Москва донской монастырь

МОСКОВСКИЙ ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Московский Донской монастырь

Московский мужской монастырь в честь Донской иконы Божией Матери, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

  • Адрес: Россия, 115419, г. Москва, Донская площадь, 1-3
  • Тел.: (495) 952-16-46, 952-14-81
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах. Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп. Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской.

Когда в 1591 году крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить ее в походной Сергиевской церкви посреди русского стана. Бессонную ночь провел тогда набожный царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу «силою Христа и предстательством Его Матери». Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, «обоз», отчего монастырь называли в старой Москве, «что в Обозе».

Донской монастырь. Большой собор Донской иконы Божией Матери,2010 г. Фото : Ю.Булкин

В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону. Возможно, что собор Донской иконы Божией Матери в 1591-1593 г.г. возводил московский зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города. Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный «Большим», а первый стал называться «Малым».

Малый собор расписывал в 1785 году итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. муч. Татианы в старом казаковском Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника на Б.Алексеевской (Б.Коммунистической) улице близ Таганки. Есть версия, что свои росписи в Донском монастыре он проводил по эскизам В.И.Баженова.

Красные монастырские стены с красивыми башнями, очень похожие на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь, и Кирилловы много жертвовали на эту обитель.

Донской монастырь грабили и разоряли в Смутное время, в Отечественную войну 1812 года и после революции.

В Донском монастыре провел большую часть своего заключения святой патриарх Тихон (Беллавин), перенося клевету и травлю со стороны большевиков и «обновленцев». В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти 7 апреля 1925.

Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Пришли те, кто не боялся ни провокации, ни гнева большевистских властей.

В 1989 году во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с нетленными мощами патриарха Тихона. В том же году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его св. мощи положены в раке в Большом соборе Донского монастыря.

Некрополь Донского монастыря — «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы», как удачно называли его в прошлом веке. На нем покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской… Здесь похоронены историк В.О.Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.Н.Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П.Я.Чаадаев, писатели А.П.Сумароков и М.М.Херасков. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В.Г.Перова. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова, умершая в заточении в Ивановском монастыре.

Донской монастырь часто называют «архитектурным кладбищем». В советское время ему пришлось укрывать в своих стенах не только человеческий прах, но и хоронить погибшую Москву. С 1934 года в монастыре находился музей русской архитектуры, и в него привозили фрагменты уничтоженных памятников старины, чтобы сохранить хотя бы напоминание о разрушенном городе. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке.

Вскоре после революции здесь, в монастырской церкви Архангела Михаила, где была усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры и передали сюда скульптуру Ангела Радости работы знаменитого мастера Витали из домовой церкви св. муч. Татианы Московского университета. Здесь же находится надгробие с могилы князя Д.М.Голицына, основателя одной из старейших в Москве бесплатной больницы для бедных — Голицынской, ныне Городская клиническая больница №1 им. Пирогова на Б.Калужской улице. Раньше она находилась на месте захоронения Голицына в склепе больничной церкви царевича Димитрия на территории основанной князем больницы. В 1918 году храм был закрыт, и по воспоминаниям очевидцев прах основателя (и его душе приказчика, двоюродного брата, А.М.Голицына, первого устроителя больницы) был перезахоронен во дворе, а надгробие работы скульптура Ф. Гордеева — перевезено в Михайловскую церковь Донского монастыря, где был открыт музей мемориальной скульптуры.

В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Только через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году.

Здесь же, в Донском монастыре, в 1927 году был открыт первый советский крематорий — «кафедра безбожия», как называла его тогда атеистическая богоборческая пропаганда. Под него была переделана монастырская церковь преп. Серафима Саровского, а строительные работы возглавлял Н.Тамонькин, сотрудник архитектора А.В. Щусева.

В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь.

В 1991 году территория монастыря была передана Московскому Патриархату, и здесь вновь возродилась монашеская жизнь. 18 августа этого же года был вновь освящен Большой собор монастыря.

19 февраля 1992 года было вскрыто захоронение патриарха Тихона, и обретены мощи святителя, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся открыто на северной части солеи.

>Святыни

  • Донская икона Божией Матери
  • Мощи святителя Тихона, патриарха Всероссийского

Настоятели, наместники

  • Гурий (упом. 1598)
  • Сергий (упом. 1621)
  • Евфросин (? — 1634) отставлен
  • Феодосий (1 мая 1634 — упом. 1635)
  • Афанасий (30 ноября 1678 — февраль 1681)
  • Герасим (упом. июнь 1682)
  • Леонтий (упом. июнь-июль 1683)
  • Никон (август 1683 — июнь 1689)
    • Антоний (Одинович) (упом. 1692 — упом. 1697)
    • Арсений (Кириллов) (упом. 1 июля 1697 — ?)
  • Антоний (Одинович) (6 июля 1698 — 18 марта 1705)
  • Лаврентий (Габашвили) (1705 — 20 мая 1720)
  • Иерофей (Прилуцкий) (14 августа 1720 — 19 июля 1721)
  • Иоаким (Струков) (24 декабря 1721 — 4 июня 1727)
  • Матфей (Шушерин) (11 июля 1727 — 17 октября 1728)
  • Иларион (Рогалевский) (24 октября 1728 — 26 марта 1732)
  • Кирилл Иерусалимита (10 апреля 1732 — 4 марта 1747)
  • Порфирий (Крайский) (12 мая 1747 — 30 мая 1748)
  • Иоанн (Козлович) (8 мая 1748 — 7 марта 1753)
  • Варлаам (Лящевский) (1 мая 1753 — 28 июля 1774)
  • Феофилакт (Горский) (1774 — 18 сентября 1776)
  • Павел (Зернов) (сентябрь 1776 — 15 апреля 1778)
  • Аввакум (Миланкович) (26 апреля 1778 — 1 марта 1792)
  • Платон (Любарский) (31 марта 1792 — 26 февраля 1794)
  • Иоанникий (Полонский) (февраль 1794 — 12 апреля 1795)
  • Иакинф (Карпинский) (18 апреля 1795 — 18 декабря 1797)
  • Евлампий (Введенский) (1798 — 29 июня 1801)
  • Виктор (Прокопович-Антонский) (29 июня 1801 — 11 декабря 1809)
  • Иоанн (Терликов) (15 февраля 1810 — 12 августа 1814)
  • Симеон (Крылов-Платонов) (12 августа 1814 — 1816)
  • Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (28 января 1816 — 15 июля 1817)
  • Евгений (Казанцев) (30 июля 1817 — 14 июля 1818)
  • Феофил (Татарский) (28 августа 1818 — 23 марта 1819)
  • Парфений (Чертков) (17 июня 1819 — 21 августа 1821)
  • Дионисий (Цветаев) (31 июля 1821 — 15 июля 1823)
  • Афанасий (Петриев) (23 июня 1823 — 17 октября 1832 )
  • Феофан (Александров) (14 ноября 1832 — 6 июля 1850)
  • Симеон (Авдуловский) (3 августа 1850 — 21 февраля 1852)
  • Агапит (Вознесенский) (21 июня 1852 — 1 января 1854)
    • Афанасий (упом. 1853)
  • Евгений (Казанцев) (1854 — 27 июля 1871)
    • Павел
    • Аркадий (Яценко) (1862 — 1869)
  • Аркадий (Яценко) (1869 — 1878 )
  • Иаков (Кротков) (1884/1885 — 1 декабря 1885)
  • Герман (Осецкий) (16 февраля 1886 — 18 декабря 1895)
  • Григорий (Полетаев) (17 декабря 1900 — 8 июня 1906)
  • Иаков (1906 — 13 декабря 1909 ) архим.
  • Алексий (Опоцкий) (1910 — 20 декабря 1914)
    • Никон (Пурлевский) (1918 — 1919)
  • Назарий (Кириллов) (1919 — 1920 )
  • Алексий (Палицын) (1922 — 1924)
  • Московские и всея Руси патриархи (с 1991)
    • Агафодор (Маркевич) (1991 — 25 декабря 2009)
    • Кирилл (Покровский) (25 декабря 2009 — 26 июля 2012)
    • Парамон (Голубка) (26 июля 2012 — 26 февраля 2019)
    • Фома (Демчук) (с 26 февраля 2019)

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта монастыря:
  • Лебедева Елена, «Донской монастырь», портал Православие.Ru, 31 августа 2013:
  • Казакевич А. Н., «Донской иконы Божией Матери Московский мужской монастырь», Православная энциклопедия, т. 15, с. 679-691:
    • (материал использован частично)
  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви, СПб., 1877, с. 154-157.

Большая биографическая энциклопедия,

Артюшенко М. В., И. Е. Забелин и Донской монастырь. По переписке об издании «Исторического описания Московского ставропигиального Донского монастыря» (1865, 1893) // М., 2014, с. 33-34, 43.

«Настоятели Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря»,

Московские ведомости, 15 декабря 1909,

На сегодняшний день на территории России осталось не так много старинных православных обителей, как хотелось бы. Многие были разрушены и забыты после многочисленных войн и революций. Но все же есть еще святыни, которые не поддались времени и кровопролитиям. Одна из таких — Святодонской монастырь. Эта православная обитель находится в Москве. Она окружена мощными защитными сооружениями, стенами, которые всегда стойко выдерживали навалы врагов. С внутренней стороны храмы окутаны уютными тихими скверами. Идеальное место для прогулок и обращений к Богу.

Краткая история Донской обители

Впервые монастырь был основан в 90-х годах XVI столетия. Тогда он располагался на юго-западной стороне Москвы, недалеко от Калужской дороги. Данное название храм получил в честь одноименной иконы — Донской иконы Богоматери, которая спасла Столицу России от сильного войска монголо-татарского хана. Есть даже версия, что когда-то этой иконой Сергий Радонежский благословлял князя Димитрия и его воинов на Куликовскую битву.

Именно на месте благословления войска был и возведена небольшая церковь. Чуть позже построили собор Пресвятой Богородицы, который сейчас называется Малым собором. А вскоре образовалась Донская обитель, которая окончила формирование защитной системы города, наряду с Новодевичьим и Даниловым монастырями.

В начале XIX столетия данная обитель была самым популярным религиозным заведением столицы. В 30-х годах здесь построили православное духовное училище, а в начале следующего столетия — школу для послушников.

На протяжении всего времени существования он был очень известным. На кладбище Донского монастыря похоронено много знаменитых людей. Здесь были обнаружены захоронения царя Давида (80-е года XVII столетия), грузинских царей Матвея и Александра (начало XVIII столетия). Также обитель стала последним домом для поэтов Сумарокова и Херасков, философа Чаадаева, архитектора Бове, историка Ключевского, писателя Одоевского, художника Петрова. В прошлом десятилетии на это кладбище перенесли останки генерала Деникина, философа Ильина, писателя Шмелева и Солженицына.

Если хотите почувствовать необычную и глубокую атмосферу этого места, обязательно посетите некрополь и побродите между разбросанными необычными могилами.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Где находится Донской собор

Как добраться на метро? По Калужско-Рижской линии нужно доехать до станции Шаболовская. После выхода с метро нужно идти в сторону улицы Шаболовка. Далее, доходим до пересечения с Донским проездом и поворачиваем направо. Идем прямо, огибая стены монастыря. Приблизительное расстояние до монашеских ворот — 1,2 км.
Сам же адрес Донского монастыря: Россия, город Москва, Донская площадь 1-3. Индекс 115413. Ближайшее метро: Шаболовская.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о мужском монастыре:

«Я И НЕ ЗНАЛ, ЧТО МЕНЯ ТАК ЛЮБЯТ» Однажды учительница математики из Миннесоты дала ученикам такое задание: составить список класса, подумать, что больше всего нравится в каждом из одноклассников, и записать это качество напротив его фамилии. В конце урока она собрала списки. Это было в пятницу. За выходные… На могиле библейского пророка ожило иссохшее дерево Весть об этом чуде разошлась по Самарканду. О нем говорили, затаив дыхание, не только христиане, но даже мусульмане и иудеи для которых это место так же священно. На могиле библейского пророка Даниила в Самарканде после молитвы патриарха Московского и всея Руси Алексия II ож… Луковка Жила-была одна баба злющая-презлющая, и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро.А Ангел-Хранитель ее стоит да и думает: «Какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать». Вспомнил и говорит Богу: … Воспоминания о приезде епископа Разнеслась по селу весть, что приезжает епископ. Его решили встретить с почестями. Настал долгожданный день. Дьякон отправился на станцию. Сошедших с поезда пассажиров оказалось мало. Из первого вагона вышел старичок в простой одежке. Подождал он на перроне, никто и не под…

Донской монастырь

В 1591 году на месте нынешней обители находился «обоз» – военный лагерь русских войск, готовившихся к обороне Москвы от крымского хана Казы-Гирея. Стремительная победа над ним была воспринята как чудо. В лагере находилась Донская икона Божией Матери, и именно в ее честь и в память о победе над крымцами в 1593 году был создан монастырь. В Смутное время обитель была разграблена и пришла в упадок, в конце XVII века возродилась и в целом приобрела нынешний облик.

Первый собор Донской иконы Божией Матери был построен в 1593 г. Его конфигурация в виде одноглавого куба с алтарными апсидами и горкой кокошников в дальнейшем стала образцом для храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церковных построек. Предположительно автором проекта был Федор Конь – создатель стен Белого города в Москве и укреплений Смоленского кремля. В 1679 г. к собору была пристроена трапезная и шатровая колокольня.

В 1684–98 годах по обету сестры Петра I, царевны Екатерины Алексеевны, возведен второй собор, тоже Донской иконы Божией Матери, получивший название Большого. Поставленный на высоком подклете, он создан четырехлепестковым в плане, причем каждый выступ увенчан своей главой. Это редкий для Москвы случай, когда главы собора расставлены по сторонам света. Полностью сохранилось убранство: восьмиярусный иконостас, созданный мастерами Оружейной палаты, и росписи кисти Клаудио. Тогда же на пожертвования семьи Кирилловых создана каменная ограда с двенадцатью башнями.

Над северными вратами в 1713–14 годах вдовой царя Ивана V возведена Тихвинская церковь, над западными в 1750–53 годах – колокольня с церковью святых Захария и Елисаветы, в юго-западной части построена больница и другие здания. Позже создавались фамильные церкви-усыпальницы: князья Голицыны в 1809 году построили при больнице храм Архангела Михаила, над могилами Зубовых в 1796–98 годах появилась церковь-ротонда во имя Александра Свирского, в 1888–1891 годах в псевдовизантийском стиле возведена церковь Иоанна Златоуста с усыпальницей Первушиных, в 1898 генерал-майор Терещенко создал фамильную церковь Иоанна Лествичника.

В 1920-х в монастыре продолжались богослужения, но отдельные здания передавались под советские учреждения и жилье. В 1922–25 годах здесь содержался патриарх Тихон. В 1934 году вся территория перешла в ведение Музея архитектуры. Это позволило сохранить уникальный ансамбль и создать на его основе архитектурный заповедник. Вдоль его северной и восточной стен разместили фрагменты разрушенных в 1920-30-х годах памятников: часть мраморных горельефов Храма Христа Спасителя, оконные наличники Сухаревой башни, портал церкви Успения на Покровке, окно из затопленного Калязинского монастыря на Волге и т.д.

Кладбище Донского монастыря оказалось единственным монастырским некрополем Москвы, не уничтоженным после революции. Сюда свозили некоторые надгробия из других храмов и монастырей. С 1946 года действовал только Малый собор. В Большом была музейная экспозиция, малые церкви приспособили под библиотеку, архив и фондохранилища. Церковь Иоанна Златоуста при этом полностью утратила интерьер.

Возрождение монастыря началось с 1991 года, вскоре после его открытия обретены мощи патриарха Тихона. Богослужения проводятся постоянно в Большом соборе, остальные церкви открыты нерегулярно. На месте бывших братских огородов построено две новых небольших церкви: в честь патриарха Тихона и во имя Георгия Победоносца.

В 2014-2016 гг. была проведена реставрация малого собора. Реставраторы заменили поздние конструкции крыш объемов трапезной, приделов и собора на новые — исторических форм. Проведена реставрация металлического креста середины XVIII века с прорезными деталями, а также крестов на колокольне и главах приделов. Фасады были окрашены в цвет, обнаруженный при натурном обследовании. Самой важной и сложной частью реставрации стало воссоздание растесанных окон XVI века.

Жюри конкурса «Московская реставрация-2016» по достоинству оценило проделанную работу, монастырь стал лауреатом сразу двух номинаций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *