Монастырь свирского Александра

Содержание

История

Монастырь основан святым Александром Свирским в конце XV века в малолюдном лесном Олонецком крае среди поселений языческих народов — карелов, вепсов, чуди. Вскоре у Александра Свирского появились ученики. Ещё при жизни основателя обитель складывалась как два связанных друг с другом, но независимо расположенных комплекса (отделения): Троицкого с братскими кельями и Преображенского — рядом с кладбищем. Их связывает дорога, идущая вдоль озера.

Небольшая каменная Покровская церковь с трапезной в Троицкой части — наиболее древнее строение обители. Она была построена при участии самого Александра Свирского в 1533 году на пожертвования царя Василия III.

С середины XVII века к монастырю был приписан Введено-Оятский монастырь.

В 1764—1786 годах Троицкое отделение монастыря служило резиденцией епископов Олонецких и Каргопольских, викариев Новгородской епархии.

С 1873 года настоятельство Свирского монастыря предоставлено епископам Олонецким и Петрозаводским, а в монастыре учреждено наместничество. С 1890 года монастырь снова сделан самостоятельным и общежительным с особым настоятелем-архимандритом.

В 1900 г. в монастыре построена часовня в память чудесного избавления от смерти императора и его семьи во время крушения императорского поезда.

Осенью 1918 года монастырь был захвачен и разграблен чекистами, а его настоятель архимандрит Евгений (Трофимов) расстрелян в г. Олонец.

В годы советской власти обитель использовали под исправительно-трудовой лагерь Свирьлаг, детский и инвалидный дома. Некоторое время в монастыре располагался техникум, а в Троицком комплексе с 1953 по 2009 год находилась Свирская психиатрическая больница.

Восстановление обители началось в 1997 году. В 2012 году по благословению Епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава был создан Праздничный архиерейский хор. Он состоит из выпускников высших музыкальных заведений стран СНГ. Среди исполняемых сочинений: древние византийские песнопения и знаменные распевы, литургическая музыка XIX-XX веков, русские, украинские и белорусские народные песни.

Подворье Александро-Свирского монастыря по состоянию на 2015 год располагается в Весёлом поселке Невского района Санкт-Петербурга.

Список настоятелей Игумены

  • Александр Свирский (1506—1533)
  • Исаия
  • Никодим (непродолжительное время)
  • Иродион (до 1545)
  • Вениамин
  • Афанасий Сяндебский
  • Исидор (до 1572)
  • Иоасаф (до 1582)
  • Дионисий (до 1608)
  • Паисий (до 1613)
  • Феодорит (до 1628)
  • Авраамий (до 1646)
  • Александр (до 1649)
  • Савватий (до 1660)
  • Симон (до 1665)
  • Иосиф (до 1666)
  • Макарий (Полуэхтов) (до 1673)

Фрески Архимандриты

  • Гермоген (до 1699)
  • Лаврентий (до 1702)
  • Кирилл I (до 1705)
  • Исаия (до 1708)
  • Феодосий (до 1715)
  • Иларион (до 1717)
  • Александр I (до 1719)
  • Кирилл II (до 1732)
  • Виссарион (до 1738)
  • Ефрем (до 1740)
  • Венедикт (до 1742)
  • Серафим (до 1748)

В 1748—1752 гг. архимандрита не было, монастырём управлял наместник Иннокентий. Фрески

  • Андроник (1752—1759)
  • Пахомий (до 1763)
  • Варсонофий (до 1763)
  • Александр II (до 1775)
  • Иринарх (до 1780)
  • Варлаам (до 1790)
  • Парфений I (Петров) (1790—1800)
  • Иосиф (до 1816)
  • Товия (до 1819)
  • Парфений II (по 1820)
  • Макарий (до 1827)
  • Варсонофий (Морев) (до 1853)
  • Иезекииль (до 1855)
  • Павел (Смирнов) (до 1869)
  • Антоний (до 1870)
  • Даниил (до 1872)

Наместники

  • Архимандрит Савватий (1873—1878)
  • Игумен Иннокентий (1878—1883)
  • Архимандрит Макарий (1883—1891)
  • Игумен Антоний 2015

Архимандриты

  • Агафангел (21 декабря 1891—1909)
  • Евгений (Трофимов) (1909 — расстрелян 1918)
  • Лукиан (Куценко) (23 декабря 1997 — октябрь 2011) и. о. до 19 июля 1999
  • Мстислав (Дячина) (с 28 октября 2011) и. о. до 16 марта 2012

История

Основатель монастыря

Преподобный Александр родился 15 июня 1448 г. в небольшом селе Мандера на реке Ояти в Новгородской области. Родители его — Стефан и Васса — были небогатыми, но благочестивыми крестьянами, которые назвали сына Амосом и дали ему христианское воспитание. Он рано узнал о Валаамском монастыре, часто размышлял о нем и однажды встретился с несколькими иноками этой обители. Воодушевленный беседой с ними, Амос решил посетить «Северный Афон». Перейдя реку Свирь, он шел по берегу обширного Рощинского озера и вдруг услышал таинственный голос, возвестивший ему, что в будущем на этом месте он создаст обитель. Когда же Амос пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александра в 1474 г. Было ему тогда 26 лет.

Однажды, стоя на молитве, святой Александр услышал божественный голос, который сказал: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное тебе место, на нем же возможеши спастися». Так будущий святой вспомнил указанное ему место на юго-востоке, на берегу реки Свири. Это случилось в 1485 г. Хижину свою преподобный поставил на берегу Рощинского озера. Здесь он провел в полном уединении несколько лет, питаясь не хлебом, а «зелием здесь растущим». Однажды мимо хижины св. Александра проезжал на охоту местный боярин Андрей Завалишин, и от него люди впоследствии и узнали о том, что здесь поселился новый благочестивый пустынник. Постепенно вокруг хижины прп. Александра начала складываться обитель, а слава о прозорливости и врачевании недугов телесных и духовных ее настоятелем облетела вскоре все окрестные земли. Народ же еще при жизни называл Александра Свирского не иначе, как святым.

Явление Святой Троицы

На 23-м году поселения преподобного в пустыни произошло событие, навсегда вошедшее в анналы церковной истории. Как и боголюбивого Авраама — Патриарха Старого завета, прп. Александра Свирского, посетила Божественная Троица. В храме явился преподобному большой свет, и Александр увидел трех мужей, сошедших к нему. Из их уст святой услышал повеление: «Возлюбленный, яко же видишь в Трех Лицах Глаголющего с тобой, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, единосущной Троицы».

На месте явление прп. Александру Святой Троицы — величайшего духовного события — встречи человека с Богом, впоследствии была воздвигнута часовня, и это святое на русской земле место на многие годы стало предметом поклонения паломников. И ныне забирают они с собой с этой освященной земли песочек как благословение Божие, чтобы рассыпать его крестом на родных могилах, освятить им свои земельные участки.

Обретение мощей святого

За год до своей кончины преподобный призвал к себе всю братию и назначил после себя четырех священноиноков: Исайю, Никодима, Леонтия и Иродиона для избрания кого-либо из них в игумены. Скончался прп. Александр 30 августа 1533 г., 85 лет от рождения, и согласно предсмертному его завещанию был погребен близ церкви Преображения Господня по правую сторону от алтаря. В 1547 г. Александр Свирский был причислен к лику святых.

Нетленные и чудотворные мощи святого преподобного Александра Свирского

По прошествии 107 лет и 7 месяцев со дня кончины прп. Александра, а именно в апреле 1641 г., игумен Свирского монастыря Авраамий с братией, намереваясь строить над его могилой каменную церковь согласно царскому повелению, разобрали ветхую церковь во имя преподобного, где находилась и гробница, поставленная над его телом. Когда копали ров для восточной стороны церкви, лопата одного из монахов неожиданно ударилась о крышку гроба. О находке доложили игумену, и он, собрав всю братию, поспешил осмотреть гроб. Лишь только открыли верхнюю доску гроба, как вдруг по воздуху разлилось благоухание; одежды на лежащем в гробе — мантия и схима — были целы, тут же лежал и деревянный посох. Тело оказалось не истлевшим, и из-под покрывавшей лицо материи была видна часть бороды. Это были мощи прп. Александра. Игумен тотчас же велел сделать новый гроб и после переложения в него святых мощей перенес их в храм Святого Николая.

Вскоре игумен послал монахов с донесением об этом событии митрополиту Новгородскому Афонию, а тот в свою очередь сообщил известие царю Михаилу Федоровичу. В 1644 г. святые мощи были переложены в драгоценную раку, пожертвованную монастырю по личному распоряжению царя. <p style=»text-align:justify»>С тех пор Свирская Свято-Троицкая обитель, имея в себе такое драгоценное сокровище, при своем высоком религиозно-нравственном авторитете и строгом исполнении церковных уставов становится воистину духовным центром всего Северо-Запада России. Монастырю подчиняются многие обители Олонецкого края, основанные учениками прп. Александра, здесь открывается Духовная семинария, на протяжении десятков лет в монастыре размещалась архиепископская кафедра. Богатейшее архивохранилище обители привлекло к ней множество исследователей русской истории.

Разорение монастыря

Но вот наступила страшная эпоха революций и Гражданской войны. На Севере России власть большевиков установилась в январе 1918 г., а до этого политическое руководство осуществляли эсеры и меньшевики. В то время при Свято-Троицкой обители действовал так называемый «Союз охраны церквей и часовен» — общественно-религиозная организация, призванная спасти от поругания православные святыни. Для расследования его деятельности в апреле 1918 г. в монастырь был послан отряд из 50 человек, в задачу которых входил арест руководителей «Союза…». Настоятель обители архимандрит Евгений был арестован 30 сентября 1918 г. в Олонецкой ЧК, куда он был вызван повесткой.

Мощи прп. Александра Свирского вскоре были вывезены большевиками в город Лодейное Поле, после чего началась целая кампания по их сокрытию от верующих. Обнаруженные в наши дни архивные материалы свидетельствуют, что в 1919 г. рака с мощами была отправлена в Петроград. При этом было инсценировано уничтожение лжемощей при свидетелях специально для того, чтобы поползли слухи. Подлинные же останки прп. Александра были переданы в ведение Наркомздрава. Единственным фундаментальным анатомическим музеем Петрограда в те годы был музей Военно-Медицинской академии. По сведениям сотрудников кафедры нормальной анатомии ВМА, в годы революции в их музее появился экспонат, который так и оставался незарегистрированным в обширных каталогах музея. Такое положение «экспоната» в подобном музее было явлением исключительным, и сделано это было явно для сокрытия мощей. Вероятно, тут действовала не только злая воля большевистского руководства, но и добрая воля завкафедрой В.Н. Тонкова, который по своим убеждениям не был «воинствующим безбожником» и вполне мог постараться сделать так, чтобы про мощи просто забыли их враги.

Новое обретение мощей святого

Так или иначе, но результаты архивных поисков, которые проводили церковные власти в наши дни, привели их участников в декабре 1997 г. в стены Военно-Медицинской академии. После этого началась долгая процедура освидетельствования, которая должна была выяснить, является ли обнаруженный «анатомический экспонат» подлинными мощами прп. Александра Свирского.

Первое, что сразу же отмели ученые, — это версию об искусственной мумификации тела. Акт освидетельствования, однозначно говорящий о естественной мумификации, подписан ведущими специалистами ВМА. Объем этого исследования занял 45 страниц машинописного текста, а общий его вывод гласит — обследуемое тело, без сомнения, является мощами св. Александра Свирского. 30 июля 1998 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира святыня была открыта для поклонения верующим.

Однако вернемся к истории монастыря. Что же произошло с ним после того, как святые мощи были увезены из обители. Как известно, весь этот северный край страны был превращен большевиками в огромный концлагерь, а знаменитая «Северная Фиваида» (так называли монастырь историки Церкви) была осквернена и подверглась поруганию. Но она же и получила при этом великое посвящение — стать одной из русских Голгоф! «Свирьлаг» — такой адрес мы встречаем на письмах многих известных и безвестных заключенных ГУЛАГА. Один из них — знаменитый философ А.Ф. Лосев.

Восстановление обители

Когда в 1997 г. было получено благословение на возрождение монастыря, он предстал перед его новыми обитателями в мерзости запустения. Однако это не привело их в уныние. Сразу же закипела работа, и за короткий срок были полностью восстановлены внешний вид Преображенского собора, внутреннее убранство храма святых Захария и Елизаветы, часовня на месте видения прп. Александру Святой Троицы, а также один из братских корпусов. 22 сентября 1998 г. монастырь был официально передан Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

23 ноября 1998 г. мощи св. Александра были наконец перенесены на место их последнего упокоения — в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Тысячи паломников буквально со всего света притекают в эту отдаленную обитель. Многие из них удостаиваются видеть чудо мироточения из мощей святого ноги и руки преподобного открыты, а полное нетление тела является величайшее редкостью во всей истории Православной Церкви. Ведь мощам уже почти 500 лет, даже лицо святого узнаваемо по древним иконописным изображениям.

При изучении же исторических документов была обнаружена тесная связь молитвенного предстательства прп. Александра с историческими судьбами России. Молитвенником за царей называли его в прежние времена. И ныне узел русской истории завязан здесь, в далеком от шумных городов поселке Свирское, среди лесов и озер, где лишь однажды в новозаветные времена явилась человеку Святая Троица.

Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь

Современное состояние

Когда в 1997 г. было получено благословение на возрождение монастыря, он предстал перед его новыми обитателями в мерзости запустения. Однако это не привело их в уныние. Сразу же закипела работа, и за короткий срок были полностью восстановлены внешний вид Преображенского собора, внутреннее убранство храма святых Захария и Елизаветы, часовня на месте видения прп. Александру Святой Троицы, а также один из братских корпусов. 22 сентября 1998 г. монастырь был официально передан Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

23 ноября 1998 г. мощи св. Александра были наконец перенесены на место их последнего упокоения — в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Тысячи паломников буквально ее всего света притекают в эту отдаленную обитель. Многие из них удостаиваются видеть чудо мироточения из мощей святого ноги и руки преподобного открыты, а полное нетление тела является величайшее редкостью во всей истории Православной Церкви. Ведь мощам уже почти 500 лет, даже лицо святого узнаваемо по древним иконописным изображениям.

Храмы

План-схема монастыря

Преображенский монастырь

Александро-Свирский Преображенский монастырь

Полностью передан Русской Православной Церкви и уже частично восстановлен. Белеют свежепокрашенные стены нарядного пятиглавого каменного Преображенского собора. Но храм пока молчит, еще не завершен дорогостоящий ремонт внутри. Службы совершаются в небольшой церкви во имя святых и праведных Захария и Елизаветы. Здесь под массивным сводом церковного нефа в скромной деревянной раке помещены обретенные в 1999 г. мощи прп. Александра Свирского, источающие благоуханное миро. Когда-то рака для них была специально изготовлена из чистого серебра, и лучшие петербургские мастера украсили ее крышку чеканными изображениями жития святого. Она исчезла, когда монастырь был полностью разграблен в годы советской власти, а в 1918 г. в числе первых были поруганы мощи св. Александра Свирского, тоже исчезнувшие из обители на долгих почти восемь десятилетий.

Преображенский собор с приделом преп. Александра Свирского

Построен в 1644 году.

Церковь святых Захария и Елисаветы

Построена в 1685 году.

Часовня Святой Живоначальной Троицы

Построена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица.

Троицкий монастырь

Александро-Свирский Троицкий монастырь

Остается по-прежнему собственностью государства. Каменный, кубовый, светлый и праздничный Троицкий собор, украшенный одной главкой, опоясан мощными стенами бывшего братского корпуса, в котором до сих пор расположена психиатрическая больница. Это впечатляющее своей массивностью каре.

Монахини соседнего Покрово-Тервенического монастыря пишут для монастыря иконы. Они не повторяют старые образцы иконописи, украшавшие когда-то этот древний монастырь-крепость. Это уже почти невозможно сделать, сказали в обители. Поэтому небольшой храм святых и праведных Захария и Елизаветы окрашен в цвета тихой красоты неброского северного лета. Бледный голубовато-зеленый с фиолетовыми вкраплениями цветочный орнамент вьется по его белым стенам. На таком же прозрачном голубом фоне изображены и лики святых. Кажется, что весь храм утопает в небесной лазури, струящейся отовсюду к мощам великого подвижника.

Троицкий собор

Каменный собор Живоначальной Троицы построен в 1791 году, на месте деревянной церкви, выстроенной преподобным Александром ещё в 1509 году.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Место явления Богородицы и молитвенных подвигов преподобного. Церковь выполнена в Новгородском стиле, вместе с трапезной и звонницей.

Церковь преп. Иоанна Дамаскина

Построена в 1718 году.

Пантелеимоновский скит (Феодоровская пустынь)

Обустроен в 1910-х при архимандрите Евгении в 2 км северо-западнее монастырских построек, на Феодоровском острове у западного берега Рощинского озера, где в начале XIX в. некоторое время жил схимонах Феодор (+1822), ученик Паисия Величковского. В середине ХХ в. постройки разобраны. Восстановлена в 2000-х.

Подворье в Санкт-Петербурге

Храм Рождества Христова, Челиева пер., дом 10.

Телефоны: (812) 446-91-92, 446-77-91.

Другие подворья

>Святыни

Мощи св. Александра Свирского, копия Туринской плащаницы, частицы мощей святых, святой источник.

Паломнику

Время посещения монастыря

Монастырские ворота открываются в 6:00 (Вс. и Пн. — 8:00) и закрываются по окончании вечернего богослужения, примерно в 20:00. В это время вход на территорию обители и на богослужения свободный для всех при условии соблюдения тишины и приличия.

Осмотр внутреннего устроения храмов экскурсионными группами паломников и туристов возможен только во внебогослужебное время и ограничен внутренним распорядком жизни монастыря. В указанные часы вход в храм, где находятся св. мощи прп. Александра Свирского, неограничен:

Пн. — Сб. — с 10:00 до 17:00

Вс. — с 12:00 до 17:00

Правила поведения на территории монастыря

1. Монастырь является закрытой религиозной организацией, и время его посещения ограничено внутренним распорядком жизни монастыря.

2. Посетители должны иметь уважение к монастырю и не позволять небрежного, непочтительного отношения к братии и труженикам обители.

3. Руководителям групп необходимо заблаговременно (минимум за 1 неделю) присылать в монастырь прошение на имя настоятеля для получения благословения на посещение монастыря и ознакомление с его святынями. В прошении следует указать дату, время посещения, и ориентировочное число посетителей. Заявку можно отправлять по факсу (81364) 44-544. В исключительном случае заявка может быть устной – при предварительном посещении монастыря или по тел:(81364) 44-402, но не позднее, чем за 1 неделю до посещения.

4. Руководителям групп заранее надо предусматривать время, необходимое для осмотра и ознакомления их группой с архитектурой и историей монастыря, — не менее 40 мин. (оптимальное время: 1 — 1,5 ч.). В это время входит посещение не только Преображенского, но и неотъемлемого от монастыря Троицкого комплекса.

5. В монастыре имеется миссионерский отдел, который ведет миссионерско-просветительскую деятельность, знакомя посетителей монастыря с историей Александро-Свирского монастыря, житием прп. Александра Свирского, монашеским общежитием. В состав миссионерского отдела входят как монашествующие насельники монастыря, так и прихожане, находящиеся на послушании.

6. По благословению Настоятеля монастыря, сопровождение групп паломников или туристов по территории монастыря и ознакомление с его святынями проводятся только представителями миссионерского отдела обители. Без сопровождающего представителя монастыря хождение туристских и паломнических групп по монастырю запрещено.

7. На входе в монастырь прибывающих встречает дежурный привратник и выясняет цель посещения. Туристические и паломнические группы посетителей впускаются по предварительной договоренности с монастырем. По приезде, группы останавливаются перед входом в монастырь, руководитель группы сообщает о прибытии и цели посещения уполномоченному представителю монастыря.

8. Вход в жилые и хозяйственные помещения монастыря запрещается.

9. Перед входом в храмы и часовни, а также в течение всего времени сопровождения по монастырю мобильные телефоны уместно отключать.

10. Необходимо соблюдать чистоту в монастыре и на всей прилегающей к нему территории (в том числе на берегу озер). Мусор оставлять в специально устроенных мусоросборниках.

11. Форма одежды должна быть приличной: одежда должна быть закрытой, неуместны шорты, бриджи, не принято в монастырях быть женщинам в брюках, коротких юбках и с непокрытой головой.

12. Руководители обязаны заблаговременно ознакомить свои группы с правилами поведения на территории монастыря и несут ответственность за соблюдение правил в течение всего времени пребывания групп в монастыре.

13. В связи с внутренним распорядком обители прием групп без предварительного согласования может быть ограничен.

14. При неоднократном посещении необходимо предоставлять монастырю предварительный график посещения монастыря на весь период посещения.

Ссылки

Правила посещения монастыря

Заказ экскурсии и трапезы

Гостиничный комплекс «Свирский»

Правила для трудников

Как стать трудником

Два дня у Преподобного


Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору — первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз — на русской земле святому преподобному Александру Свирскому. Что значило это явление новозаветному святому — не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого «новозаветного Авраама» — преподобного отца нашего и чудотворца Александра.
Преподобный Александр — один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины — а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называется, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью, в нем нет «благочестивых схем», оно отражает неповторимый лик святости «всея России чудотворца Александра».

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь

( Глазами паломника )
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь находится в 260 км от Санкт-Петербурга и в 21 км от районного центра г. Лодейное Поле. Монастырь, основанный святым преподобным Александром Свирским в конце ХV-го столетия в глухом Олонецком крае в девственных дремучих лесах, среди языческого коренного населения корелов, вепсов, чуди, очень быстро приобрел известность. Укрепление православной веры в этом крае стало возможным благодаря строгому, благочестивому подвижническому образу жизни основателя монастыря. Сюда начал стекаться народ: как иноки, так и ищущие молитвенной помощи. Еще при жизни преподобного Александра Свирского монастырь складывался как объединение двух поселений: при братских келиях — Троицкий комплекс, у монастырского кладбища — Преображенский. Оба комплекса сегодня представляют единый памятник архитектурных строений XVI-XIX веков.
Монастырь расположен в живописном месте на высоком берегу Рощинского озера. Большая часть строений хорошо сохранилась, демонстрируя высокое искусство зодчих, строивших их, но все они нуждаются сегодня в больших реставрационных работах.
Самым древним строением монастыря является каменная церковь Покрова Божией Матери, построенная самим прп. Александром в 1533 году. Строительство её велось на пожертвования царя Василия III. Церковь с трапезной и звоницей выполнена в Новгородском стиле. Каменный Преображенский собор с приделом преподобного Александра Свирского (1644г.). Каменный собор Живоначальной Троицы построен в 1791 г., но прежде на этом месте была деревянная церковь, построенная самим основателем монастыря, и освящена в 1509 г. Церковь свв. прор. Захарии и Елизаветы построена в 1685 г. Церковь Иоанна Дамаскина построена в 1718 г. Каменная часовня Св. Троицы построена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица. На строительство церквей и монастырских построек вносили большие вклады цари, великие князья, Российские императоры, родовитые бояре и дворяне, купцы. Сведения о каждом из них заносились бережной рукой монахов в «Переписные книги». Большая часть монастырского архива сохранилась и размещена в Национальной публичной библиотеке, библиотеке РАН и в трех исторических архивах Санкт-Петербурга.

За 500-летний период существования жизнь монастыря внешне мало отличалась от жизни других монастырей на Руси: расцветы и падения, нашествия врагов, пожары, разграбления, вновь восстановление храмов и строгая монастырская жизнь, неусыпные молитвы и труд. В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края. Были годы, когда в монастыре после разрушений оставалась только главная святыня — мощи святого преподобного Александра Свирского, и несколько монахов (начало и конец XIX века).
Сайт Свято-Троицкого Александро Свирского мужского монастыря -http://www.svirskoe.ru/index.html

Мощи преподобного Александра Свирского

Было и совсем лихое время (1918 г.), когда в монастыре не стало ни святыни, ни монахов. Мощи увезены, монахи разогнаны, часть их расстреляна, в том числе настоятель — архимандрит Евгений /Трофимов/. Вместо этого на территории монастыря: тюрьмы, казармы, инвалидные дома, совхоз, психиатрическая больница, заколоченные храмы и черные глазницы окон бывших братских келий.
Новым насельникам, поселившемся в монастыре в 1997 году, пришлось много потрудиться,— обитель им досталась разорённой. Самым большим событием в жизни восстанавливающегося монастыря стало обретение мощей основателя обители — прп. Александра Свирского происшедшее 30 июля 1998 года. Его молитвами и помощью возрождается древняя обитель. Приведены в порядок храмы, корпуса и территория Преображенского комплекса, налажена богослужебная жизнь обители. Много работы еще предстоит на территории Троицкого комплекса, где пока располагается Свирская психиатрическая больница. Правительство Ленинградской области уже приняло решение о переводе психиатрической больницы в г. Лодейное Поле, где началось строительство новых помещений. Троицкий комплекс будет возвращен монастырю.

Икона преподобного Александра Свирского
Иконостас Троицкого Собора Самообновляющиеся фрески Троицкого Собора
Враг рода человеческого, висящий на гвозде.
Это получилось случайно, но
местные экскурсоводы рассматривают это
как забавную достопримечательность.
Удивленные паломники

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь
(фото-рассказ Валерия Дегтярева )
О мироточении мощей Александра Свирского
На Руси многие чудотворцы, в частности Киево-Печерские, прославлены мироточением. То, что это чудо столь ярко проявилось на преподобном Александре Свирском, явно показывает величие и благодатность святого, а также истинность явления его мощей, ибо мироточение в Церкви искони рассматривалось как свидетельство святости. В Афонской и греческой традиции не нетление, а именно мироточение останков свидетельствует о том, что это — святые мощи. И то, что во втором обретении мощей св. Александра было явлено обильное мироточение, свидетельствует об их истинности, об идентичности останков, найденных в Военно-Медицинской Академии со святыми мощами Преподобного, которые при первом их обретении также обильно мироточили.

Святые мощи прп. Александра Свирского Святые мощи прп. Александра Свирского

В рапорте митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру было сообщено о начавшемся мироточении в рентгеновском кабинете в здании СМЭС во время молебна. После того как мощи святого привезли в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, мироточение не прекращалось, при этом было замечено, что интенсивность его изменялась: то усиливалась, то становилась менее заметно. Наблюдение за ним велось послушником Александром, стоящим во все дни у раки Преподобного. Было замечено, что интенсивность мироточения меняется в зависимости от того, кто служит, как молится народ, заполнен ли храм молящимися или любопытствующими людьми. Особенно мощи преподобного Александра мироточили при положении во храм после длительного заточения, в дни первых для святого Божественных литургий. Мироточение и благоухание было настолько сильным, что на этот запах цветочного меда слетались невесть откуда взявшиеся пчелы, они роились вокруг ступней Преподобного, ползали по подоконнику, находящемуся рядом с ракой. Этот факт вызвал большое удивление у операторов телевидения, которыми был заснят данный сюжет для канала НТВ. Аромат миро стоял в алтаре, и три пчелы даже попали в Чашу с Причастием — их пришлось спасать. Само миро потоками стекало по ступням Преподобного, покрывая их при высыхании очередным блестящим маслянистым слоем. Миро стекает с верхнерасположенной ноги на нижнюю, при этом сама нижняя нога тоже обильно мироточит; на фотографии отчетливо видны яркие янтарно-оранжевого цвета наплывы, застывшие на поверхности большого пальца ноги Преподобного и одна янтарная капля, застывшая под косточкой большого пальца.

Рака с мощами преподобного Александра Свирского Икона преподобного Александра Свирского

При обнаружении первого мироточения фотографическое изображение его на ступнях Преподобного имело иной вид: ступни казались светящимися и в небольшом светящемся ареоле.
Было отмечено, что в вечерние часы, после закрытия храма, когда там восстанавливалась тишина после большого многолюдья, наступало то благодатное время, когда также можно было видеть вновь усиливающееся мироточение — отдельные капельки миро появлялись между пальцами Преподобного.
(www.svirskoe.ru/ru/hallows/miro/ )
* * *
Миро (благовонное драгоценное масло) в Священном Писании и в Священном Предании является символом Божественной милости, мира и любви. Вспомним слова 132 псалма: «Се, что добро и что красно, но еже жити братьем вкупе. Се яко миро, сходяще на браду Аароню…» Имя Жениха — Христа в Песни Песней сравнивается с разлитым миром. Еще на горе Синай Бог повелевает Моисею сделать особое миро для священного помазания.
Так, миро стало символом харизматической (благодатной) власти. Впоследствии миром помазывались цари,
пророки и священники. Миро служило также для погребального помазания. Когда Мария Магдалина возлила на Христа драгоценное миро, она приготовила Его тело к погребению.
Впоследствии миро станет символом Духа Святаго и Его дарований. Во время таинства миропомазания священник помазует крещаемого со словами: «Печать дара Духа Святаго». Таким образом, в миро сосредоточена сила Дара Духа Святаго.
Миро — это и символ Божественной милости и благодати.
Миро появляется в результате особого сверхестественного явления — мироточения. Оно необъяснимым образом истекает из останков святого, либо из его гробницы, либо из его изображения. Это удивительное событие. И еще более удивительным оно представляется после полученных исследований, проведенных биохимиками. Оказывается, в миро присутствуют те компоненты, которые входят в состав живого организма, в частности, в нем содержится 75 мг животного белка на 100 мл. Это означает, что плоть святого остается живой, и по воле Божией в ней могут начаться синтетические процессы — нам же дано видеть только результат свершаемого чуда — капли мира.
Мироточение не засвидетельствовано в Священном Писании. Однако это чудо присутствует в Священном Предании почти с самого начала Церкви. Из гробницы св. Иоанна Богослова ежегодно в день памяти его исходило некое тонкое благовонное миро, от которого происходили многие исцеления. В «Деяниях Апостола Филиппа» (памятник II-III века) говорится о том, что после кончины Апостола от него исходило благовонное миро. В «мученичестве Феодота» (III век) также говорится об истечении мира от останков мученика. Особенно прославлен этим чудом св. Димитрий Солунский, замученный в 304 году, которого греки называют Мировлит, то есть — Мироточивый. Древнейшее свидетельство об исцелении от сверхъестественно истекшего мира из мощей св. Димитрия относится к шестому веку. Надпись из города Сангины (VI век) гласит, что одна женщина исцелилась, «почерпнув святое миро из колодца, в котором лежит тело св. Димитрия, его (т.е. миро) источая. Мощи св. Димитрия
источали миро постоянно и в таком количестве, что множество приходящих могли взять себе небольшую часть этого мира; сохранилось множество флаконов VI-Х века, как зримое свидетельство этого чуда. По свидетельству св. Иоанна
Дамаскина (против Константина Кавальского, о святых иконах) «многие тела святых источили миро». Когда в 1087 году мощи св. Николая Чудотворца переносились из Мир Ликийских в Бар, его гроб был полон мира.
* * *
Как доехать до монастыря:
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь.
В настоящее время относится к Санкт-Петербургской епархии.
Адрес: 187729, Ленинградская обл., Лодейнопольский район, дер. Старая Слобода.
До монастыря можно добраться железнодорожным или автотранспортом.

1. Ж/Д: из Петербурга на электричке, а из Петрозаводска — на поезде едем до Лодейного Поля, оттуда местным автобусом до д. Старая Слобода (пос. Свирское).
2. Автобусом:
а) Из Петербурга с 1-го автобусного вокзала по маршруту «С.-Пб — Питкяранта» или «С.-Пб — Петрозаводск» проезжаем Лодейное Поле и выходим на развилке «Свирское» (249-ый км Мурманского шоссе), оттуда до д. Старая Слобода пешком или на попутке 5 км;
б) Из Петрозаводска: автобус «Петрозаводск — С-Пб»; не доезжая Лодейного Поля, выходим на той же развилке;
3. Личным транспортом: 249-ый км Мурманского шоссе, далее 5 км до монастыря.
Справочная автовокзала г.Лодейное Поле (81264) 2-23-50
Справочная железнодорожного вокзала г.Лодейное Поле (81264) 2-18-73 Карельские монастыри -http://eparhia.onego.ru/putmon.htm * * *


Смотрите фото-галерии:
Александро-Свирский монастырь — Праздник св. Троицы, 2006г.
Монастыри и храмы Северо-запада России.

«Свято- Троицкий мужской монастырь Александра Свирского» — 9 часов

Дни проведения в мае: субботы, летом: по средам,

Дни проведения:

АПРЕЛЬ: 20.04; 28.04 — пасха; МАЙ: 04.05; 11.05; 18.05; 25.05; 29.05;

ИЮНЬ: 05.06; 12.06; 19.06; 26.06; ИЮЛЬ: 03.07; 10.07; 17.07; 24.07; 31.07;

АВГУСТ: 07.08; 14.08; 21.08; 28.08.

Свято-Троицкий мужской монастырь Александра Свирского, в с. Свирское в 180 км от Петрозаводска, находится одна из древнейших монашеских обителей Северных земель Руси. В Преображенском соборе монастыря покоятся нетленные мощи чудотворца Александра Свирского «…И все имевшие различные недуги, скоро приходя к честному гробу его и с верою припадая к нему, получают обильное исцеления…» удивительным событием монастыря является мироточение мощей.

Продолжительность — 9 часов. Выезд из Петрозаводска в 10.00 (в 7.00 — для групп желающих посетить службу). Начало экскурсии из Петрозаводска. Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь является одним из древнейших монастырей Русского Севера. Его памятники относятся к XVI-XVII вв. Расположен монастырь в 4-х километрах от трассы Санкт-Петербург — Мурманск в п. Свирское. По дороге в монастырь экскурсовод даёт путевую экскурсионную информацию «Духовная география нашего края». Посетив обитель, которая состоит из двух отдельных монастырей — Троицкого и Преображенского, Вы сможете взять на память песок с того места, где святому Александру Свирскому явилась Святая Троица, преклониться его нетленным мощам, которые по преданию обладают исцеляющей силой, испить воды из святого источника. На территории монастыря проводится экскурсия. Работают иконная и свечная лавки. Любители фотографий могут сделать отличные снимки природы в гармонии с монастырскими постройками.

Возможно организовать посещение Покрово-тервенического женского монастыря — самой молодой обители в России. Реликвия монастыря — икона Тервенической Божьей Матери.http://svirskoe.ru/

Стоимость: 2 100 руб / человек, дети до 12 лет — 1 950 руб, для групп от 6 человек, или в любой день по заявкам для групп от 6 человек

в стоимость входит: транспортное и экскурсионное обслуживание

Александро-Свирский монастырь относится к одному из действующих в Ленинградской области православных духовных центров. Мужская обитель, регулярно посещаемая паломниками, путешественниками и туристическими группами, расположена в деревне Старая Слобода, в 21 км от городка Лодейное поле. Удаленность крупных населенных пунктов, девственная природа и живописный берег Рощинского озера создают уникальную атмосферу умиротворенности и гармонии, способствующую осознанию духовных истин и приоритетов.

Вид на монастырь с берега Рощинского озера, © Δημήτριος

Описание Александро-Свирского монастыря

Православная обитель, включающая известные памятники архитектурных строений XVI—XVII вв., была основана Александром Свирским (1448—1533 гг.) в конце XV столетия в малолюдном месте Корельской земли, окруженном дремучими лесами и поселениями язычников. У святого, почитаемого ныне в лике преподобных, быстро появились ученики и последователи из числа коренного населения. Докатившаяся до самых отдаленных уголков слава о благочестивом монахе притягивала к месту его проживания иноков и мирян, нуждающихся в молитвенной помощи.

Еще при жизни преподобного Александра в монастыре образовалось два территориально разделенных комплекса, связанных между собой протоптанной вдоль озера дорожкой:

  • Троицкий — при братских кельях;
  • Преображенский — рядом с монастырским кладбищем.

Александро-Свирский мужской монастырь в XVIII — начале XIX вв. именовали «Северной Лаврой». В его подчинении находилось около 30 монастырей и местных пустыней (удаленных монашеских поселений).

Основная часть строений монастыря прекрасно сохранилась, несмотря на периодические набеги недругов и сложный послереволюционный период, когда мощи Александра Свирского оказались вывезены, ризница — разграблена, старинные иконы — уничтожены, а монахи — разогнаны или расстреляны. В разные годы ХХ века территория и уникальные архитектурные памятники использовались в качестве исправительно-трудового лагеря для заключенных, инвалидного дома, психиатрической лечебницы и казарм.

Восстановлением Александро-Свирского монастыря занялись в 1997-м. Новые насельники приложили немало усилий, но сегодня комплекс нуждается в крупных реставрационных мероприятиях.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной, © Маша Малиновская

Храмы монастыря

В Троицком комплексе расположены:

  • церковь Покрова Божией Матери — построена из камня в 1533–36 гг. при Александре Свирском на жертвенные средства Государя и Великого князя всея Руси Василия III. При самом древнем (сохранившемся) монастырском храме имеется трапезная;
  • Троицкий собор — каменное сооружение возведено в 1695–97 гг. на месте одноименной деревянной церкви, заложенной в 1508 г., и сменившем ее в 1526 г. каменном храме. Внутри собора сохранились фрески, созданные в 1709 г.;
  • звонница — многопролетное трехъярусное строение с тремя шатрами появилось примерно в 1646–48 гг. Ранее сооружение было деревянным, с пятью шатрами;
  • церковь прп. Иоанна Дамаскина — была построена в 1716–18 гг.

Трехшатровая звонница, © Людмила

На территории Преображенского комплекса находятся:

  • Преображенский собор — деревянный сруб был поставлен в 1533 г., но в период польско-литовского разорения (1618) он сгорел. Каменное сооружение возвели в 1641 г., а придел во имя основателя монастыря поставили в 1716 г. Позже собор несколько раз реконструировали;
  • церковь св. Захарии и св. Елизаветы — пристроена к Преображенскому собору в 1685 г.;
  • надвратная церковь Николая Чудотворца — расположена в архиерейских покоях над входом в комплекс. Дата строительства неизвестна;
  • часовня Троицы Живоначальной — возведена в 1791 г. на фундаменте деревянной церкви, построенной основателем обители на месте явления ему Пресвятой Троицы;
  • часовня Александра Свирского — находится за пределами Преображенского комплекса. Она построена в 1791 г. над колодцем, собственноручно выкопанным основателем обители и освященным для братии;
  • колокольня — возведена в 1903—1904 гг.

Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца, © Маша Малиновская

Кроме храмов, в Александро-Свирском монастыре расположены корпуса — архиерейский, братский и келейные. Каждый из двух комплексов огорожен стенами. Внутрь можно войти через ворота. На открытых площадках находятся широкие дорожки, гипсовые вазы с цветами, газоны, скамейки, светильники.

Правила посещения

Так как обитель относится к закрытой религиозной организации, при ее посещении требуется соблюдать определенные правила. Не допускается приходить в пляжной и слишком открытой одежде, в том числе в шортах, бриджах и мини-юбках. Женщинам рекомендуется покрывать голову платком и отказаться от брюк (в крайнем случае нижнюю часть туловища можно обмотать отрезом любой ткани). Мобильные телефоны при входе в храмы и часовни уместно будет отключить.

Фотографии и видео на территории, в храмах и часовнях разрешается делать исключительно по благословению священнослужителей.

На территории комплекса категорически запрещено:

  • курить;
  • распивать алкоголь;
  • бегать;
  • шуметь;
  • сквернословить;
  • гулять по газонам;
  • загорать и купаться;
  • входить в жилые помещения и хозпостройки.

Иконостас, © Людмила

Экскурсии для групп могут проводиться только по благословлению настоятеля монастыря и в сопровождении представителями паломнической службы. Прошение следует присылать заблаговременно. Более детальная информация размещена на официальном сайте православной обители.

Как доехать до Александро-Свирского монастыря

Расстояние от Северной столицы до деревни Старая Слобода, где расположен мужской монастырь, составляет около 270 км.

Прямым рейсом из Санкт-Петербурга

С автовокзала № 2, расположенного в Санкт-Петербурге на набережной Обводного канала № 36, ежедневно отправляется автобус № 863. Время в пути составляет 5 часов. Расписание можно посмотреть на сайте.

С пересадкой из Санкт-Петербурга

Через автостанцию «Лодейное Поле» проезжает автобус № 963, следующий по маршруту Санкт-Петербург — Питкяранта. Выйдя на остановке, необходимо пересесть на автобус № 89/91, направляющийся в сторону Пого и Кандуши, и доехать до села Свирское.

В Александро-Свирский монастырь из Санкт-Петербурга можно добраться электропоездом № 6012/6014, отправляющимся с Ладожского железнодорожного вокзала. Он доставит до ст. «Лодейное поле». Затем нужно будет пересесть на автобус № 89/91 или маршрутное такси, курсирующее между железнодорожной станцией и монастырским комплексом.

  • Расписание автобусов, отправляющихся с автовокзала г. Лодейное Поле.
  • Расписание электропоездов, следующих с Ладожского вокзала Санкт-Петербурга до Лодейного Поля.

До подворья Александро-Свирского монастыря в Санкт-Петербурге можно добраться общественным транспортом до остановок «ул. Новоселов» или «ул. Тельмана»:

  • на автобусах — № 12, 97, 118;
  • на маршрутных такси — № К-12, К-97, К-365, К-385;
  • на трамваях — № 7, 27, 39.

Поклонный Крест на автотрассе у поворота к Старой Слободе

На личном автотранспорте

Самый быстрый и удобный путь займет чуть больше трех часов. С окружной дороги Санкт-Петербурга нужно свернуть на Мурманское шоссе (оно же — автотрасса Е-105, Р-21, а/д Кола) и доехать до Поклонного Креста. Далее — поворот налево к поселку Свирское. Отсюда до Старой Слободы — всего 6 км.

Кроме вышеописанных способов, в мужской Александро-Свирский монастырь из Санкт-Петербурга можно добраться в составе экскурсионных паломнических групп.

Александро-Свирский монастырь: видео

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *