Кипр икона божьей матери

Икона Богородицы Покрывающая

В 30 км от Москвы, в Домодедовском районе, находился известный в ХХ веке Серафимо-Знаменский скит. В истории Русской Православной Церкви он знаменит высотою монашеской жизни его устроителей, впоследствии новомучеников и исповедников российских.

Закладка скита состоялась 9 августа 1910 года, 23 сентября 1912 года митрополит Владимир (Богоявленский), в последствии священномученик, освятил новосозданную обитель. Нива духовного окормления скита была уготована епископу Арсению (Жадановскому), священнослужителю в пятом поколении, одному из сонма новомучеников последнего времени, человеку высокой духовности, мудрости и чистоты. Со дня основания и до закрытия в 1924 году Серафимо-Знаменский скит был местом его уединенных подвигов. В 1916 году он становится духовником обители.

Обладая большим духовным опытом и прекрасным литературным даром, он оставил потомкам мемуары о великих подвижниках XX столетия – книгу «Воспоминания», ряд статей по истории Русской Церкви и богослужебных текстов, в том числе служба с акафистом Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Покрывающая».

Основательницей скита считается схиигумения Фамарья, которая получила благословение на его строительство от великих церковных старцев того времени: Гавриила Седмиезерского, Анатолия Оптинского и Алексея Зосимовского. Неоценимую помощь в создании скита, решении вопросов по его внешнему и внутреннему устройству оказала Романова Елизавета Федоровна – великая русская княгиня, преподобномученница, которая была духовным другом матушки Фамарьи.

Вскоре после закладки скита – 23 августа 1912 года – новая обитель была освящена Московским митрополитом, позже – священномученником, Владимиром Богоявленским.

Чудотворный образ Богородицы – икона Покрывающая, или как ее еще называют – Домодедовская (по географическому месторасположению) – был тайным (келейным) грузинским образом схиигумении Фамарьи.

Существует предположение, что в основу образа легла картина Пьера Миньяра «Мадонна с виноградом».

На этой иконе Божией Матери, по описанию духовника обители священномученика епископа Арсения (Жадановского): «Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения, при котором не страшны никакие невзгоды…»

Образ Божией Матери «Покрывающая» матушка Фамарь считала хранителем и покровителем скита и его насельниц, напоминающим им о необходимости частого причащения святых Христовых Тайн. Вместе с сестрами в чувстве благодарности и умиления она воспевала Преблагословенной: «Ты, Всеблагая Мати, дивно крат верных рабов Твоих сохраняеши и от наветов злых духов и человеков незримо покрываеши…»

Второе название – Домодедовская – икона Божией Матери получила по месту расположения скита.

После кончины схиигумении Фамари и духовных чад епископа Арсения (Жадановского) икона была передана в Новоспасский мужской монастырь г. Москвы. Особо почитаемая икона в скиту и ныне, где читается посвященный ей акафист.

Местночтимое празднование иконы Богородицы «ПОКРЫВАЮЩАЯ» (ДОМОДЕДОВСКАЯ) приурочено к 19 марта (по новому стилю) – дню рождения владыки Арсения.

Кондак 1

Взбранней Воеводе Царице небесе и земли, даровавшей нам пречудную икону «Покрывающая», благодарственное приносим пение. Ты же, яко Благосердая Мати, не отрини нашего сего моления, но благоволи прияти е, сподобив вопити Тебе тако:

Радуйся, Владычице мира, от наветов злых духов и человеков нас покрывающая.

Икос 1

Ангельский глас услыша святая Анна извествующ: «Ты зачнеши и родиши Дщерь, Преблагословенную Марию; в Ней благословятся вся племена земная и приидет спасение всему миру». Сие ведуще возопием Богородице:

Радуйся, Мати Сына Божия.

Радуйся, Пренепорочная Дево.

Радуйся, Спаса душ наших родившая.

Радуйся, грешных с Богом примирившая.

Радуйся, Невместимаго вместилище.

Радуйся, носило всего Божества.

Радуйся, Божие к смертным благоволение.

Радуйся, смертных к Богу дерзновение.

Радуйся, честнейшая Херувим.

Радуйся, славнейшая без сравнения Серафим.

Радуйся, ада и смерти попрание.

Радуйся, вечныя жизни дарование.

Радуйся, Владычице мира, от наветов злых духов и человеков нас покрывающая.

Кондак 2

Видяще святыя Твоя родителие Иоаким и Анна, яко Ты еси, Пречистая, плод Благословенный, возблагодариша Бога и пред дверьми храма положиша обет посвятити Тя Господу, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум совершенный Ты Сама стяжала еси, Богородице, воспитавшися во Святая Святых, тако не престаеши умудряти и просвещати светом богоразумия и вся христианы, вопиющия Ти таковая:

Радуйся, к Богопознанию приводящая.

Радуйся, к свету истины прельщенныя обращающая.

Радуйся, страх Божий в сердца вселяющая.

Радуйся, благоговети пред святынею научающая.

Радуйся, ревностию ко спасению воодушевляющая.

Радуйся, духовное нечувствие в нас подавляющая.

Радуйся, храмы Божия почитати внушающая.

Радуйся, в них отраду находити вдохновляющая.

Радуйся, жажду Святаго Причащения возбуждающая.

Радуйся, веру и любовь к Богу воспламеняющая.

Радуйся, чистоты и целомудрия Поборнице.

Радуйся, добрыя христианския жизни Споспешнице.

Радуйся, Владычице мира, от наветов злых духов и человеков нас покрывающая.

Кондак 3

Сила Вышняго осени Тя, Благодатная, егда Архангел Гавриил благовествоваше Ти о безсеменном зачатии Сына Божия, Спасителя миру. Прияв сию благую весть со смирением, яко раба Господня, возопила еси Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще во утробе Христа Жизнодавца, востекла еси, Благословенная, к южике Своей, праведней Елисавете, и целовастася обе матери, радуяся о Бозе Спасе нашем. Сего ради, яко источнику святыя радости, вопием Ти сице:

Радуйся, тяжкое житие наше облегчающая.

Радуйся, лютыя беды и напасти отгоняющая.

Радуйся, от душевныя туги и уныния спасающая.

Радуйся, безпомощным на помощь ускоряющая.

Радуйся, испытания Божия за благо приимати указующая.

Радуйся, в самих страданиях утешение подающая.

Радуйся, яко Тобою злыя начинания пресекаются.

Радуйся, яко тобою добрая желания наша исполняются.

Радуйся, огнем матерния Твоея любве души согревающая.

Радуйся, благодатию Святаго Духа нас озаряющая.

Радуйся, всех скорбящих и угнетенных Мати Благосердая.

Радуйся, всего мира христианского Заступнице усердная.

Радуйся, Владычице мира, от наветов злых духов и человеков нас покрывающая.

Кондак 4

Буря недоумения смущает ми ум, како возмогу недостойными усты восхвалити Тя, Пресвятая Дево, за Твое великое нам вспоможение. Темже, величая неисчетныя Твоя милости, смиренномудренно пою Вседержителю Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша Вифлеемстии пастырие Ангелов, поющих Христово Рождество, текше в пещеру, обретоша тамо Богородительницу, на руках держащую Превечнаго Младенца. С ними в веселии духовнем и мы Тебе, яко общей Матери, глаголем тако:

Радуйся, младенцев воспитание.

Радуйся, отроком смысла Подательнице.

Радуйся, юношей Руководительнице.

Радуйся, добрых дев величание.

Радуйся, возрастных и мужей премудростию обогащающая.

Радуйся, жен стыдением и кротостию наделяющая.

Радуйся, старцев благоговейных сладкое успокоение.

Радуйся, стариц боголюбивых тихое прибежище.

Радуйся, честных браков устроение.

Радуйся, вражды и ссоры между единокровными разрушение.

Радуйся, благочестивых семейств благословение.

Радуйся, девства похвало и возвышение.

Радуйся, Владычице мира, от наветов злых духов и человеков нас покрывающая.

Кондак 5

Боготечною звездою являешися, Царице Небесная, всем под покров Твой всемощный прибегающим и непрестанно в умилении сердечнем вопиющим к Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя праведный Симеон Тя, пришедшую с Младенцем Иисусом во храме представитися Господеви, рече: «Тебе же Самой душу пройдет оружие», проразумевая матерния Твоя страдания о Сыне Твоем Божественнем и о всех гонимых за имя Его святое. Сего ради зовем Ти:

Радуйся, пастырей Церкви от мира поносимых прославление.

Радуйся, рабов Божиих осмеиваемых ободрение.

Радуйся, стоящих за правду защищение.

Радуйся, томимых горькими работами облегчение.

Радуйся, яко невинно осужденных свобождаеши.

Радуйся, яко из изгнания скоро возвращаеши.

Радуйся, во узах седящих благодатно посещающая.

Радуйся, терпеливых страдальцев предвкушением блаженства услаждающая.

Радуйся, сердца злых людей, враждующих противу нас, смягчающая.

Радуйся, советы лукавыя и коварство их разоряющая.

Радуйся, от разбойников на пути ны охраняющая.

Радуйся, татей и тайных убийц от домов наших отводящая.

Радуйся, Владычице мира, от наветов злых духов и человеков нас покрывающая.

Кондак 6

Проповедницы Твоея благодатныя помощи суть все множество Тобою спасенных: страждущих, болящих, скорбящих и грехми обремененных, благодарственно о Тебе поющих Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия Божественный свет во Египте и падоша тамо идоли, егда бежала еси, Пречистая, с Богомладенцем Иисусом, спасаяся от убийства Иродова. Ты убо озаряеши светом Боговидения умы и всех удаляющихся прелестей суетнаго мира, исторгая из душ их кумиры гнездящихся тамо губительных страстей. Темже превозносим Тя словесы сими:

Радуйся, сумнящихся в вере вразумление.

Радуйся, гордых умом своим смирение.

Радуйся, озлобленных и гневом палимых укрощение.

Радуйся, ропщущих на Промысл Божий с тяготами жизни примирение.

Радуйся, яко дерзких ругателей Бога и Святыни Его незримо караеши.

Радуйся, яко заблуждших на путь спасения наставляеши.

Радуйся, суеверных и гадателей посрамление.

Радуйся, развращенных и нечестивых обличение.

Радуйся, яко душевредная учения низлагаеши.

Радуйся, яко истину познавати помогаеши.

Радуйся, яко мрак хулы, срамословия и всякия лжи разсеяваеши.

Радуйся, светом святаго Евангелия люди просвещаеши.

Радуйся, Владычице мира, от наветов злых духов и человеков нас покрывающая.

Кондак 7

Хотящи николиже отлучатися от рожденнаго Тобою Спасителя мира, Ты, Богоблаженная, пребывала еси с Ним неотлучно во граде Назарете, детоводя и питая Его яко человека, и поя в сердце Своем, яко Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новую показуя матернюю любовь к Сыну Твоему, со скорбию искала еси Его, двоюнадесятилетняго отрока, во граде Иерусалиме в праздник Пасхи, мняще Его в дружине суща. Ведуще таковое Твое сердоболие, со умилением вопием Ти:

Радуйся, обидимых и огорченных возвышающая.

Радуйся, ненавидимых и всеми отверженных честию величающая.

Радуйся, убогих и нагих одеяние.

Радуйся, нищих и разоренных питание.

Радуйся, бездомных, странных, вдов и сирот призрение.

Радуйся, неимущим работы поможение.

Радуйся, путешествующим благополучное к дому возвращение.

Радуйся, заблуждших в пути к жилищу приведение.

Радуйся, детям неудобоучащимся разум обновляющая.

Радуйся, умом и нравом простых Своею помощью не оставляющая.

Радуйся, ненадежных надеяние.

Радуйся, уповающих на волю Божию наслаждение.

Радуйся, Владычице мира, от наветов злых духов и человеков нас покрывающая.

Кондак 8

Странное и предивное Твое попечение бысть о христианех на всех путех их жизни многомятежней и многотрудней. Сего ради, имея в Тебе толико Милосердую и независтную Помощницу, вси облагодетельствованнии Тобою велегласно поют Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся была еси со Христом при служении Его роду человеческому, како и божественный евангелист Лука повествует о Тебе, глаголя: «Мати Твоя и братия вне стоят видети Тя хотяще». Мним, яко Ты, Всеблагая Мати, неотступно пребываеши и со всеми труждающимися во славу Божию, восхваляющими Тя тако:

Радуйся, правителей, яко слуг Божиих, поставляющая.

Радуйся, сущих во власти к торжеству добра направляющая.

Радуйся, святителей правилом веры и образом благочестия украшающая.

Радуйся, пастырей ревностию о спасении чад духовных снабдевающая.

Радуйся, наставников совершенный разуме.

Радуйся, учащихся в науках преуспеяние.

Радуйся, вождей и воинов к защите веры и отечества побуждающая.

Радуйся, инокам и инокиням в борьбе с прилогами мира и плоти пособляющая.

Радуйся, судей святое зерцало правды.

Радуйся, врачей искусное больных врачевание.

Радуйся, земледельцев Соработнице и Благая Помощнице.

Радуйся, всех честне трудящихся покой и надежное пристанище.

Радуйся, Владычице мира, от наветов злых духов и человеков нас покрывающая.

Кондак 9

Всяк возраст верных благопользуется Твоим попечением, Всемилостивая Мати, яко всегда к Тебе прибегающим душеполезное даруеши, потребная в житии доставляеши и усердно ходатайствуеши за ны, немощныя и грешныя, у Престола Господа Славы, Емуже поем: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя не могут изглаголати Твоея матерния печали, при Кресте Сына Твоего бывшей, егда видела еси Его страждуща за вся человеки мукою неизглаголанною. Темже, яко искушенней по всяческим и сострадати в самых тяжких скорбях и лишениях нам могущей, взываем Ти:

Радуйся, слепых прозрение.

Радуйся, глухих слышание.

Радуйся, хромых хождение.

Радуйся, раслабленных телом исцеление.

Радуйся, недужных здравие.

Радуйся, в злоключения впадших земныя суеты познание.

Радуйся, стужаемых от бесов избавление.

Радуйся, поврежденных умом просветление.

Радуйся, неисцельно больных на Свои всемощныя руце приемлющая.

Радуйся, от злых навыков, опивства, брани и игралищ изъемлющая.

Радуйся, отчаянных грешников моления не отвергающая.

Радуйся, от пагубнаго безволия их исхищающая.

Радуйся, Владычице мира, от наветов злых духов и человеков нас покрывающая.

Кондак 10

Спасти хотя мир, Иже всех Господь, сый на Кресте, дарова всему миру Пресвятую, Премилосердную Матерь, егда изрек Пренепорочней и возлюбленному ученику: «Се сын Твой» и «Се Мати твоя». Благодаряще за сие Всеблагаго Бога, глаголем Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стена крепка явилася еси по завету Господа, Преблагословенная, даруя всем благоденствие, мир, отраду и радость, яко и Сама все сие первая получила еси от Воскресшаго Христа Спасителя, услышав от Него приветственный глас: «Радуйся!». Сего ради ублажаем Тя тако:

Радуйся, всякую ненависть, злобу и вражду в нас укрощающая.

Радуйся, мир о Дусе Святе в сердце вселяющая.

Радуйся, зависть, клевету, ревность и злопамятство истребляющая.

Радуйся, братолюбием нас ущедряющая.

Радуйся, от глада, хлада, труса, потопа, огня и меча ограждающая.

Радуйся, хлебом насущным нас питающая.

Радуйся, смертоносную язву прекращающая.

Радуйся, гнев Божий праведно на ны движимый, утоляющая.

Радуйся, праведных дел наших поспешение.

Радуйся, на всех путех жизни нашея промышление.

Радуйся, родителей благонравием детей утешающая.

Радуйся, рабов Божиих тихим и безмолвным житием награждающая.

Радуйся, Владычице мира, от наветов злых духов и человеков нас покрывающая.

Кондак 11

Пение наше смиренное, от полноты любве и усердия Тебе приносимое, не презри, Богоневесто, и не отвратися от нас, грешных и недостойных, но помози нам очиститися от всякия скверны плоти и духа, да возможем достойно и праведно пети Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светом руководствующим являлася еси Апостолом, Богородительнице, по вознесении Сына Твоего на небо. Таковою пребываеши даже до сего дне всем хотящим спаститися и в разум истины приити. Не лиши, о Всеблагая, Твоего святаго водительства и нас, в житейском море треволнений обуреваемых, обаче от сердца приносящих Тебе благохваления таковая:

Радуйся, нечистыя помыслы пожигающая.

Радуйся, от греховных чувств отрезвляющая.

Радуйся, искушения и соблазны от нас прогоняющая.

Радуйся, к покаянию и исправлению подвизающая.

Радуйся, слезами сокрушения бездну беззаконий наших омывающая.

Радуйся, духовно бодрствовати нам помогающая.

Радуйся, ум и сердце к горнему возводящая.

Радуйся, все земное презирати понуждающая.

Радуйся, к трезвению и молитве приводящая.

Радуйся, блаженство духа тем уготовляющая.

Радуйся, подвижников благочестия явное подкрепление.

Радуйся, всех верных дивное спасение.

Радуйся, Владычице мира, от наветов злых духов и человеков нас покрывающая.

Кондак 12

Благодать Божественную испроси нам у Сына Твоего и Бога, простри руку помощи, да не погибнем во гресех и лютых обстояниях, находящих на ны от враг видимых и невидимых, умиротвори наша сердца, злобою и враждою исполненныя, да утешеннии Тобою, радостно зовем Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще честное Твое Успение, прославляем и Покров Твой святый, распростертый над всем миром, наипаче же родом христианским, прославляющим Тя тако:

Радуйся, покаянием к исходу от сея жизни нас приуготовляющая.

Радуйся, болезньми от грехов очищающая.

Радуйся, яко от напрасныя смерти сохраняеши.

Радуйся, яко последняго напутствия достойныя сподобляеши.

Радуйся, скорое разрешение души от тела в предсмертных муках посылающая.

Радуйся, мирную кончину дарующая.

Радуйся, горьких мытарств избавляющая.

Радуйся, христианского погребения не лишающая.

Радуйся, ко Господу выну о нас предстательствующая.

Радуйся, в жизни и по смерти с нами пребывающая.

Радуйся, страха смертнаго нас избавляющая.

Радуйся, Радосте наша, двери райския нам отверзающая.

Радуйся, Владычице мира, от наветов злых духов и человеков нас покрывающая.

Кондак 13

О Владычице мира, приими сие малое благодарение наше, от всего сердца Тебе приносимое, и не попусти нам николиже охладевати в сем благодарном чувстве, но вразуми нас всегда помнити Твоя неисчестныя милости и со слезами умиления вопити о Тебе Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)


Молитва

О Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Мати всех христиан, наипаче же скорбящих, гонимых и многоразличными недугами одержимых! Аз, яко нищ и убог душею и телом, представ пред святым Твоим образом, со слезами умильно прошу Твоего благодатнаго подаяния, ничто бо доброе и благое во мне есть, весь обложен немощами, нищетою и убожеством: нозе мои не обувени, дабы поспешати ми на дела святыя и богоугодныя, руце мои загрязнены от множества содеянных мною беззаконий, очи мои потуплены от нечистыя совести, зане не возмогут взирати на благолепие красоты Твоея, явленныя нам в чудотворном Твоем образе «Покрывающая». Все лице мое потемнено и испещрено печатию безчисленных моих пороков и грехопадений. Несть во мне ни спасительныя веры, ни утешительныя надежды, ни благостныя любве. Аз есмь яко гнилостный сосуд, преисполненный всякия скверны: гордости, себялюбия, высокоумия, тщеславия, гнева, раздражительности, злобы, памятозлобия, недоброжелательства, зависти, ревности, осуждения, ропота, злословия, празднословия, лукавства, лести, обмана, лицемерия, уныния, нетерпения, малодушия, невоздержания душевных и телесных чувств, пристрастия, плотоугодия, всякаго сладострастия и иных тмочисленных страстей. И каково мое убожество духовное, таково же и телесное: болезни и напасти обдержаша мя и все житие мое, яко трость ветром колеблема, исполнено непостоянства, страха и всякия опасности. По глаголу святаго Апостола: беды от духов злобы поднебесных, беды от ненавидящих, обидящих и враждующих противу меня человеков, беды от зверей, скотов и гадов земных, беды от стихий мира – молнии, огня, воды, тлетворнаго воздуха, хлада, глада, беды от многих немощей и болезней моего тела, беды на пути и в дому, беды во дни и в нощи. Кто же мя поддержит, кто сохранит, кто от врагов избавит, кто к добродетели направит, кто болезни моя исцелит, кто утешит, упокоит, вразумит, наставит, спасет и помилует, аще не Ты, Пресвятая Мати, Заступница и Покровительница моя Всеблагая? Ты разсеянный по миру ум мой собери, помыслы от всякия скверны очисти, чувства, отравленныя всяким злом, освежи, волю мою, дряблую на все доброе, укрепи и от пагубнаго безволия мя избави, сердце от страстей свободи и святою любовию к Богу и ближним наполни, всю внутреннюю храмину мою переустрой и удобным жилищем Духа Святаго соделай. Не остави мя, Премилосердая Владычице, и в телеснем моем многоскорбнем житии: болезни потреби, враги видимыя и невидимыя разжени, злыя обстояния разруши, страх, приходящий от духов злобы и человеков, хотящих мя погубити, отжени, вся потребная и нужная ми даруй, бодрость духа пошли. Да обновленный, да очищенный, да утешенный Тобою, Царице моя Пресвятая, прославлю Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа и Твое дивное о мне попечение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

К Богородице притецем, сущии в бедах, и святей иконе Ея тако возопием: О Владычице мира, приими непрестанное и усердное благодарение наше, яко во дни лютых обстояний Ты, Всеблагая Мати, дивно верных раб Твоих сохраняеши и от наветов злых духов и человеков незримо покрываеши.

Кондак, глас 6

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Детальное описание из нескольких источников: «молитва иконе божьей матери покрывающая» — в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Молитва к иконе Божья Матерь «Покрывающая»

О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Мати всех христиан, наипаче же скорбящих, гонимых и многоразличными недугами одержимых! Аз, яко нищ и убог душею и телом, представ пред святым Твоим образом, со слезами и умильно прошу Твоего благодатного подаяния. Ничто бо доброе и благое во мне есть, – весь обложен немощами, нищетою и убожеством, – нозе мои не обувени, дабы поспешати ми на дела святыя и богоугодныя; руце мои загрязнены от множества содеянных мною беззаконий; очи мои потуплены от нечистыя совести, зане не возмогут взирати на благолепие красоты Твоея, явленныя нам в чудотворном Твоем образе “Покрывающая”. Все лице мое потемнено и испещрено печатью безчисленных моих пороков и грехопадений. Несть во мне ни спасительныя веры, ни утешительныя надежды, ни благостныя любве; аз есмь яко гнилостный сосуд, преисполненный всякия скверны: гордости, себялюбия, высокоумия, тщеславия, гнева, раздражительности, злобы, памятозлобия, недоброжелательства, зависти, ревности, осуждения, ропота, злословия, празднословия, лукавства, лести, обмана, лицемерия, уныния, нетерпения, малодушия, невоздержания душевных и телесных чувств, пристрастия, плотоугодия, всякаго сладострастия и иных тмочисленных страстей.

Ты разсеянный по миру ум мой собери, помыслы от всякия скверны очисти; чувства, отравленныя всяцем злом, освежи; волю мою дряблую на все доброе укрепи и от пагубнаго безволия мя избави; сердце от страстей свободи и святой любовию к Богу и ближним наполни; всю внутреннюю храмину мою переустрой и удобным жилищем Духа Святаго соделай. Не остави мя, Премилосердая Владычице, и в телеснем моем многоскорбнем житии: болезни потреби; враги видимые и невидимые разжени; злыя обстояния разруши; страх, приходящий отдухов злобы и человеков, хотящих мя погубити, отжени; вся потребныя и нужная ми даруй, бодрость духа пошли. Да обновленный, да очищенный, да утешенный Тобою, Царице моя Пресвятая, прославлю Святую Троицу – Отца и Сына и Святаго Духа и Твое дивное о мне попечение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ЧЕМ ПОМОГАЕТ ВЕРУЮЩЕМУ МОЛИТВА ПЕРЕД ИКОНОЙ БОГОРОДИЦЫ ПОКРЫВАЮЩАЯ

Святая икона Божией Матери Покрывающая впервые упоминается как образ, который украшал келью первой настоятельницы Серафимо-Знаменского скита схиигуменьи Фамарьи. Этот скит был основан в 30 км от Москвы еще в начале ХХ столетия. Второе название иконы Богородицы Покрывающая — Домодедовская, пошло от названия района, в котором основан скит. Первоначальная икона писана на дереве. На ней изображена Богоматерь, которая краем платка со своей головы прикрывает Спасителя, намереваясь защитить и укрыть его от всего злого. При этом сам Иисус-младенец нарисован с гроздью винограда в руке. Гроздь винограда в церковных символах православного христианства расшифровывается как признак Святого Причастия, которое само по себе защищает от невзгод и бед. Русская православная икона Покрывающая считается покровительницей и защитницей Серафимо-Знаменского скита. В настоящее время икона находится в Новоспасском мужском монастыре в Москве. Празднование в честь иконы Пресвятой Божьей Матери Покрывающая происходит 19 марта.

Кому и чем помогает икона Божьей Матери Покрывающая

Православная икона Пресвятой Богородицы Покрывающая считается заступницей всех нуждающихся, страждущих и немощных. Поэтому приходить к ней и взывать о помощи и утешении может абсолютно каждый православный верующий человек. Ее образ напоминает о необходимости частого причастия Христовых Тайн. Нежный материнский лик Божьей Матери на иконе Покрывающая, ее поза и жесты, защищающие святого младенца, подсказывают нам, что эту икону можно преподносить в дар ребенку. Также есть специальные молитвы для защиты от наговоров и клеветы, которые читаются перед иконой Домодедовская. Нежный мягкий взор Богородицы полон милосердия. Она обязательно утешит и поможет истинно и искренне верующему человеку.

Где купить икону Божьей Матери Покрывающая (Домодедовская)

Купить икону Богородицы Покрывающая можно как в православной христианской лавке, где помимо самой иконы Вам предложат еще и книги, молитвенники, крестики и другую церковную утварь, так и через интернет. В православных интернет-магазинах можно найти даже больше вариантов исполнения традиционных икон, чем в обычной лавке. Здесь представлены и икона Покрывающая на дереве, как сам оригинал, так и писаные на холсте, изготовленные из мельчайшей янтарной крошки, с драгоценными камнями и металлами в окладе. Особо хочется отметить красоту и изящество иконы Божией Матери Покрывающая, вышитой на ткани с применением бисера.

Молитва иконе божьей матери покрывающая

икона Богородицы «ПОКРЫВАЮЩАЯ» (ДОМОДЕДОВСКАЯ)

Келейный образ схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.) – основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы (село Битягово Домодедовского района). Активное участие в создании скита принимала преподобномученица Елисавета Феодоровна (Романова). На этой иконе Божией матери, по описанию духовника обители священномученика епископа Арсения (Ждановского): «Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения, при котором не страшны никакие невзгоды. «

Образ Божией Матери «Покрывающая» матушка Фамарь считала хранителем и покровителем скита и его насельниц, напоминающим им о необходимости частого причащения святых Христовых Тайн. Второе название – Домодедовская – икона Божией Матери получила по месту расположения скита. Местночтимое празднование иконы Богородицы «ПОКРЫВАЮЩАЯ» (ДОМОДЕДОВСКАЯ) приурочено к 19 марта (по новому стилю) – дню рождения владыки Арсения.

Также читайте у нас на сайте:

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные “духовные” практики.

Горы Троодоса и Киккский монастырь

В горы Троодос можно взять туристический поход и увидеть колоритные тихие деревушки. Зимой есть возможность покататься на горных лыжах или сноуборде.

Отдельно стоит сказать об этой достопримечательности. Добраться до горной цепи Троодос можно из Пафоса или Никосии. Это популярная экскурсия, которую туристам в обязательном порядке предлагают местные гиды. Кстати, в горах Троодоса есть еще много интересного: колоритные деревушки, красивые ландшафты, достопримечательности. Так что экскурсия будет интересной. Но особым местом для верующих, конечно, станет Киккский монастырь.

На Кипре достаточно много достопримечательностей и православных мест. Но вдруг окажетесь в Пафосе, то вам необходимо увидеть царские гробницы в Пафосе.

Главной иконой Кипра многие считают икону Киккской Божьей Матери. По преданиям она сотворила много чудес, например, в 18 веке спасла киприотов от голода, избавив их от нашествия саранчи. Интересный факт: изображение Божьей Матери на иконе скрыто под серебряным окладом, его никогда не открывают. Это рождает множество слухов, но верующие твердо уверены, что она способна творить чудеса и сейчас.

Рассказывать о святых местах Кипра можно долго. Но лучше всего познакомиться с ними лично, посетив этот гостеприимный остров с многовековой историей.

Кипрская икона Божией Матери

Празднование 16 февраля , 20 апреля, в Неделю Православия, в День Святого Духа, 9 июля

Описание

Богоматерь сидит на троне с Богомладенцем на руках, а по сторонам два ангела, держащие ветви.

История

Явилась в 392 году на острове Кипре. Сказание, помещенное в греческом синаксаре на неделю Православия, и обыкновенно связываемое с этой иконой, говорит что святой образ стоял на воротах, ведущих к одной церкви Пресвятой Богородицы (церковь Панагии Ангелоктисты). Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, захотел поглумиться над христианской святыней. Он пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы на иконе. В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мертвым.

С древних лет Кипрская икона хранится в монастыре Ставруни, устроенном, по преданию, на месте ее обретения.

Чтимые чудотворные списки

Кипрская икона Божией Матери в селе Стромыни

Стромынский

Наиболее прославившийся в России список Кипрской иконы находился в селе Стромынь, недалеко от Москвы, в Богородском уезде. Икона размером в 1 аршин и 4 вершка в высоту, а в ширину 1 аршин и 2 вершка. Божия Матерь изображена в короне, сидящей на троне; вверху около Нее по сторонам ангелы, с каждой стороны по одному, в венцах с ветвями; внизу коленопреклоненные — с одной стороны священномученик Антипа, с другой — мученица Фотиния. О происхождении иконы, во время дознания в 1841 году, было выяснено что «по описям церковным она значилась в 1783 году в упраздненной деревянной Николаевской церкви, за левым клиросом, а в 1823 году на горнем месте в Сергиевском приделе оной церкви. Когда в 1829 году Николаевская деревянная церковь была разобрана, тогда Кипрская икона Божией Матери поставлена на паперти новоустроенной каменной церкви над входными дверями.» Здесь, в Успенском храме, этот список Кипрской иконы прославивлся в 1841 году.

В то время 18-летняя дочь одного крестьянина села Стромыни по имени Марфа заболела золотухой и скорбутом. Болезнь с течением времени стала усиливаться. В начале 1841 года припадки ее стали настолько сильны, что угрожали ее жизни. Родные и знакомые Марфы были уже уверены в ее близкой смерти; 7 января больную исповедали и причастили Святых Христовых Тайн. Но милосердный Господь не допустил ее смерти. Ей стала являться во сне Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в их приходскую церковь. От иконы Марфа слышала голос, говоривший ей: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен сводоосвящением и будешь здорова». О своих сновидениях она поведала родным и знакомым. Не раз она спрашивала священника и причт об этой иконе, но они не могли ее найти, так как не обращали почти никогда своего внимания на место ее нахождения. Тогда привели больную в церковь, чтобы она сама отыскала виденную икону. Поиски ее долго не увенчивались успехом, пока, наконец, она не вышла на паперть и не увидела над церковными дверьми старинную икону Богородицы. Заметив икону, больная радостно воскликнула: «Вот она!» 16 февраля отец больной пригласил к себе в дом священника с иконой Божией Матери. После того как был отслужен молебен с водосвятием, больная сразу почувствовала облегчение. Силы ее столь окрепли, что она сама после молебна понесла икону Богоматери в церковь. В скором времени она окончательно выздоровела.

Когда жители села Стромыни услыхали о чудесном исцелении, то стали в большом числе приходить в церковь для служения молебнов пред прославленной иконой. Благодатная сила исходила из нее и исцеляла тех, которые со смирением и надеждой на заступничество Богоматери пред Богом приносили к ней свои молитвы. Стали стекаться сюда не только прихожане села Стромыни, но и жители окрестных мест. Были засвидетельствованы исцеления от паралича и расслабления.

О всех этих чудесах и о народном почитании иконы священник Успенской церкви доложил Московскому митрополиту святителю Филарету, который указал сделать разыскание об образе, поставить икону на приличном месте, не возбранять молебны, и еженедельно сообщать о происходящих событиях. Зимой и осенью 1841 года стечение народа к иконе стало уменьшаться и митрополит Филарет предписал местному благочинному прекратить еженедельные донесения, исключая особенные случаи. С тех пор Кипрская-Стромынская икона Божией Матери оставалась на своем месте, а по молитвам к ней продолжала подаваться чудесная помощь для тех кто приходил с искренней верой. Икона была украшена богатой сребропозлащенной ризой. В церкви села Стромынь этой иконе совершали также празднование 16 февраля — в день исцеления девицы Марфа.

Кипрская икона в подмосковном селе

Кипрская икона Божией Матери почитается в Стромыни с середины XIX века. Богородица изображена здесь сидящей на троне с младенцем Иисусом на коленях. По обе стороны трона стоят ангелы с ветвями в руках, а в нижних углах помещены маленькие фигуры мучеников Антипы и Фотинии. По-видимому, это небесные покровители семейной пары, пожертвовавшей деньги на написание иконы. В 1783 году икона помещалась в деревянной Никольской церкви села Стромынь за левым клиросом, а в 1823 году переместилась в алтарь придела Сергия Радонежского. В 1829 году деревянную Никольскую церковь сломали, а вместо нее возвели каменную Успенскую, которая сохранилась до сих пор. Икону перенесли в новый храм, но повесили не внутри, а над папертью перед входом. На лике Богородицы под глазом есть небольшое повреждение.

С Кипрской иконой связано древнее сказание. В IV веке над дверью церкви на острове Кипр располагалось изображение Божией Матери на троне, Иисуса и двух ангелов по сторонам. Один араб проезжал мимо христианской церкви и выстрелил в икону из лука. Его стрела попал в изображение Богоматери, и из «раны» потекла настоящая кровь. Испуганный араб побежал прочь от иконы, но не успел дойти до дома живым.

Археолог Яков Иванович Смирнов полагал, что это сказание относится к существовавшей на Кипре древней настенной мозаике, а не деревянной иконе. Сложная композиция Стромынского образа подсказывала, что ее первоисточником была монументальная картина. Икона на дереве обычно изображала только портрет святого, а сложные композиции из нескольких фигур в полный рост создавались в настенных фресках и мозаиках. Изначальная кипрская мозаика пропала, но исследователь хотел восстановить ее облик по сохранившимся в России копиям. Для этого Смирнов ездил в конце XIX века в село Стромынь и обследовал подмосковный чудотворный список.

Почитание Кипрской иконы в Стромыни началось в 1841 году после чудесного исцеления восемнадцатилетней девушки Мавры. Эта крестьянка заболела золотухой и скорбутом. Припадки были настолько сильны, что родные опасались за ее жизнь. После причащения Мавре приснилась икона Божией Матери, от которой она услышала слова: «Возьми меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением, и будешь здорова». Больная пошла в местную Успенскую церковь, чтобы найти икону из сна, но ни одной похожей не обнаружила. Она обратила внимание на образ над дверью и узнала в нем свою икону. Священники сняли лик Богородицы со стены, отнесли в дом Мавры и отслужили молебен. Вскоре больная выздоровела.

Слух об исцелении Мавры разошелся по Стромыни и ее окрестностям. Кипрскую Богоматерь поместили в храме, и последовало еще три случая исцеления. Крестьянин Алексей Порфирьев из деревни Новой Богородского уезда исцелился от паралича рук и ног. Девица Анна Петрова из соседней деревни Мележа и Алексей Петров из деревни Зубцово также избавились от расслабления рук и ног после молебнов перед Кипрской иконой.

Многие подмосковные святыни пропали в советские годы, но Кипрский Стромынский образ сохранился. Успенский храм закрывали в XX веке два раза: в 1930-е и в 1960-е. После первого закрытия прихожане не дали разграбить храм, но во второе закрытие комсомольцы вывезли все иконы из церкви. Главную святыню – Кипрскую икону – спасла прихожанка. Она уговорила комсомольцев оставить верующим две иконы: Кипрскую и Казанскую. Женщина поспешно унесла тяжелую икону через огороды, опасаясь, что расхитители передумают. В течение тридцати лет святыня хранилась в Стромыни в частном доме, а после того, как храм вновь открыли в 1989 году, вернулась на место. Тогда же из краеведческого музея Ногинска вернули и другие иконы старого убранства храма.

Два Саввы и два Дубенских монастыря

Второй святыней Успенского храма в селе Стромынь являются мощи преподобного Саввы Стромынского – ученика Сергия Радонежского. Раньше они покоились под спудом в каменной часовне на Стромынском кладбище в шестистах метрах от храма, но в 1996 году прах преподобного перенесли в Успенскую церковь и поместили в позолоченную раку. Каменная часовня Саввы Стромынского осталась стоять на кладбище, хотя вход в нее закрыт.

До секуляризации церковных земель Екатериной II в Стромыни находился Успенский Дубенский монастырь. Его в конце XIV века основал по просьбе великого князя Дмитрия Донского преподобный Сергий Радонежский. Обитель получила название по местной реке Дубенке. Князь и Троицкий игумен воздвигли Дубенский монастырь в благодарность Пресвятой Богородице за победу над Мамаем в Куликовской битве. Это редкий случай, когда обитель, основанная самим Сергием Радонежским и в честь такого важного исторического события, обеднела спустя столетия и исчезла. С XVIII века храмы бывшего монастыря обратили в приходские. В XIX веке взамен деревянных храмов возвели нынешнюю Успенскую церковь с приделами Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.

В 1859 году историк Михаил Владимирович Толстой обнаружил остатки еще одного Успенского монастыря на другой реке Дубенке. В разных редакциях жития преподобного Сергия и летописях имелись странные разночтения. Например, в одном месте основание монастыря относили к периоду после победы над Мамаем 1380 года, в другом – ко времени перед Куликовским сражением. Основателями Дубенской обители назвали то преподобного Савву, то Леонтия. М. В. Толстой предположил, что путаница возникла из-за того, что Сергий Радонежский основал сразу два монастыря с почти одним и тем же названием: Дубенский Стромынский и Дубенский Шавыкинский.

Второй Дубенский монастырь располагался в Александровском уезде на границе Владимирской и Тверской губерний на острове, окруженном четырьмя реками: Дубной, Дубенкой, Вытраской и Быстрицей. Летом 1859 года Толстой отправился в челноке на болотистый остров к Шавыкиной пустоши – месту, где по рассказам старожилов оставались следы Дубенского монастыря. Он писал: «На холме близ берега реки Быстрицы под тенью вековых сосен видны следы гряд, высохший прудик, несколько могил, обросших травой, и две часовни на месте прежде бывших храмов». В соседнем погосте Спас за Кубежье Толстой разыскал церковь, где хранили напрестольное Евангелие, крест, кадило и Иверскую икону из бывшего Дубенского монастыря. В то время Иверскую икону великим постом носили с крестным ходом в Шавыкино «к себе домой» в память об исчезнувшем монастыре. В другом селе Заболотье Толстой нашел икону Спасителя с надписью: «поступила из бывшего Успенского Саввина и Серапионова монастыря, что в Шавыкине».

Обе исчезнувшие Успенские обители стояли на реках с одинаковым названием и имели двух тезок-игуменов из числа близких учеников Сергия Радонежского. По мысли М.В.Толстого, это были два разных человека. В подмосковном селе почитался Савва Стромынский, а в Шавыкино – Савва Сторожевский. После игуменства в Дубенском монастыре он уехал под Звенигород и прославился как основатель уже этой подмосковной обители.


Киккская икона Божией Матери

На острове Кипр, в монастыре на Киккской горе, расположенном на высоте 1318 метров над уровнем моря, хранится удивительная икона Богородицы. Она всегда скрыта богатым вышитым покровом. Считается, что поднимать этот покров строжайше запрещено. Попробуем разобраться — почему.
Греки-киприоты называют хранящуюся на их острове икону Богоматери «Елеуса» — «Милостивая». И верят, что ее написал с натуры евангелист Лука. А сама Мария благословила его на этот труд.
Жители Кипра считают, что икона защищает остров от эпидемий и засух, а также избавляет его от нашествий саранчи. Помогает образ и отдельным людям: дарует исцеление от расслабленности членов и паралича, кровотечения и бесплодия, головной боли, а кроме того, улаживает разногласия в семье.
Монастырь, в котором хранится святой образ, так и называется — Священный царский и ставропигиальный монастырь Киккской иконы Божией Матери. Ведь самим своим существованием он обязан именно Ей.

Дом для иконы

Обычно эту кипрскую обитель называют просто «монастырь Киккос». О значении самого слова «киккос» знатоки топонимики спорят. Одни считают, что это название какой-то местной птицы, а может, звукоподражание птичьему крику. Другие думают, что название происходит от растущего на горе дикого кустарника «коккос». Третьи выводят его из наименования женского головного убора, некогда бытовавшего и в русском языке, — «кика».
До XI века икона, для которой построили монастырь и храм, не называлась Киккской. Считается, что она хранилась в Египте вместе с еще двумя образами, написанными апостолом Лукой. В Константинополь образ попал в 980 году, когда в Египте начались сильные гонения на христиан.


Император Византии Алексей Комнин. Портрет из греческого манускрипта

При императоре Алексее Комнине, в конце XI — начале XII века, икона была перевезена из столицы Византии на остров Кипр, где для нее возвели отдельный «дом». Император даже даровал новому монастырю самоуправление.
Между прочим, построил он монастырь на личные средства, а не взял их из государственной казны, что делалось в те времена только в одном случае — как благодарность Богу за сотворенное чудо. Чудом могло быть исцеление от болезни, избавление от поражения на войне, спасение от неминуемой смерти.
Очевидно, икона, привезенная из Египта, действительно помогла императору. И именно поэтому он принес ее в дар Богу. При этом, не желая навсегда лишиться любимого образа, Алексей приказал сделать с иконы список, который хранился в его дворце. Но почему император выбрал именно Кипр? Выбор, наверно, не был случаен. Очевидно, Алексей желал удалить драгоценную икону из Константинополя. Ведь начинались дурные для христиан времена: Византии угрожали мусульмане, европейские рыцари воевали в Святой земле. Гора Киккос в такой ситуации выглядела безопаснее константинопольского дворца.
Отдадим должное императору — он не ошибся. Монастырь не осквернили ни сарацины, ни христианские рыцари, разграбившие Константинополь во время Четвертого крестового похода, ни турки, захватившие христианский город и переименовавшие его в Стамбул.
Впрочем, беды не обошли обитель стороной. Четыре раза здесь случались страшные пожары — в XIV, XVI, XVIII и XIX веках. Каждый раз монастырь выгорал практически полностью. Но чудотворный образ оставался невредимым — его успевали вынести из огня.

Обида отшельника

Другая легенда рассказывает нам гораздо более запутанную историю о строительстве Киккского монастыря, связанную с именем императорского наместника острова Кипр Мануила Вутомитиса. Однажды, где-то в 1100 году, этот страстный любитель охоты на редких зверей и птиц отправился в горы.
Увлекшись погоней за добычей, он сбился с дороги и понял, что заблудился. Изрядно проблуждав и потеряв надежду выбраться из лесной чащи живым, он случайно набрел на отшельника по имени Исайя. Исайя всеми силами стремился избежать общества людей, поэтому он поспешил скрыться. Наместник, увидев, что его возможный спаситель желает убежать, рассвирепел. Он бросился за старцем следом, изловил, как дичь, и как следует поколотил. После чего отыскал дорогу и вернулся домой.
Возможно, он бы позабыл об этом случае, если бы его внезапно не разбил паралич. Тогда-то ему все и стало ясно: это наказание за издевательство над отшельником. Он тотчас же взмолился Богу и велел отыскать отшельника, чтобы испросить у того прощения.


Монастырь Киккос — дом знаменитой иконы

Старец, в свою очередь, кое-как залечил побои, но выбросить из головы странное поведение хозяина Кипра не мог. В конце концов он сообразил, что их встреча и ярость наместника были явлением не случайным — наместника послал сам Бог. И старец знал, для чего — чтобы икона Божией Матери, хранящаяся в константинопольском дворце императора, «переехала» на Кипр. Когда отшельника нашли и привели пред светлые очи Мануила, Исайя ему эту великую тайну и открыл. Мануил услышал и испугался услышанного: кто он, чтобы указывать императору, что тому делать?
Но отшельник был неумолим: либо икона, либо не будет прощения. А не будет прощения — не будет исцеления.
Скрепя сердце, Мануил согласился, но попросил отшельника отправиться в столицу вместе с ним. Тот пообещал, после чего наместник снова обрел здоровье. Приехав в Константинополь, они не решались беспокоить императора и все выжидали.
В конце концов, отшельник решил отбыть на Кипр, а Мануил обещал дождаться благоприятного момента, чтобы открыть императору правду. И такой момент настал: дочь императора вдруг разбил паралич, врачи предрекали самое худшее. Мануил тут же рассказал властителю о своем исцелении и откровении отшельника.
Алексей его выслушал и тут же согласился отдать икону на Кипр, если от этого зависит исцеление его дочери. Вскоре дочь императора действительно пошла на поправку. Однако императору очень не хотелось расставаться с иконой. Он послал за иконописцем, чтобы тот сделал список, собираясь отправить его на Кипр. Но ночью ему явилась Богоматерь и потребовала, чтобы на Кипр была послана оригинальная икона. Воле Девы Марии Алексей противиться не мог: он дал обет послать икону на остров.
Более того — дал денег на строительство на острове монастыря.

Что бывает, если нарушить запрет

На Кипр икона прибыла уже с покровом, который не позволял увидеть лик, написанный рукой евангелиста Луки. Таково было желание императора, и, видимо, оно пришлось по нраву высшим силам. С тех пор любого, кто рискнет взглянуть на скрытый образ, постигают различные несчастья.
По преданию, один из иерархов церкви, Патриарх Александрийский Герасим в 1669 году дерзнул приподнять полог, чтобы увидеть святой образ, и тут же был наказан слепотой. Загвоздка в том, что в 1669 году Александрийскую церковь возглавлял патриарх совсем с другим именем — Паисий. Так что перепутана либо дата, либо имя. Но это никому не мешает передавать историю из уст в уста уже четвертое столетие.


Александрийский патриарх Герасим.

Другая легенда сообщает о некоем «язычнике» , который тоже осмелился нарушить запрет. В результате у него отсохла рука, которой он прикоснулся к пологу. В память об этом рядом с иконой и по сей день висит слепок руки.
С тех пор никто не смеет бросить взгляд на икону. Правда, иногда случаются чудеса, и покров начинает подниматься сам по себе. Но случается это предельно редко. Счастливчики все равно не успевают ничего толком разглядеть. Да и не увидеть им ничего, кроме серебряного оклада, за которым не видно ликов. Такой оклад был сделан для иконы в 1795 году, а до этого существовал позолоченный оклад установленный в 1576 году.
>
Кипр

Икона, которую нельзя увидеть

Икона Киккской Богоматери под окладом

Как мы все знаем, православное христианство с особым почтением относится к иконам. Созерцая их, молящийся возносится к первообразу, то есть, молясь перед иконой святой Девы, он смотрит на саму Богородицу. К особо почитаемым образам специально приходят, их облик воспроизводят в сотнях списков, в «меру и подобие», а также в уменьшенном формате, чтобы икону могли видеть те, кто не может добраться до святыни. Есть и другие причины. Например, когда Богоматерь Владимирская оказалась в Москве, в Успенском соборе, с нее была сделана точная копия и отослана во Владимир, чтобы святыня оставалась и там, оберегая свой город. Я немного упрощаю, но суть в том, что иконы предназначены для их созерцания, и самые выдающиеся из них многократно воспроизводятся.

В этом смысле икона Богоматери Киккской, одна из главных святынь Кипра, представляет собой уникум. Хотя «посетить» ее может всякий, видеть икону нельзя никому. Она закрыта окладом, вроде бы повторяющим изображение, а оклад − драгоценной пеленой.

Все почитаемые иконы со времени Средневековья имеют оклады и ризы из золота, серебра и драгоценных камней. Два оклада и риза Богоматери Владимирской выставлены в Оружейной палате. Оклады чудотворных икон Афона до сих пор находятся in situ, украшая образы. У некоторых икон есть разные драгоценные уборы для обычных дней и для праздников. Но сколь бы пышным и богатым ни был оклад, он оставляет видимыми лики (пусть и неоднократно переписанные). Исключением в этом ряду выступает Богоматерь Киккская, потому что лики Марии и Младенца закрывает тяжелая бархатная пелена. Видна только нижняя часть чеканного оклада, который воспроизводит контуры фигур. Я хочу подчеркнуть еще раз, что икона, которую нельзя видеть − это уникальный феномен. А вот как это получилось, и на что может быть похоже изображение − давайте разбираться.

Для начала немного истории, точнее, легенды. Считается, что икону Богоматери Киккской написал евангелист Лука, который по профессии был художником, еще при жизни Девы. Луке приписывают большую часть древних почитаемых икон, в том числе Богоматерь Владимирскую, которая в действительности датируется ΧΙΙ веком. Итак, Лука написал икону Богоматери, впоследствии названную Киккской, для христиан Египта. Но в эпоху иконоборчества (в восьмом − первой половине девятого века) икону отправили в Византию, чтобы спасти ее от уничтожения. Это звучит немного странно, потому что Константинополь, собственно, и был в то время центром гонений на образы.

Иконоборец замазывает известью икону Христа. Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около 850 года. Византия. Исторический музей (Москва)

Так или иначе, до Царьграда икона не доехала, потому что по дороге корабль захватили пираты. Пираты были сарацинами, то есть арабами, и иконой они не заинтересовались: ничто так не спасает памятники культуры, как забвение и равнодушие (кстати, они могли уничтожить икону, потому что ислам не одобряет изображения человека). Так или иначе, в 980 году или около того, эти пираты потерпели поражение от греков, и икона попала в Константинополь, где на тот момент всякая иконоборческая ересь была побеждена, восторжествовало православие, и произведению кисти Луки евангелиста уже ничто не угрожало.

Следующий этап истории образа относится к концу ΧΙ века, когда икона оказалась на Кипре. Она хранилась в покоях императора Алексея Комнина (годы правления 1082–1118), которому Богородица явилась во сне и велела отправить икону туда. О том же самом Алексея попросил тогдашний правитель острова Мануил Вутомит. Отшельник Исайя, живший на горе, где сейчас стоит Киккский монастырь, также был предупрежден в видении о прибытии чудотворного образа. Предание гласит, что Алексею была так дорога чудотворная икона, что он не мог примириться с мыслью, что теперь ее сможет взять и увидеть кто угодно, и потому распорядился закрыть ее от чужих глаз. Драгоценности и реликвии во все века прятали, а еще на Востоке так до сих пор зачем-то поступают с живыми людьми.

Впрочем, Алексей Комнин был не одинок в своем стремлении укрыть домашнюю святыню от чужих глаз. Моя коллега Ирина Стерлигова в свое время обратила внимание на шитые предметы, впервые упомянутые в описи личного имущества Ивана Грозного. Предметы эти были частью убора почитаемых икон и назывались «застенками», или «пеленами стенными». Они представляли собой завесы из тонкой ткани, богато украшенные дробницами, усыпанные жемчугом и драгоценными камнями, которые прикрепляли к верхнему полю иконы так, чтобы закрыть священное изображение. В середине этих «застенков» (наверное, от слова «застить», то есть закрывать) были вышиты «имена образов», то есть названия икон.

Иконы с «застенками» во время некоторых богослужений и церемоний выносили из дворцовых церквей и царских покоев в соборы. Это были очень личные и глубоко почитаемые предметы, и «застенки» скрывали их от суетных или даже еретических глаз, которые могли глянуть на святыню, пока ее несут через Соборную площадь. Скорее всего, обычай закрывать святые образы не придумали в кремлевских палатах, а переняли у византийцев.

Кстати, чудотворная икона Влахернской Богоматери в Константинополе тоже была большую часть времени скрыта завесой, которая чудесным образом поднималась каждую неделю на пятничной вечерней службе, являя лик Богоматери молящимся. В воскресенье пелена опускалась. С этим «обычным чудом» (так византийцы это называли) связан праздник Покрова Богоматери, но это отдельная тема. Позже практика пошла в народ: в крестьянских домах иконы в красном углу тоже занавешивали. Но все это лишь указывает на корни феномена Богоматери Киккской: все эти застенки и занавески скрывали образ только от нежелательной публики и в определенные моменты. Принципиально то, что царь, великий князь и император свою домашнюю святыню как раз созерцали, не говоря о множестве людей во Влахернском храме, созерцающих «обычное чудо» явления иконы. И только Киккскую Богоматерь видеть никому нельзя. Совсем.

Так или иначе, лик иконы закрыт, а любопытных, согласно монастырским хроникам, небесная Царица довольно жестоко карает. Например, Александрийский патриарх в 1669 году приподнял покров и тут же ослеп. Правда, зрение к нему вернулось после того, как он признал, что был неправ, и раскаялся. Можно считать, что образ закрыт для нашей же безопасности. Знаменитый путешественник Василий Григорович-Барский, исходивший в XVIII веке остров Кипр вдоль и поперек, подозревал, что лик Богоматери можно увидеть, оставшись в храме на ночь, и что он все же открывается, когда меняют на нем обветшавшую пелену, а происходит это раз в три-четыре года. Судя по запискам, «пешеходец» все же не рискнул заночевать в храме, а пелена во время обоих его визитов не нуждалась в замене. Ваш покорный слуга тоже заглядывать под покров не стала. Под окладом может быть еще один, или имитация тканевой завесы в серебре. И вообще, глаза − важный орган для искусствоведа, а почтение к традициям мест, которые посещаешь − лучшая техника безопасности.

Икону выносят из храма только по особым случаям, с великими почестями, и при этом стараются на нее не смотреть. Это делается, например, когда в засуху нужно вызвать дождь, и Владычица всегда выручает островитян.

Версия насчет ревности Алексея Комнина к его домашней реликвии легендарна, и наличие копий-списков иконы, появляющихся в окрестных церквах уже в ΧΙΙΙ веке, наводят на мысль, что какое-то время икону все-таки можно было видеть. Когда же она закрылась? Так или иначе, это произошло довольно давно. Версий несколько.

Самый первый вариант − после пожара 1365 года. Монастырь тогда весь выгорел, а икона, по источникам, осталась невредимой. У нас на Руси тоже такое часто случалось. Например, как-то раз от почитаемой иконы в результате пожара в Кремле осталась одна доска, а изображение сгорело. Знаменитый художник Дионисий, помнивший оригинал, загрунтовал уцелевшую доску и написал образ заново. Не исключаю, что здесь произошло что-то подобное. Икона могла обгореть или закоптиться. Реставрировать ее по каким-то причинам не стали, − или было некому, или побоялись испортить. Может быть, с тех пор лик ее и закрыт. До этого момента икона должна была быть доступна, чему свидетельство довольно древние списки, но о них позже. Пожары в монастыре случались и позднее, в частности, в 1542, 1751, 1813 годах.

Второй вариант даты сокрытия иконы − это 1576 год. Именно тогда икона получила роскошный оклад (скорее всего, не первый): серебряный, позолоченный, украшенный черепаховыми панцирями, инкрустированными перламутром. Он сохранился и, кажется, выставлен для обозрения, просто смонтирован на другую доску. Современный оклад относится в концу ΧVIII века. Именно с ним связана последняя и самая поздняя дата, когда икону можно было увидеть − это последняя смена оклада, 1795 год.

Теперь обратимся к самому изображению, попытаемся мысленно его реконструировать. Судя по многочисленным спискам, например, по этой иконе конца XIII первой половины XIV века из монастыря св. Иоанна Лампадиста, мы видим, эта икона принадлежит к типу Елеуса, или по-русски Умиление, то есть такая, где мать ласкает сына, скорбя о его будущих страданиях.

Богоматерь Киккская. Конец XIII – первая половина XIV века. Музей при монастыре св. Иоанна Лампадиста, селение Калопанайотис

Кроме того, ее тип можно определить как Взыграние, то есть дитя подскакивает на руках у матери, а она пытается его удержать. В этом богословы тоже видят отсылку к будущим страстям, потому что, оплакивая сына, Мария говорила, что раньше в детстве он прыгал у нее на руках, а сейчас лежит мертвый. Одним словом, амбивалентный тип, одновременно трогательный и трагический.

Сложная поза младенца, вырывающегося из рук матери, это первая отличительная черта образа. На большинстве списков младенец сидит слева от нас, хотя бывают и зеркальные варианты. Вторая особенность − это дополнительное покрывало на голове Девы Марии. Кстати, такие иконы, с двумя покрывалами, и довольно древние, известны и у нас на Руси. Это так называемая Богоматерь Умиление Старорусская (от названия города Старая Русса)

Богоматерь Умиление Старорусская. Начало ΧΙΙΙ века. Русский музей (Санкт-Петербург)

и просто Богоматерь Умиление из Успенского собора Московского Кремля, обе начала XIII века.

Богоматерь Умиление. Начало XIII века. Успенский собор Московского Кремля

Правда, на этом сходство с Киккской заканчивается: младенец на обеих этих иконах не вырывается из рук, а наоборот обнимает мать. И сидит он справа, а не слева. Третья характерная (но необязательная) деталь иконографии Киккской Богоматери − это очертания этого самого второго покрывала, край которого младенец поднимает ручкой. У нас на Руси этот вариант появился только в ΧVII веке. Первый такой образ, подписанный по-гречески «Киккская», появился в 1668 году. Ее написал знаменитый царский иконописец Симон Ушаков для церкви Григория Неокесарийского в Москве.

Богоматерь Киккская. Симон Ушаков, 1668 год. Третьяковская галерея (Москва)

Тогда был велик интерес ко всему греческому, и связано это с патриархом Никоном, которого потом пришли судить все те же самые греческие иерархи. Ушаковская икона очень точно воспроизводит все то, о чем шла речь, даже надписи все − греческие (русский перевод рядом), только вот композиция − зеркальное отражение. Скорее всего, мастер делал очень точную копию, снимая ее механическим способом, а потом забыл перевернуть лист. Это бывает, даже у великих мастеров. Потом икону Ушакова копировали, и не раз. Например, единственное подписное произведение рыбинского иконописца Леонтия Тюменева 1693 года − это Киккская Богоматерь.

Богоматерь Киккская. Леонтий Тюменев, 1693 год. Рыбинский музей. Копия с иконы Ушакова

До произведения Симона Ушакова мне известна только одна икона, напоминающая Киккскую: на ней изображена Богоматерь с дополнительным, красным головным покрывалом, и тоже Взыграние младенца. Ее можно датировать XVI веком, второй половиной или даже концом столетия.

Богоматерь Взыграние младенца. Москва. Конец XVI века

Правда, «смотрит» она тоже не в ту сторону, и мелкие детали не совпадают. Это значит, про Киккскую икону в России конца XVI века что-то знали. Об отношениях России и Кипра в Позднем Средневековье я заговорила неслучайно, и мы к ним еще вернемся.

Собственно на Кипре есть копии XIII, XVI и XVIII века. Их немало, и происходят они из селений, расположенных именно в той части острова, где возвышается гора, на которой стоит Киккский монастырь. И в XVI веке, и позже, сохраняется устойчивый тип: Богоматерь Взыграние. На голове Марии накинуто второе, дополнительное покрывало, красное, либо почти черное, имеется в виду пурпурное, затканное золотыми узорами. Кстати, название «Киккская» встречается на иконах с XIII века.

Богоматерь Киккская. ΧΙΙΙ век. Церковь Панагия Кивотос в селении Агиос Феодорос, округ Лимассол

На иконе так и написано: ΚΗΚΟΤΗΣΑ. При этом, некоторые списки, точно повторяющие описанные выше тип, подписаны вовсе не как «Киккотисса». Например, икона из церкви св. Марины в Калопанайотис подписана как «Афанасиотисса» (Αθανασιότησσα). Икона опубликована в небольшом разрешении, да и лик плохо сохранился, поэтому изображение не даю.

Икона XVI века, подписанная как «Киккотисса», хранящаяся в Византийском музее в Педулас, сохранила и имя художника. Его, как и художника-евангелиста, звали Лукой.

Богоматерь Киккская. Кипр, XVI век. Византйиский музей в селении Педулас

Итак, все иконы Богоматери Киккской очень узнаваемы, благодаря позе младенца и второму мафорию (накидке). Иногда, как на этой иконе XVIII века из монастыря пресвятой Богородицы Амасгу, основное изображение дополняли.

Богоматерь Киккская. Кипр, XVIII век. Монастырь пресвятой Богородицы Амасгу в селении Монагри

По сторонам от лика Богоматери добавили ангелов, а ниже − Луку евангелиста, автора оригинала иконы, и святителя Николая, потому что он был небесным покровителем заказчика. Об этом гласит надпись-молитва на нижнем поле иконы, где ктитор просит Христа не пренебрегать рабом Божиим Николаем и его родителями.

Но все же, что изображено на закрытой от глаз иконе? Казалось бы, все сходится. Там, судя по этим копиям и по очертаниям фигур на окладе оригинала, − поясное изображение Богородицы с младенцем на руках. Но все не так просто.

В фондах Государственной Публичной библиотеки Санкт-Петербурга, в коллекции Погодина есть рукописный сборник, а в нем − Повесть о Кипрском острове конца XVI века. Она короткая, но в ней, в немного путаном виде, рассказано многое об истории острова. Опубликовавшая этот источник О.А. Белоброва считает, что записано это со слов местного жителя. О регулярных отношениях России с Кипром можно говорить как раз с конца XVI века. Представители острова, в основном духовные лица, приезжали в Московию и им неизменно оказывали помощь и радушный прием. Один из патриархов эпохи Смутного времени, критянин Игнатий, по его же словам, занимал одну из кафедр на Кипре (правда, не говорил, какую). До этого о Кипре в древнерусской литературе встречаются лишь причудливые упоминания. Например, игумен Даниил, посетивший в ΧΙΙ веке Константинополь и Святую землю, побывал также на Кипре и писал, что там, в горах Троодос, «…родится фимиам, ладан: он спадает с небес, и его собирают на деревцах. Много ведь в тех горах деревцев низких, с травой равных, на них и падет фимиам тот хороший. Собирают его в июле месяце и в августе; в другие же месяцы не выпадает; но только в те два родится». Не спрашивайте меня, что это значит. О Киккском монастыре Даниил ничего не говорит, только о реликвии Крестного Древа, которая находится в той же части острова, в монастыре Честного Креста (Τιμίος Σταυρός).

Описание этого монастыря есть и в Повести о Кипрском острове, а еще там есть описание некоего Успенского монастыря, где хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Правда, согласно Повести, он расположен ближе к городу Киринее (северная часть острова), что не соответствует положению Киккского монастыря, но святыня напоминает Киккскую, судите сами: «Близ же того града (Киринеи − Ю.Б.) монастырь именуется Успенский, а в нем в церкви образ пречистые Богородицы с превечным младенцем на престоле, а младенец против грудей ее, благословляет обеими руками, письма Луки евангелиста. Коли архиепископ и люди захотят молиться от нахожения иноплеменных, или просить дождя или вёдра, и как пойдут по тот образ поднят его на собор и как отворят церковь, а тот пречистые образ вышедши сии ота стоит у двери на воздухе, а на всем лице ее государыни пот; по том упознавают благодарная. Иереи, тот образ приняв, понесут на собор, а как церковь отворят, а образ стоит в киоте, и его уже поднять не могут, а в ту пору от образа от очей слезы, и по тому познавают скорбная». В общем, речь идет о том, что икона − письма Луки евангелиста, Богоматерь на престоле, младенец благословляет обеими руками, и что иконе молятся о погоде и в случае иноземных вторжений. Если Дева расположена помочь людям, икона выходит из храма сама, и по лику Марии струится пот. Когда все плохо, икону нельзя поднять, и она плачет.

Не исключено, что икона, описанная в Повести, представляет собой собирательный образ Киккской и какой-то другой. Интересно, что престол, упомянутый в описании, и отсутствующий на всех списках, есть на одной иконе ΧΙΙ века, которая может считаться самым древним списком кипрской иконы.

Богоматерь на престоле, с пророками и святыми. ΧΙΙ век, монастырь св. Екатерины на Синае

Эта икона хранится в монастыре св. Екатерины на Синае, в общем-то не так далеко от Кипра. У нее очень сложная и утонченная программа, на которой я сейчас не буду останавливаться. Важно то, что средник иконы, Богоматерь с младенцем на престоле, во всем, кроме жеста Младенца, совпадает с описанием, данным в «Повести о Кипрском острове». Кроме того, эта икона один в один повторяет изображения Киккской Богоматери. Только изображена она в полный рост, сидящей на троне (или престоле) с подушками. А в остальном − та же поза младенца, который вцепился в покрывало и упирается ногой в плечо матери, тот же дополнительный платок на голове Марии. Вариантом этого типа является икона-складень, тоже происходящая из монастыря св. Екатерины.

Складень-диптих со св. Прокопием и Богоматерью Киккской. 1280-е годы, монастырь св. Екатерины на Синае

Здесь, правда, младенец не играет, а лежит на руках матери. Но почему-то исследователи публикуют ее как Киккотиссу. Из вышесказанного получается, икона «Богоматерь на престоле, со святыми и пророками» XII века из синайского монастыря может представлять собой самую точную копию образа, который никому нельзя видеть.

Если вышесказанное − правда, то можно считать, что иконы Киккской Богоматери, распространившиеся по Кипру, а потом и дальше, через Афон по всему православному миру, вплоть до Москвы, представляют собой камерный поясной вариант чудотворного образа, скрытого от людских глаз, неважно, благочестивых, негодных или просто любопытных. Возникновение сокращенного варианта может быть оправдано очень сложной программой иконы, с множеством дополнительных фигур, а молились люди все-таки Богородице, и самым распространенным типом икон были поясные изображения. Потому в списках воспроизвели только самое главное.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что икона, которую нельзя видеть − это уникальный культурный феномен. Будем надеяться, что когда-нибудь мы сможем узнать, что же на ней действительно изображено. Было бы очень любопытно.

Юлия Бузыкина

ПОМОЩЬ САЙТУ cyprusiana.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *