Паломничество

Ссылки

  • Шейнман М. М. Паломничество.
  • Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Паломничество// Энциклопедический словарь: расширенное описание истории паломничества, обширный список «паломнических» путеводителей прошлого.

Туризм

Типы туризма

Туризм для инвалидов · Приключенческий туризм · Пешеходный туризм · Горный туризм · Спортивный туризм · Алкотуризм ·Альпинизм · Агротуризм · Археологический туризм · Велосипедный туризм · Водный туризм · Культурный туризм · Тёмный туризм · Туризм по местам бедствий · Наркотуризм · Экотуризм · Экстремальный туризм · Независимый туризм · Туризм по садам · Туризм по местам культурного наследия · Литературный туризм · Оздоровительный туризм · Музыкальный туризм · Нудизм · Неотуризм · Вечный туризм · Паломничество · Спиритический туризм · Сафари · Секс-туризм · Космический туризм · Виртуальный туризм · Благотворительный туризм · Спортивный туризм · Медицинский туризм

Туризм по странам

Австралия (Сидней) · Аргентина · Бразилия · Колумбия · Канада · Куба · Дубай · Мексика · Новая Зеландия · Никарагуа · Оман · Папуа-Новая Гвинея · США

Африка

Буркина-Фасо · Камерун · Намибия · Нигерия · Руанда · Сьерра-Леоне · Замбабве · Эфиопия

Азия

Бахрейн · Китай (Гонконг · Макао) · Кипр · Индонезия · Индия · Израиль · Япония · Иордания · (Северная Корея · Южная Корея) · Киргизия · Лаос · Малайзия · Мальдивы · Непал · Пакистан · Филиппины · Сингапур ·Шри-Ланка · Тайвань · Таиланд · Узбекистан

Европа

Абхазия · Албания · Андорра · Австрия · Белоруссия · Бельгия · Босния и Герцеговина · Болгария · Ховатия · Кипр · Чехия · Дания · Финляндия · Франция · Германия · Греция · Ирландия · Остров Мэн · Италия · Литва · Черногория · Нидерланды · Норвегия · Польша · Португалия · Румыния · Россия · Сан-Марино · Сербия · Словакия · Словения · Испания · Швеция · Швейцария · Турция · Украина · Великобритания (Англия · Шотландия · Уэльс) · Ватикан

Другое

Gift shop · Lonely Planet · Паспорт · Resort town · Roadside attraction · Транспорт · Tourist trap · Tour guide · Турагент · Travel search · Глобальная дистрибьюторская система · Достопримечательность

См. также

Всемирная туристская организация · Всемирный день туризма · Туризм в литературе ·

География туризма · Туристическое снаряжение

Паломничество

У этого термина существуют и другие значения, см. Паломничество (значения). Запрос «Пилигрим» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 30 марта 2016 года.

Католические паломники в Великую пятницу на Виа Долороза в Старом городе Иерусалима.

Пало́мничество (от лат. palma «пальма»; от пальмовой ветви, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа) — путешествие верующих с целью поклонения к географическим местностям и реликвиям, имеющим сакральное значение в данной религии. Богомольца, совершающего такое путешествие, называют паломником или пилигримом (от лат. peregrinus «чужеземец, странник»).

В христианстве — путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры (см. Pilgrimage church) с целью поклонения и молитвы; вообще хождение верующих к святым местам на поклонение.

Христианский обычай основывается на стремлении верующих поклониться местам и святыням, связанных с Христом, апостолами, Пресвятой Богородицей, помолиться перед чудотворными иконами, окунуться в священные воды реки Иордан и святые источники. В других религиях имеются аналогичные обычаи:

  • Хадж — посещение мусульманами Мекки, Медины и совершение там предписанных ритуалов;
  • Ко́ра — ритуальный обход вокруг какой-либо святыни в религиях Индии, Непала и Тибета;
  • у ламаистов — посещение Лхасы (Тибет);
  • у индусов — посещение Праяга и Варанаси (Бенарес, Индия) (последний также у джайнов и махаянистов);
  • у буддистов — Буддийские места паломничества в Индии
  • у буддистов Японии и синтоистов — посещение Нары.
  • в иудаизме периода Первого и Второго Храма три ежегодный праздника (Песах, Шавуот, Суккот) предполагали паломничество к Храму.
  • у бахаев принято паломничество в Хайфу и Акко

О паломничестве

Для современного человека паломнические поездки являются одним из неотъемлемых атрибутов церковной жизни. Множество фирм, как церковных, так и светских, предлагают сегодня поездки к святыням России и зарубежья. Часто именно с такой поездки начинается знакомство человека с Православной Церковью. Но всегда ли это знакомство влечет за собой воцерковление? Как подготовиться к поездке, чтобы она стала настоящим паломничеством, а не занимательным путешествием? Об этом размышляет в своей статье настоятель Свято-Троицкого собора г. Саратова игумен Пахомий (Брусков).

Сцена, ставшая привычной для многих священников. В храме ко мне подходит женщина и спрашивает: «Батюшка благословите в паломническую поездку к старцу». Отвечаю: «Бог благословит. А зачем Вы едете?» И часто не слышу вразумительного ответа. «Ну, все едут… Здоровья нет…. Исцелиться хочу, говорят, помогает» – вот самые распространенные мнения по этому поводу. Между тем каждый человек, отправляющийся в паломничество, должен задать себе два вопроса: что такое паломничество вообще и для чего лично я отправляюсь по святым местам? И постараться дать себе на них честный ответ.

Поклониться святым местам

Паломничество по святым местам представляет собой одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать таким образом Господу, Божией Матери, святым видимое поклонение. С глубокой древности христиане отправлялись в странствие, чтобы увидеть места, связанные с земной жизнью Спасителя, помолиться у Гроба Господня. Также с первых веков христианства зарождаются и становятся местом паломничества верующих монашеские обители Палестины, Египта, Сирии. В дальнейшем появляются и получают известность другие места паломничества. Это и Рим, и Афон, и Бари, куда направляются паломники со всего мира.

На Руси со времен Крещения паломничество также становится очень популярным. Русские люди совершают паломничество в Иерусалим и в другие святые места. Отсутствие современных средств передвижения делало такие путешествия подвигом, очень тяжелым и опасным для жизни паломника. Постепенно, возникают на Руси и становятся общеизвестными национальные святыни: Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Соловки и другие места, связанные с местами жизни и подвига святых отцов.

Своего расцвета в России паломничество достигает в XIX веке. Тогда существовала, к примеру, благочестивая традиция посетить хотя бы раз в жизни Киево-Печерскую Лавру. Тысячи паломников самого разного общественного положения и материального благосостоянии отправлялись на богомолье в лучшем случае верхом на лошади, а чаще всего пешком с котомкой сухарей за спиной. Эти паломники не только сами приобщались к святыне, но и давали возможность многим людям узнать о святых местах. Во все века в русских людях жила любовь к странникам. Страннолюбие было особым родом благочестия, позволяющее не только послушать паломника, но и принять участие в его подвиге личным пожертвованием.

Именно в это время достигает своего расцвета деятельность Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Стараниями начальника миссии архимандрита Антонина (Капустина) в собственность нашего Отечества приобретаются значительные участки земли в Палестине, где возводятся не только храмы и монастыри, но и вместительные гостиницы для паломников.

Революция разрушила традиции паломничества в нашей стране. Монастыри и храмы были уничтожены, участки русской миссии за рубежом во многом утрачены, а русские люди на многие годы были лишены возможности беспрепятственно совершать паломнические поездки.

В наши дни традиция совершать паломничества возрождается, множество людей отправляются как в общеизвестные, так и в малоизвестные монастыри. В этой сфере работают множество фирм, которые организуют и транспорт, и проживание, и посещение храмов. Но зачастую дух этих поездок кардинально отличается от тех, что совершались в прошлые века.

И дело не в том, что изменились условия жизни и современный человек стал пользоваться скоростным транспортом. Если бы в древности была такая возможность облегчить передвижение, люди бы ее тоже использовали. Тогда ведь не все ходили пешком, кто-то ездил в повозках, которые тоже облегчали путь. В наши дни необходимость отдавать заработанную сумму денег за билет может восприниматься как эквивалент усилий древних паломников.

Основное отличие, на мой взгляд, состоит в том, что в то время паломничество воспринималось как труд, как служение Богу. Христианин воспринимал и семью, и работу, и отношения с ближними как поприще, на котором человек должен чем-то жертвовать, терпеть какие-то тяготы, и через это духовно возрастать, становиться ближе к Богу. Широкую известность в прошлом столетии приобрела книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», герой которой пешком прошел тысячи километров от центральной России до Сибири, посещая святые места. Безусловно, совершив такой подвиг, он иначе воспринимал свое паломничество, чем современный человек. А главным его приобретением в странствиях стали не приятные впечатления и памятные сувениры, а навык в молитвенном делании.

А мы зачастую и паломничество, и все остальные сферы своей жизни воспринимаем, как средство приобрести лично для себя какую-либо выгоду, получить удовольствие, неважно чувственное, душевное или даже духовное. Потребительское, эгоистичное отношение к миру свойственно современному человеку. Чтобы вернуться к опыту древних паломников, нельзя плыть по течению, нужно сделать над собой усилие и постараться что-то изменить.

Паломник или турист?

Каждый православный христианин, отправляясь в паломническую поездку, должен для себя четко определить: для чего он это делает? Зачем он лишает себя элементарных бытовых удобств, отдает деньги, теряет время? Что для него значит эта поездка? Путешествие по Золотому кольцу России с осмотром исторических и культурных достопримечательностей, в число которых входят храмы, иконы, церковная утварь. Или это желание глубже узнать жизнь Церкви, потрудиться ради Христа. Хотя и первое неплохо, но второе намного важнее.

Кто-то отправляется в монастырь, чтобы получить благодать Духа Святого, познакомиться с монашеской жизнью. А кого-то в паломничество влекут более приземленные цели: попросить и непременно получить материальных благ, здоровья, успеха в делах. Так развивается в современной церковной среде особый вид благочестия – так называемый «духовный туризм». К нему же относятся и поездки к известному или малоизвестному старцу, где за материальное вознаграждение люди надеются через внешние, полумагические действия получить гарантированный результат. Съездил ровно семь раз на отчитку или лечение копием и тебе гарантировано исцеление. Но возникает вопрос: а какова природа этого исцеления? Какие силы стоят за деятельностью этого целителя?

Нельзя воспринимать духовную жизнь через призму материальных благ – здоровье, удачу или получение выгодной должности на работе. Это большая ошибка, ведь стремясь за материальным, можно не заметить большего, не оценить того духовного дара, который дает человеку Господь.

Человек, отправляясь в паломническую поездку, прежде всего должен спросить себя: а в каких отношениях он находится с Богом, с Церковью. Паломничество – это одна из форм церковной жизни. Но духовная жизнь христианина начинается не с паломничества, а с покаяния. Как говорится в Евангелии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Начинать надо с чтения Евангелия, с покаяния, с Причастия. В таком случае человек сможет правильно понять все то, что увидит в поездке. И даже столкнувшись с бытовыми трудностями, неправильным (как ему кажется) поведением священников, монахов или мирян, он не соблазнится этим, не расстроится.

Сегодня часто можно услышать, что многие люди начали свою церковную жизнь именно с паломничества. К примеру, съездили по рекомендации родных или знакомы в Дивеево и воцерковились. Но возникает вопрос: а на самом ли деле они воцерковились? Приняли они опыт и традиции Церкви, смирились ли перед ее правилами? Ведь сегодня наряду с церковными христианами, которые посещают богослужения, причащаются, исповедуются, существует среда так называемых околоцерковных людей. Они думают, что находятся в ограде Церкви, считают себя глубоко верующими людьми. Но при этом не участвуют в жизни Церкви, не исповедуются, не причащаются, либо делают это изредка для решения личных проблем. Из этой среды вырастает целое поколение христиан, которые не только по-своему воспринимают христианскую жизнь, но и проповедуют свое отношение, далекое от Евангелия и опыта Церкви, другим людям. Сегодня этому помогают еще и неограниченные возможности общения, как в реальной жизни, так и виртуальном пространстве, где люди обсуждают поездки, делятся своими соображениями, дают оценку церковной жизни, мало что о ней зная.

Сегодня существует развитый бизнес, ориентированный на паломников. Организаторы поездок собирают всех желающих, кто может оплатить поездку. При этом никому не интересно, что в головах у этих людей, какой след поездка оставит в их душах.

Между тем паломничество – это одно из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться к святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку. Когда человек в поездке терпит бытовые неудобства, добровольные лишения, он начинает глубже относиться к жизни, испытывать благодарность за самые простые вещи. Ведь и кусок хлеба можно съесть очень по-разному. К примеру, когда возрождалась Оптина пустынь, многие люди ехали туда не с паломническими турами, а своим ходом – на автобусах, поездах, да еще несколько километров приходилось идти пешком. И приезжали туда потрудиться во славу Божию, а не полюбоваться памятниками архитектуры. Наработавшись целый день на стройке или в поле, они воспринимали скудную монастырскую пищу как действительно ниспосланную Богом. Это бесценный опыт, и человек, который не приобрел его, не сможет по-настоящему оценить, что такое паломничество.

Невозможно, да и не нужно закрывать паломнические службы или запрещать всем ездить в паломнические поездки. Но каждый христианин должен понять, чего ищет в этой поездке его сердце. Затем испросить благословения на поездку у священника, у которого он исповедуется. Не просто поставить перед фактом: «Благословите, я еду в монастырь или к старцу», – а попытаться более подробно объяснить причины своего решения. Священник сможет посоветовать, на что обратить внимание в обители, как себя вести, как подготовиться к этой поездке. Перед поездкой нужно почитать что-то об истории монастыря, о духовной жизни, о молитве. Безусловно, не только древние паломники, но и современные могут и должны стараться больше молиться в поездке, в том числе и Иисусовой молитвой. Тогда поездка превратится в настоящее паломничество.

Если человек собирается в паломническую поездку в монастырь, очень важно постараться приобщиться к монашеской жизни, сокрытой от посторонних невнимательных глаз. Почему так популярны источники, сухарики, освященное маслице? Это лежит на поверхности и доступно без духовного труда. А монашеская жизнь, добродетели надо уметь рассмотреть, приложив духовный труд. Поэтому важно присмотреться, прислушаться, не поддаваться духу суеты, который часто возникает в паломнических группах. Даже если не удалось лишний раз искупаться в источнике, купить очередной сувенир в свечной лавке, это не страшно. Внимательный паломник может получить неизмеримо большую пользу для души.

И последнее. Церковный человек должен воспринимать паломническую поездку как некое дополнение к своему повседневному служению, как поощрение за труд, как подарок, ниспосланный от Господа. И не в коем случае не заменять паломничеством повседневную духовную работу, участие в таинствах, в жизни Церкви.

> См. также

  • Покаянные паломничества
  • Места паломничества
  • Тиртха и кшетра
  • Парикрама
  • Падаятра
  1. Паломничество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Конференция «Православное паломничество: традиции и современность» (27.10.04).
  3. Юстус Тенеллус и Вильгельм Постель, по поручению французского короля Франциска I, собирали в Палестине рукописи для парижской библиотеки.

Литература

  • Горшунова О. В. Женское паломничество к святым местам (по материалам Ферганской долины) // Итоги полевых исследований. Ред. З. П. Соколова. Москва: ИЭА РАН, 2000. Сс. 23-39.
  • Лучицкая С. И. Путешествие в Святую Землю в XII—XIII вв.: Очерк истории повседневной жизни. С. 72-102.
  • Яворский Д. Р. К вопросу о социокультурных функциях паломничества в средневековой Западной Европе // Метаморфозы истории. 2016. Вып. 8. С. 32-46.

Фото и Видео на Викискладе

  • Паломничество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Паломничество // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Шейнман М. М. Паломничество.
  • Образ странника и богомольца в русской живописи.
  • Выезды на богомолье в русской живописи.
  • Паломничество в Древней Руси
  • В. Н. Хитрово. Неделя в Палестине.
  • А. П. Ладинский. Путешествие в Палестину. 1937 г..

Туристская индустрия
(индустрия гостеприимства)

  • Турагент и Туроператор (туристская деятельность)
  • Рекреационные ресурсы (туристские ресурсы)
  • Глобальная дистрибьюторская система (cистемы автоматизации гостиничного и ресторанного бизнеса)
  • Безопасность туризма
  • Гостиничная индустрия (гостиничное хозяйство и ресторанный бизнес)
  • Транспорт

Основные понятия

  • Турист (экскурсант)
  • Экскурсовод (гид, проводник)
  • Путевка
  • Паспорт
  • Виза
  • Туристский маршрут

См. также

Пути благодатные. Православное паломничество сегодня

Паломничество, хождение на богомолье… Как давно установилась эта благочестивая христианская традиция странствий по святым местам. Уже в начале новой эры пилигримы отправлялись в долгий путь во Святую Землю. И с тех пор никогда не оскудевало в верующих людях стремление к Божьей благодати, в родном ли крае, на дальней ли стороне. В наши дни традиция паломничества – одна из любимейших у православных мирян. О его сути и особенностях мы ведем разговор с президентом Фонда «Новый Иерусалим» игуменом Феофаном (Михайловым).

— Отец Феофан, скажите: что для Вас паломничество?

— Для меня паломничество – это значимая составляющая моей религиозной жизни, это некий источник, из которого я черпаю вдохновение. Читая Священное Писание, каждый человек воспринимает его соответственно собственному жизненному опыту, уровню образования, особенностям характера, в его сознании формируются свои образы, представления о святых местах, о подвигах угодников Божиих. Посещение же чтимых мест дает дополнительную подпитку для органов чувств, здесь включаются и зрение, и обоняние, и осязание, и слух. Не зря Святую Землю называют пятым Евангелием: там мы действительно видим те уголки, где ступал Господь, ощущаем благодать святых мест.

Паломничество – это необходимая часть моей веры. Хотя в догматах Святой Православной Церкви не содержится указание на необходимость каких бы то ни было хождений, как у иудеев или у мусульман, но у нас есть потребность посетить святые места, глубже прочувствовать и понять Священное Писание, то, что Господь совершил для нашего спасения.

— Многие люди не понимают смысла традиции поклонения: прикоснулся к иконе, постоял рядом – и что из этого?

— Корень подобных сомнений – в разнице наполнения людьми самого действия: духовного или же только видимого. Мы не в мистику верим, не в чудо, мы веруем в Господа. И мы не столько к святым местам едем, сколько ищем Бога. Да, цель паломничества – узнать глубже свою веру, понять свое предназначение. Как говорил мой духовный отец схиархимандрит Макарий (Болотов), важно, чтобы мы Господа искали, а не Он нас. И когда богомолье совершается осознанно, с проникновением, с поиском смысла своей жизни, с намерением исправиться, мы находим утешение и связь со Спасителем. Тогда наши пути становятся благодатными.

По поводу святых мест. Магии никакой нет. Не святое место, не икона исцеляют, исцеляет Господь – когда мы к Нему обращаемся, взирая на святой образ, благоговейно прикасаясь к нему. Здесь главное – сердце и ум, устремленные к Творцу. Если человек так настроен, Бог может послать утешение где угодно, но особенно этому способствуют святые места. Потому что, меняя привычный образ жизни, на время становясь странниками, оставляя свой дом, свои суетные заботы, круговерть событий, христиане временно приобщаются к монашескому чину, хоть на несколько дней отрекаются от собственности, от житейских проблем и всецело обращаются навстречу Спасителю.

— Мы, православные, привыкли прикладываться, прикасаться к святыне. В Италии, например, это в большинстве случаев невозможно. Разъясните: в момент прикосновения или неприкосновения происходит что-то сокровенное?

— Это вопрос личного движения души. Господь не только прикосновением исцелял, но и словом. Конечно, прикосновение – очень желательный момент. Почему мы лобызаем святыни – это сложившаяся манера проявления любви, и поклон – проявление любви, и молитва тоже. Это зримый образ, выражение нашего внутреннего состояния. Форма должна соответствовать содержанию и способствовать его большему раскрытию. Например, при молитве стоя мы являем стояние в вере. Вместе с тем благоговейное предстояние пред Богом – это некое выражение уважения, почтения. Так же и поклоны, и крестное знамение являются проявлением нашего богословия. Но внешнее ни в коем случае не должно заменять внутреннего. Если нет духовного наполнения, обрядовость бесполезна. Так же и посещение святых мест: нет внутреннего – внешнее тщетно. Если же душа жаждет небесной росы, паломничество неоценимо. Я свидетель тому, что многим людям, которые еще даже не обрели веру, но при этом имели благоговейное отношение к святыне и искали Бога, были явлены дивные чудеса, наставления, вразумления. И эти люди обретали веру. А веру дает Господь. Так что если человек не имеет ее сейчас, это еще не значит, что ему не дано уверовать.

— Когда Вы сами впервые совершили поездку к святым местам? И что сподвигло Вас заниматься организацией паломнических маршрутов?

— Я паломничаю уже третий десяток лет. Мое первое паломничество было не совсем сознательным. В конце 1980-х годов, накануне Рождества Христова, мы с классом ездили в Ленинград. Мы все согласились посетить Александро-Невскую Лавру. Больше, конечно, из любопытства, но ощущение прикосновения благодати тогда появилось. Потом были свои паломничества в близлежащие храмы моего родного Тамбова, в Троице-Сергиеву Лавру. При Скорбященском приходе (ныне Вознесенский женский монастырь г. Тамбова) изредка устраивались поездки. В 1990-е годы возможности были скромные, приходилось крутиться. Но люди желали посещать святые места, ко мне как к бывалому пилигриму часто обращались с просьбами организовать тур. Я испрашивал благословение у ныне покойного архиепископа Евгения (Ждана) на организацию поездок от Покровского собора г. Тамбова. Также брал благословение у своего духовного отца схиархимандрита Макария на посещение с группой Дивеево, Оптиной пустыни, Шамордино и других мест. Одной из масштабных была многодневная поездка в Санкт-Петербург. Мы отправлялись в путь на неделю, поэтому все серьезно продумывали, до мельчайших деталей прорабатывали маршрут. Кроме северной столицы и ее окрестностей, в программу входило посещение гг. Мичуринска, Великого Новгорода, Рязани, Иоанно-Богословского монастыря, Троице-Сергиевой Лавры и г. Москвы. Причем такие поездки получались очень недорогими. Времена были непростые, и я старался, чтобы цены были необременительны для людей. С нами даже набиралось до половины группы детишек. Я тоже жил небогато, но мне как организатору выделялось бесплатное место в качестве вознаграждения за понесенные труды. А труды, замечу, были действительно непростые: сформировать группу, найти транспорт, упросить владельца на несколько дней отпустить автобус с шофером и много всего прочего. Всегда подается и вознаграждение духовное, когда с группой единоверных, единомышленных людей посещаешь святое место, где и помолишься, и порадуешься. В сообществе паломников чувствуется особое сплочение, Господь посылает утешение, отраду. Что удивительно, даже безголосые люди начинают петь стройненько.

Впоследствии паломничества были связаны со святыми местами за границей. Каждому верующему человеку хочется посетить Святую Землю, поклониться святителю Николаю в Бари, святителю Спиридону на Корфу. И Господь даровал возможность организовывать уже зарубежные поездки.

— Есть ли принципиальные различия между паломничеством по родным краям и по дальним странам?

— Зарубежное паломничество совершается с той же целью приближения к Богу, но имеет свою специфику. Важнейшим становится вопрос со сроками формирования группы. Если при наличии места на любую внутрироссийскую автобусную поездку можно взять желающего даже в день отправления, то заграничный вылет планируется заранее. Есть установленные сроки оформления загранпаспортов и виз. Немаловажны и вопросы медицинского страхования, также необходимы гарантии питания и проживания. Нельзя приехать в чужую страну и жить всем коллективом в палатках. Если, организуя паломничество по России, мы прозванивали все места, где будем ночевать, где нас будут кормить, предварительно договаривались, то тем более нужно это делать при организации поездки за рубеж. Как правило, размещение осуществляется в гостиницах. Думаю, излишне напоминать, что каждый день за рубежом стоит денег. Оплачиваются перелет (до трети стоимости поездки), проживание, экскурсии. Мы посещаем другое государство, со своими законами, со своей культурой. Обыкновенно встают проблемы языкового барьера, плохой ориентации в незнакомой местности. Поэтому очень важно всегда держать в поле зрения своих спутников, не отставать и, наоборот, не обгонять их.

— Уже много лет Вы организуете зарубежные паломничества под эгидой Фонда «Новый Иерусалим». Это придает статус группе или, может быть, облегчает вопросы сотрудничества с турфирмами?

— Организация поездок через Фонд осуществляется по желанию его участников посещать святые места за границей. Мы взаимодействуем с разными структурами: и с паломническими службами, и с туристическими операторами, и сами выходим на зарубежных партнеров. Лучше всего, когда это делает специалист. Мы стараемся контактировать в интересах паломников и в интересах качества наших поездок с профессиональными туроператорами. Фонд в данном случае выступает в позиции коллективного заказчика. Мы задаем некий тон поездки: определяем, что это православное паломничество, устанавливаем сроки и содержание поездки, обговариваем количество участников. Мы стараемся избегать больших групп (максимальная группа, которая у нас была, 29 человек). Эти исходные данные отдаем партнерам, которые заказывают гостиницы в городах посещения. Питание, обеспечение транспортом, сопровождение гида – все мы обсуждаем заранее. С гидом договариваемся сами. Гидов-профессионалов, владеющих русским языком и языком страны посещения, да еще и являющихся православными людьми, очень немного. А грамотный проводник, я считаю, обеспечивает 50 процентов успеха поездки. Учитывая это, я неоднократно созваниваюсь с гидом накануне поездки. Мы должны быть уверены, что нас ждет православный человек, который даст нам частичку своего знания, опыта, сердца. Без этого качественной поездки не получится.

— Желательно ли участие в заграничной поездке священника?

— У нас это необходимое условие. Священник не только духовно окормляет группу, но и во многих случаях несет функции руководства. Часто бывает за границей, подходят ко мне люди из других групп с плачем: от паломнической службы организована поездка, а батюшки нет, некому поисповедовать. Поэтому священник крайне необходим в группе.

— Бытует мнение, что паломничество должно совершаться многие месяцы с котомкой за плечами. А как сейчас мы ездим – это чистой воды туризм. Как Вы считаете, у современного богомолья дух другой или, может, мы получаем меньше благодати?

— Вопрос о способах паломничества и о духе паломничества очень важный. Обратите внимание, что св. царица Елена, которая еще в IV веке совершила паломничество во Святую Землю и определила святые места поклонения, была уже в преклонном возрасте, и она плыла по морю на корабле, по суше передвигалась на современном по тем временам транспорте. Мы исходим из того, что имеем. Дело не в тяготах труда только, хотя телесные подвиги имеют смысл. Дело в цели и сути. Если цель – поклонение святыне, работа над собой, исправление своей жизни, приближение к Богу, тогда она исполнима любыми средствами. И тогда самолет – помощник, и автобус комфортабельный дает нам возможность не о ногах думать, а о Боге. Вы затронули важный вопрос соотношения духа паломничества и духа туризма. Сегодня сложно говорить, что было первичнее. Насколько я представляю себе интересы наших предков, необходимость в перемещениях изначально была не отдыхательно-развлекательная, а торгово-экономическая и религиозная. Если мы говорим о языческих культах, это паломничество к оракулу, заповедь ветхозаветной религии – посещение Иерусалимского храма. В древние времена людям некогда было бездельничать. Современный туризм – это несколько более поздняя разновидность путешествий. В данном ракурсе есть смысл рассуждать о соотношении позволительного и полезного. Когда довлеющим является не поклонение Господу, а некий гедонизм, получение удовольствия, то такое паломничество не принесет ни пользы, ни радости. Тем паче никаких духовных целей оно не достигнет.

Хочу заметить: если человек на святых местах испытывает чувство, так сказать, земной радости, ничего в этом нет дурного. И ничего плохого нет в том, что человек съест мороженое, с улыбкой поделится какой-нибудь паломнической байкой со своими спутниками или отведает вина из Каны Галилейской. Если мы в воскресный день, устав от ночной службы, посетили, например, ботанический сад – это только на пользу: познакомились с экзотической природой, отдохнули, насладились свежим воздухом, набрались сил, порадовались красоте Божьего мира. А если что излишнее – в наших поездках батюшка обязательно остановит.

Повторяю, в проявлении светлых чувств для мирян ничего зазорного нет. Радость дает Сам Господь, ведь Господь создал человека для радости. Высшее счастье для человека – общение с Богом. Святые места помогают человеку обрести это счастье, и проявления веселья сердца могут быть разные. Только надо помнить одно: не выходить за пределы полезного, шествуя путями благодатными.

— Благодарю за интересную беседу. Желаю Вам благополучных поездок и новых интересных проектов!

— Спаси Господи!

Паломничество издавна почитаемо во всем мире. Места православного паломничества в России, наполненные источниками святости, ежегодно принимают тысячи путников, желающих обогатиться духовным ростом при соприкосновении со святыней.

Кто такие паломники и когда они появились в православии

Слово «паломник» является производной от «пальмы». После смерти и Воскрешения Иисуса христиане всего мира совершали походы в Иерусалим к Голгофской горе и Гробу Господнему, неся ветви пальмы в память о торжественном въезде Спасителя в город перед празднованием Пасхи.

О Христе:

  • Смерть Иисуса Христа
  • Крестные страдания Иисуса Христа
  • Воскрешение Иисуса Христа

Паломничество на Святую Землю Израиля

Паломники или, как их назвали в России, богомольцы совершали путешествия пешком, в посте и молитве преодолевая тяготы пути, чтобы возрастать духовно при приближении к святыне.

Конечной целью паломничества является одна из святынь, почитаемых в православии:

  • частицы одежды Иисуса;
  • орудия Его смерти;
  • частички Креста Животворящего;
  • чудотворные иконы;
  • святые мощи;
  • могилы Святых угодников;
  • источники с целительной силой воды.

Желание наполниться духовной силой двигает странниками совершать дальние переходы, чтобы прикоснуться к местам, освященным присутствием Иисуса, Девы Марии, святых. Стремление наполниться святостью и очиститься от грехов дает силы совершить подвиг паломничества.

Кто-то сам требовал духовного очищения, а на кого-то накладывалась епитимия. Главное, человек, отправляясь в хождение по местам, освященным святынями, временно отрекался от земных богатств и удобств, живя практически в нищете.

Поручая себя полностью воле Господней, человек устремлялся к святыне, чтобы помолившись в святом месте, облечься в нового человека. (Еф. 4:22-24).

В Старом Завете сказано, что евреи старались попасть в Иерусалим на празднование Пасхи, которая в то время символизировала выход из египетского рабства, для чего нанимали корабли, некоторые совершали пешие переходы.

Преодолевая пыльные дороги Анатолии, проходя через разогретые пустыни Киликии, путешествуя через горы и равнины, паломники брали с собой только необходимые вещи.

Странничество и паломничество

Порой паломническая жизнь, наполненная испытаниями и опасностями, длилась месяцы, и даже годы. Единственным путеводителем для странствующих богомольцев была воля Божья и вера в Его милость.

Важно! Богомолье совершали духовно уверовавшие люди, в лишениях и страданиях они возрастали в вере.

Подвиг веры в древние время состоял еще и в том, что паломник, уходя из семьи, не знал, вернется ли обратно, отдавая себя воле Творца.

Особенности русского православного паломничества

Особенный бум паломничества в России начался с начала двадцатого века, который коренным образом повлиял на жизнь людей. Российские святыни, Божьи люди, старцы и подвижники привлекали паломников, желающих укрепить свою веру и очиститься от скверны.

Паломничество может быть:

  • Однодневным.

В течение одного дня богомольцы могут посетить недалеко находящийся монастырь, святой источник или могилу святого. Чаще всего это происходит по приезду известного священника высоко сана или прибытию целительной иконы, остатков святых мощей или по традиции посещать святое место в определенные дни.

  • Ближним.

Ближние паломничества совершаются в пределах одной или близко лежащих епархиях. Порой богомольцы выезжают на несколько дней, живя в монастырях, поклоняясь святыне, которая стала целью паломничества. Добрая слава святого места привлекает странников с ближних и дальних селений, которые несколько раз в году совершают ближние паломничества.

  • Дальним.

Ныне, как и в древние времена, дальние паломнические поездки совершаются на Афон, к мощам Николая Угодника в Италии и другие святые места.

Паломничество к Туринской плащанице, Италия

Первые странники взяли на себя роль оповещателей, когда в первые века для распространения новостей от Церкви или храмов нужно было передвигаться от селения к селению. Истинные странники имели обеты, посох и мешок. Они не имели денег и жили на помощь церкви, которой служили.

В восемнадцатом веке в России появляются странники, люди, ушедшие из мира. Эти богомольцы не знают, где окончится их путь. Отказавшись от благ мира, странники живут по монастырям или около святых мест, существуя за счет подаяний. Весь мир признает подвиг странничества.

XIX век стал периодом расцвета паломнического движения в России.

Если современные паломники мечтают посетить Гроб Господень, так в былые время паломники устремлялись к Киево-Печерской лавре. Богомольческим подвигом было совершить этот поход пешком или на повозке, имея с собой только воду и сухари.

О других местах паломничества:

  • Свято-Троицкая Сергиева лавра в Сергиевом Посаде
  • Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге
  • Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Киево-Печерская лавра

После революции паломники и странники находились под гонениями, некоторые из них попали в тюрьмы за свою веру. Но разрушенные храмы, монастыри, в которых хранились святыни, не переставали привлекать верных христиан.

Памятка современному паломнику

Отправляясь в паломническую поездку, в первую очередь следует уяснить ее духовную важность. Поход к святыне — не экскурсия, а поклонение святым и Богу в лице Святой Троицы и Богоматери.

Выбирая поездку по святым местам, христианин должен четко определить цель своей поездки.

  • Если это просто путешествие для ознакомления с историей храма, иконы или святого места, тогда ему достаточно собрать определенную сумму и отправиться в путь. Это совсем неплохо и не является чем-то неправильным.
  • Православный паломник, отправляясь в путь для познания глубины христианского учения, наполнением силы Духа Святого, обязательно должен получить благословение духовного наставника или священника в храме.
  • Направляясь к мощам или могилам святых, необходимо ознакомиться с жизнью Божьих угодников, узнать, в чем был их христианский подвиг, какой благодатью наполнено это место.

Важно! Не стоит забывать, что сила паломничества не в приобретении видимого, а наполнение невидимым.

Многие святые закончили жизнь инвалидами в человеческом понимании. Так, святитель Лука ослеп, блаженная Матронушка свою жизнь провела в постели, а св. Пантелеимона за христианскую веру лишили головы, но все они остались верны Иисусу, Его именем исцеляли и наполняли духовной радостью души людей.

Теряя телесное, святые приобретали Господнее. Ныне развелось множество лжесвятых, которые принимают за деньги, обещая исцеления и богатство, возможно, проситель и получит желаемое, но какова цена ему, и какой силой дано.

Паломничество — это не туризм, порой достаточно совершить подвиг покаяния в своей церкви, чтобы наполниться Духом святым и найти ответ на проблему.

Устремляясь в зарубежье, некоторые христиане не удосуживаются поинтересоваться о святых места, расположенных в родном городе или селении.

Когда в Москве к поясу Божьей Матери стояли многочасовые очереди, мало кто знал, что церковь пророка Илии оберегает частичку этой же святыни.

Собираясь посетить службу в монастыре, предварительно обязательно ознакомьтесь с его правилами, чтобы не попасть в неудобное положение, когда вас не допустят к Причастию из-за отсутствия на всенощной молитве, например. Отправляясь в паломническую поездку, не стоит забывать, что духовная жизнь не состоит только из здоровья, отношений в семье и материальных благ.

Для богомольцев основной целью является укрепление веры и получение дара любви к ближнему, через любовь к Иисусу и принятие Его жертвы. Россия-матушка богата святынями, к которым едут паломники со всего мира, так что пройдемся для начала по родным местам.

О традиции православного паломничества. Протоиерей Владимир Головин

Христианское паломничество

История религиозных путешествий в Римской и Византийской империях позволяет проследить, как складывались и развивались культура и традиции христианского паломничества. Начиная с первого столетия по Рождеству Христову, с того времени, которое многие исследователи называют Апостольским веком, первые христиане стали ходить на поклонение в места, связанные земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы. Однако в первые три века распространения христианства в Римской империи очень часто возникали гонения на последователей Иисуса Христа, поэтому паломничество носило тайный характер и было немногочисленным. Регулярные и массовые паломничества христиан к главной святыне Иерусалима – храму Воскресения Господня, начались в 30-х годах IV века. Это произошло после легализации христианства в пределах Римской империи в 313 году и под влиянием примера святой равноапостольной императрицы Елены, совершившей на склоне своих лет великое путешествие в Палестину в 325–327 годах. При этом надо помнить, что она выполняла также и волю своего сына, императора Константина Великого, действуя от его имени и благодаря его неограниченной материальной поддержке. Историческое паломническое путешествие святой императрицы Елены в Иерусалим привело к воздвижению Креста Господня, уточнению топографии ключевых центров евангельской истории и положило начало мемориализации святых мест, связанных с земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы.

В 325 году, во время проведения Первого Вселенского Никейского Собора, святой равноапостольный император Константин Великий издал указ о строительстве христианских храмов в святых местах: в Вифлееме на месте рождения Спасителя и в Иерусалиме над Гробом Господним. Территорию же Палестины первый христианский император объявил Святой Землёй. Ко времени путешествия императрицы Елены предание возводит также строительство двух храмов: в Хевроне, у Мамврийского дуба, и на Масличной горе. Этими событиями открывается история массового христианского паломничества в Святую Землю, потому что путешествие императрицы Елены и её окружения можно и нужно рассматривать как первое организованное поклонение святым местам, связанным с жизнью, крестной смертью и Воскресением Спасителя.

В результате строительства храмов уже в эпоху императора Константина Великого в Иерусалим и Вифлеем стали приезжать тысячи богомольцев для поклонения главным святыням христианства, положив тем самым начало массовому паломническому движению в Святую Землю.

Иерусалим, по улицам и площадям которого ходил сам Иисус Христос, и откуда началась история Церкви, стал главной целью христианского паломничества. Иерусалим, открыв свои святыни, быстро превратился в сознании христиан всего мира в Святой Град, место поклонения Гробу Господню, а благодаря этому стал большим странноприимным домом, большой гостиницей, большой больницей, большим торгом. Местное население начало теряться среди паломников, которые заполоняли городские улицы и площади, особенно в дни христианских праздников.

Римские, а затем и византийские императоры не жалели своего времени, не щадили сил своих подданных, не скупились тратить материальные ресурсы империи для того, чтобы увековечить память о земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Палестина покрылась множеством христианских храмов и монастырей. Начали складываться религиозные традиции и культура поклонения великим христианским святыням. При этом необходимо отметить, что IV–VI веках, т. е. в самом начале своего развития, массовое христианское паломничество было обычно актом личного благочестия верующего человека и осуществлялось без принуждения как со стороны церковных, так и светских властей.

Богомольцы IV века почитали и святые места, связанные с Ветхим Заветом, и часто посещали места захоронения праведников древности, пророков, царей и библейских патриархов. Главными центрами поклонения в Святой Земле, начиная с того времени, стали величественные храмы в честь важнейших событий библейской истории: провозвестие через явления ангелов Аврааму у Мамврийского дуба (Хеврон), Рождество Иисуса Христа (Вифлеем), Распятие и Воскресение Спасителя (Иерусалим), Вознесение Господне (Елеонская гора) и другие. Богомольцы шли в Святую Землю из разных стран: прежде всего, из пределов тогда ещё единой Римской империи, а также из Армении, Персии, Месопотамии, Эфиопии и даже Индии. Вдоль основных маршрутов путешественников-поклонников к святым местам постепенно складывалась паломническая инфраструктура.

Период наиболее массового паломничества в Святую Землю с самого возникновения паломнического движения начинался с празднования Рождества Христова и заканчивался праздником Пятидесятницы. Многие богомольцы приходили в Палестину на весь этот период. Самым же главным праздником, притягивающим в Святую Землю самое большое количество богомольцев, был и остаётся по сей день праздник Святой Пасхи. Паломники, стремившиеся встретить в Иерусалиме Светлое Христово Воскресение, приходили туда заранее, чтобы провести в Святом Граде и Страстную седмицу. Страстной седмице предшествует праздник Входа Господня в Иерусалим. Основным событием этого дня был крестный ход до стен Иерусалима. Паломники, принимавшие участие в этом шествии, несли пальмовые ветви. Такими же ветвями почти две тысячи лет назад встречали Христа жители Иерусалима. Возвращаясь домой, богомольцы, как правило, помимо разного рода реликвий брали с собой на память также и эти пальмовые ветви.

Уже в первые десятилетия развития массового паломничества появляются путеводители по Святой Земле, в христианских странах распространяются воспоминания о посещении и описания святых мест в Палестине. Хлынувшим из глубины Европы в Святую Землю паломникам IV века, желавшим поклониться колыбели христианской веры, перед отправлением в путь, чтобы они не сбились с правильного маршрута, в храмах и монастырях выдавались «дорожники», служившие путеводителями от берегов Роны и Дордоны до реки Иордан, а на обратном пути из Иерусалима до главных городов Франции, Италии и Германии. Первые христианские путеводители и паломнические воспоминания ещё времён единой Римской империи получили название «итинерарии».

За первые века паломничества под влиянием прежде всего ряда объективных культурных факторов сформировалась традиция внешнего облика богомольца. Для мужчин – это наличие бороды и длинных волос, калиг, тёмного, как правило, выгоравшего за время пути плаща, шляпы с весьма широкими полями, сумы и выдолбленной из тыквы бутыли на ремне. Образ паломника был немыслим без посоха или клюки, на которые приходилось опираться во время долгого путешествия. Богомольцы, ходившие на поклонение в Святую Землю, приносили оттуда на родину ветку пальмы, поэтому со временем получили обобщающее название паломники. Слово паломник происходит от латинского palmarius – дословно пальмовник, т. е. человек, несущий пальмовую ветвь.

В Палестине в IV веке уже сложились традиции почитания святых мест. Источники сообщают о неких проводниках, сопровождавших паломников в Святой Земле. Проводники рассказывали, где по обычаю нужно молиться, а также указывали, в каких местах произошли те или иные библейские события. Таким образом, в IV столетии маршруты передвижения паломников по святым местам Палестины уже сложились. Из Константинополя и многих провинций и городов Византийской империи, так же как и из Европы, многочисленные паломники беспрепятственно шли на поклонение к святыням Иерусалима вплоть до середины VII века, когда Святая Земля была захвачена арабами. Впрочем, завоевание арабами Палестины не остановило христианского паломничества; оно продолжало развиваться, о чём свидетельствовало появление в VII–IX веках многочисленных византийских воспоминаний о богомольных путешествиях и путеводителей для паломников.

Видимо, масштаб паломничества в то время стал настолько существенным, что отцы Церкви из соображений нравственного свойства выступили против массового увлечения своей паствой бездуховным паломничеством. Многие исследователи, особенно атеисты, указывая на так называемый запрет паломничества в Святую Землю со стороны некоторых святых отцов Церкви, не совсем точно оценивали их позицию и систему аргументации, что приводило к существенному и намеренному искажению их точки зрения.

Церковь никогда не запрещала и не выступала против древней традиции паломничества христиан в Святую Землю, как, впрочем, и к другим святым местам, но она порицала и возбраняла самочинное паломничество неподготовленных людей, осуществляемое без благословения священства и с сомнительными целями. Если подробно и не предвзято рассматривать аргументацию святых отцов Церкви, то она как раз была направлена против «туристского» подхода к посещению святых мест Палестины людьми, которые из праздного любопытства или тщеславия приходили в места земной жизни Господа и Богородицы. Святые отцы Церкви решительно выступали против внешнего почитания Спасителя и бездуховного паломничества в Святую Землю, когда мода или слепое следование традиции подменяет истинное богопочитание и благочестие.

Преподобный Иоанн Лествичник предупреждал странников об искушениях и опасностях, которые подстерегают их на пути к святым местам: «Странствуя, остерегайся праздноскитающегося и сластолюбивого беса; ибо странничество даёт ему повод искушать нас». Но преподобный Иоанн видел угрозу благочестию странника не только на пути к святыне, но и по возвращении из паломничества: «Иногда Господь много прославляет того, кто сделался странником по примеру Сего Великого; но хотя сия слава и от Бога даётся, однако её хорошо отвращать щитом смирения. Когда бесы или люди будут хвалить нас за странничество, как за великий подвиг, тогда помыслим о Том, Который ради нас снисшел на землю в виде странника, и найдём, что мы воздать за сие во веки веков не сможем». Предупреждения странникам со стороны преподобного Иоанна Лествичника не были случайны: богомольцы, вернувшись из святых мест, иногда впадали в грех себялюбия и гордыни, особенно если паломничество совершалось только с целью внешнего почитания святынь.

С начала VII по XI столетие включительно, в период арабско-мусульманского господства в Палестине, паломники-христиане из европейских и других стран могли посещать Иерусалим и поклоняться его святыням. «В эпоху Карла Великого, в начале IX века, в Палестине восстанавливались и строились новые церкви и монастыри, для чего Карлом посылалась обильная “милостыня”; при церквах устраивались библиотеки. Паломники беспрепятственно ездили к святым местам. Эти взаимоотношения между франкской империей Карла Великого и Палестиной <…> привели к выводу, поддерживаемому некоторыми учёными, что в Палестине при Карле Великом был установлен своего рода франкский протекторат – настолько, насколько затрагивались христианские интересы в Святой Земле; политическая власть халифа в этой стране оставалась неизменной».

Так продолжалось до середины X века, когда византийские войска при императорах Никифоре II Фоке и Иоанне I Цимисхии одержали крупные победы над армиями египетских эмиров. «Эти военные успехи Византии имели свой отклик в Иерусалиме, так что в результате французский историк Л. Брейе считал возможным говорить о византийском протекторате в Святой Земле, который положил конец протекторату франкскому».

Христианское паломничество за несколько веков своего сосуществования с мусульманским миром превратилось в неотъемлемую часть духовной и повседневной жизни Палестины. При этом надо иметь в виду, что сложившаяся с IV века традиция паломничества в Святую Землю стала важной религиозной и культурной составляющей жизни христиан многих европейских стран.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

LiveInternetLiveInternet

Краткий исторический обзор

История Святой Земли, благодаря её очень удобному географическому положению, соединяющему Египет, Финикию, Сирию, Ирак, Иран (древняя Месопотамия) и Персидский Залив, интересна и богата политическими, религиозными и культурными событиями. С запада её омывает Средиземное море, тогда как на востоке находится пустыня. Таким образом, расположенная в центре региона и являющаяся мостом, соединяющим Египет и Месопотамию, то есть Африку и Азию, Святая Земля, заняла важное место в истории древнего мира. Её пересекали торговые пути, например, такие известные, как Морской Путь (Via Maris), по которому непременно проходили все, идущие с севера на юг, с востока на запад и наоборот. Из-за своего центрального географического положения Святая Земля была популярна также у всех захватчиков с севера, юга, востока и запада.

Римская карта Палестины, известная под названием Pointigeria, 4 век

Галилейский древнейший человек

В различных частях Святой Земли были найдены древнейшие останки людей и животных, датирующиеся периодом Палеолита (1.500.000 -15.000 до н. э.). Однако, самые древние человеческие останки были найдены в пещерах Галилеи и относятся к 70.000 г. до н. э. Они принадлежали к одной из тупиковых ветвей развития человеческого рода, находящейся между неадертальцем и сапиенсом. Археологи назвали галилейского человека палестинским древнейшим человеком.Кроме того, был найден ещё один новый вид древнего человека, жившего в период Мезолита (15.000-7.000 до н. э.) — натуфский человек (по названию скалы Эль-Натуфа на горе Кармель). Натуфский человек возделывал землю, приручал животных, строил небольшие поселения, создал общество и свою культуру. В последующие эпохи — неолита и хальколита (7.000-3.000 до н. э.) — палестинский древнейший человек расселился почти по всей стране, построил такие укреплённые поселения, как Иерихон, совершенствовал изделия из камня, впервые применил бронзу и из собирателя пищи превратился в её производителя. Кроме того, он установил связь с соседними народами и создал свою собственную культуру. Дорога для особой палестинской культуры была открыта.

Доисторические пещеры горы Кармелъ

Горный хребет Верхней Галилеи с библейской горой Мейрон

Первые семиты, ханаанцы, индоевропейцы и индоиранцы

Первые 750 лет второго тысячелетия до н. э., с 2000 по 1230 г., Святую Землю заселили народы, пришедшие из многих других мест. Среди них были индоевропейцы, индоиранцы и семиты с севера, запада и востока. Среди переселенцев был и Авраам с его племенем и стадом животных. Многие из волн переселенцев продолжали кочевой образ жизни пастухов, другие, как, например, ханаанцы, объединялись в оседлые общины, строили укреплённые поселения-государства, развивали искусство и создавали собственные культуры.

Библейский город Мегиддо, Армагеддон апокалипсиса

Евреи и филистимляне

В конце тринадцатого века до н.э. новые волны переселенцев заселили Палестину и изменили тем самым её демографическую карту. Среди них были 12 колен Израиля и группа народов моря, пришедших из района Анатолии, с запада и района Эгейского моря. Последние включали в себя филистимлян (плиштим, согласно Ветхому Завету или пелласги, согласно греческим источникам), ахейцев, данайцев, сицилианцев и многих других.

Библейский Дан в северной Галилее. Развалины храма, в котором находился Хрисос Мосхос в годы правления библейского царя Иеровоама ( 8 век до н. э. )

Каменная башня. Археологические раскопки Иерихона (7 тыс. до н. э).

Холм Офла на юго-востоке современного Иерусалима, на котором был построен библейский Иерусалим

Схематическое изображение Иерусалима в годы правления библейских царей Давида и Соломона ( 9 век до н. э. )

Керамический саркофаг с изображением филистимлянина (10 век до н. э. )

Первые евреи, объединились в родовые колена с местными племенами, руководимыми, главами-судьями, как изложено в Ветхом Завете (1230-1050 до н. э.) Позднее все колена соединились, создав Объединённое Царство под властью библейских царей Саула, Давида и Соломона (1050-922 до н.э.).

После смерти Соломона, приблизительно в 930 году до н. э., объединённое израильское царство разделилось на два: Иудейское Царство, просуществовавшее до 586 г. до н. э. и Израильское Царство, уничтоженное ассирийцами в 721 г. до н. э. Другая группа, которую составили народы моря во главе с наиболее влиятельными из них — филистимлянами — основала на палестинском побережье союз пяти независимых городов (пентаполис) (Газа, Ашкелон, Ашдод, Гат и Екрон) под предводительством князей, согласно Ветхому Завету (тираны в греческих источниках). Пентаполис, как влиятельное и независимое объединение, просуществовал приблизительно двести лет, до 1000 г. до н. э. Царь Давид, после неоднократных военных столкновений, разогнал филистимлянский пентаполис и присоединил все города к его объединённому царству. Со временем, народы моря слились с местным населением и прекратили своё независимое существование. Спустя восемьсот лет греки и римляне назвали эту страну именем филистимлян -Палестиной.

Библейский город Хацор в северной Галилее

Древний водопровод источника Силоам (Шилоах) в Иерусалиме, открытый в годы царствования Езекии (8 век до н.э.)

Развалины древнего эллинистического города Скитополиса (Бейт Шеан)

Ассирийцы, вавилоняне, самаритяне и персы

В 721 г. до н. э. ассирийцы уничтожили Израильское Царство на севере, и в 586 г. до н. э. вавилоняне подчинили себе Иудейское Царство на юге. Иерусалим был разрушен и вместе с ним — его знаменитый Храм, являвшийся религиозным центром иудаизма. Ассирийские и вавилонские захватчики насильно переселили большое количество евреев в другие части их империи, поселив на место изгнанных новые народы. Большинство новых переселенцев заселили Центральную Палестину и, в особенности, Самарию, после чего их назвали самаритянами. Небольшое количество самаритян продолжает жить и сегодня в Неаполисе (Шхеме), в Самарии, сконцентрировавшись вокруг их святой горы Гризим.

В 549 г. до н. э. новые захватчики — теперь персы — завладели Палестиной и присоединили её к большой Сатрапии — Эвер Нахара (заречная страна), т.е. западнее реки Евфрат. В годы персидской оккупации, 549-532 до н. э., евреи, жители Палестины, равно как и многие другие народы Персидской Империи, могли вести гораздо более свободный образ жизни, чем при прежних властителях — ассирийцах и вавилонянах. Умеренная политика персов позволила многим высланным евреям возвратиться к их оставленным очагам, восстановить разрушенные города и поселения, а также заново отстроить Иерусалимский Храм. Кроме того, приблизительно за двести лет персидского правления, которые соответствуют по времени золотому веку классической Греции, жители Палестины установили тесные связи с Грецией и греческим миром. Одновременно в Палестину начали прибывать первые греческие поселенцы — как купцы, так и простые переселенцы, и селиться в больших торговых городах палестинского побережья. Так началась эллинизация Газы, Ашкелона, Яффо и Акко (Птолемаис) — городов, которые в последующие эпохи превратились в большие центры греческой культуры.

Греки, римляне и византийцы

Оккупация Палестины, начиная с Александра Великого в 332 г. до н. э. и её последующее присоединение к греческим царствам, сперва — Птолемеев и позднее — Селевкидов, ещё более укрепили связь евреев с греками и греческим миром. Такая тесная связь привела к коренным изменениям в религиозной, политической и просто повседневной жизни евреев. Поэтому последовал неизбежный конфликт между двумя народами и культурами, результатом чего стало восстание Маккавеев и создание полуавтономного государства Хасмонеев (167-63 гг. до н. э.). Однако, несмотря на религиозные и культурные различия двух народов, иудаизма и эллинизма, греческая культура имела сильнейшее влияние как во всех областях иудаизма, так и в повседневной жизни. Кроме того, многочисленные передвижения греков по Палестине и основание греческих городов и культурных центров в наиболее важных точках страны, коренным образом изменили её этнографическую карту. Отныне греки составят большой процент населения Святой Земли и будут оказывать влияние на политическую и общественную…

Графическая реставрация дворца Ирода на Масаде (1 в. до н. э.)

…начало почти двухтысячелетнего периода еврейской диаспоры, создание Первой христианской общины Иерусалима, заложение римской Элии Капитолины на руинах Иерусалима, основание первых христианских церквей и признание христианства официальной религией Римской Империи.

В начале четвёртого века, с переносом римской столицы из Рима в Константинополь, в Палестине начинается новый период религиозного подъёма и экономического процветания.

Событиями, повлиявшими на ход истории Палестины в период Византийского правления (324-630 гг.), были: признание святых мест, строительство великолепных христианских базилик и церквей римскими императорами, принявшими христианство, и в особенности, Константином Великим и его матерью — Св. Еленой, многочисленные стечения паломников, провозглашение Иерусалимской патриархии и распространение христианского монашества.

Напряжённые и часто кончающиеся насилием религиозные диспуты христианских жителей Палестины, разрушительные землетрясения и кровавые бунты самаритян в конце пятого — начале шестого веков, хотя и оставили свой след, но не смогли прервать эпоху процветания и благополучия жителей Святой Земли. Лишь к концу Византийского периода, с разрушительным вторжением персов в 614 г., Палестина >была сильно ослаблена, став лёгкой добычей для арабских завоевателей в 630 г.

Развалины древнего эллинистического города Себастии

Древняя Кейсария

Арабы-мусульмане и крестоносцы

Сдачей Иерусалима патриархом Софронием Оману II Завоевателю, начался исламский период Палестины (639-1099 гг.), и арабы-мусульмане стали властителями Святой Земли. Новые завоеватели изначально продемонстрировали свою религиозную терпимость, не мешая существованию христианской религии и, в особенности, монашества. Положение ухудшилось только к концу восьмого века, когда к власти пришла династия абасских халифов, начавших массовые гонения на христиан и принудивших большую часть эллинизированного населения изменить религию и арабизироваться. В десятом и одиннадцатом веках, с учреждением ордена крестоносцев, положение ухудшилось ещё более. 15 июня 1099 г. крестоносцы захватили Святой Город и основали Иерусалимское Царство с границами, которые протянулись почти вдоль всей Палестины. Государство крестоносцев не продержалось долгое время. С победой Саладдина, султана Аюбской династии, над войсками крестоносцев в 1187 г., перестало существовать и их Царство. Небольшое количество крестоносцев, оставшихся на Святой Земле (как, например, в Акко -Птолемаисе ), были изгнаны окончательно в 1291 г.

Дворец Умайских халифов в Иерихоне

Крепость крестоносцев у подножия горы Хермон (13 век)

Восточная сторона Храма Элъ-Акса

Окно Храма Омара в Иерусалиме, украшенное мозаикой (8 век)

Мамелюки, оттоманцы и англичане

После изгнания крестоносцев Палестина снова попадает в руки мусульман, однако, сейчас — под тираническую власть Аюбской (1190-1250 гг.) и Мамелюкской (1250-1517 гг.) династий. В 1517 г. турки Оттоманской Империи во главе с Сулейманом Великолепным триумфально вошли в Палестину, после чего она стала частью Оттоманской Империи, вплоть до 1918 г., когда к власти пришли получившие мандат от Лиги Наций англичане, которые правили в Палестине до 1948 г.

Израильтяне и палестинцы

По окончании Второй Мировой войны и с уходом английских войск, сопровождающимся кровавыми конфликтами между арабами и евреями, было создано государство Израиль. Итак, после двухтысячелетней диаспоры, евреи снова смогли вернуться на свою землю и построить своё национальное государство.

Войны 1967 и 1973 гг. расширили государственные границы Израиля до реки Иордан и Голланских Высот в Сирии, углубив, тем самым, ещё больше пропасть между арабами и израильтянами.

Сегодня два народа пытаются найти решение взаимосуществования в создании раздельных границ и правительств.

Палестинский земледелец

Израильтянка-земледелец

В религии паломничество — это долгое путешествие, направленное на поиск великого духовного смысла.

Иногда это посещение святых мест или святынь, которые имеют большое значение для человека, в силу его веры.

Но для каждой религии и верующих места паломничества свои, рассмотрим наиболее популярные из них.

Паломничества совершают люди различных религий. В буддизме существует 4 места паломничества: родина Будды на Капилавасту, место, где на него снизошло Просвещение Бодх Шайя, место в Бенарисе, где он впервые начал читать проповеди и место в Кусинагаре, где он достиг Нирваны.

В 7 веке до нашей эры в Королевстве Израиля и Джада впервые начали совершать паломничества. Тогда люди почитали Иегову и делали это в храме в Иерусалиме. В Сирии святыня Астарты, находящаяся на верхних водах реки Адонис, существовала до тех пор, пока не была уничтожена по приказу Императора Константина в 4-ом веке нашей эры.

В Греции целые потоки людей совершали паломничества в Дельфы или в храм Зевса в Додоне. Раз в четыре года, в период олимпийских игр, храм Зевса в Олимпии собирал тысячи паломников со всех частей греческого мира. Когда Александр Великий дошёл до Египта, он на время приостановил все свои завоевания и проделал тяжёлый путь в глубину Ливийской Пустыни с небольшим войском, для того, чтобы посоветоваться с оракулом Аммуном. Во времена правления его наследников птолемеев в святыне Иссида в Филе было сделано множество священных надписей от имени греческого рода, находящегося вдали от дома.

Хотя паломничество обычно рассматривается в контексте религии, культы личности, создаваемые коммунистическими лидерами, дали начало особому виду паломничества. Можно сказать, что до распада Советского Союза посещение Мавзолея Ленина на Красной Площади имело все признаки паломничества – для коммунистов. Такой тип паломничества существует и в наши дни. Люди отдают дань уважения Мао Дзе-Дуну, Киму II Сунгу и Хошимину. Современные места паломничества включают в себя Путь Святого Иакова, Хадж и гору Кайлаш.

Бехаизм.

В настоящее время местами паломничества бехаистов являются священные места в Хайфе, Акка и Банджи на северо-западе Израиля. Бехаисты не могут посещать других священных мест. Бахаулах указал места паломничества в своей книге Китаб-и-Агдас. Это дом Бахаулаха в Багдаде, Ирак, и дом Баба в Ширазе, Иран.

Буддизм.

Места паломничества в Индии и Непале связаны с жизнью Гаутама Будды: Саватти, Паталипута, Гайя, Веали, Санкасия, Капилавасту, Косамби, Раджагаха и Варанаси.

Различные известные места паломничества буддистов во всём мире:

  • Индия: Санчи, Эллора, Аджанта.
  • Тайланд: Аюттхая,Сукхотхай, Ват Пхра Каев, Ват Дой Сутхеп.
  • Тибет: Лхаса (дом Далай Ламы), гора Кайлаш, озеро Нам-тцо. Камбоджа: Ангкор Ват,Сильвер Падога
  • Шри Ланка: Полоннарува, Храм Туфа, Анурадхапура.
  • Лаос: Луанг Прабанг
  • Мьянма: Баган, Гора Сагаинг
  • Непал: Будхнатх, Свайямбхунатх
  • Индонезия: Боробудур
  • Китай: Юнг-канг, пещеры Лунг-мен
  • Япония: Киото, Нара

Христианство.

Первые паломничества были совершены к местам, связанным с рождением, жизнью, распятием и воскрешением Христа. Уцелевшие описания христианских паломничеств на Священную Землю датируются четвёртым веком, временем, когда такие отцы как Святой Иероним поддерживали паломников. Затем паломничества стали совершаться в Рим и в другие места, связанные с Апостолами, Святыми и Христианскими мучениками, а также в те места, где людям являлась Дева Мария. Крестовые походы на Священную Землю также считаются массовым паломничествами.

Всемирный День Молодёжи является католическим паломничеством, особенно людей в возрасте от 16 до 35 лет. Это паломничество совершается по всему миру. Через каждые 2-3 года. В 2005 году молодые католики посетили Кёльн, Германия. В 1995 году 4 миллиона молодёжи, невиданное прежде количество людей, собралось в Маниле Филиппины.

Основные места паломничества христиан:

• Иерусалим: Место, где был распят и воскрес Иисус.

• Рим: Дорога Via Francigena. Места смерти Святого Павла и Святого Петра и других мучеников.

• Места захоронения священных останков, реликвий страстей Господних, места расположения Католических Церквей.

• Константинополь (Стамбул, Турция.)

• Бывшая столица Византийской Империи и епископство одного из пяти древних Патриаршеств а также духовное епископство Восточной Православной Церкви.

• Храм Святой Софии, бывшая церковь и место погребения многих вселенских патриархов.

• Франция. Место явления Девы Марии. Второе самое знаменитое место паломничества после Рима.

• Испания: Сантьяго-де-Компостела — путь Святого Иакова.

Индуизм.

Бадринахт, Кедарнахт, Ганготри и Ямунотри составляют Чардам и являются четырьмя священными местами паломничества. Существует поверье, что посещение четырёх этих мест приводит к мокше (освобождению души от последовательности рождений и смерти) и сансаре (циклу последовательных рождений, смертей и перерождений). Вриндаван является самым важным местом паломничества для каждого Вайшнава. Здесь на человека снисходит любовь Господа (према).

Ислам.

Паломничество к священным местам в Мекку – Хадж — является одним из Пяти Столпов Ислама. Каждый здоровый (работоспособный) мусульманин, который может себе это позволить, должен посетить это место хотя бы раз в жизни.

Многие мусульмане совершают зиярат – паломничество по местам, связанным с пророком Мухаммедом, его сподвижниками или другими почитаемыми фигурами истории Ислама, духовными руководителями Шиа и святыми Суфий. Священные места включают в себя мечети, гробницы, места сражений, горы и пещеры.

Зиарат также совершают и в мусульманских странах. В некоторых странах места захоронения героев связаны с очень важной традицией зиарата – с посещением могил во времена процветания и успеха, что является признаком единения нации и общества. Некоторые исламские традиции негативно относятся к посещению гробниц.

Третьим видом разрешённого паломничества является посещение горы ал-Кудс в Иерусалиме, на которой находится Мечеть ал-Акса и мечеть Куббат ас-Сахра.

Иудаизм.

Храм в Иерусалиме был центров еврейской религии до тех пор, пока не был разрушен в 70 году нашей эры. Все здоровые (работоспособные) люди были обязаны посетить его и принести жертву, называемую корбанотом. Это делается в период еврейских праздников в Иерусалиме. После того, как был разрушен Второй Храм, и возникла Еврейская диаспора, паломничество в Иерусалим перестало занимать центральное место. Ему на замену пришли молитвы и ритуалы, направленные на возвращение на гору Сион, что будет сопровождаться восстановлением традиций совершения паломничеств.

В настоящее время евреи из разных стран периодически посещают священные места своей религии. Сохранившаяся западная стена храма, известная как Стена Плача или Западная Стена, находится в старом городе Иерусалиме, и является самым священным местом для евреев сионистов.

В период с 1948 по 1967, когда Восточный Иерусалим находился под контролем Иордании, посещение этой святыни было запрещено.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *