Покровский монастырь харьков

Харьков. Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Одновременно с Успенским собором в XVII веке возникали приходские церкви за пределами крепости, в слободах и посадах. В числе первых уже в 1659 г. существовала Благовещенская церковь, в 1683 г. — Николаевская, Рождественская и Михайловская церкви, а к концу века город имел шесть деревянных и два каменных храма. Среди них особое место заняла каменная Покровская церковь, освященная митрополитом Авраамием в 1689 г. Это единственный храм XVII века, дошедший до наших дней в близком к первоначальному виде.

Сооружена Покровская церковь была за пределами тогдашних границ крепости, вблизи ее северной стены. Построили храм казаки, проживавшие в небольшом посаде и на ближайшем хуторе на северо-западной стороне у берега реки Лопань. В 1724 г. в этом приходе насчитывалось всего 87 прихожан с семьями. Имена основателей храма не установлены, ее строили опытные мастера, владевшие знаниями народного зодчества, форм украинского барокко и приемов московской архитектуры. По композиции Покровская церковь подобна типичным трехсрубным деревянным церквам Украины с отдельно стоящей колокольней, но она двухэтажная. В основании храма находится подклет, окруженный открытой аркадой. В подклете расположена однопрестольная «теплая» зимняя церковь во имя Трех Святителей. На верхнем этаже, опоясанном «гульбищем», возвышается однопрестольная летняя церковь (первоначально она не отапливалась) во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В подвале под храмом в последующем устроили усыпальницу, в которой хоронили представителей местной знати. К центральному, восьмигранному в плане, башнеподобному объему с западной стороны примыкает шестигранная алтарная часть, с восточной — такой же притвор. Восьмигранные башенные объемы верхнего храма разделены заломами на убывающие по величине ярусы и завершаются главками с крестами. Общая высота храма в его центральной части 48 м. Наружные стены украшены выложенными из кирпича карнизами с зубчатым поребриком, углы акцентированы тонкими, висящими на кронштейнах полуколонками. Оконные проемы обрамлены изящными наличниками с колонками и фигурными сандриками. Внутри верхнего храма открытое светлое пространство трех камер, объединенных по низу широкими арочными проемами, создает исключительный по красоте эффект. Колокольня, возведенная одновременно с церковью, была первоначально связана с ней галереей. В плане колокольня восьмиугольная, по высоте четырехъярусная, с подвалом. Своим видом она напоминает оборонную башню. Завершает колокольню звоновый ярус, над которым возвышается каменный шатер со слуховыми окнами и маленькая луковичной формы главка с крестом.

В 1709 г. по указанию Петра I, посетившего Харьков, крепость была расширена в северном направлении, и Покровский храм оказался внутри ее территории. Окружавший церковь земельный участок до этого принадлежал изюмскому и харьковскому полковнику Федору Шидловскому. На участке находилось несколько небольших деревянных жилых и хозяйственных строений, и было начато невдалеке от церкви строительство большого двух-этажного каменного дома с подвалом. С южной и западной сторон был разбит сад. В 1708 г. владение домом перешло к назначенному харьковским полковником Лаврентию Шидловскому (племяннику Федора Шидловского), а участок с садом и находившимися на нем строениями был отдан князю Кантемиру.

В 1726 г. в культурной жизни Слобожанщины произошло весьма важное событие, отразившееся на дальнейшей судьбе Покровской церкви. В Харькове по инициативе епископа Белгородского Епифания Тихорского и генерал-губернатора Слободской Украины князя М.М. Голицына был учрежден Свято-Покровский мужской училищный монастырь с Коллегиумом — первым высшим учебным заведением на Левобережье. Покровская церковь при этом с 1729 г. стала монастырской и коллегиумской. Ее отремонтировали, украсили внутри и снабдили церковной утварью. В 1732 г. на колокольне установили колокол весом 1,6 т. В 1799-1800 гг. верхнюю церковь преобразовали в кафедральный собор, а нижняя продолжала служить коллегиумской. В ризнице монастыря хранилось много памятников церковной старины — напрестольные Евангелия, кресты, подсвечники и другое. В усыпальнице были погребены видные священнослужители и именитые граждане.

В 1820-26 гг. при возведении нового Архиерейского дома соорудили между ним и храмом переход, а также устроили трапезную, объединившую храм с колокольней. В 1837 г. позолотили главки и кресты. В 1846 г. кафедральным собором вновь стала Успенская церковь, к которой была пристроена колокольня, а Покровскую церковь обратили в главную крестовую церковь Архиерейского дома. В 1844-56 гг. ее расписали внутри и устроили отопление горячим воздухом. В 1872-74 гг. расширили трапезную, перестроили лестницу на второй этаж, устроили хоры.

На протяжении XIX и начала XX века в монастыре велись работы по строительству новых зданий и благоустройству территории. Была воздвигнута Озерянская церковь (базиликальное здание рядом с Покровским собором), дом настоятеля с главными воротами, бывшая Консистория, корпус келий с трапезной и квартирой для приезжающих высокопоставленных духовных лиц, изящная часовня с запасными воротами со стороны Клочковской улицы (не сохранилась) и несколько жилых и служебных зданий.

В начале 1920-х гг. Свято-Покровский монастырь закрыли. В его зданиях разместили разные музеи и сторонние организации. Покровская церковь использовалась беспорядочно и разрушалась. Первая попытка ее реставрации была предпринята в 1950-х гг. Она носила внешний косметический характер, но спасла храм от окончательной гибели. В 1960-х гг. решили возродить храм в том виде, который он имел в XVII веке. Разобрали для этого части, достроенные в XIX веке: трапезную между церковью и колокольней и переходы в Архиерейский дом и Озерянскую церковь.

В 1992 году комплекс Свято-Покровского монастыря был возвращен церкви. Ей переданы в бессрочное бесплатное пользование находящиеся на его территории здания — памятники архитектуры. По договоренности с Епархиальным управлением помещения будут использоваться находящимися в них организациями и под квартиры жильцов. Продолжаются работы по реставрации Покровского храма, в нижней церкви которого возобновлена служба. Новым проектом восстановления храма предусматривается воссоздание ранее разобранных частей.

Покровский собор в Харькове

Покровский собор в Харькове (Украина) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Покровский собор в Харькове

В Харькове много православных достопримечательностей, но главной из них по праву считается Покровский собор, который располагается на Университетской улице и относится к одноименному Свято-Покровскому мужскому монастырю. Обитель, возведенная в конце 17 века, — одно из старейших сохранившихся каменных зданий в современном Харькове. За свою трехсотлетнюю историю Покровский собор в Харькове повидал немало. Были в ней и знаменательные события, и совсем печальные страницы.

Благодаря масштабной реконструкции, которая проводилась в 90-х 20 века, сегодня Покровский собор встречает верующих и туристов в практически первозданном виде. Храм завораживает своей внешней красотой и величием, а также внутренним убранством.

Так, в 20-х гг. прошлого века храм, впрочем, как и многие другие православные сооружения в Харькове, был закрыт, а все его служители разогнаны. Многие святыни, в том числе главная — икона Божьей Матери Озерянская, были утеряны в то время. Сильно пострадало и внутреннее убранство храма, особенно настенная роспись, которая, к слову, была сотворена наставником и учителем живописца Ильи Репина. В годы войны монастырь и Покровский собор также находились в запустении.

Покровский собор в Харькове

Возрождение храмового комплекса началось только в 90-х гг. прошлого века. Благодаря масштабной реконструкции сегодня Покровский собор встречает верующих и туристов в практически первозданном виде. Храм завораживает своей внешней красотой и величием, а также внутренним убранством.

Богослужения в Покровском соборе в Харькове проходят ежедневно: по будням в 6:00, 6:30 и в 9:30. В те же дни в 15:30 совершаются следующие молебны: о здравии (по понедельникам), об избавлении от нападения нечистой силы (по вторникам), о помощи в трудоустройстве и решении семейных проблем (по средам). По четвергам в Покровском соборе совершаются молебны в помощь об избавлении от пьянства, наркомании, игромании и других страстей, а по пятницам — об исцелении от заболеваний и в помощь при хирургических операциях. Более подробную информацию о богослужениях можно узнать на официальном сайте храма. Добраться до Покровского собора в Харькове можно на любом виде общественного транспорта.

Ближайшая трамвайная остановка — «Площадь Розы Люксембург», а следуют сюда трамваи № 3, 5 и 6. На автобусах № 231э, 246э, 304э и 305э нужно доехать до остановки «Площадь Пролетарская». До этой же остановки курсируют троллейбусы маршрута № 11.

Историко-архитектурные и краеведческие особенности

Покровский собор, возведённый в 1689 году, явил собой наиболее яркий пример храма трёхчастного типа — воспроизводящий общие формы украинского деревянного зодчества (трёхкамерный план, заломы, плоские паруса), одновременно унаследовал от архитектуры русских церквей — двухъярусность, арктуру нижнего этажа с галереей над ней, рисунок наличников. Первоначально собор имел отдельно стоящую колокольню, соединённую с основным объёмом храма галереей. Первый ярус колокольни был кирпичным, верхний ярус — деревянным со сложным барочным (или, возможно, шатровым) завершением. В первой половине XVIII века колокольня собора была реконструирована — вместо деревянного верхнего яруса, был достроен кирпичный. В то же время была построена и трапезная, объединившая собой собор и колокольню.

В основу архитектурной композиции Покровского собора положена схема трёхсрубной украинской деревянной церкви. Влияние русской архитектуры XVII века проявилось в большинстве деталей плана, способе кирпичной кладки, оформлении внешних украшений.

Место возведения храма выбрано там, где крепостная стена ближе всего подходила к обрыву, возвышающемуся над рекой Лопань… Местоположение колокольни собора, её крепкие каменные стены, длинные узкие окна-бойницы, свидетельствуют о том, что она была включена в систему оборонительных укреплений Харьковской крепости.

В 1843 г. в склепе Покровского собора был похоронен герой Отечественной войны 1812 года В. В. Орлов-Денисов.

Во время Великой Отечественной Войны Покровский собор был повреждён, но впоследствии — восстановлен.

В годы Советской Власти — Покровский собор не утратил своего предназначения и всегда служил в качестве Православного монастыря. Он был официально (на государственном уровне) признан одним из наиболее ценных памятников украинской архитектуры XVII века и являет собой — наиболее древнее сохранившееся каменное здание Харькова.

XVIII век

По состоянию на 1751 год насельниками монастыря были 11 иеромонахов, 4 иеродиакона и 10 монахов, часть которых преподавала в Коллегиуме, причём ректор Коллегиума (в сане игумена, позже — архимандрита) являлся также настоятелем монастыря. По примеру ректора Московской академии он носил знаки отличия, приближенные к архиерейским: мантию со скрижалями и панагию.

Программа Коллегиума основывалась на учебном плане Киевской академии, к которому со временем было добавлено изучение математики, истории, географии, французский, немецкий и итальянский. В 1768 году при Коллегиуме были открыты Прибавочные классы с преподаванием прикладных наук (геодезия, инженерное дело, артиллерия, позже — инструментальная музыка, танцы, рисунок, живопись и архитектура) для подготовки дворянских детей к государственной службы. Располагались они за пределами монастыря (на месте библиотеки им. В. Г. Короленко), в 1789 году были отделены от Коллегиума и объединены с Народным училищем в Главное слободско-украинское училище, после основания Харьковского университета переименованное в Слободско-украинскую гимназию.

В первые годы в Коллегиуме обучалось около 400 человек, со временем число учащихся возросло вдвое. Среди выпускников и преподавателей особое место занимает Григорий Сковорода (преподавал поэтику, древнегреческий язык и христианское добронравие), памятник которому в 1992 году был поставлен у монастырской стены со стороны Каскадного сквера. В Коллегиуме учились также М. Т. Каченовский, Я. В. Толмачёв, И. А. Двигубский, Н. И. Гнедич. Прибавочные классы окончил П. А. Ярославский.

В библиотеке монастыря и Коллегиума, первоначально располагавшейся на втором этаже надвратного монастырского здания, хранилось множество редких книг, включая Острожскую Библию 1581 года, Маргарит Иоанна Златоуста 1596 г, Октоихи Московской печати 1618, 1683 и др., Евангелие Московской печати 1636 г, требник Петра Могилы 1646 г, Апостол Львовской печати 1666 г и др. В монастырской ризнице также находилось много памятников церковной старины XVII—XVIII столетий.

В 1786—1788 гг. при проведении объявленной Манифестом от 26 февраля 1764 г. секуляризации церковных владений в казну были отобраны имения Покровского монастыря, в том числе 3076 десятин земли, 650 душ крестьян, мельницы, винокурни, скотные дворы, сады в губернии и в самом Харькове.

XIX — начало XX века

После образования отдельной Слободско-Украинской епархии (указом императора Павла I от 16 октября 1799 года) на территории монастыря была открыта Духовная Консистория, а верхняя церковь Покровского храма до 1846 года служила кафедральным собором епархии. Нижняя (тёплая) церковь во имя Трёх Святителей, в XVII—XVIII столетиях служившая также усыпальницей знатных харьковчан, а в XIX — архиереев, некоторое время оставалась за Коллегиумом, который после создания в 1805 году Харьковского университета реорганизован в чисто духовное учебное заведение (в 1817 году включён в реестр духовных семинарий, с 1840 официально именуется семинарией и перенесен из монастыря в новое здание на Холодной горе — ныне ул. Семинарская, 46, бывший корпус Харьковского университета воздушных сил, сейчас — Харьковский апелляционный административный суд). При епископе Павле (Саббатовском) в 1818 году было построено новое каменное здание Коллегиума с домовой церковью, в 1820—1826 — новый Архиерейский дом, пристроенный к собору, также с небольшой домовой Крестовой церковью на втором этаже, и трапезная, объединившая храм с колокольней.

В 1846 году архиерейская кафедра была перенесена в Успенский собор вместе со всем штатом белого духовенства. К тому времени монастырь населяли всего 8 монахов. Необходимость совершать богослужения привела к увеличению числа иеромонахов и иеродиаконов, а также монастырской братии вообще. Согласно местной статистике, число монашествующих в Харькове доходило в шестидесятых годах до 52 человек, в семидесятых 40-55 человек, в восьмидесятых 60, в девяностых — 45—46, однако неизвестно, каков процент от этого числа приходится на братию Покровского монастыря.

В конце 1850-х годов усыпальница под нижним храмом монастыря, представлявшая до тех пор просто подвал, была расширена и превращена в церковь, названную так, как прежде называлась нижняя церковь, — Трёхсвятительской. Гробница почитаемого в народе архиепископа Мелетия (Леонтовича) († 1840, канонизирован в 1978 году), устроенная, в отличие от остальных, не в стене, а открыто, была украшена на пожертвования паломников. Пожар, случившийся в церкви в 1875 году уничтожил сень над гробницей, ступени и жестяной гроб, однако внутренний гроб с останками святителя остался цел, что усилило его почитание.

Вид на Покровский монастырь со стороны ул. Клочковской на открытке начала XX века

С 1844 года главной святыней монастыря стала Озерянская икона Божией Матери, ежегодно переносившаяся на зимние месяцы из Куряжского монастыря в Покровский. Первоначально она выставлялась в верхней Покровской церкви, где было устроено отопление горячим воздухом. Тесный храм, однако, не мог вместить всех желающих. В 1896 году была освящена Озерянская церковь, построенная по проекту епархиального архитектора В. Х. Немкина в редкой для православной архитектуры базиликальной форме, декорированной византийско-русскими мотивами и двенадцатью московскими главками-луковицами, эффектно контрастирующими с украинскими куполами Покровского собора. Массивное здание нового храма закрыло изящный силуэт Покровского собора со стороны Университетской горки, но вернуло монастырскому комплексу необходимую монументальность, утраченную с началом многоэтажной застройки города. Боковые приделы церкви были освящены в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и вмч. Димитрия Солунского. Был также устроен нижний храм с усыпальницей, куда из закрывшейся Трёхсвятительской церкви перенесли прах архиепископа Мелетия.

Помимо Озерянской церкви В. Немкиным в монастыре были построены здание Консистории (ул. Университетская, 6, взамен снесённого прежнего, бывшего главного корпуса Харьковского Коллегиума), корпус келий с трапезной на месте старой Консистории, дом настоятеля с главными воротами (ул. Университетская, 8), не сохранившиеся нижние запасные ворота с часовней со стороны Клочковской улицы. По проекту преемника Немкина, архитектора В. Н. Покровского было перестроено принадлежащее монастырю торговое здание по Университетской, 10, сдававшееся Архиерейским управлением в аренду галантерейной фирме «Жирардовская мануфактура».

Советские годы и настоящее время

В 1922 году монастырь был закрыт, в зданиях размещены сторонние организации. «Жирардовские мануфактуры» и Архиерейский дом служили корпусами Исторического музея (до войны — музеем Слободской Украины); Озерянская церковь, главы которой были снесены — городским архивом, корпус келий и трапезной — военкоматом Дзержинского района.

В 1950-х годах произведена косметическая реставрация разрушавшегося Покровского собора. В 1960-х разработан проект реставрации храма в первоначальном виде — с галереей между церковью и колокольней. Для этого разобрали достроенные в XIX веке трапезную между церковью и колокольней и переходы к Архиерейскому дому и Озерянской церкви. Дальше, однако, дело не пошло, и храм простоял в лесах до самой перестройки.

Монастырь в 2012 году

Крестный ход в честь Харьковского собора в монастыре. Монахи Покровского монастыря. На хоругвях две Озерянские иконы Православные миряне в монастыре.

15 января 1990 года властями было принято решение о возвращении церкви монастырских сооружений, а 8 апреля состоялось освящение и первая служба в Покровском соборе. Процесс передачи шёл постепенно и завершился к середине 1990-х годов.

27 мая 1992 года на территории монастыря прошёл Архиерейский Собор УПЦ, осудивший филаретовский раскол. На соборе архиереями был выбран новый митрополит УПЦ — Владимир (Сабодан).

К 2003 году была завершена реставрация Покровского Собора и Озерянской церкви, восстановлены пристройки XIX века. Перед Архиерейским домом, служащим резиденцией Митрополита Харьковского и Богодуховского и зданием Епархиального управления, установлены памятные знаки 2000-летию Рождества Христова (памятник Иисусу Христу) и 200-летию Харьковской епархии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *