Не сотвори кумира себе

Кто такой кумир

Изначально, заповедь «Не сотвори себе кумира» содержит в себе информацию об идолах, созданных в древности язычниками, то есть кумир в те времена — это любое иное ложное божество, которому слепо и опрометчиво поклонялись люди. В древние времена люди верили в святость животных, растений и звезд.

Поклонение золотому тельцу

В Ветхом Завете слово «кумир» означает — изображение, статую другого бога.

В современности, в роли кумиров могут выступать многие другие вещи и люди:

  • популярные актеры, светские «львицы», блогеры и другие общественные деятели. Искаженное интернетом и телевидением людское сознание ищет пример в идеальных телах, накрашенных лицах, красивых одеждах популярных людей, забывая о том, что все они такие же люди, равные перед Богом;
  • социальные сети — целая проблема зависимостей от гаджетов и интернета, люди не могут расстаться со своим телефоном ни на минуту, следят за фотографиями и ложной жизнью других людей, вызывая в своих сердцах зависть, злобу и другие порочные чувства;
  • материальные ценности — машины, уютные квартиры, брендовая одежда и деньги застилают глаза и душу современным людям, им кажется, имея богатство на руках, они обретают могущество, становятся выше других смертных;
  • наука — многие ученые и атеисты уверены в величественности и возможностях научных открытий, они считают, что научными силами можно спасти мир и разгадать все тайны;
  • родители или дети — многие мамы и папы готовы в прямом смысле » продать душу» ради своего чада, только бы он был здоров, жив и счастлив, бывает и наоборот, когда дети поклоняются своим предкам и не могут оторваться от них в самостоятельную жизнь;
  • гордыня — свое собственное «Я» в роли кумира, когда человек превозносит себя над ближними и чтит свой покой и свое эго. Чаще всего, в семье такого человека происходят постоянные скандалы и ругань, так как гордость не дает ему где-то уступить, где-то принять свою вину и извиниться;
  • искусство — в данном случае под идолопоклонничеством понимается не все искусство, а то которое чтит и возвышает низменные страсти людские;
  • алкогольная зависимость, которая надевает на глаза человека «шоры», превращая его жизнь в поклонение темным силам. Пьянство забирает у людей их свободу и счастье, затягивая в водоворот грехов, где один тянет за собой другой. Из-за алкоголя многие люди теряют семьи, работу, благополучную и счастливую жизнь.

Что еще может быть грехом:

  • Красная нить на запястье
  • Еврейская хамса или рука Фатимы
  • Карточные игры

Кумир — это все, что может захватывать разум и вынуждать совершать нечестные поступки по отношению к законам Божиим и людям.

Идолопоклонничество — это признак душевной пустоты, замена вере в сердце. Человек, находящийся в состоянии поклонения какому-либо своему творению — открыт для демонических сил.

Важно! Вторая заповедь предупреждает о вытеснении Бога из души, проверяет сердце человеческое на нахождение в нем чрезмерной привязанности к определенному человеку или другим вещам.

Современное время — век потребителей, какие только искушения не поджидают людей за углом, которые могут отдалить душу от Господа и принести в жизнь много зла. Среди этого множества ложного нужно учиться отделять важное и помнить, что Бог превыше всего.

Богатство — кумир в современном мире

Зачем создают кумиров

Часто сложно объяснить, почему человеческая душа все время требует то, что ей вредно, но очень нравится. Люди считают библейские законы чем-то странным, что создано для сковывания их жизней и желаний. Многие психологи сейчас через социальные сети пропагандируют жизнь «по своим правилам» и советуют своим клиентам поступать так «как хочется», потакать своим желаниям и своему «Я».

На самом деле заповеди — это не способ бичевания людей Богом, это подсказки и правила безопасности для человека. Соблюдая их легко жить здоровым и чистым душой человеком.

Современные люди инфантильны, им сложно взять свою жизнь в свои руки, работать над собой, развиваться духовно. Намного проще лениться, потакать своим низменным желаниям, тем более что вокруг все для этого устроено. Все знают, что жизнь — это не бесконечное явление. Но все равно тратят большую ее часть впустую, занимаясь самообманом, стараясь получать только удовольствия.

Такое поведение губительно и тянет за собой огромный шлейф бед и катастроф для самого грешника и его близких людей. Заповеди предупреждают об этом человека и помогают избежать страданий.

Духовный мир, так же как и природный и физический имеет свои законы и запреты. Почему-то слушаться запреты физики или медицины человек привык и четко и выполняет многие законы науки. Заповеди духовного мира многие игнорируют из-за отсрочки наказания.

О мире духовном:

  • Ангельский мир в православии
  • Кто такие архангелы

Господь всегда дает шанс на исправление, на улучшение своей жизни. В Библии все законы жизни изложены очень понятно, спасение человечества прозрачно и доступно на страницах этой книги. У человека есть свобода выбора, которую ему дал Господь, и он способен выбрать, что для него полезно — потакать своему «Я» или начинать идти за Богом.

Важно! Вторая заповедь не только в древнеязыческом идолопоклонстве. Многие люди время от времени начинают зависеть от близких, от своих привычек и желаний, тем самым поселяют в своей душе кумира.

Для того чтобы привести свою жизнь и душу к лучшему, необходимо перечитывать библейские законы и работать над собой.

Видео с участием протоиерея Андрея Турова: Не сотвори себе кумира

Состав Библии

Библия состоит из Ветхого и Нового заветов

  • Ветхий завет — первая часть христианской Библии, общий священный текст иудаизма и христианства. Состоит из Пятикнижья (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие); тринадцати исторических книг, в том числе Книги Иисуса Навина Книги Судей Израилевых, Первой книги Ездры; семи книг мудрецов, в том числе Книги Притчей Соломоновых, Книги Екклесиаста, или Проповедника, Книги Песни Песней Соломона; девятнадцати книг пророков, в том числе Книга пророка Иезекииля, Книги Плач Иеремии, Послание Иеремии; восьми прочих книг, в том числе Книги Есфири, Первой, Второй, Третьей книги Маккавейской.
  • Новый завет — вторая часть христианской библии, состоит из двадцати семи книг: четырех Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна); Деяний Святых Апостолов; двадцать одного послания, в том числе Послания Иакова, Первого, Второго Послания Петра, Первого, Второго, Третьего Послания Иоанна; Откровения Иоанна Богослова

    Не сотвори себе кумира
    Из невеликих мелочей,
    Из обстановки и квартиры,
    Из посещения врачей,
    Из восресенья и субботы,
    Из размышлений о судьбе.
    В конце концов, не в наши годы
    Унынье позволять себе.

    Не сотвори себе кумира,
    Ведя житейские бои,
    Из неизбежных и унылых
    Подсчетов прибылей своих.
    И может, ты прошел полмира
    В исканьях счастья своего…
    Не сотвори себе кумира
    Ни из себя, ни из него.

    Не сотвори себе кумира
    Из памяти своей земли,
    Из тех бойцов и командиров,
    Что до победы не дошли.
    Из истин — выбери простые,
    Что не подвластны временам,
    И сотвори себе Россию,
    Как сотворила нас она! (Ю. Визбор)

    Ещё статьи

    Что означает герб Советского Союза
    Что означает выражение «Ешкин кот»
    Что означает выражение Козёл отпущения

  • Не сотвори себе кумира значение

    Поделиться

    «Не сотвори себе кумира» — такой совет даем мы человеку, который слишком сильно увлекся какой-то личностью. Идеализирует ее, стремится подражать или готов служить ей. Таким кумиром может стать кто-то из знакомых, или историческая личность. А еще чаще кумирами мы называем современных «звезд» – актеров и музыкантов.

    Но что же значит слово кумир?

    Происходит оно от семитского kumra, что значит «жрец». В славянских языках так называли скульптурные изображения языческих богов.

    Что же касается фразы «Не сотвори себе кумира», то на самом деле она является одной из десяти заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай. Полностью заповедь звучит так: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой…».

    Эта заповедь — вторая по счету и предостерегает человека от следования языческим культам, поклонения идолам и ложным богам. Она является логическим продолжением первой заповеди, которая гласит: «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».

    На первый взгляд она актуальная для древнего человека и потеряла свою значимость в наше время. Но стоит все же задуматься: ведь речь в ней идет не только о статуях. Как знать, возможно сейчас, увлекаясь благами современной цивилизации мы точно также творим себе кумиров из дорогих вещей, карьеры и прочих не слишком возвышенных понятий, которым служим и уделяем внимания гораздо больше чем Богу и Его заповедям.

    Какие бывают кумиры

    Для современного человека слово «кумир» не совсем понятно, поэтому рассмотрим сначала его значение. Это человек либо объект, поклонение которому становится смыслом жизни. Кто может быть кумиром в современной жизни? Прежде всего, вы сами. Некоторые люди настолько поглощены вниманием к собственной персоне, что забывают обо всем вокруг. Именно поэтому богом и была дана заповедь о кумирах.

    Кумиром может стать объект страсти — человек или предмет. Некоторые люди настолько сильно влюбляются в кого-то, что просто теряют голову от обожания и забывают обо всем на свете. Ради кумира они могут пожертвовать собой и даже покончить жизнь самоубийством. Вот насколько опасно создавать себе кумиров. То же касается и предметов: можно просто подчинить всю свою жизнь погоне за каким-то артефактом или бытовой вещью (машина).

    Нам дана заповедь любви к ближнему, но не сотворения из него объекта поклонения.

    Кумиром могут стать наши мечты и фантазии, если мы страстно предаемся им день и ночь. В это время мы теряем ощущение бога и его благодать. Например, человек может страстно мечтать разбогатеть, и ради этой мечты готов идти по головам. Кто-то может мечтать достичь высокого положения в обществе, и ради этого теряет остатки совести. Это всё кумиры нашего времени.

    Итак, кумир — это всё, что противопоставлено богу в силе и могуществе. Это могут быть:

    • деньги;
    • наука;
    • искусство;
    • положение в обществе;
    • одержание какой-то идеей;
    • привязанность к чему-либо или кому-либо.

    Кумиром может стать даже лютый враг, которому человек стремится отомстить. Он день и ночь разрабатывает план мести, забывая о заповеди любви к ближнему и прощении. Своего врага он ставит выше закона божьего, и слепо идет на поводу собственной ненависти.

    Поэтому заповедь «Не создавай себе кумира» учит человека исследовать свое сердце, чтобы вовремя найти в нем греховную привязанность к земным вещам и обычным людям.

    Смысл заповеди

    Не сотвори себе кумира — вторая заповедь в законе божьем, которая логически вытекает из первой. В первой заповеди установлено, кто является Господом богом для людей на земле. Соблюдение первой заповеди требует от человека посвятить всю свою жизнь служению единому Господу земли и неба. Однако далее Господь предупреждает, что кумир является отрицанием первой заповеди. Если человек посвящает свою жизнь не богу, а кому-либо иному, это считается нарушением обеих заповедей: первой и второй.

    Господь является творцом вселенной, он единый, и нет подобного ему. Если человек отходит от понимания этого утверждения, он впадает в грех нарушения заповеди. В заблуждениях человек может полагаться на иных божеств — кумиров,- забывая о своем Создателе. Это мы видим из истории древней Руси, когда люди просили помощи у огня или ветра. Они поклонялись сонму богов, целому пантеону. Но ведь вселенную не создавал сонм богов, у нее есть единственный создатель — Господь.

    Идолом может стать любое страстное желание человека, а не только деревянный истукан.

    Вы скажете, что современные люди не поклоняются солнцу и ветру. Это так. Но в наши дни деревянных истуканов заменили виртуальные страсти и порочные желания. Обуреваемый похотью человек способен на любые гнусные поступки, чтобы удовлетворить свои желания. Это и есть идолопоклонство. Мало кто из людей осознает пагубность впадания в прелЕсть, потому что не считают ее кумиром. Они думают, что если не поклоняются деревянному истукану или маске, то не грешат. Это опасное заблуждение.

    Идолом может стать даже вредная привычка, с которой человек никак не может расстаться. В наши дни это курение, наркотики, страсть к прениям, зависимость от интернета, привязанность к диетам и даже здоровому образу жизни. Кумирами могут стать:

    • гордыня;
    • любостяжание;
    • чревоугодие.

    Гордый человек надеется только на себя и свой разум, ему претит почитание кого-либо еще. Не создай себе кумира из себя самого! Большинство людей этого не понимают. С гордыней тесно связано любостяжание — это когда человек зависим от денег. Он становится настолько жадным до обогащения, что кроме денег ничего вокруг не замечает.

    О чревоугодии православная церковь говорит много и подробно. Это не просто утоление голода, а жажда поедать пищу в огромных количествах. Другим видом чревоугодия является пристрастие к деликатесам и изысканному вкусу. Помните, что каждый кусок пищи, съеденный сверх положенного, превращается в идола.

    Современные люди настолько увлечены собой, что стремятся избавиться от любых ограничений. Они считают, что заповеди божьи отягчают их и так нелегкое положение, стремятся отмахнуться от этих святых слов. Однако заповеди ограждают нас от духовных проблем, оберегают от опасностей. Соблюдение заповедей убережет от дел, которые могут привести к болезням и тяжелым последствиям.

    Люди думают, что если они никого не грабят и не убивают, то и греха на них нет. Это заблуждение. Не создавай себе кумира — в библии четко обозначен грех, в который может впасть человек по неведению. Поэтому бог и предупреждает нас внимательно относиться к помышлениям своего сердца, чтобы не впасть в прелесть.

    * * *

    Необходимо расшифровать, что означает такое слово «кумир», что в Ветхом Завете это прежде всего было изображение другого Бога, то, которое сделано руками человека. Таким образом, мы сейчас являемся идолопоклонниками, и у нас тоже есть кумиры: наши грехи, наши страсти, наши привязанности, которые мешают нам видеть Бога, застилают от нас Его облик: сребролюбие, пьянство и т.д. Чего только нет в нашей жизни, что застилает от нас Господа и часто человек служит этому, как некогда служил чужим богам. Ради этого устраивает свою жизнь, а больше всего кумир — это наше Я, мой личный эгоизм, желание устроить свою жизнь, думать только о себе. Вот об этом кумире и говорится: «Не сотвори себе кумира, помни, что Господь превыше всего». (Протоиерей Николай Соколов. Цикл лекций по Ветхому Завету)

    Вторая Божия заповедь буквально гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.» (Исх.

    :4-5) В пятой книге Моисея «Второзаконие» подробно перечислены все эти изображения, а именно: «.. изваяния, изображения какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину; изображения какого-либо скота, который на земле; изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами; изображения какого-либо гада, ползающего по земле; изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли, — а также — солнце, луна, и звезды и все воинство небесное» (4:16-19).

    Еще в одном не менее исчерпывающем ряду описано, как Сам Господь Бог заповедовал делать изображения (см. «Исход», 35:30-35; 37:1-9;38:8), речь там идет об устроении скинии. В Библии подробно описано и строение Соломонова храма — 3 Царства 6:23-28; 6:29; 6:32,34-35; 7:25,27-29, 36-37 и др. Библейский летописец очень подробно описывает сделанные для Соломонова храма изображения. Тексты библейского писателя свидетельствуют о славе Соломонова храма, проявившейся, в частности, в изображениях живых существ. Это подробное описание не оставляет ни малейшего сомнения в правомерности всех этих изображений — резных и литых, деревянных и металлических, плоских и рельефных.

    Возникает вопрос — как согласовать эти тексты?..

    задолго перед тем, как Моисей дал упомянутый список запрещенных изображений, он ясно сказал, чем вызван этот запрет. Эти изображения не должны были стать образом Бога, т.е. чтобы никто не пытался изобразить Бога в виде некоей твари : «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира» (Втор. 4:15), и перечисляет далее все возможные изображения (Втор. 4:16-19). В сущности здесь ясно обозначены все почитаемые язычниками боги, но главное то, что запрещается создавать изображения Бога, Его нельзя изображать, поскольку у Него нет «никакого образа»…

    Св. патриарх Герман в своем послании епископу Фоме Клавдиопольскому, объясняя ветхозаветный запрет изображений, приходит к тому же выводу, что этот запрет относится лишь к изображениям истинного Бога. Св. патриарх необычайно оригинально, с богословской точки зрения, выстраивает свой аргумент, связывая вторую Божию заповедь с третьей, а именно: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7). По мнению патриарха Гермогена, обе заповеди имеют один смысл, а именно : не упоминай имя Бога по незначительному, несуществующему поводу, как и не создавай изображений Бога, Который не имеет образа…

    Ясно, что противоречия между второй заповедью и заповедью делать скинию просто не существует… Сама вторая Божия заповедь допускает иные изображения, но при условии, что они не приписываются Богу. (Петр Николов. Богословие иконы. Опыт исторического изложения догмата иконопочитания)

    * * *

    Вторая заповедь запрещает поклоняться идолам как мнимым божествам или как изображениям ложных богов. Но иметь какие бы то ни было священные изображения отнюдь не запрещается. Это ясно видно из того, что тот же пророк Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая кумиров, в то же время получил от Бога повеление поставить в скинии, или подвижном храме еврейском, золотые священные изображения херувимов, и притом, в той, внутренней части храма, к которой народ обращался для поклонения Богу. (Митрополит Филарет Московский. Катехизис)

    Священные изображения в христианской Церкви имели место уже во времена апостольские. Известно, что город Помпея в Италии был уничтожен извержением вулкана в 79 году по Р. X., т. е. еще в апостольское время. Тем не менее при раскопках в этом городе были обнаружены молитвенные помещения христиан, где имелись настенные изображения, в том числе и изображение Креста. Правда, нельзя однозначно утверждать, что была практика особого почитания и поклонения этим изображениям.

    Всем известно обвинение православных протестантами в идолопоклонстве именно по причине иконопочитания. При этом обычно ссылаются на соответствующую заповедь Декалога. Конечно, первоначально им следовало бы доказать, что христианские иконы действительно суть идолы или кумиры, поскольку в греческом языке слова «икона» и «идол» — это совершенно разные понятия. (Иерей Олег Давыденков. Догматическое Богословие)

    Пишешь ли ты икону для напоминания о невидимом и невообразимом Боге — ты не творишь себе кумира. Воображаешь ли себе Бога и думаешь, что Он похож на твое воображение, ты ставишь себе кумир, — таков смысл ветхозаветного запрещения. Икона же (красками писанное изображение Божие) или изображение Его святых, созданное Любовью, не запрещается духом истины. Не говори: «Перейдут-де христиане к идолопоклонству,» ибо дух Христов, хранящий Церковь, премудрее твоей расчетливой мудрости. — Поэтому можешь без иконы спастись, но ты не должен отвергать иконы.

    Церковь принимает всякий обряд, выражающий духовное стремление к Богу, так же как принимает молитву и икону, но выше всех обрядов она признает св. Литургию, в которой выражается вся полнота ее учения и церковного духа и выражается не какими-нибудь условными знаками или символами, но словом жизни и истины, вдохновенным свыше. Только тот понимает Церковь, кто понимает Литургию. Выше же всего единение святости и любви. (Хомяков А.С. Церковь одна)

    Не сотвори себе кумира, то есть не делай себе никакого идола, не вытесывай из дерева и камня, не выливай из меди, ни из железа, ни из серебра, ни из золота, ни из чего не делай себе идола и не поклоняйся ему как богу. Слава Богу, между нами, христианами, это дело невиданное, и получается, что мы будто и не грешим против второй заповеди Закона Божия. Так ли это на самом деле? Разве наши страсти — не те же идолы, которым мы поклоняемся всю жизнь?!

    Вот послушайте, что говорит Апостол Павел: «…их бог — чрево…» (Флп. 3, 19). Не к нам ли относятся апостольские слова? К нам, Господи! Потому, что мы служим чреву своему и вообще телу, больше, чем Богу. Мы чрезвычайно много времени и сил тратим на заботы о пище, но не о хлебе насущном, а о том, чем бы усладить свое чрево, чем бы утешить свое тело…

    Второй страшный идол, к ногам которого сложено столько человеческих душ, у подножия которого погибло столько талантов и способностей, из-за которого пролиты и льются потоки горчайших слез матерей, отцов, братии, жен и детей — это пьянство…

    Третий идол, которому мы служим, — это страсть любостяжания, то есть жадность к богатству, ненасытное желание иметь всего как можно больше… Мы все болеем этим недугом. Сердце наше возбуждено и тревожится жаждою приобретения, и не только вещей необходимых…

    Четвертый идол, которому ничуть не с меньшим усердием мы служим — это гордость. Гордый человек сам себя делает идолом и чтит превыше всего и всех самого себя… Мы любим учить, указывать, любим вмешиваться в чужие дела, по гордости своей воображая себя много умнее и рассудительнее других… А если кто зацепил нашу гордыню каким-либо словом, где уж тут смолчать, хотя бы ради наружного смирения, — мы будем говорить до тех пор, пока наше слово не останется последним! Мало того, мы еще и потом не сразу успокоимся, а все будем жалеть, что мало наговорили, нужно было бы еще и то, и другое побольнее сказать обидчику. Вот наша гордыня, наш самоистукан…

    Есть еще идол, поклонением которому мы еще и находим себе извинение в грехах, — это раболепство духу времени. Мы погрешаем этим, совершая то или иное нарушение заповедей Божиих и церковных, оправдываем себя тем, что «теперь все так делают». Поройтесь в своей совести, не грешны ли и мы этим грехом? (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Опыт построения исповеди)

    Любостяжание, по слову Павлову, есть идолопоклонство. Кто же те, которые воздвигают себе кумира златого, для которых золото и деньги это бог, которому они поклоняются. Только золото, только деньги бог их, этих несчастных, называемых святым Павлом, и верно называемых, истинными идолопоклонниками, ибо дела любостяжателей так же неправедны, так же греховны, как и дела всех идолопоклонников…

    Бойтесь любостяжания, помните ту притчу Христову… — притчу о богатом человеке, у которого был обильный урожай в поле. И что же, подумал ли он о том, как много голодающих, нуждающихся в хлебе? Нет, этот лихоимец подумал только о том, что надо ему разрушить старые житницы и взамен построить новые, которые могли бы вместить богатейший урожай, и тогда сказать душе своей: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись». А Господь сказал ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12, 20). Вы видите, как страшно любостяжание, видите, что оно идолопоклонство. (Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Проповеди)

    Все наши страсти и вожделения — это состояние опьянения, через которое мы вступаем в мир иллюзий… Мы постоянно создаем кумиры. Прежде всего, кумир для нас — мы сами. Обычная цель нашей жизни — это приготовить место на земле, достойное такого кумира, как мы. В этом проходят годы наших трудов и забот.

    В душевном плане кумиры — те увлечения, из-за которых мы забываем Бога и теряем благодать. Все наши мечты и грезы — это беспрерывное созидание кумиров. Наша фантазия, как художник, рисует обольстительные картины кумиров для наших страстей.

    Кумиром может стать человек, и страстная влюбленность — это как раз создание кумира. Влюбленный похож на изготовителя идолов из обрубков дерева и осколков камней. Этих идолов, созданных его собственным воображением, он украшает, им поклоняется и служит…

    Кумиром могут быть деньги, которым человек в своем обольщении приписывает непобедимое могущество. Кумиром может быть наука: большинство ученых, полагающих, что силами науки можно спасти человечество, делают из нее для себя кумир, который противопоставляют Богу Живому, причем сами выступают в роли жрецов этого «божества интеллекта». Кумиром может быть искусство, которое служит не к славе Божией, а обожествлению этого мира и человеческих страстей.

    Кумиром для родителей могут стать их собственные дети, ради которых они порой бывают готовы в буквальном смысле продать душу диаволу…

    Если сказать кратко, душевный план второй заповеди — проверка своего сердца: нет ли в нем чрезмерной привязанности или ненависти, которые отнимают место в человеческой душе у Самого Бога, когда, образно говоря, престол души добровольно отдается другому и на него взбирается невидимый зверь…

    В духовном плане вторая заповедь говорит о том, что дух человека должен быть храмом. В алтарь нельзя вносить ничего не священного, оно должно быть оставлено за его пределами. Когда во время сердечной молитвы возникают помыслы и образы, то чаще всего это прежние кумиры снова поднимают голову, снова зовут к себе. И в этом отношении заповедь не сотвори себе кумира говорит о необходимости в молитве отрешаться и отделяться от всего земного. (Архимандрит Рафаил (Карелин). Умение умирать или Искусство жить)

    В древности идолы иногда изображали определенные силы природы, которые олицетворялись и почитались как властители мира. Некоторые чрезмерно почитают амулеты, камушки и т.д., думая, что те сделают их жизнь счастливой. В наше время кумирами буквально называют известных киноактеров, спортсменов, певцов и певиц, неординарных людей и т.д. В них видят идеал жизни, о них постоянно говорят и думают, собирают материал в СМИ, им пытаются подражать.

    Таким образом, поведение некоторых людей, привлекающих к себе внимание в течение своей, на самом деле недолгой жизни, становится эталоном для других. Такой кумир всегда налагает оковы на образ мыслей многих, прельщает их жить по своему шаблону. А несчастные послушно следуют за ним, забывая, что созданы по образу Божию, и что только стремление к Первообразу подаст жизни полноту и приобщит человека к вечности.

    Кумирами могут быть и привычки: греховные — курение, наркомания, пьянство, накопление богатства, азартные игры и т.п., и «безобидные», — хобби, — собирание марок, игра в футбол, просиживание за телеэкраном и т.д.

    Кумир, будь то деревянный идол, сила природы, человек или пристрастие, есть всегда мыльный пузырь, который, переливаясь на солнце, кажется интересным и что-то значащим, но по сути своей ничто — пустота. Дуньте на него, и он лопнет.

    Правда, некоторые кумиры лопают от злости, когда им не хотят поклоняться. (Валерий Духанин. Учебное пособие. О вечных вопросах жизни)

    Самое главное препятствие — это мы сами, потому что когда нам нужно решить вопрос, мы говорим: чего я хочу? Что мне надо? К чему я стремлюсь? Что мне удобно? выгодно? спокойно? приятно? — и лишь потом спрашиваем: а что же мне говорит об этом слово Божие? Чего хочет Господь? Вот и получается, что владыкой у нас является наша самость, мы сами. Мы себе кланяемся, себе кадим, себя удовлетворяем, мы есть тот кумир, которого почитаем. Не сотвори себе кумира — это значит не прилепляйся к вещам, к земному. Нужна нам одежда? Нужна. Нужна нам пища? Нужна. Нужны нам вещи, которые необходимы для быта? Нужны. Но ведь мы к ним иногда прирастаем, мы иногда этими вещами настолько заполняемся, что уже не остается места для Бога…

    Человек не может прожить без денег, без каких-то необходимых вещей, но если это становится главным, то жизнь наша гаснет, меркнет, потому что это все равно пройдет, и люди, которые гоняются за этим в мышиной беготне, бегают, бегают, а потом — оказываются с пустыми руками. Потому что ушла молодость, прошли годы, а что мы делали, как провели жизнь? Что мы сделали для нашего Господа? Ничего — как были нищими, так и остались. (Протоиерей Александр Мень. Прости нас, грешных)

    Сейчас многие люди стали очень активно заниматься политикой, они держат в своих домах фотографии политических лидеров, которые им особенно нравятся, говорят, что хотят подражать этим людям, и по-своему поклоняются им, воссоздается диавольская религия человекобожия — гуманизм, когда на место Творца ставят тварь и поклоняются ей. Мы должны отвергнуть это языческое зловерие, потому что ни один человек, какими бы добродетелями он ни обладал, не достоин такого же поклонения, которое мы должны воздавать Господу нашему. И когда кто-то дерзает поклоняться людям, то надо напомнить этим безумцам слова псалмопевца Давида, который говорил: Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения (Пс. 145, 3). Нет спасения ни в этих лидерах, ни во всех известных личностях: сегодня они живы, а завтра их нет…

    Идолом для человека может стать не только какой-то чуждый бог. Подчас бывает так, что идолом для человека иногда становится он сам: если он сам себя ставит на некий пьедестал, становится эгоистом, эгоцентристом и поклоняется как бы сам себе, свои проблемы ставит выше проблем всех остальных людей. Есть люди, для которых бог — это деньги, и они поклоняются золотому тельцу; есть люди, для которых бог — это разврат, и они поклоняются этому богу; есть люди, для которых бог — это пьянство, и они служат верно и преданно зеленому змию. Иногда просто поражаешься той энергии, с которой многие люди служат ложным богам, и с каким нежеланием они переступают церковный порог. (Священник Олег Стеняев. Беседы на Книгу Бытия)

    Суть заповеди не в запрете на создание образов, а в том, чтобы из этих неизбежных образов не делать себе кумиров. И Моисей ясно понимает смысл запрета: «не поклоняйся им и не служи им». Изображение не должно восприниматься в качестве Бога — это верно. В частности, человек должен помнить, что и тот образ Бога, который он имеет в своем уме, не есть Сам Бог. Можно не иметь икон и быть идолопоклонником — ибо кумир будет всажен в сердце человека. Можно спутать реальность текста Писания и реальность того Бога, о котором оно говорит…

    Кстати, Библия тоже есть икона. Просто образ Творца она передает не красками, а словами. Любая проповедь предлагает некоторый образ Бога, некоторое представление о Боге, для того, чтобы человек обратил свой сердечный взор к самому Создателю. Но то же делает и икона. Седьмой Вселенский Собор, объяснивший иконопочитание, ясно сказал: глазами взирая на образ, умом восходим к Первообразу. Не случайно преподобный Иоанн Дамаскин, обосновывая почитание икон, напоминает о почитании священных книг: «Поклоняемся, почитая книги, благодаря которым слушаем слово Его». (Протодиакон Андрей Кураев. Традиция. Догмат. Обряд)

    Под редакцией Tannarh’a, 2015 г.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *