Когда открывается небо

Национальный кинопортал Film.ru — все о кино

Фильм начинается с религиозного диалога небесных обитателей, сводящегося в общих чертах к тому, что люди разозлили Бога, который создал им целый мир и теперь хочет забрать у них скрижали с 10 заповедями. Закадровый голос спрашивает Ангела, когда это произойдет. Ранее было упомянуто о том, что на появление на свет такого ребенка было зря потрачено 90 лет и две войны, но у людей есть своя воля, и все идет наперекосяк. Две нужные пары так и не переспали друг с другом. Так когда же появится на свет подходящий ребенок? Оказывается, что ни мать, ни отец еще не найдены. Ангел, к которому обращается женщина, говорит, что нужно двое мужчин, а иначе нельзя. Вот ему и поручают спуститься на Землю. Гавриил (Крабэй) говорит, что он раньше так делал — шепнул Марии на ухо, и все получилось. Но дама в черном говорит, что Он запретил так делать, и за ниточки надо дергать отсюда. Молодому ангелу дают задание уложиться в 17 лет, хотя он и возражает, что людьми правит Сатана. Выбор падает на людей: Онно Квиста, Макса Делиуса и Аду Бронс. На Земле 13 августа 1967 года. Сначала Ангелу надо свести мужчин вместе. Щелчок пальцами, и на земле на дне рождения богатого человека пропадает электричество. Кто-то шутит, что это конец света. Именниник обвиняет жену в измене, а потом следует эротическая сцена, скорее всего ретроспективная. Ангел уже дал команду с небес и выбранный им водитель подсаживает попутчика с дня рождения. Так «случайно» познакомились Онно Квист и Макс Делиус. Макс Делиус сказал, что работает астрономом и откроет для людей рай. На улицах волнения, протестуют против войны во Вьетнаме, и Онно с Максом попадают в полицию. В машину запихивают еще одну очень буйную девушку с рыжими волосами, называющую всех фашистами. Фильм снят с элементами комедии, но разговоры и темы вполне серьезны. Онно вспоминает, что их обоих зачали в ночь пожара в Рейхстаге. Так они узнали, что являются космическими близнецами. В магазине нот Макс знакомится с Адой Бронс, играющей на виолончели, которая с первого взгляда в него влюбляется. Все исходные и необходимые люди для зачатия найдены. А что ждет человечество? В результате непредсказумых и часто дурацких поступков людей на свет появился ребенок, плод любви Онно и Макса к Аде Бронс, которого назвали Квинтеном, и теперь от него зависит судьба этой цивилизации. Он обещает спасти Онно и спасти человечество, хотя Бог, вернув свои скрижали, предоставил мир Сатане. А от нас, людей со свободным выбором, уже ничего не зависит?
Это вторая режиссерская работа Крабэя в «Видеогиде», и все получилось у него и очень забавно, и задуматься заставляет. Теософские вопросы я оставляю в стороне, так как я в них почти ни бум-бум. Здесь каждый должен сам искать понимания. Я лично, думаю, что Господь давно забрал свои скрижали и теперь смотрит, как поведут себя люди без них, в сущности, прописных истин. Фильм длинный, но смотрится с захватывающим интересом, и актеры у Крабэя играют великолепно. (М. Иванов)

Открытие небес

Открытие небес

De ontdekking van de hemel


обложка оригинального издания

Жанр

роман

Автор

Харри Мюлиш

Язык оригинала

нидерландский

Дата первой публикации

13 октября 1992

Издательство

De Bezige Bij

Предыдущее

Элементы (1988)

Следующее

Процедура (1999)

«Открытие небес» (нидерл. De ontdekking van de hemel) — роман нидерландского писателя Харри Мюлиша, опубликованный в октябре 1992 года. Произведение, насчитывающее в оригинале 936 страниц, и часто характеризующееся как magnum opus Мюлиша, было переведено на не менее чем на 13 языков и многократно переиздано. Роман повествует о дружбе двух мужчин средних лет — астронома Макса Делиуса и лингвиста Онно Квиста, попавших в сложную жизненную ситуацию, сопровождающуюся рядом трагических событий, и заканчивающуюся возвратом каменных скрижалей с десятью заповедями на небеса. Повествование оформлено как подробный пересказ событий, отчёт, который один из ангелов отдаёт другому. Однако прямая речь с диалогом ангелов встречается лишь в начале и конце, а также между частями романа. Тот ангел, от лица которого якобы ведётся повествование, рассказывает, как он повлиял на жизнь героев романа, чтобы достичь необходимого развития событий, а также объясняет необходимость этих действий. Возврат декалога символизирует расторжение договора, заключённого между богом и человечеством от лица Моисея, как последствие того, что человечество — под влиянием Люцифера — всё больше и больше отказывается от духовной жизни в пользу современного технологичного бытия.

В своём романе «Открытие небес», Мюлиш неоднократно затрагивает темы, типичные для некоторых его произведений, и тесно связанные с его собственной биографией: как и у автора, отец Макса Делиуса австриец, сотрудничавший с нацистами во время Второй мировой войны, а мать — еврейка. Прототипом Онно стал не доживший до публикации романа близкий друг Мюлиша нидерландский шахматист и публицист Ян Доннер. Как и главные герои романа, Мюлиш был участником студенческого движения шестидесятых, и тоже бывал в те годы на Кубе. История Холокоста, эвтаназия, мифология и мистицизм сопровождают читателя на протяжении всего произведения.

Роман был удостоен множества премий, в том числе Nieuwe prijs van de Nederlandstalige literaire kritiek, Multatuliprijs и Mekka-prijs.

Сюжет

«Начало начала»

Произведение состоит из четырёх частей. В первой части, «Начало начала», Макс и Онно становятся лучшими друзьями и проводят много времени в разговорах о политике, истории и философии. В 1967 году нимфоман Макс влюбляется в молодую виолончелистку по имени Ада Бронс, но их отношения прекращаются, когда тот пытается узнать историю своих родителей. В это время, Онно влюбляется в Аду и без возражений со стороны Макса вступает с ней в серьёзные отношения. Волею судеб (или по плану ангела), все трое оказываются на революционной Кубе, где Ада должна была выступить с концертом. Однажды вечером, когда вдова одного кубинского военного соблазняет Онно, Макс и Ада проводят время на пляже. Расслабившись, они занимаются сексом, но никогда не рассказывают об этом Онно, который также сохраняет молчание о своей измене. Возвратившись в отель, Ада соблазняет Онно и спит с ним.

«Конец начала»

Вернувшись в Нидерланды, во второй части романа «Конец начала», Ада узнаёт о беременности, и, хотя понимает, что не сможет определить отца ребёнка, выходит замуж за Онно, который исходит из того, что Ада вынашивает его ребёнка. Макса терзают сомнения, но он не подаёт виду и приглашает друзей навестить его в новой обсерватории близ бывшего концлагеря в Вестерборке. Ночью, во время бури, Аде звонят из города и сообщают о том, что у её отца был сердечный приступ. Макс сразу же везёт молодожёнов в больницу, но по пути они вынуждены остановится, так как поваленное ураганом дерево перегораживает дорогу. Пока Макс и Онно под ветром и дождём пытаются сдвинуть его с места, ещё одно дерево падает на их автомобиль, переломив ждущей в нём Аде позвоночник. Скорая, прибывшая на место происшествия, увозит беременную Аду больницу, где та впадает в кому. Макс, приехавший к матери Ады, Софии Бронс, чтобы рассказать о несчастном случае, узнает о скоропостижной смерти её мужа. Оставшись переночевать у вдовы, Макс начинает с ней тайную аферу. Врачам удаётся спасти ребёнка, и Онно, углубившийся в политику и забросивший лингвистику, вынужден признаться, что без Ады он не в состоянии воспитать сына, которого назвал Квинтеном. Макс, немного успокоенный тем фактом, что Квинтен — необычайно красивый ребёнок со светлыми голубыми глазами — не похож ни на него, ни на Онно, предлагает Софии вместе воспитывать сына своего лучшего друга. Тем самым, он помогает Онно и имеет возможность продолжить свои отношения с Софией, бабушкой Квинтена.

«Начало конца»

В третьей части романа, «Начало конца», повествуется о детстве и молодости Квинтена. Он растёт у Макса и Софии, снимающих квартиру в бывшем замке близ Вестерборка. Ада всё ещё в коме, Макс углубляется в астрономию, а Онно — лишь изредка навещающий своего сына — в политику. Квинтену снова и снова снится один и тот же сон — он находится в странном архитектурном сооружении, которое он называет «крепостью», и которое кажется ему «центром вселенной». Политическая карьера Онно заканчивается в тот день, когда в кулуарах власти узнают о его визите на революционную Кубу. В этот же день грабитель убивает его спутницу жизни, что повергает его в глубокое отчаяние. Онно пишет прощальные письма Максу, Квинтену и Софии, и уезжает неизвестно куда. Макс, прекративший свою аферу с Софией после того, как однажды они были замечены Квинтеном, проводит много времени со своей новой подругой. Однажды вечером, снова и снова обдумывая непонятные результаты наблюдений в обсерватории, Макс находит объяснение аномалии, находящейся по ту сторону точки большого взрыва. Намёк на название романа остаётся намёком, тогда как на Землю падает метеорит и уносит жизнь Макса, не успевшего поделится своей теорией.

«Конец конца»

В заключительной части произведения под названием «Конец конца», Квинтен, будучи 16-летним юношей, решает бросить школу и отправится на поиски своего отца. Прибыв в Рим, он случайно встречает Онно, ведущего жизнь отшельника и перенёсшего инфаркт. Оба рады встрече и проводят много времени в музеях столицы. Онно охотно делится с Квинтеном своими знаниями об истории и мифологии, так что мальчик увлекается мыслью о том, что в здании Латеранской базилики хранятся каменные скрижали с десятью заповедями, которые были похищены римлянами со святой земли и спрятаны в Санкта-Санкторум. Уговорив отца помочь ему выкрасть их, Квинтену удаётся ночью проникнуть в базилику и вскрыть все замки. Действительно, в капелле они находят две каменных плиты, похожие по размеру на скрижали Моисея. Не успев разобраться, отец и сын стремительно покидают Италию и летят в Иерусалим. По пути Онно объясняет Квинтену возможные последствия разглашения их находки, но тот упрямо верит, что им движет некая высшая сила. Прибыв в Израиль, они посещают несколько достопримечательностей, в том числе Купол Скалы. Квинтена не покидает впечатление, что скрижали являются частью Камня Основания, на котором построен мусульманский монумент. Онно настаивает на отдыхе и считает упрямость сына навязчивой идеей. В одном из кафе города, Онно случайно наблюдает за женщиной преклонного возраста, говорящей на нидерландском, и носящей татуировку с номером бывшего узника концлагеря. Вспоминая о ней, он понимает, что необыкновенно голубой цвет её глаз схож с цветом глаз Квинтена и всё больше убеждается, что он видел мать Макса, пережившую Освенцим. Осознав это, он вспоминает ту самую роковую ночь в Гаване, и что Макс и Ада были вместе на пляже. Эта мысль шокирует Онно, но он решает не рассказывать Квинтену — возможно не своему сыну, а сыну Макса — об этом и возвращается в отель.

Пока Онно собирается с мыслями и отдыхает, с Квинтеном происходит что-то странное. Как в своём старом сне о «крепости», весь мир замирает, и он, взяв скрижали, отправляется к Куполу Скалы. Достигнув цели, Квинтен роняет плиты и они разбиваются вдребезги, вся сцена сопровождается неземным сиянием, поглощающим и осколки и самого мальчика.

Отдохнув, Онно ищет Квинтена, но не найдя ни юноши в его номере отеля, запертом изнутри, ни скрижалей, впервые после своего отъезда звонит Софии и рассказывает о случившемся. Та же, в свою очередь, сообщает Онно, что сама тайно оказала Аде эвтаназию, так как та, так и не проснувшись из комы, тяжело болела раком матки уже на протяжении многих лет. Услышав об этом, с Онно случается второй инфаркт.

В эпилоге, тогда как один ангел доволен развитием событий и считает задачу выполненной, другой ангел не готов бросать человечество на произвол судьбы и возмущается результатом «работы».

Когда открывается Небо на Крещение

Существуют богослужебные и благочестивые крещенские традиции, а существуют суеверия.
Почти каждого священника накануне Крещения — а это время Святок, когда по народным традициям приняты гадания — просят разрешить погадать. Говорят, что нечего народные традиции забывать; рассказывают, что это всего лишь безобидная игра, и даже считают, что данное действо Церковью благословлено, так как с молитвой творится и церковными предметами (свечами, ладаном) освящается.

Но поверьте многовековому опыту Церкви: нет безопасного гадания, как и нет деления на «белых» и «черных» магов. Много раз писали о вреде предсказаний и пастыри Церкви, и очень известные святые: «Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь удостовериться в будущем -исполняй предписанное Евангельским Законом и ожидай наслаждения благами,» — это слова святителя Василия Великого, сказанные еще в IV веке.

Заметим также, что многие виды гаданий, особенно в дни рождественские и крещенские, требуют снятия с себя нательного креста. Предлагается крестик убрать в сторону, дабы не мешал предстоящему «диалогу » — фактически отречься от Бога, чтоб поговорить с сатаной! Необходимо постоянно помнить, что любое предсказание и магическое утверждение, обязательно оставляет след в нашей жизни, даже если мы просто их выслушиваем и считаем лишь «игрой».

Волхвы шли с дарами от гадания, от «волхвования» к Христу, а вот гадатели от Христа уходят.

Поэтому то, что на Крещение «открываются Небеса» — не значит, что нужно гадать. Это выражение, означающее Божию любовь к людям, которая в это время проявляется явно. Например, важное крещенское чудо — в том, что, по свидетельствам многих людей, святая вода не портится в течение целого года: ученые даже нашли, что святая вода имеет измененный молекулярный состав. Это чудо Божие, а не действие серебра, из которого делают храмовые кресты (ведь часто погружают в воду и деревянные кресты).

Правильными крещенскими традициями можно назвать следующие:

  • Пост перед праздником. В Крещенский Сочельник по Уставу Церкви нельзя есть до первой звезды (если нет сил — поешьте), а потом кушали кутью, как и на Рождество — это сладкая каша с медом и сухофруктами.

  • Накануне праздника, 18 января, также шли на Всенощное бдение. Сегодня в некоторых храмах оно совершается ночью, вместе с Литургией — опять же, как на Рождество Христово. В большинстве храмов вечером, накануне Крещения, вода освящается в храмах и водоемах. Иногда, чтобы не подвергаться опасности на ночном водоеме, его освящают только 19 января.

  • Стоит посетить храм и 19 января утром — прийти на Литургию, подготовившись к Исповеди и Причастию.

После Литургии, если будет совершаться освящен водоема и он находится недалеко, к нему торжественно идут крестным ходом священники и прихожане. Обряд освящения воды, которая будет называться Великой Агиасмой (великой святыней), совершает только священник. Они трижды опустит в прорубь крест, а затем благословит им народ.

  • Освящают, но не столь торжественно, воду и в храме. В этот день и часто в течение трех дней или недели в храмах устанавливают большие баки, к ним выстраиваются целые очереди людей. Не берите большой объем воды — ее всегда можно добавить в обычную воду с благоговением. Положите пожертвование за святую воду: это купленная храмом питьевая вода, ведь, хоть Господь и благословляет воду, а нужно остеречься: ни в каком храме не берут воду на Крещение просто из грязных водоемов. Ее приобретают на средства благотворителей.

Важное крещенское чудо в том, что, по свидетельствам многих людей, святая вода не портится в течение целого года: ученые даже нашли, что святая вода имеет измененный молекулярный состав. Это чудо Божие, а не действие серебра, из которого делают храмовые кресты (ведь часто погружают в воду и деревянные кресты).

Да хранит вас Господь и просвещает!

Ночь, когда открывается небо

Позади — длинная череда праздников, а у православных христиан впереди еще один – Крещение Господне. Считается, что в ночь на 19 января открывается небо и все молитвы, просьбы, желания там, наверху, будут услышаны, и, надо надеяться, исполнены. Как не поверить такой соблазнительной возможности и не загадать заветное желание «самой синей полночью»!?

В волшебное ночное небо смотрят в Крещенский сочельник, предшествующий празднику. Однако прежде чем предстать перед ним, нужно поставить на стол чашу с водой и проговорить при этом: «ночью вода сама колыхнется» — это и есть особый знак. Чтобы проверить, так это или нет, нужно пренебречь сном и понаблюдать: если в полночный час вода в чаше действительно придет в движение, то нужно поспешить посмотреть на «разверстые небеса» и просить, просить о своем самом заветном. Говорят, сбудется.

Вообще же с сочельником связано много народных примет и поверий. Но современным женщинам «из преданий старины глубокой» можно воспользоваться немногими. Это в давние времена любили погадать на судьбу и для этого у них были условия. Особенно в деревнях. Девушки со стогов собирали чистый снег, чтобы, умывшись, отбелить свою кожу и стать еще привлекательней. Этот способ, пожалуй, более доступен и прост для барышень и дам наших дней. Правда, те русские девицы снег собирали со стогов, согласно народным правилам, но в волшебные крещенские дни, наверное, любой чистый снег имеет силу. Крещенский снег считается целебным, им лечили недуги, почем бы не попробовать некоторое время умываться запасенным снегом и нам, современницам?

Считается, что канун Богоявления – время особого разгула нечистой силы. Чтобы уберечься от нее, на дверях в доме и построек во дворе, если таковые имеются, вывести угольком или мелом крест, после этого никакая нечисть не посмеет проникнуть в ваши владения. В наши дни не стоит стесняться такого обряда, про него знает уйма народу и охотно им пользуется, поэтому смело рисуйте мелом крестик на дверях своего жилища не задумываясь о том, как это воспримут окружающие.

В Крещенский сочельник исполнялись не только ритуалы и обрядовые действа, это — день строгого поста. Хозяйки готовили сочиво – постную кашу, овощные блины, медовые оладьи, кутью из риса, изюма, меда, запивали компотом, чаем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *