Мария египетская житие

Мария Египетская полностью осознав свою вину, поняла, насколько сильно согрешила перед Богом

Родилась Мария Египетская в 5 веке. В 12 лет она, будучи свободной от присмотра родителей сбежала из дома. После чего отправилась в столицу Александрию. Она была очень молода и красива и этим сильно привлекала мужчин.

В это время она сильно увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели. Именно так проводила она свою жизнь в грехах, пока Господь не остановил ее.

Однажды Мария присоединилась к группе паломников, которые направлялись на поклонение к Честному Кресту Господню. Но у Марии были совсем другие мысли. Всю дорогу до Иерусалима она занималась соблазнением этих людей.

Сойдя на берег возле храма, где находился гроб Господень, она пошла вместе со всеми. Но какая-то невидимая сила остановила ее и не дала зайти в храм Божий.

Храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Сюда не смогла войти Мария Египетская, потому что на ней было много грехов. Именно после того, как она это осознала — покаялась

Она снова попыталась войти, а потом снова и снова. Но путь ей был закрыт. Именно так произошел переворот в жизни грешницы.

Из-за той грешной жизни, которую она вела, она не смогла войти в святое место. Мария стала раскаиваться и просила Бога простить ее.

Над воротами весела икона Божией Матери с младенцем. Мария со слезами усердно просила простить ее, обещала, что не будет больше вести такую жизнь. И только после этого она смогла переступить порог и войти в храм.

Именно с этого дня начался ее путь к святости. Мария исповедалась в своих грехах и причастилась. После ею было принято решение отправиться в пустыню Иордан.

По дороге в пустыню, ей встретился странник, который дал ей пару копеечек. На них она купила три хлеба. Чудесным образом питалась ими очень долгие годы в пустыне.

Старец Зосима — первый человек за полвека, с которым встретилась преподобная Мария в пустыне

Однажды в келье молился иеромонах Зосима. И подумал, не он ли лучший инок своего времени. В ответ явился ему Ангел и повелел идти в обитель, находящейся на берегу Иордана. Там он встретит подвижников, которые превосходят его в строгости жизни.

Он знал, что многие живут очень строго, особенно в монастырях. Есть те, которые во время Великого Поста без еды и воды уходят в пустыню на несколько месяцев.

Зосима отправился туда, куда указал ему Ангел. Почти три недели он шел по безлюдной пустыне. И однажды во время молитвы заметил, чью то тень.

Три недели Зосима ходил по пустыне, прежде чем встретил Марию

Когда он обернулся, увидел кого-то очень странного. Тело этого человека сильно исхудало, а кости были обтянуты тонкой кожей. Кожа сильно почернела на солнце, что говорило о том, что человек провел слишком много времени в пустыне.

Зосима догадался, что это тот самый подвижник и начал подходить к нему ближе. Но Мария увидев его, бросилась бежать.

После из разговора с преподобной Зосима узнал обо всей ее жизни. Попросив ее помолиться, он увидел, как она поднялась над землей, и всё время молитвы стояла в воздухе. Это было первое чудо, которое увидел инок.

Рассказывая о своей жизни, она очень много раз цитировала Библию, хотя совсем ее не знала. Когда они расставались, преподобная Мария попросила старца ровно через год причастить ее.

При следующей их встрече Зосима вновь увидел чудо. Он ждал ее около реки Иордан, когда из пустыни вышла Мария. По воде она шла, не утопая, просто шла. Они вместе помолились, и Мария причастилась Святых Христовый Тайн.

Старец Зосима был единственным человеком, с которым виделась святая. Именно он дал ей часть своей одежды прикрыть наготу и именно он принес причастие, когда Мария стала святой.

Мария Египетская умерла, и мощи ее были нетленны. Зосима увидел её во Время Великого поста и похоронил в пустыне

Когда Зосима пришел в назначенное время, он увидел бездыханное тело Марии лежащей на песке. Её мощи были нетленны. Возле ее головы лежала надпись, где была указана дата ее кончины, и просьба похоронить её в пустыне.

Так и закончилась история жизни Марии Египетской. После возвращения старца в монастырь именно он и поведал о той жизни, которой прожила Святая Мария.

Как оказалось, что человек преображенный святостью, смог повелевать материей и пространством.

Почти 200 лет житие Марии Египетской передавалось из уст в уста. Только в 7 веке, преподобный Софроний Иерусалимский его записал.

1 апреля день памяти преподобной Марии Египетской

День памяти 1 (14 по старому стилю) апреля. Православная церковь очень почитает преподобную Мати. Памяти этой святой посвящена целая неделя Великого поста.

В Иерусалиме рядом с храмом Гроба Господня, построена часовня святой Марии Египетской. На том месте, где произошло ее чудесное покаяние, изменившую ее дальнейшую жизнь навсегда.

Во многих местах построены храмы в честь Марии Египетской. Например, Храм в Оптине Пустыни в Козельской области

Мария Египетская стала для всех людей образцом смирения и Божией благодати. Поэтому очень часто люди просят помощи заступлении

Для того чтобы помолиться может использоваться простая икона преподобной Марии Египетской, где она изображается на однотонном фоне с нимбом и крестом в руках

Если задаться вопросом, в чем помогает, и о чем молятся люди Святой Марии, то ответ станет очевидным. Она помогает, когда следует отвергнуть блудную страсть, а также поможет встать на путь праведный и чистый.

Будет правильным молиться матерям, прося помощи в наставлении детей на путь веры и правды. Девочкам молиться о даровании скромности и целомудрия.

Важный шаг иметь покой в своей душе и постепенно стараться избавляться от чувства вины. Это очень тяжело, но в этом, всем просящим помощи, поможет преподобная Мария.

Собор Санта-Мария-дель-Фьори где хранятся мощи Марии Египетской

Её мощи, находится в главном католическом соборе в городе Флоренция. Собор называется Санта-Мария-дель-Фьори. Все желающие, просящие помощи у Марии Египетской могут приложиться к её святым мощам.

Молитва Марии Египетской

О, вели́кая Христо́ва уго́днице преподо́бная Мари́е! На Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́щи, на земли́ же ду́хом любве́ с на́ми пребыва́ющи, име́ющи дерзнове́ние ко Го́споду, моли́ спасти́ рабы́ Его́, к тебе́ с любо́вию притека́ющыя.

Испроси́ нам у Великоми́лостиваго Влады́ки и Го́спода ве́ры непоро́чное соблюде́ние, градо́в и ве́сей на́ших утвержде́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, скорбя́щым утеше́ние, неду́гующым — исцеле́ние, па́дшим — возста́ние, заблу́ждшим — укрепле́ние, в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, сирота́м и вдови́цам — заступле́ние и отше́дшим от сего́ жития́ — ве́чное упокое́ние, всем же нам в день Стра́шного Суда́ одесну́ю страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный глас Судии́ Моего́ услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра, и та́мо пребыва́ния во ве́ки получи́ти. Ами́нь.

Мария Египетская

У этого термина существуют и другие значения, см. Мария (имя).

Мария Египетская


«Святая Мария Египетская со сценами жития»
(икона XVIII века)

Рождение

середина V века

  • Александрия, Диоцез Восток, Преторианская префектура Востока, Римская империя

Смерть

522

  • Палестина

Почитается

в Православии, Католицизме, Англиканстве

В лике

преподобных

День памяти

В Православной церкви — 1 апреля (14 апреля) и в пятую неделю (воскресение) Великого поста, в Католической церкви — 3 апреля

Покровительница

кающихся и борющихся с плотской страстью

Категория на Викискладе

Преподобная Мари́я Еги́петская (в старообрядческом написании — Ма́рия Еги́птяныня; ? — 522 год) — христианская святая, считается покровительницей кающихся женщин. Память совершается в Православной церкви 1 апреля (14 апреля) и в пятую неделю (воскресение) Великого поста, в Католической церкви — 3 апреля. Мария Египетская почитается также Англиканской церковью.

Первое житие преподобной Марии было написано Софронием Иерусалимским, а канон — Симеоном Метафрастом. Многие из мотивов жития Марии Египетской оказались перенесены в средневековых легендах на Марию Магдалину.

Марии Египетской посвящено множество храмов, в храме Гроба Господня в Иерусалиме есть часовня в честь святой Марии Египетской, построенная на месте её обращения.

Жизнеописание

Мария родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей. Более семнадцати лет предавалась она этому занятию Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату». В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей: «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».

Мария Египетская
(картина Хосе Риберы)

Послушав этого повеления, Мария приняла причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. Первые 17 лет Марию преследовали блудные страсти и воспоминания о прошлой жизни:

Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слёзы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню.

После этих многолетних искушений страсти оставили её, закончилась пища, взятая из Иерусалима, а одежда истлела от ветхости, но, как повествует её житие, «с того времени… сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело».

Встречи с Аввой Зосимой:

Старец Зосима даёт гиматий Марии Магдалине. Фреска Джотто в капелле Магдалины нижней базилики Сан-Франческо в Ассизи, 1320-е. Практически весь фресковый цикл этой капеллы после Воскресения Иисуса заимствует сюжеты из жизни Марии Египетской, наделяя ими житие Магдалины

  • Первая встреча

Единственным человеком, который увидел Марию после её ухода в пустыню, стал иеромонах Зосима. Он, следуя уставу Иорданского монастыря, удалился на время Великого поста в пустыню для поста и молитвы. Там он и встретил Марию, которой отдал половину своего гиматия, чтобы она прикрыла свою наготу. Он увидел, как во время молитвы она поднялась на локоть от земли и цитировала чудесным образом узнанные ею тексты Писания. Исполненный благоговения Зосима попросил Марию рассказать ему о своей жизни. Рассказав ему всё, Мария попросила Зосиму через год вернуться и причастить её, однако сказала не переходить Иордан, а ждать её на другом берегу.

  • Вторая встреча

Через год, как и сказала Мария, Зосима из-за болезни не смог, следуя монастырскому уставу, покинуть монастырь и только в Великий четверг, взяв Святые Дары, пошёл на берег Иордана. Там он увидел идущую по другому берегу Марию и думал, как она сможет перейти реку, не имея лодки, но Мария пошла по воде, как по суше, и подошла к изумлённому Зосиме, который причастил её. Мария попросила Зосиму через год прийти на первое место их встречи, а потом опять перешла по воде через Иордан и удалилась в пустыню.

«Святая Мария Египетская с житием». Икона. (в центре погребение святой аввой Зосимой)

  • Третья встреча — погребение преподобной Марии

По просьбе Марии Зосима возвратился ровно через год на место их первой встречи и увидел тело святой, лежавшее на песке, а рядом надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн». Зосима понял, что после того как год назад он причастил преподобную, она чудом перенеслась в это место, куда он шёл 20 дней, и умерла. Не зная, как вырыть могилу, он увидел рядом льва, которому сказал: «Великая подвижница повелела мне погрести её тело, но я стар и не могу выкопать могилы; нет у меня и орудия для копания, а обитель далеко, не могу скоро принести его оттуда. Выкопай же ты когтями своими могилу, и я погребу тело преподобной». Лев исполнил повеление Зосимы, и тело преподобной Марии Египетской было погребено в песках.

Вернувшись в монастырь, Зосима рассказал другим монахам о подвижнице, многие годы жившей в пустыне. Это предание передавалось в устной форме до тех пор, пока не было записано в VII веке Софронием Иерусалимским.

Христианское вероучение рассматривает пример Марии Египетской как образец совершенного покаяния. Считается, что по молитвам к преподобной Марии верующие могут избавляться от блудной страсти.

Богослужебное почитание Марии Египетской

«Святые Андрей Критский и Мария Египетская». Икона
«Святые Мария Египетская и Алексий, человек Божий»
(икона работы царских изографов, XVII век)

«Мариино стояние»

Православное богослужение утрени четверга пятой седмицы Великого поста получило в народе название «Мари́ино или Ма́рьино стояние» (в некоторых областях Украины носит название «Андреево стояние») — за этой службой читают житие преподобной Марии, которое разделяется пением Великого канона Андрея Критского, к концу каждой песни которого добавляются тропари соответствующей песни канона преподобной Марии Египетской. Тропари канона преподобной добавляются также к Покаянному канону Андрея Критского в среду и четверг первой седмицы Великого поста. Согласно Уставу на каждый тропарь канона положено совершать по три «метания» (крестные знамения с небольшим поклонением). Из-за этого в прежние времена можно было услышать: «Идём на поклоны». Так как канон Андрея Критского чрезвычайно важен именно в качестве Покаянного, то его сочетание с чтением жития преподобной Марии, почитаемой церковью как образец истинного покаяния, является для верующих одним из этапов подготовки к Страстной неделе.

Служба очень продолжительна и особенно величественно проходит у старообрядцев, которые во время семичасового непрерывного богослужения совершают около тысячи земных поклонов, поскольку старообрядцами на практике выполняются уставные указания о земных поклонах (старообрядцы понимают «метания» как земные поклоны) во время богослужения.

Православные молитвы

Тропарь (восьмой глас): В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Тем же и со ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

Кондак (третий глас): Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, Ангельское жительство подражающи, демоны Креста оружием погубляет. Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная.

Кондак (четвёртый глас): Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего всенепорочную и святую Матерь, молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.

Молитва: О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос, Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

В искусстве

В западноевропейском искусстве изображений Марии Египетской практически нет, так как большинство художников направляло свою энергию на изображение Марии Магдалины по тем же сюжетам. Обратная ситуация в иконописи — в то время, как тип икон Магдалины практически не разработан, Марию Египетскую (как отшельницу, в рубище) изображали охотно, как одну, с житием, так и вместе с другими святыми.

В русской иконописи середины — второй половины XVII века получили распространение патрональные иконы с изображением святых Марии Египетской и Алексия, человека Божия — небесных покровителей царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Милославской. Милославская считала её своей небесной покровительницей, и культ Марии стал более важным в период её жизни. Единственным храмом преподобной Марии в Москве в XVII веке была церковь на Сретенке. «С 1648 года празднование 1 апреля в честь святой Марии в Сретенском монастыре приобретает характер государственного праздника, на который съезжаются бояре, митрополиты, приходит торжественным выходом из Кремля патриарх. В 1668 году патриарх Иоасаф II поздравлял царицу в Сретенской обители: „Марта 31-го, святейший патриарх ходил в Стретенский монастырь, что на Устретенке, к вечерне и к молебну для празднества преподобной Марии Египецкия и для имянин государыни царицы и великой княгини Марьи Ильиничны, и на монастыре и идучи дорогою роздано нищим и бедным милостины 3 руб(ля)“. В 1651—1652 годах Алексей Михайлович и Мария Ильинична вложили в Сретенскую обитель икону „Святые Алексий, человек Божий, и Мария Египетская“ для местного ряда иконостаса собора. С царицей Марией Ильиничной связан также так называемый Мариинский колокол, изготовленный для церкви преподобной Марии Египетской в 1668 году. Торжественное почитание святой Марии Египетской в Сретенском монастыре как покровительницы царского рода Романовых-Милославских продолжалось и после смерти Марии Ильиничны (в 1669 году) вплоть до кончины царя Иоанна Алексеевича 29 января 1696 года».

> См. также

  • Марья — зажги снега

Примечания

  1. Не Ма́рья.
  2. 1 2 3 4 Полный православный богословский энциклопедический словарьместо = СПб.. — Изд-во П. П. Сойкина, 1912. — Т. II. — С. 1555.
  3. Мария Египетская (недоступная ссылка). Дата обращения 19 ноября 2015. Архивировано 19 ноября 2015 года.
  4. Большой путеводитель по Библии / пер. изд. Дрёмер Кнаур, Мюнхен. — М., 1993. — С. 289.
  5. Мария Египетская. Православие.ру.
  6. Здесь и далее цитаты из жития Марии Египетской в изложении Димитрия Ростовского.
  7. Творим же на кийждо тропарь метания 3 — Типикон, последование Великого Повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста и утрени в четверг пятой седмицы поста.
  8. В современной богослужебной практике РПЦ уставные указания о поклонах выполняются не во всех приходах и монастырях.
  9. Тысяча поклонов староверов // Челябинский рабочий. — 05.04.2001.
  10. Сайт «Молитвослов»
  11. Молитвы святой преподобной Марии Египетской
  12. А. В. Муравьёв, А. А. Турилов, А. Ю. Никифорова, T. B. Толстая. Алексий, человек Божий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 8—12. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  13. Святыни Сретенского монастыря

Мария Египетская в Викитеке

Мария Египетская на Викискладе

Преподобная Мария Египетская. Жизнеописание

Преподобная Мария родилась в Египте в середине V века.

«Тайну цареву добро есть таити, а дела Божия проповедати преславно есть» (1), — так начинает свое повествование св. патриарх Иеросалимский Софроний Премудрый (11/III, 638-644), рассказывая о жизни и подвигах преподобной Марии Египтяныни — одной из самых известных христианских пустынножительниц.

«Никтоже ми от вас не неверуй слышав писания сия, и не мни мене гордящася, дивяся чюдеси сему великому. Не буди ми лгати на святыя; аще ли же суть неции чтущии книги сия, и высоте словеси дивящеся, и не хотяще веровати, буди им милость Господня. Тии бо немощь человеческую помышляюще неприятна творят нами глаголемая о человецех» (2).

В повествовании о житии преп. Марии встречаются многие вещи, далеко превосходящие человеческую природу, но, как известно из Евангелия, для святых чудотворцев, при помощи Божьей, нет ничего невозможного: так, преодолевши своего ветхого человека, они жили подобно бесплотным ангелам уже здесь, на земле. Свт. Софроний упоминает о целом монастыре таких подвижников, из числа которых был преп. старец Зосима (460-560 гг.), случайно обнаруживший египетскую отшельницу, упражняясь в сугубых молитвенных подвигах во времена Великого поста.

Сам Зосима от детства своего пребывал в иноческой обители и никогда не приобщался к мирским занятиям. Достигнув определенной степени духовного совершенства, он стал помышлять в себе, есть ли иные делатели, которые были бы выше его в добродетелях. Тогда Ангел Господень открыл ему в пустыни Иорданской один такой монастырь, насельники которого отличались особенной строгостью жизни в духовных подвигах. Здесь, по обычаю, в начале Великого поста все иноки расходились в уединение и пребывали так до Цветоносного воскресенья, когда возвращались обратно, чтобы подоспеть к праздничному церковному богослужению.

В пустыне Иорданской, где пребывали преподобные отшельники, невозможно было встретить не только человека, но даже и диких зверей или птиц. Поэтому, заметив издали фигуру отшельницы, старец Зосима одновременно и обрадовался, и испугался, смущаемый помыслом о мнимости видения. Была она «нага телом, и черна видением, от солнечнаго горения. Власы же имяше на главе белы, аки волна, и кратки яко точию до выи досяжущя» (3). Но преподобная, взяв у старца половину ветхой ризы для прикрытия наготы телесной, поспешила успокоить его и осенила себя крестным знамением. Зосима все больше дивился и благодарил Бога за это чудесное знакомство. Так, Мария показала себя прозорливицей, ибо без труда назвала незнакомого ей старца и по имени и по сану (св. Зосима был иереем), когда же стала молиться, то, словно бестелесная, вознеслась она на целый локоть от земли и цитировала чудесным образом узнанные ею тексты Писания. Но на все расспросы о своей жизни пустынница отвечала, что она — великая грешница, преисполненная всякого беззакония, о котором ужасно будет и поведать, и послушать.

Умоляемая старцем, Мария стала рассказывать, что, будучи всего только двенадцати лет от роду, тайно покинула она родительский дом и поселилась в Александрии. Здесь, совсем еще юная и неопытная, она всецело предалась порочной жизни и плотским удовольствиям. Около семнадцати лет провела Мария таким образом, хотя жила тогда очень бедно и зарабатывала от рукоделья:

«Седмь надесять лет и боле сотворих, всем невозбранно дающи тело мое, и ни от кого же мзды приемлющи: тако ми истина, и хотящим ми даяти возбранях. Се же умыслих, да множайшыя приобрящу, приходити ко мне туне, и скончевати желание мое. Не мни же мене яко богата бых и не взимах: в нищете бо живях, аще и многажды изгребии прядох, желание же имях не сытно и не удержанно рачение, всегда в тимении валятися. Тожде мнях и жизнь, еже всегда творити хотение телесное» (4).

Однажды во время жатвы Мария увидела, как множество народа из Египта и Ливии стекалось на морскую пристань к кораблю, плывшему во Иеросалим на Праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня. Тут и она решила отправиться вместе со всеми, но очень легкомысленно: ради развлечения и новых встреч. Так, и на корабле, и в самом Иеросалиме Мария не отставала еще от своего обычая, но пребывала в прежней беспечности и греховных утехах. В глубоком смирении исповедовалась она теперь о том преподобному старцу, ничего не скрывая из пережитого:

«Какоже ти прочее исповем отче; или кий язык изречет; или который слух вонмет, бывшая злая дела моя, на пути и в корабли, якоже и не хотящим тем, аз же окаянная нуждах я, безстудный образ творити любодеяния, изрицаемый же и неизрицаемый, ему же бых окаянным делом учительница. Ими ми веру отче, дивлюся како стерпе море любодеяние мое. Како ли не раздвиже земля уст своих, и живы мене не сведе во ад прельстившия толико душ. Но мню яко покаяния моего Бог искаше, не хощет бо смерти грешником, но ожидая с долготерпением покаяния моего» (5).

Когда наступило время великоторжественного праздника, Мария вместе с множеством народа поспешила в церковь на поклонение Кресту. И тут в первый раз за все минувшие годы она вдруг увидела и поняла, насколько греховно и пагубно нынешнее ее состояние: невидимая сила Божья не допускала ее пройти вовнутрь и стать на святом месте. Все люди шли и продвигались вперед, Мария же оставалась в притворе и пыталась протиснуться с ними, но как только нога ее касалась церковного порога, она снова оказывалась позади, смущенная и растерянная. Так продолжалось три или четыре раза. Тогда Мария, уразумевши, что это Десница Свыше наказывает ее за грехи, обратилась к иконе Пречистой Богородицы со словами самого искреннего раскаяния и с сокрушением сердца:

«Отшедши стах во угле притвора церковнаго, и едва некогда приидох в чювство, что ради быть ми возбранение Животворящаго Креста. Коснубося Сын Слово очию сердца моего, и показа ми, яко тимения ради дел моих, возбраняет ми вход. И начах убо плакатися и рыдати, и в перси бити, воздыхание из глубины сердца износящи. Плачющижеся на месте, на нем же стоях, и возревши пред ся, и видех икону Пресвятыя Богородицы стоящю, и рекох к Ней, не уклонно зрящи: «О Дево Владычице, Родившая плотию Бога Слова. Веде убо веде, яко несть боголепно ни угодно мне скверней блуднице, на честную икону Твою Присно Девыя Марии зрети. Праведно убо есть мне блуднице, ненавидиме быти Твоею чистотою, и мерзети пред Тобою. Но обаче слышах, яко сего ради Бог человек бысть, Его же родила еси, да призовет грешники на покаяние, помози мне единой, не имущей никоея же помощи; повели, да не ослабно ми будет вхождение церковное… Ты ми буди и Поручница довольна, к Рожденному ис Тебе, яко уже к тому плоти сея не имам осквернити, никоею же скверною плотскою. Но егда узрю Древо Христа Сына Твоего, мира сего отрекуся и абие тогда изыду, аможе Ты Поручница наставиши мя» (6).

Так, смиренно укоряя себя, Мария сподобилась, наконец, невозбранно поклониться Животворящему Кресту Господню. Возвратившись обратно в притвор к иконе Богоматери, она припала к Ней с радостью и страхом, моля Пресвятую Деву быть ей отныне Учителем во спасение. И Пречистая Богородица не презрела сердечного ее прошения, но был от иконы ответный глас: «Аще Иордан прейдеши, добр покой обрящеши» (7). Поблагодарив еще раз со слезами Всемилостивую Богоматерь и причастившись Св. Таин, Мария отправилась ко Иордану. Там нашла она для себя небольшую лодку и, перебравшись на противоположный берег, пребывала в глубине пустыни, никогда не видя, до сей поры, лица человеческого. Единственным человеком, который увидел Марию после ее ухода в пустыню, стал инок Зосима.

Далее Мария поведала старцу, что испытала она, уже сорок семь лет подвизаясь в такой суровой местности, где не было ни воды, ни иной какой пищи, кроме редких пустынных трав. Не имея возможности обновить истлевшую от времени одежду, много страдала она от полуденного жара и холода в ночи, и много раз, обессилив, словно уже бездыханная лежала на голой земле. Особенно тяжко приходилось ей в первые годы, когда ее еще искушали мирские воспоминания:

«Веру ими ми авво Зосимо, шестьнадесять лет сотворих в пустыни сей, яко со зверьми лютыми, со своими помышлении борющися. Егда бо начинах пищи вкушати, абие хотяшемися мясом и рыбам, яже бяше во Египте. Хотяшежемися и вина любимаго мною, много бо вина пиях, егда бех в мире. Зде же не имеющи ни воды вкусити, люте распалахся и бедне терпях. Бываше же ми и желание любодеянных песней, люте возмущающи мя, и бедящи пети песни бесовския, ихже в миру навыкла бех. Абие же прослезившися, и с верою перси своя биющи, воспоминах обеты, яже бех сотворила, влазящи в пустыню сию. Мыслию идях ко иконе Пресвятыя Богородицы, Поручительницы моея, и у Тоя плакахся просящи отгнати ми помышления, тающая окаянную мою душу. Егда же довольнося плаках, и в перси усердно биях, тогда свет видях всюду облистающ мя, и тишина велика в бури место бываше ми» (8).

Окончив свое повествование, Мария просила преподобного старца на следующий год, в Великий Четверток, подойти к Иордану, приготовивши для нее сосуд со Святыми Тайнами. При этом она предсказала ему, что он в этот раз, если и захочет, но не сможет по обычаю удалиться на Великий пост в пустыню.

Вернувшись в свой монастырь, Зосима никому не объявил о бывшем, но с нетерпением ожидал следующего года, чтобы вновь увидеть преподобную. Болезнь телесная действительно не позволила ему выйти тогда вместе со всеми на уединение, в Великий же Четверток поспешил он к условленному месту, приготовив Святые Тайны и немного отшельнической пищи. Так как Мария долго не появлялась, то старец, став на берегу, начал уже с тревогой помышлять в себе, не случилось ли чего-либо, что послужило бы препятствием к столь желаемой встрече. Одолевали его и другие сомнения: как сможет перебраться она через реку, не имея здесь ни лодки, ни моста для переправы. Когда же еще думал так, преподобная, показавшись наконец и осенив себя крестным знамением, быстро направилась к нему поверх воды так, словно бы ступала по твердой дороге.

Причастившись с благоговением Пречистого Тела и Крови Христовой, Мария прочитала молитву св. праведного Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко…» и просила Зосиму на следующий год опять подойти к ней на место первой их встречи, предсказывая ему, что тогда он еще раз сможет ее увидеть, но таким образом, как изволит Господь. Старец же, возвращаясь обратно, зазирал себе, что не вспомнил вовремя спросить и самого имени преподобной. По просьбе Марии Зосима возвратился ровно через год на место их первой встречи и увидел тело святой, лежавшее на песке, а рядом надпись:

«Погреби авво Зосимо на сем месте тело убогия Марьи, даждь персть персти. За мене же Господа ради молися, умершую, месяца фармутия по египетски, по римски же априлия, в первый день, в самую ночь спасеныя Тайныя Вечери» (9).

Зосима понял, что после того как год назад он причастил Марию, она чудом перенеслась в это место, куда он шел 20 дней, и преставилась ко Господу. Но и здесь Господь явил ему еще одно чудесное знамение: огромный лев, неизвестно каким образом оказавшийся в этом необитаемом месте, принялся по повелению преподобного рыть когтями могильную яму для погребения. Так упокоилось многострадальное тело этой великой подвижницы, ничего при себе не имевшей, кроме той убогой, разодранной ризы, что досталась ей от святого старца.

На этот раз Зосима уже рассказал все бывшее игумену и братии, ничего от них не утаивая, но благословляя Бога за преславные Его чудеса. Как пишет патриарх Софроний, это его повествование иноки поначалу передавали друг другу изустно, он же, когда узнал, решил предать слышанное писанию, чтобы сохранить к назиданию и для грядущих поколений.

«Да даст (Бог) мзду чтущим се, и послушающим, и повелевшему предати повесть сию написанием» (10).

Преподобная Мария Египетская. Богослужение

Вечером в среду пятой недели поста совершается служба «Мариино стояние» с чтением Великого канона Андрея Критского. На каждом стихе молящиеся кладут по три земных поклона — метания, всего их 798. А вместе с поклонами на вечерне, павечернице и часах получается около тысячи земных поклонов. В этот день полностью читается покаянный Канон Андрея Критского.

Библиотека Русской веры
Великий канон св. Андрея Критского →

Читать онлайн

Чтобы молящиеся могли немного отдохнуть, согласно церковному Уставу во время службы читается житие великой подвижницы преподобной Марии, включенное в состав Триоди Постной. В последующее воскресенье Церковь чтит память преподобной Марии Египетской. Канон преподобной был написан Симеоном Метафрастом.

Библиотека Русской веры
Канон преподобной Марии Египетской →

Читать онлайн

Тропарь, глас 8:

О тебе мати Марие, известен бысть спасения образ. Восприимши бо крест, последовала еси Христу. Творящи же и учащи, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобная дух твой.

Кондак, глас 4:

Греховныя мглы отбегши, и покаяния светом озаривши свое сердце славная, приступила еси ко Христу. Сего пренепорочную и святую, Матерь, ходатаицу милостивну приведши. От онуду же и согрешением обрете отложение, и со ангелы присно радуешися.

Преподобная Мария Египетская. Иконы

Согласно традиции преподобная Мария Египетская на иконах изображается обнаженной или полуобнаженной, завернутой в часть гиматия, данного ей Зосимой. Преподобная может быть изображена с руками, скрещенными на груди, с жестом говорения или с двумя раскрытыми ладонями. На иконе с изображением преподобного Алексия Человека Божия и Марии Египетской из Сретенского монастыря в Москве мы видим традиционный для риторики жест говорения, при котором указательный и средний палец слегка перекрещены, а большой, безымянный и мизинец сомкнуты, заимствованы из античной культуры. Этими жестами святые обращались с покаянной молитвой к Богу и ко всем людям, пришедшим в храм.

Преподобные Мария Египетская и Алексий, человек Божий. Из Сретенского монастыря в Москве. Москва, музей им. Андрея Рублева. Середина XVII века

В русской иконописи середины — второй половины XVII века были распространены патрональные изображения преподобной Марии Египетской и Алексия, человека Божия — небесных покровителей царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Милославской. Милославская считала ее своей небесной покровительницей. Часто преподобная Мария Египетская изображается со святым Зосимой в эпизодах, которые описаны в иконописном подлиннике следующим образом: «…стоит Мария нагая, а Зосима дает мантию, зрит назад. В другом месте дает Зосима причастие Святых Таин, стоят у реки Иордана, гора низка вохра над Иорданом, около их деревца, приличныя пустынным местам, изображена» (Филимонов. Иконописный подлинник.).

Преподобные Зосима и Мария. Икона-таблетка. Русь. XVI векПреподобные Зосима и Мария Египетская. Греция, Афон, Монастырь Дионисиат. До 1577 г.Эпизоды из Жития преподобной Марии Египетской. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 1 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову

Известна икона с житием преподобный Марии Египетской второй половины — конца XIV веков из ризницы монастыря Хиландар на Афоне, все ее поле занято шестнадцатью клеймами, в которых иллюстрируются отдельные сцены жития преподобной.

Икона с житием преподобной Марии Египетской. Афон, Хиландар. XIV в.

На Руси житийные иконы Марии Египетской получают распространение в XVII веке, что связано, как говорилось выше, с тем, что Преподобная была патрональной святой царицы Марии Ильиничны Милославской.

Икона преподобная Мария Египетская с житием. XVII век

Помимо поясных и ростовых изображений преподобной Марии Египетской широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве получил сюжет причащения Марии преподобным Зосимой. В византийской живописи сложилась устойчивая иконографическая схема данного сюжета. Старец Зосима и преподобная Мария Египетская изображаются в рост, обращенными вполоборота друг к другу. Святой Зосима облачен в монашескую рясу, мантию и куколь, снятый, обычно, с головы. В одной руке он держит чашу со Святыми Дарами, в другой — лжицу, которую подносит к устам Марии. Преподобная Мария изображается с непокрытой головой, одетой в рубище. Ее худые руки крестообразно сложены на груди или в молитвенном жесте протянуты к Святой Чаше.

Причащение преподобной Марии. Фреска. Церковь св. Андрея на Треске в Македонии. Сербская Православная Церковь. 1388 — 1389 годыПреподобная Мария. Миниатюра. ВизантияПреподобная Мария. Дионисий. Фреска. Ферапонтово. 1502 годПреподобная Мария Египетская с житием. Рождественский собор на Рогожском кладбище в Москве

На миниатюрах рукописей история Зосимы и преподобной Марии стала предметом для иллюстрации Псалтыри. Например, в Киевской Псалтыри (1397 г.) соединены два события: встреча в скалах (Зосима отворачивается, протягивая Марии свою верхнюю одежду); ниже — на берегу Зосима причащает Марию.

Встреча преподобных Зосимы Палестинского и Марии Египетской. Миниатюра из Киево-Печерской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 175 об.)

Храмы во имя преподобной Марии Египетской

В Иерусалиме в храме Гроба Господня располагается часовня в честь преподобной Марии Египетской. Часовня принадлежит греческой православной церкви. Во имя преподобной Марии Египетской была освящена церковь Сретенского монастыря в Москве и располагалась к востоку от собора. Деревянный храм был построен в 1358 году. Предание связывает его строительство с казнью на этом месте, Кучковом поле, тысяцкого Ивана Васильевича Вельяминова и его сообщника купца Некомата, которых народ считал пострадавшими за правду. В 1482 году отстроили каменную церковь. В 1700 году в ней поместили часть мощей Марии Египетской, привезенных из Константинополя послом Емельяном Украинцевым. В феврале 1707 года их перенесли в монастырский собор. Придел Сретения Господня пристроен в 1706 г. фабрикантом А. Милютиным. В 1784 году церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 года богослужения в церкви не бывает в связи с ее ветхостью. В 1883 году стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. В 1930 году церковь была разрушена, и на ее месте образовался пустырь. В 1930-х гг. при разборке храма установлено, что он был построен не позже XVI в.

Церкви Никольская и преп. Марии Египетской. Фотография из книги «Московский Сретенский монастырь». Сост. иеромонах Иосиф. М., 1911

О старообрядческих храмах, освященных во имя преподобной Марии Египетской, неизвестно.

Душеполезное поучение в Неделю преподобной Марии Египетской

Преподобную Марию Египетскую церковные песнотворцы называют «светильником покаяния»: ее пример служит очевидным показателем, как из самой бездны падения истинное покаяние может возвести к небесной чистоте. Поэтому не следует отчаиваться и самым заблудшим грешникам: милосердие Божие всегда открыто для нас, если только сами поспешим к нему обратиться. Но следует вспомнить, что «история блудного сына», по толкованию Святых Отцов, — это не только радость первой встречи, но и последующий упорный, повседневный труд, чтобы переменить свой навык от греха к добродетели. И труд здесь может быть двойным, по сравнению со старшим, не согрешившим сыном, как, предположим, у земледельца, который долгое время пренебрегал своим полем, но под конец все-таки решился вычистить его.

Без сомнения, чтение житийных повестей всегда оказывает благотворное влияние для духовного роста внутреннего человека. Ибо если и не имеем мы достаточно веры и сил, чтобы подвизаться подобно первым святым, то можем, по крайней мере, скромно упражняться и в малом подвиге, восполняя свои недостатки смирением и сокрушением сердечным, которые никогда не отвергает Господь. При этом следует помнить, что заповеди Божии не подвластны капризам переменчивой моды, и Истина Свыше не переменяется с течением времени. На сегодняшний день подобный образ жизни, в котором так усердно каялась египетская отшельница, становится чуть ли не нормой, усиленно навязываемой русским девушкам от западных стран. Легко согрешить, но легко ли потом исправиться? Тяжкий грех для души — все равно, что смертная болезнь для тела, которую преодолевают со многим страданием и усилием и которая на всю оставшуюся жизнь может иметь свои последствия. Поэтому, учитывая неприглядную ситуацию сегодняшнего дня, следует особенно усердно молиться преподобной Марии, прося ее помощи в искушении от блудной брани, а также духовного вразумления к покаянию для согрешивших. Ибо известно, что нет такого греха, который мог бы победить милосердие Божие, кроме греха нераскаянного.

1-10. «Месяца апреля, в первый день, житие и жизнь, преподобныя матере нашея Марьи Египетския. Списано Софронием патриархом Иеросалимским». Триодь Постная.

Комментарии 2

Среди христианских святых есть одна угодница Божия, которой посвящено не только одно из воскресений Великого поста, но на 5-ой его седмице в ее честь служится Литургия Преждеосвященных Даров (в неурочный день – в четверг). А накануне – в среду – тоже совершается особое богослужение. И не просто богослужение, а Великое стояние! В ходе его снова (как и на первой седмице Великого поста) читается Великий Покаянный Канон. Но если на первой седмице он разделен на 4 части и читается 4 вечера подряд, то сейчас он читается полностью. Кроме того, за богослужением вслух полностью читается житие этой святой. Такой чести удостаиваются далеко не все наши небесные покровители… Кто же она – эта угодница Божия?

Это – великая святая VI века – преподобная Мария Египетская. Даже на фоне многих удивительных примеров житий и подвигов святых, ее житие и подвиги уникальны.

Здесь есть все – немощь человеческая и сила Божия, власть врага над душой человека и всесильное заступничество Матери Божией за него, бездна греха и величие чудапокаяния…

С младых ногтей предавшись распутству, Мария к 17 годам была уже вполне профессиональной блудницей. Ее профессия ей была настолько по душе, что она соглашалась даже не получать денег за свою работу: покормили – и ладно. Любимое занятие как-то привело ее в порт, где она обнаружила во множестве молодых красивых мужчин. Это уже само по себе было прекрасно, но все они, кроме того, спешили на корабль, который стоял под парусами и собирался выйти в море. Значит, если присоединиться к ним, то впереди ждет еще и увлекательное морское путешествие! Нет денег на билет? Это для Марии не проблема – она всегда сможет заработать их быстро и с удовольствием! Куда плывем? В Иерусалим на какой-то праздник. Да и какая разница – куда плыть? Главное – здесь много весьма привлекательных представителей мужского пола, а это – очень веский аргумент в пользу того, чтобы отправиться в плавание. Да и юноши не возражали! Сказано – сделано. На корабле было очень весело, и время пролетело незаметно.

…И вот юная Мария в Иерусалиме. Вместе со всеми она спешит в храм на праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня (а это был именно он). И тут случилась первая странность…В храм Мария войти не смогла… Несколько попыток – результат тот же: какая-то сила не пускала ее дальше притвора. И тут, как громом, ее поразила мысль: это ее греховная нечистота заграждает ей вход. Ей, грязной блуднице, даже взглянуть на святыню не позволено, даже порог храма она оскверняет своим присутствием. Горько зарыдала молодая женщина от стыда и боли и ничего уже не видела вокруг себя. Сколько она простояла там – Бог весть, но вдруг, подняв глаза, увидела прямо над собой лик Богородицы на иконе. Из глубины сердца бедной грешницы вырвался крик: «Дева, Владычица, Бога Слова плотию рождшая! Я знаю, что мне, скверной и развратной, нельзя даже взирать на икону Твою, Пречистая Приснодева! Кроме отвращения, Ты ничего не можешь испытывать ко мне! Но Сын и Бог Твой пришел, чтобы всех призвать к покаянию! Так помоги же мне, одинокой и ни откуда не имеющей помощи! Разреши мне войти в храм, дабы поклониться Священному Древу Креста, на котором Бог, рожденный Тобой, пролил кровь Свою и умер за грешников, в том числе и за меня. Поручись за меня к Сыну и Богу Твоему, что никогда больше не оскверню я тела своего блудом! Как только увижу я Честное Древо Креста, тотчас отрекусь от мира и всего, что в мире, и уйду, куда Ты мне укажешь!» Милосердие Божией Матери обнадежило Марию, горячая молитва укрепила ее, и она, встав с колен, опять пошла в храм вместе с другими…И без труда вошла под его своды, и увидела Животворящий Крест Господень, и поклонилась святой земле, на которой он воздвигался…После этого женщина побежала назад к иконе Богородицы, у которой произнесла свои обеты. Поблагодарив Матерь Божию, Мария вопросила Ее: «Что велишь теперь мне делать?». И услышала голос от иконы: «Перейди Иордан и там найдешь славное упокоение». Плача благодарными слезами, Мария, не замечая ничего вокруг, пошла к реке. По пути кто-то, приняв ее за нищую, вложил ей в руку несколько монет. На эти деньги у городских ворот Мария купила на них три хлебца. Дойдя до Иордана, она умылась в его водах, вошла в церковь, стоящую неподалеку, исповедалась и причастилась Святых Христовых Таин. Наутро она, испив иорданской водицы и съев половину хлеба, нашла челнок, который перевез ее на другой берег.

Тогда Мария еще не знала, что проведет в Заиорданской пустыне 47 лет. Велик был ее грех, но велико и покаяние! Все, что у нее было, когда она вышла из лодки на левом берегу, это – два с половиной хлебца и одежда, которая на ней. Хлебцы засохли в камень, Мария грызла их понемногу, но как ни растягивала, они закончились, питаться приходилось кореньями и травами, вода была редкостью, одежда вскоре превратилась в лохмотья. В пустыне днем ее нещадно палило солнце, от которого негде было укрыться, а ночью она дрожала от холода на голой земле. Но было нечто более тяжелое, нежели голод, жажда, зной, холод, дикие звери и песчаные бури! Это – страстные и блудные помыслы и желания, с которыми бедная женщина приходилось жестоко бороться, пока, наконец, с Божией помощью, удалось их обуздать и победить. Непрестанно со слезами молилась Мария Богородице, вспоминая свой обет, данный у Ее иконы, прося заступничества перед Богом и помощи в нелегкой борьбе с собой. 17 лет прошли в немыслимых страданиях и покаянии: женщину донимал блудный бес. Но в один прекрасный день Марию свыше осиял чудный свет, ее сердце охватили восторг и благодать, душа почувствовала, что она прощена Богом! Бесы устали ее мучить, потому что бороться приходилось не только с самой Марией, но и с помогающей ей Богородицей, и отошли, наконец, от подвижницы! С этого момента пустыня стала для подвижницы раем. Она больше не чувствовала телесных скорбей, в душе зазвучало живое Слово Божие ее молитва обрела силу, и Мария, которая никогда ничему не училась, обнаружила, что знает Священное Писание, и это знание служило ей к великому утешению, питало, радовало и успокаивало её.

Так бы и закончила она свои дни в пустыне, тихо и безвестно, но как, по слову Божию, «не может укрыться от взглядов город, стоящий на верху горы», так не может остаться неизвестным великий подвиг покаяния. В назидание Церкви Бог чудесным образом открыл имя своей подвижницы. А случилось это так…

«Тайну царя скрывать хорошо, дела же Божии открывать славно» – эти слова сказал ангел Товии после исцеления его от слепоты. Да, тайна – есть тайна, если она не касается славы Божией. Умолчать о чудесных делах Божиих – опасно для души, поскольку то, что может назидать и послужить для укрепления веры других, должно быть открыто всем. Поэтому Господь устрояет так, что то, что нам нужно – нам открывается, а то, что не нужно – от нас сокрыто, и не стоит своим умом до этого доискиваться. Надо доверять Богу: понадобится – мы узнаем, но не раньше, чем Бог сочтет это нужным. Однако подвиги святых своих, какими бы тайными они не были, Бог обязательно открывает. Иногда – необыкновенным образом!

В одном из палестинских монастырей жил старец высокой жизни. Звали старца Зосима. Он воспитывался в этом монастыре с младенчества, прошел все виды подвижничества, покоряя плоть духу, и достиг высот духовной жизни. Слух о его духовных дарах широко разлетелся по другим монастырям, и из них приходили иноки, чтобы послушать старца и поучиться у него монашеским добродетелям. Но и столь усовершенствовавшись старец не оставлял молитвы, псалмопения, размышления о слове Божием, ложась и вставая и держа в руках работу, которой кормился. Бывал удостоен Божественых видений и откровений. И вот Зосиме время от времени стала приходить в голову мысль о том, что, пожалуй, нет среди монашествующих другого такого аскета, который мог бы еще чему-нибудь научить самого Зосиму. То есть старец постепенно стал склоняться к мысли о своем духовном совершенстве. Но в ответ пришла мысль: а угоден ли его подвиг Богу? И тогда предстал ему ангел и сказал: «Зосима, ты доблестно подвизался в меру своих сил. Но не помышляй в сердце своем о духовной высоте, на которой ты, как тебе кажется, обитаешь. Есть много иных путей ко спасению. А чтобы ты узнал об этом, Господь велит тебе отправиться в монастырь близ Иордана. Там тебе будет показано все к твоей пользе и назиданию». Старец, который никогда даже мыслью не покидал монастыря, тотчас же собрался в путь и вскоре достиг ворот указанного ему монастыря.

Привратник, спросив, кто он и откуда, отвел Зосиму к игумену. Игумен увидел перед собой благообразного старца, явно преуспевшего в монашеских добродетелях, спросил о цели его прихода. Зосима ответил, что пришел ради пользы душевной, ибо много слышал славного и достохвального об этом монастыре и желал бы поучиться у здешней братии тонкостям духовного усовершенствования. Игумен благословил ему остаться и пребывать в обители, а Бог откроет ему все, необходимое для духовной пользы.

Устав монастыря был очень строг. Братия, пламенея Божественной любовью, денно и нощно воспевала Бога, пренебрегая всяким земным попечением, и хлебом и водой им было слово Божие. Размеренно и чинно потекли дни Зосимы на новом месте, среди этих старцев, славных жизнью, горящих духом, работающих Господу.

Прошло лето, миновала зима, приблизилось время Великого поста – время приготовления себя к поклонению Страстям Господним и встрече главного праздника – Светлого Воскресения Христова. Здешний устав предписывал проходить пост особо. По уставу братия пребывала в монастыре только первую седмицу. В неделю Торжества православия, причастившись Святых Христовых Таин и вкусив немного пищи, братия снова собиралась в храме. Здесь, с земными поклонами, каждый просил молиться о нем и иметь его сподвижником в предстоящей брани. После этого отворялись ворота обители и с пением псалма «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?», братия покидала монастырь (оставались лишь 1-2 человека, чтобы служба в храме не прекращалась). Взяв с собой на первое время немного фиников и хлеба, старцы, переправлялись через Иордан и, предав себя спасительному промыслу Божию, удалялись в пустыню. Все расходились в разные стороны, чтобы не встречаться друг с другом и не знать ничего о том, кто как постится и как проходит свой подвиг покаяния. И если кто издалека замечал брата, приближающегося к нему, то сворачивал и шел в другую сторону: каждый оставался один на один с Богом. Так проведя дни поста, старцы возвращались за неделю до его окончания, в день праздника Входа Господня в Иерусалим. Каждый возвращался с плодами своей совести, и только он сам знал, как он потрудился, потому что каждый в пустыне боролся с собой, и судьей был один Бог. Никто ничего не расспрашивал о других – с какими трудностями кто встретился, какие испытания кому Бог послал, какими успехами и потерями ознаменовались чьи труды. Таков был устав, и Зосима следуя ему и примеру остальных, в первое воскресенье Великого поста, когда открылись ворота обители, вышел из нее, переправился через реку и пошел вглубь пустыни.

Так он шел и шел, углубляясь в пустыню, как будто повинуясь какому-то предчувствию, словно кто-то велел ему идти к определенной цели, не сворачивая, и останавливаясь в определенные часы лишь для молитвы. Вечером, подкрепив свои силы скудными кореньями и травами, он ложился на голую землю для краткого сна там, где застала его ночь. Прошло уже двадцать дней, а Зосима все шел по пустыне.

Однажды он, по своему обыкновению, остановился для молитвы в определенный час. Совершая положенное правило, он вдруг заметил что-то вроде промелькнувшей тени. Кто это? Зверь, человек или бесовское наваждение? Зосима оглянулся и увидел некое существо. Он удалялось в сторону и фигура напоминала человеческую. Не призрак ли? Зосима перекрестился и сотворил краткую молитву. «Призрак» заметил старца и побежал от него прочь. Зосима уже ясно видел, что это – человек, очень худой, абсолютно нагой, с черной кожей, сожженной солнечными лучами, с белыми волосами до плеч. Забыв о своем возрасте, вскочив на ноги, старый монах побежал за незнакомцем. Зосима так давно не видел человеческого лица и решил во что бы то ни стало догнать его! Когда Зосима, теряя силы, немного приблизился к бегущему, так, что голос мог достигнуть его ушей, он со слезами прокричал: «Не убегай от меня! Подожди немощного старца! Заклинаю тебя Господом нашим Иисусом Христом, ради Которого ты живешь в этой пустыне! Дай мне свое благословение!» Добежав до высохшего ручья, человек остановился, и старец услышал голос: «Авва Зосима, прости меня. Я не могу обернуться и показаться тебе, ибо я я женщина, и я нагая. Но если желаешь исполнить одну мольбу грешной жены, брось мне что-нибудь из одежды, чтобы я могла прикрыть свою женскую немощь и взять у тебя благословение!». Услышав свое имя, Зосима пришел в ужас и понял, что перед ним святая угодница Божия, озаренная даром прозорливости!

Старец, повернувшись спиной к говорившей, снял с себя старенькую разодранную монашескую мантию и бросил ее через плечо. Женщина кое-как завернулась в ветхую материю и, подойдя к старцу, спросила: «Зачем ты, Зосима, пожелал видеть грешную жену? Что ты хочешь узнать от меня?». Старец сотворил земной поклон и попросил благословить его, но женщина в ответ тоже сотворила поклон с той же просьбой. Так они лежали на земле и слышалось только: «Благослови меня!» Спусты какое-то время женщина проговорила: «Тебе, авва Зосима, подобает благословлять и творить молитву. Тебе, имеющему священный сан, право предстоять святому престолу и совершать Бескровную Жертву, надлежит благословить меня, а мне – принять благословение». Это повергло Зосиму в еще больший ужас: она не только знала его имя, но знала также, что он – священник. Он ответил: «О, духоносная мать, по всему видно, что ты пребываешь с Богом, подобно ангелам, и тебе дарована благодать прозорливости, которой сподобляются немногие на земле, ты все знаешь обо мне! Благослови меня!». Тогда женщина, уступая просьбе, произнесла благословение, на которое Зосима ответил «Аминь!»

Женщина продолжила беседу: «Ради чего пришел ты в пустыню? Зачем хотел видеть меня? Впрочем, тебя привела благодать Святого Духа, чтобы совершить некое служение для меня… Но скажи прежде, что происходит сейчас в христианском мире? Кто царствует? Чем живет христианский народ? Стоит ли святая Церковь?». Зосима сказал: «Слава Богу! Храмы открыты! Царь со славой правит в Новом Риме, вера христова хранима Богом! Бог даровал всем прочный мир. Твоими святыми молитвами, мать, стоит Святая Церковь, и я прошу твоих молитв обо мне, грешном монахе, чтобы не бесплодным был мой подвиг в этой пустыне». Женщина продолжала: «Это тебе, имеющему иерейский сан, подобает молиться за меня и за всех, но поскольку мы должны исполнять послушание, данное нам, я сделаю то, что ты повелел». С этими словами она повернулась к востоку и, воздев руки, стала молиться. Зосима не слышал слов ее молитвы, он стоял в трепете, опустив глаза. После он рассказывал, что ему эта молитва показалась долгой, он взглянул на подвижницу и увидел, что она на высоту локтя поднялась над землей и, молясь, стоит на воздухе. Старца охватили ужас и исступление, в голову пришла мысль, не духа ли он видит? не бесовская ли это прелесть? Он упал на землю, твердя: «Господи помилуй!» Женщина обернулась, подняла Зосиму и сказала: «Зачем ты, авва, смущаешься помыслом, что я – дух и творю молитву притворно? Я – земля и пепел, плотская, грешная и о духовном даже не помышляю». Перекрестившись сама, перекрестив глаза, уста, сердце, она произнесла: «Бог да избавит нас от козней лукавого!»

Старец упал перед ней на колени и со слезами проговорил: «Заклинаю тебя именем Христа, не оставь меня в неведении, расскажи мне, кто ты, откуда, как попала сюда? Ведь я вижу явное чудо Божие! Не зря меня Бог привел сюда, укрепил на многодневный путь меня, никогда не выходившего из своей кельи!». Помолчав в смущении, женщина, наконец, заговорила: «Что ж, узнай всю правду… Только лучше бы тебе ее не знать…Не знаю, выдержат ли твои уши, когда я со стыдом открою тебе весь свой позор, не убежишь ли ты от меня с презрением, как от змеи…Но я прошу тебя молиться обо мне…Итак…»

И женщина рассказала Зосиме всю свою жизнь, начиная с того момента, как в 12 лет ушла из родительского дома и поселилась в городе Александрии Египетской… Эту историю мы уже знаем. Это – история преподобной Марии Египетской…

Однако мы не знаем ее продолжения. А оно таково…

…Выслушав женщину, Зосима только и мог сказать: «Благословен Бог, сотворивший великое и чудное, славное и дивное без числа!». Женщина велела не говорить никому о том, что он сейчас узнал, до тех пор, пока Господь не призовет ее к себе и продолжила: «Сейчас отправляйся назад, тебе идти еще 20 дней как раз успеешь дойти до обители к сроку. На будущий год снова увидишь меня и исполни то, о чем я тебя попрошу. В следующий Великий пост не переходи Иордана, как у вас положено (Зосима изумился , что она знает их монастырский устав!). Впрочем, даже если захочешь, ты не сможешь выйти из монастыря…На закате дня в Великий Четверг возьми в священный сосуд Животворящего Тела и Крови Христовой и иди на берег Иордана. Там дождешься меня и причастишь Святых Христовых Таин. С тех пор, как я 47 лет назад причастилась, я больше не приступала к сему спасительному таинству. Авве Иоанну, игумену, скажешь, чтобы он был внимательнее, ибо есть в монастыре нечто, нуждающееся в исправлении…Молись за меня…» С этими словами она мгновенно растворилась в темноте пустыни…

Зосима, сотворив благодарственную молитву, тут же направился в обратный путь…

Весь год он ждал назначенного дня и молил Бога снова показать ему святую подвижницу. В воскресенье, когда братия покидала монастырь, Зосима тяжело болел и не мог даже подняться с кровати. И, уже не удивляясь, он вспомнил слова святой: «Не сможешь выйти, даже если захочешь…» Когда настал Великий Четверток, старец сделал все, как просила его подвижница и сел ждать ее на берегу. Она медлила…Совсем стемнело и Зосима стал беспокоиться: даже если она придет, кто же перевезет ее через реку? И тут же увидел святую на другом берегу. Она стояла в свете луны, подняв глаза к небу. Потом широким крестом перекрестила реку и пошла над темной водой, как по суше! Старец, пораженный чудом, хотел поклониться святой до земли, но она остановила его: «Что ты делаешь, ведь у тебя же в руках Святые Дары!» Совершив молитвенное правило, Зосима причастил женщину и она произнесла: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое…» Потом, обратившись к старцу сказала: «Прости меня, авва! Ступай теперь в монастырь, а на следующий год приходи к месту нашей первой встрече – и снова увидишь меня». Старец, обливаясь слезами, произнес: «Я хотел бы век не расставаться с тобой! Но я сделаю, как велишь. Возьми на прощанье хотя бы немного пищи, что я принес…» Святая кончиками пальцев взяла три чечевичных зерна, запила их иорданской водой, сказав: «Довлеет благодать Святого Духа, чтобы не осквернить естество души…Молись за меня…» Потом она снова осенила крестом воды Иордана и, перейдя на другой берег, удалилась в пустыню…

Зосима корил себя, что так и не спросил имя святой, но было поздно…

…Через год он снова, торопясь, идет по пустыне 20 дней. Вот уже виден пересохший ручей, но вокруг никого нет…И вдруг на другом берегу пересохшего русла он видит святую, лежащею мертвой: руки сложены, как подобает, лицо обращено к востоку… Подбежав, Зосима, заплакал и стал молиться, прося Бога вразумить его, как подобает поступить – похоронить ли святое тело? угодно ли это Богу, ведь это – святые мощи… И видит – в изголовье святой на земле начертаны слова: «Похорони, Зосима, на этом месте тело грешной Марии – отдай прах праху. Помолись за меня. Я умерла 1 числа месяца по египетски называемого фармуфи (по-римски апреля), сразу, как причастилась Святых Христовых Таин в день Тайной Вечери Господней»… Зосима был рад уже хотя бы тому, что Бог открыл ему имя святой – Мария! И еще он узнал, что она тогда – в Великий Четверток – в одночасье перенеслась на это место, до которого он, Зосима, шел 20 дней…

Прославив Бога за явленное ему чудо и обливая мертвое тело слезами, старец принялся руками копать могилу, но скоро совсем выбился из сил… Что же делать? Ничего нет под рукой…Обливаясь потом, он поднял глаза и увидел льва, стоявшего возле тела святой и лижущего ее ноги. Он очень испугался, но тут же вспомнил, что Мария ничего не говорила о зверях…Перекрестившись и надеясь, что его сохранит сила лежащей здесь святой, Зосима обратился ко льву: «Вот приказала святая похоронить себя…А у меня нет ничего, чтобы вырыть могилу. Я стар, руками копать землю не получается, а сходить в монастырь за лопатой сил нет…Помоги мне». Он еще говорил, а лев уже передними лапами рыл землю и вырыл довольно глубокою яму – достаточную, чтобы похоронить тело…Старец опустил святую в могилу, закрыл остатками своей старой мантии, которую некогда бросил ей, покрыл ее землей. После этого лев тихо ушел вглубь пустыни. Старец еще посидел на свежей могилой, славя Бога и прося молитв святой матери Марии, после чего, благословясь пошел в обратный путь.

В монастыре он без утайки рассказал обо всем инокам, они дивились и прославляли Бога. Игумен по наказу святой, действительно, нашел то, что нуждалось в исправлении… Зосима еще долго жил в монастыре и в положенный час тихо отошел ко Господу, достигнув почти столетнего возраста…Иноки сохранили это предание сначала устно, потом в записи, так оно дошло до нас для назидания и душевной пользы.

Об этом Святая Церковь вспоминает каждый год на 5-ой седмице Великого поста в четверг на «великом стоянии», чтобы укрепить тех, кто сомневается в милости Божией к кающимся грешникам. Грядущее воскресенье также посвящено преподобной Марии Египетской.

Преподобная Мария Египетская. Православный календарь на 25 марта

25 марта (12 марта «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Неделя 5-я Великого поста. Согласно церковному Уставу, сегодня на трапезе благословляется пища с растительным маслом (и не возбраняется для укрепления сил выпить немного вина). В Русской Церкви сегодня совершается память преподобной Марии Египетской, а также еще целого ряда святых и празднование в честь одной почитаемой святыни. Далее коротко расскажем о них.

Мариино стояние: память преподобной Марии Египетской

Преподобная Мария Египетская. Великая святая VI века, чей подвиг является лучшим примером борьбы с грехом. Юной девушкой будущая праведница ушла из родительского дома и увлеклась порочной жизнью. Семнадцать лет она жила в плотских грехах, соблазняя даже паломников-христиан, и только попав в Иерусалим была вразумлена.

У входа в Храм Воскресения Христова (ныне более известный как Храм Гроба Господня) Марию остановила невидимая рука. Охваченная ужасом, она стала молить Господа и Богородицу о прощении, обещая в корне исправить свою жизнь, после чего почувствовала в душе просветление и смогла войти в храм. Пролив обильные слезы у Гроба Господня, она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню, где почти полстолетия провела в полном уединении, посте и молитве.

Как подчеркнул в одном из своих Первосвятительских слов Святейший Патриарх Кирилл:

Пример святой преподобной Марии Египетской остается для нас загадкой и недостижимым идеалом. Но если мы будем проводить себя через опыт пустынножительства, уединения во время молитвы в храме, во время посещения святых обителей, то, может быть, какая-то частица ее опыта станет и нашим опытом…»

И самое главное в этом опыте – это способность оставить столь полюбившийся грех. А это невозможно сделать собственными усилиями без искреннего покаяния и молитвы. И именно этому учит нас Житие преподобной Марии Египетской, более подробную версию которого обязательно нужно прочесть всем православным христианам.

***

Преподобный Феофан Исповедник, Сигрианский. Великий православный монах и просветитель VIII-IX столетий, времен борьбы православных христиан с еретиками-иконоборцами, которые одно время заняли верховенствующие позиции в Ромейском царстве (Византии). В молодости будущий святой старец женился, но, желая принять монашество, сохранил с супругой целомудренные отношения. Житие преподобного Феофана так описывает его уход из мирской жизни и дальнейшее служение:

Посетив однажды с супругой монастыри в Сигрианской области (Малая Азия), Феофан встретил прозорливого старца Григория Стратигия, который предсказал супруге Феофана, что ее муж будет удостоен мученического венца. Через некоторое время супруга Феофана была пострижена в монахини в одном из монастырей Вифинии, а Феофан принял иноческий постриг от старца Григория. По благословению старца Феофан устроил монастырь на острове Калоним в Мраморном море и затворился в келлии, занимаясь переписыванием книг. В этом занятии Феофан достиг высокого мастерства. Затем преподобный Феофан основал еще один монастырь в Сигрианской области, в месте, называемом «Великое Село», и стал его игуменом…»

За многочисленные духовные подвиги старец Феофан получил от Господа дары чудотворений и исцелений, в том числе – изгнания бесов. Участвовал в VII (Никейском) Вселенском Соборе, осудившем ересь иконоборчества, куда прибыл в заплатанном рубище, но, как говорится в Житии, «просиял Богодухновенной мудростью в утверждении догматов истинного Православия».

Промыслом Божиим преподобный Феофан много лет провел на одре болезни, написав за это время «Хронографию» – церковную историю с 285 по 813 год от Рождества Христова. Последние годы земной жизни святого старца были омрачены иконоборцами, которые вновь усилились и заточили преподобного Феофана в темницу, а его обитель сожгли. Старец умер в заточении в 818 году, а уже вскоре иконоборческая власть пала, и честные мощи святого Феофана были перенесены в восстановленную обитель «Великое Село».

Смиренный Папа Римский: 25 марта – память святителя Григория Двоеслова

Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский. Этот святой родился в Риме около 540 года от Рождества Христова. Получив блестящее образование, он мог сделать государственную карьеру, но вел скромную жизнь и стремился к иночеству. После смерти отца Григорий построил шесть монастырей в Сицилии, а в Риме основал монастырь во имя Андрея Первозванного, где и принял иноческий сан. Святитель долго трудился в Византии, где написал «Толкование на книгу Иова», оказавшее влияние на многих богословов и поэтов, а в 590 году был избран на Римскую кафедру.

Своим смирением святитель Григорий разительно отличался от более поздних Римских пап, одержимых идеей политического владычества и мирового господства. Он оставил после себя многочисленные творения. После появления его книги «Беседы, или диалоги, о жизни и чудесах италийских отцов» святителя стали называть «Двоесловом», то есть «ведущим диалог, собеседником». Особой известностью пользуется его «Правило пастырское», в котором всесторонне описывается образ истинного пастыря. Святитель Григорий отличался необыкновенным нищелюбием, за которое сподобился узреть Самого Господа. Отошел ко Господу в 604 году от Рождества Христова.

Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский. Фото: pravoslavie.ru

И сегодня, Великим постом, в любом русском православном храме, молясь за Литургией Преждеосвященных Даров, мы обращаемся за молитвенной помощью, в том числе, и к великому христианскому святителю Григорию Двоеслову, который многое сделал для распространения богослужебного чина этого великопостного богослужения.

***

Преподобный Симеон Новый Богослов. Один из немногих святых, получивших высокое имя «Богослова» (ибо не каждый, получивший богословское образование, может так называться). Угодник Божий X – начала XI столетий. Святой прославился очень строгим монашеским духовным подвигом, строгой аскезой и непрестанным творением молитвы «Господи, помилуй». Около 25 лет был игуменом обители святого Маманта, после чего ушел на покой ради сочинения богословских произведений. Как говорится в Житии преподобного Симеона:

Главная тема его творений – сокровенное делание во Христе. Преподобный Симеон учит внутренней брани, способам духовного совершенствования, борьбе против страстей и греховных помыслов. Он написал поучения для монахов, «Деятельные Богословские главы», «Слово о трех образах молитвы», «Слово о вере». Кроме того, преподобный Симеон был выдающимся церковным поэтом. Ему принадлежат «Гимны Божественной любви» – около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений. Учение преподобного Симеона о новом человеке, об «обожении плоти», которым он хотел заменить учение об «умерщвлении плоти» (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом…»

Преподобный Симеон Новый Богослов. Фото: pravoslavie.ru

Действительно, многие не понимали глубокого богословского смысла произведений святого Симеона, за это высшее константинопольское духовенство изгнало его из Царьграда. Святой удалился на берег Босфора, где основал обитель святой Марины, в которой прославился как чудотворец и отошел ко Господу в 1021 году от Рождества Христова.

***

Праведный Финеес. Ветхозаветный святой, первосвященник Израильский, живший около 1500 года до Рождества Христова.

Священноисповедник Александр Державин, пресвитер (1933), священномученики Иоанн Плеханов и Константин Соколов, пресвитеры, преподобномученик Владимир (Волков), архимандрит (1938), священномученик Сергий Скворцов, пресвитер (1943). Православные священнослужители (в том числе – в монашеском чине), пострадавшие за Христа и Его Церковь в разные годы эпохи советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Лиддская-нерукотворная (на столпе) икона Божией Матери. Один из многочисленных почитаемых в Русской Православной Церкви чудотворных образов Пресвятой Богородицы. Явлена еще при земной жизни Небесной Владычицы.

Поздравляем православных христиан с днем этой святыни и памятью сегодняшних угодников Божиих! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *