Лазаревская церковь муромского монастыря

Что мы знаем о церкви в Ларнаке

Этот каменный храм был построен примерно в 900 году визатийским императором Львом VI Мудрым в обмен на часть мощей святого, переданных в Константинополь. Сама форма церкви довольно необычна для Кипра — это прямоугольное здание, в свод которого были вписаны три идущих друг за другом купола. В настоящее время купола отсутствуют, вероятно, были разрушены вследствие землетрясения.

В период с 12 по 16 вв. храм принадлежал католикам, о чем свидетельствует эмблема Католической церкви Кипра над входом.

Архитектурная экспозиция музея «Кижи» многообраз­на. Здесь собраны памятники самого разного характера, наз­начения и времени создания, отражающие почти все этапы развития народного деревянного зодчества. Древнейшая из построек, находящихся в музее,— церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря. В этом разделе вы по­знакомитесь с историей этого уникального памятника, осо­бенностями его конструктивного и художественного решения.

Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря

Церковь Воскрешения Лазаря была перевезена в музей из бывшего Муромского монастыря, который располагался на юго-восточном побережье Онежского озера, точнее, не на самом побережье, а на полуострове, образованном с одной стороны — Онежским, с другой — Муромским озерами. Оши­бочно этот полуостров назывался в старину Муромским островом (или островом Мучь).
Муромский монастырь — один из древнейших на севе­ро-западе России. История его создания изложена в «За­вещании» основателя монастыря Лазаря Муромского. Хотя некоторые советские историки оспаривают подлинность «Завещания», ссылаясь на частые несоответствия в датах и путаницу с именами исторических деятелей, мы приведем здесь его содержание, так как, даже если этот документ — фальсификация, он скорее всего основан на сохранившихся в монастыре преданиях.

События, происходящие в «Завещании», относятся ко второй половине XIV века. В нем рассказывается, что ос­нователь монастыря Лазарь был поначалу византийским монахом, которого отправили из Константинополя в Нов­город с важным поручением1. Из Новгорода в Византию он уже не возвращается и девять лет проводит в одном из местных монастырей. Однажды Лазарю во сне является покойный новгородский святитель Василий и приказывает отправиться на Муромский остров Онежского озера с тем, чтобы основать там монастырь. Лазарь не выполняет при­казания, и его посещает еще одно видение. Вслед за Ла­зарем видение посещает новгородского боярина Ивана За­харовича, чьей собственностью в то время был Муромский остров. В результате этой цепи знамений Лазарь отправ­ляется на Север.
Преодолев многие трудности и чуть не погибнув в волнах Онежского озера, Лазарь достигает берегов острова Мучь. Прибыв туда, ставит крест, строит хижину и часовню. Однако дальнейшему развитию событий начинает мешать внезапное препятствие: оказывается, этот край обитаем. Лазарь сталкивается с местным языческим населением — племенами лопарей (саамов) и чуди. В «Завещании» об этом рассказано так: «Поведаю вам, братие, первее един аз прийдох на место сие святое… А живущи тогда име-новалися около езера Онего Лопляне и Чудь — страшливые сыроядцы близь места сего живяху. Поведаю вам, братие, о таковых неблагодарных иноязычницех… Многи скорби и биения и раны претерпех от сих зверообразных человек. Не едино ко бивше изгнаша мя от острова сего и хижю мою огню предаша. И сотвориша селитву близь мене с женами и детьми и пакости многи творяху ми и глаголаху: «калу-гере, останися места сего», и хотяху мя сыроядцы убити и тело мое в яд себе сотворити. Увы мне грешному! Мно­гажды оставлях место сие святое».

Далее в «Завещании» говорится о том, как, исцелив от слепоты сына старейшины «лоплян», Лазарь завоевал авторитет у «страшливых сыроядцев», которые вскоре вовсе удалились из этих мест. Вокруг Лазаря начали собираться монахи, которые «устрояли монастырь, расчищали пашни и питались своими руками». «С этого времени,— свидетель­ствует Лазарь в «Завещании»,— я начал особенно забо­титься о месте сем и освятил церковь Воскресенье друга Божия Лазаря…» Это та самая церковь Воскрешения Ла­заря, которая находится сейчас в музее «Кижи».
Если считать, что «Завещание» — подлинный документ, то постройку церкви следует отнести к концу XIV века. Если же брать подлинность «Завещания» под сомнение, то определить дату постройки можно лишь приблизительно, на основании анализа некоторых ее архитектурно-конструктив­ных деталей и композиционных особенностей. Так, А. В. Опо-ловников указывает на некоторые архаичные элементы кон­струкции церкви — припазовку3 бревен в верхней части ни­жележащих венцов, отсутствие потолков в алтаре и сенях, устройство окон, дверей.

1- Обычное расположение паза в срубе. 2- Архаичное положение паза в срубе

В бревнах каждого деревянного сооружения выбираются пазы, предназначенные для придания срубу большей прочности. Обычно при ук­ладывании стен бревна по­ворачивают так, чтобы па­зы оказались в их ниж­ней части — это не дает затекать влаге, предохра­няет от гниения.

В церкви Воскрешения Лазаря бревна расположе­ны иначе — пазами вверх. При таком их положении опасность затекания воды во много раз увеличива­ется. Такой прием несо­вершенен и более арха­ичен, чем описанный вы­ше, но тем не менее он „ — не может являться безусловно датирующим признаком, так как, хотя и редко, встречается в сооружениях вплоть до XIX века.
Еще один архаичный элемент — отсутствие потолка в ал­таре церкви.
О древности постройки говорят и волоковые окна — маленькие четырехугольные отверстия, которые задвигались дощечками, вставленными в пазы стен. Архаична система крепления двери — без петель, на небольших деревянных штырях.
Весь этот набор признаков говорит о том, что церковь Воскрешения Лазаря построена не позже начала XVII века.
К такому же — в общих чертах — выводу пришел и док­тор архитектуры, профессор В. П. Орфинский, известный исследователь деревянного зодчества, однако его выводы строятся на анализе композиционных особенностей церкви. По мнению этого ученого, церковь Воскрешения Лазаря — древнейшее из известных разношироких храмов (построек, состоящих из клетей разной ширины), и наиболее вероят­ная дата его постройки — XVI век.
Таким образом, церковь Воскрешения Лазаря — один из древнейших сохранившихся на территории нашей страны памятников деревянной архитектуры.

Торцы бревен сруба церкви Воскрешения Лазаря

Церковь относится к простейшему, клетскому, типу построек: она состоит из клетей — небольших четырех­гранных бревенчатых срубов, покрытых двускатными кров­лями. Клетские сооружения — самые древние. С них начи­нала свой путь русская деревянная архитектура. Клетскими были древнейшие русские дома (одна из клетей обогрева­лась очагом и поэтому называлась «истба» — от слова «ис-тобка»; отсюда — название русского дома «изба»). Первые русские церкви тоже строились клетскими. Постройки типа церкви Воскрешения Лазаря дают представление о началь­ном этапе в истории народного деревянного зодчества.
Небольшая клетская церковь очень проста, однако ничуть не безлика и не убога. В ней есть пропорциональность и гармония, она крепко сбита. Каждая из трех клетей покрыта двускатной кровлей. Все три крыши — разной высо­ты и крутизны, и это избавляет архитектуру церкви от монотонности, создает своеобразный ритм объемов, придает силуэту выразительность.
Декоративных элементов на фасадах памятника мы не увидим. Пожалуй, единственное «косметическое» средство, к которому прибегает строитель церкви Воскрешения Лаза­ря,— ажурное завершение свесов кровли, создаваемое за счет пикообразных окончаний кровельных досок. В солнечный
день, когда фасады церкви освещены яркими лучами, на стены ее падает прихотливая тень от резной кровли, на­поминающая тень от опущенных ресниц…
Церковь Воскрешения Лазаря была перевезена на Кижи и поставлена здесь вблизи знаменитого Кижского архитек­турного ансамбля в 1961 году. Кижи — ее новый дом. Здесь ее охраняют, реставрируют, продолжают исследовать. Сов­сем недавно, например, была сделана новая попытка уточ­нить датировку церкви: финские исследователи взяли пробу древесины для дендрохронологического2 анализа с целью определить возраст древесины, из которой срублена цер­ковь.

Лазаревская церковь стоит совсем рядом с Кижским архитектурным ансамблем. Это соседство символично: на одном пространственном и временном отрезке сошлись две эпохи русской деревянной архитектуры — начало и вершина развития народного зодчества. Здесь, как нигде более, на­глядно понимаешь, какой огромный путь проделан поколе­ниями древнерусских мастеров.

1 Лазарь должен был передать новгородскому епископу Василию от епископа Кесарии Василия белый клобук—монашеский головной убор, считавшийся православной святыней.

2 Дендрохронологический метод позволяет определять период, когда срубили дерево, по его годовым кольцам.

3 Припазовка — соединение бревен в срубе при помощи различных пазов и врубок.

Стоит посмотреть следующий материал:

История

Основание

Муромский монастырь предположительно основан в конце XIV-начале XV века.

Легенда о создании монастыря описывается в «Повести о Муромском острове».

Основателем обители считается преподобный Лазарь Муромский, отправившийся в 1342 году по поручению кесарийского епископа к новгородскому святителю Василию и оставшийся на Руси. После смерти святителя Василия Лазарь пошёл, как повелел ему духовный отец, «в северную сторону, к морю, к острову Мучь, на озеро Онего».

На Муромском острове, по преданию, Лазарь построил жилище и часовню. К Лазарю начали стекаться иноки, монастырь разрастался. При жизни основателя монастыря, пришедшими из Киева иноками, была возведена первая в Поморье церковь во имя Успения Пречистой Богородицы Печерской. Затем была срублена церковь Рождества Иоанна Предтечи с трапезной. А маленькая церковь Воскрешения Лазаря, построенная в 1390 году и давшая жизнь монастырю, оказалась за пределами киновии — на кладбище.

Первый монастырь

В 1612 году в эпоху смутного времени монастырь подвергся разорению «от немецких и литовских людей».

В 1786 году Муромский монастырь был обращён в женский, а в 1787 году упразднён.

Приход упраздненного Муромского монастыря

В 1788—1867 годах храмы упразднённого монастыря существовали как приход.

В 1838 году при закрытом монастыре проживали крестьянская девица Феодосия Тихоновна Кизилова с 8 странницами, которые хотели открыть здесь женскую обитель. Однако их прошение об открытии женского монастыря в 1843 году было отклонено Синодом.

В 1860—1866 годах прихожанами был возведён новый Успенский храм с двумя приделами — Рождества Иоанна Предтечи и Иоанна Рыльского. Над его притвором была устроена колокольня с 12 колоколами, один из которых — трёхпудовый — был отлит ещё в 1508 году.

Возрождённый монастырь

В 1867 году монастырь восстановили с назначением штата монашествующих из 7 человек без пособия от казны. При нём был учреждён дом для престарелых и убогих. Возрождение связано с именем богатого жертвователя, пудожского почётного гражданина И.И. Малокрошечного.

В 1891 году была построена и освящена каменная пятиглавая церковь Всех Святых, украшенная на северной и южной стенах вделанными над окнами овальной формы иконами преподобных Лазаря и Афанасия Муромских (Афанасий Муромский был игуменом монастыря в середине XV века и почитаем наравне с преподобным Лазарем). На втором этаже каменного корпуса расположился домовой храм святителя Николая. Главные святыни обители — мощи преподобных Лазаря и Афанасия Муромских — находились под спудом в двух часовнях. Монастырь окружала каменная ограда. Кладбищенская ограда (1867) считается последней страницей в истории северных монастырских оград.

В XIX веке над Лазаревской церковью был возведён деревянный храм большого размера, заключивший её в футляр. Служба в церкви совершалась только раз в год, в Лазареву субботу.

В 1912—1913 году в ссылке в монастыре находился основатель секты «иннокентьевцев» иеромонах Балтского Феодосиевского монастыря Иннокентий (Иван Левизор).

Советские годы

После установления советской власти церковь Воскрешения Лазаря была заброшена.

В 1919 году на территории Муромского монастыря была организована сельхозкоммуна им. Троцкого. 30 августа 1930 года было принято постановление о её закрытии.

После 1945 года здесь располагался дом инвалидов.

В 1954 году архитектор А. В. Ополовников произвёл её замеры и сделал проект реставрации храма, в котором сохранился небольшой иконостас XVI века. В 1959 году храм разобрали и перевезли на плотах в Кижи, где реставрировали по проекту Ополовникова. Храм занял место в списке музейных реликвий как самый древний памятник деревянного зодчества, известный на территории России.

С середины 1960-х место запустело.

Новейшая история

В 1991 году обитель была передана Русской Православной Церкви, началось возрождение монастыря.

К концу XX века сохранились белокаменные стены Успенского собора, остов церкви Всех Святых, разрушенный братский корпус. В настоящее время восстановлены: братский корпус, в котором разместились зимняя церковь святителя Николая, трапезная, кельи. Защитная часовня над Лазаревской церковью перестроена в летний храм, отреставрирована колокольня. Монастырь по-прежнему остаётся местом строгой уединённой жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *