Монастырь николо сольбинский

История

Успенский храм Никольская надвратная церковь

До революции

Свою историю Николо-Сольбинский монастырь ведёт с конца 14 и начала 15 веков. Основан предположительно одним из учеников преподобного Сергия Радонежского, первоначально был мужским и находился на Быльцыном поле, что в 3 км от нынешнего расположения монастыря. Название берёт от главной святыни монастыря — чудотворной иконы святителя Николая.

В начале XVII века монастырь подвергся разорению от поляков и разбойников. Почти сто лет обитель была в запустении, но в 1711 году она возродилась на новом месте, близ речки Сольбы.

В начале XX век здесь были игумен, 9 монахов и 10 послушников.

В 1904 году монастырь был преобразован в женский. Подвижнические труды игуменьи Макарии, умелое ведение хозяйства, молитвы сестёр привели к подлинному расцвету обители. На 1914 год в монастыре числилось уже 115 сестёр.

Советский период

В годы Гражданской войны отряд милиции конфисковал из подвалов Сольбинского монастыря 3,3 тонны зерна, 60 мешков ржи и 60 мешков овса. В 1919 году монастырь был превращён в коммуну.

В 1937 году был расстрелян последний священник обители Леонид Гиляревский. В том же году по обвинению в «контрреволюционной деятельности» расстреляли и последних настоятелей: игумена Игнатия (Савочкина) и иеромонаха Паисия (Елисеева).

Позднее тут работало медицинское учреждение — больница для душевнобольных. Во время перестройки больница была разрушена.

Возобновление

Возвращён церкви в 1994 году, возобновлён как женский. Постоянные насельницы появились в 1999 году.

В монастыре пять действующих храмов, среди них: деревянный, в стиле северного зодчества, храм преподобного Сергия Радонежского и «пещерный» храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Ведётся строительство четырёх храмов, в том числе верхнего — в честь преподобного Сергия Радонежского и нижнего — в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а также святителя Спиридона Тримифунтского.

На 2015 год в монастыре 40 насельниц.

При монастыре действует приют для девочек.

Живое дыхание Сольбы

Хотите услышать ангельское пение, приложиться к чудотворной иконе Святителя Николая, написать письмо Спиридону Тримифунтскому, да и просто отогреться душой? Приезжайте в Николо-Сольбинский женский монастырь.

Николо-Сольбинский женский монастырь

Четверо смелых

Сегодня, глядя на белоснежные монастырские стены и сверкающие купола храмов, трудно представить, что около двадцати лет назад на этом месте была огромная свалка, которую устроили на руинах Николо-Сольбинской обители местные власти. Сюда годами свозили мусор из психиатрической больницы, расположенной в стенах обители. Его и не думали убирать – медицинские отходы просто трамбовали слой за слоем. Таким монастырь достался сестрам в девяностые годы, после восьмидесяти лет запустения.

Монахиня Еротиида, назначенная на должность настоятельницы Николо-Сольбинской обители, прибыла на место своего служения в 1999 году. С ней были всего три насельницы – шестнадцати, семнадцати и восемнадцати лет. С этими молодыми сестрами, почти детьми, матушка Еротиида и принялась восстанавливать монастырь.

Так выглядел монастырь в 90-е годы прошлого века

Начали с ежедневных богослужений, исполняли монашеское правило, несли послушания, каждый день крестным ходом обходили обитель. Затем сестры с Божьей помощью стали разбирать завалы, убирать мусор, латать крышу, чтобы хоть как-то обустроить свой быт.

О тех временах одна из сестер вспоминает так: «На дворе февраль, а на всей территории ни одной целой крыши. Спали, натянув целлофан на угол здания нынешней трапезной. В полу щели чуть ли не в полметра, бомжи здесь жили, а еще крысы повсюду бегали».

То, что делали тогда эти отважные сестры, у многих вызывало неподдельное восхищение – и в монастырь потянулись первые помощники и жертвователи. Пополнились и ряды сестер – их стало пятеро. К Пасхе монахини расчистили помещение храма, установили восемь колокольных бил, которые впервые после многолетнего перерыва созвали верующих на Литургию.

А вскоре появилась и первая святыня монастыря – икона с частицей мощей Святителя Николая. Драгоценный дар московского храма Рождества Пресвятой Богородицы сестры встречали крестным ходом со свечами и пением.

При восстановлении обители неоценимую помощь монастырю оказал брат настоятельницы Еротииды отец Феодосий, в то время насельник Троице-Сергиевой лавры, а сегодня епископ Исилькульский и Русско-Полянский.

На месте бывшей свалки

Прошло двадцать лет. За это время Николо-Сольбинская обитель обрела свой неповторимый и легко узнаваемый облик. Вокруг монастыря возведена внушительная стена с множеством помещений, в которых разместились детский приют, гостиница, мастерские, кафе и выставочный зал.

Полностью восстановлен главный храм монастыря – Успенский. Это единственное сохранившееся здание ХVIII века. На его фасаде по обе стороны от входа располагаются иконы Святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского, вернувшиеся в монастырь после его возрождения.

Успенский храм

Воспитанницы монастыря в Успенском храме

Не узнать и полуразрушенное здание административного корпуса, приютившего первых сестер. Сегодня это прекрасно отреставрированный памятник архитектуры XIX века. В надстроенном третьем этаже обустроен просторный храм в честь блаженной Ксении Петербургской. Никого не оставит равнодушным искусная роспись стен и резной иконостас, выполненный на высочайшем художественном уровне.

Справа от Успенского храма на небольшом пригорке, выложенном природным камнем, возвышается деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского.

Первая святыня монастыря икона святителя Николая с частицей мощей

Источник под храмом

В основании Сергиевской церкви располагается еще один храм – «пещерный», во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, основателей русского монашества. При его строительстве произошло удивительное событие. Когда вырыли котлован, в нем вдруг забил родник. Для сестер это стало огромной радостью. Они знали, что раньше на территории монастыря бил святой источник, воду из которого дозволялось брать только священнику. Но после закрытия обители колодец засыпали мусором.

Храм преподобного Сергия Радонежского

Вновь пробившийся родник вывели за монастырскую стену и освятили. Именно отсюда сестры получают питьевую воду для своих нужд, на ней готовится вся монастырская трапеза. Позднее на источнике была построена купель. Здесь часто можно увидеть паломников – желающих окунуться в Сольбинскую целебную воду обычно бывает немало. Уже известны случаи чудесных исцелений после омовения в источнике.

Икона сергия радонежского С житийными клеймами, созданная в керамической мастерской монастыря

Написать письмо святому

Над северными вратами возвышается храм святителя Спиридона Тримифунтского. Глядя на него, трудно поверить, что это современная постройка. Художественная кладка из точеного кирпича, витые маковки куполов больше напоминают памятник древнерусского зодчества. Внутренняя отделка храма еще не закончена, но уже сейчас можно помолиться у иконы Спиридона Тримифунтского, затеплить свечку, почитать акафист, заботливо положенный сестрами рядом с образом.

В монастырь часто поступают письма с просьбами о помощи, обращенные к святому. В храме поставлен специальный ящик с надписью «Для писем святителю Спиридону». И многие по своим молитвам получают просимое.

Известен случай, когда помощь пришла даже на другой континент. Женщина, находившаяся в Америке, не имела возможности лично приехать в Николо-Сольбинский монастырь. Она попросила свою знакомую написать от ее имени записку Спиридону Тримифунтскому, в которой просила помощи в сложной ситуации, сложившейся на работе мужа. Знакомая отвезла письмо в монастырь.

Храм Спиридона Тримифунтского

Написать письмо святому

Буквально через несколько дней женщина проснулась среди ночи и увидела, что кто-то в белой одежде стоит над спящим мужем. Видение длилось несколько секунд, но было ощущение, что произошло чудо.

Вскоре после этого все трудности на работе мужа были преодолены. А он сам настолько явственно ощутил помощь святителя Спиридона, что принял Православие. При этом не побоялся реакции своей семьи, в которой все мужчины были потомственными протестантскими священниками.

Весной этого года в николосольбинский монастырь с острова корфу прибыла бесценная святыня  башмачок, снятый со стопы святителя спиридона тримифунтского. Обувь на святом меняют несколько раз в год, потому что бархатные сапожки непостижимым образом стаптываются. Считается, что святитель спиридон и сегодня странствует по земле, помогая всем просящим у него помощи

Добрая школа

Самое главное в жизни монастыря – это молитва и деятельная помощь людям. Едва-едва поднявшись из руин, обитель занялась делами милосердия. Сначала это были совместные трапезы с прихожанами, поздравления и подарки для жителей окрестных сел на праздники.

Административный корпус с храмом Ксении Петербургской

Икона Ксении Петербургской

Сейчас сестры регулярно навещают больных и престарелых, помогают многодетным семьям. Каждое воскресенье монастырская машина объезжает близлежащие деревни, чтобы привезти верующих на службу.

– Я считаю, что в миссионерской и просветительской деятельности монастырей и заключается подвиг сегодняшнего монашества, потому что без болезнования души о ближних и Родине не может быть и любви к Богу, – говорит матушка Еротиида.

Восемь лет назад при монастыре был открыт детский приют «Сольба». В нем нашли свой второй дом девочки из многодетных семей. Год от года их становилось все больше, и тогда встал вопрос об открытии общеобразовательной школы в стенах монастыря.

Сегодня здесь учатся 50 девочек. Все выпускницы успешно сдают ЕГЭ и поступают в выбранные ими вузы. Некоторые, примерно одна из десяти, возвращаются в монастырь и становятся монахинями.

Обучение искусству мозаики

Мозаичная икона преподобного Антония

Услышать дивное пение

В каждой воспитаннице матушка Еротиида открывает тот или иной талант. У одних есть дар рисования, у других – артистическая жилка. И почти у всех – прекрасные голоса. Вот уже четыре года воспитанницы Сольбы занимаются по программе музыкальной школы.

На репетиции хора

Лучшие из них являются участницами хора «Благовест», который участвует в различных фестивалях и конкурсах, собирая огромные аудитории не только в нашей стране, но и за рубежом.

Многие девочки поют на клиросе, да так, что кажется, ангелы спустились с небес. Только ради того, чтобы услышать это пение, стоит приехать в Сольбу.

Настоятельница игумения Еротиида

Путешествующим на заметку

В монастыре есть свой паломнический центр, который принимает богомольцев из всех уголков страны.

– Люди приезжают в монастырь очень уставшими от житейских дрязг, суеты, – рассказывает матушка Еротиида. – …А у нас мир и покой. Человек приходит в храм прежде всего за утешением. Сейчас все чаще приезжают не очень воцерковленные люди, но интуитивно чувствующие, где надо искать помощь в трудные минуты жизни.

Паломников здесь всегда встречают, как дорогих гостей. После долгой дороги предлагают отдохнуть в комфортабельной гостинице. В трапезной угостят монастырскими блюдами, приготовленными только из натуральных продуктов, проведут экскурсию по территории монастыря.

При желании здесь можно остаться на несколько дней, чтобы помолиться, поучиться у сестер разным ремеслам. Например, в керамической мастерской делают удивительной красоты поделки и кухонную утварь. С благословения настоятельницы можно попробовать свои силы в росписи этих изделий. Или помочь сестрам в пекарне, на ферме, огороде или на пасеке. Их в обители уже тридцать восемь, но добровольным помощникам здесь рады всегда.

В блокнот паломнику:

Николо-Сольбинский женский монастырь

Адрес: Ярославская обл., Переяславский р-он, опс Нагорье, местечко Сольба

Тел: 8-915-970-24-74

Почта: solba@inbox.ru Сайт: http://solba.ru

Добраться на автомобиле из Москвы можно через Сергиев Посад, двигаясь в сторону Ярославля. На развилке Ярославль – Углич повернуть на Углич, через 35 км – на Нагорье, далее придерживаться указателей на с. Дмитриевское. После села через 7 км вы прибудете на Сольбу. На всех поворотах размещены указатели «Николо-Сольбинский женский монастырь»

Общественным транспортом из Москвы до Сергиева Посада на электричке с Ярославского вокзала, далее с автостанции автобусом до с. Нагорье, от с. Нагорье вас встретит монастырская машина, для этого накануне необходимо сообщить время вашего прибытия по тел: 8-915-970-43-28

Татьяна Кашина

Фото для публикации любезно предоставлены монастырем

Николо-Сольбинский женский монастырь

Николо-Сольбинский женский монастырь спрятался в лесах Ярославской области в местечке Сольба в 65 километрах от Переславля-Залесского.
Свою историю Николо-Сольбинский монастырь ведет со второй половины 15 века.
Точно неизвестно, кем и когда был основан монастырь, но существует он уже более пяти веков и первоначально был мужским.
Название обитель получила от главной святыни монастыря — чудотворной иконы святителя Николая, чудесно явившейся на этом месте и бережно хранимой вплоть до 20 века. Народное предание повествует, что чудотворный образ святителя Николая явился на древе. В память этого события была построена первая деревянная церковь обители. Вокруг нее и собрались первые иноки.
В 1544 году монастырь имел несколько земельных угодий и, согласно актам того времени, считался давно существующим.
Обитель много претерпела на своем веку. В начале 17 века монастырь подвергся разорению от поляков и разбойников. Обитель находилась в запустении 97 лет, и только указом Императора Петра I в 1711 году Николо-Сольбинская пустынь была возрождена, как приписная к Переславскому Борисоглебскому монастырю. В том же году была начата постройка новой деревянной церкви в честь святителя Николая и великомученицы Варвары, а в 1731 году каменной церкви в память Успения Божьей Матери.
В 1742 году по просьбе насельников обители Сольбинская пустынь получила самостоятельность.
В начале XIX века деревянная Никольская церковь пришла в упадок, и в каменном Успенском храме был освящен придел в память святителя Николая, а вскоре и придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1840 году обитель была обнесена каменной стеной (около 570 метров) с шестью башнями и святыми вратами, над которыми поместили копию чудотворной иконы Святителя Николая и образ Преподобного Сергия.
Из описей известно, что монастырю до самой революции принадлежало множество пахотных, покосных и лесных угодий, содержавшихся в образцовом состоянии. Принадлежала монастырю и речка Сольба, протекавшая по его землям.
Своего расцвета монастырь достиг в период 1904—1917 годов, когда пустынь была преобразована из мужской в женскую. С начала XVI века по 1903 год число насельников в обители единовременно не превышало 30 человек. На 1914 год в монастыре числилось уже 115 сестер. К этому времени усилиями настоятельницы Макарии (Скудиной) Сольбинская пустынь была капитально обновлена.
После Октябрьского переворота уже в ноябре 1918 года усилиями местных коммунистов монастырь был разграблен и «ликвидирован», а некоторые из сестер, возможно, расстреляны. В монастырских строениях была организована сельхоз-коммуна, но церковь осталась действующей до 1937 года. Коммуна развалилась в 1922 году.
В 1937 году был расстрелян последний перед закрытием монастыря священник обители Леонид Гиляревский, имевший 12 детей. В том же году, по сфабрикованному обвинению в «контрреволюционной деятельности», расстреляли и последних настоятелей оставшегося Никольского храма: игумена Игнатия (Савочкина) и иеромонаха Паисия (Елисеева). Отец Паисий успел провести на Сольбе только две службы.
Монахини, оставшиеся после закрытия монастыря в близлежащих деревнях и продолжавших в миру нести монашеские обеты были приговорены к различным срокам тюремного заключения.
На территории монастыря была устроена лечебница для душевнобольных. Успенский храм был осквернен и обезображен, внутреннее убранство его полностью утрачено. В 1960-х годах были разобраны монастырские стены. От злого обращения душевнобольные часто убегали из лечебницы и представляли опасность для местного населения. К концу Советской власти некогда святое место люди стали обходить за версту.
После закрытия больницы все здания находились в аварийном состоянии, территория завалена больничным и строительным хламом, в развалинах ютились бомжи, алкоголики, наркоманы.
Поначалу монастырь числился приписным к мужскому Борисоглебскому монастырю Ярославской епархии. Присутствие насельников было непостоянным, службы совершались нерегулярно, восстановить разруху не удавалось.
Вскоре монастырь получил статус женского и в 1999 году обрел четырех постоянных насельниц. Настоятельницей была назначена монахиня Еротиида (Гажу), имевшая степень инвалидности и подвизавшаяся в Толгском монастыре Ярославской епархии.
Жизнь Николо-Сольбинской обители, особенно зимой, практически в глухом лесу, без телефонной связи, транспорта, при дефиците дров и продовольствия требовала от насельниц немалого личного мужества, каждодневного труда, напряжения всех духовных и физических сил. Тогда, с начала возрождения обители настоятельницей была поставлена цель — совершать полный ежедневный богослужебный круг чтений. И совершилось чудо. Настоятельница получила исцеление, Божьим Промыслом, молитвами и трудами сестер у монастыря стали появляться помощники и благотворители.
История обители с официального сайта: http://www.solba.ru/
В 1999 году от монастыря оставалось лишь два здания.
Это Успенский храм…
… и храм блаженной Ксении Петербуржской
Чуть позже появился надвратный храм святого Николая Чудотворца
А этот храм вам ничего не напоминает? Он построен по образу и подобию храма с картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Соответственно, и храм в честь Сергия Радонежского (верхний) и свв. Антония и Феодосия Киевопечерских (нижний)
На стадии строительства находится храм великомученицы Варвары…
…и уникальный храм святителя Спиридона Тримифунтского, форму кирпичей для которого из обычных выпиливают вручную.
Купола для храма святителя Спиридона
А вот храм свв. апостолов Петра и Павла у меня почему-то оказался на единственной фотографии и совсем вдали. Рядом располагается гостиница для паломников, которую временно занимает приют для девочек.
По всей территории монастыря идёт стройка
У внешних стен находится святой источник…
…монастырское хозяйство…
…и симпатичная река Сольба
В этом монастыре рады всем и вас обязательно накормят в одной из трапезных
(в ожидании вкусных щей)
А десерт пришлось собирать самостоятельно. Благо, он произрастает тут же в изобилии розово-красным ковром прямо у монастырских стен
Сольбинскому монастырю очень нужна всякая помощь: и рабочие руки, и материальная. Доехать к ним сложно — общественный транспорт не ходит в эту ярославскую глушь, но если вы захотите им помочь, то вас обязательно встретит монастырская машина в посёлке Нагорье. На монастырском сайте есть вся нужная информация.

История

Николо-Сольбинский женский монастырь расположен на берегу извилистой тихой реки Сольбы, на шоссе, соединяющем Троице-Сергиеву Лавру, Переславль-Залесский и Углич.

Время основания первоначальной мужской Николаевской пустыни восходит к XV веку. Свое название она получила от главной святыни монастыря — чудотворной иконы святителя Николая, чудесно явившейся на этом месте и бережно хранимой вплоть до XX века, а также от пустынного месторасположения.

Известно из старинных писцовых книг, что уже к середине XVI века пустынь располагала большими земельными угодиями, а в самой обители действовала деревянная церковь в честь свт. Николая с приделом вмч. Варвары. Мирное существование немногочисленной братии, однако, способной обеспечить себя во всех необходимых потребностях, продолжалось до начала 17 века, до смутных времен. В период междуцарствия монастырь подвергся полному разорению от поляков и разбойников. Около 100 лет Сольбинская обитель находилась в запустении, а все земли ее были отданы в оброк.

В 1711 году по ходатайству архимандрита Даниловского монастыря Варлаама, с разрешения Петра I монастырь стал восстанавливаться. Стараниями архим. Варлаама была отстроена новая, теперь уже каменная церковь в честь Успения Божией Матери с теплыми приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и Покрова Пресвятой Богородицы. Но только к середине 17 века по просьбе братии указом Святейшего Синода пустынь, отданная ранее в оброк монастырю, приобрела самостоятельность.

В 1840 году обитель обнесли каменной оградой с 8-ю башнями.

На территории монастыря находился святой колодец в честь свт. Николая большой целительной силы, так что братии разрешалось брать его святую воду только по двунадесятым праздникам.

В монастыре поддерживался строгий устав. Несмотря на малочисленность насельников, ежедневно служилось две литургии, велись вручную сельскохозяйственные работы на полях, скотном дворе, 2-х мельницах.

История не сохранила причин упадка обители. К началу XX столетия монастырь остался без настоятеля долгое время. Летопись говорит, что малочисленное братство не в состоянии было вести хозяйство и содержать обитель, поэтому в 1903 году была принята Святейшим Синодом радикальная мера переименовать Николо-Сольбинскую пустынь из мужской в женскую.

В этом же году в обитель прибыли несколько сестер с вновь назначенной игуменией Макарией из Переславского Никольского монастыря. Умелое ведение хозяйства, усердный труд сестер привели к подлинному расцвету обители. Об этом говорит и стремительный рост числа насельниц: к 1914 году — 115 сестер.

В первую очередь, был обновлен храм внутри и снаружи (теплые приделы освятили в честь Покрова Божией Матери и св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна), отстроены новые жилые корпуса, конюшня и все необходимые хозяйственные помещения.

Сестры трудились не только на земле, но и занимались рукоделием — шитьем, вышиванием, чтением духовных книг (монастырь располагал небольшой библиотекой).

По-прежнему свято чтилась икона свт. Николая. С нее были сняты 3 копии, которыми обносили окрестные селения и поля. Перед подлинником служились частые молебны — по просьбе благочестивых местных жителей.

Обитель за короткий срок настолько окрепла, что смогла оказывать посильную благотворительную помощь: в годы первой мировой войны сестры шили белье, полушубки солдат русской армии.

История женского Николо-Сольбинского монастыря была прервана в ноябре 1918 года после его упразднения и образования на его месте сельскохозяйственной комунны «Новая жизнь». Некоторое время монастырь просуществовал недолго. Игумения Макария и некоторые сестры были обнаружены и арестованы. Дальнейшая судьба, их остается неизвестной.

Тем временем монастырь был обращен в приход, а потом и вовсе закрыт. По государственному плану борьбы с пережитками прошлого — религией в 1937 году были арестованы и расстреляны иеромонах Паисий и священник Леонид Гиляревский, служившие в монастыре. Члены комунны за три года пустили по ветру все богатство монастыря, разобрали многие постройки.

Во время Великой Отечественной войны здесь разместился детский дом, а позже — лечебница душевнобольных. Успенский храм использовали как помещение для столовой и клуба. В левом приделе устроили кочегарку. Внутреннее пространство храма было совершенно искажено перегородками. Все окна храма и корпуса заставили решетками. В 60-х годах на строительство дорог разобрали уникальные стены с башнями.

Когда в 1994 году древняя поруганная святыня возвратилась в лоно Церкви, возрождение ее казалось невозможным. Все здания, коммуникация нуждались в капитальной реконструкции.

Только в январе 1999 года по благословению Его Высокопреосвященства Владыки Михея на новое место прибыли три насельницы с Настоятельницей монахиней Еротиидой. С Божией помощью, под покровительством свт. Николая, с теплым участием добрых людей началось возрождение обители.

В настоящее время отреставрирован внутри и снаружи Успенский храм с приделами в честь свт. Николая (когда главного храма обители в честь свт. Николая не стало, Предтеченский придел Успенского храма был переименован в Никольский) и Покрова Божией Матери, который был освящен епископом Угличским Иосифом викарием Ярославской Епархии в день Покрова Пресвятой Богородицы в 2001 году. Одновременно был сделан капитальный ремонт сестринского корпуса.

Современное состояние

Основное направление в послушании сестер — рукоделие, а также поддержание порядка в хозяйстве — на кухне, в огороде, в коровнике. В настоящее время в монастыре подвизаются 15 насельниц.

Несмотря на то, что монастырь находится среди леса, на большие праздники собирается много гостей и прихожан из близлежащих деревень, которых негде разместить во время трапезы. Остро встал вопрос о строительстве нового помещения. И он был неожиданно решен. С Божией помощью и при содействии благодетелей — сооружением надстройки над сестринским корпусом — трапезного храма в честь блаженной Ксении Петербургской.

Восстановительные работы в монастыре только начались. Все остальные необходимые постройки ждут своего часа и своих благодетелей. По генеральному плану в будущем планируется строительство архиерейских покоев, медицинского центра с храмом в честь вмч. Варвары, так как в округе нет возможности оказать медицинскую помощь местному населению, паломникам и сестрам, поэтому обитель с радостью примет в качестве насельниц специалистов с медицинским образованием. Также все, кто хотел бы служить Богу через свою профессию — педагоги, музыканты, художники, иконописцы, резчики, смогут найти в нашем монастыре свое место, реализуя Богом данные способности и профессиональные навыки.

При монастыре действует приют для девочек.

Николо-Сольбинский женский монастырь.


Николо-Сольбинский монастырь.
Николо-Сольбинский женский монастырь затерялся среди ярославских лесов и болот, рядом нет поселений, и только маленькая извилистая речушка Сольба протекает у подножия монастыря.
В монастырь мы попали, случайно увидев на трассе М-8 указатель, решили повернуть. Первый встречный сказал, что до монастыря не менее 20 км, оказалось 50 км, по настоящим русским дорогам.
Николо-Сольбинский монастырь.
И вот впереди показались величественные каменные стены и белоснежные входные ворота с надвратной церковью.
Николо-Сольбинский монастырь.
На встречу нам вышла приветливая монахиня – сестра Екатерина. Именно так я представляла себе акунинскую Пелагею, только в руках у нее вместо спиц была рация — в монастыре идет бурное строительство и надо быть в курсе дел, оставаться на связи с другими сестрами.
Сестра Екатерина провела для нас экскурсию по монастырю.
По легенде Николо-Сольбинский монастырь был основан одним из учеников Сергея Радонежского в XV веке. Но не на месте, где находится современный монастырь, а на поляне в лесной глуши. Уже позже чудесным образом на дереве была обнаружена чудотворная икона Святого Николая и на ее месте (там где сейчас и находится монастырь) был построен храм.
В то время монастырь был мужским.
Известно, что уже к середине XVI века обитель располагала большими земельными угодьями и небольшая братия полностью обеспечивала свои потребности.
Однако в смутное время монастырь был полностью разорен поляками и разбойниками. Около 100 лет Сольбинская обитель находилась в запустении, а все ее земли были отданы в оброк.
В 1711 году с разрешения Петра I монастырь стал восстанавливаться. Выстроили новые церкви. А в 1840 году монастырь был обнесен каменной стеной с восемью башнями.
Но со временем обитель пришла в упадок и к началу XX века оставалась долгое время без настоятеля. Малочисленная братия была не в состоянии вести хозяйство и содержать обитель.
И в 1903 году была принята радикальная мера – преобразовать монастырь из мужского в женский. В это время начался рассвет обители. В монастыре жили более 100 сестер. Был обновлен храм, отстроены новые жилые корпуса, конюшня, хозяйственные помещения. Велось обширное хозяйство, например, матрасы, которые делали в монастыре, славились на всю округу, здесь выращивали овощи, фрукты, пекли хлеб, делали сыр и творог, сестры занимались рукоделием.
Икона святого Николая чтилась по-прежнему.
Так как сестры помогали белогвардейскому движению (шили белье), то с наступлением советской власти, Николо-Сольбинский монастырь закрыли одним из первых в 1918 году. Иеромонах Паисий и священник Леонид Гиляревский были расстреляны, а судьба почти всех сестер не известна (было найдено только две могилы).
На территории монастыря разместили сельскохозяйственную артель. Налаженное хозяйство и огороды давали урожай в течение 2-3 лет, а потом всё пришло в упадок, работники артели растащили оставшееся монастырское имущество и разбежались.
Во время Великой Отечественной войны в монастыре находился детский дом.
После войны здесь разместили психиатрическую больницу. Условия содержания больных были ужасными и пациенты часто сбегали, пугая жителей ближайших деревень. Так за монастырем укрепилась дурная слава. Впоследствии больницу всё-таки закрыли и монастырь облюбовали бомжы.
В 1994 году Николо-Сольбинский монастырь был передан Никитинскому мужскому монастырю как скит.
А в 1999 году решением Священного Синода был открыт как женский епархиальный.
Первая настоятельница монахиня Еротиида с тремя насельницами приехала в Николо-Сольбинский монастырь в январе. Она даже не представляла на сколько это заброшенное и глухое место, отправила телеграмму: «Приезжаю тогда-то, встречайте». Надо отдать должное, бомжы встретили матушку и даже первое время помогали. Но потом их пути разошлись.
Пять лет назад началось бурное строительство монастыря.
Самый древний храм монастыря – Церковь Успения Богородицы, построенная в 1731 году.
Церковь Успения Богородицы. Николо-Сольбинский монастырь.
Храм Преподобного Сергия Радонежского был построен в 2007 году подобно храму с картины Нестерова «Явление отроку Варфоломею».
Храм Преподобного Сергия Радонежского. Николо-Сольбинский монастырь.
Сравните:
Подножия храма выложено древними камнями, которые служили для укрепления монастырских стен.
При строительстве храма произошла интересная история. На территории обители был источник с водой не пригодной для питья: в ней содержалось слишком много фтора. И, когда рыли фундамент храма, к радости монахинь и горести строителей, забил источник, с кристально чистой водой! Сейчас источник вывели за монастырские стены и построили над ним часовню.
Часовня над источником. Николо-Сольбинский монастырь.
Над входными воротами был возведен Никольский храм.
Никольский храм. Николо-Сольбинский монастырь.
Другие храмы строятся. Сейчас в монастыре около 30 сестер.
Открыт приют, общеобразовательная и музыкальная школы для девочек. Есть пекарня, маслодельня.
Николо-Сольбинский монастырь.
После экскурсии сестра Екатерина пригласила нас пообедать в столовой для паломников. И мы ели вкусный монастырский сыр, творог со сметаной и хлеб, приготовленные с любовью. В качестве оплаты можно оставить пожертвования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *