Николо берлюковский монастырь авдотьино

История монастыря

Предыстория: XVII — начало XVIII веков

В 1606 году на месте будущей Николо-Берлюковской пустыни поселился иеромонах Варлаам, пришедший сюда из разорённого поляками соседнего Стромынского Успенского монастыря. Название будущей пустыни — Берлюковская — народное предание связывает с именем разбойника Берлюка (это прозвище переводится как «волк», «зверь» или «человек с суровым характером»).

Согласно преданию, из Успенского Предтеченского монастыря к Варлааму пришли две старицы — игумения Евдокия и казначея Иулиания; они принесли с собой древнюю икону Николая Чудотворца, которую Варлаам поставил в специально срубленной деревянной часовне Николая Чудотворца. Через некоторое время их стараниями и благодаря помощи окрестных жителей на месте этой часовни был воздвигнут каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца.

В начале 1701 года храм становится подворьем московского Чудова монастыря. Сразу после этого сюда прибыло несколько человек братии во главе с настоятелем Пахомием. В этом же году на пожертвования московского купца Викулы Мартынова выстроен новый каменный храм во имя Николая Чудотворца.

Основание обители и её история с 1719 года до Октябрьской революции

В 1719 году церковь святителя Николая Чудотворца становится главным храмом новой обители — Николо-Берлюковской пустыни, которая спустя некоторое время была изъята из ведения Чудова монастыря и приписана к Стромынскому Успенскому монастырю. Первым настоятелем пустыни назначен иеромонах Диодор.

С октября 1731 до апреля 1734 настоятелем обители был иеромонах Иосия Самгин, поручителями которого были царевны Мария и Феодосия, сёстры Петра Великого. В апреле 1734 года иеромонах Иосия, у которого были найдены различные запрещенные рукописи, был лишён сана, бит кнутом с вырезанием ноздрей и выслан на Камчатку, а обитатели монастыря распределены по другим монастырям.

Колокольня монастыря с крестом, возвышающимся над рекой Ворей на 120 м.

В 1770 году Николо-Берлюковская пустынь была упразднена, а Николаевский храм объявлен приходской церковью. 15 марта 1779 года обитель была восстановлена как заштатная пустынь по указу Московской Духовной Консистории. Настоятелем возрождённого монастыря назначен иеромонах Иоасаф. В декабре 1779 году, согласно указу Синода, Берлюковская пустынь вошла в число восьми заштатных монастырей Московской епархии. В 1786 году на месте старого Троицкого храма заложен новый; план утверждал лично митрополит Платон, он же освящал новый храм и прислал для него из Москвы книги и утварь.

В 1794 году умер настоятель Иоасаф. Его дело продолжил родной брат — иеромонах Николай. В дальнейшем монастырём управляли иеромонахи из Николо-Пешношского монастыря: Пахомий (с 1806 года), Иоанникий (с 1811), Николай (с 1827).

В 1828 году настоятелем пустыни стал постриженник Соловецкого монастыря иеромонах Антоний. 24 мая 1829 года в монастыре появилась чудотворная икона «Лобзание Христа Спасителя Иудою». Несколько месяцев 1829 года монастырём временно заведовал иеромонах Геннадий. Иеромонах Антоний скончался в конце июня 1829 год. С благословения Филарета, митрополита Московского, новым настоятелем стал иеромонах Венедикт. В 1840 году была построена и освящена надвратная каменная одноглавая церковь во имя святителя Василия Великого. В 1851 году воздвигнута новая каменная двухъярусная колокольня, на которую был водружён большой колокол обители — весом более тысячи пудов. В 1853 году митрополит Филарет освятил каменную одноглавую Всехсвятскую церковь, выстроенную на деньги купца Фёдора Фёдоровича Набилкина из города Фридрихсгам (ныне — Хамина в Финляндии. В 1856 году настоятелем обители стал иеромонах Парфений, после него — иеромонах Иосиф, постриженик Троице-Сергиевой лавры. В ноябре 1865 года игуменом монастыря стал постриженник Соловецкой обители Иона. С 1870 года настоятелем монастыря был иеромонах Нил Сафонов, бывший насельник Николо-Угрешского монастыря. В 1878 году разобран старый Троицкий храм и заложен новый по проекту архитектора Н. В. Никитина.

В конце XIX века в монастыре сооружено наиболее примечательное здание — колокольня высотой 88 метров, выстроенная за четыре года (22 июня 1895 — 30 июля 1899). Колокольню проектировал московский архитектор Александр Степанович Каминский (верхний ярус колокольни проектировал Василий Михеевич Борин); её венчал огромный крест из красной меди весом тридцать восемь пудов, изготовленный 14 сентября 1899 года мастером Иваном Фёдоровичем Шуваловым. Она была выстроена на средства московских купцов Самойлова и братьев Ляпиных. Освящение колокольни состоялось 11 июня 1900 года.

В 1902 году пустынь возглавил игумен Тимолай, с 1909 года настоятелем был иеромонах Пётр.

Упразднение и возрождение обители

Монастырь был упразднён 29 июня 1920 года. Большинство строений бывшей обители были переданы дому инвалидов; братии некоторое время принадлежали лишь Всехсвятский храм с кельями. Храм Христа Спасителя был превращён в приходской. В феврале 1921 года запрещены крестные ходы с чудотворной иконой «Лобзание Иисуса Христа Иудой». 5 апреля 1922 года в пустыни началось изъятие ценностей; были украдены все серебряные оклады, серебряные напрестольные кресты, оклады богослужебных книг. В 1923 году пустынь возглавил её последний настоятель — игумен Ксенофон. 2 февраля 1930 года в стенах монастыря состоялась последняя Божественная литургия.

Монастырская стена с воротами

В 1930-х годах в келейных корпусах размещались дом инвалидов войны и труда, затем — санаторий для туберкулёзных больных, с 1941 года — госпиталь на 100 мест, с 1945 года — дом инвалидов, с 1961 года — больница № 12, с 1972 года — Московская городская больница № 16 для больных туберкулёзом и психическими заболеваниями. Казанская церковь и монастырское кладбище были полностью уничтожены. В мае 1994 года во время бури с монастырской колокольни ветром сорвало старинный крест.

Осенью 1992 года при монастырском храме Христа Спасителя была зарегистрирована община. В 2002 году указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия её настоятелем был назначен иеромонах Евмений (Лагутин). 19 декабря 2004 года в подклети храма Христа Спасителя была отслужена первая Божественная литургия. В том же году общине были переданы храм Христа Спасителя, колокольня и территория монастырского сада. Силами общины велись реставрационные работы на территории обители.

Зимой 2006 года на заседании Священного синода под председательством патриарха Алексия Второго приход храма Христа Спасителя официально преобразован в мужской Николо-Берлюковский монастырь. В августе 2006 года на колокольне монастыря была установлена пятнадцатиметровая позолоченная главка с крестом.

Ссылки

Николо-Берлюковская пустынь на Викискладе

  • Официальный сайт Николо-Берлюковской пустыни
  • Берлюковская пустынь на сайте www.temples.ru
  • Берлюковская пустынь на сайте www.sobory.ru
  • Николо-Берлюковская пустынь
  • Страница Николо-Берлюковского монастыря на сайте Московской епархии
  • Берлюковская во имя Святителя Николая Чудотворца мужская пустынь // Православная энциклопедия
  • 3D панорама монастыря

Дмитровский район

Домодедовский район

Истринский район

Коломенский район

Ленинский район

Можайский район

Ногинский район

Орехово-Зуевский район

Павлово-Посадский район

Талдомский район

Сергиево-Посадский район

Серпуховский район

Ступинский район

Чеховский район


Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
Николо-Берлюковская пустынь — мужской монастырь в Ногинском районе Подмосковья, зародился в пещерах. В давние времена здесь жили племена вятичей. Язычников пришел просвещать известный миссионер Кукша из Киево-Печерской Лавры, где монахи жили в пещерах. Первые монахи поселились в Берлюках в XIV веке. Расцвет монастыря наступил, когда 24 мая 1829 года была обретена чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою», исчезнувшая в годы советской власти. Возрождение монастыря началось совсем недавно, только в 2000-х годов.


Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
Чудесное Исцеление

Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
«Как только я переступила порог монастыря, ощутила сильнейшую благодать», — поделилась одна паломница. Монахи говорят, что по-другому и быть не может, ведь здешние места с давних времен овеяны молитвою».
Церковное предание рассказывает, что в селе Кудиново, которое находится недалеко от села Авдотьино, жила крестьянка Татьяна Кузнецова. У нее была страшная болезнь глаз. Она постоянно просила: «Господи, исцели!» И вот однажды во сне приходит к ней благообразный старец, показывает икону и говорит: «Помолись перед этим образом, Господь тебя исцелит». Утром больная рассказала родственникам, какой образ видела: «Иуда окаянный хочет Господа поцеловать. Сзади с веревками воины стоят, чтобы пречистые ручки связать». В ближайшем Николо-Берлюковском монастыре такой иконы не оказалось. Поехали по другим храмам, но ничего не нашли. Снова во сне приходит к женщине старец и спрашивает: «Что же ты молебен не служишь?». — «Так, отче, не нашли икону». Тогда старец подсказал, что искать образ надо в пекарне Николо-Берлюковского монастыря. Именно там и обнаружили потемневшую от времени икону. Изображения на ней не было видно. Решили отслужить водосвятный молебен. Дали больной попить святой воды после молебна — все струпья с ее глаз исчезли. Окропили святой водой икону, она засияла красками. И собравшиеся увидели, что икона точно такая, как рассказывала крестьянка.

Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
Летописец описывает, как Татьяна Ивановна падала то в ноги монахам, то лобзала икону и все показывала на глаза: «Вижу, вижу… Глаза у меня открылись». Слух об этом чудесном исцелении прошел по окрестным деревням. В монастырь хлынули паломники.
Чудотворную икону поместили в храме Пресвятой Троицы. Через несколько лет он уже не мог вместить всех паломников. И тогда специально для этой иконы был построен большой храм Христа Спасителя (строительство шло с 1835 по 1842 годы). От иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудой» было много исцелений.
Тем не менее, нередко верующие говорили с сожалением: «Вот прославилась такая икона. К ней прикладываешься, а там Иуда окаянный стоит».
Монахи объясняли, что этот чудотворный образ — напоминание людям о том, что жить надо по Христовым заповедям, не предавать Господа даже в мелочах.
Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
После революции 1917 года наступили большие испытания для Русской Православной Церкви. Некоторые священнослужители считают, что явленная икона предзнаменовала эти страшные события. Как Иуда предал Христа, так и народ православный предал свою веру, царя и Отечество.
После революции Николо-Берлюковский монастырь был закрыт, монахов сослали в лагеря. А чудотворная икона исчезла. О ее судьбе до сих пор ничего не известно. До нас дошли только списки.
До революции в монастыре была иконная мастерская. Там было сделано множество копий с чудотворной иконы. Паломники покупали в церковной лавке этот образ и увозили с собой. Когда несколько лет назад обитель начала возрождаться, паломники привезли несколько таких списков в монастырь. Одна из этих икон находится в алтаре берлюковского Храма Христа Спасителя, который сейчас восстанавливается.

По старым фотографиям и оттискам уже в наше время написана новая икона на этот библейский сюжет «Лобзание Иуды предателя».
Аллея Романовых
Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
Кроме того, в обители собрано огромное количество материала о царской семье. Здесь издаются книги о Романовых, собраны 3 тысячи фотографий.
А 1 марта 2013 года на единственной «Романовской Аллее Славы», заложенной на территории Николо-Берлюковского монастыря, состоялось торжественное открытие и освящение памятника Государю императору Всероссийскому Александру II Освободителю. Также на Аллее установлены памятники царям Александру I, Александру III и Николаю II.
Самая высокая колокольня Подмосковья
Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
В 2003 году, с приходом настоятеля отца Евмения (Лагутина) началось возрождение монастырского комплекса. Совсем недавно здесь размещалась психбольница. Теперь территорию древней обители разделяет длинный забор. Одна часть принадлежит Церкви, другая — больнице.
Сейчас на территории монастыря восстанавливается колокольня, которая была возвращена Церкви в аварийном состоянии. Это одна из самых высоких колоколен в России и самая высокая в Московской области — она достигает 90 метров, то есть даже выше колокольни
(источник: http://inmosreg.ru/places_routes/20141030/605854022.html)
Адрес:
Московская область, Ногинский район, дер. Авдотьино. Телефон монастыря: 8(496)51–2-75-03
Как доехать:
— на автобусе №321 от автовокзала у станции метро «Щелковская» до деревни Авдотьино;
— на электричке от Ярославского вокзала до станции Чкаловская, далее автобусом №321.
А, например, в Кашире Колокольня Храма Вознесения Господня стала выше еще на один ярус. Храм Вознесения Господня был возведен в середине XIX века на месте церкви Николая Чудотворца. Построили и колокольню, но в сталинские времена храм закрыли, внутреннее убранство уничтожили, а колокольню, кроме первого яруса, разрушили. Колокольня восстанавливается с 2014 года. Сюжет: http://player.rutv.ru/iframe/video/id/1180847/sid/360podmoskovie/start_zoom/true/showZoomBtn/true?time_play=2.478&isPlay=true&showPopUpBtn=false&showZoomBtn=true

Авдотьино

Верховья живописной речки Вори находятся неподалёку от Троице-Сергиевой лавры и совсем
рядом с Покровским монастырём в Хотькове, но мало кто знает, что на берегу её устья
расположен интересный, но на два века моложе — Николо-Берлюковский мужской монастырь.

Понравилось! 6 6
фото из инета.
История Николаевской Берлюковской пустыни, как до революции именовалась эта обитель,
уходит корнями в глубокую древность.
Некоторые источники относят основание монастыря к XIV веку, однако большинство историков
считают более обоснованной датой его возведения 1606 год.
Понравилось! 6 6
Смутное время весьма не подходящий период для строительства, когда по всей Руси рыскали
шайки разного сброда и, пользуясь отсутствием власти, грабили и жгли деревни и сёла, церкви
и монастыри.
Парадоксальным образом именно в это лихое время, когда народ уходил из обжитых мест в
леса, спасаясь от польских захватчиков, бесчинствующих повсюду, зародилась обитель на

берегу Вори.
Понравилось! 6 6
В 1606 году в этих местах появился иеромонах Варлаам, бежавший из Стромынского монастыря разорённого поляками. Есть предположение, что он был настоятелем обители, но архивных данных об этом не сохранилось.
В восьми верстах выше впадения Вори в судоходную в те времена Клязьму и в трёх верстах от единственного старого Стромынского тракта, дороги на Москву, Варлаам выбрал место для обители.
Вскоре к Варлааму прибились две монахини из разорённой Успенской обители — игуменья Авдотья и казначея Ульяна. Они спасли из монастыря древнюю икону Святителя Николая, и Варлаам срубил для неё деревянную часовню.
Кстати, имена стариц дошли до наших дней в названиях окрестностей монастыря: ближайшая
деревня и сейчас называется Авдотьино, а холм по соседству с монастырём — Ульянина гора.
Через некоторое время их стараниями и благодаря помощи окрестных жителей на месте этой часовни был воздвигнут каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца.
Понравилось! 0 0
Слух о пустынножителе Варлааме и его отшельничестве распространился по округе и к его
зарождающейся обители стали стекаться богомольцы в поисках духовного наставничества.
После смерти Варлаама поблизости от его Никольского храма стали поселяться бродяги.
История умалчивает об их образе жизни и сообщает лишь, что предводителем этой бездомной
братии был мужик по прозвищу Берлюк, что значит «волк».
Кличку он получил за звериную злобу и хитрость, а ещё за то, что носил тулуп мехом наружу.
Вскоре в этих местах был ограблен и убит богатый купец, и подозрение пало на Берлюка.
Его схватили и увезли в Москву на суд, более о нём нигде не упоминается, а место стало носить
его имя, перешедшее затем и в название монастыря.
Понравилось! 0 0
В последующие полтора века монастырь влачил довольно скудное существование, а в 1770году
по указу Екатерины II был вообще упразднён.
Новая жизнь обители началась по ходатайству митрополита Московского Платона, которому
понравились здешние места и уединённое расположение заброшенного монастыря, тем более, что молитва в пустующем храме помогла владыке справиться с подхваченной в дороге простудой. Средства, выделенные митрополитом, дали возможность восстановить обитель.
Понравилось! 3 3
В 1829 году случилось событие, сделавшее Николо-Берлюковскую пустынь известной по всей
Руси и способствовавшее процветанию её вплоть до 1917 года.
В тот год в монастыре объявилась редкая чудотворная икона, написанная на старинный сюжет — «Лобзание Иисуса Христа Иудою».
Предание рассказывает, что слепой женщине явился во сне Ангел, показал икону и велел идти в Берлюковский монастырь. Там следовало найти такую икону и молиться перед ней.
Когда слепая спросила у монахов обители про икону, оказалось, что такой редкой иконы у них
нет. Вдруг пекарь монастыря вспомнил, что у него квашня с тестом накрывается кругом на котором видны полустёртые лики. Круг принесли, протёрли, и обнаружилось, что это та самая
икона. Молебен перед иконой и стресс принёс больной исцеление.
Весть о чуде обретения иконы и исцелении слепой привела в монастырь тысячные толпы

жаждавших исцеления от недугов. Так Николо-Берлюковский монастырь из скромной обители
превратился в общеизвестный монастырь.
Говорят, в Богородске (ныне — Ногинск), рассматривалась прокладка специальной трамвайной ветки от уездного города до монастыря, что уменьшило бы столпотворение от лошадиных подвод, двуколок и других экипажей.
Понравилось! 7 7
В год 25-летия победы над Наполеоном в монастыре был построен храм Христа Спасителя,
раньше, чем в Москве!
Понравилось! 6 6
Освещал храм митрополит Филарет, тот самый, что через 30 лет освятит и московский храм
Христа Спасителя. По своему архитектурному облику оба храма довольно похожи.
Понравилось! 4 4
В 1840 году была построена и освящена надвратная каменная одноглавая церковь во имя святителя Василия Великого.
В 1878 году разобран старый Троицкий храм и заложен новый по проекту архитектора Н. В. Никитина.
Понравилось! 5 5
Главной доминантой монастыря стала освящённая в 1900 году гигантская 104-метровая колокольня, высотой почти с 30-этажный дом, она далеко видна отовсюду!
Понравилось! 6 6
Выстроенную за четыре года (1895-1899) колокольню, проектировал московский архитектор А.С. Каминский (верхний ярус колокольни проектировал В. М. Борин); её венчал огромный крест из красной меди весом тридцать восемь пудов, изготовленный в 1899 году мастером Иваном Шуваловым.
Понравилось! 4 4
При советской власти монастырь был закрыт, но странным образом продолжал своё служение на исцеление… сначала осиротевших в ходе революции и гражданской войны — детей, затем в нём разместился дом инвалидов, в годы войны — госпиталь, а после войны филиал московской
противотуберкулёзной больницы и до наших дней — психиатрическая больница.
Понравилось! 4 4
После 2002 года, наконец, часть территории монастыря возвращена Церкви.
Здесь начаты реставрационные работы и постепенно возрождается былой облик красивейшего
ансамбля Берлюковской пустыни.
Понравилось! 4 4
В августе 2006 года выполнены сложные работы по установлению пятнадцатиметровой позолоченной главки с крестом на куполе колокольни, да и сама она уже сверкает непорочной белизной, как и монастырские стены с башнями.
Понравилось! 2 2
Восстанавливаются храм Христа Спасителя и игуменский корпус.
Когда мы заехали в пустынь, на всей территории кипела работа: забирали и вывозили грунт заражённый туберкулёзной палочкой.
Понравилось! 3 3
Верится, что чиновники от медицины проявят понимание того, что надо потесниться и отдать
монастырю, хотя бы, надвратный храм и келейный корпус. От этого доброго соседства больше всего выиграют душевнобольные, разве можно сравнить монашеское послушание по уходу за больными и работу санитаров-гастарбайтеров.

Николо-Берлюковская пустынь, начало XX века

История мужского монастыря Николо-Берлюковская пустынь берет свое начало в XVII веке. Обитель переживала различные периоды, расцвет ее пришелся на конец XIX – начало XX века. На протяжении многих лет монастырь был центром духовной жизни и успешной хозяйственной деятельности, а сложившийся великолепный архитектурный комплекс по праву можно было назвать настоящей “жемчужиной” Подмосковья.

В 1829 г. в обители была чудесным образом обретена икона «Лобзание Христа Спасителя Иудою», ставшая главной святыней Николо-Берлюковской пустыни. На поклонение к ней стекались тысячи паломников, жаждущих исцеления от ран телесных и душевных.

При монастыре действовал подземный Иоанно-Предтеченский скит, в котором по примеру первых христианских подвижников несли свои молитвенные подвиги старцы в кельях, устроенных в природных пещерах.

В 1920 году монастырь был закрыт, а в 1930 году богослужения прекратились в последнем храме, действовавшим уже как приход. Здания были заняты домом инвалидов Красной Армии, в дальнейшем на территории была образована туберкулезная психиатрическая больница.

Положительные перемены для обители наступили лишь в XXI веке. В 2004 году Церкви были переданы храм Христа Спасителя, монастырская колокольня и территория кладбища, где располагался пещерный скит. В стенах обители была возобновлена монашеская жизнь. В 2015 году все здания, ранее занимаемые психиатрической больницей, были переданы Николо-Берлюковской пустыни. В настоящее время ведутся ремонтно-восстановительные работы по возвращению монастырскому комплексу его первоначального облика.

Чтобы добраться до Николо-Берлюковского Монастыря на машине надо выехать на Щёлковское шоссе и, слегка потолкавшись на въезде в Щитниково, ехать из Москвы в сторону города Щёлково. В городках, тянущихся вдоль шоссе, будьте осмотрительны: практически в каждом, установлены камеры контроля скорости.

Перед поворотом на г. Щёлково держитесь правее, так как большинство машин уходят налево, в город. После светофора можно немного разогнаться и обогнать “тихоходов”; дорога прямая, двухполосная. Но будьте осторожны: в конце прямика — здание ДПС, после которого Вы загибаете направо и едете до эстакады через Ярославскую железную дорогу. Езжайте по ней, поглядывая на поезда свысока.

Въехав после эстакады в город Чкаловский, не торопитесь: довольно много пешеходных переходов и люди могут идти по ним, не глядя по сторонам. Пропускайте, так проще!
После Чкаловского без затруднений едем через с. Анискино (на обратном пути улыбайтесь — там работает камера контроля скорости для спешащих в столицу). После моста через р. Клязьма въезжаем в п. Юность, где улыбаться надо уже на пути в Обитель.

Проехав п. Райки, Вы, наконец–то, покидаете тесные улицы городков и оказываетесь на прямике с разрешёнными обгонами, где надо быть осторожными, как, впрочем, везде. После прямика можете не разгоняться, так как, завершив левый поворот, Вы подъезжаете к мосту через реку Воря — нашу благодетельницу. С этого моста уже хорошо видно (с пассажирского сидения) нашу знаменитую Колокольню.

После моста можно снижать скорость и включать поворотник, так как метров через 200 Вам — направо. Там есть указатель, не проедете. И после холмисто–извилистой дорожки Вы попадаете в село Авдотьино — место нашего обитания. С небольшого мостика перед въездом в село Колокольня видна во всей своей красе! Подъезжайте к воротам, что рядом с колокольней, паркуйтесь. Приехали!

На автобусе всё проще: из Москвы от ст. метро Щелковская автобусом 321 до остановки д. Авдотьино.

На электричке: от Ярославского вокзала до станции Чкаловская, далее автобус 321 до остановки д. Авдотьино.

Николо-Берлюковский монастырь (Авдотьино)

про Берлюка — бред сивой кобылы! Обитель основана в конце XII – начале XIII века. Обитель Святого Николая Чудотворца возникла при пещерах.В обители было два храма: пещерный во имя Святого Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца на месте сброшенных языческих истуканов. Рядом располагалось поселение Берлино, благодаря чему обитель и стала называться Свято-Николаевская Берлинская пустынь (скит). В начале XVII века обитель была разрушена. Отец Варлаам пришел около 1606 года. Была им сооружена часовня деревянная, куда был водружен древний образ Святителя Николая Чудотворца. После ухода польско-литовских завоевателей вернулись сюда и монашествующие. Поселенцы стали строиться по другую сторону монастыря – так появилась деревня Авдотьино. В первые годы после Смутного времени,после 1613 года, Господь благословил намерение отца Варлаама построить новый храм. Его старанием и при содействии местных жителей был воздвигнут каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. В Писцовых книгах Московского уезда и Замосковных волостей за 1631 год значится: «В Черноголовской волости пустошь, что было сельцо Берлино на речке на Воре, пашни паханные да земли церковныя что был храм Николы Чудотворца…». 15 марта 1779 года по указу Московской Духовной Консистории обитель была утверждена как заштатная пустынь. Строителем был назначен иеромонах Иоасаф. В 1786 году в обители был разобран старый храм во имя Святой Троицы и заложен новый по плану, начертанному лично Преосвященным Платоном. Собор был быстро отстроен и освящен митрополитом Платоном, приславшим для него из Москвы книги, утварь и много вещей в ризницу. С августа 1835 года в пустыни начинается строительство соборного храма во славу чудотворного образа Спасителя. Инициатором, благодетелем и меценатом строительства выступит московский купец Афанасий Емельянович Щекин. В мае 1840 года начинается сооружение храма над святыми воротами пустыни во имя Василия Великого. В 1828 году в пустынь пришел Макар, крепостной человек московских купцов Куманиных, за добрую жизнь, отпущенный на волю. В 1837 году он был пострижен в монашество с именем Афанасий. он копал пещеры на берегу над рекой Ворей у обители. Там схимонах Макарий чудесно обрел святой источник, устроил несколько келий.Октябрь 1844 года ознаменовался началом построения храма во имя Всех Святых на месте явления чудотворной иконы Спасителя с каменными больничными и настоятельскими кельями. В 1848 году завершилось строительство холодного собора во имя Христа Спасителя. Каменный 36 – метровый «храм о пяти главах, из коих средняя вызолочена на меди под кремень, крест и яблоки чрез огонь, а четыре главы из белаго железа…ступени и амвон из белаго камня. Собор покрыт железом…олтарь, купол и своды расписаны живописью и арабесками, стены покрыты колером…». Храм был в 1848 году освящен митрополитом Филаретом. В 1851 году начата и окончена колокольня «для большаго колокола…в 1005 пуд…и при ней ограда с западной стороны…». На большом колоколе в 1005 пудов была сделана надпись «Устроен в царствование Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича Самодержца Всероссийского и по благословению Его Высокопреосвященства Филарета митрополита Московского при игумене пустыни Венедикте 1851 года октября 3 дня». В том же 1851 году окончилось формирование большой гостиницы для паломников с магазином и лавкой для потреб богомольцев и духовных нужд. 24 июня 1856 года последовал официальный указ Консистории «В Строители Берлюковской пустыни назначен Гефсиманскаго скита иеромонах Парфений». В 1858 году полностью перестроил Казанскую церковь на кладбище из прекрасного дерева, на каменном фундаменте, и на ее колокольне, на деньги благотворителей повесил колокол в 120 пудов. В 1878 году был разобран старый храм Святой Троицы и заложен новый. В 1884 году был окончательно достроен новый одноглавый Троицкий собор с подвальными помещениями с духовой печью. В храме было три престола. Был сооружен великолепный вызолоченный иконостас. В Троицком соборе иконы были облачены в серебреные ризы. Главный престол был освящен 29 июня 1884 года митрополитом Московским Иоанникием, а иеромонах Адриан произведен в игумены. Построен был собор по проекту архитектора Николая Васильевича Никитина. самое примечательное сооружение пустыни – 90 метровая колокольня. Она была выстроена всего за 4 года. Проектировал ее известный московский архитектор Александр Степанович Каминский. Начата была сия колокольня 22 июня 1895 года и закончена 30 июля 1899года. Средства дали на ее строительство московские купцы Ф.Н. Самойлов, братья А.И. и И.И. Ляпины. Освящение колокольни состоялось 11 июня 1900 года. Верхний ярус колокольни был выстроен по проекту архитектора Василия Михеевича Борина. Вот её вы и видите, проезжая по Щёлковскому шоссе. Колокольню венчал огромный крест из красной меди весом 38 пудов, изготовленный 14 сентября 1899 года мастером Иваном Федоровичем Шуваловым. До 1920 года пустынь продолжала существовать как монастырь. 29 июня 1920 года все строения Берлюковской пустыни были переданы Дому инвалидов № 4. 5 апреля 1922 года в пустыни началось изъятие ценностей, проводимое большой комиссией из города Богородска и представителей милиции. В монастыре было изъято 9 пудов 4 фунта 51 золотник серебра, а также 11 бриллиантовых камней, 2 бриллиантовые броши, 1 бриллиант большой, 5 хризолитов и жемчуг. Были изъяты все серебреные оклады, серебреные напрестольные кресты, оклады богослужебных книг и многое другое.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *