Монастырь в боровске

Фото монастыря и видео

Красота и величие монастыря с высоты птичьего полета.

Внутреннее убранство одного из храмов монастыря.

Ворота монастыря открыты для всех ищущих ежедневно.

Посетив место, подобное Боровскому монастырю, задумываешься о смысле жизни, о настоящих ценностях, уходит суета и страхи, обращаешься к вечному. А если есть возможность поговорить с духовным наставником, мудрецом – тогда вообще переосмысливаешь многие вещи и уезжаешь домой другим человеком.

Случалось ли вам прочувствовать на себе такую трансформацию после посещения Боровского монастыря?

Каждый человек сталкивается со многими трудностями, которые возникают на его жизненном пути, но только сильные духом, устремленные, искренне верующие люди не теряют искру надежды и готовы бороться до конца. У каждого свои испытания, и они даются для того, чтобы найти себя, свое предназначение. Святой отец Власий тоже прошел очень много испытаний, но не потерял веру в Бога, открыл для себя много нового и непознанного и сейчас помогает миллионам людей быть счастливыми, жизнерадостными и здоровыми.

Отец Власий из Боровского монастыря

Как уже говорилось ранее Власию выпала нелегкая судьба, он вынужден был покинуть медицинский университет из-за искренней любви к Богу и желанию развиваться в сфере религии. Его родная бабушка привила ему эту любовь. Несмотря на все сложности, когда он стал заниматься своим любимым делом, он ощутил сильный поток жизненной энергии, силы и бодрости.

Несколько лет он был вынужден скрываться от правоохранительных органов, потому что считался злостным нарушителем закона. Потихоньку жизнь стала налаживаться и случилось несчастье: грабители напали на монастырь, избили так, что врачи очень долго боролись за его жизнь, но все-таки их усилия были оценены и дали положительный результат.

Через некоторое время, он пережил еще несколько операций и был вынужден уехать из России. Ни на минутку не переставая молиться, и верить во Всевышнего, он долгих 6 лет был очень далеко от дома. Его молитвы были услышаны, и болезнь отступила, он полностью исцелился и смог со спокойной душой вернуться в Пафнутьев-Боровский монастырь, где служит и сейчас.

Его позитива, жизненной энергии, силы и жизнерадостности хватает на всех, он никогда не жалуется, а смиренно принимает все, что ему дает Всевышний. Один раз, взглянув на совершенно незнакомого ему человека, он с точностью может сказать, что его беспокоит и подсказать мудрым советом, как жить дальше.

Главное, прислушиваться к его словам и верить в то, что все обязательно будет хорошо, жизненные трудности для того и дается, чтобы постоянно бороться и получать бесценный опыт. Многие люди задаются вопросом, как попасть к отцу Власию, в какие дни он принимает?

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

  • Попасть к нему можно предварительно позвонив в монастырь и записавшись.
  • Он принимает каждый день (исключением являются религиозные праздники) с 04:00 до 21:00.
  • Если Вам необходимо исповедоваться, то приходите заранее до открытия храма, чтобы занять очередь.

Как попасть к отцу Власию в Боровский монастырь

Если Ваша душа кричит о помощи, а тело изнемогает от болезней, приезжайте к отцу Власию, адрес:

Адрес Свято-Пафнутьева-Боровского монастыря: 249010, Калужская область, г. Боровск, ул. Дмитрова д. 1
Добраться до места можно различными способами:

  • Автобусными маршрутами;
  • Электропоездом;
  • На собственном автомобиле.

Верующие люди, страдающие болезнями души и тела ищут помощи, поддержки и наставлений. Для них важно пообщаться с отцом Власием, рассказать или описать свое состояние, высказать о наболевшем, чтобы найти себя в этой жизни, двигаться в правильном направлении и не мучиться в сомнениях.

Мы живем в мире высоко развитых технологий, и поэтому в интернете можно увидеть огромное количество положительных отзывов об отце Власие. Счастливые люди, которым помог совет делятся своими рекомендациями и чувствами, и прописывая в поисковике

Сейчас отцу Власию 81 год, он полон сил, всегда радушно улыбается, светится внутренней энергией и делится своими знаниями с теми, кому они необходимы. Он помогает абсолютно всем без исключения, известным людям и простым смертным. Для него нет разграничений, все дети Божьи, независимо от благосостояния.

Священнослужителю достаточно просто посмотреть на человека, чтобы понять, что его беспокоит и тревожит. Атмосфера взаимоотношений между людьми в обители настолько располагает к искреннему выражению своих чувств, что трудно что-либо скрыть. Да это и не нужно.

Люди приезжают излить свою душу и обрести душевный покой. А для тех, кто с разных причин не может приехать лично, или сомневается в действенности помощи, советуем просмотреть многочисленные видео отца Власия, где Вы сможете убедиться в обратном, и принять свое решение.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео с отцом Власием, под названием «Я не чудотворец»:

НАСТАВЛЕНИЯ – ДАР БЕЗЦЕННЫЙ. СХИИГУМЕН ИЕРОНИМ САНАКСАРСКИЙ. — Не знаешь как правильно поступить? – Проси Ангела-хранителя. Придет благая мысль и положит на сердце как поступить. На сердце станет легко, будет мир. Если страх и тревога – дела не предпринимай.- Начинаешь любое дело – стань на восток и помолись.- Как вымолить детей?… Отвечая на наши молитвы, Бог обычно действует через людей История про кота )) В одной деревне жил священник и был у него кот. Священник кота очень любил, поскольку был одинок. И вот однажды вечером он не обнаружил своего питомца в доме, естественно, забеспокоился и бросился его искать. Нашёл довольно быстро, поскольку домик и участо… В БЕЛОРУССКОМ МОНАСТЫРЕ НА СТЕНЕ ПОЯВИЛСЯ НЕРУКОТВОРНЫЙ ЛИК ХРИСТА На стене разрушенного монастыря появился нерукотворный лик Христа — такой же, как на знаменитой Туринской плащанице.Чудо произошло в Свято-Успенском монастыре на границе Беларуси и России. Засиявший на стене образ Христа, словно две капли воды, похож на знаменитый плат Ð… «Я И НЕ ЗНАЛ, ЧТО МЕНЯ ТАК ЛЮБЯТ» Однажды учительница математики из Миннесоты дала ученикам такое задание: составить список класса, подумать, что больше всего нравится в каждом из одноклассников, и записать это качество напротив его фамилии. В конце урока она собрала списки. Это было в пятницу. За выходные…

Пафнутьев-Боровский монастырь

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь на протяжении всей своей истории пользовался особой милостью царствующих особ, сановных и состоятельных людей, на чьи вклады и пожертвования он строился и пополнялся богатствами. Среди дарителей и вкладчиков были Иван III, Василий III, Иван IV Грозный, Федор I Иванович, Борис Годунов, Михаил Федорович Романов, Алексей Михайлович Романов, патриарх Филарет, архиепископ Макарий, архимандрит Митрофан (Шеинков), князья и бояре Щербатовы, Волконские, Репнины, Лыковы-Оболенские.
Здания и сооружения монастыря

  • Святые ворота (проломные, «водяные» ворота), XVIII–XIX вв.
  • Георгиевская башня, XVI век
  • Круглая башня, XVI век
  • Оружейная башня, XVI век
  • Сторожевая башня, XVII век
  • Тайницкая башня, XVII век
  • Поваренная башня XVI век
  • Собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы, 1586 г.
  • Трапезная, пристроенная к Рождественскому собору, 1837 г.
  • Трапезная, келарские палаты и храм во имя Рождества Христова, 1511 г.
  • Колокольня, 1690 г.
  • Храм во имя пророка Илии с больничными палатами, 1670 г.
  • Настоятельские (Архимандричьи) палаты, XVII век
  • Храм во имя святителя Митрофана Константинопольского, 1760 г.
  • Погребной корпус, XVI век
  • Западные братские кельи (Гостиничный корпус), XVII век
  • Поваренная палата, XVII век
  • Юго-восточные братские кельи, XVII век
  • Сохранившийся фрагмент храма во имя преподобного Пафнутия и пристройки к нему, XVI век
  • Прясла крепостных стен, XVI–XVII вв.
  • Святой источник
  • Учебный корпус, 1930-е гг.

История Пафнутьев-Боровского монастыря
Монастырь основан в 1444 году преподобным Пафнутием и его учениками. 23 апреля 1444 года Пафнутий, выздоровев после тяжелой болезни, покинул Высоко-Покровский монастырь и поселился в 3-х верстах от него в боровском лесу на левом берегу реки Протвы при впадении в нее речки Истерьмы. Постепенно рядом стали обосновываться иноки, страждущие его духовного наставничества, сооружая с его благословения кельи. Они и явились первыми членами братства.
В 1448 году в новом монастыре построена и освящена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Боргородицы. В 1460 году Пафнутием был совершен постриг Иоанна Санина под именем Иосиф, который впоследствии станет основателем Иосифо-Волоколамского монастыря – преподобным Иосифом Волоцким.
В 1467 году на месте деревянной церкви возведен новый белокаменный собор, освещенный также во имя Рождества Пресвятой Боргородицы. В 1476 году собор был расписан фресками лучшим иконописцем, иноком Симонова монастыря Митрофаном и молодым Дионисием. Обитель при Пафнутии была небогата, несколько раз страдала от пожаров.
В 1477 году скончался настоятель монастыря игумен Пафнутий, проведший в иночестве 63 года, и был похоронен в Рождественском соборе, у южной стены. После его смерти игуменом был избран Иосиф, но вскоре он покинул стены обители и удалился на Волоколамские земли.
В 1480 году, одержав победу над ханом Золотой орды Ахматом, Великий князь Иван III посетил Пафнутьев монастырь, где был восхищен росписью собора и пригласил Дионисия в Москву для росписи кремлевских церквей.
В XVI веке Пафнутьев-Боровский монастырь формируется как крепость. Под руководством известного градодельца Федора Коня сооружаются крепостные стены и башни. Первой была построена Круглая башня, за ней – Поваренная, Оружейная, Георгиевская (проездная). Строится надвратная церковь преподобного Пафнутия, а также погребной корпус. В 1511 году построены и объединены в один объем теплая церковь Рождества Христова, царская трапезная и келарская палата.
В 1531 году Пофнутиев монастырь посетил Великий князь Василий III с женой Еленой Глинской, где молился о рождении наследника. Вскоре у них рождается сын – будущий царь Иван Грозный. На монастырь, занимавший выгодное стратегическое положение к юго-западу от Москвы, обращают внимание великие московские князья и крупнейшие бояре. При Иване IV Грозном обитель владела многими селами и угодьями, а к середине XVIII века уже 11 тыс. крепостных.

В 1547 году на Московском Соборе, который возглавлял митрополит Московский Макарий, постриженик Пафнутьев-Боровского монастыря, преподобный Пафнутий причислен к лику святых как великий Чудотворец, а 1 (14) мая становится днем его памяти и общецерковного почитания. После канонизации Пафнутия монастырь приобрел еще большую известность своими редкими иконами, фресками богатой ризницей, библиотекой.
В 1584–1586 гг. собор Рождества Богородицы был разобран («из-за малости»), по указанию Федора I Ивановича на его месте на средства из царской казны построен новый кирпичный соборный храм (холодный). В храме были устроены два придела: во имя великомученика Федора Стратилата и во имя великомученицы Ирины. В 1592 и 1596 гг. Федор Иванович с царицей Ириной пребывали в монастыре на богомолье.
В 1599 году скончался Андрей Клешнин, приближенный Бориса Годунова, замешанный в истории смерти царевича Дмитрия, незадолго до смерти принявший постриг и схиму в монастыре с именем Левкий. А. Клешнин был похоронен на территории Пафнутьева монастыря, на что указывает надпись на плите слева от входа в церковь великомученицы Ирины.
В XVII веке продолжается строительство крепостной стены, а также жилых зданий. В этот период зодчим Трофимом Шарутиным возводятся Сторожевая и Тайницкая башни. Строятся Западные и Юго-Восточные братские корпуса, Настоятельские (Архимандричьи) палаты.
Летом 1610 года войско Лжедмитрия II после сражения у Боровска осаждало Пафнутьев-Боровский монастырь, а после предательства воевод Челищева и Змиева завладело обителью. Во время защиты монастыря войском во главе с князем Михаилом Волконским погибли около двенадцати тысяч человек, в том числе монахи и укрывшиеся в монастыре местные жители. Обитель была разграблена, постройки сожжены, ценности расхищены, огнем уничтожены документы, грамоты, древние книги.
С 1618 года царем Михаилом Федоровичем делаются крупные денежные пожертвования на восстановление обители. В 1630 году посетивший монастырь патриарх Московский и всея Руси Филарет также вносит значительные денежные средства. Кроме этого, продолжают поступать пожертвования и от других благотворителей. Монастырь вновь обретает первозданный облик. В 1651 году к южной стороне собора пристроена церковь во имя Архангела Михаила, с западной южной и северной сторон построены паперти.
В 1666 году в Пафнутьев-Боровском монастыре дважды отбывал ссылку (с 9 по 19 марта и с 5 сентября по 3 апреля 1667 г.) протопоп города Юрьевца-Повольского Аввакум, духовный писатель, лидер раскольнического движения и противник церковно-обрядовой реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Сподвижница и духовная последовательница Аввакума боярыня Ф. П. Морозова с сестрой княгиней Е. П. Урусовой были заточены в Боровский острог, где в 1675 году они погибли от пыток и голода в земляной яме.
В 1670 году на месте захоронения погибших защитников монастыря в сражениях 1610 г. построена церковь во имя пророка Илии с больничными палатами. В 1691 году на месте шатровой звонницы с северной стороны трапезной палаты возведена примыкающая к ней 55-метровая каменная пятиярусная колокольня с 9 колоколами, часами с боем, украшенная рельефными изразцами работы Степана Иванова по прозвищу «Полубес».

В 1760 году на средства архимандрита Митрофана Шеинкова возведена церковь во имя святителя Митрофана, патриарха Цареградского, в подклети которой устроена усыпальница. В 1776 году вместо келарской палаты устроен престол во имя преподобного Онуфрия. В конце XVIII века главы Рождественского собора увеличиваются в высоту и венчаются восьмериками.
В 1812 году Пофнутиев-Боровский монастырь подвергается новому разорению. Войска Наполеона, покинувшие Москву, проходя через Боровск 10 октября, разграбили и сожгли обитель. Но уже к 1822 году монастырь восстановлен.
В 1828 году была разобрана обветшавшая церковь архангела Михаила, в 1836 – надвратная церковь преподобного Пафнутия. В 1837 году возведена теплая церковь во имя Всех Святых, где покоится прах около 30 представителей рода Волконских, в т.ч. Михаила Константиновича Волконского – героя сражений 1610 года. В том же году разобрана обветшавшая паперть у западной стены Рождественского собора, а вместо нее пристроена трапезная. В 1864 году между Георгиевской и Поваренной башнями открыты Святые врата (ранее они располагались в Георгиевской башне).
Монастырь в советский период
В 1918 году монастырь был национализирован, а в 1919 на базе его подсобного хозяйства создана Пафнутьевская сельхозкоммуна, в которой трудились 42 монаха и служащих обители. В 1920 году в связи с большим историческим и художественным значением монастырь взят под охрану государства и превращен в музей. В 1923 году сельскохозяйственная коммуна прекратила свою деятельность, а монастырь закрыт как духовная обитель. В последующие годы он существовал как историко-художественный музей, в его стенах также располагался детский дом.
В 1930-х гг. в монастырских стенах располагалась детская колония – Индустриально-ремесленная школа. На месте обветшавшей церкви во имя Всех Святых и усыпальницы Волконских строится учебный корпус. Впоследствии здесь располагался техникум аэрофотосъемки и картографии имени Калинина, позднее – школа механизации сельского хозяйства.
Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации Боровского района немцами с 15 октября 1941 года по 4 января 1942 года, в Пафнутьевом монастыре размещались части немецкой армии, а также был устроен концентрационный лагерь.
В послевоенное время в зданиях монастыря работали школа инструкторов, институт переподготовки сельскохозяйственных кадров, училище механизации, а с 1962 года – сельхозтехникум.
В 1955 году после обрушения центральной главы собора Рождества Богородицы (1954) принято решение о проведении реставрационных работ зданий и сооружений монастыря. В 1960 году начата реставрация архитектурного комплекса обители, продлившаяся 30 лет. В 1968 году создается историко-архитектурный и краеведческий музей.
Современный период в истории обители
В 1990 году Калужским облисполкомом принято решение о передаче Пафнутьев-Боровского монастыря Русской Православной Церкви, и уже в 1991 году обитель становится действующей, возрождается монашеская жизнь.
В 1995–1996 гг. монастырские церкви пополнены святынями и убранством, построена главка с крестом над церковью Рождества Христова. В 1997–1998 гг. освящен придел преподобного Пафнутия в трапезной собора Рождества Богородицы. В 2000 году открыта детская Воскресная школа. В 2007 году закончена реставрация колокольни, в 2008 – ансамбля фресковой живописи в соборе Рождества Богородицы, деревянного шатрового верха Поваренной башни, кровли на царской трапезной. В 2009 году обновлена кровля куполов Рождественского собора, а центральный купол украшен позолотой.
В 2010 году освещена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, воссозданная на месте Высоко-Покровского монастыря, и Миссионерско-просветительский центр, построенный около монастыря.
Как добраться
Из Москвы с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново, затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (около 10 минут).>Истории монастырей

Дата публикации или обновления 01.02.2017

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь.

Адрес Свято-Пафнутьева Боровского монастыря: 249010, Калужская область, г. Боровск.
Телефон Свято-Пафнутьева Боровского монастыря: (48438) 4-37-39
Телефон паломнической службы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря: (48438) 6-61-96
Как проехать к Свято-Пафнутьеву Боровскому монастырю: из Москвы — с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново, затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (минут 10).
Сайт Свято-Пафнутьева Боровского монастыря: http://www.pafnuty-abbey.ru

Чем привлекает к себе небольшой подмосковный город Боровск? Своей древностью или живописной природой? Интересной историей или славными земляками? Богатством архитектуры или боевыми подвигами предков? Да, все это присуще нашему городу. Но особый интерес к этому уголку Подмосковья вызывает, пожалуй существование здесь известной православной обители, памятника истории и культуры — Пафнутьева-Боровского монастыря.

Как и любой другой монастырь на Руси, он был связан бесчисленными нитями с внешним миром, реальной жизнью, со всеми ее конфликтами, потрясениями, противоречиями. История монастыря тесно переплетается с историей Государства Российского, развитием русской культуры. Предлагаю вниманию читателей не обычный рассказ, а хронологическую таблицу основных событий, имевших место в этой обители.


Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

История знаменитого Боровского Рождества Богородицы Пафнутьева монастыря и судьба его святого основателя преподобного Пафнутия удивительным образом отражают важнейшие события летописи земли русской. «Дом Рождества Пречистой Богородицы и великого чудотворца Пафнутия» мы должны почитать как духовную святыню и как памятник нашей державной славы. В нераздельности этих понятий не только особенность пафнутьевой обители, но смысл и сила православного царства, каким было государство Московское.


Икона преподобного Пафнутия Боровского.

Дед Преподобного был ордынским баскаком в Боровске, где, приняв христианскую веру, остался навсегда. В Боровске же сам прп. Пафнутий с 20-летнего возраста подвизался в Высоком Покровском монастыре под руководством священноинока Никиты, ученика прп. Сергия Радонежского, проведя там около 30 лет, из них 13 — игуменом. Впав в тяжкую болезнь, Преподобный принял схиму. По выздоровлении он, отказавшись от настоятельства, ушел с одним из братии вниз по течению Протвы и 23 апреля 1444 г. поселился в лесу между реками Протвою и Истерьмою.


Общий вид Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Акварель XIX в., реставрирована Н.И. Журавлевой.

Сооружение деревянной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы положило основание новой обители, которая уже при жизни создателя была почитаема по всей Московии, любима московскими государями, царицами и царевнами. Не обретя желанного безмолвия, по воле Божией 33 года прп. Пафнутий Боровский обустраивал этот монастырь и, преставившись 1 мая 1477 г., оставил 95 человек братии, каменный соборный храм, расписанный известным Дионисием, которого Преподобный исцелил от препятствовавшей заниматься иконописанием болезни, и, главное, завещал духовные начала, ставшие одной из опор державного домостроительства.


Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1585 г.). На заднем плане колокольня (1690 г.).

Нельзя не увидеть доброе семя в том, что прп. Пафнутий, по свидетельству современников, во всем избегал неумеренности, говорил, когда требовалось, а в другое время предавался молчанию, мог с пользой и поститься, и насыщаться, и изобиловать, и лишаться, хотя всегда стремился избегать праздности и любил нищету и скудость. Из воспитанников Пафнутьевской обители, которые по примеру своего духовного старца учились держаться во всем золотой середины, достаточно назвать приемника прп. Пафнутия прп. Иосифа Волоцкого, свт. Макария, митрополита Московского, прп. Даниила Переяславского, свт. Вассиана, архиепископа Ростовского. Уже в 1531 г. началось местное празднование прп. Пафнутию. Собор 1547 г. постановил его память праздновать общецерковно. Сразу по преставлении преподобный стал как бы семейным святым московских государей. Иван Грозный считался рожденным по молитвам прп. Пафнутия и называл его в ряду с прпп. Сергием и Кириллом.

В XVI в. Боровский монастырь превращается в сильную пограничную крепость, суровый облик которой сохраняет до сих пор. В возведении стен и башен участвовал знаменитый градоделец Федор Савельевич Конь.

В 1610 году Самозванец Тушинский, идя на Москву с поляками и литовцами, опустошил обитель (изменники открыли ему ворота) и привел ее в крайнее разорение. Войска и все монашествующие, находившиеся в монастыре, были убиты, в числе их погиб и защитник Сергиевой Лавры архимандрит Иоасаф, удалившийся сюда на покой. Воевода Михаил Константинович Волконский бился во вратах церковных и, раненый, прямо в соборе был изрублен ворами. (На месте учебного корпуса современной постройки находился храм в честь Всех Святых — семейная усыпальница Волконских).


Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Церковь Илии Пророка с больничными палатами (1670 г.). На заднем плане церковь Мирофана (1760 г.).

В Пафнутьев монастырь до заточения в Пустозерский острог был сослан Аввакум, а в Боровский Рождественский девичий монастырь — его покровительницы и ученицы сестры княгиня Урусова и боярыня Морозова, здесь они скончались и погребены. Их могилы и память об Аввакуме собрали в Боровске немало раскольников.

В 1812 г. обитель снова была разорена французами, тогда сгорела богатая монастырская библиотека.

В начале нынешнего века при монастыре существовало Пафнутьевское братство, миссионерское по своей деятельности. Содержание обители, кроме штатного оклада от казны, в то время составляли доходы с мельниц, подворья и земли, отдаваемой под ярмарки при монастыре.

Сразу после большевистского переворота начались гонения на монастырь, который некоторое время существовал под видом сельскохозяйственной коммуны. Последним его настоятелем был епископ Алексий (Житецкий). Он принял настоятельство в 1915 г., был членом Церковного Собора 1917-1918 гг., в 1919 г. хиротонисан во епископа Боровского. Когда его арестованного вели через город, он осенял плачущих людей архиерейским благословением (Дата его смерти у митр. Мануила — 17.Х. 1924 г.).

Имущество обители еще в 1923 г. было «передано» Главмузею, но вскоре там разместили исправительную колонию, затем сельхозтехникум и т. п. Великая Отечественная война не нанесла существенных повреждений монастырским строениям, все его хозяйство и обстановка были разграблены и изуродованы советской властью до ее начала. Из горького множества — два примера: по распоряжению пом. нач. труд. Колонии тов. Баранова в 1932 г. был сброшен древнейший из известных в России колокол, отлитый через 11 лет по кончине преподобного Пафнутия Боровского, а из икон XVI в. иконостаса Ирининского придела устроены судки для собак и клетки для кроликов.

Внешний облик Боровского монастыря сохранился довольно хорошо благодаря многолетней работе реставраторов. А хранителем его духовного наследия можно считать известного старца схиархимандрита Амвросия (Иванова), пафнутьевского насельника, который жил под Балабановым неподалеку от монастыря и почил за 10 лет до его возрождения.

С 1990 г. Высокопреосвященный Климент, архиепископ Калужский и Боровский, добивался возвращения монастыря Церкви. В марте 1991 года сельскохозяйственный техникум освободил церковь св. пророка Ильи с больничной и трапезной палатами, построенную, по преданию, на месте захоронения 1610 года защитников монастыря. Здесь поначалу помещались все монастырские службы. Освящение храма пришлось на субботу Пасхальной седмицы. Из близлежащей приходской церкви села Роща к этому времени перенесли монастырское распятие с предстоящими.

Постепенно к монастырю перешла большая часть строений и живописный монастырский сад, с заросшими прудами, со святым источником Преподобного. В июле следующего года в день освящения престола храма свт. Митрофана, патриарха Цареградского, в монастырь были перенесены ковчег с частицей мощей прп. Пафнутия из ризницы Псково-Печерской обители и икона Рождества Богородицы из храма прп. Сергия Радонежского села Передоль, которая до революции находилась в Боровском монастыре. Примечательно, что монастырь возобновлен как общежительный, а по древнему уставу таковым не являлся.

Восстановительная работа, непосильная для малочисленной братии, не останавливается по милости Божией и предстательством прп. Пафнутия. Несомненно, что всенародное участие в возрождении места почитания прп. Пафнутия стало бы нашей общей молитвой сему державному заступнику, великому Боровскому Чудотворцу.

История монастыря в датах.

1358 г. Первое упоминание Боровска в письменных источниках.

1394 г. В местечке Кудиново.что в Четырёх поприщах (верстах) от Боровска, у благочестивых родителей рождается сын Парфений. По преданию, его дедом был татарский баскак, принявший христианство.

1414 г. Парфений покидает родительский дом и уходит в Покровский Высокий монастырь, неподалеку от Боровска, где от настоятеля Маркелла принимает иноческий постриг с именем Пафнутия.

1426 г. Пафнутия избирают игуменом монастыря. Его рукополагает митрополит Киевский, святитель Фотий.

1444 г. После тяжелой болезни Пафнутий покидает Высокий монастырь и поселяется на левом берегу реки Протвы при впадении в нее речки Истермы.

1448 г. В новом, основанном Пафнутием монастыре построена и освящена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

1460 г. Пафнутий совершает постриг в иночество Иоанна Санина, дав ему имя Иосиф. Это будущий знаменитый деятель русской православной церкви Иосиф Волоцкий, причисленный к лику святых.

1467 г. Торжественно отпраздновано освящение новой белокаменной церкви, названной также во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

1476 г. Иконописцы Митрофан и Дионисий с сыновьями расписали церковь фресками.

1477 г. Основатель и настоятель монастыря Пафнутий умирает. Игуменом избран Иосиф, который вскоре покидает монастырь и уходит на Волоколамские земли.

1480 г. Великий князь Московский Иван III ведет борьбу с монгольским ханом Ахметом. Местом своей ставки он определяет предместье Боровска. Одержав победу, Иван III посещает монастырь, восхищается росписью Дионисия и приглашает живописца в Москву.

1506-1511 гг. Ученик Пафнутия Вассиан Санин пишет житие своего наставника.

1511 г. В монастыре строится церковь Рождества Христова с трапезной и келарской.

1529 г. Монастырь посещает Великий князь Московский Василий III с женой Еленой. Глинской. Здесь он молит Бога, чтобы у него родился.наследник. В 1530 году у Василия III рождается сын, будущий царь Иван IV Грозный.

1531 г. Собор епископов во главе с митрополитом Даниилом устанавливает преподобному Пафнутию местное празднование в день его преставления — 1 мая (ст. стиль).

1547 г. На московском Соборе преподобный Пафнутий причислен к лику святых, как великий чудотворец. 1 Мая (14 мая по новому стилю) становится днем его памяти и всецерковного празднования.

XVI век. Ведется строительство каменной ограды монастыря: крепостной стены и башен. Строительство продолжается и в XVII веке.

1584-1586 гг. Белокаменный собор Рождества Богородицы «из-за малости» разбирается. По велению царя Федора Ивановича строится новый кирпичный храм. Строительством занимается Борис Годунов. На богомолье в монастырь приезжает царь Федор Иванович.

1591-1592 гг. В монастырь постригается и принимает схиму Андрей Клешнин, замешанный в темную историю смерти царевича Димитрия, сына Ивана Грозного. После смерти в 1598 году Клешнина хоронят на территории монастыря.

1610 г. На Москву движется войско Лжедимитрия II. Осада монастыря, его взятие. Гибель 12 тысяч воинов и укрывавшихся в монастыре людей. Расхищены все сокровища, сожжены постройки.

1630 г. Монастырь посещает патриарх Московский и Всея Руси Филарет, отец царя Михаила Федоровича Романова. Даны большие дары, монастырь восстанавливается.

1620 — около 1640 г. Строится церковь преподобного Пафнутия, расписывается собор Рождества Богородицы (1644 г.).

1666 г. В монастырь дважды ссылают протопопа Аввакума. Первая ссылка в марте длится 10 недель. Вторая — в сентябре — длится до 3 апреля 1667 года.

1670 г. Построена церковь Ильи Пророка с больничными палатами.

1691 г. Вместо шатровой звонницы в монастыре построена высокая колокольня.

1760 г. В монастыре построена церковь во имя святителя Митрофана.

1776 г. Открывается семинария для обучения российскому и латинскому письму детей священнослужителей Боровского, Малоярославецкого, Медынского и Тарусского уездов.

1777 г. Боровску императорским указом присваивается герб, в основу которого положено событие 1610 года.

1812 г. Наполеон, покидая Москву, заходит в Боровск. Монастырь разграблен. Сожжен третий этаж Юго-Восточных братских келий.

1822 г. Обитель обновлена и вновь отстроена.

1828 г. В честь преподобного Пафнутия, с разрешения Святейшего Правительствующего Синода установлен крестный ход из Боровска и ближайших селений в Пафнутьев монастырь в день памяти преподобного Пафнутия Боровского.

1837 г. На новом месте бывшей ветхой паперти собора Рождества Богородицы строится кирпичная трапезная.

1919 г. Специальная комиссия из Москвы производит осмотр монастыря, устанавливает его художественные и исторические ценности, составляет их опись.

1922 г. В марте в монастыре производится изъятие ценностей в фонд помощи голодающим Поволжья. Волнения верующих. В мае постановлением Президиума Калужского губисполкома монастырь закрывается и превращается в историко-художественный музей. На базе монастырского хозяйства монахи создают сельхозкоммуну.

1935 г. На территории монастыря создается Боровская — школа механизации сельского хозяйства. Строится учебный корпус.

1941 г. Школа эвакуируется. В монастыре размещаются части немецкой армии.

1942 г. В январе освобождают Боровск и район. Школа механизации возобновляет свою деятельность.

1945 г. Школа механизации в монастыре реорганизована в школу инструкторов производственного обучения.

1953 г. На базе школы инструкторов производственного обучения создается Центральный институт усовершенствования и переподготовки кадров училищ механизации сельского хозяйства. На территории бывшего монастырского хозяйства строится ряд учебных корпусов, нефтебаза, гаражи, мастерские.

1954 г. Рушится главный купол собора Рождества Богородицы.

1955 г. Начались научно-исследовательские и проектные работы по реставрации монастырских зданий.

1956 г. Институт усовершенствования переводят в Орехово-Зуево. В монастыре создается училище механизации.

1960 г. На территории монастыря создается прорабский участок по реставрации памятника архитектуры.

1962 г. В монастырь переводят Боровский сельхозтехникум с очным и заочным отделениями. Училище механизации в 1963 году переводится в Угодский завод.

1968 г. На общественных началах в монастыре создается историко-архитектурный и краеведческий музей.

1984 г. В монастыре открывается музей декоративно-прикладного искусства на общественных началах.

1987 г. На базе общественных музеев создается Государственный музей — филиал Калужского областного краеведческого музея.

1990 г. Исполком Калужского облсовета принимает решение о передаче монастыря Калужской епархии.

1991 г. Монастырь становится вновь действующим. Освящается церковь Ильи Пророка с больничными палатами. Отмечается день памяти Пафнутия.

1992 г. Из монастыря переводится техникум механизации сельского хозяйства. Освящается церковь Митрофана.

1993 г. Торжественно отмечается день памяти преподобного Пафнутия. В. праздничном богослужении приняли участие митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим и архиепископ Калужский и Боровский Климент.

1994 г. Большой праздник, посвященный 600-летию преподобного Пафнутия и 550-летию монастыря. В торжественном праздновании приняли участие патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, архиепископ Калужский и Боровский Климент, представители духовенства Москвы и Калужской области, главы администраций и Законодательного Собрания Калужской области, представители телевидения, журналисты.

1995-1996 гг. Церкви монастыря значительно пополнились святыми иконами и убранством. Возведена главка над церковью Рождества Христова.

1997-1998 гг. В трапезной Собора Рождества Богородицы оборудуется и освящается Придел Преподобного Пафнутия.

2000-2003 гг. Продолжается расширение подсобного хозяйства. Ведется очистка прудов и их реставрация. Дровяное отопление котельной и кухни переводится на природный газ.

В начало

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *