Переславль залесский женский монастырь

Содержание

Чудотворная Андрониковская икона Божией Матери. Феодоровский женский монастырь. Переславль-Залесский.

Сохранились свидетельства о том, что молитва Андрониковской иконе Божией Матери часто проносила исполнение самых заветных и трудноосуществимых желаний. Монастырская книга полна записей об исцелении безнадёжно больных, об обретении семейного счастья и благополучном чадородии. Неудивительно, что после этого образ стал почитаться как чудотворный.

В Феодоровском женском монастыре Переславля-Залесского имеется знаменитая чудотворная икона — старинная литографическая копия Андрониковской иконы Божией Матери. Первообраз составлял домашнюю святыню греческого императора Андроника III Палеолога.
В России она появилась при императоре Николае I в 1839 году. Вначале она хранилась в Зимнем дворце, затем в Троицком соборе города Санкт-Петербурга, где очень почиталась. Перед ней ежедневно совершались молебны, читалось Евангелие. Был отмечен случай прозрения совершенно слепого человека.
В течение последних лет стали все чаще и чаще происходить различные чудеса и помощь верующим при обращении к данному образу Пресвятой Богородицы. Многие получили помощь в житейских нуждах, в даровании чадородия, в исцелении болезней и во многом другом, что по вере и молитве может дать только один Господь наш Иисус Христос и Его Пречистая Матерь.

Ещё в 1984 году икона, при весьма загадочных обстоятельствах была похищена из Богоявленского храма, и до сего дня не найдена. Более двух десятилетий о её судьбе ничего не известно.

Новость о появлении в Переславле похищенной иконы облетела страну в 2005 году. Однако, как оказалось, она не соответствовала действительности. Поводом же для её появления стали события, сами по себе заслуживающие внимания. Всё началось ещё в 1998 году, когда одна из прихожанок принесла в храм Переславль-Залесского Феодоровского женского монастыря, выполненную в натуральный размер, литографическую копию, похищенной Андрониковской иконы. Через некоторое время другая женщина подарила монастырю киот, по своим размерам точь-в-точь соответствовавший ранее принесённой литографии.

Обретённая таким образом икона была помещена в храм, но поскольку она не представляла какой-либо художественной или исторической ценности, её появление прошло незамеченным.

Так продолжалось до 2005 года, пока литография, по свидетельству очевидцев, не стала испускать дивное благоухание, наполнившее весь храм. Неиссякаемый источник чудес! Более того, в последующее время были зафиксированы многочисленные чудеса исцелений, явленные по молитвам перед ней. Это вызвало необычайный ажиотаж среди верующих и послужило поводом считать литографическую копию столь же чудотворной, как и её похищенный оригинал. Празднование дня вновь обретённой иконы совершается 14 мая и 4 ноября.

Год спустя Андрониковская икона, а точнее, её литографическая копия, начала обильно мироточить, что придало ей всеобщую известность, и, соответственно, увеличило число паломников. К сведению скептиков отметим, что имеется немало свидетельств, здравствующих ныне людей, получивших исцеление от недугов после их посещения Феодоровского монастыря, где и поныне находится Андрониковская икона Божией Матери.

О чем молятся перед ней ,хорошо видно из текста короткой молитвы. Главным является прошение о ходатайстве за нас Богородицы перед Престолом Всевышнего дарующего жизнь, здоровье и все земные блага.

Адрес: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Московская, 85

Молятся об исцелении раковых заболеваний, житейских и семейных проблемах…

Молитва Андрониковской иконе Божьей Матери

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари Честнейши: Помощница еси обидимых, ненадеющихся Надеяние, убогих Заступница, печальных Утешение, алчущих Кормительница, нагих Одеяние, больных Исцеление, грешных Спасение, христиан всех Поможение и Заступление. О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй благочестивейшаго, самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего, Императора Николая Александровича Всея России, супругу его, благочестивейшую Государыню Императрицу Александру Феодоровну; матерь его, благочестивейшую Государыню Императрицу Марию Феодоровну; наследника его, благовернаго Государя Цесаревича и Великаго Князя Алексия Николаевича, и весь царствующий дом. Спаси, Госпоже, и помилуй раб Твоих, святейший правительствующий Синод, и преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, и благоверный правительствующий синклит, и военачальники, градоначальники, и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семени воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О, Всемилостивая, Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобной брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко Держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Переславль-Залесский: святыни одноэтажной России

Начало весны. Переславль-Залесский. Художник Степан Нестерчук

Одноэтажная Россия. Как и одноэтажная Америка, она больше, значительнее своей «небоскребной» части. На ее просторах добывалось и свершалось и в ее глубинах ныне хранится всё, что составляет золотой фонд Отечественной истории. Имею в виду явленную святость, которая многообразна, осязаема и от которой не отмахнуться. При этом на пароходе к ней плыть не надо, как было в случае с одноэтажной Америкой у Ильфа и Петрова. Есть электрички и автобусы, довольно, кстати, быстрые и вполне комфортные, позволяющие смотреть в окно и дарящие путешественнику несколько часов созерцательного одиночества.

И в Украине, и в России вы найдете на картах Звенигород, Галич, Владимир, Переславль. Связь топонимов кричит о былом единстве

Мне посчастливилось оказаться в Переславле-Залесском. Где-то и когда-то этот город потерял в имени букву «я», поскольку назван он был в честь Переяславля Русского, того самого, который всего лишь с 1943 года стал Переславлем Хмельницким. Эта связь топонимов еще и сегодня кричит о былом единстве огромных просторов молодой новокрещеной Руси. И на Украине, и в России вы найдете на картах Звенигород, Галич, Владимир и т.д., потому что это фактически была одна земля с одними бытийными смыслами населяющих ее людей. Следовательно – с одинаковыми именами городов и сел, ныне оказавшихся по разные стороны искусственных границ. И Феодосий Печерский пришел в Киев из Курска, и Владимир сидел в Новгороде, а Ольга – в Пскове. И Серафим Саровский из того же Курска прежде шел в Лавру Киева, а уже потом в Мордовские леса. Что до Переславля, то он попадал в зону опеки Ростовского князя. На заре русской истории княжил в Ростове сын Владимира Борис. Тот самый, который не обнажил меч на брата ради власти и погиб с меньшим Глебом от рук наемных убийц.

Никитский мужской монастырь — самая древняя обитель на Переславской земле.

От Бориса в Переславле остался им основанный монастырь во имя великомученика Никиты Готфского. Видимо, князь был хорошо начитан в житийной литературе, коль избрал монастырю столь редкого покровителя. А в XII веке к Никите Готфскому добавился еще один Никита – столпник. Этот человек ведал сбором налогов при расширении и упрочении города. Брал в казну, брал и себе. Был немилостив. Бог страшно вразумил его. Готовясь к большой домашней трапезе, с гостями, Никита велел жене наварить побольше мяса. И стало так, что увидели люди в котле всплывающие части тел человеческих. Этот ужас означал простейшую мысль: обдирающий людей корыстолюбец – убийца. Больше: он – людоед. Он питается плотью человеческой. После сего стал Никита монахом. Да не просто монахом, а столпником. Столп его был не вверх ростом, как у Симеона в Сирии, а вглубь. Потому как у нас зима и на открытом столпе погибнешь. Никита стоял в яме. Носил на себе вериги. Потом его убили.

Икона «Святые Никита Стратилат и Никита столпник с видом Переславского Никитского монастыря». Русская икона конца 18 века

Но я не житие пересказывать хочу. Житие вы сами найдете, если заинтересуетесь. Я хочу сказать, что святые Переславля-Залесского отображают Божественный свет с непривычных граней, не частых. Если про святых думают, что «родился, крестился, с детьми не игрался, много молился, рано постригся и чудеса творил», то это хоть и верно во многих случаях, но далеко не всегда. Переславские святые очень необычны. Вот Никита всем несытым кровопийцам говорит: «Поберегись! Кровью питаешься! Глянь на меня и покайся!» Кстати, Грозный царь Иван Васильевич очень чтил Никиту столпника за это его деятельное покаяние при прежнем злодействе. В день памяти святого царь приезжал в монастырь Никиты и на службах пономарил. Отметим для себя и эту черту.

Похоть первенства тотальна в нашем мире. Потому свет лица Андрея Смоленского нам сегодня очень целителен

Следующий необычный святой – Андрей, князь Смоленский. Этот попозже жил (умер в конце XIV века). Видя, как дерутся за власть его родственники, бежал сей Божий человек от родных мест куда подальше. Пристанище нашел при церкви Николая в Переславле. И был там простым прислужником около 30 лет. Утаенный князь двор мел, дрова рубил, к службе звонил и прочее. Как он молился по ночам и в тайне сердца, только Богу ведомо. Лишь по смерти нашли при нем записку, в которой говорилось, что он из смоленских князей, но «ради зависти и крамол» от братьев оставил власть и чин и удалился, бегая. На теле нашли также княжескую цепь и гривну. А еще – вериги, которые тайно носил святой. Этот Божий человек говорит нам тоже нечто очень важное. «Власти, – говорит, – хочешь? А я вот плюнул на нее, чтоб душу не марать. И князем природным будучи, не погнушался прожить жизнь безвестную и простую. Без славы, без сласти, без медных труб». Власть ведь это не только власть в государстве. Это может быть финансовая власть на рынке, мягкие кресла в министерствах и ведомствах, ученые степени, главные роли, досрочные звания… Похоть первенства тотальна в нашем похотливом мире, где Авель просто молится, а Каин зеленеет, на него глядя, и из зависти замышляет недоброе. Свет лица Андрея Смоленского нам сегодня по этой причине очень целителен.

Преподобный Даниил Переславский. Роспись Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском. 1668 г. Артель Гурия Никитина А еще? А еще там есть Даниил Переславский. Этот жил прямо во времена Ивана Грозного, который ходил на богомолье к Никите столпнику и при котором был прославлен Андрей Смоленский. Сей святой озаботился участью покойников, не получивших христианского погребения. Странники, безродные, жертвы злой руки человеческой, скончавшиеся от мора, утопшие… таковые хоронились отдельно или не хоронились вовсе. Даниил болезновал о них, хоронил их, поминал на Литургиях и вообще много молился об усопших. И случилось, что не могло со временем не случиться. Даниил оказал милость телу неизвестного угодника Божиего, который явился ему с благодарностью. Отсюда – от помощи неведомых миру святых – создан был Даниилом Свято-Троицкий монастырь в Переславле, стоящий доныне и ждущий к себе монахов и богомольцев.

О чем говорит Даниил? О прозрачной стенке между мирами, о грядущем Царстве, в котором нет места тем, кто не сотворил милости. Мир сей тяжел и осязаем. Это ослепляет. На самом деле мир сей хрупок и прозрачен. Сквозь него просвечивает временами иная жизнь. И многие в эту жизнь раньше нас вступили. Если они грешны, им нужна молитва. Если они святы, они готовы говорить с Христом о нас, видя нашу заботу об их могилах, об их телах, имеющих воскреснуть. Великая мудрость. Глубокая тишина. Далеко не с каждым поговоришь об этом. Разве что с облаками, висящими сегодня в синем небе над Восточно-Европейской равниной точно так, как висели они во времена Даниила Переславского.

Деревянная Россия глубока чрезвычайно. Оттуда всё. И эту Россию нужно узнать

А еще Переславль-Залесский – родина Александра Невского. Здесь его садили на коня, препоясывали поясом, посвящали в князья. Но нет у меня цели говорить обо всех святых этой земли. Цель иная: с удивлением осмотреться. Россия привычно широка, и ее просторы вошли в поговорку. Но одноэтажная Россия необыкновенно глубока. Деревянная Россия со своей скупой красотой и пронзительной грустью глубока чрезвычайно. Оттуда всё: калики перехожие; богатыри, слезшие с печи; кающиеся грешники; князья, вытирающие ноги о слишком измаранную власть, и так далее, и так далее. Эту Россию нужно узнать. Нужно открыть ее, всмотреться в нее, влюбиться. Она ответит, откликнется, аукнет. Она, недолюбленная и подзабытая, ждет внимания к себе, потому ей есть чем ответить благодарному взору. Есть какие сундуки отворить и какими сокровищами поделиться.

И трудов-то всего – один день выходной и один билет. Не на пароход до одноэтажной Америки, а на автобус или электричку до тех краев, где жизнь течет медленнее и каждый камушек норовит с тобой заговорить о Борисе и Глебе, о Никите и Данииле, о твоей собственной горемычной душе, питающейся прахом грехов и туманом фантазий.

Икона святого преподобного Никиты Столпника

Город Переславль-Залесский был основан князем Юрием Долгоруким еще в 1152 году. Сейчас это маленький провинциальный городок, но за свою многовековую историю он был свидетелем очень многих значимых для России событий и ярких личностей.

Именно здесь в XIII веке родился святой благоверный князь Александр Невский, позже другой святой благоверный князь, Димитрий Донской, в Переславле-Залесском организовал встречу русских князей и бояр, на которой поднялся вопрос об избавлении Руси от монголо-татарского ига. В 1354 году преподобный Сергий Радонежский именно в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского принял священнический сан и игуменство. Уже в XX веке, с 1911 по 1917 годы переславской земской больницей заведовал хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, впоследствии ставший святителем Лукой Крымским. Многие другие подвижники благочестия бывали в этом городе и внесли свой вклад в его духовную жизнь.

Святой источник преподобного Никиты Столпника, Переславского чудотворца

Также в Переславле-Залесском родился еще один святой, с именем которого сейчас неразрывно связан этот город – преподобный Никита Столпник. В молодости он служил сборщиком податей и налогов у князя Долгорукого, отличаясь жестокостью к простым людям, угнетал бедняков, требуя с них большие суммы. Много зла он причинил людям. Но Милостивый Господь для каждого желает спасения. Так однажды Никита, проходя мимо церкви во время вечерни, услышал слова пророка Исаии: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих» (Ис 1, 16). Он ужаснулся от услышанного и всю ночь не мог сомкнуть глаз. Однако на утро, как обычно, Никита пригласил к себе друзей и попросил супругу приготовить для них угощение. Когда жена варила для них мясо в котле, она увидела, что кровь вскипела, а на поверхность стали всплывать части человеческого тела: руки, ноги, ступни. Испугавшись, она позвала мужа, и он, увидев то же самое, в ужасе воскликнул: «Увы мне, много я согрешил!»

Никитский монастырь в Переславле-Залесском

Со слезами он вышел из дома и бросился в монастырь святого великомученика Никиты, расположенный недалеко от города. Никита упал в ноги игумену монастыря и просил спасти его. Для того, чтобы испытать искренность покаяния, игумен дал ему послушание стоять возле монастырских ворот и всем входящим и выходящим исповедовать свои грехи, что Никита и выполнял. Потом он пропал, и монахи нашли его в болоте, всего изъеденного комарами и мошками до крови. Святой сам подверг себя такому испытанию для обретения смирения.

Вскоре Никита принял монашеский постриг, поселился к маленькой келье, непрестанно совершая молитву и всегда соблюдая пост. Преподобный Никита носил на себе власяницу и тяжелые вериги. По ночам тайком он трудился для обители: вырыл два глубоких колодца, а недалеко от церкви устроил столп-колодец, где подвизался, подражая столпникам древности. Из столпа к стене церкви вел узкий подземный ход – по нему преподобный ходил на Богослужения.

Святой источник преподобного Никиты Столпника в Переславле-Залесском

За столь трудные подвиги Господь наградил святого Никиту даром чудотворения и исцелений. Молва о нем распространялась по разным городам, и в монастырь к святому Никите стали приходить больные и немощные люди. Услышал про преподобного и боголюбивый князь Михаил Черниговский, который был тогда парализован. Он приказал привезти себя в Переславль. Святой Никита передал князю свой посох, и как только Михаил его коснулся, сразу исцелился от своей болезни.

Преподобный Никита Столпник завершил свою жизнь мученической кончиной. Однажды ночью дальние родственники святого, приходившие просить его молитв, прельстились веригами и крестами Никиты, думая, что они сделаны из серебра. Чтобы завладеть ими, они убили святого Никиту и украли цепи. Утром пономарь монастыря нашел бездыханное тело преподобного, источавшее сладостное благоухание. Иноки похоронили святого в храме возле алтаря (это было в 1186 или в 1189 году). Во время погребения святого подвижника произошло много чудес и исцелений.

Спуск к святому источнику преподобного Никиты

Убийцы преподобного Никиты, увидев, что украденные вериги не серебряные, а железные, бросили их в Волгу неподалеку от Ярославского Петровского монастыря. По Божественному откровению, цепи были найдены иноками той обители и явили много чудес. Позже преподобный Никита явился монаху, нашедшему эти вериги, и повелел отнести их в Переславль на его могилу.

Никитский монастырь Переславля-Залесского – один из самых древних монастырей города. Здесь и сейчас сохранился столп-колодец преподобного Никиты, который можно посетить. В храме монастыря находится рака с мощами святого преподобного Никиты Столпника, рядом с которой помещены вериги святого. Верующие покланяются преподобному Никите, прикладываясь к святым его мощам и веригам, и получают исцеления от недугов, о чем есть множество свидетельств, как древних, так и современных.

В километре от Никитского монастыря есть святой источник преподобного Никиты, который, согласно преданию, выкопал сам преподобный. Этот источник очень древний, но из века в век к нему тянутся люди, надеясь на Божию милость и помощь святого Никиты, которую и получают по своей вере. Источник находится в ложбине, и к нему вниз ведут ступени. На нем устроены закрытые купальни и часовня, отдельно можно набрать святой воды в бутылки.

Адрес Никитского монастыря: Московская область, г. Переславль-Залесский, Никитская слобода, ул. Запрудная, д.20

Преподобне отче наш Никито, моли Бога о нас!

Источник святой великомученицы Варвары

В 12 км от Переславля-Залесского рядом с селом Купань расположен святой источник в честь великомученицы Варвары (в народе его называют «Варварин ключ» или «Варварин источник»).Онизвестен уже более 200 лет и связан с исцелением одного глухонемого юноши, который вдруг стал разговаривать. Он позвал с собой односельчан и в болотистой, сырой местности указал им на ямку, где лежала икона святой великомученицы Варвары и бил родник. В память об этом событии на возвышенности была поставлена часовня, но перенесенная туда икона святой вновь чудным образом оказалась рядом с родником, благословив это святое место. До 1930-х годов на святом источнике стояла часовня, которая в советское время была сожжена. Сейчас возведена новая часовня, построена купальня с неглубокой купелью. Паломники отмечают замечательное качество и чистоту воды. Этот святой источник находится в некотором отдалении от города, здесь обычно немноголюдно и тихо, но на праздники приезжает много паломников. Следует учитывать особенности дороги к этому святому источнику – в дождливую погоду и в межсезонье проехать к нему бывает непросто, особенно на машине с низкой посадкой.

Святой источник великомученицы Варвары зимой

Как проехать к источнику святой Варвары: нужно повернуть в Переславле-Залесском на указателе “Никитский монастырь”, далее ехать мимо монастыря прямо до Плещеева озера, потом по дороге вдоль озера, не сворачивая. Расстояние от города до Варвариного источника около 12 км.

Источник святой великомученицы Варвары
(на переднем плане – часовня, на заднем – купальня и сень над самим источником).

ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ФЕОДОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Переславль-Залесский Феодоровский женский монастырь, 2016 год. Фото Марины Ческис

Переславль-Залесский женский монастырь во имя вмч. Феодора Стратилата Переславской епархии

  • Адрес: Россия, 152140, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Московская, 85
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

В начале XIV века Переславль являлся вторым центром Московского княжества. Москве не раз пришлось бороться за верный Переславль и не раз защищать его от других князей, имевших на него виды. Так, когда московский князь Юрий Данилович отправился в Орду за ханским ярлыком на княжение в Переславле, полки тверичей под водительством боярина Акинфа решили захватить союзный Москве Переславль. Переславцы и москвичи хорошо подготовились к встрече противника. 8 июня 1304 года, в день памяти вмч. Феодора Стратилата, в окрестностях Переславля между двумя войсками произошло сражение. Тверичи потерпели поражение, а сам Анкинф погиб в бою. В честь победы переславцы на месте битвы основали мужской монастырь во имя святого великомученика Феодора Стратилата, покровителя воинов.

В 1511 году великий князь Московский Василий III Иоаннович (1479- 1533) пожаловал монастырю деревни и пустоши, что нашло отражение в документах монастырского архива. В частности, сохранилась «великого князя Василия Ивановича всея Руси старая тарханная грамота за красной печатью на подмонастырское сельцо Феодоровское и на село Половецкое и на деревню Потанино с пустошами…»

Расцвета Феодоровский мужской монастырь достиг при царе Иоанне IV Васильевиче (Грозном) (1530-1584). Как и его отец, царь Иван Грозный любил ездить в Переславль-Залесский на богомолье. Одним из его восприемников при крещении был игумен Переславского Троицкого Данилова монастыря Даниил. Повзрослев, Иоанн испытывал особую привязанность к Переславлю, он неоднократно бывал здесь со своими домочадцами. Иногда причиной поездки в Переславль-Залеский было паломничество. По его личному распоряжению были укреплены два монастыря – Феодоровский и Никитский, фланкирующие въезды в город и охраняющие переславскую дорогу. Иоанн Грозный неоднократно жаловал Феодоровскому монастырю обширные земли с селами и деревнями. В 1551- 1552 годах при игумене Макарии царь дал вклад «слободку Ямскую, свое дворцовое село Ивановское, да село Петровское, да 500 рублей на монастырское строение по сыне своем Иоанне».

В 1557 году, как писал протоиерей Александр Свирелин, «царь Иоанн Васильевич с супругою своею Анастасией Романовою и главой Русской Церкви митрополитом Афанасием был на освящении соборного храма в Переславском Никитском монастыре, а, возвращаясь обратно в Москву, царица, отьехав 7 верст от города, в деревне Собилове благополучно разрешилась сыном, названном во святом Крещении Феодором (это последний из Рюриковичей, второй сын царя Иоанна Грозного)». Благодарный Богу за сына Иоанн Грозный становится храмостроителем и покровителем Феодоровского монастыря. Царь «церковь Феодора Стратилата камену поставил и украсил образы и пеленами, и ризами, и всякою церковною утварью, и трапезу камену заложил, и келии многие поставил, и монастырь оградил…, а на месте рождения царевича Феодора соорудил «высокий каменный столп или лучше – часовню со святым Крестом».

Храм во имя святого великомученика Феодора Стратилата – это первая каменная постройка в монастыре. Построенный храм имеет форму квадратную о пяти главах, алтарь с тремя полукружиями: в среднем – три окна, а в северном и южном по одному. В южном полукружии по переписным книгам 1635-1653 годов находился придел во имя св. Апостола Ермия. А по описи 1668 года его уже не было. В дальнейшем там помещалась церковная ризница. Крышу храма покрыли тесом, а главы мелкой чешуею. У северо-западного угла храма располагалась небольшая каменная колокольня. Феодоровский собор до сих пор остается самым интересным памятником на монастырской территории. До нашего времени дошли заказанные царем Иоанном Грозным московским иконописцам иконы из иконостаса Феодоровского монастыря. Это иконы: «Иоанн Златоуст в житии», «О Тебе радуется», «Одигитрия», «Троица», «Никола в рост», в том числе и храмовый образ «Феодор Стратилат в житии». Ныне эти иконы хранятся в Переславском музее.

Перед нашествием польско-литовских войск монастырю принадлежали: село Феодоровское, деревни: Потанино, Половецкое, село Ильинское с деревнями Каргашино, Самково, Тощебулово, Петрилово, Омашево, Дуброво, Пешково, Ростовцево, Обрютево, Горицы, Матфейково, Григорьево, село Покровское, село Ивановское, деревня Беревники и деревня Хорошево.

Польско-литовское нашествие 1608-1618 годов опустошает Переславль. Все монастыри города в этот период подверглись безжалостному и сознательному уничтожению иноплеменников. Феодоровская обитель «претерпела значительное опустошение и разорение». В вотчинах «Феодоровского монастыря осталась самая незначительная часть. Остальное все погибло… а монастырская слободка вся выжжена до кола и крестьяне посечены», сообщает «Дозорная книга» того времени.

В 1622-23 годах по указу царя игумен Рафаил «монастырь огородил» — вокруг обители была построена деревянная стена с восемью башнями — «и в церкви образы все поновил». На деньги царя Михаила Феодоровича (1613 — 1645), княжны Мстиславской, переславского воеводы И. Селунского, самого игумена «построили кельи игуменские и братцкие» и «храм большой покрыли». При игумене Рафаиле также «храм поставили теплой, два престола Введение Богородицы да Николы Чудотворца с трапезою да Святые ворота». На личные средства игумена Рафаила были сделаны пять крестов на «большой храм». Однако начавшееся устройство монастыря было прервано сильным моровым поветрием 1654 года. Во время этой эпидемии «население города уменьшилось в 5 раз» и не достигало двух тысяч человек.

План Федоровского монастыря, составленный 12 марта 1694 (7202) года

В 1667 году монастырь был обращен в женский. В грамоте патриарха Иосифа на имя строителя Лукиановой пустыни Корнилия и старца Феофана говорится о причинах такой перемены. После моровой язвы (чумы) 1667 года многие женщины и девицы приняли монашеский постриг. Кто-то из новопостриженных пребывал по приходским храмам, а кто-то селился в городах. Приняв во внимание, что к тому времени Федоровский монастырь был без игумена, а братия была немногочисленная — всего десять человек, царь Алексей Михайлович, патриарх Иосиф и священный собор распорядились преобразовать мужской монастырь в женский и собрать в него всех новопостриженных монахинь. Братию Федоровского монастыря было велено перевести в другие мужские монастыри Переславля: в Горицкий — 4 человека; в Никитский — 3; в Даниловский — 3.

К середине XVIII века монастырь достиг своего наивысшего расцвета. Богатые вклады давали возможность вести значительное капитальное строительство и благотворительность. Во владении монастыря находились: Феодоровская слобода, дворовое место в Переславле и Москве, мельница на реке Трубеж, рыбные ловли на озере Ивановское и реке Нерли, более двадцати деревень и сел. В хозяйстве было 23 лошади, 49 коров, 62 овцы.

В 1825 были отремонтированы настоятельские кельи и надстроен второй этаж. В 1865 году на благотворительные средства купца Авраамия Ушакова при игумении Максимилле был выстроен новый двухэтажный келейный корпус для живущих в монастыре сестер.

23 декабря 1922 года губернская комиссия по ликвидации монастырей и переучету церковного имущества Отдела Управления Владимирского губисполкома постановила: «Всем монашествующим, не достигшим преклонного возраста, зарегистрироваться в отделе труда как безработным, а тем, которые имеют связь с деревней, не желают жить в городе, предложить освободить занимаемые ими монастырские помещения, так как таковые, согласно Декрету об отделении Церкви от государства, принадлежит последнему». Монахинь надлежало «… из помещений монастыря выселить, как не имеющих никакого права на имущество монастыря». Согласно постановлению комиссии от 14 апреля 1923 года «все монастыри, находящиеся в губернии, как таковые, должны быть ликвидированы в месячный срок».

Сестры во главе с настоятельницей Олимпиадой отчаянно искали выход для спасения если не обители, то хотя бы общины ее насельниц. Они пытались сохранить ее под видом Феодоровской артели, занимающейся кустарным производством и сельскохозяйственными работами.

Монастырь был окончательно закрыт 1 марта 1923 года, а артель распущена 24 июня того же года. «Нелояльную» к новой власти игумению Олимпиаду вскоре после закрытия монастыря арестовали и выслали.

В 1998 году Феодоровский монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Был приписан к Никольскому женскому монастырю Переславля. 19 апреля 1998 года на праздник Святой Пасхи состоялась первая Божественная литургия в храме Введения Пресвятой Богородицы. Начались первые работы по восстановлению. Была организована котельная, налаживались отопительные системы, велись работы по устройству келейного корпуса.

В апреле 2001 года Феодоровский женский монастырь стал самостоятельным.

>Храмы

  • Федора Стратилата
  • Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Казанской иконы Божией Матери

Феодоровский монастырь (Переславль-Залесский)

У этого термина существуют и другие значения, см. Феодоровский монастырь.

Монастырь

Феодоровский (Фёдоровский) монастырь


Фото из «Коллекции достопримечательностей Российской империи»

56°42′45″ с. ш. 38°49′08″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Переславль-Залесский

Конфессия

Православие

Епархия

Ярославская епархия

Тип

Женский монастырь

Первое упоминание

XV век

Дата основания

1304 год

Известные насельники

Ягужинская, Анна Фёдоровна,

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 761420079340006 (ЕГРОКН). Объект № 7630038000 (БД Викигида)

Состояние

действующий

Сайт

Феодоровский монастырь на Викискладе

Фео́доровский монастырь — женский монастырь Переславльской епархии Русской православной церкви в Переславле-Залесском (ныне Ярославская и Ростовская епархия). В обиходе обычно именуется Фёдоровским. Полное название по светским источникам — Переславский монастырь святого великомученика Феодора Стратилата.

До 1918 года имел официальный (государственный) статус второклассной общежительной женской (с 1667 года) обители Владимирской епархии (тогда в границах Владимирской губернии).

История после 1918 года

До закрытия монастыря в 1923 году пастырское попечение над монашествующими и богомольцами осуществлял священник Николай Дунаев (расстрелян 27 ноября 1937 года).

В июне 1923 года монашеская община, существовавшая с 1918 года в форме сельскохозяйственной артели, была ликвидирована.

Монастырские врата

На территории размещались детская колония, дом престарелых, рабочие и служащие. Затем на длительный срок Фёдоровский монастырь передали военному ведомству. В странноприимном доме размещалась контора строительного треста.

Реставрация строений бывшего монастыря началась в 1967 году.

В 1998 году храмы и здания монастыря были переданы Никольскому монастырю.

19 апреля 1998 года, в первый день Пасхи, во Введенской церкви была совершена первая литургия; богослужения совершались весь тёплый период года.

26 августа 1999 года указом архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова) служащим священником обители был назначен Александр Алексеев. Осенью 1999 года была устроена котельная в 2-этажном келейном корпусе «у северной стены», в котором были размещены сёстры. В деревянном Доме паломника выстроены печи.

23 декабря 1999 года указом архиепископа Михея монастырь стал считаться приписным к Никольскому монастырю; настоятельницей назначена игумения Евстолия (Афонина). 25 декабря архиепископ Михей совершил освящение главного престола Введенской церкви.

В 2000 году установлена автономная электростанция, заменена вся энергосистема.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Свирелин, А. И. Переславский Фёдоровский женский монастырь / А. И. Свирелин. — 2 издание. — Владимир: Типо-литография Губернского Правления, 1903.
  2. Левицкая Н. В. К истории переславского Фёдоровского монастыря в конце XVII — начале XVIII в. // Труды Всероссийской научной конференции, посвященной З00-летнему юбилею отечественного флота. Переславль-Залесский. 1992. Выл. 1. С. 131—136
  3. 1 2 Монастыри Владимирской епархии. // С. В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев, 1913, стр. 1429.
  4. «Штатный» (то есть особножительный), согласно: А. А. Павловскій. Всеобщій Иллюстрированный Путеводитель по монастырямъ и святымъ мѣстамъ Россійской Имперіи и Аѳону. Нижній-Новгород, 1907, стр. 72.
  5. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью // Полное собрание русских летописей. — М., 1965. — Т. 10. — С. 175.
  6. Смирнов М. И. Переславль-Залесский. — 1928.
  7. См. раздел «Святитель Лука Крымский».
  8. Дунаев Николай Викторович (Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века).
  9. Феодоровскому монастырю в Переславле-Залесском — 700 лет.
  10. Весёлкин П. Н. Жизненно необходимо // Коммунар. — 13.12.1977.
  11. 1 2 3 4 5 6 7 8 Евстолия. Отчёт Свято-Никольского и Фёдоровского женского монастыря за 2000 год. — М.: MelanarЁ, 2004.
  12. Журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви (6 октября 2006 года). Журнал № 109/4.
  13. http://www.yareparhia.ru/index.php?name=News&file=print&sid=1498
  14. Отошла ко Господу настоятельница Феодоровского женского монастыря игумения Варвара (Чекоткова). Православие. Ru, 8.11.2017.
  15. Второе рождение обители.
  16. Контакты Феодоровского женского монастыря на сайте монастыря.
  17. Феодоровский женский монастырь // lubovbezusl.ru.
  18. Косаткин, В. В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия: Краткие исторические сведения с приложением описей сохраняющихся в них древних предметов / В. В. Косаткин. — Владимир: Типография Губернского Правления, 1906. — Часть 1: Монастыри.
  19. Свирелин, А. И. Надгробная надпись на могиле А. Ягужинской: Исторический экскурс по поводу её / А. И. Свирелин. — Владимир: Типо-литография Губернского Правления, 1901.

> Ссылки

  • Сайт монастыря
  • Книги и статьи о Фёдоровском монастыре
  • Статьи об игуменьях

Основание монастыря

История Феодоровского монастыря Переславля-Залесского насчитывает семь веков. По преданию, он был основан в начале XIV века как мужская обитель на месте междоусобной битвы двух русских князей, произошедшей неподалеку от Переславля в день, когда православная церковь чтит память святого великомученика Феодора Стратилата, — 8 июня 1304 года. В том сражении противостояли войска московского и тверского княжеств.

Переславль в те времена был вторым по значению городом московского княжества и оставался верным союзником московских князей. Соседние княжества не раз посягали на процветающий торговый город. В 1304 году московский князь Юрий Данилович должен был отправиться за ярлыком на княжение в Золотую орду. Тверской князь Михаил Ярославович собрал войско, чтобы напасть на московского князя в районе Переславля и захватить город. Узнав об этом, москвичи и переславцы подготовились к битве и победили тверское войско во главе с боярином Акинфом, который был убит в сражении. В память о победе переславцы возвели монастырь во имя святого Феодора Стратилата, который считается покровителем воинов.

История древней обители

Первые письменные источники, содержащие сведения о Феодоровском монастыре, относятся к началу XVI века. В те времена обитель процветала, ее не оставляли своим вниманием знатные бояре и вельможи, постоянно пополняя монастырскую ризницу щедрыми подношениями. Цари и великие князья неоднократно приезжали на богомолье в переславские монастыри. Частым гостем в Феодоровском монастыре был государь Иоанн III (Иван Великий), осуществивший объединение русских земель вокруг Москвы.

Благоволил монастырю и государь Василий Иоаннович (Василий III). По его распоряжению во владение обители поступили несколько деревень и пустошей. Записи об этом сохранились в монастырском архиве.

Наибольшее благоденствие Феодоровского монастыря приходится на время правления Ивана IV Васильевича (Ивана Грозного). Иван Васильевич, как и его отец, любил приезжать со своими домочадцами в Переславль-Залесский. Крестным Ивана Грозного был преподобный игумен Даниил из Переславского Троицкого Данилова монастыря. В течение своего правления царь много раз жаловал переславским монастырям земли, села, деревни и средства из казны. Царем было заказано несколько икон для обители. Некоторые из них можно сегодня увидеть в здешних храмах:

  • икона Божьей Матери «О тебе радуется»;
  • «Одигитрия»;
  • «Троица Ветхозаветная»;
  • «Святитель Иоанн Златоуст в житии».

Феодоровский монастырь оставался мужской обителью до 1667 года. В тот год в русских землях случилась страшная эпидемия чумы, многие погибли, города обезлюдели. В Переславле осталось много вдов и девушек-сирот без средств к существованию, единственным спасением для которых было принятие монашеского пострига и служение Богу.

Патриарх Иосаф, возглавлявший в то время русскую церковь, с одобрения государя Алексея Михайловича, создал в стенах Феодоровского монастыря женскую обитель. Монахи-мужчины, служившие в Феодоровском монастыре, были распределены в другие переславские обители. Монастырю были дополнительно выделены земли, чтобы насельницы смогли себя прокормить.

Так началась история Федоровского женского монастыря. Переславль-Залесский успешно развивался как торговый и ремесленный город, что способствовало и процветанию здешних обителей, которым по-прежнему оказывали покровительство русские цари. Феодоровский монастырь находился под царским попечением во время Бориса Годунова. Мать императора Петра I, Наталья Кирилловна, проявляла особую заботу о монастыре. Сестра Петра I, Наталья Алексеевна, пожертвовала свои деньги для строительства Введенской и Казанской церквей.

Император Петр I посетил обитель в 1722 году. Царь привез в монастырь ткацкие станки из Европы, материалы, необходимые для работы и немецких ткачих, которые должны были обучить местных монашек ткацкому делу по передовым для того времени правилам.

В последующие годы монастырь стал известен своими мастерскими. Здесь изготовляли ткани и утварь для царского двора, шили церковное облачение, была открыта иконописная мастерская. В обители трудились вышивальщицы, золотошвеи и ткачихи.

К началу ХХ века Федоровский женский монастырь стал самым крупным и значительным в Переславле-Залесском. В 1913 году сюда приезжал последний российский император Николай II. В память об этом событии была высажена липовая аллея, по которой паломники и туристы могут пройти и сегодня.

В период советской власти монастырь разделил печальную долю с множеством других православных храмов. После гражданской войны здесь была размещена сельскохозяйственная артель, в середине двадцатых лет монастырь был вовсе закрыт. Последний священник, служивший в монастыре, Николай Викторович Дунаев, был расстрелян в 1937 году. Последняя настоятельница, Олимпиада, была арестована, провела в лагере несколько лет, а затем доживала свой век в сторожке монастыря.

В монастырских постройках попеременно размещались колония для несовершеннолетних, дом престарелых, строительный трест, одно из подразделений РАН и вещевой склад. Большинство уникальных росписей, украшавших древние монастырские стены, было уничтожено.

В 1967 году начались работы по реставрации монастырских строений. В апреле 1998 года, впервые после почти векового перерыва, в одном из храмов была совершена служба в честь праздника Воскресения Христова.

Архитектурные памятники монастыря

На территории Феодоровского женского монастыря Переславля-Залесского можно увидеть храмы и строения, сохранившие дух русского средневековья. Монастырское подворье окружено каменной стеной, возведенной в 1681 году взамен бывшей деревянной рубленой ограды. Каменная стена в первоначальном виде сохранилась лишь частично. Стена строилась не для оборонительных целей, поэтому в ней нет характерных для таких сооружений бойниц и переходов.

Попасть на территорию монастыря можно через Святые ворота. Со времени строительства Святых ворот собирались возвести над ними надвратную церковь, но планы так и не были осуществлены, скорее всего, из-за недостатка средств. Только во время реставрации в 2000 годы давний замысел получил воплощение в виде одноярусной звонницы, надстроенной над Святыми воротами. В XVII веке рядом со Святыми воротами была построена часовня-колодец (на фото).

Храмы монастыря

  • Феодоровский собор (собор Феодора Стратилата)

Феодоровский собор — это главный храм монастырского подворья, построенный в середине XVI века. Основание собора связано с интересной историей. В 1557 году царь Иван Грозный с женой, царицей Анастасией Романовной, присутствовали на освящении одного из храмов в Переславле. Царица Анастасия была на последней неделе беременности. По завершении всех церемоний и дел в городе, царственная чета отбыла из Переславля, но не проехав и семи километров, вынуждена была остановиться в селе Собилово, где царица благополучно произвела на свет наследника престола, которого нарекли Федором.

В память об этом событии в тех местах была возведена часовня-крест, которая сохранилась до наших дней. Торжественная белая часовня — первая достопримечательность, встречающая путешественников, подъезжающих к Переславлю.

В благодарность Всевышнему Иван Грозный повелел возвести в монастыре новый каменный храм взамен ветхой деревянной церкви. Храм был построен в традиционном для того времени русском стиле, с четырьмя столпами и пятью луковичными куполами.

Собор в последующие века несколько раз перестраивался, но при этом во многом сохранил первоначальный облик до сегодняшнего дня.

Внутри собора можно увидеть росписи, выполненные Николо Тончи, художником итальянского происхождения, жившим в России в конце XVIII — начале XIX веков. На фото — часовня-крест.

  • Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм (Введенская церковь).

Введенская церковь была построена на средства сестры Петра I, Натальи Алексеевны, в 1710 году. Одноэтажная кирпичная трапезная церковь возводилась как зимний монастырский храм. На первый взгляд она кажется совсем небольшой, но внутри достаточно просторна за счет двух боковых приделов: в честь Знамения Божией Матери, а также святых мучеников Наталии и Адриана. Абсиды и приделы храма декорированы изящными полуколоннами.

Во Введенской церкви находится чудотворная Андрониковская икона Божией Матери. Это литографическая копия, сделанная с оригинала, написанного, согласно преданию, евангелистом Лукой. В древности икона была домашней святыней императора Византии Андроника III (XIV век). Император передал икону монастырю в греческом городе Монемвасия, где она и пребывала до захвата Греции турками в XIX веке. Настоятель монемвасийского монастыря спас икону от рук неприятелей, а затем завещал ее родственнику, русскому консулу, наследник которого передал икону в Петербург императору Николаю I.

Святыня находилась вначале в Зимнем дворце, а затем — в Троицком соборе Санкт-Петербурга. Икона была чрезвычайно почитаема, перед ней ежедневно осуществлялись молебны. Известен случай прозрения слепого человека благодаря молитве чудотворному образу.

В 1877 году икону передали в один из тверских монастырей недалеко от города Вышний Волочек. К сожалению, в середине 80-х лет ХХ века оригинальная икона была похищена из Богоявленского собора Вышнего Волочка и по сей день не найдена.

Андрониковская икона, находящаяся сейчас во Введенской церкви, известна чудесами и благодатью, дарованными верующим, обратившимся за помощью к святому образу. В монастыре рассказывают, что люди, молившиеся иконе, получали исцеление от недугов и помощь в житейских бедах.

  • Церковь Казанской иконы Божией Матери

На монастырском подворье располагается еще один храм — Церковь Казанской иконы Божией Матери при монастырской больнице. Это небольшая одноглавая белокаменная церковь, построенная также стараниями Натальи Алексеевны, сестры Петра I.

Во время одного из посещений монастыря царевна заметила, что престарелым монашкам в больнице нужна церковь и решила построить храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство церкви заняло год и было завершено в 1714 году. Рядом был построен новый больничный корпус, соединенный с храмом переходом. Рядом с церковью расположены несколько строений, возведенных в период с XVII по XIX века: настоятельский и трапезный корпуса, регентский и странноприимный дома. На фото — Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Феодоровский Переславский женский монастырь: фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *