Мощи иоанна крестителя

Неизвестная история главы Крестителя Господня Иоанна

Икона святого Иоанна Крестителя Священное Предание рассказывает нам о том, что после усекновения главы святого Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала около своего дворца. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Жене приставника царя Ирода было известно, где Иродиада закопала главу. И она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.

Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует Святое Евангелие (Мф. 14, 2).

Иерусалим. Первое обретение главы Иоанна Предтечи

Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться Честному Кресту и Гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил святой Иоанн обрести свою главу. Нам известно только, что он явился им во сне, и что после обретения главы в указанном им месте, они решили возвратиться назад. Однако воля Божия была иной. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Эмесы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему святой Иоанн Креститель не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему мешком.

Господь ради главы Иоанна Крестителя благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал главу святого своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам.

Глава святого, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, стороннику арианской ереси. Обращавшиеся к нему больные люди получали исцеление, не зная, что причиной тому было не мнимое благочестие Евстафия, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре хитрость Евстафия была раскрыта, и он был изгнан из Эмесы. А вокруг пещеры, где жил иеромонах и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь.

Эмеса и Константинополь. Второе и третье обретения честной главы

По прошествии многих лет произошло второе обретение главы святого Иоанна. Об этом известно по описанию архимандрита эмесской обители Маркелла, а также из жития преподобной Матроны (день её памяти – 9 ноября), написанного преподобным Симеоном Метафрастом. По описанию первого, глава открылась ему 18 февраля 452 года. Спустя неделю епископ Эмесский Ураний начал ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в новосозданную церковь в честь святого Иоанна. Это событие празднуется 24 февраля вместе с празднованием первого обретения честной главы.

Через некоторое время глава Предтечи Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до иконоборческих времен. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вывезли с собой и главу Иоанна Крестителя, а затем спрятали ее в Команах (близ Сухуми), городе, в котором некогда, находясь в ссылке, скончался святитель Иоанн Златоуст (407 год). После VII Вселенского Собора (787 г.), восстановившего православное почитание икон, главу святого Иоанна Крестителя возвратили в византийскую столицу около 850 года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение честной главы.

Четвертый крестовый поход и путешествие на Запад

На истории о третьем обретении обычно завершают повествование о главе святого Иоанна. Это связано с тем, что её дальнейшая история связана с католическим Западом. Если мы обратимся к житиям святых, изложенным по руководству Четьих-миней святителя Димитрия Ростовского, то в конце описания обретений главы святого Предтечи найдем сноску, набранную мелким шрифтом, а потому часто пропускаемую читателями. Но для нас, совершенно неожиданно несколько лет назад обретших во Франции главу Крестителя, эта сноска по возвращении на родину явилась настоящим открытием. Об очередном «обретении» главы Иоанна Предтечи на далеком Западе мы и хотели бы рассказать ниже.

Итак, в сноске мы можем прочитать, что после 850 года часть главы святого Иоанна оказалась в Петре в монастыре Продром, а другая часть – в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний. Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции. Кроме того, сноска указывает три других местонахождения частиц главы: афонский монастырь Дионисия, угровлахийскую обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена из Амьена.

Передняя часть главы святого Иоанна Предтечи в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы г. Амьена. Фото: «Православная Франция» / http://la-france-orthodoxe.net/ru/galer/jean История появления главы святого Иоанна во Франции мало чем отличается от истории многих других величайших святынь христианства.

13 апреля 1204 года во время Четвертого крестового похода войска западных рыцарей захватили столицу Римской империи – Константинополь. Город подвергся опустошению и разграблению.

Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон из Пикинии нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала.

На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей святого Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся святым Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове святого.

Кафедральный собор Пресвятой Богородицы г. Амьена (Notre Dame d’Amiens). Фотография: S.P.A.D.E.M. – Editions d’art Yvon Валлон де Сартон решил доставить главу святого Предтечи в Пикардию, на север Франции.

17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста католический епископ города Амьен Ричард Герберойский торжественно встретил святые мощи Иоанна Крестителя у ворот города. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, «по горячим следам». С этого времени начинается почитание главы святого Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.

В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор была перенесена и главная святыня города: лицевая часть главы святого Иоанна.

Предтеченская церковь Латеранского дворца в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano). Фото: Александр Стародубцев Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания главы в 1264 году приехал король Франции Людовик IX, прозванный Святым. Затем приезжал его сын – Филипп III Смелый, Карл VI, а также Карл VII, много пожертвовавшие для украшения мощей.

В 1604 году папа римский Климент VIII, желая обогатить Предтеченскую церковь в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano), просил у каноников Амьена частицу мощей святого Иоанна.

Спасение главы во времена революционных бесчинств

После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей.

Реликварий с главой святого Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а мощи святого Иоанна приказали отправить на кладбище. Но воля революционного начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув тайно вернулся в сокровищницу и под страхом смерти забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну. А после прекращения революционных гонений глава святого Иоанна была возвращена в кафедральный собор Амьена в 1816 году и с тех пор там и находится.

В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать.

Глава святого Иоанна в наши дни

Новый всплеск интереса к мощам Иоанна Крестителя произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Настоятель Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно святого Иоанна Предтечи. Он хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов-медиков.

Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый – в Амьене, второй – в Париже. По завершении работ выводы комиссии были собраны в документе, подписанном всеми ее членами. По первой главе документа, которая посвящена исследованиям, проведенным в Амьене, были сделаны следующие выводы:

  • Сравнение объекта, называемого верденским, с объектом из Амьена обнаружило их анатомическую несовместимость, что без сомнения подтверждает их различное происхождение.
  • С точки зрения хронологии объект, называемый верденским, является менее древним, чем амьенский. По своему виду и весу он напоминает «кости средних веков».
  • Лицевая часть, называемая головой Иоанна Крестителя из Амьена, является очень древним объектом – более древним, чем «кости средних веков». С другой стороны, она представляется менее древней, чем человеческие кости мезолита, что позволяет датировать ее возраст между 500 г. до Р.Х. и 1000 г. по Р.Х.
  • Возраст человека не может быть уточнен в связи с отсутствием зубов. Но, исходя из факта, что альвеолы (зубные лунки) полностью развиты и что некоторые по краям немного стерты, можно предположить, что речь идет о взрослом человеке (между 25–40 годами).
  • Общие характеристики головы в виду недостаточности элементов могут быть определены, но с большим допуском. Тип лица – европеоидный (значит, ни негроидный, ни монголоидный). Малые размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу, называемому «средиземноморским» (тип, к которому принадлежат современные бедуины).

На этом заканчивается современная летопись главы Иоанна Крестителя. К сожалению, мало верующих прибегает к помощи такого светильника благодати, каким является честная глава святого Иоанна, «первого во благодати мученика». Много православных приезжают во Францию, но не все знают, как много святынь до сих пор, несмотря на бесчинство революций и забвение достояния христианского прошлого, содержит в себе французская земля.

Радостно, что в последние годы в Амьене все чаще бывают православные паломники. Теперь при участии Паломнического центра Корсунской епархии у главы святого Иоанна Предтечи совершаются не только православные молебны, но и литургии.

>Собор Иоанна Крестителя

Предтеча Господа

Он был аскетом, круглый год ходил в одежде, сделанной из грубой верблюжьей шкуры, и, подпоясавшись кожаным поясом, питался диким медом и акридами. Он обличал грешников и призывал их к покаянию. Первым увидел в Иисусе Сына Божиего и объявил об этом народу. В нем верующие видели воплощение пророка Илии. Как вы догадались, речь пойдет об Иоанне Крестителе.

В земной жизни Иоанна есть много общего с земной жизнью Иисуса Христа. Начнем с того, что они были дальними родственниками. Мать Иоанна – праведная Елисавета – приходилась сестрой святой Анне, матери Пресвятой Богородицы. Как и Иисусу, Господь Бог отвел Иоанну 30 с небольшим лет земной жизни. Как и Христос, Иоанн призывал людей покаяться в своих грехах, «ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2).…Иоанн был истинным подарком Господа своим родителям – священнику Захарии и его жене Елисавете Праведной. Ведь он родился тогда, когда им казалось, что они до конца дней своих останутся бездетными.

Однажды, когда священник Захария служил в Иерусалимском Храме, ему явился Архангел Гавриил и сообщил, что его престарелая жена скоро родит ему сына. И сын его «будет велик пред Господом… И предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1, 15–17). Захария слова Архангела услышал, но не поверил ему, и за свое неверие был наказан немотой…

А когда у Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа назвала его Иоанном, хотя у нее в роду не было ни одного родственника с таким именем. И когда немого Захарию спросили, как он хочет назвать своего сына, тот тоже написал на дощечке имя: Иоанн. И в тот же миг вновь обрел дар речи.

Тяжелые испытания выпали на долю Иоанна в детстве. Правда, он не пал от рук римских солдат во время избиения 14 тысяч младенцев в Вифлееме и окрестностях: его мать, услышав о приказе царя Ирода убить всех детей в возрасте до 2 лет, взяла сына и ушла с ним в горы. «И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: Гора Бога, впусти мать с сыном, – и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и Ангел Господень был вместе с ними, охраняя их» (Протоевангелие от Иакова, XXII).

Слуги царя Ирода, не найдя Иоанна, ворвались в Иерусалимский Храм и стали пытать священника Захарию, пытаясь через него выведать, где скрывается Иоанн. Захария ничего им не сказал и по приказу Ирода был убит в храме у алтаря… Через 40 дней после его смерти скончалась и его супруга – Елисавета.

…Иоанн остался без родителей. Возможно, его вырастили родственники – члены религиозной суровой и аскетичной секты ессеев. Ясно одно: Господь хранил Иоанна для великой, предначертанной только ему одному миссии. Постом и молитвой, суровой аскезой, питаясь лишь диким медом и акридами (плодами хлебного, или рожкового, дерева; его ели лишь одни бедняки и аскеты, его добавляли в корм скоту – Ред.), готовил себя Иоанн к великому служению.

И наконец пришло его время. Служение, выпавшее на долю Иоанна от Господа, включало в себя, если так можно выразиться, три составляющие. Первая – обличать грехи людские, призывая людей к покаянию: «И он походил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. 3, 3). Второй элемент служения как бы вытекал из первого: раскаявшихся грешников Иоанн крестил, погружая их в воды реки Иордан. Омовение являлось символом очищения от грехов: «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1, 5).

И, наконец, третий – чуть ли не самый главный – элемент миссии Иоанна: он должен был возвестить о скором явлении Мессии: «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16).Недаром Иоанна назвали Предтечей. Он был послан предварить приход Спасителя мира, подготовить народ к Его появлению, как первые лучи зари предвосхищают солнечное утро. Неслучайно в Евангелии от Иоанна сказано об Иоанне Крестителе: «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин. 1, 8).

Велико для Церкви и всех верующих значение Иоанна Крестителя. Ведь благодаря ему возникло Таинство Крещения как необходимое условие вхождения в христианскую Церковь. Именно Иоанн был тем первым человеком, кто увидел в Иисусе Мессию и указал на него всему народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира; Сей есть, о Котором я сказал: За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня; Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 29–31). Кстати, услышав эти слова Иоанна, двое его учеников присоединились к Иисусу Христу и пошли за Ним. Это были апостолы Иоанн Богослов и Андрей, брат Симона Петра.

Сам же Христос, говоря об Иоанне Крестителе, особо выделил его: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя. <…> Он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11, 11–14).

Иоанново Крещение стало прообразом Крещения христианского. Это первое и очень значимое в жизни христианина Таинство. Интересно, что в греческих текстах Евангелия слово «крещение» буквально означает «погружение». Но, когда Священное Писание переводилось на славянский, святые Кирилл и Мефодий выбрали для определения этого таинства иное слово – с корнем «крест», тем самым наполнив его особенным смыслом и напоминая нам о жертве на Кресте, которую Христос принял, искупая грехи всего человечества.

Смысл великого Таинства Крещения в том, что человек при погружении в воду умирает для жизни греховной и возрождается от Духа Святого для жизни вечной. Через Таинство Крещения человек делает первый шаг в жизнь со Христом, становясь членом Церкви.Вот как Евангелие описывает Крещение Спасителя: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды – и се отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 13–17).

К сожалению, это была первая и, возможно, единственная встреча Иисуса с Иоанном в их земной жизни. Иоанн выполнил свою миссию, и вскоре Господь призвал его к себе. Его кончина и события, предшествовавшие ей, подробно представлены и в литературе, и в живописи.

Известно, что и после Крещения Иоанн продолжал обличать грехи людей, призывая их покаяться. В частности, он обвинил одного из правителей Галилеи – Ирода Антипу – в нарушении заповедей Моисея: Антипа отнял у своего брата Ирода Филиппа жену Иродиаду и стал сожительствовать с ней в грехе. Иоанн призвал Ирода Антипу покаяться и вернуть жену своему брату. За это Ирод приказал схватить Крестителя и заключить его в тюрьму.

Там он и находился, когда однажды Саломея, дочь Иродиады, в день рождения Ирода Антипы танцевала перед ним и его гостями и так угодила правителю, что Ирод пообещал в награду выполнить любую ее просьбу. По наущению своей матери Иродиады, ненавидевшей Крестителя, Саломея попросила голову Иоанна. Говорят, Ирод опечалился этой просьбе, потому как уважал Иоанна как пророка и философа. Но побоялся на глазах у гостей нарушить собственную клятву и послал своего оруженосца в тюрьму. Тот исполнил приказание повелителя: отрубил Иоанну Крестителю голову и принес ее на блюде Саломее. А та передала голову своей матери…

…Непросто быть первым. Для этого требуется особое мужество и сила духа. И потому на долю тех, кто идет впереди, выпадают тяжкие испытания и трагическая судьба.

Кстати, на долю мощей Иоанна Крестителя выпало не меньше испытаний, чем на долю Иоанна Предтечи-человека. Рассказ о них, несомненно, заслуживает отдельной статьи. Здесь же о судьбе мощей Иоанна Предтечи скажем лишь вкратце.

Тело Иоанна Предтечи забрали его ученики: они погребли его в самарийском городе Севастия близ могилы святого пророка Елисея. Там оно и находилось почти 1000 лет до Первого крестового похода, когда их по велению Господню нашел крестоносец знатный генуэзец Гульельмо Эмбриако. Он перевез мощи Иоанна Крестителя к себе на родину, в Геную, и теперь они хранятся в специальном ковчеге из белого камня в генуэзском монастыре Святого Лаврентия.

Цепь тяжких испытаний, обретений и таинственных исчезновений выпала на долю отрубленной головы Иоанна Крестителя. Известно, что питавшая дикую ненависть к Иоанну живому, Иродиада надругалась над его головой: она колола ее кинжалом, а потом закопала где-то в «безчестном месте» на территории своего дворца. Но жена царского управителя благочестивая христианка Иоанна подсмотрела за Иродиадой, а затем тайком в ночи вырыла голову Иоанна, поместила ее в глиняный сосуд с елеем и закопала в тайном месте на Елеонской горе.

Через много лет сосуд с головой Иоанна был найден, когда благочестивый вельможа Иннокентий решил построить на этой части Елеонской горы церковь. Когда стали рыть землю под фундамент, тогда и наткнулись на сосуд с головой Крестителя.

С тех пор глава Иоанна на протяжении тысячелетия то исчезала, то появлялась вновь. Она переходила из рук в руки, ее прятали, перевозили с места на место. Где только она ни побывала: в сирийском городе Емесе, Константинополе, в турецком городе Команы…

Считается, что в итоге глава Иоанна Предтечи была разделена на несколько частей и теперь хранится в разных городах. Большая ее часть находится в главном соборе французского городка Амьен на севере Франции. Реликвия представляет собой человеческое лицо, только без нижней челюсти, лежащее на серебряном блюде и прикрытое стеклянным защитным колпаком.

Правда, католики пытаются доказать, что глава Иоанна Предтечи находится у них и хранится в Риме в церкви Сан-Сильвестро-ин-Капито. А мусульмане столь же горячо доказывают, что глава Иоанна Крестителя хранится в мечети Омейядов в Дамаске. На обладание главой Иоанна Предтечи претендует и коптский монастырь Святого Макария в Вади Натруне. И, наконец, сообщалось, что в августе 2010 года в Болгарии, на острове Святой Иван близ Созополя, в ходе археологических раскопок найден ящичек с восемью лицевыми костями, по краю которого шла надпись: «Господи, спаси раба твоего Фому. Святому Иоанну, июнь, 24». Болгарские археологи и священники утверждают, что эти кости – часть главы Иоанна Крестителя.

Отдельная судьба у правой десницы Иоанна Предтечи – той самой, которую Иоанн Креститель возложил на голову Христа, когда крестил его в водах Иордана. Когда святой апостол Лука, направляясь в Антиохию, проезжал через Севастию, где было погребено тело Предтечи, он захотел взять его мощи с собой. Но жители Севастии отказались с ними расставаться. Они только позволили Евангелисту взять с собой правую десницу Крестителя. Так началась длинная цепь пути этой реликвии.Святой Лука, как и планировал, привез десницу Крестителя в Антиохию, где она мирно хранилась тысячу лет. После падения города реликвию сначала переправили в древнегреческий город Халкидон, а позже – в Константинополь. Вероятно, немало священных реликвий рано или поздно собралось бы в стенах Великого города, если бы в 1453 году Константинополь не захватили турки-османы султана Мехмеда II. Десницу Крестителя спешно переправили на остров Родос, но, когда и он пал под турецким напором, святыня нашла себе убежище на Мальте, где и находилась почти три века.

Позже, уже в конце XVII столетия, мальтийские рыцари подарили десницу Иоанна российскому императору Павлу I, который к тому моменту стал великим магистром Мальтийского ордена. По приказу императора для десницы Крестителя изготовили специальный золотой ковчег, и она хранилась в царской семье – сначала в Гатчине, потом в Санкт-Петербурге.

Когда в 1917 году в России началась кровавая смута, священную реликвию поспешно вывезли за пределы страны: сначала в Скандинавию, потом в Сербию и наконец в Черногорию. Почти десять лет, с 1941 по 1951 годы, десница Иоанна Крестителя тайно хранилась в монастыре Святого Василия Острожского, пока однажды за ней не явились югославские чекисты. Какое-то время считалось, что десница Предтечи пропала, но в 1993 году Цетинский игумен Марк (Каланья) и епископ Даниил отыскали ее в Государственном хранилище исторического музея города Цетинье.

С тех пор десница Иоанна Крестителя хранится в Цетинском мужском монастыре. На реликвии отсутствуют два пальца – средний и мизинец. У них своя история. Мизинец сначала хранился в храме Святого Пророка Иоанна Крестителя в Студийском монастыре, но, когда турки захватили Константинополь, мизинец оказался в собрании святынь султана и ныне хранится в Оттоманском музее в Стамбуле. Средний палец тоже попутешествовал немало: сначала его преподнесли в подарок никейскому императору Феодору I Ласкарю, затем какое-то время он находился в сербском монастыре Жича, пока не оказался в Риме у Папы Пия II. А тот отправил его в свой родной город Сиену, где палец Крестителя и сейчас хранится в храме Святой Марии Сиенской.

История

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 24 апреля 2014 года.

Десница Иоанна Крестителя, заключённая в золотой ковчег, не имеет двух пальцев — мизинца и безымянного. Мизинец сегодня находится в музее Стамбула. Безымянный — в итальянском городе Сиене.

Святой евангелист Лука перенёс правую руку Иоанна Крестителя в Антиохию, где та хранилась около десяти веков. Когда к власти пришёл Юлиан Отступник, мощи святых извлекались из могил и сжигались. Христиане города спрятали святую руку в одной из башен города (по другой версии, рука до гибели Юлиана Отступника хранилась в Александрии).

После падения Антиохии в X веке Десницу переправили в Халкидон, а позднее в Константинополь. После захвата турками Константинополя в 1453 году рука была переправлена на остров Родос. Когда турки в 1522 году захватили Родос, святыню переправили на Мальту.

В 1799 году Мальтийский орден передал Десницу в Россию, когда российский император Павел I стал великим магистром ордена. Для реликвии был изготовлен золотой ковчег и написана особая служба на Пренесение честныя руки Предтечевы. В 1918 году с благословения Святейшего Патриарха Тихона по ходатайству митрополита Вениамина Десная рука Предтечи вместе с Филермской иконой Божией Матери и частью Древа Животворящего Креста Господня были переданы из Московского Кремля в Гатчинский Павловский собор. В октябре 1919 г., ввиду наступления красных, настоятелем собора протоиереем Иоанном Богоявленским и генералом Н. Н. Юденичем святыни были увезены в Ревель, а далее генерал Н. Н. Юденич перевез святыню через Швецию в Данию, где передал святыню Вл. Княгине Ольге Александровне (вместе с другими святынями Мальтийского ордена). Из Дании Вл. Княгиня Ольга Александровна перевезла святыню в Белград.

В 1951 году югославские чекисты реквизировали десницу в хранилище государственного исторического музея в Цетинье. Вплоть до 1993 года десница считалась утерянной навсегда. Обнаружили её лишь в Цетинском монастыре Черногории.

В июне 2006 года Десница начала своё путешествие по 10 городам России, Белоруссии и Украины.

Как символ, Десница Иоанна Крестителя изображена на многих гербах (например, города Сен-Жан-де-Морьен во Франции) и вплоть до клейма на французских ножах Opinel.

  • Клеймо на клинке крупным планом

Ссылки

  • Десница Иоанна Крестителя — информация об одной из самых почитаемых христианских святынь.
  • Сказание о десной руке святого Иоанна Предтечи, крестившей Господа
Основные понятия
Смежные персонажи
Географические пункты
Прочее
Это заготовка статьи о христианстве. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Согласно древней традиции, место погребения Иоанна Крестителя было в Севастии, недалеко от современного города Наблус в Западном берегу Иордана.

Историки Руфин и Феодорита в своих записях говорят о том , что святыня была оскверненные Юлианом Отступником около 362 года, черепные кости были частично сожжены.
Однако часть спасенных реликвий унесли в Иерусалим , затем в Александрию , где 27 мая 395 года , они были заложены в базилике , которая была посвящена Иоанну Крестителю на месте бывшего храма Сераписа .
Гробница в Севастии продолжала быть открытой для посещения благочестивых паломников .
Сегодня считается, что могила Иоанна Крестителя размещена в исламской мечети Nabi Яхья ( «Иоанн Креститель мечеть»).

Что стало с головой Иоанна Крестителя трудно определить. Никифор и Симеона Метафраст говорят , что Иродиада голову Крестителя похоронила в крепости Machaerus (в которой и произошло это усекновение).
Другие авторы говорят , что голова была предана земле во дворце Ирода в Иерусалиме; там она была обнаружена во время правления Царя Константина , а оттуда тайно доставили в Эмесы , в Финикии , где она была сокрыта, место оставалось неизвестно в течение многих лет, пока глава не обрелась через откровение в 453 году.
На протяжении веков было много расхождений в различных легендах и утверждениях о хранении реликвии и во всем христианском мире.
Сегодня в несколько разных местах утверждают, что именно они обладают отрезанной головой Иоанна Крестителя.
Римско — католическая традиция считает , что глава покоится в базилике Сан — Сильвестро в Риме, эту версию поддерживает и Папа Римский Бенедикт XVI , который в августе 2012 года молился там в праздник Усекновения главы Крестителя.

Исламская традиция утверждает , что глава святого Иоанна Крестителя была погребена в некогда называемой базилики Святого Иоанна Крестителя в Дамаске, то теперь мусульмане её как свою святыне перезахоронили в мечети Дамаска.
Папа Иоанн Павел II эту версию признал и посетил могилу Иоанна Крестителя в мечети Омейядов в ходе своего визита в Сирию в апреле, 2001.
Есть место в Турецкой Антиохии, где тоже показывают глову Крестителя.
Монахи католического монастыря на юге Франции утверждают, что голова Св.Иоанна Крестителя находится у них в монастыре.
На горе Афон в православном румынском скиту Продромос, тоже показывают часть гловы Иоанна Крестителя.
Полный череп Иоанна Крестителя можно видеть и в католическом соборе города Мюнхена.
Часть черепа Иоанна Крестителя гостям показывают во дворце Топкапы, это уже в Турецком Стамбуле.
Во время Мехмеда Завоевателя , череп был перевезён в Топкапы, а после его смерти, его мачеха Мара Бранкович , сербская принцесса, привезла череп в Сербию . Затем он хранился некоторое время в монастыре Дионисия на Афоне , а затем фрагмент черепа был направлен на соседний остров, чтобы предотвратить вспышку чумы; Далее Османской флот захватил святыню и передал её с Гасан — пашой в Африканский Алжир , там держал череп в своем доме до смерти. Затем родственниками череп был возвращен в Топкапы. Череп хранится на золотой пластине , украшенной золотыми полосами с драгоценными камнями. Сама пластина хранится в сосуде из горного хрусталя 16-го века.
А вот Коптская Церковь утверждает, что все мощи Св.Иоанна Крестителя находятся у них в Египте, в копском монастыре Макария Великого.
Всё бы хорошо, но в 2010 году вдруг и Православная Церковь Болгарии заявила, что они нашли главу Иоанна Крестителя. И ни где нибудь, а в земле, в могиле в развалинах старого монастыря!

Местные археологи открыли реликварий в августе и обнаружили фрагменты костей черепа, руки и зуб, которые , по их мнению , принадлежат именно Иоанну Крестителю, на основе их интерпретации греческой надписи на реликварии. Болгарский православный епископ , который был свидетелем открытия предположил , что мощи , возможно, были подарком церкви 11- го века, которая находилась на том месте и возможно была освещена в честь Иоанна Крестителя. Экспертиза подтвердила, что эти останки человека жившего в одно время с Иисусом Христом.
Здесь перечислены далеко не все места, которые хранят у себя такую реликвию, как святую голову Иоанна Крестителя. Но если начать просматривать, где находится десница Иоанна Крестителя, которой он крестил Спасителя, то в мире столько десниц, что ещё больше чем голов, ну а сколько перстов Иоанна Крестителя разошлось по миру то и подсчитать трудно.
Однако по вере нашей и дано будет нам. И наверное каждый поломник, куда бы он не прибыл, в Турцию, Сирию, Францию, Болгарию или Италию, Грецию, Германию, Израиль, христианин искренне верит, что именно здесь он видит одну единственную настоящую главу Иоанна Крестителя и просит помощи у святого и конечно же бывает услышан!

Главы Иоанна Крестителя

21.06.2013

Иоанн Креститель относится к числу наиболее значимых библейских персонажей, почитаемых не только в различных ветвях христианства, но и в исламе. Основные события его биографии подтверждаются как религиозными, так и историческими источниками. Неудивительно, что связанным с ним реликвиям придаётся большое значение. В особенности это касается главы Иоанна Крестителя, на обладание подлинным экземпляром которой претендуют несколько церквей.

Согласно библейскому преданию, после того, как Иоанн Креститель был обезглавлен, его голова была захоронена отдельно от тела на Елеонской горе. Начало истории этой реликвии православная и католическая традиции описывают схожим образом, рассказывая о «трёх обретениях» главы Иоанна Крестителя. Впервые она была обнаружена вельможей Иннокентием, когда он начал строительство церкви на Елеонской горе. В этой церкви она и хранилась некоторое время, однако после смерти вельможи церковь обветшала и реликвия была утеряна. Второй раз голова Иоанна Крестителя была обнаружена в царствование императора Константина Великого. Она несколько раз меняла обладателя, в течение некоторого времени хранилась вблизи византийского города под названием Эмеса, и в итоге была перенесена в Константинополь. В период общественных и религиозных волнений происходивших в Константинополе в 8–9 веках нашей эры, глава Иоанна Крестителя была снова перенесена в Эмес, а потом в византийский город Команы. После окончания волнений она снова оказалась в Константинополе.

О дальнейшей истории реликвии достоверных сведений гораздо меньше. Существуют свидетельства о том, что глава Иоанна Крестителя была разделена на фрагменты, которые попали в различные католические и православные монастыри. Поэтому признание подлинности одной из реликвий не обязательно означает, что остальные являются поддельными: возможно, речь идёт лишь об отдельных фрагментах.

Места, где может находится глава Иоанна Крестителя. Источник: National Geographic.

Амьен (Франция)

Представители православной веры считают подлинной голову Иоанна Крестителя, хранящуюся в Амьенском соборе (север Франции). Считается, что она была привезена в Амьен крестоносцами после взятия Константинополя в начале 13 века. Реликвия представляет собой человеческое лицо (кроме нижней челюсти), укреплённое на серебряном блюде и покрытые стеклянным колпаком. В средние века реликвия находилась в главном городском соборе и привлекала паломников со всей Франции. В пользу подлинности свидетельствует и тот факт, что в начале 16 века папа римский просил передать ему фрагмент мощей для одной из римских церквей.


Глава Иоанна Крестителя, хранящаяся в Амьене. Источник: «Православная Франция» / http://la-france-orthodoxe.net.

В конце девятнадцатого века, когда благодаря развитию исторической науки были выявлены многочисленные случаи изготовления подложных мощей, амьенская реликвия стала привлекать гораздо меньше внимания, и упоминания о ней стал более редкими, хотя напрямую сомнений в её подлинности никто не высказывал.

В 1958 году настоятель Амьенского собора сообщил, что в одной из церквей Вердена (восток Франции) хранится кость, которую уже несколько веков почитают как нижнюю челюсть Иоанна Крестителя. Изучением этой реликвии и её сопоставлением с амьенскими мощами занялась комиссия, в состав которой вошли учёные-медики. В результате проведённых исследований удалось установить, что верденская реликвия анатомически несовместима с черепом, хранившимся в Амьене и, скорее всего, имеет более позднее происхождение. Кроме того, удалось приблизительно определить возраст амьенской реликвии: между 500 г. до н. э. и 1000 г. н. э. Вероятно, череп принадлежал человеку европеоидной расы, дожившему до 25 лет.

Рим (Италия)

По версии, признаваемой католической церковью, подлинные мощи Иоанна Крестителя хранятся в римской церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите. Она была построена в 8 веке н.э. на месте древнего языческого храма. Значительной перестройке она подвергалась в 12-ом и 17-ом веках. Слова «in Capite» в названии церкви и происходят от главы (по-латински «Caput») Иоанна Крестителя, которая хранится в часовне, расположенной по левую сторону от входа На официальном сайте церкви не сообщается какой-либо информации о том, как именно реликвия попала в церковь, или о каких-либо исследованиях, подтверждающих её подлинность.


Глава Иоанна Крестителя, хранящаяся в Риме. Источник: CatholicNewsAgency.com.
Мюнхен (Германия)

Сведений о фрагменте главы Иоанна Крестителя, находящемся в Германии, немного. По заявлениям представителей Мюнхенской резиденции – крупного исторического дворцового комплекса – эта реликвия находится в сокровищнице резиденции. Вероятно, она оказалась в числе драгоценностей, привезённых в Мюнхенскую резиденцию баварским герцогом Вильгельмом V.

Глава Иоанна Крестителя, хранящаяся в Мюнхене. Источник: Wikimedia.org.
Дамаск (Сирия)

По мусульманской версии, глава Иоанна Крестителя хранится в мечети Омейядов в Дамаске. Место, где она впоследствии была построена, считалось святым ещё до прихода на эту территорию арабов: здесь находился языческий храм, а с 4 века н. э. – христианский собор. В 7 веке арабы завоевали эту местность и построили мечеть, однако внутри неё сохранилась базилика Святого Иоанна.

Базилика Святого Иоанна в мечети Омейядов. Источник: Wikimedia.org.

Сохранилось сообщение арабского историка 10 века Ибн аль-Факиха об обнаружении во время строительства подземной часовни, где и хранилась глава Иоанна Крестителя. Арабский правитель Халид ибн аль-Валид приказал захоронить голову под одной из колонн мечети, и затем заделать это место мраморными плитами.

В отличие от упомянутых выше католических храмов, в мечети Омейядов реликвия не демонстрируется для посетителей, и её существование подтверждается лишь отдельными свидетельствами. Почитание этой реликвии среди мусульман сохраняется и сейчас. Мусульманские женщины приходят к базилике Святого Иоанна и совершают приношение Богу во имя Иоанна Крестителя, если они не могут забеременеть, если у них заболел ребёнок или не хватает денег.

Вади Натрун (Египет)

На обладание мощами Иоанна Крестителя, претендует также принадлежащий к коптской христианской церкви монастырь Святого Макария в Вади Натруне, основанный в 4 веке н. э. В 1969 году была начата реконструкция монастыря. Исторические здания на его территории были полностью восстановлены, причем в работах принимали участие профессиональные археологи.

Монастырь Святого Макария в Египте. Источник: http://www.stmacariusmonastery.org.

Во время реставрационных работ в главной церкви Святого Макария под её северной стеной был обнаружен склеп, посвящённый Иоанну Крестителю и пророку Елисею. Местонахождение этого склепа упоминалось в рукописях 11 и 16 веков, обнаруженных в монастырской библиотеке. Обнаруженные в нём останки были собраны в специальный реликварий и помещены в церковь Святого Макария. На официальном сайте монастыря сообщается, что был опубликован подробный отчёт об исследовании, подтверждающий подлинность находки. Однако, нет явного упоминания о голове Иоанна Крестителя, и вполне возможно, что речь идёт о других останках.

Гандзасар (Армения)

Существует легенда о том, что глава Иоанна Крестителя хранится в Армении, в Гандзасарском монастыре. Об этом рассказывает Мовсес Каганкатваци, армянский историк, живший в VII или X веке н.э. Он принимал участие в создании обширного исторического сочинения под названием «История страны Алуанк». В приложении к этому сочинению «путешествие» головы следующим образом: После того, как в течение некоторого времени она находилась в Константинополе, её хотели похитить католики. Голову забрал некий князь, доставивший её в Грузию. В 1211 году её владельцем стал Джалал Дола, глава одной из армянских провинций. Он перенёс реликвию в свою родовую усыпальницу. В 1238 году было завершено строительство собора, который получил имя Святого Иоанна.

В настоящее время реликвий, связанных с Иоанном Крестителем, в монастыре Гандзасара не демонстрируется, и их присутствие там подтверждается только легендой.

Греческие монастыри

Существуют свидетельства о том, что фрагменты или частицы главы Иоанна Крестителя хранятся в греческих монастырях. Например, в православной традиции почитается часть главы, хранящаяся в афонской Лавре Святителя Афанасия Великого. Упоминаются и другие монастыри, в частности, Угровлахийский и Дохиарский. Подобные сведения исходят в основном из православных источников, таких как «Житие Дмитрия Ростовского». Примечательно, что современный православный журнал «Нескучный сад» представляет позицию, согласно которой подлинными являются несколько фрагментов: амьенская реликвия, частицы головы, захороненные в мечети Омейядов и мощи, хранящиеся в Лавре Святителя Афанасия.

Археологическая находка в Болгарии

В августе 2010 года CNN сообщила об археологической находке, сделанной в Болгарии. Под алтарём посвящённой Иоанну Крестителю базилики 5 века н. э., расположенной на острове в Чёрном море вблизи южного побережья Болгарии был найден реликварий, содержащий восемь фрагментов кости, в том числе части черепа и костей лица. Руководитель раскопок Казимир Попконстантинов сообщил также, что реликварий был помещён в небольшую ёмкость из песчаника, по периметру которой была сделана надпись на древнегреческом: «Господи, спаси раба твоего Фому. Святому Иоанну, Июнь 24». Эта дата, отмечаемая христианами как дата рождения Иоанна, является прямым указанием на возможное происхождение костей.

Реликварий, обнаруженный в Болгарии. Источник: Courtesy Oxford University.

Многие археологи, в том числе болгарские, встретили это известие с определённым скептицизмом. Определённая критика прозвучала и в адрес директора Болгарского национального исторического музея Божидара Димитрова, который сделал заявление о том, что место обнаружения останков Иоанна Крестителя может стать центром религиозного туризма.

Найденные реликвии были переданы представителям православной церкви для дальнейшего изучения, поскольку пока об их принадлежности нельзя делать однозначных утверждений. Специалист по культуре Византии Энтони Истмонд сообщил, что свидетельства о существовании в этой местности почитания мощей святых восходят к 2 веку н. э. По его словам, вполне вероятно, что реликвии, обнаруженные в Болгарии, были когда-то приобретены первыми появившимися здесь христианскими монахами, которые, несомненно, считали их подлинными останками Иоанна Крестителя, перенесёнными из его могилы в Святой Земле. Проведённое позднее в Университете Копенгагена исследование ДНК показало, что все обнаруженные фрагменты костей принадлежат одному человеку – мужчине, жившему на Ближнем Востоке.

Пытаясь выяснить, какие из описанных реликвий являются подлинными, нужно учитывать, что на протяжении всей истории христианства, в особенности, в Средние века, обладание мощами святых имело не только религиозное, но и политическое значение. Пытаясь проследить их историю, профессор Джордж Казан отмечает значительное промежутки времени, которые проходили между достоверными упоминаниями реликвий в исторических источниках, что затрудняет прослеживание их перемещений. В то же время, эти упоминания не сводятся к описанным выше «трём обретениям» главы Иоанна Крестителя. Впервые два экземпляра реликвии одновременно упоминаются в исторических источниках уже в 5 веке: по одним свидетельствам она находилась в Сирии, по другим – была обнаружена в Эмесе и перенесена в Константинополь.

Не исключено, что подлинными можно назвать оба экземпляра – профессор Казан предполагает, что они могли состоять лишь из фрагментов, поскольку ранее останки Иоанна Крестителя были повреждены язычниками. Также не исключено, что подлинными или отчасти подлинными являются и какие-либо другие описанные в данной статье находки. Говорить об их подлинности с точки зрения строгой науки можно лишь с определённой долей вероятности.

Лит.: Kazan Georges. The Head of St John the Baptist – the Early Evidence . Режим доступа: http://www.sjc.ox.ac.uk/3775/The%20Head%20of%20St%20John%20the%20Baptist.pdf.download; The Monastery of St. Macarius at Scetis (Wadi Natrun) . Режим доступа: http://www.stmacariusmonastery.org/eabout.htm; Simon Hooper. Are these the bones of John the Baptist? // CNN . Режим доступа: http://edition.cnn.com/2010/WORLD/europe/08/12/bulgaria.john.baptist.relics/index.html; Inside the Umayyad mosque . Режим доступа: http://news.bbc.co.uk/2/hi/middle_east/1315190.stm; Массалитин М. Неизвестная история главы Крестителя Господня Иоанна // Православие.RU . Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/1635.htm; Umayyad Mosque // Wikipedia: . Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Umayyad_Mosque; Richard Allen Greene. Bulgarian bones could be John the Baptist’s as claimed, scientists say // CNN . Режим доступа: http://religion.blogs.cnn.com/2012/06/22/bulgarian-bones-could-be-john-the-baptists-as-claimed-scientists-say/?iref=allsearch; Усекновение главы Иоанна Крестителя: почему убийство пророка – праздник // Нескучный сад . Режим доступа: http://www.nsad.ru/articles/useknovenie-glavy-ioanna-krestitelya-pochemu-ubijstvo-proroka-prazdnik; Собор Святого Иоанна Крестителя . Режим доступа: http://www.gandzasar.ru/cathedral-of-st-john-baptist.htm.

Екатерина Кошкина Теги: религиозные артефакты, артефакты

Иоанн Креститель — человек, чья роль в христианстве довольно высока. Он первым предсказал появление Спасителя, он окрестил его в водах Иордана, и принял мученическую смерть за своего Бога. Признанный одним из самых давних и самых почитаемых святых, он и сегодня для многих является проводником Господа.

Молитвы, обращенные к данному Святому, и его мощи и поныне творят чудеса и обращают через то людей к Богу.

История обретения главы Иоанна Предтечи

Многие годы, и многие люди задавались вопросом о том, на какой земле находятся мощи святого Иоанна Предтечи. Стоит сразу оговориться, что данный факт и до наших дней доподлинно неизвестен. В разное время, разные города и даже страны приписывали себе находку святых мощей Иоанна.

Икона святого Иоанна Крестителя

Больше всего историй связано с исчезнувшей головой святого.

  • Согласно первой версии голова Иоанна Крестителя была найдена в поместье Ирода после его смерти. Вельможа, получивший это поместье, решил воздвигнуть храм.
  • В других источниках сказано, что найденная в поместье Ирода голова Иоанна Крестителя вновь была предана земле во избежание надругательств.
  • Также приводились сведения, что Иоанн Предтеча многим людям приходил во сне, в котором указывал точное местонахождение своей головы. Именно тогда пошли слухи о том, что голова находится в Емессе, а после — в Константинополе.
  • Существовала также версия о том, что святыню следует искать во Франции.

Довольно долгое время поиски головы Иоанна Предтечи ни к чему не приводили, а посему ее даже признали бесследно утерянной.

Однако спустя некоторое время голова случайно была найдена в Цетинском монастыре. По некоторым сведениям, также в Черногории находятся подлинные частички мощей святого.

Где находится подлинная глава Иоанна Предтечи

О местонахождении истинной главы Иоанна предтечи также существует много версий.

  • По одной из них некоторая часть главы хранится в Риме, в монастыре Святого Сильвестра.
  • Также о нахождении и хранении главы Иоанна Предтечи существует версия относительно мечети в Дамаске, ведь этот святой почитался и почитается по всему миру, даже в мусульманстве.
  • По мнению ученых, наиболее доподлинная версия нахождения истинной головы Предтечи связана с Францией, с собором Амьенской Божией Матери.

    Голова Иоанна Крестителя

Кроме того, в этом соборе впервые проводилось комплексное исследование лицевой части главы Предтечи (известно, что голова святого рассечена на три части и Амьенский собор хранит лишь ее лицевую часть). Исследование показало, что эта часть главы датируется временем, когда еще не наступила даже эпоха Средневековья. К тому же на главе ученые заметили след, который предположительно мог остаться от удара острым предметом. Таким образом, ученые пришли к выводу, что по ряду важных показателей череп может принадлежать именно Иоанну Крестителю.

Интересно! Следует заметить, что о том факте, что глава святого Иоанна пребывает в Амьене пишет и священник Димитрий Ростовский в житийной литературе. Из чего следует, что во Францию, в Амьенский собор XVII веке совершались паломничества, в том числе и из России.

В чем помогают молитвы перед святыми мощами

В русском православии Иоанну Предтече первому возносят молитвы, после молитв обращенных к Деве Марии и Господу.

Самое известное иконописное изображение Иоанна Крестителя — образ, именуемый «Головой на блюде», на котором запечатлена отсеченная голова Святого, глаза которого закрыты, а над ним проступает нимб. Данному образу молятся в тех случаях, когда чувствуют, что необходимо покаяться в согрешениях и вернуться к вере в Господа. Дело в том, что призванием Иоанна при жизни было связано с принятием покаяний от грешников, вследствие чего Креститель отпускал им грехи.

Ковчег с чудотворными мощами Иоанна Крестителя

За помощью к святому Иоанну можно обращаться и тогда, когда требуется осознать свою жизнь и сделать правильный выбор. Молитва этому Святому помогает избежать в данном случае многих бед. Помогает обращение к Святому тогда, когда на сердце тревога и сложно понять, какое решение лучше, как следует действовать. Замечено многими прихожанами, что после такой молитвы, душа успокаивается и на сердце становится легко, словно кто-то принял груз твоего сердца на себя.

Стоит знать, что по причине сплетения в народе церковных и языческих традиций, к Иоанну Крестителю часто обращаются с просьбой исцеления головы, связывая сей факт с якобы магическими качествами Святого.

Отсюда же происходит суеверие, что в день, когда почитают святого Иоанна, строго запрещено есть пищу круглой формы и даже ставить тарелки на стол.

Внимание! Все эти суеверия идут вразрез с православной верой и не поддерживаются священниками.

Однако самым большим грехом для верующего считается в день его памяти отмечать языческий праздник, именуемый в народе Купаловым днем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *