Куда деть иконы?

Что делать с испорченными иконами

Иконопочитание — один из основных догматов Церкви. Отрицая почитание икон, мы отказываемся от доктрины Боговоплощения. Центрального тезиса всего христианства, состоящего в том, что Христос одновременно и Бог и человек. Ведь если Господь явил своего Сына, то его можно изобразить, а значит и поклониться Ему.

Очень старые иконы можно отреставрировать или отдать в церковную лавку

Вопрос о почитании икон долгое время будоражил Древнюю Церковь, особенно Восточную её часть, где даже императоры были заражены ересью иконоборчества. Они отдавали приказы о том, чтобы храмы были очищены от икон, которые безжалостно уничтожались: попирались ногами, разрубались на куски и предавались всяческому поруганию.

Другие статьи об иконах:

  • Что значат мироточащие иконы
  • Можно ли ставить иконы в спальне
  • Какие иконы помогают от сглаза и порчи

Наконец, VII Вселенский собор, установил догмат об иконопочитании, который поставил точку в спорах об иконах. Есть несколько условий, когда икона соответствует тем требованиям, которые допускают использование её для молитвы и поклонения изображенным на ней.

  1. Образ должен быть написан по канонам (правилам) Церкви, которая она устанавливает сама на своих Соборах. Эти правила могут воплощаться разными художественными способами, но они должны быть соблюдены.
  2. На иконе должны быть ясно видны лики изображенных на них Иисуса Христа, Богородицы и святых.

Если не соблюдены оба условия, образ испорчен и подлежит исправлению. То есть в первом случае он должен быть переписан или исправлено то, что икону делает неканонической. Во втором случае, реставратор просто очищает лики от копоти и жира, или же также их записывает заново.

Внимание! Если невозможно привести икону в сообразный вид, ее сжигают, так как любую святыню нельзя просто выбросить на мусорку. Причем сжигают отдельно, а не вместе с каким-то другим мусором.

Что делать со старой иконой

С течением времени иконы писанные красками на деревянных досках могут потемнеть, в красочном слое появляются трещины, сам этот слой начинает осыпаться. И даже те иконки, которые напечатаны на бумаге, со временем могут выцвести, стать бледными или же изображения совсем исчезнут. Такие образа лучше сразу сжечь, восстановлению они не подлежат, а вот что делать со старой иконой совершенно другой вопрос.

Ответ состоит в том, что её надо реставрировать, т. е. отдать опытному реставратору, который восстановит красочный слой, уберет трещины, проведет необходимые работы, чтобы слой не осыпался.

Отреставрированная икона Богородицы

Чем почистить старую икону из металла или металлический оклад?

  1. Для чистки медных поверхностей применяют обычную зубную пасту или пасту Гоя, также можно использовать нашатырный спирт, который наносится ваткой, а через некоторое время стирается мягкой кистью.
  2. Золото, серебро чистятся с помощью водки, лимонной кислоты или уксуса. Ватный диск смачивается в растворе и аккуратными движениями проводится чистка.

Во всех остальных случаях, когда требуется серьезное восстановление или чистка красочного слоя лучше всего обратиться к профессионалу. Но что делать, если подарили старую сломанную икону. Выяснив, что восстановить невозможно, надо сжечь её.

Совет! В случаях, когда не позволяют это сделать условия жизни, отнести образ в ближайший храм, где есть специальная печь, где сжигают святые вещи.

Если иконы принадлежат другим людям

Конечно, верующий человек, когда переезжает в другой дом или квартиру не оставит своих икон на старом месте. Но ситуации бывают разные и, даже такие, что иконы остались и стали наследством вновь поселившегося. Есть три варианта, как поступить:

  • оставить все как есть, окропив образа святой водой;
  • отнести иконы в храм;
  • раздать тем, кто в этом нуждается.

И еще один вариант — просто сжечь.

Важно! Надо всегда помнить, что все, на чем есть изображение иконописное или креста или же упоминание имени Бога, святых и Богородицы (в газетах, книгах, брошюрах, листовках) не может просто выброшено на помойку, а должно быть сожжено отдельно от мусора. Что делать с поврежденной иконой? Священник Игорь Сильченков

Дом ни одной православной семьи не обходится без икон, это посредник между нами и святыми. Молитва перед иконой сильнее, так перед нами визуальный образ того, к кому мы обращаемся, что очень помогает сосредоточиться. Иконопись известна не одно тысячелетие, и за это время появилось огромное множество икон, но они не могут существовать в неименном состоянии вечно. Если образ сильно повредился, лик святого на нём не читаем, конечно, у её хозяев может появиться желание избавиться от иконы. Единственное правило, которое нужно запомнить навсегда это то, что иконы нельзя выбрасывать как обычный мусор.

Что делать с ветхой иконой?

Ветхие, старые иконы следует отнести в храм. Если образ совсем потерял свой вид, то её сожгут в церковной печи. Сжечь их можно и самим, но не вместе с мусором, а отдельно, в чистоте. Икона всегда остается иконой, в каком бы плачевном состоянии она не находилась. Немного потускневшую икону или с незначительными повреждениями, можно также отнести в храм, возможно, её заберет кто-то из прихожан. Недалеко от входа в храм обычно находится поминальный стол, куда прихожане приносят продукты, чтобы почтить память усопших. Икону можно оставить на поминальном столе, хорошо будет также принести продуктов, выражая тем самым любовь своим почившим родным. Ненужный образ можно отдать в церковную лавку. Не стоит отдавать кому-то икону в плохом состоянии, это будет неуважительно.

Очень старые иконы можно отреставрировать, иногда это оказывается выгоднее с экономической точки зрения, чем покупка новой.

Ведь нередко образ является семейной реликвией, передающийся из поколения в поколение, потерять которого, просто невыносимо для членов семьи.

Иконы, принадлежавшие чужим людям

Иногда в домах остаются старые венчальные пары, иконы, которые вручают молодым во время таинства венчания, или иконы ангелов-хранителей покойных родственников или старых хозяев дома. Такие образы можно оставлять у себя. Икона – это не оберег, перед ней молятся святому, а потому совершенно неважно, кому раньше святыня принадлежала и по какому поводу появилась у прошлых хозяев. Венчальная пара обычно состоит из иконы Иисуса Христа «Господь Вседержитель» и Богородицы – «Казанская Божья Матерь». Эти изображения святых могут переходить от пары к паре или вовсе попасть к одинокому человеку, это допустимо.

Икона – это символ веры. В отличие от современных картин, святые образы несут в себе поучительный смысл. Каждая икона – произведение искусства, со своей историей и задумкой. Многие иконы очень достоверно передают события, описанные в Евангелие, сюжеты из которого очень часто используются иконописцами. Поэтому к ним следует относиться с уважением и трепетом, а не как с предметом интерьера. И даже, если вы решили проститься со старой иконой, сделать это нужно по правилам, чтобы не обидеть святого, лик которого изображен на иконе, и не навредить предосудительными действиями себе.

Вот такой комментарий в одной из соцсетей: «Девочки, я во вторник нашла в городе на очень людной улице иконку и была она смята, и валялась прям у людей идущих в разные стороны под ногами. Я не могла допустить, чтоб икона была растоптана. Но и взять чужое себе тоже не могла, ведь в каждой иконе своя энергия от человека носившую её. Я убрала её к стене так, чтоб иконка была видна. Муж поругал, что нельзя такие вещи трогать мало ли они начитанны. В общем в четверг я начала температурить и всё тело ломило. Сегодня понедельник 5 день как мне плохо. У меня не спадает температура. У меня истерический непрекращающийся кашель. Всё тело ломит голова от давления болит страшно. Давление от кашля на голову и низ. Я не болела так никогда. Меня ни кто не заражал. Я никого не заражаю. Антибиотики не помогают. Что происходит не понимаю. С меня просто уходят все силы. Сейчас я наткнулась на этот облик и вспомнила про ту иконку на дороге. И теперь задумываюсь. А не послали ли мне эти боли через поднятую мной икону? Может я чью то болезнь переняла на себя?»

Ну как оставить такой комментарий без внимания. Говорят, пишут рассказывают священнослужители о таких находках, а суеверий по этому поводу не становится меньше , наоборот фантазии и больное воображение только усиливается. Или кто-то находит нательный крестик и начинают спрашивать об этом на форумах. Тут уж «знатоки» начинают советовать кто что, но поднимать ни в коем случае нельзя. То вы возьмете чужой крест на себя или вот ещё похлеще: «…слышала такое мнение, что есть предметы, которые не стоит подбирать, особенно кресты и церковную утварь, будто есть люди, которые специально выбрасывают такие вещи, чтобы передать свои проблемы чужим… не знаю насколько это правда….»

Не стоит удивляться, что девушка нашедшая икону, вдруг заболела и связала это, именно, с найденной и поднятой иконой. Если, кто-то её выбросил — то совершен грех кощунства, а оставленная икона на попирание— грех не меньше кощунства, хоть постаралась она пристроить её к стеночке. Но долго ли она там простоит, сами понимаете, ветерок дунул и она опять под ногами. А ведь иконы попадают к нам во великому Божьему Промыслу, никак не иначе. Мне очень понравился ответ одной женщины: «Это значит, не вы нашли, а святой вас нашел. Он открыл вам, что молится о вас. Как же вы прогоните его? А если с ним и Бог уйдет?»

Вот так мы сами и отгоняем от себя Благодать Божию и помощь святых, а их места занимают те, от кого никогда добра не жди. Ты посоветовал только потому, что где-то что-то слышал и человек по твоему совету сделал. И он согрешил , а ты ещё больше. Неприятности начинают сыпаться, как из рога изобилия и вряд ли кому в голову придет связать это с такими кощунственными поступками. А ларчик то просто открывался. Не знаешь —не советуй, нашел — сходи в церковь и спроси, как поступить с находкой, все очень просто. А теперь приведу ответы священников и кое-какие комментарии о таких находках.

«Недавно я нашла на улице золотой крестик и не знаю, радоваться ли этому или огорчаться. Находка заставила задуматься — может, это предупреждение мне? Как мне поступить, куда деть этот крестик?»

«К вашей находке надо относиться спокойно. Считайте лучше, что через вас Господь не дал святыне быть поруганной, так как крестик могли втоптать в грязь или попрать ногами. Во избежание этого запрещается даже рисовать изображение креста на земле. Куда деть этот крестик? Поступить можно по-разному. Например, можно его освятить и носить самой или подарить крестнику перед крещением; можно его, во исполнение какого-либо обета, данного Богу, пожертвовать в храм или на украшение какой-нибудь чудотворной иконы; в конце концов просто подарить тому, у кого нет нательного креста. Поступайте на ваше усмотрение. Придавать какое-то мистическое значение такой находке не следует. Скорее, больше нужно задуматься тому, кто лишился этого крестика по своим грехам или по нерадению к святыне и беспечности. Так, например, у одного человека крест периодически во время сна «сходил» с гайтанчика, хотя в ушке крестика не было зазора — он был литой; гайтанчик не рвался. Значит, у этого были какие-то иные, духовные причины. А в другом случае отсутствовал крест на фотографии человека при наличии цепочки, хотя в реальной жизни он фотографировался вместе с крестом и цепочкой. Вот это действительно «особые» случаи. И тут надо задуматься. Протоиерей Алексий Богдан г. Самара

Прекрасный ответ протоиерея Алексия. Приходилось моему супругу терять крест, освещенный на Гробе Господнем. Нашла его моя крестница на пороге их квартиры ( открытые подъезды) и выбросила в огород, также опасаясь такой находки. Мы обыскали весь огород, каждый сантиметр, но креста не нашли. Сейчас понимаю—недостоин об был тогда ношения такой святыни.

Нательный крестик никакой опасности в себе не несет. Наоборот. Христиане почитают крест как символ нашего спасения, как символ Божией любви к нам, такой сильной, что Он Сам стал Человеком и принял смерть на кресте, чтобы спасти людей.

Почему мы носим нательный крестик? В знак нашей верности Богу. Нося на себе крестик, человек говорит: я христианин. А христианин, то есть человек, который любит Христа и верит в Него, разве оставил бы священный христианский символ валяться в грязи?

Что значит нести свой крест? Христос сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Евангелие от Марка, глава 8, стих 34). Во время земной жизни Иисуса Христа на кресте распинали разбойников, это была позорная смерть. Говоря о кресте, Христос призывает быть верными Ему даже в страданиях. Это не значит, что к страданиям нужно стремиться, это значит, что для спасения человека важно принимать и страдания, возникающие в жизни, и оставаться с Богом. Господь тоже всегда остается с нами, Он сказал: «Я с вами все дни до скончания века» (Евангелие от Матфея, глава 28, стих 20).

Нательный крестик не «впитывает» никаких проблем человека. Поэтому можно поднять его и хранить, можно даже носить, только перед этим его нужно освятить в храме (неизвестно, был он освящен раньше или нет). Можно носить и крестик, который носил близкий вам человек, если он подарил его вам, — в знак любви к нему, в память о нем. Раньше на Руси даже был обычай меняться нательными крестиками в знак дружбы.

Чужой крест, то есть чужую жизнь, нельзя подобрать вместе с крестиком — символом нашего спасения. У каждого человека свой крест, который только ему по силам.

«Добрый день! Хотел спросить: вот нашел в земле небольшую иконку старую, помыл, почистил и решил оставить ее себе, и поставил к своим иконам. Но мне многие говорят, что такие вещи нельзя оставлять, что их лучше вообще не брать или отдать в храм, а они сами знают, что там делать. Икона, точнее, складень Святой Николай Чудотворец Можайский, я нашел его 24 мая, а, как я помню, 22 мая был его день. Так что мне делать? Артем.

Отвечает священник Дионисий Свечников: Здравствуйте, Артем! Вы поступили правильно, икона – это святыня, и относиться к ней нужно соответствующим образом. Не подавайтесь суеверным страхам, которые Вам навязывают.

Вот ещё очень хороший комментарий: «Так получилось, что я принесла домой не маленькую иконку, а настоящую, написанную на доске. Нашла в заброшенном доме. Она была в очень плохом состоянии, и я не могла понять, кто на ней изображен. Но через некоторое время, мне случайно на глаза попался календарик, на котором была изображена моя икона! Хочу заметить,что специально я ничего не искала! Поэтому искренне верю, что не зря принесла найденную икону домой».

Случайностей, как вы понимаете, у Бога не бывает. А вот Промысл Божий здесь явно просматривается.

Вот ещё один замечательный комментарий: «Удивляет меня вообще вопрос «что бы это могло значить?» Это счастье привалило, да ещё от самого Творца! И какую веру исповедают те люди, которые считают, что на святом образе висят чужие грехи и плохая энергетика? Чушь и заблуждения! Берите, не думайте! Так как солнце нельзя замазать глиной, так и на святой образ нельзя навести порчу! Читаю эти комментарии и удивляюсь бестолковости нашего народа! Мы такие ленивые, не можем узнать больше о своей вере, и изучаем всякую чушь и ересь про энергетику. А про души забываем. Я сам недавно нашёл иконку Божьей Матери (Семистрельная), и чувствую себя замечательно, хвост не вырос, волосы не отпали)))»

А вот в противовес такой комментарий: «На работе (когда то ) подарили икону. Я просто рассказывала, что у меня украли икону и они решили мне подарить. При чем я их ( коллег) знала месяц. Очень не хотелось брать…дома где то стоит, забыла про нее совсем. Может поэтому мне не везет с работой? При чем чувствовалась что она пустая, где то на балконе валяется..я даже рядом со своими иконами ее не ставила.

Прочитаешь вот такой и ему подобные комментарии и вспоминаются слова прп. Паисия Святоорца: «НУ КАК ТУТ ПРИДЕТ БЛАГОСЛОВЕНИЕ БОЖИЕ».

Не лишайте себя Божьего Благословения, своими необдуманными поступками. Лишиться его очень просто, а вот получить назад придется много и много потрудится на ниве духовной, неся скорби и болезни за ошибки и грехи.

Найденные вами иконки, крестики православные относите в Церковь, если в вас суеверий больше, чем веры, но не оставляйте на попрание!!!

«НЕ ОБМАНЫВАЙТЕСЬ: БОГ ПОРУГАЕМ НЕ БЫВАЕТ…»

ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ (» Душеспасительные наставления святых «)

Просмотры (6183)

Как поступить с пришедшими в негодность освященными предметами

Среди вопросов, задаваемых священнику, одни из наиболее часто повторяющихся — те, которые касаются обращения с предметами, имеющими сакральное значение: от иконы и нательного крестика до упаковки пасхального кулича с изображением собора на ней. Если вы, наш уважаемый читатель, человек давно воцерковленный и опытный в духовных вещах, эта статья едва ли что-то добавит к вашим знаниям. Но если вы только начинаете свой путь к Храму, и многое в повседневном христианском делании вам пока не совсем понятно — она для вас.

Отмахиваться от вопроса, как обращаться с предметами религиозного назначения — мол, благочестие подскажет — никак нельзя. Благочестие приходит с опытом духовной жизни, а вот предметов с изображением священных символов в нашей жизни с каждым новым годом появляется и со временем выходит из употребления всё больше и больше. Что поделаешь: массовое производство! Сколько у каждого человека дома сломавшихся крестиков, печатных иконок с поблекшим изображением— благословений с давнего освящения храма, треснувших лампад, ветхих газетных вырезок и портретов чтимых старцев из каких-то журналов — порой и не сосчитать. Все это можно довольно долго терпеливо складировать, но рано или поздно наступит день, когда придется от критической массы этих вещей избавляться.

Как это сделать правильно? Наилучший вариант — отнести в храм. На каждом приходе есть так называемое непопираемое место, где вышедшие из употребления предметы церковного обихода сперва сжигают в особой печи, а затем, уже в виде золы, закапывают в землю. Часто непопираемое место — это колодец или яма на подворье, куда сливают остатки освященной воды и высыпают золу от сожженных церковных предметов.

Но в храме у вас на утилизацию примут далеко не всё. Поэтому и проще, и быстрее решить этот вопрос самому. Разумеется, не нарушая при этом христианского благочестия. Однако благочестие — это особое состояние, трудно описываемое словами; попытаться формализовать его на все случаи жизни будет делом бессмысленным и даже вредным. Тем не менее, в интересующем нас вопросе кое-какие правила, самые общие, вывести все-таки можно.

Итак, бумажные иконы, вырезки, ветки вербы, и пучки травы, ветхую литературу, остатки просфор и все прочее, что может гореть, лучше всего предать огню. Не столь важно, где именно это сделать (хотя о правилах противопожарной безопасности забывать ни в коем случае не стоит), как то, в каком настроении и с какими мыслями. Ни образ святого, запечатленный на ветхой иконе, ни молитва ему, напечатанная на обратной стороне, от нашего действия никак не пострадают и не умалятся — мы сжигаем лишь материальный носитель, чтобы сама святыня каким-то случайным образом не подверглась попранию. То есть делаем именно то, что христианину делать не только можно, но и должно. Вот что говорит апостол о высоком достоинстве каждого христианина, обращаясь к верующим-мирянам: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас» (1 Пет. 2, 9).

Золу, оставшуюся после сожжения, лучше всего закопать, развеять по ветру или ссыпать в чистую проточную воду, призвав, образно говоря, на помощь в благом деле одну из природных стихий — или все четыре сразу. Можно зарыть золу дома, например, в цветочных горшках — и цветам польза, и проблема с оставшимся от утилизации решена. Скорлупу от пасхальных яиц, в изобилии остающуюся после празднования светлого Христова Воскресения, плотную упаковку, в которой выпекают куличи, а также другие органические материалы, сжечь которые в домашних условиях полностью невозможно, нужно хотя бы обжечь и также предать земле.

А как же быть с пластиком? Бутыли из-под святой воды и освященного масла, полиэтиленовые пакеты и прозрачные пластиковые коробки занимают весьма большой объем, поэтому их хранение дома может быстро стать настоящей проблемой. Во-первых, все эти уже не нужные вещи необходимо освободить от бумажных ярлыков и этикеток, на которых имеются священные символы и слова. Затем тщательно промыть их проточной водой и потом со спокойным сердцем отнести в мусорный бак. Лучше всего — в тот, который специально предназначен для пластика: сейчас такие есть во многих городах. Послужив святыне, такой пластик будет переработан и еще раз послужит людям. То же самое касается стеклянных флаконов и бутылок: их нужно освободить от этикеток, промыть и, по возможности, сдать — а в крайнем случае просто выбросить. А снятые ярлыки и этикетки — сжечь.

К сожалению, благоговения прошлых времен у ныне живущих поколений не наблюдается. На бутылках с вином, упаковках постного майонеза, посыпки для куличей и других товарах, предлагаемых нам в магазине, можно встретить изображения храмов, икон и даже символ креста. В случае, если мы такие товары приобрели, от священных символов и изображений их нужно освободить, после чего упаковку можно утилизировать в обычном порядке, как бытовые отходы. А вырезанное, опять же, сжечь.

Лампадное масло хорошего качества выгорает полностью, и никаких проблем с его утилизацией возникать не должно в принципе. А вот треснувшую лампаду или осколки от разбитого керамического подсвечника, стоявшего в красном углу, лучше всего будет отнести в храм. Если это по каким-то причинам представляет собой проблему — нужно, как уже было сказано, омыть их проточной водой и закопать вдалеке от мест, где ходят люди или животные. А вот нательные крестики или большие иконы в любом случае придется отнести в храм.

Николай Смирнов. Натюрморт

Заметим, что благочестивое отношение к иконам, освященным ветвям, духовной литературе необходимо не только и не столько во время их утилизации, как в тот период, когда мы ими пользуемся. Об аккуратном отношении к книгам представители старших поколений много слышали от своих родителей и бабушек с дедушками — к иконам же и другим освященным вещам это относится еще в большей степени. Бережное обращение с предметами религиозного обихода позволит им послужить намного дольше, существенно отдаляя момент, когда они, наконец, потребуют утилизации.

Коллекционирование икон, распятий, духовных книг может стать разновидностью страсти. Ничего благочестивого в подобном собирательстве нет, скорее даже наоборот. Вместо того, чтобы ощущать каждую икону, каждую книгу как нечто уникальное и единственное в своей жизни, как источник размышлений о горнем и окно в благодатный мир, человек, просто увлекается накопительством, которое, по большому счету, ничем не отличается от собирания модных гаджетов или красивой посуды — и духовному деланию в христианском понимании ровным счётом никакого отношения не имеет.

Если вам приходилось бывать в домах, от пола до потолка заставленных иконами и дорогими книгами, увешанных распятиями и лампадами, благословениями со святой земли и прочими вещами, вы, возможно, припомните необычное ощущение. Вместо излияния благодати, которое, казалось бы просто обязано произойти при такой концентрации святынь, вы вдруг чувствуете скованность, неудобство, смущение. В голову помимо вашей воли приходят мысли о том, как бы чего не задеть, не разбить, не огорчить хозяина невежественным вопросом о происхождении и назначении той или иной вещи… Дом христианина — это всё-таки не музей; жилище должно оставлять у гостей чувство уюта, комфорта, умиротворения. Да и жизнь наша земная не вечна: не станет хозяина — как распорядятся преемники всеми оставшимся после него предметами, большой вопрос.

И еще одна тема, подобная предыдущей. Относится она тоже к своего рода коллекционированию — однако в данном случае предметом собирательства выступают церковные просфоры. Эта из Почаева, эта из Киева, а эта из Троице-Сергиевой лавры. Некоторые люди из ложно понятого благочестия собирают целые экспозиции из просфор, чего делать, конечно же, нельзя: в лучшем случае все они превратятся в подобные камням сухари, в худшем же — покроются плесенью. Просфора предназначается для вкушения после церковной службы. Если она сохраняется дольше, чем на один день, то исключительно с целью употребления её по утрам натощак, вместе со святой водой. Однако в таком случае просфора должна хранится в особом сосуде, предотвращающем ее заплесневение и заветривание.

И вот о чём ещё, пожалуй, необходимо сказать. Почти на каждом приходе есть люди, лучше всех остальных осведомленные в вопросах утилизации предметов церковного обихода. В ироничном, разумеется, смысле: они не только досконально знают, как с чем нужно поступать, но и с пристрастием расспросят вас, как вы делали это до встречи с ними, и не без удовольствия обличат вас в неосведомлённости и греховных действиях.

Подобных разговоров лучше всего избегать. И самому не увлекаться чрезмерно внешней стороной этих действий: наше благочестие, повторимся, гораздо больше проявляется в сердечной, сосредоточенной молитве у иконы, чем во время её утилизации.

И напоследок — о вещах вроде бы и не церковных, продающихся в магазинах, ларьках и в отделениях почты — и, тем не менее, имеющих отношение к вере. Это открытки, конверты и календари — перекидные, отрывные и прочие, которых сегодня предлагается великое множество. Купленные в светском магазине или учреждении, освященными предметами они считаться не могут — ведь едва ли кто-то их освящал. Тем не менее на них изображены евангельские сюжеты, лики Спасителя, Богородицы и святых, нанесены тексты молитв, названия и перечисления церковных праздников. Поэтому такие вещи, когда они отслужили своё, лучше всего сжечь точно также, как предметы, приобретенные в лавке при храме. Некоторые люди, скопив немалое количество такого рода полиграфических изделий, после сдают их в макулатуру. Вроде бы логично: это же не из храма. Если не смущают мысли о том, что в переработанном виде такая полиграфия пойдет на производство чего угодно, вплоть до туалетной бумаги — можно поступить и так. Но лучше все-таки сжечь.

И напоследок важное уточнение, которое кому-то, возможно, покажется лишним, а кому-то прояснит пока не до конца понятное. Утилизируемые предметы сжигаются не как топливо — в печке или в мангале для шашлыка — а просто выводятся таким образом из употребления. Если от взаимодействия с ними человек получил хоть какую-то духовную или душевную пользу — значит, их производство, приобретение и пребывание в жилище были делом не напрасным.

В. Сергиенко

Что делать с иконами которым не молишься?

— Здравствуйте батюшка! Такой вопрос: «Большое количество икон в доме, как поступить с теми которым не молишься?

— Спасибо. Вы знаете очень интересный и практический вопрос, действительно часто так бывает в жизни, когда люди начиная свой путь в Церкви, человек накупает самых разных икон, эти иконы могут подарить и прочее… Но во всем должно быть чувство меры, даже в понятие красоты подразумевает чувство меры. Конечно здесь домашний молельный угол должен быть в определенном порядке, в определенной гармонии. И здесь, конечно, важна определенная мера.

Во-первых, это внешне выглядит красиво, ну и, наверно, во-вторых, икона должна собирать внимание человека, а не рассеивать его. И когда приходя к людям, видишь всю стену завешенную иконами, которые повешены беспорядочно, не имеющие ни общего стиля, ни идеи расположения, то эта стена разукрашенная иконами, получается не собирает внимание на молитву, а наоборот его рассеивает. Это явление тоже не правильное и не желательное.

Ну если хотите пример, то преподобный Серафим Саровский когда молился, как его часто так изображают, молился на камне, а перед ним на сосне висела маленькая икона Пресвятой Богородицы. Но ведь преподобный не увешивал всю сосну иконами со всех сторон, хотя у него была такая практическая возможность.

Но ему хватало этой одной маленькой иконочки, но это не лишило его высокой молитвы и христианского подвига. И поэтому дома молитвенное место должно быть выполнено с определенной стройностью, может даже со строгостью, и по крайней мере идейностью. И то, что не соответствует этому замыслу, этому порядку должно быть отставлено в сторону. Может быть хорошо когда есть отдельное помещение, где можно эти все иконы разместить, и даже если нет, то человек благоговейно соберет эти иконы в коробочку или на полку. И будет их хранить до необходимого случия. Потому что эти иконы могут быть необходимы другим людям, их можно подарить. Часто спрашивают иконы в тех местах, где не существует полноценного прихода. Храмы, которые существуют в сиротский домах, в исправительных учреждениях, в следственных изоляторах. Действительно там люди будут рады этой иконочкам, и действительно, эта икона сможет для кого-то быть тем окном в небо, которое поможет собраться человеку для своей молитвы. Поэтому эти иконы тоже могут найти хорошее применение. Что-же касается домашнего места молитвы, оно должно быть выполнено с определенной мерой, вкусом. Что-бы оно не рассеивало внимание молящегося, а наоборот его собирало и было действительно тем окном в вечность, каким и призвана быть икона.

>ВСЕ ВОПРОСЫ

Часто снятся усопшие. Значит ли это что-нибудь?

Некоторые вопросы об иконах и ответы

Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?
Здесь можно дать несколько полезных советов.

Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

После наклеивания репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону, нужно оберегать от их воздействия.
Как разместить иконы, в какой последовательности?
Есть ли на этот счет строгие уставные требования?
В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничится лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов. Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе). При подборе икон следите за тем, чтобы они были, единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.
Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?
Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.
Каким должно быть отношение к святыне?
Святость, как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (Ис. 6,3) отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… (Лев. 20, 26)

По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.
Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения.

Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – тот, кто изображен.
К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?
К искажению духовной жизни как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.

Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет — доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочипгания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев учили: «…и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь воздаваемая образу преходит к первообразному, и поклоняющиейся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6 ).

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитве после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?
Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице по зади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

– Люди часто спрашивают, куда девать упаковки от сухариков (с иконой прп. Серафима), бутылки и пузырьки от освященного масла, пластиковые пакеты с изображением храмов, ветки вербы, пришедшие в негодность иконы и духовную литературу?

– Опытному христианину его благочестие подскажет, как правильно поступить, а неопытные правильно делают, что спрашивают.

Предметы, которые соприкасались с чем-то освященным или печатная продукция, которая содержит священные изображения или слова, требуют благоговейного отношения и особой утилизации. В церкви Всех Святых есть специальная печь для сжигания таких предметов. Но не надо думать, что уничтожать их можно только в церкви.

Св. апостол Петр пишет, обращаясь к обычным христианам: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас» (1 Пет. 2, 9). Это означает, что и миряне вправе пользоваться освященными предметами и их утилизовать при помощи 4-х стихий: огня, воздуха, воды и земли.

Органику (веточки вербы, крошки от просфор или куличей, маленькие иконы, печатные издания, исповедальные записки, в которых упоминается имя Божие и т.д.) сжигают, скорлупу от пасхальных яиц тоже нужно хотя бы обжечь. Все это можно делать на своем огороде, в определенном месте. А главное, – с благочестивым настроением. Нельзя при этом иметь в виду получение какой-либо практической пользы. Газеты с изображением икон, словами молитв не используют в хозяйственных целях. Их сжигают, но не как топливо, например, для мангала с шашлыками, а из благочестия. Потом золу нужно закопать в землю, где разложение будет завершено. Некоторые добавляют золу в горшки с комнатными растениями, это тоже непопираемое место. А крупные иконы, даже бумажные, лучше приносить в храм.

Пластик и стекло (пакеты, бутылки) не подлежат огню, их промывают водой, с которой уже обращаются как с освященной, например, выливают в цветы или другое непопираемое место. После чего пластик и стекло можно выкинуть.

– Как быть с нецерковной продукцией, на которой изображены храмы, например, с этикетками на бутылках с напитками или упаковками от постного майонеза?

– Это, конечно, издевательство над христианами. Надо стараться не приобретать такое. Кстати, сейчас на упаковках часто изображают храмы без крестов. Такие картинки можно выбрасывать, ничего страшного. Главное, не выкидывать изображение креста. Если на пакете фотография храма с крестом, то перед выбрасыванием вырезают крест, который можно сжечь.

– У одних людей нет благоговейного отношения к святыне, у других наоборот, благоговения много, но не хватает рассуждения, и они готовы завалить храм своим бытовым мусором. Есть ли четкие правила, как в каком случае поступать?

– Здесь невозможно сформулировать четкие правила. Смысл в том, чтобы христианин не оставался равнодушным, чтобы у него всегда как-то проявлялось благочестие к святыне. А благочестие – это выражение религиозного чувства человека, его любви к Богу. И, с другой стороны, оно как лакмусовая бумажка показывает духовное состояние человека в данный момент. Поэтому благочестие нельзя формализовать. Оно придет в свое время, если человек будет стараться узнавать веру и жить по заповедям.

Благочестие – это результат жизненного пути, нет смысла выражать его в сверхдолжных формулировках. Тем более что падшему человеку проще направить все силы именно на это внешнее делание. Чтобы показаться если не перед другими, то перед собой. Доказать самому себе, что «я уже настоящий христианин», вместо того, чтобы постараться увидеть свои недостатки, приобрести кротость и желание поучиться у других. Благочестие к святыне – великая вещь.

Помня о своих грехах, нужно рассуждать: «Хотя бы в этом я сделаю то, что должен».

– Сейчас у людей скапливается слишком много икон. Их дарят знакомые, священники раздают в благословение. В итоге, иконы уже не помещаются в Красном углу, непонятно куда их девать.

– Это – больная тема. Тот случай, когда предпочтительней меньше, да лучше. По моему убеждению, у иконы должна быть и материальная ценность. Вспомните, как раньше бабушки украшали иконы. Их было немного, но это были главные иконы, и они стояли на своем месте. Сейчас пришла дешевая и доступная красочная полиграфия, и некоторые стали относиться к иконам, как к ширпотребу.

Неправильно, когда в комнате, где живет молодая семья, дети пинают мяч, а рядом на булавочках вкривь и вкось висят иконы. Или когда на полке – множество икон, а самая главная – образ Спасителя – маленькая и неприметная. Она должна быть смысловым центром Красного угла. Хорошо, когда в каждом доме или комнате есть святое место. Православным христианам пора выработать качественно новое отношение к иконе.

– На большой земле среди православной молодежи популярны футболки с христианской символикой, высказываниями из Священного Писания (например, определение любви по апостолу Павлу). Это рассматривается как форма миссионерства. Как вы относитесь к такому явлению?

– Я пока такой моды не видел и поэтому не очень представляю. Но лично я бы выбрал другую форму проповеди. Согласно нашей русской православной традиции, ко Христу идут, не тиражируя слова про любовь, а когда люди видят в тебе эту любовь. В преподобном Серафиме все видели любовь и шли к нему тысячами.

Кроме того, существует опасность, что человек наденет на себя такую «православную» футболку, и вдруг поведет себя как-то неправильно. У него на груди написаны слова про любовь, а он, допустим, поругается с кем-то. Получится несоответствие, и вместо миссионерской проповеди – соблазн и искушение.

Думаю, что нам нужно держаться не за индустрию внешнего, а за реальный опыт Церкви. Чувство благоговения перед святыней – очень личное чувство, его тиражировать невозможно. Есть соблазн таким внешним проявлением благочестия показать себя лучше, чем ты есть. Православие учит смиряться, потому что человек в любой момент может показать свое истинное лицо, которое далеко от совершенства.

Икона — одно из величайших произведений искусства, являющееся свято хранимой семейной реликвией.

У верующего человека обязательно должны быть образы святых в доме. Они охраняют дом и оберегают его жителей.

Для большинства людей, икона — это семейная ценность, которая бережно хранится, а затем передается по наследству детям. Многие образы могут оказаться очень старинными, они требуют правильного отношения, как в эмоциональном, так и в материальном плане.

Металл

Реставрация икон в домашних условиях — сложное дело. Важно быть аккуратным, чтобы не нанести еще большего вреда.

Как же мыть иконы:

  1. Чистка образов на основе медной чеканки зубным порошком. Иконы тяжело очищать, если они изготовлены из золота, серебра и меди, а также имеют резную фактуру. Чистят образы с помощью специальных средств, предназначенных для ювелирных изделий или других металлов. Дома за медными иконами ухаживают с помощью зубного порошка. В качестве альтернативы можно использовать пасту Гоя. Медные оклады также очищают с помощью пасты (покупают в специализированном магазине), предназначенной для этого металла.
  2. Водка и разбавленный спирт для золота и серебра. Очищенная икона после использования этих средств будет сиять чистотой. Водку наносят с помощью ватного тампона или палочки. Сначала средство наносят на незаметный участок, если защитный слой лака не слазит, можно мыть всю поверхность.
  3. Чистка комбинированных икон клюквой и бочковыми помидорами. В данном случае образ состоит из металла и доски. Важно аккуратно провести процедуру реставрации, чтобы не повредить рисунок. Медь протирают клюквой, можно использовать кислые бочковые помидоры. Этими продуктами натирают металл, и оставляют откисать. Затем вытирают сухой тряпочкой. Повторять процедуру можно до тех пор, пока медь не просветлится.
  4. Аммиак. Почистить иконное обрамление можно и нашатырным спиртом. Его необходимо аккуратно нанести натуральной кистью, подождать некоторое время, а затем промыть и просушить.
  5. Лимонная кислота или уксусная подходит для изделий из золота. Для медных и бронзовых, раствор должен быть не слишком концентрированным, сразу после применения средства изделие необходимо промыть чистой водой.

Моющими средствами для посуды пользоваться реставраторы не советуют. Также нельзя использовать агрессивные чистящие средства, которые могут поцарапать обрамление.

Красочный слой

Любые мероприятия с ликами святых необходимо проводить не спеша, аккуратно. Мойте иконы мягкими тряпочками и влажными салфетками.

В домашних условия реставрировать красочный слой можно такими способами:

  1. Использование мыла. Мыльный раствор хорошо удаляет копоть. Но частое его использование может привести к тому, что лик частично или полностью сотрется. В итоге теряются ценнейшие иконы.
  2. От копоти поможет избавиться желток куриного яйца, кипяченая охлажденная вода, скипидар, спирт в соотношении 1:5:2:2. Состав хорошо перемешивают, наносят мягкой кистью или ватной палочкой. Затем сухой тряпочкой протирают красочный слой.
  3. Как правильно восстановить икону самостоятельно, если красочный слой начал шелушиться? Для этого используют 1 желток куриного яйца и 5 частей воды. Эмульсию наносят на разрушенные участки, сушат 1 час. Такую манипуляцию повторяют несколько раз. Затем необходимо смочить поврежденные места все тем же раствором, и прижать к доске.
  4. Вернуть иконе цвет поможет растительное масло. В старину использовали оливковое. Им протирают лик один раз в месяц. Наносят тонким слоем.

Если ранее женщина очищала икону, но она начала терять цвет и тускнеть, следует обратиться к реставратору.

После того, как икона была почищена, не выливайте воду в раковину. Ее можно вылить только в нехожее место на улице.

Очистка и реставрация — это деликатный процесс, требует осторожности. Если появились сомнения по этому поводу, лучше воспользоваться услугами специалиста.

Грибок и плесень

Плесень быстро разрастается и разрушает доску, на которой изображен лик. Если она начала проявляться с лицевой стороны, лучше обратится к реставратору, чтобы не испортить красочный слой при чистке.

Плесень с изнаночной стороны с доски можно вывести в домашних условиях. Для ее удаления понадобится губка и щетка с нейлоновой щетиной.

Способы выведения плесени с деревянной поверхности:

  1. Перекись водорода наносят на ватный диск и протирают пострадавшую поверхность. Если грибок начнет проходить, можно еще раз обработать заплесневелый участок.
  2. Небольшую колонию плесени может уничтожить сода и уксус. Это экстренная мера, которую нельзя использовать постоянно. К данному способу можно прибегнуть, если нет возможности отдать икону реставратору, но не более 1 раза. Соду разводят в уксусе и с помощью ватного тампона протирают зараженный участок.
  3. Можно использовать только соду. Ее немного увлажняют и втирают в поврежденное место. Затем ее смахивают сухой тряпочкой.

Главное правило — не мыть водой. Жидкость может проникнуть в более глубокие слои, дойти до красочной поверхности и испортить лик.

Хранение и размещение

Чтобы икону не пришлось очищать от копоти, плесени и восстанавливать поврежденный лакокрасочный слой, необходимо правильно за ней ухаживать. Создать подходящие условия для иконы можно, главное иметь желание и правильно подойти к делу.

Рекомендации:

  1. Свечи следует зажигать на расстоянии 15 см от лика.
  2. Вещать необходимо вдали от окон, форточек и батарей. Лучше установить на специальных полочках, чтобы было движение воздуха.
  3. Нельзя держать под прямыми лучами солнца, поэтому большинство церквей делают окна витражными.
  4. Помещение не должно быть слишком влажным. Это создает отличные условия для размножения плесени.
  5. Нельзя покрывать лицевую сторону спиртовыми лаками.
  6. Нельзя использовать препараты на жировой основе, стиральный порошок и щелочные средства.
  7. Также не рекомендуется протирать простой водой. Такая забота об иконе приведет ее к частичной или полной гибели. На красочном слое могут появиться белесые пятна.
  8. Можно только смахивать пыль мягкой тканью или кистью.
  9. Важно следить за температурой. Постоянный перепад температур приведет к повреждению красочного и защитного слоя, икона может вздуться, потрескаться и потерять первоначальный вид.
  10. Нельзя соскребать «засиды» (выпуклые точки, оставленные мухами). Так можно повредить красочный слой. Следует сразу обратится к реставратору, поскольку «засиды» вступают в реакцию с краской и могут прожечь ее до левкаса.

Соблюдая эти рекомендации, получится сохранить икону для будущего поколения.

Важно помнить, если лик начал трескаться или деформироваться из-за влаги, без помощи реставратора не обойтись.

Перед чисткой семейной ценности в домашних условиях, сначала получите рекомендации опытного специалиста.

Долг верующих и неверующих людей — грамотное и бережное сохранение икон.

Икона — это образ Бога, и все верующие люди стараются хранить святой лик в целости и сохранности, поскольку это своего рода оберег от злых сил. Но металлические и медные реликвии с годами портятся, покрываются коррозией или окисляются. К тому же бывают старинные иконы, переходящие из поколения в поколение, и чтобы семейная ценность досталась детям, необходимо знать о том, как мыть иконы и бережно относится к ним.

Чистка икон из разного металла

Отремонтировать икону — дело непростое, но выполнимое. Чтобы минимизировать риск новых повреждений, следует заниматься домашней реставрацией предельно аккуратно.

Чем чистят медные иконы, а также серебряные, золотые и бронзовые:

  1. Зубной порошок прекрасно очищает медные чеканки и реликвии. Медные, золотые и серебряные реликвии чистить тяжело, особенно, если имеется резная фактура. Для правильного мытья продаются специальные средства, которыми обрабатывают ювелирные украшения из всевозможных металлов. Для чистки изделий из меди используется зубной порошок или паста Гоя.
  2. Чтобы серебряные и золотые образа сияли блеском, необходимо применить спирт и водку, предварительно разбавленные. Специалисты чистят иконы ватными палочками, обработанными в растворе. Чтобы проверить, не навредит ли изготовленная смесь реликвии, рекомендуется промазать тот участок, который практически незаметен. Если лак или краска не слезли, можно смело протирать изделие.
  3. Существуют комбинированные иконы, например: дерево и металл. В этом случае помогут бочковые помидоры и клюква. Чтобы не испортить изображение, мытье должно быть без спешки и аккуратным. Сначала на металл наносится клюква и кислые томаты, затем загрязнение от металлической поверхности начинает отходить, а потом ее протирают сухой материей. Процедура проводится раз за разом до той степени, пока вся грязь не будет смыта, а металл не станет светлым.
  4. Поверхность реликвии хорошо очищают с помощью нашатырного спирта. Берется обычная кисть, которую используют художники, затем раствор наносится на всю поверхность иконы. Ее владелец должен выждать некоторое время и протереть церковное изделие сухой материей. По окончании используется фен для сушки, но на самой слабой мощности, поскольку поток горячего воздуха может навредить изображению.
  5. Золотые изделия чистятся уксусной и лимонной кислотой. Если иконы сделаны из бронзы или меди, то кислота немного разбавляется с водой. После очистки поверхности потребуется сухая тряпка.

Специалисты категорически не рекомендуют мыть церковные изделия моющими кухонными средствами. Не стоит применять твердые порошки и так далее, поскольку в процессе мытья поверхность может поцарапаться.

Красочное покрытие

Изображения следует мыть только мягкой материей: салфетками и тряпками без грубых ворсин. Церковные специалисты советуют мыть иконы следующими способами:

  1. От копоти помогает раствор из мыла. Но часто такая процедура не рекомендуется, многократные протирания способны повредить святой лик. А это самая ценная часть иконы.
  2. Есть другой рецепт, который отлично удаляет копоть: спирт, желток яйца, скипидарная мазь и прохладная вода с соотношением 2:1:2:5. Смесь размешивается до однородного состояния. В ней замачивается ватная палочка и выполняется процедура по очистке. По окончании раствор стирается сухой материей.
  3. Чтобы предотвратить шелушение краски, следует воспользоваться простым рецептом: взять куриный желток и кипяченую охлажденную воду соотношением 1 к 5. На поврежденный слой ватной палочкой наносится смесь, выжидается 60 минут, а потом покрытие вытирается материей. Процесс повторяется несколько раз, чтобы краска была доведена до состояния блеска.
  4. Растительное масло восстанавливает цвет реликвии. Можно использовать оливковое масло. Достаточно протирать лик ежемесячно, чтобы на нем образовался тонкий защитный слой. Если это не действует, поможет церковный реставратор.

Важно! Вода, использовавшаяся для мытья икон, не выливается в раковину или на тропинки. Ее надо вылить только в сад — в то место, где люди не ходят. Если сделать иначе, то, как заявляют священнослужители, — это грех.

Если самостоятельная чистка икон в домашних условиях пугает владельца, то ему лучше прибегнуть к профессиональным услугам. Неправильные процедуры могут еще сильнее повредить покрытие.

Удаление плесени и грибка

Священное изображение на дереве может разрушиться из-за плесени, которая распространяется очень быстро. Если плесень образовалась на лицевой части иконы, во избежание порчи лика следует отнести икону к реставратору. Самому устранить плесень на видном месте очень трудно и можно принести больше вреда, чем пользы.

Если грибок распространился на задней стороне реликвии, то его можно удалить самостоятельно. Потребуется щетка, щетина которой сделана из нейлона.

Как удаляется плесень с деревянных поверхностей икон:

  1. Нужен кусок ваты и перекись водорода. Материал обмакивают в раствор и наносят на поврежденную зону. Если процедура помогает, этот участок обрабатывается снова.
  2. Большое количество плесени удалит только уксус с содой. Не рекомендуется применять этот способ очень часто, поскольку это экстренная мера очистки поверхности от грибка и плесени. Зараженную зону иконы протирают куском ваты, предварительно смоченной в уксусе.
  3. Этот метод предполагает смачивание соды, получение кашицы из нее и нанесение на поврежденную часть реликвии. Выжидается некоторое время, а потом нанесенная паста удаляется сухой материей.

Ни в коем случае нельзя мыть иконы водой, иначе она просочится в более сложные места, следовательно, через малый срок лик и красочное покрытие повредятся.

Правила хранения

Правильный уход обеспечит длительное хранение семейной ценности. Поэтому, чтобы не пришлось восстанавливать лакокрасочное покрытие и оттирать икону от копоти, рекомендуется хранить реликвии только в надлежащих местах и соблюдать простые правила. Рекомендации специалистов по уходу за иконами:

  1. Зажженные свечи надо ставить только на расстоянии 20 см от изображения.
  2. Как правило, иконы устанавливают в углах комнаты и далеко от батарей, оконных проемов и так далее. В таком случае не произойдет заплесневения, поскольку циркуляция воздуха будет постоянной.
  3. Все церкви делают витражные окна, потому что солнечные лучи медленно разрушают иконы. Поэтому и семейную ценность надо хранить вдали от окон.
  4. Также в доме или квартире должна быть минимальная концентрация влаги. Если она высока, то через некоторое время на лике появится грибок.
  5. Красочное покрытие лицевой стороны нельзя обрабатывать спиртовым лаком.
  6. Щелок и стиральные порошки не годятся для мытья церковных принадлежностей, особенно это касается икон.
  7. Мытье водой может привести к гибели иконы. Лакокрасочное покрытие в таком случае станет с белесыми пятнами. Такой уход ни к чему хорошему не приведет.
  8. Пыль удаляется кисточкой или мягкой материей.
  9. Если в помещении, где стоят иконы, частые перепады температуры, краска на иконе растрескается, а дерево вздуется. Потеря первоначального вида гарантированная. Следовательно, иконы лучше установить в другой комнате или устранить проблему.
  10. Мухи, ползающие по поверхности лика, оставляют на нем «засиды» (выпуклости). Их нельзя соскребать, потому что они частично впитываются в лакокрасочный слой и при механической чистке могут отлетать с краской. В этой ситуации поможет только реставратор.

Выполняя простые правила, икону можно сохранить не только детям, но и внукам, и правнукам. Если на изображении образовались мелкие трещины, надо срочно идти к церковному реставратору или другому опытному специалисту. Чтобы получить детальные советы, следует посетить церковь и получить консультации от опытных людей. Один из долгов истинно верующих людей — это не только соблюдение заповедей, но и бережное хранение икон и остальной священной церковной утвари.

Иконная доска

Части иконной доски

  • щит
  • шпонка
  • ковчег
  • поле
  • лузга
  • борт

Залевкашенная иконная доска

Доска́ ико́нная, цка, дска — традиционная основа под темперную живопись в иконном писании должна была отвечать требованиям, по которым квалифицировался труд иконописца. Доской для иконы служит с древности: липа, берёза, сосна, ель, сибирский кедр, лиственница, дуб или клён. Из дорогих пород считалась привозная доска, изготовляемая из кипариса. Доски, как правило, тесались из плахи топором, обстругивались теслом. Продольную распилку брёвен пилой в России начали, вероятно, с XVII века. Так что вырубленный при помощи топора, более качественный опыт по сравнению с пилой, оставался позади.

След инструмента, оставленного при обработки доски, является своеобразной метрикой при датировке произведения. Однако, опытный реставратор знает, что при поздних поновлениях старинных икон тыльные стороны могли неоднократно подвергаться перетёсыванию, поэтому судить о первоначальном следе древнего мастера, можно только по лицевой стороне по утратам левкаса.

Для небольших икон использовались одиночные доски. Крупноразмерные иконы писались на щитах, собираемых из нескольких досок. С оборотной стороны, параллельно торцам, доска укреплялась шпонками или клинами (разновидности клинов: ласточкин хвост — древние, сквозные — более поздние), давая возможность двигаться последним в глубину по усеченной стороне, чтобы предохранить доску от возможных короблений. С центральной части доски обычно выбирали углубление, называемое ковчегом. Перед нанесением левкаса под живопись клеили паволоку, серпянку, рогожку или холстину, предварительно держа её в теплой воде для размягчения. Задачей паволоки служила предохранение доски от возможного растрескивания в будущем, обеспечиваемом влагой или перепадом температур, так же вызванных свечами. Наконец на доску наносили упомянутый левкас, ожидающий графьи, золочения и живопись. Боковые и торцевые поверхности иконной доски могли именоваться бортом или хребтом.

Чаще всего заготовкой досок для икон занимается специальный мастер — дощанник, нанесением грунта — левкасчик, к иконописцу доска поступает уже в подготовленном виде.

Известны также иконы, написанные на загрунтованном с двух сторон холсте — «холстяных цках» или в искусствоведческом именовании «таблетках».

Доска может подвергаться набуханию, короблению, гнили и повреждению жуками-точильщиками.

В западноевропейской средневековой живописи подготовка досок была также самостоятельным ремеслом, так, члены Антверпенской гильдии на оборотной стороне своих картин выжигали клеймо, которое свидетельствовало о том, что доска является безупречной, а производство деревянных досок для живописи в средневековой Фландрии составляло монополию государства, живописцам запрещалось пользоваться досками, изготовленными в частных мастерских.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011 года.

ДЕРЕВЯННАЯ ОСНОВА ИКОНЫ

КАКОЕ ДЕРЕВО ПРИМЕНЯЛОСЬ ДЛЯ ЖИВОПИСИ

Самым лучшим деревом для живописи является липа, но иногда используется ель, ольха и кипарис. Доски делаются всегда из выдержанного сухого дерева и хорошо склеиваются столярным клеем. Сучки из досок вырезаются, иначе они все время дают осушку, а от этого на грунте появляются трещины. В места вырезанных сучков столярным клеем вклеиваются вставки. Делается это всегда с лицевой стороны и не глубже, чем на половину толщины доски. Чтобы грунт на доске держался более прочно, лицевая ее сторона отстругивается цинубелем (зубчатым рубанком) . Тыльная сторона доски тоже чисто остругивается, и в нее врезаются дубовые шпонки. Это предохраняет доску от коробления.

КАК ИЗГОТОВИТЬ ОСНОВУ ИЗ ДЕРЕВА

Для изготовления досок основы предпочитали мелкослойную древесину — липу, южный тополь, иву. Использовали также дуб, бук, кипарис, орех, иногда березу. Применение различной древесины для изготовления досок связано как с произрастанием тех или иных пород в различных климатических зонах, так и с местными традициями. Наиболее употребляемой породой при изготовлении досок в русской иконописи была липа, а в северных районах России довольно часто хвойные породы — сосна, ель, лиственница, кедр.

Доски под живопись изготовляли специалисты по обработке дерева — древоделы, редко сами художники. Доски, сделанные неспециалистами, отличаются низким качеством обработки.

Уже в XI—XII веках в России появляются иконы, высота которых иногда достигает двух метров и более. Размеры их обусловливались величиной церковных помещений. Например, икона XI— XII веков с изображением Петра и Павла, написанная для новгородского Софийского собора, имеет размер 236 х 147 см, «Благовещение» XII века для Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде — 229 х 144 см, «Георгий» из того же собора — 230 х 142 см; первая икона хранится в Новгородском историко-художественном музее, две другие — в Государственной Третьяковской галерее. Для военных походов и путешествий с дипломатическими целями русские люди заказывали иконы малого и среднего размеров. Например, икона «Спас» начала XIII века (Ярославский художественный музей), принадлежавшая ярославскому князю Василию, имеет размер 44,5 х 37 см.

Характер деформации досок выпиленных из различных участков ствола

Доски вытесывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольную распиловку бревен на доски в России, вероятно, начали производить только с XVII века (к этому времени относятся сведения в письменных источниках). При археологических раскопках в Чернигове и Новгороде в культурном слое XI века найдены пилы типа современной ножовки. Эти пилы могли быть использованы только для поперечного опиливания досок.

Следы инструмента при обработке доски являются надежным признаком в определении времени создания иконы. Различные инструменты, использованные при изготовлении доски, оставляют различные по характеру следы. От топора остаются зарубки, от скобеля — лункообразные борозды, от рубанка — плоские борозды. При позднейших поновлениях икон тыльную сторону их могли неоднократно выравнивать — перетесывать. Поэтому судить об их первоначальной обработке по тыльной стороне нужно с осторожностью. Зато на обнаженных частях лицевой стороны доски, где левкас бывает местами утрачен, можно видеть первичную обработку поверхности. На примере обработки лицевой стороны иконы XI—XII веков с изображением Петра и Павла видно, что после вытесывания досок топором их протесывали вдоль волокон скобелем, а после соединения их в один щит лицевую сторону дополнительно протесывали в поперечном направлении, чтобы сгладить неровности по месту соединения досок.

Лицевая (слева) и тыльная (справа) стороны иконы:
1 — поле,
2 — лузга,
3 — ковчег,
4 — паволока,
5 — врезная левосторонняя шпонка

На лицевой стороне доски делали углубление, которое называется ковчегом. Возвышающиеся над ковчегом края доски — это поле, а скос между полем и ковчегом — лузга.

Основу для иконы малого размера вырезали из одной доски; чтобы изготовить икону большого размера, соединяли несколько досок в один щит.

Для большей прочности между внутренними боковыми сторонами досок врезали небольшие, короткие планочки. Планочки различной конфигурации врезали в лицевую или тыльную сторону доски. Называли их в зависимости от формы — «карасиками», «сковородниками» или «ласточками». Врезанные в лицевую сторону доски «ласточки» изготовлялись с XVI века.

С тыльной стороны иконы или с торцевых ее сторон доски дополнительно скреплялись длинными рейками с различными поперечными сечениями — шпонками. В разное время применялись различные как по своей конфигурации, так и по способам крепления шпонки. Для византийских и русских иконных досок XI и последующих двух веков характерно прикрепление шпонок на торцевых частях и тыльной стороне доски посредством деревянных шипов или кованых железных гвоздей. Такие шпонки называются накладными торцевыми и накладными с тыльной стороны.

С XIV века накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально прорезанные пазы с тыльной стороны иконы, что давало возможность ссыхающимся или набухающим доскам скользить вдоль шпонок и не лопаться. В XIV—XV веках пазы чаще всего прорезали от одного края иконы до другого. Паз и шпонку обычно делали в сечении не прямыми, а клиновидно срезанными, что удерживало шпонку при усыхании. В XV веке пазы для шпонок стали делать короче ширины иконной доски на 5 — 10 см. Шпонки, слегка сужающиеся по длине, при этом начали вставлять навстречу — одна под другой, Однако форма поперечного сечения шпонки оставалась по-прежнему трапецевидной, а сама довольно толстая шпонка высоко выступала над тыльной стороной доски. В XVI веке шпонки изготовлялись уже более тонкими и менее выступавшими над плоскостью доски. В XVII веке их также делали плоскими, мало выступающими над тыльной поверхностью, но зато широкими, чтобы еще более усилить их сопротивляемость деформации (выгибу) доски.

С самого конца XVII века появились шпонки, врезанные в торцы доски. Такие шпонки хорошо обеспечивают сопротивление деформации только досок малого и среднего размеров. В иконах большого размера их не применяли.

При осмотре тыльной стороны икон нередко приходится встречаться с покраской ее масляными красками. Это делалось в более позднее время с целью предохранения досок от коробления и поражения жучками-точильщиками. Тыльные стороны досок часто имеют специфический коричневатый или черноватый налет. Предполагают, что это следы специальных обработок досок олифой или чесночным соком (применение последнего для защиты от жучков-точильщиков описано в западно-европейских манускриптах XVII века).

Уже в древности было известно (энциклопедические записки римского ученого Плиния, I век), что доски из кипариса, пинии и некоторых других деревьев не поражаются жучками- точильщиками, так как их древесина пропитана кедровым, лавандовым маслами и другими отпугивающими веществами. Со второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля некоторые небольшие иконки писали на кипарисовых досках, а к липовым иконным доскам с тыльной стороны иногда приклеивали кипарисовые доски. С этого же времени вплоть до начала XX века изготовлялись иконы небольших размеров, написанные на привозных кипарисовых досках. Со второй половины XIX века в России появляются иконы на кипарисовых досках, вывезенные из монастырей Афона (Греция).

Поперечный разрез иконы:
1 — доска,
2 — проклейка,
3 — паволока,
4 — левкас,
5 — красочный слой,
6 — защитный слой

Судить о времени написания икон можно по особенностям ковчега и полей. Например, поля икон XI—XII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. С XIII века поля делали более узкими. Начиная с XIV века иконные доски иногда делали без ковчегов. С XIV по XVI век доски под иконы со средником, окруженным клеймами (сценами) жития, изготовляли с двойным ковчегом. Во внутреннем углублении размещали главное изображение иконы; на окружающей его более высокой плоскости писали сцены жития или избранных святых, а на полях также иногда помещали избранных святых и посвященные им тексты. В XVI веке ковчег обычно был неглубоким и лузга плавно переходила в углубление ковчега. В XVII веке переход между полем и лузгой вновь становится более резким. В XVIII—XX веках существовали все перечисленные виды обработки лицевой стороны доски. Их выбор зависел от вкусов заказчиков.

Первоисточник: Икона. Кравченко А.С. М., 1993

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *