Нерушимая стена икона

История и описание иконы «Нерушимая стена»

Собор Софии был возведен сыном Ярослава Мудрого, а его великолепие неописуемо и приводит в восторг. Существует особое поверье, рассказывающее о том, что пока будет сохранена целостность данной мозаики, то Киев будет стоять и процветать, как город. Отсюда экстраполируется и общее значение образа, который помогает вообще в различном заступничестве территории, дома, страны. Данное высказывание не раз подтверждалось историческими фактами.

Сам собор (киевский) часто подвергался разрушениям, когда печенеги и половцы совершали набеги. Самые серьезные разрушения святое место получило от татаро-монголов, желающих завоевать и подчинить себе огромные территории. Но при этом стена, расположенная над главным алтарем, никогда не была разрушена. Именно там располагалась икона Пресвятой Богородицы «Нерушимая стена», которая всегда оставалась невредимой.

Помимо этого, почитается образ и на многих других территориях. Есть известные списки, которые располагаются в московских храмах. Следует отметить Калининградский образ, который располагается в Кафедральном соборе и привлекает существенное количество молитвенников. Известна икона Богородицы «Нерушимая стена», которая была обретена в шестидесятые года предыдущего века в селе Никольском.

Эту икону, вероятнее всего освящал сам Иоанн Кронштадтский. Также следует вспомнить и Апшеронский женский монастырь иконы Божией Матери «Нерушимая стена», который появился на Кубани относительно недавно. Он был основан по благословению патриарха.

Значение иконы Божией Матери «Нерушимая стена»

Сакральное понимание данного святого изображение просто – необходимость в защите дома и проживающих в нем людей. Таким образом, икона «Нерушимая стена» помогает в том, чтобы оградить себя от различных негативных воздействий. Она была выполнена руками российских и византийских мастеров, а позднее стала настоящим образцом для подражания и копирования, благодаря этому были созданы множество образов Пречистой Девы.

Особое значение придают иконе «Нерушимая стена» военные и люди, которые занимаются подобной деятельностью.

Есть много свидетельств о том, как сами военные, которые участвовали в боевых действиях и видели на полях сражений Деву именно в позе Оранты, обращенную в сторону противников.

Оранта – это Богородица, изображенная без младенца. Она стоит и распростирает руки к небесам. Таково каноническое написание образа и история иконы «Нерушимая стена» восходит к самым первым вариантам изображения. Она обычно одета в платье небесного цвета, а вокруг нее синее сияние, выделяющее ее на фоне остальных и подчеркивающее небесную благодать. За поясом она носит платок, которым вытирает слезы опечаленных людей.

Как правило, канонический образ включает в себя медальон со Спасителем на груди, синий цвет нижнего платья (символ чистоты) и красное верхнее платье, которое указывает на высокое положение и страдания Богородицы.

Подобные иконы, такие как «Нерушимая стена» необходимо вешать дома напротив входа в квартиру. Она должна оберегать дом и не пускать в него врагов. Ее советуют вешать дома, когда собираешься покинуть его на долгое время. Помимо этого, перед «Нерушимой стеной» принято молиться, перед тем как выходить из дома.

Помогает молитва перед иконой «Нерушимая стена» для того, чтобы защититься от различных негативных воздействий. Свечки нередко ставят за кого-то в храме, для того, чтобы Богородица оберегала этих людей. Также хорошо выбрать где вешать икону «Нерушимая стена» в рабочем пространстве, к примеру, в офисе фирмы. Тогда компанию будет оберегать Пречистая Дева. Если работники являются верующими они также смогут произносить молитвы перед этим образом.

Молитвы иконе

Днями почитания иконы являются дни 3 и 13 июня

На 3 июня празднование является переходящим, то есть каждый год устанавливается по-новому.

Кондак 1

Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, пред пречистым Ея образом, Нерушимая Стено именуемым, благодарственное хвалебное пение приносим Тебе, Благодатная. Ты же, яко имущая силу непостижимую и любовь несказанную, от всех нас бед и скорбей сохрани, да зовем Ти: Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Икос 1

Ангел предстатель послан быстъ от Бога к Тебе, Пречистая, благовестити Тебе радость всемирную, яко зачнеши от Духа Свята во утробе Твоей Бога Слова, Спасителя мира. Мы же, ведуще исполнение сего благовещения, веруем, яко Господь Тебе, Преблагословенная, яви Стеною Нерушимою и ограждение нас от всякого греха, бед и напастей. Сего ради ублажаем Тя, Богородице, и радостно вопием: Радуйся, яко Господь с Тобою и Тобою с нами; радуйся, яко в Кане Галилейстей Предстательницею к Сыну Твоему о людех явилася еси. Радуйся, яко омофором Твоим ширше облака покрываеши верных; радуйся, яко лентием Твоим слезы страждущих отираеши. Радуйся, яко воздеваеши руце Твои во ограждение нас от всякия скверны; радуйся, яко по глаголу Твоему ныне и присно ублажаешися. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

Кондак 2

Провидяще пророцы умными очесы своими благодатное явление Твое, Рождество во плоти от Тебе Сына Божия провозвестиша, да вси сбытие пророческих вещаний познавше, благоговейно взывают к Богу: Аллилуиа.

Каждый человек хочет уберечь себя и своих родных от разных бед и недугов. Те, кто верует в Бога, обращаются за помощью к одному из самых почитаемых православных образов — иконе Богородицы «Нерушимая стена».

Этот образ Божьей Матери считается прекрасным произведением искусства, а верующие говорят, что Она по-настоящему чудотворна и целительна. Данная святыня выполнена в мозаическом стиле. Божья Матерь изображена подняв руки к небу, на золотом фоне в ее полный рост.

Где находится святыня

Главным монастырем иконы Божьей Матери «Нерушимая стена» всегда был Софийский собор в Киеве. Образ расположен у главного алтаря над горным местом.

На сегодняшний день есть еще один образ Богоматери «Нерушимой стены», который был написан по образу иконы в Софийском соборе и монастыря при Константинополе. Эта святыня находится в Воскресенско-Мироносицкой обители в селе Никольском. Она была надежно спрятана и явилась миру только в второй половине ХХ века. Говорят, что только в новом тысячелетии этот образ в Воскресенско-Мироносицкой обители начал наделять верующих чудотворной силой.

Архивные записи свидетельствуют, что данная святыня была освящена всероссийским молитвенником Иоанном Кронштадтским. В период атеизма монастырь был разграблен и разрушен, но икону удалось спасти одной благочестивой прихожанке. Она хранила ее у себя в доме, а возле того как буря улеглась, передала святыню храму.

  • По всему миру образ Богородицы принес множество невероятных явлений, необъяснимых исцелений и чудес. А чудотворные списки «Нерушимой стены» можно посмотреть:
  • в московском храме Апостолов Петра и Павла;
  • в храме Рождества Богородицы;
  • в часовне Кафедрального собора Калининграда;
  • в монастыре Иконы Божией Матери Краснодарского края;
  • в Ессентукской церкви Ставропольского края.

Очень популярна святыня Божьей Матери в Кафедральном Соборе города Калининграда. Здесь постоянно можно увидеть огромное количество просящих. Ведь считается, что если молиться перед Ее образом, то молитва непременно будет услышана. День празднования: Неделя Всех Святых (первое воскресенье после Троицы).

Значение и в чем помогает икона «Нерушимая стена»

Такое название она получила благодаря своей нерушимости. Ведь образ Божьей Матери в Киевском монастыре пережил бесчисленное количество бедствий и войн за много веков, но, тем не менее остался неповрежденным.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Это доказывает чудо нерушимости данной святыни, так как ее не затронули ни пожары, ни стихии. Хотя сам собор Св. Софии и сам Киев были не раз разграблены и разрушены. Это случайность? Или настоящее чудо? А может что-то уникальное и таинственное для человеческого разума? Кто это знает? Именно поэтому христиане ищут защиту у нее от всех недугов и негативных воздействий.

У этой христианской святыни просят помощи и заступничества. Образ Божьей Матери «Нерушимая стена» помогает уберечь ваш дом от бедствий и болезней. Икона может отвести от ваших родных беды, а ваш дом будут обходить стороной недоброжелатели, воры и пожары. Также она способствует укреплению семейного благополучия и счастья. Многие говорят, что благодаря этой святыне их семья здоровая, дружная и крепкая.

До наших дней сохранилось древнее значение иконы и ее описание. Суть образа Матери Божьей такова:

«Богородица представлена росту исполинского — как и все дела Ее на земле Русской. Стоит она на камне из золота, камень этот — незыблемое, нерушимое основание всех нуждающихся в защите Ее. На Божией Матери хитон небесного цвета, пояс червленый, а на поясе том висит лентион, и отирает Она им море слез. На руках, к небу воздетых, — поручи лазуревые, с головы Ее спускается покрывало, такмо золотое. Покрывало в виде омофора перевешено на плечи. На светлом челе Божией Матери светлая же горит звезда, и еще две светлые звезды есть на раменах, ибо Сама Она есть Матерь Незаходимого Света, заря Незаходимого никогда Солнца».

Также в честь данной чудотворной святыни был назван Апшеронский женский монастырь, который расположен на Кубани. Лик образа Божьей матери уже много столетий является очень почитаемой святыней для богомольцев. Многие верующие относятся к иконе с очень глубоким и большим уважением. Все потому что это творение чудесное, а его чудотворные свойства доказывает время.

О чем молиться иконе «Нерушимая стена»

Помолиться святому образу Божьей Матери стоит в таких случаях:

  • когда Вы или Ваши близкие собрались в путешествие, командировку или длительный отъезд;
  • можно обращаться в святыне для того, чтобы она защитила дом или Вашу семью;
  • когда на дом обрушилось горе или недуг у близкого;
  • при семейных разногласиях она способна воссоединить семью;

Также стоит следовать следующим традициям:

  • Если Вы или близкий человек куда-то отправляется, то нужно помолиться непосредственно перед выходом из дома;
  • Если горе в семье или болезнь, то нужно молиться в уединении. Для этого необходимо стать на колени перед иконой, прочитать молитву, произнести текст по канону, а далее обратиться к Богородице своими словами;
  • Просьба у Богородицы о защите семьи и дома также осуществляется после прочтения молитвы.

Все это необходимо делать искренне, а сама молитва должна идти от Вашего сердца.

А вот и сама молитва Богородице «Нерушимая стена»:

«Царице моя преблагая, надеждо моя, Богородице, приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.»

Где вешать икону «Нерушимая стена»

Многие верующие утверждают, что если Вы хотите обратиться к иконе, то лучше всего посетить Софийский собор в Киеве. Но если такой возможности у Вас нет, то можно повесить эту икону у себя дома. Для того чтобы Богородица могла уберечь Ваш дом и семью христианина, ему необходимо знать, куда лучше повесить образ.

Лучшим местом в доме для чудотворной Защитницы будет место напротив входной двери. Если это невозможно, то можно повесить над ней. Только в этом случае Богородица будет наблюдать за всеми кто входит в Ваш дом. А Ее лик будет обращен к этим людям.

Если человек пришел с плохими мыслями в вашу сторону или недобрыми намереньями, то он будет себя чувствовать неуверенно и некомфортно. Из-за этого он постарается как можно быстрее уйти или максимально сохранить визит. А в следующий раз вообще подумает над тем, приходить ли вообще. Икона Матери Божьей защищает не только от недоброжелателей, но и от бед, болезней и злых чар.

Данную икону Богородицы можно дарить родственникам, знакомым и друзьям для того, чтобы их семья и дом были всегда под защитой. И православная индустрия делает множество разнообразных вариантов этой чудесной святыни. Такие творения являются не только очень сильной защитой Вашему дому, но и прекрасным иконописным искусством, которое замечательно украсит любой интерьер.

Храни Вас Господь!

«АЛЁША — ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ» Очередь волновалась — всем надо ехать, а в автобусе всё меньше и меньше мест. Поглядывали на молоденькую беременную русскую. Пропустить, что ли, её вперёд? А если самим не хватит билетов? Нет уж, пусть дома сидит, а не разъезжает со своим животом! И когда, наконец, очередь дошл…

Не шутите с женами! Один мужчина решил проверить, любит ли его жена, и написал ей прощальное письмо о том, что он якобы уходит от нее. Он положил записку на тумбочку, а сам спрятался под кроватью в ожидании жены.Муж понимал, что это несколько детский поступок, но он должен был знать, что чувсÑ… «Я КОЛДУН, И МНЕ НУЖНО ПРИЧАСТИТЬСЯ» (удивительная история из жизни). Важно!!! Прочтите!!! Однажды со священником Владимиром (протоиерей Владимир Горюнов) произошел такой случай. В храм зашел человек и, подойдя к отцу Владимиру, обратился с просьбой: «Я колдун, и мне нужно исповедаться и причаститься».Завязался небольшой разговор, в котором священник объясн… ПРОЧТИТЕ, НЕ ПОЖАЛЕЙТЕ ВРЕМЕНИ! Смотри: вера станет открытой, доступной всем; никого за нее не будут гнать или притеснять. Очень много случайного народа придет в Церковь, в том числе и в духовенство. Так всегда было в дни благополучные, еще со времени Константина Святого. Многие из-за денег придут в храм, мн…

LiveInternetLiveInternet

Ruda_Tigra все записи автора
Под катом статья об одном из самых значимых памятников культуры Украины — мозаичном изображении Марии Оранты в Софие Киевской.
Если кто-то не хочет ограничиваться статьёй, то ссылок нет. )))) Есть литература. Вот она.
Лазарев В.Н. Фрески Софии Киевской. – М., 1960; Лазарев В.Н. История византийской живописи. – М., 1986; Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. – М.: Искусство, 1973; Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. – Л., 1986; Логвин Г.Н. Софія Київська. – Київ, 1971; Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т.2. – СПб.1915.; Бухарев И., протоиерей. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. (История их и изображения). – М., 1901.
Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Оранта» (с лат. orantis – молящаяся). Такие изображения в полный рост по древней традиции часто помещались во храме в верхней части алтаря, в конхе.
Если на ранних этапах формирования церковных установлений Иисус изображался символически, то образ Богоматери всегда был в иконописи непосредственен и соотнесен с евангельской историей жизни Девы Марии. Черты внешнего облика Пресвятой Девы в словесных описаниях сохранился только у авторов позднего времени. Церковный историк Никифор Ксанфопул (Каллист) в начале XIV в. наиболее полно и скрупулезно собрал их воедино: «Она была роста среднего или, как иные говорят, несколько выше среднего; цвет лица Ее был как цвет зерна пшеничного; волосы у Нее были светло-русые и несколько златовидные; глаза ясные, взгляд проницательный, со зрачками как бы цвета маслины; брови немного наклоненные и умеренно черные: нос продолговатый; губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое: руки и пальцы длинные» . Этим представлениям об историческом облике Божией Матери полностью соответствует «Оранта» киевского собора.
«Богоматерь Стена Нерушимая» занимает в системе мозаик Софии Киевской исключительное место. «Оранта» высотой 5,45 метра останавливает взор каждого входящего в собор и воспринимается как главное, доминирующее изображение во всем храме. Взывающая Богоматерь подняла руки в молитве к «Спасу Вседержителю», расположенному в подкупольном пространстве храма.

Стоящая над горним местом главного алтаря Софийского собора , «Оранта» на протяжении почти десяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то, что и город, и сам собор неоднократно подвергались разрушениям. Народ верил, что она выступала чудотворной защитницей и Руси, и стольного Киева, и всего православного люда. По христианскому преданию Русь не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь Оранта «Нерушимая Стена».
Рост Богородицы огромен, как и все Ее дела на земле. Широко раскрытыми глазами «Оранты» смотрит прямо на предстоящего во храме, где бы он ни находился.
На червленом поясе висит лентион (полотенце), которым, по народному верованию, Сострадательница Божия отирает неисчислимые слезы простого люда. Богородица стоит на украшенном драгоценными камнями пульпите – императорском помосте и в красных сапожках, ибо Она представлена как Царица Небесная.
Голова Милостивой Матери покрыта платом (омофором), перекинутым через левое плечо. Позднее это получит на Руси свое собственное сакральное осмысление как «Покрова Божией Матери», которым Она духовно сокрыла Русь от злых напастей, бед и неприятелей.
Оттенки Ее синего одеяния с темными складками отчетливо выделяются на общем золотоносном фоне смальты. Отдельные кусочки мозаики положены под разными углами так, что вокруг Ее фигуры всегда происходит неяркое сияние. Цветовая палитра мозаики весьма богата: синяя смальта насчитывает 21 оттенок, а зеленая – 35.
Примечательная черта киевской «Оранты» — ее пропорции. Перед мозаичистом стояли большие трудности в построении изображения на вогнутой поверхности апсиды. Чтобы не допустить искажения в восприятии фигуры Богородицы, мастер должен был найти особые пропорциональные соотношения. В. Н. Лазарев замечает по этому поводу: «Нельзя закрывать глаза и на то, что по своим пропорциям фигура «Оранты» плохо приспособлена для отведенного ей места. Она слишком коротка и приземиста. Голова (0,90 м) составляет лишь одну шестую часть фигуры. Нижняя часть последней (2,80 м) непропорционально коротка по отношению к размерам головы (1:3). Если бы мастер учел перспективное сокращение, то он должен был удлинить именно нижнюю часть фигуры, чего он как раз не сделал. Поэтому фигура и кажется такой короткой и большеголовой, что придает ей несколько архаический характер» (Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. – М., 1960. С.100.).
Традиционный жест Оранты восходит к ветхозаветной истории Древнего Израиля: поднятые руки — исконная молитвенная поза иудеев. Согласно повествованию Книги Исхода, во время долгой и изнурительной битвы у горы Хорив израильтян с амаликитянами Моисей возвел руки в молитве к Богу Яхве за свой народ. «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, свои, одолевал Амалик» (Исход, 17, 11). Молитвенное участие Моисея в битве предопределило победу иудеев. Эпизод из «Ветхого завета» послужил прообразом «Оранты», он был переосмыслен в средние века как духовное воинствование за правую веру и христианский народ, как «напряжение теургической силы, от которого должны расточиться видимые и невидимые, телесные и бесплотные враги города и народа. Целую вечность не опускающая своих воздетых рук Оранта есть поистине «Воевода» для своих людей, самоотверженно принимающая на себя воинский труд заступничества за них, как Моисей принимал на себя бремя своего народа» . Канон «Оранты», очевидно, наиболее ранний в истории становления иконографии Богоматери. В римских катакомбах II–IV веков насчитывается несколько десятков изображений женщин с воздетыми руками . Одни из них, всего вероятнее, представляют погребенных здесь женщин-христианок, а другие с надписью «Maria» или «Mara» могут быть отнесены к Богородице. Однако катакомбные фрески Пречистой Девы еще весьма далеки от канонически устойчивого образа Богоматери, но уже несут некоторые богословские представления, воплощенные в символике изображений. Начиная со II половины IX века, после утверждения в Византии иконопочитания и сложения системы росписи храма, каноническое изображение «Богоматери Оранты» помещалось обычно в верхней части алтаря.

В восточном христианстве образу «Оранты» придавалась градозащитная функция, истоки которой лежат в церковном песнопении, где Богоматерь уподобляется «царствию нерушимой стены», стене «необоримой», «нерушимой», «недвижимой» . Например, в «Акафисте Божьей Матери» в 12 икосе поется: «Радуйся царствия нерушимая стено». В Византии Богородица почиталась как заступница и покровительница города и его крепостных стен. Известна, например, прославленная константинопольская «Оранта» во Влахернском монастыре, выступавшая защитницей всей Византии . С принятием христианства эти представления были заимствованы и в Киевской Русью.
В богословской программе храмовой росписи идея заступничества «Оранты» приобретала расширенный контекст. Молитва Пречистой Девы соединяла Царствие Божие, представленное в верху храма с земным, «дольним миром», где стояли прихожане во время службы. Через Богоматерь таким образом нисходит благодать Господа Бога и освящение человеческой плоти. Отсюда берет начало олицетворение «Богоматери Оранты» с христианским храмом и вообще со всей новозаветной Церковью. Это нашло свое отражение, например, в композиции «Вознесения».
Мастером мозаики софийской «Оранты» выполнен также «Пантократор» и, очевидно, «Архангел» в главном куполе собора. Об этом говорит общность мозаичной фактуры, укороченные и укрупненные пропорции фигур и схожая трактовка прямолинейных складок.
По своей стилистике и исполнительской манере киевская «Оранта» близка к аналогичным мозаикам церкви Успенской в Никее (1025–1028) и собора в Хосиос Лукас (начало XI века).

Обретение образа

«Нерушимая Стена» стала известна недавно – в конце XX столетия. Это было трудное время, когда храмы в Советском Союзе были повсеместно закрыты, а вера в Бога не поощрялась государством. Некий священник Павел Рябых занимался восстановлением храма Рождества Христова (Астраханская область, село Никольское, 1972 год). Позже протоирей принял схиму и стал схиигуменом Паисием. Обходя дома, священник нашел среди прочих образов икону «Нерушимая Стена». Ее хранила православная Мария Аньшакова, которая молилась перед иконой Богоматери ежедневно.

Ветхая святыня три десятилетия находилась в церкви практическая всеми забытая. В 2001 году молящуюся Богородице жительницу поселка Зеленое Займище А. Я. Еремееву посетило видение. Дева Мария велела старушке, просящей улучшения зрения, молиться «Нерушимой Стене», находящейся в храме Рождества Христова. Агриппина Яковлевна рассказала о своем видении священнику, после чего святыню отправили на реставрацию. После начала работ по реставрации на обратной стороне обнаружили надпись. Согласно надписи, образ писался для Воскресенско-Мироносицкого монастыря, а освящался Иоанном Кронштадтским (1906 год).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *