Молебен с водосвятием

Содержание

Чин великого освящения воды

(4 голоса: 5.0 из 5)

См. также: Минея. Январь. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

В Навечерие Богоявления и сам праздник Крещения Господня в храмах совершается Чин великого освящения воды. Для лучшего понимания богослужения предлагаем вашему вниманию описание этого Чина и некоторые богослужебные тексты, входящие в его состав.

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя.

Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектении: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и фелони выходят через царские врата к священной купели в притвор или на источник.

Впереди идут священосцы со свечами, за ними следуют певцы с пением тропарей Глас Господень, диаконы с кадилами, священники и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе).

Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа.

Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи Владыку зря крещаема.

Яко Человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещения прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбче.

Слава, и ныне, глас тойже.

Ко гласу вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень. Пришел еси, Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха: видеша Тя воды и убояшася. Трепетен бысть Предтеча, и возопи глаголя: како просветит светильник Света? Како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех.

На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: Премудрость, и читаются три паремии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения.

Три паремии

Аудио

Пророчества Исаиина чтение: (Ис.35)

Тако глаголет Господь: да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня, и процветет яко крин, и да прозябнет, и вся возвеселятся. И возрадуются пустынная Иорданова, и слава Ливанова дана бысть ей, и честь Кармилова, и людие Мои узрят славу Господню, и высоту Божию. Укрепитеся руки ослабленныя, и колена разслабленная утешитеся. И рцыте малодушным мыслию, укрепитеся и не бойтеся: се Бог наш суд воздает, Той приидет и спасет нас. Тогда отверзутся очеса слепых, и ушеса глухих услышат: Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых: яко проразися в пустыни вода, и дебрь в земли жаждущей. И будет безводная в блата, и в жаждущей земли источник воды будет: тамо будет веселие птиц, водворение сиринов, и тростий, и блата. Тамо будет путь чист, и путь свят наречется: и не мимоидет тамо нечист, ниже будет тамо путь нечистый, разсеяннии же пойдут по нему, и не заблудят. И не будет тамо льва, ниже зверей лютых взыдет нань, ниже обрящется тамо: но пойдут по нему избавленнии и собраннии от Господа. И обратятся, и приидут в Сион с веселием и радостию, и веселие вечное над главою их. Хвала и радование, и веселие постигнет их: отбеже болезнь, печаль и воздыхание.

Пророчества Исаиина чтение: (Ис.55)

Тако глаголет Господь: жаждущии на воду идите, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите и пийте, без сребра и цены, вино и тук. Вскую цените сребро не в хлебы, и труд ваш не в сытость? Послушайте Мене, и снесте благая, и насладится во благих душа ваша. Внимайте ушима вашима, и последуйте путем Моим: услышите Мене, и жива будет во благих душа ваша. И завещаю вам завет вечен, преподобная Давидова верная. Се свидетельство во языцех, дах Его князя, и повелителя во языцех. Се языцы, иже не ведяху тя, призовут тя, и людие, иже не познаша тя, к тебе прибегнут, ради Господа твоего, и Святаго Израилева, яко прославих тя. Взыщите Бога, и внегда вам обрести Его, призовите. Егда же аще приближится вам, да оставит нечестивый пути своя, и муж беззаконный советы своя: и обратитеся ко Господу Богу вашему, и помиловани будете, яко помногу оставит грехи ваша. Не суть бо совети Мои, якоже совети ваши: ниже якоже путие ваши, путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и размышления ваша от мысли Моея. Якоже бо аще снидет дождь, или снег с небесе, и не возвратится оттуду, дондеже упоит землю, и родит и прозябнет, и даст семя сеющему, и хлеб в снедь: Тако будет глагол Мой, иже аще изыдет из уст Моих, и не обратится ко Мне тощь, дондеже аще скончает вся, елика восхотех, и поспешу пути Моя, и повеления Моя. Веселием бо изыдите, и радостию научитеся: горы бо и холми скочат ждуще вас в радости, и вся древеса сельная восплещут ветвьми. И вместо драчия взыдет кипарис, вместо же кропивы взыдет мирсина. И будет Господь во имя, и в знамение вечное, и не оскудеет.

Пророчества Исаиина чтение: (Ис.12:3-6)

Тако глаголет Господь: почерпите воду с веселием от источник спасения. И речеши в день он: исповедайтеся Господеви, и призовите имя Его, возвестите во языцех славу Его: помяните, яко вознесеся имя Его. Пойте имя Господне, яко высокая сотвори: возвестите сия по всей земли. Радуйтеся и веселитеся живущии в Сионе, яко вознесеся Святый Израилев посреде его.

Затем поется прокимен Господь просвещение мое читаются Апостол и Евангелие.

В Апостольском чтении (зачало 143-е: 1Кор.10:1-4) говорится о таинственном крещении иудеев в Моисея среди облака и моря, о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был Христос.

Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;
и все крестились в Моисея в облаке и в море;
и все ели одну и ту же духовную пищу;
и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.

В Евангелии (зачало 2-е: Мк.1:9-11) повествуется о Крещении Господа.

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектению с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: Господи Иисусе Христе… (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя… и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…

Молитва

Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ниединоже слово довольно будет к пению чудес Твоих.
Ты бо хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь и Твоим промыслом строиши мир. Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы: Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу: Ты утвердил еси землю на водах: Ты оградил еси море песком: Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, архангельстии лицы Тебе кланяются: многоочитии херувими, и шестокрилатии серафими, окрест стояще, и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются. Ты бо Бог сый Неописанный, Безначальный же и Неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв: не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси. Девственную освятил еси утробу Рождеством Твоим: вся тварь воспевает Тя явльшагося. Ты бо Бог наш на земли явился еси, и с человеки пожил еси: Ты Иорданския струи освятил еси, с небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев.
И сие убо священник глаголя трижды, и воду рукою благословляет на кийждо стих:
Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию.
И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: Сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную: Да вси почерпающии и причащающиися, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну. Ты бо еси Бог наш, Иже водою и Духом обновивый обетшавшее грехом естество наше: Ты еси Бог наш, водою потопивый при Ное грех. Ты еси Бог наш, Иже морем свободивый от работы фараони Моисеом род Еврейский. Ты бо еси Бог наш, разразивый камень в пустыни, и потекоша воды, и потоцы наводнишася, и жаждущия люди Твоя насытивый. Ты еси Бог наш, Иже водою и огнем пременивый Илиею Израиля от прелести Вааловы.
Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым.
Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение.
Спаси Господи, и помилуй великаго господина и отца нашего, Святейшаго Патриарха Алексия, и господина нашего, Преосвященнейшаго Епископа , и сохрани их под кровом Твоим в мире, покори им всякаго врага и супостата. Даруй им вся, яже ко спасению прошения, и жизнь вечную: да и стихиами, и человеки, и ангелы, и видимыми, и невидимыми, славится Твое пресвятое имя, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Священник: Мир всем.
Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.
Священник преклонься молится тайно:
Приклони Господи ухо Твое, и услыши ны, Иже во Иордане креститися изволивый, и освятивый воды, благослови всех нас, иже приклонением своея выи, назнаменующих работное воображение: и сподоби нас исполнитися освящения Твоего, причащением воды сея, и да будет нам Господи, во здравие души и тела.
Возглашение: Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу и благодарение и поклонение возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Великая Агиасма

Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится:

«О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…»

«О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов…, и на всяку пользу изрядну (сильную)…».

В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.

Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят». «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду» (См.: Типикон, 6 января, 1-е «зри»).

Молебен общий, Божией Матери.

Молебное пение с каноном Пресвятой Богородице и чтением Святого Евангелия. Текст адаптирован для келейного (домашнего) чтения.

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй, (трижды). Сла́ва, и ны́не:

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Го́споди поми́луй, (12 раз). Сла́ва, и ны́не:

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

И абие Псалом 142:

Го́споди, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ моле́ние мое́ во и́стине Твое́й, услы́ши мя в пра́вде Твое́й и не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м, я́ко не оправди́тся пред Тобо́ю всяк живы́й. Яко погна́ враг ду́шу мою́, смири́л есть в зе́млю живо́т мой, посади́л мя есть в те́мных, я́ко ме́ртвыя ве́ка. И уны́ во мне Дух мой, во мне смяте́ся се́рдце мое́. Помяну́х дни дре́вния, поучи́хся во всех де́лех Твои́х, в творе́ниих руку́ Твое́ю поуча́хся. Возде́х к Тебе́ ру́це мои́, душа́ моя́, я́ко земля́ безво́дная Тебе́. Ско́ро услы́ши мя, Го́споди, исчезе́ дух мой, не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́, и уподо́блюся низходя́щим в ров. Слы́шану сотвори́ мне зау́тра ми́лость Твою́, я́ко на Тя упова́х. Скажи́ мне, Го́споди, путь во́ньже пойду́, я́ко к Тебе́ взях ду́шу мою́. Изми́ мя от враг мои́х, Го́споди, к Тебе́ прибего́х. Научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог мой. Дух Твой Благи́й наста́вит мя на зе́млю пра́ву. Имене Твоего́ ра́ди, Го́споди, живи́ши мя, пра́вдою Твое́ю изведе́ши от печа́ли ду́шу мою́. И ми́лостию Твое́ю потреби́ши враги́ моя́ и погуби́ши вся стужаю́щия души́ мое́й, я́ко аз раб Твой есмь.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Таже поем: Бог Госпо́дь и яви́ся нам, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне, то же на каждый стих:

Стих: Испове́дайтеся Го́сподеви, я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его́.

Стих: Обыше́дше обыдо́ша мя и и́менем Госпо́дним противля́хся им.

Стих: Не умру́, но жив бу́ду и пове́м дела́ Госпо́дня.

Стих: Ка́мень, его́же небрего́ша зи́ждущии, сей бысть во главу́ у́гла, от Го́спода бысть сей и есть ди́вен во очесе́х на́ших.

Таже тропарь Богородице, глас 4:

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м, гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м, в покая́нии зову́ще из глубины́ души́: Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши, потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний, не отврати́ твоя́ рабы́ тщи, Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы. (Дважды)

Слава и ныне: Не умолчи́м никогда́, Богоро́дице, си́лы Твоя́ глаго́лати недосто́йнии: а́ще бо ты не бы предстоя́ла моля́щи, кто бы нас изба́вил от толи́ких бед, кто же бы сохрани́л доны́не свобо́дны, не отсту́пим, Влады́чице, от Тебе́, Твоя́ бо рабы́ спаса́еши при́сно от вся́ких лю́тых.

Таже Псалом 50:

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя. Яко беззако́ния моя́ аз зна́ю и грех мой пре́до мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х, и лука́вая пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х и победи́ши, внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниях зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́, безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся, омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие, возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х, и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не оты́ми от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́, и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́, возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Яко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо, всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н, се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая, тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́.

Здесь чтем канон Богородице

По третьей песне

Спаси́ от бед рабы́ Твоя́, Богоро́дице, / я́ко вси по Бо́зе к Тебе́ прибегáем, / я́ко неруши́мей стене́ и предстáтельству.

При́зри благосе́рдием, всепе́тая Богоро́дице, / на мое́ лю́тое телесе́ озлобле́ние, / и исцели́ души́ моея́ боле́знь.

Го́споди, поми́луй, трижды.

Тропарь, глас 2:

Моле́ние те́плое и стенá необори́мая, / ми́лости исто́чниче, мирови прибе́жище, / приле́жно вопие́м Ти: / Богоро́дице Влады́чице, предвари́, / и от бед избáви нас, / еди́на вско́ре предстáтельствующая.

По 6 песне.

Кондaк, глас 6:

Предстáтельство христиа́н непосты́дное, / ходáтайство ко Творцу́ непрело́жное, / не пре́зри гре́шных моле́ний глáсы, / но предвари́, я́ко Благáя, на по́мощь нас, / ве́рно зову́щих Ти; / ускори́ на моли́тву, и потщи́ся на умоле́ние, / предстáтельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Икос:

Простри́ дла́ни Твоя́, и́миже всех Влады́ку я́ко Младе́нца прия́ла еси́ за мно́жество бла́гости, / не оста́ви нас, всегда́ наде́ющихся на Тя, бо́дренною Твое́ю моли́твою, / и неисче́тною просты́нею уще́дри нас, / и пода́ждь душа́м на́шим милосе́рдие Твое́, во ве́ки источа́ющи, / Тебе́ бо и́мамы гре́шнии Засту́пницу от находя́щих на ны бед и зол. / Но я́ко иму́щи милосе́рдия щедро́ты, / ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние, / предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Иный кондaк, глас тот же:

Не и́мамы ины́я по́мощи, / не и́мамы ины́я наде́жды, / ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во. / Ты нам помози́, / на Тебе́ наде́емся, и Тобо́ю хвáлимся, / Твои́ бо есмы́ рабы́, да не постыди́мся.

Го́споди, поми́луй, (трижды) Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

От Луки́ свята́го Ева́нгелия чте́ние.

Сла́ва Тебе́, Го́споди, сла́ва Тебе́.

И Евангелие:

Во дни о́ны, воста́вши Мариа́м, и́де в Го́рняя со тща́нием, во град Иу́дов. И вни́де в дом Заха́риин, и целова́ Елисаве́т. И бысть, я́ко услы́ша Елисаве́т целова́ние Мари́ино, взыгра́ся младе́нец во чре́ве ея́: и испо́лнися Ду́ха Свя́та Елисаве́т. И возопи́ гла́сом ве́лиим, и рече́: благослове́на Ты в жена́х, и благослове́н Плод чре́ва Твоего́. И отку́ду мне сие́, да прии́де Ма́ти Го́спода моего́ ко мне? Се бо я́ко бысть глас целова́ния твоего́ во у́шию мое́ю, взыгра́ся младе́нец ра́дощами во чре́ве мое́м. И блаже́нна ве́ровавшая, я́ко будет соверше́ние глаго́ланным ей от Го́спода. И рече́ Мариа́м: Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода, и возра́довася дух Мой о Бо́зе, Спа́се Мое́м. Яко призре́ на смире́ние рабы́ Своея́: се бо отны́не ублажа́т Мя вси ро́ди. Яко сотвори́ Мне вели́чие Си́льный, и свя́то и́мя Его́. Пребы́сть же Мариа́м с нею я́ко три ме́сяцы и возврати́ся в дом Свой.

Сла́ва Тебе́, Го́споди, сла́ва Тебе́.

И абие на глас 6:

Слава: Моли́твами Богоро́дицы, Ми́лостиве, очи́сти мно́жества согреше́ний на́ших.

И ныне: Моли́твами Богоро́дицы, Ми́лостиве, очи́сти мно́жества согреше́ний на́ших.

Таже стих: Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т твои́х очи́сти беззако́ние мое́.

Стихира, глас тот же:

Не вве́ри мя челове́ческому предстáтельству, / Пресвята́я Влады́чице, / но приими́ моле́ние раба́ Твоего́: / скорбь бо обдержи́т мя, / терпе́ти не могу́ де́монскаго стреля́ния, / покро́ва не и́мам, / ниже́ где прибе́гну, окая́нный, / всегда́ побеждáемь, / и утеше́ния не и́мам, ра́зве Тебе́, Влады́чице мира, / уповáние и предстáтельство ве́рных, / не пре́зри моле́ние мое́, поле́зно сотвори́.

По 9 песне

Абие: Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́во ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

Богородичны, глас 2:

Вы́шшую небе́с, / и чи́стшую све́тлостей со́лнечных, / изба́вльшую нас от кля́твы, / Влады́чицу ми́ра / пе́сньми почти́м.

От мно́гих мои́х грехо́в / немощству́ет те́ло, / немощству́ет и душа́ моя́: / к Тебе́ прибега́ю Благода́тней, / наде́жде ненаде́жных, / Ты ми помози́.

Влады́чице и Ма́ти Изба́вителя, / приими́ моле́ние / недосто́йных раб Твои́х, / да хода́тайствуеши к Ро́ждшемуся от Тебе́. / О Влады́чице ми́ра, бу́ди Хода́таица!

Пое́м приле́жно Тебе́ песнь ны́не / всепе́той Богоро́дице ра́достно, / со Предте́чею, и все́ми святы́ми, / моли́ Богоро́дице, / е́же уще́дрити ны.

(Не́мы устне́ нечести́вых, / не покланя́ющихся о́бразу Твоему́ честно́му, / и́же напи́сан бысть от Апо́стола Луки́ свяще́ннейша, / Одиги́трии.)

Вся А́нгелов во́инства, / Предте́че Госпо́день, / апо́столов двоенадеся́тице, святи́и вси / с Богоро́дицею, сотвори́те моли́тву, / во е́же спасти́ся нам.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй, (трижды). Сла́ва, и ны́не:

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Тропари, глас 6-й:

Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас, вся́каго бо отве́та недоуме́юще, сию́ Ти моли́тву, я́ко Влады́це, гре́шнии прино́сим, поми́луй нас.

Слава: Го́споди, поми́луй нас, на Тя бо упова́хом, не прогне́вайся на ны зело́, ниже́ помяни́ беззако́ний на́ших, но при́зри и ны́не, я́ко Благоутро́бен, и изба́ви нас от враг на́ших, Ты бо еси́ Бог наш, и мы лю́дие Твои́, вси дела́ руку́ Твое́ю, и и́мя Твое́ призыва́ем.

И ныне: Милосе́рдия две́ри отве́рзи нам, Благослове́нная Богоро́дице, наде́ющиеся на Тя, да не поги́бнем, но да изба́вимся Тобо́ю от бед, Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Го́споди, поми́луй, (40 раз)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Посем молитва Пресвятей Богородице:

О, Пресвята́я Госпоже́, Влады́чице Богоро́дице! Вы́шши еси́ всех а́нгел и арха́нгел и всея́ тва́ри честне́йши, помо́щница еси́ оби́димых, ненаде́ющихся наде́яние, убо́гих засту́пница, печа́льных утеше́ние, а́лчущих корми́тельница, наги́х одея́ние, больны́х исцеле́ние, гре́шных спасе́ние, христиа́н всех поможе́ние и заступле́ние! О, Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Богоро́дице Влады́чице, ми́лостию Твое́ю спаси́ и поми́луй Вели́каго господи́на и отца́ на́шего Святе́йшего патриа́рха Моско́вскаго и всея́ Руси (имя), преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя, и весь свяще́ннический и мона́шеский чин, богохрани́мую страну́ на́шу, вла́сти и во́инство ея́, и вся правосла́вныя христиа́ны, ри́зою Твое́ю честно́ю защити́. И умоли́, Госпоже́, из Тебе́ без се́мене Воплоти́вшагося Христа́ Бо́га на́шего, да препоя́шет их си́лою Свое́ю Свы́ше на неви́димыя и ви́димыя враги́ на́шя. О, Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Богоро́дице, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и изба́ви нас от гла́да, губи́тельства, от тру́са и пото́па, от огня́ и меча́, от нахожде́ния иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, и от напра́сныя сме́рти и от нападе́ния вра́жия, и от тлетво́рных ветр, и от смертоно́сныя я́звы, и от вся́каго зла. Пода́ждь, Госпоже́, мир и здра́вие рабо́м Твои́м, всем правосла́вным христиа́ном, и просвети́ им ум и о́чи серде́чныя, е́же ко спасе́нию: и сподо́би ны, гре́шныя рабы́ Твоя́, Ца́рствия Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего: я́ко держа́ва Его́ благослове́нна и препросла́влена, со Безнача́льным Его́ Отце́м и со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́во ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Го́споди, поми́луй, (трижды)

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́луй и спаси́ нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Конец и Богу Слава!

Данная статья содержит: акафист и молитва в чем разница — информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Чем отличается кондак от икоса и что такое акафист?

Словом кондак (греч. κόντάκιον) сперва называли свертки пергамента с записями церковных песнопений; потом – краткую церковную песнь, заключающую в себе похвалу Господу Богу, Матери Божией или святому. Иногда кондак передает главное содержание церковного праздника. Название его связано с событием в жизни святого Романа Сладкопевца. Он был родом из Сирии, служил диаконом в Бейруте.

При императоре Анастасии I (491–518) прибыл в Константинополь, где со временем стал служить псаломщиком в кафедральном соборе Святой Софии. Сначала он ничем не выдавался. Отсутствие успехов его очень огорчало. Он горячо молился Пресвятой Богородице. Однажды после такой молитвы он увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ему свиток и велела его проглотить. Проснувшись и почувствовав вдохновение, он спел свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Икос (греч. oikos – дом) более пространно передает содержание кондака. Кондак намечает тему, а икос ее развивает. Икос, в отличие от кондака, содержит особый припев (рефрен) и хайретизмы (от греч. радуйся) – приветствия «Радуйся», воспевающие того, кому посвящен акафист.

Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак – тема, а икос – развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.

Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос не служат образцом для других песнопений последования.

Акафист (греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” – краткая хвалебная песнь; “икос” – пространная песнь).

Икосы заканчиваются восклицанием “радуйся” а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).

При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия.

Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.

Что такое акафист и как правильно его читать?

Многовековая церковная культура хранит в своих кладезях множество жанров песнопений, среди которых особое место занимает акафист.

Акафисты переведены на множество языков: греческий, румынский, сербский, польский, чешский и другие.

Правила прочтения акафиста святым

Что такое акафист? Это хвалебное песнопение, благодарение, посвященное Богу, Его Матери, святым угодникам, ангелам, архангелам.

Хвалебная песнь включает в себя из 25 песен, разделенных на две группы:

  1. Кондаки — 13 произведений, воплощающие в своих строках краткое содержание праздника или хвалебную оду святому, его чтение всегда заканчивается хвалой «алилуййя»;
  2. Икосы — 12 произведений, объясняющие суть праздничного события, всегда заканчивающиеся возгласом «радуйся».

Не каждый христианин понимает, как правильно читать акафист.

Внимание! Послабление делается лишь для беременных женщин и немощных людей — им разрешено читать его сидя, в крайнем случае — лежа .

  1. В переводе с древнегреческого языка означает «неседальное пение». Поэтому торжественный гимн исполняется всегда в положении стоя.
  2. По благословению священника его можно читать как в стенах храма, так и дома.
  3. Перед его произнесением читаются предначинательные молитвы, именно они произносятся перед началом основных молитв.
  4. После их прочтения читают акафист и молитву.

Важно! Торжественную песнь разрешено возносить в любые дни, кроме великопостных.

Зачем читают

Акафист Царице Небесной состоит из 25 строф, расположенных в определенном порядке. Он поется лишь единожды — в субботу пятой седмицы Великого поста.

Обычно Богородицу просят:

  • о даровании исцеления в тяжелых болезнях;
  • об избавлении от наркомании и алкоголизма;
  • о помощи в воспитании детей;
  • о родоспоможении;
  • о победе над врагами и прочих важных моментах земного жития.

Хвалебная песнь Божиим угодникам читается:

  • при всяких скорбях, нуждах;
  • при переезде в новый дом;
  • об избавлении от греховной напасти;
  • при тяжелом материальном положении;
  • в прочих трудных жизненных обстоятельствах.

Важно! Перед первым самостоятельным прочтением акафиста рекомендуется прослушать его в церкви или в аудиозаписи. Тем самым будет понятно: с какой интонацией произносится гимн, где правильно ставить ударение, какая громкость и звучание должны быть у песнопения.

Сила акафиста

  • хвалебная ода поется в те моменты, когда на душе молитвенника очень тяжело, тем самым священная песнь наполняет ее радостью, счастьем и гармонией;
  • при самостоятельном регулярном чтении молитвенник сполна понимает всю сущность бытия и то, в чем заключается вера Господня;
  • если чтец в чем-то сомневается и у него нет возможности посоветоваться с клириком, то после совершения хвалебной песни сомнения пропадут сами собой и человек станет уверенным в себе и своих силах христианином;
  • акафист может исцелить как физические, так и духовные недуги — главное, иметь твердую веру в помощь с Небес.

Водосвятный молебен с акафистом

Молебен — это особое богослужение, в котором умоляют Небо ниспослать молитвеннику милость и возносят благодарение за полученные просимые блага.

Вода освящается особым чином:

  1. Для водосвятия на стол посреди храма устанавливается чаша, наполненная водой, Распятие и Евангелие, зажигаются свечи.
  2. Клирик начинает чтение псалмов, тропарей, совершается крещение и каждение воды.
  3. По окончании молебна те из прихожан, кто заказывал его служение, получают святую воду для пития с верой и молитвой, одновременно прося у Бога прощения грехов и избавление от недугов себя и своих близких.

Освященная вода идентична по составу и происхождению самой обычной воде (водопроводной, колодезной, речной), но в процессе водосвятия и после совершения молебного чтения она чудесным образом приобретает благодатные и исцеляющие свойства.

Она является спасительной для верующего человека.

Совет! По традиции освященную воду принято употреблять натощак.

Как подавать записки для молебна

  1. Для того, чтобы батюшка помолился вместе с самим молитвенником на молебне, необходимо подать в церковную лавку записку с именами тех, за кого будет возноситься молитва.
  2. Каждое имя следует вписывать в родительном падеже (отвечать на вопрос кого? — Иоанна, Нины, младенца Сергия, отроковицы Екатерины).
  3. Имена следует указывать те, что даны человеку в Таинстве Крещения, написание их должно быть церковным (например, Дмитрия — Димитрия, Ивана — Иоанна, Татьяны — Татианы).
  4. Фамилию, родство, гражданство — писать не нужно, можно лишь указать нужду — болящего, воина, путешественника.
  5. На одном бланке нужно указать не более 10 имен, но если есть желание помолиться за большее количество человек, то следует подать несколько записок.

Акафист — это составленное с особой тщательностью хвалебное молитвословие, вырабатывающее у православного христианина навыки каждодневной молитвы.

Совет! Перед началом чтения хвалебного гимна важно сконцентрироваться на молитве, быть искренним, внимательным, молитвенником, а слова акафиста возносить с сердечным покаянием.

Акафист поможет человеку привыкнуть к молитве как к главной части богослужения, именно поэтому акафист читается в православных храмах как соборная молитва.

Молебен с акафистом – что это?

В христианской вере есть много разных понятий, которые для многих людей являются неизвестными. Молебен представляет собой непродолжительное богослужение, которое совершает священник. Каждый человек может заказать молебен о здравии себя, своих родственников и других людей. Молебен может быть и хвалебным.

Молебен, когда священник читает хвалебное песнопение, посвященное святому, к которому обращаются в молитвах, и называется молебном с акафистом. Общественный молебен обычно совершается после литургии и может проходить как утром, так и вечером. Допускаются и частные молебны, которые могут совершаться не только в храме, но и на дому. Последование молебна с акафистом только в праздничные дни совершается в центре храма. Что касается обычных дней, то это проходит перед иконой святого, к которому обращаются и восславляют.

Молебен с акафистом Николаю Чудотворцу и другим святым должен проходить стоя, поскольку сидеть запрещено. Наиболее известный акафист посвящен Пресвятой Богородице. Состоит он из 25 песен, в которые входит 13 кондаков и 12 икосов. В кондаках рассказывается сжатое содержание праздника или история жизни Святого. Икос представляет собой песнь, которая восславляет и прославляет Святого или праздник. В конце каждого молебна читается молитва, кому именно проходило служение. После этого священники сообщает всем людям, что молебен закончен и называется это «Отпуст».

Чем отличается молебен от сорокоуста?

В отличие от молебна сорокоуст читают на Литургии 40 раз или 40 дней. Есть и еще одно отличие, а заключается оно в том, что сорокоуст бывает не только о здравии, но и об упокоении. Эту сильную молитву можно заказать на шесть месяцев и даже на год. Сорокоуст рекомендуется заказывать сразу в трех церквях.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

>Рыбинское благочиние

Сайт создан по благословению Преосвященного Филарета, Епископа Канского и Богучанского

Главное меню

Навигация по записям

Храм Святой мученицы Татианы

Главные произведения церковной гимнографиии – канон и акафист. Каноны писаны святыми отцами, которые по своей духовности стояли и продолжают стоять намного выше обычных мирян. Их произведения отличаются особым богословствованием и проникновенностью, не всегда понятной простому человеку. Однако, “всякое дыхание да хвалит Господа”, и, начиная примерно с VI века, в богослужебной практике появляется традиция читать акафисты – произведения более простые и легкие для восприятия.

Что такое канон и акафист

Канон – жанр церковной гимнографии, главное произведение, прославляющее святого или праздник. В нем ветхозаветные события изливаются и отражаются в новозаветных.

Акафист – жанр церковной гимнографии, содержащий похвалы Богу, Богородице, святым и праздникам, начинающиеся словом “Радуйся”. Он прославляет события новозаветные.

Сравнение канона и акафиста

В чем же разница между каноном и акафистом?

Каноны и акафисты составлены по определенному правилу. Канон состоит из девяти песен, начинающихся ирмосом и заканчивающихся катавасией. Как правило, в каноне только 8 песен. Вторая поется лишь в Покаянном каноне Андрея Критского. В первую неделю Великого Поста и в некоторые дни Пятидесятницы читаются более короткие каноны из двух, трех или четырех песен. Песни состоят из 4-6, а иногда и больше, тропарей. Перед ними исполняются соответствующие запевы (припевы). Акафист состоит из 25 строф, чередующихся между собой кондаков и икосов. Кондаки более краткие, икосы – пространные. Они объединены в пары. Все строфы читаются по одному разу. Запевов перед ними нет. Кондак 13-й, который является молитвенным обращением ко святому, не имеет в паре икоса и читается трижды. После него еще раз прочитывается 1-й икос и 1-й кондак.

Каноны составлены святыми отцами. В истории церкви были случаи, когда акафисты писали обычные миряне. Одобренные высшим духовенством, эти произведения получили распространение в богослужебной практике.

После прочтения третьей и шестой песни канона священник произносит малую ектению. Вслед за этим поются или читаются седальны, икос и кондак. На каноне утрени после прочтения восьмой песни, за редким исключением, поется песнь Пресвятой Богородице. Одновременно может прочитываться несколько канонов. Строфы акафиста не разделяются ектениями. Одновременно может прочитываться только один акафист.

Каноны читаются на каждой утрени, повечерии и полунощнице. Это определено Уставом Церкви. Каноны исполняются также на молебнах. Благословляется читать их и в домашней обстановке. Акафисты не включены в суточный богослужебный круг. По Уставу только в пятницу на пятой неделе Великого Поста на утрени полагается читать Акафист Похвале Богородицы. Читаются акафисты на молебнах, а также дома. Каноны дня Уставом четко определены. Акафист, который он желает заказать, человек выбирает сам.

В былые времена каноны полностью пелись. Теперь, как правило, тропари прочитываются. Ирмос поется на мелодию, соответствующую гласу текущей недели. Гласов всего восемь, они чередуются. Акафисты гласу не подчинены.

Каноны исполняются на протяжении всего года. Акафисты не принято читать во время Великого Поста, за исключением воскресных дней, хоть к этому и не существует канонического запрета. Однако радостно-торжественный характер произведения мало соответствует тихому и спокойному настрою великопостных будней.

Каждая песня канона связана с каким-то библейским событием. Прямо об этом в тексте может быть и не указано, но косвенно присутствие той или иной темы обязательно ощущается. Акафист, в отличие от канона, более прост для восприятия. Его лексика русифицирована, синтаксис прост, а текст дискретен. Акафист легок, это то, что исходит из сердца, лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.

>Молебные пения «Поем вместе» на водосвятном молебне

«Поем вместе с народом»

>Водосвятный молебен текст

Для прихожан Храма Веры, Надежды, Любови, матери их софии г.о. Самара

Водосвятный молебен

Моле́бен (молебное пение) – богослужение, при котором верующие просят Господа, Богородицу или (и) святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний. Молебен может быть так же и с освящением воды, такой молебен называется водосвятным.

Священник возглашает: Благословен Бог Наш всегда ныне и присно и во веки веков.

Народ: «Аминь»

Священник: Слава тебе Боже Наш Слава, Тебе

Народ: Царю Небесный/, Утешителю, Душе истины/, Иже везде сый и вся исполняяй/, Сокровище благих и жизни Подателю/, прииди и вселися в ны/, и очисти ны от всякия скверны/, и спаси, Блаже, души наша.*

(*) Примечание

От пасхи до вознесения, вместо «Царю Небесный» поется: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав”.

От Вознесения до Троицы: Молитва «Царю Небесный» опускается и после начального возгласа, священник возглашает сразу «Бог Господь…»

Священник: Бог Господь и явися нам, Благословен грядый во имя Господне

Священник: Исповедуйтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его

Народ: Бог Господь и явися нам, Благословен грядый во имя Господне

Священник: Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им

Народ: Бог Господь и явися нам, Благословен грядый во имя Господне

Священник: Не умру, но жив буду и повем дела Господня

Народ: Бог Господь и явися нам, Благословен грядый во имя Господне

Священник: Камень его же небрегожа зиждущии, сей быть во углу угла, от Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших

Народ: Бог Господь и явися нам, Благословен грядый во имя Господне

Народ: Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий /, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: / волею бо благоволил еси плотию взыти на крест /, да избавиши яже создал еси от работы вражия. / Тем благодарственно вопием Ти/: радости исполнил еси вся, Спасе наш /, пришедый спасти мир.

Народ: К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадем, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибaем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, / Тя бо и едину надежду имамы.

Народ: Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя, / яви тя стаду твоему, яже вещей истина, / сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая. / Отче священноначальниче Николае, /моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Народ: Торжествует Церковь первородных, и свеселится / приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая,/ тройственным богословским добродетелем равночисленных породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся / Жениху Богу Слову. / С нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Далее поем запевы. Запевы возглашает свяшенник первый, народ повторяет.

После запевов

Священник: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков.

Народ: И ныне и присно и во веки веков. Аминь

Народ поет тропари:

Еже радуйся Ангелом приимшая / и рождшая Зиждителя Твоего, / Дево, спасай Тя величающая.

Воспеваем Сына Твоего, Богородице, / и вопием: Пречистая Владычице, / всякия беды избави рабы Твоя.

Царем, пророком и апостолом, / и мучеником Ты еси похвала / и Предстательница миру, Всенепорочная.

Язык всяк православных похваляет и блажит, / и славит Пречистое Рождество Твое, / Марие Богоневестная.

Недугов и всяких болезней, / и бед нас свободи, / к священному Твоему покрову прибегающих.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу : Отца и Сына славословим, / и Духа Святаго, глаголюще: / Троице Святая, спаси души наша.

И Ныне и присно и во веки веков. Аминь: Неизреченно в последняя заченшая / и рождшая Создателя Твоего, / Дево, спасай Тя величающая .

Народ: Милосердия двери отверзи нам, / благословенная Богородице, / надеющиися на Тя, да не погибнем, / но да избавимся Тобою от бед: / Ты бо еси спасение рода христианскаго.

Священник: Господу, Помолимся

Народ: Господи Помилуй.

Священник возглас: Яко Свят если Боже Наш, и Тебе Славу воззылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Народ: Аминь

Народ: Ныне наста время, всех освящающее, / и праведный нас ждет Судия, / но обратися, душе, к покаянию, / яко блудница, зовущи со слезами: / Господи, помилуй мя.

Водами одождивый, Христе, источник исцелений, / во всечестнем храме Девы днесь / Твоего благословения окроплением / отгоняеши недуги немощствующих, / Врачу душ и телес наших.

Дева родила еси Неискусобрачная / и Дево пребыла еси, Мати Безневестная, / Богородице Марие, / Христа Бога нашего моли спастися нам.

Пресвятая Богородице Дево, / рук наших дела исправи, / и прощение прегрешений наших испроси, / внегда пети нам ангельское пение:

Святый Боже, / Святый Крепкий, / Святый Безсмертный, / помилуй нас. Трижды.

Священник: Вонмем

Священник: Мир всем

Народ: И духови твоему

Священник: Премудрость

Священник: Прокимен глас третий Господь просвещение мое / и Спаситель мой, кого убоюся?

Народ: Господь просвещение мое / и Спаситель мой, кого убоюся?

Священник возглашает Стих прокимна: Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся

Народ: Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся

Священник: Господь просвещение мое

Народ: и Спаситель мой, кого убоюся?

Священник: Премудрость

Священник: Ко Евреем Послания Святаго Апостола Павла Чтения

Священник: Вонмем

Священник начинает возглашать Мирную Ектению (ряд различных прошений).

Народ после каждого прошения: «Господи Помилуй»

Народ после последнего прошения: Тебе Господи.

Священник возглас: Яко подобает Тебе всякая Слава Честь и Поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Народ: Аминь

Священник: Господу Помолимся.

Далее священником возносятся молитвы об освящении воды, народ вниманительно слушает и прилагает свое сердце к просимому.

После священнического возгласа: «Ты бо еси освящение наше и Тебе славу и благодарение и поклонение возсылаем, со Безночальным Твоим Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.»

Народ: Аминь

Священник берет крест погружает его крестообразно в Чашу и одновременно с этим возглашает начало Тропаря Кресту:

Спаси Господи Люди Твоя /

Народ: И Благослови достояние твое, / победы на сопротивные даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

После троекратного погружения креста и пропевания тропаря Кресту

Народ поет: Владычице, приими молитвы раб твоих, / и избави нас от всякие нужды и печали.

Народ: Господи Помилуй, Господи Помилуй, Господи Помилуй.

Далее священник возглашает просительную ектению с добавлением прошений: «о всяком прошении», «болящих», «путешествующих», «благодаящих». Молящиеся в это время внимательно слушают просимое и молятся.

После чего, по требованию освящаются иконы, кресты.

Священник: Премудрость

Священник: Пресвятая Богородице Спаси Нас

Народ: Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим без истления Бога слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Священник: Слава Тебе, Христе, Боже все упование наше слава тебе

Народ: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь Господи помилуй, Господи Помилуй, Господи помилуй. Владыко Благослови.

Священник: лицом к народу Творит отпуст

Народ: Целует Крест

Водосвятие в храмах обычно проводят после утреннего богослужения — Божественной литургии. Молебен совершается следующим образом:

На середину храма выносят стол с чистой скатертью, на который ставят металлическую чашу с водой, рядом кладут выносной Крест и Святое Евангелие. На столе ставят подсвечник, на котором возникают восковые свечи.

После начала богослужения с возгласом священника читается псалом 142.

После Псалтири поется повторяющееся песнопение «Бог Господь» с тропарями. Пока поют молитву, священник совершает каждение чаши с водой крестообразно.

Затем читается псалом 50-й, тропари и ектения — перечисление кратких прошений о спасении, здравии и благополучии. В это время священник кадит по периметру храм или дом, где совершается богослужение.

По завершении каждения читается прокимен и слова Апостольского послания (Евр. 2, 14-18), а затем — Евангелие от Иоанна (5 глава, 2-4 стих).

После чтения Евангелия совершается последование ектении, во время которой читаются прошения об освящении воды, которая кадится священником крестообразно. Затем читается особая молитва, призывающая благодать Святого Духа на воду:

Господи Боже, творящий чудеса, которым нет числа! Снизойди сейчас к молящимся Тебе рабам Твоим, Владыка Небес и Земли, и посли Духа Твоего Святого и освяти эту воду: и дай пьющим эту воду, берущим и окропляющимся ею Твоим рабам избавление от страстей и грехов, исцеление от болезней, освобождение от зла, сохранение и освящение домам молящихся Тебе, очищение от любой скверны и отгнание всех козней дьявола! Да благословится и прославится пресвятое Твое Имя, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

После чтения молитвы священнослужитель берет Крест (изображением Христа к себе), проводя им над водой крестообразно. Затем весь крест погружается в воду под троекратное пение тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя» и иных.

Вынув из воды Крест, священник целует его (по-церковнославянски — прикладывается к нему), кропит всех присутствующих и церковь или дом по периметру.

Все молящиеся по очереди прикладываются к Святому Кресту, иерей в это время окропляет каждого святой водой (именно поэтому женщинам не рекомендуется активно краситься перед походом в церковь: косметика потечет; кроме того — чтобы не привлекать к себе лишнее внимание молящихся и не отвлекаться на впечатления, а сосредоточиться на молитве).

Теперь молившиеся за молебном набирают воду из чаши. Конечно, воду могут набрать и люди, не заказавшие молебен или случайно зашедшие в храм. Однако это уже не совсем правильно: получается, такие люди приобретут святыню нечестным путем (ведь набрать воды могут только заказавшие молебен и молившиеся за ним).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *