Лаки Крым монастырь

mitrofanova_m

Эта история произошла со мной несколько лет назад в Крыму. Она была похожа на фильм или даже на сон — когда всё как-то не очень логично и странно, но когда кому-то начинаешь пересказывать, кажется, что ничего необычного тут нет. Но я точно знаю, что вся эта история была для меня какой-то особенной.
Мы поехали в место под названием Лаки. Это недалеко от Бахчисарая. В селе Лаки жили греки и оно было разрушено немцами в 1942-м году, сейчас же там остались развалины храма святого Луки и живёт несколько монахов, а само место считается очень сильным, да и интересна его история.
Есть мнение, что название Лаки происходит от имени святого Луки, но в Греции есть много сёл и городков с таким названием, поэтому, возможно, этимология греческая. Второй вариант весьма правдоподобен, потому что Лаки — древнее греческое село. Здесь жили потомки тех, кого вывез в Крым Алексей Орлов после Первой Архипелагской экспедиции 1769 – 1774 годов.
Результаты археологических раскопок датируют следы двух поселений VI—VII веками, в округе села — остатки свыше десятка церквей.
По данным советской переписи 1926-го года в селе Лаки проживало 240 греков (из 260-ти жителей), действовала греческая школа I ступени (пятилетка). Тут было 68 дворов, из них 26 некрестьянского типа. В Лаках в 1930-е годы был организован колхоз «Нео зои» (Новая жизнь)
В годы Великой Отечественной войны, после оккупации, 23 марта 1942 года, за поддержку партизан, село было уничтожено фашистами, 16 мирных жителей расстреляны, а оставшихся жителей выселили в район Биюк-Онлара. После освобождения села Красной Армией в апреле 1944 года жители начали возвращаться в Лаки, но 27 июня того же года крымские греки были депортированы в Среднюю Азию и на Урал.
Сейчас же тут тихо, спокойно и, несмотря на случившуюся более 70-ти лет назад трагедию, весьма приятно.



3
Добираться до Лаки удобнее всего через Бахчисарай, мы ехали туда на машине

4
Скромный указатель. Если поехать прямо, то впереди будет военная часть, поэтому ехать нужно левее. Пусть дорога вас не смущает — если вы на машине, езжайте смело, пешком до Лаки ещё несколько километров в гору:

5

6

7
И вот вдалеке уже видны развалины Храма Святого Луки:

8

9
Руины церкви св. Луки, возведенной в 1904 году жителями села на месте старой деревянной церкви 16 века:
10
Полностью разрушен алтарь, но зато сохранились фрески
11
Сама деревня была уничтожена, это событие называют Крымской Хатынью и случилось это ровно за год до сожжения Хатыни — 23 марта 1942-го года.
Свидетелем уничтожения деревни был Юрий Михайлович Спаи, племянник Николая Константиновича Спаи, легендарного разведчика Карасубазарского партизанского отряда, выполнявшего особые поручения центрального штаба. Николай Спаи был выдан предателем и повешен фашистами. В его честь названа одна из улиц в Белогорске. Юрий Михайлович Спаи тогда, в 1942-м, был тринадцатилетним мальчиком.
«Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в нашу деревню. 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы — крымские татары из карательного батальона, — рассказывает Юрий Спаи. — Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: «Дядя Митя, а вы чего здесь?» А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: «Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел».
12
Почему сожгли именно эту деревню?
Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда того же Михаила Андреевича Македонского. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках предателей не было. Жители Лак с первого дня оккупации Крыма активно помогали партизанам. За эту непокорность греки и были преданы огню
13
После освобождения села Красной Армией в апреле 1944 года жители начали возвращаться в Лаки, но 20 июня того же года, по Постановлению ГКО, крымские греки были депортированы в Среднюю Азию и на Урал.
18 мая 1948 года село Лаки было переименовано в Горянку. В начале 1960-х годов село признано неперспективным и расселено.
14
Храм Святого евангелиста Луки – памятник архитектуры местного значения. С тех пор как здесь в 2005-м году появился монастырь, отец Калинник все свои силы отдает восстановлению храма.
Уже готов генплан, завершается работа над проектом. Инициаторами возрождения святилища стали потомки жителей греческой деревушки
15
16
17
18
19
Рядом есть каменное строение, там живёт монашеская братия, ведутся службы
20
21
22
23
24
25
26
Если пойти по дороге вниз, то там будет скит, где жил отец Гавриил
27
Здесь нас встретили с распростёртыми объятиями. Мужчина, который назвал себя трапезарием (то есть тем, кто отвечает за трапезу, готовит и подаёт еду), сразу стал зазывать нас к столу. «О, садитесь есть! Нет-нет, садитесь есть! Сейчас предупредим отца Гавриила, что вы пришли».
Кажется, что нас тут ждали, но тут всех ждут и относятся как к своим — всех кормят, а мы как раз пришли к обеду (если бы мы знали, куда попадём, то взяли бы с собой какой-то еды, чтобы оставить тут).
Зовут отца Гавриила, старец вышел к нам. Был немного строг — мол, пришли все в косметике и в лаке для ногтей, в следующий раз приходите без. В тот момент я думала, какой вообще следующий раз? Я что, сюда вернусь? Но уезжая отсюда, я уже знала точно, что да, вернусь. Пусть не очень скоро (а ведь с этого посещения прошло уже несколько лет), но вернусь.
Правда, тот самый старец Гавриил, которого я запомню на всю жизнь, умер в ноябре 2015-го.
Я его не фотографировала, уж слишком он был настоящий. Он не имел ничего общего со священниками в церквях, он словно имел доступ к источнику высшей мудрости, такой вот мудрый старец. можно увидеть, каким он был.
28
Так же старец благословил нас на купание в купели. Но опять же пригрозил нам пальцем — в следующий раз приезжайте со своими рубахами, а пока можете взять наши — висят вон там.
Рубахи были сшиты из холщовых мешков, длинные до пят и с рукавами.
В святые источники и купели нельзя окунаться в купальниках или тем более голышом, а нужно делать это в закрытых рубахах. Почему-то хоть на крещение у проруби и выстраиваются тысячи людей, ни одного я ещё не видела в рубахе.
Вода тут жутко холодная!
29
И да, у монастыря есть свой сайт, вот он:
http://laki-monastery.ru/
30
Общение со старцем могло растянуться, а ведь мы всего-то планировали доехать до села и посмотреть на останки храма. А мне ещё и завтра лететь в Петербург, вещи не собраны, подарки не куплены…
Он говорил и говорил, я уже начала испытывать лёгкое раздражение, а потом он ещё и благословил нас над подъем на гору Святого Ильи.
А раз старец сказал, надо подниматься, и тут я уже поняла, что надо просто смириться с происходящим и получать удовольствие.
31
32
Поднимаемся, идти легко, подъем пологий. Отец Гавриил сам сюда поднимался регулярно
33
Сама гора:
34
На вершине горы находятся останки храма святой Троицы 15-го века.
На кладбище у храма обнаружено надгробье неких Феодорицы и Хаты, датированное 1362 годом и надгробие Чупана, сына Янаки и сына его Алексия, зарезанных «во дни Темира в месяце июне, в день 28, года 6872 (1364 год)».
35
Тут старец наказал прочитать акафист, который нёс с собой трапезарий. В процессе чтения к нам прилетела бабочка:
36
А на плече у самого трапезария поселился богомол:
37
Сам трапезарий оказался тут случайно — вёз уже взрослую дочь в Симферополь с проблемами, но решили заехать сюда, к старцу. Тут и остались на несколько недель, а проблемы ушли
38
39
На гору поднимаются поломницы. Надо заметить, что весь путь от остановки автобуса до села Лаки эти немолодые уже женщины проделали пешком, а это, ни много, ни мало, 8 километров
40
41
42
Удивительно смотрятся останки церкви:
43
44
45
46
47
48
49
Тут нам на встречу идёт батюшка, увидев меня с фотоаппаратом, сказал, что сам работал корреспондентом в газете и даже взял у меня фотоаппарат и сделал нам фото на память
50
51
52
53
54
55
Мы уезжаем, а этот удивительный человек, назвавший себя трапезарием, попавший сюда по воле случая, остаётся. Сказал что занимается сдачей жилья в Новом свете и найти его можно по запросу в Яндексе «Новый Свет — лучший отдых в Крыму». Возможно,
56
57
58
Обратный путь лежит мимо Качи-Кальона.
Тут тоже удивительные места, а ещё там очень красивый бисерный храм, про Качи-Кальон и храм я рассказывала
59

Как добраться до Лаки:
Добираться удобнее всего из Бахчисарая. В Бахчисарае сесть на автобус, идущий до села Синапное. Не доезжая до села Машино (за селом Баштановка) будет поворот с главной дороги направо, там даже есть знак, на котором написано «Лаки 8 км». Выходите из автобуса и идете по этому указателю (недалеко от Баштановки находится Качи-Кальон, про него я рассказывала , можно совместить).
До села Лаки около 10 км. Дорога будет все время идти в гору. Вначале это будет асфальтированная дорога, затем с нее почти сразу за мостом, повернуть влево (если пройти по асфальтированной дороге дальше, упретесь в воинскую часть, и придется возвращаться). Повернув за мостом налево, выйдете на грунтовку и через 10 км попадете на перевал, на седловине которого и расположено село Лаки (посмотреть на карте). Слева будет гора св. Ильи, на вершине которой расположены остатки часовни святой Троицы. Справа – гора Татар-Ялта. За перевалом – находятся озера, в которых можно искупаться.
Лучше всего, конечно, ехать на машине, потому что пешком в гору путь не близкий.
Координаты для навигатора: 44° 39′ 55.50″ N 33° 57′ 8.29″ E
Контакты:
Сайт

Бывают такие храмы, которые не только являются святыней и ценным памятником архитектуры, но еще и служат напоминанием о самых важных и порой трагичных исторических событиях. Среди них можно назвать монастырь святого Луки в Крыму.

Он расположен в зеленой долине в окружении гор, недалеко от Бахчисарая. Рядом с ним еще не так давно было довольно крупное поселение под названием Лаки, но теперь он стоит одиноко, и на несколько километров вокруг видно только пустые поля.

Мужской монастырь святителя Луки в с. Лаки

История села Лаки

Это поселение возникло еще в раннем средневековье. Как показали археологические раскопки, первые жители появились здесь еще в VII-VIII веках. Письменных источников о древней истории села не сохранилось, разве только надписи двух надгробий на местном кладбище, которые датируются XIV веком.

Также в Лакинской долине есть множество развалин старинных храмов. Всего их когда-то здесь было четырнадцать (на площади, занимающей 4 км). Один из них, храм Пресвятой Троицы XV века, отчасти сохранился.

Первое письменный источник, в котором упоминается это село, датируется 1774 годом. Это «Ведомость о выведенных из Крыма в Приазовье христианах», составленная А. Суворовым. Из Лак было выведено 412 православных греков, среди них было 6 священников.

Можно ли считать, что после этого село полностью опустело, точно не известно, но скорее всего, нет. Потому что через 20 лет, в 1794 году, здесь был построен новый храм святого апостола Луки. О его строительстве сохранилось документальное свидетельство. Отсюда и начинается история этого монастыря.

В 1796 эти году земли были отданы грекам, которых вывез князь Орлов после Первой Архипелагской экспедиции.

К началу ХХ века храм святого Луки сильно обветшал. Потребовалось заменить его новым. Спонсором стал благочестивый купец по имени Дмитрий Пачаджа. Это здание и сохранилось до наших дней.
После революции село Лаки числилось в округе Ялты, а затем, с 1923 года, в Бахчисарайском районе. В это время здесь проживало 260 человек, большинство из которых были греками.

Еще о монашеских обителях Крыма:

  • Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь
  • Мужской монастырь святого Лазаря в
  • Севастопольский Паисевский мужский монастырь

История села Лаки закончилась 23 марта 1942 года. Шла война и в этих местах действовал антифашистский партизанский отряд, под предводительством Михаила Македонского. Главную поддержку партизаны получали от жителей Лаки. Здесь им давали еду и укрытие. За это село было уничтожено немцами.

Когда немцев прогнала Красная армия, лакинцы попытались вернуться в родные земли, но прожить там им позволили всего несколько месяцев. В том же 1944 году все коренные жители села были сосланы в Сибирь и среднюю Азию. Вместо них сюда свезли колхозников из центральной России. Лаки было переименовано в Горянку.

Однако новое село просуществовало недолго, в 1960 году его сочли бесперспективными и ликвидировали. Долина снова обезлюдела.

Разрушенный храм святого Луки в селе Лаки, Крым

Свидетелем всех этих событий был храм святого Луки. Он единственный почти уцелел во время фашистского погрома, а после долгие годы стоял заброшенным, постепенно разрушаясь. Наконец, в 2016 году, по инициативе потомков жителей Лаки, храм был полностью восстановлен. Теперь на этом месте существует маленькая мужская обитель.

Читайте еще об одном Луке, Крымском святителе:

  • Акафист Луке Крымскому
  • Молитва Луке Крымскому перед операцией
  • Икона святителя

Монастырь Осиос Лукас

Строительство монастыря началось в конце Х начало XI века, в эпоху так называемого Македонского ренессанса. Это тот период, когда Византия вновь стала мощной державой, а успешные войны императоров Македонской династии расширили пределы империи. Хотя в XIII веке ситуация изменилась. Так в 1204 году Константинополь, столицу империи захватили участники IV крестового похода крестоносцы. Господство западноевропейцев, т.е. так называемые греками франки распространилось и на материковую Грецию. Обитель была разрушена почти полностью, потеряв при этом большую часть своих реликвий и богатств. На некоторое время монастырь перешел во владение католических монахов-храмовников. Во второй четверти XIII века франкский правитель Ахеи Годфрид II Виллардуин разграбил обитель и лишил ее главного сокровища, мощей преподобного Луки (на протяжении веков которые находились в Италии, и лишь частица мощей обреталась на Афоне). В 1312 году монастырь вновь разграбили франки. Позднее он также пострадал от турецкого владычества, а в 1780 году потерпел разрушения, когда известный клефт (греческие крестьяне-партизаны) Андрицос Верусис выдержал в обители с 95 соратниками 3000 турецкий отряд.
25 марта 1821 года епископ Слонский Исаия со своими соратниками поднял в обители флаг восстания против турок, после чего монастырь на протяжении нескольких лет войны стал опорным пунктом греческих отрядов в Фокиде и Беотии.
Главным событием в истории обители произошло в 1986 году, когда возвратили из Венеции мощи святого Луки.
С 1990 года Монастырь Осиос Лукас входит в реестр памятников, которые находятся под охраной ЮНЕСКО. На сегодняшний день обитель является одновременно центром паломничества и туризма. Здесь совершаются богослужения.
Самой древней из церквей монастыря является церковь святой Варвары. Она была построена в 955 году, спустя два года после смерти святого Луки на пожертвования фиванского стратига. Ныне церковь посвящена Пресвятой Богородице. Здесь сохранилась известная фреска Х столетия с изображением судьи Израильского Иисуса Навина, а также несколько фресок, датируемых XI-XII веками.
В целом комплекс обители хорошо сохранилась, а именно кафоликона (главный храм) и церкви Пресвятой Богородицы (которая сегодня посвящена святой Варваре). Хорошо сохранилась также крипта кафоликона с фресками, башня-звонница, трапезная и остатки древних келий. Посетители в монастырь попадают через южные ворота, но исторически главный вход раньше находился в северо-восточной части обители. В сохранившемся «вордонарий» содержали монахи монастырский скот, а «фотанаме», которое представляет собой квадратное строение, постоянно горел огонь. В древности обитель Осиос Лукас располагал оборонительными сооружениями, цистерной для сбора питьевой воды и водопроводом, она могла выдержать длительную осаду, что в Х столетии для этой области было актуально.
Главный храм — кафоликон построен приблизительно в 1012 году. Он выстроен в крестово-купольной системе, что является характерным для византийского церковного зодчества того времени. Внешний вид характеризуется разноцветной кладкой кирпича и двумя рядами полукруглых окон с колоннами. Цоколь здания построили, используя в качестве материала остатки античного храма Деметры, который находился на этом месте.
Трапезная – это последнее крупное строение монастыря, которое представляет собой двухэтажное здание. В 1943 году, во время Второй Мировой войны, она была повреждена бомбардировками. Ее восстановили в последние годы. Здесь были найдены фрески. На сегодняшний день в здании находится экспозиция византийских находок с территории монастыря.
Обитель святого Луки открыт круглый год и открыт для посещения ежедневно. Летом он открыт с 8 утра до 2 часов дня, а затем с 4 дня до 7 вечера. В остальное время года обитель работает без перерыва с 8 утра до 5 часов дня. Вход сюда для граждан Греции бесплатный, но иностранцам следует приобрести билет. Монастырь нельзя посещать в легкой одежде, например в шортах.
Престольным праздником монастыря является 7 февраля и 3 мая (по новому стилю). В Великую пятницу совершается ночная служба и крестный ход с плащаницей. После 25 марта в первое воскресенье (Благовещение) монастырь празднует годовщину греческого национально-освободительного восстания против турок. Здесь в 9 часов утра совершается праздничный молебен, а в час дня проходят народные гуляния с участием ансамблей народных танцев из Фокиды. После 6 декабря в первое воскресенье (это день возвращения мощей святого Луки), также в 9 часов служится торжественный молебен. При хорошей погоде совершается крестный ход с мощами святого.

Горный Крым богат на удивительные места. Одно из них, в междуречье Качи и Бельбека, в эпоху княжества Феодоро вполне могло бы носить загадочное имя «край часовен». Эта долина находится в горах, на высоте в полкилометра над уровнем моря. Она со всех сторон окружена холмами, поросшими лесом. Чтобы найти к ней путь, за точку отсчета можно взять Сюйреньскую крепость: ниже по склону раскинулось село Куйбышево. От этого села путь лежит вверх, по извилистой тропе на север, и конечную цель вы ни за что не пропустите: подъем резко закончится, и вы замрете от восторга при виде открывшейся внизу панорамы.

Когда-то в Средние века здесь было городище с крепостью Керменчик, теперь это село Высокое (самый высокогорный крымский поселок). Сама крепость стоит выше метров на 200, и находится в 500 метрах от села. С южной стороны крепости была башня-донжон, а общая протяженность оборонительной стены — около 250 метров. До сих пор никаких серьезных раскопок здесь не было, это стандартный замок-убежище того времени.

Итак, ничего уникального в этой крепости нет. Что же здесь такого, что так удивляет и поражает? Дело в том, что на очень скромной по размерам территории, включающей ближайшие окрестности Керменчика и деревни Лаки (ее сейчас нет), находится 14 часовен и церквей. Сейчас это всего лишь остатки бывших храмов, когда-то разбросанных по всей долине.

Известны даже названия некоторых церквей: к сожалению, их только девять. Восемь из них – это церковь Святой Троицы (она была главной в Керменчике), Успения Богородицы, Космы и Дамиана, Иоанна Предтечи; еще известны церкви Святой Евфимии, Феодора Тирона, Максима и Феодора Стратилата. Все они небольшие, и сейчас от них остались лишь развалины, но где еще в нашей стране вы найдете подобное?

Девятая церковь с названием – это храм Святого Луки (к счастью, сохранившийся после уничтожения фашистами в 1942 году села Лаки и его жителей). Он самый целый из всех, потому что был возведен в 1904 году (до него на этом месте стояла деревянная церковь шестнадцатого века). Главный вход в храм – западный. Прямо над входом на портале надпись «ETOΣ 1904» (год 1904). Если поднять глаза выше, можно увидеть фразу из несколько слов, вырезанных полукругом, — «NAOΣ TOY AГIOY КAI EYAГГEЛIΣ TOY ЛOYKA», что означает в переводе с новогреческого «Храм Святого и Евангелиста Луки».

Внутри храма в советское время ободрали штукатурку с росписью. Тем не менее, некоторые изображения можно различить: частично сохранились фрески евангелистов Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Они изображены символически, соответственно как ангел (посланник в мир Сына Божия), лев (символ могущества и царского достоинства Иисуса), орел (высота и Божественные тайны учения евангелистов) и телец (жертвенное искупительное служение). Сейчас местность, прилегающая к церкви, наводит трепет своей тишиной. Есть один только маленький скит, где живут и молятся монахи-отшельники.

Если возникнет желание, можно полюбоваться замечательным видом Лакинской котловины и окрестностей, в том числе огромного скального массива, на северо-запад от бывшего села Лаки. Панорама эта открывается с горы Святого Ильи и с ее склонов.

Как добраться

Если вы решили ехать в Лаки общественным транспортом, то удобнее всего начинать свое путешествие от города Бахчисарай. В Бахчисарае есть остановка автобусов до села Синапное. Из автобуса надо выйти за селом Баштановка, где вы увидите поворот с основной дороги направо. На этом месте стоит указатель «Лаки 8 км». Выходите здесь, и двигайтесь дальше по направлению указателя (кстати, следующий населенный пункт за Баштановкой — это самый ближайший к долине поселок Машино, в 8 километрах).

Идти к селу Лаки придется все время в гору. Асфальтированная дорога, по которой вы начнете путь, в конце упирается в воинскую часть: туда вам не нужно. Свернуть с нее налево надо практически сразу за мостом, так вы выйдете на грунтовую дорогу. Идите дальше по ней, и через десять километров вы увидите перевал. Взгляните на карту: место, где было село Лаки, находится на седловине перевала. Посмотрев налево, вы увидите гору святого Ильи с развалинами часовни святой Троицы, а направо, – гору Татар-Ялта. Если будет желание искупаться, то за перевалом есть несколько озер.

Автомобилем, если погода сухая, можно добраться по грунтовке. Для этого надо свернуть с шоссе Бахчисарай – Синапное между Баштановкой и Машино. Так же, только с другой стороны, можно добраться от села Высокое.

О МЕСТАХ СИЛЫ

Местами силы являются особые территории, разбросанные по всей планете. Они отличаются яркими особенностями и сильным воздействием на человека. Чаще всего, места силы, которые имеют природное происхождение, выразительно выделяются на общем фоне. В их число могут входить горы-одиночки или целый массив, который можно отличить из другой массы по целому ряду признаков (Килиманджаро, Белуха, Кайлас), источники воды, озера, водопады. Древние цивилизации приписывали таким местам огромную сакральную значимость. Возводились особые постройки, которые усиливали позитивное влияние на окружение и человека в частности. Это и пагоды, и пирамиды, и дольмены, и каменные круги и многое другое.

«…Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6)

Невозможно говорить о Боге, о вере с человеком, который просто не любит жизнь. Алеша Карамазов в разговоре с братом восклицает: «… Я думаю, что все должны прежде всего на свете жизнь полюбить… непременно так, полюбить прежде логики… непременно, чтобы прежде логики, и тогда только я и смысл пойму». Любовь к жизни бывает очень разная и смысл жизни люди находят в самых разных вещах. Но в общем, каждый человек, несомненно, стремится к тому, что он считает счастьем для себя и для других людей.

Ищем счастья, однако если мы внимательно посмотрим вокруг, то чаще увидим беспокойство, страдания, несправедливость, жестокость, усталость от жизни. Веселость встречается тоже не редко, но действительно счастливые люди не на день, не на месяц, а имеющие мир и любовь внутри себя постоянно, встречаются очень редко. Почему так, если человек ищет счастье, а в результате находит совсем иное и главное, постоянно боится потерять и то, что имеет? Одна из причин в том, что ищем счастье в том, что доставляет нам наслаждение телесное или душевное и в этих поисках нас ничто не может остановить, потому что услаждаемся только на малое время, а в результате все сильнее разгораются ненасытимые страсти. При этом, стараемся забыть, что в конечном итоге смерть отнимает все.

Но действительно ли все теряет человек, перешагивая порог смерти? В материальном плане – да: все, что сопряжено с богатством этого мира находится во власти смерти. «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял» (Иов 1, 21). Но духовные накопления уходят с нами в вечность. Это не музей, не театр и не литература и прочее, что мир привык называть духовным богатством. Это тот дух, которым я живу, который может быть добрым и злым, который подвигает меня к тем или иным поступкам и выражается в тех или иных делах. Игумен Никон (Воробьев) пишет: «Все человечество ищет счастья, только не там, где его можно найти. Царство Божие, то есть величайшее счастье, внутрь вас есть, и указан путь к этому Царствию. И почти никто, даже из верующих, не идет этим путем…»

Так где же этот путь? Куда идти? Как разрушить царство ада, которое тоже, к сожалению, есть в моем сердце и является единственным источником всех моих страданий сегодня и может стать мучением вечным? Как открыть дверь в Царствие Божие, в котором обрету вечное счастье, которого мы здесь на земле по свидетельству апостола Павла даже представить себе не можем: «…но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Иисус сказал: «…Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). Как выйти из Интернет пространства, из пространства мира сего и прийти в Церковь, которая есть «Тело Христово»? Надеемся, в какой-то мере материалы нашего сайта помогут вам найти ответы на эти вопросы.

(Бахчисарайский р-н, с. Лаки)

Пару лет назад на дороге в Качинской долине появился новый указатель. Сначала это была просто деревянная табличка, на которой краской было выведено «Лаки». Теперь уже стоит стандартный дорожный знак, информирующий о том, что до населенного пункта ‘Лаки’ осталось 8 км.

Первый раз проехать туда пытались в марте. Переправившись по мосту через полноводную по весне реку Качу, нашли поворот на грунтовку, ведущую в село. Но в самом начале дороги разлился ручей. Труба, проложенная для отвода воды, явно не справлялась со своей работой Дорога вместе в прилегающей полянкой превратилось в обширное болото-лужу. В конце мая от него не осталось и следа, и вот мы в Лаки.

    Не ищите значение слова ‘Лаки’ в топономических словарях — его там нет, как не было до недавних пор и самого Лаки. Местные жители считали, что название их деревни идет от имени святого Луки. Об этом сообщает один из первых исследователей Крыма Бертье-Делагард, путешествовавший здесь в конце 19 века.

Чем деревня отличается от села? Тем, что в селе есть церковь. В селе Лаки церковь есть, нет прихожан. Нет аккуратных домиков с палисадниками, нет маленького магазинчика, у которого судачат женщины и дымят трубками старики, нет улочек, на которых стоят кувшины с яблочно-грушевым бекмесом. Но так было. Раньше, давно…

Была в этих местах между горами Татар-Ялта и Ай-Илья частица древней Эллады. Не только синее небо, крутые скалы вдали, зеленые склоны гор и воздух, искрящийся солнцем, роднили эту землю с Элладой. Под защитой горы святого Ильи с незапамятных времен жили греки, потомки феодоритов — древнего коренного крымского народа. В районе Лаки обнаружены следы двух небольших поселений 6-7 веков. Греки редко покидали свои любимые Лаки. А что им было делать за их пределами, если плодородная долина давала все необходимое для жизни: на лугах пасли скот, под солнцем вызревал виноград, а местный табак славился на всю Тавриду…

Пролетели столетия. Во время фашистской оккупации независимые лакские греки продолжали жить в довоенном ритме: они работали, подсчитывали трудодни в своем колхозе ‘Нео зои’. Командир Бахчисарайского партизанского отряда Михаил Македонский вспоминал, что ‘…отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей…’ В Лаках предателей не было, жители все как один наотрез отказались выбирать старосту и воевать против своих.

23 марта 1942 года село было уничтожено карателями. Людей расстревали и сжигали заживо. Огонь уничтожил все восемьдесят семь дворов. Так Лаки стала Горянкой. Остыло пепелище, погасли угольки, а вскоре потухла жизнь и в Горянке: село было признано неперспективным.

Чудо, что сельский храм, несмотря на все катаклизмы тяжелого ХХ века, выстоял. Храм св. Евангелиста Луки был построен жителями села в 1904 году на месте старой деревянной церкви 16 века. Над главным входом дата «год 1904» и надпись на новогреческом, слова Христа: «Придите (ко мне) все труждающиеся и обремененные и я упокою (вас)». Поврежден алтарь, купол, колокольня, но сохранились фрески. Внутри храма видны остатки фресковой росписи: изображения святых евангелистов. Евангелист Матфей изображен ангелом, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия. Евангелист Марк символизируется львом в ознаменование могущества и царского достоинства Христа. Изображения евангелистов Иоанна и Луки и их символов орла, означающего высоту евангелического учения, и тельца, подчеркивающего жертвенное искупительное служение Спасителя, едва различимы.

Это храм-памятник, его израненные своды словно поддерживают души сожженных людей. Храм не смогли разрушить ни большевики, ни немцы, ни безбожники. Он выстоял, чтобы донести до нас печаль и трагедию греческого села Лаки.

Как добираться в деревню Лаки

Находится она в Бахчисарайском районе, примерно в 6,5 км от трассы, идущей по долине реки Качи, в урочище Горянка. Если собираетесь ехать туда на автомобиле, то сворачивать надо между Баштановкой и Машино направо, там есть указатель. Дорога не очень, наш автомобиль с клиренсом 17 см прошел, но местами с трудом. В дождь туда можно проехать только на внедорожнике.

Если задумали пеший поход, то туристы ходят в Горянку из Баштановки, Машино, Высокого. Везде есть туристические тропы, везде очень красиво.

Впрочем, поездка на автомобиле также оказалась интересной. Ехали через сосновый лес, любовались горами, когда вышли из машины в первый раз спугнули перепелку:

второй раз обнаружили целую поляну орхидей:

Это был краснокнижник — ятрышник обезьяний. Почему у него такое забавное название, несложно понять, присмотревшись к цветочкам:

Урочище Горянка

Сияюще-белая церковь Святого Луки видна издалека, но особенно красива на подъезде, когда ее наполовину скрывают цветущие деревья. Она восстановлена всего несколько лет назад монахами мужского монастыря, которые поселившись здесь, снова оживили эту, десятилетиями пустовавшую, долину.

Мы попали в Горянку прямо на православную Пасху. Поэтому людей было много, машины подъезжали одна за одной. Первым делом пошли в храм. Он возведен в 1904 году на деньги крымского грека Дмитрия Пачаджи на месте старой одноименной церкви.

Многие из нас помнят эту церковь заброшенной:

Тем радостнее было видеть, что она полностью восстановлена, только стены пока не расписаны. На них, кстати, до реставрации фрески оставались, но монахи сказали, что они осыпались во время ремонта. Жаль. Хотя, может, они не имели исторической ценности?

Так как была Пасха, нам разрешили подняться на колокольню, и не только подняться, но и позвонить в колокола. Чем мы и воспользовались, позвонив во все и не по разу.

Спустившись вниз, пошли к памятнику жителям деревни Лаки, погибшим во время Великой Отечественной войны. Он находится прямо напротив храма на пригорке.

Люди погибли от рук фашистов и их прислужников – «хиви» из деревни Коуш. В интернете можно найти выписки из показаний самих карателей, которых судили после войны, а также свидетелей преступления:

«23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы – крымские татары из карательного батальона, – рассказывает Юрий Спаи. – Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: «Дядя Митя, а вы чего здесь?» А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: «Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел». Такое забыть нельзя…»

Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Всю «черную» работу делали татары. Тётю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля.

Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских добровольцев отправили через Бахчисарай в Октябрьское. (Это отрывок из статьи «Горянка» в «Крымской правде», 26.09.1963).

Сейчас, не зная, что здесь была деревня, практически невозможно в это поверить. Ничего, кроме храма и нескольких древних каменных надгробий не осталось.

Когда искали материалы для этой статьи, попалась информация о том, что Коуш, деревня, уроженцы которой занимались «зачисткой» Лаки, когда-то была греческой. Но при переселении христиан Крыма в Приазовье в XVIII веке многие из ее жителей назвались мусульманами, чтобы остаться на родине. Так что, возможно, греков Лаки убивали греки, забывшие, что они греки. Такая вот ухмылка истории.

Окрестности деревни Лаки

От храма мы пошли вниз в урочище Айфин. Благодаря речушке Кабак-Су и питающим ее родникам здесь образовалось три небольших озера, чьи берега часто используются туристами для отдыха. Пошли пешком, потому что дорога там отвратительная, годится только для «проходимцев».

Но прогулка того стоит — в это время округа очень красива – поля желтые от одуванчиков, на опушках «жовто-блакытный» ковер из примул и фиалок, в глубине леса все покрыто листьями уже отцветших галантусов.

Вдалеке заметили (и учуяли) несколько компаний, отмечающих Пасху шашлыками.

По одуванчиковой дороге вошли в лес и прогулялись по оврагам, напоминающим то ли джунгли, то ли вотчину Бабы Яги.

Дошли до безымянного родника:

Попили из него вкусной водички и вдоль озер, любуясь на забавные «свечки» цветущего хвоща, пошли обратно к монастырю.

История греческой деревни Лаки

Вероятно греки стали селиться в этих местах в V-VI веках, когда Восток Крыма был захвачен очередной волной кочевников (Тюркским каганатом), а Боспорское царство уничтожено. Остатки населения, включая уже несколько цивилизовавшихся кочевников предыдущих волн (аланов, готов), перебрались в горный Крым. Здесь они, смешавшись с местными жителями (потомками тавров и скифов), образовали новый народ — ромеев. Он то и возвел большую часть того, что сделало наши экскурсии по окрестностям Бахчисарая столь интересными – пещерные города, монастыри, крепости и небольшие поселения. Одним из таких и стали Лаки, сначала видимо входившие в страну Дори, затем в княжество Феодоро, чья столица находилась всего в 15 км. от Лак, это нынешнее Мангуп-Кале.

У территории между Лаками и селом Высоким есть интереснейшая особенность – здесь в средние века было 14 христианских храмов. Представляете, в долине, где реальнее встретить косулю, чем человека, когда-то жизнь просто кипела! Наверно это был настоящий центр крымского Православия, где в праздники плыл по воздуху перезвон колоколов, собирая на молитву паломников, приехавших и пришедших пешком со всех уголков полуострова.

К сожалению, сейчас, не зная точного расположения храмов, найти то, что от них осталось практически невозможно. Разве что можно подняться к роднику Козьмы и Демьяна (Ай-Кузьма) у села Высокое. Когда-то он бил из-под алтаря одноименной церкви, и поныне считается священным у местных жителей.

Почему в одном месте было столько храмов? Почему, правившие Крымом мусульмане, веками их не трогали? И почему храмы в итоге так старательно разрушены? Вопросов много, ответов нет. Будем надеяться, что будущие раскопки и изучение летописей прольют свет на историю этого уголка Крыма.

Как бы то ни было, несмотря на все перипетии крымской истории, маленькая греческая деревня Лаки продолжала существовать и при Османской империи, и при Российской, и при Советах, пока 23 марта 1942 года ее жителей за поддержку партизан не сожгли в собственных домах, а оставшихся в живых не забрали с собой.

После войны было несколько попыток вернуть жизнь в урочище Горянка, но удачной стала только последняя – создание мужского монастыря евангелиста Луки.

Обратная дорога

Снова полюбовавшись цветущим садом, окружающим храм, мы отправились домой.

По дороге сделали пару остановок. Первую, чтобы полюбоваться очередной орхидеей (это ятрышник раскрашенный):

Вторую, чтобы сфотографировать на удивление крупные цветы горицвета:

Несмотря на все колдобины, спустились на трассу без приключений, проехали по живописной долине реки Качи, мимо скал Тепе-Кермена и Качи-Кальона:

и свернули в Бахчисарай – завести домой наших спутников – боевого пса Спайка и его хозяев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *