Никон псково печерского монастыря

Содержание

Псково-Печерский монастырь

У этого термина существуют и другие значения, см. Печерский монастырь.

Монастырь
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь
Псково-Печерский монастырь
Страна Россия
Город Печоры
Конфессия Православие
Епархия Псковская
Тип Мужской
Дата основания 1473 год
Здания:
Успенская пещерная церковь • Михайловский собор • Сретенская церковь • Церковь Николы Вратаря • Большая звонница • Стены и башни • Ризница
Известные насельники Корнилий Псковский
Иоанн (Крестьянкин)
Иона
Вениамин (Федченков)
Савва (Остапенко)
Статус Действующий монастырь
Сайт Официальный сайт
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь на Викискладе

Координаты: 57°48′37″ с. ш. 27°36′53″ в. д. / 57.810278° с. ш. 27.614722° в. д. (G) (O) (Я)

Свя́то-Успе́нский Пско́во-Пече́рский мужско́й монасты́рь — один из самых крупных и богатых в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря.

Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период и до 1944 находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.

В 1967—2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

История

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Достоверных сведений о начале монашеской жизни на месте современного монастыря нет. Богом зданная пещера стала известна местным жителям в 1392 году.

Вид на Псково-Печерский монастырь

В 1470 году в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (ныне Тарту), который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Вокруг храма впоследствии образовалась обитель.

Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, финляндцев, шведов, поляков. Московское правительство, ввиду важного военного положения монастыря, укрепило его крепостными стенами.

В Успенском храме в медной раке покоятся мощи прп. Корнилия, одного из первых игуменов обители, погибшего смертью мученика от руки Иоанна Грозного, который подозревал игумена в измене.

В ризнице хранилось множество древних драгоценностей и реликвий. Библиотека была богата старопечатными книгами и рукописями.

Звонница Псково-Печерского монастыря. С. А. Виноградов, 1929

В годы Великой Отечественной войны

После оккупации Пcково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллиннскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому). С 1940 года и до октября 1941 года наместником монастыря являлся архимандрит Парфений (Шатинин). В октябре 1941 года Парфений (Шатинин) ушёл на покой по старости и по решению старцев руководство принял игумен Павел (Горшков), управлявший монастырём до конца войны.

Монастырь принимал активное участие в деятельности Псковской православной миссии, внешне оказывал лояльность оккупационным властям для возможности легального служения.

В годы оккупации в Псково-Печерском монастыре проходили съезды и совещания высшего духовенства Балтийского экзархата, в частности так называемое архипастырское совещание, состоявшееся 28 августа 1943 года в Сретенском храме, в котором приняли участие: митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), экзарх Латвии и Эстонии, архиепископ Нарвский Павел (Дмитровский), епископ Рижский Иоанн (Гарклавс), епископ Ковенский Даниил (Юзвьюк), схиепископ Макарий (Васильев) и другие. Монастырскую братию представлял игумен Павел (Горшков), монахи Илья, Аркадий, Никон, схииеромонах Симеон. Со стороны оккупационных властей присутствовали гебитскомиссар, городской голова города Петсери, префект полиции.

В мае 1943 года Псково-Печерский монастырь посетил и выступил перед насельниками А. А. Власов.

После освобождения Псковщины игумен Павел (Горшков) был включён в комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине. Но в октябре 1944 года последовал неожиданный арест. Его обвинили в «шпионаже» и сотрудничестве с оккупантами. Осуждён на 15 лет за антисоветскую деятельность. Умер в 1950 году. Реабилитирован в 1997 году.

Послевоенное время

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

С 1949 года по 1954 год наместником был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.

28 июля 1959 года Указом Святейшего Патриарха Алексия наместником был назначен игумен Алипий (Воронов) (в 1961 году возведен в сан архимандрита), — до 12 марта 1975 года усердно трудившийся в деле восстановления и сохранения Псково-Печерской обители. Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжелые для церкви годы хрущёвской «оттепели», благодаря его усилиям в 1973 году в Печоры вернулись сокровища, вывезенные нацистами из ризницы монастыря.

В монастыре провёл последние годы жизни митрополит Вениамин (Федченков).

В сентябре 1995 года архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов) по требованию патриарха Московского и всея Руси Алексия II подал в отставку. Он был обвинён прессой в том, что установил в монастырских пещерах гроб с телом Николая Гавриленкова, одного из руководителей тамбовской организованной преступной группировки..

Современный облик монастыря

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Церковь Николы Вратаря

Звонница церкви Николы ВратаряВнешняя стена Печорского монастыря

Построена по проекту преподобного Корнилия не позднее 1565 года при строительстве крепостных стен вокруг монастыря. Церковь соединяется с одной из боевых башен крепостной стены.

Большая звонница

Большая звонница

К востоку от Успенского собора, по той же линии, на площадке находится главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку.

Большая звонница — одно из крупнейших архитектурных сооружений подобного типа (как и звонница Новгородского Софийского собора, звонницы церкви Богоявления и Пароменской Успенской церкви во Пскове).

Она насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус.

Собрание колоколов Псково-Печерского монастыря — одно из самых значительных как на Псковской земле, так и в Северо-Западной России.

Михайловский собор

Михайловский собор

Сретенская церковь

Строительство начато в 1867 году, завершено в 1870 году. Капитальный ремонт проведён в 1924 году.

Стены и башни

Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь — серебряная памятная монета Банка России, 2007 г.

Башня Верхних решёток — рядом с Тайловской башней, над оврагом и протекающем по его дну ручьём Каменец. В нижней части башни выложена небольшая каменная арка, сквозь которую воды ручья попадают внутрь крепости. Каменная арка или свод закрывался железной решёткой, чтобы осаждающие не воспользовались ручьём для проникновения в крепость. Решётка дала наименование и самой башне. Несмотря на то, что башня Верхних решёток стоит на дне оврага, она самая высокая в Печорской крепости, и её верхняя точка достигает высоты 25 метров. За стенами скрыты 6 боевых ярусов с бойницами и широкими камерами для установки пушек. Шатёр башни увенчан дозорной площадкой — караульней, караульной избой, с которой хорошо просматриваются подходы к крепости и ближайшая местность. От башни, словно крылья, расходятся участки стен — прясла, соединяя в одно целое башни, поставленные на берегах оврага. Особенно живописно этот участок боевых укреплений смотрится с туристической площадки, расположенной почти напротив башни Верхних решёток.

Башня нижних решёток, так же, как и Башня верхних решёток, поставлена на дне оврага, ниже по течению ручья, и замыкает северо-восточную дугу крепостной стены. Ручей здесь становится шире и глубже, чем там, где попадает в крепость. Башня Нижних решёток имеет четыре боевых яруса. На каждом из трёх нижних по четыре бойницы с широкими боевыми камерами. На самом верхнем ярусе — семь бойниц. Их расположение позволяло брать под контроль практически все направления возможных атак. Кроме того, на третьем ярусе имелся выход на крепостную стену. Эта деталь очень важна, ведь рядом с башней находятся нижние ворота. Чтобы усилить защиту ворот, над ними в крепостной стене были установлены бойницы, между которыми расположен киот с изображением Спаса.

Преподобный Лазарь Прозорливый

В последней половине XVIII и в начале XIX столетия в Псково-Печерском монастыре подвизался иеросхимонах Лазарь, отличавшийся строго подвижническою жизнью.

По происхождению преподобный Лазарь был сыном дьячка. Год рождения его в делах епархиальной консистории показан — 1733-й.

Еще в сане священника в уездном городе Опочке Псковской губернии о. Лазарь своим примерным благочестием обратил на себя общее внимание и заслужил любовь не только своих добрых прихожан.

С кончиною жены своей о. Лазарь совершенно разорвал связь с миром, усилил молитвенные подвиги и для совершеннейшего, беспрепятственного служения единому Богу, решился принять иноческий сан. Поступив в Псково-Печерский монастырь, он подвизался в нем безвыходно до самой своей кончины, — постригся в монашество в 1785 году и проходил монастырское послушание в должности казначея по 1800 год.

Уединенная жизнь о. Лазаря в Псково-Печерском монастыре походила на жизнь древних благочестивых пустынножителей.

В келью его, представлявшую вид пещеры, мало проникал дневной свет, потому что окна ее застроены были палатками для продажи свеч. Внутри она освещаема была лампадою, постоянно теплившеюся пред медной иконой — Распятием Спасителя.

Для всегдашнего памятования о смерти о. Лазарь имел гроб, в котором и положен был по смерти. Ложе его составляла дощатая кровать, покрытая рогожей, а изголовьем служил камень.

Строго подвижническая жизнь старца под покровом смирения вполне известна Единому Богу. По крайней мере, скажем о некоторых обнаружениях ее. Например, в продолжение целой Страстной седмицы о. Лазарь только однажды вкушал пищу — в Великий Четверток, и то, как и всегда, очень мало — одну просфору с водой.

Заповедь св. Апостола:»непрестанно молитеся» (1 Сол. 5, 18) — он исполнял буквально. Для живой молитвенной беседы с Богом каждую ночь удалялся сей любитель безмолвия в Успенскую соборную церковь и запирал за собою изнутри двери; к утреннему же Богослужению всегда являлся первый, по первому удару колокола, и каждодневно служил раннюю обедню.

Для глубокого старца мало казалось сораспятия Христу подвигами самоумерщвления— бдением, постом и молитвою. С этим внутренним крестом он соединял внешний: вскоре по вступлении в монастырь возложил он на себя железные вериги, сначала в 17, а потом в 25 фунтов; сверх того носил всегда власяницу. Итак, что составляет тяжесть, превышающую силы плотского человека, то окрыляло человека духовного — земного ангела…

С богомыслием, постом и молитвою о. Лазарь соединял и полезный труд — шил ризы и вырученные за работу деньги, вместе с приношениями от различных лиц, раздавал нищим и посетителям, приходившим к нему за благословением и наставлением, отделяя часть денег на содержание устроенной им богадельни. Также за свой счет сделал он серебряную ризу на икону Сорока мучеников в приходскую церковь во имя великомученицы Варвары. А на иконы монастырские: 1) Сорока мучеников, 2) Великомученицы Варвары, 3) Параскевии, нареченной Пятницы, 4) Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев, 5) Скорбящей Божией Матери и 6) Живоносного Источника — устроил венцы с цветами, все серебряно-вызолоченные.

Однажды настоятель монастыря архимандрит о. Венедикт впал в искушение касательно употребления о. Лазарем приносимых ему денег усердствующими и, тайно обыскав его келью, ничего не нашел в ней. Да и что можно было в ней найти у того, кто крепко помнил заповедь Спасителя: «Не скрывайте себе сокровищ на земли… Скрывайте же… сокровище на небеси… Идеже… сокровище ваше, ту будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19).

В жизни о. Лазаря было замечательнейшее редкое явление, о котором нельзя умолчать: трое суток он находился как бы совершенно мертвый; уже положен был в гроб, совершалось над ним, как над покойником, чтение по чиноположению Церкви; все приготовлено было к погребению тела его; была приготовлена и плита для закрытия гроба его в пещере, общей усыпальнице, по избранию места самим о. Лазарем.

Но, к общему изумлению и радости, старец ожил. Никто не мог с точностью определить сего чудного явления. Сам старец, по чувству, конечно, глубокого смирения, никому не открывал этой тайны до смерти. По некоторым данным с вероятностью можно полагать, что это явление не было естественное; в нем заметны следы особенного Промысла Божия.

После своего оживления о. Лазарь еще увеличил свои подвиги — ношением вериг более тяжелых, чем прежде; и посвятил себя строжайшему безмолвию. В беседе, впрочем, с некоторыми из посетителей, с чувством глубокой скорби, старец повторял: «Люта смерть грешника, люта смерть грешника» (Пс. 33, ст. 22). Это дает повод заключить, что о. Лазарь, вероятно, во время обмирания удостоен был свыше откровений о жизни загробной и о состоянии души грешников.

Живая вера старца-подвижника, «споспешествуемая любовью» (Гал. 5, 6), стяжала ему высокие духовные дарования.

О. Лазарь прозревал в мысли посетителей, коих прежде никогда не видал и не знал; в беседе иногда прикровенно, а иногда явно открывал прошедшее и будущее из жизни некоторых и делал приличествующие при этом наставления.

Один молодой человек — купеческий приказчик явился на богомолье в Печерский монастырь и, подошедши в церкви под благословение к о. Лазарю, просил его отслужить молебен пред чудотворною иконою Богоматери. Старец с любовию исполнил его просьбу и, когда тот в благодарность за молебен — давал весьма значительную сумму, пять рублей (ассигнациями), строго сказал ему: «Клади все, что у тебя есть». Этим прикровенно обличал он его в похищении у своего хозяина трехсот рублей. Приказчик смутился, упал в ноги прозорливцу, покаялся в своем грехе; но с недоумением спросил: «С чем же я, батюшка, пойду домой?» «С хлебом монастырским, — ты дойдешь до дому безопасно, а с деньгами не дойти тебе». Раскаявшийся отдал все деньги о. Лазарю, который положил их в церкви отдельно от монастырских сумм. Получив от старца благословение и хлеб, обличенный отправился в путь с сожалением о своем поступке и с недоумением об оставленных в монастыре похищенных им деньгах. Но едва 10 верст отошел он от монастыря, как вышли ему навстречу два разбойника, скрывавшиеся в овраге подле озера Утцы по старой рижской дороге. Разбойники остановили его и требовали денег; но, обыскав, ничего не нашли. Один из злодеев, в досаде на неудачный поиск, приступил с ножом к путешественнику. «Когда нет у него денег, — возразил другой, — за что же и убивать его; не стоит греха на душу брать». «Для того, — отвечал первый, — чтобы достать язык. Иначе освобожденный может рассказать о нас». Несчастный, видя себя в столь ужасном положении, с тайною молитвою обратился к Божией Матери — спасению отчаявшихся, призвал имя о. Лазаря и, без сомнения, по его молитвам освобожденный злодеями, возвратился домой благополучно. Дома хозяину своему молодой человек признался в покраже у него денег, рассказал о случившемся с ним со всею подробностию; не скрыл и того, что деньги похищенные истребованы старцем о. Лазарем, верно, для сохранения. Тронутый рассказом о дивном старце, набожный купец сам со своим семейством решился посетить Псково-Печерскую обитель для поклонения чудотворной иконе Царицы Небесной и для свидания с о. Лазарем. После говения в ней и беседы с дивным старцем он не только не принял похищенных у него и возвращаемых денег, но, но чувству признательности к о. Лазарю, еще пожертвовал до 300 рублей на украшение св. обители.

1822 года мая 29 числа смиренный старец о. Лазарь, незадолго до своей кончины, последовавшей в 1824 году, удостоен был посещения Государем Императором Александром I, в бытность Его Величества в Псково-Печерском монастыре, на пути из Пскова в Ригу. Узнав от настоятеля монастыря, архимандрита Венедикта, о строгой подвижнической жизни о. Лазаря, Государь пожелал лично видеть старца в убогой его келье и в сопровождении настоятеля отправился к нему за благословением и для келейной беседы, без сомнения, по тайному глаголу благодати в сердце царевом. Смиренный старец, изнемогший уже телом, но бодрый духом, с детскою простотою, святою любовию и радостию принял дорогого Гостя — Царя, яко «помазанника Господня» (2 Цар. 1, 14).

В искренней келейной получасовой беседе на вопрос Его Величества, между прочим: «Какая молитва доступнее к Богу?» — старец отвечал: «Тебе, Государь, это известно — молитва Господня есть образец молитв; а на требование Твое от моего убожества наставления — признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь Царя должна служить примером для подданных. Помни, Государь, что нам остается недолго жить на земле…»

Государь Император глубоко был тронут облагодатствованным словом старца-подвижника и, конечно, внутренно убежден был, что это один из тех, «их же, — по свидетельству Апостола, — не бе достоин мир» (Евр. 11, 38). На прощание старец пал в ноги Государю; и Помазанник Божий, со своей стороны, почтил его земным поклоном. Следы трогательно-назидательной беседы о. Лазаря видны были в струившихся из царственных очей слезах по выходе Его Величества из старческой кельи. (Тогда же праведный Лазарь предсказал и день своей кончины).

Самый наружный вид о. Лазаря обращал на себя внимание: он был малого роста и ходил всегда согбенным, с закрытым лицом. В служении вид лица его крайне казался бледным, воскового цвета, или точнее, походил на мертвеца. Тело его чрезвычайно было истощено, кожа как будто приросла к костям, так что он мог сказать о себе с Царем-пророком: «Прильпе кость моя плоти моей» (Пс. 101, 6). Но при крайнем измождении тела подвижник был крепок духом, силен обитавшею в нем благодатию, дожил до глубокой старости, ибо преставился на 91-м году от рождения.

По сказанию печерского жителя Николая Дорофеева, иеросхимонах Лазарь, по крайнему изнеможению, оставил служение ранней обедни только за три дня до смерти.

Слава Божия выражалась во всей жизни о. Лазаря; потому-то и кончина его была достойна его подвигов. Напутствованный всеми таинствами веры, он тихо, как свеча догоревшая, угас в конце пути земного странствования и поистине в «день смерти с боящимися Бога обрел благодать» (Сир. 1, 13), — отошел в свою вечную родину к Отцу Небесному «с упованием, исполненным бессмертия» (Прем. 3, 4).

По кончине о. Лазаря имения у него найдено 10 руб. (ассигн.) с надписью: «На угощение братии» (строгий к себе о. Лазарь и в последние минуты жизни из любви к ближним почтил гостеприимство; в день своего Ангела он всегда приглашал на пирог и угощал братию) и железные вериги.

Тело о. Лазаря покоится в особой гробнице, под каменным сводом, в Богом зданной пещере вместе с мощами первых подвижников обители — Марка и Ионы.

Из благоговейной памяти к о. Лазарю по усердию некоторых помещиков, сделана над гробницей его медная вызолоченная доска — по краям с вылитыми из того же металла херувимами и с надписью: «На сем месте погребено тело Псково-Печерского монастыря иеросхимонаха Лазаря, приявшаго схиму после 15-ти летняго монашества в 1800 году и скончавшагося в 1824 году мая 27-го дня, на 91-м году от рождения». «Помяни, Господи, раба Твоего Лазаря, зде лежащаго и всех, чтущих память его, во царствии Твоем». «По Р. X. в 1835 году»…

Молитвами преподобного старца Лазаря прозорливого, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Монахи – воиныРассказ о подвигах насельников Псково-Печерского монастыря в годы войны

Подводя итог своим воспоминаниям о военных ветеранах — монахах, отец Хрисанф сказал:»Всю нашу братию фронтовую отличало особенное смирение, не приобретенное монашеским опытом, наработанное, а выстраданное смирение, как результат прохождения через границу смерти. И этот дар смирения они принесли в монастырь, нам. И их опыт давал нам светлую надежду в перенесении скорбей, которые у них были великими»

Заканчивается юбилейный год 60 –летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. 6 октября при храме св. благоверного князя Александра Невского города Пскова прошли Чтения, на которых свой рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны, насельниках Свято –Успенского Псково –Печерского монастыря представил слушателям иеромонах Хрисанф.
В начале своей монастырской жизни отец Хрисанф нес послушание в монастырском лазарете, где частенько лечились от военных ран насельники, участники Великой Отечественной войны. И инок наблюдал общение братии, слушал их рассказы о военных историях.
Тем, что особенно сохранилось в памяти, иеромонах Хрисанф поделился со слушателями: «Затрагивая тему фронтового служения, надо отметить глубокое смирение наших фронтовиков, которое и помогало им выжить. Митрополита Феофана (Малявко), он принял постриг в 1939 году, насельника монастыря, на войне называли «Фома Андреевич», и он рассказывал: «Стою в карауле на передовой, переживаю и молюсь: «Господи! Кто придет с их стороны, а я маленький, слабый погибну, и мои погибнут, помоги сохраниться нам, как знаешь». А сам проходил каждый окопчик и крестил. Все живы были.
Монах Анатолий, участник войны, солдат, сорок лет занимал очень сложную должность в монастыре: был Уставщиком хора, и на каждой службе – и утром, и вечером, в течение сорока лет.
Были в монастыре три друга – фронтовика монахи Паисий, Анатолий, Иероним, они ушли в монастырь после Победы
У монаха Анания я видел, — рассказывает отец Хрисанф,- следы от тяжелых ранений. И он рассказал, как при штурме Кенигсберга, наши войска предварили свое наступление долгой артподготовкой, но, когда начался штурм, немцы встретили таким количеством орудийных залпов наших солдат, что все превратилось в сплошной огонь. Бежавший в атаку, будущий монах Анания, слышал, как вокруг падали убитые товарищи, посмотрел вниз и увидел, что пуговицы на его мундире были расплющены пулями, и подумал: «Господи, неужели это Ты?» И, как усомнился, так сразу и «поймал» две пули в бедро», -закончил свой рассказ о ранениях отец Анания. Монах Дионисий рассказывал, как поднимался в атаку, и «все пули видел, а они, как пчелы на пасеке. В атаке кричишь одно, а молишься Господу про себя. И ни одна пуля не попала в меня. Поэтому я здесь».
Продолжая свое повествование о фронтовиках в монастыре, отец Хрисанф заметил, что на войне неверующих не было, и мысли о вечности приходят там особенно четко. Подводя итог своим воспоминаниям о военных ветеранах — монахах, отец Хрисанф сказал:»Всю нашу братию фронтовую отличало особенное смирение, не приобретенное монашеским опытом, наработанное, а выстраданное смирение, как результат прохождения через границу смерти. И этот дар смирения они принесли в монастырь, нам. И их опыт давал нам светлую надежду в перенесении скорбей, которые у них были великими».
В послевоенное время в Псково – Печерском монастыре среди насельников жили 14 участников Великой Отечественной войны. Ныне осталось двое: монах Мартирий и инок Александр, участник Парада Победы на Красной площади.

П.Корин. Пересвет и Ослябя на конях. Эскиз правой части неосуществленного триптиха, 1944

Источник: Пресс-служба Псковской епархии

Из подвигов самоотвержения состояла вся его жизнь
Памяти архимандрита Тихона (Секретарева)

На девятый день по преставлении ко Господу архимандрита Тихона (Секретарева) этого без малого четверть века возглавлявшего Псково-Печерскую обитель труженика вспоминают близкие ему люди.

Архимандрит Тихон (Секретарев) в Богом зданных пещерах

+ + +

«Отец Тихон никогда не оставлял благодарения Богу»

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов):

— В 21 год будущий отец Тихон пришёл в эту обитель. И с тех пор верно и с любовью служил здесь Господу Богу, Пречистой Его Матери, братии, паломникам и прихожанам Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Несмотря на то, что отец Тихон — человек был внешне весьма сдержанный, он всё делал очень горячо, внутренне осознавая огромную ответственность за каждое послушание, за каждое дело, порученное ему Царицей Небесной.

С ныне владыкой Тихоном (Шевкуновым) у батюшки Иоанна (Крестьянкина) в келье

Вспоминаю свои послушнические годы здесь, в Псково-Печерском монастыре, когда отец Тихон ещё даже не был благочинным, а просто совсем-совсем молодым иеромонахом. Как-то раз я нёс послушание в лазарете, где находилось много пожилых монахов, лежачих. И вдруг приходит отец Тихон с какими-то незатейливыми, но очень трогательными гостинцами и с книгой святых отцов.

Я не думаю, что он исполнял какое-то формальное послушание. Это было веление его сердца. Он раздал всем по яблочку, по какой-то конфете. Потом присел и стал читать выписки из святых отцов. И завершил чтение запомнившимися мне на всю жизнь, очень знаменательными для меня словами святого Исаака Сирина: «Молиться — это значит благодарить». Дважды отец Тихон повторил их и добавил:

— Отцы! Помните, что настоящая молитва — это благодарение Богу.

Молитва — это благодарность Богу в радости и в напастях, несмотря ни на какие испытания. А испытаний у отца Тихона было немало, поверьте мне. Знаю это, хотя бы как игумен, в течение 25 лет управлявший монашеской обителью.

Молодые годы иеромонашества. Крестный ход на Успение Пресвятой Богородицы

А отец Тихон, сколько его помню, никогда не оставлял благодарения Богу, эту самую высокую, самую прекрасную и самую достойную молитву православного христианина. «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи!» Так же с молитвой и благодарением он встретил испытание тяжкой и долгой болезнью.

Поблагодарим же и мы Бога за то, что на нашем жизненном пути был такой удивительный, особый и замечательный человек, как отец Тихон. Поблагодарим Господа за то, что Он явил перед нашими глазами высокий пример Его благодарения и мужественного смирения в последние годы. Попросим, чтобы и мы, когда каждому придёт время предстать испытаниям перед переходом в иную жизнь, так же, как отец Тихон, смогли бы их встретить с искренним смирением и благодарением.

Поблагодарим и отца Тихона за многие годы его трудов, молитв и любви к святой обители. Обратимся ко Господу с мольбой о прощении вольных и невольных прегрешений раба Божия архимандрита Тихона и о даровании ему Царствия Небесного.

Неслучайно на поминальную тризну мы собрались в трапезной восстановленной им воинской части. Наверно, не ошибусь, если скажу, что Дом паломника — это в последние годы любимое детище отца Тихона. Здесь этот человек, который часто со стороны мог казаться строгим, даже несколько суховатым, создал воинскую часть своей мечты.

Архимандрит Тихон (Секретарев)

Мы все помним, как отец Тихон опекал военных, окормлял их, сам к ним ездил или приглашал в обитель. Отошёл он ко Господу на память глубоко почитаемого им святого благоверного князя-воина Александра Невского. Отдельно мы с отцом Тихоном об этом не разговаривали, но думаю, что служба в армии в своё время произвела на него какое-то особое впечатление. От всех его поступков по отношению к простым солдатам, к офицерам веет теплом.

Вот и тут, в Доме паломника, он устроил и удобные помещения для жизни, и преобразил огромный плац в площадь со скульптурными портретами святых воинов, на каждом этаже гостиничных корпусов создал по храмику-часовне, построил и отдельный храм.

Сегодня в Доме паломника множество приезжающих в обитель обретают кров, отец Тихон помогал и далее будет помогать паломникам в их подвиге молитвы, поклонения святыням. Он и по своем отшествии в вечность будет оставаться для них отцом-покровителем.

Будем помнить об отце Тихоне как о заботливом собрате и отце, который выработал свои принципы жизни и неуклонно им следовал; как о священнике и монахе, от всего сердца ревностно исполнявшем свое служение; как о пастыре, который передал заботу своего сердца многим и многим тысячам людей; и наконец, как о человеке, который последние испытания — неизбежную для каждого христианина на пути спасения голгофу — перенёс с таким мужеством.

Вечная память!

+ + +

У нас таких уважают

Владислав Александрович Третьяк, президент Федерации хоккея России:

— Отец Тихон помогал нашей хоккейной семье в самых трудных моментах. Молился вместе с братией о нас во время Олимпийских игр. Помню, как один из моих друзей обмолвился: вот нам, мол, повезло.

— Да вам не повезло — это просто за вас молились, и Бог вам за ваши труды и по молитвам других даровал победу, — сказал тогда отец Тихон.

Те же слова мы услышали и от Патриарха.

Благодарю Бога, что отец Тихон и лично в моей жизни принимал большое участие. Я многое от него узнал. Он для меня пример служения Церкви, народу, стране. Это настоящий патриот.

В сердцах наших ребят-спортсменов о нём остается самая светлая память. У нас таких уважают: волевой, сильный духом человек. Как принято говорить: профессионал своего дела. Почти четверть века быть наместником такого монастыря — это, конечно, возможно только с помощью Божией. Насколько я знаю, в новейшей истории обители никто так долго больше не управлял Псково-Печерским монастырём.

Владислав Александрович Третьяк на отпевании

Много лет назад отец Тихон приглашал меня посмотреть военный городок, который собирались передать монастырю. Казалось, там просто невозможно ничего восстановить. Но он взялся — и теперь это Дом паломника.

Слава Богу, что и от хоккеистов в память о победе на Олимпийских играх в храм при Доме паломника была принята в дар икона святых Царственных Страстотерпцев. Этот образ весом 70 кг мы несли в храм втроем, мне было тяжело, я еле-еле нёс, а как отец Тихон справился, я не знаю, он тогда уже был сильно ослаблен болезнью. Но вот из таких подвигов самоотвержения и состояла вся его жизнь.

Отца Тихона я видел около трёх месяцев назад. Мы много говорили. Как часто с ним — о победах. Если это, допустим, победы в хоккее, то это не мои личные победы и не Федерации по хоккею — это победы всей нашей страны! Точно так же и преуспеяние каждого монаха укрепляет дух всего народа. Это то, что способно всех нас объединить. Молодёжь надо воспитывать на победах, это понимал отец Тихон. И он умел настроить дух на победу.

Владислав Александрович Третьяк и отец Тихон несут подаренную хоккеистами икону Царственных Страстотерпцев

+ + +

Вот это кротость!

Юрий Анатольевич Демьяненко, ректор Псковского государственного университета:

— Мы с отцом Тихоном знакомы более 30 лет. Довольно часто встречались с ним и у нас в университете, и в Псково-Печерской обители. Много говорили о жизни народа, о воспитании молодежи. Трудами отца Тихона был воссоздан наш университетский храм Трех святителей. Он стоял и у истоков открытия в университете кафедры теологии.

Больше всего меня поразило то, что он и сам, уже будучи маститым архимандритом, захотел учиться! Вот это кротость! Представляете, в позапрошлом году он окончил магистратуру. Сам он преподавал буквально до последних дней своей жизни: и в обители принимал студентов, и в аудиториях читал лекции.

Человеколюбие — главная его черта. Я видел, как к нему тянутся потом хотя бы только раз в жизни пообщавшиеся с ним люди.

Он был наделён всеми теми качествами, которыми может быть наделён только человек, свято верящий Богу и любящий землю, на которой он живёт. Иногда говорят: «Желаю быть нужным». Отцу Тихону этого желать не надо было, он и так был нужен. И сейчас нам нужен. Молитвенно мы с ним.

+ + +

Как отец Тихон обманул наши ожидания

Епископ Елгавский Иоанн (Сичевский), викарий Рижской епархии:

— Мы всегда, ещё будучи семинаристами, воспринимали отца Тихона как очень строгого монаха. Даже несколько сторонились его, старались на глаза не попадаться. И тут вдруг, помню, он как-то остановил меня, тогда еще семинариста первого курса, трудившегося уже несколько дней на послушаниях в обители, и, узнав, кто я и откуда, объявляет мне:

— А у нас так заведено: каждый семинарист получает суточные!

Выделили мне тогда, как сейчас помню, 270 рублей. Тогда это были деньги. Я был тронут такой заботой.

Епископ Елгавский Иоанн на отпевании

Отец Тихон к каждому старался проявить участие — приободрит, расспросит: как учёба, чем ещё по жизни занимаешься? Новыми книгами, выпущенными Псково-Печерским монастырем, всегда одарит.

Потом уже от латвийских паломников мне неоднократно приходилось слышать о его тёплой заботе.

+ + +

Тэре! — Тэре!

Протоиерей Виктор Иваск, настоятель храма Преображения Господня (Обиница, Эстония):

— Отец Тихон — светлый человек. Он много трудился. Нас связывает давняя дружба. Он очень любил нас, народ сету, и мы его любим. Когда-то он подарил нам несколько икон из обители, с них началось возрождение нашего прихода, за что мы, конечно, отцу наместнику очень благодарны.

В свою очередь он часто подчёркивал в беседах с нами, что именно благодаря тому, что Печоры после революции некоторое время входили в состав Эстонии, Псково-Печерский монастырь — единственный в России, который удалось уберечь от закрытия. Мы были счастливы, что наша страна так или иначе могла этому по Промыслу Божию поспособствовать.

С митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием (Якобсом) и пюхтицкой игуменией Варварой (Трофимовой)

Первое слово, которое мы от отца Тихона обычно слышали при встрече, было «Тэре!» — что значит по-эстонски «здравствуйте».

— Тэре! — отвечали мы ему и начинали всегда очень по-тёплому по-братски общаться.

+ + +

«Наш человек»

Протоиерей Виталий Гаврилов, настоятель храма Нарвской иконы Божией Матери (Нарва, Эстония):

— Отец Тихон был настоящим другом для всей нашей Эстонской Православной Церкви. Он постоянно участвовал в крестных ходах в городе Нарве. Много творил добрых дел для всей нашей паствы. Наш ныне также уже почивший владыка Корнилий (Якобс) называл отца Тихона «нашим человеком» — тем, кто переживает за Православие и на эстонской земле, молится, помогает. Он даже деньги выделял в самое сложное для нас время на строительство храма.

Умел дать совет, его слова я в своей жизни воспринимал нередко как откровение воли Божией. Когда случались с кем-то какие-то проблемы, отец Тихон тут же спохватится:

— Давай за этого человека сорокоуст служить!

И действительно, всё как-то устраивалось, выправлялось.

Очень он любил и почитал святителя Спиридона Тримифунтского. Постоянно какие-то истории его помощи рассказывал. Благословлял молиться ему. Сам поклонился мощам святого незадолго до кончины, вернулся в монастырь и здесь отдал свою душу Богу.

Вечная память!

+ + +

Жизнь, без остатка посвященная Богу

Схиархимандрит Никон (Антонов), насельник Псково-Печерского монастыря:

— В 15 лет этот человек впервые приехал в Псково-Печерский монастырь, с тех пор все летние и зимние каникулы трудился в обители, нёс послушания, из монастыря ушёл в армию, а как демобилизовался, опять вернулся в монастырь, здесь его Господь и сподобил упокоиться. Этим всё сказано.

+ + +

Туристам — здорово, а для монахов огромный труд

Валерий Антонович Поспелов, доктор экономических наук, академик Международной академии информатизации, племянник архимандрита Нафанаила (Поспелова):

— 23 года мы дружили с отцом Тихоном. Привело меня в обитель благословение Божие: я искал своего деда, а насельник обители отец Нафанаил искал своего отца — так, оказавшись в Печорах, я и познакомился с тогда как раз ставшим наместником отцом Тихоном.

Время тогда было сложнейшее. 1990-е годы. Все разваливается. Раздрай был прежде всего в умах. А внутри монастырской ограды молитвою всё удерживалось в цельности, крепости и основательности.

Мне доводилось общаться с нашим Первосвятителем Святейшим Алексием II, знаю, что он высоко оценивал труды отца Тихона (Секретарева). Также и президент России Владимир Владимирович Путин отметил его заслуги орденом святого благоверного князя Александра Невского и сам лично вручил награду. Отец Тихон очень почитал святого Александра Невского, знаменательно, что он и преставился на его память.

С президентом России В.В. Путиным

Это человек-созидатель. На вверенном ему Богом месте он преданно служил Церкви и Отчизне. Проявлял отеческую заботу о людях, стекающихся в обитель. Думаю, что паломнического центра на 700 человек нет больше нигде в мире. А я видел, какая там была разруха: как после войны! Я помню, ещё отец Тихон отвёз нас туда и спрашивает:

— Как вы думаете, браться ли за восстановление?

День подумав, отвечаем:

— Наверно, не надо. Не получится.

А через два года он вновь нас туда привёз, и тогда я уже упал перед ним на колени:

— Простите, отец наместник!

— За что?!

— За неверие!

У него-то самого была колоссальная вера. Горы мог сдвигать (см.: Мк. 11: 23). Доводил до ума всё, за что брался. Он ушел, это большая боль. Но верим, что и там он будет молиться за нас.

Похоронить он себя завещал как простого монаха в общем захоронении братского кладбища в Богом зданных пещерах.

В силу того, что я по роду своей деятельности связан с разработками в области высоких технологий, я неоднократно предлагал ему помощь в борьбе с недугом, а он, помню, так посмотрит на меня и произнесёт:

— Как Богу будет угодно.

Он не лечился. Во всем доверился Промыслу Божию.

Погребение в Богом зданных пещерах

После поминальной трапезы всем раздали книги, написанные отцом Тихоном. Мы их будем ещё читать и перечитывать. Помню, когда я прочитал его первую книгу про старцев обители, я был потрясён: как трудно быть монахом! Казалось бы: встали спозаранок, пошли на братский молебен, потом послушания, трапеза, опять молитва. Но ведь так изо дня в день! И никаких тебе: хочу-не хочу, буду-не буду.

Помню, когда мы встретились с отцом Нафанаилом, я тогда впервые оказался в обители, была весна, цвели яблоньки на Святой горке, я умилился. А тут вдруг ещё и отец Нафанаил повёл меня к себе в келью, куда он никого не пускал, и вот у меня от радости вырвалось:

— Отец Нафанаил! Какая красота! Как же здесь здорово!

— Да. для туристов, — хмыкнул он. — А для тех, кто здесь подвизается, — огромный труд.

Это говорил отец Нафанаил — казначей, а у наместника забот и ответственности ещё больше.

Теперь вся надежда на владыку Тихона. Его книга показала очень широкому читателю, как радостно быть верующим и, даже нося тяготу крестную, какое это счастье — быть монахом!

Подготовила Ольга Орлова

Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских — история Святого имени

Во 2-ю неделю Великого поста празднуется Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних (преподобного Антония) и Дальних (преподобного Феодосия) пещерах. Канон, вошедший в службу этого праздника, составлен иеромонахом Мелетием Сиригом во второй половине XVII века.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних пещерах, празднуется отдельно 28 сентября/11 октября. Ранее эта общая память совершалась в первую субботу по отдании праздника Воздвижения Честного Креста, т. е. после 21 сентября/4 октября. Установление празднования общей памяти преподобных, почивающих в Антониевой пещере, в субботу по отдании праздника Воздвижения Честного Креста относится к 1670 году. При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Животворящего Креста.

В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября/11 октября в соответствии с совершаемым 28 августа/10 сентября празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем , митрополитом Ростовским. Известно, что ему принадлежит 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2/15 сентября.

В Собор преподобных отцов Ближних пещер входят: прп. Антоний Первоначальник († 1073; память 10/23 июля и 2/15 сентября), прп. Прохор Чудотворец, называемый Лебедником († 1107; память 10/23 февраля), прп. Иоанн Постник (XII в.; память 7/20 декабря), прп. Иулиания дева, княжна Ольшанская († ок. 1550; память 6/19 июля), прмчч. Феодор и Василий († 1098; память 11/24 августа), прп. Поликарп, архимандрит Печерский († 1182; память 24 июля/6 августа), прп. Варлаам, игумен Печерский († 1065; память 19 ноября/2 декабря), прп. Дамиан пресвитер, целебник († 1071; память 5/18 октября), прп. Никодим просфорник (XII в.; память 31 октября), прп. Лаврентий затворник, епископ Туровский († 1194; память 29 января/11 февраля), прп. Афанасий затворник († ок. 1176; память 2/15 декабря), прп. Еразм черноризец (XII в.; память 24 февраля/8 марта), прп. Лука, эконом Печерский (XIII в.; память 6/19 ноября), прп. Агапит, врач безмездный († ок. 1095; память 1/14 июня), прпп. Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке почивающие (XII в.; память 29 декабря/11 января), прп. Нектарий Послушливый (XII в.; память 29 ноября/12 декабря), прп. Григорий иконописец (XII в.; память 8/21 августа), священномученик Кукша, просветитель вятичей (XII в.; память 27 августа/9 сентября), прп. Алексий Затворник (XIII в.; память 24 апреля/7 мая), прп. Савва Богоугодник (XIII в.; память 24 апреля/7 мая), прп. Сергий Послушливый (XIII в.; память 7/20 октября), прп. Меркурий, епископ Смоленский († 1239; память 7/20 августа), прп. Пимен Многоболезненный († 1110; память 7/20 августа), прп. Нестор Летописец († 1114; память 27 октября/9 ноября), прмч. Евстратий († 1097; память 28 марта/10 апреля), прп. Елладий Затворник (XII–ХIII вв.; память 4/17 октября), прп. Иеремия Прозорливый († ок. 1070; память 5/18 октября), прмч. Моисей Угрин († ок. 1043, память 26 июля/8 августа), прп. Иоанн Многострадальный († 1160; память 18/31 июля), прп. Марк Гробокопатель (XII в.; память 29 декабря/11 января), прп. Никола Святоша, князь Черниговский († 1143; память 14/27 октября), прмч. Григорий чудотворец († 1093; память 8/21 января), прп. Онисим затворник (ХII–ХIII вв.; память 4/17 октября и 21 июля/3 августа), прп. Матфей Прозорливый († ок. 1085; память 5/18 октября), прп. Исаия чудотворец († 1115; память 15/28 мая), прп. Аврамий Трудолюбивый (ХII–ХIII; память 21 августа/3 сентября), прп. Нифонт, епископ Новгородский († 1156; память 8/21 апреля), прп. Сильвестр чудотворец (XII в.; память 2/15 января), прп. Пимен постник (XII в.; память 27 августа/9 сентября), прп. Онуфрий Молчаливый (XII в.; память 21 июля/3 августа), прп. Анатолий затворник (XII в.; память 3/16 июля), прп. Алипий иконописец († 1114; память 17/30 августа), прп. Сисой затворник (ХII–ХIII вв.; память 24 октября/6 ноября), прп. Феофил затворник (ХII–ХIII вв.; память 24 октября/6 ноября), прп. Арефа затворник († ок. 1195; память 24 октября/6 ноября), прп. Спиридон просфорник (XII в.; память 31 октября/13 ноября), прп. Онисифор исповедник († 1148; память 9/22 ноября), прп. Симон, епископ Суздальский († 1226; память 10/23 мая), прп. Никон, игумен Печерский († 1088; память 23 марта/5 апреля), прп. Феофан постник (ХII в., память 11/24 октября), прп. Макарий (XII в.; память 19 января/1 марта), прмч. Анастасий диакон (XII в.; память 22 января/4 марта), 12 мастеров греческих, зодчих Киево-Печерской великой церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы (XI в.; память 14/27 февраля), прп. Авраамий затворник (ХII–ХIII; память 29 октября/11 ноября), прп. Исаакий затворник († ок. 1090; память 14/27 февраля), мученик Иоанн младенец (общая память с 14 тыс. младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, 29 декабря/11 января), прп. Илия Муромец († ок. 1188; память 19 декабря/1 января), прп. Никон Сухой (XII в.; память 11/24 декабря), прп. Ефрем, епископ Переяславский († ок. 1098; память 28 января/10 февраля), прп. Тит иеромонах († 1190; память 27 февраля/11 марта).

Кроме перечисленных святых, среди Печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. В службе преподобным отцам Ближних пещер на 28 сентября/11 октября упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9-я, тропарь 4-й), о котором иеромонах Афанасий Кальпофийский в 1638 году писал, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит напротив святых мощей прп. Илии Муромца; прп. Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 7-я, тропарь 3-й).

В «Описании иеромонаха Афанасия Кальпофийского» 1638 года указывались еще святые, чьи мощи почивали открыто: прп. Иероним, затворник и чудотворец, прп. Меладий, святой старец и чудотворец, прп. Пергий, святой старец, прп. Павел, инок чудесно-послушливый. В древних рукописных святцах сохранились имена иереев: прп. Мелетия, прп. Серапиона, прп. Филарета, прп. Петра. В одном из ответвлений Ближних пещер 24 мая 1853 года на сводах были найдены надписи XI века: «Господи, помози рабу Своему Феодосию и Феофилови, аминь, многа лета»; «Иванов гроб пещерника – Иван грешный се де жил и есть»; на дубовой дощечке: «Иван пещерник». Так открылись новые имена Печерских отцов: Феофил, Феодосий и Иоанн.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Дальних пещерах, празднует угодников Божиих, подвизавшихся в основном в XIII–ХV веках. Помимо общей памяти 28 августа/10 сентября, каждый преподобный имеет свою память: прп. Феодосий великоименитый († 1074; память 3/16 мая, 14/27 августа и 2/15 сентября), прп. Моисей чудотворец (ХIII–ХIV вв.; память 28 июля/10 августа), прп. Лаврентий затворник (ХIII–XIV вв.; память 20 января/2 февраля), прп. Иларион схимник († 1066; память 21 октября/3 ноября), прп. Пафнутий затворник (XIII в.; память 15/28 февраля), прп. Мартирий диакон (XIII–XIV вв.; память 25 октября/7 ноября), прп. Феодор, князь Острожский († ок. 1438; память 11/24 августа), прп. Афанасий затворник (XIII в.; память 2/15 декабря), прп. Дионисий иеромонах, затворник (XV в.; память 3/16 октября), прп. Феофил, архиепископ Новгородский († ок. 1482; память 26 октября/8 ноября), прп. Зинон постник (XIV в.; память 30 января/12 февраля), прп. Григорий чудотворец (XIV в.; память 8/21 января), прп. Ипатий целебник (XIV в.; память 31 марта/13 апреля), сщмч. Лукиан († 1243; память 15/28 октября), прп. Иосиф Многоболезненный (XIV в.; память 4/17 апреля), прп. Павел Послушливый (XIII в.; память 10/23 сентября), прп. Сисой схимник (XIII в.; память 6/19 июля), прп. Нестор Некнижный (XIV в.; память 27 октября/9 ноября), прп. Памва затворник († 1241; память 18/31 июля), прп. Феодор Молчаливый (XIII в.; память 17 февраля/1 марта), прп. Софроний затворник (XIII в.; память 11/24 марта), прп. Панкратий затворник (XIII в.; память 9/22 февраля), прп. Анатолий затворник (XIII в.; память 3/16 июля), прп. Аммон затворник (XIII в.; память 4/17 октября), прп. Мардарий затворник (XIII в.; память 13/27 декабря), прп. Пиор затворник (XIII в.; память 4/17 октября), прп. Мартирий затворник (XIII в.; память 25 октября/7 ноября), прп. Руф затворник (XIV в.; память 8/21 апреля), прп. Вениамин затворник (XIV в.; память 13/26 октября), прп. Кассиан затворник (ХIII–ХIV; память 28 августа/10 сентября), прп. Арсений Трудолюбивый (XIV в.; память 8/21 мая), прп. Евфимий схимник (XIV в.; память 20 января/2 февраля), прп. Тит воин (XIV в.; память 27 февраля/11 марта), прп. Ахила диакон (ХIV в.; память 4/17 января), прп. Паисий богоугодник (XIV в.; память 19 июля/1 августа), прп. Меркурий постник (XIV в.; память 24 ноября/7 декабря), прп. Макарий диакон (ХIII–ХIV вв.; память 19 января/1 февраля), прп. Пимен постник (XII в.; память 8/21 мая), прп. Леонтий канонарх (XIV в.; память 18 июня/1 июля), прп. Геронтий канонарх (XIV в.; память 1/14 апреля), прп. Захарий постник (ХIII–ХIV вв.; память 24 марта/6 апреля), прп. Силуан схимник (XIII–XIV вв.; память 10/23 июня), прп. Агафон чудотворец (ХIII–ХIV вв.; память 20 февраля/4 марта), прп. Игнатий архимандрит († 1435; память 20 декабря/2 января), прп. Лонгин вратарь (ХIII–ХIV вв.; память 16/29 октября).

В каноне иеромонаха Мелетия Сирига службы во 2-ю неделю Великого поста упоминаются и многие другие святые. Это первосвятители Русской земли: Михаил, первый митрополит Киевский († 992; память 30 сентября/13 октября); , митрополит Киевский, первый из русских удостоенный первосвятительского сана († ок. 1053; память 21 октября/3 ноября); , митрополит Московский (Киевский) и всея России († 1326; память 21 декабря/3 января); , митрополит Московский (Киевский) († 1378; память 12/25 февраля); Иона, митрополит Московский († 1461; память 31 марта/13 апреля), Филипп, митрополит Московский († 1569; память 9/22 января); Фотий, митрополит Московский († 1431; память 2/15 июля); Киприан, митрополит Московский († 1406; память 16/29 сентября); Ефрем, по всей вероятности, Переяславский епископ († 1098; память 28 января/10 февраля); Николай (в Древней России с именем Николай известно было три святителя: первый – Николай Грек, митрополит Киевский (1098–1101); второй – Николай, епископ Переяславский, бывший в XI веке (см. П. Строев. «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви». СПб. 1877) и третий Николай – епископ Тмутараканский. Думают, что упоминаемый в каноне преподобным Печерским есть Николай, епископ Тмутараканский); Никита, епископ Новгородский († 1108; память 31 января/13 февраля); Исаия, епископ Ростовский († 1090; память 15/28 мая); Мина, неизвестно какой епархии епископ; Лука, или Новгородский († 1060; память 15/28 октября), или Белгородский епископ († 1088); Феоктист, епископ Черниговский; он был избран на святительскую кафедру из Киево-Печерских игуменов († 1123; память 6/19 августа). В каноне иеромонаха Мелетия Сирига эти святители воспеваются в 1-м тропаре 9-й песни.

Во 2-м тропаре 9-й песни канона иеромонаха Мелетия Сирига упоминаются святители: Леонтий, епископ Ростовский (обретение мощей в 1164 г.; память 23 мая/5 июня); Стефан, епископ Волынский († 1094; память 27 апреля/10 мая); Герман, епископ Новгородский (1078–1096, память 10/23 февраля); Нифонт, епископ Новгородский († 1156; память 8/21 апреля); Марин, вероятно, епископ Юрьевский (1091–1095); Евфимий и Лаврентий – неизвестно какие епископы; Симон, или Симеон (в светильне службы на 28 сентября/11 октября между иерархами упоминаются Симеон, а не Симон), не Суздальский епископ, а епископ Переяславский, окончивший свою жизнь мученической смертью, как видно из канона иеромонаха Мелетия Сирига (песнь 9-я, тропарь 3-й).

На старинной иконе Печерских святых изображен в святительском одеянии «святый Симеон, епископ Переяславский». По летописям, святитель Симон окончил свои дни страдальчески при нападении татар на Переяславль в 1339 году; Дионисий, архиепископ Суздальский († 1385; память 26 июня/9 июля).

Священномученик Макарий, митрополит Киевский († 1497; память 1/14 мая) (канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 9-я, тропарь 4-й). Мощи его почивают в соборе в честь святого равноапостольного князя Владимира.

Святые мученики Антоний, Иоанн, Евстафий, Виленские мученики († 1347; память 14/27 апреля) (канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 7-я, славник).

Святая равноапостольная Ольга (в Святом Крещении Елена) († 969; память 11/24 июля); святой равноапостольный Владимир (в святом крещении Василий) († 1015; память 15/28 июля) и чада его святые благоверные Борис (в святом крещении Роман), князь Ростовский († 1015; память 24 июля/6 августа), и Глеб (в Святом Крещении Давид), князь Муромский († 1015; память 5/18 сентября). (Канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 1-я, славник). В каноне на 28 сентября/11 октября они также упоминаются (песнь 9-я, тропарь 6-й). В служебниках и других церковных книгах, печатанных в Киево-Печерской лаврской типографии, вместе со святыми Борисом и Глебом воспоминается святой благоверный великий князь Игорь Киевский и Черниговский († 19 сентября 1147 года; перенесение мощей 5 июня 1150 г.), но в обоих канонах Печерским святым имя его не находится.

Святая великомученица Варвара († ок. 306; память 4/17 декабря), честные мощи которой почивают в Киевском соборе в честь святого равноапостольного князя Владимира, прославляется в службе на 28 сентября/11 октября вместе с прп. Евфросинией Полоцкой († 1173; память 23 мая/5 июня) и праведной девой Иулианией Ольшанской (обретение мощей в XVI в., память 6/19 июля) (песнь 9-я, слава).

Нет сомнения, что известны далеко не все имена преподобных отцов Киево-Печерских. В икосе службы на 28 сентября/11 октября об этом сказано так: «Восхвалити по единому, кто возможет святыя Твоя, Блаже, изочту их и паче песка умножатся. Но Сам, Владыко Христе, исчитаяй множество звезд и всем имена нарицаяй, яви им мольбы наша».

Тропарь Собору преподобных отцев Киево-Печерских

Столп огнезрачный и светоносное солнце, возсиявшее на горе Печерской,/ великаго Антония со всем собором Богоносных отец приводим Тебе, Христе, в молитву,/ ихже ради молим, подаждь обители нашей благодать и душам нашим велию милость.

Кондак Собору преподобных отцев Киево-Печерских

Лик постнический собрася умне,/ мысленныма зряще очима,/ приидите, людие, хвалами почтите,/ покланяющеся мощем их,/ любовныя принесите дары,/ тии бо суть к Богу ходатае и молитвенницы о душах наших.

Величание Собору преподобных отцев Киево-Печерских

Величаем вас, преподобнии отцы наши Печерскии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.

Молитва всем преподобным Киево-Печерским

О угодницы Христовы, преподобнии отцы наши Антоние и Феодосие и вси святии Киево-Печерстии, светильницы пресветлые, святостию иноческаго жития первые просиявшие на земле Российстей, покровители града Киева и всего отечества нашего! К вам, молитвенникам теплым и предстателям непостыдным, усердно притекаем, в нуждах и скорбях наших утешения и помощи просяще. Помозите нам, рабам Божиим (имена), заступницы наши! Утвердите нас в вере святей, сохраните Церковь Божию от пагубных ересей и расколов, научите нас всегда творити заповеди Божия и вся предания церковная, от отец нам заповеданная, будите нам благосердые отцы и теплые молитвенницы, яко да прославим имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *