Крест на голгофе

Крест нательный — «Голгофский крест. Молитва Кресту» (старообрядческий) — арт. КС109

Наш крест вопроизводит широко бытующий в старообрядческой Церкви тип нательного креста, возникший на Руси в XVII веке.

Его характерными признаками являются простая четырехконечная форма с прямыми балками, где вертикальная балка длинней горизонтальной, и неподвижное округлое оглавие с двухярусной пирамидкой.

Центральным и главным элементом композиции лицевой стороны является восьмиконечный крест — образ Честного и Животворящего Креста Господня, установленного на горе Голгофе. Внутри горы изображен череп, обозначающий главу Адама, т.к. по преданию останки Адама были захоронены в этом месте. Кроме того, таким образом отмечается связь Христа и Адама. Отцы Церкви называют Христа Новым Адамом, искупившим первородный грех и открывшим человеку путь к жизни вечной. По бокам Голгофского Креста изображены орудия страстей — копие и трость с губкой. Им наряду с Крестом оказывается поклонение, поэтому копие и трость неизменно присутствуют на всех нательных старообрядческих крестах, составляя единую ком­позицию с восьми­конечным крестом и Голгофой. По мнению, бытующему в старообрядческой среде, образ Спасителя нельзя изображать на нательных крестах, т.к. крест не дозволяется снимать никогда, а в то же время человеку приходится бывать в таких местах, куда образ Спасителя вносить непристойно.

На свободном поле креста имеются традиционные надписи, носящие вероучительный и прославляющий характер. В верхней части креста — Црь слвы (Царь Славы), надпись, появившаяся на византийских крестах не позднее XII в. (ΒΑΣΙΛΥΣ ΤΗΕ ΔΟΞΗΣ), антоним ироничной Пилатовой надписи, говорящая о Вознесении Господа во Славе. На краях горизонтальной балки – I&С Х&С (Исус* Христос), утверждающая обетованное Ветхим Заветом мессианство Спасителя. Вдоль горизонтальной балки – НИКА (Победитель), напоминающая о победе Христа над адом и смертью.

Надпись I&С Х&С НИКА была впервые написана на крестах, изготовленных по приказу императора Константина сразу после обретения Честного и Животворящего Креста Господня царицей Еленой.

Стоит отдельно остановиться на значении восьмиконечного креста, о котором в истории послереформенной Церкви было столько споров, и который сегодня не только особо почитаем у старообрядцев, но и является символом всей Русской Православной Церкви.

Восьмиконечный крест как изображение орудия казни Спасителя встречается в церковном искусстве с IX в. А к XVI в. на Руси образ Голгофского Креста стал преимущественно восьмиконечным. Такая графическая форма, сложившаяся на протяжении веков, является наилучшим духовным образом истинного креста Господня — символом Жертвы и Победы Спасителя. Восьмиконечная форма в свою очередь состоит из трех частей — непосредственно четырехконечного креста и двух дополнительных горизонтальных перекладин вверху и внизу.

Четырехконечный крест графически повторяет фигуру распятого Спасителя, «Который сотворил и содержит все горнее и дольнее, Который соединил горнее с земным, свыше нисшел на землю, и потом с земли вознесся на небо; в Себе Самом все соединил и к Себе призвал все концы земли».

Верхняя перекладина обозначает Пилатову титлу, упомянутую во всех четырех Евангелиях. Но сама Пилатова надпись мнимой вины Спасителя «Исус Назарянин – Царь Иудейский» до XVI в. на крестах не употреблялась, т.к. ее ложное содержание и глумливый характер были не совместимы с поклонением Кресту. Вместо нее писалась истинная титла Спасителя «Исус Христос Царь Славы», а чаще просто сокращенное имя Господа I&С Х&С. Ведь титлами (titulus — лат.) в римской традиции называли «платы, означавшие царскую власть с изображением императоров или написанием их имени».

На русских крестах Пилатова надпись на титле в виде славянской аббревиатуры I.Н.Ц.I. появляется с XVII в. и обычно присутствует только совместно с фигурой распятого Христа. Впрочем, на самих восьмиконечных крестах без Распятия надписи не изображаются, а пишутся рядом.

Таким образом, верхняя перекладина, венчая крест, обозначает истинное достоинство Спасителя в соответствии с находящимися рядом надписями.

Нижняя перекладина обозначает подножие. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится и достоверных археологических данных о его существовании нет, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятии с древних времен.

Большинство исследователей считает, что подножие, согласно византийскому церемониалу, означает величие изображаемого лица. Оно показывает Крест как престол Христа, как царя, Царя Славы. Кроме того Крест воспринимается и как жертвенник, непременным атрибутом которого является подножие. Таким образом, подножие на кресте показывает распятого Христа не только как жертву, но и как Первосвященника, ее приносящего. Подтверждения этих значений подножия мы находим во многих книгах Священного Писания (Ис.60.13; Пс.98,5; Пс.131,7; Мф.22,44; Евр.10,12 — 13). Учитывая такое важное значение подножия, часто подножием называется и сам Крест, а не только его отдельная часть.

В контексте этих значений подножие на древних крестах имело объемную кубическую форму, иногда украшалось орнаментом и было сходно с подножием, изображаемым на иконах у престола Вседержителя. Напомним, что и фигура распятого Христа в те времена имела черты царского достоинства. Со временем (c IX в.) объемное подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах XVI–XVII вв. она стала изображаться скошенной правым концом вверх. Подножие такой формы полюбилось и утвердилось в русском иконописании и приобрело новое символическое значение – «мерило праведное». Скошенное подножие на кресте напоминает нам о двух разбойниках, распятых по сторонам Христа, и обозначает коромысло весов Страшного Суда. Один конец опущен вниз под тяжестью грехов нераскаявшегося, низводя его в ад, а другой, освобожденный покаянием благоразумного разбойника, поднят вверх, вознося его, согласно обетованию Спасителя, в рай. Тем самым символически выделяется значение покаяния как пути к спасению.

Кроме того напоминание о распятых разбойниках воссоздает полную картину Распятия с тремя крестами, важное символическое значение такой композиции — показ восстановления утраченного рая с двумя деревьями в центре. И тогда Крест Христов — образ Древа Жизни, а кресты разбойников олицетворяют дуализм древа познания добра и зла. Возможно, что, объединяя в себе символизм райских древ, восьмиконечный крест с косым подножием и становится «Трисоставным честным древом», воспетым в каноне Честному и Животворящему Кресту (песнь 8-я).

На оборотной стороне нашего креста помещен текст молитвы Честному и Животворящему Кресту в дореформенном написании: Да воскреснетъ богъ, и разыдутся врази его, и да бежaтъ от лица его ненавидящіи его: яко исчезaетъ дымъ, да исчeзнутъ, яко тaетъ воскъ от лица огня, тaко да погибнутъ беси от лица любящихъ бога и знa…

*Такое написание имени Христова исполь­зовалось до церковной ре­фор­мы 1651-1685 гг., а по сей день принято в Старообрядческой Церкви.

Наш крест может исполняться в серебре с чернением и фрагментар­ным золочением (Арт. КС109) или украшаться горячей эмалью различных цветов (Арт. КС109/1).

Серебро, позолота

Какой нательный крест является правильным?

Какой нательный крест является правильным? Допустимо ли ношение нательного креста с изображением Спасителя?

Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.

Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.

Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Также и Крест Господень изображался символически.

Позднее, в связи с обретением подлинного Честнаго и Животворящаго Креста Господня св. царицей Еленой, осьмиконечная форма креста начинает изображаться все чаще. Это нашло отражение и в нательных крестах. Но четвероконечие не исчезло: как правило, осьмиконечный крест изображался внутри четвероконечного. Для того, чтобы напоминать нам о том, что значит для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с черепом (главой Адама) у основания. Рядом с ним обычно можно видеть орудия страстей Господних – копие и трость. Поясняющая надпись гласит: “Царь Славы Исус Христос Сын Божии”. Часто добавляется надпись “НИКА” (греческое слово, означает победу Христа над смертью). Отдельные буквы, могущие быть на нательных крестах, означают “К” — копие, “Т” — трость, “ГГ” — гора Голгофа, “ГА” — глава Адама. “МЛРБ” — место лобное рай бысть (то есть: на месте казни Христа некогда был насажден Рай).

Изображение Распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось совсем недавно (по крайней мере, после XVII века). Нательные кресты с изображением Распятия неканоничны, поскольку изображение Распятия превращает нательный крест в икону, а икона предназначена для непосредственного восприятия и молитвы. Ношение иконы в скрытом от глаз виде таит в себе опасность использования ее не по назначению, а именно как магический амулет или оберег. Крест – это символ, а Распятие – это образ. Священник носит крест с Распятием, но он носит его видимым образом, так что все видят этот образ и вдохновляются на молитву, вдохновляются на определенное отношение к священнику. Священство – это образ Христов. А нательный крест, который мы носим под одеждой, есть символ, и Распятия там быть не должно.

Одно из древних правил святого Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон, гласит: «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года». Как видим, древние отцы очень строго следили за правильным отношением к иконе, к образу. Они стояли на страже чистоты Православия, всячески ограждая его от язычества.
К 17 веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту («Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…»), или только первые слова.
Существует внешнее различие между “женскими” и “мужскими” крестами. “Женский” нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг “женского” креста растительным орнаментом изображается “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего” (Пс., 127, 3).

Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетенной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила).

(частично взято из «Старообрядчество в России. Энциклопедический иллюстрированный словарь. – М., 2005»)

Где прошла Тайная вечеря?

В наше время в Иерусалиме показывают примерное место Тайной вечери, которое носит название Сионской горницы. Она представляет собой остатки церкви, построенной около XIV века францисканцами и впоследствии переделанной арабами в мечеть. Поэтому мы должны понимать, что нынешняя Сионская горница не является тем самым помещением, в котором проходила Тайная Вечеря. Более того, само местоположение дома, описанного в Евангелиях, мы можем установить только примерно.

Сионская горница

В настоящее время под Сионской горницей находится синагога, в которой показывают гробницу царя Давида. Если это действительно та самая гробница, то становятся понятны слова апостола Петра, сказанные в день Пятидесятницы: Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня (Деян 2:29).

В этот день апостолы собрались в том же месте, где совершалась Тайная вечеря, а им по преданию являлся дом апостола Марка. Апостол Петр как будто указывает на гробницу. В таком случае действительно Сионская горница может быть связана с гробницей царя Давида, поскольку по преданию семья апостола Иоанна Марка была хранительницей гробницы царя Давида.

Где Христос шел на Голгофу?

Фото Владимира Ештокина

Наибольшие вопросы с археологической точки зрения вызывает так называемый Скорбный Путь Господа, или Via Dolorosa, по которому многочисленные христианские паломники проходят от Гефсимании до храма Гроба Господня.

Надо понимать, что Via Dolorosa — это путь крестного хода католических паломников. Он окончательно утвердился после крестовых походов в XIV веке. Францисканцы решили, что вероятное место расположения претории Понтия Пилата — это крепость Антония. Маршрут крестного хода, который раньше проходил южнее Храмовой платформы, был перенесен ближе к крепости. Но византийские паломники ходили иначе, и этот путь был гораздо ближе к тому, что можно установить на основании данных археологии.

К такого рода памятным местам Иерусалима, как Via Dolorosa, надо относиться, как к некой иконе на местности. А икона, как известно, хотя и не передает, в отличие от портрета, изображение с доскональной точностью, тем не менее открывает путь к встрече с событием или изображенным лицом.

Где находится Голгофа и Гроб Господень?

Другой не менее серьезный вопрос, который уже не первый век волнует умы людей, — подлинность места страданий Спасителя и подлинность самого Гроба Господня. После восстания Бар Кохбы (132—135 гг.), Иерусалим был окончательно перестроен и превратился в римский город Элия Капитолина. На месте Гроба Господня и Голгофы был возведен огромный храм Афродиты. Находившаяся вне стен города Голгофа возвышалась над участком каменоломни, который был полностью засыпан и выровнен. При этом сам скалистый выступ Голгофы высотой около 5 метров стесан не был, а выходил прямо на улицу. Следовательно, когда епископ Макарий и равноапостольная царица Елена искали Крест и Гроб Господень, имелся заметный ориентир, и место не могло потеряться. Крест Господень был сброшен в водосборную цистерну, ставшую непригодной из-за трещины. Отверстие цистерны видно и сейчас в потолке над местом обретения Креста.

Место обретения Креста. Сверху – отверстие цистерны

В XIX веке английский генерал Гордон, справедливо предполагая расположение Голгофы вне стен города, решил, что она находится совсем в другом месте. Эта теория, правда, не учитывала того, что границы Иерусалима времен Христа и границы современного города не совпадают.

Тем не менее в качестве альтернативной Голгофы была определена скала, расположенная севернее Иерусалима, напоминающая по форме череп, с двумя могилами внутри. Это место известно как Садовая могила.

Таким образом, в настоящее время традиционные конфессии, а именно: православные, католики, армяне, сирийцы и эфиопы — считают подлинным нынешнее местоположение Гроба Господня, в то время как «альтернативная» Голгофа является местом сбора различных протестантских групп: англикан, баптистов и других христианских конфессий.

В этом плане представляют большой интерес раскопки, произведенные начальником русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандритом Антонином (Капустиным). На участке, где ныне находится наше Александровское подворье, было найдено основание стены и ворота времен Ирода. Именно здесь Спаситель должен был пройти на Голгофу.

Другим аргументом, подтверждающим подлинность Гроба Господня, являются исследования самой гробницы. Из Евангелия мы знаем, что Христа положили в гроб новый, в котором еще никто не был положен (Ин 19:41).

Гроб Господень

Гроб Господень имеет только одну нишу с ложем, в которую можно было положить тело усопшего. Традиционные же усыпальницы имели несколько боковых ниш, в которые клались тела умерших. Примерно через год кости человека забирали, омывали розовой водой и складывали в особый ящичек (оссуарий).

Почему же гробница Спасителя такая маленькая, с одним ложем? Небольшой размер гробницы, свидетельствует как раз о том, что она была новая, а значит, использовалась в первый и единственный раз. Тот факт, что гробница, в которой был положен Господь, в дальнейшем не разрабатывалась, говорит о том, что ее владелец не дерзнул хоронить в ней кого-либо еще. Гробница Иосифа Аримафейского, владельца гробницы, устроившего погребение Спасителя, расположена рядом.

Святая Земля. Часть 24. Голгофа и Гроб Господень

Перед храмом Гроба Господня оказываешься совершенно неожиданно. Минуешь тесноту и шум торговой улицы, протискиваешься в узенькую калитку, и вдруг – ты перед воротами, к которым стремился всей душой, и в то же время совершенно не готов здесь оказаться.

Первое, что поражает – крошечные размеры площади. Когда в Великую Субботу видишь по телевизору эту площадь, запруженную народом, то кажется, что тут огромные пространства; на самом же деле постройки христианского квартала плотно обступили храм, не давая возможности составить сколько-нибудь полное представление о его архитектурных формах.
Днем здесь толпятся туристы и паломники из самых разных уголков планеты; гиды добросовестно выполняют свою работу; поэтому и перед храмом, и внутри трудно достичь молитвенного сосредоточения. Но мы впервые пришли сюда в полночь, когда тут не было пестрой толчеи, и обошли храм благоговейно, внимательно и неспешно.

Подробнее на устройстве храма мы остановимся в следующей главе, а сейчас обратимся к тому месту, где закончился Крестный путь Спасителя.
«И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа»
(Иоан.19:17)
С площади, правее входа в храм ступени ведут на Святую Голгофу; этим входом не пользуются уже несколько веков. Считается, что именно здесь Мария Египетская пыталась войти в храм в праздник Воздвижения Креста Господня, но невидимая сила не допускала ее. Наверху находится греческая капелла преподобной Марии Египетской.

Ступени на Святую Голгофу
Подъем на Голгофу находится у самых дверей Храма. Скала Голгофы возвышалась над землей на 3 метра; на нынешнюю Голгофу ведут 17 ступеней. Это как бы верхний храм, разделенный массивными пилонами на две части.

Вид на Голгофу от входа в Храм
В глубине северной, греческой части высится Распятие с предстоящими; перед ним – открытый престол на колонках. Под престолом обложено серебром отверстие в природной скале, в которое был водружен Крест Христов. Вокруг престола под стеклом открыто видна скала Голгофы.

Общий вид храма на Святой Голгофе

Распятие и престол на Святой Голгофе. Фото с сайта РДМ
Нет ни иконостаса, ни Царских Врат; слева от престола находится жертвенник, где священник перед началом Литургии совершает проскомидию на виду у молящихся. Литургия на Голгофе служится в полночь, совместно с греками нередко служат и русские священники.


В южной (правой) части Голгофы находится католическая капелла с алтарем Пригвождения ко Кресту.
Католическая капелла на Святой Голгофе
Под алтарем Святой Голгофы, в нижнем уровне находится часовня Адама. По преданию, под Голгофой был захоронен праотец Адам, и Кровь Спасителя, стекавшая по Кресту, омыла прах прародителя; поэтому часто под скульптурным или иконописным Распятием изображают череп и кости.
Часовня Адама и расщелина в скале Голгофы
«Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий».
(Матф.27:50-51,54)
Расщелину, образовавшуюся при землетрясении, можно наблюдать через стеклянное окно в глубине часовни, где стоит престол во имя праведного Мелхиседека. Часть скалы открыта также в круговой галерее храма, у северу от часовни Адама.
Часть скалы Голгофы, видимая в нижнем уровне храма
«Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых».
(Матф.27:55,56)
Место стояния святых Жен
Место стояния святых Жен обозначено каменной сенью напротив Голгофы, к западу.
Игумен Даниил в своем знаменитом «Хождении» в начале XII века указывает иное место стояния святых Жен: «Тут стояли и многие другие и издали смотрели: Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия, здесь же стояли все, которые пришли из Галилеи с Иоанном и с матерью Иисуса, стояли все известные друзья Иисуса, смотрели издали, как пророк предсказывал: «Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа. И ближнии мои отдалече мене сташа». (Пс.37:12,13) И это место находится далее от распятия Христа, примерно на полтораста сажен (300 метров) к западу от Распятия, название места тому Спудий, которое переводится «Тщание Богородично». На этом месте ныне монастырь стоит и церковь во имя Богородицы, со стрельчатым верхом».
Вид на Голгофу от места, где стояли святые Жены
В наши дни это место указывается внутри храма Гроба Господня, значительно ближе к Голгофе (не далее 50 метров).
«После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.
Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.
Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи».
(Иоан.19:38-40)
Входя в Храм, сразу оказываешься перед Камнем Помазания, на котором лежало Пречистое Тело Господа после снятия с Креста. Камень накрыт плоской мраморной плитой, источающей миро и несказанно благоухающей. Над Камнем горит восемь больших лампад. Всякий входящий в храм в первую очередь прикладывается к Камню Помазания.
Мраморная плита, покрывающая Камень Помазания
Камень Помазания; позади него справа видны ступени, ведущие на Голгофу
Следуя от Камня Помазания влево под арку колонн, оказываемся в большой круглой ротонде, посреди которой высится пещера Гроба Господня, обращенная в мраморную часовню – Кувуклия. Здесь хранится величайшая Святыня мира, отсюда воссияло Христово Воскресение!
«На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко».
(Иоан.19:41-42)
Кувуклия имеет два придела: придел Ангела, сидевшего на гробовом камне (часть этого камня вмонтирована в вазу из мрамора, стоящую посреди придела), и сама гробница Христова, куда ведет низкий вход.
Свечи у стен Кувуклии
Описание, составленное игуменом Даниилом, подробно указывает размеры Гроба Господня: «Гроб Господень высечен в каменной стене, наподобие небольшой пещерки, с малыми дверцами, как можно человеку влезть на коленях, склоняясь. Пещера квадратна, четыре локтя в длину и четыре в ширину. И как влезешь малыми дверцами в эту малую пещеру, то на правой стороне будет небольшая лавка, высеченная из того же пещерного камня. И на той лавке лежало Тело Иисуса Христа. Ныне эта лавка святая, покрыта мраморными плитами. В стороне проделаны три круглых оконца, и в эти оконца виден святой камень, и тут поклоняются все христиане.
Висят у гроба Господня пять больших лампад с маслом, и горят они непрестанно днем и ночью. Лавка же, где лежало Тело Христово, в длину четыре локтя, а в ширину два локтя, вышина ее пол-локтя. Перед пещерными дверями лежит камень, в трех шагах от пещерных дверей. На этом камне Ангел сидящий явился Женам и принес им благую весть о Воскресении Христа».
«И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег».
(Матф.28:2,3)
Вход в пещеру Гроба Господня
Лампады над входом в Кувуклию
Здесь совершаются ежесуточно три Литургии – православная, армянская и католическая, причем святое Ложе служит и жертвенником, и престолом.
Снаружи Кувуклия представляет собой прямоугольную часовню из розового мрамора, с 16-ю пилястрами. С запада к ней вплотную примыкает малый придел, принадлежащий коптам.
Коптский придел, примыкающий к Кувуклии
Лампады перед Кувуклией
При оформлении статьи использованы фотографии с сайта Фото Иерусалима и собственные фотографии автора.

Святая Земля. Оглавление:

Хеврон. Мамврийский дуб ; Хайфа и гора Кармил; дом Иоакима и Анны. Место Рождества Богородицы; Назарет; Горненский монастырь; Эйн Карем. Пещера Иоанна Крестителя; Вифлеем; Поле Пастушков; Иордан; Иерихон. Гора Искушений; Кана Галилейская; Генисаретское озеро. Капернаум; рыба апостола Петра; Магдала и гора Блаженств; гора Фавор и долина Изреель; вода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальни; Вифания. Гробница Лазаря; Горница Тайной Вечери. Гефсимания; Гефсимания. Монастырь Марии Магдалины; Крестный путь Спасителя; порог Судных Врат; Голгофа и Гроб Господень; история храма Гроба Господня; структура храма Гроба Господня; Елеонская гора – место Вознесения Господня; Яффо, Иоппия. Проповедь апостола Петра; Успение Божией Матери. Гефсиманская гробница; Лидда. Храм Георгия Победоносца; Лавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Монастырь Герасима Иорданского.

>Голгофа

Кресты-голгофы

Голгофа означает холм, гору, которая круглая, словно череп. В христианской традиции Голгофа связывалась с черепом Адама, который был похоронен именно там. Крест Голгофа — это основной символ христиан во всем мире. Богатство его изготовления и обрамления, украшательство в большинстве произведений церковного искусства указывает на историческую достоверность, а символизирует трепетное отношение к нему верующих людей, сложившееся в Христианской Церкви.

Для Церкви Крест и Гологофа являются самыми драгоценными сокровищами, с которыми не сравнятся никакие богатства всего мира.

Особую запоминающуюся красоту убранству русских церквей придает церковная мебель: это и иконостасы, и аналои, киоты, гробницы, а также столики для благословения хлебов, свечные лавки, ограждения клироса, голгофа (крест с распятием), облачения на престол и прочая церковная утварь.

Чёрная круглая пещера с точкой, которая располагается внизу — это символ горы Голгофы, на которой римляне распяли Христа, и где, по сохранившимся преданиям, появился череп Адама, чтобы омыться Божественной кровью от грехов.

Могут быть и надписи: словоНИКА, что означает победил и буквы МЛБР, которые можно расшифровать так — Место Лобное Распят Бысть (то есть лобное место, на котором был распят Иисус Христос).

Голго́фа или Кальва́рия (лобное место букв. череп; лат. Calvaria) — небольшая скала или холм, где был распят Иисус Христос. Наряду с Гробом Господним является одной из двух главных святынь христианства.

Согласно традиции, в начале I века Голгофа находилась за городскими стенами Иерусалима, на северо-запад от города. В настоящее время она является частью Храма Гроба Господня. Начиная с конца XIX века некоторые исследователи выдвигали другие версии о её местоположении.

Крест шестиконечный Русский-православный

Вопрос о причине начертания нижней перекладины наклоненной достаточно убедительно разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия. Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния.

Одному разбойнику низводимому во ад тяготою хуления, произнесенного им на Христа, он стал как бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой страшной тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: днесь со Мною будеши в раю (Лк. 23; 43), крест возносит в Царство Небесное.

Эта форма креста на Руси употреблялась издревле: к примеру, поклонный крест, устроенный в 1161 году преподобной Ефросинией княжной Полоцкой, был шестиконечным.

Шестиконечный православный крест наряду с другими использовался в Русской геральдике: например, на гербе Херсонской губернии, как поясняется в Российском гербовнике (стр. 193), изображается серебряный Русский крест (рис. 26).

Крест осмиконечный православный

Восьмиконечие — наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечном; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (…) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе, — обличал раскольников Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, кн. 2, гл. 24). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала распяли Его (Ин. 19; 18), а потом только Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте (Ин. 19; 19). Именно сначала по жребию поделили одежды Его воины распявшие же Его (Мф. 27; 35), а уж только потом поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский Мф. 27; 37

Итак, четвероконечный Крест Христов, несомый на Голгофу, который все, впавшие в беснование раскола, называют печатью антихриста, именуется в Святом Евнгелии все же крестом Его (Мф. 27; 32, Мк. 15; 21, Лк. 23; 26, Ин. 19; 17),то есть также, как и с табличкой и подножием после распятия (Ин. 19; 25). На Руси крест этой формы (рис. 27) употреблялся чаще других.

Крест терновый венец

Изображение креста с терновым венцом (рис. 29) употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней Греко-Римской традиции приведем несколько случаев его применения в позднейшие времена по источникам, что оказались под рукой. Крест с терновым венцом можно увидеть на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства (Матенадаран, М., 1991, стр. 100); на иконе Прославление Креста XII-го века из Третьяковки (В.Н.Лазарев, Новгородская иконопись, М., 1976, стр. 11); на Старицком меднолитом кресте-тельнике XIV-го века; на покровце Голгофа — монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой 1557 года; на серебряном блюде XVI-го века (Новодевичий монастырь, М., 1968, илл. 37) и т.д.

Бог сказал согрешившему Адаму, что проклята земля за тебя. Терния и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3; 17-18). А новый безгрешный Адам — Иисус Христос — добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути.

Христовы Апостолы Матфей (27; 29), Марк (15; 17) и Иоанн (19; 2) повествуют о том, что воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53; 5). Отсюда ясно, почему с тех пор венок символизирует победу и награду, начиная с книг Нового Завета: венец правды (2 Тим. 4; 8), венец славы (1 Пет. 5; 4), венец жизни (Иак. 1; 12 и Апок, 2; 10).

Крест схимнический или Голгофа

Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих.

С XI-го века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. — лобное место), где и был распят Христос. На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп, — пророчествовал Адам. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI-му веку традицию производить около изображения Голгофы следующие обозначения: М.Л.Р.Б. — место лобное распят бысть, Г.Г. — гора Голгофа, Г.А. — глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.

Буквы К и Т означают копие сотника Лонгина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.

Над средней перекладиной помещаются надписи: IС ХС — имя Иисуса Христа; а под ней: НИКА -Победитель; на титле или около нее надпись: СНЪ БЖIЙ — Сын Божий или аббревиатура I.Н.Ц.И. — Иисус Назорей Царь Иудейский; надписание же над титлой: ЦРЬ СЛВЫ — Царь Славы.

Такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы; три креста на парамане и пять на кукуле: на челе, на груди, на обоих плечах и на спине.

Крест Голгофа (рис. 55) также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха.

В отличие от образа креста, изображающего непосредственно Самого Распятого Христа, знамение креста передает его духовное значение, изображает его реальный смысл, но не являет сам Крест.

Крест хранитель всей вселенной, Крест красота Церкви, Крест, царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва, — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *