Можно ли чистить

Можно ли перед причастием выпить лекарство? Бывает, случается такое, что человек, пришедший на Божественную Литургию, желает причаститься, но, внезапно его состояние ухудшается и если не выпить лекарство или элементарно воды, то, его самочувствие может ещё больше ухудшится. И перед ним встаёт вопрос: «а можно ли выпить воды или лекарство перед причастием?». Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно изначально понять, а почему человек задаётся таким вопросом вообще? Чего он боится? На самом деле человек, даже сам не зная этих слов из Писания, старается им соответствовать. Слова эти следующие: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». (Первое послание к Коринфянам Святого Апостола Павла 11 глава/ 29-30). То есть, люди бояться причаститься недостойно. Но, перед этими словами Апостол Павел говорит ещё и вот что: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей». То есть, каждый, перед тем как подходить к Святой Чаше, должен поступить так, как говорит в своём толковании этих слов Святитель Феофан Затворник: «Искушение (испытывание себя) здесь значит достойное приготовление. В чём оно? – В очищении совести. Принеси покаяние в грехах, и положи твердое намерение вперёд не грешить, а вместо грехов творить всякую добродетель, и ты достойно готов к причастию. Святой Златоуст говорит: «Главное благо в том, чтобы приступать к Тайнам с чистой совестью. Не довольствуясь сказанным прежде, он присовокупляет еще следующее: да искушает себе человек, как он говорит и во втором послании: себе искушайте (2 Кор. 13, 5), а не так, как поступаем теперь мы, сообразуясь более со временем, нежели с душевным расположением». Бывают случаи, когда человека, который первый раз в жизни исповедался в грехах, например, в убийстве, блуде, духовник сразу не допускает к причастию, даже после исповеди. Почему? А потому что он, действительно, пока что, может быть не готовым к причастию. Грехи его прощены, но, ему нужно осознать серьёзность и мерзость тех поступков, которые он совершил, и взрастить в себе желание, больше никогда к ним не возвращаться. Так же нужно посмотреть, будет ли человек после первой исповеди ходить в храм, желает ли он исправляться, или нет. А то может получиться так, что человек и дальше будет убивать, блудить, мысля так: «Нет, ну а что? Очень даже удобно! Живи в грехах смертных и дальше, а потом, когда хочешь, пришёл в храм, прочитал с листочка грехи, без желания их оставить, и причастился!». Таким образом, человек надеется, что, одновременно и в греховной яме может валяться и Святыню ещё получит. В таком случае, с таким подходом, причастие будет в осуждение человеку. _____________________________________________________________________________ Если же человек, уже регулярно ходит в храм, живёт Литургической жизнью, старается исправлять свою жизнь, или пусть даже второй раз пришёл в храм, уже не имея за спиной смертных грехов, но, ему нужно выпить лекарство, воды, то, конечно же, он может это сделать и никакого греха в этом не будет. И бояться слов Апостола Павла о «недостойном причащении» ему не стоит. Ведь что хуже, если человек не выпьет по нужде лекарство, чуть позже упадёт, увезут его в больницу, умрёт не причащённым, или же, пусть он выпьет лекарство, воды, но подойдёт к Чаше? Разумеется, первый вариант хуже. Почему люди ничего стараются не есть и не пить перед причастием? А чтобы в человека, прежде всей пищи, воды, вошёл сам Господь. Проблема, которую лично я вижу, ещё заключается в том, что между нами, людьми, и Богом отношения складываются не как у детей с Отцом, а как у рабов с рабовладельцем. Причём у Бога то к нам отношение именно как к своим детям, которых он любит, а не как к рабам. Но, у нас, у людей, к нему отношение именно как к рабовладельцу. Это отношение выражается в нашем поведении. Мы всё время боимся его. Боимся назвать его не «Господи», а «Отцом», боимся молиться своими словами, считая, что так нельзя, боимся, подходя к теме статьи, выпить воды или лекарство, если плохо себя чувствуем перед причастием. Тем самым, благодаря этим нашим «самозапретам», которые мы сами себе придумали, которые выше перечислены, мы Бога выставляем гордым, чёрствым сухарём, к которому можно только «на вы и шёпотом», который не видит наших сложных ситуаций, болезней, который не жалеет нас, который, если вдруг выпьешь лекарство перед причастием, сразу накажет болезнью или смертью. И что самое страшное, этот образ Бога, который описан выше, мы для себя принимаем как истину и с таким отношением и восприятием для себя Бога живём. Но, в такой картине Бог изображается и воспринимается далеко не как любящий Отец. _____________________________________________________________________________ Почему когда мы, например, разбиваем машину нашего биологического отца, мы верим, что отец, если конечно тот головой не болен, он нас простит, сколько бы машина не стоила, и будет рад главному, что мы остались живы. А почему же тогда мы так о Боге думаем, что он обязательно нас накажет, если мы выпьем воды или лекарство перед подходом к Чаше? Ведь у него тоже главная цель, чтобы мы остались живы, но остались живы духовно. А именно благодаря причастию наша душа живёт. Человек боится выпить воды, лекарство, думая, что после этого он будет недостойным причащаться. А вот если серьёзно подумать, а вообще существуют люди, которые полностью достойны причащаться? Их нет. Полностью достойными причастия не являются ни духовенство, ни прихожане. Даже если соблюдён пост, прочитаны все молитвенные правила, даже если ты соблюдаешь каждую заповедь, живёшь просто супер духовной жизнью, самым единственно верным подходом будет считать себя всё равно недостойным причащения. Если человек скажет, что я считаю себя полностью достойным причащаться, то, его к Святой Чаше допускать нельзя. Потому что, этот человек заражён духовной болезнью, которая выражается в неосознанности своей греховности (как чего-то весомого), которая ставится преградой между ним и Святой Чашей. Все мы грешные и недостойные причастия, но, значит ли это то, что мы причащаться не должны? Нет, нет, нет и ещё раз нет! Мы должны причащаться, но, осознавая свою греховность, недостойность, уповая на милость Божию. Когда люди видят рядом с собой какого-то известного человека, некоторые с ним поздороваются, а сфотографироваться уже постесняются, даже если очень хотели бы. А почему? Потому что, у них появляется внутреннее осознание: «он такая известная личность, а я, по сравнению с ним, никто, как-то неудобно просить его со мной сфотографироваться!». Тот человек, может быть, употребляет наркотики, пьянствует, ведёт аморальный образ жизни, а люди перед ним так, если можно так выразиться, «благоговеют». Теперь представим, если люди так «благоговеют» перед обычным смертным человеком, что иногда даже стесняются подойти с ним сфотографироваться, считая это «большой крутостью» для своей скромной личности, то, насколько нужно считать себя недостойным перед подходом к Святой Чаше, в которой находятся Тело и Кровь самого Бога? _____________________________________________________________________________ Преподобный Серафим Саровский говорил: «Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы грешен ни был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытый язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется». Поэтому, конечно, нужно причащаться натощак, но, если выпить лекарство, воду по необходимости, этим мы ничего не нарушим. К Святой Чаше нельзя подходить по другим причинам. Если мы, до подхода к ней, не восстановили и даже не попытались восстановить мир с человеком, с которым поссорились, не попросили прощения у тех, кого обидели. Если на кого-то сами держим обиду, даже после исповеди, вот в таком случае, действительно, стоит задуматься, а не рановато ли нам подходить к Чаше? Ведь в таком состоянии, подходя к Чаше, мы будем просить Бога войти в нас, но, при этом, как бы уведомляя его о том, что мы, так и будем дальше продолжать быть с кем-то не в мире, хотя Господь умер за каждого человека. В том числе и за тех, с кем мы в ссоре. Правильно ли будет в таком состоянии подходить к Чаше? Нет. Я считаю, что пока не примиришься, не попросишь прощения, не простишь сам своих обидчиков, подход к Чаше нужно отложить до следующего прихода в храм. Дмитрий Васянькин

В евхаристической традиции Русской Православной Церкви содержится представление о посте перед принятием Святых Даров. Общепринятым считается, что пост начинается с полуночи и продолжается до самого Таинства. Исключение делается для младенцев и тяжелоболящих, умирающих людей.
Однако, у многих людей возникает проблема в проведении такого поста в связи с необходимостью приема лекарств натощак. Как быть в такой ситуации? Можно ли причащаться или лучше оставить Таинство до выздоровления? Для ответа на эти вопросы предлагаем коснуться церковной истории.

В первые века христианской Церкви выражением любви и христианского единения в вере были так называемые вечери любви или агапы. На них члены Церкви собирались для совершения Евхаристии, молитвы и общей трапезы. Для нас интересен тот факт, что на таких собраниях христиане сначала вкушали пищу — общий обед, — а только потом в завершении Трапезы принимали Святые Дары.

То есть, причащение после обеда было для христиан обычным делом.
Такая практика продолжалась бы и сейчас, если бы не частые злоупотребления со стороны недобросовестных христиан. Случилось так, что более богатые члены общины стали жадничать и избегать того, чтобы угостить бедных собратьев. Осуждение этого порока мы встречаем у св. Апостола Павла, который говорит: «Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?» (1 Кор. 11:22).

В ходе дальнейшей истории злоупотребления только усиливались, и уже было трудно сохранять чистоту Таинства Евхаристии. Поэтому причастие было перенесено на начало проведения агап, а обед на второе место. С этого времени берет начало евхаристический пост. Вскоре агапы исчезли из церковного употребления, а Евхаристия стала самостоятельным богослужением. По этому поводу были изданы церковно-канонические документы, которые посвящались обоснованию постов перед причащением и запрещению совершать агапы.

Таким образом, становится понятно, что запрет принимать пищу перед причастием не имеет абсолютного характера.

Из фотоальбома священника Константина Пархоменко

В современной церковной практике согласно недавно изданному положению о Евхаристии, тяжелобольным людям разрешается употребление необходимых лекарственных средств перед причастием. Потому как лекарства это не еда.

К сожалению, наши болезни зачастую становятся хроническими. Мы постоянно ищем источники здоровья и долголетия для себя и своих близких. Сегодня существует множество лечебных схем, в основе которых лежит прием лекарственных средств натощак. Это могут быть различные травяные настои или же, например, доказанный китайский способ очищения крови посредством приема тертого зубчика чеснока натощак.

Можно ли причащаться тем, кто придерживается данных лечебных курсов?
На мой взгляд, в ситуации, не требующей срочного введения лекарственных средств в организм, можно воздержаться от сопутствующих лечению профилактических или общеукрепляющих мер. Наверное, иногда можно позволить Господу посетить и исцелить нас. Ведь причащаемся мы не только во оставление грехов, но и для исцеления. Редкий прихожанин имеет возможность причащаться часто. Думаю, стоит в эти святые дни сочетания со Христом оставить место для нашей веры и для посещения нас Богом.

С другой стороны, каждый христианин считает своим долгом каждый день принимать часть святой просфоры и святой воды. Как быть с сочетанием приема лекарственных средств натощак?
В такой ситуации имеет смысл разделить во времени прием лекарств и святых просфоры и воды.
В любом случае, будет полезно посоветоваться с духовником по этому поводу, который даст индивидуальные советы и рекомендации.

Священник Александр Денисов

Моя супруга чистит перед причастием зубы. Как к этому относиться? (Прот.Дмитрий Смирнов)

— У нас в семье возникли разночтения по вопросам подготовки к причастию. Сказано, что после 12 часов ночи никакое вещество не должно входить в человека. А вот моя супруга чистит перед причастием зубы. Как к этому относиться?

— Это можно только приветствовать. Надеюсь, ваша милая супруга научит и детей. И вообще по утрам надо чистить зубы, особенно, если идешь в церковь. Даже хорошо бы и причесаться. Не плохо надеть и лучшую одежду, и чтобы она была чистая и выглаженная. А если будет вычищена обувь — вообще прекрасно. Но имейте в виду, дорогой, что самое главное — это умываться по утрам. Попробуйте. Это очень здорово. И, вообще, все, что способствует чистоте тела, способствует и чистоте души. Поэтому Ваша супруга поступает правильно.

А насчет того, что ничего не должно входить в уста — я такого нигде не читал. Когда мы делаем вдох, разве в наши уста не входит воздух? А с этим воздухом — вода? Ведь в атмосфере 70% процентов воды! Ну, а со вздохом мы еще вкушаем и пыль, а вместе с пылью микроорганизмы. Их вообще-то, можно воспринимать и некую еду. Понимаете, вдохнул, и съел восемь тысяч микробов. И что теперь делать? Поэтому, мне кажется, тот, кто чистит зубы, удаляет зубной налет, в котором мириады микробов, совершает более постное деяние, чем тот, кто держит их во рту и ими питается до обеда. Даже если встать на Вашу странную позицию, что ничто не должно входить в уста, Вы все равно неправы. Потому что Ваша супруга, почистив зубы, извергает из уст всякую нечисть. А тот, кто не чистит зубы, вынужден ее глотать. С чем Вас поздравить никак не могу.

— Помогает ли янтарь от заболеваний щитовидной железы, если носить его на шее? Второй вопрос: что это за праздник 8 марта?

— Насчет янтаря я слышал. Но, понимаете, это проверить довольно трудно. Надо взять сотню людей, у которых проблемы со щитовидной железой, на каждого надеть янтарное ожерелье, а другую сотню не трогать. И смотреть, есть ли какие-то изменения в течение года. И, в общем, это вполне может быть в силу того, что янтарь- это материал, легко заряжающийся статическим электричеством. А это вполне может отражаться на щитовидной железе. Поэтому я совсем не отрицаю, но, к сожалению, не знаю никаких исследований на эту тему.

По поводу 8 марта. Помню, что это как-то связано с Кларой Цеткин и Розой Люксембург. Были две такие отъявленные коммунистки-интернационалистки. Но идеи коммунизма в отношении женщины мне отнюдь не симпатичны. Все-таки призрак коммунизма хотел уничтожить семью окончательно. А Церковь наоборот, семейную жизнь утверждает. Поэтому они в этом смысле антиподы. Но повод преподнести дамам цветы и что-то им сказать любезное, надо, конечно, обязательно использовать. В этом нет ничего плохого. Косточки Клары Цеткин и Розы Люксембург давно уже истлели. И коммунистические идеи тоже растаяли как дым. А 8 марта или 16 мартобря — это, в общем, не так уж важно. Мы не складываем в те символы, которые они изобретали, тот коммунистический смысл, который был в них первоначально.

— После ухода прекраснейшего человека, Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, был избран на его место митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Когда он посетил Смоленск, то выступил там с очень яркой запоминающейся речью. В это же время он дал интервью по телевидению. И я, слушая это интервью, был весьма удивлен, поражен одаренностью нашего Патриарха. Потому что в течение 15 минут он изложил сложнейшие вопросы, коснулся и финансового кризиса, и глубинок нашей страны, при этом подчеркнул, что там будет очень тяжело и надо побеспокоиться о бедном населении и т.д. У меня, естественно, возник вопрос. Есть ли какая-то грань между патриархом и государственным деятелем?

— Дело в том, что у нас в стране 100 миллионов крещеных людей. И все эти люди имеют паспорта, являются гражданами нашего Отечества. Поэтому человек, которого избрали Патриархом всея Руси, становясь лидером 100 миллионов крещеного люда, будет являться еще и государственным деятелем. И государство этого не может не признать. Вас восхищает эрудиция Патриарха. Естественно, церковь выбирает самого умного из своей среды. Всегда избирают лучших. И тогда, 18 лет назад избрали тоже самого лучшего. И он доказал это своей деятельностью. А в эту эпоху самый лучший — святейший Кирилл. Это нормально. И мы радуемся, что в Церкви есть такие замечательные люди, Возлагаем на них надежды, и молимся за них, и просим помощи Божьей для и деятельности.

— Вы в одной из своих проповедей сказали, что у христианина есть в жизни четыре этапа: обращение, просвещение, ученичество и святость. Как мне определить, на какой я ступени нахожусь? И если даже, может, обращения не произошло…. Так обратился ли я ко Господу или еще нет? И если я уже обратился, то у меня просвещение или ученичество?

— Тут и разбираться нечего. Как Вы чувствуете, так и есть. Я же вас не знаю. Это Ваш вопрос. Человек сам определяет.

— У меня вопрос по Апостольскому чтению к евреям, глава 11-я. Непонятно это место: «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства». Не понятно, какая связь с предыдущими словами: «Те, которых весь мир был недостоин, скитались по пустыням, горам, пещерам, ущельям земли».

— Речь идет о ветхозаветных праведниках. Это их не был достоин весь остальной мир. И они скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И речь вот идет о чем. Те люди, которые жили в Ветхом Завете, не получили того, что получили мы. То есть они жили ожиданием пришествия Христа. А мы уже получили. Мы живем в эпоху пришествия Христа. То есть мы — люди гораздо худшие, чем они, но, тем не менее, получили всю полноту возможности общения с Богом. А они не получили. Вот что имеется в виду.

— Я была в церкви на причастии, и при выходе приложилась к иконам челом. Но где-то я читала, что этого нельзя делать после причастия. Совершила ли я грех?

— Если прикладываться к иконам грех, то я уж и не знаю, что сказать. Как можно даже так думать? Возьмите Евангелие и почитайте, на что Господь указывает как на грех. Возьмите святого апостола Павла, вообще, любую книгу о грехе, о покаянии. Какие-то странные мысли, можно сказать богоборческие, вас посещают.

— На работе у нас есть молодой парнишка, 22 года, он не крещеный. Говорит, хотел бы креститься, но есть аллергия на ладан. Два раза приходил и уходил из церкви весь опухший.

— Да нет проблем, подойти к священнику и все с ним решить. Мы, например, при крещении ладан не используем. А потом в храме есть уголки, где можно сохраниться. Это вопрос пустяковый. Если человек действительно хочет Крещения, он это легко преодолеет.

— В моем доме есть святыньки, привезенные прадедом из Иерусалима, цветочки, которые мы берем. Скажите, пожалуйста, где им место в православном доме и как им поклоняться?

— Если дом трехэтажный, то надо выделить специальную комнату. Если дом 10-этажный, можно целый этаж этому посвятить, сделать часовню. Если дом состоит из одной комнаты — выделить уголок. Тут проблема, скорее в площади, чем духовная. Потому что угол, где хранятся иконы, святыни, может быть ориентирован куда угодно. Главное, чтобы это место нами почиталось.

— У меня дед, он был верующим человеком, погиб в войну. Но формально он не отпет. Можно ли отпеть его сейчас?

— Отпевание — это одна из самых полных форм молитвы за усопшего человека. У нас много таких молитвословий — это и лития, и панихида, и большая панихида, и парастас, и так далее. Если следовать древнему обычаю, то достаточно отслужить панихиду. Если следовать обычаю новому, который возник как раз во времена Второй мировой войны, возможно заочное отпевание. Пожалуйста, никаких вопросов нет. Раз Вам такая мысль пришла в голову, я думаю, это голос Божий. Хорошо, что Вы не забыли дедушку и хотите за него помолиться.

— Почему смерть невинно убиенных, тех, которые в метро погибли, или когда дома взрывали, считается напрасной?

— А почему напрасной-то?

— Просто я слышала, что те, которые умерли без покаяния — это смерть напрасная.

— «Напрасная» — это по-церковнославянски. А в переводе на русский язык это значит «внезапная». В Молитвословах начала 19-го века Вы можете встретить слова: «Напрасно судия придет». Хотя судья придет не напрасно. Речь идет о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. В более поздних есть внизу перевод: внезапно. А уже в Молитвословах, которые изданы при Алексии Первом уже просто «Внезапу судия придет». У Вас просто произошла ошибочка из-за недостаточного знания церковно-славянского языка.

— С 90-го года у меня был духовник, настоятель нашего храма. Но у него всегда народу много, и певчие, и служители. И я как-то попала к другому священнику на исповедь, молодой такой, прямолинейный, толковый, умный. И как теперь быть, я не знаю. Несколько раз уже ходила на исповедь к этому молодому священнику. А в субботу пришла — они стоят оба рядом исповедуют. И я смутилась и ушла. Как быть?

— Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Надо искать такое место, где для спасения лучше. Тогда все будет правильно. А так это вполне нормальная вещь. И если смена духовника — это не есть продукт каприза, а продукт желания в пользу своей души, это можно только приветствовать.

— Сейчас Пост идет. А у меня искушение. В холодильнике лежат мясные продукты. Так как мне быть? Брать последние деньги, идти в магазин, покупать постную пищу? Или есть то, что лежит в холодильнике, те же пельмени, и не тратить последних денег?

— Да. Сложнейший вопрос. Вы как бы меня уже подводите под ответ. Осталось только, чтобы я это все санкционировал. Вы поймите, дорогой. Вы свободный человек. Вы можете даже пойти и сало купить и его кушать. И кто Вам что укажет? Но если хотите попоститься вместе с нами, то положите пельмешки в морозилочку, до Пасхи с ними ничего не будет. На Пасху съедите. А сейчас картошечку, перловочку, пшенную кашку, гречечку. Очень вкусно, хорошо. Приятного аппетита.

— Меня такой вопрос мучает. Я много лет хожу в один храм. И я никак не могу понять, что в этом храме происходит.

— Я скажу, что там происходит. Скорее всего, богослужение.

— Да, я не понимаю ни слов, ни того, что делают священники. Они все так заняты, что даже боишься к ним подойти и даже о чем-то спросить, не то, что за благословением.

— А Вы за полу поймайте и скажите: «Батюшка, у меня очень важные есть вопросы. Назначьте мне время, когда бы я могла придти и с вами побеседовать, чтобы Вы были свободны». И все. Сначала одного, потом второго. Я думаю, уже третий вам ответит положительно. Просто Вы человек действительно, очень робкий. Но тут надо знаете как: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Обязательно дерзайте. Потом можно предварительно посмотреть, если в храме есть какой-то мужчина — молодой или средних лет, но не старше сорока. И посмотрите на лицо. Если он адекватный человек, можете к нему подойти, попросить: «Не могли бы вы мне разъяснить?» По моему опыту 99 % вопросов, которые мне задает народ в храме, может разъяснить любой алтарник. Нет нужды ко мне обращаться. Иногда я кого-нибудь из мирян подзову, кто Богословский университет закончил, и говорю: «Вот, давай, объясни человеку». Потому что священник — человек заметный, у него одежда специфическая, борода, усы. Все думают, что он самый важный специалист. Но вопросы очень простые. И я думаю, что кто-то из мирян вполне может вам помочь. Поэтому дерзайте. Я думаю, Ваши усилия увенчаются успехом.

— Почему Господь дает некоторым женщинам непосильное искушение в виде их красоты неземной?

— Ну почему непосильное? Вполне посильное. Это такой же дар Божий, как ум и талант. Он, конечно, обоюдоострый. Но все зависит от поведения и от стиля одежды. Можно очень многие эти искушения снивелировать одеждой и поведением — или убавить эти искушения десятикратно. Подумайте над этим. И обязательно увидите, что они убавятся. Апостол Яков заповедал нам радоваться, когда мы впадаем в различные искушения. Потому что только в искушениях мы можем показать свою веру. Чему в Церкви научились, насколько устойчивы к соблазнам. Если нет искушения, человек может десятилетиями думать, что с его душой все в порядке, а искушения как раз показывают, как обстоит на самом деле. Поэтому искушение — это экзамен. Искушения не надо бояться. И не нужно думать, что искушение — зло. Это благо, которое помогает человеку определить, в какой точке своего духовного развития он находится.

— Спаситель, когда встретился с Марией Магдалиной, ей не разрешил прикасаться к Себе. И тут же после этого встречаются Ему две женщины, которым Он разрешил это. А предварительно сказал: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не взошел к Отцу Моему». Как это понять?

— Я это понимаю так. Когда Мария Магдалина узнала Его после того, как Он ее окликнул, она бросилась к нему исполненная душевных человеческих чувств. А Он воскрес в теле духовном и хотел все ее мысли направить на духовное. И поэтому Он, чтобы ее утвердить именно в этом направлении души, сказал ей: ты ко Мне не прикасайся, Я иду к Отцу. Привел ей такой убедительный аргумент. Потому что цель Воскресения была не в том, чтобы людей удивить, а чтобы указать путь к Отцу Небесному.

— Сегодня я посетила часовенку на Казанском вокзале. А матушка, которая там служила, начала рассказывать мне про Пелагею и ее пророчества. Как к этому отнестись?

— А Вы напишите письмо в Издательский совет Русской Православной Церкви. Потому что эти часовни созданы под эгидой этого Совета. Может быть, с этой женщиной проведут работу, чтобы она не пропагандировала всяких персонажей современного не вполне доброкачественного фольклора. Возьмите в календаре адрес Издательского совета и это изложите. Раз вы этим обеспокоены, то нужно принять меры. Действительно ли человек, который стоит за ящиком в храме или часовне, пригоден к работе на этом месте? Ведь нужно, чтобы он был не просто добрым, хорошим, но и с достаточным богословским образованием. Потому что это место всегда привлекает внимание. И люди очень много спрашивают. Наш народ-то он крещеный, но непросвещенный, и полон всякими суевериями. А если эти суеверия сеет человек, который самим местом своего пребывания предполагается как некий авторитет, то это, конечно весьма печально.

— У меня маленький ребенок и я его вожу на причастие. И некоторое время назад по радио «Радонеж» я услышала мнение профессора Духовной академии, что нельзя над людьми в несознательном состоянии совершать таинства Церкви. А поскольку дети являются таковыми лет до семи, то любые таинства, включая крещение и причастие над ними совершать нельзя. Он привел даже высказывание святого Иоанна Кронштадского, якобы, он говорил: уберите от меня этих змеенышей. Меня это очень смутило.

— Не понимаю, почему вас это смутило. Мы все свободные люди. У каждого человека могут быть свои мнения. Один может считать их змеенышами, другой — ангелами Божьими. На радио «Радонеж» бывают разные люди. И ценность здесь сообщаемого, она, понятно, тоже бывает разная. И что тут смущаться? Если вы такие смущенные, перестаньте причащать своего ребенка. Один человек сказал, а мы сразу в панику. Еще в Древней Церкви разные мнения бывали. Василий Великий в 30 лет крестился. Для этого специально поехал в Иерусалим. Хотел, как Христос, окрестить себя в Иордане. Хотя по дороге мог кутнуть, как его друг Григорий, будущий богослов. Тот тоже во взрослом состоянии принял Святое Крещение. Это древняя практика. А уж в России с самых первых дней введения христианства Руси установилась практика крещения младенцев. Некий человек считает, что это как бы не нужно. Но современные исследователи, которые занимаются такими вещами, думают иначе.

Есть даже такая пренатальная педагогика. Мать беседует со своим ребенком, который еще у нее в утробе. Слушает вместе с ним музыку, общается. И потом, когда он вырастает, выясняется, что он это прекрасно воспринимал со слуха. О том, что ребенок несознательный, это, знаете, говорить очень странно. Мне моя дочка, когда выросла, рассказывала: а помнишь, папа, ты брал меня на руки и пел мне «Христос Воскресе»? Я говорю: а ты ж тогда не говорила? А она мне рассказала — и я, действительно, вспомнил эту сцену. Это, может быть, раза два повторялось. Но она, будучи младенцем неходячим, запомнила.

Бывает, ребеночек в восемь лет как трехлетний, его исповедовать рано. Не только рано — вредно. А другой и в четыре годика такой смышленый и так толково подходит к исповеди, что вполне его можно выслушать. Что, такая точная граница — 7 лет? Это просто смешно! Нужно исходить из личности человека. Поэтому не надо биться головой об стол из-за того, что какой-то человек высказал какое-то мнение. И апостол Павел заповедал нам, чтобы среди нас было разномыслие. Понимаете. В панику будем впадать, когда священноначалие будет нам что-то говорить, и это будет несогласно с традицией или с богословским осмыслением жизни Церкви. А так, мнение какого-то одного человека, пусть он четыре раза профессор, не является для нас руководящим. Вы просто послушайте, может быть, что-то будет интересное, полезное для вас. Что смущаться- то? Ваше смущение — оно от лукавого.

— Как бороться с грехом уныния? Какая первая помощь человеку? Что я должна делать? И второй вопрос. Окружающие меня люди делают мне замечания, что я в платке хожу, длинные юбки ношу, что нужна одежда по моде, облегающая фигуру. Я раньше не обращала внимания, а теперь у меня комплекс какой-то появился. Как быть?

— Во-первых, не все облегающее носят. Например, Алла Пугачева всю жизнь носит балахоны, из которых, правда ножки торчат. Это зависит от фигуры. Если там есть, что облегать — то да. А так бывает, что и лучше бы что-нибудь попрямее. Теперь по поводу уныния. С унынием бороться можно и так: изменить одежду, например. Очень полезна бывает домашняя уборка. Начать с самого простого — вымыть посуду, потом разобрать шкафы. Под диванами вытереть пыль. Если силы еще останутся — вымыть окна и со стеллажей убрать пыль. После этого Вы почувствуете, что уныние отходит. Потому что уныние часто бывает, если оно духовного свойства, а не психического, от безблагодатности жизни. И поэтому нужно обязательно начать какие-то упражнения. Но так как бывает при унынии тяжело молиться, то домашняя работа это стимулирует. А потом уже можно перейти к земным поклонам. В унынии хорошо посетить больного, кому-нибудь в чем-нибудь помочь. После этого посещающая вас благодать Божья обязательно утешит. И сразу изменится и настроение. При унынии нужно стараться вообще никого не осуждать. Можно послушать музыку, которая вам нравится и рождает в душе приятные ощущения. От уныния может помочь хорошая книга или посещение какой-то подруги, которая Вас любит. Только не нужно к этому прибегать постоянно. Иначе некоторые такие люди, склонные к унынию, превращаются в вампиров. Впиваются в человека, готового выслушивать и начинают пить у него кровь, и он уже потом начинает изнемогать. Этого не должно быть. Бог вам в помощь.

— Я человек старенький, давно на восьмой десяток. Бывают бессонные ночи. И правила вечерние вычитаешь. Но два — три часа тяжело лежать в постели, встану, почитаю молитвы. Вы мне можете конкретно сказать, какие именно молитвы нужно читать ночью?

— Понимаете, какое дело. Когда у Вас ночь, у нас в Калифорнии день. Поэтому какая разница? У нас, слава Богу, земля круглая, поэтому мы можем читать любые молитвы. Есть даже молитвы Всем Святым по дням. Есть Каноны. Купите себе Октоих — прекрасная книга, которую написал преподобный Иоанн Дамаскин. Читайте канончики на каждый день. Замечательно. Самое изысканное и великое чтение. У нас вообще в Православной Церкви с молитвами никаких нет проблем. Можете купить себе Минеи и читать всю службу святым, которые на этот день. День начинается у нас с вечера. Потому, если вы в храме не бываете — прочтите службу святому. А у нас в последнем издании такая зеленая Минея — там вообще есть несколько служб на каждый день. Можно одному почитать, не спится — другому, третьему. Можно просто Иисусову молитву читать, если трудно сосредоточится на канонах или на стихирах.

— Скажите, пожалуйста, на полузатвор, на более уединенную углубленную жизнь надо брать благословение пастыря?

— Если пастырь вас знает лет 15 и знает, что это Вы действительно, имеете к этому способность, навык — тогда это имеет смысл. Но у наших православных всякие виды спорта существуют, где на все надо брать благословение. «Батюшка, благословите букет цветов купить», «Батюшка, благословите теперь выбросить», «Батюшка, а у меня букет цветов стоял около икон, а что мне с ним теперь делать?» — и так без конца. Идет какой-то батюшка – «благословите в источнике окунуться, потому что говорят, надо только по благословению». Батюшка: что ж, Бог тебя благословит. Человек — бултых, ну, и потом пневмония. Батюшка же не знал, что человек два дня назад перенес грипп, и организм у него ослаблен. И с этим окунанием нужно было подождать недельку или две. Поэтому нужен такой человек, который Вас знает, как духовный врач, лечащий причем. А так у любого другого благословляться, который Вас и не знает, и видит в первый раз, никакого смысла нет.

— Могли бы Вы объяснить, для чего нужны заповеди блаженства? Ведь есть же десять заповедей основных.

— Понимаете, десять основных заповедей — это заповеди для людей, потерявших человеческих облик. А заповеди блаженства – для людей, которые хотят взойти на небесную высоту. Те, основные, заповеди написаны для древнего человека. Предполагается, что христианин уже их исполняет. Как тот юноша, который сохранил эти заповеди и обратился за спасением ко Христу как учителю благому. Поэтому если вы читали тексты и тех и других заповедей, они говорят о совершенно разных вещах. И одно другое никак не может заменить. Если человек не убивает, не ворует, почитает Бога, один день в неделю посвящает Богу, почитает своих родителей, не прелюбодействует, не убивает, не завидует, не клевещет, то он еще не христианин. Этот человек просто человек. Потому что тот, кто нарушает эти заповеди — он уже не человек. И никакая духовная жизнь в нем невозможна. А заповеди блаженства — это заповеди уже духовной жизни. Вот, «Блаженные нищие духом». Нищета духовная — это когда человек считает себя хуже всякой твари. Ничего подобного в заповедях Моисеевых нет. Наоборот, фарисеи были исполнены гордостью, что они такие все великие. А эти все твари — мытари, самаряне — с ними так сказать, не то что за руку здороваться, а за три версты надо обходить. Совершенно другая ставится задача. «Блажены миротворцы». Разве об этом говорится? Или «Блажены алчущие и жаждущие правды». Разве в заповеди у Моисея есть алчба и жажда правды? Говорится: «не убий». Эта заповедь, скорее, для вороны или для лося. Вы, лоси деритесь, но не убивайте друг друга. Это заповедь совершенно одичавших людей, которые не понимают, что они хуже зверей, что убивать друг друга нехорошо. Им нужна эта заповедь. Это совершенно разные вещи.

Что такое Причастие?

В Православии существует несколько важных обрядов, священнодействий, которые необходимо совершать в тот или иной период своей жизни. Самые важные из них – Крещение, Миропомазание, Покаяние (то есть Исповедь), Причастие (или Таинство Евхаристии), Венчание (вступление в брак), Елеосвящение (иначе Соборование).

Причастие является одним из главных и его проводят чаще всего. Считается, что человек, который вовлечен в церковную жизнь, соблюдает все обряды и посты, должен раз в месяц приходить на покаяние и причащаться. Если вы слишком заняты, то хотя бы каждый год. Обычно проводится Таинство во время Литургии, то есть в выходные и по великим праздникам.

В процессе этого происходит приобщение простого человека к Святому Духу и Богу. Верующий получает благодать, силу. Но не каждого допускают к подобному священнодействию. Для этого нужно определенным образом подготовиться, а также обязательно явиться на Исповедь, чтобы полностью очистить душу от греха и предстать перед Господом «чистым».

Таинство Причастия было введено самим Иисусом Христом в давние времена, за день до смерти. В день Пасхи он уже знал о предательстве одного из апостолов, его разыскивали фарисеи и в последний раз Иисус решил устроить Тайную Вечерю, на которой дал особенные наставления последователям и ученикам.

Именно на данном ужине Христос произнес молитву над хлебом, разделил его между апостолами и сказал, чтоб они съели Тело его. То же самое сделал с вином и назвал его Кровью своей. Было установлено, чтобы данное Таинство проводилось постоянно, тем самым приобщая людей к Богу. Поскольку Господь заключил в те времена с евреями Новый Завет, согласно которому уже не приходится на Пасху приносить жертву в виде ягненка, так как этим Агнцем стал сам сын Божий. Именно он, будучи единожды убитым, смоет своей кровью все грехи человечества.

Сегодня специальный хлеб (просфоры) выпекают при епархии, а также в монастырях и приходах. Его вместе с вином специально подготавливают и освящают для того, чтобы причастить прихожан.

Подготовка

Нельзя просто взять и прийти на Причастие. К нему не допускают без определенной подготовки. Для этого желательно хотя бы 3 дня подряд соблюдать пост. Если же человек редко посещает храм, живет греховной жизнью и не придерживается важных обрядов, но хочет причаститься, тогда лучше уделить этому больше времени, хотя бы неделю.

Нередко подобные Таинства совершаются в великие праздники – на Пасху, в Рождество и т. д. Но необязательно ждать подобных событий, чтобы соблюдать пост и пройти Таинство Причастия. Сделать это можно в любое время, когда проводится в церкви Литургия. Намного важнее само примирение с Богом, желание перестать грешить и начать новую жизнь, а не удобство или какие-то определенные события.

Перед Исповедью и Причастием выдерживают пост. С этой целью нужно соблюдать рекомендации:

  • ежедневно молятся, читают канон покаянный Господу Иисусу Христу, каноны Богородице, Ангелу-Хранителю и Правила для Причастия, псалмы, делают это в спокойной домашней обстановке, чтобы вас никто не отвлекал;
  • переходят на постную еду, для чего исключают из рациона на этот период яйца, молоко, мясо и любые блюда с ними;
  • отказываются от спиртных напитков и кофе;
  • избегают развлечений, мелких суетных дел, стараются больше читать библейской духовной литературы (святых отцов, Евангелие);
  • важно помириться с теми, с кем вы недавно поссорились;
  • сходите на вечернее богослужение или Всенощное бдение.

Очень важно пройти Исповедь перед Причастием, без данного этапа человека не допустят к Чаше. При этом нужно максимально честно и искренне вспомнить все свои грехи, от малых до серьезных, которые вы совершили в период от предыдущей Исповеди, или же за всю свою жизнь, если никогда этого не делали раньше.

Конечно, священник лишь служитель церкви и земной представитель Бога, но вы обязаны назвать собственные грехи, как перед самим Господом. Только тогда получите его прощение и благословение. Считается, что если о чем-либо забыть, то это не страшно, но когда что-то специально утаивается, то это лишь усугубляет ситуацию и увеличивает вину в глазах Бога.

В случае, если вы не знаете, что именно считается грехом, а что нет, тогда стоит внимательно перечитать о семи смертных грехах, а также десять заповедей. Нарушение каждого из них осуждается церковью и Господом.

Таинство Причастия

Важно перед совершением священнодействия ничего не есть и не пить. Запрет накладывается не только на утренние часы после пробуждения, но и на всю ночь, начиная с 24:00. Важно, чтобы первым, что попадет внутрь, было Тело и Кровь Иисуса Христа. Даже если нужно принимать лекарства, желательно отложить их в этот день на более поздний период.

Литургия с Причастием проходит обычно достаточно рано, в 7 или 9 утра, так что потерпеть с питанием и водой нужно совсем недолго. Также это относится и к тем, кому необходимо лечить какие-то заболевания. Ведь наше тело и земная жизнь являются лишь второстепенными и кратковременными. Гораздо важнее уделить внимание своей духовности и заслужить благословение Бога.

Но если вернуться к вопросу, можно ли чистить зубы перед Причастием, тогда ответ от священнослужителей чаще положительный. Ведь никому неприятно дышать ароматом от неаккуратных прихожан. Это как уважение к священнику, который близко с вами контактирует. Но в процессе совершения гигиенической процедуры важно не проглатывать пасту или воду. Хотя даже на этот счет существует мнение, что если верующий случайно проглотил немного воды во время омовения, то это не является грехом или проблемой.

Причастие происходит на утренней Литургии. Лучше прийти в церковь немного раньше, пообщаться со священником, уточнить у него волнующие вас вопросы. Также это время выделите для молитвы, настроя, подойдите к любимым святым, поставьте свечи, еще раз перечитайте Правила к Причастию.

Видео: можно ли чистить зубы перед Причастием?

В конце Литургии, когда уже будет прочитан «Отче наш» в последний раз и закроются Царские врата необходимо подойти к алтарю (иногда выстраивается небольшая очередь из прихожан). Священник выносит Чашу и читает над ней молитвы. После этого все крестятся и складывают руки особым образом – в виде лодочек, приложив их к разноименным плечам.

Подойдя к алтарю, лучше не креститься, так лишние телодвижения грозят перевернуть Чашу, а это недопустимо. Назовите вслух свое имя, данное при Крещении, и откройте рот. Священник вложит ложечку с Телом и Кровью Господа, которые нужно сразу проглотить. Важно при этом не чихнуть, не выплюнуть их. Глотать лучше весь кусочек целиком. Дальше подходят к другому столику с «запивкой», если нужно.

Необходимо простоять в церкви до конца богослужения, не покидая помещения. После всего произносятся благодарственные молитвы, которые желательно повторить потом и дома в спокойной обстановке. Дальше этот день лучше посвятить тихим и добрым делам. Старайтесь избегать развлечений, посещения шумных мест, компаний. Уделите внимание семье, душе, молитвам, духовным книгам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *