Покровский собор в

Храм Василия Блаженного – история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, – так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке – храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название – храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

Очевидцы рассказывали:

«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: “Лазарь, поставь на место!”. Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

Храм Воскресения Христова (Спас на крови) и узел русской истории

Храм Василия Блаженного – архитектура

Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую – девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг – символ вечности, треугольник – символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка – начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду – символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого – Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца – Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.

В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

Из истории собора Василия Блаженного в Москве на Красной площади

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери начался штурм Казани, который закончился победой русских воинов. В честь этой победы по указу Ивана Грозного был заложен храм Покрова Божией Матери, известный сейчас как собор Василия Блаженного.

Раньше на месте храма стояла церковь во имя Троицы. По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.

Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади. Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров. До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.

За свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж. Но в то время это сделать было невозможно. Тогда он решил взорвать храм. Внезапно поливший дождь погасил зажженные фитили и спас сооружение. После революции храм закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля протоиерея Иоанна Восторгова расстреляли. Лазарь Коганович для открытия автомобильного движения и проведения демонстраций предложил снести здание. Только мужество и упорство архитектора П.Д. Барановского спасло храм. Знаменитая фраза Сталина «Лазарь, поставь на место!» и решение о сносе было отменено.

Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного

Храм строился в 1552-1554 гг. в то время, когда шла война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств. После каждой победы строилась деревянная церковь в честь того святого, день памяти которого отмечался в этот день. Также некоторые храмы были построены в честь знаменательных событий. К окончанию войны на одной площадке оказалось 8 церквей. Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить один храм в камне с общим основанием. В 1555-1561 гг. зодчими Бармой и Яковлевым были построены на одном фундаменте восемь храмов: четыре из них осевые и четыре поменьше между ними. Все они разные по архитектурному убранству и имеют луковичные купола, украшенные карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В центре возвышается девятая церковь с маленькой главкой в честь Покрова Божией Матери. В 17 веке была построена колокольня с шатровым куполом. Учитывая этот купол, на храме – 10 куполов.

  • Северная церковь освящена во имя Киприана и Устины, а позже – во имя святого Андриана и Наталии.
  • Восточная церковь освящена во имя Троицы.Южная церковь — во имя Николы Великорецкого.
  • Западная церковь освящена во имя Входа в Иерусалим в память о возвращении войска Ивана Грозного в Москву.
  • Северо-восточная церковь освящена во имя Трех Патриархов Александрийских.
  • Юго-восточная церковь — во имя Александра Свирского.
  • Юго-западная церковь — во имя Варлаама Хутынского.
  • Северо-западная — во имя Григория Армянского.

Восемь глав, построенных вокруг центральной девятой, в плане образуют фигуру, состоящую из двух квадратов, расположенных под углом в 45 градусов и представляющую собой восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, а восьмиконечная звезда — символ Пресвятой Богородицы. Квадрат означает твердость и постоянство веры. Его четыре стороны означают четыре стороны света и четыре конца креста, четыре апостола-евангелиста. Центральный храм объединяет остальные церкви и символизирует покровительство над всей Россией.

LJ Magazine

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву

Или просто Покровский. Именно так, а не «Василия Блаженного» по-настоящему называется собор на Красной площади. Конечно, с одной стороны можно сказать, что ему повезло с местом. Но с другой стороны, на той же Красной площади стоят и здания Исторического музея, ГУМа. Тоже красивые и величественные, но на весь мир так, как собор они всё-таки не прославились: не их изображают на майках, кружках и прочих сувенирах в память о Москве.

oskanov, 2016 год

У собора есть ещё одно официальное имя — Троицкий, так его называли до XVII века, так как стоявший ранее на его месте деревянный храм был посвящён Святой Троице. Наконец, ещё одно, уже неофициальное его имя — Иерусалимский, что связано посвящением одного из его приделов. Сегодня Покровский собор — филиал Государственного исторического музея, он входит в Список объектов Всемирного наследия и охраняется ЮНЕСКО.

Строительство собора продолжалось в годы правления Ивана Грозного 6 лет (с 1555 по 1561 годы, совсем немного по средневековым меркам, когда большие храмы в европейских городах возводились столетиями). Он должен был символизировать победу над Казанским ханством, которая произошла именно в день Покрова Пресвятой Богородицы в 1552 году. По московской легенде архитекторами были Барма и Постник, которых по окончании строительства жестокий царь ослепил — чтобы больше нигде не построили такой красоты. Историки же до сих пор приводят разные версии — были ли Барма и Постник вообще или архитектором был очередной итальянец на службе московских владык (в стиле собора прослеживаются нотки европейского Возрождения). А если и были — один это человек — Барма Постник или два разных? Наконец, если Постник и был — выкалывали ли ему глаза? Его имя упоминается и в более поздних документах, среди авторов ансамбля уже Казанского кремля.

В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, по которой он и получил нынешнее народное название, а во второй половине XVII века перекрыли сводами окружающую верхние церкви галерею-гульбище. В 1817 году при реконструкции Красной площади после разорения Москвы Наполеоном архитектор Осип Бове выложил подпорную стену храма камнем и установил чугунную ограду — так ансамбль приобрёл свой нынешний, известный всему миру облик.

oskanov, 2016 год

Страшно говорить, но в 1930-е годы он мог погибнуть: согласно сталинскому плану реконструкции Москвы рассматривался вариант прокладки большого проспекта, поглощавшего всю Красную площадь. Но архитекторам и историкам удалось убедить уже советских владык не делать этого. С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви, в нём проводятся и богослужения.

oskanov: В Соборе Василия Блаженного

У каждой страны есть главная достопримечательность. Её символ, который знают не только её граждане, но и жители других государств. Впрочем, нет. Не у каждой страны есть такой символ, который бы знали во всём мире. Например, мне сходу не вспомнился архитектурный символ Судана. Такие символы есть, пожалуй, не у всех стран. Говоря о Франции, мы вспомним, конечно, Эйфелеву башню; говоря о Великобритании — Биг Бен; говоря об Италии — Колизей. Ну, а говоря о России, то первое, что приходит на ум — разноцветные купола Собора Василия Блаженного.

Я опросил нескольких моих друзей и обнаружил интересный факт. Все они были на Красной Площади, все видели этот великолепный храм, но никто, оказывается, не был внутри. Потом я начал опрашивать из интереса людей и понял, что далеко не все имеют представление, что находится внутри самого известного исторического памятника России.

Собор Покрова Пресвятой Божьей Матери, что на Рву… Визитная карточка России, oskanov, 2016 год

Знатоки меня, конечно, поправят. Правильное название собора — Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Почему собор называют именем Василия Блаженного, я объясню чуть ниже. А пока приведу небольшую историческую справку. Считается, что замысел строительства собора принадлежит Ивану Грозному, который повелел возвести собор в память о взятии Казани в 1552 году. Закладку собора произвели в 1555 году. Работы велись быстро (с таким-то «заказчиком»!) и уже 12 июля 1561 года, судя по храмозданной надписи, найденной реставраторами в 1957 году, завершились. Архитектурный ансамбль собора изначально представлял собой группу из девяти храмов: центральный храм, и восемь церквей вокруг него. Четыре осевых, размером побольше, расположены крестообразно; четыре поменьше — в промежутках между осевыми. Престолы каждого из восьми храмов был освещёны в честь христианских праздников выпавших на дни решающих битв за Казань. Центральный храм посвящён празднику Покрова Пресвятой Богородицы, который совпал с днём взятия Казани. Однако, ни один из девяти храмов не носит имя Василия Блаженного! Все храмы ансамбля стоят на общем основании — подклете. Внутри они объединены сводчатыми переходами, а снаружи — галереей, которая была в начале открытой.

Так в при чём тут Василий Блаженный? Я думаю, что этот вопрос вертится сейчас у многих на языке. Для этого нужно просто немного окунуться в историю. Василий Блаженный — русский святой, который родился в семье крестьян в 1469 году. В юности у него обнаружился дар прозрения, с шестнадцати лет он стал прозорливым, и совершал христианский подвиг юродства. Жизнь Василий вёл благочестивую и при жизни пользовался большим авторитетом среди горожан. Слава праведника дошла и до царя. И поговаривали, что Иван Грозный даже побаивался этого святого. После смерти гроб Василия нёс сам царь с приближёнными боярами, а поминальную службу совершал митрополит Макарий. Случилось это в 1552 году. В 1588 году у места захоронения Василия начинают происходить чудеса, и уже сын Ивана Грозного — Фёдор Иванович — приказывает пристроить к Покровскому собору церковь памяти Василия, похороненного у стен собора. Хотя хронологически верно сказать, что это собор построили возле его могилы. Так или иначе, церковь была пристроена, и весь храм в обиходе стали называть именем Василия, чьим мощам люди приходили поклониться. Ну, а колокольня, которую сейчас можно увидеть возле храма была пристроена ещё позже — в 1680 году.

Я отметил красным церковь Василия Блаженного в соборе. Как видите, она самая маленькая, oskanov, 2016 год

А я предлагаю, всё же войти в храм, и посмотреть как всё это чудо выглядит изнутри. В отличие от обычных соборов в этом нет единого общего пространства, все помещения разделены. Каждая церковь обособлена. Сейчас здание является филиалом Государственного Исторического Музея, но находится в совместном пользовании с Русской Православной Церковью. В соборе проводятся одновременно и экскурсии и богослужения.

Вид на Москву из окна собора. «Лепота!» — сказал бы сейчас Иван Васильевич, oskanov, 2016 год

Пару слов хотелось бы сказать об архитекторах. Точнее об их отсутствии. По иронии судьбы летописи не сохранили их имён, а все имеющиеся упоминания отнесены к более позднему периоду, а потому не являются точными. Чаще всего называют имена Ивана Бармы и Постника Яковлева. Есть версия, правда, что это один человек. А ещё есть версия, что был приглашён зодчий из Италии. К тому же о зодчих этого собора широко распространена легенда, что их по завершению строительства ослепили, дабы они не создали ничего более совершенного. Однако, если зодчим был всё-таки Постник Яковлев, то его точно не ослепили, т.к. как он позже занимался возведением построек в Казанском кремле. Предполагается, что сам собор символизирует собой Новый Иерусалим — град в Царстве Небесном, а его разноцветные купола — дивный райский сад.

Как я уже писал выше, главная церковь собора — Покровская. До конца XVI века она была самым высоким зданием в Москве. Её высота — 47,5 м. У неё самый маленький из куполов в соборе. Этот купол в отличие от остальных покрыт золотом и венчает восьмиугольный тип перекрытия, называемый шатром.

Вид церкви изнутри, oskanov, 2016 год

Части стен в ходе реставрационных работ вернули первоначальную роспись «под кирпич», другая часть стен сохранила масляные росписи XVIII-XIX вв. В церкви установлен иконостас в стиле барокко, перенесённый в сюда в 1770 году из упразднённого Черниговского собора Московского Кремля.

Иконостас Покровской церкви, oskanov, 2016 год

А ещё в этом храме я услышал самое красивое церковное песнопение в своей жизни.

Не исключено что богатство звука дополнено голосниками — керамическими сосудами, включёнными в кладку стен отверстиями внутрь помещения. Они одновременно и облегчали конструкцию и являлись резонаторами, обогащавшими звук в церкви.

Голосник, oskanov, 2016 год

Я не буду делать из этого поста огромную полноценную экскурсию, так как пост выйдет огромным и вы потеряете быстро интерес к чтению. К тому же это бесплодное занятие — состязаться с профессиональными искусствоведами и историками, которые уже давно и подробно описали этот собор. Я лишь хочу показать несколько деталей, которые позволят составить вам впечатление об интерьерах собора, и возможно вдохновят на самостоятельную экскурсию в это замечательное место.

В церкви Варлаама Хутынского меня привлекла икона «Видение пономаря Тарасия», которую на писали в XVI веке в Новгороде. Сюжет иконы списан со слов пономаря Хутынского монастыря, которому открылось видение о грозящих Новгороду бедах. На иконе изображён Новгород и его горожане. Очень интересно рассматривать быт тех лет, запечатлённый рукой иконописца.

«Видение пономаря Тарасия», oskanov, 2016 год Старинные иконы в той же церкви, oskanov, 2016 год

Внутренние стены собора имеют различную роспись. В западной части реставраторы восстановили первоначальный вид — роспись под кирпич и белый камень. В других частях храма стены были расписаны в темперной технике орнаментом изображающим виноградную лозу — христианский символ Райского сада.

Роспись западной части, oskanov, 2016 год Сводчатые переходы расписанные «лозой», oskanov, 2016 год Выглядит как кадр из сказки, oskanov, 2016 год Хоругвь с Василием Блаженным, oskanov, 2016 год Предметы быта, и строительные материалы, найденные археологами в культурных слоях под собором, oskanov, 2016 год Фрагмент лепнины, oskanov, 2016 год Старинная икона, со снятым золотым окладом, oskanov, 2016 год Библия инкрустированная золотом и драгоценными камнями, oskanov, 2016 год Фрагмент ещё одной Библии. Золото, oskanov, 2016 год Иконостас церкви Входа Господня в Иерусалим. Перенесён в 1770 году из разобранного собора Александра Невского Московского Кремля, oskanov, 2016 год

Вот такая получилась прогулка. На крыльце я оглянулся. На какое-то мгновение, мне даже показалось, что я попал в прошлое, словно герои известной комедии Леонида Гайдая. Померещились бояре, стрельцы и гомон людской толпы на площади… И Милославский, и Бунша, и Марфа Васильевна… И донеслось откуда-то очень издалека такое душевное и родное: «Счастье вдруг…в тишине…»

Внутреннее устройство собора

Конструкция собора включает в себя девять небольших храмов. В соответствии с церковной традицией планировка храмов строго регламентирована. Их строят в форме креста, корабля или круга. В плане собор представляет восьмиконечную звезду – символ жизни будущего века. Алтари придельных храмов освящены в честь церковных праздников и святых, дни празднования и почитания которых ознаменовались важнейшими этапами в завоевании Казани и Среднего Поволжья:

  • центральный придел посвящен Покрову Пресвятой Богородицы;
  • Троицкий — на востоке;
  • на западе — в честь Входа Господня в Иерусалим;
  • на северо-западе — в честь равноапостольного Григория Великого, просветителя Армении;
  • на юго-востоке — в честь преподобного Александра Свирского;
  • на юго-западе — в честь преподобного Варлаама Хутынского;
  • на северо-востоке — в честь святителя Иоанна Александрийского;
  • на юге — Свято-Никольский;
  • на севере — в честь свв. мучеников Адриана и Наталии.

Позже были пристроены еще два придела: в честь св. Василия Блаженного и колокольня с алтарем, посвященная св. Иоанну Московскому.

Часовня св. Василия Блаженного

Современником царя Ивана Грозного был необычный человек — богобоязненный юноша из окольной деревни Елохово. В юности он покинул родной дом и скитался по улицам столицы. Василий от Бога был удостоен дара предвидения. Он постоянно обличал лицемерие и ложь своих сограждан, невзирая на сан и сословие. Таких людей в народе называют юродивыми или блаженными. Церковь почитает их святыми, принявшими на себя подвиг мнимого безумия. Иван Грозный очень почтительно относился к блаженному, принимал у себя в палатах, прислушивался к его советам.

Когда Василий умер, его похоронили на кладбище Троицкой церкви около оборонительного рва Кремля, где и был позже построен храм Василия Блаженного в Москве. Год создания собора и дата смерти святого, который принимал участие в сборе средств для его строительства, мистически совпадают. В 1588 году Василий, Христа ради юродивый, был канонизирован Церковью. По повелению царя Федора Ивановича над его могилой был построен храм, по сути, являвшийся десятым приделом собора. Он и дал известное на весь мир название всему священному сооружению.

Интересные факты истории

Собор, являясь скорее мемориалом, чем утилитарным местом для массовых богослужений, в дни великих праздников представлял собой огромный алтарь. Молящиеся собирались на Красной площади, а роль церковного амвона выполняло Лобное место.

В первозданном виде купола имели классическую для русской храмовой архитектуры шлемовидную форму. Современный вид они приобрели гораздо позднее, при Екатерине Второй.

Захвативший Москву Наполеон задумал разобрать собор и перенести его в Париж. Но в его положении это было невозможно. От бессилия император вознамерился храм взорвать. Когда порох под основание был уже заложен и подожжен фитиль, внезапно начавшийся дождь спас святыню.

Второй раз угроза гибели нависла в советское время, когда руководивший планом реконструкции столицы Лазарь Каганович предложил храм снести и на его месте устроить проезжую часть, удобную для проведения демонстраций. От уничтожения собор спас известный советский реставратор и историк архитектуры П.Д. Барановский. Одним из решающих аргументов было то, что храм Василия Блаженного в Москве был построен в память об одном из величайших событий в истории страны.

С 1991 года храм, фактически оставаясь музеем мирового значения, используется совместно с Русской Православной Церковью.

Храм Василия Блаженного

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного) — яркий памятник русской архитектуры, расположенный на Красной площади. Пышный и торжественный вид собора с необычными разноцветными главами, полюбившийся москвичам и хорошо запомнившийся иностранцам, сделал его одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.

Храм был построен в 1555-1561 годах неизвестным архитектором (существуют разные версии) по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством и взятии Казани, которое пришлось на день Покрова Пресвятой Богородицы. Впоследствии неоднократно перестраивался.

Особенность храма состоит в том, что по сути это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием. В центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше: Троицы, святого Николая Чудотворца (в честь Великорецкой иконы), Входа Господня в Иерусалим, мучеников Адриана и Наталии, святого Иоанна Милостивого, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Престолы церквей освящены в честь православных праздников и дней памяти святых, пришедшихся на дни решающих сражений за Казань.

Архитектура

Архитектурный облик Покровского собора уникален. Вычурный и торжественный, словно расписной пряник, с первого взгляда он кажется беспорядочным нагромождением разноцветных куполов, но в действительности это не так. Здание собора имеет чёткую структуру и представляет собой ромб, вписанный в квадрат, образуя в плане восьмиконечную звезду. Фактически это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием (подклетом): в центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, завершающаяся высоким шатром с небольшой позолоченной главкой, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше, увенчанные рельефными луковичными главами разных цветов. С южной стороны находится двухъярусная шатровая колокольня, а с восточной — придел в честь Василия Блаженного. Здание опоясывает закрытая галерея-гульбище, к которой примыкают два массивных крыльца с шатровой кровлей.

Высота собора составляет 65 метров.

В общей сложности Покровский собор украшают 11 куполов, 9 из которых расположены над церквями, один — над приделом Василия Блаженного, ещё один (совсем небольшой) — над колокольней. Из них 9 куполов отличаются уникальным рельефом и раскраской: цветными шипчиками, ромбами, орнаментом; значение их цветов доподлинно неизвестно, но считается, что храм символизирует собой Небесный Иерусалим. По предположению русского писателя Николая Чаева (1824 — 1914), цвет куполов объясняется сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского), которому привиделся Небесный Иерусалим с садами со множеством цветущих деревьев и плодов несказанной красоты.

Декоративное оформление храма выглядит пышно, но лаконично: оно включает традиционные для русской храмовой архитектуры ширинки, полуколонки, кокошники и гирьки. Галерея по всему периметру расписана изображениями цветов и растительным орнаментом. Стены украшают фасадные иконы Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными (южная стена колокольни) и Богоматери Знамение со святыми на полях (восточный фасад).

История Покровского собора

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву получил своё название по расположению вблизи Алевизова рва, который проходил по Красной площади вдоль восточной стены Кремля в 16-19 веках. Однако, в разговорной речи официальное название храма практически не употребляется: он стал более известен как собор Василия Блаженного — в честь наиболее известного московского юродивого и чудотворца. Василий Блаженный — легендарная личность в истории Москвы; в прошлом на месте Покровского собора существовала деревянная Троицкая церковь (что на Рву), на кладбище при которой юродивый и был похоронен. После его канонизации в 1588 году над местом захоронения чудотворца к Покровскому собору был пристроен придел в его честь. Впоследствии именем чудотворца в народе стали называть весь собор.

Храм был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.

История храма Василия Блаженного полна загадок и белых пятен: в частности, доподлинно неизвестно, кто был его архитектором. Согласно наиболее распространённой версии, он был построен зодчими Иваном Бармой и Постником Яковлевым, однако, она считается устаревшей. Существует версия, что легендарные Барма и Постник — один и тот же человек (Постник Яковлев по прозвищу Барма), а также теория, что собор мог быть построен неизвестным итальянским архитектором (так как значительную часть сооружений Кремля строили именно итальянцы), которая пока не нашла убедительного подтверждения. Распространённая городская легенда гласит, что после строительства царь Иван Грозный, поражённый красотой собора, приказал ослепить зодчих, чтобы они не построили больше ничего подобного, однако, в действительности это маловероятно: если одним из зодчих действительно был Постник Яковлев, то после Покровского собора он принимал участие в строительстве Казанского Кремля и, очевидно, не мог быть ослеплён. Хотя, опять же, существует версия, что это были разные Постники.

Стены храма были возведены из красного кирпича, который был довольно инновационным строительным материалом для Москвы того времени. Чтобы уберечь редкий материал от воздействия атмосферных осадков, снаружи стены здания окрасили в красно-белых тонах, подчёркивающих кладку. В 1588 году по распоряжению царя Фёдора Иоанновича к храму пристроили придел Василия Блаженного, исполненный в виде самостоятельной бесстолпной церкви с отдельным входом.

Сохранилось не так много сведений о том, как Покровский собор выглядел изначально. Известно, что в прошлом опоясывающая его обходная галерея была открытой и не имела массивных шатровых крылец и росписи растительным орнаментом: свод над галереей и два крыльца над лестницами были надстроены во второй половине 17 века, когда здание подверглось значительной перестройке. В тот же период к собору пристраиваются новые церкви: Ризоположения Богородицы, святой Девы Феодосии и другие. По данным русского историка Петра Хавского, к 1722 году в соборе значились 18 престолов: Живоначальной Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Параскевы-Пятницы, Варлаама Хутынского, Апостола Андроника, Григория Армянского, Киприана и Иустинии, Ризоположения Богородицы, Сергия Радонежского, Василия Великого, Александра Свирского, Девы Феодосии, Марии Египетской, Всех Святых, Богоявления и Трёх Патриархов.

По-другому выглядели и главы: те цветные фигурные купола, по которым храм Василия Блаженного известен сегодня, появились лишь в конце 16 века; прежние, вероятно, были шлемовидными, а их покрытие уничтожил один из городских пожаров. Сомнению подвергается даже их изначальное количество: известно, что при реставрации 1784-1786 годов под руководством архитектора Ивана Яковлева было демонтировано 8 небольших главок у основания шатра, которые были признаны более поздними добавлениями.

В Отечественную войну 1812 года собор был разграблен французами, но сразу после войны его отремонтировали и освятили. В 1817 году, когда Красную площадь реконструировали по проекту Осипа Бове, подпорная стена храма со стороны Васильевского спуска и Москворецкой улицы была выложена камнем, наверху установили чугунную ограду.

В советские годы храм Василия Блаженного избежал сноса (хотя богослужения в нём всё же запретили) и стал одним из первых памятников архитектуры, взятых под государственную охрану. С 1918 года началась его музеефикация, а в 1923 было принято решение о создании в нём историко-архитектурного музея, который позже стал частью Государственного Исторического музея. Изначально здание находилось в плачевном состоянии, но уже с 1920-х в нём начались ремонтные и реставрационные работы, призванные вернуть собору первоначальный облик и частично воссоздать интерьеры 16-17 веков. В 1931 году к собору перенесли памятник Минину и Пожарскому, ранее установленный в центральной части Красной площади.

После распада Советского Союза — с 1991 года — здание храма находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви.

Мифы и легенды

Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.

Наиболее распространённая легенда касается строительства храма: якобы царь Иван Грозный, поражённый невероятной красотой здания, велел ослепить его зодчих — Барму и Постника, — чтобы они нигде и никогда не смогли построить храма красивее, чем в Москве. В действительности это маловероятно: во-первых, доподлинно неизвестно, какие зодчие возводили здание. Кроме того, непонятно, были ли легендарные Барма и Постник разными людьми — Иваном Бармой и Постником Яковлевым — или это был один человек — Постник Яковлев по прозвищу Барма. Как бы там ни было, после строительства Покровского собора Постник Яковлев участвовал в строительстве Казанского Кремля, значит, не мог быть ослеплён — если это, опять же, не были разные люди.

Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного «зашифрован» образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.

Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.

Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.

В Отечественную войну 1812 года, когда французские войска покидали Москву, Наполеон приказал взорвать собор, однако, сделать это французам не удалось: якобы начавшийся дождь погасил фитили и помешал подготовить взрыв здания. Говорят, Наполеон отдал такой приказ в сердцах: собор настолько ему понравился, что он захотел перенести его в Париж, но ему донесли, что это невозможно (какая неожиданность!).

В 1930-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы на Красной площади было больше места для парадов и демонстраций. Согласно городской легенде, он изготовил макет Красной площади со съёмным зданием собора и принёс его для демонстрации Сталину, чтобы показать, как собор мешает проходу машин и колонн. Показывая макет, он неожиданно сорвал с него Покровский собор, чтобы наглядно показать, насколько без него будет лучше, но удивлённый Сталин воскликнул: «Лазарь, поставь на место!» — и собор был сохранён.

В наши дни храм Василия Блаженного — одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, обязательная к посещению точка на картах приезжающих в столицу туристов. Его необычный и запоминающийся внешний вид сделал его одним из чудес и символов России — и даже те, кто никогда не был в Москве, легко угадают его купола, которые часто печатают на открытках и сувенирной продукции, в книгах, учебниках и энциклопедиях. Если где-то говорят или пишут о Москве и России — слова с большой вероятностью будут проиллюстрированы именно фотографией Покровского собора.

Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *