Кто такой Даниил московский

История Даниила Московского

Действительно, этот святой имел знатное происхождение – младший сын Александра Невского, который первым удостоился стать удельным князем московским. Однако действительно ли такое положение давало в те времена (вторая половина 13 века) какие-то преференции и облегченный путь к святости? Скорее наоборот.

Времена монгольской орды, Русь раздирается не только ханством, но и самими князьями, они подобно крысам в клетке, забыв о милосердии и собственной роли перед людьми и родной землей, впадают в склоки и междоусобицы. Основная цель – захватить побольше земли и ресурсов, получить привилегии для себя и собственного княжества, отдать остальных на поругание монголам. Уступчивость и мягкость является признаком слабости, а подлость (к примеру, обратиться за помощью к ханству, чтобы воевать с другими князьями) распространена повсюду.

Согласитесь, в таких обстоятельствах не так легко стать святым, тем более князю, которому нужно заботиться о собственной земле. Тем не менее, князь Даниил бережно хранит веру и поступает благоразумно в отличие от остальных. Благодаря этому заключается не только множество выгодных и полезных союзов, но и увеличивается Московское княжество, также Даниила зовут княжить и в другие города.

Часто, когда Даниил оказывался где-то с войском, ему удавалось провести грамотные переговоры и завершить дело миром. Такое отношение было вызвано повышенной заботой о людях, но никак не слабостью и тем более не страхом. Святой князь, когда нужно мог исполнить свою роль и этот факт проявится в противоборстве с рязанским князем (Константин Романович), после которого войско рязанское было разбито.

Даниил имел все возможности захватить Рязань, присвоить себе богатства города и даже поработить людей – так бы сделал практически каждый князь. Однако святой не чинит ущерба, он оставляет Рязань с миром и возвращается к себе в княжество.

Таким образом, он не чурался исполнения своего дела земного, но всегда стремился действовать в интересах людей, проявлять подлинную милость и в этом проявлялась его духовная сила.

Молитвы святому благоверному князю Даниилу Московскому

Церкве Христовы похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение, преподобне княже Данииле! К раце мощей твоих притекающе, усердно молим тя: призри на нас, память твою воспевающих и с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя. Всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дивнаго во святых Своих Христа, Бога нашего, во веки веков. Аминь.

О угодниче Божий, святый благоверный княже Данииле, сада Христова благовонный цвете, Неба церковнаго кроткая звездо, земли нашея небесный уме, града Москвы и державы нашея мудрый здателю, теплый к Богу молитвенниче, скорый в помощи, милостивый в нуждах! К тебе припадаем и тебе молимся: буди предстатель наш пред Престолом Божия славы неусыпный. Собери нас друг ко другу, да печали ближняго своего кийждо любовию нелицемерною приобщается. Онебеси ум наш, да, иго тяжкое земных попечений отвергше, бремя легкое Христова Евангелия возлюбим. Открый очи наши, да узрим нетленную красоту Господню и да не отчуждени будем жизни Божия. Тихость Духа Божия да соблюдет сердца наша. Весна покаяния да украсит дела наша. Княже милостивый и щедрый, сохрани страну нашу, град твой и зде молящихся тебе от всякия напасти, от враг видимых и невидимых, от губительства и глада, от междоусобныя распри и внезапныя смерти. Отверзи нам двери милосердия Божия и избави нас от всякаго зла. Под крепкий покров благостыни твоея прибегающе, молим: буди нам тихое пристанище в скорбех. Остени нас молитвами твоими. Соблюди нас от падений греховных и заблуждений, да сердцем сокрушенным, духом смиренным в печали и радости присно зовем: Господи, предстательством преподобнаго Твоего помилуй нас. Аминь.

О преподобне княже Данииле, к иконе твоей притекающе, усердно молим тя: призри на нас (имена), с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром приход сей и храм сей добре да сохранит, благочестие и любовь в людех православных насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвам твоими, яко да прославляем дивнаго во святых своих Христа Бога нашего вкупе со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

>Даниил Московский

Детство и юность

В 1261 году в семье Великого князя Киевского и Владимирского Александра Ярославича Невского родился четвертый, младший, сын. Имя младенец получил в честь святого Даниила Столпника, день памяти которого христиане отмечают 11 декабря, поэтому историки предполагают, что родился княжич в конце осени или начале зимы. Александр Невский умер, когда мальчику было два года.

Даниил Московский и Александр Невский

Княгиня Александра (в некоторых текстах Параскева) Брячиславна родила мужу четверых сыновей — Василия, Дмитрия, Андрея, Даниила — и дочь Евдокию. После смерти супруга княгиня приняла постриг во Владимирском Успенском монастыре под именем Васса, заслужив праведной жизнью уважение местных жителей. Опеку над маленьким Даниилом принял его дядя, тверской князь Ярослав.

Евдокию родственники выдали замуж за князя Константина Ростиславича Смоленского, а братья поделили отцовское наследство. Младшему в кормление выделили Московское княжество – на тот момент самое маленькое и бедное, не идущее ни в какое сравнение с Новгородским или Владимирским. Первые семь лет вместо малолетнего князя правил его дядя-опекун Ярослав, а мальчик изучал грамоту, воинское и политическое искусства.

Даниил Московский

Как рассказывается в житии святого, больше, чем науку управления государством, маленький Даниил любил храм Божий: свободное время он проводил в церкви, слушая хоровое пение и молитвы. В 1272 году Ярослав Ярославич умирает, а одиннадцатилетнему мальчику приходится заступить на правление княжеством и переехать в Москву. Обустройство на новом месте юноша начал с реконструкции Кремля, в частности приказал построить Спасо-Преображенскую церковь.

Правление

Князь Даниил прославился заботой о людях. До приезда юного хозяина в Москву там правили наместники, беспокоившиеся о личном обогащении больше, чем о процветании города. Князь же лично проверил систему налогообложения, объездил окрестные села с проверкой, пообщался со старостами и купцами. Для торговли выделил место у стен Кремля, позже ставшее Красной площадью.

Князь Даниил Московский

По приказу Даниила устроена Большая ордынская дорога, сделавшая Москву перекрестком торговых путей. Вместо деревянных церквей строились каменные, возводились целые комплексы построек: архиерейские дома и укрепленные монастыри. Роль монахов в те неспокойные времена не сводилась только к молитвам за мирян, каменные монастыри были настоящими крепостями, а монахи во время войны брались за оружие.

Любимым детищем князя стал монастырь, получивший название в честь покровителя князя, преподобного Даниила Столпника. Место для Свято-Данилова Спасского (попросту Данилова или Даниловского) монастыря было выбрано не случайно: он стал первым в цепи укрепленных обителей, защищавших подступы к Москве с юга. В 1296 году правитель приказал построить Богоявленский монастырь, а в 1300 году — каменный архиерейский дом и храм имени Петра и Павла.

Богоявленский монастырь

Всю жизнь Даниил Александрович проводил миролюбивую политику. В биографии князя нет темных эпизодов с братоубийством и коварными интригами. В 1282 году вместе с тверским князем выступил на стороне своего брата Андрея, воевавшего за престол Великого князя Владимирского против другого сына Александра Невского, Дмитрия. Но при посредничестве Даниила его братья примирились, обойдясь без сражения.

С 1283 года поддерживал брата Дмитрия, севшего на владимирский престол. В 1293 году Андрей Городецкий привел на русские земли воинство Золотой орды под командованием ханского полководца Тудана (Дюденя). Дюденева рать разграбила и сожгла Москву, но князь поделился имуществом с народом, что позволило населению быстро отстроить город.

Даниил Московский и Андрей Городецкий

Предательский поступок князя Андрея не был забыт братом, и в 1294 году, после смерти князя Дмитрия, Даниил Александрович выступает против Андрея. Несмотря на все междоусобицы, в 1296 году князьям на собрании во Владимире при содействии церковных деятелей удалось договориться о мире.

А вот в 1301 году московский князь продемонстрировал таланты умелого полководца, разгромив под Коломной войска рязанского князя Константина Романовича вместе с его союзниками татарами. Рассеяв татар и захватив Коломну, Даниил Александрович не стал присоединять завоеванные земли к своим владениям и даже не позволил воинам их разграбить. Такое поведение выглядело в глазах современников достойным удивления.

Святой Даниил Московский является путешественнику

В 1302 году умер бездетный князь Иван Дмитриевич Переяславский и завещал свои земли дяде Даниилу, которого уважал за разум и благочестие. Унаследовав Переяславское княжество, Даниил Московский не стал переносить столицу в богатый и укрепленный Переяславль, но стал одним из самых влиятельных князей, преумножая богатства Москвы.

Смерть

Достоверно известно, что Даниил Александрович умер в 1303 году от болезни, успев перед кончиной принять монашеский постриг согласно традиции правителей того времени. По поводу места захоронения известны две версии. Одна, изложенная в «Степенной книге» и вошедшая в канонические жития святого, гласит, что князь завещал похоронить его на общем кладбище при Даниловском монастыре, что и было исполнено.

Саркофаг Даниила Московского

Вторая версия основана на несохранившейся Троицкой летописи, написанной в XIV веке и сгоревшей на пожаре в 1812 году. Н. М. Карамзин, работавший с летописью, почерпнул оттуда информацию, что тело захоронили в Соборе святого Архистратига Михаила в Москве. Это же место называет и Лицевой летописный свод Ивана Грозного.

Как бы то ни было, но в 1652 году нетленные мощи святого явились миру. Царь Алексей Михайлович приказал перенести их в храм Седми Вселенских Соборов, расположенный в Даниловском монастыре, где реликвии были уложены в специально изготовленной раке. Произошло это событие 30 августа (12 сентября) и с тех пор ежегодно отмечается церковью.

Храм Даниила Московского

После революции 1917 года мощи хранились в Троицком соборе. В 1930 году их переместили в храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Во время борьбы советской власти с религией мощи были утрачены и до сих пор не найдены. Поминают святого 4 (17) марта и в переходящий праздник — день Собора Московских святых. В эти дни в церквях читаются положенные каноны и акафисты.

Иконы Даниила Московского

На иконах святого Даниила Московского чаще всего изображают в длинных княжеских одеждах, поверх которых надето монашеское облачение (куколь). В руках обычно держит макет возведенного им монастыря. К святому обращаются с молитвой об избавлении от ссор и разногласий, его просят о помощи в обретении дома и защите от воров, об успешном исходе судебного процесса, считают покровителем инженерных войск вооруженных сил России.

Младший сын Александра Невского!

Вот Князь был на Руси,
Оставил на Руси он память
О себе!
Он в двадцать лет победы
Над врагом уже имел!
Он войско шведов потопил
В Неве!
О нём рассказ уже писала,
А вот теперь рассказ мой
О сыновьях его.
У Александра Невского было
Четыре сына!
Василий старший княжил
В Новгороде.
А средние сыны, Димитрий и
Андрей, вели кровавый спор
Между собой,
Хотели быть Великими Князьями.
И был четвёртый сын – Даниил.
Вот летопись старинная говорит
О нём:
«родися Олександру сынъ,
и нареша имя ему Данилъ»,
под годом 6769 (1261).
Двух лет от роду Даниил Александрович
Лишился отца.
Ему в удел и досталась Москва.
Но он ведь маленьким в то время
Был и править ещё не умел.
Воспитывался дядей — тверским князем
Ярославом Ярославичем, братом
Александра Невского и вот в течение
Семи лет, Москва управлялась тиунами
Великого Князя Ярослава, до самой его
Смерти в 1272 году.
И вот правителем стал Даниил!
В период правления князя Даниила
Русь находилась под тяжким
Монголо-татарским игом,
Её ослабляли княжеские усобицы.
Москва в то время была лишь
Пригородом Владимира
И это было малое, и скудное
Московское княжество по
Сравнению с другими вотчинами,
Где княжили старшие братья Дмитрий,
И Андрей.
Но Даниил поднял значение Москвы!
Там, где вчера лишь вороны кружились,
Селения сегодня появились,
Везде запахло свежею доской,
Запахло ветром свежим по Отчизне,
И в городах царит кипенье жизни,
И только ночью грезится покой…
Какой же след оставил младший
Сын Александра Невского —
Дмитрий Александрович!
Опять мы “Книгу Пророка” полистаем,
А в этой книге вот, что пишут:
Он схимником близ Волока почил,
Отрекшись от великого княженья…
Но прежде послужил родной державе
Сын Александра Невского уж тем,
Что дяде Ярославу помогал он
В Ливонии одерживать победы
И с ним же Дерпт упрямый одолел.
Ещё и тем известен Дмитрий ныне,
Что рыцарей под Раковором он
Сумел разбить, а также корелян
Он взял на щит и города, и земли,
И каменную крепость заложил
Там, где допреж лишь в дерево одетый
Стоял Копорье – малый городок.
Пусть не был он таким же знаменитым,
Как Александр, но всё-таки и он
Внёс вклад свой в становление державы.
Но книге той, не всё мы прочитали,
Что всё же сделал Князь для Руси.
А Даниил хитростью своею, взял
В плен рязанского князя и долго
Держал его в неволе.
И это стало первым проявлением
Приемов самоусиления власти
На Руси.
На правом берегу Москвы – реки,
Князь Даниил построил первый
Мужской монастырь.
А через шесть лет, уже в 1296 году,
Князь основал ещё один – Богоявленский.
Ещё через четыре года — на Крутищах,
Был построен архиерейский Дом и
Храм Святых апостолов Петра, и Павла.
Умер Князь Даниил в 1303 году
Приняв перед смертью схиму.
Канонизирован Князь Даниил, лишь
В 1791 году.
И в наше время в Москве, близь
Монастыря, есть Даниловская
Площадь, есть набережные
На Москве — реке Даниловская, и
Новоданиловская, и есть Даниловский
Вал, и даже город есть Данилов в
Ярославской области.
И есть городок — Нахабино в подмосковье,
Он центр исторический инженерных войск
МО РФ, и там построен храм Даниила,
Которого считают — небесным покровителем
Инженерных войск России.
И в храмах тропари поют в честь
Святого князя Даниила.
Тропарь, глас 3
Явился еси стране нашей яко звезда пресветлая,
Благоверный княже Данииле, лучами света твоего
Озаряя град твой и обитель твою,
Людем православным поборник еси,
Пленным свободитель и нищим защититель,
Моли Христа Бога державе Российстей
Даровати мир и спасти души наша.
Тропарь, глас 4
Княжения твоего славу отложив,
Озаряемый Божественною благодатию,
Богомудре княже Данииле,
Весь разум в сердце от суетнаго мира сего к
Зиждителю неуклонно возложил еси и,
Яко звезда на востоце Российскаго государства
Просиял еси, целомудрием же и равноангельным
Твоим житием течение добре совершая,
Веру соблюл еси непорочну, тем и по смерти
Прослави тя Бог в чудесех, яко источаеши
Исцеления верно притекающим к честней раце твоей;
Сего ради днесь празднуем успение твое,
Людие твои.
Ты же, яко имаши дерзновение ко Христу,
Моли спасти
Но ведь не только в храмах песнь поют
Святому Князю Даниилу, о нём написан
Исторический роман “Младший сын”
И книга эта написана писателем
Д. М. Балашовым.

> Имя Даниил

Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины».

>Значение имени:

Даниил — имя древнееврейского происхождения и переводится «судья мой Бог» или «Бог есть судия».

>День памяти:

17 марта — день памяти святого благоверного князя Даниила Московского

Святой благоверный князь Даниил Московский (1261–1303)

Миротворец и мудрый правитель, основатель московской правящей династии Рюриковичей получил свой княжеский Московский удел в трехлетнем возрасте. Своего отца — святого благоверного князя Александра Невского (1221–1263) — Даниил лишился рано, так что воспитанием малолетнего сына знаменитого полководца занимался его дядя, великий князь Владимирский Ярослав Ярославич.

В 1272 году, достаточно повзрос­лев, Даниил переселился в Москву. По сравнению с другими княжествами это был крохотный и скудный земельный надел. Но уже через несколько веков это маленькое княжество станет главным политическим и духовным центром складывающегося государства. И такое славное будущее Москвы по парадоксальному стечению обстоятельств во многом было связано с миролюбивостью ее первого правителя.
Здесь, на берегу Москвы-реки, он устроил монастырь, главный храм которого был освящен в честь небес­ного покровителя князя — преподобного Даниила Столпника. Сегодня эта обитель — Патриаршая резиденция и один из главных центров православия в России. Как утверж­дают современные археологи, при Данииле в городе была построена и первая каменная церковь.

В эпоху размаха княжеских междоусобиц и постоянных кровавых столкновений между русскими феодалами московский правитель мирным путем сумел значительно расширить свои владения и обеспечить безопасность жителям своего удела. Последнее было особенно важно ввиду тяжелейших условий татаро-монгольского ига, ведь теперь местное население получило возможность заниматься хозяйством, не опасаясь, что плоды их трудов в любой момент могут погибнуть под вражескими сапогами. Уже тогда в поисках размеренной и тихой жизни в процветающие владения Даниила начали переселяться жители соседних княжеств.

Курс на мирную политику, заложенный святым благоверным князем Даниилом, сохранялся и позднее, что не только еще больше укрепило княжество, но и предопределило централизацию Руси вокруг Москвы. Это были первые шаги на пути к свержению татаро-монгольского ига.

Даниил не раз примирял враждующих князей, а защищая свои границы, никогда не пользовался слабостью разбитого противника, чтобы поживиться его богатствами. Так, например, в 1292 году, когда святой вместе с другими князьями выступил против своего брата Димитрия, то уже у стен его города он сумел примирить враждующие стороны и не допустить кровопролития. А в 1300 году Даниил, разбив войско рязанского князя, который, заручившись поддержкой татар, угрожал безопасности Москвы, своей победой не воспользовался: он не стал присваивать себе земли и богатства побежденного. Такое великодушие совершенно выбивалось из обычаев той эпохи.

Когда московский князь тяжело заболел, он решил принять великую схиму. В своем завещании Даниил со смирением просил похоронить себя не в церкви, как тогда подобало его титулу, а на монастырском кладбище в Даниловом монастыре. Согласно летописи, святой скончался 5 марта «на Москве в своеи отчине в черньцех и в скиме».

Уже в 1652 году во время царствования Алексея Михайловича мощи благоверного князя были найдены нетленными и торжественно перенесены в церковь в честь Святых Отец Семи Вселенских Соборов.

Другие святые с именем Даниил:

Пророк Даниил (VI до Р. Х.)

После падения Иерусалима вместе со многими другими Даниил был отправлен в вавилонский плен. За хранение веры истинному Богу он получил дар прозорливости и толкования снов. Был оклеветан и брошен в ров со львами, которые не притронулись к праведнику. Пророк Даниил предсказал точное время рождения Христа, Который придет в мир через 483 года после издания указа о восстановлении Иерусалима и храма (Дан 9:24–27). День памяти совершается 30 декабря.

Преподобный Даниил Столпник (409–493)

Великий христианский аскет и подвижник, родился в Месопотамии в семье верующих родителей. В 12 лет мальчик тайно покинул семью и удалился в обитель, где вскоре принял монашеский постриг. Позднее святой удалился во Фракийскую пустыню, где с двумя учениками построил столп, на котором затем провел 32 года в постоянной молитве и посте. Со всех сторон к великому подвижнику стекались люди, получая исцеления, духовную помощь и мудрые наставления. Заручиться его поддержкой приезжали даже византийские императоры. Незадолго до кончины преподобный Даниил принял священнический сан. На месте своего подвига, так и не спустившись со столпа, великий святой окончил свой жизненный путь. День памяти совершается 24 декабря.

Святитель Даниил, архиепископ Сербский (ок. 1274–1337)

Игумен Хиландарского монастыря на Горе Афон, святитель Даниил сумел защитить его от крестоносцев, которые хотели разграбить обитель. А однажды он сумел предотвратить междоусобную войну на своей Родине, примирив двух сыновей короля Стефана. Святитель Даниил составил одну из первых сербских летописей — «Жития королей и архиепископов сербских». День памяти совершается 12 сентября и 2 января.

Известные люди с именем Даниил:

Даниель Дефо (ок. 1660–1731)

Английский писатель и публицист. Даниель Дефо написал более 500 книг, памфлетов и статей на самые разные темы, однако наибольшую славу ему принес роман «Робинзон Крузо». Те, кто читал книгу в советской, урезанной цензурой версии, могут и не знать, что основной драматический нерв произведения — одиночество и поиск Бога. Спасла главного героя судовая Библия, которую он постоянно читал.

Даниил Хармс (1905–1942; настоящая фамилия — Ювачев)

Знаменитый писатель, поэт, родился в Санкт-Петербурге. Его поэтическая слава началась в середине 1920-х годов, когда были опубликованы первые стихи, написана знаменитая пьеса «Елизавета Бам». Даниил Хармс был одним из основателей литературной группы ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства). Ее участники декларировали необходимость отказа от традиционных творческих форм, предлагая взамен новые — гротескные, провокационные и абсурдные. В 1930 году ОБЭРИУ было запрещено. Благодаря хлопотам С. Маршака Хармс был привлечен к работе с детской литературой. Он писал стихи для детей в журналах «Чиж» и «Ёж». В августе 1941 года писатель был арестован якобы за распространение «клеветнических и пораженческих настроений». Скончался Даниил Хармс во время блокады Ленинграда в больнице тюрьмы «Кресты».

Даниил Гранин (1919–2017)

Писатель, общественный деятель, почетный гражданин Санкт-Петербурга, ветеран Великой Отечественной войны. В конце 1980-х годов Даниил Гранин был одним из инициаторов создания «Общества милосердия “Ленинград’’». Особенное место в наследии писателя занимает написанная им вместе с Алесем Адамовичем «Блокадная книга», в которой на основе обширного документального материала рассказано о героической обороне Ленин­града в годы войны.

Даниил (Данил, Данила)

Значение имени: от древнеевр. Данийелъ – «Бог мой судья».

Основные черты: решительность, достоинство.

Особенности характера. В раннем детстве Даниил – спокойный и улыбчивый ребенок, обладающий хорошим здоровьем. Похож на мать, отзывчив, добр, но с некоторой хитрецой.

Даниил почти не меняется с возрастом. Он уважает себя и уважаем другими. Неспешен в думах, но решителен. Работает запойно, при этом практичность успешно сочетается в нем с импровизацией.

Даниил общителен и гостеприимен, очень добр к родным и близким людям. Любит уезжать и возвращаться домой.

Именины

2 января (20 декабря) – Даниил Сербский, святитель.

I марта (16 февраля) – Даниил, мученик.

17 марта (4 марта) – Даниил Московский, князь, благоверный.

31 марта (18 марта) – Даниил, преподобный.

20 апреля (7 апреля), 5 июня (23 мая) – Даниил Переславский, преподобный.

4 июня (22 мая) – Даниил, столпник Ресславский, преподобный.

23 июля (10 июля) – Даниил Никопольский, мученик.

12 сентября (30 августа) – Даниил Сербский, святитель. Даниил Московский, князь, благоверный (обретение мощей).

25 сентября (12 сентября) – Даниил, преподобный.

4 октября (21 сентября) – Даниил Шужгорский, преподобный.

11 декабря (28 ноября) – Даниил, преподобномученик.

12 декабря (29 ноября) – Даниил, преподобный.

24 декабря (11 декабря) – Даниил, столпник, преподобный.

30 декабря (17 декабря) – Даниил, пророк. Даниил Исповедник, в схиме Стефан, преподобный.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Святой благоверный князь Даниил Московский

Святой благоверный князь Даниил Московский является родоначальником московской линии Рюриковичей: московских князей и царей. Он жил в конце XIII века, в один из самых мрачных периодов русской истории, когда не столько Золотая Орда, сколько междоусобные войны за княжеские престолы опустошали родину и губили народ.

Князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым и младшим сыном великого князя Александра Ярославича Невского и праведной княгини Вассы, дочери Брячислава, князя Полоцкого. В два года Даниил лишился отца (его отец отправился в далёкую орду, к татарскому хану, умилостивлять его; на обратном пути святой благоверный Великий Князь Александр Невский захворал и, не доехав до Владимира, скончался в Городце (Нижегородской губернии) 23 ноября 1262 года). Вскоре скончалась и его мать (время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в соборе Владимирского Успенского (Княгинина) монастыря, и окрестные жители почитали ее праведной). Так святой Даниил рано остался сиротой и долго не получал своей доли наследства; старшие братья его, завладевшие и великокняжескою властью, и всеми областями отца своего, долго не уделяли Даниилу ничего.

Мальчик рос кротким и незлобивым. В храм он всегда брал горсть монет и с щедростью раздавал их после службы нищим и страждущим на паперти. Подобно отцу своему, святому князю Александру Невскому, Даниил возлюбил Божий храм, молитву и церковное пение. Как будущий правитель Даниил был обучен светским наукам, воинскому искусству и делу управления подданными.

Когда Даниилу исполнилось 10 лет, в 1272 году, его братья выделили ему для княжения бедное и незначительное Московское княжество — худшее из наследий Александра Невского, сравнительно с Владимиром, Переяславлем, Суздалем и другими отчинами. Но отрок — князь и сим уделом оставался доволен, не домогаясь большего.

Уже в 1272 году он основал Крутицкий монастырь с храмом во имя апостолов Петра и Павла. Затем благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм во имя своего покровителя, преподобного Даниила Столпника и при нем монастырь. Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Из бедной деревушки на берегах реки Москвы выросла первопрестольная столица Москва; скудный московский удел угодника Божия Даниила ещё при жизни его сделался Великим княжеством Московским, а сам он стал первым Великим Князем Московским.

Князь Даниил Московский. А.М. Васнецов (1864-1933)

Неспокойно было на Руси. В те времена, когда разгромленная и порабощённая татарами Русь, раздираема ещё была и княжескими междоусобицами. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие.

Великим миротворцем был Даниил, но по нужде, доблестно защищал своё княжество.

В 1283 году его старшие братья Андрей и Димитрий схватились за право княжения во Владимирской земле. Дело дошло до столкновения: войска братьев сошлись у города Дмитрова. Князь Даниил поспешил со своим войском в лагерь брата Андрея, и князь Димитрий, почувствовав силу, согласился на заключение мира.

К сожалению, Андрей забыл этот урок и в 1293 году предательски привёл орды татар, во главе с Дюденем («Дюденева рать»), которые разграбили и опустошили множество русских городов: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь. Тогда святой князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Даниил не покинул свой народ в это тяжёлое время. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. А когда враги ушли из города, оставив после себя пепелище, Даниил раздал своё личное имущество пострадавшим горожанам.

Поддерживаемый татарами князь Андрей стал править во Владимире. Вскоре, ссоры вновь разгорелись между князьями. Князь Андрей пошёл с войском на Переяславль-Залесский. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1296 г. выступить сильной ратью в союзе со своим дядей, тверским князем Михаилом, против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило, и кровопролития удалось избежать. Брату же своему, столь злодейски предавшему христиан в 1293 году татарскому хану, не мстил за обиду — и благодушно простил ему его злой поступок. Столь неизменное человеколюбие и добродушие Даниила смягчило сердце тревожного брата его Андрея, так что он не только помирился с ним, но и передал ему в 1296 году власть свою и титул Великого Князя.

В 1301 году в городе Дмитрове собрался съезд всех князей русских. Внук Александра Невского, сын старшего брата Димитрия, племянник Даниила, князь Переяславский и Дмитровский Иван принял в Дмитрове могущественных соседей — князей Андрея Владимирского, Михаила Тверского и Даниила Московского. На этом собрании святой Даниил убедил всех помириться и прекратить все междоусобицы. А его племянник, князь Переяславля-Залесского, Иван Димитриевич так любил своего дядю Даниила, что не только не оспоривал у него титула Великого Князя, но и свою отчину — Переяславскую область — одно из сильнейших тогда княжеств — в 1302 году, умирая бездетным, завещал в собственность своему любимому дяде Даниилу Александровичу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Так было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

Московское княжество в при Данииле Московском

В 1301 году, когда Рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском на Рязанского князя, разбил неприятеля, взял Константина в плен и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная — как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников — татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. Московский князь оказал милость своему пленнику: Константин жил в Москве, словно гость, ему присылались угощения с княжеского стола, воздавались почести согласно его титулу. Победа над рязанским князем ещё раз показала русским людям милосердие и бескорыстие Даниила Московского.

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. По примеру своего отца святого Александра Невского он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в основанной им обители в честь преподобного Даниила Столпника, впоследствии получившей название Московского Данилова монастыря. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на братском монастырском кладбище.

Скончался благоверный князь 4 марта 1303 года, на 42 году от роду.

После кончины его преемниками великокняжеской власти и титула был не брат или племянник его, но сын Иоанн Даниилович, и после него сие достоинство переходило от одного к другому, от отца к сыну, по прямой линии, до кончины царя Феодора Иоанновича в 1598 году — в течение 300 лет. Царствующий благословенный Дом Романовых не совсем чужд роду Святого Даниила, имея роднёю супругу царя Ивана Васильевича Грозного, Анастасию Романовну; так в благословенном роду Святого и блаженного Даниила сохраняется царственное достоинство более 600 лет.
Святые мощи св. Даниила Московского

Честные мощи святого князя Даниила находи­лись под спудом почти 350 лет.

В 1652 году царь Алексий Михайлович (1645—1676) по повелению явившегося ему благоверного князя Даниила совершил торжественное открытие мощей святого. 30 августа патриарх Никон с собором епископов и царь Алексий Ми­хай­лович с придворными открыли могилу благоверного князя и обрели честные мощи нетленными. В то же время среди многочисленного народа произошло немало чудесных исцелений. Святые мощи были торжественно пе­ренесены в монастырский храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов и положены в специально приготовленной деревянной гробнице напротив правого клироса. Тогда же благоверный князь Даниил был причислен к лику святых и ему было установлено общецерковное празднование 4/17 марта — в день блаженной кончины и 30 августа/12 сентября — в день обретения нетлен­ных мощей.

Святые мощи угодника Божия Даниила со времени перенесения их в церковь открыто почивают в особой раке. (В особом золотом ковчежце на груди св. Даниила почивает и частица святых мощей отца его, святого благоверного Великого Князя Александра Невского).

Ныне существующая рака устроена в 1817 году из серебра, весом более двух пудов и в клеймах правой стороны имеет тропарь и кондак святым. Прежняя же рака святых мощей была похищена в 1812 году французами, святые же мощи не были повреждены. В 1917 году мощи святого Даниила были перенесены в Троицкий собор Данилова монастыря и установлены под сенью у северно — восточного столпа, в 1929 году рака вернулась в храм святых Отцов семи Вселенских Соборов.

В 1930 году Данилов монастырь был закрыт и там вплоть до 1983 года размещалась колония для несовершеннолетних. 7 октября 1930 года во время всенощного бдения мощи святого Даниила были перенесены в действующую приходскую церковь Воскресения словущего, расположенную рядом с обителью. Судьба святых мощей после закрытия этого храма в 1932 году неизвестна.

Сохранились частицы мощей Даниила Александровича. Одна частица, принадлежавшая некогда архиепископу Феодору (Поздеевскому), 29 мая 1986 г. была передана в Данилов монастырь из США. Другую частицу вернул обители 17 марта 1995 г. живший в США протоирей И. Мейендорф, получивший ее от академика Д. С. Лихачёва, которому ковчежец со святыней передал на хранение профессор И. Е. Аничков с наказом вернуть Церкви в благоприятное время. Аничков получил частицу мощей Даниила Александровича в 1929 г. от неизвестного по имени архиерея в одном из северных городов России, где оба отбывали ссылку.

В настоящее время металлическая позолоченная рака с частицей мощей святого Даниила Александровича находится в храме святых Отцов семи Вселенских Соборов (под северной аркой, ведущей в придел во имя святого Даниила Александровича), над ракой установлена резная деревянная сень. Ковчег с частицей мощей находится также в Троицком соборе монастыря. Кроме того, в обители имеется несколько икон с частицами мощей святого князя Даниила.

Свято-Даниловский монастырь

Особую славу и почитание принёс блаженному князю Даниилу основанный им Свято-Данилов монастырь. По Божию Промыслу именно Свято-Данилов монастырь стал первым монастырём, возрождённым после тяжких лет большевистских гонений на Церковь.

Во второй половине XVII века монастырь был окружен каменными стенами с восемью башнями.

В XIX-XX вв. при обители существовала богадельня для престарелых священнослужителей и вдов духовного сословия.

На территории обители располагалось одно из древнейших московских кладбищ, на котором обрели упокоение многие церковные иерархи, а также деятели культуры.

С 1917 по 1930 год настоятелем Данилова монастыря был епископ Феодор, вокруг которого группировались клирики и верующие, не принимавшие новой безбожной власти. Но официально монастырь был закрыт уже в 1918 году.

В 1931 году монастырь был окончательно закрыт, и там вплоть до 1983 года размещалась колония для несовершеннолетних.

В 1983 году монастырь в ужасном состоянии был возвращен Церкви.

Всего за 5 лет там были проведены колоссальные строительно-реставрационные работы, и к 1988 году, к празднованию тысячелетия Крещения Руси, Свято-Данилов монастырь вновь засиял во всей красе.

Сейчас монастырь является одним из крупнейших духовных центров России. Современный Данилов монастырь имеет статус ставропигии, его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси. На территории обители располагается резиденция Его Святейшества Патриарха Кирилла.

Святому благоверному князю Даниилу Московскому молятся о благостоянии града Москвы и о всей России, а также о благополучии в собственном доме, о благословении жилища, об улучшении жилищных условий.

Источник: Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва святому князю Даниилу
О преподобне княже Данииле, к иконе твоей притекающе, усердно молим тя: призри на нас (имена), с верою под кров молитв твоих прибегающих.
Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром приход сей и храм сей добре да сохранит, благочестие и любовь в людех православных насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвам твоими, яко да прославляем дивнаго во святых своих Христа Бога нашего вкупе со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Даниил Александрович Московский

Князь Даниил Московский родился в 1261 году. Его отец – великий князь Александр Ярославич Невский, мать – княгиня Александра Брячиславна, дочь Брячислава Васильковича, князя Полоцкого. Даниил был четвертым и самым младшим сыном великого князя. Александр Невский умер в 1263 году, и вскоре умерла мать Даниила. Он остается сиротой и долгое время зависит от старших братьев, которые, завладев великокняжеской властью, не спешили поделиться с ним отцовским наследством.

Князь Даниил рос кротким и незлобивым мальчиком, помогал нищим и страждущим. Как и отец, Александр Невский, любил Божий храм, молитву и церковное пение. В детстве, как и положено будущему правителю, обучался светским наукам, воинскому искусству и управлению государством.

Только в 1272 году братья выделили ему для княжения самое бедное и незначительное (по тем временам) Московское княжество. Выделенным княжеством князь остался доволен и претензий не высказал.

Город очень понравился юному князю. В нем было все и для охоты, и для торговли, и для сельскохозяйственной деятельности. Не было только хозяина. Все последние годы князья в Москве не жили, а управлялся город наместниками. Всюду вскрывались недоимки, приписки, казнокрадство и воровство.

Начал князь со строительства в городе монастыря. Князь сам объезжал окрестные села, принимал отчеты старост. В городе началось расширение кремля. Возведением стен и укреплений Даниил руководил лично.

Благодаря князю мы имеем Красную площадь, которая при нем стала главными торговыми рядами.

Новый московский князь Даниил своей политикой много сделал для того, чтобы из маленького и незавидного удела появилась первопрестольная столица Москва, и сам он стал первым великим князем Московским.

Времена Даниила Московского были особенно тяжелыми для Руси. Мало того что Русь не могла оправиться от монголо-татарского нашествия, так и свои князья раздирали страну в междоусобной вражде. И здесь большое влияние оказала политика князя Даниила Московского, который неустанно стремился к единению и миру на русской земле. Именно ему удавалось предотвращать надвигающиеся кровопролития.

Особенно кровавым уроком стало предательство старшего брата, Андрея: тот привел на Русь татарскую орду во главе с Туданом (Дюденем), который опустошил и разграбил множество русских городов, в том числе Муром, Суздаль, Тверь, Можайск, Коломну. Стараясь предотвратить кровопролитие, Даниил пустил татар в Москву, так как сил для отпора не было. После ухода захватчиков, оставивших после себя пепелище, князь раздал все свое имущество пострадавшим горожанам.

Важным моментом в биографии Даниила Московского и в целом переломным для судьбы страны стал съезд всех русских князей в городе Дмитрове в 1301 году. Именно здесь Даниил Московский убедил всех помириться и прекратить внутреннюю вражду.

В 1302 году умер племянник Даниила Московского Иван Дмитриевич, князь Переяславля-Залесского. Иван Дмитриевич был бездетным и очень любил и уважал своего дядю, которому и завещал все свое княжество в собственность.

Это присоединение, по сути, выдвинуло Московское княжество в число самых крупных. Еще одним результатом этого присоединения стало начало объединения русских земель в единую мощную державу.

Тем не менее в 1301 году рязанский князь Константин Романович при содействии татар напал на Московское княжество. Даниил Александрович разбил неприятеля, взял рязанского князя в плен и уничтожил большое количество татар. Это была первая победа над татарами, пусть небольшая, но очень значимая.

Великий князь не воспользовался победой, чтобы захватить чужие земли, и побежденному рязанскому князю в Москве оказал соответствующие почести. Победа над рязанским князем продемонстрировала русским людям милосердие и бескорыстие Даниила Московского.

В 1303 году великий князь тяжело заболел. Накануне смерти он принял монашество. Даниила Александровича похоронили в Даниловом монастыре. Его мощи были обретены в 1652 году и перенесены повелением царя Алексея Михайловича в храм Семи Вселенских Соборов в основанной им обители.

После смерти Даниила Александровича титул великокняжеской власти наследует его сын Иоанн Данилович, и после него данное достоинство переходит от одного к другому, от отца к сыну, по прямой линии, до смерти Федора Иоанновича в 1598 году.

>Святой даниил московский

Данил Александрович родился в 1261 году в городе Владимир.

Святой Даниил Московский – миролюбивый князь (+ ВИДЕО)

Был четвертым младшим сыном Александра Ярославовича Невского, потомком князя Всеволода Большое Гнездо. По завещанию отца, умершего, когда Даниилу было не более двух лет, жил и воспитывался в доме своего дяди, тверского князя Ярослава Ярославича.

В возрасте 15 лет, Даниил Александрович вел активную деятельность внутри своего княжества: привел в порядок систему торговых пошлин, начал активное строительство храмов и монастырей, сыгравших впоследствии немаловажную роль в обороне Москвы.

Одновременно с этим, князь Даниил Александрович начал вести самостоятельную политику, которая была направлена на расширение своих владений. Для этого ему приходилось участвовать во многих княжеских междоусобицах, в том числе со своими братьями Андреем Городецким и Дмитрием Переяславским за великое Владимирское княжение, а также за Новгородские земли.

В 1285 году князь Даниил, объединившись со своим вторым дядей Дмитрием Ярославичем, одержал победу над братом Александром, который хотел его разгромить с помощью ордынского войска. Эта битва запомнилась всем как первая победа русских над войсками Золотой Орды.

В 1300 году Московское княжество, возглавляемое Даниилом, столкнулось с соседней Рязанью. В 1301 году Даниил Александрович присоединил к Москве город Коломна и Лопасня совместно с другими землями вдоль реки Москва, взяв в плен рязанского князя Константина Романовича. В 1302 году будучи при смерти, Иван Дмитриевич Переяславский завещал Даниилу Переяславль-Зелесский.

На правом берегу Москвы-реки, в пяти верстах от Кремля, Даниил Александрович не позднее 1282 года основал первый в Москве мужской Данилов монастырь с деревянным храмом во имя преподобного Даниила Столпника — своего небесного покровителя, где была учреждена первая архимандрия.

В 1296 году князь Даниил основал ещё один монастырь в Москве — Богоявленский, а в 1300 году на Крутицах по его повелению был построен архиерейский дом и храм во имя святых апостолов Петра и Павла.

Даниил Александрович скончался 5 марта 1303 года.

В 1652 году состоялось обретение мощей князя, в 1791 году он был канонизирован для местного почитания как святой благоверный князь Даниил Московский. Дни памяти: 17 марта и 12 сентября — обретение мощей.

Определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 28 декабря 1988 года учрежден Орден святого благоверного князя Даниила Московского 3-х степеней.

В подмосковном Нахабино, которое считается историческим центром инженерных войск МО РФ, построен Храм Даниила Московского, являющего небесным покровителем инженерных войск России.

Загадки истории

Даниил Александрович (1261-1303)

неизвестен – 1271), Дмитрий (1250 – 1294), Андрей (1255 – 1304), Даниил (1261 – 1303), но всем им было далеко до своего знаменитого отца.

Старшего сына Василия отец посадил князем в Новгороде в 1252 году. Но тот не сумел найти общий язык с горожанами, и те его выгнали. Несостоявшийся князь уехала в Торжок, но отец, узнав об этом, прибыл в Новгород и вновь посадил на княжение своего сына. Однако старший сын решил поднять новгородцев на татарских послов, а те прибыли в город по инициативе Александра Невского, чтобы организовать перепись новгородского населения. То есть сын поднял восстание против своего отца.

Поднять-то поднял, но характера не хватило его продолжить. Поэтому Василий бежал во Псков, откуда был изгнан отцом во Владимиро-Суздальское княжество. Там он и жил до конца жизни, пока тихо не умер от пьянства. О жёнах и детях старшего сына ничего не известно.

Зато более деятельными сыновьями Александра Невского оказались Дмитрий и Андрей. Первый придерживался западнического направления, а второй полностью поддерживал Золотую Орду. Дмитрия отец посадил княжить в Новгороде в 1259 году. Но когда Александр Невский умер в 1263 году, новгородцы изгнали Дмитрия. Тот перебрался в Переславль-Залесский, а в 1276 году стал великим князем владимирским после смерти последнего из своих дядей.

Андрей с 1276 года княжил в Костроме, но, будучи человеком честолюбивым, мечтал стать великим князем. Этого он мог добиться только с помощью Золотой Орды. А в ней в это время возникли серьёзные разногласия. Правитель западных областей (причерноморские степи и северный Крым) темник Ногай выступил против золотоордынских ханов и стал независимым правителем. Опирался он на половцев и других кочевников, живущих в причерноморских степях. К тому же Ногай очень надеялся, что ему поможет Русь, и заключил союз с Дмитрием.

Русские князья полностью зависели от ханов Золотой Орды

В противовес этому хан Золотой Орды Тохта заключил союз с князем Андреем. Между противоборствующими сторонами произошло сражение, в котором Тохта одержал победу над Ногаем. Сам же гордый темник попал в плен. А пленил его русский ратник. Но он не отвёл пленного к хану, а отрезал бедняге голову и уже её принёс Тохте. Такой поступок с точки зрения монгольской этики считался вопиющим преступлением. Ногая должны были казнить по приговору хана, а не устраивать самосуд. Поэтому Тохта велел отрубить русскому ратнику голову, но на отношения с Русью это никак не повлияло.

Несмотря на союз с Ордой, князь Андрей не смог одолеть брата Дмитрия. В 1283 году братья помирились. Но через несколько лет опять рассорились. В этот раз Тохта дал Андрею в помощь своё войско. В 1293 году оно захватило город Владимир и разграбило его. Дмитрий бежал в Псков, а затем в Тверь, где умер в 1294 году. Андрей же стал великим князем владимирским. У современников этот человек не вызывал никаких добрых чувств. Считается, что он причинил много горя русской земле.

Таким образом, старшие сыновья Александра Невского, никак не проявили себя выдающимися поступками и ничего не сделали для блага земли русской. Что же касается самого младшего сына Даниила, то в 1263 году он стал князем московским. В то время это был крохотный городок в самой глуши Владимирского княжества. Считается, что именно князь Даниил являлся родоначальником московской линии Рюриков. Именно от него пошли князья и цари Московского государства.

Москва в начале XIV века

Следует сказать, что в отличии от своих гордых и своенравных братьев московский князь воевал совсем мало. Вместо того, чтобы бряцать оружием, он расстраивал город, развивал земледелие, заводил различные ремёсла. Единственным завоеванием князя стал город Коломна, принадлежавший рязанским князьям. Завоевал его Даниил в 1301 году.

Будучи человеком от природы миролюбивым, младший брат постоянно мирил своих воинственных старших братьев. Он пробрёл огромный авторитет и стал одним из самых влиятельных князей на Руси. Его даже приглашали в 1296 году княжить в Новгород. Жена родила князю пятерых сыновей. Среди них вторым сыном был Иван Калита, сделавший Москву не только богатым и процветающим городом, но и духовным центром русской земли.

Алексей Стариков

Даниил Московский

При нём Москва из маленького захудалого городка превратилась в центр самостоятельного, быстро разрастающегося княжества. И, хотя до статуса общерусской столицы было ещё далеко, основы будущего могущества закладывались именно в ту эпоху.

Даниил Александрович появился на свет во Владимире в 1261 году в семье великого князя Александра Ярославича Невского. Четвёртый, младший, сын знаменитого полководца, он изначально не мог претендовать на великое княжение Владимирское. Даниилу исполнилось всего два года, когда умер его отец и опеку над мальчиком взял его дядя — князь Ярослав Ярославич Тверской, получивший от хана Золотой Орды ярлык на великое княжение Владимирское. Достигнув 11-летнего возраста, Даниил Александрович в 1272 году вступил в права наследования и получил причитавшуюся ему долю владений — Москву с окрестностями. На тот момент это было более чем скромное наследство, особенно по сравнению с Новгородом и другими землями, доставшимися его братьям.

Однако Даниил Александрович не пал духом и принялся укреплять доставшийся ему городок и прилегающие земли. В честь Даниила Столпника, своего святого покровителя, он построил монастырь на берегу Москвы-реки. Сегодня он известен как Свято-Данилов. Второй монастырь, Богоявленский, он основал ближе к городу. Ныне его собор располагается в Богоявленском переулке, между Никольской улицей и Ильинкой. А на Боровицком холме он построил небольшую церковь во имя Спаса Преображения Господня. Позже на этом месте появится собор Спаса на Бору.

На московском престоле князь Даниил стяжал славу миротворца. В 1282 году между ним и его старшим братом князем Дмитрием Александровичем разгорелась ссора, грозившая перерасти в войну. Противоборствующие стороны встретились под Дмитровом, в любой момент могла вспыхнуть битва. Но благодаря Даниилу Московскому начались переговоры, с помощью которых конфликт удалось решить миром. Три года схожим образом была пресечена назревающая усобица со средним братом Андреем Александровичем.

Хотя иногда приходилось брать в руки и меч. В 1300 году рязанский князь Константин Романович, заручившись поддержкой татар, тайно готовился к нападению на земли Московского княжества. Князь Даниил со своим войском разбил неприятеля близ Рязани и пленил её князя, победив также и татар. Но ни добычи, ни новых земель для Московского княжества он не взял — это была оборонительная война, а не захватническая. Своего принципа — не участвовать в усобицах и не заниматься насильственным захватом соседних земель — князь Даниил Александрович твёрдо придерживался.

Вскоре, однако, территория Московского княжества расширилась, и прибегать к насилию для этого вовсе не пришлось. В 1302 году скончался бездетный племянник Даниила — князь Переславль-Залесский Иоанн Димитриевич. По завещанию княжество перешло к Москве. При этом Даниил не стал переносить свою резиденцию в более мощный и густонаселённый Переславль-Залесский, а остался княжить в Москве. Тогда же к владениям Даниила оказались присоединены Коломенское и Можайское княжества. Это были первые шаги на пути объединения Руси в единое государство вокруг Москвы.

В 1303 году князь Даниил Александрович заболел. В основанном им же монастыре он принял великую схиму, где и скончался 5 марта. Предположительно, согласно воле князя, его похоронили не в церкви, а на братском кладбище монастыря.

Начатое князем Даниилом продолжили его сыновья: князь Юрий Данилович, унаследовавший Московское княжество, в 1318 году получил ярлык на великое княжение Владимирское. А его брат Иван Данилович вошёл в историю как Иван I Калита: он не только смог снова получить ярлык, но и пригласил в Москву главу Русской церкви, который перенёс сюда свою резиденцию. Теперь Москву уже никто не посмел бы назвать «мелким городком».

История Данилова монастыря складывалась более сложно: в 1330 году Иван Калита перевёл его монахов в Кремль, где прямо по соседству с великокняжеским дворцом был создан Спасский монастырь (позже Иван III снова перенёс обитель за пределы Москвы. Теперь это Новоспасский монастырь). На старом же месте остался приходской храм. Его почитание возобновилось при Иване III, когда здесь стали служить соборные панихиды по князю Даниилу и другим Рюриковичам. А при Иване IV Грозном были зафиксированы исцеления приходивших ко гробу князя Даниила, после чего царь приказал возобновить древнюю обитель. Каждый год в день преставления князя из Кремля в Данилов монастырь шёл крестный ход во главе с митрополитом и другими архиереями для служения панихиды. В 1652 году были обретены нетленные мощи князя Даниила, которые по указу царя Алексея Михайловича перенесли в церковь во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря.

В 1997 году в честь 850-летия Москвы на площади Серпуховской Заставы, неподалёку от Свято-Данилова монастыря, установили памятник благоверному князю Даниилу Московскому. Авторы монумента Александр Коровин и Владимир Мокроусов изобразили его во весь рост, в княжеских одеждах. В левой руке князь держит храм — напоминание о монастыре и других строительных работах в княжестве. Правая рука сжимает меч, который вложен в ножны и опущен вниз, — символ миролюбия князя, стремления решать политические вопросы без кровопролития и не использовать военную силу в междоусобицах. Правда, есть в памятнике и досадная ошибка: князь Даниил Александрович никогда не носил шапку Мономаха. Этой чести позже удостоился его сын Иван Калита.

Даниил Александрович – князь Московский.

Даниил Александрович (1261-1303), московский князь, сын Александра Невского, родоначальник московских князей. Около . получил от брата, великого князя Дмитрия, в удел Москву. В . присоединил Коломну и ряд волостей, в . получил по завещанию князя Ивана Дмитриевича Переславль-Залесский.

Большая советская энциклопедия

***

Даниил Александрович (1261-1303), князь московский (между 1276 и 1282 гг.), младший сын Александра Невского. После смерти своего племянника князя переяславского Ивана Дмитриевича (.) по завещанию вокняжился в Переяславле. Укреплял Москву, основал Данилов монастырь, где была учреждена первая в Московском княжестве архимандрития. Канонизирован Русской православной церковью.

Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»

***

Даниил Александрович – князь московский (1261-1303), младший сын Александра Невского, родоначальник князей московских. Получил в удел Москву не позднее . В . с братом Андреем действовал против старшего брата, великого князя Димитрия. Когда великокняжеский стол занял Андрей, Даниил вступил против него в союз с дядей, Михаилом Тверским (.). В . ходил к Переяславлю и здесь в битве «некакою хитростью» взял в плен князя рязанского Константина Романовича. Даниил расширял свои владения, а когда в . умер Иван Димитриевич Переяславский, отказавший отчину свою, за неимением детей, дяде своему Даниилу, последний сумел отстоять удел от притязаний Андрея. В следующем году, 4 марта, он скончался. Церковь причла его к лику святых. Мощи его перенесены в основанный им Данилов монастырь.

***

Даниил Александрович (1261-1303, Москва), великий князь московский, младший сын князя Александра Ярославича Невского; родоначальник князей московских. Во время его малолетства Московское княжество управлялось тиунами (наместниками) великого князя владимирского и тверского Ярослава Ярославича, дяди Даниила. Участвовал в борьбе своих братьев князей Дмитрия Переяславского и Андрея Городецкого за Владимирское великое княжение и за право княжить в Новгороде. В . вместе с тверским князем Святославом Ярославичем выступил против Дмитрия; с . действовал на стороне князя Дмитрия, ставшего великим князем владимирским. В . Москва была взята войском татарского царевича Дудени («Дюденева рать»). После смерти князя Дмитрия (.) Даниил Александрович возглавил московско-переяславско-тверской союз против князя Андрея. О возросшем политическом влиянии Москвы свидетельствовало участие князя Даниила Александровича в борьбе за Великий Новгород (.). В . Даниил Александрович успешно воевал с Рязанью, захватив Коломну. После смерти князя Ивана Дмитриевича Переяславского (.) присоединил Переяславль к Московскому княжеству. При Данииле Александровиче в Москве основаны Богоявленский монастырь (1290-е гг.) и Данилов монастырь (конец XIII в.), где была учреждена первая архимандрития. Даниил Александрович канонизирован Русской православной церковью.

Энциклопедия «Москва»

Е. И.

КНЯЗЬ ДАНИИЛ МОСКОВСКИЙ

Куксина.

***

Даниил Александрович (1261-1303) – родоначальник князей московских, московский князь, первый правитель Москвы.

Был четвертым младшим сыном Александра Ярославовича Невского, потомком князя Всеволода Большое Гнездо. По завещанию отца, умершего, когда Даниилу было не более двух лет, жил и воспитывался в доме своего дяди, тверского князя Ярослава Ярославича.

Русские летописцы не отметили года, когда Даниил сел на свое княжение. Уже в . другой дядя князя Даниила – великий князь владимирский Дмитрий Ярославич – подтвердил волю отца о передаче юноше московского удела, когда тот достигнет совершеннолетия. Этот удел, полученный Даниилом, состоял тогда из небольшой деревянной крепости и нескольких сел и деревень без единого каменного здания. Удачное расположение Москвы на оживленных торговых путях, не подконтрольных Золотой Орде, давало возможность вести транзитную торговлю, и молодой князь впоследствии учел это.

Отсутствие перспективы занять великокняжеский престол (Даниил был самым младшим в роду) заставило князя с самого начала вести самостоятельную политику, направленную на обустройство и расширение своей земли. Для этого пришлось с самого начала вынужденно участвовать во многих княжеских усобицах. В . он договорился со средним братом – городецким князем Андреем Александровичем – о совместных действия против дяди (Дмитрия Ярославича); союзные действия велись до начала 1280-х гг.

Одновременно 15-летний Даниил развернул активную деятельность внутри своего удела. Он упорядочил систему торговых пошлин и начал активное оборонительно строительство, в частности, в . основал недалеко от Москвы Данилов монастырь с храмом во имя Даниила Столпника. Монастырь стал важным звеном в южном оборонительном поясе Москвы (ныне – место резиденции московского патриарха Алексия II). Даже набег на Москву татарского царевича Дюденя (Тудана), обманом захватившего город («Дюденева рать»), не изменил картины: царевич вынужден был вскоре вернуться в Орду; успешное правление Даниила продолжалось.

В . Даниил поссорился с братом Андреем и начал борьбу с ним в союзе с тверским князем Михаилом (двоюродным братом Даниила). Андрей Александрович обратился за помощью к ордынцам. Тогда Даниил срочно заключил мир с дядей, князем владимирским Дмитрием Ярославичем, и в . Андрей потерпел поражение вместе с ордынскими силами от войск Дмитрия и Даниила. Эта битва стала первой победой русских над ордынскими войсками. Не ввязываясь в борьбу со старшими братьями за обладание правом на великое княжение, Даниил думал в это время о том, как – используя княжеские распри – укрепить свой удел, желал обустроить свою Москву. Летописец считает, что он сумел не запятнать себя неблаговидными поступками, предательством или малодушием.

В . Московское княжество, управляемое Даниилом, вступило в столкновение с соседней Рязанью. В . Даниилу Александровичу удалось подкупить рязанских бояр и пленить правителя рязанского – князя Константина Романовича, что дало Даниилу право присоединить к Москву город Коломну и Лопасню вместе с землями (волостями) по нижнему течению реки Москвы. Это были первые присоединения земель к Московскому уделу, начавшие более чем двухвековой процесс складывания Русского государства под эгидой Москвы. Поверженного противника – князя рязанского – по словам летописи, Даниил «держал в чести, хотел укрепиться с ним крестным целованием и отпустить в Рязань», лишь бы Константин не препятствовал дальнейшему «собиранию земель». Коломна стала важнейшим стратегическим пунктом в обороне Москвы с юга; Москва получила выход на Оку, бывшую тогда важной торговой магистралью и одним из водных путей на восток.

В . умер бездетным племянник Даниила – Иван Дмитриевич, сын Дмитрия Александровича, князя переяславского. Он мог бы, по законам того времени завещать свой удел – Переяславль-Залесский – самому старшему из братьев, но «отписал» эту огромную область Даниилу.

Завещание Ивана Дмитриевича и передача Даниилу Переяславля вызвали негодование и зависть многих князей («негодоваша на Данила велми»). Городецкий князь пытался оспорить завещание, отправив в Переяславль своих наместников, но сами жители Переяславля поддержали Даниила. Территория Московского княжества резко выросла и княжество выдвинулось в число наиболее значительных в то время на Руси. В самой Москве была тогда построена церковь Спаса на Бору, и заложен монастырь на Крутицах.

Андрей Александрович отправился в Орду жаловаться хану на растущее могущество московского князя. Присылке ордынской рати помешала неожиданная смерть 42-летнего Даниила 4 марта . Перед смертью он принял схиму.

Даниил был погребен в Даниловом монастыре на общем монастырском кладбище. Позднее его прах перенесли в церковь Данилова монастыря. Причислен к лику святых как первый правитель Москвы и первый собиратель русских земель, увеличивший территорию своего княжества более чем в два раза. Это был первый из князей, кто жил в Москве постоянно и стал первым князем, похороненным в Москве в Даниловом монастыре.

На Даниловской площади столицы, недалеко от Данилова монастыря (в . возвращенного церкви, в . отреставрированного, хранящего мощи Даниила Александровича) ему воздвигнут памятник.

Лев Пушкарев

Литература: История Москвы в шести томах. М., 1952; Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. 2, Т. III. М., 1988; Шикман А. П. Деятели отечественной истории. М., 1997; Экземплярский А.В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период. Т. 2. СПб, 1891.

Энциклопедия «Кругосвет»

Святой Даниил славится тем, что за все время своего правления ни разу не прибегал к использования силы для расширения границ своих владений. Он является четвертым сыном известного Александра Невского. К иконе князя Даниила Московского постоянно тянется вереница паломников и у каждого из них своя просьба, которую он не оставит без внимания.

Житие святого

Рожден он был в граде Владимире в 60 годы 13 века. В возрасте двух лет умер его отец. Достоверной информации о том, когда умерла его мать нет. В 70 годах произошло разделение земель, после которого Москва с прилегающими ей угодьями, отошли к князю Московскому. В 1300 году князь Константин из Рязани решил отобрать московские владения и попросил помощи у татар. Тогда и состоялась первая битва в которой победил Даниил. Но победитель стал образом истинного братолюбия и любви.

В те времена было принято забирать имущество побежденного, тем самым расширяя свое, но он этого не сделал. Ему не свойственно было захватывать чужую собственность ни коварным, ни насильническим способом. Такая позиция понравилась Господу и он приумножил его благосостояние. Племянник Даниила, князь Иоанн Дмитриевич, за неимением своих детей и большим уважением дяди, передал ему все свои земли. За времена его правления они были наиболее развитыми, а центральные города были достаточно хорошо укреплены со всех сторон. Именно в тот момент было положено начало объединения русских земель в единое могущественное государство.

В 1303 году князь сильно заболел и принял схиму. Он просил похоронить в Даниловском монастыре. Но не на территории церкви, а на общественном кладбище. Это и было сделано. Мощи Даниила Московского хранятся в церкви имени Святых Вселенских Соборов. Размещаются они в раке с надписью «на прославлении Святой Троицы и излечение немощных». Туда они попали 30 августа 1652 года.

Предшествовало такому важному событию немало чудесных происшествий. Царю Алексию Михайловичу однажды явился сам святой и объявил об открытии нетленных мощей. Именно в конце лета его могилу открыли и увидели данное таинство. То время также отметилось происшествием немалого количества чудесных исцелений среди народа. И именно после этого они и были перезахоронены в храме на территории монастыря. Тогда же его и причислили к лику святых. Датами поминовения принято считать 17 марта и 12 сентября.

Даниил (пророк)

Даниил

ивр. ‏דָּנִיֵּאל‏‎


«Ответ Даниила царю», Брайтон Ривьер, 1892

Рождение

VII век до н. э.

Смерть

VI век до н. э.
Вавилон (?)

Почитается

в Римско-католической церкви
восточнокатолических церквях
православных церквях
лютеранстве
исламе
Армянской апостольской церкви

В лике

святой

Главная святыня

могила Даниила, Сузы, Иран

День памяти

26 июня???, в Православной церкви — 17 (30) декабря

Атрибуты

часто изображается в логове львов

Категория на Викискладе

В Википедии есть статьи о других людях с именем Даниил.Пророк Даниил
Микеланджело, роспись свода Сикстинской капеллы

Дании́л (ивр. ‏דָּנִיֵּאל‏‎, Даниэль, др.-греч. Δανιὴλ, Даниил, араб. دانيال‎, Данияль) — библейский пророк (в христианской традиции относящийся к так называемым «великим пророкам»).

Потомок знатного иудейского рода, подростком попал вместе с соплеменниками в вавилонский плен после завоевания Навуходоносором Иерусалима. В Вавилоне он получил халдейское образование и был призван на службу при дворе. Согласно Библии, Даниил обладал от Бога даром понимать и толковать сны, чем и прославился при дворе Навуходоносора, а после падения Вавилона — при дворе Кира и Дария. Среди известных эпизодов истории Даниила — его чудесное спасение в львином рву и истолкование слов «мене, мене, текел, упарсин», начертанных таинственной рукой на стене во время Валтасарова пира.

При этом автор Книги Даниила демонстрирует довольно смутные знания о реалиях Нововавилонского царства , а его пророчества рассматривал как позднейшие ещё в III веке неоплатоник Порфирий. К настоящему времени сложился широкий научный консенсус вокруг утверждения, что Книга Даниила была создана существенно позже Вавилонского пленения (возможно, в Палестине во время Антиоха IV Епифана и Маккавеев ок. 170—164 годов до н. э.), являясь образцом возникшей в эллинистическую эпоху апокалиптической литературы.

В Ветхом завете имя «Даниил» упоминается ещё несколько раз, в том числе в обращении книги пророка Иезекииля к тирскому царю: «ты премудрее Даниила» (Иез. 28:3). Маловероятно, что Иезекииль имел в виду пророка Даниила. При раскопках города Угарита была обнаружена поэма XIV века до н. э., герой которой — мудрый и справедливый судья, заступавшийся за вдов и сирот — носит имя Дани-Ил, отсылающее к почитанию им бога Эля/Ила: некоторые учёные отождествляют Даниила, упомянутого у Иезекииля, с Дани-Илом этой поэмы.

Книга пророка Даниила

Пророк Даниил во рву;
мозаика в Осиос Лука, XII–XII вв. Основная статья: Книга пророка Даниила

Книга пророка Даниила входит в Танах и в Ветхий Завет канонической Библии. При этом в христианской Библии книга пророка Даниила входит в число пророческих, но в Танахе она помещена не в разделе Невиим (Пророки), а в разделе Ктувим (Писания).

Краткое содержание книги

Пять Царств Даниила и их толкование в христианстве

Даниил объяснил Навуходоносору сон про истукана (Дан. 2:31), разбитого камнем, который после этого сделался великою горою (истукан — языческие царства, сменяющие друг друга, камень — Мессия, а гора — Вечное царство Божие; см. Колосс на глиняных ногах).

Ты (Навуходоносор) — это золотая голова (первое царство)! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать… Бог небесный воздвигнет царство (пятое), которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно

Согласно одному из отцов Церкви, Ефрему Сирину, «златая глава» — царство вавилонское. Серебряные грудь и руки — царство Мидян. Чрево и бёдра медные — царство персидское. Голени железные — царство Александра Македонского. Ноги железные и глиняные — десять царей, восставших после Александра. Царство другое меньшее, то есть царство Мидян, восстанет и сокрушит царство вавилонское. Всею землею возобладает царство Кира царя персидского. Пальцы ног из железа и глины — десять царей, восставшие в царстве греческом, из которых одни крепки и сильны, как железо, а другие малы и бессильны. И хотя они вступят между собой в союзы, но, не будет у них единодушия и любви;

Иоанн Златоуст добавляет, что слова «смешаются через семя человеческое» (Дан. 2:43), означают, что среди царей этих многие будут не царского рода.

«И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу» (Дан. 2:45) — по толкованию Ефрема Сирина: «Царство сие не иудейскому народу дано будет. Хотя таинственно и предначертано было оно в Маккавеях, которые уничижили царство Греков; но в самой действительности исполнилось сие пророчество на Господе нашем». «Камень отторгнут был от горы не руками» (Дан. 2:45) — это Господь наш, Который родился в уничижении и подобно камню отсечен от горы, то есть произошел от племени Авраамова. Также Ефрем пишет, что Гора означает и «святую Деву, от Которой отсечен камень без рук, то есть неискусобрачно».

Иоанн Златоуст уточняет, что слова: «оторвался от горы» — «указывают на свободное действие без принуждения», чем подчеркивается добровольное решение Господа Иисуса Христа прийти в мир для спасения людей;

«И наполнил всю землю» (Дан. 2:35) — это об Евангелии, которое распространилось во все концы мира. Свт. Иоанн Златоуст предлагает также и аллегорическое толкование на разрушение царств Камнем, символизирующим Христа Спасителя: разрушаемые Царства — это гордость (македонян) и владычество (римлян).

Библия гласит, что Даниил и другие иудеи в Вавилоне не отказались от веры отцов, за что были часто притесняемы. Но в каждом случае они чудом спасались. Так, за отказ поклониться идолу, три друга Даниила, иудеи Анания, Мисаил и Азария (получившие в пленении имена Седраха, Мисаха и Авденаго соответственно), были брошены в печь, но чудом спаслись. Сам Даниил был брошен в яму ко львам на растерзание (при персах), но был чудесным образом спасен (Дан. 6:16).

Перед падением Вавилона под мощью мидян, Даниил объяснил царю Валтасару знаменитое пророчество «мене, мене, текел, упарсин» (Дан. 5:25-28) о скорой гибели Валтасара и его царства.

Позже Даниил исчислил срок в «семьдесят седьмин» (Дан. 9:24), оставшийся до прихода в мир Мессии.

В царствование Кира Даниил показал ему пророчество Исаии о Кире, чем сподвиг последнего на освобождение евреев из вавилонского пленения и на восстановление Храма в Иерусалиме.

Смерть и захоронение Даниила

Гробница пророка Даниила в Сузах Основная статья: Мавзолей пророка Даниила

Считается, что Даниил дожил до преклонного возраста (по некоторым источникам, до 100 лет) и был похоронен в гробнице в городе Сузы. Впрочем, его могилы показывают также по крайней мере в пяти локациях, в том числе в Киркуке и Самарканде.

Могила в Самарканде представляет собой склеп длиной около 18 метров. Святой почитается иудеями, христианами и мусульманами. Последние называют похороненного в ней святого Данияром. Рядом с могилой находится 500-летнее фисташковое дерево, которое после нескольких лет сухостоя в 2000-х годах вдруг дало зеленые побеги. Считается также, что останки святого привез в Самарканд из военного похода в Малую Азию Тамерлан.

Также сообщается, что когда войска мусульманского праведного халифа Умара взяли город Тустар (совр. Шуштер), они обнаружили там гробницу Даниила. По приказу халифа его останки были перезахоронены ночью, вдали от людских глаз, чтобы уберечь их от дальнейшего поклонения ему.

Еврейская традиция не причисляет Даниила к пророкам, поскольку тот не разговаривал с Богом напрямую. Библия гласит, что Даниил разговаривал с «ангелами Господними», но не с самим Господом. Коран же вообще не упоминает Даниила поименно, хотя он присутствует в позднейших мусульманских преданиях.

Вместе с тем Даниил высоко почитается христианской церковью в виду его предсказания срока прихода в мир Мессии и его появления в Иерусалимском храме, на которые, по свидетельству Нового Завета, ссылался Иисус Христос (Мф. 24:15). Толкования на книгу Даниила писали святые Ипполит Римский и Иоанн Златоуст.

Ссылки

  • «Книга Даниила в историческом аспекте» — историко-аналитическая статья
  • Пророчества Книги Даниила. 597 год до н. э. — 2240 год н. э. Дмитрий Щедровицкий

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 118678752 · ISNI: 0000 0000 9383 1479 · NKC: jn20000700363 · VIAF: 79399026 · WorldCat VIAF: 79399026

  • Иезекииль (Йехезкель)
  • Иеремия (Йирмеяху)
  • Исаия (Йешаяху)
  • Даниил (Даниэль)

  • Аввакум (Хаваккук)
  • Авдий (Овадья)
  • Аггей (Хаггай)
  • Амос (Амос)
  • Захария (Зхарья)
  • Иоиль (Йоэль)
  • Иона (Йона)
  • Малахия (Малахи)
  • Михей (Михa)
  • Наум (Нахум)
  • Осия (Хошеа)
  • Софония (Цфанья)

Пророки до Моисея и во времена Моисея
  • Енох (Ханох), Ной (Ноах), Евер (Эвер), Иов (Ийов)
  • Авраам (Авраам), Исаак (Ицхак), Иаков (Яаков)
  • Моисей (Моше), Аарон (Аарон), Мириам (Мирьям), Иисус Навин (Йехошуа бин Нун), Валаам (Бильам), Финеес (Пинхас)
Пророки в эпоху Судей
и объединённого царства
  • Девора (Двора), Анна (Ханна), Самуил (Шмуэль)
  • Давид (Давид), Соломон (Шломо)
  • Гад (Гад), Нафан (Натан), Ахия Силомлянин (Ахия ха-Шилони)
Письменные пророки Великие пророки Малые пророки
Другие пророки Израиля и Иудеи
  • Самей (Шмая)
  • Илия (Элияху)
  • Елисей (Элиша)
  • Олдама (Хульда)

Даниил – мужское имя, которое имеет греческое происхождение. В переводе оно означает мой судья – Бог. Мальчику с данным именем характерна сосредоточенность, совершенствование, постоянное стремление к анализу. Даниил не задает родителям много вопросов, все ответы на свои вопросы он старается найти сам. Усидчив, за какое бы он дело не принялся все доводит до конца.

Даниил мягок, добр и отзывчив. Ему не свойственная грубость, агрессивность. Он всегда скрывает свои эмоции, выглядит спокойно и уравновешено.

Именины Даниила по православному календарю

Каждый представитель данного имени должен знать, какого числа отмечается его день ангела. Дата памяти святого с таким же именем отмечается три раза в году. Но это совершенно не значит, что все три нужно отмечать. Выбирается самая ближняя дата ко дню, когда родился мальчик. Даты Дня Ангела Даниила по церковному календарю представлены ниже в таблице.

Дата Святой покровитель
2 января святитель Даниил Сербский
1 марта мученик Даниил
31 марта преподобный Даниил
20 апреля преподобный Даниил Переяславский
5 июня преподобный Даниил
23 июля мученик Даниил Никопольский
12 сентября святитель Даниил Сербский
25 сентября преподобный Даниил
4 октября преподобный Даниил Шужгорский
11 декабря преподобномученик Даниил
12 декабря преподобный Даниил
24 декабря преподобный Даниил Столпник
30 декабря пророк Даниил

Пусть хранит Вас Господь!

Один голос В одном женском монастыре выбирали игуменью. Старая игуменья умерла, а новую надо было выбрать самим сестрам. Были предложены кандидатуры трех монахинь, которые, по мнению сестер, достойны были занять место игуменьи.Пока сестры в трапезной подсчитывали голоса (талончÐ… ПРОЧТИТЕ, НЕ ПОЖАЛЕЙТЕ ВРЕМЕНИ! Смотри: вера станет открытой, доступной всем; никого за нее не будут гнать или притеснять. Очень много случайного народа придет в Церковь, в том числе и в духовенство. Так всегда было в дни благополучные, еще со времени Константина Святого. Многие из-за денег придут в храм, мн… Светлые люди среди нас «Однажды я отпевал молодую женщину,— вспоминает отец Лонгин.— Была зима. Смотрю, после отпевания на могиле остались четверо мальчишек. Все ушли, а они стоят совсем замерзшие, в резиновых сапожках на босу ногу и не идут никуда. На улице мороз градусов 20. А самый маленький из Ð… Знакомство в супермаркете Один священник отправился в супермаркет. Когда он разложил продукты на кассе, то услышал за спиной фырканье следующего содержания: «О, смотрите, поп сколько себе понабрал… Учит народ нищете, а сам себе понабрал, чтобы обожраться! Пузо какое отъел…».Это был голос 50-летне…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *