Покрова на филях

История храма

Первый, деревянный храм Покрова в Филях был построен в 1619 году. Его возвели в честь победы русских войск над польским королевичем Владиславом и украинским гетманом Сагайдачным. Это событие произошло 1 октября 1618 года, в праздник Покрова Богородицы, что и дало посвящение храму.

Позже село Фили было отдано во владение Льву Кирилловичу Нарышкину — крупному вельможе, дяде царя Петра I. Ему чудом удалось спастись во время Стрелецкого бунта 1682 года. Спрятанный своей сестрой, царицей Натальей Кирилловной, на женской половине дворца, Лев Нарышкин молился образу Спаса Нерукотворного, дав обет построить храм в случае избавления от смерти. Лев Кириллович сдержал слово. В 1690 году было начато строительство каменного храма на месте деревянного, продлившееся до 1694 года. Внутри церкви было устроено два храма: нижний, зимний, сохранил прежнее посвящение ‒ Покрову Богородицы, а верхний, летний, был освящен в честь образа Спаса. Стоит отметить, что храм располагался на территории личной усадьбы Нарышкиных и был их домовым храмом. В окрестностях храма разбили регулярный парк.

Необычный облик

Удивительно, но именно Церковь Покрова – единственное, что сохранилось от усадьбы Нарышкиных до наших дней. Она поразительно похожа на церковь Знамения на Шереметьевом дворе, которая находится в центре столицы (Романов переулок, д. 2, стр. 8). В этом районе тоже когда-то были владения Льва Нарышкина. Специалисты полагают, что эти два храма были созданы одним и тем же зодчим. Храм Покрова в Филях обладает необычными архитектурными формами. В плане здание храма – четырехлистник с тремя фигурными лестницами по сторонам. Кроме того, церковь относится к типу «иже под колоколы» ‒ когда колокольня размещается внутри церкви. Колокола висят в верхнем ярусе церкви. Храм в Филях имеет пять глав, хотя в силуэте доминирует центральный купол.

Интересно расположение глав – строго по сторонам света. Традиционно на Руси купола, наоборот, были расположены по диагоналям от сторон света – по углам перекрытий кровли. Эта и некоторые другие особенности говорят об украинском влиянии на архитектуру церкви. Зато красный кирпич и обильный белый декор свидетельствуют о том, что храм построен в стиле московского барокко. Его также называют нарышкинским барокко, поскольку многие храмы этого стиля были заказаны архитекторам представителям богатого рода Нарышкиных. Филевская церковь не исключение.

Снаружи церковь выглядит нарядно и празднично. Убранство интерьеров изначально было под стать внешнему виду. Верхний храм сохранил его практически полностью. Здесь можно увидеть золоченый резной алтарь, клирос и царскую ложу. Иконы писали мастера Оружейной палаты в Кремле. Из первоначального иконостаса XVII ‒ XVIII вв., выполненного К. Золотаревым, сохранились главная храмовая икона, «Покров Богородицы», и икона «Трех радостей». Интерьер нижнего храма сохранился хуже, поскольку сильно пострадал во время пребывания французской армии в Москве в 1812 г.

Четыреста червонцев, как говорят, пожертвовал на украшение храма еще царь Петр I. После победы в Нарве царь привез в подарок своему дяде Льву цветные витражи для его церкви. Лев Кириллович отблагодарил племянника по-своему: западная и центральная главы храма были украшены двуглавым орлом и короной, атрибутами императорской власти, а в лике архидиакона Стефана, запечатленного на вратах жертвенника, некоторым исследователям видятся черты молодого Петра I.

Церковь Покрова в Филях

Церковь Покрова в Филях – памятник культуры и истории конца XVII века. Неаполитанское сияние, кружевная сказка и алмаз в короне русского зодчества. Такими яркими эпитетами вот уже на протяжении трех веков награждают эту уникальную московскую церковь.

Покровский храм называли архитектурным барометром петровской эпохи, с его возведения началась новая эпоха русского зодчества. Церковь Покрова в Филях положила начало новому стилю, названному нарышкинским барокко.

Нарышкинский стиль появился в русской архитектуре в конце XVII века и процветал в течение трех десятилетий – с середины 1680-х годов до указа Петра Первого в 1714 году, когда он запретил каменное строительство.

Нарышкинское барокко — это совершенно новый тип церковного сооружения того времени. Храмы приобретают новый динамичный характер. Главные особенности нарышкинского стиля, в отличие от древнерусской архитектуры, – это появление новой объемно-пространственной композиции (в данном случае мы видим четырехлепестковый в плане храм), а также пышное белокаменное убранство, которых не было в предшествующий период. Кроме того, здесь применен архитектурный прием «иже под колокола», то есть ярус звона устроен над помещением храма.

Церковь Покрова в Филях стала шедевром нарышкинского барокко. Храм возведен дядей Петра Первого Львом Кирилловичем Нарышкиным, поэтому этот стиль назван его именем.

Из истории

В 1520 году земли села Фили были пожалованы князю Федору Михайловичу Мстиславскому, служившему у государя Василия III. Через столетие, в 1619 году при князе Федоре Ивановиче Мстиславском, здесь была построена первая церковь Покрова. Это был деревянный храм, а средства на его возведение были пожертвованы государем Михаилом Федоровичем Романовым.

Посвящение храма Покрову было неслучайно. Появление церкви Покрова в Филях связано с одним из важнейших событий в истории Русского государства. В октябре 1618 года именно на праздник Покрова Пресвятой Богородицы русские войска отбили от стен Белого города в Москве воинские соединения польского королевича Владислава и украинского казачьего гетмана Сагадачьева. Эти события положили конец смуте и разорению государства Российского.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы на Руси стали отмечать с середины XII века при благоверном князе Андрее Боголюбском, сыне основателя Москвы князе Долгоруком.

Строительство каменной церкви Покрова в Филях связано с другим историческим событием, теперь уже трагическим.

В 1682 году во время Стрелецкого бунта юный царевич Петр едва не погиб, а два брата царицы Натальи Нарышкиной (матери Петра) Иван и Афанасий были зверски убиты. Чудом спаслись на женской половине братья Лев Кириллович и Мартемьян Кириллович Нарышкины.

По легенде, в этот трагический час Лев Кириллович молился перед фамильным образом Спаса Нерукотворного и дал обет, что возведет храм в его честь. Когда 11 июня 1689 года он получил в дар имение в Филях, то решил исполнить свое обещание и возвел на месте деревянного храма новую каменную церковь Покрова, состоящую из двух храмов: нижней зимней церкви Покрова Божьей матери и верхнего летнего храма – Спаса Нерукотворного. Вот таким образом, он и название сохранил и свой обет исполнил.

Описание

Храм возведен на высоком правом берегу Москвы-реки, в месте впадения в нее речки Хвильки, или Фильки, в том самом месте, где раньше была старая деревянная обветшавшая Покровская церковь. Забавное название «Хвилька» появилось потому, что место впадения реки было низким, болотистым, то есть хвилым, отсюда и произошло название Фили.

Церковь Покрова в Филях строилась с 1690 по 1693 год. Ее архитектор точно не известен, но исследователи полагают, что организатором процесса строительства был зодчий Яков Бухвостов, а генератором идей, архитектуры и автором композиции был сам Лев Кириллович Нарышкин, возможно, при участии юного Петра.

В верхнем храме сохранилась так называемая царская ложа, это небольшой двухъярусный балкон, на котором во время службы должны были стоять сам хозяин усадьбы и, конечно, его венценосный племянник.

Но известно, что Петр не любил находиться на этом балконе, видимо, из-за своего необычного роста. По субботам он приезжал к дяде на пир и оставался на воскресную литургию, во время которой стоял на клиренсе и пел вместе со всеми певчими. Эти клиренсы, находящиеся справа и слева от иконостаса, и сейчас по-прежнему стоят, словно ожидая юного государя.

Поражает изысканность, потрясающая красота храма, его архитектура впитала в себя все европейские стили, которые были в то время. Так, четырех лепестковая композиция характерна для эпохи Возрождения, в то же время постройка имеет много древнерусских черт.

Церковь Покрова в Филях являлась своеобразной капеллой в загородной резиденцией Нарышкина. Лев Кириллович создавал храм-жемчужину, поскольку к нему в гости часто приезжал государь и строение возводилось как визитная карточка имения.

Белокаменный декор, ярусное строение и затейливые виды, богатое внешнее убранство говорили о знатном происхождении, состоянии и добродетели хозяина. Великолепное убранство верхнего храма сохранилось практически полностью. Примечателен старинный дубовый пол, по которому ходил еще сам Петр Первый. Привлекает внимание уникальный свод храма с изображением Троицы Новозаветной и небесного воинства.

Но основным убранством храма является пышная резьба иконостаса, созданная живописцем Карпом Золотаревым. Также в работе принимал участие иконописец Кирилл Уланов. Иконостас имеет сложную форму (он сужается кверху, поскольку органично повторяет форму самого храма). Каждая его икона – это произведение искусства со своей историей. К сожалению, не сохранилась икона Спаса Нерукотворного, в честь которого и был освещен верхний храм.

В интерьере храма Спаса Нерукотворного звучит тема царского величия. Например, в образе Архидиакона Стефана написан портрет молодого царевича Петра. Более того, весь местный ряд иконостаса посвящен дому Романовых и самим Нарышкиным.

Храм сильно пострадал во время наполеоновской компании, а также в период Великой Отечественной войны. В 50-60-е годы XIX века проводилась его реставрация.

>Адрес

Москва, ул. Новозаводская, 6

История

Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.

Документов об авторе церкви не сохранилось, но предполагается, что общий проект (композицию) составлял сам заказчик, некоторые искусствоведы считают автором церкви зодчего Якова Бухвостова, хотя её стилистические особенности заметно отличаются от достоверных произведений Бухвостова, зато обнаруживают поразительное сходство с документально подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова — создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве и церкви Успения на Покровке.

В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком — там, где был двор Л. К. Нарышкина, стоит церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим — для того же заказчика.

Храм Покрова в Филях — пятиярусный центрический храм, построенный в стиле «Нарышкинского» барокко. Здание храма с четырёхлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трёх сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание совмещает в себе зимний и летний храм и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.

На первом этаже (подклеть) находился зимний (отапливаемый) храм Покрова Пресвятой Богородицы, а над ней храм Спаса Нерукотворного, который назван в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I.

Позднее около церкви был разбит регулярный парк.

Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.

Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время Отечественной войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).

По храму село Фили было названо Покровским. Мимо храма проходило Звенигородское шоссе (ныне Большая Филёвская улица), по которому паломники ездили в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь.

В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от авианалётов были разобраны главы и верхний ярус, но все же зажигательные бомбы попали в него.

До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века.

Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е. В. Михайловский и И. В. Ильенко.

В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде.

С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения; первое богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особой художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника. 26 сентября 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов, но регулярные богослужения не возобновились.

После многолетних, в том числе и судебных, споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма; в нижнем храме возобновились регулярные (по праздникам) богослужения.

В 2017 году храм полностью передан РПЦ.

В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.

Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов.

На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.

Храм в 1888 году

Настоятели

  • священник Косьма (1689) — Кузьма Анциферов
  • священник Иоанн (1704) — Иван Александрович Анисимов
  • священник Пётр (1709—1737) — Пётр Родионов
  • священник Георгий (1770—1797) — Егор Егоров
  • священник Иоанн (1704—1721) — Иван Андреев
  • священник Пётр (1742—1745) — Пётр Федоров
  • священник Никифор (1749—1783) — Никифор Галактионов
  • священник Пётр (1799—1811) — Пётр Сергеев
  • священник Григорий (1811—1825) — Григорий Гаврилов
  • священник Алексий (1825—1876) — Алексей Григорьевич Орлов
  • протоиерей Виктор (1876—1910) — Виктор Петрович Гурьев
  • протоиерей Пётр (1910—1918) — Пётр Алексеевич Никольский
  • протоиерей Александр (1916—1923) — Александр Александрович Левитский
  • священник Алексий (1918—после 1925) — Алексей Сергеевич Недумов
  • священник Алексий (после 1925—1937) — Алексей Алексеевич Глаголев (расстрелян на Бутовском полигоне 9. 10. 1937)
  • священник Василий (1935—1941)
  • протоиерей Алексий Павлов (1991—1994)
  • протоиерей Борис Михайлов (1994—2014)
  • иеромонах Александр (Зарубин) (2014-по наст. время)

Храм Покрова в Филях. Надгробная таблица. > См. также

  • Нарышкинский стиль
  • Фили

vladimirdar


Всего 50 фото и видеоролик
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях являет собой удивительный образец нарышкинского или раннего московского барокко. Образ этой церкви чист, воздушен, изящен и вызывает в душе восхитительное состояние легкости и восторженного (не побоюсь этого слова) умиления в душе этой красотой. Давно уж хотел в подробностях сфотографировать эту церковь и надо сказать снимал ее и раньше еще на мыльницу, но был тогда не доволен полученным результатом. Планируемая фотосессия — всё так и откладывалось по разным причинам. В этот же раз посыл побывать здесь был прямым ненавязчивым и естественным – церковь в Филях! Вот так мы с durasik и порешили, посмотрев Мамонову дачу на Воробьевых горах, еще пару примечательных исторических мест, «полетать» вокруг и запечатлеть эту замечательную церковь с необычных ракурсов. Погода правда была «не летная», да и вообще я стараюсь не фотографировать в такую промозглую погоду по понятным причинам. Но порыв есть порыв.
Итак, мы увидим Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях такой какова она есть в преддверии зимы, когда еще не нападал снег и температура на улице пока выше ноля. Даже интересно, что же получилось в итоге!?) Здесь также я попробую «сваять» непритязательный ролик об этой церкви разместив его в заключительной части этого материала. Пока мы «летали» начал накрапывать дождик так что подробно заснять уже с рук фотокамерой церковь и ее архитектурные детали вполне не удалось. Но давайте посмотрим-таки, что же у нас вышло и заодно узнаем об этой церкви наверное чуть больше того, что можно найти в сети.
Ранее на этом месте находилась церковь Покрова в Кунцевском городище. Вообще же, место, где находится Кунцевское городище, считается одним из так называемых «мест силы», здесь когда-то находилось языческое капище, и согласно одному из преданий, церковь Покрова Богородицы, которая некогда стояла здесь, бесследно ушла целиком под землю всего за одну ночь. Но это конечно легенда, на самом же деле церковь была сооружена в 1619 году и сожжена поляками во времена смуты. В то время Кунцево было родовой вотчиной бояр Мстиславских, подаренное им ещё Иваном Грозным. Построена же она была в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.
02.

В конце XVII века после продолжительной и кровавой битвы между кланами бояр Милославских и Нарышкиных за право называться «прародителями» русского царя, род Милославских пресёкся и вотчина Кунцево и Фили (названная так по протекавшей там речке Фильке, хотя её более верное название Хвиля; примерно также называлось и расположенное здесь село), после стрелецкого бунта были переданы во владение Нарышкиных.

03.

Нынешнее же здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690-1694 годах на средства Льва Кирилловича Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). По некоторым сторонним сведениям, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях была возведена все же за один год — началось строительство в 1690 году, а закончилось летом 1691 года.
04.

Что интересно, документов о зодчем церкви не сохранилось, но предполагается, что общий проект (композицию) составлял сам заказчик. Некоторые искусствоведы считают автором Якова Бухвостова, хотя её стилистические особенности заметно отличаются от достоверных произведений Бухвостова, зато обнаруживают поразительное сходство с документально подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова — создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве и церкви Успения на Покровке. В какой-то степени филёвская церковь стала «мостиком между Москвой царя Алексея Михайловича и Северной Пальмирой императора Петра Великого».
05.

Известно, что именно эта церковь стала классическим образцом нарышкинского барокко. Название было дано потому, что именно Лев Кириллович Нарышкин строил в этом стиле свои домовые храмы в Москве, а затем, ему стали подражать многие русские аристократы.
06.

07.

В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком — там, где был двор Л.К. Нарышкина, находится церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим — для того же заказчика.
08.

Церковь Знамения на Шереметевском дворе
Храм Покрова в Филях — пятиярусный центрический храм, построенный в стиле «нарышкинского» барокко. Здание храма с четырёхлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трёх сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание («иже под колоколы») совмещает в себе зимний и летний храм и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.
09.
На первом этаже (в подклете) находился зимний (отапливаемый) храм Покрова Пресвятой Богородицы, а над ней храм Спаса Нерукотворного, который назван в благодарность за спасение Л.К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (говорят, что он молился именно перед этой иконой во время бунта укрывшись в тайнике, в то время как стрельцы убивали двух его братьев).
10.
11.
12.
13.
14.
Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году после взятия Нарвы Пётр привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма ранее украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал сам царь Пётр I… Позднее около церкви был разбит регулярный парк.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Обойдем Покровскую церковь справа…
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Сейчас мы рассматриваем фасад церкви с северо-запада.
33.
34.
До революции храм выглядел так.
35.
Фото церкви 1888 года
36.
37.
38.
Верхний храм
39.
40.
По храму село Фили было названо Покровским. Мимо церкви проходило Звенигородское шоссе (ныне Большая Филёвская улица), по которому паломники ездили в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь.
41.
42.
43.
44.
45.
Надгробная пристенная плита
Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.
Верхний храм сейчас закрыт для посещения поэтому воспользуюсь сторонними фото…
46.
Верхний храм
47.
Верхний храм
Первоначальный интерьер нижнего храма не сохранился: многое погибло во время Отечественной войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни. В верхнем этаже ими же была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).
48.
Нижний храм
В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь как ориентир для наведения орудий. Однако зажигательные бомбы врага попали-таки в него.
49.
До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая окончательно завершилась в середине 80-х годов XX века. Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е.В. Михайловский и И.В. Ильенко. В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей же открылся в 1980 году к Олимпиаде.
С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения. Первое же богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особой художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года. В верхнем же храме был оставлен музей с целью сохранения исторического памятника. 26 сентября 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов, но регулярные богослужения не возобновились. После многолетних, в том числе и судебных, споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма. В нижнем храме возобновились регулярные (по праздникам) богослужения.50.
В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Ранний иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время. Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов. На сводах храма сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.
В заключение — четырехминутный обзорный ролик о Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях:
Фото внутри церкви: raven_yellow

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *