть с утра и до утра (богослужебный же день – с вечера и до вечера).

Во-первых, это подтверждает литургическая практика. Мы ведь не начинаем вкушать мясо, молоко, сыр и яйца вечером в Великую Субботу (если следовать логике разрешения поста вечером). Или в Рождественский и Крещенский сочельник мы не кушаем те же продукты вечером, накануне Рождества Христова и Святого Богоявления (Крещения Господня). Нет. Потому что пост разрешается на следующий день после завершения Божественной литургии.

Если рассматривать норму Типикона о среде и пятке, то она, ссылаясь на 69-е Правило Святых апостолов, пост в среду и пятницу приравнивала к дням Великого поста и разрешала вкушение пищи в виде сухоядения один раз в день после 15.00. Но сухоядение, а не полное разрешение от поста.
Конечно, в современных реалиях практика однодневного (среда и пятница) поста смягчена для мирян. Если это не период одного из четырех годовых постов, то можно вкушать рыбу и растительную пищу с елеем; если же среда и пятница припадают на период поста, то тогда рыба не естся в этот день.

Но главное, дорогие братья и сестры, нам помнить, что душевно и сердечно мы должны в среду и пятницу углубляться в памяти дня. Среда – предательство человеком своего Бога-Спасителя; пятница – день смерти Господа нашего Иисуса Христа. И если мы по совету святых отцов посреди буйной жизненной суеты сделаем в среду и пятницу молитвенную остановку на пять, на десять минут, на час, кто сколько сможет, и подумаем: «Стоп, сегодня же Христос пострадал и умер за меня», то само воспоминание это, соединенное с благоразумным постом, благотворно и спасительно повлияет на душу каждого из нас.

Будем также помнить великие и утешительные слова Спасителя, касающиеся борьбы человеческой души и осаждающих ее бесов: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Молитва и пост – вот два наших спасительных крыла, вырывающих с Божьей помощью человека из грязи страстей и возводящие его к Богу – путем любви к Всевышнему и к ближнему своему.

Иерей Андрей Чиженко, Православная жизнь

Многие люди слышали о том, что третий день недели называют постным, однако задумывались о том, какова причина этого явления, далеко не все. И сегодня мы разберемся в том, почему среда – постный день.

Почему среда и пятница считаются постными днями

Для того чтобы разобраться в том, почему среда считается постным днем, необходимо вспомнить о том, что именно этим днем датируется ужасное предательство, которое является делом рук Иуды. Именно в среду Иуда предал сына Божьего и пост в данный день символизирует скорбь людей об этом предательстве.

Если же говорить о том, почему пятница также считается постным днем, то здесь ответ уже другой. Нужно вспомнить о том, что именно в пятницу произошло распятие Христа. Поэтому, скорбя и вспоминая об этом ужасном событии, верующие люди привыкли поститься.

Святые отцы, в свою очередь, напоминая о важности поста в эти дни, нередко напоминают людям о том, что ангелы ведут счет правильно соблюдаемому посту людьми в третий и пятый дни недели, и что все эти дни в нашей жизни будут впоследствии учтены.

Примечательно также и то, что пост остается в силе даже в том случае, если на среду или пятницу выпадают, например, поминки. Несмотря на то, что в такие дни принято вспоминать ушедших людей, делать это необходимо в рамках продуктов, разрешенных в постные дни.

Кроме того, не позволяется в эти дни и веселье, всевозможные развлечения также являются запрещенными.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Предательство Божественного Учителя одним из учеников является тяжким грехом. Поэтому пост в среду не только напоминает об этом страшном падении, но и обличает и нас: своими грехами мы вновь предаем Спасителя мира, Который пострадал за нас. Среда и пятница были постными днями уже в первенствующей Церкви. В Апостольских правилах записано (правило 69): «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую четырехдесятницу /сорок дней/ перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен». Святитель Петр Александрийский (принял св. мученичество в 311 г.) в Слове на Пасху говорит: «Никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятка, в которые благословно заповедано нам поститься по Преданию. В среду, по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас». Обратим внимание на слова по Преданию, т.е. от начала Церкви.

Главная задача людей находящегося в посту, сопротивление искушениям, необузданным желаниям. Постящийся христианин тренирует дух свой, учит его руководить мыслями, похотью, страстью. Это довольно сложно, нужно приложить все усилия, чтобы выработать силу духа. Пост требует от человека сдержанности, отказа от привычной еды.

Многие думают, что пост это голод. Голодают и бедные, и богатые, и нищие, и заключенные. Но это, к посту не имеет никакого отношения. Церковь призывает к посту телесному и духовному. Постящийся человек приходит к заветной цели только тогда, когда соединяет отказ от привычной пищи с постом духовным. Ходит в церковь, читает соответствующие молитвы, не сквернословит, не лжет, помогает ближним своим.

Пост среда и пятница, в чем суть

По средам поминают смерть и мучения Иисуса и то, как его предал Иуда.

В пятницу поминают Спасителя, Его смертельные муки и кончину.

В учениях Иисуса говорится о том, что: «Одержимость бесами можно выгнать только в посте и молитве»(МФ. 17:21). Пост — голубь двукрылый, одно крыло и есть пост, второе молитва. Голубь без одного крыла жить не может, так и мы с Вами, не можем, и не имеем права разделять одно целое.

Придерживаясь постных дней круглый год, человек укрепляет и поддерживает защиту своей души и астрального тела, от сглаза, порчи. Это единственное, что работает на все сто процентов и дает результат. Придерживаясь таких несложных правил, всегда будете во всеоружии, и нечистая сила не сможет Вас искусить.

Православным, которые работают изнурительно, очень тяжело, болеющим, деткам, женщинам в положении, церковь позволяет не поститься по всей строгости. Исключениями могут стать только те дни, которые православные проводят в полном отказе от еды, церковь позволяет в виде исключения таким людям употреблять сухую еду, чаи, компоты.

Пост среда и пятница, что можно и что нельзя

Если на эти дни припадает религиозное празднество, они становятся не постными, разрешено готовить рыбу. Если приходится такой большой и светлый праздник как Рождество Спасителя или Крещение его, то и вовсе отменяется.

В период летних постных дней, которые держат свое начало от Петровского и до начала Рождественского, необходимо строго поститься. В период от начала Рождественского и до начала Масленицы, длится не строгий постный период, разрешено готовить рыбные блюда из нежирных сортов. В седмицу поста нет.

Каким бы ни были постные дни, это комплексное мероприятие, которое приближает человечество и духом, и телом к Спасителю.

К примеру, человечество сравнимо с наездником на породистом скакуне. Душа человеческая и есть тот самый наездник, а физическое тело — породистый скакун. Задача наездника привести своего скакуна к определенной цели, но и скакун тоже должен быть в форме и не подвести наездника. Вот примерно также и с человеком. Душа должна привести тело к поставленной цели – Царствию небесному.

Первым делом, мы должны придерживаться канонов церковных. Ведь Адам и Ева были и наказаны только за то, что, не выдержав поста, не удержались и были искушены, съев банальное яблоко. Это урок нам всем номер один.

Вторым же, что нужно отметить, так это саму философию поста. Воздерживаясь от плотских утех, обыденной еды, проводя время в молитве и покаянии, мы поднимаемся на ступень выше. Становимся ближе к Богу.

Если же просто ограничить себя в приеме пищи и при этом поедать друг друга, то выйдет ничто другое, как банальная диета, и для души она никакой пользы не принесет.

Что такое пост

Говоря о церковных обычаях, обрядах, не следует забывать, что многие первые христиане были иудеями. Эта религия имела устоявшиеся традиции, которые по строгости соблюдения приравнивались к юридическим законам. Поэтому последователи нового учения решили, что не стоит искоренять обычаи, лучше сделать так, чтобы они плавно влились в христианство.

Но прежде, чем вникать в исторический аспект, разберемся, зачем вообще необходимо поститься каждую среду и пятницу. Неужели недостаточно в году дней для воздержания? Ведь всего в православии существует 4 многодневных поста, общей продолжительностью от 180 до 212 суток (зависит от продолжительности Петрова поста, которая зависит от даты Пасхи в конкретном году).

  • Большинство святых отцов твердо уверены в том, что воздержание просто необходимо для поддержания духовного здоровья. Ведь дьявол хитер, он использует любую возможность для того, чтобы искушать человека, сбить с пути послушания Богу. Пост же — своеобразная духовная практика, это упражнение для души.
  • В среду члены христианской церкви вспоминают предательство одного из учеников Христа, а именно — Иуды. День пятницы посвящен крестным мукам Спасителя.

Многие прихожане слишком сосредоточены на том, что можно есть, а что нельзя.

Но в эти дни следует не только исключить из рациона определенные продукты, но также не допускать греховных поступков:

  • избегать переедания;
  • воздержаться от недобрых мыслей;
  • не говорить злых слов;
  • не творить плохих дел;
  • самое время приступить к таинству покаяния.

Этот аспект намного важней, чем вкушение определенной пищи. Ведь человек состоит не только из тела, в нем имеется духовное, божественное начало. Только у многих жизнь подчинена велениям плоти и проходит в поисках удовольствий. Именно еженедельный пост является одним из инструментов духовного возрастания. Он позволяет христианину восстановить правильную иерархию — над телом должен возвышаться дух.


Традиция возникновения постов

Согласно записям церковного историка Тертуллиана (жил в 3-м веке), пост по средам и пятницам обозначался словом, которое означает «воинский караул». Подобное неспроста — автор сравнивал христиан с воинами Господа. Согласно трактату, воздержание в пище продолжалось до 9-го часа (согласно современному времени — до 15 ч.). В эти дни богослужения были особенными.

Выбор времени не случаен — именно в 9 ч. на Кресте умер Спаситель, согласно Евангелию от Матфея (глава 27, стихи 45-46). В древности люди полностью отказывались не только от еды, но даже воду не принимали. Сегодня правила несколько изменились, верующие постятся в течение всего дня, отказываясь от некоторых продуктов. Христиане первых веков все продукты, которые не съедали в эти дни, приносили своему епископу. Священник отдавал их тем, кто испытывал нужду.

Если в наше время традиция постных дней довольно устоявшаяся, то поначалу это было добровольным выбором верующего. Но уже тогда пост завершался принятием Причастия. Правда, хранились святые дары у каждого дома. Постепенно среда и пятница становились днями собраний, когда верующие совместно изучали Священное Писание.

Уже в 4-м веке св. Епифаний пишет, что среда и пятница являются обязательными постными днями, наряду с четыредесятницей. Те, кто их игнорирует, противопоставляет себя Богу, ведь Христос постился, показывая нам пример. В 5-м веке были записаны Апостольские Правила, согласно которым воздержание обязательно для всех — как духовенства, так и мирян, наказанием же за неисполнение является отлучение от церкви и лишение священного сана.


Постные рецепты

Хотя по средам и пятницам нельзя есть мясо, колбасные изделия, все же можно приготовить много разнообразных салатов, супов. Если рыба разрешается, то она выступает в качестве основного блюда. Ее можно тушить, жарить, запекать. Но если запрещено масло и рыба, то придется проявить фантазию.

  • В качестве первого хорошо подойдет окрошка. Поскольку молочные продукты под запретом, за основу берется вода. На терке измельчаются огурец, томат. Свежая зелень рубится ножом. В качестве приправы возьмите соль, перец.
  • Гречневая крупа интересна тем, что может быть готова без варки. Для этого с вечера ее советуют залить водой и оставить под крышкой. К утру она разбухнет и основное блюдо готово. В качестве гарнира подойдет овощной салат.
  • Постный салат на основе свеклы. Свеклу отварить, очистить, пропустить через крупную терку. Орехи измельчить. Чернослив замачивают в теплой воде, затем режут на мелкие кусочки. Для заправки подойдет постный майонез.
  • Витаминный салат готовят из морковки, редиски и яблок. Соотношение ингредиентов берется по вкусу. Овощи мелко натирают и смешивают. Заправить блюдо можно измельченным чесноком и лимонным соком.

Как видите, даже в дни строгого воздержания можно питаться вкусно и разнообразно.

  • Как правильно соблюдать пост перед Пасхой;
  • как правильно причаститься и исповедаться в церкви;
  • Как правильно исповедаться в церкви: https://bogolub.info/kak-pravilno-ispovedatsya-v-cerkvi/.

Духовный смысл поста

Печально, что многие сегодня видят отказ от определенной пищи как самоцель, хвалятся своими успехами. Хуже всего, когда человек, изнуренный непосильной голодовкой, начинает срываться на окружающих. О таких последствиях неумеренного рвения предупреждают многие духовные отцы. Если верующий не выдерживает строгих правил, лучше немного отступить от них, чем позволить себе накричать на ближнего.

Цель любого поста — стяжать духовное совершенство. Очищенное, легкое тело перестает быть помехой для возвышенных мыслей и чувств. Набитый желудок уже не мешает молиться, воспринимать Божью благодать. Пищевое воздержание должно помогать в духовных делах, а не лишать человека способности радоваться жизни.

У христианина два духовных орудия — молитва и пост, одно без другого не может быть полноценным. Об этом писал апостол Матфей в 17 главе своего Евангелия. Сам Господь Иисус Христос призвал верующих бороться с демонами при помощи этих средств. Поэтому, отказываясь от мяса, не отказывайтесь и от молитвы, творите дела милосердия, будьте добры к окружающим. Тогда пост станет важной ступенью в деле духовного роста.

Отличная статья 0

  1. Главная
  2. /
  3. Правила обрядов
  4. /
  5. Как правильно поститься по…

Читайте далее:

Что можно есть в Великий пост в пятницу

В пятницу, также понедельник и среду едят только хлеб и фрукты с овощами. Горячая пища, но не заправленная маслом, должна приниматься во вторник и четверг. В выходные дни (исключение — последняя неделя поста) следует употреблять пищу растительного происхождения с маслом. Рыбу разрешено есть исключительно в Благовещение и день Входа Господня в Иерусалим. Такие дни в этом году припадают на 7 и 21 апреля соответственно.

В пятницу 26 апреля нельзя ничего есть до того, пока не вынесут плащаницу во время богослужения.

В пятницу был распят Иисус Христос и об этом событии вспоминают в такой день недели в Великий пост.

В Великий пост послабления действуют для людей тяжело больных, с хроническими болезнями, беременных женщин, кормящих мам, маленьких детей, пенсионеров. Также строгие правила поста не действуют для военных и граждан, работа которых — тяжелый физический труд. Рекомендуется обратиться к врачу, чтобы точно знать, можно ли поститься.

В дни Великого поста нельзя проявлять негативные эмоции: гневаться, злиться на близких, быть эгоистичным, конфликтовать, браниться. Нельзя распространять плетни и слухи, как и осуждать кого-то.

Общие правила великого поста

Великий пост считается главным событием года в жизни религиозных людей. Отказ от традиционной еды и земных благ начинается после окончания Масленицы. Православные в это время постятся и активно молятся, чтобы с чистым сердцем встретить Пасху.

В этот период человек воздерживается от определенного вида еды, любых развлечений и вредных привычек.

  • Наиболее строгими седмицами поста является первая и седьмая неделя.
  • В будние дни разрешено кушать один раз в день – вечером или утром и в обед либо вечером.
  • По выходным пища принимается 2 раза в день – утром и в обед либо вечером.
  • Питание в течение всего поста разделяется на 3 типа: сухоядение, пища без добавления масла и горячие блюда без масла или с ним.

  • Сухоядение, то есть употребление сырых продуктов без масла, проводится по понедельникам, средам и пятницам.
  • По вторникам и четвергам можно кушать горячую пищу без масла.
  • В выходные дни разрешены горячие блюда с содержанием масла, немного вина и постные десерты.
  • В Страстную пятницу от еды нужно полностью воздержаться.
  • Правила питания по дням: таблица

    При соблюдении поста, рацион питания составляется в соответствии с каждой седмицей.

    Первая неделя

    Дата, День недели Что можно есть
    11 Марта

    Понедельник

    Полный отказ от пищи или фрукты, овощи, орехи, ягоды, сухофрукты.
    12 Марта

    Вторник

    Употребление воды и хлеба. При желании можно есть варёную пищу без масла (супы, щи, салаты).
    13 Марта

    Среда

    Сухоядение (пища, не приготовленная на огне) – сухофрукты, фрукты, овощи, соки, салаты без растительного масла.
    14 Марта

    Четверг

    Голодание или употребление вареной пищи без масла, например: овощного супа, супа с фасолью, грибами, горохом, каши с овощами, фруктами.
    15 Марта

    Пятница

    Сухоядение. Употребление салатов, фруктов, овощей, цукатов, орехов, сухофруктов, соков.
    16 Марта

    Суббота

    Употребление пищи с добавлением растительного масла, приготовленной на огне. Можно пить красное вино, как символ крови Спасителя и есть постные десерты.
    17 Марта

    Воскресенье

    Употребление пищи с добавлением масла, приготовленной на огне. Можно пить красное вино, есть постные десерты.

    Вторая неделя

    Дата, День недели Что можно есть
    18 Марта

    Понедельник

    Сухоядение. Сырые блюда без масла. Употребление ягод, орехов, грибов, фруктов, овощей в небольшом количестве.
    19 Марта

    Вторник

    Горячая тушёная, варёная пища без растительного масла (овощной суп, картофельное пюре с овощами, каши с медом, ягодами).
    20 Марта

    Среда

    Сырая пища. Употребление сырых салатов, овощей и фруктов, фруктово-ягодных смесей.
    21 Марта

    Четверг

    Горячие варёные, тушёные блюда без масла (супы, овощные салаты, тушёный картофель).
    22 Марта

    Пятница

    Сухоядение. Употребление блюд без масла не приготовленных на огне (овощей, ягод, фруктов, грибов, орехов).
    23 Марта

    Суббота

    Горячие блюда с добавлением растительного масла и небольшое количество вина, разбавленного водой. Постные десерты.
    24 Марта

    Воскресенье

    Горячие блюда с добавлением растительного масла и небольшое количество вина, разбавленного водой. Постные десерты.

    Третья неделя

    Дата, День недели Что можно есть
    25 Марта

    Понедельник

    Сухоядение. Употребление блюд из сырых и сушёных овощей, фруктов, орехов, грибов и постного хлеба.
    26 Марта

    Вторник

    Горячие каши с ягодами или фруктами, мёдом утром и вечером. Суп из постных ингредиентов днём.
    27 Марта

    Среда

    Сухоядение. Употребление сухофруктов, блюд из сырых фруктов, овощей и грибов, без использования масла.
    28 Марта

    Четверг

    Каша, хлопья с медом и какао – на завтрак. На обед и ужин – суп, компот либо кисель.
    29 Марта

    Пятница

    Употребление сырой пищи без масла. Можно добавить в еду орехи, сухофрукты, мёд.
    30 Марта

    Суббота

    Приготовление горячей пищи с добавлением растительного масла. Разрешены постные десерты, вино. Приём пищи происходит утром и вечером.
    31 Марта

    Воскресенье

    Приготовление горячей пищи с добавлением растительного масла. Допускается немного вина до еды и десерты. Приём пищи происходит утром и вечером.

    Четвертая неделя

    Дата, День недели Что можно есть
    1 Апреля

    Понедельник

    Употребление свежих салатов из овощей, фруктов.
    2 Апреля

    Вторник

    Суп из чечевицы, гороха, фасоли, грибов, салат из печёных овощей, тушёный картофель или пюре. Все блюда не должны содержать масла.
    3 Апреля

    Среда

    Сухоядение. Свежие салаты с содержанием семечек, орехов и сухофруктов, заправленные лимонным соком.
    4 Апреля

    Четверг

    Горячие салаты, постный борщ, щи.
    5 Апреля

    Пятница

    Холодный суп, гречка, залитая на несколько часов холодной водой с нарезанными овощами, фруктами.
    6 Апреля

    Суббота

    Употребление приготовленной на огне еды с добавлением масла, десертов.
    7 Апреля

    Воскресенье

    Благовещение.

    Приготовление на огне еды с добавлением масла. Употребление рыбы в любом виде, в умеренном количестве. Разрешается немного красного вина, десерты.

    Пятая неделя

    Дата, День недели Что можно есть
    8 Апреля

    Понедельник

    Сухоядение.

    Фрукты, овощи, зелень, с мёдом, орехами, сухофруктами.

    9 Апреля

    Вторник

    Овощной суп-пюре или гороховый суп, овощное рагу, без добавления растительного масла.
    10 Апреля

    Среда

    Сухоядение.

    Томатный суп-пюре, салат из фруктов, овощей с орехами.

    11 Апреля

    Четверг

    Горячие блюда с маслом.
    12 Апреля

    Пятница

    Пища без термической обработки и без растительного масла. Овощные сэндвичи, каши, приготовленные на холодной воде, фруктово-ореховые десерты.
    13 Апреля

    Суббота

    Горячие блюда с маслом. Разрешается немного красного вина, десерты.
    14 Апреля

    Воскресенье

    Горячие блюда с маслом, немного красного вина, десерты.

    Шестая неделя

    Дата, День недели Что можно есть
    15 Апреля

    Понедельник

    Еда без приготовления на огне. Фруктовые, овощные салаты, мёд, орехи, хлопья, цукаты.
    16 Апреля

    Вторник

    Горячие постные супы и вторые блюда без масла.
    17 Апреля

    Среда

    Пища без приготовления на огне. Фасолевый салат с грибами, овощи, фрукты.
    18 Апреля

    Четверг

    Вареная, тушёная, жареная пища без масла. Постный суп, каши.
    19 Апреля

    Пятница

    Пища без добавления масла. Свежие, сушеные, мочёные фрукты, овощи.
    20 Апреля

    Суббота

    Лазарева суббота. Вареная пища с маслом, рыба, икра, вино, десерты.
    21 Апреля

    Воскресенье

    Вербное воскресенье.

    Икра, рыба, блюда с растительным маслом, немного красного вина, десерты.

    Седьмая неделя

    Дата, День недели Что можно есть
    22 Апреля

    Понедельник

    Сырая еда без растительного масла. Салаты из овощей.
    23 Апреля

    Вторник

    Сухоядение. Салаты из фруктов.
    24 Апреля

    Среда

    Сырая еда без растительного масла. Салаты из смеси фруктов, ягод.
    25 Апреля

    Четверг

    Чистый четверг.

    Вареная пища без масла.

    26 Апреля

    Пятница

    Страстная пятница.

    Полное голодание либо сырая еда без масла.

    27 Апреля

    Суббота

    Пища, приготовленная на огне, с добавлением масла, постный хлеб, десерты, вино.
    28 Апреля

    Воскресенье

    Пасха.

    Мясоед.

    Что можно приготовить из постных продуктов: рецепты

    Постные блюда не должны быть однообразными и скучными. Овощи, крупы, фрукты, ягоды, грибы, соленья и маринады позволяют разнообразить рацион и делает его полезным.

    Различные супы и каши могут быть основой постного стола. Они содержат много полезных витаминов, микроэлементов и углеводов, снабжающих организм человека энергией и силой. Основным или дополняющим блюдом может быть салат из свежих или отварных, тушёных овощей и фруктов.

    Постные супы, щи и борщи позволяют сделать стол более разнообразным и питательным.

    Выбор круп для каш разнообразен: гречка, пшено, перловка, ячневая, овсяная и пшеничная крупа, рис, кускус и киноа. Они прекрасно сочетаются со свежими и тушёными овощами, грибами, фруктами и ягодами. Готовить можно их раздельно или вместе — тогда крупа впитывает в себя сок из овощей, грибов, фруктов, ягод.

    Вот несколько рецептов, которые могут разнообразить постное меню:

    Салат с солёными огурцами

    Ингредиенты:

  • 400 грамм солёных огурцов;
  • 200 грамм отварных грибов;
  • 1 луковица;
  • Соль, сахар, чёрный перец по вкусу.
  • Приготовление:

    Соленые огурцы нарезаются соломкой. Отварные грибы нарезаются ломтиками. Лук измельчается полукольцами, бланшируется в кипятке. Все ингредиенты перемешиваются, добавляется сахар, перец, соль. Салат перед подачей салат охлаждается в холодильнике 30-40 минут.

    Пикантный салат из баклажанов и нута

    Ингредиенты:

    Для салата:

  • 200 грамм нута;
  • 3 средних баклажана;
  • 100 миллилитров оливкового масла;
  • соль.
  • Для заправки:

  • 3 веточки петрушки;
  • небольшой пучок кинзы;
  • 40 миллилитров лимонного сока;
  • 40 миллилитров винного уксуса;
  • 80 миллилитров оливкового масла;
  • 2 зубчика чеснока;
  • 0,5 чайной ложки молотой сладкой паприки;
  • 0,5 чайной ложки семян зиры;
  • Соль.
  • Приготовление:

    Приготовление салата начинается за сутки до подачи.

  • Нут замачивается на сутки холодной водой. Затем вода меняется и нут варится 1,5 часа до готовности. Откидывается на дуршлаг и охлаждается.
  • Баклажаны режутся на кубики размером 2 на 2 сантиметра, обжариваются на масле, на среднем огне 5–7 минут, пока не подрумянятся. Солятся, накрываются крышкой и тушатся на слабом огне 10–15 минут. Затем снимаются с огня и остужаются.
  • Для заправки кинза, петрушка и чеснок измельчается, смешивается в чашке с уксусом, лимонным соком, маслом, специями и солью.
  • Нут и баклажаны тщательно перемешиваются с заправкой, помещаются в холодильник на 2 часа.
  • Салат подаётся холодным.

    Салат Минутное дело

    Ингредиенты:

  • 3 картофелины;
  • 2 маринованных огурца;
  • 200 грамм квашеной капусты;
  • 1 красная луковица;
  • 100 миллилитров растительного масла;
  • 1 столовая ложка горчицы горошком;
  • чёрный молотый перец по вкусу;
  • 0,5 пучка укропа.
  • Приготовление:

    Отварной картофель нарезается кубиками размером 1,5 на 1,5 сантиметра. Огурцы нарезаются кубиками. Лук измельчается полукольцами. Овощи выкладываются в салатник.

    Квашеная капуста слегка отжимается и добавляется в салат. Укроп измельчается и отправляется туда же.

    Растительное масло смешивается с зёрнами горчицы и добавляется в салат. Всё приправляется перцем, перемешивается, после чего его можно подавать к столу.

    Тёплый фасолевый салат с грибами и орехами

    Ингредиенты:

  • 300 грамм свежих или мороженных грибов;
  • 1 банка консервированной белой фасоли;
  • 3 столовых ложки консервированного горошка;
  • 1 луковица;
  • 3 пера зелёного лука;
  • 0,5 пучка петрушки или укропа;
  • 70 грамм грецких орехов;
  • 2 зубчика чеснока;
  • 30 миллилитров растительного масла для жарки;
  • 50 миллилитров масла для заправки;
  • Соль и перец — по вкусу.
  • Приготовление:

  • Лук очищается и мелко нарезается. В разогретую сковороду наливается растительное масло. Выкладывается лук и жарится 2-3 минуты, помешивая.
  • Грибы промываются и нарезаются либо размораживаются. Выкладываются к луку и жарятся помешивая, на среднем огне 3-4 минуты.
  • Фасоль из банки промывается и откидывается на дуршлаг. Отправляется к грибам, тушится 5-7 минут, помешивая.
  • Чеснок очищается и натирается на мелкой терке либо измельчается в чесночнице. Зелёный лук и зелень мелко нарезается.
  • Грецкие орехи рубятся ножом или раздавливаются скалкой.
  • Фасоль с грибами соединяется с орехами, зеленью, чесноком и зелёным горошком. Фасолевый салат солится, добавляется перец и масло. Хорошо перемешивается, после чего подаётся к столу.
  • Гречневая каша с морковью и луком

    Ингредиенты:

  • 1 стакан крупы гречки,
  • 1 морковь,
  • 1 луковица,
  • 50 миллилитров растительного масла для жарки,
  • соль, молотый чёрный перец по вкусу.
  • Приготовление:

    Гречка перебирается и промывается. Заливается водой, слегка солится и доводится до кипения. Накрывается крышкой и варится на медленном огне 25-30 минут.

    Растительное масло разогревается в сковороде, добавляется измельчённый лук и жарится 3 минуты. Добавляется тёртая на крупной терке морковь и жарится 7 минут. Приправляется солью и перцем. Овощная поджарка добавляется в готовую кашу, перемешивается и подаётся к столу.

    Кукурузная каша с цветной капустой

    Ингредиенты:

  • 1 стакан кукурузной крупы;
  • 400 грамм цветной капусты;
  • 1 небольшая луковица;
  • 1 столовая ложка растительного масла;
  • вода;
  • соль по вкусу.
  • Приготовление:

    Цветная капуста измельчается блендером. Растительное масло разогревается в сковороде. Обжаривается нарезанный лук. Добавляется кукурузная крупа и жарится несколько минут, постоянно помешивая.

    Затем вливается 2,5 стакана воды, добавляется цветная капуста и соль. Готовится на медленном огне 15-20 минут, периодически помешивая. После снятия с огня, накрывается крышкой, укутывается чем-нибудь теплым и оставляется на 10 минут.

    Овсяная каша с бананом и изюмом

    Ингредиенты:

  • Стакан овсяных хлопьев;
  • 0,5 стакана изюма;
  • 2 банана;
  • 3 столовые ложки сахара;
  • 1/4 чайной ложки молотой корицы и соли.
  • Приготовление:

    Овсяные хлопья пересыпаются в кастрюлю. Вливается 3 стакана воды. Доводится до кипения и варится без крышки на медленном огне 10-15 минут. Каша во время варки помешивается.

    Пока она готовится, промытый изюм заливается кипятком, оставляется на 5 минут, после промывается. За 5 минут до готовности каши в неё добавляется изюм. Всё перемешивается.

    Готовая каша слегка солится, добавляется корица и сахар, накрывается крышкой и настаивается 5-10 минут. Банан мелко нарезается и перемешивается с кашей, либо нарезается дольками и выкладывается в кашу на тарелке.

    Ячневая каша с капустой

    Ингредиенты:

  • 0,5 стакана ячневой крупы;
  • 0,5 килограмм белокочанной капусты;
  • 3 стакана воды;
  • Соль по вкусу.
  • Приготовление:

    Капуста мелко шинкуется, помещается в кастрюлю, сверху засыпается слоем крупы, солится, заливается водой и перемешивается. Доводится до кипения, затем огонь убавляется и варится 20 минут до полной готовности.

    Щи с грибами

    Ингредиенты:

  • 5 картофелин;
  • 25 грамм сухих грибов;
  • 1 небольшая морковь;
  • 1 корень петрушки;
  • 2 средних луковицы;
  • 0,5 килограмма квашеной капусты;
  • 2 зубчика чеснока;
  • 3 веточки петрушки и укропа;
  • Соль по вкусу.
  • Приготовление:

  • Сушёные грибы заливаются горячей водой и остаются до размягчения. Перекладываются в кастрюлю, заливаются холодной водой и ставятся на огонь на 0,5 часа.
  • Картофель очищается, моется и нарезается небольшими пластинками. Репчатый лук мелко шинкуется. Корень петрушки и морковь очищаются, моются, измельчаются небольшими кубиками либо на крупной тёрке.
  • В грибной бульон выкладываются подготовленные овощи, добавляется соль и измельчённая зелень.
  • Квашеная капуста отжимается и перекладывается в кастрюлю. При готовности картофеля в щи добавляется пропущенный через чесночницу чеснок.
  • Щи готовы.

    Борщ с грибами

    Ингредиенты:

  • 200 грамм шампиньонов;
  • 200 грамм картофеля;
  • 200 грамм капусты;
  • 150 грамм лука;
  • 100 грамм болгарского перца;
  • 100 грамм моркови;
  • 100 грамм свёклы;
  • 100 грамм корня сельдерея;
  • головка чеснока;
  • 1 стакан аджики;
  • 5 веточек укропа, петрушки или сухая зелень;
  • 2 зубчика чеснока.
  • Приготовление:

  • Корень сельдерея нарезается соломкой и отправляется в кастрюлю с водой. Ставится на огонь.
  • Морковь и свёкла нарезается соломкой, лук и перец мелкими кубиками, картофель кусочками. После закипания воды, в неё добавляются овощи.
  • Шампиньоны нарезаются крупно и отправляются к овощам.
  • Капуста мелко шинкуется и отправляется в борщ к почти сваренным овощам. Когда капуста станет мягкой, добавляется аджика.
  • Перед выключением борща в него отправляется измельчённая зелень, чеснок из чесночницы.
  • После закипания, борщ готов.

    Гречневый суп с шампиньонами

    Ингредиенты:

  • 3 горсти гречневой крупы;
  • 4 крупных шампиньона;
  • 2 картофелины;
  • 1 морковь;
  • 1 помидор;
  • 1 луковица;
  • 1 зубчик чеснока;
  • Масло растительное для жарки;
  • соль и специи по вкусу.
  • Приготовление:

  • Лук и чеснок мелко нарезается и жарится на растительном масле. Пересыпаются в кастрюлю.
  • Морковь нарезается полукольцами, грибы мелкими кубиками и добавляются к луку.
  • В кастрюлю вливается горячая вода и доводится до кипения.
  • Добавляется нарезанный кубиками картофель, добавляется соль.
  • Гречневая крупа промывается в холодной воде и отправляется следом за картофелем.
  • Помидор натирается на тёрке или режется мелкими кубиками и отправляется в суп.
  • Когда гречка и картофель сварятся, для усиления вкуса добавляются специи, например, хмели-сунели. Суп готов!

    Суп гороховый с гренками

    Ингредиенты:

  • 1 стакан колотого гороха;
  • 3 картофелины;
  • 1 морковь;
  • 1 луковица;
  • 30 миллилитров растительного масла;
  • Щепотка чёрного перца;
  • 1 лавровый лист;
  • Соль и зелень — по вкусу
  • Для гренок:

  • 300 грамм хлеба;
  • 2 зубчика чеснока;
  • 2 столовых ложки растительного масла.
  • Приготовление:

  • Горох замачивается на ночь в холодной воде. Утром промывается, заливается 3 литрами воды. Варится до рассыпания и разминается прессом для пюре.
  • Картофель, лук и морковь очищается и промывается. Картофель и лук нарезаются кубиками, морковь натирается на тёрке.
  • Картофель и половина лука добавляется к гороху. Как только всё закипит, огонь убавляется. Картофель варится до готовности.
  • Разогревается сковорода, наливается растительное масло. Обжаривается на среднем огне оставшийся лук и тёртая морковь, помешивая, 3-4 минуты.
  • Поджарка отправляется в суп. Солится и перчится. Добавляется лавровый лист. Суп, после этого кипит 5 минут.
  • Хлеб для гренок нарезается, обжаривается с 2 сторон на растительном масле. Чеснок чистится и давится в чесночнице. Гренки натираются чесноком и нарезаются кубиками.
  • Гороховый суп подаётся горячим. В каждую тарелку сверху посыпается зелень и гренки.

    Эти блюда позволят разнообразить меню и сделать их более вкусными.

    Календарь питания в Великий пост — 2019 по дням — видео

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *