Новомученики и исповедники строгино

Содержание

Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской в БутовеСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (городская), Благочиние Ставропигиальных приходов и Патриарших подворий Московской области

Контактная информация

polygonbutovo@mail.ru +7 (495) 549-22-24 +7 (495) 549-22-22 http://www.martyr.ru/ Адрес: Россия, Московская область, Ленинский район, д. Бутово, ул. Юбилейная, 2

  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Настоятель:протоиерей Кирилл Глебович Каледа
  • Расписание богослужений (общее кратко):Богослужения совершаются ежедневно. Расписание богослужений можно найти на странице официального сайта:
  • Престольные праздники:
    • Новомучеников и исповедников Церкви Русской — Февраль 10
    • Воскресения Христова — Апрель 28
    • иконы Божией Матери «Державная» — Март 15
    • свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского — Июль 2
    • сщмч. митрополита Серафима Чичагова — Декабрь 11
    • Тихона, Патриарха Московского — Апрель 7 (день преставления), Октябрь 9 , Ноябрь 18 (избрание на Патриарший престол), Февраль 22 (обретение мощей)
  • Святыни:-территория захоронений, где под спудом почивают останки 330 святых новых мучеников, в Бутове убиенных. Всего во рвах на территории Бутовкого полигона покоится более 20 000 убиенных в 1937-1938 гг.;
    -поклонный Крест в память за веру и правду пострадавших на Бутовском полигоне;
    -большой Соловецкий крест (самый большой деревянный поклонный крест в России (высота 12,5 метров);
    -малый Соловецкий Крест;
    -деревянный Крест-мощевик, с частицами мощей избранных русских святых;
    -фрагмент облачения, принадлежавшего митрополиту Петроградскому, будущему священномученику Серафиму (Чичагову), в котором был погребен скончавшийся в тюрьме епископ Верейский, будущий священномученик, Иларион (Троицкий);
    -фрагмент гроба, в котором был погребен скончавшийся в тюрьме епископ Верейский, будущий священномученик, Иларион (Троицкий);
    -личные вещи новых мучеников и исповедников Российских.
  • Краткая историческая справка:Большой каменный храм освящен 19 мая 2007 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым в сослужении Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Лавра.
    Первый этаж храма посвящён памяти страданий новомучеников. В притворе храма на стенах расположены предсмертные фотографии пострадавших в Бутове. На двух витринах под снимками находятся вещи, изъятые из погребального рва во время раскопа 1997 года — обувь, детали одежды, резиновые перчатки, гильзы и пули. На стенах размещено более пятидесяти икон бутовских святых. На двух западных столбах помещены шесть икон иерархов, пострадавших в Бутове во главе с митрополитом Серафимом (Чичаговым).

Храм-часовня во имя святых Новомучеников и Исповедников Российских возле Феодоровского собора Санкт-Петербург

К 300-летию царствования Дома Романовых на пересечении Полтавской и Миргородской улиц, возле Николаевского (ныне — Московского) железнодорожного вокзала был возведен Храм Феодоровской иконы Божией Матери . В 1932 году храм был закрыт постановлением президиума Леноблисполкома, здание передано объединению Союзмолоко, в 1970-х годах полностью перестроено до кубообразной формы. В 1993 году городские власти приняли решение о перебазировании молокозавода и возвращении остатков здания верующим. В 1993 году, не дожидаясь полной передачи здания собора, рядом с ним был заложен храм святых Новомучеников и Исповедников Российских — православных христиан, принявших мученическую кончину (мученики) или пострадавших (исповедники) за веру Христову в годы гонений, преимущественно в первые десятилетия Советской власти. Проект храма создал Георгий Александрович Васильев. Освящение состоялось 28 марта 1998 года. С 1998 года по настоящее время в храме совершаются богослужения.
Начиная с 2001 года, в праздник собора Новомучеников и Исповедников Российских после Литургии приход храма совершает паломничество в Левашовскую пустошь на бывший полигон НКВД, к мемориалу на месте захоронения репрессированных и расстрелянных в советские годы, для совершения панихиды.
Символы Евангелистов на стенах часовни созданы скульптором Я.Я. Нейманом в 1994 году. Почти все иконы, находящихся в храме Новомучеников, были написаны специально для этого храма петербургскими иконописцами Ниной Денисовой, Валентиной Ждановой, Александром Стальновым и Наталией Зельцер. В 2006 — 2007 годах в приходе появились новые иконописцы — Филипп и Ольга Давыдовы и Жанна Сабинина.
Главным светильником храма Новомучеников служит хорос, выполненный по образцу древнего монастырского хороса — деревянного круглого или многоугольного (восьми- или двенадцатиугольного) паникадила с расположенными по периметру свечами, возжигаемыми во время торжественных моментов службы. Детали хороса в храме Новомучеников отлиты из латуни и выполнены в форме врат, увенчанных византийскими крестами, в промежутках — двуглавые византийские орлы. Двенадцать врат напоминают о двенадцати вратах Небесного Иерусалима. По стенам расположены четыре бра в стиле деталей хороса и из того же материала.
Пять колоколов общим весом в 200 кг были отлиты в 2001 году на пожертвования прихода-побратима — Первой пресвитерианской церкви г. Миддлтауна (штат Огайо, США). Один колокол весом в 100 кг был отлит в 2003 году на пожертвование Владимира Худякова.
Здесь разместилась община православного общества христиан и трезвенников Иоанна Чурикова, прозванного в народе Братцем.
При общине работает Воскресная школа.
Храм открыт ежедневно с 10 до 20 часов.
Настоятель — протоиерей Александр Владимирович Сорокин.
Адрес: 193036, Санкт-Петербург, Товарный пер., 1Б (Миргородская ул., 1-б).
Проезд: метро «Площадь Александра Невского-2»; метро «Площадь Восстания».

Храм святых Новомучеников и Исповедников Российских. За ним — здание Феодоровского собора в лесах. Вид с Харьковской ул. Фото — 2010 год.

Информация на ограждении храма св. Новомучеников и Исповедников Российских. Фото — 2010 год.

Храм святых Новомучеников и Исповедников Российских со стороны Миргородской ул. За ним — фрагмент здания Феодоровского собора в лесах. Фото — 2010 год.

Храм святых Новомучеников и Исповедников Российских со стороны Миргородской ул. Фото — 2010 год.

Храм святых Новомучеников и Исповедников Российских возле Феодоровского собора. Вид с Харьковской улицы. Фото 2014.

Вход в храм Новомучеников. Фото — 2014 год.

Храм Новомучеников и Исповедников Российских со стороны Феодоровского собора. Фото — 2014 года.

Храм святых Новомучеников и Исповедников Российских со стороны внутреннего двора Феодоровского собора. Фото — 2014 года.

Слава — фрагмент здания Феодоровского собора. В просвете — храм святых Новомучеников и Исповедников Российских. Фото — 2014 года.

Вход в храм с юго-западной стороны. Фото — 2014 года.

Барельеф работы Я.Я Неймана, справа от входа: Лев — изображение символа Евангелиста Марка. Фото — 2014 года.

Барельеф слева от входа: Ангел — изображение символа Евангелиста Матфея. Фото — 2014 года.

Барельефы на северной стене храма: Орёл и Телец — символы Евангелистов Иоанна и Луки. Фото — 2014 года.

Храм святых Новомучеников и Исповедников Российских. Фрагмент. Фото 2014 года.

Купол храма. Фото 2014 года.

Вход в храм. Фото 2014 года.

Вход в храм. Фото 2014 года.

Храм святых Новомучеников и Исповедников Российских. Двор Феодоровского собора. Фото 2014 года.

Миргородская улица. Справа — храм св. Новомучеников и Исповедников Российских. Фото 2014 года.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2018

Вернуться на Главную

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгине

Главная Храмы округа Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгине

Телефон: (495)-757-83-60
Адрес: г. Москва, Строгинский бульвар, владение 14.
Ближайшее метро: Строгино
Духовенство:
Настоятель храма протоиерей Георгий Крылов, священник Димитрий Крутов, диакон Владимир Морозов
Сайт храма

Община храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгине была создана по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия летом 2000 года (регистрация в Управлении юстиции г. Москвы 29.08.2000 №1170, юридический адрес 119034 Москва Чистый пер.,5).

Наша цель — строительство храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских с приделом в честь Царственных страстотерпцев: Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия и Царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. С их молитвами мы связываем надежду на возрождение России. Нам подобран участок между 14-м и 26-м домами по Строгинскому бульвару. Идут работы по проектированию храма. Следующий рубеж — это получение разрешения на строительство. Летом 2005-го года указом Патриарха Алексия настоятелем нашего прихода назначен иерей Георгий Крылов. В конце 2007-го года Префектура СЗАО разрешила нам установить небольшой временный храм. Храм был вскоре установлен и в Великую Среду перед Пасхой 2008-го года благочинный нашего округа протоиерей о.Стефан возглавил чин его освящения. Подробнее о строительстве и открытии временного храма читайте здесь.

В нашем храме идут ежедневные богослужения, по праздникам – две литургии, совершаются все требы. При храме работает воскресная школа как для детей, так и для взрослых. В конце 2008-го года указом Патриарха Алексия отцу Георгию был присвоен сан протоиерея.

Все эти годы община еженедельно собирается на чтение акафиста (мы попеременно читаем акафисты Царственным Страстотерпцам и Новомученикам). С 2005-го года эти акафисты читаются на молебне, который служит о.Георгий. Эти молебны сейчас проходят по воскресеньям в 17 часов.

Cретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

  • 18 февраля 2019 г.

    Слово в Неделю о мытаре и фарисее

    (Протоиерей Георгий Крылов)

    Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

    Недели подготовительные к Великому посту начинаются Неделей мытаря и фарисея. Притча о мытаре и фарисее очень важна. Важно правильное устроение, правильная позиция человека, который приступает к посту. Мытарь и фарисей — это образы душ человеческих, которые предстоят Богу. Мытарь — образец смирения. Фарисей — образец превозношения… (Аудио файл. Продолжительность 10:27 минут)

  • 14 февраля 2019 г.

    Двунадесятый праздник

    Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.Тропарь Сретению Господню, глас 1.

    Перевод: Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение.

  • 12 февраля 2019 г.

    Новое паллиативное отделение в церковной больнице приглашает сотрудников

    С февраля 2019 года в ЦКБ святителя Алексия открыт набор сотрудников в новое паллиативное отделение. Отделение рассчитано на 35 коек.

    Больница приглашает младших медицинских сестер по уходу, медицинских сестер, врачей. Объявлен конкурс на замещение должностей заведующего отделением и старшей медицинской сестры.

  • 12 февраля 2019 г.

    «Новомученики – новые свидетели вечной Истины» Пастыри о том, как нам приобщиться к опыту новомучеников

    Происходившее в России веком ранее называют «репетицией Апокалипсиса». Но именно тогда нам были даны образцы исповедания Христа – новомученики и исповедники Церкви Русской. Однако как современному немощному и избалованному человеку приобщиться к их опыту стояния в вере? (Православие.ру)

  • 12 февраля 2019 г.

    Престольный праздник

    СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ

    9 ферваля, в Неделю о закхее, состоялся престольный праздник в честь Собора Новомучеников и исповедников Российских, который был отмечен приездом нашего викарного архиереявладыки Парамона…

  • 11 февраля 2019 г.

    О тех, кто танцует псалмы

    На фестивале современного танца «Проба №2», проходившим в феврале 2018 года, известный хореограф Антонина Краснова – прихожанка нашего храма, слушательница воскресной школы для взрослых, танцевала «Псалом 102».

    Это было необычно, проникало глубоко в душу, и рождало там свет. (ВИДЕО выступления)

Храм Новомучеников в Строгино — современное архитектурное строение двадцать первого века по особому проекту программы «200 храмов». Строение белой окраски находится среди высоток жилого массива. Это жемчужина современной русской архитектуры и любимое место жителей столицы, здесь проводятся интересные мероприятия.

История собора

Наименование храма «новомучеников и исповедников» необычное и посвящено группе православных христиан, которые погибли в результате репрессий после Октябрьской революции. Царственные страстотерпцы — это причисленные к святым члены семьи государя Николая второго, его жены Александры, сына Алексия и дочерей Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, которых расстреляли в семнадцатом году большевики.

За двадцать столетий православный народ России подвергался не раз гонениям. Но больше всего страдали христиане в период тридцатых годов Советской власти. Граждане, которые не соглашались отказаться от вероисповедания и религиозных убеждений стали жертвами репрессий, притеснений, оскорблений и унижений.

Православные, монахи, священнослужители попали в ряд изгоев в обстоятельствах тоталитарного режима. Они приносили свою жизнь в жертву, как Иисус Христос ради любви и преданности Господу. Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино стал объектом памяти и почтения всех православных людей испытавших муки и страдания.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Многие граждане выступали против построения храма, но это в основном «Свидетели Иеговы», но в 2102 году был заложен и освящен первый камень, а в 2015 году совершилась первая служба. Декоративные работы планировалось завершить летом 2017 года.

Расписание богослужений

Совершаются службы в храме Строгино ежедневно, а также ведется приходская деятельность и открыты:

  • школа для взрослых и детей;
  • детские кружки;
  • молодежное объединение «Красное солнышко»;
  • кружки для беременных и будущих мам;
  • школа иконописи;
  • объединение милосердия;
  • кружок по обучению вязанию;
  • школа пения.

Расписание богослужений храма в Строгино:

  • по будним дням песнопение в 08:00;
  • в субботу песнопение в 09:00;
  • в воскресные и праздничные дни песнопение в 07:00 и 10:00;
  • каждый день в 18:00 вечернее Богослужение.

По воскресным дням в 16:00 акафисты Новомученикам и Исповедникам Российским, а также Царственным страстотерпцам (попеременно). Затем совершаются молитвы, панихиды.
Адрес: 123592, г. Москва, Строгинский бульвар, 14

Господь всегда с Вами!

Вирус цифрового слабоумия (Всем родителям на заметку) Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поко… Дети пишут Богу. — Если у меня что-то болит, это значит, Ты на меня сердишься? (Гоша, 4 кл.)- Я еще маленькая, учусь в третьем классе, грехов пока нет, но собираются. (Ева, 3 класс)- Когда я умру, не хочу ни в рай, ни в ад. Хочу к Тебе. (Вера, 3 класс)- Вчера узнал про Тебя примету: если вы богаты — эÑ… ВЫРОСШИЕ ПАЛЬЦЫ НАЗАРА СТАДНИЧЕНКО. ЧУДЕСА СВЯТОГО ЛУКИ Чудо произошло с Назаром в 2001 году. Когда Назар Стадниченко учился в пятом классе музыкальной школы, он понял, что хочет стать пианистом и связать свою жизнь с музыкой. Почти все свое время он уделял музыке. Но однажды в Феодосии, где мальчик гостил у бабушки, он прихлопнул тÑ… Чудо на Кавказе В 1960 годы при Н. Хрущёве органы КГБ, при содействии армии, планомерно прочесывали Кавказские горы – вылавливали всех, кто там укрывался, в основном монахов и отправляли в исправительные лагеря.В шестидесятые годы я был боевым офицером,имел партийный билет и был начальÐ…

>Собор Святых Новомучеников и Исповедников Российских

Воскресный день между 22 и 28 января ст.ст. — Собор Святых Новомучеников и Исповедников Российских

Святые Новомученики Российские

Икона Новомучеников и Исповедников российских, перед которой совершалось их прославление в 1981 г. Русской Зарубежной Церковью

Собор Новомучеников и Исповедников Российских. Установление дня этого праздника таково. Определением Поместного Собора от 5/18 апреля 1918 г. было решено: «Установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января (день убийства в Киеве митрополита Владимiра) или следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину исповедников и мучеников». Тогда имелась в виду панихида, поскольку Новомученики еще не были прославлены.

При прославлении всего сонма Святых Новомучеников и Исповедников Российских Русской Православной Церковью за границей (в ноябре 1981 г.) было решено исходить из этой даты и праздновать их память в воскресенье между 22 и 28 января, ближайшее ко дню убийства в Киеве митрополита Владимiра. Небольшое отличие от дат в определении Поместного Собора 1918 г. объясняется тем, что в некоторые годы приготовительные недели к посту начинаются уже в январе, поэтому праздник устанавливается до их возможного наступления. В 2007 г. память Новомучеников в РПЦЗ празднуется в воскресенье 22.1/4.2; в 2008 г. – 28.1/10.2; в 2009 г. 26.1./8.2.

В 2000 г. в результате многолетнего ширившегося давления народа снизу многие Новомученики были прославлены и на Юбилейном Соборе РПЦ МП. В отличие от РПЦЗ день памяти им был установлен на 25 января или следующий за сим воскресный день – как было определено Поместным Собором 1918 г. для панихид, без учета Постной триоди. Например, в 2007 г. это пришлось на 29.1/11.2 – на неделю мясопустную. Установление в МП даты, отличной от даты, обоснованно принятой ранее в РПЦЗ, как и написание отдельной службы Новомученикам должны были также подчеркнуть непризнание их прославления в 1981 г.

В акте РПЦ МП первоначально было упомянуто лишь 860 имен (хотя известно гораздо большее число Новомучеников; более 8 тысяч упоминалось при прославлении в 1981 г.) с постепенным добавлением новых имен по епархиям. С одной стороны, их подвигу дана в деяниях Юбилейного Собора МП верная оценка устами св. Патриарха Тихона, призвавшего верующих пострадать за дело Христово, ибо их подвиг не останется безплодным: «сбылись чаяния исповедника веры святого Патриарха Тихона – на крови мучеников ныне возрождается Русская Православная Церковь». С другой стороны, в новой, отличной от РПЦЗ, службе отсутствуют, например, такие существенные слова: «Не человецы спасают Церковь, и ничтоже пользует согласие со враги ея, но Церковь спасает человеки силою Христовою, яко же подвиг Ваш показа». В официальной идеологии МП по-прежнему считается, что политика лояльности митрополита Сергия спасла Церковь.

Кроме того, в весьма ограниченное число прославленных Мучеников в МП на одинаковых основаниях включены как те, которые изначально отказались признать богоборческую власть и были убиты ею за мужественное противостояние ей, так и те, которые надеялись на компромиссное сотрудничество с такой властью в русле политики митр. Сергия и были убиты ею позже, в ходе выполнения «безбожной пятилетки» 1930-х годов. В то же время многие священномученики не удостоились прославления от МП именно потому, что отделились от «законного священноначалия» митр. Сергия. В числе таковых «непрославленных» – убитые богоборцами митрополит Иосиф (Петровых), основатель Катакомбной Церкви, ее многочисленное духовенство и множество ее чад. Тем самым в таком прославлении, к сожалению, оказалась искажена духовная история Русской Церкви в ХХ веке и умален подвиг наиболее стойких ее мучеников и исповедников – соли Земли Русской.

Различный смысл вложен и в прославление Государя Николая II. В зарубежном Акте о прославлении Император Николай II величается как «Царь Мученик, Помазанник Божий, носитель идеи Православной Государственности» – что и стало причиной его убиения вместе с семьей. При этом в службе ему говорится: «С любовию велию к неблагодарным людем, принес еси себе, великий страстотерпче Царю, в жертву за народ свой, якоже рек еси: аще потребна есть жертва за народ, аз жертва сия буду».

В деяниях Юбилейного Архиерейского Собора 2000 г. и в разъяснениях руководства МП Государь Николай II рассматривается лишь как страстотерпец, пострадавший от своих «политических противников» (в основном так прославляются пострадавшие от своих единоверцев) и кротко перенесший с семьей страдания подобно «миллионам православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке» – без упоминания его Помазанничества и жертвенной сути его подвига. Патриархийная комиссия по прославлению отвергла и ритуальный смысл цареубийства. Тем самым остается необъясненным и духовный всемiрный смысл революции 1917 года, в результате которой антихристианскими силами была свергнута удерживающая православная государственность и открыта дорога для построения Нового мiрового порядка антихриста.

Прот. Александр Малых (РПЦЗ) видит в этом намеренное унижение Царя:

«Действительно, вместо присоединения к зарубежному Акту о канонизации Царственных Мучеников Московская патриархия прославила их по-своему. Царь назван страстотерпцем и это в МП подчеркивается… Патриархийные архиереи выдумали казуистическое разделение между терминами «мученик» и «страстотерпец», придав последнему более низший характер, хотя в богослужебных книгах очень часто страстотерпцы называются мучениками, а мученики страстотерпцами, т. е. фактически это синонимы. Но патриархийные казуисты страстотерпцами называют тех, кто пострадал не за веру Христову, а в результате политических или семейных разборок, хотя в страданиях и молился Христу. А Царскую Семью, по мнению МП, большевики убили только как своих политических противников.

Но тогда почему МП прославила Великую княгиню Елизавету в чине преподобномучениц, а не страстотерпиц? Ведь она, как и другие члены Царской фамилии, была убита коммунистами из желания расстрелять «всю ектенью», всех членов Царского Дома!..

На самом деле и Царскую Семью, и других членов Дома Романовых большевики убивали как тех, кто олицетворял православную Россию. Государь является священным лицом, над которым Церковь совершает таинство Миропомазания на Царство; за богослужением Царь и его Семья постоянно поминаются Церковью. Сами большевики представляли из себя воинствующих безбожников. Поэтому убитый ими православный Государь является не кем иным, как настоящим, полноценным мучеником. Именно так его и надо называть, как называет после «перестройки» Московская патриархия священнослужителей, убитых коммунистами, священномучениками, хотя от них не требовали отречься от Христа».

В официальном тексте РПЦЗ к готовившемуся прославлению разъяснялось, для чего оно нужно нашему народу. В частности: «При наличии небывалых гонений и страданий наших верующих братьев в порабощенной России, где человеческая помощь безсильна, улучшить положение может только небесная помощь через молитвы св. мучеников, которыя можно и необходимо привлечь прославлением их. Такой путь получения небеснаго заступничества в переживаемый нами период небывалых потрясений, страданий и колебаний особенно уместен…» (Председатель Комиссии по подготовке прославления Архиепископ Антоний. «К прославлению Новых Мучеников Российских». Лос-Анжелос. 1974).

Значение этих слов сохраняет свою актуальность и в наши дни.

М.Н.

+ + +

Из книги «Вождю Третьего Рима» (гл. III-4: «Преследования Церкви и духовная суть большевизма»):

Разумеется, большевики видели в Православии своего наиболее опасного противника, считая Церковь духовным стержнем «старого мiра». Сразу после захвата власти, в 2 часа ночи 26 октября 1917 года, Декретом о земле большевики конфисковали все церковные земли. 23 января/5 февраля 1918 года вступает в силу Декрет об отделении Церкви от государства: Церковь лишается прав юридического лица и всего имущества, созданного за предыдущее тысячелетие нашими предками. И сразу же усиливается жесточайшее преследование священнослужителей. Приведем лишь несколько примеров первых лет большевицкой власти.

В первую же неделю после Октябрьского переворота был убит первый известный на сегодня священномученик новой эпохи – протоиерей Иоанн Кочуров (31.10./13.11.1917).

В 1918 году, через два дня после издания Декрета об отделении Церкви, в Киеве без суда и следствия убивают митрополита Владимiра – старейшего иерарха Русской Православной Церкви… В феврале расстреляны крестные ходы в Туле, Харькове, Воронеже, Шацке (Тамбовской губернии). Расстреляна толпа верующих при реквизиции имущества Белогорского подворья (Пермская епархия). 7 июня убили епископа Андроника Пермского, который сам рыл себе могилу. 29 июня в реке утоплен епископ Тобольский и Сибирский Гермоген с камнем на шее, а вместе с ним и делегация верующих, просившая о его освобождении. 24 декабря епископа Феофана Соликамского связали за волосы, продели под узел жердь и голым окунали в прорубь, пока тело не покрылось льдом… В декабре в Самаре епископа Исидора предали мучительной смерти, посадив на кол.

В 1919 году в Белгороде епископа Никодима забили железным прутом, тело бросили в выгребную яму и не разрешили хоронить. Архиепископа Воронежского Тихона повесили на царских вратах. В Астрахани с глумлением убили архиепископа Митрофана. В Юрьеве топорами зарублено 17 священников и епископов. Перед убийством большевики глумились над ними: напялили женскую одежду, пытались заставить танцевать, отрезали носы и уши. Убитых бросили на свалку…

В Богодухове монахинь привели на кладбище к вырытой яме, отрезали им груди и истекающих кровью бросили в яму; сверху бросили также живого старика-монаха и засыпали землей, крича, что «справляется монашеская свадьба».

В Херсонской губернии три священника были распяты. Духовник монастыря святой Марии Магдалины был схвачен во время богослужения, его заставили открыть рот и с криком: «Вот тебе святое причастие!» – выстрелили в рот.

Один из номеров «Пермских Епархиальных ведомостей» за 1919 год приводит имена убитых к тому времени в этой епархии – 2 епископа, 36 монахов, 51 священника, 5 диаконов, 4 псаломщика. Против каждого имени указан вид мученической кончины: утоплен, заколот штыками, забит прикладами, задушен епитрахилью, заморожен, изрублен саблями, а чаще всего – расстрелян… Нередко примечание: «сам рыл себе могилу»…

С октября 1918 года началась кампания по вскрытию святых мощей с глумлением над ними (в том числе мощей святого князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского). Организуются процессии-маскарады, храмы превращают в склады, клубы и даже туалеты.

В рамках антирелигиозной кампании в Свияжске был установлен памятник Иуде, выдавшему Христа на казнь. Присутствовавший при открытии памятника датский писатель Галлинг Келлер сообщал: «Местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин – слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу».

Разумеется, такая ненависть к Православию местных исполнителей подкреплялась директивами сверху. Приведем в этой связи также отрывки из строго секретного письма Ленина членам Политбюро от 19 марта 1922 г. о необходимости разгрома Церкви под предлогом голода:

«Для нас, именно данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля на голову и обезпечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей, и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешенной и безпощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо во всяком случае будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету.

Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обезпечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого фонда никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство, в частности, и никакое отстаивание своей позиции в Генуе, в особенности, совершенно немыслимы.

Кроме того, главной части наших заграничных противников среди русских эмигрантов заграницей борьба против нас будет затруднена, если мы, именно в данный момент, именно в связи с голодом, проведем с максимальной быстротой и безпощадностью подавление реакционного духовенства.

Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и безпощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий…(выделено ред.)

Официально выступать с какими то ни было мероприятиями должен только тов. Калинин, – никогда и ни в каком случае не должен выступать ни в печати, ни иным образом перед публикой тов. Троцкий…

Изъятие ценностей должно быть проведено с безпощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу разстрелять, тем лучше. «.

Всего в 1917–1921 годах (еще до усиления репрессий в связи с изъятием церковных ценностей в 1922 году) были убиты многие тысячи духовных лиц…

(О дальнейшем развитии этой религиозной войны и ее духовном значении см. далее в книге)

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/26020715

Православный Церковный календарь

Текст утвержден Священным Синодом
Русской Православной Церкви
10 октября 2009 года
(журнал № 95)

Конда́к 1

Избра́ннии новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии,

свиде́телие Христо́вы, а́гнцы новозакла́ннии,

кро́вию свое́ю ри́зы Це́ркве на́шея украси́вшии.

Вы, преще́ний мучи́телей не убоя́вшеся,

любо́вь к Бо́гу да́же до сме́рти яви́ли есте́

и в жи́зни ве́чней к Нему́ дерзнове́ние стяжа́ли есте́.

Те́мже, предстоя́ще престо́лу Вседержи́теля,

помина́йте нас, любо́вию вас почита́ющих и вопию́щих:

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

И́кос 1

А́нгелов Творе́ц и ми́ра Зижди́тель от ве́ка предъизбра́ вас, я́ко ве́рныя свиде́тели Своя́ в земли́ Росси́йстей, и в годи́ну тя́жких испыта́ний благода́ть и си́лу вам дарова́. Вы же, ве́ру Правосла́вную ми́ру безбо́жному яви́вше, тве́рдым испове́данием, изгна́нием и терпе́нием страда́ний, Христа́ просла́вили есте́. Сего́ ра́ди и мы прославля́ем вас си́це:

Ра́дуйтеся, измла́да Христа́ возлюби́вшии;

ра́дуйтеся, глас Па́стыря До́браго послу́шавшии.

Ра́дуйтеся, Ца́рства Бо́жия внутрь себе́ при́сно иска́вшии;

ра́дуйтеся, крест на ра́мо свое́ взе́мшии.

Ра́дуйтеся, сла́ву ми́ра сего́ отри́нувшии;

ра́дуйтеся, за Христа́ страда́ния претерпе́вшии.

Ра́дуйтеся, любве́ ра́ди Бо́жия смерть прие́мшии;

ра́дуйтеся, небе́снаго Ца́рствия дости́гшии.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 2

Ви́дя оте́чество на́ше в беда́х и ско́рбех су́щее, святи́телю о́тче Ти́хоне, богоизбра́нный патриа́рше земли́ на́шея, призыва́л еси́ ве́рная ча́да Це́ркве Росси́йския за Христа́ и ве́ру Правосла́вную му́жественне стоя́ти. Сам же, по вся дни умира́я за па́ству твою́, испове́дник непоколеби́мый яви́лся еси́, воспева́я Бо́гу:Аллилу́ия.

И́кос 2

Ра́зумом Боже́ственным просвеща́емь, святи́телю о́тче Ти́хоне, Це́рковь Ру́сскую му́дре упра́вил еси́, и, безбо́жныя гони́тели облича́я, па́ству твою́ по́двиги новому́чеников почита́ти призыва́л еси́. Сего́ ра́ди вопие́м тебе́ си́це:

Ра́дуйся, первосвяти́телей Моско́вских благода́тный прее́мниче;

ра́дуйся, Земли́ Ру́сския вели́кий печа́льниче.

Ра́дуйся, апо́стольских преда́ний усе́рдный храни́телю;

ра́дуйся, сокро́вищ Правосла́вныя ве́ры благогове́йный блюсти́телю.

Ра́дуйся, благода́ть Ду́ха Свята́го в се́рдце при́сно име́вый;

ра́дуйся, разделе́ния церко́вная любо́вию врачева́вый.

Ра́дуйся, заточе́ние и поруга́ния му́жественне претерпе́вый;

ра́дуйся, кре́стный путь с па́ствою твое́ю проше́дый.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 3

Си́лою, да́нною вам свы́ше, страстоте́рпцы сла́внии, царю́ Нико́лае и цари́це Алекса́ндро, царе́вичю Алекси́е и царе́вны О́льго, Татиа́но, Мари́е и Анастаси́е, лише́ние ца́рства и сла́вы земны́я со смире́нием восприя́ли есте́. Страда́нием же во́льным да́же до сме́рти Христу́ после́довали есте́ и за убива́ющия вы моли́лися есте́, вопию́ще Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 3

Иму́ще ве́ру несумне́нну, я́ко вся от Бо́га суть, изгна́ние, поруга́ние и темни́чное заточе́ние му́жественне претерпе́ли есте́, ца́рственнии страстоте́рпцы, и му́ченических венце́в сподо́билися есте́. Сего́ ра́ди вопие́м вам си́це:

Ра́дуйтеся, вене́ц и похвало́ ро́да ца́рскаго и богоизбра́ннаго;

ра́дуйтеся, пресла́вныя о́трасли ко́рене благочести́ваго.

Ра́дуйтеся, ца́рствия земна́го лише́ние со смире́нием прие́мшии;

ра́дуйтеся, страда́нии ва́шими Ца́рствия Небе́снаго сподо́бльшиися.

Ра́дуйтеся, за враги́ своя́ усе́рдно моли́вшиися;

ра́дуйтеся, всем се́рдцем Бо́га взыска́вшии.

Ра́дуйтеся, о́браз испове́дничества ве́рным лю́дем показа́вшии;

ра́дуйтеся, седмочи́сленнии страстоте́рпцы, во еди́ном ду́се Бо́гу предста́вшии.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 4

Бу́рею гоне́ний на Це́рковь Ру́сскую обдержи́ми, святи́телие Бо́жии, ве́рою и страда́ньми му́ченическими благода́ть Христо́ву стяжа́ли есте́ и, кора́бль церко́вный неврежде́нно сохрани́вше, подража́тели пе́рвым му́чеником яви́лися есте́. С ни́ми же на Небесе́х взыва́ете Бо́гу побе́дную песнь: Аллилу́ия.

И́кос 4

Ве́дуще глас ева́нгельский, я́ко па́стырь до́брый ду́шу свою́ полага́ет за о́вцы, священному́ченицы до́блии, любве́ ра́ди Христо́вы и па́ствы своея́ изгна́ния, глад, хлад, зной со́лнечный и рабо́ты го́рькия претерпе́ли есте́, сме́ртию му́ченическою житие́ свое́ увенча́вше. Сего́ ра́ди и мы с любо́вию прославля́ем вас си́це:

Ра́дуйтеся, зало́г Христо́в до́бре сохрани́вшии;

ра́дуйтеся, житие́м и сме́ртию о́браз ве́рным показа́вшии.

Ра́дуйтеся, же́ртву безкро́вную благогове́йне соверша́вшии;

ра́дуйтеся, саме́х себе́ в же́ртву живу́ю прине́сшии.

Ра́дуйтеся, Це́ркве Росси́йския сла́во;

ра́дуйтеся, оте́чества на́шего украше́ние.

Ра́дуйтеся, па́ствы ва́шея ко Христу́ путеводи́телие;

ра́дуйтеся, догма́тов церко́вных ре́вностнии блюсти́телие.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 5

Богосве́тлыя зве́зды на не́бе церко́внем яви́лися есте́, священноиспове́дницы Росси́йстии, и, поноше́ния, заточе́ния, изгна́ния и го́рькия рабо́ты претерпе́вше, Го́спода Иису́са Христа́ му́жественне испове́дали есте́. Та́же, благоче́стно в ми́ре пожи́вше, путь ко спасе́нию во тьме безбо́жия яви́ли есте́, науча́юще ве́рныя при́сно благода́рственно пе́ти Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 5

Ви́девше разоре́ние земли́ Ру́сския и беззако́ние ве́лие, опустоши́вшее ю́, вы, священноиспове́дницы сла́внии, стра́ха и сме́рти не убоя́лися есте́ и, по́двиги испове́дничества благоуха́юще, я́ко кри́ни се́льнии посреде́ пусты́ни, процвели́ есте́. Сего́ ра́ди прославля́ем вас си́це:

Ра́дуйтеся, моли́твою те́плою сердца́ ва́ша в по́двизе утвержда́вшии;

ра́дуйтеся, тве́рдым испове́данием ве́ры просия́вшии.

Ра́дуйтеся, во страда́ниих терпе́ние и кро́тость яви́вшии;

ра́дуйтеся, я́ко а́гнцы незло́бивии посреде́ волко́в ходи́вшии.

Ра́дуйтеся, слу́жбу Бо́жию во у́зах соверша́вшии;

ра́дуйтеся, соу́зники в терпе́нии укрепля́вшии.

Ра́дуйтеся, ду́ши ва́ша за па́ству полага́вшии;

ра́дуйтеся, посреде́ гоне́ний благода́тию Бо́жиею храни́мии.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 6

Пропове́дует Це́рковь Росси́йская по́двиги ва́ша, преподобному́ченицы достосла́внии, по́ты трудо́в и кро́вию муче́ний зе́млю на́шу освяти́вшии. Вы бо, слеза́ми покая́ния ду́ши ва́ша омы́вше, в же́ртву живу́ю, благоприя́тную Го́сподеви, себе́ предугото́вили есте́. Ны́не же Ему́ дерзнове́нно предстоите́ и взыва́ете побе́дную песнь: Аллилу́ия.

И́кос 6

Возсия́ свет Христо́в в сердца́х ва́ших, преподобному́ченицы, вы бо, я́ко во́ини добропобе́днии, моли́тву во всеору́жие прие́мше, ве́ры пра́выя ника́коже отпа́ли есте́ и, у́зы темни́чныя, муче́ния тя́жкая и рабо́ты го́рькия претерпе́вше, лю́тую смерть от безбо́жных прия́ли есте́. Сего́ ра́ди прославля́ем вас си́це:

Ра́дуйтеся, путь и́стиннаго Богопозна́ния нам показа́вшии;

ра́дуйтеся, ду́ши ва́ша за Христа́ положи́вшии.

Ра́дуйтеся, я́звы Го́спода Иису́са Христа́ на телесе́х ва́ших носи́вшии;

ра́дуйтеся, вся тле́нная ми́ра сего́ презре́вшии.

Ра́дуйтеся, любо́вь Христо́ву к мучи́телем яви́вшии;

ра́дуйтеся, моли́тву за ненави́дящих вас пролия́вшии.

Ра́дуйтеся, ве́лие дерзнове́ние ко Го́споду стяжа́вшии;

ра́дуйтеся, по́двиги по́стническими и кро́вию ва́шею зе́млю Ру́сскую освяти́вшии.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 7

Хотя́ще во дни гоне́ний безбо́жных на Це́рковь Ру́сскую, ве́ру тве́рдую и любо́вь ко Го́споду сохрани́ти, преподобноиспове́дницы честни́и, поноше́ния, заточе́ния, изгна́ния и го́рькия рабо́ты, Христа́ ра́ди претерпе́ли есте́. Та́же, благоче́стно в ми́ре пожи́вше, мно́гим путь ко спасе́нию показа́ли есте́, науча́юще пе́ти Бо́гу побе́дную песнь: Аллилу́ия.

И́кос 7

Но́выя испове́дники показа́ вас Госпо́дь, преподо́бнии отцы́ на́ши, егда́ прии́де испыта́ти лю́ди Своя́, вас же, блаже́ннии, обре́те рабы́ бдя́щия, смире́нием и доброде́тельми украше́нныя. Сего́ ра́ди прославля́ем вас си́це:

Ра́дуйтеся, и́го благо́е на ра́мена своя́ взе́мшии;

ра́дуйтеся, по́двиги поста́ и моли́твы просия́вшии.

Ра́дуйтеся, му́жество и кре́пость в страда́ниих яви́вшии;

ра́дуйтеся, испове́данием ва́шим ве́ру запечатле́вшии.

Ра́дуйтеся, ве́рность Христу́ в житии́ ва́шем сохрани́вшии;

ра́дуйтеся, мно́гия лю́ди в ве́ре пра́вей наста́вившии.

Ра́дуйтеся, за́поведей Христо́вых ве́рнии исполни́телие;

ра́дуйтеся, по́двигов новому́чеников и́стиннии свиде́телие.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 8

Стра́нное чу́до ми́ру яви́сте, новому́ченицы Росси́йстии, вы бо, во страда́нии кре́пость показа́вше, си́лою Христо́вою безбо́жныя одоле́сте и сме́ртию ва́шею воскресе́ние Христо́во пропове́дасте. Ны́не же у престо́ла Бо́жия предстоите́ и воспева́ете побе́дную песнь: Аллилу́ия.

И́кос 8

Вся кра́сная ми́ра сего́ презре́вше, святи́и новому́ченицы Росси́йстии, во след Го́споду кре́стным путе́м после́довали есте́ и по за́поведи ева́нгельстей мзду мно́гу на Небесе́х обрели́ есте́. Сего́ ра́ди приими́те от нас похвалы́ сицевы́я:

Ра́дуйтеся, ве́рнии сы́ны Це́ркве Росси́йския, безбо́жных гони́телей не убоя́вшиися;

ра́дуйтеся, у́зы темни́чныя, труды́ го́рькия и изгна́ния претерпе́вшии.

Ра́дуйтеся, дре́вним му́чеником в страда́ниих уподо́бившиися;

ра́дуйтеся, тала́нт, вруче́нный вам Го́сподем, терпе́нием преумно́жившии.

Ра́дуйтеся, блаже́нство изгна́нных пра́вды ра́ди ве́рою дости́гшии;

ра́дуйтеся, кро́вию ва́шею Зе́млю Ру́сскую освяти́вшии.

Ра́дуйтеся, страда́нии ва́шими о́браз ве́рным подаю́щии;

ра́дуйтеся, венцы́ нетле́нныя от Христа́ Бо́га прие́мшии.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 9

Вся́ческая страда́ния за Христа́ претерпе́вше, испове́дницы пресла́внии, ве́ру Правосла́вную сохрани́ли есте́ и, терпе́нием гони́тели Це́ркве Ру́сския посрами́вше, благоче́стием в ми́ре возсия́ли есте́. Ны́не же престо́лу Бо́жию предстоите́ и воспева́ете хвале́бную песнь: Аллилу́ия.

И́кос 9

Вети́и церко́внии недоумева́ют ка́ко воспе́ти вас по достоя́нию, но́вии испове́дницы Це́ркве Ру́сския, вы бо в ско́рбех, изгна́ниих и заточе́ниих, Христа́ и́стиннаго Бо́га просла́вили есте́ и ве́рным путь ко спасе́нию указа́ли есте́. Мы же, прибега́юще к моли́твенному предста́тельству ва́шему, дерза́ем ублажа́ти вас си́це:

Ра́дуйтеся, все упова́ние на Бо́га возложи́вшии;

ра́дуйтеся, по́двиг испове́дничества в терпе́нии соверши́вшии.

Ра́дуйтеся, мучи́телей безбо́жных не убоя́вшиися;

ра́дуйтеся, немощны́я в ве́ре укрепи́вшии.

Ра́дуйтеся, рабо́ты го́рькия в сла́дость духо́вную восприе́мшии;

ра́дуйтеся, сердца́ ва́ша Бо́гу в же́ртву прине́сшии.

Ра́дуйтеся, страда́нием ду́ши ва́ша очи́стившии;

ра́дуйтеся, житие́м святы́м о́браз ве́рным показа́вшии.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 10

Спасти́ хотя́ Госпо́дь мно́жество жен и дев, во оби́тели и́ноческия ты́я призва́. Во дни же гоне́ний безбо́жных му́жескую кре́пость им дарова́, е́же за и́мя Свое́ пострада́ти и терпе́нием мно́гим Ца́рствия Небе́снаго дости́гнути, да я́ко му́дрыя де́вы, в черто́зе бра́чнем Христу́ Жениху́ воспева́ют песнь: Аллилу́ия.

И́кос 10

Стена́ и по́мощь благонаде́жная бы́сть Богоро́дица вам, святы́я преподо́бныя жены́, му́ченицы и испове́дницы, в ско́рбех, изгна́ниих и у́зах пребыва́ющим. Вы бо любо́вию и труды́ лю́дем стра́ждущим, я́ко Самому́ Сы́ну Ея́, послужи́сте. Те́мже с благодаре́нием вас ублажа́ем:

Ра́дуйтеся, преподобному́ченицы, я́ко а́гницы непоро́чныя, за Христа́ закла́нныя;

ра́дуйтеся, преподобноиспове́дницы, я́ко голуби́цы чи́стыя, се́тей врага́ изба́вльшияся.

Ра́дуйтеся, жите́йская попече́ния во и́ночестве отри́нувшия;

ра́дуйтеся, во страда́ниих Христу́, я́ко мироно́сицы, после́довавшия.

Ра́дуйтеся, гоне́ний жесто́ких и сме́рти лю́тыя не убоя́вшияся;

ра́дуйтеся, в муче́ниих благода́тию Бо́жиею укрепля́емыя.

Ра́дуйтеся, ева́нгельски, я́ко Мари́я, благу́ю часть избра́вшия;

ра́дуйтеся, я́ко Ма́рфа Христу́, бли́жним послужи́вшия.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 11

Пе́ние всеумиле́нное прино́сим вам, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йския, вы бо, благоче́стно в зако́не Госпо́дни пожи́вша, ве́ру Правосла́вную сохрани́ли есте́, и сме́ртию му́ченическою и терпе́нием страда́ний за Христа́ гони́тели Це́ркве Ру́сския посрами́ли есте́. Ны́не же, во Ца́рствии Небе́снем лику́юща, воспева́ете Бо́гу побе́дную песнь: Аллилу́ия.

И́кос 11

Све́том ева́нгельским просвеще́нныя и за́поведи Госпо́дни сохра́ньшия, святы́я жены́ и де́вы, доброде́тельное житие́ во дни гоне́ний лю́тых страда́нием во́льным увенча́ли есте́ и вои́стину но́выя му́ченицы и испове́дницы яви́лися есте́. Сего́ ра́ди воспева́ем вас си́це:

Ра́дуйтеся, му́ченицы, любо́вию ко Христу́ страх сме́рти превозмо́гшия;

ра́дуйтеся, испове́дницы, в страда́ниих за Христа́ ве́ру и наде́жду соблю́дшия.

Ра́дуйтеся, по́двиги ва́шими А́нгелы возве¬сели́вшия;

ра́дуйтеся, не́мощь естества́ же́нскаго сло́вом Бо́жиим препобеди́вшия.

Ра́дуйтеся, Христо́вы за́поведи житие́м и сме́ртию испо́лнившия;

ра́дуйтеся, му́дрости ева́нгельских дев подража́вшия.

Ра́дуйтеся, муже́м свои́м в гоне́ниих после́довавшия;

ра́дуйтеся, ны́не ку́пно с ни́ми венцы́ Небе́сными увенча́нныя.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 12

Благода́тное утвержде́ние Це́ркве на́шея и́мамы вас, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии. Вы бо, се́рдцем ве́рующе в пра́вду, усты́ же Го́спода Иису́са Христа́ во спасе́ние испове́давше, заточе́ния, изгна́ния, го́рькия рабо́ты и смерть претерпе́ли есте́. Ны́не же моли́теся ко Го́споду о нас, земны́х сро́дницех ва́ших, да при́сно с ва́ми пое́м Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 12

Пою́ще ва́шу небе́сную сла́ву, страстоте́рпцы Христо́вы, лобыза́ем я́звы ва́ша, вы бо, стопа́м дре́вних му́ченик после́дующе, не уклони́стеся ско́рби, ни убоя́стеся темни́цы, го́рькими рабо́тами, гла́дом и хла́дом изморе́ни бы́сте и, многови́дными му́ками умерщвля́еми, я́ко а́гнцы незло́бивии, ве́ры ра́ди пострада́сте и смерть прия́сте. Те́мже приими́те от нас похвалы́ сицевы́я:

Ра́дуйтеся, святи́телие Христо́ви, до́бре Це́рковь упра́вившии;

ра́дуйтеся, иере́и Бо́жии, ду́ши за па́ству полага́вшии.

Ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы, от богобо́рных власте́й смерть и поруга́ние прие́мшии;

ра́дуйтеся, благове́рнии кня́зие и княги́ни, благоче́стие да́же до сме́рти соблю́дшии.

Ра́дуйтеся, преподо́бнии му́жие, пра́ведное житие́ венце́м страда́ния увенча́вшии;

ра́дуйтеся, преподо́бныя жены́, кре́пость и му́жество в страда́ниих яви́вшыя.

Ра́дуйтеся, вси правосла́внии христиа́не, за преде́лами оте́чества многоразли́чне пострада́вшии;

ра́дуйтеся, вси ве́домии и неве́домии, Бо́гом увенча́ннии лю́дие.

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Конда́к 13

О, пресла́внии новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии! Приими́те ма́лое сие́ моле́ние на́ше, в похвалу́ вам ны́не приноси́мое, и моли́теся ко Христу́ Бо́гу, да укрепи́т в лю́дех дух братолю́бия и благоче́стия, да утверди́т во Оте́честве на́шем ве́ру Правосла́вную и сподо́бит нас ку́пно с ва́ми воспева́ти Ему́: Аллилу́ия.

Сей конда́к глаго́лется три́жды. И па́ки чте́тся 1-й и́кос и 1-й конда́к.

Моли́тва

О, святи́и новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии:/ святи́телие и па́стырие Це́ркве Христо́вы,/ ца́рственнии страстоте́рпцы,/ благове́рнии кня́зие и княги́ни,/ до́блии во́ини, мона́си и мирсти́и,/ благочести́вии му́жие и жены́,/ во вся́цем во́зрасте и сосло́вии за Христа́ пострада́вшии,/ ве́рность Ему́ да́же до сме́рти свиде́тельствовавшии/ и вене́ц жи́зни от Него́ прие́мшии!

Вы во дни гоне́ния лю́таго,/ зе́млю на́шу от безбо́жных пости́гшаго,/ на суди́щах, в заточе́ниих и про́пастех земны́х,/ в го́рьких рабо́тах и вся́ких ско́рбных обстоя́ниих/ о́браз терпе́ния и непосты́днаго упова́ния му́жественне яви́ли есте́./ Ны́не же, в раи́ сла́дости наслажда́ющеся,/ пред Престо́лом Бо́жиим во сла́ве предстои́те/ и при́сно хвалу́ и хода́тайство со А́нгелы и все́ми святы́ми Триеди́ному Бо́гу возно́сите.

Сего́ ра́ди мы, недосто́йнии,/ мо́лим вас, святи́и сро́дницы на́ши:/ не забу́дите земна́го оте́чества ва́шего,/ грехо́м Ка́инова братоуби́йства,/ поруга́нием святы́нь, безбо́жием и на́шими беззако́нии отягче́ннаго./ Умоли́те Го́спода Сил,/ да утверди́т Це́рковь Свою́ непоколеби́му в ми́ре сем многомяте́жнем и лука́вом;/ да возроди́т в Земли́ на́шей дух братолю́бия и ми́ра;/ да па́ки бу́дем мы ца́рское свяще́ние,/ род Бо́жий, избра́нный и святы́й,/ при́сно с ва́ми сла́вящий Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской

Храм, построенный на Лубянке, означает не вечную скорбь и укор советскому прошлому, а торжество Христа и Его учеников над силами зла и смерти. Поэтому храм такой светлый и победительный.

Как мы решили построить новый храм

Этот храм – новый, и его строительство на территории Сретенского монастыря было насущной необходимостью. Несмотря на то, что в округе практически нет жилых домов, на воскресные службы и в праздники к нам всегда приезжает так много верующих, что они просто не вмещаются в древний Владимирский собор. Многим приходилось оставаться на улице, поэтому нашему монастырю нужен был храм, который мог бы вместить всех желающих.

Прихожане Сретенского монастыря молятся на улице

Митрополит Тихон (Шевкунов)

Идейным вдохновителем и руководителем строительства нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской стал наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский. Он рассказывал об идее построить новый храм так:

«Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место, на котором стоит монастырь, – Большая Лубянка – это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан: иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей».

«Построить храм, прославляющий подвиг новомучеников, призвать их молитвы было важнейшей духовной задачей»

Строительство в рекордно короткие сроки

На возведение храма владыка Тихон пожертвовал все средства от продажи своей знаменитой книги «“Несвятые святые” и другие рассказы», общий тираж которой уже превысил 2,5 миллионов экземпляров. Строительству храма помогали также ряд российских компаний, к ним присоединились взносы и пожертвования прихожан. Новый храм был построен отнюдь не за «заоблачную», а скорее «скромную» по сегодняшним строительным размахам цену. Это удалось только потому, что Сретенский монастырь и его наместник сами были на этой стройке «прорабами» и внимательно контролировали все средства.

Дмитрий Смирнов,
главный архитектор храма

Предшествовали строительству, как и положено, визуально-ландшафтный анализ, историко-культурное и археологическое исследования. Строительство храма и реконструкция территории монастыря начались в 2014 году и заняли 866 рабочих дней. Это были рекордно короткие сроки. Для того чтобы ускорить темпы работ, храм начали расписывать внутри еще в процессе строительства.

Главный архитектор проекта Дмитрий Смирнов делился: «Мы открыли для храмового зодчества массу современных технологий – с камнем, чугунным литьем…» Для обеспечения микроклимата оборудовали систему вентиляции и кондиционирования воздуха; управление светом, отоплением, системами аудио- и видеотрансляции обеспечивается с помощью цифрового оборудования.

СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО ХРАМА
режиссер Елена Чавчавадзе

СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО ХРАМА
режиссер Вячеслав Митин

Храм поражает своим великолепием, светом и легкостью

Высота храма – 61 метр, и он имеет несколько этажей. В притворе находятся два бесшумных лифта для пожилых людей, имеется отдельный лифт для инвалидов-колясочников. У входа – небольшая шатровая колокольня с одним колоколом.

Был выбран белый владимирский известняк, из которого издавна возводили соборы на Руси

Основным отделочным материалом был выбран белый владимирский известняк, из которого издавна возводили белокаменные соборы на Руси, в первую очередь во Владимире и Суздале. Нам хотелось использовать именно этот камень, чтобы продолжить традиции русского зодчества. Хотя в архитектуре храма есть элементы и русского, и византийского стиля.

Храм поражает своим великолепием, светом, легкостью и объемом: он специально был создан таким светлым и радостным, чтобы показать торжество победы новомучеников над смертью.

Этот светлый и победительный храм утверждает торжество Христа и Его учеников над силами зла и смерти

Внутреннее пространство храма

Верхний храм возведен в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, а нижний посвящен святому Иоанну Предтече и Двенадцати апостолам.

Храм с самого начала задумывался как особое место, где будет рассказано о нашем вероучении. На лестницах помещены изображения пророчеств – уже совершившихся и тех, которым еще надлежит сбыться. Это ветхозаветные пророчества о Рождестве, страданиях и Воскресении Господа Иисуса Христа, о будущем нашего мира, человечества. К сожалению, о них не очень хорошо знают даже православные люди. А между тем некоторые из них – например, знаменитое пророчество святого пророка Даниила (см.: Дан. 9: 24–27) – сбылись буквально с точностью до конкретных дней.

Слева от алтаря расположена кафедра. В древних храмах именно с кафедры читалось Евангелие и Апостол. Сейчас в русских храмах кафедры практически не встретишь. А вот в византийских, греческих храмах они встречаются достаточно часто.

Великолепный гранитный пол выложил православный итальянский мастер, а в алтаре подобный пол выкладывали русские мастера.

Иконы и фрески

Специально для храма было написано 47 икон, большая часть которых – в русско-византийских традициях. Общая площадь фресок храма – более 6 тысяч кв. метров. Росписи были выполнены командой из 30 художников-монументалистов под руководством Михаила Леонтьева и Дарьи Шабалиной.

Наш храм посвящен исповедникам и новомученикам Церкви Русской, поэтому на фреске Распятия Христова вместе с Пресвятой Богородицей, святой равноапостольной Марией Магдалиной и другими женами-мироносицами стоят великая княгиня Елисавета Феодоровна, новомученица Татиана Гримблит и преподобноисповедница Афанасия (Лепешкина). С правой стороны у креста изображены апостол Иоанн Богослов, мученик Лонгин Сотник, праведный Никодим и вместе с ними священномученик Иларион (Троицкий), священномученик Философ Орнатский со своими сыновьями священномучениками Борисом и Николаем, расстрелянными за веру в 1918 году.

В куполе храма мы видим святых разных стран и эпох, которые вместе с нами предстоят Богу и участвуют в наших молитвах. Среди множества святых – святые Царственные страстотерпцы, а рядом с ними изображен недавно прославленный в лике святых их личный врач страстотерпец Евгений Сергеевич Боткин. На фресках изображены и те новомученики, потомки которых до сих пор живут и помнят о подвиге своих родных. Например, на центральной фреске изображены два священноисповедника и мученика из семьи Правдолюбовых. Их внуки и правнуки приезжали на освящение собора и узнали своих дедушек.

Просветительский и Молодежный центры монастыря

В храмовом комплексе сейчас расположены Просветительский и Молодежный центры, аудитории для катехизаторских курсов, воскресная детская школа, зал церковных соборов, галерея для братии, трапезная, ризничная, котельная и множество других нужных монастырю помещений.

Как площадь превращается в огромный летний храм

В новом храме может поместиться до 2000 человек. Но это еще не все. Паперть храма тоже может использоваться для богослужений. На ней устанавливают Престол и жертвенник. Священники служат на паперти, а люди стоят вокруг, и тогда вся площадь превращается в огромный летний храм под открытым небом, где могут поместиться и отчетливо слышать пение знаменитого Сретенского хора до 5000 человек.

Освящение нового храма

Великое освящение храма и первая Божественная литургия были совершены Святейшим Патриархом Кириллом 25 мая 2017 года. На торжественной церемонии присутствовали Президент России Владимир Путин, который преподнес в дар братии монастыря икону святого Иоанна Крестителя XIX века, а также первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) и другие иерархи Русской Православной Церкви.

После освящения храма Патриарх Кирилл вместе с духовенством прошли крестным ходом в древний монастырский собор в честь Владимирской иконы Божией Матери и перенесли оттуда в новый храм мощи священномученика Илариона (Троицкого; 1886–1929) – небесного покровителя монастыря и его настоятеля в 1920-е годы. Под звон колоколов ковчег с мощами установили на камнях, привезенных с Соловков, где священномученик Иларион находился в заключении с 1924 по 1929 год. Эти камни – фрагменты ступенек церкви, по которым при жизни ходил владыка, в той церкви на Соловках он совершал службы. С ним по этим ступенькам поднимались и многие другие умученные за веру подвижники.

Вид на новый храм с Рождественского бульвара

Золотые купола нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской хорошо видны с разных точек Москвы. Он стал украшением старой части столицы.

Расписание богослужений

Новый храм открыт для посещения каждый день. Богослужения в нем совершаются: в будние дни – вечерняя служба в понедельник и Божественная литургия утром во вторник; по воскресным дням и великим праздникам – всенощное бдение накануне и поздняя Божественная литургия.

«Я переживаю это как чудо Божие»

Настоятель Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне протоиерей Виктор Потапов (РПЦЗ) сказал о нашем новом храме:

Протоиерей Виктор Потапов

«Я переживаю это как чудо Божие. Такой храм построить на таком ограниченном пространстве – это удивительно. Храм стоит буквально на косточках, на крови тех, кто пострадал за веру, – и он посвящен Воскресению Христову, победе Христа над смертью, над адом. И его посвящение новомученикам и исповедникам, которые глубоко верили в этот центральный догмат нашей Церкви, имеет огромный смысл. Я рассматриваю его возведение как некий покаянный акт. Он стоит прямо напротив бывшего КГБ и будет постоянно напоминать людям звоном колоколов, совершаемой здесь молитвой о том, чего надо избегать. Молитвы святых новомучеников и исповедников Российских нас – Русскую Зарубежную Церковь и Московский Патриархат – объединили».

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) объяснял:

Профессор Алексей Иванович Сидоров

«Храм во имя Новомучеников, построенный на Лубянке, означает не вечную скорбь и укор советскому прошлому, а торжество Христа и Его учеников над силами зла и смерти. Разумеется, он стал и памятником всем, кто нашел в себе духовные силы противостоять богоборчеству и смуте, в которую обрушилась наша страна сто лет назад. Поэтому храм такой светлый и победительный».

Алексей Иванович Сидоров, патролог, доктор церковной истории, профессор, делился:

«На том месте, где в грязи и крови издевались над мучениками, вдруг возник храм, где их поминают и молятся им. Без помощи Божией было бы невозможно построить такой храм за три года. Зачем искать какие-то чудеса? Приходи в Сретенский монастырь – и вот оно, чудо!»

Прихожане Московского Сретенского монастыря

________________________

Ис. 7: 14: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил»; Мих. 5: 2: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».

См., например, Ис. 53: 5: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». Да и вся 53-я глава Книги пророка Исаии – это пророчество о страданиях и славе Христа Спасителя. Также см.: Зах. 11: 12–13; Иер. 32: 9.

См., например: Пс. 15: 10; Ис. 53: 10, 13 и др.

См.: Ис. 25: 3–10; Дан. 7: 13–14; Иоил. 2: 10–11.

Пророк Даниил указал время пришествия Спасителя, рассчитав его в семидесяти седьминах «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима».

Новомученицу Татиану Гримблит власти преследовали, а затем и расстреляли за помощь арестованным, в том числе пребывавшим в узах и ссылке духовенству и верующим мирянам.

Преподобноисповедница Афанасия (Лепешкина; † 1932) была игуменией Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни. Монастырь был преобразован большевиками в сельхозартель, однако в ней игуменией поддерживался монастырский уклад и велись богослужения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *