Почему чревоугодие это грех

Содержание

Как побороть чревоугодие?

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, как я могу уменьшить свое желание в еде? Я постоянно хочу кушать. Особенно сладкое. Даже если не хочу кушать, я все равно ем. Я понимаю, что это грех, но как с ним справиться?
С уважением Инна

Возлюбленная о Христе сестра Инна! Ваше постоянное желание кушать, гипертрофированное естественное стремление всего живого к пище превратилось из природной потребности организма в страсть. И страсть эта называется чревоугодием. Вы и сами понимаете, что это ненормально и противоестественно — постоянно хотеть кушать, и тем более кушать даже тогда, когда нет и самого желания. Пища дарована нам для поддержания телесной жизни, а не для необузданного удовлетворения вкусовых вожделений. Здесь видно, что не только плоть взяла верх над разумом, но и сам разум поражен страстью и служит ей уже без явных позывов природы.
Что же делать?
Прежде всего вы должны понять, что без благодати Божией с этой бедой вам не справиться. И это значит, что вы должны не только осознавать греховность положения, но и вооружиться молитвой и терпением, просить Господа о помощи вам. Господь Милосердный поможет вам и заметит ваши старания, как заметил старания мытаря Закхея в его желании видеть Господа Иисуса Христа. Он так же простит и оправдает вас, как оправдал кающегося в храме мытаря, который не смел поднять и глаз к небу и только, бив себя в грудь, молился: «Боже, милостив буди мне грешному».
Так вот, чтобы освободить свою душу от плена чревоугодных желаний, то есть страстей, а тело обуздать, как коня, — необходимо усилие. Нужно возжелать спасения от страстей, возжелать спасения души, возжелать Христа, желать видеть Его, как хотел видеть Его Закхей, быть прощенным Им, как был прощен Богом смиренный мытарь. Тогда при свободном определении воли и при Божией помощи душа начнет побеждать в себе страстные движения. Что же касается плоти, то она, как дикий конь, должна быть приручена и объезжена постепенно и осторожно. Если взяться за дело слишком резко, то нельзя будет не только сесть на этого скакуна, но даже и подойти к нему с уздой: он вырвется и убежит и даже не подпустит к себе. Такова наша падшая природа. Все здесь нужно делать постепенно. И подойти осторожно, имея намерение обуздать. В этом заключается первоначальное волеизъявление о стяжании добродетели воздержания. Затем, накинув узду, дать время на привычку к ней. Здесь первые шаги к посильному самоограничению. Потом с великою осторожностию примерить и седло для седока. С этим при закреплении первых успехов постничества появляется возможность для большего контроля духа над телом. Когда же и с этим стерпится плоть, тогда и возсядет на нее хозяин — дух — как седок на укрощенного коня.
Постепенность и неотступность с рассуждением, начало которых — желание исполнения заповедей Христовых, — вот залог успеха в борьбе со страстями, одной из которых является чревоугодие.
Помоги Вам Бог в вашем благом намерении справиться со страстью.

Протоиерей Олег Китов г. Самара 22.02.2007

О чревоугодии

Оптинские старцы писали о страстях чревоугодия, винопития и курения, давали советы о борьбе с этими страстями.

О чревоугодии

Преподобный Лев наставлял:

«Удерживай себя от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи».

Преподобный Антоний отмечал, что сердечному умилению более всего препятствуют превозношение (величание) и многоядение:

«Аще не имаши умиления в душе – разумей: яко величание имаши в сердце твоем или многоядением побеждаешися, сии не оставляют душу умилитися».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».

Иногда старец Амвросий говаривал кратко, но метко:

«Объястливые уста – свиное корыто».

От излишнего угождения телу предостерегал и преподобный Иосиф:

«Будешь удерживать чрево от пресыщения и услаждения, а также и тело от излишнего покоя, то Господь вскоре поможет тебе более работать для души, чем для тела».

Пресыщенное чрево требует все большей пищи, но она не идет на пользу. Старец Иосиф пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано. Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Варсонофий подчеркивал, что чревоугодие ведет к многоспанию. Он советовал не есть до пресыщения:

«Сон и чрево связаны между собой. При наполненном желудке монах много спит и просыпает более положенного. Я вам говорил и говорю: кушайте досыта, но не до пресыщения. Сыты – положите ложку. А иной уже сыт, а все-таки ест да ест; глаза не сыты – это грех».

Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба – меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

Страсть винопития: как с ней бороться

Преподобный Лев писал о страсти винопития: она приносит «великое огорчение и болезнь». Также он отмечал, что для исцеления страждущего, кроме молитв за него, необходимо его собственное произволение, без чего и молитвы других людей могут быть безуспешны:

«О болезни… любезного вашего сына Z. я сердечно соболезную. Знаю, что вам и близким сердцу его приносит сие великое огорчение и болезнь. Мы по силе нашей обязываем себя молиться Господу о избавлении его от сей страсти, но надобно, чтоб было и его произвольное желание к оставлению сего и понуждение, а без того наши грешные молитвы не в силах успеть. Когда “праведного молитва поспешествует” только при чужом старании, кольми паче наша грешная молитва не может действовать без доброго произволения».

Старец так писал об участи подверженных страсти пьянства:

«Какую участь имеют подверженные сей слабости? Их постигают телесные болезни, бедственная жизнь, преждевременная старость и – смерть; а греховные поползновения, отчуждающие душу от Бога и лишающие Его благодати, – всего опаснее!.. Душа – вечна; надобно более всего о ней иметь попечение!»

Преподобный Лев объяснял, что страсть пьянства попускается за гордыню и высокоумие или «нарушение совести противу святого супружества», то есть за нарушение супружеской верности. Преподобный советовал принуждать себя к смирению и прибегать к исповеди:

«И братцу вашему от полноты сердца желаю быть избавлену от пьянственной страсти; но только сия страсть попущается или за гордыню и высокоумие, или за нарушение совести противу святого супружества, то и пренужно ему, во-первых, принудиться всевозможно смирять себя или исповедь учинить – истинно раскаяться пред искусным духовником… А потом Господь ему и поможет».

Преподобный Амвросий наставлял:

«Духовное же средство состоит в том, чтобы знакомая ваша обратила внимание на душевную тоску, от нетерпения которой повергается она немощи винопития».

Вообще Оптинские старцы обращали внимание на обязательную исповедь всем страдающим страстью винопития, так как причиной винопития часто бывает тоска душевная, а она происходит от неисповеданных грехов. Преподобный Амвросий обращал особенное внимание на то, что для борьбы со страстью пьянства необходима полная исповедь, начиная с самого детства:

«А чтобы дело это было твердо и прочно, требуется искренняя и совершенная исповедь и раскаяние за всю жизнь, начиная с 6 лет».

Также старец советовал страдающим душевной тоской и страстью винопития при появлении тоски и уныния читать с поклонами молитву и Евангелие:

«Один человек, страдавший и тоскою, и винопитием, избавился следующим образом: когда почувствует тоску, он уклонялся в тайное место и клал 33 поклона с молитвою: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного” – и тоска отступала. А когда тоска опять появлялась, опять делал то же, и таким молением при появлении тоски совершенно избавился от винопития и от самой тоски. Другой человек избавился и от тоски, и от винопития чтением Евангелия».

Старец Иосиф советовал:

«Да избавит Господь Константина от пьянства. Пусть он поговеет и Святых Таин приобщится. А потом молебен отслужит Божией Матери и усердно попросит у Нее помощи».

Борьба со страстью курения

Страдающему страстью курения преподобный Амвросий писал:

«Пишете, что вы не можете оставить табак курить. Невозможное от человек возможно при помощи Божией, только стоит твердо решитьcя оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертию. Раздражительность и тоска – это следствия болезненности души от табакокурения.

Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с 7 лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин и читайте ежедневно стоя Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет – и опять читайте Евангелие. Или вместо этого кладите наедине по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святыя Троицы».

Таким образом, все Оптинские старцы видели духовные причины чревоугодия, пьянства и курения и советовали искать исцеления частой исповедью, причастием Святых Христовых Таин, молитвой и чтением Евангелия, понуждением себя к смирению и неосуждению, следованием заповедям Божиим.

>Разбор по буквам:

  • 1-я буква О
  • 2-я буква Б
  • 3-я буква Ж
  • 4-я буква О
  • 5-я буква Р
  • 6-я буква А
  • Варианты вопросов:

    • «Желудок на ножках»
    • Безмерный едок
    • Бытовое название чревоугодника
    • Всем гурманам гурман
    • Выдающийся едок
    • Гаргантюа
    • Гурман без тормозов
    • Гурман, рискующий лопнуть
    • Едок без меры
    • Едок без ограничения
    • Едок, которому всегда охота
    • Едок, совершающий смертный грех за столом
    • И пр. см. обжирать
    • Любитель кулинарии
    • Любитель набить брюхо
    • Любитель покушать, у которого не работают тормоза
    • Не знает меры в еде
    • Ненасытный «утилизатор» пищи
    • Ненасытный гурман
    • Ненасытный едок
    • Ненасытный любитель покушать
    • Ненасытный малый
    • Ненасытный рот
    • Ненасытный, прожорливый человек
    • Неуемный любитель кулинарии
    • Неумеренный в еде человек
    • Робин Бобин Барабек как едок
    • Робин Бобин Барабек как поглотитель пищи
    • Роет могилу своими зубами
    • Сказка Корнея Чуковского
    • Совершающий грех за столом
    • Ударник чревоугодия
    • Человек, который роет себе могилу собственными зубами
    • Человек, ложкой роющий себе могилу
    • Человек, роющий себе могилу собственными зубами
    • Чревоугодник
    • Чрезмерный едок
    • Ненасытный «утилизатор» пищи
    • «желудок на ножках»


    >»Желудок на ножках»

    Главная

    Ответ: ОБЖОРА

    Подходит?

    Задать другой вопрос:

    1-я буква О; 2-я буква Б; 3-я буква Ж; 4-я буква О; 5-я буква Р; 6-я буква А;

    • едок без меры
    • робин Бобин Барабек как поглотитель пищи
    • любитель набить брюхо
    • безмерный едок
    • человек, ложкой роющий себе могилу
    • ненасытный любитель покушать
    • гурман, рискующий лопнуть
    • робин Бобин Барабек как едок
    • любитель кулинарии
    • человек, который роет себе могилу собственными зубами
    • «Желудок на ножках»
    • ненасытный едок
    • гурман без тормозов
    • «желудок на ножках»
    • неумеренный в еде человек
    • и пр. см. обжирать
    • ударник чревоугодия
    • ненасытный гурман
    • гаргантюа
    • ненасытный «утилизатор» пищи
    • неуемный любитель кулинарии
    • едок, совершающий смертный грех за столом
    • совершающий грех за столом
    • ненасытный «утилизатор» пищи
    • выдающийся едок
    • чрезмерный едок
    • ненасытный, прожорливый человек
    • едок, которому всегда охота
    • сказка Корнея Чуковского
    • не знает меры в еде
    • всем гурманам гурман
    • чревоугодник
    • ненасытный рот
    • едок без ограничения
    • роет могилу своими зубами
    • любитель покушать, у которого не работают тормоза
    • бытовое название чревоугодника
    • человек, роющий себе могилу собственными зубами
    • ненасытный малый

    Как бороться с чревоугодием?

    Здравствуйте!
    Мне 18 лет. У меня ужасная проблема. Хожу в церковь с 11, почти с 12 лет и было все нормально, пока не начала борьбу со страстями. Где-то год назад я начала бороться с чревоугодием.

    Я начала кушать редко, отказалась от лакомств. И тогда весела 52–55 кг (рост 173), потом стала весить 50, начали выпадать волосы, пропали силы, пропали месячные, обратились с мамой к врачу, врач сказала — набрать вес. В общем сейчас я вешу 45–48 (от зависимости того, сколько кушаю). И мама и врач говорят, что надо больше кушать, набрать вес. А у меня что-то в голове перевернулось. Например я поела, думаю что-то я не наелась, съем ещё банан. Ем и прислушиваюсь, как бы не переесть. Потом через несколько минут чувствую тяжесть в желудке: все, думаю, переела. Или была голодная, съела 5 пряничков из 10 (маленьких, а не больших) и совесть сразу очень начала мучить: лакомство и жадность. И так всегда. И вот переем (как мне кажется) и это мучает меня несколько дней. И я очень прислушиваюсь всегда: действительно ли я хочу кушать, не переела ли? И из-за этого мамочку всегда расстраиваю. Она говорит что надо кушать больше, что это просто смешно, что я говорю, что у меня чревоугодие. И всегда на исповеди я начинаю все перечислять: переела, лакомство, ела, когда не хотела, была недовольна пищей, выбирала вкусное и т.д. В общем я совсем запуталась, не знаю или я сама придумала себе эти грехи или это правда. Как то непонятно. Я запуталась. И даже страшно идти на исповедь, что опять у меня такая длинная исповедь и все одно и тоже. А я не знаю. Это надо недоедать и ничего вкусного не есть, чтобы не было этих грехов. Что мне делать? Неужели это действительно надо перечислять на исповеди, потому что если я не скажу, совесть будет мучить, что я скрыла что-то. В общем я сама себя так замучила, что просто не знаю что мне делать.

    Спаси вас Господи!
    Виктория.

    Чревоугодие

    (31 голос: 4.4 из 5)

    • Страсть чревоугодия и борьба с ней прот. Сергий Филимонов
    • Чревообъедение свящ. Павел Гумеров
    • Страсть чревоугодия свящ. Сергий Дергалев
    • О страсти чревоугодия архимандрит Рафаил (Карелин)
    • О борьбе со страстью чревоугодия Г.И. Шиманский
    • О духе чревобесия прп. Иоанн Кассиан Римлянин
    • Чревоугодие Энциклопедия изречений

    Чревоуго́дие – пристрастность к еде, проявляющееся либо в обильном потреблении пищи (объядениях), либо в чрезмерной избирательности по отношению к пище, чрезмерном услаждении её вкусом (гурманстве). Cтрасть «чревоугодие» выделяется в числе восьми особых греховных страстей.

    Частным следствием чревоугодия может быть тайноядение, нарушение постовИногда чревоугодие называют гортанобесием. Формами чревоугодия являются наркомания и пьянство.

    Чревоугодие – нарушение второй заповеди, один из видов идолопоклонства. Так как чревоугодники возвышают чувственное удовольствие, то, по слову апостола Павла «их бог – чрево» (Флп. 3:19), т.е. чрево – их кумир, идол.

    Противоположностью чревоугодия является добродетель воздержания.

    Формы проявления чревоугодия:

    1)влечение к потреблению чрезмерно большого, неоправданного физиологически количества пищи;

    2)чрезмерное влечение к особого рода пищевым изыскам, к гурманству;

    3)чрезмерное влечение к застольям и пиршествам;

    4)чрезмерное влечение к алкоголю, пьянство;

    5)чрезмерное влечение к определенного рода пищевым продуктам (сладкому, печеному, ароматизированным газированным напиткам, шоколаду и пр.);

    6) нарушение постов;

    7) тайноядение.

    Возможные последствия чревоугодия:

    Последствия чревоугодия могут сказываться как на духовном, так и на физическом здоровье человека.

    В духовном отношении страсть чревоугодия опасна тем, что служит причиной формирования ряда прочих греховных страстей, таких, например, как уныние, блуд.

    Одна из разновидностей чревоугодия, пьянство, может способствовать совершению самых разнообразных преступлений против Бога и ближнего (лжи, сквернословия, святотатства, богохульства, раздоров, вражды, воровства, насилия, грабежей, разбоев, убийств).

    Будучи не уврачеванной, страсть чревоугодия низводит верующего до уровня идолопоклонника (Флп.3:19). Алгоритм такого падения хорошо раскрыт Моисеем на примере Израиля: «И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Втор.32:15).

    В отношении физического здоровья чревоугодие может приводить к серьёзным функциональным расстройствам телесных органов и систем; к тяжелым заболеваниям.

    В Священном Писании чревоугодие обозначено как один из наиболее вредоносных плотских грехов.

    Так, Книга Исхода отмечает, что привязанность сынов Израиля к вкусной и сытной пище до того затмевала их разум, что однажды, утратив возможность есть досыта, они не только дерзнули на ропот, но и принялись воздыхать о хотя и рабской, безбожной, но зато вполне сытой жизни в Египте (Чи.11:4-6). Впоследствии пророк Иезекииль поставил чревоугодие в один ряд с гордостью и праздностью (Иез.16:49). Иисус, сын Сирахов, счёл нужным отметить, что от злоупотребления яствами бывает бессонница, рези в животе и даже холера (Сир.31:23). Наконец, Спаситель прямо заповедовал апостолам воздерживаться от объедения и пьянства (Лк.21:34).

    Добродетели, противоположные чревоугодию:

    Воздержание, постничество.

    Методы борьбы:

    Методы борьбы с чревоугодием могут включать как духовные, аскетические, так и психологические средства.

    Поскольку всякий грех может быть преодолен не иначе как с помощью Божьей, постольку понятно, что на первом месте должна стоять молитва и покаяние. Кроме того, важную роль здесь играет мобилизация воли, смирение, богоугодный труд, самодисциплина.

    В качестве частных приёмов уместно обозначить следующие: стараться, насколько возможно, придерживаться правильного рациона питания (употреблять более или менее простую пищу); покидать трапезу прежде полного насыщения; составить режим питания и стремиться его исполнять; избегать лишних застолий; соблюдать установленные Церковью посты; воздерживаться от алкоголя.

    См. раздел: ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ – ЦЕЛЬ ИЛИ СРЕДСТВО?

    >Страсть чревоугодия и как с ней бороться по учению святых отцов

    Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Итак, употребление одежд пусть непрестанно напоминает нам о потерянных благах и о том наказании, которое постигло человеческий род за преслушание» .

    Преп. Максим Исповедник

    Что говорит Библия о том, разрешил ли Бог людям есть мясо?

    Итак, чем питался человек после изгнания из Рая?

    Источники и литература

    1. http://azbyka.ru/shemy/vosem strastei.shtml

    2. http://livelymeal.ru

    3. Библия.

    4. Священник Михаил Шполянский. Как приготовиться к исповеди и причастию. Практическое пособие для православного христианина. – М.: Отчий дом, 2008. – 128 с.

    5. Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Медицина, 1985. 544 с. ил.

    6. Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии. Пособие для студ. мед. и биол. спец. вузов. Под ред. Н.А. Агаджаняна. –М.: Высшая школа, 1987. – 351 с., ил. (на стр. 102).

    7. Уголев А. М. Естественные технологии биологических систем. – Л. : Наука, 1987. – 317 с.

    8. Уголев А. М. Теория адекватного питания и трофология. – Л. : Наука, 1991. – 272 с.

    9. Святитель Игнатий Брянчанинов. Жизнеописание. Аскетические опыты. Книга первая. (Серия «Наследие руского святителя»). – М.: Благовест, 2011. – 608 с.

    style=»text-align: justify;»>Эта страсть нарушает заповедь из Евангелия от Луки: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством…» (Лк.21:34).

    Никогда не отчаивайтесь! Смотрите «Результаты» «ДО» и «ПОСЛЕ» терапии.

    ВАЖНО! Самые лучшие результаты лечения получены пациентами, получавшими «Духовно ориентированную терапию кожных больных».

    АННОТАЦИЯ

    Книга: «Псориаз и другие кожные заболевания. Терапия, диета, рецепты блюд» написана, в связи с неоднократными обращениями больных псориазом к автору с просьбой издать руководство, позволяющее объективно изучить их болезнь, выстроить безопасную и полезную для здоровья систему лечебных мероприятий, ведущую к победе над серьёзным, мучительным недугом.

    Автор видит причину происхождения псориаза в генетической предрасположенности человека, состоянии его нервной системы и кишечника. Проявления псориаза на коже человека автор расценивает, как попытку организма избавиться от нервного напряжения, внутренних и внешних токсинов. Это своеобразный сигнал «SOS!», фиксируемый кожей, исходящий от внутренних органов, в связи с нарушением равновесия между здоровьем и болезнью. Сигнал посылается хозяину. Цель сигнала — устранение заболевшим человеком причин приведших к этим изменениям. Без понимания происходящего и правильного мышления пациента эта цель недостижима.

    Подробно описана терапия, лечебное питание для больных псориазом и другими дерматозами, даются рецептуры приготовления блюд. Книга предназначена для больных псориазом, дерматологов, микологов, врачей общей практики, педиатров, терапевтов, студентов медицинских вузов, училищ.

    Предупреждение автора. Эта книга, кроме справочного материала, является источником информации о результатах, полученных моими пациентами и основана на моих исследованиях. Она не может быть использована для самодиагноза или самолечения. Консультация с врачом до осуществления любого лечебного воздействия абсолютно необходима.

    РЕКОМЕНДОВАННЫЕ СТАТЬИ, ФИЛЬМЫ, АУДИО ЛЕКЦИИ, ЛИТЕРАТУРА

    Если Вы хотите познать истинное положение дел в медицине и знать какой опасности подвергается Ваша жизнь, пожалуйста ознакомьтесь со статьёй «Горькие плоды врачебных ошибок» в разделе «Школа больного».

    Визуальное «Евангелие от Иоанна» это кинокартина, которая была слово в слово перенесена из Библии. История жизни Иисуса, описанная его учеником Иоанном, это 3-х часовое повествование переносит зрителя в древний мир, тщательно и скурпулезно воссозданный, включая оригинальный саундтрек, наполненный звуками инструментов из того времени. Картина точно следует тексту «Евангелие от Иоанна», не добавляя ничего из других евангелий и не пропуская сложных моментов.

    Если Вы ещё не видели фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы» обязательно посмотрите его.

    Фильм «Страсти Христовы» о последних двенадцати часах жизни Иисуса из Назарета. Действие начинается в Гефсиманском саду, куда Иисус пришел помолиться после Тайной вечери. Иисус сопротивляется искушениям, которым подвергает его сатана. Преданный Иудой Искариотом, Иисус арестован. Его приводят назад в Иерусалим, где предводители фарисеев обвиняют его в богохульстве, и суд над ним завершается смертным приговором…

    Если Вы хотите увидеть уникальные кадры, снятые очевидцами, как ангелы забирают душу праведного человека, услышать свидетельства людей, побывавших на «том» свете, посмотрите фильм Галины Царевой «Память смертная».

    Причины греха чревоугодия или «Как победить обжорство»?

    Толстяки живут меньше, но едят дольше.

    Станислав Ежи Лец

    В русском языке мало слов, описывающих этот порок, и главным из них является обжорство — то есть «неумеренность и жадность в еде». Ранее в ходу было еще одно слово – чревоугодие, однако оно явно устарело, и применяется все реже, тем более, что обозначает абсолютно то же явление. Суть его состоит в том, что человек ест гораздо больше, чем ему требуется для поддержания жизнедеятельности, причем слабо контролирует этот процесс на сознательном уровне или же получает от него такое удовольствие, что даже не хочет себя контролировать, а просто ест и ест – пока еда влезает в желудок.

    Некоторые диетологи называют обжорство «синдром пищевых эксцессов», подразумевая, что на такого человека время от времени нападает непреодолимое желание есть все подряд, а затем его сознание «входит в норму» и он раскаивается в содеянном.

    По данным статистики, жертвами этого греха стали более 4 миллионов американцев, которые едят гораздо больше нормы и обладают повышенным весом. Сколько обжор у нас в стране – дело темное, так как никто их серьезно не считал, но обилие клиник, которые занимаются снижением веса, показывает, что проблема тоже стоит остро, хоть и не так сильно, как в Америке. Как то я оказался в огромном аквапарке у Ниагарского водопада, и был шокирован огромным количеством толстяков. Уж не знаю, какой национальности они были (там были и канадцы, и американцы и мексиканцы и афроамериканцы), но вес многих отдыхающих был явно выше центнера. Родственник, с которым я проводил время в аквапарке, сказал, что повышенный вес чаще всего свидетельствует о низком уровне доходов, так как бедные слои населения вынуждены покупать себе дешевую и калорийную еду, и только состоятельные люди могут позволить себе покупать салаты и регулярно посещать фитнес-клубы – и таким образом, контролировать свой вес в пределах разщумного. Трудно точно определить уровень смертности, вызванной чревоугодием, так как чрезмерное потребление пищи стимулирует развитие различных заболеваний пищеварительной, сердечно-сосудистой, выделительной и опорно-двигательной системы, однако, многие исследователи показали убедительную связь между избыточным питанием и сокращением продолжительностью жизни людей.

    Итак, под обжорством мы будем понимать жадное и избыточное поглощение именно пищи. Каковые причины этого явления? Оказывается их множество, и лежат они на физиологическом, генетическом и психологическом уровне.

    Физиологическая основа обжорства – чувство голода, которое возникает при нехватке питательных веществ в крови. Когда в крови становится мало глюкозы, специальные чувствительные датчики возбуждают «центр голода», расположенный в гипоталамусе, который в свою очередь, посылает сигналы в кору мозга, включая программу по добыванию пищи. Эта реакция закреплена на генетическом уровне, так как наши предки периодически голодали, и им нужно было наедаться впрок, чтобы не умереть. Однако для этого древнему человеку приходилось изрядно побегать по полям и лесам, чтобы добыть себе пищу, в то время как нашему современнику достаточно открыть дверцу холодильника или заглянуть в ближайшую закусочную.

    В первобытные времена голод был нужен, так как не только сообщал человеку, что его «топливный бак» пуст, но и стимулировал нашего предка к двигательной активности. «Больше побегал – больше поймал», — таков был девиз эволюции, замененный в наше время на другой – «Плотней поужинал – дольше поспал». В результате современный человек получает энергию, почти не расходуя калорий на ее добывание, а в итоге – набирает вес и получает дурную привычку к избыточному питанию.

    Получается, что поглощение пищи при голоде необходимо для выживания, в то же время переедание – серьезная болезнь, который укорачивает жизнь и ухудшает ее качество. Кто же поможет нам отличить первое от второго? Врачи? Диетологи? Гомеопаты? Ответ будет простым и обескураживающим: Только ваш собственный организм, только голос вашего подсознания, не замутненный «научными теориями» и советами «знатоков».

    Сколько бензина нужно автомобилю для преодоления 100 км дороги? На данный вопрос любой водитель уточнит: «О каком автомобиле идет речь?». Малолитражке «Матису» хватит 4 литров, а КАМАЗу не хватит и 15. И потом, по какой дороге они будут ехать, и с какой скоростью? По асфальтовому шоссе или по ухабам проселочной дороги? Точно так же и разным людям требуется разное количество пищи – в зависимости от их массы, обмена веществ, темперамента и роду деятельности. Например, человек с повышенной функцией щитовидной железы может съедать в два раза больше пищи, чем человек с гипофункцией, а вес набирать не будет. Поэтому подсказать правильный ответ может только сам организм – если его внимательно слушать и распознавать его знаки.

    Психологических причин обжорства может быть очень много. Перечислим хотя бы часть из них:

    1. Оно может являться реакцией на стресс, скуку, плохое настроение, меланхолию, тревожность – и что-то еще. В этом случае человек как бы «заедает» не решаемые проблемы, компенсируя плохое настроение положительными эмоциями от принятия пищи. Еда становится навязчивой привычкой, то, что психиатры называют компульсивным поведением.
    2. Обжорство может являться реакцией на длительное воздержание от пищи в связи с соблюдением диеты или добровольного отказа от пищи по религиозным или косметическим причинам. Например, наши предки широко отмечали Масленицу, предаваясь самому настоящему обжорству, поглощая в огромных количествах блины с всевозможными начинками, после начинался Великий пост и они голодали, а на Пасху снова наедались вволю.
    3. Избыточное питание может быть вызвано примером родителей, стиль жизни которых копируется детьми с самого раннего возраста. Привычный стиль питания в семье определяет, какую пищу и в каком количестве будут употреблять люди, ставшие взрослыми. Как говорит известный эксперт в области снижения веса Михаил Гаврилов «самое неприятное в этой ситуации – дети, которые обычно копируют поведение своих родителей, не слова или лозунги, а именно поведение».

    Чем плохо следовать греху обжорства

    Христианская религия отрицательно относится к обжорству, и это негативное отношение к людям, злоупотребляющим пищей, можно обнаружить в Библии. Мудрейший Соломон говорил: «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище». (Притчи 23:20-21.) Еще более отрицательно относились к обжорству апостолы, которые призывали своих последователей ограничить прием пищи и больше предаваться постам и молитвам. Об этом писал Лука: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Евангелие от Луки 21:34).

    Негативные последствия чревоугодия для здоровья, психики и социальной жизни затрагивают не только верующих, но и атеистов. Само по себе переедание, если оно не мешает человеку, не опасно. Однако люди с этим расстройством обычно переживают из-за своих перееданий, их мучает постоянное чувство стыда и вины, и на этой почве они подвержены риску депрессии из-за заниженной самооценки. Они чаще, чем другие, подвергаются стрессам, у них часто возникают трудности со сном, а некоторые из «обжор» имеют склонность к суицидальным мыслям. Такие люди часто чувствуют себя плохо, и из-за этого они теряют или отказываются от работы, учебы, активной социальной позиции.

    Чувство вины у людей, уступивших своему желанию наесться до отвала, обычно сопровождаются клятвами никогда не делать этого снова. Но потом наступает очередной праздник, день рождения, или человек проходит мимо соблазнительной витрины мясной лавки или кондитерского магазина – все начинается сначала – потеря контроля над стремлением съесть побольше, а затем — чувство вины и новые клятвы.

    Такие повторяющиеся циклы обжорства и самобичевания могут нарушить самоуважение из-за отсутствия «силы воли», но дело вовсе не в силе воли, а в комплексном характере психологических, эмоциональных и физиологических потребностей, толкаемых человека к обжорству. Избавиться от этой навязчивой привычки можно, только поняв ее психологические корни и перестроив свои поведенческие привычки.

    Как другие люди эксплуатируют ваш грех

    Существует целая индустрия бизнеса, эксплуатирующая грех обжорства. В первую очередь, это система фаст-фуда (быстрого питания), которая работает под лозунгом «Быстро. Дешево. Калорийно». Жареная в растительном масле картошка, котлета с булочкой + большой стакан колы – все это – классический пример «неправильной пищи», которая, тем не менее, пользуется спросом у населения, так как позволяет быстро пополнить энергетические запасы организма в условиях спешки большого города. К сожалению, негативные последствия подобного питания не видны сразу, и поэтому не пугают человека, и он обычно не связывает избыточный вес, больную печень, плохую кожу или запоры со своим пристрастием к гамбургерам и картошкой фри.

    Второй бизнес, эксплуатирующий этот грех – современные супермаркеты, куда категорически не рекомендуется ходить на голодный желудок. Если человек пренебрегает этой рекомендацией, то при виде разнообразной пищи в красивых упаковках начинает интенсивно перекладывать ее в свою корзинку, и в результате покупает гораздо больше продуктов, чем ему необходимо. А дома все это приходится есть – не пропадать же доброму!

    Третий бизнес – рестораны. Вообще-то в нашей стране люди чаще заходят туда не для того, чтобы наесться досыта, а по другим причинам: на деловой обед, романтическое свидание, торжество и т.д. И здесь задача персонала – разжечь аппетит клиента так, чтобы он заказал побольше блюд. В ход идет красивая сервировка, красивые названия блюд, изысканные деликатесы, приправы и специи, ласкающие и возбуждающие обоняние, обходительность метрдотеля и официантов.

    Стратегия борьбы и общий психологический настрой

    В настоящее время существует несколько видов психотерапии компульсивного переедания: когнитивно-поведенческая терапия, межличностная психотерапия, телесно-ориентированная терапия, групповая психотерапия (группы поддержки) и т.д. Некоторым людям приходится использовать медикаментозное лечение, например, антидепрессанты или ряд препаратов, снижающих эмоциональные вспышки. Иногда, люди с расстройствами питания, страдающие ожирением, прибегают к хирургическому вмешательству для того, чтобы хирургически удалить лишний жир (липосакции). Безусловно, таким образом, они уменьшают вес тела, но это не решает их внутренних проблем, из-за чего их избыточный вес через некоторое время вновь возвращается.

    Важно знать, что «лечение» греха обжорства нужно начинать не с принудительного уменьшения пищевого рациона, а с психологического настроя, иначе борьба с этим пороком будет сущим мучением и приведет к разрастанию внутреннего конфликта. Если вы заметили, что начали набирать вес, причем эта тенденция отмечается в течение нескольких недель, первым делом нужно выработать правильную стратегию и тактику борьбы с вредной привычкой. Прежде всего, нужно понять, что с вами происходит. Почему вы стали есть больше или двигаться меньше? Может быть, это сигналы вашего подсознания, что «не все прекрасно в датском королевстве», и вы таким образом «заедаете» свои межличностные или деловые проблемы, которые не можете решить или обесценить?

    Часто бывает так, что как только человек решает свои проблемы, вес тут же приходит в норму. Однако, к сожалению, бывает и иначе – если стресс был слишком продолжительным, человек настолько привыкает к своему повышенному аппетиту и лишнему весу, что даже после решения свои проблем продолжает питаться по старому – то есть употребляет больше пищи, чем ему необходимо для поддержания энергетического баланса. Поэтому обучение способности преодолевать стрессы часто помогает уничтожить «корень зла», а нахождение в жизни иных радостей, кроме обильного питания, позволяет человеку получать положительные эмоции другими способами (спорт, секс, общение, хобби).

    Например, Аллен Карр предлагает свой способ победить обжорство – путь наслаждения здоровым образом жизни. Он предлагал не думать о том, как тяжело переносить воздержание от пищи, а сосредоточиться на том, как замечательно быть стройным, здоровым и активным. Придумав этот способ похудения, Карр так характеризовал его: «Это не диета. Цель «простого способа» — не заставить вас терять вес, а помочь вам наслаждаться жизнью!». А вот какие советы дает обжорам доктор Алексей Гаврилов – автор своей методики снижения лишнего веса, проверенной на практике в течении последних двадцати лет:

    • Разделять понятия голод и аппетит, так как к избыточному весу приводит именно повышенный аппетит.
    • Распознавать и адекватно реализовывать отрицательные эмоции, которые человек ранее пытался компенсировать избыточным питанием.
    • Найти новые способы получения удовольствия, помимо вкусной еды.
    • Научиться больше любить и уважать себя.
    • Четко осознать, ради чего будет худеть человек, и что он получит, когда избавится от лишних килограммов.
    • Сформировать полезную привычку следить за своим весом и контролировать количество потребляемой пищи.

    Подробнее о различных подходах к психологическому преодолению обжорства мы поговорим в следующей статье, а пока желаю вам есть все, что вы хотите — но в меру. Главное – не отказывайте себе в качестве пищи, ограничивая только ее количество. Диета как ограничение – глупость (если нет специфической болезни). Есть можно все, только маленькими кусочками, смакуя вкус пищи.

    И найдите еще дюжину новых способов получать удовольствие от жизни, помимо еды. Например, если мне предложить выбор: хороший шашлык или часовую прогулку на роликах по парку (не говоря уже о виндсерфинге), то я выберу последний вариант. И не потому, что боюсь потолстеть, а потому что быстрая езда доставляет мне больше удовольствия, чем шашлык.

    Но… когда организм говорит мне, что в нем не хватает белков, то я иду на кухню запекать карбонат и без сомнения впиваюсь зубами в приготовленный кусок мяса – потому что научился слушать свое тело. Чего и вам желаю

    (Статья написана по материалам моей книги «Семь смертных грехов или Психология порока», АСТ, 2009)

    Так как зависимость от еды — явление психологическое, то возможно, что вам будет интересно узнать о принципах работы мозга, которые я описал в своей новой книге «Как работает наш мозг»

    Чревоугодие. Обжорство. Культ еды. (ЕГЭ по русскому)

    Чем опасно чревоугодие? Над этим вопросом ФИО предлагает задуматься современному читателю.

    Автор раскрывает проблему, рассказывая о …

    Позиция автора ясна: неумеренность и жадность в еде доводит человека до скотского состояния.

    Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что чрезмерная увлеченность пищей, впрочем, как и любая другая чрезмерная увлеченность, до добра не доводит.

    Мы не должные относиться к еде как к единственному источнику удовольствия; пища должна приносить насыщение и здоровье, но не вред душе и телу человека.

    Однако главной заботой обитателей Обломовки из романа И.А.

    Гончарова «Обломов» является выбор, что бы такое приготовить? Из-за отсутствия каких-либо развлечений забота о еде переходит в разряд постоянных. При этом блюда выбираются обильные, жирные, выпекаются пироги каких-то невероятных размеров. Немудрено, что после подобных трапез богатырский сон сваливает жителей Обломовки. Стоит ли удивляться, что подобное воспитание вырастило из подвижного Илюши бесполезного лежебоку Обломова?

    Обжоры борются с едой, не щадя живота своего. Так, Собакевич из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя весьма озабочен своим меню. Он как животное, может за раз съесть целиком гуся, барана или свинью. Его обжорство ничего, кроме недоумения и брезгливости, не вызывает.


    Становится понятно, что единственная радость в жизни персонажа — услаждение и наполнение желудка. Личность Собакевича, как и других помещиков, омертвела, душа задавлена плотью.

    Мотив разрушенной души, поддавшейся чревоугодию, прослеживается м в романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова. Обильное меню ресторана «У Грибоедова» показывает, что писателям МАССОЛИТа важно только телесное насыщение, а духовного в них не так уж и много: именно поэтому Мастер не может попасть в их общество.

    Да и с детства умные родители учат детей, что переедать вредно, на примере стихотворения Корнея Ивановича Чуковского «Робин Бобин Барабек», в котором главный герой съел немыслимое количество съедобных и несъедобных вещей, а потом жаловался на боль в животе.

    Таким образом, жизнь — это не еда, а еда — лишь вспомогательное средство жизни. Не стоит превращаться в обжору, поскольку помимо явных физических, гарантированно образуется и психологические проблемы.

    Объядение

    Объядение — это страсть, побуждающая нас пресыщаться, есть и пить больше, чем нуждается наше тело для поддержания сил. Святые отцы Церкви, а особенно святой Иоанн Златоуст, свидетельствуют, что объядение и чревоугодие суть тяжкий грех. Эта истина подтверждается и историей человеческого рода: пресыщение изгнало Адама из Едема, вызвало всемирный потоп, израильтян сделало язычниками, подтолкнуло людей к совершению тьмы тем других злодеяний.

    {60}

    Объядение — это врата, через которые проходят многие страсти и грехи, первым из которых, как мы уже упоминали в соответствующей главе, является блудодеяние. Итак, кто одолеет объядение, тот с легкостью сможет в дальнейшем победить и питающиеся им страсти.

    В грех объядения человек может с легкостью впасть, поглощая пишу чаще, чем необходимо, и раньше надлежащего времени, съедая и выпивая больше необходимого, вожделея дорогих и редкостных блюд, поглощая пищу алчно и ненасытно, и, наконец, когда чревоугодие становится его основной заботой, он тратит огромное количество драгоценного времени на гастрономические хлопоты.

    Объядение не является смертным грехом в случаях, когда речь идет о простом чревоугодии, то есть когда человек предпочитает вкусные и изысканные блюда, не соблюдает режим вкушения пищи, время от времени потребляет больше необходимого и так далее. Смертным же он становится, когда, во-первых, вводит в искушение ближнего. Во-вторых, когда человек знает, что вкушаемая пища причинит ему вред (например, вызовет серьезную болезнь), но все же не сдерживает себя. В-третьих, когда тратит очень много средств на дорогую пищу, тогда как ближний лишен самого необходимого. В-четвертых, когда в отсутствие существенной опасности для своего здоровья не соблюдает установленные Церковью посты. Но если бы даже объядение не являлось смерт

    {61}

    ным грехом, мы все равно обязаны были бы с ним бороться, потому что оно наносит вред нашему телу.

    Общеизвестно, что чревоугодники и алкоголики истребляют свое здоровье, вредят организму и приближают смертный час. Напротив, воздержание в пище способствует сохранению крепкого здоровья, сил и жизненной активности до самой старости.

    Несомненно, здоровье души имеет куда большую ценность, нежели здоровье тела. Но именно последнему объядение и наносит непоправимый вред, ибо, как мы уже сказали, оно порождает множество других страстей. Чтобы избавиться от этого недостатка, возьми на вооружение нижеследующее.

    Во-первых, подумай, какую тяжесть и страдания причиняет желудку переедание насыщенных приправами и жирами блюд и как коротко наслаждение ими, длящееся ровно столько, сколько еда находится во рту. Как только она проходит в гортань, исчезает всякий след вкуса и наслаждения. Скажи мне, из стольких пиршеств, праздничных столов, на которых ты присутствовал, из испробованных тобой деликатесов и сладостных вин что у тебя осталось? Конечно же, ничего. Ел ты их, не ел — результат один и тот же. Поэтому, когда помысл или зародившееся желание подталкивают тебя к греху объядения, обмани их той мыслью, что ты уже поел и попил и наслаждение ими уже прошло.

    {62}

    И действительно, если сегодня вечером ты наслаждался различными изысканными блюдами и напитками, а какой-то бедняк или аскет провел этот день на одном хлебе и воде, скажи мне, завтра утром будет ли между вами разница в ощущении вкуса? «Нет», — ты ответишь, и правильно. Однако я добавлю, что между вами все же будет разница — разница в душевном состоянии, потому что не только желудок твой будет тяжел, но и душа твоя будет отяжелена пиршеством. У того же и желудок будет легким, и душе будет польза, ибо он стяжает вознаграждение за бедность и подвижничество.

    Во-вторых, никогда не забывай об ущербе, причиняемом тебе этой страстью: о потере времени и труда, провоцируемых ею болезнях, нерадении к духовному деланию и, сверх всего — вечном голоде и жажде, которые ожидают тебя после смерти. Ведь Господь недвусмысленно сказал: Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете (Лк. 6,25). Памятуй также о том великом пиршестве, предвозвещенном Самим Христом (см.: Лк. 14, 16–24), на которое мы все позваны. Если жаждешь попасть и насладиться превеселой и трижды благословенной небесной вечерей, конца которой не будет в век и век, препояшься ныне воздержанием, и оно обеспечит тебе все необходимые пред- посылки для участия в этом небесном пиршестве. Поистине блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! (Лк. 14,15).

    {63}

    И, наконец, в-третьих, не забывай пример нашего Избавителя, когда Он сорок дней постился в пустыне, после чего посрамил диавола (см.: Мф. 4, 1—11). А сколько святых совершали поразительные чудеса и изгоняли из людей бесов?! Все это благодаря молитве и посту!.. Эту истину подтвердил и Сам Господь, говоря, что род бесовский изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21).

    Необходимо знать и следующее, что постящийся и воздерживающийся от еды и питья с ропотом и нежеланием не вознаграждается. Истинно трудящийся над воздержанием — весел и жизнерадостен. Все его существо наполняют умиление и веселье. Делает он это с готовностью, ибо знает, что получит от этого пользу и щедрое воздаяние. Кто же постится ради человеческой похвалы, тот никогда не достигнет цели воздержания, которой является слава Божия.

    Больше, нежели чрезмерного потребления пищи, бойся пресыщения напитками, потому как вино, водка и другие спиртные напитки отуманивают разум и возбуждают плоть. Опьяневший человек теряет контроль над своими действиями, делается игрушкой в руках людей и бесов и невольно может дойти до преступления. Таким образом, хранить себя от потребления алкоголя необходимо всем жаждущим спасения души, но прежде всего людям молодым, клирикам и монахам.

    Чревоугодие в православии занимает первую ступень в списке смертных грехов. Почему Церковь так строго судит повышенную потребность человеческого организма в питании? Если Бог дает яства и питье для поддержания во здравии тела, храма Божьего, а человек с благодарением Всевышнему принимает пищу, то почему чревоугодие грех? Об этом далее в статье.

    Чем отличается обычное принятие пищи от чревоугодия

    Принимая здоровую пищу каждый день, сообразуясь с постами и ограничениями, установленными Церковью, да еще делая это в кругу семьи и друзей, мы укрепляемся не только телесно, но и душевно. Некоторые священники называют принятие пищи христианами в совместной молитве благодарения продолжением Литургии.

    После вознесения Иисуса, в ожидании схождения Утешителя, Духа Святого, первые поклонники Христа ежедневно собирались все вместе для вечеров любви, проводя время в принятии пищи и воспоминаниях о земной жизни Христа.

    В обычном принятии пищи и небольшого количества вина нет греха, если при этом соблюдается мера. Как определить грань, много или достаточно? Где пределы обжорства и нормального количества еды?

    Еда не может быть грехом, грешным становится отношение к ней.

    Апостол Павел в послании Филиппийцам дал четкое определение чревоугодникам, написав, что чрево стало их богом, которому обжоры поклоняются, ставя еду на первое место в своей жизни. (Фил. 3:19)

    Грех чревоугодия

    Чревоугодие относится не только к пище, под это определение попадают несколько позиций:

    • чрезмерное принятие пищи;
    • упивание вином и другими спиртными напитками;
    • принятие пищи втайне;
    • несоблюдение воздержания во время постов;
    • сладкоедение в больших количествах.

    К угождению плоти относится пьянство, наркотики, табак, для некоторых при этом сразу меркнет грех злоупотребления едой. Однако все это является пороками греховной страсти, зависимости, которая управляет человеком, не давая ему избавиться от греха самостоятельно.

    Вино само по себе не грех, оно веселит сердце (Псалом 103:15) и способствует пищеварению (1 Тим.5:23), но при чрезмерном употреблении заканчивается распутством. (Ефес. 5:18).

    Важно! Библия предупреждает, что зависимые от еды, алкоголя и других пагубных привычек грешники в Царство Божье не войдут. (1Кор. 6:10).

    Церковь разделяет чревоугодие на два подвида:

    1. При чревобесии угодник уже не обращает внимания на качество и разнообразие принимаемых продуктов, для него главное впихнуть в себя как можно большее количество еды.
    2. Гортанобесие захватывает в свой плен более изысканных грешников, которые буквально поклоняются гурманству, создавая культ некоторых продуктов.

    При гортанобесии человек готов выложить любые деньги и потратить время на приготовление любимого блюда, невзирая на бедность, нужды других людей или пост.

    По словам священников, порой из-за угождения своему чреву рождаются страсти или блудливая похоть. Преподобный Нил Синайский сравнивает целомудрие при чревоугодничестве с соломой, пожираемой огнем.

    Сопутствующие «друзья» чревоугодничества

    Все грехи связаны между собой. При покаянии человек очищает свою душу для Иисуса, но постепенно леность отодвигает на второй план поклонение Богу, делая человеческий храм пустым, открытым для бесов, которые поспешат там поселиться. (Мат.12:42)

    Чревоугодничество сопровождают:

    1. Гнев. Чревоугодники оправдывают гнев, в который часто впадают, своим ожирением. Входя в состояние волнения, начинается заедание стресса, приобретается при этом не покой, а накопление жира.
    2. Длительное обжорство нагнетает страх остаться без еды, рождается скупость. Грешащий человек начинает копить пищу, употребляя даже испорченные продукты, которые жалко выбросить. Скупцы часто доедают оставленную другими еду, презирая себя за это, но при этом ничего поделать не могут. Бес сильнее их жалкой плоти.

      Чем опасно переедание

    3. Стыд за поедание огромного количества продуктов вызывает тайноядение. При людях такой человек ведет себя вполне прилично, но набивает свое чрево в тайном уголке вдали от человеческих глаз.

    Важно! Мало кто знает, что пожирание означает приношение жертвы, чрево становится идолом, требующим все больше жертвоприношений. Христиане, изменившие свой приоритет, становятся идолопоклонниками.

    Молитвы в помощь страждущему:

    • Молитва Матроне Московской для похудения
    • Православные молитвы для похудения и от чревоугодия

    Как избавится от греха чревоугодничества

    В Евангелии от Матвея написано, что беса можно выгнать только одним путем, постоянно пребывая в молитве и посте. Святые отцы учат любому греху противопоставить добродетель, так пьянство побеждает трезвость, блуд — чистота; чревоугодничество — пост. Это настоящее блаженство иметь силу духовного, душевного и телесного воздержания.

    Пост

    Находиться в посте сейчас модно. Рестораны пестрят постными блюдами, кондитеры предлагают конфеты и печенья, приготовленные якобы без применения жиров животного происхождения.

    Постная пища

    Суть поста не в отказе от продуктов животного происхождения, а в усмирении своей плоти. Если человек одну вкусняшку заменил другой, то это не пост, а видоизменение продуктов питания. Во время поста суетная жизнь как бы замедляет свой темп, уделяя больше времени общению с Богом в храмах и кругу христиан.

    Читайте о постах:

    • Рождественский пост
    • Великий пост
    • Петров пост

    Пост для чревоугодника — подвиг, на который только Творец дает силы. В постные дни приносится жертва Всевышнему, но не в виде приношений. Богу нужно сердце, дух сокрушенный, смиренный. Ущемляя свои желания, чревоугодники учатся бороться со страстями, и в этом им обязательно поможет духовный наставник.

    Господь видит нашу слабую волю. Упав, не выдержав испытания, не стоит оставаться лежать, следует встать и все начать сначала. Все можно преодолеть в укрепляющем нас Иисусе. ( Фил .4:13)

    Молитва дает силу

    Святые угодники прекрасно знают о человеческой слабости. В книге «Лестница» преподобного Иоанна Лествичника чревоугодие поставлено на четырнадцатой ступени духовного возрастания из тридцати. Удивительно, но для победы над этой демонической страстью прежде следует расстаться с такими страстями:

    • ленью;
    • унынием;
    • злословием;
    • клеветой;
    • ленностью;
    • гневом;
    • многословием.

    Преподобный Иоанн советует при возникновении мыслей о еде и перед принятием пищи постоянно пребывать в молитве.

    Молитвы перед вкушением пищи

    Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждъ нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.
    Богородице Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.
    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
    Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови.
    Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
    Молитвы после вкушения пищи

    Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил ecu нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел ecu, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
    Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
    Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.
    Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
    Аминь.

    Против чревоугодия

    Помилуй мя Боже, яко немощен есмь! Даруй мне обуздать свое чрево и приобрести добродетель воздержания.

    Против лености

    Помилуй мя Боже, яко немощен есмь! Помоги мне обуздать мою леность! Даруй мне ревность о спасительных деланиях и о стяжании необходимых мне добродетелей! Даруй мне силу трудиться и нести свой крест!

    Во время моления следует четко уяснить, что за всякий грех придется дать ответ на суде.

    Важно! С помощью духовного наставника для борьбы с чревоугодием в православии человек сам должен научиться устанавливать для себя наказание в виде физического труда и поклонов. Молитвы перед едой

    Маленькие советы от святых отцов

    Для достижения победы над пагубной привычкой священники рекомендуют перед каждой трапезой молиться.

    Тайная молитва для неумеренных в питании

    (читается устно после молитвы на принятие пищи)

    Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле.

    Молитва св. Иоанна Кронштадтского

    Господи, сладчайшее Брашно наше, никогдаже гиблющее, но прибывающее в живот вечный: очисти раба Твоего от скверны чревообъядения, всего плоть сотворившегося и чуждаго Духу Твоему, и даруй ему познать сладость Твоего животворящего духовнаго брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и действенное Слово Твое.

    Св. Алексию, человеку Божию

    О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие! Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена), и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков.

    Святителю Игнатию Брянчанинову

    О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас, сирых и безпомощных (имена), к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во что же вменил еси. Ты отвергся себе и, взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у Человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца и, помоги нам, покаянием очистившим христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

    Не следует забывать, что человек взят из праха и в него же превратится, при этом пища в желудке постоянно преобразуется в испражнения.

    Необходимо научиться ненавидеть тот зловонный груз, разлагающийся в собственном теле.

    При накладывании еды в тарелку следует каждый раз убирать из нее постепенно четвертую, третью, а затем и половину порции, которую можно будет скушать через 2 — 3 часа, если возникнет голод, но он не возникает так быстро.

    Дьявол будет шептать на ухо, что ограниченный прием пищи вредит здоровью, но это только его ложь.

    Совет! Домашние и близкие люди должны поддержать чревоугодника в его борьбе, перейдя вместе с ним на правильное питание.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *