Мощи апостола Андрея

Патры мощи Андрея Первозванного

Останки богоугодника остались на месте его страдальческой гибели, а именного в Патрах (столица Пелопоннеса). По указанию правителя Констанция II в 357 г. останки посланника, кроме честной главы были перевезены в Константинопольский собор Святых Апостолов и размещены рядом с останками евангелиста и проповедника Луки, а также посланника Божьего Тимофея (ученика проповедника Павла).

Однако помимо этого места частички останков Святителя имеются и в других местах, а именно:

  • На протяжении многих столетий крест и честная глава праведника пребывала в столице Пелопоннеса, но в 1462 г. спасая святыни от турок морейский правитель Палеолог Фома вывез их из города и отдал на хранение Папе Римскому Пию II, разместившему их в храме святого проповедника Петра.
  • После того как в 1208 г. был захвачен Константинополь Петр Капуанский, кардинал и духовный отец 4-го крестого похода, перевез мощи Андрея Первозванного в Амальфи (Италия) в местный кафедральный собор, где они пребывают и по сегодняшний день. Сами останки праведника хранятся в раке из мрамора, которая в храме используется в качестве престола, а часть главы богоугодного помещена в отдельный реликварий. Ежедневно в храме на этом престоле проводятся католические мессы (песнопения) и один раз в неделю служится православное богослужение.
  • Также увидеть частицу останков Святого, а именно руку можно в Великой лавре Святителя Афанасия.
  • Часть главы проповедника находится и на Афоне, в Андреевском скиту.

Следует отметить, что далеко не каждый православный верующий знает, что останки богоугодника Андрея являются мироточивыми, причем как в Амальфи, так и самой столице Пелопоннеса, причем мироточат они довольно обильно. Около 6 раз на протяжении года в дни празднования памяти богоугодника священники открывают его останки и берут миро.

Смотрите еще видео рассказ о главе святого апостола:

Молитва при онкологии Всецарице Когда беда приходит в дом, люди впадают в уныние и отчаяние. Господь посылает те испытания, которые по силам человеку, а молитва Всецарице при онкологии за больного родственника будет в помощь. Раковая опухоль это своег… Read more Молитва Богородице “Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою” “Богородице, радуйся Благодатная Марие, Господь с тобой” – одна из сильнейших молитв во всём православии. С ней связано великое множество настоящих чудес, подтверждённых фактами и свидетельствами огромным количеств… Read more Икона Божией Матери и Иисуса Христа: значение и ее помощь Дева Мария является матерью Иисуса Христа. Поэтому икона Божией Матери с младенцем Иисусом является главным женским образом в православии. Ее лик несет в себе особое значение. Она символизирует целомудрие и праведные … Read more Молитва Николаю Чудотворцу от тюрьмы Есть такое высказывание в народе «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Жизнь наша очень переменчива и может случится все, что мы даже себе не можем представить. Нельзя быть уверенным в том, что Вас не подставят или Вы не буÐ… Read more Молитва Николаю Чудотворцу о беременности Для каждой женщины возможность родить ребенка – это неимоверное чудо, которое помогает укрепится семье и познать все прелести материнства. У кого-то забеременеть получается с первого раза, но у некоторых возникают с э… Read more Молитва о сохранении беременности Николаю Чудотворцу Молитва о сохранении беременности и рождении здорового малыша святым и обращение к ним за помощью помогут преодолеть все трудности. Дети – это не только радость, которую они приносят со своим появлением в наш мир. Это Ð… Read more

Мощи Андрея Первозванного: где находятся и история Метки:Андрей Первозванный молитва

Перенос мощей ап. Андрея в город Амальфи

Как известно, в 1204 г. рыцари-крестоносцы, участвовавшие в Четвертом крестовом походе, осадили и захватили Константинополь, самый значительный культурный центр восточного христианства, и тем самым запятнали себя позором. Начиная со своего основания град Константина успешно выдерживал все осады языческих и мусульманских народов; и вот теперь он был взят западными христианами и – впервые за свою историю – беспощадно разграблен. Невосполнимы утраты произведений искусства, уничтожено множество рукописей, многое крестоносцы вывезли на Запад в качестве военной добычи. Святыни в храмах подверглись разграблению так же, как и дворцы вельмож. Крестоносцы изымали мощи святых, до того почивавшие в имперском граде, и переправляли их в свои страны.

В числе крестоносцев был и Петр Капуанский (Petrus Capuanus), происходивший из купеческой семьи г. Амальфи. Получив образование в Париже, он в 1191 г. стал кардиналом-диаконом в церкви св. Марии на Виа Лата, а в 1200 г. – и кардиналом-священником церкви св. Марчелло. Папа Иннокентий III отправил его, как одного из своих ближайших сотрудников, во Францию для подготовки Четвертого крестового похода и затем, когда крестовый поход начался, назначил одним из двух духовных попечителей сего предприятия. В 1208 г. кардинал Петр сумел получить мощи апостола Андрея и переправил их в свой родной город Амальфи.

В те времена Амальфи являлся значительным морским и торговым городом и был одним из успешнейших торговых центров Средиземноморья. Еще перед Первым крестовым походом граждане Амальфи основали в Иерусалиме госпиталь, в котором затем образовался Орден иоаннитов, т. е. нынешний Мальтийский орден. Бенедиктинцам из Амальфи удалось закрепиться и на Афоне, основав единственный латинский монастырь на Святой горе. А когда в 1054 г. кардинал Гумберт во главе делегации прибыл в Константинополь, в нее входил также и архиепископ Амальфи. Однако ко времени жизни Петра Капуанского могущество Амальфи уже было подорвано. Период расцвета завершился в 30-e годы XII века, когда Амальфи потерпел поражение в войне с торговыми конкурентами – городами Пиза и Генуя. Петр Капуанский решил помочь своему городу приобрести новое значение, доставив туда мощи св. апостола Андрея и тем самым привлечь в него паломников. Он устроил также, что город приобрел новый блеск благодаря вновь проводимым торжествам в честь апостола Андрея. Петр Капуанский позаботился и об обновлении кафедрального собора в Амальфи. Так в городе появилось грандиозное архитектурное сооружение, которое вплоть до сего дня, словно магнит, влечет к себе туристов, подобно тому как, начиная с 1208 г., влеки в город благочестивых паломников мощи апостола.

Мощи св. апостола Андрея почитаются в соборе Амальфи до сего дня. Однако глава Апостола не покоится там, поскольку, очевидно, она не была перенесена в Константинополь вместе с телом, а скорее всего, по древнему обычаю осталась в Патрах.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Храм апостола Андрея Первозванного на Вуоксе

На крохотном каменистом островке посреди реки Вуоксы высится храм апостола Андрея Первозванного. Он был построен в 2000 году и сразу же стал одной из жемчужин Карельского перешейка и Ленинградской области. В интернете можно увидеть немало фантастически красивых фотографий храма: утопающим в снегу зимой, в утреннем тумане летом, в золоте осенней листвы…

Все статьи о поездке: Автопутешествие по Тверской, Новгородской, Ленинградской областям и Карелии 2018

Храм апостола Андрея Первозванного на Вуоксе, построен в 2000 году

Вуокса — самая большая река Карельского перешейка. Она очень живописна, и весьма популярна среди любителей туризма. Однажды родилась задумка — на одном из скальных выходов устроить место отдыха для туристов-водников. Однако профессор университета имени Герцена предложил поставить здесь храм. Его поддержал живущий поблизости дачник Андрей Лямкин, который стал одним из спонсоров строительства.

Без моста храм смотрится намного интереснее

21 сентября 1994 года Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословил строительство часовни. Она была построена по проекту архитектора Андрея Николаевича Ротинова, вдохновленного образом церкви Вознесения в Коломенском. 23 сентября 2000 года часовня была освящена во имя апостола Андрея Первозванного. Согласно церковному преданию, Андрей Первозванный побывал в этих краях во время своих странствий и крестил в реке местных жителей. Он считается небесным покровителем рыбаков и мореходов, андреевский флаг (косой синий крест на белом фоне) является знаменем военно-морского флота России.

Скала на острове Оялуото

Валуны

Ширь Вуоксы

Вид на острова Оялуото и Ритасаари

Каменистый мыс на островке, где стоит часовня

Долгое время островок, но котором стоит храм, с берегом связывала нить паромной переправы. Несколько лет назад был построен массивный мост, нарушивший таинственную отрешенность этого места. Вокруг храма соорудили гульбище.

Храм апостола Андрея Первозванного

Основной объем храма представляет собой восьмерик, увенчанный высоким шатром с маковкой. К нему примыкают два четверика с бочкой, в которых расположены притвор и алтарь. Над притвором поставлена небольшая колокольня.

Часовня апостола Андрея Первозванного

Притвор с колокольней и основной объем храма

Колокольня

Внутреннее убранство храма Андрея Первозванного

Река Вуокса

Островок посреди Вуоксы

Острова на Вуоксе

Не утихают споры, насколько было оправданным строительство такого тяжеловесного моста, который зрительно очень испортил сказочный образ места. Мне показалось, что более легкий здесь невозможен по техническим причинам: остров маленький, поэтому, думаю, основная нагрузка моста лежит на коренном берегу. Кроме того, он должен уцелеть во время ледохода на Вуоксе.

Мост к храму апостола Андрея Первозванного

На Вуоксе

Я около храма

Храм апостола Андрея Первозванного приписан к приходу Святой Троицы в пос. Мельниково Приозерского района Ленинградской области.

  • Адрес: 188765, Ленинградская обл., Приозерский район, пос. Мельниково, ул.Калинина, дом 1а.
  • Настоятель храма – иерей Андрей Семёнович Виноградов
  • Телефон: 8-921-652-05-56
  • Почта: apostol-70@bk.ru
  • Сайт: melnikovo.cerkov.ru

Как добраться до храма Андрея Первозванного на Вуоксе

Автодорога 41К-153 (Саперное — Мельниково), ориентир — деревня Васильево. Напротив неё находится автостоянка, от которой идет широкая просека к Вуоксе.

Храм открыт для посещения по выходным дням с 12 до 17 часов. Престольный праздник – 13 декабря. В храме проводятся таинства Крещения и Венчания. Богослужения в храме совершаются по особому расписанию, в основном, летом.

© «Путешествия с Марией Анашиной», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:

  • Дешевые авиабилеты: Aviasales и Skyscanner
  • Гостиницы и базы отдыха: Booking и RoomGuru
  • Туристическая страховка: Cherehapa
  • Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Посмотреть все

Мощи апостола Павла идентифицированы

С таким утверждением самолично выступил Папа Римский Бенедикт XVI

29.06.2009 в 14:10, просмотров: 4563 Гробница Святого Павла может действительно содержать останки «Апостола язычников», заявил Бенедикт XVI в своей проповеди во время закрытия Всемирного года Павла, посвященного 2000-летию апостола.
Папа Римский председательствовал на первой вечерне по случаю торжеств в честь Святых Петра и Павла, которая проводилась в ознаменование завершения года Св.Павла. Празднование проходило в соборе (базилике) Святого Павла в Риме (Basilica di San Paolo fuori le Mura), где, как полагают, апостол и был похоронен.
«Серьезный научный анализ», которому подвергли саркофаг, хранящийся под алтарем базилики, отметил Папа, «кажется, подтвердил единодушную и неоспоримую традицию, что здесь находятся останки самого Апостола Павла».
«Чтобы ввести исследовательский зонд в гробницу, специалисты просверлили крошечное отверстие в саркофаге, не вскрывавшемся столетиями. По полученным пробам исследователи обнаружили следы драгоценнейшей пурпурной льняной ткани, украшенной чистым золотом, а также крохотные фрагменты синей ткани с льняными ворсинками», — объяснил Бенедикт XVI.
Кроме того, были обнаружены «крупинки красного ладана, белкового и известкового веществ» продолжил он. «Были найдены и небольшие фрагменты костей, которые подвергались радиоуглеродному анализу (углерод-14). Научные эксперты не были проинформированы о происхождении костей. Как им удалось установить, кости принадлежат человеку, жившему в 1-2 столетиях после Р.Х.».
Святой Павел, как утверждает традиция, был казнен в местечке, которое называется ad Aquas Salvias, где позже была возведена Церковь у трех фонтанов (Tre Fontane), в то время как Апостола похоронили в месте, где позже была возведена базилика Святого Павла за городскими стенами, и где еще две базилики — одна, заказанная императором Константином, и другая, так называемая базилика «Трех Императоров» (Феодосий, Валентиниан II и Аркадий) — были построены в четвертом столетии.
Несмотря на тот факт, что первоначальная могила Святого Павла была объектом поклонения паломников, в течение веков она исчезла из поля зрения и, в конечном счете, больше не может быть идентифицирована.
В процессе реконструкции базилики, которая была разрушена огнем в 1823 году, две мраморные мемориальные доски, датирующиеся эпохой Папы Римского Льва Великого (440-461), содержавшие едва различимую надпись «Paolo Apostolo Mart» («Священномученик Апостол Павел»), были обнаружены ниже так называемого «конфессионного» алтаря.
После первых археологических осмотров, проведенных в 2002-2003 годах в области вышеупомянутого алтаря, ученым были выданы разрешения на идентификацию останков Константиновской и Феодосиевской базилик.
В период между 2 мая и 17 ноября 2006 года прошли раскопки, в результате которых был открыт саркофаг 2,5 метра длиной и 1,2 метра в высоту. Он лежал на глиняном полу, датирующемся 390 годом — именно в это время и была расширена Константиновская базилика.
Начиная с 2007 года, чтобы иметь возможность молиться непосредственно перед могилой апостола Павла, посетителям разрешили спускаться ниже алтаря базилики.
По преданию, Павел был обезглавлен после пожара в Риме во время гонений на христиан со стороны императора Нерона (60-е годы). Фрагменты черепа Святого находятся, как принято считать, в Латеранской базилике в Риме.
***

Венеция. Собор Святого Марка.
Когда входишь под своды этого здания, точной копии собора Двенадцати Апостолов в Константинополе, захватывает дух от красоты. Это самый настоящий храм периода расцвета Византийской культуры. Вот уж поистине, «небо на земле», как отзывались о греческих храмах паломники со всего мира.
Продуманная подсветка наполняет храм золотым свечением.
Несколько слов о соборе. Мы знаем, что большинство мощей чтимых святых Запад получил нечестным путем, их попросту выкрали с Востока. Так случилось со святыми мощами, о которых мы говорили и будем говорить в этом проекте: мощами св. Николая Чудотворца, мощами св. Ап. Андрея Первозванного, св. Ап. Матфея… Но история с мощами св. Апостола и Евангелиста Марка – счастливое исключение из этого грустного ряда святотатств (слово святотатство, кстати, дословно переводится как похищение святыни). Эти мощи венецианские купцы Буоно и Рустико привезли из Александрии в 828 году. Сегодня это арабское государство. В начале 9-го века волны арабской миграции захлестнули эти регионы. Христианство было уничтожено, храмы разрушены или превращены в мечети. Зная о том, что творится в Египте, венецианские купцы и отправляются в Александрию в надежде спасти от поругания и гибели мощи просветителя Египта св. Ап. Марка.
Мощи удалось забрать. При таможенном досмотре венецианцам пришлось прибегнуть к хитрости. Они положили мощи Ап. Марка в корзину и завалили свиными тушами. Мусульмане брезгуют даже прикасаться к свинине, так что этот груз не стали досматривать тщательно. Мощи были спасены.
Их принесение в Венецию стало национальным праздником. Тут же началось строительство храма, который был закончен в 832 году. Пожар 976 года не пощадил базилику. Ее отреставрировали, но потом разобрали. В 1063 году началось возвещение этого великолепного византийского храма. Строительство продолжалось 30 лет.

Крест апостола Андрея: история святыни

В Россию для поклонения доставлен крест святого апостола Андрея, вернее — частицы креста в особом крестовидном ковчеге. Святыня прибыла из греческого города Патры, где святой принял мученическую кончину около 70 года.

Средневековые источники дают мало информации о том, что случилось с этой святыней на протяжении почти двухтысячелетней истории. Греческий мартирий святого апостола содержит очень краткое описание орудия казни святого Андрея: «И оставив всех, Андрей подходит ко кресту и говорит ему громким голосом: «Радуйся, о крест, и воистину радуйся. Я уве­рен, что и сильно уставшего упокоишь ты, вбитый и ждущий меня. Пришел я к тебе, который знает меня. Ведаю я таинство, ради которого ты и вбит. Так что, чистый, светлый и весь жизни и сияний крест, прими меня, сильно утомленного».

После этих слов блаженнейший, стоя на земле и пристально взирая на крест, поднялся на него и велел братьям, чтобы подо­шли палачи и исполнили то, что им приказано, ведь те стояли поодаль. А те, подойдя, лишь привязали его за ступни и за под мышки, не перебивая ему коленей, так как получили такой приказ от проконсула. Ведь тот хотел, чтобы казненный пому­чился и чтобы ночью его сожрали псы».

Распятие апостола Андрея Первозванного

Дальнейшее повествование представляет собой большую проповедь апостола, которую тот на протяжении нескольких дней произносит с креста. Когда, испугавшись восстания народа, власти Патры послали воинов снять апостола с орудия казни, тот помолился Богу, произнес последние слова и умер на кресте.

Интересно, что древнее житие говорит о том, что останки апостола были сняты со креста и погребены, оставляя без внимания вопрос о судьбе орудия распятия: «И вот мы плакали, и все скорбели из-за расставания с ним. А после исхода блаженного апостола Максимилла вместе со Стратоклом, нисколько вообще не заботясь об окружающих, сама подошла, отвязала останки блаженного и с наступлением вечера, совершив все необходимые приготовления, погребла».

Текст мартирия сохранил исторически достоверную деталь отношения христиан Римской империи ко кресту. В I веке это была не святыня, а орудие страшной казни, которой предавали разбойников. О дальнейшей судьбе орудия распятия умалчивают практически все ранние тексты, связанные с апостолом.

Если же обратиться к церковному преданию, то можно узнать, что крест вместе с мощами святого Андрея на протяжении нескольких веков оставались в городе Патры, где почитались христианами.

В 357 году мощи апостола Андрея были перенесены военноначальником Артемием из города Патры в Константинополь в храм в честь святых апостолов, о чем рассказывает «Похвальное слово апостолу Христову Андрею» (Отметим, что в этом тексте содержится куда более пространная и риторически изысканная речь святого апостола Андрея ко кресту, на котором он будет распят, что позволяет говорить о возросшем почитании этой святыни). В Патрах же был оставлен крест, на котором был распят святой, и глава апостола.

В начале XII века упоминание об этих святынях попало в Стишный пролог Феодора Продрома. В этом кратком сборнике житий святых, к каждому из текстов которого дается небольшое двустишие, выполняющее роль эпиграфа, говорится о том, что святыни в Патрах, связанные с апостолом Андреем, почитаются также сильно, как и Константинопольские.

Стоит отметить, что к моменту создания этого текста Патры находились под властью крестоносцев: В 1205 году в результате Четвёртого крестового похода Патры отошли к Ахейскому княжеству и здесь стал править барон Гийом Алеман из Прованса. В середине XIII века он продал свои владения католическому архиепископу Патрскому, который был в то же время был примасом Мореи – греческого княжества.

Отношения греков с крестоносцами – тема отдельного разговора. Здесь же стоит упомянуть о том, что и западные и восточные христиане в эпоху Средневековья активно искали вещи, связанные со Христом, Богоматерью, апостолами и другими подвижниками. После захвата Константинополя крестоносцами многие значимые артефакты оказались на Западе. В эпоху Средневековья обладание подобной святыней обеспечивало храму или городу, где она находилась, приток паломников, а значит и средств. Тем не менее, крест и глава апостола Андрея находились в Патрах, и крестоносцы не пытались вывезти эту святыню.

Все изменилось после падения Константинополя в 1453 году. Византийская империя закончила свое существование, и последний правитель Мореи — Фома Палеолог в 1462 году бежал в Италию, спасаясь от турецкой угрозы. С собой он захватил крест святого Андрея и его главу.

Дальнейшая история святыни связана с двумя городами Римом и Марселем. Большинство специалистов, в том числе и авторы статьи об апостоле Андрее в «Православной энциклопедии», считают, что крест и глава апостола были переданы Папе Пию II и положены в соборе святого Петра, но существует версия о том, что святыни какое –то время хранились в Марселе, переходя из одной обители в другую.

Еще одно испытание выпало на долю частиц креста апостола Андрея в эпоху Французской революции и наполеоновских войн. В то время ковчег находился в одном из монастырей в Неаполе, и наполеоновские солдаты попытались его уничтожить «предав ее огню», но «один из монахов закрыл крест своим телом и ценой своей жизни спас святыню». По другой версии, сходные события происходили во Франции во время революции.

Вновь судьбу святыни, привезенной сейчас в Россию, можно достоверно проследить с 1966 года, когда папа Павел VI принял решение о передаче главы апостола и частиц креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры в Андреевский собор, где они и хранятся до настоящего времени.

Таким образом, в Россию привезли большой крестообразный ковчег, в котором хранятся небольшие частички креста, на котором был распят апостол Андрей.

Для верующего человека не имеет значение размер святыни, а потому самая маленькая часть святыни, так или иначе связанной с апостолом Андреем или каким-то другим праведником, — великая святыня, достойная почитания. Другое дело, что иногда бывает невозможно достоверно проследить историю того или иного артефакта на протяжении тысячелетий.

Крест, на котором был распят апостол, хранится в православном соборе города Патры в Греции на полуострове Пелопоннес и является значимой святыней всего христианского мира. Принесение святыни приурочено к празднованию 1025-летия Крещения Руси.

Крест Андрея Первозванного сопровождает делегация Элладской Православной Церкви, в состав которой, в частности, входят митрополит Патрский Хризостом, митрополит Мадинийский и Кинурийский Александр, иерокирикс Патрской митрополии архимандрит Феодосий (Цицивос), духовенство Патрской митрополии.

По данным полиции, в Петербурге, в первый день святыне поклонилось 30 000 верующих.

Утром 16 июля Крест Андрея Первозванного будет привезен в Москву. Затем святыня будет принесена в Киев и Минск.

Расписание пребывания креста св. ап. Андрея в России, Украине и Беларуси:

11-15 июля — Санкт-Петербург
16-17 июля — Одинцово (Московская область)
17-19 июля – Дмитров (Московская область)
19-25 июля — Москва
26-28 июля — Киев
29 июля — 2 августа — Минск

Андрей ЗАЙЦЕВ

История Апостола Андрея

Конечно, давно всем известна история Галилейских рыбаков Андрея и Симона. Родившиеся в Вифсаиде братья ушли в поисках лучшей доли в Капернаум, где и стали продолжать то дело, которым привыкли себя кормить. Так бы и прожили свою жизнь оба брата, будучи неизвестными рыбаками, но встретился им Христос.

С юношества Андрей выбрал непорочную жизнь и, отказавшись от брака, хотел посвятить себя служению Всевышнему. Услышав от людей, что некий Иоанн по прозвищу Предтеча глаголет благую весть о приходе Мессии, будущий Апостол отправился к нему. Там же на Иордане, где Креститель проповедовал, Андрею посчастливилось обрести начало своего великого пути – стать его учеником.

  • Кондак 2 – величает встречу Андрея и Крестителя, которая стала тем поворотным моментом, давшим людям верного ученика и Апостола Господу нашему Иисусу.

Андрей и Симон встретили того, кто дал им смысл существования. «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», – обратился Христос к рыбакам на берегу. Что им оставалось делать, как ни следовать Его зову, не смели они ослушаться Сына Божьего. С тех пор житие братьев Андрея и Симона посвятилось Иисусу, шли они по стопам его, внимая каждому слову мудрости. Симон впоследствии принял имя Петр, что на арамейском означало твердыню или камень – это свидетельствовало о крепости его веры учению Иисуса. Андрею же суждено было обратить в Святую Веру Христову северные земли.

По истечении пятидесяти дней от Вознесения Сына Божьего, на Апостолов снизошли неопалимые огненные языки Святого Духа. Получили они с Небес дар врачевания плоти и исцеления духа, возможность прозрения и знание разных языков, дабы разойтись по земным пределам и нести людям Благую Весть. Петр стоял у истока Христовой Церкви на землях Римской империи, а биография Андрея гласит, что он прошел дорогой на север, обращая народы Византии и Скифии в христианство.

  • Кондак 3 – в нем воспевается событие, названное сошествием Святого Духа на Апостолов. Это стало для них и для нас доказательством великого чуда – Воскресения Христова.

Путь Апостола в северные земли

Апостол Андрей Первозванный – тот, кому выпал жребий идти и проповедовать в земли Скифские и Фракийские. Согласно изученному наследию средневековых философов и тем артефактам, которые нашлись впоследствии, Святой Апостол дошел до земель современной Абхазии, Грузии, Причерноморья и даже далее. В давних трудах упомянуты Босфор, Херсонес, Феодосия, как те места, которые отмечены святостью посещения Христовым Учеником. В этом описании земель несложно угадать, к каким народам дошел с Благой Вестью Апостол Андрей, – это Русь в новом, современном понимании.

  • Кондак 1 – в нем поется хвала тому, кто водрузил святой крест веры истинной в землях Скифии и во всей северной стороне от Иудейского царства.

Но по какой-то странной причине эти факты замалчиваются, что вызывает, как минимум, удивление. Почему широко известны Евангелия всего четырех Апостолов, ведь несомненно, что свои воспоминания о Христе оставляли все Его ученики. Странно, что Евангелие от Андрея Первозванного попало в апокрифы и причислено к сомнительному учению, волею догматов от западных церквей. Наверняка неудобная тема сокрыта за этой волной обесценивания деятельности того, кто может претендовать на основание Святой Апостольской Церкви в землях Руси. Ведь тогда будет утрачено первенство Рима в этом вопросе.

  • Кондак 8 – благодарственная песнь тому, кто благословил милостью Божией и наполнил Святым Духом Русь Православную.

Совершенно справедливо Апостол Андрей Первозванный считается основателем и покровителем Святой Православной Константинопольской Церкви и, как ее наследницы Церкви Русской. После его визита в город, который со временем получил название Константинополь, там образовалась христианская община. В епископы константинопольской общины был рукоположен некий Стахий. Современники того события упоминали множества чудес, сотворенных руками, – воскрешения, исцеления и других дивных поступков. Также в «Повести временных лет» упоминается путешествие Апостола от Причерноморья до Ладоги, и то, как проповедовал в этих землях ученик Иисуса.

Андрей Первозванный нес им учение, что молитва – это важный разговор с Богом. Стоит осмысленно произносить молитвы, вчитываясь в их смысл и пропуская сквозь свою душу. Крайне необходимо доверять Всевышнему и быть искренним, уметь прощать врагов и отвечать добром на всякое зло. Господь узрит вашу доброту и сторицей ответит, дабы развеять печаль и даровать Царствие Небесное.

Подвиг и смерть Апостола Андрея Первозванного

После трудов праведных и долгого путешествия по Скифским и Причерноморским краям, Апостол стремился встретиться с братом Петром. В то время Римом правил Нерон – жестокий и непримиримый к первохристианам император, который узрел опасность своей власти от верующих во Христа. Нерон был инициатором страшнейших гонений и казней, в которых тысячами гибли носители истинной веры. Та же участь постигнет и братьев.

На острове Пелопоннес, где наместником императора был Эгеат, Андрей попал ему в немилость, когда заступился за своих последователей и попытался вразумить властелина. Благую Весть о сотворении мироздания и людском грехопадении Эгеат не воспринял, ибо языческие верования глубоко укоренились в нем. Повествование о Мессии, погибшем на кресте, будучи распятым, вообще заставило рассвирепеть императорского наместника. Ведь в то время казнь подобным образом применялась исключительно к тем, кого хотели унизить и опозорить.

Понимая, что угрожает за дерзость его, Андрей не отказался от своей миссии нести Божье Слово, поэтому очутился в темнице. Вердикт о казни был практически готов, когда последователи Апостола решились освободить его, устроив бунт у стен тюрьмы. Но Апостол остановил их, дав твердый отказ – он сам выбрал свою судьбу и путь следования за Сыном Бога, поэтому и смерть свою принял с радостью.

  • Для казни мучителями был выбран крест в форме Х. Чтобы смерть не была скорой и доставила наибольшие страдания, его привязали, а не прибили гвоздями.
  • Два дня страдал Христов Апостол, но не прекратил нести людям Слово истинного Бога. Многие прозрели и уверовали, впечатленные его искренностью и стойкостью.
  • Максимилла, жена городского правителя Патры, исцеленная волею Святого Духа и стараниями Апостола, проявила к казненному свою чуткость. Она сняла его тело с креста и погребла в городе, соблюдая уважение и почести.

Впоследствии крест в форме Х назвали Андреевским. Он стал символом верности своему делу, храбрости и стойкости. С тех пор многие государства из уважения к верности вере христовой, впечатленные подвигом Апостола и силой его духа, внесли на свой флаг символ Андреевского креста.

Молитва о помощи свершает чудеса

День памяти Апостола, когда ему воздают хвалу, в Православной Церкви назначен на 13 декабря (по новому стилю). Но молитва Апостолу Андрею Первозванному не только в эту дату несет в себе невероятную силу исполнения желаний, стоит лишь склониться к нему в должном почтении, чтобы получить помощь и заступничество. Вера в сердце православном – залог получения благодатей и даров Небесных.

Покровитель моряков и рыбаков

В древней легенде упоминается, что Андрей воскресил утопленников. В Патры, где проповедовал Андрей, плыли паломники, дабы услышать его благословенные речи. Однако буря и шторм перевернули корабль и разбили о скалы, все плывшие на нем утонули. Волной вынесло их тела на берег, где волею божественного проведения оказался Апостол.

Помолился Андрей над телами погибших и вернул в них жизнь. За этот поступок Апостол впредь считается покровителем мореплавателей и рыбаков. Флаг флота русского украшен Андреевским крестом неспроста. Он символизирует верность, силу духа и храбрость людей, так же как и Апостол перенес все страдания во славу Господа Иисуса.

  • Отправляясь в плавание, по обычаю окропляют флаг святой водой и служат молебен, дабы он хранил в экспедиции весь личный состав от бед и несчастий, от нападения коварного врага и поражения в ратном труде.
  • Благословенный флаг с крестом Андрея первозванного обязательно реет на мачте корабля, являя собой гордость флота русского. Этот флаг для каждого матроса является напоминанием того подвига крепости веры и смелости, которые не утратил Апостол, покровительствующий им в нелегкой службе.
  • Рыбаки в обязательном порядке перед выходом в море читают молитву своему заступнику и покровителю в бедах, чтобы улов был щедрым, а волны милостивы к ним.
  • Икона, на которой изображен Андрей Первозванный, обязательно хранится в капитанской рубке. В случае опасности ей воздают мольбы о помощи, дабы Божьим промыслом утихомирить волну морскую да избежать гибели.

О замужестве и достойном женихе

Апостолу Андрею возносят свои мольбы молодые девушки и их матери о том, чтобы судьба была милостива и послала достойную партию девице. Обычно Андрею Первозванному о замужестве принято молить перед Светлым праздником Воскресения Христова или на Рождество. Считается, что в эти дни Небеса наиболее благосклонны к желаниям людей вступить в брак.

  • Молитва читается вместе с полным акафистом Первозванному Ученику Христову Андрею.
  • Перед ликом Апостола нужно зажечь лампаду или свечу – это символ вашей искренней веры.
  • После того, как прочтете кондак 13 акафиста, вместо канонической читается молитва о хороших женихах.
  • Затем читается заключительный тропарь и величание.
  • Девице, перекрестившись, следует идти опочивать.
  • Если мать читает за счастье дочери, то молебен завершают Псалмом 90, который считается дивным средством для достижения целей и исполнения заветных желаний.

Чаще такие молебны проводят на ночь. Испокон повелась примета, что ночью невесте приснится ее суженый, Божьей волей посланный. Обычно после молитв Первозванного Апостола девица встречает желанного мужа, а в течение года обязательно будет свадьба. Одно условие тому предшествует – истовая вера Небесным Покровителям.

Молитва о замужестве Апостолу Андрею Первозванному.

Мольбы о здравии и помощи больным

Апостолу Андрею, как и другим Апостолам, дана была сила не только выполнять желания, одаривать верных христиан благодатями, но совершать настоящие чудеса – воскрешать и лечить. Если возопить молитвой к Андрею и просить его о выздоровлении близкого человека, то он обязательно смилостивится и дарует вам радость.

Обращаться в молитве о выздоровлении или успешном лечении можно в любое время дня и ночи. Этот особый случай никогда не регламентируется каноническим церковным уставом. Здоровье и жизнь человека всегда приоритетны для милостивого Создателя. Если есть необходимость, молите и обрящете помощь в беде.

  • Вместе с молитвой Апостолу читают краткий вариант акафиста, начиная с икоса 10, где рассказывается о способности апостольской врачевать и воскрешать.
  • Также молят об исцелении одержимых и душевнобольных, дабы Господь освободил их разум от бесовского наваждения.

Икос 10 – исцеление болящим и одержимым.

История собора

“Святой апостол Андрей есть первый архиепископ Константинопольский, патриарх вселенский и апостол Русский, и на Киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели и уста благословили” – засвидетельствовал определением своим Киевский Собор 1621 года.

На заре великих деяний своих, царь Пётр I, почитавший святого Апостола Андрея своим небесным покровителем, в 1698 году учредил орден Андрея Первозванного, высшую награду России, а в 1699 году – военно-морской Андреевский флаг.

В день Святой Троицы 16 (27) мая 1703 года Пётр Великий основал Санкт-Петербург, заложив в основание крепости золотой ковчег с мощами святого апостола Андрея. Центр новой столицы царь замыслил создать на Васильевском острове, наметив у здания Коллегий соборную церковь ордена Андрея Первозванного.

За год до своей кончины, в 1724 году, император Пётр заказал известному шведскому архитектору Никодемусу Тессину-младшему проект Андреевской церкви, которую предполагали поставить на стрелке Васильевского острова. Тесину поставили условие: храм должен был напоминать римскую базилику Св. Петра и иметь 427 футов (130 м) в длину. Тессин принял предложение и в 1725 году, не приезжая в Россию, предоставил проектные чертежи церкви. Была изготовлена ее модель, но осуществить замысел не удалось из-за внезапной кончины царя.

Православные жители Васильевского острова первое время молились в маловместительной деревянной церкви Воскресения Словущего при Меншиковском дворце, которая, однако, не могла вместить всех прихожан. В 1725 году они, скорбя, что “не сподобляются слышать христианского священнослужения”, просили разрешения выстроить для себя приходской храм.

Для строительства новой церкви был предоставлен участок рядом с домом А.И.Троекурова на углу Большого пр. и 6 линии у канала (впоследствии засыпанного), где по первому утверждённому плану 1715 года предполагалось устройство площади.

В январе 1727 года императрица Екатерина I “первейшая Великая Магистра ордена святаго Апостола Андрея кавалеров Российских” именным указом распорядилась отпустить из казённых средств три тысячи рублей для возведения церкви святого апостола Андрея Первозванного и обратилась с “Увещанием к доброхотному подателю” о сборе средств на строительство.

Проект выполнил архитектор Джузеппе Трезини, под его надзором производились подготовительные работы и расчистка участка от леса.

В 1729 году архиепископ Нижегородский Питирим освятил закладку храма. Через год строительство завершили вчерне. В январе 1731 года священник Тимофей Семёнов обратился в Святейший Синод с прошением о выдаче в новопостроенную церковь антиминса, об её освящении и учреждении при ней кладбища.

В 1732 году Святейший Синод постановил, что так как в Петербурге не имеется церкви во имя св.ап.Андрея Первозванного, а в Российской империи кавалером Андреевского ордена императрица Анна Иоанновна быть изволит и по Её указу многие знатные особы, министры, генералитет и придворные чины кавалерства ордена этого удостоены, и в церемониальном чиноположении объявлено, что в день того Апостола, 30 ноября, бывает публичное торжество, то “и прилично Святейшему Синоду освятить её во имя св. апостола Андрея Первозванного”.

8 октября 1732 года сподвижник Петра I архиепископ Новгородский и Великолукский Феофан Прокопович освятил церковь во имя святого апостола Андрея “для торжества и празднества кавалеров Андреевского ордена”. Иконостас в неё перенесли из домовой церкви князя Меншикова, средства на облачения и утварь пожертвовала императрица Анна Иоанновна. Во исполнение завета Петра Великого о создании центра С.-Петербурга на Васильевском острове, с Петербургской стороны в Андреевскую церковь одно время предполагали передать чудотворную икону Казанской Божией Матери.

В первые годы при храме имелось небольшое кладбище, где, по преданию, похоронены известный государственный деятель петровской эпохи кн. Я.Ф.Долгорукий, невеста императора Петра II кн. Е.К.Долгорукая, знаменитый изобретатель и сподвижник Петра I А.К.Нартов.

В ноябре 1733 года жители Васильевского острова указом духовного правления приписаны в приход Андреевской церкви. Храм посещался знатными особами, в нём было установлено царское место.

С течением времени маловместительный и неотапливаемый деревянный храм перестал удовлетворять нуждам значительно увеличившегося населения Васильевского острова. По просьбам прихожан последовал указ императрицы Анны Иоанновны о позволении построить рядом с Андреевской церковью, на её участке, тёплый каменный храм, закладка которого состоялась 2 июля 1740 года по плану Дж. Трезини. В 1745 году церковь построили и в ней начались богослужения, освящение её состоялось лишь в 1760 году во имя Трёх Святителей Вселенских.

4 февраля 1744 года указом императрицы Елизаветы Петровны церкви св. ап. Андрея Первозванного присвоен статуса собора, а его настоятеля возвели в сан протоиерея.
30 июля 1745 года при торжественном богослужении в соборе приносили присягу профессора Санкт-Петербургской императорской Академии наук Михаил Васильевич Ломоносов и Василий Кириллович Тредиаковский.

По старинному преданию в средине XVIII века хором Андреевского собора управлял придворный певчий Андрей Фёдорович Петров, по внезапной кончине которого, молодая вдова его Ксения назвалась именем усопшего мужа своего, облачилась в его одежду, раздала имущество и приняла подвиг юродства. (Святая блаженная Ксения Петербургская канонизированна в 1988 году.)

Во время грозы 4 июля 1761 года деревянный Андреевский собор сгорел в результате попадания молнии.

Новый каменный храм заложен 18 июля 1764 года по проекту архитектора Александра Францевича Виста. Началось строительство, но после того как 6 августа 1766 года во время сооружения свода неожиданно рухнул купол, зодчего посадили под арест. После разбирательства причин обрушения архитектора оправдали, а строительство, сильно затянувшееся, было продолжено. По некоторым сведениям в нём принимал участие архитектор А. А. Иванов, выпускник Академии художеств.

21 марта 1780 года новопостроенный собор был освящен. В 1797 году повелением императора Павла I Андреевский собор назначен орденским, капитульным, в связи с чем над входом установили барельеф с изображением ордена Андрея Первозванного, несомого двумя ангелами.

После освящения храм продолжали расширять и украшать. В 1798 году внутри собора исполнена лепка и выстроена ограда с часовней, в 1813 году интерьер храма заново расписан.

На колокольне собора имелось 10 колоколов. Большой воскресный колокол весом 258 пудов и меньший, полиелейный, весом 129 пудов отлили для храма в 1806 году в Москве на заводе Николая Самгина. Вседневный колокол был отлит в 1796 году на Валдае.

В 1825-1829 гг. настоятелем Андреевского собора был протоиерей Герасим Петрович Павский, профессор С.-Петербургской духовной академии, профессор кафедры богословия С.-Петербургского университета, выдающийся филолог и гебраист, известный деятель Библейского общества и один из первых переводчиков Священного Писания на русский язык. В 1826 году протоиерей Герасим Павский назначен законоучителем к наследнику цесаревичу Александру Николаевичу (будущему императору Александру II), в 1829 году переведён ко двору.

В 1834 году в храме устроили отопление. В 1848-1850 гг. по проекту архитектора Н.П.Гребенки осуществлена пристройка боковых приделов. придел освятили во имя Успения Божией Матери, северный во имя Свят. Николая. В 1850 году главы собора и колокольню покрыли новым железом и позолотили на средства купцов В.А.Фролова и А.И.Тименкова, одновременно был изменен верх колокольни.

Кроме часовни в ограде, к храму была приписана часовня Святителя Николая на Благовещенском (с 1855 – Николаевском) мосту через Неву. Заложена она в мае 1853 года по проекту арх. А.И.Штакеншнейдера на северном быке моста, близ въезда с Васильевского острова, и освящена ровно через год. Внутри часовни был установлен мозаичный образ Свят. Николая, изготовленный в Риме русскими мастерами. Каждый четверг перед ним служился молебен. Снаружи находился образ св. Александра Невского.

В 1857-1858 гг. по проекту архитектора А.М.Горностаева заново отделан интерьер собора на средства купцов В.А.Фролова и А.И.Тименкова, известных благотворителей. Трёхъярусный XVIII столетия иконостас расширили и надстроили двумя ярусами, дополнительные иконы для него написали В.М.Пешехонов и Н.Г.Шишкин.
В 1878-1879 гг. архитектор А.И.Кракау переделал в характере эклектики ограду и угловую часовню. В 1890 к алтарю пристроена пономарня, а через семь лет расширена алтарная часть.

Самым торжественным в приходе был крестный ход в первый Спас, который шел к стрелке Васильевского острова, где купцы устраивали для водосвятия богатую Иордань. Около Андреевского рынка, вокруг которого 8 июля так же устраивался крестный ход, сооружен в 1903 году киот в память коронования Николая II.

С 1869 года при храме действовало Общество вспоможения бедным в приходе Андреевского собора, содержавшее детский приют, дешевые квартиры для женщин, приют для неизлечимо больных в память Струйских (благотворителей Общества) и больницу с домовой церковью во имя Всех Святых. С 1881 года председателем этого крупнейшего в России приходского благотворительного общества был известный географ, почётный член Петербургской Академии наук, член Государственного совета, сенатор П.П.Семёнов-Тян-Шанский. В 1891 году создан народный хор, который приобрел большую известность под руководством К. К. Бирючева. В 1904 году праздновалось 175-летие со дня основания собора, по этому поводу М.Корольков опубликовал работу “Андреевский собор С.-Петербурга”. В 1914 году учреждено приходское миссионерское братство.

Последним настоятелем с 1890 года до революции был протоиерей Иоанн Иоаннович Добронравов.

После большевистского октябрьского переворота 1917 года в России начались невиданные в мировой истории разрушение государственности, геноцид народа и гонение на Церковь Христову. Насилие, разруха, голод и смерть в полной мере обрушились по вине христоненавистников на духовенство и прихожан прихода Андреевского собора.

В 1922 году в Андреевском соборе большевики произвели изъятие церковных ценностей. Были изъяты богослужебные сосуды из драгоценных металлов, серебряные оклады икон первого ряда иконостаса, старинное Евангелие в серебряном окладе, облачение главного престола, сделанное в 1861 году из 7,5 пудов серебра в мастерской известного ювелира Ф.А.Верховцева и многое другое.

За ненасильственное сопротивление большевистскому террору в 1922 году патриарх Московский и Всероссийский Тихон (Белавин) был заключён в тюрьму, а митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) осуждён революционным трибуналом и 13 августа расстрелян. Патриарху Тихону в обвинительном заключении Верховного Суда РСФСР от 17 апреля 1923 года вменялось в вину среди прочего и петроградское дело о противодействии изъятию церковных ценностей, по которому был осуждён митрополит Вениамин. В 9-м подпункте этого обвинительного заключения утверждается: “Того же числа (24 апреля 1922 г.) у Андреевского Собора скопляется толпа в несколько сот человек, ведется агитация против изъятия церковных ценностей, избиваются члены комиссии”.

В это время высшее церковное управление, епархии и приходы Русской православной церкви при поддержке богоборческой власти попытались захватить раскольники-обновленцы. Петроградский Андреевский собор самочинно захватила группировка во главе с протоиереем Николаем Платоновым, впоследствии обновленческим “ленинградским митрополитом”. В конце 30-х годов обновленцы присвоили собору звание кафедрального. Об этом периоде в истории храма сохранились интересные воспоминания в труде А.Левитина-Краснова и В.Шаврова “Очерки по истории русской церковной смуты”.

В начале 20-х годов, при создании по проекту архитектора И.А.Фомина бульваров на Большом проспекте В.О., были снесены часовня и ограда собора. Весной 1930 года по предложению общества “Старый Петербург”, под предлогом установки памятника лейтенанту П.П.Шмидту, снесена и часовня на Николаевском мосту.

В 1928 году по указанию властей с колокольни собора сняли колокола, их передали в Петропавловскую крепость, а впоследствии переплавили.

В 1937 году на средства прихода произведено научное обследование иконостаса и икон, иконостас позолотили и отреставрировали. При этом была изъята и передана в Русский музей икона Крестовоздвижения XVII века с портретом царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.

16 мая 1938 года в храме прекратились обновленческие богослужения, часть духовенства и самых активных прихожан арестовали, приговорили к расстрелу либо к длительным срокам заключения.

Официально Андреевский собор закрыт решением президиума Ленгорисполкома от 11 июля 1938 года. С куполов были сняты кресты, а здание передано тресту художественно-промышленного производства, который произвёл частичную перепланировку помещений. Намерение пользователя разобрать иконостас не осуществилось благодаря твёрдой позиции начальника ГИОП Н.Н.Белехова, в связи с этим нижнюю часть иконостаса зашили фанерой на высоту 2.5 метра.

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда здание храма было оборудовано средствами ПВО для отражения налётов вражеской авиации. В результате артобстрелов и взрыва авиабомбы пострадали фасады и крыша, взрывной волной были выбиты стёкла, уникальный иконостас и интерьер значительно повреждены.

В послевоенном 1947 году проведены восстановительные работы, по окончании которых здание собора передали институту Ленморниипроект. В 1968-1970 гг. начался реставрационный ремонт фасадов, интерьера, настенной живописи и иконостаса, при этом была закрашена известковой краской живопись в куполе. После 1980 года в храме поместили часть антропологических коллекций Института Этнографии им. Миклухо-Маклая АН СССР (Кунсткамеры). В 1978 году на главном куполе установили антенну для радиосвязи (снята в 1987 году).

Возрождению Андреевского собора положил начало в 1988 году митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Владыка Алексий посетил занятый институтом этнографии храм, благословил создание православной общины прихода и начало трудов по возвращению храма верующим. Для возобновления богослужений митрополия передала в собор престол, жертвенник, богослужебные сосуды и другую церковную утварь. В 1989 году ключарь Нико-Богоявленского собора протоиерей Сергий Чевяга (+1998) отслужил в храме первый молебен. На просьбу общины о передаче собора Православной Церкви секретарь Ленгорисполкома В.И.Шитиков в письме от 11 февраля 1990 года ответил, что надежд на открытие храма в обозримом будущем нет, поскольку нет помещения для антропологической коллекции.

В 1990 году при митрополите С.-Петербургском и Ладожском Иоанне (+1995) алтарь и подкупольная часть храма были возвращены приходу, в них начались богослужения. При этом за фанерной перегородкой в нефе и приделах по-прежнему хранились человеческие черепа и костные останки антропологической коллекции кунсткамеры. 13 декабря 1990 года настоятелем Андреевского собора протоиереем Александром Швецом была совершена первая после 52-летнего перерыва Божественная литургия. 15 июля 1991 года православной общине Андреевского Собора возвращена и передана в бессрочное пользование церковь Трех Святителей Вселенских. Андреевский собор передан епархии 10 декабря 1992 года.

13 декабря 1993 года, в престольный праздник храма, епископ Тихвинский Симон, викарий С.-Петербургской епархии, освятил престол главного алтаря и ту часть собора, которая была передана приходу.

18 ноября 1994 года настоятелем назначен священник Михаил Мокрополов. Митрополит Иоанн благословил ежедневно совершать утренние и вечерние богослужения.

Летом 1995 года Институт антропологии и этнографии вывез свое имущество и полностью освободил здание храма.

В 1995-1996 гг. на купола Андреевского собора водружены титановые вызолоченные кресты, в эти же годы произведён ремонт стропильной системы и кровли.

В 1998 году праздновалось 300-летие учреждения Петром Великим Андреевского ордена. Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1998 года 757 восстановлен орден Андрея Первозванного, как высшая награда России. Первыми кавалерами возрождённого ордена стали петербуржец академик Д.С.Лихачев и Патриарх Алексий II. Промыслительно то, что Святейший Патриарх Алексий трудами своими на Ленинградской кафедре положил благое начало возрождению соборного храма Андреевского ордена и стал кавалером этой высшей награды.

В 1999 году на колокольню установлен 65-ти пудовый колокол “О упокоении раба Божиего Павла”, вклад семьи усопшего на вечное поминовение. В следующем году на средства прихода установлены 6 других, меньших колоколов.

12 февраля 2001 года, в день Трёх Святителей Вселенских, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир освятил Трёхсвятительскую церковь прихода Андреевского собора.

В 2001 году при создании пешеходной зоны на 6-й линии В.О. перед зданием храма установили обелиск в честь 300-летия учреждения ордена Андрея Первозванного, началось восстановление часовни и ограды. 15 ноября 2001 года митрополит Владимир освятил воссозданную часовню во имя св. равноап. великого князя Владимира, крестившего Русь на берегах Днепра, после того, как около девятисот лет тому назад там побывал с апостольским благовестием Андрей Первозванный. Часовня воссоздана трудами Балтийской строительной компании по проекту архитектурной мастерской “КРОМ” на месте первоначальной, снесённой богоборцами в 20-х годах.

В 2001-2002 гг. по городской Адресной программе реставрации памятников произведён реставрационный ремонт фасада и куполов храма, установлены новые оконные заполнения в центральном куполе, отреставрирован, вызолочен и установлен над входом барельеф с изображением Андреевского ордена. Реставрация внутреннего убранства храма произведена на пожертвования прихожан.

В 2003 году торжественно отмечалось 300-летие основания Санкт-Петербурга. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II на эти празднества были доставлены мощи святого апостола Андрея Первозванного, хранящиеся в афонском русском Пантелеймоновом монастыре. 27 мая, в день юбилейных торжеств, после совершения божественной литургии в Исаакиевском соборе и грандиозного крестного хода на Дворцовую площадь, мощи Святого Апостола были перенесены в Андреевский собор, где их благоговейно встретили духовенство храма и православные петербуржцы.

В старинном Андреевском соборе, в котором в своё время молились святые блаженная Ксения Петербургская, праведный Иоанн Кронштадский, страстотерпец император Николай II, регулярно и с большой любовью совершает богослужения Высокопреосвященнейший Владимир, митрополит С.-Петербургский и Ладожский. Восстановление Андреевского храма и принесение честных мощей Апостола в освящённый в его честь собор – во многом заслуга владыки митрополита.
В 2004 году по представлению митрополита Владимира, за труды по возрождению храма, настоятель протоиерей Михаил Мокрополов был награждён орденом преподобного Андрея Рублёва.

В июле 2004 года, в честь 275-летия основания прихода Андреевского храма и 240-летия закладки нынешнего здания собора, на солею установлена латунная вызолоченная ограда.

Духовенство и прихожане храма ведут большую социальную и благотворительную деятельность: протоиерей Артемий Темиров является главным врачом и духовником епархиальной больницы св. Блаженной Ксении Петербургской; протоиерей Константин Гультяев, врач по образованию, является сопредседателем общества инвалидов Петроградского р-на С.-Петербурга; священник Андрей Битюков, медик по образованию, является настоятелем прихода св. ап. и евангелиста Луки при СПбГМУ им. Павлова и храма во имя св. мч. Раисы Александрийской при институтете детской гематологии и трансплантологии; священник Александр Тиманков ведет пастырский час и другие передачи на радио “Град Петров”, а также воскресную школу для взрослых.

До наших дней в соборе чудом сохранился великолепный резной деревянный 17-метровый золоченый иконостас XVIII века, один из старейших в городе. Самые древние в иконостасе образа свт. Николая Чудотворца и св. Александра Невского, переданные из церкви Меншиковского дворца, находятся в храме с самого его основания.

Особо почитается прихожанами храмовый образ Божией Матери “Нечаянная Радость”, перед которым по вторникам по окончании вечерни совершается молебен с пением акафиста.

В соборе две особо чтимые иконы св. ап. Андрея Первозванного. Одна с житием, датируемая 1728 годом, из Св.Троице-Петровского собора (снесён в 1933 году), другая – аналойная, с частицей мощей апостола (частица мощей вклад архидиакона Андрея Мазура). Алтарный образ апостолов Андрея и Филиппа также содержит частицу мощей св. ап. Андрея. Величественный иконостас и старинные образа органично дополняют иконы нового письма.

Ежедневно в храме совершаются литургия, нач. в 10.00, и вечернее богослужение, нач. в 17.00; в перерыве между богослужениями духовенство осуществляет дежурство.
В приходской школе ведутся занятия для взрослых и детей, для детей открыт класс церковного пения.

Орденский Андреевский собор на Васильевском острове, ныне отмечающий 275-летие основания, является украшением Санкт-Петербурга, памятником служения Отечеству и воинской доблести, русского церковного зодчества и искусства, благочестия и жертвенности православных христиан многих поколений.

Андреевский собор (Санкт-Петербург)

У этого термина существуют и другие значения, см. Собор Святого Андрея.

Православный собор

Андреевский собор


Вид на собор с запада

59°56′23″ с. ш. 30°16′59″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Санкт-Петербург

Конфессия

православие

Епархия

Санкт-Петербургская

Орденская принадлежность

Орден Святого апостола Андрея Первозванного (1732—1917 годы)

Тип здания

собор

Автор проекта

Александр Вист либо Алексей Иванов

Строительство

1764—1780 годы

Приделы

Главный — апостола Андрея Первозванного; боковые — Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510270690026 (ЕГРОКН). Объект № 7810146001 (БД Викигида)

Сайт

Андреевский собор на Викискладе

Андре́евский собо́р (официальное название — Собор Святого Апостола Андрея Первозванного) — православный собор на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, стоящий на пересечении Большого проспекта и 6-й линии, памятник архитектуры XVIII века. От Андреевского собора происходит название расположенного рядом Андреевского рынка. Являлся капитульным храмом ордена Святого Андрея Первозванного.

Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Василеостровского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Михаил Мокрополов.

Деревянная церковь

В 1724 году Пётр I у шведского архитектора Никодемуса Тессина-младшего заказал проект Андреевской церкви, которую предполагали построить на стрелке Васильевского острова. Тессину выдвинули условие: храм должен был напоминать собор Святого Павла в Лондоне и иметь 427 футов (130 м) в длину. Тессин выполнил этот проект и в 1725 году, не приезжая в Россию, предоставил проектные чертежи церкви. Была изготовлена её модель, но осуществить замысел не удалось из-за внезапной кончины Петра.

Отвечал за строительную часть генерал-адмирал граф Фёдор Апраксин, он с начала 20-х годов XVIII века открыл сбор пожертвований

В 1726 году настоятель старой Рождественской церкви священник Тимофей Семёнов с братией, а также и жители Васильевского острова стали настаивать на необходимости строительства нового храма. Они подали три прошения, в которых просили Синод ускорить построение церкви. Выдержка из последнего прошения:

на оном острову, именным его императорскаго величества указом, построено домов многое число, и многие уже живут вседомовно и с челядинцы, а приходской церкви не имеетца, все в дальнем расстоянии и не сподобляютца (обыватели) слышать христианского священнослужения, и треб духовных отправлять некому.

Подготовка строительства

Для строительства Андреевской церкви был выделен участок на углу Большого проспекта и 6 линии, где по первому утверждённому плану 1715 года предполагалось устройство площади.

Жители Васильевского острова просили синод о разрешении строить на отведённом месте временный деревянный храм для того, чтобы перенести в него из Рождественской церкви иконостас и всю необходимую утварь; совершение же богослужений и исполнение треб возложить на Рождественских священников. Первое прошение синод встретил отказом, но обыватели острова повторно подали коллективную просьбу, и синод ответил, что построить временную церковь можно при условии разрешения от полицейских властей. В 1728 году разрешение полицеймейстерской канцелярии было получено.

15 (26) января 1727 года по именному указу императрицы Екатерины I повелено было отпустить из казённых сумм на строение церкви во имя апостола Андрея Первозванного 1 000 рублей деньгами и на 2 000 рублей выделить материалов. В том же 1727 году по высочайшему повелению было издано «Увещание» — обращение к кавалерам Андреевского ордена, на русском и немецком языках приглашающее к пожертвованию на постройку орденской церкви. Эффективность этого хода неясна — книга для сбора пожертвований была утеряна. Высочайше пожалованная сумма также не дошла до собора: она была выдана Соляною конторой графу Апраксину, после его кончины сумма поступила в адмиралтейскую коллегию, где и находилась до 1783 года и по распоряжению гоф-интенданта, Петра Мошкова, была использована для строительства Казанской церкви.

Строительство деревянной холодной церкви

7 мая 1728 года известный архитектор Джузеппе Трезини отчитался синодальной канцелярии в том, что разрешение на постройку на острову деревянной церкви имеется. Заросшее лесом место для неё расчищено и заготовлены все нужные материалы.

В следующем 1729 году состоялась закладка церкви, совершенная преосвященным Питиримом, архиепископом нижегородским. Деревянная церковь была построена в период с 1729 по 1731 год архитектором Дж. Трезини.

20 (31) января 1731 года в синод поступило прошение священника старой Рождественской церкви, что на Петербургском острову

в C.-Петербурге на Преображенском острову построена вновь на каменном фундаменте деревянная церковь и всяким благолепием украшена

В связи с этим он просил синод выдать для этой церкви антиминс, и освятить её во имя образа Пресвятой Богородицы Казанския (ранее предполагалось освятить её имя Рождества Пресвятой Богородицы). Также ходатайствовал о разрешении открыть при церкви кладбище и перенести в новопостроенную церковь чудотворный образ Казанской Божией Матери, а также часть утвари. Просьба была удовлетворена лишь частично: антиминс был выдан, в остальном же просителю отказано.

В сентябре месяце прихожане новой церкви снова ходатайствовали перед синодом об определении священника Ростовской епархии, Никифора Никифорова, в свой приход. Этот священник был назначен, но церковь не была освящена до осени 1732 года.

Церковь Андрея Первозванного

В сентябре 1732 года в Синод поступило прошение сенатора, обер-секретаря Ивана Кириллова, поддержанное прочими жителями Васильевского острова, настоятельно просивших об освящении новопостроенной церкви. Прошение было рассмотрено более внимательно, и Святейший Синод рассудил

в Петербурге во имя святого апостола Андрея Первозванного церкви не имеется, а понеже ордена того святого апостола Андрея в Российской империи имеется кавалерия, которую сама ея императорское величество государыня императрица Анна Иоанновна, самодержица всероссийская, полагая на себе, носить изволить, также по всемилостивейшему ея императорского величества указу, многие знатные обретающими в России и в службе ея императорского величества особы, господа министры, генералитет и придворные высшие чины тоя кавалерии ношением удостоены. Чего для, в день того св. апостола, как в церемониальном чиноположении объявлено, а именно: ноября 30-го числа, бывает публичное церемониальное торжество, и прилично святейшему синоду показалось вышепомяненную церковь освятить во имя св. апостола Андрея Первозванного

Сюда из обветшавшей деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, находившейся на Петербургском острове, в Посадской слободе, был перенесён иконостас; средства на облачения и утварь пожертвовала императрица Анна Иоанновна. 8 октября 1732 года она была освящена во имя святого апостола Андрея Первозванного преосвященным Феофаном (Прокоповичем), архиепископом Новгородским и Ввеликолуцким. В первые годы при храме имелось небольшое кладбище, где, по преданию, похоронены князь Яков Долгоруков, княгиня Екатерина Долгорукова, Андрей Нартов.

Настоятели Андреевского собора со дня его освящения

священник
Иаков Тихонов,
протопресвитеры:
Василий Самуйлов,
Сергий Фёдоров,
Георгий Михайлов,
Иаков Мултановский,
Стефан Семенов,
протоиереи:
Иоанн Филиппов,
Петр Песоцкий,
Герасим Павский,
Михаил Добронравин,
Феодор Песоцкий,
Иоанн Протопопов,
Александр Камчатов,
Павел Налимов,
Иоанн Покровский.

Список охватывает период с 1732 по 1905 годы

Собор Андрея Первозванного

9 (20) января 1744 года причт Андреевской церкви, который состоял из трёх священников, подал прошение императрице Елизавете Петровне, в нём он ходатайствовал о переименовании церкви в собор и о возведении настоятеля — священника Иакова Тихонова — в сан протопресвитера (в прошении было сказано «в протопопа»). Это прошение было поддержано подписями именитых прихожан и даже обер-прокурором Святейшего синода и получила ход. 4 (15) февраля 1744 года указом преосвященного Никодима, епископа Санкт-Петербургского и Шлиссельбургского, Андреевская церковь была переименована в собор. 12 (22) февраля священник Иаков Тихонов в Петропавловском соборе был возведён в сан протопресвитера.

В 1745 году в ограде собора появилась памятная плита с надписью на грузинском языке. К 1905 году эта плита была вделана в наружную стену близ главного входа Трёхсвятительской церкви.

Русскоязычная часть плиты:

Любезные братья мои, я была в этом преходящем мире дочь кахетинского князя, обер-гоф-маршала Нодара Джарджадзева и получила при святом крещении имя княжны Гуки. Божиею волею, я была в супружестве за князем Грузинским, первого разряда майором Эдишером Эмирахваровым и провела жизнь с ним в сердечном согласии. Лишившись отечества и своего имения, я прибегла в землю иностранную и перешла от Мира сего в столичном городе Петербурге, 28 марта (8 апреля) 1745 года, на 37 году моей жизни. Иностранка, я, купив на деньги свои это место для моего приличного погребения, положена в землю, в церкви святого апостола Андрея, не оставив детей, которые молились бы за меня. Отцы и братья любезные, видя гробницу чужеземной грешницы и камень, покрывающий меня, молитесь Господу за меня, дабы Он вам простил грехи ваши

После этого следует надпись на грузинском языке:

На сем месте погребена грузинскаго полку господина майора князя Елиска Потапевича Амилиаварова, супруга ево княгиня Гука Нодаровна, которой от рождения было 38 лет, а преставися в нынешнем 1746 году месяца марта 29 числа

Церковь Трёх Святителей

Новый собор не отличался ни красотой постройки, ни особыми удобствами. Деревянное здание было холодным и маловместительным, с одним приделом. Это здание не соответствовало духовным нуждам растущего населения Васильевского острова. В сильные зимние морозы было сложно проводить богослужение и женщины и дети всю зиму были лишены возможности бывать в церкви. Так как в то время это было неотъемлемой частью жизни, такое положение вещей заставило прихожан ещё в 1740 году обратиться к императрице Анне Иоанновне с просьбой о разрешении построить при coборе тёплую церковь и освятить её во имя Знамения Пресвятой Богородицы, хотя окончательное решение повергали на благовоззрение её величества и святейшего синода.

6 (17) апреля 1740 года было получено высочайшее разрешение, исполнение постройки было поручено строившему старый собор архитектору Трезини. 2 (13) июля 1740 года состоялась закладка церкви.

За недостатком средств строительство шло очень медленно. Известно, что в качестве материала для постройки был даже употреблён материал, оставшийся от починки дома персидского посла в Санкт-Петербурге. После двадцати лет строительства церковь была освящена 17 (28) сентября 1760 года во имя Трёх Святителей с приделом на хорах во имя Благовещения. Иконостас в этом приделе, престол, жертвенник и прочая церковная утварь были перенесены из разобранной церкви 1-го кадетского (шляхетского) корпуса, бывшей некогда домовой церковью князя Меньшикова.

4 (15) июля 1761 года деревянный Андреевский собор постройки 1728 года сгорел до основания в результате попадания молнии.

Причт собора вплоть до осени 1763 года совершал богослужения в Трёхсвятительской церкви. 6 октября того года протопресвитером Григорием Тимофеевым и прихожанами преосвященному Гавриилу, архиепископу санкт-петербургскому и шлиссельбургскому, была подана просьба о разрешении сбора пожертвований на постройку новой каменной церкви.

Андреевский собор в конце XIX века

Преосвященный Гавриил весьма благосклонно отнесся к этому ходатайству и на прошении собственноручно поставил резолюцию:

Господь Бог да благословит и да благопоспешит начать и совершить благополучно святое дело

Каменная церковь

Для сбора пожертвований причту собора была выдана книга. Дополнительно состоялось высочайшее повеление о взимании с кавалеров трёх российских орденов, по каким-либо причинам не являвшихся на торжества в орденские дни, штрафа по 30 рублей с каждого, с тем, чтобы эти деньги шли на постройку собора.

Строительство

Новый каменный храм был заложен 18 (29) июля 1764 года.

По одним сведениям, проект разработал архитектор А. Ф. Вист, и возможно в процессе строительства принимал участие архитектор А. А. Иванов.

По другим сведениям, проект разработал архитектор А. А. Иванов, и строительство велось под его авторским надзором.

Во время строительства ощущался недостаток материальных средств на оплату труда и материалов. Это заставило настоятеля собора протопресвитера Григория Тимофеева, обратиться в мае 1766 года к императрице Екатерине II с просьбой об отпуске для окончательнаго сооружения церкви ещё 6 000 рублей в счёт взимаемых с кавалеров штрафов. Власти навели справки о состоянии дел, и выяснилось, что со времени открытия собора на постройку пожертвований поступило на 3 872 рубля. Эти деньги были получены из следующих источников:

  • 2 000 рублей было пожаловано от государыни,
  • 200 рублей — от цесаревича Павла,
  • 600 рублей штрафных денег,
  • 1 072 рубля от разных лиц.

Императорские эксперты признали, что собранные деньги были достаточными для окончания постройки, и просителю в ходатайстве было отказано.

Во время сооружения свода 6 (17) августа 1766 года неожиданно произошло обрушение купола собора и зодчего посадили под арест. После разбирательства причин обрушения архитектора оправдали, а строительство, сильно затянувшееся, было продолжено.

Новый трёхпридельный каменный Андреевский собор был освящён 21 марта (1 апреля) 1780 года.

Собор с 1780 по 1917 год

Храм построен в смешанном стиле, близком к стилю «ренессанс». Главный купол Андреевского собора обрамлён четырьмя главками, трапезная соединяет основной объём с двухъярусной шатровой колокольней (1784—1786). Стены обработаны пилястрами и прорезаны высокими полуциркульными окнами. Храм имеет не только весьма красивый внешний вид, но по мнению искусствоведов, лучшим его украшением является резной позолоченный трёхъярусный иконостас во вкусе Растрелли, высотой 17 метров (8 сажень). В один из периодов истории собора даже его крыша окрашивалась в зелёный цвет (зелёный — цвет орденской мантии).

Из достопримечательностей церкви в начале XX века выделяли напрестольное облачение в главном алтаре, выполненное из чистого серебра, весом в 115 кг (7 пудов), стоимостью в 26 000 рублей, Евангелие в серебряном окладе, весом в 14,5 кг (35 фунтов), и запрестольный образ Господа Саваофа, прекрасной художественной работы (автор не установлен), а также находящаяся в главном алтаре над южными дверями, икона Воздвижения (XVII век) с изображениями царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и патриарха Никона.

Плафон церкви до 1897 года был живописным, на нём был изображён Бог Отец. При ремонте церкви плафон был закрашен и роспись была утеряна. В сводах, а также в центральной апсиде было закреплено большое количество железных крюков (петель), назначение которых неизвестно. Эксперты предполагают, что они использовались для подвешивания лампад, ссылаясь на существование такого обычая во многих церквях.

5 (16) апреля 1797 года указом императора Павла I Андреевскому собору присвоено наименование: «кавалерского I класса». До 1813 года в нём находилось особое царское место, к тому же он стал орденским храмом ордена Святого Андрея Первозванного. В связи с этим над входом в храм были помещёны знаки ордена, поддерживаемые ангелами (крылатыми резными фигурами).

Ангелы, держащие знаки ордена Святого Апостола Андрея Первозванного над входом в собор

В 1848—1850 пристроены боковые приделы (архитектор Н. П. Гребенка), в 1857—1858 произведена отделка интерьера (архитектор А. М. Горностаев).
В 1870-е годы в соборе по проекту Д. Д. Соколова и А. Р. Гешвенда была проведена система отопления и вентиляции.

В 1878—1879 архитектор А. И. Кракау построил при соборе часовню и ограду (не сохранились).

К Андреевскому собору была приписана Никольская часовня на Николаевском мосту (с 1918 года — мост Лейтенанта Шмидта, с 2007 года — Благовещенский мост) (1853—1854, архитектор А. И. Штакеншнейдер, не сохранилась).

С 1869 году действовало приходское благотворительное общество, содержавшее богадельню и детский приют.

Собор после 1917 года

С 1923 года собор стал одним из главных обновленческих храмов города. Здесь настоятельствовал протоиерей Николай Фёдорович Платонов, впоследствии (с 1934 года) обновленческий митрополит Ленинградский. В 1938 году собор был закрыт.

В 1992 году собор был возвращён Санкт-Петербургской епархии вместе с церковью Трёх святителей. Сохранился иконостас XVIII века.

В 2001 году у Андреевского собора открыт обелиск в честь 300-летия ордена святого Андрея Первозванного (авторы: А. А. Казаков и Ю. В. Горевой). В 2002—2003 годах проведены реставрационные работы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *