Николо угрешский монастырь история

Высокие гости в монастыре

После Ивана Васильевича и другие цари любили выезжать сюда на богомолье. А в годы правления государя Михаила Федоровича такие поездки даже получили официальное название «Угрешские походы». Бывал здесь и Алексей Михайлович, который чрезвычайно благоволил монастырю и богато его одаривал.

Неоднократно наведывался в монастырь и юный Петр I. А после подавления бунта стрельцов он сослал сюда наиболее мятежных своих противников.

В Николо-Угрешском монастыре от времен основания никаких зримых архитектурных следов не сохранилось. Дело в том, что монастырь был очень богатым (сказывалась и славная история основания, и близость дворцового села Остров) и мог позволить себе активно строиться и развиваться.

Приезжавшие на богомолье в Николо-Угрешский монастырь Василий III, Иван Грозный, Борис Годунов, первые Романовы делали щедрые пожертвования — монастырь даже называли в народе «царским». Яркой вехой его истории стало 11 июля 1668 года, когда обитель посетил государь Алексей Михайлович в сопровождении трех Патриархов — Иоасафа Московского, Паисия Александрийского и Макария Антиохийского.

Угрешский монастырь после секуляризационной реформы Екатерины II

Серьезный удар по благосостоянию монастыря нанесла секуляризационная реформа Екатерины II — он лишился и земель, и практически всех насельников. К 1830-м годам братии оставалось всего шесть человек, и святую Угрешу могли вообще закрыть! Так, наверное, и произошло бы, если бы не отец Пимен (Мясников), прибывший сюда в качестве келейника вместе с новоназначенным настоятелем отцом Иларием, бывшим ризничим знаменитого Александро-Свирского монастыря.

В 1853 году о. Пимен, ныне прославленный в лике преподобных, был возведен во игумены. В этот же день, 16 октября, в монастыре ввели общежительный устав. Эта дата явилась поворотной в истории монастыря. За четверть века настоятельства прп. Пимена обитель превратилась из захудалой в одну из самых красивых и организованных в хозяйственном отношении в Москве и близлежащих уездах. Что касается собственно монашеского делания, то общежительный устав, хотя и с большим трудом, привился в Николо-Угрешском монастыре и принес добрые плоды.

Каменное строительство в Николо-Угрешском монастыре

В 1850-е годы в монастыре разворачивается грандиозное каменное строительство. Большинство построек нынешнего архитектурного ансамбля относится ко второй половине XIX века, лишь только колокольня — это 1758—1763 годы, хотя по ней этого не скажешь — и неспроста: в той же середине XIX столетия она была капитально перестроена.

От более древних времен сохранялся Никольский собор XVI века, но то, что мы видим сейчас, — новодел, старый храм уничтожили в 1940 году. В 1890-е годы по проекту московского архитектора А. Каминского рядом был возведен огромный Спасо-Преображенский собор, ставшим вторым по величине (после храма Христа Спасителя, разумеется) собором Московской губернии. К этому времени в обители насчитывалось 170 насельников, паломники шли сюда сотнями.

Одной из уникальных достопримечательностей, неизменно привлекавшей верующих, была и, по счастью, остается украшающая северную стену архитектурная панорама «Святой град Иерусалим», или «Иерусалимская стена» (бытует и название «Палестинская»). Вытянутая вдоль монастырской ограды декоративная красно-кирпичная постройка условно (приближенно к иконописной традиции) имитирует строения и общий силуэт Иерусалима. Это не имеющее аналогов в России сооружение было создано в 1866 году по эскизам знаменитого академика Ф. Солнцева, руководителя монументального историко-художественного проекта «Древности Российского государства».

Словом, за 600-летнюю историю монастырь пережил многое: взлеты и падения, славу и забвение. Святую обитель систематически опустошали враги православия, но она непременно возрождалась.

Возрождение Николо-Угрешского монастыря

Возрождение Николо-Угрешского монастыря началось только в 1990 году, когда обитель вернули Церкви и монашеская жизнь обители затеплилась вновь. Решение о передаче монастыря Патриархии и начале реконструкции его зданий принимали депутаты городского совета г. Дзержинска.

15 декабря 1990 года был совершен первый после 1928 года молебен, на который собралось большое количество местных жителей.

1 мая 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил в монастыре Божественную Литургию и чин великого освящения Успенского храма. А церковь во имя Преображения Господня, построенная в XIX веке, стала первым подворьем Николо-Угрешской обители.

Сегодня паломники и туристы могут посетить музей-ризницу, который был открыт в 1998 году и в котором выставлено собрание богослужебных предметов, книг, икон…

В начале 1998 года было объявлено о благословении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на создание при монастыре трехгодичного духовного училища, которое серьезно повлияло на жизнь и деятельность обители.

В 1999 году настоятельница греческого монастыря Дау игумения Макрина преподнесла в дар Угрешской обители частицу мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А в 2000 году епископ Диавлийский Дамаскин — частицу мощей Святителя Николая Чудотворца из пелопонесского монастыря Иоанна Предтечи. Частица мощей Николая Угодника передали из августинского монастыря де Суоре ди Санта Лючия в Риме.

Сегодня Николо-Угрешская обитель — большой ставропигиальный монастырь, впечатляющий своим величием и красотой построек.

yarodom

Николо-Угрешский монастырь
Обитель русской истории
1380 год основан Николо-Угрешский мужской монастырь || 40 000 рублей серебром cоставлял ежегодный доход обители к концу XIX века || 93 метра высота монастырской колокольни || 7000 человек вмещает в себя Преображенский собор, второй по площади после храма Христа Спасителя. ©~~~~~~~~~~~ Другие краткие истории
История
В начале августа 1380-го здесь, на берегу Москвы-реки, в нескольких верстах от стольного града, русское войско сделало первый привал на пути к Куликову полю. По легенде, ночью великому князю привиделся лик святителя Николая, который предрек ему победу над Мамаем. Ободренный видением, князь воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое!» («Это все согрело сердце мое!») и дал обет по возвращении, коли не ляжет на поле брани, построить на этом месте храм во имя Николая Чудотворца.
Великий князь Дмитрий Иванович (Донской), основатель обители
Так и случилось: возвращаясь с Куликова поля, Дмитрий Иванович заложил первый камень Николо-Угрешского монастыря, который стал почитаться русскими наравне с Троице-Сергиевой лаврой. Сюда на богомолье приезжали великие князья и цари. Василий III жил здесь по полгода, Иван Грозный замаливал в Угреше грехи. В годы Смуты в стенах монастыря укрывался Лжедмитрий II с Мариной Мнишек. Протопоп Аввакум провел в угрешском заточении 17 недель — по слухам, его здесь тайно навещала боярыня Морозова. Михаил Федорович Романов и его сын, Алексей Михайлович, тоже любили Угрешу. Бывал здесь и молодой Петр, хотя скорее по государственной надобности — проводил на Москве-реке Кожуховские маневры. В 1812 году ризница монастыря была эвакуирована в Вологду. Французы, ненадолго занявшие Угрешу, успели только устроить здесь конюшни и истребить съестные припасы. Но настоящая разруха была впереди.
Часовня святителя Николая, на месте которой князю явился чудодейственный образ
Новейшие времена
После революции на территории монастыря организовали детскую колонию. Часовня, на месте которой Дмитрию Донскому явилась чудотворная икона, была превращена в трансформаторную будку. К 1932 году здесь работали музыкальная фабрика и четыре завода: инкубаторный, фибролитовый, электро- и радиозавод. На обломках старого мира строился мир новый: Угреша обзавелась школами, клубами, самодеятельным театром. В 1937 году Трудкоммуна-2 им. Дзержинского была реорганизована в производственный комбинат НКВД. А город Угреша переименован в поселок Дзержинский. Железобетонный памятник первому чекисту страны и сегодня стоит у монастырских стен. Впрочем, в городе есть и другие памятники — Николаю Чудотворцу и Дмитрию Донскому.
Главный колокол монастырской колокольни Николо-Угрешского монастыря (при восстановлении колокольни)
В 1990-х Николо-Угрешская мужская обитель была возвращена Русской православной церкви. Ее воссоздавали всем миром: мрамор для облицовки был привезен из Саян, паникадило изготовили греческие мастера, иконостас сделали в Вятке, а иконы расписали палехские художники. Николо-Угрешский монастырь расположен так, что его видно издалека — несмотря на промышленное окружение и разноперый новострой. Особенно хорош он в солнечную погоду, когда горят золоченые купола его храмов и колокольни, одной из самых высоких в России.
Алексей Шлыков
«Русский репортер» Tags: история, культура, музеи и выставки, наследие, памятники и достопримечательности, подмосковье, православие, путешествия и туризм, русь, современность, ссср, традиции, фото и картинки, храмы и монастыри, христианство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *