Мой святой покровитель

О том, какое место в нашей жизни занимают святые, именем которых мы наречены при Крещении,— наш разговор с клириком храма в честь Рождества Христова города Саратова священником Иаковом Коробковым.

— Почему для человека так важен его небесный покровитель?

— Небесный покровитель — это не только тот святой, который на протяжении всей жизни ходатайствует за тебя перед Богом, это еще и пример христианской жизни. Ведь у святых угодников Божиих мы можем и должны учиться, поскольку Самим Христом призваны им подражать. Безусловно, мы не в силах повторить их жизненный путь и подвижничество, но мы можем перенять тот дух верности Христу, которым они пламенели. И небесный покровитель человека — это его ближайший учитель на пути в Небесное Царство.

— Многие люди не знают, в честь какого святого они были крещены. Что делать в таком случае? Может ли человек сам выбирать, какого святого считать своим небесным покровителем?

— Да, может. Обычно по святцам выбирают святого, память которого приходится на ближайшие к дате его рождения дни. Но, чтобы не ошибиться, лучше всего в таких случаях прийти в храм и решить этот вопрос индивидуально со священником.

— А что делать людям, имена которых отсутствуют в христианских святцах? Как тогда выбрать святого, в честь которого такой человек будет назван при Крещении?

— Действительно, есть ряд имен, как мужских, так и женских, которые не имеют аналогов в православных святцах. Это означает, что за всю историю христианства просто не было ни одного святого, который бы носил имя, например, Эдуард, Станислав или Эвелина. Священники в таком случае обычно руководствуются негласным правилом: выбирается христианское имя, созвучное тому, которое человек носит от рождения. Например, мужчину с именем Руслан обычно нарекают в честь святого Романа, Арину — в честь мученицы Ирины и т.д. Этот вопрос лучше всего решать не в сам день Крещения, а заранее, посоветовавшись со священником на предкрещальных — огласительных — беседах.

— Возможно ли человеку, носящему нехристианское имя и желающему принять Крещение, руководствоваться в данном вопросе не созвучностью, а особым сердечным расположением к тому или иному святому?

— Если жизнь, подвиг и добродетели того или иного святого так вдохновили человека, то, думаю, это можно считать свидетельством Божьего призыва. Может быть, Господь таким образом указывает, кому подражать, чьим стопам следовать и кто может стать путеводной звездой в жизни нового христианина.

— А действительно ли так важно давать имя родившемуся ребенку по святцам? Или это, скорее, просто традиция?

— На самом деле существует древняя православная традиция, согласно которой новых христиан называют в честь христианских героев — святых. Выбирают имя святого, память которого приходится на день рождения, либо на день Крещения человека, либо находится в промежутке между этими днями. Традиция эта добрая, освященная веками, но, впрочем, она не обязательная. Очень часто бывает так, что родители, ожидая ребенка или испрашивая его у Бога, обращаются к помощи того или иного святого, особо чтимого в этой семье или даже местности. И когда Господь исполняет их молитвы, то вполне естественно, что они называют ребенка именем того святого, к которому обращались. Это бывает нередко и ничуть не противоречит христианским устоям. Бывает также, что родителям какое-то имя особенно нравится, не потому что его носил тот или иной святой, а потому что имя само по себе для них приятно или дорого. Разумеется, и в этой ситуации можно крестить ребенка с таким именем, если оно есть в христианских святцах. В остальных же случаях лучше все-таки следовать традиции.

— Родители иногда боятся называть своего ребенка именем святого, принявшего мученическую кончину. Что Вы могли бы посоветовать в таком случае?

— Мученики — это слава Церкви. Они самые отважные, самые решительные свидетели об истинном Боге за всю христианскую историю. Ведь само слово «мученик» (по-гречески «мартирос») означает «свидетель». Эти люди не страшились ничего на свете, готовы были терпеть непереносимые истязания, лишь бы только сохранить верность Христу. Но не надо бояться того, что жизнь человека, названного в честь мученика, будет сплошным страданием. В подобном взгляде есть что-то от оккультизма, совершенного чуждого христианству.

— Отец Иаков, объясните, пожалуйста, чем именины отличаются от дня Ангела?

— Действительно, многие люди сегодня ошибочно смешивают эти два понятия. Именины — день имени — день памяти того святого, имя которого ты носишь. А день Ангела — это годовщина Крещения. Ведь Ангел Хранитель даруется Богом человеку именно в момент Крещения, о чем ясно говорится в крещальных молитвах. Лишь в том случае, если человека крестили в день памяти его святого, эти два праздника будут совпадать. Но чаще всего это два разных дня. Святой хоть и приблизился к Богу, но остался человеком, а человек и Ангел — это онтологически разные существа. То есть не стоит думать, что святые в Ангелов превратились.

— Часто люди особо почитают тех или иных святых (заказывают им молебны, читают каноны и акафисты), а молением к своему небесному покровителю пренебрегают, ограничиваясь только коротким молитвенным обращением в составе утреннего правила. В чем причина этого?

— Очень часто можно встретить людей, относящихся к Церкви как к своего рода поликлинике с кабинетами, где за каждым святым закреплена определенная узкая «специализация». Например, преподобному Сергию Радонежскому молятся о помощи в учебе, святому великомученику Пантелеимону — об исцелении, святителю Спиридону Тримифунтскому — о помощи в торговых делах, и так далее. Создается впечатление, как будто к ним только с этими просьбами и можно обращаться. И вся задача православного человека, попавшего в какую-то нужду, сводится к тому, чтобы в соответствующих источниках отыскать, какому святому подобает молиться в той или иной ситуации. Но ведь праведники — это те люди, которые Богу предстоят, и каждый из них может помолиться за нас при любых наших трудностях. Тем более это касается небесного покровителя. Я знаю, что многие священники, сталкиваясь с самым, наверное, частым вопросом «Кому мне поставить свечку, кому помолиться, чтобы в той или иной ситуации Господь мне помог?», интересуются, в честь какого святого человек наречен при Крещении. И советуют именно к его помощи и молитвам прибегать в первую очередь — разумеется, после Господа и Пресвятой Богородицы. Я полностью с этим согласен. Никогда нельзя забывать о своем небесном покровителе, имя которого ты носишь и чьей заботе препоручен.

Беседовала Инна Стромилова

По славянской мифологии Бог — един, но много проявлен. Для лучшего понимания воззрения наших предков представьте одно дерево, но много на нём листьев, ветвей и плодов всего живого или один человек, но много в нём клеток, органов, микроорганизмов и т.п.

И вся эта сложная в своём многообразности система нужна для развития самого Бога, ведь он познаёт себя через каждую свою часть, а значит приглядывает за ней, направляет её. Вот и делился мир поднебесный с его жителями на:

  • Старших, перворождённых богов. К ним относились (перечислено в порядке сотворения): Птица-мать Сва и Род, Белобог и Чернобог; Сварог и Лада, Свентовид и Стрибог — они часть самого Рода, вышли из частей тела его.
  • Богов-творцов — произошли позже, по мере заполнения Вселенной, их ещё называют управителями, покровителями стихий и царств: Сварожичи: Дажьбог, Перун и Агуня; Дана, Жива, Мара, Леля, Ярило и т.д. — 164.
  • Богов, что были «ещё до начала творения, ось мира самого держащие»: Велес и Макошь, они же Свентовид и Птица-мать Сва — никогда не умирающие, лишь под разными именами перерождающиеся, о своих воплощениях помнящих, нить сознания не теряющие, существующие под разными именами сразу во всех мирах.
  • Боги младшие, что после первой гибели мира родившиеся, а потому сначала жизнь тварную в яви проживающие, чрез боль и смерть проходящие: Коляда, Тарх, Купала, Кострома, Полель и Лель, Заря-Зореница, Дзевана, Руевит и т.д. — 64.

Впрочем, здесь, в зависимости от памяти родов, описание деления может быть и другое, но суть везде одна.

И по этой логике, каждый из Богов воплощает себя для само познания во множестве творений яви одновременно, проявляя, таким образом, свою суть, силу, собирая и раздавая информацию как часть себя: от звука до определенного народа и животного, а всё это образует, так называемый в традиции «Круголет Бога» или «Круг проявлений Бога»:

А значит он (она — Богиня), как отец/мать всего этого, «шефствует», заботиться, покровительствует своим проявлениям, частям. И делает это, надо заметить, много лучше, чем человек покровительствует и заботиться о своих органах и составах тела — хотя суть также. Итак, что нам с того, что у нас есть Боги — покровители?

Боги-покровители, хранители, управители — кто это такие?

Наши предки считали, что каждый Бог дал свое семя и свою силу для воплощения какого-то Народа на Земле, причём «народа старшого, из которого много сыновей и ветвей вышло» (Веды). По сути речь идёт о языковой группе. Затем его сила распределилась среди народов одной языковой группы тоже по-разному.

Кроме того, каждая сила Бога считается достаточно многогранной. Некоторым народам досталась сила двух, трех Богов или какая-то особая часть от этой силы. Раньше знаки, образы Бога(-ов)-покровителя(-ей) наносились на родовые вещи, ими отмечался чуровой столб, который стоял перед деревней. Его заветы чтили более, чем заветы других Богов, понимая в этом предназначение свое.

Читай также: Стихи и славления, посвященные славянским богам.

В период деградации славянской культуры, когда начали забываться знания, у многих родов знания о Боге-покровителе были потеряны, но ещё долго оставались знания о Богах-хранителях. Богов хранителей у человека может быть несколько:

Во-первых, у каждого из нас есть Бог-хранитель по календарю, т.е. по тому периоду рождения, когда вы появились на свет, в индо-иранской ветви его называли легом, арлегом, а с появлением христианства ангелом-хранителем.

Данный хранитель провел вашу душу сквозь звездные врата, а значит он несет ответственность за те деяния, которые вы совершаете. А вы несете ответственность перед его судом за свои поступки, потому что являетесь его представителем на земле, его силы.

Во-вторых, Богом-хранителем является так же и тот Бог, который дарит вам своё умение, это связано с варновым или кастовым или кастовым предназначением. Сколько бы сейчас тысяч профессий не существовало на земле все равно и можно свести к 5-ти варновым подразделениям по 5-ти стихиям, которые существуют в нашем тварном мироздании. И у каждого их этих варн есть триглав своих Богов, покровительствующим, испытывающим и обучающим данную варну.

Например, все профессии, которые так или иначе связаны с землей и тем, что она рождает с животными, с растениями, с умением это использовать, с древознатством, Богами-хранителями являются: Богиня Макоша в образе коровы Зимун (Правь), Жива с Даждьбогом в паре (Явь Триглава), а в качестве испытующих — это Кошей и Морена.

Поняв, к каким профессиям лежит ваша душа, каким творчество вы занимаетесь — к какой варне это соотносится, можно понять Бога-хранителя своего творческому пути.

В-третьих, у тех, кто занимается духовными практиками регулярно, очищая сознание от мусора через кресение и наполняя через дывления, радения, появляется Бог-управитель — Бог, который направляет вас в своих радениях, дарует вам испытания, потому что любые знания, любую мудрость надо заслужить, пройдя определенные уроки.

И этого Бога-управителя можно понять через анализ тех событий жизненных, которые происходят с вами, после обретения какого-либо душевного знания или смены увлечения, духовных практик, либо часто эти Боги приходят в дывлении или других духовных практиках, направленных на расширение сознания.

Понять же сегодня, какой Бог покровитель был у вашего Рода когда-то, можно, если изучать Узорочье слова, этимологию русского языка. Дело в том, что анализируя фамилии вашего Рода, желательно на 5-7 поколений в глубь, те умения, которые проявляли ваши предки, можно, в принципе, эмпирическим, аналитическим путем выяснить Богов-покровителей вашего Рода.

Что приносить в дар Богам?

Каждому Богу на Руси приносили свои требы, т.е. дары, но все они обязательно были бескровными.

Богу Чуру, то есть предку, несли хлеб, испеченный своими руками, зерно, выращенное самостоятельно, а также лепешки, приготовленные с сыром или же кисель овсяной, гороховый, пироги с калиной, гороховую кашу, пшеничную кутью.

Белобогу, покровителю всего белого света — несли чистое белое полотно, молоко, мед, сурью (по большим праздникам), а так же, если дома стоял и личный Чур Белобога, дарили белую подушку, набитую белыми лебяжьими, гусиными перьями, твороженную запеканку.

Богу Велесу — кожаные вещи, орехи, мёд, малину, шерстяные и валяные изделия, молоко, медовые лепёшки, коврижки.

Богу Сварогу — инструменты мужского рукоделия, плетёные обереги и узлы, корзины и изделия из лозы, металл и узорчатые изделия из него, зерно, каши, белый хлеб и калачи, баранки, бублики.

Богине Ладе — вышитые бранницы с её символами, пояса, колты и рясны, платки, клубки нитей, яблоки и изделия из них, сласти, блюда с ягодами, красные отрезы тканей.

Богине Живе — молоко, творог, сыр, блюда с тыквой, масло, караваи, свечи, воск, разноцветные камни, кухонную утварь, особенно расписную, блины и оладушки, изделия из глины.

Дажьбогу — зерно, изделия из золота и бронзы, сложно составные каши с изюмом, виноград, бруснику, мёд, пироги с кашами, сундуки и короба резные, блины.

Богу Семарглу — соленья и острые закуски, ржаной хлеб и зерно, пояса, ремни и перепояски, молоко, мёд, ширинки вышитые.

Богу Перуну — мёд как напиток, сурью, хлеб ячменный и гороховый, орехи на меду, изделия из металла, оружие, чехлы для него, тулы, сёдла, сбрую, сыр, связки лука и чеснока.

Богине Дане — Додоле — молоко, кисели ягодные, ленты, гребешки, зеркала, ожерелья из жемчуга и кораллов, белые полотна и рубахи, рушники и скатерти, изделия из стекла.

Богиням Рожаницам и Богине Рожане — молоко, творог, мёд, сметану, сыр, оладушки, сырники, веретёна, скрутки полотен на свивальники, пояса и передники, платки, куклы.

Богу Купале — красные рубахи и шапки, сапоги, пояса, свадебные рушники и бранницы, шаркунки, изделия из бересты, свечи, подставки для них резные.

Богине Костроме — полотна и изделия из них, льняную кашу, кисель из калины, кефир, варенец, творог, нитки и иголки.

Богу Коляде — игрушки, красные рубашки, вышитые ширинки и бранницы, мёд, пшеницу и блюда из нее, игрушечных коников, сбрую и сёдла, всё круглое.

Богу Хорсу — полудрагоценные камни, блюда расписные, блюда из пшеницы и ржи, чаши, кубки, книги, пергаменты, всё для письма и рисования, кисели и сбитни, орехи.

Стрибогу — ленты, колокольца, бубенцы, музыкальные инструменты, молоко, сбитни из хвойных растений и чабреца, благовония и ароматные воды и масла.

Богу Свентовиду, покровителю звёздной мудрости на Руси — измерительные приборы, счетные и игральные кости, хитрые придумки, головоломки, хлеб со сложным составом, мёд уваренный с орехами и ягодами, сложные блюда, резные ковши и братины.

Богине Маре — молоко, творог, соления, мочения, белые полотна и платки, серпы, клубки нитей, вышитые рушники, всё белое.

Наши предки считали, что единый и много проявленный Род живёт во всём, что нас окружает. И только вежество людей, труд по украшению всего, что нас окружает, делает нас достойными силы Богов.

Одно из проявлений Богов-управителей — через зверей. Если вы вспомните, какие сказки вас цепляли в детстве, нравились или нет, то лучше поймете себя, прослушав расшифровку сказок. Каждая сказка в семинаре «Тайный шифр русских сказок» расшифрована с точки зрения архетипов людей, которые застревают в самых первых ролях, связанных со звериными образами. Любая из сказок является коротким рассказом о принципах Родолада и Любомудрия.

P.S. Полезна ли была для вас статья? Поделитесь с друзьями!

В каждом православном доме есть иконы. Издавна известно, что у каждого человека есть святой покровитель по имени и дате рождения. В настоящее время люди привыкли выбирать имя, согласуя со справочником имен.

Как узнать своего Святого Покровителя

В основном людям дается имя при рождении. При крещении подбирают Небесного Покровителя по дате, которая совпадает с днем появления на свет младенца. Если настоящее имя не совпадает с именем святого, тогда подбирают приближенное по смыслу или названию. Например: Светлана – Фотиния. Одновременно при крещении подсоединяется Ангел-хранитель, который находится рядом всю жизнь. Параллельно переживая и поддерживая во всех жизненных ситуациях и трудностях. Многие люди путают Святого Покровителя и Ангела-хранителя.

Согласуя с датой рождения дитя, выбирают имя при крестинах, называя святителя, которого почитают в этот день. Иногда малышу выбирают имя почитаемого родственника, которое передают поколениями.

Бывает, что в эту дату выпадают несколько православных Святых Покровителей, тогда выбирается несколькими способами:

  • выбирают святого, которое созвучно с именем младенца;
  • подбирает сам священник, проводящий обряд крещения;
  • выбирают родители, предварительно ознакомившись с историей святых.

По традициям, в наше время, люди привыкли одно имя давать при рождении, а второе при крещении в честь святых. Причем в жизни называют человека первым именем, дабы обезопасить от злых намерений врагов и завистников. Второе имя в этом случае знает только батюшка, проводящий обряд крещение, родители, крестные родители и сам крещеный.

Как узнать своего Святого Покровителя по дате

Выбирать себе или ребенку Небесного Покровителя, обращайте особое внимание на подвиги, сотворившие при жизни Святого. Можно сначала взять соответствующую литературу или поискать в интернете. Прочитать, как прожил жизнь покровитель и за что он был призван к лику святых. Тем более, если выпадает несколько святителей и предстоит выбор. Есть несколько видов, на которые подразделяют характер истории святых:

  • пророки;
  • апостолы;
  • святители;
  • мученики;
  • исповедники;
  • преподобные;
  • праведные;
  • юродивые;
  • благоверные.

В христианском календаре есть «Святцы», благодаря которым можно узнать, как определить святого покровителя по дате рождения.

Верующий человек, который имеет имя мученика или исповедника уверенно может веровать и вести себя по-христиански, не обращая внимания на взгляды и мнение окружающих. Те, кто носят имя святителей, могут посвящать других людей, благодаря личному примеру. Кто носит имя преподобного святого, являются носителями и хранителями чистых помыслов, поступков и чувств. Носить имя юродивого – означает высшую меру воспитания в себе жертвенности, смирения и умение не отвлекаться на соблазны земных богатств.

Как подобрать Святого по дате рождения

Часто православных христиан интересует вопрос: » А как узнать имя своего святого покровителя и какую купить икону, для духовной поддержки и защиты? Образ Святой Богородицы считается самой сильной защитой для всех православных. Исходя из сезона рождения можно подобрать лик наставника, который также будет оберегать от несчастий и болезней:

  • Рожденные зимой, начиная с 23.11 – до 21.12 — привязаны к иконе Матери Божьей «Знамение», «Тихвинская».
  • С 22.12 – до 20.01 – молятся иконе Богородице «Державная».
  • Всех, кто был рожден с 21.01 — до 20.02 — защитит икона Девы Марии «Неопалимая Купина».
  • Рожденные весной, начиная с 21.02 – до 20.03 – привязаны к иконе Матери Божией «Иверская».
  • С 21.03 – до 20.04 – молятся иконе «Казанская» Богородица.
  • С 21.04 – до 20.05 – привязаны к иконе Богоматери «Иверская» и «Споручница грешных».
  • Рожденные летом, начиная с 21.05 – до 21.06 – молятся иконе «Владимирская», «Неопалимая Купина» и «Взыскание погибших».
  • С 22.06 – до 22.07 – привязаны к иконе «Казанская» Божья Матерь и «Всех скорбящих радость».
  • С 23.07 – до 23.08 – молятся иконе «Покров Пресвятой Богородицы».
  • Рожденные осенью, начиная с 24.08 – до 23.09 – привязаны к иконе «Страстная» и «Неопалимая Купина».
  • С 24.09 – 23.10 – молятся иконе «Образы Почаевская Божья матерь», «Воздвижение Креста Господня» и «Неопалимая Купина».
  • С 24.10 – до 22.11 – привязаны к иконе Девы Марии «Иерусалимская» и «Скоропослушница».

Иконы святых и святые небесные покровители защищают и остерегают всех верующих людей на земле.

Имя и характер

Маленький Сережа оптимистично и радостно воспринимает мир. Иногда у него бывают перепады активности: то носится как угорелый, то начинает капризничать. Родителям придется смириться с этим, так восстанавливается энергетический запас ребенка.

Сережа миролюбив и чувствителен, способен к сопереживанию. В школе учится хорошо, добросовестно исполняет все поручения, ему и напоминать не нужно — он все помнит, обо всем позаботится. Очень любит музыку, кино, обязательно принимает участие в художественной самодеятельности.

Повзрослев, в главном Сергей не меняется: он все также обязателен, так же может выслушать, понять, посочувствовать человеку. Сергей справедлив и спокоен. Он часто обижается, но все обиды держит при себе, никого не нагружает своими проблемами.

Сергей необычайно богат эмоционально. Он очень чувствителен, способен оценить человека с первого взгляда. У него замечательная интуиция. С таким воображением Сергей может быть актером, композитором, писателем, журналистом, диктором, изобретателем.

Сергея не назовешь большим интеллектуалом, но он человек рассудительный, сдержанный, в нем достаточно твердости и умения для того чтобы решать сложные и запутанные проблемы. У него может быть блестящая военная карьера, а поскольку он способен выдвинуть интересную идею, и, что особенно ценно, воплотить ее в жизнь, то и карьера руководителя всех уровней. В любом случае Сергей великолепно знает свое дело.

Секс для Сергея является навязчивой идеей. Его потенциальные возможности велики. После встречи с ним женщину долго не покидает чувство счастья и умиротворенности.

Как правило, Сергей не знает неразделенной любви. Влюбленных в него женщин много, а он непоколебимо верит, что заслуживает того и это полагается ему в жизни. Моральные нормы кажутся ему слишком строгими. Такие яркие личности как Сергей живут в другом измере—Нии и не вписываются в обычные рамки.

Женат Сергей бывает неоднократно. Красивые изысканные жены в конце концов уступают место спокойной домашней женщине, которой Сергей помогает в хозяйственных делах. В еде он не привередлив, ест, что дадут. Бывает, что привержен к алкоголю, но пьянеет медленно. Любит пышно принять гостей. Одевается очень элегантно.

Для Сергея удачен будет брак с Валентиной, Викторией, Галиной, Дарьей, Диной, Елизаветой, Ириной, Любовью, Ниной, Риммой, Татьяной.

Отчество: Сергеевич, Сергеевна.

Именины, святые покровители

Сергий Радонежский, преподобный, 8 октября (25 сентября).

Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский, преподобный, 20 (7) октября.

Сергий Петроградский, архимандрит, священномуче-ник, 13 августа (31 июля).

Сергий Печорский, Послушливый, затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах, 11 октября (28 сентября), 20 (7) октября.

Сергий Римлянин, Росафский, мученик, 20 (7) октября.

Сергий Савваит, преподобный мученик, 2 апреля (20 марта).

Сергий Синайский, преподобный мученик, 27 (14) января.

Сергий Шухтомский (Шухтовский), схимонах, 1 июня (19 мая).

Сергий Валаамский, преподобный. Чудотворец, основатель Валаамского монастыря на Ладожском озере, распространял православную веру в Карелии, 11 июля (28 июня), 24 (11) сентября.

Монашеское братство, собранное им, явилось светочем Православия в этом диком крае. Коренные жители — карелы — начали вновь с доверием относиться к христианству, авторитет которого был подорван в XIII веке шведами, огнем и мечом насаждавшими католичество.

>Народные приметы, обычаи

Если на Сергия Радонежского выпадает сухой снег, это обещает хорошее лето.

Сергию Радонежскому молятся о курином поголовье. На Сергиев день капусту рубят.

>именные иконы

Святые покровители носящих имя Сергей

Святой преподобный Сергий Радонежский
День памяти святого преподобного Сергия Радонежского празднуется четырежды в год: 25 сентября/8 октября в день его преставления, 23 мая/5 июня – вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, 5/18 июля в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского и 6/19 июля – вместе с Собором Радонежских святых.
Святой преподобный Сергий Радонежский по молитве к нему защитит Вас от любых жизненных проблем. Cвятого просят защитить детей от дурного влияния, от неудач в учебе. Молитвы перед иконой святого, который сам был образцом смирения, помогают в обретении смирения и укрощении гордыни – и своей, и чьей-либо – так как гордыня известна как зло, от которого происходят многие неприятности в жизни нашей и окружающих.

Заказать икону Варианты иконы
Икона Святого преподобного Сергия Радонежского
Иконописец: Юрий Кузнецов
Святой преподобный Сергий Валаамский
Память преподобных Сергия и Германа Валаамских отмечается дважды в год: 28 июня/11 июля и 11/24 сентября. Общероссийское почитание и дни празднования их памяти были установлены 20 октября 1819 года Святейшим Синодом.
Осеннее празднование 11/24 сентября совершают в день последнего перенесения их мощей из Новгорода на Валаам, откуда они были временно перемещены из опасения надругательства при осаде Новгорода шведами в XVI веке. Есть иная версия: Сергий Валаамский скончался в Новгороде, а в середине XVI века случилось «святое соединение» – его мощи были перенесены в Валаамский монастырь и упокоены рядом с мощами его друга и сотрудника в служении святого Германа. Так или иначе мощи святых доныне находятся под спудом в Валаамской обители.
Праздник 28 июня/11 июля был установлен в XVIII веке. В то время, когда он имел местное значение по Новгородской епархии, то праздновался в дни ярмарки, которая в это время проходила под стенами обители.
Преподобные Сергий и Герман Валаамские основали Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь, который стал центром православия Северного края Руси. Свидетельством их богоугодной жизни, помимо жизни в древнейшей Валаамской обители, стало множество чудес и исцелений, подающихся по вере просящих о молитвенном предстательстве преподобных Сергия и Германа, которые продолжаются и в настоящее время.

Заказать икону Варианты иконы
Икона Святого преподобного Сергия Валаамского
Иконописец: Юрий Кузнецов
Святой преподобный Сергий Шухтомский
День памяти святого Русская Православная Церковь отмечает 19 мая/1 июня, в день его преставления.
Святой преподобный Сергий Шухтомский за беспримерное служение, жизнь как образец благочестия и непрестанного подвига во славу Божию при жизни был удостоен от Господа даров пророчеств и чудотворения. По сей день его надгробье, ставшее скрижалью, хранящей его житие, не оставлено вниманием верующих, приходящих поклониться святому схимонаху угоднику Божию Сергию Шухтомскому.

Заказать икону Варианты иконы
Икона Святого преподобного Сергия Шухтомского
Иконописец Марина Филиппова

Сергий Валаамский, преподобномученик

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 20 февраля/5 марта.
Сергий и другие 34 преподобномученика Валаамских пострадали 20 февраля 1578 года, когда на Валаамскую обитель напали шведы-лютеране.
Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский, преподобный

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 7/20 октября.

Икона Святого преподобного Сергия Обнорского
Сергиев Посад. 2000 год

Сергий Печерский, Послушливый

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 7/20 октября.

Святой преподобный Сергий Печерский, Послушливый жил в XII-XIII веках. Достиг непостижимых высот в отречении от своей воли и совершенного послушания настоятелю. Нетленные мощи святого находятся в Ближних (Антониевых) пещерах.

Икона (прорись) Святого преподобного Сергия Послушливого
Лицевые святцы русских святых. Иконописец монахиня Иулиания (Соколова). 1959-1962 годы.

Сергий Римлянин, Росафский, мученик

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 7/20 октября.

Святой мученик Сергий Римлянин.
Фреска церкви святителя Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год

В конце III века в Риме правил император Максимиан. Страна была языческой, но все больше и больше людей сознательно выбирали для себя христианскую веру. Именно таким человеком был Сергий Римлянин. При этом он продолжал честно служить императору. Отметив лучшие качества своего воина, Максимиан назначил его на высокую должность, а вместе с ним и друга его Вакха. Но завистники доложили императору, что оба воина исповедуют христианство. «Не может этого быть!» — воскликнул правитель и велел привести мужчин в языческий храм. «Ты должен принести жертву языческим богам, докажи, что тебя оклеветали» — произнес император. Сергий спокойно ответил: «Тебя не обманули. Я чту Бога Единого и только Ему поклоняюсь». Вакх тоже признался, что он христианин.
Уязвленный Максимиан приказал одеть мужчин в женские одежды и провести по городу, что бы народ посмеялся над ними. После предложил им вернуться к язычеству, но они отказались. Тогда он отправил их на казнь к правителю Антиноху. Первым погиб от пыток Вакх, а Сергий мужественно перенеся многочисленные страдания, был убит мечом.
Сергий Савваит, преподобномученик

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 20 марта/2 апреля.

Икона Святого преподобномученика Сергия Савваита
Современная икона

Преподобный мученик Сергий Савваит жил в VIII веке и служил в обители Саввы Освященного хранителем церковных сосудов. В то время окрестности Иерусалима подвергались частым нападениям сарацин. Дважды они пытались разграбить Лавру Саввы Освященного, но Промысл Божий хранил обитель, пока не пришел час испытания. Во время нападения сарацин на лавру 20 марта 796 года погибло множество иноков. Разбойники истязали и убивали их, требуя от них церковных сокровищ, однако, ничего не добились. Святой Сергий Савваит спрятал священную утварь и отказался отдать ценности грабителям, за что был обезглавлен. Как и другие монахи, он мог бы ради спасения своей жизни давно переселиться из лавры в Иерусалим, но не захотел покинуть того святого места, где первоначально принял христианский обет, и погиб во имя Христа.
Сергий Синайский, преподобномученик

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 14/27 января.

Икона Святого преподобномученика
Сергия Синайского
Россия. Артель «Петровская икона»

Святой преподобномученик Сергий пострадал вместе с другими преподобными отцами от кочевых арабских племен. Одновременно кочевники напали на святых старцев, подвизавшихся в обителях и пещерах Синайской горы (там, где Моисей получил от Господа скрижали с десятью заповедями) и на тех, что служили Господу в близлежащей пустыне Раифе (что на берегу Красного моря). По словам очевидца сорок старцев Синайских погибли в этом набеге и примерно столько же в Раифе. Нападение было совершено в 302 году и в точности повторилось через сто лет.
Подвижники отличались особо строгой жизнью во имя Господа. В пищу употребляли только финики и воду. Всю неделю они находились в безмолвии в своих кельях, только к субботе собирались все вместе для всенощного бдения, а в воскресенье причащались Святых Таин. За свою святую жизнь многие из них получили от Господа дар чудотворений.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См. Наречение имени

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, канонизация как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших Церковь так же поминает их имена, данные в крещении.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный Силуан Афонский писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. агиографический словарь).
Человек, носящий имя исповедника или мученика, вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей, могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве (Иегова) в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир ).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

См. также: ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Начертанные

Родные братья Федор и Феофан Начертанные, рожденные в Иерусалиме, были выходцами из благочестивой православной семьи. Федор, старший из братьев, с детства тянулся к вере, с удовольствием посещал церковь. Оба брата получили хорошее образование, а став молодыми людьми продолжили обучение в православном греческом мужском монастыре Саввы Освященного.

С приходом к власти императора Византии Льва V Армянина в 813 году было запрещено иконопочитание. Братья были направлены патриархом Иерусалимским Фомой I на беседу с императором. Перед Федором и Феофаном Начертанными была поставлена задача убедить Льва V отказаться от иконоборчества. Но император объявил братьев еретиками, и на протяжении более чем двадцати лет они подвергались гонениям и мучениям. В конце концов было придумано жестокое истязание. При помощи раскаленных игол на лицо каждого из них было нанесено двенадцать стихотворных строк, якобы позорящих святых исповедников и изуродовавших их. После этого братья получили второе имя — Начертанные.

Преподобный Феодор скончался в заключении в 840 году, его брат Феофан дожил до отмены запрета на иконопочитание. Он составил каноны об иконопочитании и умер около 847 года.

Выбор по имени

На Руси о небесных покровителях узнали в IV в. Младенцев специально именовали как святого, чтобы он оберегал и направлял кроху по стезе истины. Однако святых ошибочно путают с ангелом-хранителем. Ангела обретают после крещения, а святого покровителя можно выбрать.

Ангелы являются бесплотными существами, помогающими верующему, а святые — просто люди во плоти. Их тоже называют иногда ангелами, но все же они были людьми. В православной церкви есть святцы, в них записаны все святые и мученики за христианскую веру.

Церковь почитает святых в определенный день года, но иногда даты почитания святых совпадают. И вот тогда у родителей появляется выбор, какого святого взять в покровители своему ребенку. После этого нужно обязательно купить икону своего святого и постоянно ему молиться. Сначала родители молятся за своего дитя, а потом уже и сам ребенок по мере взросления может молиться своему святому.

Традиция наречения ребенка именем святого имеет древние корни и особое значение. Считается, что имя святого оказывает положительное влияние на человека, так как оно принадлежало праведному христианину. Имя как бы ведет человека по жизни, определяя выбор правильного пути. Как святой при своей жизни был богобоязненным, так и опекаемый им тезка тоже будет примерным христианином.

Если в церковном киоске нет иконы вашего покровителя, ее можно заказать в иконописной мастерской.

Как определить день именин, если при крещении дано имя другого святого (не того, кого чествовали в эту дату)? Тогда нужно посмотреть по святцам день почитания своего тезки, следующий за днем крещения. Например, если девочку крестили Анной 21.11, то ее именины нужно отмечать 3.12 — день почитания свт. Анны. А 21.11 отмечают день ангела.

Иконы по дате рождения и имени человека будут постоянными спутниками, оберегом от заболеваний и тяжких обстоятельств.

Такие иконы обладают мощной силой, способной оградить от страшных жизненных событий и внезапной кончины. С именной иконкой верующий должен провести свою жизнь до последней минуты. Именные иконки отличаются от других тем, что святые на них изображены по пояс. Образа оформлены в деревянную рамку, к ним прилагается молитвенное обращение своему покровителю.

Короткая молитва своему святому:

Дата рождения и иконы

Традиция выбирать иконку по дате рождения появилась недавно. Христианину кажется ближе и роднее именно та икона, день почитания которой совпадает с его физическим днем рождения. Какая икона покровительница по дате рождения считается самой сильной? Отцы церкви советуют выбирать тот образ, который больше всего нравится.

В народе особо почитается образ Богоматери, потому что верующий интуитивно ощущает поддержку от нее и больше доверяет.

Зимние месяцы

  • 23.11 — 21.12: Тихвинская. Знамение. (свт. Николай Угодник, свт. Варвара).
  • 22.12 — 20.01: Державная. (Блаженный Сильвестр и преп. Серафим Саровский).
  • 21.01 — 20.02: Неопалимая Купина. Владимирская. (свт. Кирилл и Афанасий).

Икона Знамение помогла новгородцам спасти город от вторжения врага. Это произошло в 1170 г. Стрела попала в глаз Богородицы, из которого потекла кровь. Увидев это чудо, новгородцы с верой в сердце смогли прогнать врагов от стен города. Второй раз икона спасла город от шведов в 1611 году. Она невидимым щитом окружила городские стены, которые не смогли одолеть вражьи войска.

Образ Тихвинской был написан еще при жизни Богородицы евангелистом Лукой. Этот образ можно выбирать для защиты детей и исцеления болезней. Рассказывают, что икону провозили на самолете над Москвой, когда фашисты стояли у стен города. Благодаря защите Тихвинской враг был повержен, а Москва спасена от захватчиков.

Икона Богоматери Державная ведет свою историю с момента отречения Николая Второго от царствования. На ней Богоматерь изображается с атрибутами царской власти, восседающая на престоле. Этот образ был найден в подвальном помещении церкви в городе Коломна именно в дату отречения. Верующие обрели защиту в лице Богоматери, которая сообщала, что не покинет русский народ и защитит.

Владимирская икона Богоматери очень почитаема на Руси. По преданию первообраз был нарисован на дощечке от стола, за которым трапезничала сама Богоматерь, ее благоверный супруг и Богомладенец. Нарисовал образ евангелист Лука. Когда Пречистая Дева увидела свой образ, благословила всякого, кто на него взглянет.

Образ Неопалимая Купина издревле почитается оберегом от пожарищ и удара молнией. Также икона может уберечь от любых стихийных бедствий и заболеваний. Символизм образа уходит корнями в ветхозаветные времена, когда Моисей увидел пылающий небесным огнем куст. Этот куст символически изображен в форме парных четырехконечных звезд, в центре которых написана свт. Мария с Богомладенцем.

Весенние месяцы

  • 21.02 — 21.03: Иверская. (преп. Милентий Антиохский и свт. Алексей).
  • 21.03 — 20.04: Казанская. (Иннокентий Иркутский, Георгий Исповедник, свт. Софроний).
  • 21.04 — 20.05: Иверская. Споручница грешных. (свт. Тамара и Степан, Иоанн Богослов).

Образ Иверской Богоматери был нарисован евангелистом еще при житии Богоматери. Эта иконка отличается ранкой на лике Пречистой. Предание гласит: эта ранка появилась, когда некий языческий воин проткнул образ копьем. Затем святой Лик выбросили в реку, а течение принесло его к Иверской обители. Этот монастырь расположен на святой горе Афон в Греции. Икона стала покровительницей монастыря и неоднократно защищала обитель от бед.

Образ Казанской Богоматери сохранился после большого пожарища в Казани. Дева Мария явилась маленькой Матроне и указала, что нужно отыскать ее образ под завалами. Обнаруженную икону перенесли в Успенский собор города. К сожалению, первообраз иконы не сохранился до нашего времени. Но многочисленные списки обладают теми же чудотворными силами, как и оригинал. Образ Казанской помогает преодолевать не только внешних, но и внутренних врагов. Образ является целящим.

Лик Споручница грешных имеет собственную историю. Однажды многим верующим из Орловской губернии стали сниться одинаковые сны, что в ветхой часовенке находится забытый всеми лик Богородицы. Образ разыскали и обновили. Икона приносит избавление от тяжких заболеваний, на ее счету множество выздоровевших православных.

Летние месяцы

  • 21.05 — 21.06: Взыскание погибших. Неопалимая купина. Владимирская. (свт. Алексей и Константин Московский).
  • 22.06 — 22.07: Всех скорбящих радость. Казанская. (свт. Кирилл).
  • 23.07 — 23.08: Покров Пресвятой Богородицы. (Илья Пророк, Николай Чудотворец).

Икона Взыскание погибших опекает прихожан, попавших в отчаянное положение. Многочисленные свидетельства описывают избежание преждевременной кончины. Икона побеждает темные силы, которые не дают душе покоя.

Образ Всем скорбящим радости помогает всем, кто попал в тяжелые жизненные условия. Это касается болезней, скорбей, нищеты, зависимостей. Богородица видит каждое сердце и никого не оставит на погибель.

Образ Покрова Пресвятой Богородицы особенно чтим православными. История иконы восходит в началу нашей эры, когда по молитве христиан на город Царьград был накинут Покров самой Богоматерью. Этот покров защитил город от вражеского вторжения.

Осенние месяцы

  • 34.08 — 23.09: Неопалимая купина. Страстная. (свт. Александра, апостол Павел).
  • 24.09 — 23.10: Неопалимая купина. Почаевская. Воздвижение Креста Господня. (свт. Сергей Радонежский).
  • 24.10 — 22.11: Скоропослушница. Иерусалимская. (свт. Павел).

Образ Богоматери Страстная учит смирению и покорности воле Создателя. На списке мы видим, что Богородица смиренно несет свое дитя на страдания. Среди символов иконы можно выделить орудия пыток, которые предстоит перенести Христу.

Образ Почаевской Богоматери почитается чудотворящим. Первообраз находится в Почаевской лавре, к нему приходят паломники за избавлением из страшных жизненных ситуаций и болезней. По рассказам верующих, икона воскрешала умерших людей.

Образ Воздвижения Креста Господня запечатлел факт нахождения древа, на котором принял распятие Иисус. Образ помогает получить исцеление, обрести внутреннюю гармонию, укрепить веру.

Образ иконы Иерусалимская был написан евангелистом Лукой по воскресению Христа из мертвых. Этот образ почитается чудотворным, так как через него получили исцеление множество христиан. Также икона спасает от черной магии и дел колдунов.

Первообраз иконы Скоропослушница находится на Афоне. По преданию монах с лучиной пробирался в потемках потрапезничать и вдруг услышал приказ «не чадить близ иконы Богородицы». Не обратив внимания на услышанное, инок моментально утратил зрение. Только усердная молитва Богоматери исцелила ему глаза. Образ именуется Скоропослушница, так как Богоматерь обещает всем страдальцам скорую помощь.

Святые покровители по имени

Им будет святой или святая (для девочек и женщин), чья память празднуется в ближайшие дни после дня рождения. Например, если вы родились 6 октября и носите имя Сергей, то вашим покровителем будет преподобный Сергий Радонежский (память его — 8 октября), а если 10 октября — мученик Сергий (память 20 октября).

Родителям можно дать совет при рождении ребенка свериться со святцами — православным календарем. Постарайтесь назвать ребенка в честь того святого, чья память празднуется в этот день или на следующий. Например, не стоит пренебрегать покровительством великих святых для детей, рожденных в их праздники:

Святителя Николая Чудотворца, память 19 декабря и 22 мая.

Святитель Николай Чудотворец — пожалуй, самый почитаемый во всем мире святой. Ему молятся и католики, и православные. Он не зря носит имя Чудотворца. И при жизни, и после смерти он прославился многими дивными делами, показывая силу Божией благодати: по его молитвам исцелялись больные, спасались погибающие в море, восстанавливалась справедливость.

Святой жил в IV веке, но и сегодня остается родным и любимым для многих людей: он продолжает слышать молитвы, помогать обращающимся к нему, спасать от смерти, бедности, тоски и многих бед, обращаясь ко Господу Иисусу Христу. Недаром к мощам святителя, ребро из которых привезли в Россию из Италии впервые за 900 лет, выстраивались огромные многочасовые очереди.

Святитель имеет благодать помогать во многих сферах жизни.

Преподобный Сергий Радонежский, 18 июля и 8 октября

В детстве с преподобным Сергием случилось чудо. Будущий святой Сергий, которого в детстве — до изменения имени в монашестве — звали Варфоломеем, был сыном местного князя и поэтому должен был учиться грамоте. Но он никак не понимал учения. Одноклассники смеялись над ним, учителя «учили» розгами, сам он сильно переживал.

Однажды неподалеку от дома отрок Варфоломей встретил монаха. Будучи благочестивым и гостеприимным, мальчик предложил монаху посетить дом его родителей и отдохнуть. Монах оказался ангелом, явившимся ребенку: поблагодарив Варфоломея за гостеприимство, он предложил помолиться Богу об исполнении заветного желания мальчика. Варфоломей просил о «разумении грамоты». Монах-ангел благословил Варфоломея, вышел за ворота его дома и исчез. Мальчик же сразу стал понимать грамоту, научился читать и писать. Все поняли, что случилось чудо, а Варфоломей со временем постригся в монахи и, получив благословение монастырского начальства, ушел в леса, сам основал монастырь. Сегодня это Свято-Троицкая Сергиева лавра — одна из крупнейших монашеских обителей России.

Святой имеет большую благодать помогать в учебе и, конечно, в духовной жизни, во всех нуждах.

Мученица Татьяна, 25 января,

Образ молодой мученицы, святой Татьяны напоминает нам о награде небесной для всех, оставшихся верными Богу, и наказании Небесном для жестоких богоборцев: лик мученицы, приведшей ко Господу многих людей, светел и радостен. Она изображается молодой, поскольку именно в юные годы приняла мучительную смерть. Святая Татьяна жила в I-II века нашей эры. Становление Церкви Христовой в мире проходило через труды и мученическую кровь апостолов и первых учеников Христа. Татьяне, юной девушке, пришлось претерпела смерть за Христа в годы гонений на первых христиан. Святая Татьяна в России почитается как помощница студентов. Она не была ученицей сама и при жизни не помогала ученикам, однако именно в ее день, в 1755 году русская императрица Екатерина Вторая подписала указ о строительстве первого Университета России. Сегодня он носит название МГУ имени М.Ломоносова.

Великомученик Димитрий Солунский, 8 ноября;

Образ святого великомученика Димитрия Солунского — одна из самых красивых икон. Часто ее путают с образом Георгия Победоносца, но на иконе Дмитрий Солунский поражает копьем нечестивого человека. Это чудо из его жития. Святого называют также Дмитрием Мироточивым: его мощи источали миро, особую чудесную жидкость, состав которой не знает никто на земле. День празднования памяти святого Дмитрия Солунского — 26 октября. Святого особо чествовали в этот праздник на Руси: битва на Куликовом поле в 1380 году была совершена незадолго до памяти святого воина-защитника, по молитвам к нему русские победили.

Святые апостолы Петр и Павел, 12 июля;

Среди апостолов особо выделяются апостолы Петр и Павел, названные первоверховными. Петр был одним из свидетелей земной жизни Христа, его ближайшим учеником, но при аресте Христа отрекся от Него. А Павел поначалу был даже гонителем Христа — при земной Его жизни он с Христом не встречался. Однако эти двое апостолов более всех известны, потрудились ради Господа и для просвещения людей, смогли взойти на высоту святости, несмотря на свои прежние дела.

Святой апостол Андрей Первозванный, 13 декабря;

Святой апостол Андрей назван Первозванным потому, что он стал первым учеником Христа. Его Господь первым из людей пригласил идти за Собой, узнавая Его учение. А после Воскресения и Вознесения Господа на Небо вместе с другими апостолами святой Андрей трудился и проповедовал учение Христа. Путь его был более долгим и протяженным, чем у других миссионеров. Именно апостол Андрей принес христианство на земли будущей России. Но не среди варваров он скончался, а мученически закончил жизнь невдалеке от родины, самой своей смертью проповедуя Крест Христов и учение Его.

Святой пророк Илия, 2 августа;

На Руси святому Илии было посвящено множество храмов: он широко почитался благодаря своей помощи в делах выращивания урожая. Благоговейный трепет охватывал людей при его имени: считалось, что повелевает он и громом, может испепелить молнией грешника. Пожалуй, это самый почитаемый из святых и праведников Ветхого Завета. В современной России пророк Илья почитается как покровитель десантных войск — ведь он взошел на небо живым на колеснице.

Великомученик Георгий Победоносец, 6 мая, 16 ноября, 9 декабря;

Георгий Победоносец — великий покровитель Москвы, столицы России, а значит, каждого россиянина. Издавна он почитался как святой покровитель всех несправедливо обиженных и бессильных оправдаться, помощник в борьбе за правду, в любом добром деле

Святая царица Елена и святой равноапостольный император Константин, 3 июня.

Царица Елена канонизирована в лике равноапостольных святых, то есть Церковь, благодаря миссионерской и просветительской деятельности Елены, приравняла святую к самим апостолам, первым ученикам Христа. На иконе она изображена с большим Крестом, потому что она обрела Крест, на котором был распят сам Христос, и в царской одежде. Часто рядом с ней изображен ее сын — также прославленный в лике равноапостольных Константин Великий. Он был первым римским императором, принявшим христианство, остановившим гонение на христиан.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *