Монастырь николо пешношский

Николо-Пешношский мужской монастырь

пос. Луговой, Дмитровский район

Настоятель игумен Григорий (Клименко), 1968 Духовенство иеромонах Аристарх (Ильин), 1983 иеромонах Сергий (Потапов), 1987 иеродиакон Серапион (Шмырев), 1968 иеродиакон Мирон (Кочнов), 1982 Монастырские храмы храм свт. Димитрия Ростовского
храм Богоявления Господня
Богородицерождественский храм (1547)
, д. 30 храм Преображения Господня
собор свт. Николая Мирликийского
храм прп. Мефодия Пешношского
храм Сретения Господня
храм прп. Сергия Радонежского
Подворья Богородицерождественский храм (1547)
с. Пустынь, Дмитровский район, д. 30 Адрес пос. Луговой, Дмитровский район,
Дмитровский район, пос. Луговой Телефон (926) 181-92-15 Официальный сайт npmm.ru

Свято-Николаевский Пешношский мужской монастырь — одна из древнейших обителей Московской Руси. Монастырь был основан во второй половине XIV столетия учеником святого преподобного Сергия Радонежского святым преподобным Мефодием Пешношским.

Святой Мефодий — один из первых учеников преподобного Сергия — выбрал место для пустынножительного отшельничества в 25 верстах от города Дмитрова на реке Яхроме, где и поставил себе келью. Однако место подвигов нового отшельника стало известно, и вокруг стали селиться те, кто также ревновал о подвигах монашеского делания.

Преподобный Сергий Радонежский часто посещал своего ученика в его уединении. Известно, что «преподобный Сергий и преподобный Мефодий ископали вокруг кельи два пруда и посадили аллею из вязов, которые сохранились до настоящего времени» .

Когда число насельников новой пустыни умножилось, встал вопрос о построении нового соборного храма. Преподобный Сергий, как гласит предание, предложил своему бывшему ученику перенести монашеское общежитие на новое место — к высокому берегу реки Яхромы, к устью небольшой речки, которую впоследствии стали называть Пешношей.

Преподобный Мефодий, приняв благословение своего учителя, основал на этом новом месте мужскую обитель. Причем он сам трудился над построением монастыря, «пеш нося деревья через речку, которая и получила название Пешноша, а по ней и вся обитель стала именоваться Пешношской, или Николо-Пешношской от соборной монастырской церкви, освященной во имя святителя и чудотворца Николы» . Произошло это знаменательное событие в 1361 году, а 14 июня 1393 года по юлианскому календарю преподобный Мефодий скончался.

Слава святой жизни преподобного Мефодия даже после его кончины привлекала в основанный им монастырь богомольцев и богатых жертвователей. К их числу необходимо конечно отнести правителей нашего Отечества. Среди них «благоверные удельные князья Дмитровские Петр Дмитриевич — сын великого князя Московского святого благоверного Дмитрия Донского и Юрий Васильевич — сын великого князя Московского и всея Руси Василия II Васильевича (Темного), немало жертвовал на монастырь благоверный царь Иоанн Васильевич (Грозный)».

Во время настоятельства в Николо-Пешношском монастыре игумена Варсонофия — будущего святителя и казанского чудотворца в 1553 году царь Иван Грозный посетил монастырь вместе со своей супругой и годовалым сыном. И в обители произошла знаменитая встреча царя с бывшим епископом Коломенским Вассианом (из древнего рода дмитровских дворян Топорковых). Епископ Вассиан жил в монастыре на покое. «Посетивший его государь неожиданно спросил: „Отче, как лучше править государством?“ Вассиан отвечал царю: „Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым па царстве и грозою для вельмож“. Царь, поцеловав руку Вассиана, сказал: „Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета“.

Следствием этой встречи царя с Вассианом стала опала Сильвестра и Адашева, а также падение правительства Избранной Рады. Вскоре после этих событий царь Иван Васильевич, по духовному завещанию своего дяди князя Юрия Ивановича Дмитровского, пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости.

В Смутное время обитель была захвачена польским отрядом, однако вскоре отряд был выбит из стен монастыря. „Еще задолго до печально известной секуляризации церковных имуществ 1764 года Пешношский монастырь захирел и даже упразднялся в середине XVII столетия, однако восстанавливался. Подлинный же расцвет обители начинается с конца XVIII столетия“.

Примечательно, что сам преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря лишь спустя 30 лет со времени основания обители — в 1391 году. „В лесу, около двух верст от монастыря, преподобный Мефодий основал так называемую „ближнюю пустынь“ именуемую „беседа“. Именно в ней он предавался уединенной молитве и именно туда, по существующему преданию, приходил для духовных бесед, еще до своей праведной кончины, преподобный Сергий Радонежский. Интересно также, что преподобный Мефодий стремился ввести в своем монастыре строгий устав, но, снисходя к братии, был милостив к их немощам и предостерегал их от ошибок в будущем“.

Начало „просвещенного“ XVIII столетия явилось для монастыря тяжким временем. В 1700 году монастырь был приписан к Троице-Сергиевому монастырю, а в 1764 году в очередной раз упразднен. Однако „…тщанием дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толченова Николо-Пешношский монастырь был возобновлен уже через два года, в 1766 году“.

Однако, только конец XVIII — начало XIX столетий стало для Пешношского монастыря временем настоящего расцвета. К этому времени монастырь уже практически весь был окружен каменной оградой, которую воздвигали еще в конце XVII века.

До настоящего времени сохранился в монастыре древнейший белокаменный собор, освященный во имя святителя Николы. Собор документально не датирован, однако весь стиль его архитектуры относится к концу XV столетия. Этот небольшой кирпичный крестовокупольный храм с четырьмя внутренними столпами перекрыт коробовыми сводами. В XVII веке к собору была пристроена небольшая западная паперть, которая охватывала храм с трех сторон. В XIX столетии к собору была пристроена трапезная в псевдоготических формах.

Архитектурный ансамбль монастыря дополняет прекрасно сохранившаяся колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и „храмом под колоколы“ отстроены еще в начале XVI столетия, а два верхних яруса звона были в 1793 году возведены тщанием дмитровского купца Ивана Толченова».

Церковь под монастырской колокольней была освящена в честь святого преподобного Мефодия игумена Пешношского. Помимо этих памятников в монастыре сохраняется трапезная палата с храмом в честь Сретения Господа Иисуса Христа, сооруженная в первой половине XVI века и перестроенная на рубеже ХVII-ХIХ веков. Портал храма Сретения Господня украшен колоннами и портиками с редким тосканским ордером. В подклети трапезной палаты сохраняется уникальная одностолпная палата созданная по типу подобных палат Андроникова монастыря и Грановитой палаты Московского кремля.

В 1811—1829 годах и Пешношском монастыре была возведена больничная церковь во имя святителя Дмитрия Ростовского. Надвратная Спасо-Преображенская церковь в описи 1700 года указана, как «строение новое». Логично предполагать, что храм был построен в самом конце XVII века. К этому же периоду относится и церковь, освященная во имя святого преподобного Сергия игумена Радонежского. «В этой церкви под спудом сохраняется величайшая святыня Пешношской обители — святые и многоцелебные мощи основателя монастыря преподобного Мефодия. Над его могилой и была возведена эта церковь». До революции возле раки с мощами преподобного находился его посох.

Из гражданских построек в монастыре сохраняются здания конца XVII столетия — настоятельский, казначейский и братский корпуса, сильно перестроенные в начале XIX века. Стены и башни монастыря возводились между 1685 × 1700 годами, а окончательно строительство башен завершилось после 1734 года.

Еще фотографии из храма

  • Освящение Богоявленского храма Николо-Пешношского монастыря10 декабря 2013 года
  • Монашеский постриг в Пешношской обители8 ноября 2013 года
  • Освящение Преображенского храма в Пешношской обители25 декабря 2012 года
  • Литературный вечер, посвященный Николо-Пешношскому монастырю, в Дмитровской библиотеке27 ноября 2012 года
  • Преображение Господне в Пешношском монастыре21 августа 2012 года
  • Новый этап реставрации Николо-Пешношского монастыря13 июня 2012 года
  • Рождественская ёлка в Николо-Пешношском монастыре20 января 2012 года
  • Освящение Никольского собора в Пешношской обители20 декабря 2011 года
  • Освящение Мефодиевского храма Николо-Пешношской обители13 июля 2010 года
  • Архиерейское богослужение в Николо-Пешношской обители13 апреля 2010 года
  • Освящение Сретенской церкви Николо-Пешношской обители29 июня 2009 года
  • Архипастырский визит в Николо-Пешношскую обитель16 октября 2008 года
  • Освящение Сергиевского храма Николо-Пешношской обители18 июня 2008 года

История

Основан в 1361 году учеником Сергия Радонежского Мефодием. В XVI веке во время общего расцвета дмитровских земель разбогател, торгуя хлебом с Белозерском; тогда же в монастыре началось каменное строительство, так что к XVII веку деревянных зданий в нём уже не осталось. Способствовали развитию монастыря и значительные пожертвования дмитровских князей Петра Дмитриевича (1389—1428) и Юрия Васильевича (1462—1473), а позже — царя Ивана IV Грозного (1533—1584).

В 1544 году митрополит московский Макарий возводит в сан игумена монастыря Варсонофия, будущего епископа тверского. С 1542 года в монастыре на покое проживал бывший епископ Коломенский Вассиан (Топорков). В 1553 году по пути в Кирилло-Белозерский монастырь Николо-Пешношский монастырь посетил Иван Грозный. По преданию царь спросил Вассиана: «Отче, как лучше править государством?» — на что получил ответ: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым па царстве и грозою для вельмож». Иван Грозный на это сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета». Вскоре после этого царь пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости. Когда же в Казани в 1555 году создавалась новая епархия, Варсонофий был направлен туда в сане архимандрита для основания новой обители: Спасо-Преображенского монастыря.

В 1540-е годы царь Иван Грозный жертвует существенный вклад в Николо-Пешношском монастыре. На эти средства в 1547 году началось возведение каменного храма Рождества Пресвятой Богородицы, ставший центром монастыря Медведева пустынь. Храм с 08.09.2009 г. является подворьем Николо-Пешношского монастыря.

В Смутное время монастырь занимают польские отряды.

В 1700 году Николо-Пешношский монастырь приписывают к Троице-Сергиеву монастырю и он приходит в упадок. В 1764 году он упраздняется, однако возобновляется уже в 1766 году стараниями дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толчёнова и по ходатайству помещика действительного статского советника Михаила Верёвкина. При архимандрите Макарии Брюшкове (1788—1811) монастырь интенсивно развивается и становится одной из самых благоустроенных российских обителей, московский митрополит Платон называет его «второй Лаврой».

В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге.

После Октябрьской революции ряд зданий монастыря передаётся филиалу Дмитровского краеведческого музея. В 1927 году (по другим данным в 1928) как монастырь, так и филиал музея были закрыты, в их зданиях размещён Дом инвалидов Мособлсобеса. Репрессирован и расстрелян иеромонах Аристарх Заглодин-Кокорев. В 1960-х — начале 1970-х под руководством Н. И. Иванова отреставрированы некоторые храмы, а также частично укрепления монастыря.

С 1966 года на территории монастыря располагается Психоневрологический интернат № 3 Департамента социальной защиты населения города Москвы. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят ещё в 1975 году, однако его решение тянулось несколько десятилетий. К 2013 году вне монастырских стен были выстроены новые корпуса психоневрологического интерната на 600 мест.

Возрождение монастыря

Торжественное богослужение в Сергиевской церкви 2007 г., посвящённое открытию Николо-Пешношского монастыря

В январе 2007 года состоялся визит главы Дмитровского района Валерия Гаврилова и благочинного Дмитровского церковного округа иеромонаха Никона (Крючкова) в Николо-Пешношский монастырь. Во время посещения монастыря, занятого психоневрологическим интернатом № 3 (ПНИ), была достигнута договорённость о начале реставрации церкви преподобного Сергия Радонежского. Руководство ПНИ решило отдать под жильё братии южный монастырский корпус.

Внутренний двор Николо-Пешношского монастыря на 2007 г.. В центре в лесах Сергиевская церковь, слева от неё Никольский собор, справа монастырская колокольня.

27 мая 2007 года заработал интернет-сайт www.peshnosha.ru, посвящённый возрождению Николо-Пешношского монастыря. В Николо-Пешношском монастыре начались регулярные заседания штаба по возрождению обители, возглавляемые главой Дмитровского района Валерием Гавриловым.

В июне 2007 года для богослужений освобождено помещение монастырской Богоявленской церкви, занимаемой складом ПНИ. В обитель начали возвращаться монастырские святыни и реликвии.

27 июня 2007 года в монастыре прошли торжества, посвящённые памяти основателя обители преподобного Мефодия, а 30 июня епископом Серпуховским Романом (Гавриловым) был освящён крест для купола Сергиевской церкви — первый крест над монастырём за 80 лет со дня его разорения.

30 июня 2007 года глава Дмитровского района Валерий Гаврилов заявил, что к 2008 году будет полностью восстановлен монастырский Сергиевский храм, а в 2009 году в нём начнутся регулярные богослужения.

В июле 2007 года группа добровольцев на собственные средства изготовила иконостас для Богоявленской церкви, в храм пожертвована церковная утварь для совершения Божественной литургии. В это же время администрация ПНИ начала крупномасштабный ремонт своих помещений — монастырских корпусов, нанося их внешнему виду серьёзный ущерб. Обещанный под жильё братии южный корпус монастыря был закрыт на ремонт.

В августе 2007 года администрация ПНИ попыталась ограничить пребывание верующих на территории монастыря. Братии было окончательно отказано в помещениях для жилья. Капитальный ремонт монастырских зданий продолжался.

19 августа 2007 года, в праздник Преображения Господня, в Богоявленском храме начались регулярные богослужения. 21 августа на заседании Священного синода Русской православной церкви было решено преобразовать приход Сергиевской церкви посёлка Луговой в Николо-Пешношский мужской монастырь. 2 сентября состоялось торжественное открытие монастыря, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий провёл в Сергиевском храме первое за 80 лет богослужение. Настоятелем обители стал игумен Никон (Головко), выпускник Коломенской духовной семинарии.

В октябре — декабре 2007 года на сайте Николо-Пешношского монастыря, а также в светских СМИ состоялась серия публикаций о Николо-Пешношском монастыре. Результатом этих публикаций стала проверка строительной деятельности администрации ПНИ представителями «Росохранкультуры», установившая множественные факты нарушений охранного законодательства; ситуацией с капитальным ремонтом заинтересовались компетентные органы.

Церковь Сергия Радонежского 2014 г.

В середине Великого поста 2008 года по благословению благочинного монастырей Московской епархии епископа Серпуховского Романа единственная действующая в монастыре церковь — Богоявленская — была закрыта на реставрацию. Более чем на два с половиной месяца, до Пасхи 2008 года, новооткрытый монастырь остался без храма.

12 июня 2008 года глава Дмитровского района Валерий Гаврилов, несмотря на протест регионального архитектора, реставраторов, настоятеля монастыря, настоял на снятии грунта вокруг Сергиевской церкви. Экскаваторная техника взрыла культурный слой памятника, нарушая рекомендации «Росохранкультуры». Это привело к осквернению части монастырского кладбища и вывозу с территории монастыря вместе с грунтом монашеских останков XVII—XIX веков.

17 июня 2008 года состоялось великое освящение возрождённого храма преподобного Сергия Радонежского. Глава Дмитровского района Валерий Гаврилов награждён орденом, труженики обители награждены благодарственными и благословенными грамотами. После долгого перерыва в монастыре возобновилось регулярное служение Божественной литургии, появились первые кандидаты в послушники.

К этому моменту в Николо-Пешношском монастыре из руин были полностью восстановлены и укомплектованы всей необходимой утварью: Сергиевский храм с мощами преподобного Мефодия Пешношского, Сретенский храм, монастырская колокольня, братские кельи.

14 августа 2008 года епископ Серпуховской Роман, благочинный монастырей Московской епархии, настаивая на скорейшем увеличении количества братии монастыря, потребовал для этой цели записывать в братию некоторых подопечных ПНИ, что вызвало несогласие настоятеля монастыря. 27 августа 2008 года подписан указ о назначении нового настоятеля обители иеромонаха Григория (Клименко), выпускника Московской духовной академии.

15 октября 2008 года митрополит Ювеналий совершил в обители Божественную литургию, за которой новый настоятель монастыря иеромонах Григорий (Клименко) был возведён в сан игумена.

Колокольня Богоявления возле Сергиевского храма 2014 г.

5 ноября 2008 года киностудия «Мосфильм» начала в Николо-Пешношском монастыре съёмки фильма «Палата № 6» по одноимённой повести Антона Чехова (режиссёр — Карен Шахназаров).

28 июля 2009 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Святой Руси — вблизи бывшего монашеского скита Николо-Пешношского монастыря воздвигнут покаянный крест. На это место за год до того был свален «строительный мусор»: кладбищенская земля с останками монастырской братии.

По состоянию на декабрь 2013 года строительство корпусов ПНИ на новом месте рядом с посёлком Луговым Московской области было завершено. ПНИ освободил все помещения на территории Николо-Пешношского монастыря, включая административные корпуса рядом с монастырём, и переехал в новые здания рядом с поселком Луговым.

24 августа 2014 года состоялось открытие всей территории Николо-Пешношского монастыря после ремонтных и реставрационных работ. Праздничное богослужение возглавил патриарх Кирилл.

Святыни

До закрытия монастыря в нём хранилось несколько святынь, почитавшихся чудотворными. Прежде всего это мощи основателя монастыря преподобного Мефодия, его посох и деревянный потир, использовавшийся им при богослужениях (последний ныне пребывает в экспозиции дмитровского музея).

Помимо них известен образ Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», первоначально принадлежавший московскому купцу Алексею Макееву, принявшему в монастыре иноческий постриг. В 1792, после смерти Макеева, он перешёл во владение монастыря. В 1848 после молитв перед иконой прекратилась эпидемия холеры, свирепствовавшая в Дмитровском уезде. После этого образ перенесли в Сергиевский храм и учредили крестный ход с иконой, совершавшийся ежегодно 17 (30) октября. В настоящее время местонахождение иконы не известно.

Наиболее известной святыней монастыря считается образ святого Иоанна Предтечи, написанный в 1408—1427 Андреем Рублёвым, его учеником или последователем. По легенде молитвами перед иконой в 1569 исцелился чашник князя Андрея Курбского Роман Полянинов. В настоящее время икона находится в основной экспозиции Центрального музея древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублева

Дмитриево. Димитриевский мужской монастырь.

Дмитриевский Ряжский монастырь находится от Скопина в 7 верстах, от Куликова поля в 45 , расположен на левом берегу реки Верды, на горе, именуемой Дмитриевскою, близ деревни Дмитриевки. Монастырь этот, по сохранившемуся преданию, основан великим князем Московским Димитрием Иоанновичем Донским, после одержанной им в 1380 г. победы над татарами на поле Куликовом.

Инок Сергиевой лавры Александр Пересвет, отправляясь на битву, заходил на Дмитриеву гору и оставил проживавшему в то время близ часовни отшельнику свой дорожный посох, который хранится в монастыре доселе. Посох этот сделан из яблоневого дерева, первоначально хранился в алтаре, а теперь находится у клироса в футляре, запертом на замок. Верхушка этого посоха сильно попорчена богомольцами, отгрызавшими от него частички для предохранения себя от зубной боли. Внутри монастырской ограды в настоящее время находятся 2 каменных церкви.

1) Церковь в честь святого великомученика Димитрия. Первоначальное построение ее относится ко временам Донского – основателя монастыря. Под 1752 г. встречается известие, что игумен Дмитриева монастыря Феодорит с братией и с старостами вотчинных деревень просил о дозволении перестроить бывшую в том монастыре и обветшавшую деревянную церковь во имя св. Великомученика Димитрия старым лесом и на том же месте, на что и послана была 18 мая того же года из Духовного приказа указ на имя соборного Протопопа Никиты. В описи Дмитриева монастыря, составленной в октябре 1763 г., Дмитриевская церковь значится уже каменною; в ней также упомянуто, что «в той церкви Боголепие о пяти поясах, царские двери резные, иконостас малорезной с карнизом, вызолочен, а между тем по большой части краскою лазоревою выкрашен. В той же церкви старинной образ святого великомученика Димитрия, на нем венец малой и по краям оклад сребреной и позлащен – ветхой». Церковь эта в 1829 г. была возобновлена и освящена 12 ноября того же года, находящийся в ней иконостас ныне имеет только три яруса. На храмовой иконе св. вм. Димитрия серебряный оклад, весом в 12 фунт., устроен в 1847 г.; стены храма украшены живописью в 1854 г.

2) Церковь в честь преподобного Сергия. Первоначальное построение Сергиевской деревянной церкви неизвестно; в 1749 г. мая 27 была освящена вновь построенная деревянная церковь в честь преп. Сергия, начатая постройкою при игумене Филиппе. По описи 1763 года она значится деревянною. Существующая ныне, на месте деревянной, каменная церковь того же храмонаименования построена в 1770 г. помещиком Алексеем Фокиным Кареевым, находящийся при ней придел в честь св. Равноапостольных Царей Константина и Елены устроен иноками Дмитриева монастыря Пахомием и Иоасафом в 1863 г. и освящен 20 июля того же года.

До 1764 г. за Дмитриевым монастырем состояли в вотчинах село Дмитриевское и деревня Ермолова, в 1763 г. считалось 331 душа, земли 188 четвертей, сенных покосов на 500 копен, близ монастыря… разного мелкого лесу роща на 5 десятинах да по реке Верде мелкий дровяной лес; на той же реке окладная рыбная ловля. В настоящее время во владении монастыря состоит пахотной земли 190 десятин, из числа коих 50 десятин находятся в 5 верстах от монастыря, 50 – при селе Петрове Ряжского уезда, 10 – при селе Серезеве того уезда, 50 – при селе Астапове Данковского уезда, 30 десятин близ села Теплого того же уезда и мельница о 2 поставах на реке Плетеной близ села Плахина Михайловского уезда. Неприкосновенного капитала в билетах значится 18398 рублей.

Настоятелем Дмитриевского монастыря 1764 г. были архимандрит и игумены, а с того времени положено настоятельство строительское.

По штату положено братии: 1 настоятель, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона и 2 послушника; ныне в состав братии входят: 1 настоятель, 4 иеромонаха, 1 иеродиакон, 1 монах, 1 послушник и 4 послушника на испытании.

Опись Дмитриева монастыря, составленная в 1763 г. Исторические сведения о церквях и монастырях Ратшина стр. 462. Киевские Университетские Известия м. сентябрь. Рязанская Губерния. сост. Барановичем стр. 369. Историч. обозр. Иерарх. Рязанской, соч. Воздвиженского стр. 326. истор. Росс. Иерархии сост. Амвросием ч. V стр. 735. Списки иерарх. И настоят. монастырей Строева стр. 438. Кн. входящ. бум. В Духовн. Приказ за 1752 г. мая 28 под № 107, за 1749 г. мая 27 под № 252. Окладные книги 1676 г. лист 317. кн. записн. ставлен. № 494-498.

И. Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии». 1884 г. том 2, стр. 242.

Первое письменное упоминание датируется 1676 годом, в нем говорится о находящихся на территории монастыря деревянных храмах Димитрия Солунского, возведённого в 1660 году, Сергия Радонежского, возведенного в 1667 году и монашеских келья. В 60 — 70 года 18 века монастырь перестраивается, в основном на купеческие пожертвования. На месте деревянных храмов возводятся каменные, холодный Димитрия Солунского и теплый Сергия Радонежского. Строятся хозяйственные постройки. В начале 19 века сильно обветшавший храм Димитрия Солунского реконструируется и заново расписывается. Богослужения в нем возобновлены в 1829 году, но работы по отделке и росписи храма длятся до 1854 года. В 1863 году кирпичная трапезная перестраивается в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В это же время вокруг монастыря возводится каменная ограда и строится 3-ярусная колокольня. В 1918 году монастырь был закрыт, зданию монастыря национализировали и отдали в распоряжение колхозу. В монастыре разместили склады, свинарники, школу. Монастырские святыни, иконы, утварь частично передали в музеи, частично уничтожали. В дальнейшем колхоз реорганизовали, а постройки стали разбирать на строительные материалы.

Димитриево-Ряжский монастырь интересен, прежде всего как памятник Куликовской битвы. Мы вынуждены обойти его молчанием, так как памятников старины здесь не сохранилось, а сохранившиеся искажены до неузнаваемости. В будущем, когда сюда придут труженики-реставраторы, о Дмитриевском монастыре, вероятно, напишут интересные строки.

Г.К. Вагнер, С.В. Чугунов.

Однако, реставрация была признана невозможной, на месте монастыря остались только руины. 21 октября 1995 года — Епископ Рязанский и касимовский Симон освятил храм Димитрия Солунского. 4 января 1996 года — Постановлением Святейшего патриарха и Священного синода приход Димитрия Солунского преобразован в Свято-Димитриевской мужской монастырь. 1 июня 1996 года — Совершен первый постриг. На начало 2010 года в монастыре полностью восстановлены храмы, колокольня, ограда,хозяйственный постройки. Действует иконописная мастерская. В монастыре проживает 7 человек братии.

Вмч.Димитрий Солунский

Монастырь расположен на высокой горе у села Дмитриева, на берегу реки Верды (95 км от Рязани и 45 км от Куликова поля). Ранее входил в Ряжский уезд, поэтому монастырь называли Ряжским.

По преданию, на месте монастыря, некогда была часовня и при ней жил отшельник. К нему в келью пришел известный инок Александр Пересвет, здесь облекся в воинские доспехи и оставил свой дорожный посох из яблоневого дерева («Пересветова дубинка»). А после Куликовской битвы (1380 г.) с татарами здесь на возвратном пути остановился великий князь Димитрий Донской, поставил свой шатер на Дмитриевской горе, а войско расположил по правому берегу Верды; здесь он праздновал победу над ханом Мамаем и принимал с хлебом-солью рязанских бояр. В честь победы над татарами вел. кн. Димитрий Донской основал на этом месте монастырь во имя своего небесного покровителя великомученика Димитрия Солунского Мироточиваго.

Посох Александра Пересвета хранился первоначально в алтаре, а затем за клиросом в особом футляре. При Петре I многие молодые дворяне, поступая на военную службу, испытывали свою силу, поднимая этот посох. Народ приписывал посоху целительную силу при зубной боли, поэтому рукоять его обгрызана. В настоящее время посох хранится в музее-заповеднике Рязанский Кремль. Из монастырского источника кропили перед битвами русских воинов.

Храмы:

  • холодный святого великомученика Димитрия Солунского (возведен в начале 60-х годов XVIII века, возобновлён в 1829 году, в 1854 году расписаны стены и установлен пятиярусный иконостас);
  • преподобного Сергия Радонежского (теплый) с двумя приделами — святых равноапостольных Константина и Елены и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Сергиевский храм до середины XVIII века был деревянный, затем, с 1770 года, каменный. В 1863 году, после возведения новой трапезной, прежняя трапезная была перестроена в Богородичный придельный храм иноками Пахомием и Иоасафом. Стены и своды храма расписаны. В начале XIX века построена Трехъярусная колокольня с проездными воротами. После 1917 года монастырь был закрыт.

Современное состояние обители:

21 октября 1995 года архиепископ Рязанский и Касимовский Симон освятил Димитриевский храм. Жизнь в обители возродилась в декабре 1995 года. 4 января 1996 года Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода приход в честь Димитрия Солунского преобразован в Свято-Димитриевский мужской монастырь для возобновления в нём монашеской жизни. В монастыре имеется подсобное хозяйство. Работает иконописная мастерская.

Святыни:

  • частичка мощей преподобного Сергия Радонежского;
  • частички мощей преподобных Старцев Оптинских;
  • частичка мощей Феофана Затворника;
  • частичка мощей Иоанна Крестителя.

Отзыв: Николо-Пешношский мужской монастырь (Россия, Московская область) — Здесь находится икона, которая творит чудеса.

Недавно посетили Николо-Пешношский мужской монастырь (Россия, Московская область, Дмитровский район, поселок Луговой).

Располагается монастырь примерно в 25 километрах езды от города Дмитров. В монастырь можно приехать с экскурсией или на личном автомобильном транспорте. Рядом с монастырем достаточно много места для парковки автомобиля. Слева на фото вы видите стену и ограду хозяйственной части монастыря.

Было любопытно увидеть здесь прогуливающуюся по территории корову.

Вид на территории из арки.

Справа под аркой находятся два сундука, где можно взять бесплатно юбки и платки для тех, кто не позаботился об этом заранее.

И прочесть на стене правила посещения монастыря.

На территории монастыря, в одном из храмов, находятся мощи святого Мефодия Пешношского — ученика преподобного Сергия Радонежского.

В настоящее время на территории Монастыря закончены ремонтные и реставрационные работы.

Перед Вами Никольский Собор. Внутри очень красиво и величественно. Здесь монахи нам показали икону, которая творит чудеса. Это чудотворная икона Божией Матери. В храме такая необыкновенная атмосфера, что не хотелось уходить.
А это Церковь Сергия Радонежского. Здесь находятся мощи преподобного Мефодия Пешношского. Храм был закрыт. Когда монахи узнали, что мы хотим приложиться к мощам, любезно открыли нам Храм. И мы там были примерно 10 минут. Отношение было очень благожелательным. Внутри Храма очень красиво, да и внешне он необычайно красив. Необычная кирпичная кладка, белые купола, икона над центральным входом.
Все Храмы на территории монастыря отреставрированы.

Территория стала очень красивой, ухоженной.
На фотографии можно справа увидеть монастырскую колокольню.

Святые ворота на снегу смотрелись очень величественно.
Чтобы попасть в купель необходимо было пройти между двумя храмами.
Здесь мы увидели стену монастыря, слева от башни находится проход сквозь стену за территорию, где и находится купель и святой источник.
И вот сам проход.
Нашему удивлению не было предела. За территорией монастыря находился настоящий зоопарк. И если мы бы не стали искать купель, то и зоопарка не увидели бы.
Первым нам подмигнул верблюд. Настоящий воображала, привык, что его фотографируют.
И так повернется и этак.
А это «Ресторан» для животных. Внутри лежало сено. Справа от входа так и написано «Островский ресторан».
Напротив купели мы увидели загон с лошадьми.
А это и сама купель. Идти до монастыря не более двух минут.
Сделана из дерева.
Водичка холодная и не мудрено, на улице было (-2) градуса.

Рядом с купелью находился источник, журчала вода.
А это фото храмов с задней стороны от входа.

На территории монастыря находится монастырская больница, рядом церковь Дмитрия Ростовского.

На фото двери в туалетные комнаты.
Есть возможность помыть руки.
Очень чисто и цивильно.
Неподалеку есть церковная лавка, а также трапезная, где можно приобрести церковную литературу, а также выпечку и горячиие напитки.
Пришло время уезжать.
В монастыре нам очень понравилось. Благожелательная атмосфера. Сказочно красивая территория. Есть купель и святой источник. У монастыря свой зоопарк и приусадебное хозяйство. Если выйти из монастыря и пройти влево порядка ста метров, можно увидеть лавку, где продаются монастырские продукты из собственного хозяйства: мед, молоко, творог, мясо.
Приехать сюда стоит. Мы были здесь в субботу примерно в 15-00 в зимний день. Народу было очень мало. Я увидела только двух паломниц и монахов. Мы гуляли по территории практически одни. Тишина, спокойствие, уединение. Уезжать отсюда не хотелось. Это одно из лучших святых мест, которое я когда либо посещала. Атмосфера очень благожелательная.
Ощущения после посещения монастыря очень необычные. Огромный прилив сил. Переполнение чувством радости и спокойствия. Это настоящее место силы. Хочется сюда вернуться. Чтобы понять, нужно сюда приехать.
Всем, у кого будет такая возможность, советую посетить Николо-Пешношский монастырь и даже приехать сюда издалека. Поверьте, это стоит того.

История Николо-Пешношского монастыря

Святой Мефодий, основатель Николо-Пешношского монастыря, был одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. Избрав путь отшельничества, он поставил себе келию на реке Яхроме, в 25 верстах от Дмитрова. Сергий Радонежский неоднократно бывал здесь, навещая своего ученика. По преданию, «преподобный Сергий и преподобный Мефодий ископали вокруг кельи два пруда и посадили аллею из вязов, которые сохранились до настоящего времени». Правда, по другим источникам, аллея из вязов, ведущая к монастырю, появилась много позже, в екатерининское время.

Слава о Мефодии распространялась вокруг, и вскоре рядом с ним стали селиться те, кто стремился к монашеской жизни. Сергий Радонежский предложил перенести обитель чуть дальше – на высокий берег Яхромы, к месту впадения в нее маленькой речки, получившей название Пешноши. Святой Мефодий собственноручно «пеш нош» лес для нового монастыря – отсюда и пошло имя монастыря и речки. Соборная церковь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца. В 1391 году преподобный Мефодий стал игуменом нового монастыря. Скончался он два года спустя, в 1393 году.

В начале XVI века в монастыре началось каменное строительство. В 1553 году обитель посетил Иван Грозный с супругой и годовалым сыном. Здесь царь встретился с бывшим епископом Коломенским Вассианом, который происходил из древнего рода дмитровских дворян Топорковых.

По преданию, царь задал Вассиану такой вопрос: «Отче, как лучше править государством?» Тот ответил: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым па царстве и грозою для вельмож». Иван Грозный на это сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета».

Встреча имела далеко идущие последствия: Сильвестр и Адашев попали в опалу, пало правительство Избранной Рады. По духовному завещанию князя Юрия Ивановича Дмитровского, который приходился дядей самодержцу, монастырю были пожалованы дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости.

В Смутное время польский отряд занял монастырь, но вскоре был выбит оттуда. Во второй половине XVII века все деревянные монастырские здания были перестроены в камне. В конце этого же века началось строительство монастырской стены.

В 1700 году Николо-Пешношский монастырь был приписан к Троице-Сергиевой лавре, с этого времени начался его упадок. В 1764 году он и вовсе был упразднен, однако вскоре, в 1766 году стараниями дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толчёнова и по ходатайству помещика действительного статского советника Михаила Верёвкина был снова открыт. И вскоре стал, по словам митрополита Московского и Коломенского Платона (1737-1812), «второй Лаврой», одним из самых благоустроенных и красивых в Российской империи.

Во время Отечественной войны 1812 года французские отряды, двигавшиеся по Дмитровской дороге и грабившие местные усадьбы и храмы, так и не решились подойти к монастырю – топкие болота вокруг обители стали лучшей защитой.

После революции 1917 года монастырь был передан филиалу Дмитровского краеведческого музея, в ведении которого он оставался до 1927 (по другим источникам, 1928) года. Затем в монастырских зданиях разместился Дом инвалидов Мособлсобеса. В 1966 году монастырь передали под Психоневрологический интернат № 3 Департамента социальной защиты населения города Москвы. В 1975 году впервые был поднят вопрос о переводе интерната в другое место, однако до сих пор он остается в этих стенах. В 1960-1970 годах также была проведена частичная реставрация обители.

В 2007 году началось возрождение монастыря, однако до сих пор большую часть территории занимает психоневрологический интернат.

Рассказ о посещении монастыря

Я давно хотела приехать сюда, но все как-то не складывалось. Да и рассказы в интернете несколько отпугивали. И вот, некоторое время назад мы с Майклом добрались-таки до этого места. И были поражены этой обителью.

От Рогачёва в сторону монастыря, расположенному в поселке Луговой, идет хорошая дорога. Вокруг — плоская низменность, поросшая болотистыми лесами. Местами взгляду открываются огромные поля, тянущиеся до самого горизонта. Затем, начинается знаменитая Аллея вязов. Рассказывают, что она сильно пострадала во время московского урагана 1998 года. Даже зимой она поражает воображение. Думаю, что летом здесь еще красивее.

Аллея из вязов (Екатерининская)

Вскоре вдали показывается и сам монастырь. Он производит очень сильное впечатление.

Вид на Николо-Пешношский монастырь

Мы подъехали к монастырю и остановились в недоумении: от монастыря к старинному зданию, расположенному напротив входа в монастырь, туда-сюда ходили пациенты интерната, из-за стен монастыря слышались крики. У двух приятных женщин, стоявших на остановке в ожидании автобуса, мы выяснили, что через главный вход (Спасскую башню) вход только по пропускам и для больных. Чтобы попасть в монастырь, нужно пройти чуть дальше, повернуть за угол и пройти в калитку в крепостной стене. Мы последовали их совету.

Заброшенный дом рядом с монастырем

Николо-Пешношский монастырь

Вдоль монастыря тянулись какие-то заборы, здания монастырского подворья. Я уже стала сомневаться, правильно ли мы идем. Однако вскоре обнаружились полуоткрытые ворота из профнастила, на которых висела табличка с рассказом об основании монастыря. Значит, мы попали правильно.

Информация о монастыре

Но за воротами оказалось новое препятствие: прямо под монастырскими стенами паслось огромное стадо коров, среди которых я заметила и нескольких бычков, в леваде гуляли лошади. Несколько пастухов приглядывали за ними. С опаской мы прошли через них, хотя женщина-пастух и уверяла, что нас не забодают и не затопчут. Но, знаете ли, как-то страшно все равно 🙂

Стадо коров перед монастырем

Вскоре мы нырнули за небольшую дверь в крепостной стене и оказались на территории монастыря. И… Я конечно знала, что в Николо-Пешношском монастыре есть небольшой зоопарк. Но увидеть это собственными глазами — почему-то на меня это произвело очень сильное впечатление: впервые встречаю такое количество животных в православном монастыре. Хотя, если вдуматься, а почему бы и нет?

Зверинец в Николо-Пешношском монастыре

Животные выглядели здоровыми, с интересом разглядывали нас. На вольерах висели таблички с просьбой «Пожалуйста, не кормите нас», а также подробная информация о них. Неподалеку — ящик для сбора пожертвований на корм животным.

Козел в монастырском зверинце

Кролики в монастырском зверинце

Пятнистый олень в зверинце Николо-Пешношского монастыря

Пройдя через зверинец, мы подошли к монастырским строениям. Несколько рабочих занимались строительно-реставрационными работами. За животными ухаживал один из пациентов клиники.

Строения в Николо-Пешношском монастыре и остатки монастырского некрополя

Колокольня, храм преподобного Сергия Радонежского и собор Николая Чудотворца в Николо-Пешношском монастыре

Колокольня с храмом Богоявления Господня в Николо-Пешношском монастыре

Мы обогнули колокольню и оказались на другой стороне монастыря. Сретенскую церковь, Казначейский корпус и Святые ворота уже восстановили. Вдали гуляли пациенты интерната, поэтому мы не стали задерживаться там.

Святые ворота, Казначейский корпус и Сретенская церковь в Николо-Пешношском монастыре

Побродили еще немного по зверинцу. Мне показалось интересным это соседство церковных построек и экзотических животных. Я все пыталась сфотографировать страуса на фоне храма, но он так вертел головой, что не было никакой возможности поймать его в кадр. Зато охотно позировал верблюд. В вольере с ним гулял и ослик, но мы были ему неинтересны.

Зверинец и храмы Николо-Пешношского монастыря

Верблюд и ослик в монастырском зверинце

Волк в монастырском зверинце

Волк в монастырском зверинце

Верблюд в монастырском зверинце

Кролики в монастырском зверинце

Посмотрев на животных, мы отправились назад. Нам снова предстояло пройти через стадо коров.

Стадо коров перед монастырем

Николо-Пешношский монастырь

Солнце уже клонилось к закату, короткий зимний день близился к концу.

Спасская башня и бывшие Братские кельи в Николо-Пешношском монастыре

Угловая северо-западная башня и Граненая башня Николо-Пешношского монастыря

Святые ворота с надвратной церковью

Николо-Пешношский монастырь

Работы по расчистке русла Яхромы

В Николо-Пешношский монастырь, конечно, приехать стоит. Единственное, пока несколько смущает соседство монастыря с психоневрологическим диспансером. Уже несколько лет идут переговоры о строительстве для диспансера новой клиники и перевода пациентов туда. Однако пока, согласно информации в интернете, большинство решений принято только на бумаге. А вот зверинец, или зоопарк, нам очень понравился. И, судя по летним фотографиям в Яндекс.Панорамах, в теплое время года монастырь утопает в зелени.

Глядя на то, что уже отреставрировано, можно представить себе, насколько же был роскошным этот монастырь. И хочется надеяться, что скоро он вновь превратится во «вторую Лавру».

Подробнее об истории обители, ее архитектуре, святынях, расписании богослужений, а также монастырском подворье можно прочитать на официальном сайте монастыря http://www.peshnoshamon.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *