Мощи святых

Почему мощи святых не тлеют?

Автор masha_p 25.05.2011 15:00 Религия » Культура

Даже скептики вынуждены признать тот факт, что мощи святых нетленны. Известен не один случай, когда тело осталось нетронутым ни временем, ни природой и сохранилось в том виде, в котором было погребено. Как рассказал «Правде.Ру» священник Михаил Прокопенко, такие случаи в церковной истории не так редки.

Фото: AP

Все мы прекрасно знаем, что после смерти человеческое тело разлагается, в результате чего остается один скелет. Однако не всех людей касается этот процесс. Оказывается, есть святые, чьи тела остались чуть ли не в том же состоянии, в котором были похоронены много лет назад.

Те, кто в этом сомневается, могут посетить монастырь святого Жильдара во Франции, где покоится святая Бернадетт. История гласит, что в 1858 году 14-летней французской девочке Бернадетт Субируа было видение Девы Марии, после которого она ушла в Неверский женский монастырь, где и умерла в возрасте 35 лет. В последующие 45 лет после ее смерти тело Бернадетт трижды эксгумировали (выкапывали из могилы) — по католическому канону, эта процедура, если подтверждает сохранность тела, свидетельствует о святости.

Тело Бернадетт абсолютно не подверглось тлению, чего не скажешь о крестике на шее и металлических четках в руках — они потемнели и окислились. Это говорит о том, что доступ воздуха в могилу все-таки был. Объяснений феномену до сих пор нет, кроме того, что Бернадетт была праведницей при жизни, а значит, святой после смерти. После третьей эксгумации тело святой Бернадетт было выставлено в часовне женского монастыря под стеклянным колпаком. Все, кто видел его, называют ее спящей красавицей: настолько не тронут временем «прах» девушки, умершей 128 лет назад.

История с Бернадетт — одна из немногих, которые не поддаются никаким объяснениям. В остальных случаях ученые всячески пытались найти хоть какие-нибудь зацепки. К примеру, в 1965 году было изучено тело проповедника из Генуи Дона Ариони. Его тело высохло и хорошо сохранилось. Обратили внимание на то, что тело монаха находилось в склепе в прохладных и сухих условиях. Следовательно, в этом случае мог иметь место природный или климатический фактор.

Зато Беатта Маргарита, умершая более 500 лет назад, покоилась в очень сыром месте рядом с другими телами, которые были подвержены разложению и гниению, но ее тело — нет. Кстати, после экспертизы было установлено, что тело Маргариты не подвергалось бальзамированию. А вот тело св. Риты, умершей более 500 лет назад, полностью оправдало надежды экспертов — как оказалось, оно было забальзамировано. После того как открыли крышку гроба, все почувствовали запах жасмина и роз. Эксперты сделали вывод, что экстракты цветов, впитавшись в кожу покойной, могли способствовать сохранности ее тела, пишет «Первая крымская».

Таких примеров можно приводить еще много, но факт остается фактом. Как рассказал «Правде.Ру» священник Михаил Прокопенко, такие случаи в церковной истории не так редки. «Однако принципиально важным для церкви не является тот вид, в котором эти мощи сохранились. Есть мощи, сохранившиеся в виде костей. Мы почитаем мощи как свидетельство христианского подвига, христианской жизни и следования Божьим заповедям. Это своего рода памятник подвигу святого», — говорит отец Михаил. Также он считает, что явления такого рода — чудеса Божьи и пытаться объяснить их механизм, «физику и химию нетленности» — дело неблагодарное и невозможное.

Однако ученые не сдаются и пытаются найти разгадку. Они доказали, что нетление тел объясняется естественными причинами: они могут сохраниться, если находятся в помещении с чрезвычайно сухим воздухом или в очень сухом грунте. Если же они попадают в почву, омываемую водой, в которой много извести, то могут даже окаменеть.

Впрочем, спор этот так и остается неразрешенным: священники считают, что на все воля Божья, ученые не хотят в это верить и продолжают искать причины столь необычного явления.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Мария Петрухина

1. Мощи святых, что же это такое?

Итак, что же означает само слово «мощи»? Всё очень просто — это останки умершего человека. Но почему же «мощи»? Ведь это слово относится к значению огромной силы. Но, как раз об этом и говорилось, что те люди глубокой веры, совершали необычные дела, подвиги и даже сверхъестественные чудеса, как будто бы за ними стояла великая сила. И поэтому после смерти, их тела трудно было назвать просто останками, но называли мощами святых. Тем более, люди верили, да и сегодня верят, что та невероятная сила, которая сопровождала их при жизни, осталась и присутствует в останках!

Вот теперь можно дать точное определение — это останки святых людей, могущие совершать необычные действия. В истории церкви и в настоящее время можно услышать множество свидетельств таких чудес возле мощей!

Христианские священники, объясняют это явление, тем, что у святых и праведных людей не только святая душа, но и тело. Поэтому их почитают непросто как память, но и почитают их останки и сохраняют их, считая источником Божественной благодати, к которому можно обратиться в молитве.

6. Почему мощи святых не тлеют?

Из истории можно прочитать множество случаев, когда находили тела усопших нетленными, но на самом деле, чаще всего это легенды, поверья и всё это носит манипулятивный характер. Именно по этой причине, церковью было принято решение, не считать нетление признаком святости, а лишь только чудеса.

Но всё-таки факты есть таких случаев. Учёные это объясняют по-разному. Иногда это происходило из-за особенного места захоронения, например, подвалы катакомб и благодаря природным условиям, тела действительно сохранялись. Но также множество случаев, когда учёные были поставлены в тупик и вынуждены были признать особенность останков святых. В сравнении с египетскими мумиями, которые были зловонны, останки святых, наоборот, благоухали, и учёные установили, что это не было связано с бальзамированием, тем более что, православной церковью не разрешалось бальзамировать. А было связано с изменением структуры организма. Ещё рассказывают, что каждый святой благоухает по-особенному!

Конечно, православные верующие всегда верили и будут верить, что всё-таки есть божественное вмешательство. В православном богословии это описано как знамение о будущем воскресении тел, обещанного верующим.

Ещё очень интересный факт про Афонских монахов. В их вере и традиции всё было как раз наоборот. Когда они хоронили своих братьев, после этого начинали за них молиться. Потом через время выкапывали труп и проверяли. Если тело не истлело, это считалось признаком греха, его опять закапывали и продолжали ещё больше молиться за умершего брата. Потом снова проверяли и так далее.

7. Одна из самых почитаемых православных святых

Святая Матрона или как её больше любят называть — Матронушка. Она была бедной крестьянкой, к тому же слепой, но очень глубоко верующей. Когда она обращалась к Господу, по её молитве происходило множество чудес исцеления. Ещё при жизни к ней тянулись толпы людей. У неё, так же, проявлялся дар предсказывания.

Большую часть своей жизни Матрона провела сидя. Даже когда она была больной, до самой смерти не переставала принимать людей.

  • Сегодня останки Матроны хранятся в Московском православном монастыре. Из-за этого территория монастыря никогда не бывает пустой. Люди постоянно съезжаются, со всех районов страны, собирая длиннющие очереди. Они хотят прикоснуться к святой Матроне и просить её о многочисленных нуждах.
  • Посещение паломников разрешается в определённое время: с шести утра и до восьми вечера.
  • Люди знают и верят, что Матрона поможет. К ней обращаются о заступничестве, решение проблем со здоровьем, в бизнесе, в личной жизни, в бесплодии. Также, просят, когда что-то пропало и нужно найти.
  • Людей учат, как правильно молиться. Нужно начинать с определённых слов: «О, блаженная матерь Матрона » или «Святая праведная старица Матрона, проси Бога за нас»
  • Ещё нужно знать, как прикладываться к телу Матроны. Чтобы выразить ей своё почтение, перед этим снимают верхнюю одежду, оставляют вещи, сумки. Затем нужно успокоиться и сосредоточиться на молитве, потом покреститься дважды, столько же поклониться и вот теперь губами прикладываются к раке. После этого, нужно опять покреститься и сделать поклоны. Кланяться нужно низко, пока рука не прикоснётся к земле.
  • Люди в большом количестве несут живые букеты цветом, поэтому область вокруг раки, всегда утопает в цветах. Эти цветы не выбрасывают, а по одному раздают людям, остальные высушивают и хранят. Приносить можно розы, гвоздики, любых цветов, а вот сирень и хризантемы, только белые и ещё можно красные тюльпаны.
  • Многие люди рассказывают о своих переживаниях, что когда подходят к Матроне и молятся, то сразу чувствуется есть ответ или нет. На душе приходит покой, значит, прошение принято или чувствуешь отторжение, значит, нет. Но каждый знает и верит — Матрона хочет помогать всем. И если возникло негативное чувство, нужно подумать, что, может, просьба не является нуждой. Может, это прошение греховное или назло.
  • При жизни Матрона учила — «нужно доверяться Божьей воле, Господь всё устроит!»

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. спу́д спу́ды
Р. спу́да спу́дов
Д. спу́ду спу́дам
В. спу́д спу́ды
Тв. спу́дом спу́дами
Пр. спу́де спу́дах

спуд

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: —.

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. устар. тайник, хранилище ◆ — Дожили мы до нежданного чуда: Вынул епископ добро из-под спуда. В. А. Жуковский, «Суд божий над епископом» ◆ Девки сыплют изумруд В кладовые, да под спуд. Пушкин А. С., Сказка о царе Салтане.
  2. устар. тяжесть, груз ◆ Утром поздно, уже переспав два раза срок, путешественник вдруг освобождает с трудом голову из-под спуда подушек. И. А. Гончаров, «Фрегат «Паллада»» ◆ Все четыре колеса очутились вверху, а я с Роськой и со всею нашею провизиею явились под спудом. Н. С. Лесков, «Пугало»
  3. устар., перен. бремя, гнёт ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от русск.-церк.-слав. спудъ, ст.-слав. спѫдъ μόδιος, словенск. sро̣̑d «ведро», др.-польск. spąd нов.-в.-н. местн. н. Spandau, является родственным пядь, первичное значение — «стянутый, составленный из досок сосуд». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • под спудом

Перевод

Список переводов

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
    • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

    Зачем нужны мощи?

    Мощи – это останки святых, то есть тех, кого Бог прославил после их кончины и чье присутствие в мире верующие постоянно ощущают. Святость Земной Церкви проявляется в человеческом почитании этих людей, в их явлениях живым, в чудесных событиях сопряженных с их участием, в исцелениях и помощи, которые приходят после молитвы им. Останки святого становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, – благодати. Точную формулу почитания мощей, которой придерживается Церковь до сих пор, мы находим в решениях Седьмого Вселенского Собора (787 год): «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Свидетельства почитания мощей можно найти уже в Ветхом Завете (4 Цар.13:21). Письменные документы II века подтверждают наличие этой традиции в Церкви еще с древнейших времен.

    Церковь непреклонно утверждает – Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому христианское богословие всегда говорило о том, что человек должен быть свят во всей полноте своего существа. Освящается не только душа, но и тело. Отсюда вытекает обоснование почитание мощей – человеческая плоть праведника так же освящена благодатью, как и его душа.

    Со времен раннего христианства таинство Евхаристии и Причастие Святых Христовых Таин совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это Таинство также совершается на святых останках. Так называемый Антиминс, – четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, – всегда в обязательном порядке присутствует на престоле в алтаре любого православного храма. Без него не может совершаться главное христианское богослужение – литургия. Таким образом Церковь указывает на то, что каждая литургия проходит как при видимом участии живых, то есть верующих, присутствующих в это время в храме (Церковь Земная), так и при участии усопших, то есть святых (Церковь Небесная), которые присутствуют не только невидимым образом, но и зримо и ощутимо – в мощах в алтаре на святом престоле

    Нетленность мощей не обязательное условие. О святости человека в первую очередь свидетельствует его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам. На Афоне, например, мощи – это кости почившего. При этом если тело монаха после его кончины не истлевает это считается плохим знамением – за такого человека начинают усиленно молиться.

    Когда началась традиция разделения мощей?

    Это происходило издревле. Документально мы можем проследить такую традицию уже в IV веке, читая дошедшие до нас письменные источники. Вот, например, что говорит на проповеди святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407 года): «Святые мощи — неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (они – Т.С.) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».

    Святыни прятали, переносили, теряли, обретали. Есть мощи, которые до сих пор остаются нетленными (святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Александр Свирский), а есть и те, которые со временем истлели. Чем более велика слава почившего святого, тем больше будет храмов и монастырей, которые захотят себе частичку его мощей. Однако не у всех святых оставались мощи. Иногда случалось так, что после кончины мучеников, язычники уничтожали их тела, сжигая их или выбрасывая в воду.

    Бывали ли случаи, когда мощи выкрадывали?

    Саркофаг, в котором находились мощи святителя Николая

    Да, такие примеры есть. Самый хрестоматийный из них – перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. На деле – это было самое настоящее похищение. При этом похитители руководствовались вполне благочестивыми целями. В ту эпоху Византия находилась под постоянной угрозой оккупации турок, и итальянские христиане боялись, что мощи святого в конце концов могут быть подвержены поруганию. Кроме того все мореплаватели средиземноморского бассейна почитали Николая Чудотворца, как своего особого покровителем. Отсюда и возникло желание получить мощи святого в свой родной город. В 1087 году торговый корабль с барийцами причалил к порту Мир Ликийских. Моряки пробрались в храм, в котором покоились мощи святого, и, схватив тамошних монахов, стали допрашивать их, где находится гробница святителя. Один из моряков, – Маттео, – увидев на полу храма мозаику, стал пробивать ее ломом и вскоре обнаружил под ней пустое пространство, где и лежали мощи Николая Чудотворца. Быстро погрузив свое сокровище на корабль, моряки отправились обратно – домой. Уже в Бари частички мощей святителя были направлены в разные места. Одна находится теперь в соборе святителя Николая в Риме, другая во Франции – в Сен-Николя де Порт, третья в Венеции. Похожая история случилась и с «перенесением» мощей апостола Марка из Александрии в Венецию (829 год) и с телом Спиридона Тримифунтского, которое выкрали из Константинополя и привезли на остров Корфу (1456 год).

    Существуют ли научные методы проверки исторической подлинности мощей?

    Существуют. Один из них – радиоуглеродный метод, с помощью которого можно датировать возраст мощей. Любая органика содержит в себе углероды, которые с момента смерти биологического существа, начинают распадаться с известной скоростью – так называемый период полураспада. Ученые измеряют количество углерода, которое остались у изучаемого объекта и затем сравнивают его с тем, сколько его должно было быть изначально. Таким образом удается определить примерную дату смерти, по количеству распавшегося углерода. Этот метод успешно применили во время исследования главы Иоанна Предтечи в городе Амьен. Он показал, что возраст черепа – около 2000 лет. Существует и антропологический (Антропология – совокупность дисциплин, изучающая человека, его происхождение, существование и развитие в природных и культурных средах. – Прим. ред.) анализ, который также применялся во время этих исследований. Он определил, что это голова человека между 35-45 годами, а тип черепа – семитский, что дополнительно указывало на подлинность Главы Иоанна Предтечи.

    Кроме того может использоваться индивидуальный историко-канонический анализ. Он осуществляется на основе комплекса различных исторических документов и археологических артефактов. В частности такой анализ требуется для того, чтобы подтвердить, что именно этот город, место или епархия имеет особые права на хранение мощей того или иного святого. Например, через такой историко-канонический анализ было подтверждено, что мощи апостолов Петра и Павла действительно были обретены в Риме, а значит этот город является «родиной» этих святых мощей. Но подобный анализ не всегда представляется возможным. За 2000-летнюю историю существования Церкви, со всеми потрясениями, падениями империй, крестовыми походами и прочими событиями, определить путь той или иной святыни подчас крайне затруднительно. Иной раз исследователи обладают только лоскутками косвенной информации, с помощью которой можно хоть как-то восстановить историю мощей.

    Однако важно отметить, что церковное сознание всегда полагалось на свидетельства своего Предания, и такое доверие было оправданным. Все данные научных исследований всегда рассматривались как вспомогательные аргументы, никак не определяющие вопроса о подлинности мощей. В научных кругах долгое время подвергались сомнению многие персонажи и места из Священного Писания. Археологические открытия же XX века большую часть этих сомнений рассеяли. А что будет открыто завтра неизвестно, но Церковь знает своих святых лучше, чем кто либо другой, пусть он и будет держать в руках лупу или измерительный прибор. Для Церкви принципиальным остается только одно свидетельство – признание подлинности мощей самой Церковью через решения церковных соборов и народное почитание.

    Проводят ли сами христиане исследования мощей?

    Фото Романа Яровицына

    Да. Католики, после Второго Ватиканского Собора (1962 – 1965 года), создали целую комиссию, которая должна была определить подлинность всех мощей и реликвий, хранящиеся в монастырях и храмах. За 10 лет были перепроверены все документы, по возможности восстановлена история каждой святыни. В результате проведенная работа отделила те мощи и святыни, чье происхождение и подлинность документально подтверждена, от тех, которые мы можем почитать только верой.

    Такие исследования знает и Православная Церковь. Например, в этом году празднуется 25-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, которые были похищены властями в Советский период. Тогда надежды найти его святые останки почти не осталось. Когда в 1990 году поступила информации о том, что возможно в Музее атеизма и религии эти мощи все таки найдены, то была создана комиссия которая провела антропологический и историко-канонический анализы. В результате было достоверно установлено, что найденные останки – мощи преподобного Серафима Саровского. Постоянно появляются противоречивые свидетельства об исследованиях останков Царской семьи.

    Важно отметить, что ни в случае с известной католической комиссией, ни в случае научных исследований мощей по запросу Русской Православной Церкви их результаты не были и не могут быть основанием для решения вопроса о подлинности мощей. Последнее, определяющее слово всегда остается за самой Церковью, только Она сама хранит в себе святость и может распознавать ее.

    Таинство открытия мощей

    Обретение мощей святителя Иоанна (Максимовича) Архиепископ Иоанн (Максимович) отошел ко Господу 2 июля 1966 года во время архипастырского посещения города Сиэтла с чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной. После богослужения он ушел с иконой к себе в келью, где его вскоре нашли перед святым образом бездыханным. Похороны состоялись в Сан-Франциско, но не сразу. Потребовалось довольно много времени, чтобы съехались все архиереи. Митрополит Лавр (тогда еще в сане игумена) ехал трое суток на машине из Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле – расстояние более 5000 километров – вместе с архиепископом Аверкием (Таушевым). И хотя тело владыки Иоанна не бальзамировали, а погода в Сан-Франциско стояла необычайно теплая, во время отпевания и после никаких признаков тления замечено не было.

    Городское управление, видимо, под влиянием бывшего мэра – православного грека Джорджа Кристофера, дало приходскому совету кафедрального собора в честь иконы «Всех скорбящих Радосте» специальное разрешение похоронить владыку в черте города, под храмом – в подвальном этаже было складское помещение, его переоборудовали в усыпальницу.

    Люди начали приходить ко гробу владыки Иоанна еще до его прославления

    Люди начали приходить ко гробу владыки Иоанна, как к блаженной Ксении, еще до его прославления. Сначала они молились просто за владыку, а потом стали обращаться в молитве к нему самому, оставлять записки с прошениями под его митрой. Путь к канонизации владыки Иоанна, к этому церковному акту, начался тогда – и начался как движение снизу. Со дня кончины владыки Иоанна совершилось так много чудес, его молитвенная помощь была настолько очевидна, что возникло народное почитание, – и уже потом оно увенчалось официальным актом канонизации – признания святости владыки Иоанна.

    Само церковное решение прославить святителя Иоанна было чудом. В то время Русскую Зарубежную Церковь возглавлял митрополит Виталий (Устинов), который не был почитателем святителя Иоанна. Но однажды архиепископ Антоний (Медведев), возглавлявший Западно-Американскую кафедру, после поездки на заседание Архиерейского Синода в Нью-Йорк в феврале 1993 года, сказал мне по дороге из сан-францисского аэропорта: «Ты не поверишь. Я на Синоде осторожно предложил потихоньку начинать сбор материалов к прославлению владыки Иоанна. И вдруг митрополит Виталий твердо заявил: “Прославим!”».

    После этого, в мае 1993-го, состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей, на котором было принято уже соборное решение о прославлении святителя Иоанна 2 июля 1994 года. Тогда архиепископ Антоний назначил день открытия и обследования останков архиепископа Иоанна. На это событие владыка Антоний пригласил самого близкого ему по духу архиерея – архиепископа Сиракузского и Троицкого Лавра, а также некоторых священников, архимандрита (ныне архиепископа Чикагского) Петра, который был главным прислужником у владыки Иоанна, регента кафедрального собора В.В. Красовского и хранителя усыпальницы Б.М. Трояна.

    Есть дни в жизни, когда человек все помнит до мелочей. У отца Александра Шмемана в дневниках есть размышления об этом. Мы можем не помнить деталей дня нашей свадьбы, деталей дня хиротонии, но какие-то дни и моменты мы запоминаем во всех подробностях: погоду, лица, цвет одежды окружающих людей… Я служил с архиепископом Антонием (Медведевым) 20 лет, но хорошо помню только какие-то отдельные моменты – закрываю глаза и вспоминаю, как он сидит рядом, вижу, как он разделяет руками панагию и крест, вижу выражение его лица и чувствую его дыхание… День открытия мощей святителя Иоанна – эту малую Пасху – я помню очень хорошо.

    Был трепет, но трепет чисто человеческий – наверное, потому, что большинство из нас никогда прежде не открывали гроба, тем более – гроба предполагаемого святого, и просто не знали, чего ожидать. Я к тому же был еще совсем молодой священник, не очень опытный в смысле обращения с покойниками.

    В ночь с 11 на 12 октября 1993 года, ровно 25 лет тому назад, после вечернего богослужения в кафедральном соборе, архиереи и священники, вошедшие в состав Комиссии по освидетельствованию останков архиепископа Иоанна, по очереди читали у его гробницы в усыпальнице Евангелие. Всего в этом акте участвовало 16 человек, из коих было двое мирян.

    Ровно в 9 часов вечера начали панихиду. Наши жены и дети знали о том, что в тот вечер мы будет открывать гробницу владыки Иоанна. Хотя владыка Антоний и просил нас не оглашать предстоящее открытие мощей, но, конечно, мы уговорили его разрешить сказать нашим матушкам. И он разрешил. Они ждали дома и тоже очень волновались.

    За несколько дней до этого события в усыпальницу спустилась небольшая делегация из трех лиц, один из них был столяром, чтобы подготовиться к открытию мощей. Гроб все время находился в бетонном саркофаге, который стоял над землей, и надо было решить, как снять с него очень тяжелую крышку. Поэтому заранее были подготовлены балки, ломы, ткань и все необходимое.

    При пении тропарей «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» мы приступили к своему послушанию. Была снята тяжелая крышка саркофага, и мы увидели под ней проржавевший металлический гроб. На нем лежала в целости и сохранности мантия, которую положили туда в день отпевания. Гроб приподняли на веревках, но он начал крошиться. Мы подложили под него балки и установили наверху. Теперь нам предстояло открыть крышку самого гроба.

    Панихида

    Ключ от крышки гроба более 25 лет хранился у архимандрита Петра (Лукьянова). Он подошел, торжественно вставил ключ, но крышка не открылась – она проржавела, и замок не работал. Тогда за дело взялся наш протодиакон отец Николай Поршников – русский богатырь весом более 150 кг; он попытался было открыть крышку ломом, но владыке Антонию не понравилось такое насилие – неблагоговейно силой вскрывать мощи, ведь это же своего рода священнодействие. Он остановил отца протодиакона, перекрестился, закрыл глаза и начал читать 50-й псалом.

    Он дочитал 50-й псалом, а затем вслух запел: «Не имамы иныя помощи…» – и мы почти сразу смогли открыть замок. Владыка Антоний с легкостью откинул крышку гроба. Я думаю, что мы не могли открыть ее сразу, потому что Господь хотел, чтобы мощи открыл именно владыка Антоний, который заслужил это всей своей высокой духовной жизнью.

    Крышка открылась, мы увидели облачение святителя Иоанна. Когда-то оно было белое, но теперь стало зеленым – вероятно, потому что покрылось плесенью. Когда мы дотронулись до облачения, оно начало рассыпаться в руках. Когда хоронят священника, его лицо покрывается богослужебным воздухом (пеленой), тем, которым во время Литургии покрывается Чаша и Дискос. Таким воздухом было покрыто и лицо святителя Иоанна. Владыка Антоний, вновь читая 50-й псалом, перекрестился и приподнял воздух.

    Так я впервые «познакомился» с владыкой Иоанном, впервые его увидел. Его лицо и все его тело полностью сохранились, были нетленными – это были мощи.

    Я поднялся в квартиру и закричал: «Нетленны! Нетленны!»

    Владыка Антоний назначил меня фотографом. В 1993 году я фотографировал на пленку на недорогом фотоаппарате, но в этот момент она у меня закончилась. Я побежал за угол домой, а там свет везде горит, как на Пасху. Был одиннадцатый час ночи, матушка меня ждала. Я поднялся в квартиру и закричал: «Нетленны! Нетленны!» Схватил пленку и побежал обратно в усыпальницу, а матушка сообщила радостную весть другим женам духовенства, участвовавшего в открытии мощей.

    После открытия мощей мы все ощутили необыкновенное духовное спокойствие. Стояла благоговейная тишина, никто не разговаривал, не вскрикивал, не проявлял удивления – было просто хорошо стоять у мощей владыки Иоанна, молиться без слов, касаясь рукой его гроба.

    Для мощей владыки протоиереем Георгием Куртовым был заранее приготовлен деревянный гроб, и мы при пении ирмосов Великого канона святого Андрея Критского «Помощник и покровитель» переложили в него мощи святителя Иоанна. Архиепископ Антоний со словами кондака Великого канона «Душе моя, востани» покрыл лицо владыки Иоанна новым воздухом, и мы деревянный гроб закрыли и запечатали.

    Затем в усыпальницу на руках принесли больного мальчика – сына священника нашей епархии. Владыка Антоний благословил, чтобы его приложили к мощам, – и этот мальчик, Всеволод Беликов, получил исцеление от своей болезни. Сейчас он совершенно здоров, на полметра выше меня, в университете даже в регби играл!

    В конце мы пропели общий святительский тропарь: «Православие наставниче, благочестия учителю и чистоты…» – и около 12 часов ночи разошлись по домам, подобно святым апостолам Христовым – с радостью великой.

    Из 16 участников акта открытия святых мощей владыки Иоанна семь человек уже отошли ко Господу, в том числе приснопамятные архиепископ Антоний (Медведев; † 2000) и митрополит Лавр (Шкурла; † 2008), а совсем недавно – последний ставленник святителя Иоанна – протопресвитер Валерий Лукьянов († 25 мая 2018 г.).

    В жизни Церкви каждый молитвенный вздох, каждое богослужение, каждый момент – таинственны. Открытие мощей святителя Иоанна, несомненно, было церковным таинством, когда через что-то видимое, ощутимое происходит что-то невидимое, таинственное, преображающее и укрепляющее. После этого таинства открытия мощей мы, участники, и чада Русской Церкви начали ждать следующее таинство – прославление во святых архиепископа Иоанна.

    Отчет VIII-го (ликвидационного) Отдела Народного Комиссариата Юстиции VIII-му Всероссийскому Съезду Советов

    22-го октября 1918 года, при приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря, Петрозаводской губ., в литой раке, весящей более 20-ти пудов, вместо «нетленных» мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла.

    Это известие, переданное коммунистической прессой во все, даже отдаленные углы Советской России, естественно вызвало крайнее смущение, как в стане церковников, так равно и среди масс… Сами же трудящиеся массы начали требовать осмотра содержимого в раках и в других местах. Таким образом…, в целом ряде губерний, в присутствии духовенства, экспертов-врачей и представителей Советской власти было произведено, по имеющимся в VIII Отделе сведениям, 63 вскрытия мощей. Вскрытия эти обнаружили целый ряд фальсификаций, при помощи которых служители культа обманывали народные массы. Оказалось, что серебряные гробницы, часто блистающие драгоценными камнями, содержали в себе либо истлевшие, превратившиеся в пыль кости, либо имитацию тел с помощью железных, обмотанных тканями каркасов, дамских чулок, ботинок, перчаток, ваты, окрашенного в телесный цвет картона и т. д.

    Особо бьющие в глаза случаи фальсификаций были обнаружены при вскрытии мощей Тихона Задонского, Митрофана Воронежского, Ефросиньи Суздальской, Питирима Тамбовского, Артемия Веркольского и др. В Жабынской пустыни, Тульской губ., массивная гробница, в которой, по уверениям церковников, якобы находилось нетленное тело Макария, оказалась совершенно пуста.

    Насколько сильно церковники были скомпрометированы скандальным для них разоблачением мощей, можно судить уже по тому, что патриарх Тихон еще 19-го февраля 1919 г. счел себя вынужденным обратиться к епархиальным архиереям с особым «доверительным» письмом, в котором заявляет, что «считая необходимым по обстоятельствам времени (!) устранить всякий повод к глумлению и соблазну», он поручает архиереям «по собственному их усмотрению и распоряжению с архипастырской заботливостью и рассуждением, устранить всякие поводы к соблазну в отношении святых мощей во всех тех случаях, когда и где это признано будет необходимым».

    Сами церковники были отлично осведомлены о всех фальсификациях. Это видно, например, из того, что член синода, митрополит Сергий 20-го февраля 1919 г., за № 207 А, предлагает Владимирскому епархиальному совету принять к неуклонному исполнению особые правила «положения св. мощей в раки и выставления их для благоговейного поклонения верующим». Из этих «правил» мы узнаем, что «перекладывать мощи ватой, устраивать для них особые тюфячки и другие приспособления отнюдь не нужно», «предварительно положеныя в раку необходимо расположить кости на прилично покрытой доске (картон и под) и плотно к ней прикрепить отдельными повязкам или обшей пеленой (можно зашить)», «если же мощи сохранились в виде нескольких разрозненных костей», в этом случае митрополит рекомендует «собрать их в какой-либо приличный ковчежец (металлический или деревянный)», который и «поставить в раку (если она уже есть)».

    Митрополит Сергий, несмотря на свои слишком откровенные указания, все же предвидит возможность массы самых разнообразных «недоуменных случаев», а посему настоятелям монастырей, приходов, благочинным предписывает «в случае каких-либо недоумений при применении этих правил обращаться за указаниями к местным преосвященным викариям или к нему». «Каждый,- заключает Сергий,- во вверенном ему городе, соборе или монастыре должен принять соответствующие меры и о последующем донести мне».

    Таким образом, по сигналу из недр патриаршей канцелярии, параллельно с публичным освидетельствованием на местах мощей, в присутствии трудящихся масс и представителей Советской власти, начинается тайный предварительный осмотр этих мощей исключительно представителями духовенства, причем последние, по совету патриарха, в «целях устранения всякого повода к глумлению и соблазну» производят очистку рак от таких предметов, как, например, коробки из под сардин, брошки с надписью «Шура» и т.д. «Обретение» этих именно предметов в раках «святых мощей» было точно зафиксировано в протоколах вскрытия, подписанных представителями самого же духовенства. Осмотр мощей в Твери застает кости князя Михаила Тверского уже обряженными в новые одежды самого последнего производства. Процесс новгородских церковников с епископом Алексеем во главе показал, что, оперируя сообщенным выше посланием Тихона, церковники неоднократно прибегали к новым приемам обмана.

    Деятельность VIII Отдела в данной «мощенной эпопее» выразилась в сообщении на места инструкций к установлению организованного порядка вскрытий, гарантирующего соблюдение известного такта по отношению к религиозным чувствам сторонников православной религии. Так, например, VIII Одел от своих провинциальных работников требовал, чтобы вскрытие производилось в наиболее благоприятное для данной операции время и отнюдь не во время богослужений, чтобы к участию в осмотре мощей были бы привлекаемы самые широкие массы (от рабочих организаций, волостных советов, профес, союзов и т. д.), чтобы самый процесс вскрытия (распоясание, снятие одежд, извлечение черепа, костей и проч., содержимого в раке), где то окажется возможным, непременно бы поручался представителям духовенства…

    Народный Комиссариат Юстиции 25-го августа 1920г. распубликовал особый циркуляр, коим предлагалось следующее:

    1) местные исполкомы при соответствующей агитации последовательно и планомерно проводят полную ликвидацию мощей…, избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости при проведения своих мероприятий

    2) ликвидация названного культа мертвых тел, кукол и т. п. осуществляется путем передачи их в музеи

    3) в случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний, направленных к эксплуатации темноты, как со стороны отдельных служителей культа, так равно и организаций бывших официальных вероисповедных ведомств, — отделы юстиции возбуждают судебное преследование против всех виновных лиц, причем ведение следствия поручаетеся следователям по важнейшим делам при отделах юстиции или Наркомюста, а самое дело разбирается при условиях широкой гласности.

    Помещая сводку вскрытий, выясняющую, между прочим и дальнейшую судьбу уже вскрытых мощей, здесь мы должны только сказать, что осмотр мощей по городам Советской России в общем был произведен без каких-либо экцессов и волнений на этой почве…

    Сводка вскрытий «мощей», произведенных … в пределах Советской России в 1918, 1919 и 1920 гг.:

    Наименование мощей Дата вскрытия Результаты осмотра
    Мощи Артемия Веркольского, Архангельская губ. 20 декабря 1918 Разделенный на 3 части гроб, в первой части вата, во 2-й церковное облачение, в 3-й небольшой красный сундук, перевязанный шнуром и запечатанный печатями Веркольского монастыря. По вскрытии сундука обнаружено: обыкновенный уголь, перегорелые гвозди и мелкий кирпич. Признаков костей нет.

    При вскрытии присутствовали монахи и архимандрит Иоаникий. Некоторые монахи со словами, вот как нас до сего времени обманывали, начали снимать с себя монастырскую одежду и, бросая в угол церкви, говорили: «довольно нас дурачить». … Одна из деревенских женщин, когда увидела то, что было найдено вместо мощей, сказала: «я-то, дура, прошлый год приходила сюда и, когда подходила к раке, вся дрожала от страха, думая, что здесь действительно нетленный святой, а вот тут смотри, какая дрянь наложена вместо святого».
    11-19 г. (Великий Устюг).

    Авраамия мученика, г. Владимир 12 февраля 1919 По снятии покровов была обнаружена вата свежего происхождения, в которой лежала группа костей не одного лица, по крайней мере двух. Одна кость по внешнему своему виду отличается от всех других свежестью, вследствие своей плотности и белизны. Внутри черепа вата.
    Князя Георгия, г. Владимир. 15 февраля 1919 В княжеских одеждах недавнего происхождения мумифицированный труп. Длинные белые шелковые чулки с фабричным клеймом.
    Князя Андрея, г. Владимир. 13 февраля 1919 Под княжескими одеждами большое количество ваты, в вате кости со следами явного разрушения.
    Князя Гавриила, Юрьев-Польский. 17 февраля 1919 Кости скелета, лежащие на слое ваты. Мелкие кости кистей рук и ступней ног отсутствуют. Обнаружено 2 лишних височных кости. Пяточные кости лежали в позвоночнике. Кроме всего, найдена тонкая кость, похожая на ребро ребенка.
    Петра и Февронии, г. Муром. 10 февраля 1919 Ящик, вышиною 5 верш., разделенный деревянной переборкой на 2 половины. Как в той, так и в другой половине человеческие кости, далеко не все, очень немногие, самые крепкие, как то: бедра, плечевые кости, череп. Все это издавало характерный гнилой запах.
    Князя Константина, «чад его» Михаила и Феодора, матери Ирины, г. Муром. 10 февраля 1919 Четыре мешка с костями. Вата и тряпки, которым придана форма груди. Но при вскрытии мешка, в котором должна была находиться голова Ирины, оказался череп с провалившейся срединой, набитый, как и другие, ватой и тряпками. На дне раки под головам фигур с левой стороны найдена костяная брошка с надписью «Шура».
    Ефросинии Суздальской 12 февраля 1919 Матерчатая кукла с кусками костей.
    Евфимия Суздальского 12 февраля 1919 Груда истлевших и рассыпающихся от времени костей.

    Служители культа заявили, что они будто бы сами не знали правды о мощах. (Анкета)

    Митрофана Воронежского. г. Воронеж. 3 февраля 1919 Череп с прилепленными волосами, несколько костей, груда тряпок и ваты, несколько перчаток и, наконец, вместо центральной части «тела» — мешок, набитый разной трухой без костей.
    Тихона Задонского, г. Задонск. 28 января 1919 Череп. Высохшая, превращающаяся при прикосновении в порошок часть берцовой кости. Картон, выкрашенный под телесный цвет. Фальсификация рук и ног при помощи ваты и картона. В перчатке прорез, в котором вложен картон телесного цвета, и к нему прикладывались верующие. Дамские чулки, ботинки, перчатки. Вместо груди — железный каркас.
    Сергия Радонежского, г. Сергиев, Московская губ. 11 апреля 1919 Изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок. В черепной коробке в провощенной бумаге недавнего происхождения русо-рыжеватые волосы.
    Саввы Сторожевского, г. Звенигород 17 марта 1919 Кукла из ваты. В вате 33 сильно разрушившихся и переломленных кости. Среди «мощей» две денежных марки, одна в 20 к., другая в 10.
    Мстислава Удалого, Новгород 3 апреля 1919 Человеческий череп, отделенный от туловища, правой руки нет, левая от туловища отделена. Скелет разрушен, конечностей нет. На месте правого бока груда трухи, истлевших тряпок и почерневших костей.
    Князя Владимира, Новгород 3 апреля 1919 Груда чёрных костей, тряпок и трухи, череп, расколовшийся на две половины. Никакого сходства с человеческим скелетом грудь не имеет. На костях никаких конечностей. Остатки кожаных сапог машинного производства. В груде трухи видны коконы засохших червяков.
    Анны, жены Ярослава, Новгород 3 апреля 1919 Костяк не сохранился. Кое-где на остатках костей — засохшая кожа. Череп разрушен совершенно, кроме нижней челюсти. Вместо одежды труха, при развертывании которой отделяется масса моли и пыли. Кости лежат в беспорядке.
    Иоанна Новгородского, Новгород 3 апреля 1919 В бесформенной груде костей трудно что-либо определить. Полуразвалившийся череп от времени почернел, кожи на остатках костей нет. При развертывании остатков одежды выделяется удушливый запах и масса пыли.
    Кирилла Новоезерского, Белозёрск февраль 1919 Кукла, изображающая человека, с формою лица человеческого и со всеми его частями, как то: носом, подбородком и т. д. Казалось, что под этим покровом действительно находится человек. Под покровом в действительности нашли лишь груду костей, причем некоторые, как то: бедренная кость, задняя часть головной коробки — сохранили свою форму, все же остальные кости превратились в порошок. В черепе две медных монеты 1740 и 1747 гг.
    Александра Свирского. Лодейн. у., Олонецкая губ. 22 октября 1918 Литая рака, весом в 40 пудов, в раке восковая кукла.
    Всеволода-Гавриила 27 февраля 1919 Цинковый ящик, размером 18/10 вершков, в котором оказались остатки разрозненных обгоревших костей, во второй нижней половине мусор из золы, земли, остатков извести и кусочков дерева.
    Афонские мученики Ефимий, Игнатий и Акакий. г. Балашев, Саратовская губ. 21 февраля 1919 В серебряном ящике на зеленой бархатной подушке три части отпиленных человеческих костей, одна от локтевой, а две от большой берцовой. Вид костей обычный, какими бывают все кости умерших.
    Питирима Тамбовского, Тамбовская губ. 29 февраля 1919 Металлическая кукла, ящик-футляр в форме человеческого тела и длиною в средний рост человека, створчатый, раскрывающиеся спереди и посередине в обе стороны. Внутри залитые воском кости. Восковой слепок с головы и в нём небольшие обломки теменных, затылочных и височной костей.
    Михаила Тверского, Тверь 18 мая 1919 Под большим количеством покровов обнаружена схима белого цвета и в ней в беспорядочном виде кости. Череп лежит с отделившейся нижней челюстью, позвонки вместе с ребрами.

    Окружавшие раку были смущены. Вокруг храма кружки прихожан. Старый крестьянин говорил: «А я верил и ходил на поклонение 18 лет. (Правда, №10)

    Ефрема Новоторжского, г. Торжок. 5 февраля 1919 Череп кирпичного цвета, внутри черепа вата. Кости, при чем оказалось 6 лишних костей, 2 бедренных, 2 тазовых, 1 плечевая. Лишние кости по наружному виду свежие.
    Иулиании Новоторжской, г. Торжок. 5 февраля 1919 Кости, между ними найдены кости рук (суставы пальцев), но по преданию их быть не должно, так как руки у нее были отрублены, и она «приплыла вверх по течению без рук».

    Такое противоречащее житию открытие весьма смутило духовных отцов, и объяснить это «чудо» они затруднились.

    Аркадия Новоторжского, г. Торжок. 5 февраля 1919 Несколько штук костей, земля, куски засохшей глины, кусок гнилой доски.
    Нила Столбенского, Осташков. 25 февраля 1919 Под двумя густыми слоями ваты, до 2 ф. каждый, груда трухлых костей, переложенных ватой и пересыпанных порошком, предохраняющим от гниения. Кости далеко не все. Череп набит ватой. Кости кофейного цвета и хрупки, давность их, по заключению врачей, не одинакова.
    Макария Калязинского, Калязин. 8 февраля 1919 Череп, обе плечевые кости, кость предплечья, кости бедра, все кости голеней, одна лопатка, наполовину истлевшая, несколько позвонков, несколько мелких костей. Все кости переложены ватой, которой и оказалось 5 ф. Кроме того: медных денег 115 шт., серебряных монет 7 шт., ломаная серьга, пуговица, крестик, булавка, гвоздь, две гайки, 5 кусков ладана, 4 бусинки, сушеная грушина, лаврового листа 1 1/2 ф., сосновой стружки 4 ручных пригоршни.

    Большинство присутствующих были удивлены раскрытием обмана, но некоторые наиболее пожилые люди были недовольны тем, что разрушена долголетняя иллюзия нетленных мощей. Среди монахов полнейшая растерянность, замешательство и недоброжелательство. Некоторые из монахов делали вид, что не ожидали обмана. (Анкета)

    Макария Жабынского. г. Белев., Тульская губ. 16 марта 1919 Гробница оказалась пустой. Вследствие указания служителей культа, что мощи «почивают под спудом», была разрыта могила под ракой на глубину 5 аршин, никаких признаков «мощей» не найдено.
    Князя Феодора, Ярославль. 9 апреля 1919 Скелет, покрытый покровом высохшей кожно-мышечной ткани. На задней стороне туловища ткани нет. Кости ступней отсутствуют, а также две мелких кости. Под скелетом в середине на пелене из холста лежит раздвоенный череп (лишний), неизвестно кому принадлежащий.
    Князя Василия, Ярославль, Успенский собор. 9 апреля 1919 Груда обуглившихся костей.
    Князя Константина, Ярославль, Успенский собор. 9 апреля 1919 Два деревянных ящика. В одном на парчовой подставке две кости: плечевая левая и малобердовая. Во втором также две кости, распадающиеся с обоих концов. В самом гробе-раке, в котором заключены эти ящики, много обуглившихся мелких костей, остатки обгорелой ваты, кусочки кожи и обгорелой шелковой материи.
    Игнатия Чудотворца, г. Ростов. 25 апреля 1920 Череп. На верхней челюсти 6 зубов, на нижней 10. Распавшиеся от времени кости … расположены в беспорядке. Каких-либо следов кожно-мышечного покрова не имеется. Среди костей большое количество земли и перегнившего дерева, куски извести, сгнившей материи, небольшое количество древесного угля и масса другого мусора. Среди человеческих костей обнаружен череп крысы. Лопаточная кость неопределенного зоологом млекопитающегося животного и бабка стопы двухкопытного животного. Кроме того обнаружен кусок ваты свежего вида, сахарная бумага, кусок истлевшей кожи.
    Дмитрия Ростовского, Ростов. 26 апреля 1920 Костяк, сохранивший на туловище и конечностях некоторую часть кожи в истлевшем виде, обращающуюся в пыль. В черепе вата. Вид остатков костей ничем не отличается от обыкновенных останков сгнившего трупа.
    Ефросинии Полоцкой. г. Ростов. 26 апреля 1920 Мумифицированный труп. Грудная клетка разрушена. Череп отделился от шеи. Волос нигде не обнаружено. Покрывающая лицо кожа скрыта под слоем какой-то плотной коричневой массы.
    Иегумена Авраамия, г. Ростов. 26 апреля 1920 Груда костей.
    Павла Обнорского, село Воскресенское, Любимск. у. 26 сентября 1920 Несколько досок, старых монет, банка фиксатуара фирмы «Брокар», стружки, земля, щепки и кирпичи.
    Генадия Любимского. Любимск. у. 28 сентября 1920 Небольшое количество осколков костей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *