Люцифер о чем

В христианстве

Статуя Люцифера в Льеже (Бельгия).

В Библии слово ‏הֵילֵל‏‎ («хейлель» — утренняя звезда) встречается в книге пророка Исаии:

Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы».
(Ис. 14:12)

Здесь это слово относится к вавилонскому царю (человеку, согласно 16-му стиху). По толкованию же Тертуллиана, эта фраза относится к падению с неба сатаны.

Оно переведено в синодальном переводе как «денница». Иероним Стридонский в переводе Вульгаты использует латинское слово lucifer («светоносный», «свет несущий»), использовавшееся для обозначения «утренней звезды». У самого Иеронима слово «светоносный» не использовалось как имя собственное, но как метафора. Создатель Вульгаты использовал это слово и в других фрагментах Писания, даже и во множественном числе. Однако именно перевод Иеронима, имевший авторитет в христианском мире, в конечном итоге послужил основой для отождествления слов «люцифер» и имени Сатаны. В Библии короля Якова (1611 год) фраза получает иной смысл: «How art thou fallen from heaven, O Lucifer, son of the morning!». Написанное с большой буквы, слово воспринимается не как метафора, но как обращение к Сатане.

Иудеи и ранние христиане не использовали «хейлель» как имя Сатаны, и это слово не имело негативного оттенка. Для сравнения, в Новом Завете с утренней или предрассветной звездой сравнивали Иисуса Христа (Отк. 22:16; 2Пет. 1:19).

Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.
(Отк. 22:16)

И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.
(2Пет. 1:19)

Византийская церковная поэзия уподобляет и деву Марию «звезде, являющей солнце» («Акафист богородице», VI или VII век).

В начале XIV века издаётся знаменитая поэма по христианской тематике «Божественная комедия» Данте. В ней Люцифер описан как вмёрзший в лёд в самой глубине ада, и имеющий 3 пасти. Там он грызёт предателей и изменников, из них величайшие — Иуда Искариот, Брут и Кассий.

Люцифер в современном сатанизме

Сигил Люцифера.

Образ Люцифера сохраняется более или менее неизменным в источниках, авторы которых принадлежат к различным традициям. Характеристики этого образа:

  • Свобода или восстание;
  • Гордыня;
  • Познание (безнравственное познание, вульгарное);
  • Принадлежность к ограниченному списку высших демонов, архидемон (The Complete Book of Demonolatry, Liber Azerate);
  • Он — Дьявол Водолея, стихии Воздуха, Сатурна и Урана.

Inferion — система знаков демонов и кратких описаний, издаваемая Vox Inferni Press, описывает Люцифера как духа Восстания и отца Гордыни. В Liber Azerate Люцифер описывается как «доброжелательный аспект Сатаны, который своим светом освещает надёжный путь и указывает дорогу к свободе и божественной власти по ту сторону границ творения». В Luciferian Witchcraft Люцифер описан как «Чёрное пламя разума и воли». Список демонов Антона Шандора ЛаВея приводит следующее описание Люцифера: «Люцифер — (лат.) носитель света, просвещения, утренняя звезда, Властелин воздуха и Востока».

Религиовед Джеймс Льюис считает, что «подавляющее число сатанистов» обозначают сатану именно в качестве символа, архетипического образа, неперсонализированную природную силу (ср. равновесный принцип ЛаВея) или какой-либо иной «антитеистический» концепт.

Примечания

  1. Фосфор // Большой энциклопедический словарь
  2. Люцифер // Энциклопедия мифологии
  3. Новиков, 1985, с. 393.
  4. Люцифер // Большой энциклопедический словарь
  5. Ефремова Т. Ф. Люцифер // Современный толковый словарь русского языка, 2000
  6. 1 2 Ботвинник и др., 1985, с. 166.
  7. Ботвинник и др., 1985, с. 154.
  8. Плиний Старший. Естественная история. II, 36—37
  9. Гигин. Астрономия 2.42.4 Архивная копия от 2 января 2015 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 12-03-2018 )
  10. 1 2 Гесиод. Теогония 381—382 / пер. В. В. Вересаева. — Вересаев, В. В. Полное собрание сочинений : в 16 т. — М. : Недра, 1929. — Т. 10 : Эллинские поэты.;
    Греческий текст (греч.)
  11. Денница // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  12. «numquid producis luciferum in tempore suo et vesperum super filios terrae consurgere facis» — «Можешь ли выводить созвездия в своё время и вести Ас с её детьми?» Иов. 38:32
  13. Аверинцев С. С. Мифы народов мира
  14. 1 2 3 The Complete Book of Demonolatry, S.Connoly, ISBN 978-0-9669788-6-5
  15. 1 2 Liber Azerate, TOTBL (Орден Черного Пламени)
  16. 1 2 Liber HVHI, Форд М, Succubus Publishing, 2005
  17. Inferion, Vox Inferni Press Архивная копия от 27 февраля 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 12-03-2018 )
  18. Luciferian Witchcraft, Форд М, Succubus Publishing, MMV
  19. Сатанинская Библия, Антон Шандор ЛаВей
  20. James R. Lewis. Who Serves Satan? (англ.). Marburg Journal of Religion (Volume 6, No. 2 (June 2001)).

Сатана

См. также: Сатана (значения), Дьявол (значения), Шайтан, Иблис и Чёрт

Сатана

ивр. ‏שָׂטָן‏‎, сатан


Сатана и собрание демонов в Аду, ил. Гюстава Доре.

В Ветхом завете: имя нарицательное, означающее противных людей или обстоятельства, а также служащий Богу ангел-обвинитель.
В Новом завете: олицетворение зла, отождествлён с «древним змеем» свергнутым с небес.

Мифология

авраамические религии

Толкование имени

противник, клеветник

Имя на других языках

Вельзевул, Люцифер, Иблис, дьявол, шайтан

Пол

мужской

Занятие

Вредительство и искушение людей, увод от спасения во грех к духовной гибели.
Царь ада и предводитель падших ангелов (дьяволов, бесов, чертей)

Дети

Дэмиен Торн

Связанные персонажи

Яхве (Бог), антихрист, Архангел Михаил

Связанные понятия

Ад, грех, зло, искушение

Связанные события

Клевета Богу на Иова, искушение Иисуса в пустыне, восстание против Бога и свержение с небес, будет поражён в Апокалипсисе архангелом Михаилом

Упоминания

Ветхий завет, Новый завет, «Потерянный Рай»

В иных культурах

Ангра-Майнью

Иллюстрации на Викискладе

Сатана из поэмы Джона Мильтона «Потерянный Рай». Иллюстрация Гюстава Доре.«Большой красный Дракон и Жена, одетая в Солнце» (The Great Red Dragon and the Woman Clothed in Sun). Иллюстрация к Апокалипсису (откровению Иоанна Богослова). Большой красный дракон Апокалипсиса соответствует сатане. Жена — христианской церкви. Акварель Уильяма Блейка.

Сатана́ (от ивр. ‏שָׂטָן‏‎ śāṭān, арам. שִׂטְנָא sāṭānā, геэз śayṭān — «сатан(а)» — «противник», «клеветник», от сев.-зап.-семитск. корня *śṭn «сатан» букв. «быть враждебным», «обвинение») — в религиозных представлениях авраамических религий — главный противник небесных сил, представляющий собой высшее олицетворение зла и толкающий человека на путь духовной гибели.

Образ Сатаны в Библии

Сатана и змей, впоследствии искусивший Еву. Иллюстрация Гюстава Доре.Отец церкви Августин и Сатана. Правая внешняя створка Алтаря отцов церкви. 1471-75. Старая пинакотека. Мюнхен

В Ветхом Завете

В своём первоначальном значении «сатана» — имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует и мешает. В Библии это слово относится к людям (1Цар. 29:4, 2Цар. 19:22; 3Цар. 5:18; 11:14, 23, 25). Исключение, вероятно, составляет 1Пар. 21:1.

В качестве имени определённого ангела Сатана впервые появляется в книге пророка Захарии (Зах. 3:1), где Сатана выступает обвинителем на небесном суде.

Согласно христианской традиции, Дьявол впервые появляется на страницах Библии в книге Бытие в образе змея, обольстившего Еву соблазном вкусить запретного плода с Древа Познания добра и зла, в результате чего Ева и Адам согрешили гордыней и были из рая изгнаны, и обречены добывать хлеб свой в поте лица трудом тяжким. Как часть Божьего наказания за это, все обычные змеи вынуждены «ходить на чреве» и питаться «прахом земным» (Быт 3:14-3:15).

Библия описывает Сатану также в образе Левиафана. Здесь он — огромное морское существо или летающий дракон.

В ряде книг Ветхого Завета сатаной называется ангел, испытывающий веру праведника (см. Иов. 1:6—12). В книге Иова Сатана подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатана явно подчинён Богу и является одним из его слуг (бней Ха-Элохим — «сынов Божьих», в древнегреческой версии — ангелов) (Иов. 1:6) и не может действовать без его позволения. Он может предводительствовать народами и низводить огонь на Землю (Иов. 1:15-17), а также влиять на атмосферные явления (Иов. 1:18), насылать болезни (Иов. 2:7).

В христианской традиции к Сатане относят пророчество Исаии о царе Вавилона (Ис. 14:3-20). Согласно трактовке, он был сотворён как ангел, но возгордившись и пожелав быть равным Богу (Ис. 14:13-14), был низвержен на землю, став после падения «князем тьмы», отцом лжи, человекоубийцей (Ин. 8:44) — предводителем мятежа против Бога. Из пророчества Исаии (Ис. 14:12) взято «ангельское» имя Сатаны — הילל, переводимое как «Светоносный», лат. Люцифер). Многие богословы относят к Сатане также отрывок из Книги пророка Иезекииля:

Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.

В Новом Завете

В Евангелии Сатана предлагает Иисусу Христу: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её» (Лк. 4:6).

Иисус Христос говорит людям, желавшим Его смерти: «Ваш отец — диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Иисус Христос видел падение Сатаны: «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18).

Апостол Павел указывает место обитания Сатаны: он «князь, господствующий в воздухе» (Еф. 2:2), его слуги — «мироправители тьмы века сего», «духи злобы поднебесные» (Еф. 6:12). Также утверждает, что сатана способен внешне преображаться (μετασχηματίζεται) в ангела света (άγγελον φωτός) (2Кор. 11:14).

В Откровении Иоанна Богослова Сатана описывается как дьявол и «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем» (Откр. 12:3, 13:1, 17:3, 20:2). Вслед за ним последует часть ангелов, называющихся в Библии «нечистыми духами» или «ангелами Сатаны». Будет низвержен на землю в битве с архангелом Михаилом (Откр. 12:7—9, 20:2,3, 7—9), после того как Сатана попытается съесть младенца, который должен стать пастырем народов (Откр. 12:4—9).

Иисус Христос полностью и окончательно победил Сатану, взяв на себя грехи людей, умерши за них и воскресши из мертвых (Кол. 2:15). Библия описывает людей на земле, верующих в Иисуса Христа, победителями сатаны:

И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.

В Судный день Сатана сразится с Ангелом, владеющим ключом от бездны, после чего будет скован и низвергнут в бездну на тысячу лет (Откр. 20:2—3). Через тысячу лет он будет освобожден на короткое время и после второй битвы навечно будет ввержен в «озеро огненное и серное» (Откр. 20:7—10).

Распространённые имена и синонимы

Сатана в образе змеи на старообрядческой иконе XIX в. «Образ Страшного Суда Божия»

Имена Сатаны в Библии

Сатана имеет в Библии следующие имена:

  • Дьявол (Лук. 8:12; 5:8 ; от др.-греч. διάβολος — лукавый, клеветник).
  • Вельзевул (ивр. ‏בעל זבוב‏‎, Вельзевул, Баальзвув, Баал-Зебуб — «Повелитель мух») — имя одного из ханаанейских божеств, упоминающегося в Ветхом Завете. В период написания Нового Завета было одним из принятых имён сатаны в иудаизме (Мф. 10:25; Мф. 12:24).
  • Люцифер, луцифер (лат. Lucifer — «светоносец, сын зари, несущий свет»). В переводе на русский — «денница», в оригинале — «хейлель» (утренняя звезда) (см. Ис. 14:12).
  • Дракон (Откр. 20:2), Большой Красный Дракон (Откр. 12:3), Великий Дракон (Откр. 12:9)
  • Древний змий (Откр. 12:9, Откр. 20:2)
  • Жестокий ангел (Прит. 17:11)
  • Злой ангел (Пс. 77:49)
  • Злой дух от Бога (1Цар. 16:14, 16:23; 1Цар. 18:10; 1Цар. 19:9)
  • Искуситель (Мф. 4:3; 1Фес. 3:5)
  • Князь бесовской (Мф. 12:24)
  • Князь Мира Сего (Иоан. 12:31; Иоан. 14:30; Иоан. 16:11)
  • Лживый дух (3Цар. 22:22)
  • Лукавый (Мф. 13:19)
  • Отец лжи (Иоан. 8:44)
  • Человекоубийца от начала (Иоан. 8:44)

Другие популярные синонимы

  • Мефистофель — дьявол в германской повести «Фауст» XVI века, заключивший договор с человеком.
  • Воланд — имя дьявола, происходящее или от имени древне-скандинавского бога-кузнеца Велунда, или от имени Фаланд, встречающегося в старинной немецкой литературе. М. А. Булгаков позаимствовал его имя из трагедии И. В. Гете «Фауст», в которой Мефистофель просит нечистую силу расступиться: «Дворянин Воланд идёт!»

Трактовки

В иудаизме

Согласно представлениям иудаизма, Сатана не является силой, равной Богу. Сатана — это ангел-обвинитель, который служит Всевышнему в этом качестве и, как все ангелы, не имеет свободы воли. Творец позволяет Сатане действовать в мире с тем, чтобы у человека был выбор между добром и злом.

В литературе таннаев Сатана упоминается не часто, и почти всюду он выступает лишь как безличная сила зла. В период амораев Сатана, однако, стал играть более заметную роль в Талмуде и Мидраше. Он часто именуется Самаэль, но далее в том же тексте встречается и имя Сатанаил. Сатана отождествляется с дурными наклонностями и с ангелом смерти, но часто наделяется собственной индивидуальностью.

Христианство считает грехом и безумием любое обращение к Сатане в колдовстве и гаданиях. Церковный тропарь христианским мученикам подчёркивает немощь дерзостей демонов.

«Отречение от сатаны» входит в православный и католический чин крещения.

Альтернативные мнения в христианстве

Меньшинство христиан считает рассказ о Сатане аллегорией. Среди тех: Фауст Социн и Социниане, Гоббс, Ньютон, Пристли, и, начиная с середины 19-го века, Христадельфиане.

В исламе

Основная статья: Иблис

Иблис (Сатана) — умнейший джинн, который за свои познания был вознесен милостью Всевышнего до уровня ангелов и стал вхож в их круг. Он был верующим, но ослушался Господа, не подчинившись Его приказу, за что был проклят навечно: «И сказали Мы ангелам: „Поклонитесь Адаму! “. Поклонились все, кроме Иблиса (Сатаны), он воспротивился, отказался, посчитал себя важным, возгордился и стал одним из безбожников /20/ » (см. Св. Коран, 2:34).

В сатанизме и психологии

Основная статья: Сатанизм

Сатанист Антон ЛаВей (основатель авторского сатанизма) говорил: «Сатана — проявление тёмных сторон человеческой натуры. В каждом из нас сидит Сатана. Задача состоит в том, чтобы познать и выявить его. Сатанинское начало заключено в людях, — главное и наиболее могущественное. Им надо гордиться, а не тяготиться. Его надо культивировать, что мы и делаем в нашем храме с помощью различных магических заклинаний».

Религиовед Джеймс Льюис считает, что «подавляющее число сатанистов» обозначают сатану именно в качестве символа, архетипического образа, неперсонализированную природную силу (ср. равновесный принцип ЛаВея) или какой-либо иной «антитеистический» концепт.

Сатана может восприниматься как архетип. К. Г. Юнг связывает такое восприятие сатаны с нижней частью личности и как образ коллективного бессознательного.

Сатана в искусстве

Образ Сатаны

Средневековые описания образа Сатаны чрезвычайно детальны, наделяя его исполинскими размерами, смешением антропоморфных и животных черт и т. д. Пасть Сатаны часто отождествлялась с входом в ад, так что войти в ад означало быть сожранным им.

В иконописи существует композиция «Падение денницы», основанная на 14-й главе книги пророка Исаии. В этой композиции показаны ангелы в различных стадиях преображения в демонов и собственно Люцифер (денница), в данном случае естественно отождествляемый с Сатаной.

В «Божественной комедии» Данте («Ад», XXXIV) Сатана — гигантских размеров падший ангел с ужасающей внешностью: у него шесть крыльев летучей мыши и три лица, красное, бело-жёлтое и «как у пришедших с водопадов Нила» (комментарии в конце книги обозначают цвет, как цвет кожи эфиопа). Его зубы терзают Иуду Искариота — предателя Христа, и Брута с Кассием — убийц Гая Юлия Цезаря, знаменитого римского правителя, выдающегося полководца и писателя.

Напротив, Дж. Мильтон в «Потерянном раю» придаёт образу Сатаны мрачное величие, делающее его пригодным для роли эпического героя.

Отрывок из речи Сатаны в «Потерянном раю»:

«…А я пущусь в полет, за берега
Бесформенного мрака, чтобы всех
Освободить. Попытку предприму
Один; опасный этот шаг никто
Со мною не разделит!» Кончив речь,
Монарх поднялся, наложив запрет на возраженья…

Мильтон в «Потерянном раю» также описывает Хаос как третью силу, не связанную с восставшими ангелами и дружественную Сатане. Сатана также обращается к Ночи, как к «Несозданной».

В этом же направлении идёт трагическая поэма нидерландского поэта Йоста ван ден Вондела «Люцифер», герой которой умеет быть импозантным в своем тщеславии и рассуждает о необходимости исправить ошибку Ягве на пользу самому Ягве.

В поэме Байрона «Каин» главный герой, Каин, является единомышленником и соратником Люцифера-Сатаны в битве против творца мира. Люцифер здесь положительный герой, благосклонный к человеку, поскольку его бунт и бунт людей сродни друг другу.

Люцифер ведет Каина по «безднам пространства». Каин следует за ним, чтоб уйти от ужаса земной жизни и там познать средство для преодоления этого ужаса. Но оказывается, что весь его земной опыт — «блаженнейший эдем» во всей его невинности в сравнении с тем, что ему в «безднах пространства» предстоит скоро постичь. Истина есть знание зла, и потому счастье со знанием несовместимо. Перед человеком выбор: или верить и спастись или сомневаться и погибнуть. Верить Каину больше не дано, он сомневается и познает.

Только после романтизма (Дж. Байрон, М. Ю. Лермонтов и др.), в струе либерализма и антиклерикализма, образ Сатаны как вольнолюбивого мятежника может стать однозначно положительным героем, обретая черты древнегреческого божества: «К Сатане» Карддучи, «Люцифер» Марио Раписарди, «Литания Сатане» Ш. Бодлера.

Для А. Франса, как наследника этой традиции, уже аксиоматично что Сатана — идеал, и он играет этой аксиомой в «Восстании ангелов», доказывая, что Бога следует уничтожать в себе, «ибо мы не понимали, что победа — дух и, что в нас, и только в нас самих, должны мы побороть и уничтожить Иалдаваофа».

М. А. Булгаков в «Мастере и Маргарите» изображает Дьявола свидетелем евангельских событий, излагающим их как «Евангелие от себя», при этом Иисус («Иешуа») выступает как нищий философ-мечтатель, лишённый божественной глубины. Характерно, что поведение свиты Воланда (страх креста, петушиного крика и т. д.) выдаёт лукавый характер дьявольского повествования — таким образом, Булгаков пародирует представления «Исторической школы» в библеистике. Воланд — ироничный критик современной Булгакову реальности, окруженный свитой демонов и насмехающийся над человечеством. Балу у Сатаны также посвящён немалый отрывок романа.

В пьесе Гусейна Джавида «Иблис» Сатана (Иблис) является воплощением зла, которое гнездится в самом человеке. Согласно Джавиду, если мир полон измен, предательств и преступлений, то в этом повинна порочная натура человека, его дьявольская природа.

В современном искусстве

Изображение Сатаны, идеи и образы, символика сатанизма в настоящее время активно используются при продвижении некоторых музыкальных групп — прежде всего, с целью привлечения внимания к себе (см. эпатаж).

Многие группы, играющие в стиле метал (и особенно Блэк-метал), прибегают к символике сатанизма и имени Сатаны, а также других демонов. Известны группы, утверждающие, что включают сатанистов или состоят только из них, в частности, Dissection:

Таким образом, я хотел видеть только сатанистов в своей группе и, следовательно, старые участники оказались вне игры. И поставив перед собой такую цель, я отнюдь не облегчил себе жизнь.

Оригинальный текст (англ.) So, therefore I only wanted Satanists in the band and consequently the old members were out of the question. And having set up this goal, I didn’t make things easy for me.
> См. также

Сатана в Викицитатнике

Сатана на Викискладе

Сатана в Викиновостях

  1. 1 2 Сатана — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. 1 2 Вельзевул // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1987—1988.
  3. 1 2 Вельзевул // Энциклопедия Кольера.
  4. БЭАН, 1891—1892.
  5. 1 2 Хазарзар, 2004.
  6. śṭn / Semitic roots (англ.) (śṭn Northwest Semitic, to be(come) hostile, accuse. a. Satan, from Hebrew śāṭān, adversary, Satan, from śāṭan, to accuse, act as adversary;; b. shaitan, from Arabic šayṭān, Satan, from Ethiopic śayṭān, from Aramaic sāṭānā, from Hebrew śāṭān (see above).). The Free Dictionary by Farlex. Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company (17 January 2004).
  7. Гумеров, 2003.
  8. Российский гуманитарный энциклопедический словарь, 2002.
  9. Багдасарян, Орлов, Телицын, 2005.
  10. Малый академический словарь, 1957—1984.
  11. Библейская энциклопедия Брокгауза, 1999.
  12. Джеймс Смит. Пятикнижие Пер. с англ.— М.: Духовная Академия Апостола Павла; Н. Новгород: «Агапе», 2009. — 480 с. ISBN 978-5-88930-060-1 Глава 5
  13. Любопытно, что в итальянском языке слово diabolo имеет прямое отношение к пламени и происходит от сочетания латинских слов deus и bolе, что буквально означает богохульник

    — Кусов Г.В. Оскорбление как иллокутивный лингвокультурный концепт: : автореферат дис. … кандидата филологических наук : 10.02.19 / Волгогр. гос. пед. ун-т. — Волгоград, 2004. — 26 с. (копия)

  14. Талмуд, Баба Батра 16а
  15. Арранц-и-Лоренцо, 1988.
  16. Чин оглашения//Требник
  17. Катехизис Католической Церкви, 2007.
  18. Григулевич, 1983, с. 182.
  19. Lewis, 2001.
  20. Юнг, 1996.
  21. Аверинцев, 1992.
  22. Фурноаграфиот, 1868, с. 269—315.
  23. Ад, XXXIV // Данте Алигьери Божественная Комедия/ пер. М. Л. Лозинского.— М.: «Правда», 1982.
  24. Мильтон, 1982, с. 60.
  25. Мильтон, 1982, с. 46.
  26. Мильтон, 1982, с. 76.
  27. Нусинов, 1931.
  28. Джафар Джафаров. Азербайджанский драматический театр. Театр им. Азизбекова. 1873—1941. — Б.: Азербайджанское государственное издательство, 1962. — С. 178. — 425 с.
  29. 1 2 Документальный фильм Билла Зебуба Black Metal: The Music Of Satan (2007)
  30. 1 2 Metal: A Headbanger’s Journey Документальный фильм, 2005
  31. 1 2 Michael Moynihan, Didrik Söderlind «Lords of Chaos: Satanischer Metal: Der blutige Aufstieg aus dem Untergrund» Index Verlag, 2004. — 423 p. Перевод фрагмента
  32. Final Interview with Jon Nödtveid. Блог группы Dissection. Дата обращения 7 июня 2010. Архивировано 23 августа 2011 года.
  • Аверинцев С. С. Сатана // Мифы народов мира. — М.: Советская энциклопедия, 1992. — Т. 2. — С. 412—414.
  • Арранц-и-Лоренцо М. Чин оглашения и крещения в Древней Руси. — 1988. — № 19. — С. 69-101.
  • Багдасарян В. Э., Орлов И. Б., Телицын В. Л. Левиафан // Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / под общ. ред. В. Л. Телицына. — 2-е изд.. — М: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005.
  • Васильев П. П. Диавол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Дьявол // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т.. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. — Т. 1: А—Ж..
  • Григулевич И. Р. Пророки «новой истины»: Очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира. — М: Политиздат, 1983. — 303 с. — 100 000 экз.
  • Дракон // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  • Гумеров А. В чём же всё-таки был грех царя Давида?. — М: Православие.ru, 2003.
  • Дионисий Фурноаграфиот. Ерминия или наставление в живописном искусстве, составленное иермонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом. 1701-1733 год // Труды Киевской Духовной академии. — Киев: Киевская духовная академия, 1868. — № 2. — С. 269—315.
  • Катехизис Католической Церкви / Пер. и науч. ред. П. Сахаров, О. Карпова. — М: Культурный центр «Духовная библиотека», 2007. — 216 с. — ISBN 5-94270-048-6.
  • Сатана // Краткая еврейская энциклопедия. — Т. 7. — С. кол. 691–692.
  • Левиафан // Малый академический словарь / под ред. А. П. Евгеньевой. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР, 1957—1984.
  • Мильтон Д. Потерянный Рай / пер. с англ. Арк. Штейнберга; Вступ. статья А. Аникста; Коммент: И. Одаховского. — М: Художественная литература, 1982. — 414 с. — 75 000 экз.
  • Нусинов И. М. «Каин» // Литературная энциклопедия. В 11 т. / Комакадемия; Секция лит., иск-ва и яз.; отв. ред. А. В. Луначарский. — М.: Изд-во Комакадемии, 1931. — Т. 5. — С. 784 стб.
  • Орлов М. А. История сношений человека с дьяволом. / Амфитеатров А. Дьявол в быту, легенде и литературе Средних веков. — М.: Эксмо, 2003. — 800 с. — (Великие посвящённые). — ISBN 5-699-04469-8
  • Пасечнюк В. О сатане и вечных муках // О Царстве Божием.
  • Ринекер Ф., Майер Г. Левиафан // Библейская энциклопедия Брокгауза. — Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn, 1999.
  • Романчук Л. А. Демонизм. Зверь апокалипсиса (мифы, версии, реалии). — М.: Мэйлер, 2012. — 288 с. — ISBN 978-5-4278-0043-3.
  • Сандулов Ю. Дьявол: исторический и культурный феномен. — СПб.: Лань, 1997. — 190 с.
  • Сатана // Краткая еврейская энциклопедия. — Т. 7. — С. кол. 691—692.
  • Токарев С. А. Дьявол // Мифы народов мира. — М., 1992. — Т. 1.
  • Хазарзар, Р. Сын Человеческий. — М: ПринТерра-Дизайн, 2004. — 550 с. — ISBN 5-98424-005-X.
  • Хазарзар, Р. «Сатана» в Библии. — Сайт Руслана Хазарзара.
  • Юнг К. Г. Глоссарий основных терминов К.Г. Юнга // Карл Густав Юнг: дух и жизнь. — М: Практика, 1996. — 554 с. — ISBN 5-88001-011-2.
  • Якушенков С. Н. Дьявол Альтиплано: по ту сторону добра и зла // Этнографическое обозрение. — 2003. — № 3. — С. 84—99.

Иноязычная

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Кто мать Люцифера и его другие возможные родственники, спорят маги и демонологи. Однозначного ответа на вопрос нет, но разобраться в сути семьи владыки Ада несложно (если подобные отношения можно назвать «семейными»).

Мать Люцифера — Люцида

По основным библейским источникам, у Люцифера, как и у любого небесного ангела, не было матери. Все ангельские чины сотворены Богом, который фактически стал их отцом. Большинство теологов Средних веков и более ранних времен считает, что сотворены ангелы не из пустоты, а из изначально существовавшей звездной энергии с названием Люцида. Люцида фигурирует как мама Люцифера в древних гримуаров и религиозных текстов, многие из которых признаны еретическими.

Энергия Люцида.

Впоследствии образ Люциды как неодушевленной энергии преобразился. Это случилось из-за неправильных трактовок, в целях большей мистификации образа Повелителя зла, посредством длительных умозаключений и философских размышлений. Начиная с эпохи Ренессанса, все больше исследователей религии и образа Дьявола стремились одушевить Сатану, найти в падшем ангеле положительные черты. Образ небесной матери, ни доброй или злой, а чистой и первоначальной стал идеальным вариантом для авторов того времени.

Согласно легендам, Люцида представляет собой воплощенную Вселенную, одухотворенную искру, из которой Творец создавал высшие материи. Мать находится в стороне от понятий добра и зла, символизирует собой прогресс и жизненную энергию. Ученые деятели, стремящиеся отойти от религиозных догматов, тормозящих развитие человечества, называли Люциду покровительницей.

Отец Люцифера — Господь Бог

В отличие от фигуры матери, в Библии отец Люцифера упоминается повсеместно. Это однозначно Господь Бог, Яхве или Иегова. Люцифер был создан самым сильным из ангелов, находился в чине серафимов. Некоторые источники утверждают, что сила Сатаны была равной силе Бога, поэтому Дьявол и стал главным антагонистом, а не был уничтожен, как некоторые другие падшие ангелы.

Но исключительно плохим Люцифер не был. Даже в библейских источниках указывается, что единственным грехом падшего ангела была гордыня, а не предательство или клятвопреступничество. Поэтому Дьявол был низвергнут, но не уничтожен. Смелые умы и теологи еще с древних времен считали, что падение Люцифера было частью божественного замысла по духовному взращиванию людей: в окружении соблазнов и грехов закаляется вера.

Учитывая всеблагую сущность Бога и его желание добра для каждого творения, подобная точка зрения имеет право на существование. Особенно если принять во внимание, что Люцифер, Несущий Свет, Денница — это утренняя звезда и образ, рожденный из образа Прометея, который подарил людям знания, пусть и убедив их вкусить запретный плод. Подобное мнение отражается и в более современных книгах. Например, похожих мыслей придерживался Антон Шандор ЛаВей — основатель Церкви Сатаны.

Жена Люцифера и его дети

Считается, что жена Люцифера — демон Лилит. Непосредственно в Библии жена Люцифера не упоминается, но свидетельства о ее существовании есть практически во всех апокрифических книгах, в первую очередь — в ветхозаветных иудейских преданиях и традициях, которые возникли задолго до появления христианства. Лилит была первой женщиной и женой Адама еще до сотворения Евы. По легенде, первая женщина отказалась подчиняться Богу, потому что считала себя равной Адаму по праву сотворения. Одна из легенд гласит, что ссора Лилит с Богом была связана с отказом первого мужчины занять «нижнюю» позицию во время акта любви.

Логично, что судьбы Люцифера и Лилит были похожи: обоих изгнали из Рая за желание равенства — не могущества и власти, а равенства. Маги и инквизиторы Средневековья считали, что от связи Лилит с Люцифером родились демоны и бесы, которые не были падшими ангелами. Среди таких созданий, например, демон Молох. Другие считают, что как дети Божье — люди, так и дети Люцифера — люди, отрекшиеся от Бога и отринувшие христианскую веру.

Вопрос, кто родители Люцифера и какова роль их в мироздании, прост. Более пристальное рассмотрение роли Дьявола и его сподвижников наталкивает на куда более глубокие мысли. Как применять подобные знания — личное дело каждого.

на Screepy.ru

За много веков у Дьявола появилось множество имен, Князь Тьмы, лукавый, Вельзевул, Люцифер, Зверь, Змей-искуситель, Антихрист, Князь бесовский, Сатана,Черный Ангел.

Как мы видим Дьявол и демоны имеют множество имен, каждое из которых выражает ту или иную сторону их меняющейся сущности. Разнообразие имен демонов, показывает разнообразие пороков того, кому тысяча имен дала тысячу способов вредить. Самыми распространенным являются следующие 7 имен демонов:

Самаэль — Яд Бога

Вельзевул — Владыка Тьмы и Демонов

Питон — Дух Прорицания

Велиал — Дух Вероломства

Асмодей — Демон Истребитель

Люцифер — Дух астрального света

Сатана — Противящийся Богу

У мусульман — шайтан, в Ветхом завете Дьявол — Сатана изображался в образе змеи и являлся виновником всех зол. У этрусков дьявол существовал в виде демона потустороннего мира Тухулка, который по своей сущности относился к духам мести, осуждающих в царство мертвых за грехи. Позднее внешность дьявола стала ассоциироваться у христиан с образом античного Пана.

СПИСОК ИМЕН ДЕМОНОВ:

* Абаддон, Абаддона (ивр. אבדון ‘истребление’) — разрушитель

* Адрамелех — шумерский дьявол

* Азазель (ивр. עזאזל) — еврейский демон пустыни

* Аполлион — греческий синоним Сатаны, архидьявол

* Апух — дьявол у майя

* Ариман — зороастрийский дьявол

* Асмодей — иудейский бог чувственности и роскоши, первоначально — «существо судящее»

* Астарта — финикийская богиня сладострастия и похоти, эквивалент вавилонской Иштар

* Баст — египетская богиня удовольствия, представляемая в виде кошки

* Бафомет — тамплиеры поклонялись ему как воплощению Сатаны

* Бегемот — иудейская персонификация Сатаны в виде слона

* Бегерит — сирийское имя Сатаны

* Ваальберит — канаанский Властелин согласия, позднее превращенный в дьявола

* Валаам — иудейский дьявол жадности и алчности

* Вельзевул (Бааль-Звув, ивр. בעל זבוב) — ‘Повелитель мух’, взятый из символизма скарабея

* Вил — кельтский бог Ада

* Геката — греческая богиня подземного царства и колдовства

* Горгона — уменьш. от Демогоргон, греческое название дьявола

* Дагон — филистимлянский мстительный бог моря

* Дамбала — змеиный бог вудуизма

* Демогоргон — греческое имя дьявола, не должное быть известным смертным

* Дьявол (др.-греч. διάβολος) — «клеветник»

* Евронимус — греческий принц смерти

* Ёрмунганд — сын Локи, изображаемый в виде змеи

* Иблис

* Иштар — вавилонская богиня плодородия

* Йен-ло-Ванг — китайский правитель Ада

* Лилит — иудейская дьяволица, первая жена Адама

* Локи — тевтонский дьявол

* Люцифер — (лат. Lucifer — «светоносный») — одно из имён Дьявола

* Маммон — арамейский бог богатства и выгоды

* Мания — богиня Ада у этрусков

* Манту — бог Ада у этрусков

* Мастема — иудейский синоним Сатаны

* Мелек Таус — йезидский дьявол

* Мефистофель — (греч. ‘то, кто избегает света’), см. также «Фауст» Гёте

* Мецтли — богиня ночи у ацтеков

* Миктиан — ацтекский бог смерти

* Мильком — аммонитский дьявол

* Молох — финикийский и канаанитский дьявол

* Мормо (греч. Μορμώ, Μορμών) — царь вампиров, супруг Гекаты

* Наама — иудейская дьяволица соблазнения

* Нергал — вавилонский бог Гадеса

* Нидза — польский бог подземного мира

* Нихаза — дьявол американских индейцев

* О-Яма — японское название Сатаны

* Пакка — уэльское имя Сатаны

* Пан — греческий бог вожделения, помещенный позднее в дьявольскую свиту

* Плутон — греческий бог подземного царства

* ПО — по старинным поверьям племени карамоджонг — младший красный демон

* Прозерпина — греческая королева подземного царства

* Риммон — сирийский дьявол, которому поклонялись в Дамаске

* Сайтан — енохианский эквивалент Сатаны

* Самаэль (ивр. סמאל) — «злоба Бога»

* Самну — дьявол народов Центральной Азии

* Седит — дьявол американских индейцев

* Сет — египетский дьявол

* Сехмет — египетская богиня мести

* Супай — индийский бог подземного мира

* Тамуз — шумерский бог, позднее причисленный к свите Дьявола

* Тецкатлипока — ацтекский бог Ада

* Тот — египетский бог магии

* Тунрида — скандинавская дьяволица

* Тянь-мо — китайский двойник дьявола, бог жадности и страсти

* Фенрир — сын Локи, изображаемый в виде волка

* Хаборим — ивритский синоним Сатаны

* Чемош — национальный бог моабитов, позднее — дьявол

* Чёрт — русское имя Сатаны, «чёрный бог»

* Шавазий — фригийского происхождения, идентифицируется с Дионисом, поклонение змее

* Шайтан — арабское имя Сатаны

* Эмма-О — японский правитель Ада

* Яоцин — ацтекский бог Ада

>Люцифер – кто это по Библии

Кто такой Люцифер, кто его сильнее?

Люцифер – это один из самых известных и загадочных персонажей в религии. Одни его восславляли, считая героем и носителем света, другие – воплощением зла. Он, как и остальные ангелы, был сотворен Богом. В некоторых источниках упоминается мать Люцифера – Люцида.

Однако она не имела физического облика и представляла собой образ Вселенной, сгусток энергии.

Люцифер в Новом и Ветхом Завете

В Ветхом завете нет ни одного упоминания имени Люцифера. Здесь можно увидеть его в облике Змея, призванного соблазнить Еву яблоком в райском саду. Он появляется и в других эпизодах, где выполняет различные поручения Господа.

В Новом Завете первое упоминание Люцифера встречается в Книге Исайи. Имя Люцифер является производным двух слов «свет» или «солнце» и «несущий». Также его называли «утренней звездой» и часто ассоциировали с Венерой, которая появлялась на небосклоне на рассвете и закате.

Люцифер в соответствии с библейским учением не считался злым ангелом, но его мучила внутренняя гордость. Он не хотел подчиняться воле Бога и выполнять его приказы. С появлением человека, недовольство Люцифера только увеличилось. Бог приказал всем ангелам преклониться перед своим творением и любить его подобно себе.

Ангел ослушался Отца, за что вместе с последователями был свергнут с небес. Люцифер утратил свое имя и был наречен Сатаной, а падшие ангелы – демонами. Они были навечно обречены на пребывание в подземелье, которое было специально создано для них.

Архангел Михаил заковал Люцифера в кандалы до тех пор, пока Бог не придумает, как ему искупить свои грехи.

Легенды о Люцифере

Люцифер является достаточно популярной фигурой, которой посвящено больше количестве фильмов, легенд, книг и других произведений искусства.

Среди наиболее упоминаемых фактов, можно выделить следующие:

  1. У Люцифера есть жена, которую зовут Лилит. Она является демоном, но в Библии ее имя не упоминается ни разу. В иудейских преданиях и Ветхом Завете есть несколько историй с её участием. Лилит принято считать первой женой Адама, но она, подобно Люцифера, отказалась подчиняться и считала себе равной мужу. Это не понравилось Богу и он сослал ее в преисподнюю.
  2. По некоторым преданиями никакого Господа не существовало. Люциферу было суждено стать правителем Вселенной, но он ослушался законов мироздания, за что понес наказание.
  3. Сатана упоминается под разными именами – Хейлель, Дьявол, Денница и т.п. У каждого народа он имел свой лик – змей, существо с рогами и копытами, ангел лишенный крыльев.
  4. Люцифер по силе ни в чем не уступал Богу, поэтому тот не смог его уничтожить, а лишь выгнал с Царства Небесного.
  5. Кроме Бога, по силе с Люцифером можно сравнится архангел Михаил. Именно ему было доверено свергнуть мятежника с небес и заковать в кандалы. Существует множество произведений искусства, на которых Михаил протыкает копьем Змея, олицетворяющего Люцифера.

Добро и зло

Среди теологов бытует мнение, что падение Люцифера и появление темного мира, было запланировано, чтобы уравновесить Вселенную и дать возможность последующему развитию человеческой души.

Спустя тысячелетия после заточения, Люциферу было поручено заниматься учетом человеческих прегрешений. Падший ангел добросовестно выполнял свои обязательства, но возложенной власти ему было мало. Назревал новый протест.

Количество людей на Земле увеличилось в разы. Некоторые из них были праведными, другие грешили. Независимо от того, какая жизнь была у человека, все попадали в Рай, хоть и на разных условиях. Бог решил, что это несправедливо, и послал смертным испытания посерьезней.

Праведные и непорочные души отправлялись к вечному блаженству, а падшие вынуждены были испытывать вечные муки и наказания за проступки.

Уравнять в правах всех людей было призвано искушениям. Рожденный праведным мог соблазниться и попасть в ад, а порочный – заслужить прощение и наоборот. Соблазнение души было поручено Люциферу, который с радостью взялся за подобную работу.

Образ Люцифера как объекта поклонения

Образ Люцифера представляет собой симбиоз всех негативных качеств человека:

  • предательство;
  • ложь;
  • гордыня и т.п.

Некоторые люди считают, что это основополагающие качества, а добропорядочность была навязана человечеству, которое на самом деле должно обращать внимание исключительно на собственные интересы.

Люцифер был принят как обобщенный образ зла, которому поклоняются множество сект. Основным символом Сатаны является печать, которая представляет пентаграмму с помещенной в центре козлиной головой.

Каждый луч звезды подписывается словом «Левиафан» (одно из имен Сатаны). Данный символ появился только в 60-тых годах прошлого столетия. До этого для обозначения сил зла применялись только демонические символы.

История жизни и падения Люцифера

Судя по историческим записям Люцифер, один из немногих, кому удалось побывать по обе стороны от человеческой земли, и на небесах, и в аду. Он родился на небесах, выращенный без матери, сотворенный только лишь своим отцом-Богом. Но в некоторых источниках упоминается мать всего живого — Люцида. Она не является чем-то живым, а приравнивается к Вселенной, создающей все, что есть. Поэтому что-либо о реальной матери Люцифера найти нельзя.

Отец наделил его огромной силой, благодаря которой Люцифер был оставлен в живых, а не был убит после своего предательства, как и другие падшие ангелы. Отец не смог бы убить Люцифера, так как сила его была приравнена к Божьей. Но сам Люцифер не осознал этого, пока не оказался в аду, и не стал главным противником Божьего правления.

Падший ангел Люцифер

На небесах он был самым безупречным ангелом, совершенным во всем. Проблема его была лишь только в том, что он не пригляделся так Богу, как Иисус Христос. И какие бы усилия Люцифер не прилагал, все было тщетно, Иисус был главнее для Бога и для остальных ангелов.

Поначалу Люцифер смиренно принимал это, хоть и не был согласен, но череда событий сменяла в нем смирение на другие чувства. Не свергло его то, что Бог возвел на трон Иисуса, как более приближенного. Не сломило Люцифера и то, что велено было ангелам возлюбить Иисуса как самого Бога, и поклоняться ему. А настигла его злость по причине, что Отец посвятил Иисуса в планы, которых Люциферу знать было не положено, и возлюбил свое творение человеческое больше, чем сына.

Иисус Христос

Непризнание его власти ни самим Богом, ни ангелами сподвигли Люцифера на козни против небес. Собрав ангелов, Люцифер сообщил им о своем совершенстве, о том, сколько сделал он для Отца и всех ангелов, и как долго отвергали его заслуги, как не были они замечены Отцом.

Он рассказал о том, как Отец просто забыл про него, его преданность, и превознес Иисуса на трон без каких-либо заслуг, как доверил ему все то, что Люциферу тоже полагается знать как сыну Божьему, о том, как Иисуса все почитают, а о Люцифере все забыли.

Но он не упомянул, что ему захотелось власти, чтобы все ангелы подчинялись ему беспрекословно, что надобно быть ему равным самому Богу, свергнув с трона Иисуса. Ангелы, привыкшие повиноваться воле Бога, пытались переубедить Люцифера в его неправоте.

История появления Люцифера

Много было сказано в сторону Люцифера, но пойти против воли Бога никто не хотел, и проще было заставить Люцифера отказаться от своих слов и повиноваться своему Отцу. Но, к сожалению, Люцифер был непреклонен, и стоял на том, что Божье управление давно пора сменить.

Гнев и гордыня долго были его верными спутниками на небесах, но они же его и погубили. Люцифер считал, что он ничем не хуже самого Бога, и что он сам может властвовать. Долго он убеждал ангелов, что они все рабы Божьи, и заслуги их не будут зачтены. Он говорил, о том, что будь он главным, все бы изменилось. Ангелы бы были не рабами, а вполне имеющими свои права. Ему даже удалось переманить на свою сторону сообщников, но их оказалось совсем мало по сравнению с испугавшимися каких-либо перемен ангелами.

Люцифер изгнан в ад

С этими же сообщниками он и был изгнан Богом в ад, а других постигла участь смерти. Его изгнание описывалось пророком как:

Упавши с небес, сын утренней зари! Потерял крылья, разбившись об землю. В сердце своем томя ты носил: «Взойду поверх звезд Отцовых, да трон вознесу, и воссяду на горе, против слова всякого. Да буду я равен Отцу Всевышнему». Теперь изгнан ты в пучины адские, в преисподней мир. Глядевшие на тебя, удивляются «Ты ли это, тот что сотрясший царство, в пустыню превратил вселенную, и узников своих не отпускал домой?»

Считается, что Бог специально позволяет Люциферу искушать людей. Так у каждого человека есть возможность выбора между добром и злом, и он вправе сам выбрать нужный путь.

Люцифер-искуситель

Качества Люцифера, такие как злость, гордыня, тщеславие, пригодились ему в аду и позволили властвовать там. Его мечта о власти сбылась, он был как король, ему поклонялись, его возносили выше всех. Там же он и был провозглашен царем ада. Находясь в аду, Люцифер посчитал своим долгом отцовское творение подпортить плохими качествами. Вселяя алчность и эгоизм в людей, свой долг он выполнил сполна.

Семья

Жизнь после небес у Люцифера оказалась куда насыщенней, нежели на небесах. Не нужно было подчиняться чьей-либо воле, и можно диктовать свои правила. Будучи королем ада Люцифер обрел жену. Ею стала демон по имени Лилит. По легенде Лилит была первой женой Адама, еще до Евы. Она была обычным человеком, не демоном.

Однажды она воспротивилась указаниям Адама и считая себя равной Адаму, а не его рабыней, не желала подчиняться ему. За это и стала также отвергнутой Богом, как и Люцифер. Это и соединило две преисполненные от злобы души.

Лилит и Люцифер

Детьми Люцифера являются все демоны, бесы, созданные им и Лилит. Все существа, живущие на почве зла, происходят от Люцифера, а это:

  • Демон — обманывает людей, внушая им неправильные понятия. Внушает, что лгать хорошо, если это приносит пользу, а кража совсем не страшно, если от этого будет больше денег.
  • Дьявол — подталкивает людей на грешные поступки. Если человек сомневается в каком-то выборе, дьявол подстрекает его на путь плохого поступка. Издавна считается, что дьявол сидит на плече человека и нашептывает ему слова, в угоду себе.
  • Левиафан.
  • Аббадон и многие другие.

Также Люцифер будет считать своим чадом любого падшего ангела, и даже человека, чьи взгляды и помыслы будут схожи с дьявольскими. От этого и происходит выражение: «Дьявольский сын». Считается, что частичка души Люцифера находится в каждом грешном человеке.

Образ Люцифера

Небесный образ Люцифера был самим совершенством. Манеры выдавали в нем Божье наследие, величественный статус. Лицо его озаряло всех потрясающе ослепительным светом, ведь не зря его имя в переводе означает «несущий свет». Роскошные ангельские крылья, присущие жителям небес, только добавляли ему величия. Этот юноша излучал ангельское добродушие и благородство, которые позже затерялись среди эгоизма и себялюбия.

Люцифер в виде морского чудовища

После падения с небес и изгнания в ад крылья были отрезаны, и ничто не отличало Люцифера от обычного человека. Многим он представлялся темноволосым юношей, со жгучими черными глазами. Но облик его на рисунках изображали далеко не человеческим. На рисунках Люцифер был изображен:

  • Морским чудовищем;
  • Змеем;
  • Красным чёртом с вилами;
  • Человеческий облик без крыльев.

Люцифер в виде красного черта с вилами

Многие по-разному представляют себе облик Люцифера, ведь кому-то он кажется простым человеком, лишенным небесной сути, а кому-то представляется страшным чудовищем с полным отсутствием каких-либо человеческих черт лица.

А Новый Завет позволил Люциферу принимать любое состояние, и выглядеть он может каким только захочет себя показать.

Происхождение ангела

«Несущий свет» или «сын утренней зари» — так переводится с латыни имя Люцифера. Жители Древнего Рима словом Lucifer называли планету Венера, которая видна лишь во время утренней зари. Римляне были уверены, что утреннее и вечернее светила — два разных небесных тела, поэтому «вечерняя» Венера носила название «Геспер».

Люцифер был одним из серафимов — могущественных шестикрылых существ. Упоминания о нем встречаются в Библии, в каббалистических текстах, теософских трудах, а также в древних гримуарах (книгах, в которых описываются магические ритуалы).

Светоносный бесплотный дух был создан Небесным Владыкой раньше, чем Всевышний создал материальный мир и людей. Будучи ангелом, Люцифер был необыкновенно красив: вечно молодое лицо излучало свет, высокий лоб свидетельствовал об остром уме, величавая осанка и совершенное телосложение привлекали взгляд.

Некоторые средневековые теологи утверждали, что ангелы были созданы из звездной энергии, которая называлась Люцида. Во многих религиозных текстах, отвергнутых церковью, Люцида фигурировала как мать небесного мятежника. Со временем образ неодушевленной «звездной матери» претерпел изменения. В эпоху Возрождения смелые умы пытались одушевить образ Дьявола.

Согласно трактовке философов, Люцида — небесная мать, воплощение Вселенной. Из нее Отец всего сущего создавал высшие материи. Люцида не может быть ни злой, ни доброй. Человеческие качества или амбиции ей непонятны. Космическая мать символизирует творческую энергию, прогресс, жизненную силу.

Согласно христианской версии, бунтовщик стал покровителем зла, поэтому все его положительные качества давно утрачены.

Отношение философов и колдунов к падшему ангелу неоднозначно. Есть мнение, что первый мятежник во Вселенной не является воплощением всех пороков. Наиболее смелые исследователи религии видят в гордом бунтовщике обратную сторону Божества. Философы нередко сравнивают его с Прометеем.

Причины восстания

Доброжелательность, мудрость и смирение, изобретательность и смелость были главными качествами серафима. Другие ангелы относились к нему с почтением и любовью. Сын Божий Иисус Христос в то время был еще един со своим Небесным Отцом и был наставником талантливого ангела.

Тот факт, что Иисус Христос значил для Отца больше, чем любой из ангелов, изначально не расстраивало Люцифера, но вскоре серафима начало возмущать, что Небесный Отец больше доверяет Иисусу Христу, чем ему. Факт, что все ангелы обязаны были поклоняться Сыну Божьему как самому Создателю, тоже не радовал «сына зари». Его недовольство нарастало.

Гордый серафим считал себя очень талантливым небезосновательно. Забывая о том, что все достоинства были дарованы ему Создателем, Денница начал помышлять о свержении Божьей власти.

Он действовал хитро и осторожно: скрывая свои честолюбивые планы, в разговорах с ангелами намекал, что будучи рабами Божьими, небесные существа не получают должного внимания от Отца. Затем он принялся убеждать ангелов, что Божье правление имеет много недостатков.

Люцифер говорил, что его беспокоит и расстраивает недостаточное уважение Отца к ангелам. Каждую свою речь он завершал приблизительно так: «Если бы Владыкой Неба стал я, нам не пришлось бы признавать верховенство Иисуса Христа. Наши знания и возможности не имели бы границ. Мы стали бы управлять Вселенной, не прося ни у кого разрешения».

Восстание и наказание

Не всем ангелам были по душе разговоры хитрого серафима. Его собратья, послушные Божьей воле, уговаривали мятежника одуматься и отказаться от идеи захватить власть на Небе, но у честолюбивого Люцифера нашлись и единомышленники.

Противники Божьего правления подняли мятеж. Некоторых бунтовщиков Создатель уничтожил. Остальные, в т ч. их предводитель Люцифер, были изгнаны в ад, который был создан специально для провинившихся ангелов. Позже туда стали попадать люди, которые при жизни сильно грешили.

В Библии нет объяснения причин, почему падший ангел Люцифер остался в живых. О них можно лишь догадываться, опираясь на тексты Священного Писания.

Главный противник Господнего порядка стремился к власти. Гордыня ослепляла его разум и отдалила его от законов Отца. В преисподней бывший серафим обрел безграничную власть. Ему поклонялись все демонические сущности. Когда Всевышний создал первых людей, Дьявол стал искушать их.

Существует несколько версий, объясняющих, почему Небесный Владыка не убил свое непокорное творение:

  • Творец рассчитывал, что виновный покается в грехах;
  • сила Люцифера была очень велика;
  • после того как Дьявол уговорил Еву вкусить запретный плод, Всевышний позволил ему вводить людей в соблазн. Истинная вера, подвергшаяся испытаниям, крепнет. Имея выбор, человек не сможет сказать, что его насильно заставили служить Добру.

В той или иной мере бесовским искушениям подвергались все пророки, многие монахи и отшельники. Исходя из образа жизни святого, владыка ада подбирал для него искушение: человеку, живущему в нищете, предлагались несметные богатства; отшельника, принявшего обет безбрачия, соблазняли обворожительные женщины. Как видно из Нового Завета, даже Иисус Христос подвергался искушениям нечестивого.

Мысль о том, что падение ангела было спланировано Создателем, прослеживается в трудах многих теософов. В трактовке Елены Блаватской образ изгнанного в преисподнюю «сына зари» выглядит позитивным. По мнению философа, целью падшего ангела было не приумножение зла, а распространение знаний среди людей.

Семья Дьявола

В Библии нет упоминаний о супруге властителя преисподней. Зато в ветхозаветных иудейских преданиях много сказано о женщине Лилит, которая превратилась в демона и стала женой падшего серафима.

Апокрифические источники, появившиеся задолго до возникновения христианства, повествуют: Лилит, а не Ева, была первой женщиной в райском саду. Небесный Владыка создал Лилит и ее супруга Адама из глины, но свободолюбивый нрав не позволил первой даме наслаждаться семейным счастьем. Лилит жаждала быть равной мужу во всем, в т. ч. в постели.

Согласно легендам, Лилит отважилась спорить с Отцом. Главной причиной ссор становилось то, что Адам не соглашался занять нижнюю позицию во время супружеских ласк. Создатель был огорчен поведением строптивицы, и Лилит ушла из Рая. Она стала демоническим существом.

Лилит изображается как воплощение похоти и хаоса. Неудивительно, что бывший ангел сделал эту женщину своей женой. От Люцифера и Лилит родились демоны и бесы — существа, которые не имели ангельского прошлого и были рождены в преисподней.

Согласно легендам, у Сатаны было три сына.

  1. Демон Молох. В некоторых семитских племенах этому грозному существу приносились людские жертвы.
  2. Демон Асмодей. Он может подтолкнуть человека на супружескую измену и на участие в сексуальных оргиях.
  3. Бельфегор. Демоническое существо, которое вводит людей в искушение богатством.

По мнению многих богословов, у Дьявола есть и земные дети. Ребенком Искусителя является каждый закоренелый грешник, не желающий бороться со своими пороками.

Сыновьями Сатаны в народе называют кровавых тиранов и клятвопреступников. Выражение «чертов сын» употребляется по отношению к алчному человеку, способному погубить кого угодно ради наживы.

Светлое значение имени Lucifer — «несущий свет» — связано с изначальной величественной миссией. Когда-то Люцифер был одним из могущественных Господних ангелов, но восстал против Небесного Отца. В наказание Господь лишил своего бывшего любимца ангельской сути и сбросил его в преисподнюю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *