Мантра и православие

Содержание

Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости

«…молитва веры исцелит болящего, и восставит
его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему»
Иак.5:15

Любая религия включает в себя духовный опыт , этот опыт есть результат следования некоей духовной практике; с ее помощью верующий человек стремится достичь той цели, которую ставит перед своими последователями исповедуемая им религия. Однако не любая духовная практика — благо.

В Священном Писании сказано: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим.1:25). Не каждая духовная практика, претендующая на то, чтобы вести человека к Богу, приводит к Нему. Существуют духовные практики, результат применения которых будет прямо противоположным. Священное Писание предупреждает: «…многие обольстители вошли в мир…» (2Ин.1:7). Сегодня как никогда назрела острая необходимость в формулировке четких и ясных критериев, которые позволили бы отличить истинный путь к Богу от ложного. Православная Церковь имеет два основных вероучительных источника — это Священное Писание и Священное Предание, при этом Священное Писание является частью Священного Предания; но как Священное Писание, так и Священное Предание отражают опыт богообщения Православной Церкви. Наиболее глубокий опыт богообщения в рамках Православной Церкви имеют святые отцы. Их опыт является эталоном духовной жизни для любого православного христианина. В современной России широко распространены духовные практики чуждые Православию, имеющие свои корни в неоиндуизме , прежде всего, это мантра-йога в различных своих проявлениях и самые разнообразные виды медитаций. В данной статье автор попытается ответить на следующие вопросы: действительно ли не существует разницы между мантрами, медитациями, практикуемыми в неоиндуизме, и православными молитвами? А также можно ли рекомендовать практику мантр и медитаций людям, стремящимся к духовному совершенству? К сожалению, объем статьи не позволяет раскрыть все нюансы, связанные с заданной в статье темой, и многие вопросы не будут нами рассмотрены. Поэтому сразу оговоримся, что из всего имеющегося материала мы выделим лишь те аспекты проблемы, которые представляются нам наиболее важными и актуальными для российских читателей, оставляя без внимания множество интересных, но, как нам кажется, второстепенных, вопросов, связанных темой статьи. В первую очередь, определим основные понятия данной работы — «мантра» и «медитация» в рамках осмысления этих терминов в неоиндуизме.

Мантра – это «текст, произнесение которого, а нередко и твержение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные» . Современные тантристы учат: «мантра – это звук или энергетическая вибрация, концентрируясь на которой, достигают спасения (от перевоплощений. – В.П.). Обычно слово мантра переводится как «очищающая ум или сознание», так как «ман» означает ум или сознание (манас), а «тра» — очищать…. Мантра – это Абсолют, проявленный в звуке» ; «…с помощью повторения мантры мы постигаем свою Сущность, которая есть вечное разумное блаженство» . Прабхупада писал : «…мантра есть комбинация трансцендентных звуков, освобождающая наш ум от тревог» . Существуют различные виды мантр: например, есть мантры, цель которых – разрушение , есть мантры, цель которых — исцеление болезней , мантры существуют практически на все случаи жизни, более того, есть мантры, которые являются именами злых духов . Мантры неоиндуизма по форме напоминают магические заклинания. Существуют различные способы чтения мантр. Рассмотрим их. Джапа – это «многократное повторение мантры или имени бога с целью сосредоточения на сущности бога» . Практикующему джапу «нужно сознательно вызывать эмоции… » . Помимо искусственно вызываемого эмоционального подъема, практика многих джап требует мысленного воображения избранного божества в области груди . При этом смысл читаемой мантры может оставаться для человека, читающего ее, неизвестным . Совместное воспевание различных имен неоиндуистских «богов» называется киртаном . Есть вид совместных песнопений — особых мантр, называемых бхаджанами . Бхаджаны, в отличие от киртана, воспевающего имена «богов» индуизма, тематически более богаты. Они «группируются в тематические блоки: выражающие любовь к богу и преклонение перед красотой его изображения…» и т.д . Чтение мантр является обязательной практикой фактически всех духовных школ неоиндуизма , оно напрямую связано с другим видом духовной практики неоиндуизма — с медитациями. Современные тантристы утверждают: «Концентрация на звуке является проверенным и действенным средством овладения наукой медитации» . Тому же учат и представители других духовных школ неоиндуизма: «Медитация заключается в направлении потока мыслей по одному руслу и полном отключении всех остальных потоков мыслей. Для этого необходимо произвольно останавливать эти потоки. А это может быть отработано при практиковании Джапы» . Познакомимся более глубоко с понятием «медитация».

Медитация , или дхьяна – термин из теории йоги. Дхьяна «характеризуется отвлечением сознания от осознавания процессов в организме и от данных органов чувств. При этом поле сознания заполняется избранным объектом умозрения, который задает себя сознанию» . При этом считается, что мысленная концентрация на избранном объекте медитации позволяет слиться с ним, он как бы раскрывает свою сущность медитирующему, обнаруживает перед ним свое содержание. Йог Айенгар пишет об этом процессе следующее: «Глубокая медитация приводит к единству познающего, познания и познаваемого. Созерцающий, созерцание и созерцаемое не существуют отдельно друг от друга» . Таким образом, медитация «предполагает отождествление себя с объектом медитации» . Данный подход основан на пантеистическом взгляде неоиндуизма на мир. Природа Бога и человека, равно как и природа всего мира, согласно пантеистическому учению, едина. Отделенность человека от Бога есть следствие неверного видения себя и Бога: измените ум, настройте его правильным образом и вы увидите, что вы едины с Богом по природе, что вы – Бог, который просто забыл об этом, причем, вспомнив о божественности своей природы, вы станете Богом. Фактически, чтобы стать Богом, нужно преодолеть, как в частности считают последователи философской системы индуизма адвайта-веданты , иллюзию разобщенности с Богом и делается это путем перенастройки ума, введением его в «правильное» состояние. Йог Чинамайананда пишет: «Средство излечения ума от заблуждений заключается в постоянном переобучении его…» . Медитация — это средство переобучения ума. При этом Свами Шивананда разъясняет: «Космический Ум – это Универсальный Ум, сумма всех индивидуальных умов…. Человеческий ум – это только часть Универсального Ума. Научитесь погружать свой маленький ум в Космический, достигая Всеведения и Космического Сознания» . Значит, медитация – это погружение человеческого ума в «Космический Ум». Раскрывая понятие «медитация», Йог Чинамайананда дал ему следующее определение: медитация – это «методика тренировки ума для забывания им своих поисков иллюзий внешнего мира…» . Свами Шивананда пишет, что «медитация – враг ума, вызывающая его смерть» . Попытаемся, подытожив все вышесказанное, дать общее определение медитации. Медитация в своем высшем проявлении – это методика тренировки или переобучения ума, с помощью которой преодолеваются «иллюзии» окружающего мира, достигается погружение ума в некий «Космос» и отождествление с ним. Все это подразумевает вытеснение личности йога названной реальностью — «Космосом».

Любая духовная практика обусловлена религиозным учением, которое ее обосновывает и определяет цели этой практики. Но кто или что является объектом медитаций в рамках неоиндуизма? Йог Чинамайананда утверждает: » Божеством вашего внутреннего обожания могут быть ваш пророк, Бог или Гуру. Неважно какую форму личного Бога вы предпочитаете» . Фактически это означает, что медитировать можно перед кем или чем угодно, например, перед идолами: «Если человек может постигнуть свою божественную природу с помощью идола, то вправе кто-нибудь называть это грехом? И сам этот человек, даже когда он минует эту стадию, не должен называть ее заблуждением» . Подобный подход совершенно чужд христианству, отношение к идолам в христианстве принципиально иное, чем в неоиндуизме: «…идол в мире ничто, и … нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор.8:4). Также для христианина не все равно к кому обращаться в молитве, потому что в Священном Писании сказано: «…нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). Нет иного имени, кроме имени Христа, что же касается иных учителей, бывших до Него, то Иисус Христос не скрывал Своего мнения о них: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники…» (Ин.10:8). К тому же утверждения о том, что имя бога, к которому стремятся неоиндуисты, неважно, является обыкновенным лицемерием, т от же йог Чинамайананда добавляет: «Чем в большей степени он (практикующий медитацию. – В.П.) живет истинными ценностями, тем больше он преуспевает в медитации» . Какие же ценности они считают истинными? Ответ прост: «К настоящему времени Веды остаются вершинным достижением всего человеческого опыта, умозрений, анализа, воплощенным в книгах, отобранных и отшлифованных столетиями» . Здесь следует заметить, что «главные боги ведийского пантеона … Индра и Варуна » . Чуждость неоиндуизма Православию видна хотя бы из отношения йоги к такому христианскому понятию, как грех. Например, Рамакришна учил: «Человек, который повторяет день и ночь: «Я грешник, я грешник» — становится на самом деле грешником». «Если вас укусит змея и вы скажете с твердостью: «Во мне нет яда» — вы будете исцелены. Точно так же тот, кто утверждает с сильным убеждением «я не связан, я свободен», — становится свободным» . Свами Вивекананда разъясняет позицию своего учителя: «Веданта не признает никакого греха, она признает только ошибку» . Подобная точка зрения не находит своего подтверждения в Священном Писании: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин.1:8). Таким образом, если оценивать религиозные взгляды йогов с позиции христианства, то в них «истины нет».

>***

***

Многие виды медитаций, рекламируемые неоиндуистами, являются откровенно сатанинскими по своей природе. Рассмотрим тантрическую медитацию Шава-садхана (практика с трупом): «…гуру или сам садхака (практикующий. – В.П.) находят черепа или трупы уже умерших животных или людей и, очистив соответствующими ритуальными действиями, используют их в практике. Это могут быть, например, трупы следующих умерших людей: убитого грозой, укушенного змеей, утонувшего, убитого в битве или схватке и т.п. …. Обряд проводится ночью, желательно в полночь, в уединенном месте» . Садхак под руководством своего гуру читает специальные заклинания до тех пор, пока «…труп не подаст признаков жизни. Затем садхака должен испросить у полуожившего мертвеца какой-либо дар… . Если не принять меры предосторожности и оставить труп не связанным, то может случиться, что пробудившийся полумертвец, будучи еще в невменяемом состоянии, скинет или даже схватит садхака, особенно если покойный обладал достаточно крепким телом» . То, что способно ужаснуть христианина, не удивит неоиндуиста, так как в неоиндуизме нет четких критериев добра и зла: «При рассмотрении умом чувственных импульсов от объектов на основе имеющихся в памяти впечатлений создаются мнения об этих объектах. Эти мнения выглядят как добро и зло…» . Свами Вивекананда определил отношение неоиндуистов к добру и злу более четко: «…добро и зло вовсе не существуют как отдельные самостоятельные вещи…» ; «…душа не подчинена никаким физическим, умственным и нравственным законам» . А подчинен ли им человек? Согласно логике подобного рода учений, — нет. Фактически, неоиндуизм аморален!

После общего знакомства с мантрами и медитациями неоиндуизма обратимся к Православию. Для начала приведем несколько слов святых отцов о молитве в целом: «Всякий молящийся с Богом беседует…. Молитва есть общее дело Ангелов и человеков…кто всю жизнь тщится упражняться в молитвах и служении Богу, скоро подобным Ангелам делается по жизни, чести, благородию, мудрости и разумению. … Если же ты лишаешь себя молитвы, то же делаешь, что – вынув рыбу из воды: ибо как этой жизнь вода, так тебе молитва…» . Как видим, молитва играет в жизни христианина огромную роль. Познакомимся теперь подробнее с требованиями святых отцов, которые они предъявляли к православной молитве. Не каждая молитва угодна Богу, молитве должны сопутствовать покаяние и смирение: «Говорящие или делающие что-либо без смирения подобны строящему храмину зимою, или без цемента» ; «Совершенное покаяние состоит в том, чтоб не делать более тех грехов, в коих каемся, и в коих обличает нас совесть» . Христианин призван к непрерывной молитве: «Непрестанно молитесь» (1Фес. 5:17). Но при этом христианин должен помнить, что «…сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор.11:14). Поэтому, для того чтобы в результате духовной практики вместо общения с Богом, не прийти к общению с демонами, очень важно молиться правильно. Одним из важнейших условий молитвы, кроме смирения и покаяния, является сознательный отказ от любых визуализаций, мысленных представлений: «…сам от себя не строй воображений, и которые сами строятся, не внимай тем и уму не позволяй напечатлевать их в себе» . Связано это с тем, что «…диавол обычай имеет, особенно для новоначальных представлять под видом истины прелесть свою, преображая лукавое свое в духовное» . Действие воображения способствует чувственности, любая же чувственная экзальтация в молитве есть прямой путь к прелести : «Истинное основание молитвы: быть внимательным к своим помыслам и отдаваться молитве в великом спокойствии, великом умиротворении, не смущая других… Для молитвы не надобно ни жестов, ни возгласов…Довольно стонов и рыданий: все, что мы взыскуем в молитве – это приход Бога» , «Когда кто, стоя на молитве и воздевая на небо руки свои и очи свои, и ум свой, держит в уме божественные помышления, воображает блага небесные, чины Ангелов и обители святых…, и рассуждает о том тогда – во время молитвы, зря на небо, и подвигает там душу свою к вожделению и любви Божией, а иной раз извлекает даже и слезы и плачет…, мало-помалу (молящийся так) начинает кичиться в сердце своем, сам того не понимая; ему кажется, что делаемое им есть от благодати Божией в утешение ему, и он молит Бога сподобить его всегда пребывать в таком делании. А это есть знак прелести: ибо добро уже не добро, когда не бывает добрым образом и как следует… На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими, и подобное» . Святые отцы учат не только избегать чувственного отношения к объекту молитвы и отказаться от мысленного представления его, но призывают не принимать те видения, которые могут посещать молящегося во время молитвы: «Безмолвствуя и желая один быть с единым Богом, никогда не принимай, если увидишь что-либо чувственное или мысленное, внутрь тебя или вне, — лик Христов, или Ангела, или образ Святого, или световое изображение, мечтаемое умом; не верь сему с негодованием, хотя бы то и доброе что было…. Храни же ум свой всегда бесцветным, безобразным, безвидным…» .

Что же такое прелесть? Св. Григорий Синаит пишет: «Прелесть… в двух видах является, или лучше находит, в виде мечтаний и воздействий, хотя в одной гордости имеет начало свое и причину. Первая бывает началом второй, а вторая началом третьей еще — в виде исступления. Началом мнимого созерцания фантастического служит мнение (притязательное на всезнайство), которое научает мечтательно представлять Божество в какой-нибудь образной форме, за чем следует прелесть, вводящая в заблуждение мечтаниями, и порождающая хуление, а далее наделяющая душу страхованиями и наяву, и во сне. Ибо за возгордением следует прелесть (от мечтаний), за прелестью — хуление, за хулением — страхование, за страхованием – трепет, за трепетом – исступление ума. Таков первый образ прелести от мечтаний. Второй образ прелести в виде воздействий бывает вот каков: начало свое имеет она в сладострастии, рождающемся от естественного похотения. От сласти сей рождается неудержимость несказанных нечистот. Распаляя все естество и омрачив ум сочетанием с мечтаемыми идолами, она приводит его в исступление опьянением от палительного действа своего и делается помешанным. В сем состоянии прельщенный берется пророчествовать, дает ложные предсказания, предъявляет, будто видит некоторых святых, и передает слова, будто ими ему сказанные, опьянен будучи неистовством страсти, изменившись нравом и по виду став, как бесноватый…их следует прямо называть бесноватыми…Бесы непотребства, омрачив их ум сладострастным огнем, сводит их с ума, мечтательно представляя им некоторых святых, давая слышать слова их и видеть лица» .

Люди, впадающие в состояние прелести, становятся самонадеянными и дерзкими .

Они перестают прислушиваться к мнению окружающих и очень агрессивно воспринимают любые попытки их образумить. Пребывая в уверенности, что именно им открыта истина, всех несогласных с собой они считают интеллектуально ущербными людьми, невидящими истину. Любой критический анализ своего состояния ими отвергается. Многие из прельщенных занимаются, как они полагают, борьбой с демоническим силами. Однако и этот вид духовного соблазна не нов для Церкви: «Надлежит тебе знать и следующее коварство демонов. Иногда они разделяют себя на две группы. Одни приходят с соблазном. И когда ты взыщешь помощи, входят другие в ангельском виде и прогоняют первых, чтоб прельстился ты мнением, что они настоящие ангелы, и впал в самомнение, что удостоен того» .

Очень своеобразны и способы борьбы с демонами, которые предлагают учителя неоиндуизма, например Свами Шивананда пишет следующее: «Иногда вас будут беспокоить злые духи с ужасными, свирепыми глазами и длинными зубами. Отгоните их энергичными усилиями воли, приказав убираться вон, и они удалятся» . Совет отгонять бесов усилием собственной воли – типичный совет прельщенного человека. Св. Нил Синайский пишет: «Бывает, что иногда демоны, вложив тебе какие- либо помыслы, сами же побуждают молиться против них, воспротиворечить им, — и тотчас отбегают; чтобы ты впал в прелесть, возомнив, что начал уже побеждать помыслы и устрашать демонов» . О единственно подлинном способе борьбы с демонами св. Антония Великого пишет: «…молитвами, постами и верою в Господа враги тотчас низлагаются.

Впрочем, и будучи низложены, они не успокаиваются, но тотчас опять приступают с коварством и хитростью» . Например, дьявол имеет такое своеобразное «духовное утешение» для своих жертв: «…сатана свое влагает в душу утешение в кажущемся сладким чувстве, во время ночных успокоений, в момент тончайшего сна (или засыпания)» . Причина такого «утешения» проста – «рыбка» не должна сорваться с крючка, прежде чем крючок намертво не застрянет в жертве. Следствием прелести могут быть, как физические и психические заболевания, так и смерть: «Вспомним о жалком падении старца Ирона. Он вдался в крайне строгий пост и глубокое уединение, и чтоб как-нибудь не нарушить их, по внушению врага (дьявола. – В.П.), не стал приходить в обычные собрания пустынников по субботам и воскресениям, где во взаимном собеседовании выяснялись разные пути и распутия жизни строгой. Обольстившись этим, будто добрым советом врага, он поддался ему еще в большем прельщении, — принял его за Ангела, когда он явился ему в сем виде, и согласился, по его слову, броситься в высохший колодец, — расшибся и на третий день скончался» . Призыв святых отцов к правильному образу молитвы продиктован стремлением уберечь христиан от прелести, опыт православной молитвы основан на личном духовном опыте отцов Церкви.

Итак, совместимы ли мантра-йога и медитация с православной молитвой? Нет, не совместимы. Святые отцы запрещали любые виды визуализаций во время молитвы, в неоиндуизме визуализация – нормальное явление. В неоиндуизме отсутствует христианское понятие греха, а значит, и покаяния, без чего православная молитва невозможна. Мантры ничего общего не имеют с молитвами, в Православии нет и не может быть молитв, призывающих демонов, молитва должна быть сознательна, человек должен знать содержание своего молитвенного обращения к Богу, в неоиндуизме это необязательно. Православие призывает к бесстрастию, неоиндуизм — к чувственной экзальтации . Таким образом, вывод может быть только один: путь мантра-йоги и медитации неоиндуизма, с позиции духовного опыта Православной Церкви, есть прямая дорога к общению с бесами, их же цель – прежде всего, духовное убийство (Ин. 8:44). Чтобы избежать подобной опасности, следует прислушаться к словам святых отцов и не пытаться черпать духовность из ядовитых источников, помня о том, что «истинное Боговидение и неложное познание вещей составляет совершенное православное, догматическое учение» . Поэтому самый простой способ отделять семена от плевел — следовать православному вероучению, отвергая все противное ему.

Виталий Питанов
Апологет

Использованная литература

1. Подробнее см.: Виталий Питанов Духовный опыт, как источник истины.
2. Неоиндуизм отличается от традиционного индуизма. Подробнее см.: Виталий Питанов Кришнаизм, как традиция поклонения обману и смерти.
3. Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С. 262.
4. Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. -С. 67.
5. Там же. -С. 68.
6. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада — создатель «Международного Общества Сознания Кришны». О МОСК читайте: Виталий Питанов Кришнаизм, как традиция поклонения обману и смерти.
7. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-Гита как она есть. Москва-Ленинград-Калькутта-Бомбей-Нью-Дели. Бхактиведанта Бук Траст. 1986. -С. 816.
8. — Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. -С. 71.
9. Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С.263.
10. Вишал Мангалвади. Пять путей спасения, которые предлагают современные гуру. С-013. Центр Апологетических Исследований. http://www.apologetika.ru/win
11. Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С.173.
12. — Нужно заметить, что в неоиндуизме так же существуют медитативные практики, призывающие к преодолению чувственности. См.: Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Свами Шивананда. Концентрация и жизнь. Бишкек. 1993. -С.516.
13. Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Бишкек. 1993. -С. 402.
14. Там же. -С. 402.
15. Там же. -С. 403.
16. Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С.236.
17. В нашей стране бхаджаны используют последователи Сатья Саи Бабы, киртан применяют в «Международном Обществе Сознания Кришны».
18. Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С. 93.
19. А также обязательной практикой традиционного индуизма и буддизма.
20. Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. -С. 67-68.
21. Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Бишкек. 1993. -С.401.
22. См.: Введение в сектоведение. Гл. 4.7. Медитация (Виталий Питанов).
23. Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С.184.
24. Айенгар Б.К.-С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси XXI . 1993. -С.15.
25. Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. -С.9.
26. См.: Виталий Питанов Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда.
27. Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Бишкек. 1993. -С. 390.
28. Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Свами Шивананда. Концентрация и жизнь. Бишкек. 1993. -С. 440.
29. Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Бишкек. 1993.-С. 391.
30. Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Свами Шивананда. Концентрация и жизнь. Бишкек. 1993. -С. 470.
31. Подробнее см.: Виталий Питанов Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда.
32. Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Бишкек. 1993. -С. 392.
33. Свами Вивекананда. Практическая веданта. М., Ладомир, 1993. -С. 345.
34. Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Бишкек. 1993. -С. 414.
35. Свами Вивекананда Практическая веданта. М., Ладомир, 1993. -С. 68.
36. Индра – главное божество пантеона Ригведы, бог громовержец и змееборец, возглавляющий богов в их противостоянии асурам (демонам). См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С.201.
37. Варуна – один из самых древних и значительных богов ведийского пантеона. Варуна являлся блюстителем космических и нравственных законов, был карателем грешников, на которых он насылал болезни. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С.113.
38. Дандекар Р.Н. От вед к индуизму. М., Изд. «Восточная литература» РАН. 2002. -С.172.
39. Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. -С.9.
40. Свами Вивекананда. Практическая веданта. М., Ладомир, 1993. -С. 83.
41. Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. -С. 92.
42. Там же. -С. 92-93.
43. Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Бишкек. 1993. -С. 389.
44. Свами Вивекананда. Философия Йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. -С.160.
45. Там же. -С.197.
46. Иноки Каллист и Игнатий. Добротолюбие.Т.5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. -С. 344.
47. Св. Григорий Синаит. Добротолюбие.Т.5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. -С.205.
48. Св. Иоанн Кассиан. Добротолюбие.Т.2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. -С. 151.
49. Св. Григорий Синаит. Добротолюбие.Т.5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. -С.233.
50. Св. Григорий Синаит. Там же. -С.225.
51. Прп. Макарий. См.: Оливье Клеман. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. М., Путь, 1994. -С.167,182
52. Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра.1993. -С.180-181
53. Иноки Каллист и Игнатий. Добротолюбие.Т.5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. -С.388.
54. Св. Григорий Синаит. Добротолюбие.Т.5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. -С.214.
55. Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., Лепта. 2002. -С. 38.
56. Преподобный Нил Синайский. Добротолюбие.Т.2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. -С.219.
57. Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Свами Шивананда. Концентрация и жизнь. Бишкек. 1993. -С.601.
58. Преподобный Нил Синайский. Добротолюбие.Т.2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. -С.222-223.
59. Св.Антоний Великий. Добротолюбие.Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. -С.21.
60. Иноки Каллист и Игнатий. Добротолюбие.Т.5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. -С.390-391.
61. Св. Иоанн Кассиан. Добротолюбие.Т.2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. -С.142-143.
62. Как, впрочем, и в оккультизме.
63. Однако существуют отдельные школы неоиндуизма, которые учат избегать экзальтации.
64. Св. Григорий Синаит. Добротолюбие.Т.5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. -С.216.

Можно ли православным читать и слушать Мантры

Тексты бывают длинные и короткие. Иногда, мантра состоит всего из 3-4 слов. Все они — слова, составленные из имен богов. В любом случае, они работают одинаково.

Слова и слоги мантры вибрируют в пространстве, настраивая ваши связи с Космосом так, как требуется. Если такая вибрация постоянно окружает вас, то наступает гармония. Все идет по первозданному плану Создателя.

Это не значит, что нужно постоянно произносить мантры. Хватит и одного раза в день.

Вы решили заняться практиками медитации и мантрами, а значит, делать это нужно правильно. Не все, кто практикует мантры, делают это так, как предписывают традиции. Из-за этого пропадает тот самый необходимый вам эффект. Прежде чем переходить к практике, разберитесь в теории как правильно читать мантры.

Существует три простых правила, которые распространяются на любые мантры. Если вы решили сочетать пение и медитацию, то и здесь существуют свою правила. В остальном, петь или произносить мантры — очень полезное дело. Они нормализуют работу всего организма, помогают вам наладить жизнь, получить работу своей мечты.

Вселенная понимает язык мантры

Что такое мантра? Это религиозная песня, которая прославляет богов, просит у них поддержки, помощи для человека и всего живого. Мантра не направлена лишь на вас. Она влияет на мир вокруг человека. Мантра гармонизирует его.

Мы были и остаемся тесно связаны с природой.

С годами эта связь становится тоньше, слабее. Человек уже не зависит от природы так, как тысячи лет назад. Даже от самого обычного должна можно спрятаться под зонтиком. Наши жилища теплые, светлые и уютные, нам не угрожают хищники. Теряются связи, теряется и гармония.

От этого:

  • болезни;
  • депрессии, переживания;
  • невезение;
  • отсутствие денег;
  • невозможность построить семью.

Если чувствуете эти симптомы, то пора начать менять жизнь. Она восстановит привычные связи с Космосом, наладит жизнь. Это не происходит мгновенно. Такая энергия работает от аккуратно и тщательно. День за днем работайте над своей жизнью. Скоро почувствуете, как изменения приходят. Некоторые очень медленно, а другие — быстро.

Люди, практикующие чтения мантры отмечают, что сами не заметили, как стали полностью довольны жизнью, счастливы. Все это произошло естественно. Вселенная слышит вас, ведь вы говорите на ее языке.

Почему важно произносить мантру правильно

Тексты бывают длинные и короткие. Иногда, мантра состоит всего из 3-4 слов. Все они — слова, составленные из имен богов. В любом случае, они работают одинаково.

Слова и слоги мантры вибрируют в пространстве, настраивая ваши связи с Космосом так, как требуется. Если такая вибрация постоянно окружает вас, то наступает гармония. Все идет по первозданному плану Создателя.

Это не значит, что нужно постоянно произносить мантры. Хватит и одного раза в день.

Некоторые совмещают пение с медитацией или занятиями йогой. Вам решать, как и когда заниматься практиками. Но, не будет иметь смысла, если делаете это очень редко, только тогда, когда вспомните. Практики нужно проводить регулярно.

Три правила

Всего три. Обратите внимание, таким же образом люди учатся произносить слова на любом языке в фонетической лаборатории. Мантры написаны на санскрите — древнем языке, который уже тысячелетиями не используется.

Он очень сложный, так что им владеют только монахи, исследователи, языковеды, историки. В те времена язык был не просто набором слов, каждое из них несло энергетическое значение. Мантра — ключ к пониманию гармонии жизни.

Осознание баланса приходит постепенно с практиками.

Если вы произносите слова бездумно, неправильно, то не ждите эффекта. Это все равно, что пытаться говорить на иностранном языке без правил, произношения, коверкая слова. Вас поймут не правильно, если вообще поймут. Такая ситуация может быть опасной, если произносить мантры для здоровья, нормализации нервной системы. Космос услышит вас, но не поймет чего вы хотите.

Мантра Будды Медицины

Она оказывает целебное действие на человека. Если вы чувствуете физическую боль, болеете, у вас хроническое заболевание, то эта почитаемая священная мантра вам поможет. Она длинная, но выучить ее будет необходимо.
На первый взгляд, она очень сложная. Но первое, что вам нужно сделать, так это понять ее смысл. Это не обезболивающее, которое подействует сразу, убирая все проявления боли. Она начнет налаживать вас изнутри и снаружи.

Жизнь вокруг:

  • ваше питание, формируя новые, правильные привычки;
  • интересы, ограждая вас от опасных, вредных занятий;
  • общение, правильное общение с приятными людьми гармонизирует наш разум и тело;
  • ваше жилище, делая его наиболее пригодным для вас.

Жизнь налаживается, а вместе в ней — уходит болезнь.

Обращение к великому богу Яме

Очень короткая, но не менее сильная. Она помогает в развитии человека. Все то, чего ему не хватает, будет получено разными путями:

  • вы встретите на своем пути человека, открывающего для вас истину;
  • найдете книгу, которая научит;
  • увидите фильм с важным значением;
  • прочтете всего одну строку, которая изменит ваш мир.

Познание приходит к нам не просто так. Если вы чувствуете тягу к знаниям, развитию духовному, то такая мантра для вас. Она вряд ли поможет сдать экзамен или просто стать умнее. Используйте ее тогда, когда готовы выйти на новый уровень познания жизни.

Второе правило: Слушайте

Когда уже поняли смысл, переходите ко второму этапу. На нем нужно слушать. В интернете, на дисках вы можете найти очень много традиционных песнопений. Их исполняют профессионалы, которые знают все тонкости чтения мантр. Некоторые записи были сделаны во время молитвы монахов, она очень точно произносят слова.

Вы можете просто включать их дома. Лучше всего тогда, когда расслабляетесь. Можно лечь, сесть и слушать пение, подмечая какие-то моменты, отдельные слова. Хорошо, если у вас перед глазами будет текст. Начните с простых мантры, например, одна из самых известных Гаятри Мантра. Является самым священным гимном, ее знают в Индии даже маленькие дети.

Священная Гаятри Мантра

Она несет свет Всему Живому. Слова простые, их можно выучить быстро, ведь во время пения она повторяется много раз на записи.

Короткие Мантры, которые легко запомнить

Одна из самых священных молитв. Несет свет, счастье и благополучие:

Молитва для женщин, дарящая мир в душе, красоту, здоровье

Мантра очищение пространства дает невероятный эффект. Забирает всю плохую энергетику, приводит мир вокруг вас в порядок. Если вам тяжело находиться в каком-то месте, вы ощущаете давление, страх, то нужно произнести ее:

Третье правило: Произносите вместе с записью

Когда вы уже немного запомнили текст, сосредоточьтесь на работе с произношением. Слушайте и повторяйте. Во время чтения расслабьтесь, пусть слова идут из вашего сердца. На этом этапе уже можно проводить медитации. Подглядывайте в текст, если хотите.

Важно начать произносить самостоятельно слова, которые вы понимаете. Зная смысл, просто представляйте себе мантру в голове. Так гораздо проще перейти к самостоятельному повторению.

Когда научитесь, вы почувствуете непередаваемую гармонию от того, что произносите вслух. Многие мантры можно произносить для того, чтобы успокоиться. Попали в стрессовую ситуацию, нервничаете: 7 раз произнесите вашу любимую мантру.

Очень скоро станет лучше, сознание прояснится. Они помогает тому, кто действительно посвятил себя практикам.

Пение и медитация

Медитация на мантры тоже имеет свои правила. Начинать медитировать нужно тогда, когда уже можете повторять слова правильно. Первое время можно включать запись себе в помощь, но лучше избегать чтения по бумажке с текстом.

Многие мантры служат для того, чтобы настроиться на новый день. Их логичнее всего читать рано утром, с восходом Солнца. Другие мантры читаются вечером. Нет жесткого правила, которое регламентирует это. Исходите из своих ощущений и логики.

Если одна мантра, которую монахи читали перед едой. Она настраивала организм получать самое полезное из пищи. Они славились отменным здоровьем, не болели и жили более 100 лет. Вы можете научить свой организм поступать так же с любым продуктом.

Она читается перед приемом пищи, утром или вечером — не важно.

Как проводить медитацию на мантру

Нужно остаться в комнате в одиночестве. Исключение, если кто-то из членов семьи тоже хочет медитировать с вами, согласен следовать всем правилам.

  • Садитесь удобно в позу лотоса, или просто со скрещенными ногами.
  • Под себя подложите коврик для йоги. Сидеть должно быть приятно и тепло. Если вам холодно, жестко, некомфортно, то лучше найти другую позу или место.
  • Глубоко вздохните 3-4 раза. Нужно отпустить весь негатив, дурные мысли, переживания. Оставьте их за дверью комнаты, где вы медитируете.
  • Ваше тело принадлежит только вам, а не болезням, проблемам. Почувствуйте руки, ноги, голову. Каждый орган.
  • Начните читать мантру.

При чтении проводится число повторений, кратное 7. На начальном этапе лучше всего читать ее 7 раз. После — комфортное вам число раз, кратное 7. Максимальное число — 108 раз. Больше за один день не произносите. Можно купить тибетские четки для отсчитывания количества раз.

Как правильно читать мантру

Правил не так много, но все же, обратите внимание.

  • Произносить нужно размеренно, соблюдая ударения.
  • Не спешите закончить скорее, такая практика вам не поможет. От такой практики не будет пользы.
  • Не просто произносите, а чувствуйте каждый слог, слово.
  • Это песнопение, так что читайте нараспев, медленно.
  • Делайте паузы между повторениями. Они нужны для того, чтобы обратить взор внутрь себя. Вам комфортно с этой мантрой? Вы чувствуете изменения в себе?
  • Сами решайте, сколько повторений будет в вашем дневном цикле. Некоторым хватает всего 10-15 минут на все, а другие растягивают медитацию на 40минут, час.
  • Когда закончите, не нужно сразу же вскакивать и бежать по делам. Посидите в той же позе еще минут 5. Отдохните, улыбнитесь себе, почувствуйте состояние вашего организма после мантры.
  • Когда вы готовы, медленно встаньте и ваш день будет обязательно удачным.

Самые распространенные вопросы новичков

Этому не учат в школах, не рассказывают по телевизору. Как правильно читать мантры, необходимо знать, иначе вы просто тратите время и силы. Новички задают примерно одинаковые вопросы, а ответы на них оказываются очень простыми.

Как часто нужно читать Мантры?

Здесь нет понятия «необходимо». Если вы чувствуете стремление к гармонии в жизни, то ваше желание будет постоянным. Лучше всего произносить каждый день. Для этого выбирайте 20-30 минут, которые можно будет провести в тишине. Петь мантру нужно там, где никто не помешает, не прервет.

Что будет, если пропустить один день?

Ничего страшного не случится. Но, лучше взять за правило проводить практики регулярно.

Мантры читаются утром или вечером?

Некоторые утром, некоторые вечером. По смыслу мантры это бывает понятно. Если у вас совершенно нет времени утром, то лучше выбрать вечернее время. Главное, чтобы во время практики вы могли расслабиться, а не думать постоянно о том, что ваш автобус уедет, опоздаете на работу.

Можно ли христианам произносить Мантры?

Христианам можно слушать, произносить, читать мантры. Они никак не испортят ваше отношение к своей вере. Это не магия, которая считается грехом. Такие тексты хоть и относятся к буддизму и индуизму, не идут в разрез с вашей верой.

Как правильно читать Мантры

Слово «мантра» с санскрита переводится как «освобождение ума», или «защита ума». Практика чтения мантр дает потрясающие результаты. Как читать мантры так, чтобы видеть результат? Читайте ниже.

Учителя говорят, что прослушивание и чтение мантр меняет даже тело на клеточном уровне. Почему ДАЖЕ ТЕЛО? Потому что тонкие энергетические оболочки человека более податливы к воздействию. Тело же как материальная субстанция дольше всего приходит к реакции на что бы то ни было.

Ведь болезнь, давно зародившаяся в подсознании, например, из-за застарелых обид, только через годы проявляется в теле.

Но зато тело излечивается гораздо дольше и сопротивление его трансформациям тоже больше… К чему это я? К тому – что раз мантры способны влиять даже на тело, представьте только, как благоприятно они могут повлиять на остальные – более тонкие оболочки человека!

Если вы еще не почувствовали целебное влияние мантр на все сферы жизни, стоит поговорить о том, как правильно читать мантры.

Мы видим перед собой набор неизвестных слов, странных по звучанию. Как, правило, мантры – это обращение к древним богам, восхваление их и воспевание их чудесных качеств.

В отличие от христианских молитв, это не обращение с просьбой к высшим силам, а своего рода отождествление себя с определенным видом энергий и вибраций.

Во время чтения мантр человек становится созвучен Вселенной, как бы на одной волне с ней. Надо ли говорить, что для Вселенной все возможно…

Мантра ОМ — одна из биджа (первоначальных) мантр. Она универсальна в помощи человеку

Так как читать мантры?

Наверняка у вас есть какая-то цель, желание, потребность. Согласно ей выберите мантру. Желательно брать мантры из надежного источника – нековерканные. Если хочется – поищите перевод. Но это необязательно. В мантре главное – ее звучание, а не смысл.

Перед первым прочтением круга конкретной мантры или каждый раз перед началом практики произнесите вслух или про себя посвящение заслуг, намерение:

«С любовью и благодарностью я посвящаю свои заслуги от чтения этой мантры … прекрасным отношениям с супругом, выздоровлению и исцелению отца, взаимной верности и преданности в отношениях с любимым и любящим меня мужчиной, улучшению своего материального положения, тому, что я легко и быстро нахожу идеальную для меня высокоплачиваемую безопасную работу, тому, что я легко и быстро осознаю свое истинное предназначение… ваш вариант».

Дальше — приступаете к чтению самих мантр или любых других молитв.

Как правильно слушать мантры, чтобы они действовали?

Люди, регулярно занимающиеся медитацией, прекрасно знают, как правильно читать мантры. Здесь требуется полное отрешение от всего сущего, погружение в себя, определенный настрой.

Лучший вариант – одиночество в пустой квартире, когда ничто не отвлекает от общения с Высшими силами (правильное произнесение сакральных слов требует повышенной концентрации внимания).

А получится ли воспринимать мантры на слух, не проговаривая их самостоятельно? Где и как это можно делать?

Расслабляемся в домашних условиях

  • Главный принцип тот же – окружающий мир должен раствориться и исчезнуть на время медитации.
  • Слушать мантру в записи необходимо в удобной, расслабленной позе (сидя или лежа), в одежде, которая нигде не трет, не стесняет дыхание, не давит.
  • Количество повторов такое же, как при самостоятельном прочтении (обычно – 108 раз, если иной порядок не оговорен отдельно).

Перед началом процесса необходимо хотя бы минимально огородить свое жизненное пространство.

Решая, как правильно слушать мантры, чтобы они действовали, первым делом ответьте себе на вопрос: когда вы сможете без ущерба для прочих занятий выделить полчаса исключительно на собственные нужды? Идеально, если получится сделать это на восходе солнца или на закате – моменты смены дня и ночи считаются наиболее сильными в энергетическом плане.

Попросите близких не тревожить вас в такие минуты. Заприте двери в комнату либо воспользуйтесь наушниками и прикройте глаза. Главное – не то, что в реальности будет происходить вокруг человека во время медитации, а его способность «отключить» сознание, полностью погрузившись в музыку произносимых слов. Желательно мысленно повторять звучащие в голове фразы, прокручивать их через себя.

Для начала необходимо понять, как действуют мантры на самом деле. В реальности это не магическое заклинание, а некий камертон, заставляющий все существо человека и окружающее его пространство правильно вибрировать.

Именно поэтому в процесс не должны вмешиваться посторонние звуки, мысли, эмоции или действия. При наличии определенных навыков погрузиться в такое отрешенное состояние можно где угодно.

Например, на работе во время перерыва или в общественном транспорте.

  • В подобных случаях желательно также пользоваться наушниками.

Они помогут не отвлекаться на внешние раздражители и одновременно – не вызывать вопросов у окружающих. В домашних условиях слушать записи можно в постели. Считается, что переход из состояния бодрствования в сон во время медитации только усиливает благотворное воздействие мантры.

Сейчас звезды вам советуют воспользоваться одним из предложенных ниже раскладов. Не упустите свой шанс узнать правду.

Данный способ поможет выяснить причины и следствия сложившейся ситуации.

Простой расклад на картах Таро о ближайшем будущем во всех сферах жизни кверента.

Попалось сообщение на форуме:

Диана Православная Христианка

Очень много тут на форуме читала высказываний, что приемлемо молитвенное правило или даже правило ко Причастию, каноны, Псалтырь — читать по дороге на работу или в храм, на самой работе. Но большинство священников (я даже порылась в инете на православных сайтах вопросов к священникам) говорят, что молиться сидя можно только больным и немощным, а ведь в транспорте мы можем и сидеть. Я понимаю, что время бытротечно, мы ничего не успеваем, вечно спешим, вечно уставшие и в бытовых проблемах, потому часто так и поступаем, но насколько это позволительно? И что лучше: прочитать одну краткую молитву утром , но с вниманием, или все-таки в толчеи метро прочитать все молитвенное правило, отвлекаясь и т.д. (а не отвлечься в транспорте все равно не получится)? Лучше вообще не прочитать молитвы перед Причастием, или по-быстрому читать их прямо в храме на часах, не слушая церковные молитвы? А об этом была речь в одной из тем, и я так поняла, что многие так делают (притом люди достаточно уважаемые у нас на форуме и воцерковленные), не видя в этом ничего особенного. Мне же раньше казалось, что это формализм какой-то, что-то сродни начетчеству. Если я неправа, подскажите. Но вот правда, а как сидя читать «Приидите, поклонимся…» например — не могу понять.

В этом сообщении на форуме — основные вопросы верующих про акафисты

Очень хорошо, что в одном посте собраны практически все популярные вопросы, связанные с молитвами и акафистами. Практически ежедневно то или это верующие спрашивают, как в Интернете, так и напрямую у священников.

А в этом сообщении, пусть и давнем, ёмко собран основной костяк вопросов прихожан. Поговорим про нюансы чтения акафиста, канонов, псалмов и других молитв.

Акафист — это духовный гимн, его читают стоя

Акафист — это форма молитвы. По содержанию она больше всего напоминает гимн. Традиция сочинять подобные произведения на религиозную тему появилась давно — и не в христианстве. К нам она пришла из античности. Греческие творцы вообще много дали всему человечеству в плане культуры.

Египетский фараон Эхнатон, один из первых кто начал писать хвалебные оды богам

До сих пор во многих сферах мы пользуемся наследием афинских философов, изобретателей и поэтов. Хотя ради справедливости надо заметить, что вовсе не греки придумали сочинять гимны богам. Ещё египетский фараон Эхнатон писал хвалебные произведения в честь бога Амона. И, конечно же, он тоже не первый

В ранние века это влияние античной культуры было особенно сильным. Большая часть Европы находилась во власти Римской Империи. Собственно, распространению христианства верующие тоже во многом обязаны римской политике.

Христианская церковь формировалась в той нише, которую прежде занимали Олимпийские боги. А потому ритуалы и обычаи Рима и Греции отразились на христианской традиции.

Первый акафист написан в честь Пресвятой Богородицы, его принято читать стоя

Акафист — яркий тому пример. Поэтический дар направлен на восхваление высших сил. В некотором смысле это диалог, молитва, но в большей степени — именно гимн.

Преподобный Роман Сладкопевец, автор первого акафиста

Первый акафист предположительно написал преподобный Роман Сладкопевец, хотя есть и другие кандидаты. Шёл VI век. Церковные традиции почти сформировались, уже зрелая христианская религия обретала свои каноны. И вот в христианской среде возникает нечто необычное — огромной поэтической силы произведение во славу Божией Матери.

Далеко не сразу акафистам нашли применение. Только через век его впервые исполнили в церковном богослужении. Но с тех пор в подражание появились сотни акафистов разного качества — от восхитительных, до посредственных.

Со временем устоялись особенности и правила чтения акафиста:

  1. В богослужебной практике обязательно чтение только акафиста Пресвятой Богородице. Проводится это в один день в году — на утрене субботы пятой седмицы Великого поста. Другие читать в храмах можно, но это уже по желанию руководства храма. Акафисты не должны быть заменой традиционному богослужению.
  2. Православная церковь рекомендует читать акафист дома. Его можно совмещать с утренними или вечерними молитвами. Также акафист уместно читать в паломничестве или крестных ходах.
  3. Православная церковь разрешает читать акафисты, опубликованные в официальных изданиях. Если же произведения там нет или оно не одобрено Священным Синодом, такой акафист нельзя читать. По крайней мере, в храмах и монастырях это немыслимо.
  4. Акафист следует читать стоя. С греческого «акафист» так и переводится — «не сижу» или «стоячая песнь». Люди поднимаются с кресел во время государственного гимна. С акафистом — то же самое. Довольно странно выглядит, если человек восхваляет святого, Бога или архангела, но при этом располагается в кресле.

Иногда акафист можно читать сидя и даже лёжа, если человек очень устал, болен или в дороге

Рекомендации по чтению акафиста — общие, они не учитывают особых обстоятельств. А ведь в жизни бывают разные ситуации. Разве можно требовать от пожилого человека, который быстро утомляется, 30 минут стоять? Какую духовную пользу получит он, если переутомится?

Поэтому священники рекомендуют ко всему подходить без фанатизма, с рассуждением. Есть ситуации, когда встать просто невозможно. К примеру, калека на инвалидной коляске уж точно не способен выполнить это церковное правило.

Смотрите также статью Сколько дней и как правильно читать богородичное правило

Не запретить же лежащему парализованному читать акафист из-за формальности?

Гимн гимном, а Бог, Он смотрит в сердце, а не в ноги.

Можно ли читать лежа? Можно, если нет физической возможности стоять.

Да и обычный человек не обязательно должен быть серьёзно болен, чтобы ему дозволялось присесть. Усталость — это тоже недомогание. Если ноги желают отдохнуть, это не помеха для духовного дела.

Тоже самое касается и людей в транспорте. Встать там нельзя. Но отказывать себе в праве помолиться не стоит.

Об этом рассказывает на видео протоиерей Владимир Головин:

Вот то высказывание, на которое ссылается в видео протоирей:

Амвросий (Юрасов) Архимандрит

«Молиться нужно везде и всегда: и дома, и на работе, и в транспорте. Если ноги крепкие, лучше молиться стоя, а если больные, то, как говорят старцы, лучше во время молитвы думать о Боге, чем о больных ногах».

Так что на вопрос «можно ли читать акафист сидя» ответ — можно, но, если на то есть причины.

Молитвы можно читать сидя и в транспорте, если нет другой возможности

Можно ли сидеть, исполняя утреннее и вечернее молитвенное правило или читая обычную молитву? И если можно, то когда. Ответ священника, протоиерея Александра Билокура:

Александр Билокура Протоирей

«Нежелание молиться грехом не является, а есть признак отсутствия веры, любви к Богу и неблагодарность за все Им содеянное. Например, человек неверующий, атеист, не согрешает тем, что он не молиться, не поститься, не посещает храм. Т.к. самая большая его проблема это отсутствие веры в Бога, что делает его, по словам Библии, «безумным». В наших ежедневных молитвах мы реально беседуем с Богом.

Поэтому если у человека есть возможность на молитве постоять, а он этого не делает, этим оскорбляет Бога, проявляет к Нему небрежение и не осознает что молитва это разговор творения со своим Творцом. Если же человек реально устал, болен, находиться на работе, в транспорте или в другом месте, где он вынужден сидеть, в случае если он будет молиться сидя — это не будет считаться неблагоговейным отношением к Богу».

Вспомним начало статьи, где пользователь форума спрашивает, можно ли молиться в транспорте, если не успеваешь к причастию. Пожалуй, лучший ответ — пример достойного верующего. На фото — Сербский Патриарх Павел:

Сербский Патриарх Павел в дороге сосредоточен на духовном

А вот что говорит священник настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков), когда его спрашивают, что важнее, почитать правило дома или прийти вовремя на службу:

Пахомий (Брусков) Игумен

«Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва».

И всё же молитва — не повинность. Нельзя читать её, потому что нужно. Желание общаться с Богом должно быть искренним.

Зачем же тогда нужны молитвенные правила? Снова процитируем игумена Пахомия (Брускова):

«Свобода – это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах».

«Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние – вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелие».

Так что вопросы в духе «Можно ли молиться лёжа в постели» не столь существенны, как кажется на первый взгляд. Главное — не как человек выглядит снаружи, а то, что происходит у него внутри. Об этом однозначно говорит Схиигумен Иоанн (Алексеев):

Иоанн(Алексеев) Схиигумен

«Святые Отцы сказали, если и сидя по нужде молишься внимательно, Господь принимает твою молитву, а если и стоя молишься, но рассеянно, Господь не внемлет такой молитве. Ибо внимание — душа молитвы».

EX-Фарисей

Было время, когда полемизируя в одной православной группе, наткнулся на пост, который мне показался верхом магизма в православии. Там утверждалось, что типа преп. Серафим Саровский говорил, что кто пройдёт канавкой и прочитает 150 раз «Богородице, Дево, радуйся» за умершего родственника, то все грехи тому простятся. Не разобравшись, даже где-то высокомерно подумал о старце, типа, надо же как всё просто, 150 раз оттарабанил, и грешник в раю. Магия чистой воды. И не один я так думал.

Еще есть правило Серафима Саровского с вычитыванием по несколько раз одних и тех же молитв. Часто монахи и некоторые миряне для вычитывания определенного количества молитв используют чётки. Возникает логичный вопрос, а зачем, собственно, надо читать именно 40 раз, ну или 150? Что за магия цифр? Это молитва Иисусова или мантра? Вопросы эти возникали давно, поскольку противно было думать, что моменты магии прокрались в православную аскетику. Типа, сделал так, и получишь то. Или что еще хуже, что это на самом деле мантры, только называются православными молитвами. Кстати, в критике на чтение молитвы 150 раз звучала и мысль, что это такая себе православная мантра.

Ответ на вопрос по поводу смущения пришёл сам собою. Недавно, тестируя ум на предмет о чём он думает постоянно, вне чтения молитв утренних и вечерних, перед и после причастия, обнаружил, что там одна суета, мусор, тщеславие, мечты, в основном нечестивые. Если прочитать какую-то молитву, голова прочищается. И тут простой образ, разрешающий вышеприведённые смущения, вошёл в сознание. Когда я утром отжимаюсь или приседаю для фиксирования и регулирования нагрузки я веду счёт и делаю определенное количество типовых движений. Потому и тренируя ум, дают ему дозированную молитвенную нагрузку.

Аскет (дословно – упражняющийся, борец) борется с пустыми и греховными мыслями в голове путём упражнений (тренировок) с благочестивой молитвой. Святые отцы едины во мнении, что непрестанная молитва – ключевая добродетель для аскета и подвижника. Но прежде чем дойти до непрестанности, нужно много тренироваться. А тренируются, понятное дело, надо фиксированным количеством раз на знакомой и универсальной молитве славословия или покаяния. И увеличивать количество имеет смысл после способности удерживать внимание на определенном количестве прочтений.

Но при чём здесь прощении грехов умершему грешнику? Познакомившись с правилом для сестер Дивеевского монастыря, написанного старцем, и тем, что он действительно говорил о канавке и чтении славословия Богородице 150 раз, и что при этом надо держать в уме, я понял, что попалился на народном фольклоре о старце и его словах. Народ приплёл бабских басен к правилу старца (хотя в основе действительно богородичное правило преподобного в количестве 150 раз), вплоть до того, что и прочитавшего 150 раз антихрист не одолеет.

На самом деле вот, что говорил старец: «Кто пройдёт Канавку Пресвятой Богородицы и прочитает «Богородице – Дево, радуйся…» 150 раз, тот уже побывал в Киеве, Иерусалиме и Афоне. «Если вам грустно (плохо), то вы возьмите чёточки и пройдите по канавке, почитайте эти молитовки и вам обязательно Матушка Богородица подарит радость и утешение. И станет легко на сердце. Вы получите утешение, наставление, покров.»

Лично меня поразила мудрость старца в составлении молитвенного правила для сестер, где сказано, сколько и каких молитв во время работ за день должны сёстры прочитать. Если прикинуть по времени, то сёстрам просто некогда особо мечтать и предаваться помыслам. Либо думаешь о деле, либо тренируешь внимание на молитве по правилу преподобного. Потому нет магизма в том, чтобы читать по многу раз одну и ту же молитву. Есть просто молитвенное занятие для ума.

Если выбирать из альтернативы: пустые и греховные помыслы или 150 молитв с вниманием, то нужно выбирать второе. Этим снимается праздность ума и тренируется внимание. 150 – рекомендация старца наверняка из опыта, которым не стоит пренебрегать. Если я знаю, что 3 подхода по 25 отжиманий для поддержания здоровья в моем возрасте вполне достаточная нагрузка (меньше – не будет напряжения, больше – излишняя нагрузка на сердце), то 150 молитв по норме от старца – тоже наверняка опытно определенная норма. На первых этапах ее рекомендуют снизить до 50. Мне самому трудно представить, что я на 50 смогу удержать концентрацию ума. Брать на себя больше не стоит, чтоб не рождалось самомнение и тщеславие.

А чётки в руке помогают просто не отвлекаться на подсчитывание и выполнять правило, стараясь все силы бросать на концентрацию внимания. Читая Иисусову молитву нужно не только концентрироваться не только на словах, но и поминать действие грехов и страстей в нас, чтобы последние слова молитвы были наполнены действительно покаянным смыслом. И если мы будем максимально часто занимать голову покаянием и славословие, то там будет меньше гнездиться праздность и мечтательность. По опыту сказать не могу, но подозреваю, что это и позволит постепенно вычищать хлам из собственной головы.

А что же мантры? Мантра – это наоборот, бессмысленное для произносящего выражение, на котором не надо концентрироваться и которое должно отрешить произносящего от контроля сознания и дать туда войти… другому сознанию. Думаю даже, что слово мантры не простое. Скорее всего, это есть имя духа, для которого раскрывает своё сознание произносящий мантру. По общему мнению современных богословов, это имя беса, которого призывают, очищая сознание мантрой для его беспрепятственного вхождения в человека как в сосуд, и создание в нем образов из астрала (воздушного пространства). Полученные образы могут восприниматься как непосредственных выход души в астрал. Возможно, кто-то и выходит из тела, но большинство получают транслируемые производные образы от беса.

Восточная аскеза запрещает концентрироваться на мантре. Православная требует максимального внимания на словах молитвы. На востоке нужно при чтении мантры отключать сознание, в православии же максимально его включать, нагружая каждый повтор молитвы покаянием в грехах и страстях. Потому, уравнять 100 Иисусовых молит и чтение мантры ни в коем случае нельзя даже по форме, не говоря уже о содержании.

И магии нет в круглом количестве повторов. Никто же не выбирает для количества приседаний на зарядке число 47 или 52. Берут круглое число и на него ориентируются. Так же и в молитве.

Так что нет ничего плохого 150 раз прочитать одно и то же. Я читал неудачно переведенные акафисты на церковно-славянский или каноны среднего качества и проблемным пониманием. Потому, лучше Иисусова молитва или славословие Богородице, с которым душа легко соединяется, чем чтение типа духовных текстов, но которые не ложаться в сердце. При этом, часть текста вообще не воспринимается из-за церковного языка.

Ну и не забываем, что молиться нужно часто и в транспорте и на работе и в любом другом месте, где молитвослов не достанешь. Потому практика такой молитвы оказывается универсальной. И только непонимание назначения этой молитвы может превратить ее в мантру, если оттараторить Иисусову молитву 40 раз из послушания, не концентрируясь на словах и покаянии. Тогда, пожалуй, это будет мантра по содержанию. Хотя по форме, обращению к Господу или Богородице, не может поставлено рядом с обращением к бесу.

Мантрой, наши молитвы могут показаться только очень поверхностному уму, не знакомому с трудами отцов. Ну или человеку, не начавшему трудится над контролем собственного сознания. А одним из определений аскетики является такое – контроль сознания на предмет блокирования страстей и несовершения прегрешений.

Потому мой совет тем, кто бунтует против типа магизма и формализма в Православии при чтении одних и тех же молитв по 150 раз – попробуйте 1 час полностью контролировать сознание, не отвлекаясь ни на что и не пуская в голову никаких бесполезных и греховных помыслов. С вероятностью 99,9% можно будет констатировать провал. Но даже если получится, то целый день не получится точно. А теперь попробуйте прочитать внимательно молитву Богородице, вкладывая ум в каждое слово и смысл и ёще вспоминая благочестивые моменты из жизни Богородицы. Совсем не отвлекаться сначала будет сложно, но в любом случае в вашей голове час будет благочестие, а не суета. И не допустить глупости в голову будет на несколько порядков легче. Такие вещи познаются в духовных опытах. Попробуйте, и рекомендации, подобные правилу Серафима Саровского, перестанут вас смущать.

Правда, до сих пор не дошло, зачем по 12, а местами по 40 раз речетативом на приличной скорости в разных местах службы произносится «Господи, помилуй». Может, у кого-то из посетителей сайта уже есть осмысление этого? Какой смысл произносить 40 раз это выражение, если скорость читаемого не позволяет даже соединить ум с каждым выражением и задуматься, а за что я прошу Господа меня помиловать? И не надо мне рассказывать смысл по учебнику Литургики (это я и сам знаю). Вы просто вспомните, как чтец это читает в вашем храме. И вспомните, чем в этот момент заняты мысли (ну когда там уже 40-й раз?) Вот это, лично для меня уже похоже на мантру. А молитва без внимания – это вообще оскорбление Бога. Думаю, надо оставить 3 раза везде, где стоит 40 и 12 раз, по числу лиц Пресвятой Троицы. Потому что объяснить внятно любому человеку, зачем нам эта 40 раз тараторить одно и то же, я не смогу. Хоть неофиту, хоть сектанту. Придётся просто опустить глаза и сказать, та это у нас такая мантра православная. Расширяем сознание(((.

В последние годы стало очень популярным чтение мантр. В связи с этим многие верующие христиане задаются вопросом можно ли читать мантры православным. Конечно перед тем как найти ответ на данный вопрос необходимо четко понимать, что такое мантры и откуда они к нам пришли.

Что такое мантры

Мантры включают в себя:

  • звук,
  • одно предложение.

Их особенностью является то, что они повторяются по кругу несколько раз подряд. Это разновидность древней молитвы на санскрите.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

В первую очередь такие звуки и предложения используют люди, занимающиеся медитацией. Их используют для того чтобы расслабится и погрузится в состояние покоя, чтобы расслабить свой ум. Также подобные звуки помогают мозговым клеткам настроится на необходимый лад.

С одной стороны, это молитва, но это молитва, относится к вере буддизма. И тут снова возможно возникнет вопрос можно ли слушать мантры православным? Ведь несмотря на то, что они относятся к другой вере все же являются молитвой.

На самом деле как говорят священнослужители православной церкви, читать и слушать мантры православным христианинам нельзя, так как невозможно совмещать две веры одновременно. Поэтому если есть желание очистить душу и разум, то лучше начните чтение Псалтыря.

Господь всегда с Вами!

Икона богини красоты В монастырской лавке сидит скучает иеромонах Амвросий. Мы чистим подсвечники. Заходит молодая девушка. Осматривает иконы и спрашивает: — Батюшка, а у вас все иконы святые? — Все — отвечает отец Амвросий. — Мне нужна икона богини красоты.Мы остановили работы прислушиваяс… 60 фраз, которые очень нужно говорить своему ребенку Бывает, что мы не знаем, как, воспитывая ребенка, выразить ему всю свою любовь, сделать его счастливым и одаренным. А ведь это так важно! Педагог Людмила Туранцева составила список фраз, которые помогут при общении с вашим ребенком.Говорите: 1. «Я люблю тебя». 2. «Люблю теÐ… Упражнение «Перед лицом Божиим» (Митрополит Сурожский Антоний) Вот только обратите внимание, что это упражнение, а не практика жизни!Упражнения заключаются в том, чтобы, когда вам нечего делать – ничего не делать и никуда не устремляться. Это кажется очень простым делом, а попробуйте… Вот выдалось пять минут свободного времени. Что Ð… Дети пишут Богу. — Если у меня что-то болит, это значит, Ты на меня сердишься? (Гоша, 4 кл.)- Я еще маленькая, учусь в третьем классе, грехов пока нет, но собираются. (Ева, 3 класс)- Когда я умру, не хочу ни в рай, ни в ад. Хочу к Тебе. (Вера, 3 класс)- Вчера узнал про Тебя примету: если вы богаты — эÑ…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *