Кто такой авель

Что произошло: история конфликта

После своего грехопадения Ева и Адам были возвращены на землю, и для выживания им было необходимо возделывать землю, заниматься животноводством и другим трудом. Семья старалась жить по заповедям Бога, желая обрести вновь небесное царство.

Со временем у них родилось двое сыновей Авель и Каин, которые также старались на всем протяжении жизни угождать Всевышнему. Авель занимался скотоводством, а старший сын выращивал растения.

Сыновья Евы приносили жертвы Создателю, желая Его задобрить и получить его милость, земледелец бросил в костер кучу свежий колосьев, а Авель ягненка. Господь видел искреннюю веру Авеля, который часто молился и всегда жил с верой в душе. Поэтому Создатель принял жертву младшего брата, а старшего оставил без внимания.

Авель и Каин приносят жертвы Создателю

Каин жил с гордостью в душе и начал завидовать Авелю и его удачливости. С каждым днем старший брат все больше ненавидел своего кровного младшего брата. Создатель пытался образумить грешника, внушить ему добрые мысли и любовь в сердце. Но злоба была сильнее, и старший сын убил младшего, принеся этим поступком горе своим родителям. Старший сын был слеп от своей ненависти и был уверен, что никто не узнал про его поступок, и в этом он был не прав.

Всевышний видит все. Бог спросил у Каина — «Где брат твой?», на что грешник ответил: «Откуда мне знать? Я не пастух ему». Этим вопросом Создатель давал шанс грешнику раскаяться. Любое убийство ― грех, но пролить кровь родного брата — грешно вдвойне.

Видимо, чувство злобы настолько помутило рассудок Каина, что ему и в голову не пришло, что нет на свете такого места, где можно скрыться от очей всевидящего Бога. Не было в тот страшный момент рядом людей, но Дух Божий незримо присутствовал.

Создатель решил наказать старшего сына Евы за такое поведение:

  • отправил его подальше от своей семьи жить в чужой стране;
  • клеймил его меткой убийцы, чтобы все люди вокруг знали, с кем имеют дело;
  • ни на секунду Каина не оставляли муки совести за содеянное, не мог он найти душевного покоя.

Всю свою оставшуюся жизнь, убийца провел далеко от своей семьи и постоянно думал о том, как пролил невинную кровь родного человека. Каин продолжал заниматься растениеводством.

Родители сыновей очень горевали и поначалу не знали о том, что произошло, но коварный дьявол все в подробностях выложил перед Евой. Женщина не знала чем себя утешить и как жить дальше. С этой истории на человечество сошло самое большое горе в мире — потеря родного человека.

Горе Адама и Евы

Создатель сжалился над Евой и подарил ей еще одного ребенка, которого после рождения нарекли Сифом.

Важно! Эта история поучительная для многих людей, никто не вправе отнимать жизнь у человека, которую даровал ему сам Бог! Совершивший такой грех, будет мучиться душой до конца своей земной жизни и после нее.

Каин убил своего единокровного брата из зависти к его удачливости, за что и поплатился. Всевышний отвернулся от убийцы и заставил его скитаться по планете и мучиться от угрызения совести.

4. Каин и Авель

Главная → Абитуриенту → Пособие для поступающих → Библейская история Ветхого Завета → 4. Каин и Авель

После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери (Быт. 5, 4). Первого сына они назвали Каином, а второго – Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель пас стада.

Однажды они приносили жертву Богу: Каин принес в жертву плоды земли, а Авель – лучшее животное из своего стада. Но Авель приносил жертву с верою в обещанного Спасителя и с молитвой о помиловании, а Каин приносил ее без веры и смотрел на нее, как на свою заслугу перед Богом (Евр. 11,4). Поэтому жертва Авеля была принята Богом, а жертва Каина – отвергнута. Увидев предпочтение, оказанное брату, и видя в нем явное обличение своих «злых дел» (1 Ин. 3,12), Каин сильно огорчился, и омраченное лицо его поникло. На нем появились зловещие черты. Но милосердный Бог, желая, чтобы Каин исправился, предостерег его от злого дела. Он сказал Каину: «Почему ты огорчился? отчего поникло лице твое?… грех… влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4,6-7). Каин не послушался Божьего призыва и отворил греху дверь своего сердца. Зазвав своего доверчивого брата в поле, он убил его, – совершив невиданное еще на земле злодеяние. Страшное преступление, которое впервые внесло в порядок природы смерть и разрушение, не могло остаться без наказания.

Бог обратился к Каину, желая привести его к покаянию, и спросил его: «Где Авель, брат твой?» Каин дерзко ответил: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» Тогда Бог сказал ему: «Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». И Каин, мучимый совестью, с женой бежал от своих родителей в другую землю.

Жизнь человека есть дар Божий, поэтому человек не имеет права ни сам себя лишать ее, ни отнимать ее у других. Отнятие жизни у ближнего называется убийством, а лишение самого себя жизни называется самоубийством и есть очень тяжкий грех.

Вместо убитого Авеля, Бог дал Адаму и Еве третьего сына – благочестивого Сифа, а потом и еще многих других детей. Адам и Ева долго жили на земле. Адам прожил 930 лет. Много они перенесли страданий и горя, сердечно раскаялись в своем грехе и твердо веровали в обещанного Спасителя. Вера эта спасла их, они находятся теперь в числе святых праотцев.

9. Суд и наказание Каина.

9. И сказал Господь (Бог) Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

“где Авель, брат твой?”По примеру суда над падшими прародителями (3:9) и суда над преступным их сыном милосердый Бог начинает с воззвания (призыва) к покаянию. Своим вопросом Господь хочет пробудить совесть братоубийцы, вызвать его на чистосердечное покаяние и на просьбу о помиловании.

“разве я сторож брату своему?”Но Каин был в совершенно противоположном настроении: с упорством ожесточившегося грешника, он не только запирается в преступлении, но и дает дерзкий ответ Богу, как бы даже обвиняя Его за столь неуместный вопрос.

10. И сказал (Господь): что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;

“И сказал (Господь): что ты сделал?”Так как Каин не обнаружил готовности принести покаяние и принять помилование, то Бог приступает, наконец, к осуждению его, в котором проявляет Свое всеведение, всемогущество, правосудие и милосердие.

“голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли.”Это довольно употребительное в Библии обозначение тяжких преступлений, остающихся по неведению или небрежению безнаказанными у людей, но находящих должное возмездие у Бога (Быт. 18:20-21; 19:13; Исх. 3:9; Иов. 24:12; Иак. 5:4; Евр. 5:7).

“Кровь Авеля вопиет, т.е. требует отмщения (Откр. 6:9-10), она вопиет от земли самым действием разрушения, которое, по порядку природы возбуждает против себя другие разрушительные силы, и вопль ее доходит даже до Бога, ибо Авель и по смерти говорит верою (Евр. 11:4) поставляющей его в благодатном присутствии Бога” (Филарет).

В том, что этот вопль достигает неба, замечается образное выражение мысли о божественном всеведении, которое представляется слышащим восклицания и там, где человек старается покрыть все глухим молчанием.

11. и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;

“и ныне проклят ты от земли…”Здесь мы имеем первый пример божественного проклятия направленного непосредственно на человека. При осуждении, напр., Адама проклинались только диавол и земля (Быт. 3:17), последняя ради человека (Быт. 3:17); теперь же сама земля, обагренная кровью невинного страдальца, превращается в орудие наказания для убийцы, лишая его своих естественных даров (Лев. 18:28; Иов. 31:38-40; Втор. 28:39-42).

12. когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

“ты будешь изгнанником и скитальцем на земле…”Вместо этих слов русского перевода славянский текст имеет: “стеняй и трясыйся будеши на земли” (?????? ??? ?????? – LXX). “Сей последний перевод, – по справедливому замечанию митр. Филарета, – сделан, кажется, для загадочного изъяснения знамения, положенного на Каина (15ст.), а первый подтверждается ясными словами самого Каина, который в наказании Божием находит изгнание от лица земли” (14 ст.). Так как земля служит для человека одновременно и источником пищи, и местом жилища, то и проклятие от нее имеет, в соответствии с этим, два вида: оно состоит в бесплодии почвы и в бездомном скитании по лицу земли. И действительно, на примере Каина мы несем наглядное подтверждение известной мысли Премудрого: “Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним” (Притч. 28:1).

13. И сказал Каин Господу (Богу): наказание мое больше, нежели снести можно;

“наказание мое больше, нежели снести можно…”Славянский текст, следующий греческому переводу LXX, имеет и здесь свою вариацию: “вящшая вина моя, еже оставится ми.” Происхождение ее объясняется тем, что еврейский термин – авон, имеющий два значения: грех и наказание за него, одними был принят в первом смысле (LXX), другими – во втором. Но по связи контекста речи первое чтение, имеющееся в русской Библии, гораздо предпочтительнее: оно представляет нам это восклицание Каина, как вопль отчаяния и малодушия грешника, не желающего безропотным перенесением заслуженных страданий хотя бы отчасти искупить свою вину.

14. вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

“вот, Ты теперь изгоняешь меня с лица земли…”Под лицом земли в еврейском тексте (hadama – населенная людьми и культивированная) понимается, очевидно, страна Едем, бывшая первообиталищем человечества: Адам изгонялся из рая или сада земли Едем, Каин же изгоняется и из всей этой земли. Этим, конечно, не исключается возможность видеть здесь и сравнение с прахом, возметаемым ветром с лица земли (Пс. 1:4; Ос. 8:3).

“и от лица Твоего я скроюсь…”Это параллель той же самой мысли об изгнании из Эдема, как страны, освященной особым благодатным присутствием Бога и ознаменованной дарованными Им обетованиями.

“и всякий, кто встретится со иной, убьет меня…”“Так всякий, вносящий грех в мир, инстинктивно чувствует, что он подлежит тому же злу по закону возмездия, какое он внес в общество” (Властов). Кого же боялся Каин? Самым разумным и правдоподобным ответом на это будет то предположение, что он боялся мщения со стороны всей вообще фамилии своего отца, как настоящей, так и будущей. Возможно допустить, что даже и ко времени братоубийства Каина, семья их не исчерпывалась только двумя этими, названными в Библии, сыновьями, а состояла и из других сынов и дочерей (Быт. 5:4).

15. И сказал ему Господь (Бог): за то всякому, кто убьет Каина, отметится всемеро. И сделал Господь (Бог) Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

“отмстится всемеро” В ответ на малодушный ропот грешника, Бог дает торжественное удостоверение его неприкосновенности, обещая воздать всемеро всякому, кто самовольно будет покушаться на его жизнь. Число семь, по свойству священного языка, может означать множество раз. Этим Бог, с одной стороны, обнаруживает всю крайнюю преступность человекоубийства и всю тяжесть ответственности за него, с другой – являет неистощимое богатство Своего милосердия, не хотящего смерти грешника, но открывающего ему возможность искупить свой грех в течение всей последующей жизни.

“И сделал Господь… Каину знамение…”По вопросу о “знаке,” положенном Богом на Каина для того, чтобы его не убили по неведению, в экзегетической литературе царит полное разнообразие мнений и в громадном большинстве неудовлетворительных: все они объясняют только то, что Каин мог быть узнан, но не то, что его строго воспрещалось убивать. Опираясь на библейские аналогии, позволительно видеть в сделанном Богом Каину знамении указание на какое-либо внешнее, чудесное действие, служившее как для самого Каина, так, главным образом, и для всех прочих знаком (удостоверением) его неприкосновенности, по подобию того, как, напр., впоследствии радуга послужила знамением неповторяемости потопа (Быт. 9:13,15), несгораемая купина – свидетельством божественного посланничества Моисея (Исх. 3:2,12), возвращение солнца на пятнадцать ступеней – знамениям выздоровления царя Езекии (Ис. 38:5-7).

Блаженный Феодорит в своем толковании на это место говорит: “самое определение Божие было знамением, воспрещавшим умертвить его,” полагая тем самым, вместе и с некоторыми другими новейшими экзегетами, что это определение было всем известно или в силу особого божественного внушения, или – что еще гораздо проще – потому, что оно полностью было начертано на его челе. Несколько аналогичный этому случай имеется, повидимому, в книге пророка Иезекииля 9:4-6.

16. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

“И пошел Каин… и поселился в земле Нод, на восток от Едема…” В силу божественного повеления, Каин принужден был оставить ту отечественную землю, где Бог благоволил наиболее осязательным образом обнаруживать Свое присутствие, и превратиться в бездомного (бесприютного) скитальца. Место нового, кочевого обитания Каина и его потомства называется землею Нод и определяется словами на восток от Едема. По мнению некоторых толковников, земля Нод – это не собственное имя какой-либо страны, а нарицательное обозначение всего вообще кочевья каинитов, как земли изгнания и страны бедствия, расположенной, действительно на восток от Едема, “страны блаженства.”

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Краткое содержание истории про Каина и Авеля

Каин и Авель по Священному Писанию были сыновьями Адама и Евы. Имя старшего из сыновей Каин, а младшего сына Авель. Каин промышлял земледельными работами, а Авель являлся чабаном. Как-то два брата произвели приношение пожертвования Господу: Каин принес горстку выращенных плодов, а Авель привел самого наилучшего ягненка из своего стада. Однако Господу было по нраву приношение Авеля, а на приношение Каина он даже не обратил внимание. Все это крепко расстроило Каина; из-за этого он начал испытывать зависть к своему родному брату.

Господь усмотрел не хорошее и поведал Каину: «Когда ты задумал страшное дело, тогда зачем наклонил голову и не глядишь в глаза? Когда тебя что-то толкает совершить зло, тогда ты сопротивляйся этому бесовскому наваждению, не делай этого».

Но Каин не стал слушать хороший совет, очень сильны были ревность и озлобление, затаившиеся на своего родного брата.

Каин дал совет брату прогуляться в поле, где и убил Авеля. Но вдруг послышался глас Господа, он спросил у Каина, где его брат Авель. На что тот ответил, что не ведает, он не обязан быть сторожем у своего брата. Однако Господь уже знал о трагической гибели Авеля. Господь спросил, что он натворил? Ведь теперь кровь его родного брата обращается к Господу из земли. И с этого момента Каин был проклят.

Земля перестанет давать ему свои плоды. А сам он будет бродить по свету и не найдет для себя спокойствия. Тогда Каин ответил Господу, что грех его очень большой, и нет ему прощения. Что Господь выгоняет его из своей страны. И он должен бродить кругом, а любой встречавшийся на пути может его прикончить. После чего Господь отметил Каина специальным значком, чтоб, когда его встретят, не причиняли ему вреда. Эта метка называлась «Каинова печать».

Кажется, что здесь Господь забывает о том, что все население земли – это Каин со своими родственниками, и встречаться Каину не с кем. Но беря во внимание то, что первые люди на земле, как рассказывает Священное Писание, жили примерно около девяти столетий, Господь уже тогда знал, что потомки Адама и Евы будут заселять землю очень быстро, поэтому за всю свою жизнь Каин мог встретить множество своих родственников. Святое Писание не дает определение «Каиновой печати», по этой причине можно высказывать свое мнение и соображение.

Это житие двух братьев может обозначать для каждого свое, но однозначно оно показывает и дает понять, что зависть это плохое чувство и не доводит до добра. Порой из-за зависти и не только, может произойти братоубийство.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

>История про Каина и Авеля. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Оруженосец Кашка Крапивин

    Главный персонаж повествования мальчик Володя вот уже какое-то время проводит время в летнем лагере. Отдых его насыщен приятными событиями и общением со сверстниками, среди которых полный приключений рыцарский турнир и беседы с вожатыми

  • Краткое содержание Скупой рыцарь Пушкина

    Юный Альбер хочет прийти на турнир, поэтому велит слуге Ивану показать его шлем. К несчастью шлем оказывается разбит после предыдущего сражения с Делоржем.

  • Краткое содержание Вам и не снилось Щербаковой

    В преддверии нового учебного года в одну из столичных новостроек поселяется Юлька (ученица 9 класса), ее мать Людмила Сергеевна (привлекательная женщина в возрасте сорока лет) и отчим Владимир (он был младше своей супруги).

  • Краткое содержание Толстой Холстомер

    Начинается рассказ великого классика Льва Толстого «Холстомер» такой картинкой. Конюх пригоняет табун к реке, ласкает коня Холстомера, а потом ни с того ни с сего больно бьет его.

  • Краткое содержание Родари Путешествие голубой стрелы

    Одна фея – хозяйка магазина игрушек — в новогоднюю ночь разнесла детям подарки (которые оплатили взрослые) и была этим очень довольна. Она решила, не теряя времени даром, заполнить витрину своего магазина новыми игрушками

Каин

У этого термина существуют и другие значения, см. Каин (значения). Для термина «Малелеил» см. также другие значения. Для термина «Мафусал» см. также другие значения. Запрос «Каинова печать» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Каин

др.-евр. קין

Пол

Мужской

Толкование имени

«Создавать»

Имя на других языках

греч. Κάιν
лат. Cain

Местность

  • Земля Нод

Занятие

Земледелие, Градостроительство

Отец

1) Адам, или 2) Самаэль, или 3) лукавый (дьявол)

Мать

Ева

Супруг(а)

жена — Аван

Дети

Енох

Связанные персонажи

Адам, Ева, Авель

Цитаты в Викицитатнике

Файлы на Викискладе

Каин и Авель. Дж. Тиссо

Ка́ин (др.-евр. קין, от корня ק.נ.ה кана́, имеющего также значение «создавать», араб. قابيل‎ Кабил, др.-греч. Κάιν, лат. Cain), в западно-семитской мифологии и Библии 1) в традиционных христианстве, иудаизме и исламе — старший сын Адама и Евы (Быт. 4), или 2) в каббале и гностицизме — сын ангела Самаэля и Евы, или 3) в гностицизме — сын лукавого (сатаны) и Евы, первый рождённый на Земле человек (Быт. 4:1-2). Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии.

Имя Каин стало нарицательным для злобного, завистливого человека, способного на подлости (необязательно на убийство) по отношению к самым близким людям. Восточнославянская народная этимология проводит параллель с именем Каина и глаголом др.-рус. окаяти в значении «проклясть», от которого произошло современное слово «окаянный».

История братьев

Основная статья: Убийство Авеля Каином

Авель был скотоводом, а его брат Каин — земледельцем. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями (это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии). Авель принёс в жертву первородных голов своего стада, а Каин — плоды земли.

И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. Быт. 4:2-4

Бог благосклонно принял только жертву Авеля:

И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. Быт. 4:4-5

После этого Каин убил Авеля:

И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. Быт. 4:8

В данном моменте Библии впервые поднимается тема моральной ответственности за свои поступки, а также в первый раз, ещё до совершения Каином преступления, только после проявления им чувства зависти, произносится слово «грех»:

Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним Быт. 4:7

Также можно заметить, что Каин попытался скрыть перед Богом факт содеянного:

И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? Быт. 4:9

Мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшему брату, встречается и в других местах Библии, — в историях Исава и Иакова, Иосифа и его одиннадцати старших братьев, Давида и его старших братьев. Авель является первым в этом ряду.

В иудаизме встречается отличающаяся точка зрения на мотивы убийства Авеля Каином.

Убийство Авеля Каином. Собор Монреале, мозаика

Толкования истории Каина и Авеля

В православной традиции сексуальные отношения между Адамом и Евой в Раю были возможны, просто их пребывание там было, видимо, не столь долгим, чтобы у них успело появиться потомство. Они были изгнаны из Эдема раньше, чем у них появились первые дети. Иудейские богословы, напротив, опираясь на предание, считают, что Каин мог родиться ещё в Эдеме. С точки зрения А. П. Лопухина, это противоречит тексту Библии и переводу имени Каин, исполненного скорее надеждой на возвращение в Эдем, нежели присутствием в нём.

В христианстве

Апостол Павел говорит, что Авель был предпочтён Каину за веру и праведность:

Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
(Евр. 11:4)

Единодушен с ним и Апостол Иоанн, который говорит, что эти добродетели Авеля стали поводом для несправедливой зависти Каина:

Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.
(1Ин. 3:12)

Преподобный Ефрем Сирин, живший в IV веке, в толковании Книги Бытия рассуждает о поступке Каина, замечая, что целью жертвоприношения должна была явиться демонстрация Творцу благодарности со стороны приносящего. По мнению святого Ефрема Сирина, жертва Каина Господу была совершена не из любви, а из небрежения и поэтому была отвергнута:

У Каина были волы и тельцы; не было у него недостатка в зверях и птицах, чтобы принести их в жертву, но он не принес их в тот день, когда надлежало принести начатки земных плодов. И ужели был у него недостаток в класах, чтобы принести в жертву класы добрые, или в плодах древесных, чтобы избрать из них лучшие? Но он не сделал сего, хотя было то удобно; не позаботился о класах добрых, или о плодах лучших. В душе приносящего жертву не было любви к Приемлющему приношения

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя Быт. 4:9, говорит, что в вопросе всезнающего Бога «где Авель, брат твой?» содержится призыв к тому, чтобы Каин исповедал свой грех, а ответ Каина » не знаю; разве я сторож брату моему?» — свидетельство дерзкого отношения Каина к Богу и отказа раскаяться.

Каин и Авель.
Тициан, 1570-76 гг.

В иудаизме

Еврейский мудрец и философ Йосеф Альбо, живший в Испании в XIV веке трактовал причину убийства как месть за жизнь животного, принесённого в жертву Авелем. Согласно его трактовке, мотивация Каина происходила от уравнивания ценности жизни животного и человека, и мести за жизнь животного в качестве следующего логического шага.

В Аггаде образ Каина как братоубийцы трактуется шире — как неблагодарность за оказанное добро: согласно аггадическому рассказу, Авель был гораздо сильнее брата, и победил того в борьбе, однако, тронутый просьбой Каина о милости, отпустил его. После чего и был коварно убит.

Каин и Авель.
Р.Бегас, бронза, 1895;
Немецкий исторический музей

В исламе

В Коране Кабиль (араб. قابيل‎) и Хаби́ль — сыновья Адама и Хаввы (Евы). Кабиль убил своего младшего брата Хабиля из-за того, что Аллах, обязав обоих принести жертву, принял только жертву Хабиля. Чувство зависти заставило Кабиля убить своего брата и стать первым в истории человечества убийцей. История убийства Хабиля приводится в Коране, но имена братьев в нём не указаны.

Прочти им истинный рассказ о двух сыновьях Адама. Вот они оба принесли жертву, и она была принята от одного из них и была не принята от другого. Он сказал: «Я непременно убью тебя». Он ответил: «Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных. Если ты протянешь ко мне руку, чтобы убить меня, я все равно не протяну руки, чтобы убить тебя. Воистину, я боюсь Аллаха, Господа миров. Я хочу, чтобы ты вернулся с моим грехом и твоим грехом и оказался среди обитателей Огня. Таково воздаяние беззаконникам». Душа подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток. Аллах послал ворона, который стал разгребать землю, чтобы показать ему, как спрятать труп его брата. Он сказал: «Горе мне! Неужели я не могу поступить, как этот ворон, и спрятать труп моего брата?» Так он оказался одним из сожалеющих. 5:27—31 (Кулиев)

Оригинальный текст (ар.) ‎

Другие толкования

Кругосвет отмечает, что в библейском рассказе нашёл своё отражение конфликт между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим.

Лео Таксиль в своей книге «Забавная Библия» отметил, что в качестве наказания Каину было предписано «изгнание и вечное скитание по земле», однако, оно входит в противоречие с последующей биографией Каина, так как он основал город и обосновался на одном месте. Вывод основан на прочтении, которое встречается, например, в Вульгате (Каин должен был стать «vagus et profugus»), Септуагинта же не даёт повода предполагать противоречие (греч. στενων και τρεμων — стенающий и трясущийся).

Семья и потомство Каина

Жёны

Из библейских текстов имя жены Каина неизвестно, повествователь сообщает только, что переселившись к востоку от Эдема в земле Нод «познал Каин жену свою» (Быт. 4:16-17).

Вместе с тем, в постбиблейской традиции существует ряд сведений о предполагаемой жене Каина, так:

  • согласно «Книге Юбилеев» (ок. II века до н. э.), Каин взял в жёны свою сестру Аван.
  • Епифаний Кипрский в «Панарионе» со ссылкой на Книгу Юбилеев называет женой Каина Саву (Σαυή) — его старшую сестру.
  • У Димитрия Ростовского в Келейном летописце упоминается единорожденная сестра Каина Калмана.
  • Мхитар Айриванкский сообщает, что Адам и Ева «родили Каина и Климу, сестру его».

Саид-Афанди аль-Чиркави без ссылки на источники сообщает что:

  • вместе родились Кабил и Иклима;
  • всевышний повелел Адаму женить Хабила на Иклиме, ибо ей как близнецу было запрещено вступать в брак с Кабилом.
  • Элиягу Эссас:
    • со ссылкой на Дон Ицхак Абарбанеля сообщает, что жену Каина звали Кальмана.
    • со ссылкой на Талмуд, сообщает, что Каин женился на сестрах Ѓевеля (их было две).

О сёстрах Авеля:

Элиягу Эссас:

  • со ссылкой на Мидраш сообщает, что вместе с Авелем, родились две девочки. Одна из них стала женой Авеля. А вот по поводу второй — чьей женой она будет — и поспорили Каин с Авелем.
  • со ссылкой на Дон Ицхак Абарбанеля сообщает, что жену Эвеля звали Белевира.

У Димитрия Ростовского в Келейном летописце упомянута «рожденная вместе с Авелем сестра его Делвора».

Вардан Великий, сообщает, что у Адама и Евы «родились Авель и сестра его, Авелухи» (Абелухи, Абелиха).

Саид-Афанди аль-Чиркави без ссылки на источники сообщает что вместе родились Лаюса и Хабил.

Дети

Согласно Библии, в земле Нод (Быт. 4:16) у Каина родился сын Енох(Быт. 4:17).

Cогласно «Книге Юбилеев» (ок. II века до н. э.) Аван родила Каину Еноха.

В книге Яшера имя сына Каина упоминается как Хенок.

Вардан Великий:

  • называет сыновей Каина: Енох, Гаидад, Малелеил, Мафусал и Ламех.
  • и внуков Каина — сыновей Ламеха: Фовела и Ювала и сестра их Ноему.

Впоследствии

У Еноха родился сын Ирад. От Ирада родился Мехиаель (Малелеил), за ним Мафусал, а от Мафусала — Ламех (Быт. 4:18).

У Ламеха было 2 жены. Первая — Ада, от которой родились Иавал и Иувал. Вторая — Цилла, от которой родились сын Тубал-Каин и дочь Ноема. На основании параллелей в родословных Каина и Сифа и сходства или совпадение имён их потомков, рядом учёных — сторонников документальной гипотезы был сделан вывод о том, что обе родословные восходят к единому преданию, являясь разными вариантами одного списка. Потомков Каина относят к Яхвисту, а потомков Сифа — к Источникам жрецов:

  • Каин и Каинан, сын Еноса;
  • Енох, сын Каина и Енох, сын Иареда (а также, возможно, Енос, сын Сифа);
  • Ирад, сын Еноха, внук Каина, и Иаред, отец Еноха, потомок Сифа;
  • Мехиаэль, правнук Каина, и Малелеил (Маxалал’эль), правнук Сифа;
  • Мафусал, потомок Каина, и Мафусаил, потомок Сифа;
  • Ламех, сын Мафусала, потомка Каина, и Ламех, сын Мафусаила, потомка Сифа;
  • Ноема, дочь Ламеха, потомка Каина, и Ной, сын Ламеха, потомка Сифа.

Эта точка зрения отклоняется религиозными деятелями.

От Адама до Ноя
Адам Ева
Каин Авель Сиф
Енох Енос
Ирад Каинан
Мехиаэль Малелеил
Мафусал Иаред
Ада Ламех Цилла Енох
Иувал Иавал Тубал-Каин Ноема Мафусаил
Ламех
Ной
Сим Хам Иафет

Примечания

  1. Мидраш «Pirka D’Rabbi Eliezer (Пирке рабби Елиэзер)» (гл. 21, 32а)
  2. Папазян, А. А., 1987, Оригинальный текст (рус.) Библейский текст легенды о К. и Авеле очень краток и труден для понимания. Этим отчасти вызвано обилие толкований в послебиблейской литературе. Мотив искушения Евы змеем (Быт. 3, см. „Грехопадение“), отождествляемым в послебиблейской и христианской литературе с сатаной, лежит, вероятно, в основе предания о зачатии К. от сатаны. Это предание известно у отцов церкви (Епифаний, Иреней, Тертуллиан) и в мидрашах (Пиркэ де р. Элиэзер 32а). .
  3. Епифаний Кипрский Панарион. Против архонтиков, двадцатой и сороковой ереси (гл. 5) Оригинальный текст (рус.) И снова другой миф говорят еретики: утверждают, что диавол, пришедши к Еве, имел общение с нею как муж с женой, и она родила от него Каина и Авеля. Посему, говорят, восстал один на другого по ревности, которую имели между собой, не потому, что Авель благоугодил Богу, как сказует истина, а напротив того, еретики говорят о сем другое вымышленное слово. Поскольку, говорят, оба брата любили собственную свою сестру, то из-за этого Каин восстал на Авеля и убил его: ибо, как я и прежде сказал, архонтики говорят, будто Каин и Авель родились от семени диавола.
  4. Тертуллиан О плоти Христа (гл. 17) Оригинальный текст (рус.) „Но Ева тогда не зачала во чреве своем от слова дьявола“. — Нет, зачала. Ибо с тех пор слово дьявола было для неё семенем, чтобы рождала отвергнутое и рождала в скорби.
  5. Окаянный // Этимологический словарь Крылова.
  6. 1 2 3 Каин и Авель // Кругосвет
  7. см. Убийство Авеля Каином#В иудаизме
  8. Толковая Библия Лопухина // lopbible.ru.
  9. Преподобный Ефрем Сирин Толкование на книгу Бытия // rusbible.ru.
  10. Иоанн Златоуст Беседы на книгу Бытия, 19 // azbyka.ru.
  11. Йосеф Альбо (1380—1444) — ученик Крескаса // Пути к истине от RIN.RU.
  12. Каин, Гитлер и Вегетарианство Архивная копия от 20 апреля 2009 на Wayback Machine // jewish.ru.
  13. Али-заде, 2007.
  14. Лео Таксиль. Забавная Библия
  15. Раши. Комментарий к книге Берешит
  16. (Юб. 4:9), s:Книга_Юбилеев/Книги_I—X#IV, абзац 2
  17. ((нач. 374/375); Епифаний, Панарион, Contra Sethianos, 6); s:На_восемьдесят_ересей_Панарий,_или_Ковчег_(Епифаний/неуказанный_переводчик)/1#О_сифиянах,_девятнадцатой,_а_по_общему_порядку_тридцать_девятой,_ереси, Глава 6
  18. Дмитрий Ростовский, Келейный летописец, Глава 9, абзац 17
  19. ХРОНОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ, второй труд, абзац 1
  20. Саид-Афанди аль-Чиркави. История пророков / Саид-афанди аль-чиркави. Пер. с аварского яз. книги “къисасуль анбияъ”. в двух томах.. — 4-е издание, исправленное и дополненное. — Махачкала: Нуруль иршад, 2010. — Т. 1. — 361 с. — ISBN 978-5-903593-12-5., с.30-31
  21. (Испания, затем — Италия, 15-й век)
  22. без указания произведения
  23. https://evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q345.htm
  24. трактат Иевамот (первая книга Нашима), лист 62
  25. https://evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q109.htm
  26. Берешит Раба, глава 22; издание русскоязычного перевода, Перевод с иврита Я. Синичкин, А. Членова, 2012 г
  27. https://evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q345.htm
  28. (Испания, затем — Италия, 15-й век)
  29. без указания произведения
  30. https://evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q345.htm
  31. Дмитрий Ростовский, Келейный летописец, Глава 9, абзац 6
  32. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ, абзац 15
  33. у Мхитара Айриванкского, ХРОНОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ, второй труд, абзац 1
  34. по мнению К. Патканова, переводчика Хронографической истории, ХРОНОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ, второй труд, примечание 84, со ссылкой на Самуила Анеци и Михаила Асори
  35. Саид-Афанди аль-Чиркави. История пророков / Саид-афанди аль-чиркави. Пер. с аварского яз. книги “къисасуль анбияъ”. в двух томах.. — 4-е издание, исправленное и дополненное. — Махачкала: Нуруль иршад, 2010. — Т. 1. — 361 с. — ISBN 978-5-903593-12-5., с.30-31
  36. (Юб. 4:9), s:Книга_Юбилеев/Книги_I—X#IV, абзац 2
  37. КНИГА ЯШЕРА (ПРАВЕДНОГО), Глава 1, Абзац 35
  38. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ, абзац 16
  39. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ, абзац 17
  40. Lamech (англ.). www.jewishvirtuallibrary.org. Дата обращения 10 января 2018.

Каин в Викицитатнике

Каин в Викитеке

Каин на Викискладе

Завязка конфликта

Адам и Ева, вернувшись из рая на обычную землю, были вынуждены начать трудиться, чтобы им было что поесть и во что одеться. У них родились сыновья — Каин и Авель. Каждый из них избрал свой путь. Каин стал заниматься возделыванием земли и выращиванием растений, а Авелю пришлось по душе занятие скотоводством, он стал простым пастухом.

Оба эти человека были набожными, и хотели угодить Богу. Чтобы задобрить Всевышнего и сыскать его благоволение, они приносили ему жертвы. Во время одного из таких жертвоприношений Каин развел небольшой костер и положил в него вязанку колосьев. Авель же развел другой костер, заколол самого упитанного ягненка и так же положил его на огонь.

Но Бог принял только жертву младшего брата Авеля, так как он был благочестивым и добрым человеком. Он искренне верил в Господа и молился с чистой душой. Старший же брат Каин был не замечен Богом, потому что Всевышний увидел лживость его молитвы и преподношения. Каин приносил жертву лишь потому, что так надо, а не от сердца.

Увидев, что Авель более удачлив, горделивый Каин возмутился таким положением дел. Его переполняли злоба и зависть. Он стал ненавидеть своего родного брата. Господь пытался внушить ему другие мысли и смягчить сердце, но он остался непреклонен. Господь в прямом смысле говорил ему, что человек, затеявший дурное, совершает грех.

Но Каин уже был на пути к братоубийству. Он позвал Авеля в поле и хладнокровно лишил его жизни. Никакие слезы и мольбы жертвы, никакие мысли о том, что он принесет горе своим же родителям, не остановили убийцу.

Другие теории убийства

  1. По одной из версий, яблоком раздора стала женщина. Несмотря на то, что Библия говорит только о 4 людях, живших на тот момент, считается, что у братьев были еще сёстры. Одна из них — Аван — нравилась обоим братьям, и они никак не могли поделить ее. Эта теория появилась вследствие того, что именно Каин женился впоследствии на этой женщине, основал новый город и родил сына.
  2. Другая теория считает это убийство непреднамеренным. В исламе говорят о том, что однажды в ярости Каин схватил Авеля за грудки и спросил Господа: «Что мне сделать с ним?» В это время рядом находился дьявол, который прошептал ему: «Убей!» Сам того не желая, брат убил Авеля.
  3. Философ Йосеф Альбо выдвигает свою версию случившегося. Он говорит, что Каин не мог простить Авелю того, что он убивает невинных животных. Из-за этого у них разгорелся скандал, итогом которого стала смерть.
  4. Талмудические книги говорят о том, что между братьями произошла битва, где победителем оказался Авель. Желая отомстить за свое поражение, Каин пошел на убийство.

Но всё же основной версией в духовной литературе считается именно первая. Каин был наделен такими пороками, как злоба, равнодушие, ненависть, гнев и жестокость, поэтому он и совершил убийство кровного брата.

Финал истории

Каин был наказан по своим заслугам. Всю жизнь он жил вдалеке от своих родных, но и там не находил себе покоя. Как только он закрывал глаза, пред ним возникал образ его брата Авеля в луже крови. Совесть мучила его постоянно, он пугался любого шороха. Как только с дерева слетал листочек, Каин в панике бросался бежать.

Тем не менее он продолжил свое любимое дело — обрабатывать землю. Это стало отправной точкой нового поколения земледельцев.

Ева всю оставшуюся жизнь горевала и плакала по убиенному сыну. Вначале никто не осмеливался сказать ей всю правду о сыновьях, но дьявол принес ей эту страшную весть и поведал всё в подробностях. Именно отсюда идет самое тяжелое горе в мире — смерть родного человека. Но Господь всё же сжалился над несчастной матерью и послал ей нового сыночка, которого назвали Сиф, что значит «основание». Это символизирует начало нового мира, в котором не должно быть злости, равнодушия и убийств.

Жизнь человеческая дарована Богом, и никто не вправе отнимать ее у человека.

Независимо от того, за что Каин убил Авеля, имя Каина стало нарицательным. Именно оно обозначает человека — убийцу, подлеца и грешника. Чтобы распознать его, достаточно посмотреть на лицо, поникшее и искаженное злостью. Великим было его преступление и достойным явилось наказание.

ева

мать Каина и Авеля

Альтернативные описания

• жена Адама

• женское имя: (древнееврейское) буквально: жизнь

• женщина, не знавшая ни одного средства передвижения

• опера чешского композитора Йозефа Богуслава Ферстера

• первая женщина

• получилась из ребра

• поэма французский поэта Шарля Пеги

• праматерь человечества

• райская жертва «змия искусителя»

• роман Д. Х. Чейза

• современная Золушка в исполнении Амалии Мордвиновой

• она не имела себе равных

• мать Каина

• любовница Гитлера

• мать Каина, Авеля и Сифа

• роман американского писателя Эптона Синклера «С любовью, …»

• название города Джидда — «второй столицы» Саудовской Аравии — переводится как «бабушка», а кто, согласно легенде, похоронен в Джидде?

• персонаж оперетты австрийского композитора Карла Миллекера «Нищий студент»

• комедия датского драматурга К. Абелля «… отбывает детскую повинность»

• что явилось результатом первой описанной в литературе операции с применением наркоза?

• райская любительница яблок

• «райская» женщина

• ожившее ребро Адама

• дама, чье любопытство стоило нам потерянного рая

• матери у нее нет, а ее отец — муж

• изгнанница из Эдема

• имя певицы Польны

• имя чешской топ-модели Герциговой

• имя солистки группы «Гости из будущего»

• женщина, не имевшая себе равных

• жена из ребра

• библейская жена

• дама для Адама

• первая леди Третьего Рейха

• женское имя

• значение женского имени (древнееврейское) буквально: жизнь

• имя жены Адольфа Гитлера

• рассказ американского писателя Чейза

• одушевленный результат божественной резьбы по кости

• супруга Адама

• первая из неустоявших перед искушением

• первый дегустатор яблока

• родилась в Эдеме

• жена первого человека

• дама Адама

• из ребра Адама

• жила в Эдеме

• скрасила жизнь Адаму

• жертва Змия

• вкусила яблочко в Эдеме

• адамова жена

• «яблочная» грешница

• дама из ребра Адама

• вкусила — согрешила

• миссис мистера Адама

• браун или Польна

• сотворенная после Адама

• совершившая грехопадение

• герцигова

• второй человек на Земле

• искушенная Змеем

• мама Каина

• «сделана» из ребра Адама

• жительница Эдема

• первая из искушенных

• вкусившая запретный плод

• первая роженица

• первая женщина на Земле

• сорвала запретный плод

• женщина из Эдема

• праматерь

• кто первым съел яблоко?

• имя любовницы Гитлера

• певица … Польна

• считала мужу ребра (анекдот)

• актриса Лонгория

• из ребра сотворена

• подарок Адаму

• мать всех грешниц

• мама первого убийцы

• самая первая леди

• первая из дам

• дама, вкусившая яблоко

• первая из любопытных

• актриса Мендес

• лишенная бессмертия

• считала мужу ребра (анекд.)

• вторая после Лилит

• актриса Грин

• адам

• жертва змея-искусителя

• женщина без пупка

• соперница Лилит (библ.)

• бывшее ребро Адама

• ее имя означает «жизнь»

• жена Адама (библ.)

• нагрешившая в раю

• матери у нее нет, а ее отецмуж

• «вторая половина» Адама

• каин

• согрешившая в раю

• первая дама на Земле

• самая первая на Земле супруга

• фонтан Петергофа

• адамова половина

• актриса Авеева

• первая потребительница яблок

• польна

• райский клон реловека

• «реберная леди»

• дама, при жизни побывавшая в раю

• библейская изгнанница из рая

• авеева

• реберная выходка Адама

• дама, рожденная Адамом

• имя первой женщины

• браун, подруга Гитлера

• слабый пол в Эдеме

• реберное адамово производное

• первая грешница на Земле

• райская изгнанница

• имя первой грешницы

• жертва эдемского змия

• испортила райскую жизнь

• та, что съела запретный плод

• робот из мультфильма «ВАЛЛ-И»

• женское имя, рифмующееся с девой

• имя подруги Гитлера

• женщина, сотворенная Богом

• евочка, ставшая взрослой

• браун, любовница Гитлера

• самая первая грешница

• дама, после рая попавшая на землю

• имя жены Адама

• стихотворение Пастернака

• женщина Гитлера

• роман Верги

• адамова супруга

• любовь первого человека

• первая падшая женщина

• Женское имя (др. евр. жизнь)

• Библейская первая женщина

• В Библии первая женщина, жена Адама, сотворенная богом из его ребра

• Дама, чье любопытство стоило нам потерянного рая

• «Вторая половина» Адама

• «Райская» женщина

• «Реберная леди»

• «Сделана» из ребра Адама

• ‘Яблочная’ грешница

• … Польна

• вкусила — согрешила

• ее имя означает «жизнь»

• имя солистки группы «Гости из будущего»

• кто первым съел яблоко

• матери у нее нет, а ее отец — муж

• митохондриальная …

• название города Джидда — «второй столицы» Саудовской Аравии — переводится как «бабушка», а кто, согласно легенде, похоронен в Джидде

• персонаж оперетты австрийского композитора Карла Миллекера «Нищий студент»

• подруга Гитлера по имени

• робот из мультфильма «ВАЛЛ-И»

• роман американского писателя Эптона Синклера «С любовью, …»

• слаб. пол в Эдеме

• что явилось результатом первой описанной в литературе операции с применением наркоза

• эва (млрс. аува, немецк. o weh), восклицанье изумленья, а иногда и указанья: вот где, там или тут. Эва, что сделал! Ева где лежит, во! Евася, евоно, погляди-ка

• певица Польна

• анаграмма к слову «аве»

• её выселили из рая

• анаграмма к слову «аве»

• ее выселили из рая

• перевёрнутое «Аве»

• самый первый клон человека

Откуда жены у Каина и Сифа?

Вопрос читателя:

Читаю Книгу Бытия, возник вопрос о семьях детей прародителей Адама и Евы – Каина и Сифа. Не очень ясно происхождение жён:
– сотворены Господом для продолжения рода человеческого?
– взяты сынами первородителей Адама и Евы из иных нечеловеческих племён?
Как об этом отвечать вопрошающим меня моим домашним?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! В Библии ничего не говорится о том, откуда появилась жена Каина, просто констатируется факт, что Каин ее познал. Об этом задумывался и святитель Иоанн Златоуст, и вот что он пишет: “Но, может быть, спросит кто: как это, когда Писание нигде не упоминает о другой женщине, Каин имел жену? Не удивляйся этому, возлюбленный: божественное Писание нигде не делает точного исчисления женского пола, но, избегая всего излишнего, вкратце упоминает о мужах, и то не о всех; да и о них очень кратко повествует нам, напр., что такой-то родил сыновей и дочерей, и умер. И в настоящем случае можно полагать, что Ева после Каина и Авеля родила дочь, которую Каин и взял себе в жену. Так как это было вначале, а между тем роду человеческому нужно было размножаться, то и позволено было жениться на сестрах”. О том, что женой Каину стала его сестра, говорит и блаженный Феодорит Кирский.

О Каине подробнее читайте в материалах журнала “Фома”:

Кто такой Каин в Библии?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *