Матрона московская как

Икона Матроны Московской

Великая Матронушка при всей своей жизни не имела зрение. Однако на её огромную помощь людям — это не как не повлияло. От её чудодейственных сил огромное количество людей излечилось от тяжёлых заболеваний, от душевного беспокойства, от неправильного выбора пути по жизни. Про ее неимоверную силу знают многие люди, во всех храмах страны можно лицезреть её икону и так же у всех верующих людей в стенах дома есть её священный образ.
Краткая история жизни
Святая появилась на свет в благочестивой небогатой семье. Однако её история началась ещё до рождения Матронушки. Когда ее мать узнала, что находится в «интересном» положения они с отцом приняли решение отдать ребёнка в детский дом, так как четвёртого ребёнка не в их силах было прокормить. В то время женщинам запрещалось делать аборты, поэтому детей отдавали в приют.

Но как-то раз матери Матроны приснилось сновидение, которое она посчитала пророческим. Во сне она увидела неимоверную птицу, у которой не было глаз. После этого сна родители приняли правильное решение и не стали совершать большой грех. Когда малютка появилась на свет, то её глаза и вправду ничего не могли видеть.
Она с ранних лет исцеляла людей от болезней, душевных переживаний, а также предсказывала людям ближайшее будущее. С малого возраста она стала основной кормилицей в семье. У их дома ежедневно стояла большая толпа людей, нуждающихся в помощи Святой. За свою помощь людям она не брала денег, однако народ постоянно нёс ей презенты и еду.
С восемнадцати лет Матронушка была лишена возможности ходить. На протяжении всей оставшейся жизни ей пришлось скитаться, так как своего дома она не имела. Однако это не помешало ей до последних дней помогать нуждающимся людям.

Разновидности иконы
• Образ Матроны Московской, который излечивает всех больных людей.
• Поясная икона на ней она изображена с чётками, которые находятся в левой руке, а правая приподнята.
• Ростовая икона.
• Образ, на котором Святая изображена молящейся с сложенными руками на груди.
• Образ с распростёртыми руками к Богородице.
Каждая из перечисленных святых икон обладает разными чудодейственными свойствами, так что перед тем как вы надумаете приобретать икону, стоит проконсультироваться со священнослужителем.

Дни празднования иконы
Ежегодно два раза в год празднуют день памяти иконы Святой. Отмечают православные люди девятнадцатого апреля по-новому и по старому календарю второго мая день смерти Матронушки.
Второе празднование приходится на девятое ноября по новому календарю, а по-старому двадцать второго ноября – день ангела Святой.
Где можно увидеть священные образы Матроны
Блаженная не при жизни ни после неё, никому не отказывала в своей помощи. По этой причине в каждом Божьем храме располагается икона Святой, к которой ежедневно приходят за помощью сотни людей.
Священные места где находятся чудотворные иконы и мощи Непорочной:
• В Покровском храме находятся святые останки;
• в монастыре блаженного Григория Неокесарийского;
• в стенах храма Великомученика Георгия Победоносца;
• собор Бессребреников Косьмы и Дамиана может похвастаться священным ликом Матроны;
• в храме Мартина Исповедника;
• в монастыре Тихвинского образа Богородицы;
• в соборе Воскресения Христова.
Так же огромной чудотворной силой обладает место на Даниловском кладбище где захоронена Святая Матронушка. Каждый день к её могиле приходят за помощью огромное количество людей. Её могила постоянно усыпана цветами.

Икона в чем помогает
Обращаться с молитвами к Святой, вы можете в различных сложных жизненных ситуациях. Однако помните, что ваши слова должны быть искренними и идти из глубины души.

Зачастую у её иконы люди просят:
• Чтоб в жизни отсутствовало враньё от близких и родных людей;
• просят помощи обрести свою вторую половинку;
• при различных стихийных бедствиях;
• при отсутствии финансового благополучия;
• чтоб Матронушка пришла на помощь при разладах в браке;
• при тяжёлых заболеваниях;
• при душевной нестабильности;
• о помощи детям и родным;
• о зачатии долгожданного ребёнка.
Молитвы Матроне
Слова молитвы о зачатии малыша
«О, непорочная мать Матронушка, к твоему ходатайству подходим и тебя жалобно просим. Будто обладающую большой решительностью к Богу, пролейте искреннюю мольбу о невольниках твоих, в страданиях, искренних находящихся и поддержки от тебя вымаливающих. Настоящее, ибо слово Божье: молите и преподнесётся вам и ещё: как аще два от вас совмещаете, на почву о любой вещи, еяже аще молить, станет имя от Родителя Моего, иже на Небесах. Услышь мольбы наши и сообщи их у трона Господнего, и деже ты стоишь всмы, будто на многое способна перед Господом мольба святого человека. Да не позабудет нас Всевышний, однако посмотрит с возвышенности небесной на страдания невольников Собственных и плод чрева на нужное преподнесёт. Действительно, Богидете желает, так создай Бог Аврааму и Сарре, Захарии и Елисавете, Иоакиму и Анне, и с ним же возносит молитву. Так да создаст Всевышний Господь и нам по благосклонности собственной и несказанной любви к людям. Да будет имя Божье благословенное в настоящее время и во все столетия. Аминь.»
Молитва о замужестве
«О Блаженная Святая Матрона Московская, встань на защиту моей дочери от брака нехорошего и даруй ей супруга преданного. Не состоятельного, не находящегося в законном браке, не гулящего, не выпивающего, на нелегкую руку не избивающего. Да будет так. Аминь».
Молитва о помощи в деньгах
«Молю тебя, о Святая Матрона, и прошу о поддержке в сложных моментах. Ты покровительница праведных и караешь греховных. Пошли мне благополучия финансового и освободи мою давлю от злобы и жадности. Пускай появятся финансы на пищу и покрытие затрат важной значимости. Вымоли у Всевышнего Господа сострадание и не разозлись на меня за бедность души. Да будет воля твоя. Аминь».
Молитва об излечении любого заболевания
«О непорочная, мать Матрона, расслышь и прими в данный момент нас, греховных, боготворящих тебя, навыкшая во всей жизни твоей принимать и слушать абсолютно всех страдающих и тоскующих, с верою и надеждою к твоей защиты и поддержки приходящих, быстрое содействие и волшебное излечение всем приходящим; да не обеднеет в настоящее время сострадание твоё к нам, безнравственным, проживающим в много суетном окружении этом и нигдеже обретающим успокоение и сочувствие в страданиях искренних и поддержки в заболеваниях физических: излечи заболевания наши, отреши от соблазнов и пыток сатаны, увлеченно воюющего, подсоби донести жизненный собственный Крест, пережить все бремя существования и не утратить в нём облик Господний, веру христианскую до окончания дней наших сберечь, надеждой и верой на Господа прочной располагать и искренней влюбленностью к близким; подсоби нам по уходу из жизни этого достичь Царствия Небесного со всеми угодившими Господу, славящие сострадание и добросердечность Родителя Небесного, в Троице восхваляемого, Отца и Сына, и Непорочного Духа, в вежды столетий. Аминь».

Пояс » Живый в помощи» для защиты от бед . Матрона Московская, синий цвет

Сима-ленд вправе самостоятельно и без уведомления пользователей отбирать вопросы для публикации. Мы не размещаем вопросы, которые:

  • не относятся к тематике работы магазина, осуществлению покупок в нём;
  • содержат ненормативную лексику, высказывания оскорбительного характера;
  • содержат ссылки на другие веб-сайты.

Мы не публикуем вопросы, в которых содержатся:

  • ссылки на другие веб-сайты, а также упоминания конкретных продавцов и импортёров товаров;
  • утверждения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию третьих лиц (в том числе магазинов, производителей и импортёров товаров);
  • материалы (в том числе в виде текста, видео, графических изображений, кода), нарушающие права третьих лиц, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Сима-ленд оставляет за собой право удалить опубликованный вопрос в любое время, а также самостоятельно определять срок, в течение которого вопросы считаются актуальными и на который они публикуются в рамках сайта Сима-ленд.

Мы не принимаем на себя обязательств сообщать пользователям о причинах отклонения вопросов и удаления ранее опубликованных вопросов.

Если пользователь задаёт вопрос, он соглашается получать уведомления от сайта Сима-ленд о новых ответах на свои вопросы.

Старица Матрона Московская — одна из самых любимых и особо почитаемых народом святых. От рождения девочка получила дар чудотворения, но Господь не дал ей зрения. Но будучи слепой, она видела мир с духовной стороны. Она знала помыслы людей, их грехи, врачевала молитвами недуги, укрепляла в вере, спасала от неминуемой смерти. Ее земной путь — это великий подвиг самоотречения, любви и терпения.

Икона святой Матроны Московской присутствует на иконостасе любого храма, украшает Красный Угол дома каждой православной семьи. 2 мая ежегодно празднуется день памяти великой чудотворицы.

История святой Матронушки

Девочка родилась в бедной, но благочестивой семье. Еще до ее появления на свет мать приняла решение оставить новорожденную в приюте, потому что семья жила впроголодь. Но однажды ей случилось сонное видение: белоснежная птица с огромными крылами села на грудь родительницы и молча смотрела ей в глаза. Но удивительно, птица была полностью слепа. Мать с отцом отступили от греховного намерения и вскоре в их семье родилась девочка.

Матрона Московская

Она, как и птица из сна, была слепа. Причем у нее даже не было глаз — веки были плотно сомкнуты. На груди младеницы имелась крестообразная выпуклость. В постные дни дитя не брало материнскую грудь. Девочка в эти дни спала, да так крепко, что ее невозможно было разбудить. А когда она немного подросла, то удивительным образом в полной темноте находила иконы в доме, снимала их с иконостаса, играла и в тишине разговаривала с ликами святых.

В 8-летнем возрасте у Матронушки проявился дар врачевания болезней, а чуть позже она смогла предсказывать будущее, знала мысли людей. Но в 17 лет в ее жизни случилась еще одна трагедия, у девушки отказали ноги и она более не могла самостоятельно передвигаться. Но Матрона не унывала и причиной своих болезней считала духовную сторону своего бытия. Однажды она шла по храму после Причащения и встретила женщину. Свыше ей дано было узнать, что именно эта дама отнимет у святой возможность ходить. Так вскоре и произошло.

В 1917 году Матрона была вынуждена покинуть отчий дом, потому что ее братьям в смутные времена стала неугодна набожная сестрица. Святая, не имея собственного жилья, скиталась по Москве, жила в чужих квартирах, подвалах, скрывалась от полиции. Но именно она предвидела начало Великой Отечественной войны и сам Сталин тайно приезжал к ней, дабы узнать будущее страны.

За 3 дня до смерти ей была указана дата ее успения, но она очень боялась умирать.

Важно! Матрона завещала всем приходящим к ней людям после ее кончины обращаться к ней с просьбами и обещала помочь каждому, обратившемуся к ней, как к живой.

В чем помогает святая

Перед тем, как призвать на помощь старицу, необходимо молитвенно обратиться к Господу Иисусу Христу и Его Пресвятой Матери. Только потом нужно обращаться к матушке, дабы она предстательствовала за молитвенника перед Всевышним.

Святая Матрона блаженная

  • К старице можно обращаться как в храме, так и келейно, дома у иконостаса. Важна не окружающая молитвенника обстановка, а твердая вера во Христа и сердечная молитва.
  • Очень часто к Матроне обращаются женщины, которые не могут устроить личную жизнь. Они испрашивают у святой помощи о встрече с достойным спутником жизни.
  • Матушка помогает сохранить семью, даже если брачные узы «трещат по швам».
  • Испрашивают помощи у чудотворицы дамы, мечтающие о детях. По своей вере и добросердию все получают просимое.
  • Матрона помогает исцелиться от недугов, как физических, так и душевных.
  • Старица предстательствует пред Христом о разрешении финансовых проблем у нуждающихся.
  • Защищает от вражьих козней, интриг врагов.
  • Ей часто возносят молитвы о содействии в приобретении собственного жилья.

Еще молитвы к блаженной старице:

  • От порчи, приворотов и сглазов
  • Об учебе и перед экзаменом
  • О похудении

Святую старицу в народе считают великой заступницей. К ней можно обратиться с абсолютно любой проблемой и она обязательно поможет.

Важно! Еще при жизни матушка не отказывала никому, исполняла все, даже мелкие бытовые просьбы. Но категорически не допускала, чтобы люди, просящие помощи, одновременно обращались и к ней, и к гадалкам, колдунам и прочим служителям темных сил. Поэтому, прося помощи у святой Матроны, более не следует прибегать ни к чьему предстательству.

К святой старице часто обращаются раскаявшиеся грешники в надежде вымолить прощение у Господа. Особое внимание Матрона уделяет детям-сиротам, лишенным родительской любви и ласки. Она помогает нуждающимся и бездомным, лишившимся всех благ жития людям.

Но в первую очередь чудотворица пособствует тем, кто нуждается в ее помощи и не имеет возможности далее жить без ее поддержки.

Иконография

Традиционно Матрона Московская изображается с закрытыми глазами. Ранее подобных ликов в православной иконописи не создавалось. Считалось, что изображенный на иконе Лик — это образ Христова подвижника в Вечности, а там, естественно, нет места телесным недугам.

Но образ слепой старицы дает понять людям то, что святая обладала духовным зрением. В сравнении с обычным человеком, который много видит и мало понимает, матушка при закрытых очах видела больше и многое знала, чувствовала, предвидела. Поэтому закрытые очи — это неотъемлемая часть образа великой старицы.

Блаженная Матрона

Существуют и другие иконы, где матушка изображена с открытыми глазами, что вводит некоторых людей в недоумение — ведь при жизни она была слепой. Поэтому отношение людей к подобным иконам неоднозначное.

Цвет облачения старицы на иконе — зеленый. Это связано с одной из канонических традиций: блаженные издавна изображались на иконах в зеленых одеждах. Матронушка держит в левой руке четки, означающие ее молитвенный подвиг в земной жизни. Раскрытая правая ладонь — знак благословления верующих, признак открытости людям.

Голова блаженной покрыта белым платком. Белый цвет говорит о святости образа, чистоте и непорочности человека, изображенного на иконе.

Еще о святой:

  • Как использовать масло Матроны Московской
  • Хлеб из монастыря Матроны Московской
  • Как правильно написать записку о помощи Матроне Московской

Правила размещения иконы в доме

Лик чудотворицы должен располагаться на иконостасе в Красном Углу комнаты. Сам же Красный Угол должен быть обустроен в восточной стороне дома и находиться напротив входа. Его расположение должно быть таким, чтобы входящий в дом человек первым делом обратил внимание именно на иконостас.

Часто иконку Матроны завешивают небольшой занавесью из двух частей, всегда украшенных вышивкой.

Около образа дозволяется хранить Священные книги, свечи и необходимые для совершения молитвы предметы. Желательно во время молитвы возжечь лампаду.

Икона Матроны Московской

Если в квартире нет возможности обустроить Красный Угол, то икону можно повесить на стену в любом удобном месте. Но это совсем не значит, что с ней имеют право соседствовать картины, светильники, бра и прочие предметы интерьера.

Можно установить икону на книжную полку, заранее убрав оттуда все мирские книги.

Совет! Молиться святой Матроне Московской можно как в церкви, так и дома. Слова молитвенного обращения рекомендуется выучить наизусть — это благородный признак почтения к святой. Но и не воспрещается читать молитву по молитвослову или вести беседу, выражать просьбу просто своими словами.

По возможности нужно посетить могилку Матронушки, приложиться к ее святым мощам.

Рака расположена в часовенке Покровского монастыря в Москве. Ежедневно помолиться пред святыми останками приходит множество народа. Считается, что даже простое прикосновение к раке с мощами может сотворить долгожданное чудо. Здесь же можно оставить записку с молитвенным прошением к святой.

Умирая, матушка Матрона завещала молитвенникам приходить к ней и вести беседу как с живой. А по их смерти она сама встретит каждого у врат Царствия Небесного.

Согласно обычаю, к мощам старицы народ приносит ее любимые цветы: сирень, хризантемы, гвоздики, тюльпаны и розы. Эти подношения освещаются на святых мощах и раздаются страждущим. Прихожане засушивают их и хранят в Красном Углу.

Видео об иконе св. Матроны Московской.

Канонизация

Через год после обретения честных останков Матроны Московской, 2 мая 1999 года, состоялось ее причисление к лику святых.

А перед этим Комиссия по канонизации святых Московской епархии несколько месяцев рассматривала вопрос о прославлении праведной Матроны, тщательно изучала ее подвижническую жизнь, творимый ею ежедневный молитвенный подвиг, совершаемые ею прижизненные и посмертные чудеса. В это же самое время множество верующих по всей России молились о том, чтобы Матронушка была канонизирована как святая – и молитва эта была услышана Господом. Огромное народное почитание блаженной старицы было принято во внимание, и комиссия не нашла никаких препятствий для причисления Матроны Московской к лику местночтимых святых.

Накануне этого величайшего события уже с ночи люди шли к Покровскому монастырю, чтобы поклониться святым мощам. К утру 2 мая здесь стояла огромная очередь, огибающая весь Покровский собор. У многих в руках были цветы. Природа словно заранее подготовилась к празднику: в тот год раньше обычного зацвела черемуха, и ее пышные гроздья нарядно обрамляли монастырскую звонницу. И вот в 9 часов утра началось праздничное богослужение – его совершал Святейший Патриарх Всея Руси Алексий II. Затем в последний раз была вознесена молитва об упокоении рабы Божией Матроны, в последний раз провозглашалась ей вечная память – а после Его Святейшество огласил Определение о канонизации в лике местночтимых святых блаженной Матроны Московской, Никоновой Матроны Димитриевны.

Торжественно прозвучали слова Патриарха – и вот уже певчие впервые исполняют тропарь святой старице Матроне, и все присутствующие в храме подхватывают: «Величаем тя, святая праведная блаженная Матроно, и чтим святую память твою…»

Не всем хватило места в храме, множество людей остались за его стенами, где, несмотря на пасмурную и холодную погоду, слушали богослужение по радио. И еще одним чудом показалось то, что в полдень непроглядные тучи вдруг расступились, и из-за них показалось солнце…

После литургии Святейший Патриарх совершил первый молебен новопрославленной святой возле раки, где упокоились ее мощи. Затем Его Святейшество поздравил свою паству с прославлением в лике святых блаженной Матроны, которая, по его словам, «была и будет молитвенницей за наш многострадальный народ, за нашу Святую Церковь, за Отечество наше».

С того дня не кончается поток верующих, идущих в Покровский монастырь, чтобы поклониться блаженной святой Матроне Московской, попросить заступничества, помощи, поддержки в трудную минуту. И не кончаются творимые по ее молитвам чудеса.

После канонизации Матроны в лике местночтимых святых начали люди молиться теперь уже за то, чтобы была она прославлена в числе общецерковно почитаемых святых. И вот в октябре 2004 года это свершилось. Освященный Архиерейский

Собор Русской Православной Церкви вынес определение: «Причислить к лику общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской Православной Церкви блаженную Матрону Московскую (Никонову; 1881–1952; память 19 апреля/2 мая). Сообщить имена сей подвижницы Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения в их святцы».

В отличие от других святых, обретших святость трудом и подвижничеством, Матронушка была святой уже с рождения. И совершаемый на протяжении всей ее жизни подвиг смирения, терпения, молитвы и каждодневной помощи всем страждущим позволил лишь ярче воссиять венцу ее святости.

«Разговаривайте со мной, все горести свои поверяйте мне, я буду вас видеть и слышать, что душе вашей скажу, то и делайте», – говорила блаженная Матронушка перед смертью. И видит она, и слышит по сей день всех тех, кто приходит в Покровскую обитель, кто молится перед ее иконой и прикладывается к раке со святыми мощами. И день за днем непрестанно возносится тысячами голосов: «Святая праведная старице Матроно, моли Бога о нас!»

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Фотография блаженной старицы Матроны. Матрона Дмитриевна Никонова. 1881г. — 2 мая 1952 г.

В 1925 году Матрона перебирается в Москву, в которой проживет до конца своих дней. В этом огромном столичном городе было множество несчастных, потерянных, отпавших от веры, духовно

Москва. Замоскворечье. Здесь, в старинных переулках у друзей и родственников, жила блаженная Матрона

больных людей с отравленным сознанием. Живя около трех десятилетий в Москве, она совершала то духовно-молитвенное служение, которое многих отвратило от гибели и привело ко спасению.
Москву блаженная очень любила, говорила, что «это святой город, сердце России». Оба брата Матроны, Михаил и Иван, вступили в партию, Михаил стал сельским активистом. Понятно, что присутствие в их доме блаженной, которая целыми днями принимала народ, делом и примером учила хранить веру православную, становилось для братьев невыносимым. Они опасались репрессий. Жалея их, а также стариков родителей (мать Матроны скончалась в 1945 году), матушка и переехала в Москву. Начались скитания по родным и знакомым, по домикам, квартирам, подвалам. Почти везде Матрона жила без прописки, несколько раз чудом избежала ареста. Вместе с ней жили и ухаживали за ней послушницы — хожалки.
Это был новый период ее подвижнической жизни. Она становится бездомной странницей. Порой ей приходилось жить у людей, относившихся к ней враждебно. С жильем в Москве было трудно, выбирать не приходилось.
З.В. Жданова рассказывала, какие лишения порой приходилось претерпевать блаженной: «Я приехала в Сокольники, где матушка

Сокольники. Москва. Церковь Тихона Задонского. В этом районе Москвы, в фанерном летнем домике, жила блаженная Матрона

часто жила в маленьком фанерном домике, отданном ей на время. Была глубокая осень. Я вошла в домик, а в домике — густой, сырой и промозглый пар, топится железная печка-буржуйка. Я подошла к матушке, а она лежит на кровати лицом к стене, повернуться ко мне не может, волосы примерзли к стене, еле отодрали. Я в ужасе сказала: “Матушка, да как же это? Ведь вы же знаете, что мы живем вдвоем с мамой, брат на фронте, отец в тюрьме и что с ним — неизвестно, а у нас — две комнаты в теплом доме, сорок восемь квадратных метров, отдельный вход; почему же вы не попросились к нам?” Матушка тяжело вздохнула и сказала: “Бог не велел, чтобы вы потом не пожалели”».
Жила Матрона до войны на Ульяновской улице у священника Василия, мужа ее послушницы Пелагеи, пока он был на свободе.

Москва. Николоямская (Ульяновская) улица. На этой улице, в доме священника о. Василия, жила блаженная Матрона

Жила на Пятницкой улице, в Сокольниках (в летней фанерной постройке), в Вишняковском переулке (в подвале у племянницы), жила также у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, гостила у племянника в Сергиевом Посаде (Загорске), в Царицыно. Дольше всего (с 1942 по 1949 год) она прожила на Арбате, в Староконюшенном переулке.Здесь в старинном деревянном

Москва. Староконюшенный переулок д.30. 1929 г. Здесь, в семье Ждановых, блаженная Матрона жила с 1942 по 1949 гг.

особняке, в 48-метровой комнате, жила односельчанка Матроны, Е.М. Жданова с дочерью Зинаидой. Именно в этой комнате три угла занимали иконы, сверху донизу. Перед иконами висели

Москва. Староконюшенный переулок. Здесь, в семье Ждановых, блаженная Матрона жила с 1942 по 1949 гг.

старинные лампады, на окнах — тяжелые дорогие занавески (до революции дом принадлежал мужу Ждановой, происходившему из богатой и знатной семьи).
Рассказывают, что некоторые места Матрона покидала спешно, духом предугадывая готовящиеся неприятности, всегда накануне прихода к ней милиции, так как жила без прописки. Времена были тяжелые, и люди боялись ее прописать. Тем она спасала от репрессий не только себя, но и приютивших ее хозяев.
Много раз Матрону хотели арестовать. Были арестованы и посажены в тюрьму (или сосланы) многие из ее ближних. Зинаида Жданова была осуждена как участница церковно-монархической группы.
Ксения Ивановна Сифарова рассказывала, что племянник Матроны Иван жил в Загорске. И вдруг она мысленно вызывает его к себе.

Сергиев Посад. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1923 г. В Сергиевом Посаде блаженная Матрона жила у племянника Ивана

Пришел он к своему начальнику и говорит: «Хочу у вас отпроситься, прямо не могу, надо мне к моей тете ехать». Он приехал, не зная, в чем дело. А Матрона ему говорит: «Давай, давай, перевези меня скорей в Загорск, к теще своей». Только они уехали, как пришла милиция. Много раз так было: только хотят ее арестовать, а она накануне уезжает.
Анна Филипповна Выборнова вспоминает такой случай. Однажды пришел милиционер забирать Матрону, а она ему и говорит: «Иди,

Святая блаженная Матрона пророчествует стражу об огне. Икона святая праведная блаженная Матрона Московская с житием

иди скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу.» Он послушался. Поехал домой, а у него жена от керогаза обгорела. Но он успел довезти ее до больницы. Приходит он на следующий день на работу, а у него спрашивают: «Ну что, слепую забрал?» А он отвечает: «Слепую я забирать никогда не буду. Если б слепая мне не сказала, я б жену потерял, а так я ее все-таки в больницу успел отвезти».
Живя в Москве, Матрона бывала в своей деревне — то вызовут ее по какому-то делу, то соскучится по дому, по матери.
Внешне жизнь ее текла однообразно: днем — прием людей, ночью — молитва. Подобно древним подвижникам, она никогда не

Фотография блаженной старицы Матроны. Матрона Дмитриевна Никонова. 1881г. — 2 мая 1952 г.

укладывалась спать по-настоящему, а дремала, лежа на боку, на кулачке. Так проходили годы.
Как-то в 1939 или 1940-м году Матрона сказала: «Вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется. Конечно, народу много погибнет, но наш русский народ победит».

Моление св. блж. Матроны перед образом Пресвятой Богородицы о спасении России. Икона святая праведная блаженная Матрона Московская с житием

В начале 1941 года двоюродная сестра З.В. Ждановой Ольга Носкова спрашивала у матушки совета, идти ли ей в отпуск (давали путевку, а ей не хотелось ехать отдыхать зимой). Матушка сказала: «Нужно идти в отпуск сейчас, потом долго-долго не будет отпусков. Будет война. Победа будет за нами. Москву враг не тронет, она только немного погорит. Из Москвы уезжать не надо».
Когда началась война, матушка просила всех приходящих к ней приносить ивовые ветки. Она их ломала на палочки одинаковой длины, очищала от коры и молилась. Ее ближние вспоминали, что пальцы ее были в ранках. Матрона могла духовно присутствовать в различных местах, для ее духовного взора пространства не существовало. Она часто говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает нашим воинам. Она передала всем, что в Тулу немцы не войдут. Ее пророчество оправдалось.
В день Матронушка принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил с лукавым намерением. Иные видели в матушке народную целительницу, которая в силах снять порчу или сглаз, но после общения с ней понимали, что перед ними Божий человек, и обращались к Церкви, к ее спасительным Таинствам. Помощь ее людям была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала.
Молитвы матушка читала всегда громко. Знавшие ее близко говорят о том, что молитвы эти были известные, читаемые в храме и дома: «Отче наш», «Да воскреснет Бог», девяностый псалом,
«Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти» (из утренних молитв). Она подчеркивала, что помогает не сама, а Бог по ее молитвам: «Что, Матронушка — Бог, что ли? Бог помогает!» — отвечает она Ксении Гавриловне Потаповой на просьбу помочь ей.
Исцеляя недужных, матушка требовала от них веры в Бога и исправления греховной жизни. Так, одну посетительницу она спрашивает, верует ли она, что Господь силен ее исцелить. Другой, заболевшей падучей болезнью, велит не пропускать ни одной воскресной службы, на каждой исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн. Живущих в гражданском браке она благословляет обязательно венчаться в церкви. Всем обязательно носить нательный крест.
С чем приходили к матушке люди? С обычными бедами: неизлечимая болезнь, пропажа, уход мужа из семьи, несчастная любовь, потеря работы, гонения со стороны начальства. С житейскими нуждами и вопросами. Выходить ли замуж? Менять ли место жительства или службы? Не меньше было болящих, одержимых разными недугами: кто-то внезапно занемог, кто-то ни с того, ни с сего начал лаять, у кого-то руки-ноги свело, кого-то преследуют галлюцинации. В народе таких людей называют «порчеными» колдунами, знахарями, чародеями. Это люди, которым, как говорят в народе, «сделали», которые подверглись особому демоническому воздействию.
Однажды четверо мужчин привели к Матроне старушку. Она

Св. блж. Матрона исцеляет бесноватую старицу. Икона святая праведная блаженная Матрона Московская с житием

махала руками, как ветряная мельница. Когда матушка отчитала ее, она ослабла и исцелилась.
Прасковья Сергеевна Аносова, часто посещавшая в психиатрической лечебнице своего брата, вспоминает: «Однажды, когда мы ехали к нему, с нами ехал мужчина с женой — дочь из больницы выписывать. Обратно мы опять ехали вместе. Вдруг эта девушка (ей было 18 лет) начала лаять. Я и говорю ее маме: “Жаль мне вас, мы мимо Царицыно едем, давайте завезем дочку к Матронушке…” Отец этой девушки, генерал, сначала и слышать ничего не хотел, говорил, что все это выдумки. Но жена его настояла, и мы поехали к Матронушке… И вот стали девушку подводить к Матронушке, а она сделалась как

Св. блж. Матрона обращает неверную рабу ко Христу. Икона святая праведная блаженная Матрона Московская с житием

кол, руки как палки, потом стала на Матронушку плевать, вырывалась. Матрона говорит: “Оставьте ее, теперь она уже ничего не сделает”. Девушку отпустили. Она упала, стала биться и кружиться по полу, ее стало рвать кровью. А потом эта девушка уснула и проспала трое суток. За ней ухаживали. Когда она очнулась и увидела мать, то спросила: “Мама, где мы находимся?” Та ей отвечает: “Мы, дочка, находимся у прозорливого человека…” И все ей рассказала, что с ней было. И с этого времени девушка совершенно исцелилась».
З.В. Жданова рассказывает, что в 1946 году в их квартиру, где жила тогда Матрона, привели женщину, которая занимала высокое положение. У нее сошел с ума единственный сын, муж погиб на фронте, сама она, конечно, была безбожницей. Она ездила с больным сыном в Европу, но известные врачи помочь ему не смогли. «Я пришла к вам от отчаяния, — сказала она, — мне идти некуда». Матрона спросила: «Если Господь вылечит твоего сына, поверишь ли ты в Бога?» Женщина сказала: «Я не знаю, как это — верить». Тогда Матрона попросила воды и в присутствии несчастной матери стала громко читать над водой молитву. Подавая ей затем эту воду, блаженная сказала: «Поезжай сейчас в Кащенко (психиатрическая больница в Москве. — Прим, ред.), договорись с санитарами, чтобы они его крепко держали, когда будут выводить. Он будет биться, а ты постарайся плеснуть этой водой ему в глаза и обязательно попади в рот».
Зинаида Владимировна вспоминает: «Через некоторое время мы с братом стали свидетелями, как эта женщина вновь приехала к Матроне. Она на коленях благодарила матушку, говоря, что теперь сын здоров. А дело было так. Она приехала в больницу и все сделала, как матушка велела. Там был зал, куда с одной стороны барьера вывели ее сына, а она подошла с другой стороны. Пузырек с водой у нее был в кармане. Сын бился и кричал: “Мама, выброси то, что у тебя лежит в кармане, не мучай меня!” Ее поразило: откуда он узнал? Она быстро плеснула водой ему в глаза, попала в рот, вдруг он успокоился, глаза стали ясными, и он сказал: “Как хорошо!” Вскоре его выписали».
Часто Матрона накладывала руки на голову и говорила: «Ой, ой, сейчас я тебе крылышки подрежу, повоюй, повоюй пока!» «Ты кто такой?» — спросит, а в человеке вдруг зажужжит. Матушка опять скажет: «Ты кто?» — и еще сильнее зажужжит, а потом она помолится и промолвит: «Ну, повоевал комар, теперь хватит!» И человек уходит исцеленный.
Помогала Матрена и тем, у кого не ладилась семейная жизнь. Однажды к ней пришла женщина и рассказала, что ее замуж выдали не по любви и с мужем она плохо живет. Матрона ей отвечает: «А кто виноват? Виновата ты. Потому что у нас Господь глава, а Господь в мужском образе, и мужчине мы, женщины, должны подчиняться, ты должна венец сохранить до конца жизни своей. Виновата ты, что плохо с ним живешь…» Женщина эта послушала блаженную, и ее семейная жизнь наладилась.
«Матушка Матрона всю жизнь боролась за каждую приходящую к ней душу, — вспоминает Зинаида Жданова, — и одерживала победу. Она никогда не сетовала, не жаловалась на трудности своего подвига. Не могу себе простить, что ни разу не пожалела матушку, хотя и видела, как ей было трудно, как она болела за каждого из нас. Свет тех дней согревает до сих пор. В доме перед образами теплились лампады, любовь матушки и ее тишина окутывали душу. В доме были святость, покой, благодатное тепло. Шла война, а мы жили как на небе».
Какой запомнилась Матрона близким людям? С миниатюрными, словно детскими, короткими ручками и ножками. Сидящей, скрестив ножки, на кровати или сундуке. Пушистые волосы на прямой пробор. Крепко сомкнутые веки. Доброе светлое лицо. Ласковый голос.
Она утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняя крестным знамением, иногда шутила, порой строго обличала и наставляла. Она не была строгой, была терпима к человеческим немощам, сострадательна, тепла, участлива, всегда радостна, никогда не жаловалась на свои болезни и страдания. Матушка не проповедовала, не учительствовала. Давала конкретный совет, как поступить в той или иной ситуации, молилась и благославляла.
Она вообще была немногословна, кратко отвечала приходящим на вопросы. Остались некоторые ее наставления общего характера.
Матушка учила не осуждать ближних. Она говорила: » Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешана за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?» Матрона учила предавать себя в волю Божию. Жить с молитвой. Часто налагать на себя и окружающие предметы крестное знамение, ограждаясь тем самым от злой силы. Советовала чаще причащаться Святых Христовых Таин. «Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой, причащением частым… Перед иконами пусть горят лампады».
Учила также любить и прощать старых и немощных. «Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным нужно со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали и ни сделали».
Матронушка не позволяла придавать значения снам: «Не обращай на них внимания, сны бывают от лукавого — расстроить человека, опутать мыслями».
Матрона предостерегала не бегать по духовникам в поисках «старцев» или «прозорливцев». Бегая по разным отцам, говорила она, можно потерять духовную силу и правильное направление жизни.
Вот ее слова: «Мир лежит во зле и прелести, и прелесть — прельщение душ — будет явная, остерегайся». «Если идете к старцу или священнику за советом, молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный совет». Учила не интересоваться священниками и их жизнью. Желающим христианского совершенства советовала не выделяться внешне среди людей (черной одеждой и т.д.). Она учила терпению скорбей. З.В. Ждановой она говорила: «Ходи в храм и ни на кого не смотри, молись с закрытыми глазами или смотри на какой-нибудь образ, икону». Подобное наставление есть также у преподобного Серафима Саровского и других святых отцов. Вообще в наставлениях Матроны не было ничего, что шло бы вразрез со святоотеческим учением.
Матушка говорила, что краситься, то есть употреблять декоративную косметику — большой грех: человек портит и искажает образ естества человеческого, дополняет то, чего не дал Господь, создает поддельную красоту, это ведет к развращению.
Про девушек, которые уверовали в Бога, Матрона говорила: «Вам, девицам, Бог все простит, если будете преданы Богу. Кто себя обрекает не выходить замуж, та должна держаться до конца. Господь за это венец даст».
Матронушка говорила: «Враг подступает — надо обязательно молиться. Внезапная смерть бывает, если жить без молитвы. Враг у нас на левом плече сидит, а на правом — Ангел, и у каждого своя книга: в одну записываются наши грехи, в другую — добрые дела. Чаще креститесь! Крест — такой же замок, как на двери». Она наставляла не забывать крестить еду. «Силою Честнаго и Животворящаго Креста спасайтесь и защищайтесь!»
О колдунах матушка говорила: «Для того, кто вошел добровольно в союз с силой зла, занялся чародейством, выхода нет. Нельзя обращаться к бабкам, они одно вылечат, а душе повредят».
Матушка часто говорила близким, что сражается с колдунами, со злой силой, невидимо воюет с ними. Однажды пришел к ней благообразный старик, с бородой, степенный, пал перед ней на колени весь в слезах и говорит: «У меня умирает единственный сын». А матушка наклонилась к нему и тихо спросила: «А ты как ему сделал? На смерть или нет?» Он ответил: «На смерть». А матушка говорит: «Иди, иди от меня, незачем тебе ко мне приходить». После его ухода она сказала: «Колдуны Бога знают! Если бы вы так молились, как они, когда вымаливают у Бога прощение за свое зло!»
Матушка почитала покойного священника Валентина Амфитеатрова. Говорила, что он велик перед Богом и что на могилке своей он помогает страждущим, некоторых из своих посетителей посылала за песочком с его могилы.
Массовое отпадение людей от Церкви, воинствующее богоборчество, нарастание отчуждения и злобы между людьми, отвержение миллионами традиционной веры и греховная жизнь без покаяния привели многих к тяжким духовным последствиям. Матрона это хорошо понимала и чувствовала.
В дни демонстраций матушка просила всех не выходить на улицу, закрывать окна, форточки, двери — полчища демонов занимают все пространство, весь воздух и охватывают всех людей. (Может быть, блаженная Матрона, часто говорившая иносказательно, хотела напомнить о необходимости держать закрытыми от духов злобы «окна души» — так святые отцы называют человеческие чувства.)
З.В. Жданова спросила матушку: «Как же Господь допустил столько храмов закрыть и разрушить?» (Она имела в виду годы после революции.) А матушка отвечала: «На это воля Божия, сокращено количество храмов потому, что верующих будет мало и служить будет некому». — «Почему же никто не борется?» Она: «Народ под гипнозом, сам не свой, страшная сила вступила в действие… Эта сила существует в воздухе, проникает везде. Раньше болота и дремучие леса были местом обитания этой силы, потому что люди ходили в храмы, носили крест и дома были защищены образами, лампадами и освящением. Бесы пролетали мимо таких домов, а теперь бесами заселяются и люди по их неверию и отвержению от Бога».
Желая приоткрыть завесу над ее духовной жизнью, некоторые любопытные посетители старались подсмотреть, что Матрона делает по ночам. Одна девушка видела, что она всю ночь молилась и клала поклоны.
Живя у Ждановых в Староконюшенном переулке, Матронушка исповедовалась и причащалась у священника Димитрия из храма на

Москва. Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Блаженная Матрона причащалась в этом храме у священника о. Димитрия

Красной Пресне. Непрестанная молитва помогала блаженной Матроне нести крест служения людям, что было настоящим подвигом и мученичеством, высшим проявлением любви. Отчитывая бесноватых, молясь за каждого, разделяя людские скорби, матушка так уставала, что к концу дня не могла даже говорить с близкими и только тихо стонала, лежа на кулачке. Внутренняя, духовная жизнь блаженной все же осталась тайной даже для близких к ней людей, останется тайной и для остальных.
Не зная духовной жизни матушки, тем не менее люди не сомневались в ее святости, в том, что она была настоящей подвижницей. Подвиг Матроны заключался в великом терпении, идущем от чистоты сердца и горячей любви к Богу. Именно о таком терпении, которое будет спасать христиан в последние времена, пророчествовали святые отцы Церкви. Как настоящая подвижница, блаженная учила не словами, а всей своей жизнью. Слепая телесно, она учила и продолжает учить истинному духовному зрению. Не имевшая возможности ходить, она учила и учит идти по трудному пути спасения.
В своих воспоминаниях Зинаида Владимировна Жданова пишет: «Кто такая была Матронушка? Матушка была воплощенный Ангел-воитель, будто меч огненный был в ее руках для борьбы со злой силой. Она лечила молитвой, водой. Она была маленькая, как ребенок, все время полулежала на боку, на кулачке. Так и спала, по-настоящему никогда не ложилась. Когда принимала людей, садилась, скрестив ножки, две ручки вытянуты прямо над головой пришедшего в воздухе, наложит пальчики на голову стоящего перед ней на коленях человека, перекрестит, скажет главное, что надобно его душе, помолится.
Она жила, не имея своего угла, имущества, запасов. Кто пригласит, у того она и жила. Жила на приношения, которыми сама не могла распоряжаться. Была в послушании у злой Пелагеи, которая всем распоряжалась и раздавала все, что приносили матушке, своим родственникам. Без ее ведома матушка не могла ни пить, ни есть.
Матушка, казалось, знала все события наперед. Каждый день прожитой ею жизни — поток скорбей и печалей приходящих людей. Помощь больным, утешение и исцеление их. Исцелений по ее молитвам было много. Возьмет двумя руками голову плачущего, пожалеет, согреет святостью своей, и человек уходит окрыленный. А она, обессиленная, только вздыхает и молится ночи напролет. У нее на лбу была ямка от пальчиков, от частого крестного знамения. Крестилась она медленно, усердно, пальчики искали ямку…» Во время войны много было случаев, когда она отвечала приходившим на их вопросы — жив или нет. Кому-то скажет — жив, ждите. Кому-то — отпевать и поминать.
Можно предполагать, что к Матроне приезжали и те, кто искал духовного совета и руководства. О матушке знали многие московские священники, монахи Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. По неведомым судьбам Божиим не оказалось рядом с матушкой внимательного наблюдателя и ученика, способного приоткрыть завесу над ее духовным деланием и написать об этом в назидание потомкам.
Часто ездили к ней земляки из ее родных мест, тогда из всех окрестных деревень ей писали записочки, а она отвечала на них. Приезжали к ней и за двести, и за триста километров, а она знала имя человека. Бывали и москвичи, и приезжие из других городов, прослышавшие о прозорливой матушке. Люди разного возраста: и молодые, и старые, и люди средних лет. Кого-то она принимала, а кого-то нет. С некоторыми говорила притчами, с другими — простым языком.
Зинаида как-то пожаловалась матушке: «Матушка, нервы…» А она: «Какие нервы, вот ведь на войне и в тюрьме нет нервов… Надо владеть собой, терпеть».
Матушка наставляла, что лечиться нужно обязательно. Тело — домик, Богом данный, его нужно ремонтировать. Бог создал мир, травы лечебные, и пренебрегать этим нельзя.
Своим близким матушка сочувствовала: «Как мне вас жаль, доживете до последних времен. Жизнь будет хуже и хуже. Тяжкая. Придет время, когда перед вами положат крест и хлеб, и скажут — выбирайте!» «Мы выберем крест, — отвечали они, — а как же тогда можно жить будет?» — «А мы помолимся, возьмем земельки, скатаем шарики, помолимся Богу, съедим и сыты будем!» В другой раз она говорила, подбадривая в тяжелой ситуации, что не надо ничего бояться, как бы ни было страшно. «Возят дитя в саночках, и нет никакой заботы! Господь Сам все управит!» Матронушка часто повторяла: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!»
Последний земной приют Матронушка нашла на подмосковной станции Сходня (улица Курганная, дом 23), где поселилась у

Сходня. Окраина поселка

дальней родственницы, покинув комнату в Староконюшенном переулке. И сюда тоже потоком шли посетители и несли свои скорби. Лишь перед самой кончиной матушка, уже совсем слабая, ограничила прием. Но люди все равно шли, и некоторым она не могла отказать в помощи.

>Матрона Московская

Детство и юность

Родилась девочка в деревне Себино Епифанского уезда Тульской губернии. Ее родители – Наталья Никитична и Дмитрий Иванович Никоновы – жили небогато, на тот момент у них уже было трое детей. Поэтому, забеременев в четвертый раз, Наталья решила отдать ребенка в приют, так как понимала, что они не прокормят еще одного малыша.

Фотография Матроны Московской

Но перед родами женщине привиделся сон, в котором ей на грудь села птица с лицом человека, но без глаз. Утром Наталья Никитична расценила увиденное так, что бог им поможет, и передумала отдавать ребенка.

Этот сон оказался вещим – дочка родилась слепой, у нее отсутствовали глазницы, а веки были крепко затянуты. Родители сразу поняли, что девочка у них особенная. На груди у младенца они обнаружили выпуклость в форме креста. А во время крещения и вовсе произошло чудо: когда батюшка опустил девочку в купель, над ней поднялся столб ароматного тумана. Батюшка сразу же сказал, что ребенок свят.

Крещение Матроны Московской

Как рассказала мать Матроны, в младенчестве она даже по средам и пятницам отказывалась есть грудное молоко, будто соблюдала пост. В эти дни она в основном спала.

С местными детьми девочка общего языка не находила, они ее обзывали и обижали, могли и крапивой отстегать и даже столкнуть в канаву, после чего смеялись над тем, как слепая выбирается из нее. Поэтому Матрона проводила больше времени дома и в церкви Успения Божией Матери, которая стояла неподалеку.

Святой подвиг

В 8 лет девочка стала принимать людей – исцелять и предсказывать будущее. Сначала к ней приходили люди из деревни, просили о здоровье, ей удавалось молитвами поднимать лежачих больных. Девочка вымаливала облегчение скорбящим. Но за свою помощь денег Матрона не брала. В качестве благодарности ей приносили продукты. Так девочка стала кормилицей в семье.

Матрона Московска принимает посетителей

Вскоре о ней узнали во всей округе, и потянулся народ к ее дому со всех сторон. Будучи незрячей, Матрона многое видела и знала. Она описывала соборы и храмы, находившиеся за границей, их внутреннее убранство. Женщина была неграмотной, но могла «читать» название улиц и номера домов.

Видела она и будущее. Однажды девушка сказала матери, что грядет сильный пожар, но велела матери остаться, хотя сама сказала, что уйдет. В итоге уже на следующий день после разговора в деревне случился пожар, в котором сгорел не один дом, а вот жилище Никоновых не пострадало.

Вместе с дочерью местного помещика Лидией Яньковой Матрона много путешествовала, Лида брала ее с собой в паломнические поездки. Так они посетили многие святые места. Были они и в Киево-Печерской лавре, и Троице-Сергиевой лавре, также посетили и Кронштадтский собор, где встретилась Матрона с Иоанном Кронштадтским. Там он попросил расступиться прихожан и позвал к себе девушку, сказав, что это

«идет его смена – восьмой столп России».

В 17 лет у Матроны отказали ноги, девушка больше никогда не смогла ходить. Следующие 50 лет она прожила «сидячей». Она заранее предсказывала себе эту участь, но считала, что это воля Божья.

Икона Матроны Московской

Сохранилось предание о том, как однажды пришла к ней женщина и рассказала о парализованном муже, она слезно просила Матронушку помочь ему. Но святая сказала, что он должен сам к ней прийти. Женщина повторилась, мол муж ходить не может, как же он придет. На что Матрона ответила:

«Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет».

В итоге, полз он к ней 4 километра, а вышел от Матроны на своих ногах.

Матрона видела не только будущее конкретных людей, но и страны. Она предсказала трагические события 1917 года. Она говорила, что все будет разграблено и разорено, и храмы в том числе, все покинут свои земли. Эти события коснулись и саму Матрону.

Ее братья с наступлением власти большевиков стали убежденными коммунистами. Разумеется, православная сестра, к которой люди идут сплошным потоком, была для них «бельмом на глазу». Конечно, они боялись и за себя, что такое родство бросает на них тень.

Поэтому Матрона была вынуждена уехать из родной деревни. Вместе с Лидой Яньковой они отправились в Москву. Некоторые считают, что в этот момент исчезла сельская святая и родилась Матрона Московская. В столице Матрону ждали тяготы и опасности – гонения, доносы, отсутствие прописки.

Жилья у нее не было. Первое время жила, где придется. В одном из домов, где ей пришлось жить, было настолько холодно, что ее волосы примерзали к стене. Позже женщина обосновалась у односельчанки, а последние годы жизни жила у дальних родственников в Московской области.

Благодаря дару она всегда знала, когда придет в дом милиция. Но однажды, даже зная об их приходе, специально осталась в квартире. Когда пришел милиционер, она убедила его, что никуда от него бежать не собирается. А вот ему стоит поторопиться домой.

Как ни странно, он послушал Матрону, так как уже тогда многие были наслышаны о ее чудотворном даре. В итоге оказалось, что дом милиционера загорелся, и ему удалось спасти жену от огня. После случившегося он наотрез отказался арестовывать Матрону.

Ежедневно святая принимала посетителей – по 40 человек. А вот по ночам не спала, молилась перед иконами. О ее чудесах сохранилось немало историй. Она молилась на воду, которая исцеляла.

Икона Матроны Московской

Удивительно, что она помогала даже неверующим в Бога. Однажды к ней обратилась женщина, с ней был ее больной брат-атеист, который уже не верил в выздоровление. Но Матрона смогла его исцелить. При этом она отметила, что благодарить он должен сестру, которая искренне верит в силу и волю Бога.

Существует предание, что сам Иосиф Сталин обращался к Матроне. Об этом написано в книге Зинаиды Ждановой, которая жила несколько лет бок о бок с Матроной. Но некоторые данные из этой книги разнятся с данными, приведенными в каноническом житии святой.

Икона «Матрона и Сталин»

Согласно «преданию», Сталин спросил у нее о том, возьмут ли немцы Москву. Она ответила ему однозначно – победа будет за русским народом. И добавила, что из начальства один он и не выедет из столицы. Их встречу запечатлел художник-иконописец Илья Пивник на иконе «Матрона и Сталин». В 2008 году она была выставлена в Храме святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне.

Вскоре действия игумена Евстафия Жакова, который разместил икону в церкви, были осуждены. Некоторые даже обвинили его в сектантстве. В итоге он унес икону домой, а вскоре и вовсе попросил освободить его от должности настоятеля. Историки же считают эту встречу выдумкой.

Смерть

О своей смерти Матрона Московская знала заранее. Перед кончиной она попросила привести в дом батюшку. Священник удивился, когда увидел, что святая боится умирать.

Скончалась женщина 2 мая 1952 года. Похоронили святую на Даниловском кладбище в Москве. Об этом просила Матрона еще при жизни. Она хотела слышать службу, а именно там стоял действующий в те годы храм. Позже ее могила стала местом неофициального паломничества.

В 1998 году останки святой были эксгумированы, мощи перевезены в Данилов монастырь, а затем помещены в специальную серебряную гробницу в храме на территории Покровского женского монастыря.

2 мая 1999 года Матрона Московская была канонизирована как местночтимая святая Московской епархии. В октябре 2004 года состоялась ее общецерковная канонизация.

У святой три дня памяти: 2 мая – день ее смерти, 22 ноября – день ее рождения и 8 марта – обретение мощей святой Матроны Московской.

Очереди к святым мощам не иссякают. Люди хотят прикоснуться к ним не только в дни памяти. Просители исцеляются от тяжелых болезней, улаживают личную жизнь, рожают долгожданных детей, находят работу. У неугасимой лампадки около мощей святой масса золотых и серебряных украшений, которые жертвуют благодарные люди за чудеса, творимые Матроной Московской.

Матрона Московская. Закрытые очи Христа

На последнем заседании Священный Синод установил еще один день памяти святой блаженной Матроны Московской. О подвиге этой святой и иконописных параллелях размышляет Ольга Джарман.

Снимите с Креста и воздайте Ему тишину.
Впервые за долгие дни Одинокий остался один.
Предайте Его долгожданному темному сну,
чтоб смог от живых отдохнуть Человеческий Сын.

Молчание. Камни и звезды. Боль согнутых спин.
Вот горстка последних, замкнувшихся в скорби своей.
В крови и поту так тяжел Человеческий Сын,
распятый другими сынами из рода людей.

И даже земля запечатала ныне уста
у входа во гроб, где Он спит под покровом небес,
пока не взошла еще в наших сердцах простота
догадки о страшном созвучии — «крест» и «воскрес».

(Андрей Десницкий)

Матрона… Знатные римлянки носили этот титул — «матрона». Матроной была и мученица Перпетуя, оставившая свой дневник с описанием своего заключения перед казнью и своих видений, в которых ее укреплял Воскресший Христос…

Но прошли века, и в русских деревнях имя «Матрона» стало распространенным, и даже нарицательным, особенно когда кто-то из «образованных» хотел высмеять веру «простой и темной русской бабы».

…Матрона, девочка-птица, с человеческим лицом, с закрытыми глазами — что мы знаем о ней? Житие ее — такое же юродивое, как и жизнь ее. Да и кто бы мог написать о Матроне, кроме Матроны; кто бы мог написать о Перпетуе, кроме Перпетуи? Но Перпетуя, римская матрона, умела хорошо писать, а деревенская слепая девочка-птица — нет. Но обе они любили Христа до смерти.

«Что это за икона! Не бывает таких икон!» — часто я слышала мнение умных и грамотных людей, в том числе и моей покойной тетки, инокини Елизаветы, в прошлом — инженера-конструктора. — «Всегда должны быть открыты глаза!»

Есть такие иконы. С закрытыми глазами. В каждой церкви. Вы много раз видели их.

Это — Распятие.

Закрыты очи Христа. Он уснул смертным сном на Древе, чтобы разбудить род человеческий. А как же — мы? Как нам стоять перед Его смертью?

Сергей Фудель поведал как-то такую краткую, но полную глубины историю:

«В храм вошли два мальчика: одному лет шесть, другому меньше. Младший, очевидно, здесь еще не бывал, и старший водит его, как экскурсовод. Вот и Распятие. „А это чего?“ — замирает младший с широко открытыми глазами. Старший отвечает уверенно: „А это — за правду“».

Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся? (Рим. 6:3)

«Когда окрестились во Христа, тогда и умерли греху. Ибо, окрестившись во Христа, мы в смерть Его окрестились. Очевидно, что крещение в смерть Христову есть умертвие греху. Как же это так? Это объясняет значение и сила смерти Христовой. Умерши на кресте, Господь Спаситель грехи наши вознес на крест и стал очищением о гресех наших. В крестной смерти Господа — очистительная сила от грехов. Кто крестится, — погружается, — в смерть Христову, тот погружается в очистительную силу от греха. Сия сила в самом действии погружения снедает всякий грех, так что и следа его не остается.

Здесь бывает то же, как если бы кто приготовил такой химический состав, который, когда погрузят в него какое нечистое белье или платье, тотчас растворял и снедал бы всякую нечистоту: только погрузи в него, — и всякая нечистота будет снедена. Так и смерть Христова, как очистительная сила греха, снедает всякий грех, как только кто погружается в сию смерть крещением. В крещенном и следа греха не остается: он умер ему», — писал святитель Феофан Затворник в толковании на Послание к Римлянам.

Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись! (Гал.3:27)

Да, это поется на Литургии на «Пасху, Троицын день, в Рождество Христово, Богоявление, в субботу Лазареву и Великую»: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся!

Те, кто крестились во Христа, оделись во Христа. Христос стал их ризой, их хлебом, водою, светом — всем. Для тех, кто сошел в крещальную купель, она стала и гробом Христовым, он касается тайны Креста и гроба. Он касается великой тайны Церкви, совершаемой Одиноким, оставшимся во гробе Субботы…

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. (Рим.6:9)

Протоиерей Александр Шмеман писал:

«Как мы умираем подобием Христовой смерти? И как мы воскресаем подобием Его воскресения? И почему это — и только это — является условием вступления в новую жизнь в Нем и с Ним? Ответ на эти вопросы содержится в утверждении Самого Христа, что смерть Его — это смерть добровольная.

„…Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимет ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и властью имею опять принять ее“ (Ин. 10:17–18). Церковь учит нас, что, как безгрешный, Христос не был естественным образом подвержен смерти, что Он был полностью свободен от человеческой смертности, которая есть наша общая неизбежная судьба. Его смерть не была вынужденной. Следовательно, если Он все же умер, то только потому, что Он пожелал умереть, потому что таковы были Его выбор и решение. И именно добровольность Его смерти, смерти Бессмертного, превращает ее в смерть спасительную, наполняет ее спасительной силой, делает ее нашим спасением».

Смерть Христова. Смерть животворящая…

«Хотя я и умер, я жив!» — говорил в посмертном видении любящим его другой юродивый праведник-епископ и чудотворец двадцатого века, святитель Иоанн Сан-Францисский. «Я жива!» — говорила мать Мария, в видении друзьям своим, идя по полю средь колосьев.

Церковь Христова жива в каждой живой душе человеческой и открывается в ней во всей полноте.

«Великая Церковь есть всякая душа во всяком народе, уверовавшая во Христа», — писал священномученик Ириней Лионский. Каждый призван стать Церковью. Святым это удалось. И тайна Церкви, Церкви Христовой — на их, таких разных, ликах.

И на лике Богоматери «Всех радостей Радость», пред которой умер преподобный Серафим. На этой иконе изображен момент Благовещения и согласия Рабы Господней: Она готова принять смерть и побиение камнями за страшные тайны Бога. Она готова умереть, нося Его в сердце — под сердцем — Своим…

«Человек умер, (снова процитируем о. Александра и его замечательный труд „Водою и духом“) потому что он возжелал жизни для себя и в себе, потому что, другими словами, он возлюбил себя и свою жизнь больше, чем Бога, потому что он предпочел Богу нечто иное. Его желание есть истинное содержание греха, и поэтому — действительный корень его духовной смерти, ее „жало“. Но жизнь Христа целиком и полностью соткана из Его желания спасти человека, освободить его от смерти, в которую он сам превратил свою жизнь, вернуть его к той жизни, которую он утратил в грехе».

Главное в «Житии Матроны» — не «колдуны» и не другие мифологические рассказы женщин, а иное.

«Какой запомнилась Матрона близким людям? С миниатюрными, словно детскими, короткими ручками и ножками. Сидящей, скрестив ножки, на кровати или сундуке. Пушистые волосы на прямой пробор. Крепко сомкнутые веки. Доброе светлое лицо. Ласковый голос. Она утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением, иногда шутила, порой строго обличала и наставляла. Она не была строгой, была терпима к человеческим немощам, сострадательна, тепла, участлива, всегда радостна…»

То, что не так рельефно в Житии, что скрывается за разнообразными рассказами о чудесах — и словно отвлекает от Христа и Креста Его, и смущает некоторых — удивительно раскрылось в иконографии блаженной Матронушки. Закрытые очи — как у Христа, упокоившегося на Кресте. В Нем нет «ни мужеского пола, ни женского».

Так и блаженная Ксения, старшая сестра Матронушки, называлась мужским именем и ходила в мундире мужа по улицам столицы. Образ Церкви века восемнадцатого, нищей воительницы, всех обогащающей, раскрылся иначе во время гонений и возвращения столицы из Петербурга в Москву.

«Его желание спасти — это проявление той совершенной любви к Богу и человеку, того полного послушания Божией воле, отказ от которых привел человека к греху и смерти. И, таким образом, вся жизнь Христа истинно бессмертна. В ней нет смерти, потому что в ней нет желания иметь что-либо, кроме Бога, потому что вся Его жизнь — в Боге и в любви к Нему.

И поскольку Его желание умереть есть не что иное, как конечное выражение и исполнение Его любви и послушания, а Его смерть есть не что иное, как любовь и желание разрушить одиночество человека, его отделенность от жизни, тьму и отчаяние смерти, поскольку она есть любовь к тем, кто смертен, — в Его смерти „смерти“ нет. Его смерть, будучи высшим проявлением любви как жизни и жизни как любви, отнимает у смерти ее жало греха и поистине разрушает смерть как воплощение власти сатаны и греха над миром» (прот. Александр Шмеман).

Но не все ли мы призваны — «один так, другой иначе»(1 Кор. 7:7) осуществить эту причастность смерти Христовой Животворящей, от купели крещения и до Чаши, и до самой смерти — реальной настоящей смерти нашей, когда для нас наступит наш, личный «конец света»? О, Христе, будь нам Светом Ты — и тогда и всегда!

«Он не уничтожает и не разрушает физическую смерть, поскольку Он не уничтожает этот мир, частью которого она является и в котором выступает принципом жизни и даже роста. Но Он делает несравненно больше. Отняв жало греха у смерти, уничтожив смерть как духовную реальность, наполнив ее Собою, Своей любовью и жизнью, Он превращает ее, бывшую самой реальностью отчуждения и извращения жизни, в сияющий и радостный „переход“ — Пасху», — пишет отец Александр Шмеман.

Тайна Церкви — есть тайна Христа, и она светится на лицах познавших ее, и отражается в иконах. Так, именно так — погружением в смерть Христову в страшную годину двадцатого века жила Церковь, снова проживая опыт мартирии, к которой причастна была римская матрона Перпетуя. И это знаменуют закрытые очи девочки-птицы Матронушки.

Таков образ Церкви века двадцатого. Мученики и исповедники, все святые Его, известные и безвестные — спогреблись с Ним, Христом, Крещением в смерть. Навсегда. И как мало значат перед этой тайной легендарные рассказы и просто бабьи сплетни! Матронушка — та, что умерла со Христом. Та, что погрузилась в животворящую смерть Христову.

…А он в Гефсимании. Тени уснувших олив
ложатся апостолам на неумелые плечи…
Оливковым маслом салат оливье зарядив,
окончат домашние хлопоты в пасмурный вечер.

И только бы тут им очнуться — под факельный свет,
под эти багровые отблески будущей Крови…
И просто понять, что иного у нас уже нет,
и смерти нет места, и жизни нет больше условий.

Как счастливы, Господи — мы родились не тогда,
не мы променяли Тебя на пустые заботы,
и нам не досталось стоять у подножья Креста,
и нам не осталось слепой и безумной работы —

от крови и пота омыть то, что было Тобой,
и не умереть от потери последнего чуда…
На землю приходит Страстная. И с ней, вразнобой:
заботы — отсюда, и ужас потери — оттуда.

Нам только бы каменный взор оторвать от земли
и встретиться с болью живой, а не с собственной ложью,
чтоб всё позабыв, мы бы заново нынче смогли
стоять у Креста, раз взойти на него невозможно.

(Андрей Десницкий)

«Почему на вашей иконе Матрона Московская с открытыми глазами?»

На одних иконах святая блаженная Матрона Московская изображается с открытыми глазами, на других – с закрытыми. И то, и то – правильно.

В основе написания икон всегда лежит канон, но с недавно прославленными святыми (XX в.) дело обстоит сложнее. Четко сложившейся иконографии пока нет. Зато часто имеются фотографии, сделанные при жизни святых.

Святая блаженная Матрона канонизирована в 1999 году как местночтимая, в 2004 году состоялось общецерковное прославление.

Сложившийся, традиционный, узнаваемый (и любимый многими) образ святой Матроны – с опущенными веками. Известно, что святая родилась незрячей, у неё не было глазных яблок, что подтверждают прижизненных фотографии святой.

В то же время икона – это не портрет. От иконы не требуется фотографической точности. Через образ, отображенный на иконе, мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни.

Святой на иконе изображается в преображенном состоянии, в том числе и без прижизненных болезней. Именно поэтому иконы пишут, не делая акцент на физических недостатках.

Очевидно, что после подвига в пустыне святая Мария Египетская не могла выглядеть так, как ее изображают на живописных иконах. Известно, что святой преподобный Серафим Саровский был сгорбленным, а на иконах он изображается слегка согбенным, не более.

Поэтому в иконографии святой блаженной Матроны Московской сложились две традиции изображения – с открытыми и с закрытыми глазами. Решение принимает или настоятель храма, или духовник лица, заказавшего икону. И смущаться «неправильными» образами не надо.

Просмотров: 2 223

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *