Матрона покровский монастырь

Аркадий Крупняков — Москва-матушка

12 3 4 5 6 7 …79

ОТ АВТОРА

У каждого памятника свой век. Проходит время, и па­мятники исчезают с лица земли. Ни мрамор, ни бронза не могут бесконечно сопротивляться времени.

Но есть памятники вечные — они в сердце народа. Пока жив хоть один человек — жива память. Такой памятник воздвиг в своих сердцах марийский народ Аказу Тугаеву, прозванному Акпарсом.

Будь я ваятель, я вылепил бы Акпарса, стоящим на бе­регу реки. Его волосы раздувает ветер Волги, его мужест­венное лицо обращено к бесконечным лесам марийского края. Правая рука на эфесе сабли, левая простерта в сто­рону Москвы. У ног его — гусли.

Вместе с именем Акпарса народные предания донесли до нас имена его предков — отца Туги и деда Изима. Это они научили Акпарса играть на гуслях, слагать свободо­любивые песни, ненавидеть поработителей.

Они, как и гусляры древней Руси, разносили по своей земле народные думы о воле, славили богатырей, которые вели людей на борьбу за свободу.

Но я не ваятель. Я просто человек, родившийся на ма­рийской земле, и считаю святым долгом почтить его память.

Я долго ходил по земле, собирал слова-цветы. Одни на­шел на берегу могучей Волги, другие — на берегах Суры и Юнги. Был у стен седого Кремля и у подножия башни Сю- юмбике. Много ходил по лесам и лугам родного края. И всюду я находил слова-цветы. Из них я свил венок. Он, вероятно, вышел не таким красивым, как хотелось бы. Пусть простят меня за это.

Венок этот с сыновней любовью я кладу к подножью народного памятника.

ПРОЛОГ

Яуза — речонка невеликая, да дерзкая. Вес­ной и осенью воду гонит с напором. К обо­им берегам, будто ласточьи гнезда, прилепились десятка полтора мельниц.

Ныне весна особливо полноводна — сгукоток идет до самого Кремля. Над худыми мельнич­ными крышами вьется серая мучная пыль.

Но влажной земле протоптана зыбкая, будто ременная, тропа. По ней идет странник. Одежон­ка на нем ветхая, лантишки — рвань. Еле-еле на веревках держатся. За плечами— котомка.

Глаза у странника хитрющие, спрятанные ипт мохнатыми бровями. Бороденка всклокоче­на. копна русых волос на голове^стянута узким ре мешком.

\ раскрытой двери странник остановился, по I те л п I мешка мучицы, лизнул.

Мимо иди, голытьба, мимо!-—орет мель­ник. Еще уворуешь что-нибудь!

Странник ухмыляется .в бородку, идет дальше.

У кремлевских ворот он легонько стучит клю­кой в дубовую обшивку. В узкое окошко, словно скворец, высунул голову страж. Сонно спросил:

— Што надоть?

— Успенью помолиться пустил бы, а?

— Иди, молись, токмо лапти не потеряй.— Страж открывает дверь и с любопытством смот­рит на удаляющегося богомольца. А тот, к вели­кому удивлению стража, минует Успенский со­бор и прет прямо к хоромам митрополита.

«Сейчас твое тряпье псы митрополита разор­вут,— думает страж, и поднимается на носки, чтобы видеть, как от горемычного полетят лос­кутки.— Эге, так оно и есть: здоровенные псы окружили беднягу, и если бы не клюка…»

Но что это?! Открывается окно хором, и сам митрополит машет страннику пухлой рукой. Во двор выбегают монахи, берут стран­ника под руку и с великим почетом ведут в хоромы.

Вот тебе и лапти! Страж недоуменно качает головой и уходит

к воротам.

* * *

Шигоньке и отдохнуть не дали. Спешно поволокли в баньку, чтобы отмыл он дорожную пыль и грязь, одели в недорогую, но новую рясу, подпоясали широким ремнем. Сразу после полудня велели идти в митрополичьи покои и ждать святой беседы с вла­дыкой.

В правом крыле митрополичьих хором под большой каменной лестницей приткнулась длинная камора. В стене ее во всю шири­ну—ниша. А в ней священные, в тяжелых кожаных переплетах, книги, древние летописи, свитки, перехваченные лентами. Посреди каморы аналой, покрытый потертым сиреневым бархатом. Перед аналоем мерцает огоньком, величиной в монету, лампадка фиоле­тового стекла.

Здесь Шигоньку встретил молодой летописец из греков и велел ждать.

Шигонька в Москве не был два года и что творится тут, не знает.

Когда-то он сидел на месте этого летописца, вел Царственную книгу, в делах государства разбирался не хуже самого владыки Феодосия. Старый митрополит был мужем святой жизни. Сам вы­сох в постах да бдениях и паству свою тоже содержал в строгости. Человек он был горячий и неспокойный, с великим князем Ива­ном Васильевичем Третьим не ладил. Государь, как и дед его, был сторонником мирного собирания Руси, а Феодосий только то и де­лал, что подбивал князя поднимать меч, то на одно княжество, то на другое.

Иван Васильевич терпел-терпел, потом собрал великое архирейство и поставил духовным владыкой епископа Геронгия. В на­путствие ему сказал:

— Отче! Прими жезл пастырства и взыдь на седалище старейшинства святительского во имя господа Иисуса Христа и пречистой его матери. Моли бога о нас и наших детях, о всем православии, и даст тебе бог здоровья на многая лета!

Геронтий хорошо понял, что хочет государь:

— Самодержавный владыка государь! Всемогущая и вседер жащая десница господняя да сохранит твое царство мирно, да будет твое государство многодетно и победительно со всеми повин яующими тебе воинствами и прочими народами. Здорова буди, добро творя на многая лета!

Вскорости позвал новый владыка Шигоньку и сказал:

— Главная забота наша отныне — веру православную укреп­лять и ширить. От постов да поклонов наших богу корысть неве­лика, коли мы слово божие не сеем среди тех, кто идолам покло­няется. Сидим мы по монастырям да церквам, хлеб народный едим за зря, а что вокруг нас творится, незнаем. Порешил я выбрать наи­лучших, наипреданнейших слуг господен и послать их за рубежи земли нашей на север и на восток к язычникам. И первым пойдешь на сей подвиг ты…

С тех пор прошло два трудных года…

— Подвижника Шигоню ко владыке! — Шигонька очнулся от дум, увидел перед собой молодого монаха и покорно зашагал за ним из каморы.

Митрополит стоит у окна. Лет ему не более сорока, телом тучен, лицом красен. Так и пышет молодостью и здоровьем. Знал Ши­гонька, что новый владыка любит почревоугодничать да и к жен­скому полу приверженность имеет. Раньше он перед выходом к пароду окуривал лицо серой, доводя его до бледности.

И ныне тож — пованивает в покоях серным дымком.

Шигонька подошел к владыке, поцеловал руку, принял благос­ловение. И невиданное дело — митрополит указал на скамью и ве­лел сесть.

Сидеть перед владыкой?! Шигонька недоуменно помедлил.

— Садись, Шигоня, садись,— мягко произнес Геронтий,— ты заслужил большего. Это я перед тобой стоять должен. Знаю, вели­кую пользу принес ты богу и государю нашему. Письма твои из мест дальних были зело умны и подробны. Государь каждую твою цепь читал самолично.

— Прости, святой владыка, письмишек моих было мало. Да и не все в письме напишешь.

— Знаю. Потому и ждал тебя с нетерпением. Говори.

Митрополит уселся в низкое обшитое кожей кресло, закрыл іл.ма. Шигонька степенно, без запинки, будто выучил свою речь наизусть, начал говорить.

Помня твой наказ, святой владыка, и зная замыслы государя ч покорении Казани, я обошел все северные земли округ града се- ||| и особливо хорошо узнал край черемисский. Живет в том краю нм род многочисленный и на пути в Казань его обойти никак не можно. Коль придется нашим людям воевать Казань, то черемисы По’| мной помехой быть могут.

Какую веру чтут? Магометову?—владыка спрашивает голо- 11″ і п.чнм, не открывая глаз.

Игры те черемисы держатся языческой, имеют много богов. ‘

…….. нечто.. поклоняются богу неба Кугу юмо, сиречь Великому бо-

іу Пмромя того, чтут бога солнца—Ош кече юмо, бога ветра —

Мардеж юмо и много других богов. Веру магометову принимают редкие и неохотно.

— О православной вере нашей знают?

Шигонька покачал головой:

— Отколь им знать? Места там глухие — не каждый право­славный зайти рискнет. Да к этому ж князьки черемисские в своих вотчинах веру языческую оберегают с помощью жрецов, именуе­мых картами. Церковь божью там не построишь, а кто, кроме ее служителей, о нашей вере скажет?

— Как это кто? — владыка открыл глаза.— А монахи! Монас­тырей по Волге стоит немало. Ведь было мое повеление — ходить в лесные пустыни.

— Если молвить правду, монахи, вместо того чтобы долго и обильно сеять среди язычников слово божье, более предаются лени и тунеядству. Был я в монастыре в Разнежье, вел беседу с игуме­ном. Мыслит он, что идти к язычникам со словом божьим суть бес­полезно и что надо по примеру иных государств веру господа бога нашего утверждать не словом, а мечом…

Окружающий мир 1 класс Как разгадать ребус Почему так говорят о Москве?

На первой картинке в ребусе изображён хлеб, а на второй — соль, значит , недостающее слово — хлебосольная.

Полный вариант русской пословицы:

Матушка-Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.

«Москва белокаменная» — Бояре и князья строили свои дома из белого камня и украшали белокаменными фигурами. Вторая версия: Сначала кремлевская стена представляла собой частокол, потом Кремль обнесли дубовой стеной, в 1963 году заменили небольшой каменной стеной, а потом — мощной белокаменной.

«Москва хлебосольная» — Главное место в рационе москвичей занимал хлеб. На Руси говорили: «Хлеб — всему голова». Он был главным кушаньем как бедняков, так и богачей. Хозяин разрезал хлеб на ломтик и подавал гостям с солью. Все виды хлеба выпекались без соли. Иностранцы удивлялись тому, что москвичи посыпали хлеб солью.

Златоглавой Москву называют благодаря церковным куполам. Раньше городская застройка не была такой высокой и плотной, самыми высокими были церкви и храмы. Стоило только подняться на любую возвышенную точку внутри или около Москвы, и открывался панорамный вид на сверкающие под лучами солнца золотые купола.

История

Монастырь основан как мужской в 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем в память своего отца — патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова Богородицы. Ранее на месте возведения монастыря находилось кладбище бездомных и странников, поэтому в первые века своего существования монастырь назывался также Божедомским или монастырём на Убогих Домах. Монастырь был достроен при царе Алексее Михайловиче за счёт средств, полученных благодаря сдаче в аренду землевладений, отчего в простонародье назывался также «комнатным».

В 1655 году возведён каменный монастырский собор Покрова Богородицы, выстроенный заново в 1806—1814 годах. В XVIII веке были возведены церковь Воскресения Словущего и 30-метровая трёхъярусная колокольня. С 1680 по 1731 годы Покровская обитель была приписана к Заиконоспасскому монастырю.

В войну 1812 года в монастыре жил французский генерал Мишель Клапаред, командующий Польским корпусом. В этом же году монастырь был разорён, некоторые постройки обители подверглись разрушению.

В 1855 году была освящена перестроенная по проекту Михаила Быковского церковь Воскресения Словущего; от храма XVIII века остались четыре подкупольных столпа с арками и восточная стена главного алтаря.

Стены, не сохранившиеся с западной стороны, и ворота построены в 1833—1855 годах. Южная часть стены построена в 1886 году по проекту архитектора Василия Карнеева.

Иллюстрация из альбома Найдёнова (1882)

В конце XIX века, примерно с 1870 года, монастырь был преобразован в Покровский миссионерский монастырь. В нём был создан миссионерский институт для подготовки монашествующих, желавших направиться в просветительские миссии. Миссионерский институт активно действовал только во времена архиерейства святителя Иннокентия, митрополита Московского, подготовив несколько десятков миссионеров.

Монастырь был закрыт в 1929 году, храмы — в 1926 году, в том же году была взорвана колокольня. Последним наместником Покровского мужского монастыря был архимандрит Вениамин (Милов).

В 1934 году в западной части территории монастыря, на месте монастырского кладбища, был разбит парк культуры и отдыха Ждановского района (ныне Таганский парк); монастырские стены (ограда) в этой части были снесены. В зданиях же монастыря размещались типография, редакция журнала, спортивный зал, бильярдная, киностудия, управление кинофикации. В 1994 году Покровский монастырь был возвращён Русской православной церкви.

Современность

24 ноября 1994 года Священный Синод принял решение о возобновлении Покровского монастыря в качестве женской монашеской обители.

Настоятельница с 22 февраля 1995 года — игуменья Феофания, (в миру Ольга Дмитриевна Мискина, род. 1965), в прошлом насельница Свято-Троицкого Дивеевского монастыря, 14 апреля того же года пострижена в монахини Патриархом Алексием II, возведена в сан игумении 4 апреля 1998 года.

В марте 1995 года зарегистрирован юридический устав монастыря. Возрождение обители началось с октября 1995 года, тогда в стенах наполовину разрушенной Покровской церкви была отслужена первая Божественная литургия, на который молились пять инокинь во главе с матушкой Феофанией. Брат настоятельницы о. Александр сделал из фанеры первый иконостас, на котором укрепили бумажные иконы, сёстры сами и пели. В 1996—1997 годах постановлением правительства Москвы монастырю переданы в бессрочное и безвозмездное пользование сохранившиеся храмы, культовые постройки, другие здания и сооружения, исторически принадлежавшие Покровскому монастырю, а затем и монастырская земля — кроме той, что занимает Таганский парк со стадионом (а это половина былой площади обители).

4 апреля 1998 года освящены три придела Покровского храма первого этажа.

1 мая 1998 года в монастырь были перенесены останки Матроны Никоновой, в ночь на 8 марта того же года обретённые из могилы на Даниловском кладбище Москвы. Покровский монастырь стал центром распространения её почитания. 2 мая 1999 года Матрона Никонова была прославлена в лике местночтимых святых как «блаженная Матрона Московская», а в 2004 году на Архиерейском соборе состоялась общецерковная канонизация.

В 1999 году освящён верхний храм Покрова Пресвятой Богородицы, 22 ноября 2001 года, в день 120-й годовщины рождения Матроны Московской, освящён Воскресенский собор. В 2002 году освящена вновь отстроенная трёхъярусная колокольня, точное подобие разрушенной. Восстановлен Святой источник. К 2014 году в монастыре около 50 сестёр.

Одно из зданий монастыря

Монастырь содержит приют для девочек на 40 человек.

Ежедневно монастырь посещают до 3 тыс. паломников, в воскресные и праздничные дни их число доходит до 25 тыс., в дни престольных праздников — до 50 тыс.

Таганский парк

В 2007 году стало известно о предстоящей передаче монастырю Таганского парка, расположенного на месте бывшего некрополя монастыря, что вызвало протесты граждан. В октябре 2007 года мэр Москвы дал поручение городскому правительству подготовить распорядительный документ о передаче монастырю части парка. В январе 2008 года префект ЦАО Москвы огласил компромиссное решение: парк будет передан монастырю, при этом «часть парка будет передана Покровскому женскому монастырю, но туда не входит стадион, и подразумевается возможность использования территории парка жителями округа».

20 февраля 2008 года было опубликовано интервью игуменьи Феофании, в котором она заверила:

Несмотря на различные странные заявления активистов, мы не планируем, да это и невозможно, ограничивать приходящих в парк людей по национальному, религиозному или ещё какому-то признаку. Тем более, никакого контроля за тем, чтобы в жаркое время люди не приходили в короткой одежде речи быть не может. Монастырь ежедневно посещает несколько тысяч человек, и если уж в самом монастыре мы никого не прогоняем, то что говорить о парке, который мы очень рассчитываем превратить в место отдыха и покоя для всех жителей района.

29 июля 2009 года инициативной группой «Таганский парк» получено письмо из прокуратуры № 7/23-253-08/66808, согласно которому «в июле 2009 года префектурой ЦАО и управой Таганского района с участием представителей патриархии проведено совещание, на котором принято решение об отсутствии юридических оснований для передачи части территории парка монастырю».

Восстановление подворья

Внешние изображения

Проект часовни, гостиницы и молельного дома

Монастырскую гостиницу и часовню во имя блаженной Матроны Московской, а в комплексе с ними — молельный дом и трансформаторную подстанцию планировали построить до 2015 года.. Проект был разработан в ГУП «Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов».

7 июля 2009 года состоялись общественные слушания о межевании земли. На слушания пришли 48 человек. Поступило 22 замечания и предложения. Против строительства гостиницы монастыря по адресу Таганская, 44 высказались 13 человек.

13 апреля 2010 года издано распоряжение правительства Москвы о подготовке к строительству монастырской гостиницы, часовни с молельным домом и трансформаторной подстанции.

По состоянию на октябрь 2014 года, здание монастырской гостиницы с часовней возведено, велись внутренние отделочные работы.

В апреле 2013 года состоялось открытие подворья Покровского монастыря в Москве в районе Строгино в Троице-Лыкове.

Информация по дореволюционному землевладению и строениям Покровского монастыря по Семёновской улице (теперь Таганской улице) хранится в Центральном архиве научно-технической документации Москвы (ЦАНТДМ).

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Трошина М. Покровский монастырь // Московское наследие : журнал. — М.: Департамент культурного наследия города Москвы, 2013. — № 26. — С. 12—13.
  2. «Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) — председатель православною миссионерского общества в Москве (1870—1879 гг.)». Белгородская православная духовная семинария. Дата обращения 21 ноября 2011. Архивировано 25 февраля 2012 года.
  3. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы. 15-летие возрождения обители, 375 лет основания монастыря. — М., 2010. — С. 22—25.
  4. Некрополь Покровского женского монастыря. сайт Покровского ставропигиального женского монастыря. Дата обращения 4 августа 2013. Архивировано 17 августа 2013 года.
  5. 1 2 3 Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве. Патриархия.ru. Дата обращения 23 августа 2011. Архивировано 25 февраля 2012 года.
  6. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы. 15-летие возрождения обители, 375 лет основания монастыря. М. 2010. С. 28
  7. Покровский ставропигиальный женский монастырь — Игумения
  8. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы. 15-летие возрождения обители, 375 лет основания монастыря. М. 2010. С. 28—33
  9. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы. 15-летие возрождения обители, 375 лет основания монастыря. М. 2010. С. 42—47
  10. Дорогие Братья и Сестры!
  11. Путин отдал Таганский парк монастырю. Сайт Московского городского отделения КПРФ (16.01.2008). Дата обращения 21 ноября 2011. Архивировано 25 февраля 2012 года.
  12. Элла Осиповская. Таганский парк — спорная территория. Вести Москва (18.01.2008). Дата обращения 21 ноября 2011. Архивировано 25 февраля 2012 года.
  13. Покровскому монастырю Москвы передадут часть Таганского парка. Patriarchia.ru (31 января 2008). Дата обращения 21 ноября 2011. Архивировано 25 февраля 2012 года.
  14. Игумения Феофания, настоятельница Покровского монастыря: «Территория Таганского парка останется открытой для посещения горожанами». Patriarchia.ru. Дата обращения 21 ноября 2011. Архивировано 25 февраля 2012 года.
  15. Нет оснований для передачи парка Покровскому монастырю. Таганская, 44. Дата обращения 21 ноября 2011. Архивировано 25 февраля 2012 года.
  16. 1 2 В монастыре, осаждаемом почитателями блаженной Матроны, появится гостиница. Агентство национальных новостей. Дата обращения 21 ноября 2011. Архивировано 25 февраля 2012 года.
  17. 1 2 3 4 Заключение по результатам публичных слушаний по проекту градостроительного межевания части территории квартала № 1187 (Таганский район), ограниченного Марксистским переулком, Таганской, Абельмановской и Марксистской улицами. Заключения публичных слушаний. ЦАО. Дата обращения 21 ноября 2011. Архивировано 25 февраля 2012 года.
  18. О проектировании, реконструкции и строительстве монастырской гостиницы, часовни с молельным домом и трансформаторной подстанции по адресу: ул. Таганская, вл. 58 (Центральный административный округ города Москвы). Правительство Москвы (17.05.2011). Дата обращения 23 августа 2011. Архивировано 25 февраля 2012 года.
  19. В Великую субботу Святейший Патриарх Кирилл посетил ряд московских храмов. Patriarchia.ru. Дата обращения 30 мая 2013. Архивировано 31 мая 2013 года.
  20. Ф. 1, оп. 11, т. 2, д. 995 по владению Покровского монастыря, участок 828/796 года 1836—1912 по Семеновской улице, 3-я Рогожская часть
  21. Ф. 1, оп. 11, т. 2, д. 994 по владению Покровского монастыря, участок 827/795 года 1834—1908 по Семеновской улице, 3-я Рогожская часть
  22. Ф. 1, оп. 11, т. 2, д. 993 по владению Покровского монастыря, участок 826/795 по Семеновской улице, 3-я Рогожская часть

Ссылки

  • Официальный сайт монастыря
  • Монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (ставропигиальный) (женский) на сайте Русское Православие
  • Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве Официальный сайт Московского Патриархата
  • Шурыгин А. Покровский женский монастырь в Москве
  • Встреча иконы Божией Матери «Взыскание погибших» | Покровский ставропигиальный женский монастырь. 06.06.1998

Действующие
мужские женские

  • Андроников
  • Крутицкое
  • Никольский (единоверческий)

Недействующие
сохранившиеся частично
сохранившиеся
Несохранившиеся

Инославные
католические старообряческие

Это Божье место является наиболее посещаемым церковным комплексом в столице. Христиане идут сюда, чтобы лично прикоснуться к мощам преподобной старицы Матроны, которая призывает каждого скорбящего обращаться к ней и просить чудотворной помощи.

Святая способна исцелять различные болезни, возвращать финансовое благополучие, укреплять веру в Господа и даровать долгожданного ребенка.Останки святой старицы хранятся в Покровском монастыре с 1998 года.

Покровский женский монастырь, Москва

История основания Покровского монастыря

До сооружения обители здесь, на пустынном поле, на котором раньше располагались остроги против татар и литовцев, был построен Убогий дом. Сюда свозили трупы тех, кто жил не по канонам церкви, но всю жизнь стремился их нарушить (воры, убийцы, богохульники и т.д.). В мае-месяце 1606 г. в Покровский Убогий дом привезли тело Лжедмитрия, что возбудило в этих местах большое природное волнение и темные знамения.

Народ стал волноваться, решено было сжечь труп, а прах развеять туда, откуда и пришел проклятый «колдун» Отрепьев. Через некоторое время в столицу перенесли из Углича останки мученика Димитрия, за которого выдавал себя Лжедмитрий.

  • Основателем Покровского монастыря, заместившего Убогий дом, является царь Михаил Федорович. Особенным мотивом для создания послужило крестное шествие, совершаемое в честь праздника Покрова Богородицы. Еще одним побуждением являлось желание царя почтить память своего отца и деда. В 1635 г. он пожаловал на строительство собственные земли. Через 20 лет царь отдал новой обители шесть десятин от Симоновского монастыря.
  • Первым игуменом обители стал преподобный Стефан, имя которого упомянуто в надписи напрестольного креста и грамоте Алексия Михайловича. Монастырь имел каменный собор и одноглавую церковь, построенную во славу Покрова Богородицы. На территории располагались братские кельи и семинария, в которой проводились трапезы и монашествующие службы. Весь комплекс обнесли каменной оградой с пятью башнями.
  • Во время правления Петра Великого финансовое состояние Покровского монастыря ограничилось, число монахов значительно снизилось, а строения обветшали. Жизнь в обители поддерживалась только за счет богатых и благочестивых помещиков. Главную церковь и собор разобрали.
  • Делом восстановления занялся христианский ревнитель старец Иоанн, чей кроткий нрав привлек состоятельных людей к воскрешению Покровского монастыря.

    Покровский монастырь, внутренне убранство

  • После сожжения Москвы в 1812 г. настоятель ратовал за очередную реконструкцию. Через два года новоявленные постройки освятил архиепископ Августин. После событий 1812 г. в монастыре возобновились богослужения, вылили большой колокол. После смерти преподобного Ионы место настоятеля получил отец Амвросий, заботящийся о внешнем облике и правильном чиноположении. Во время его управления Покровский монастырь расцвел.

Судьба обители до настоящих дней

В 1870 г. церковный комплекс, руководимый святителем Иннокентием получил статус миссионерского. Здесь готовили монахов, которые должны были нести учение Христа в холодной и далекой Сибири. Через 23 года на территории монастыря открыли воскресную школу для мальчиков, а также гостиницу для приходящих миссионеров.

  • Семь монахов Покровского монастыря отправились на фронт во время Первой мировой, чтобы исполнять обязанности пастырей. В 1917 г. церковный комплекс являлся настоящим центром духовного образования для местного населения. В годы советской власти монахов ущемляли в правах, а постройки использовали в различных целях. Предполагалось создать на территории концлагерь, но этому было не суждено сбыться. Окончательно обитель закрыли в 1928 г.
  • Возрождение Покровского церковного комплекса состоялось в 1995 г. Патриарх Алексий II благословил устроить здесь ставропигиальный женский монастырь, первой настоятельницей которого стала Феофания. Вскоре официально утвердили устав, а в октябре совершили крестный ход после торжественной литургии. В 1996 г. московское правительство передало в бессрочное управление Покровскому монастырю здания церквей, часовен и колоколен.

Дом для мощей Матроны

Честные останки преподобной Матроны были обретены 8 марта 1998 г. на территории Даниловского кладбища.

Специальную комиссию по вскрытию возглавлял архиепископ Арсений. В процессе перенесения мощей участвовали наместники близлежащих обителей. Гроб с останками святой доставили в Даниловский монастырь и поместили в надвратном храме. Экспертиза закончилась 13 марта, комиссия выявила на груди старицы особую выпуклость в виде креста, что подтверждает её настоящую личность.

Мощи святой Матроны хранятся в Покровском женском монастыре

По благословению преподобного Алексия II состоялось торжественное перенесение останков в церковь Святых Отцов. Вечером началось всенощное бдение. На следующий день прошла Божественная литургия, а после и панихида. В полдень началась процессия перенесения останков Матроны в Покровский монастырь, находящийся у Абельмановской заставы. Здесь гроб торжественно встретила игуменья Феофания с сестрами.

Внимание! Отныне мощи преподобной старицы, чрезвычайно почитаемой православными верующими, покоятся в Покровском церковном комплексе.

Сюда стекается колоссальное количество людей, желающих вернуть веру, исцелиться от болезней и обрести мирское счастье. Паломники, приходящие к святой испытывают неописуемое спокойствие на душе, которое способно побеждать многие невзгоды.

Наследие блаженной матушки:

  • Наставления Матроны Московской
  • Чудеса святой старицы

Чтобы приложиться к чудодейственной раке, верующие приезжают в Покровский монастырь с дальних уголков страны, а также из близлежащих государств. Верующие приносят живые цветы, небольшие иконы и нескончаемо восхваляют имя Господа и Его служительницы. Святыня никогда не покидает территории обители и каждый день доступна для прихожан.

Икона святой блаженной Матроны Московской

На входе располагается церковная лавка, где приобретаются масла, свечи, утварь, книги и т.п. Рядом с главными вратами прихожане наблюдают колокольню и источник с целебной водой. На территории церковного комплекса работает трапезная, открытая для каждого желающего. Прихожане с детьми могут отдохнуть на специальной площадке.

Русская Православная Церковь

2 мая 2017 года исполняется 65 лет со дня преставления блаженной Матроны Московской. Мощи святой — одной из самых почитаемых в своем Отечестве, а ныне и во всем православном мире — уже без малого два десятилетия почивают в стенах Покровского ставропигиального женского монастыря у Покровской заставы города Москвы. Настоятельница монастыря игумения Феофания (Мискина) в преддверии дня памяти прославленной старицы и любимой заступницы покровских сестер рассказывает об истории возрождения монашеской жизни, чудесной помощи Матронушки, сегодняшних трудах, заботах и радостях обители.

— Матушка Феофания, благословите! После долгих лет запустения Господь судил именно Вам стать во главе древнего Покровского монастыря и понести нелегкие труды по восстановлению обители. Расскажите, как все начиналось?

— 22 февраля 1995 года указом Святейшего Патриарха Алексия II я была назначена настоятельницей возрождавшегося Покровского монастыря. К тому времени в Москве уже было открыто четыре мужских и три женских монашеских обители, и поэтому, когда речь зашла о возрождении Покровского монастыря, Святейший Патриарх принял решение открыть здесь женскую обитель. Надо сказать, что территория бывшего монастыря была настолько занята разными арендаторами, что никто не брался возрождать здесь монашескую жизнь, хотя не раз собирались. В Bocкресенском храме был спортивный зал, в подвале — бильярдная, в Покровском храме — типография Моссовета, Министерство топливной энергетики, а на третьем этаже Мосфильм. Про братский корпус и говорить не приходится: в каждой комнате располагалась какая-нибудь контора, а на втором этаже «Мегаваттбанк». На храмах не было ни крестов, ни куполов. Я когда увидела все это, то не думала, как удастся возродить здесь монастырь, но полагалась на волю Божию.

Первым делом стала собирать исторические справки, ходила по архивам, даже ездила в Санкт-Петербург. Собрав необходимое, стала оформлять всю юридическую документацию. Покровский монастырь до революции был мужским, здесь несли свое служение будущие миссионеры. Наверное, по их молитвам и возродилась обитель. Вокруг храмов располагалось обширное кладбище, где были захоронены многие известные представители духовенства, купечества, дворян.

После прихода безбожной власти кладбище было ликвидировано, на его месте разбили парк отдыха для рабочих трамвайного депо, колокольню взорвали в 1926 году, братию разогнали. Окончательно обитель закрыли в 1929 году.

В начале апреля 1995 года Святейший Патриарх Алексий II постриг меня в монашество с наречением имени в честь блаженной царицы Феофании. По милости Божией, мы заселились в монастырь только 1 октября 1995 года, за две недели до праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Нам выделили первый этаж Покровского храма. Не было ничего необходимого, спали на полу. И в первую же ночь мне приснился сон, будто множество людей идут в левый придел Покровского храма (там сейчас покоятся мощи блаженной Матронушки), все в архиерейских и царских облачениях, и говорят хором: «Наконец-то! Открылось!». Видимо, кто здесь был похоронен, они мне и приснились.

На следующий день мы начали сами делать первый иконостас в этом храме в приделе в честь преподобного Нила Столобенского. Святейший Патриарх Алексий II благословил совершить чин малого освящения этого придела и подписал антиминс. Приехали помогать мои родные — папа, брат о. Александр и другие братья, днем расчищали храм, делали иконостас, ночью я сама шила облачение для престола, завесы для алтаря. С Божией помощью, успели. 13 октября 1995 года левый придел в честь преподобного Нила Столобенского освятили малым иерейским чином, отслужили всенощное бдение, а в сам день Покрова, 14 октября, была совершена Божественная литургия и первый крестный ход вокруг храма. На душе в тот день была такая радость, что не передать.

Жили мы в алтаре еще не освященных приделов — центрального и правого, а службы проходили в левом приделе храма. Сестры сами пели, кухня располагалась в правом приделе. Конечно, тяжело приходилось. Не было самого необходимого, даже хлеба насущного. Территория монастыря была открыта, на ней постоянно стояли машины арендаторов, бездомные люди жили рядом с храмом, по ночам жгли костры. Но Господь не оставил Своих чад. Сначала на восстановление монастыря собирали в метро. Москвичи уже узнали, что монастырь восстанавливают, и начали помогать. В храме установили стекла вместо фанеры, стали выгребать хлам, ломать толстые стеклянные перегородки, на территории сгребали опавшие листья, мусор. Когда нам наконец передали Воскресенский храм, он был настолько захламлен и обезображен, что пришлось вывезти больше ста грузовиков с мусором. Очень большой вклад в восстановление монастыря внес бывший префект Центрального административного округа А.И. Музыканский, который помог в освобождении от арендаторов, в выпуске постановлений о передаче территории и зданий монастырю.

13 октября 1996 года в 17.00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II впервые отслужил молебен в Покровской обители. В присутствии телевидения и множества журналистов Первосвятитель обратился к властям и народу. Вскоре после этого вышло постановление о передаче монастырю территории и храмов, и уже через месяц нам передали все здания, а в начале 1997 года — и землю. Однако арендаторы покинули здания только в 1998 году.

Это было трудное, но счастливое время. Целыми днями я оформляла бумаги, ездила в метро, так как машины тогда не было, с утра уеду и только к вечеру возвращалась. С 1995 года ездила на Даниловское кладбище к блаженной Матронушке, просила о помощи в делах, возила все важные бумаги, прикладывала их к могилке. Мы с сестрами даже кормили там прихожан пирожками — только чтобы Матронушка нас услышала и помогла. Брали песочек и потихоньку от арендаторов сыпали его в помещениях монастыря. Читали акафисты Царице Небесной и святым, молились по ночам. Три года продолжалось противостояние.

Не полагаясь на собственные силы, я рассказала Святейшему Патриарху Алексию II о блаженной старице Матроне, о ее чудесной помощи всем приходящим и попросила его благословения на обретение мощей Матронушки и перенесение их в наш Покровский монастырь. Святейший благословил, и 8 марта 1998 года, в Неделю Торжества Православия, мощи Матронушки были обретены на Даниловском кладбище, а вскоре и перенесены в Покровский монастырь.

Незадолго до перенесения мощей, 4 апреля 1998 года, полным чином был освящен первый этаж Покровской церкви и подняты кресты на Воскресенском и Покровском храмах. А накануне перенесения мощей блаженной старицы Матроны Московской в нашу обитель произошло настоящее чудо: из зданий монастыря ушел последний арендатор. Помню, так тяжело было разбираться с ними, все силы потратила, и вот, наконец, они выехали. А уже на следующий день привезли мощи блаженной старицы Матроны.

Это произошло 1 мая 1998 года в 12 ч. 30 мин. Народу в тот день пришло много, стояла большая очередь к мощам. Несмотря на то, что Матронушка еще не была прославлена, люди шли и шли. Почти год готовились материалы для канонизации блаженной старицы, и вот, 2 мая 1999 года, Святейший Патриарх Алексий II возглавил чин причисления к лику святых блаженной Матроны Московской (Матроны Дмитриевны Никоновой). Сначала она была прославлена как местночтимая святая Московской епархии, но позже, по многочисленным просьбам верующих, было установлено общецерковное почитание блаженной Матроны Московской. Это произошло на Архиерейском Соборе 2004 года. Всем присутствующим владыкам (их было 180) тогда же были розданы иконы святой Матроны, написанные в Покровском монастыре, с частичкой мощей. И теперь по благословению правящего архиерея каждая епархия в своих пределах может возить частичку мощей по всем маленьким городам и деревням.

Нам, особенно в первые дни, очереди казались прямо-таки огромными (аж до середины монастырской площади!), хотя, конечно, сейчас к Матронушке такую очередь можно увидеть только в будний день, и то в плохую погоду, а уж по праздникам — тут и вовсе не счесть паломников. И что удивительно, Матронушка принимает каждого, и если Вы спросите любого человека в очереди, то Вам скажут, что Матронушка дарит людям мир, тепло, покой и радость. Она утешает как мать, жалеет, помогает в самых, казалось бы, неразрешимых ситуациях. Сотни и тысячи радостных людей приходят на праздники в монастырь, чтобы поблагодарить Матронушку за помощь. А мы, монашествующие, призваны служить Богу и людям в святой Покровской обители.

— Часто на богослужениях в храмах обители рядом с монахинями можно видеть маленьких девочек в нарядных белых передниках и белых платочках. Это воспитанницы монастырского приюта?

— Да, и история создания приюта тоже связана с блаженной Матронушкой. Я в то время постоянно молилась, чтобы Матронушка «пришла» к нам, то есть чтобы в наш монастырь перенесли ее мощи. Незадолго до обретения мощей мне приснилась блаженная старица, как она ходит по монастырю, осматривает его, и потом говорит мне: «Все у вас хорошо, только вот одного не хватает: здесь нет детей-сирот, а я их очень люблю». И я стала на колени и стала просить ее: «Матронушка, дорогая, да я открою приют, Вы только придите к нам!». Вскоре после этого в монастырь стали привозить первых воспитанниц, а я стала ездить по другим приютам, смотреть, как нужно юридически оформлять детский приют.

Так, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, при монастыре был открыт детский приют, зарегистрированный в 2004 году. Приютские дети — очень способные и старательные, они быстро учатся всему полезному: умеют шить, петь, готовить, сервировать стол, играть на музыкальных инструментах… в школе изучают Закон Божий. Только нужно с ними заниматься, и обращаться с любовью и вниманием.

Судьба у этих девочек незавидная: большинство из них оказались сиротами при живых родителях. Люди каким-то образом сами узнают о приюте и привозят сюда детей, так как специальных объявлений о существовании приюта монастырь не давал. Сейчас в нашем приюте сорок воспитанниц. В 2010 году состоялся первый выпуск. Надо сказать, что мы воспитываем не будущих монахинь, а обычных граждан своей Отчизны. Наши выпускницы сейчас учатся в вузах и получают самые разные профессии: детского врача, медсестры, экономиста, архитектора, ветеринара, учителя, эксперта продуктов, социального педагога и др.

Приют рассчитан на девочек от шести до семнадцати лет, преимущественно жительниц Москвы и Подмосковья, хотя сейчас здесь живут дети из других областей. С воспитанницами занимаются сестры монастыря, имеющие специальное педагогическое образование. Перед педагогами стоит задача бережно врачевать юные души, воспитывать детей в Православии и любви к России.

Дети учатся по программе общеобразовательной школы, в классах по пять-шесть человек, организован компьютерный кабинет, а на уроках труда им преподается швейное дело, вязание, домоводство. Музыкальному образованию уделяется особое внимание. Все воспитанницы умеют петь и играть на музыкальных инструментах (фортепиано, флейта, баян и др.). Мы организовали уроки русского танца, и девочки сами шьют народные костюмы. По праздникам для прихожан монастыря устраиваются концерты и спектакли, где все роли исполняются монастырскими детьми. Девочки сами пишут сценарии, стихи и музыку для песен. До 15.00 дети учатся, вторая половина дня — свободное время: читают, вышивают, музицируют.

Помимо светского девочки получают духовное образование, участвуют в богослужениях, несут различные монастырские послушания.

Летом воспитанницы детского приюта отдыхают на монастырском подворье в Подмосковье. Хочется, чтобы они были всесторонне развиты и имели представление не только о жизни в монастыре, но и о мире вообще, и годы, проведенные в стенах обители, стали им духовной и нравственной опорой на всю жизнь.

— Матушка, расскажите, пожалуйста, о Вашем пути в монастырь.

— Я росла в благочестивой многодетной семье. Родители были верующие, и всех девятерых детей воспитывали в строгости и страхе Божием. В 1976 году мы переехали во Владимирскую область, в город Струнино, всего в 35 минутах езды от Сергиева Посада. В самом Струнино храма не было, поэтому каждую субботу, оставив на бабушку самых маленьких, вся семья ехала в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Там оставались на ночь и утром ходили на службу в храм. После школы поступила в лавру, в регентскую школу, училась уставу. По благословению духовника окончила курсы кройки и шитья, шила облачения. Очень любила святого Серафима Саровского. Ездила в Дивеево, купалась в источнике. Там тогда была просто деревня, ни о каком восстановлении Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской женской обители тогда даже не говорили.

В 1987 году я поступила в Корецкий монастырь. Там трудилась на общих послушаниях и в коровнике, а затем поставили помогать портнихе, которая шила только для архиереев. Уже через десять месяцев меня забрали в Москву помочь в Патриархии во время торжеств в честь 1000-летия Крещения Руси. Сестры, несущие послушание в Патриархии, в основном были пожилые. Работать приходилось за троих. Я была экономом, занималась снабжением, покупала продукты, работала по хозяйственной и строительной части. Шила для Святейшего Патриарха Пимена и помогала готовить во время приемов и заседаний Священного Синода, и столы накрывала… Работы было много, и помогать было некому. После смерти Патриарха Пимена я поехала к блаженной Любушке и получила благословение в Дивеево. А затем обратилась с прошением к Патриарху Алексию II направить меня в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, но он долго не отпускал, и мне пришлось еще два года нести послушание в Патриархии.

В Дивеево несла послушание в швейной, была кладовщицей церковной утвари и мебели. Все время ездила с игуменией Сергией за строительным материалом для восстановления монастыря в Москву, Уральск и другие города. Когда служил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), была его посошницей (стояла с архиерейским посохом во время богослужения). Дни жизни в Дивеево стали самыми счастливыми и незабываемыми. Я не жила там, а просто летала, потому что очень любила эту обитель и преподобного Серафима Саровского.

И сейчас в Покровском монастыре полностью выполняется Дивеевское правило. Так же каждый вечер ходим крестным ходом вокруг территории обители и читаем 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся». В воскресенье служим Параклис Божией Матери.

— Ежедневно монастырь посещают сотни паломников. Очередь к Матронушке стоит с шести, а то и с четырех часов утра. Матушка Феофания, расскажите, как Вы справляетесь с таким потоком людей?

— Да, ежедневно монастырь посещают от одной до пяти тысяч человек из разных регионов России, стран дальнего и ближнего зарубежья.

А в праздники и дни памяти блаженной Матроны сестрам приходится вставать очень рано. В эти дни открыты все четыре храма: Воскресенский, Покровский (второй этаж), храм Петра и Февронии. Первый этаж Покровского храма, где почивают мощи блаженной Матроны, открыт всю ночь. По причине огромного количества паломников, на монастырской площади устанавливается большой экран, на котором транслируется богослужение. Монастырь организует благотворительную трапезу на 20 000 человек (обед — каша, соленья, консервы, чай с булочкой). Также в монастыре ежедневно открыта Монастырская трапеза, где все паломники могут перекусить или пообедать. На территории монастыря имеется большая церковная лавка и несколько свечных ящиков, где прихожане могут приобрести церковную утварь и литературу. Заказать требы и купить свечи можно в любом храме обители.

По многочисленным просьбам паломников, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II мы начали восстановление монастырской гостиницы, а также часовни с молельным домом. Эти здания исторически входили в комплекс монастыря, но были снесены во время гонений на Церковь. С 2005 года шло согласование документации, и только в конце 2012-го мы начали строительные работы.

8 марта 2013 года, в день 15-летия обретения честных мощей блаженной Матроны Московской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение закладного камня в основание монастырского храма-часовни в честь святых Петра и Февронии Муромских, чудотворцев. Эта небольшая часовня за оградой обители существовала еще до революции и была полностью воссоздана по историческим фотографиям. С 2014 года здесь совершаются таинства Крещения и Венчания.

В 2015 году было завершено строительство монастырской гостиницы для паломников. 23 июля 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил это новое здание, также воссозданное по историческим фотографиям. Слава Богу, теперь жители других городов и стран, желающие поклониться честным мощам блаженной старицы Матроны, смогут найти достойное пристанище в новой гостинице. Мы создали все условия, продолжая традиции монастырского гостеприимства.

— Матушка, расскажите, пожалуйста, как живет сегодня древняя Покровская обитель? Удается ли среди суеты находить время для молитвы?

— Конечно, ведь монах без молитвы — это не монах. Поэтому молитва — основа жизни монастыря и наше главное оружие в невидимой брани. На каждом послушании, которое мы несем, мы начинаем дело с молитвы, по возможности молимся и во время послушания. И в храме, и в трапезной, и на просфорне, и в канцелярии — все предваряет молитва.

В шесть утра совершается полунощница, затем акафисты Иисусу Сладчайшему, Покрову Пресвятой Богородицы и блаженной Матроне Московской. В половине восьмого начинаются часы и Божественная литургия, а затем трапеза и послушания. После вечернего богослужения все вновь собираются на молитву. По дивеевскому уставу, мы каждый вечер ходим вокруг обители крестным ходом с чтением молитвы «Богородице Дево, радуйся».

У монастыря есть подворье в селе Марково Раменского района Московской области. Сестры из городской суеты могут приехать туда отдохнуть, набраться сил, помолиться. На подворье есть подсобное хозяйство: огород, сад, три пруда, коровы, куры, лошади.

Конечно, жизнь насельниц городской монашеской обители, особенно столичной, гораздо труднее, чем в сельской местности. Монастырские стены являются лишь условной преградой, отделяющей сестер от мира. Жители города особенно нуждаются в духовном пристанище, где можно было бы обрести благодатный покой и умиротворение. Многие наши прихожане говорят, что приходят в монастырь просто посидеть на лавочке и, даже не приложившись к мощам блаженной Матроны из-за большой очереди, уходят окрыленными, успокоенными.

Недаром именно в городе совершала большую часть жизни свой подвиг святая блаженная старица Матрона. И сегодня нам, насельницам обители, становится отчасти понятным, насколько труден был этот подвиг: ведь люди идут самые разные, скорбящие, озлобленные, зачастую неверующие, и как же сложно утешить и успокоить каждого! Бедная Матронушка, сколько было у нее в душе терпения и любви к людям! Поэтому мы всегда обращаемся к ней с молитвой, когда становится тяжело: ведь чтобы полюбить сердцем каждого приходящего, нужно много работать над своей душой, искоренять страсти. А это христианское делание — одно из самых трудных. И наша задача здесь — стать тем «светом» и «солью» для мира, как заповедал нам Господь наш Иисус Христос. Как удалось это сделать нашей любимой блаженной Матронушке.

И по примеру Матронушки, которая откликается на просьбу каждого обращающегося к ней с верой, сестры стремятся оказать помощь всякому приходящему со своими нуждами и скорбями, стараются с терпением и вниманием отвечать на самые разные вопросы прихожан. Кроме того, насельницы ведут переписку с лицами, находящимися в местах заключения в Ивановской, Орловской, Владимирской, Новгородской областях, Республике Мордовии. Из монастыря в адрес исправительных учреждений направляются бандероли с духовной литературой, иконами, необходимыми вещами, канцелярскими товарами. Оказывается помощь и социально незащищенным прихожанам: многодетным семьям, инвалидам, тем, кто освободился из мест заключения, бездомным, беженцам, одиноким старикам.

Помогаем и вновь открытым монастырям и храмам, помня, как и нам было тяжело: жертвуем средства, церковную утварь, облачения.

Матронушка как при жизни, так и после праведной кончины, несет свое служение Богу, помогая людям, молясь за всех, кто с верой обращается к ней. И мы, насельницы обители, призваны здесь служить Богу не только молитвой, но и через сугубое служение ближним. И в этом наше монашеское делание: чтобы всем, приходящим к всероссийской старице, было хорошо и тепло.

Мы постоянно ощущаем в стенах обители благодатный молитвенный покров Предстоятеля нашей Церкви и любящего отца Святейшего Патриарха Кирилла и глубоко тронуты теплым вниманием Святейшего Владыки. Первосвятительские богослужения, совершаемые в обители, помогают нам, сестрам, и всем прихожанам почувствовать то единство Церкви Христовой, о котором говорит Апостол. Поэтому мы всем сердцем благодарим Господа за Его бесконечные милости к нашей обители и сугубо молимся о благодатной помощи Божией Его Святейшеству.

Да сохранит всех нас Царица Небесная под Своим честным омофором от всякаго зла, а Матронушка Московская да поможет своими молитвами в нелегком деле спасения наших душ. Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение!

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

График работы Покровского монастыря в Москве

Покровский монастырь в Москве, куда перенесены мощи святой Матроны, открыт ежедневно; часы работы с понедельника по субботу – 7.00-20.00, в воскресенье – с 6.00 до 20.00. Поскольку желающих поклониться раке, помолиться у икон обычно много, не все успевают сделать это до 20.00. Монастырские ворота открыты до тех пор, пока последний паломник не выйдет из обители, однако после восьми вечера они работают только на выход.

Важно! Чтобы поклониться мощам святой, необходимо занять очередь. Молиться Матроне или читать акафист лучше заранее, поскольку у раки будет совсем немного времени – около пяти секунд (из-за большого количества паломников). Нередко люди приносят Матроне цветы. При этом следует соблюдать такие правила:

  • количество цветов должно быть четным;
  • букет необходимо отдать помощнице в храме, которая позже освятит его;
  • освященные цветы раздают на выходе из храма; их можно заваривать в виде чая или настоя, но заварку не выбрасывают, а закапывают в землю.

Помните, что Покровский монастырь – это действующая обитель, поэтому здесь следует соблюдать определенные правила.

  • Женщинам нельзя приходить накрашенными, в брюках, с оголенными руками и непокрытой головой.
  • Для мужчин недопустимы шорты, обнаженные плечи, головные уборы.
  • На территории обители лучше отключить мобильные или перевести их в беззвучный режим.
  • Нельзя фотографировать монахинь, а также снимать службу в храмах без специального благословения.
  • Избегайте громких разговоров, смеха, не шумите.

Очередь за чудом — Матрона Московская — видео

Покровский монастырь – это именно то место, куда постоянно стекаются паломники, вне зависимости от погоды и времени года. Матронушка, как ласково зовут ее верующие, и после смерти продолжает помогать людям, словно притягивая к себе скорбящие сердца.

Посетив столицу России — Москву, вы можете отведать и другие храмы. Например не менее интересный Новоспасский монастырь, который является одним из древнейших обителей столиц. О нем можете узнать перейдя по этой ссылке: //www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/monastir/moskva/novospasskij.html

В какой город не попадаешь, всегда хочется интересно провести день и качественно уделить время хотя бы одному из местных объектов. Особенно, когда есть возможность посетить какую-либо православную церковь, которая зачастую имеет не только культовую значимость, но и историческую. В этот раз хочу обратить внимание на Храм святой Матроны в Москве на Таганке, который свою популярность среди паломников получил за счет сохранившихся мощей и двух икон святой Матроны, о часах работы и расписании богослужений которого также расскажу в этой статье.

Как лучше добираться к храму

Добраться до Москвы с любого города страны, как, впрочем, и другой страны не составит труда. В дальнейшем к самому Храму святой Матроны на Таганке можно доехать общественным транспортом или на личном авто.
Как доехать на метро

  • Следует выйти на «Марксистской», которая выведет на ул. Таганскую. Затем потребуется около 15 минут пешком, чтобы дойти к Покровскому монастырю. В противном случае, чтобы не идти пешком к храму, можно воспользоваться любым общественным автобусом или троллейбусом, который довезет до остановки «Большая Андроньевская». К месту назначения доставят автобус № 51 или троллейбусы № 63, 26, 16.
  • Необходимая остановка «Пролетарская» (или «Крестьянская застава»). Затем следует пройтись пешком примерно 10 минут до площади Абельмановская застава или на трамвае до одноименной с площадью остановки. Рядом с ней и располагается храм.
  • Выйдя на «Рязанском проспекте», следует двигаться к улице Паперника. Далее нужно пересесть на маршрутки № 463, 63, автобус № 51 или троллейбус № 63, который довезет к остановке «Абельмановская застава».

Как доехать на личном авто
Имея личный транспорт, чтобы не заблудиться в Москве и без проблем добраться к Храму святой Матроны на Таганке, используйте навигатор, воспользовавшись такими GPS-координатами: 55°44’20.8″N 37°40’15.3″E.

Режим посещения и время работы Храма Матроны Московской на Таганке

Когда решите побывать в Храме Матроны Московской на Таганке, очень важно отнестись с серьезностью к внешнему виду при его посещении, а также к традиционным правилам поведения в культовых зданиях.

  1. Женщинам, которые хотят побывать внутри храма, необходимо быть с платком на голове и избегать в одежде мини-юбок и брюк.
  2. Мужчины, решившие посетить церковь, не должны быть одеты в шорты, спортивную одежду или пляжную. Возможно, при входе будут предлагаться головные уборы и юбки для женщин, если они останутся в наличии. В противном случае в храм вряд ли пустят.

На территории храма, как и внутри него, всем посетителям не разрешено:

  • употреблять алкогольные напитки или пить их накануне;
  • курить;
  • выражаться нецензурными словами;
  • говорить слишком громко;
  • вести себя шумно и бегать.

Для паломников и просто желающих увидеть святыни церкви двери храма открыты ежедневно с 7:00 до 20:00. Каждое воскресенье храм работает с 6:00 до 20:00. Позже на территорию Покровского женского монастыря, как и в сам храм, попасть не удастся.

Покровский монастырь

Вес тихо: мертвый сон в обители глухой.

Но здесь живет воспоминанье:

И путник, опершись на камень гробовой,

Вкушает сладкое мечтанье.

К. Батюшков

Покровский (Покрова Пресвятыя Богородицы) монастырь находился возле Абельмановской заставы (Таганская ул., д. 58). Основан на «комнатные деньги» царем Михаилом Федоровичем Романовым в 1635 году «на участке свободной земли и примыкающем к нему кладбище». На кладбище монастыря (в XVIII веке западную часть монастырской территории отвели под захоронения умерших от эпидемии) были похоронены семь знакомых А. С. Пушкина. Ныне на месте кладбища при Покровском монастыре располагается районный парк культуры и отдыха «Таганский».

В монастыре была похоронена родственница семьи Пушкиных, двоюродная племянница бабушки поэта М. А. Ганнибал – Анна Николаевна Батурина (1760–1839) и ее сын, генерал-майор, сенатор Сергей Герасимович Батурин (1789–1856). В бумагах Пушкина за 1834 год сохранилась запись долга: «Анне Николаевне Батуриной за мебели 350 рублей». В письме к отцу от 22 октября 1836 года сестра Пушкина О. С. Павлищева писала о Батурине, который уверял ее, что Пушкин очень занят «выездом на балы и рауты».

Соседкой Пушкина по селу Болдину, помещицей села Нуче Ардатовского уезда Нижегородской губернии, была Екатерина Гавриловна Левашева, урожденная Решетова (ск. 1839). Она была двоюродной сестрой декабриста И. Д. Якушкина, другом П. Я. Чаадаева. В ее московском доме на Новой Басманной улице бывали А. С. Пушкин, М. Ф. Орлов и П. Я. Чаадаев. Пушкин знал и ее сына Николая Николаевича Левашева (1825–1887), похороненного вместе с матерью в Покровском монастыре.

Существует предположение, что с Левашевыми связано неоконченное стихотворение Пушкина «Если ехать вам случится…» (1835):

Если ехать вам случится

От *** на *,

Там, где Л. струится

Меж отлогих берегов, —

От большой дороги справа,

Между полем и холмом,

Вам представится дубрава,

Слева сад и барский дом.

С декабристом, членом Союза благоденствия Андреем Гавриловичем Непениным (1787–1845) – участником Отечественной войны, полковником, Пушкин встречался во время южной ссылки.

В 1821 году А. Г. Непенин командовал 31-м Егерским полком в 16-й дивизии М. Ф. Орлова. Тогда Пушкин и И. П. Липранди были у Непенина в Аккермане. А. Г. Непенин привлекался по делу декабристов.

Могила его в Покровском монастыре также не сохранилась.

Наталья Александровна Римская-Корсакова (1792–1848) – московская знакомая поэта. Она была женой генерал-майора в отставке, сенатора Ф. В. Акинфиева. Пушкин посещал семью Римских-Корсаковых во второй половине 20-х – начале 30-х годов. Но ещё в письме к П. А. Вяземскому из Кишинева в 1823 году Пушкин справлялся о семье Римских-Корсаковых.

По возвращении из ссылки поэт стал частым гостем их «открытого» московского дома. В октябре 1826 года радушные хозяева устроили для Пушкина званый вечер, а в мае следующего года поэт передает с Римскими-Корсаковыми, отъезжавшими на Кавказские Минеральные воды, весточку брату: «Письмо мое доставит тебе М. И. Корсакова, чрезвычайно милая представительница Москвы».

Речь шла о Марии Ивановне, матери Натальи Александровны, вдове камергера Александра Яковлевича Римского-Корсакова. Пушкин собирался вывести семью Корсаковых в своем незавершенном «Романе на Кавказских водах» (1831).

Хорошо знал Пушкин брата своего лицейского товарища М. Л. Яковлева – Павла Лукьяновича Яковлева (1796–1835) – фельетониста и очеркиста, сотрудника «Благонамеренного», «Вестника Европы», «Невского зрителя», «Сына Отечества» и других периодических изданий. В 1818 году Павел Лукьянович приехал в Петербург на службу в Коллегию иностранных дел и поселился вместе с А. А. Дельвигом; там «почти ежедневно» собирались А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, В. К. Кюхельбекер, с которыми вскоре сблизился и Яковлев.

Сохранился альбом Яковлева со стихотворением «Веселый пир», вписанным Пушкиным во второй половине 1819 года:

Я люблю вечерний пир,

Где веселье председатель,

А свобода, мой кумир,

За столом законодатель,

Где до утра слово «пей!»

Заглушает крики песен,

Где просторен круг гостей,

А кружок бутылок тесен.

В мае 1827 года Яковлев сообщал своему дяде из Москвы: «Пушкин здесь на розах… Со всем тем Пушкин скучает! Так он мне сам сказал».

В 1831 году в пушкинской «Литературной газете» печатаются отрывки из романа П. Л. Яковлева «Удивительный человек».

В тенистых аллеях парка, расположенного на месте некрополя монастыря, наш долг установить мемориальную стелу в память друзей и знакомых А. С. Пушкина, а также известных деятелей России (доктора Н. А. Белоголового, писателя В. П. Боткина и др.), погребенных здесь.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Покровский женский монастырь

Покровский ставропигиальный женский монастырь

Покровский монастырь — женский ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви в Москве, у Покровской Заставы (Абельмановская Застава). С 1998 года обитель является местом нахождения мощей блаженной старицы Матроны.

ИСТОРИЯ ОБИТЕЛИ

Монастырь основан как мужской в 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем в память своего родителя — Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова Богородицы. Ранее на месте возведения монастыря находилось кладбище бездомных и странников, поэтому в первые века своего существования монастырь назывался также Божедомским или монастырём на Убогих Домах. Монастырь был достроен при царе Алексее Михайловиче за счёт средств, полученных благодаря сдаче в аренду землевладений, отчего в простонародье назывался также «комнатным».
В 1655 году возведён каменный монастырский собор Покрова Богородицы, выстроенный заново в 1806—1814 годах. В XVIII веке были возведены церковь Воскресения Словущего и 30-метровая трёхъярусная колокольня.
В конце XIX века, примерно с 1870 года монастырь был преобразован в Покровский миссионерский монастырь. В нём был создан миссионерский институт для подготовки монашествующих, желающих направиться в просветительские миссии.
Монастырь закрыт в 1920 году, храмы — в 1926 году. В 1994 году Покровский монастырь был возвращён Русской Православной церкви.

Настоящее время

В 1994 году Священный Синод принял решение о возобновлении Покровского монастыря в качестве женской монашеской обители.
2 мая 1998 года мощи блаженной старицы Матроны были торжественно перенесены в Покровский монастырь и упокоены в раке.
2 мая 1999 года Матрёна Никонова была прославлена в лике местночтимых святых как «блаженная Матрона Московская», а в 2004 году на Архиерейском соборе состоялась общецерковная канонизация.
Настоятельница — игуменья Феофания (Мискина) (возведена в сан игумении 4 апреля 1998 года).

Мощи святой Матроны

Покровский монастырь сегодня бережно хранит мощи святой Матроны, к которым стекаются ежедневно сотни верующих. Не бывает такого дня, чтобы территория монастыря пустовала. Длинные очереди выстраиваются из людей, приехавших с разных уголков страны, приложиться к мощам святой, принести живые цветы, помолиться и попросить у Матронушки помощи.

Покровский ставропигиальный женский монастырьПокровский ставропигиальный женский монастырьПокровский ставропигиальный женский монастырь

Святой источник Покровского монастыря

Святой источник Покровского монастыря

Святой источник Покровского женского монастыря (или водосвятная часовня) был воссоздан в 2005 году. Освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в престольный праздник обители 14 октября 2005 года. Паломники могут набрать здесь святой воды в свои бутылочки или в бутылочки, купленные в монастыре. Как известно, святая Матрона Московская, давая наставления верующим, говорила о большом значении святой воды.

Как проехать в Покровский монастырь в Москве

Адрес монастыря: г. Москва, ул. Таганская 58.

Интернет-сайт: www.pokrov-monastir.ru

Монастырь открыт ежедневно: понедельник — суббота с 07.00 — 20.00, воскресенье с 06.00 — 20.00

Проезд: станция метро “Марксистская”, выход на ул. Таганская, далее любым транспортом (автобус, троллейбус) до остановки Большая Андроньевская; станции метро “Крестьянская застава” или “Пролетарская”, далее 5 минут пешком до площади Абельмановская застава.

Схема проезда:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *