Кемерово знаменский собор

Храм Священномученика Владимира (Королёв)

Православный храм

Храм Священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого

Церковь Священномученика Владимира
(на канале)


Каменный храм Сщмч. Владимира в Королёве (август 2017 года)

55°54′56″ с. ш. 37°49′54″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Королёв,
Московская область

Конфессия

Православие

Епархия

Московская областная

Благочиние

Ивантеевское

Тип здания

Двухпрестольный каменный храм

Архитектурный стиль

Псковская архитектура

Строитель

ДСК-160 (временный храм)

Архитектор

Анисимов, Андрей Альбертович (каменный храм)

Дата основания

Строительство

1992 (временный храм)
2012 — 1994 (временный храм)

Приделы

Сщмч. Владимира (большой, южный)
Прп. Сергия Радонежского (малый, северный)

Статус

Храм-памятник

Состояние

Действующий, строящийся

Сайт

Храм Священномученика Владимира на Викискладе

Храм Священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого на канале (Церковь Священномученика Владимира, Свято-Владимиркий храм, Храм святителя Владимира) — храм Ивантеевского благочиния Московской областной епархии Русской Православной Церкви, расположенный в городе Королёве Московской области. Храм расположен вблизи Акуловского канала.

Назван в честь митрополита Владимира (Богоявленского).

История

Образование прихода

Идея создания этого православного храма появилась в 1991 году. В то время сам город был известен как подмоcковный Калининград, и на его территории не было ни одного действующего православного храма, за исключением храма Косьмы и Дамиана в посёлке Болшево. Окончательное решение о начале действий по созданию нового храма было принято 22 апреля 1991 года.

Идейным лидером и организатором стал Сергей Ганьковский, в то время молодой преподаватель русского языка и литературы, ставший через несколько лет его настоятелем. Первым духовником группы, ставшей основой общины храма, стал протоиерей Павел Адельгейм. Отец Павел собрал для общины верующих людей, он же благословил строительство храма, он же, после создания первого временного храма в подвальном помещении провёл первую литургию с новой общиной.

Организационные мероприятия проводились в мае 1991 года. Было сформировано Приходское собрание и Приходской совет, получено благословение епархиального архиерея, проведено первое собрание православной общины. Тогда же будущий храм получил своё имя — в честь митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), канонизация которого в тот момент готовилась в Русской православной церкви. Позднее, в своём послании клиру, причту и прихожанам храма, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) писал: «И глубоко символично, что храм ваш освящается в честь первого мученика этой богоборческой эпохи святителя Владимира, митрополита Киевского…».

Первое сообщение о деятельности прихода во имя Святителя Владимира было опубликовано в городской газете 20 июля 1991 года, и с этого времени на банковский счёт храма стали поступать пожертвования горожан, а затем и людей из других городов и областей. Известно, например, о пожертвовании одного заключённого из Амурской области.

Подвальный храм

Сначала, для проведения богослужений, под храм было переоборудовано подвальное помещение жилого дома на улице Грабина, где тогда располагалась Детская художественная школа народных ремёсел.

Интересна история получения разрешения от соответствующих властей. После подачи заявления была создана комиссия, которая направилась для проверки обстановки в вышеупомянутый болшевский храм Косьмы и Дамиана. Для проведения проверки по неизвестным причинам был выбран понедельник. Однако выбор этого дня оказался весьма удачным для нового прихода. На эту дату выпало празднование святителю Николаю. В результате, по причине большого количества пришедших на важную для них службу члены комиссии не смогли даже войти в здание храма. Стало очевидным, что одного храма для города недостаточно.

Работы по подготовке к богослужениям продолжались. По поручению Приходского совета филолог-славист Анна Игоревна Свешникова составила акафист Святителю Владимиру, а художник-иконописец Павел Геннадьевич Бусалаев написал образ Священномученика Владимира. Большой храмовый образ святого был закончен в то время, когда он был прославлен на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (4 апреля 1992 года). Акафист Святителю Владимиру был завершён к началу мая 1992 года. Тогда же удалось договориться с администрацией Детской художественной школы (в лице Травкина Николая Андреевича) о проведении богослужений в её помещении.

Службы в храмовом помещении начались с 24 мая 1992 года. 24 июня того же года, митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в новый храм был назначен настоятелем священник Сергий Ганьковский (хиротонисан 13 июня 1992 года).

В начале октября 1992 года также митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий дал благословение служить Литургии в подвальном храме и послал в храм антиминс, что позволило служить в храме Божественную Литургию. К концу этого же года в общине выделились прихожане, способные нести специфические церковные послушания: просфорни, певчих, чтецов, алтарников. Первая Божественная Литургия была здесь отслужена 22 октября 1992 года.

Временный храм

Временное здание храма Священномученика Владимира в городе Королёве

Со временем всё больше людей обращались к православной вере, и вопрос постройки отдельного здания стал ещё более актуальным.

Сотрудники Управления архитектуры под руководством Василия Васильевича Шпинёва вели поиск подходящего участка. В сентябре 1992 года это удалось сделать. Место оказалось уникальным: с одной стороны — центр города, и, в то же время, близость к мемориалу погибшим в Великой Отечественной войне защитникам отечества.

Было решено создавать храм в два этапа. До возведения каменного здания, способного стоять веками, необходимо было организовать службы в простом строении, способном выдержать порядка десяти лет. Инициатором создания временного храма был начальник Домостроительного комбината № 160 (ДСК 160) Евгений Сергеевич Дмитриев, ставший впоследствии руководителем проекта. Главный архитектор ДСК 160 Сергей Григорьевич Шумилин при содействии архитектора Галины Никифоровной Киняпиной разработали проект временного деревянного храма. По служебным документам ДСК 160 это строение проходило как «Изделие ВПЦ-1», что расшифровывалось как Временная Православная Церковь, тип 1. Здание собиралось из простых модульных конструкций.

В октябре 1992 года началась закладка фундамента временного храма. Параллельно рабочими ДСК 160 создавались строительные конструкции временного здания. В октябре 1993 года завершилось строительство фундамента (в ходе работ возникли некоторые трудности, растянувшие этот процесс на год). 20 ноября 1993 года рабочие перешли к монтажу строительных модулей.

29 ноября 1993 года строительство посетил епархиальный архиерей Московской областной епархии, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Вместе с ним на стройку прибыли лётчик-космонавт Валентина Владимировна Терешкова и директор Центрального НИИ травматологии и ортопедии профессор Юлий Георгиевич Шапошников. Владыка Ювеналий одобрил планы и дал благословение на продолжение строительства. В строящемся здании прошла беседа Митрополита Крутицкого и Коломенского с главой администрации города. Следует отметить, что руководство города очень многое сделало для этих работ.

Первое богослужение во вновь построенном Свято-Владимирском храме было совершено 23 апреля 1994 года. 3 июля 1994 года Архиепископ Можайский Григорий, викарий Московской областной епархии, совершил Чин великого освящения храма во имя Святителя Владимира, митрополита Киевского.

С 21 ноября 1994 года с настоятелем в храме начал служить второй священник. Им стал приходской псаломщик Феликс Стацевич.

Накануне Пасхи 1995 года на крыше храма был установлен шатёр. На нём располагался купол с деревянным крестом. Как было принято в старые времена на севере Руси, для покрытия купола применили осиновый лемех. Эту задачу было решено поручить бригаде ПТУ-88 г. Москвы. Руководил работой мастер Валерий Эдуардович Соев. Продолжались и другие работы: писались новые иконы, устанавливалась ограда, прокладывались электрические сети, водопровод, канализация. Одна из прихожанок, являясь ландшафтным архитектором, работала по благоустройству прихрамовой территории.

В 1997 году в храме появился третий священник. Им стал алтарник Александр Виноградов.

В 1999 году при храме был сооружён приходской дом, куда были перемещены кухня, трапезная, учебный класс и тому подобное. В здании храма на место кухни переместилась свечная лавка, что освободило место для молящихся.

Параллельно с этими работами (точнее с ноября 1998 года) начинается строительство при храме часовни-памятника.

Часовня при храме

Основная статья: Часовня Александра Невского (Королёв)

С инициативой создания в 1997 году выступил Александр Фёдорович Морозенко, в то время — мэр города Королёва. Он предложил построить на территории Мемориального комплекса погибшим воинам православной часовни-памятника во имя святого благоверного князя Александра Невского. Следует отметить, что городской мемориал павшим воинам примыкает к территории храма и давно уже стал священным местом для тысяч жителей Королёва.

В проведённом конкурсе победил проект архитекторов Ю. Г. Алонова и З. Б. Осиповой. Первая геодезическая отметка была установлена на выбранном месте 19 октября 1998 года, а 17 ноября начались собственно работы со стройматериалами. В декабре 1999 года, когда отделочные работы были уже завершены, произошли три важных события: 3 декабря — установка на стенах барельефов работы Вячеслава Клыкова, 4 декабря — установка ограды и декоративных фонарей на территории часовни, визит митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в город Королёв со служением Божественной Литургии, Крестным ходом и молебном по освящению часовни.

Поскольку на временном здании не было колоколов, было решено снабдить ими часовню, ставшую впоследствии ещё и колокольней. Кроме того, была предусмотрена возможность сооружения в здании алтаря, что даёт возможность служить в часовне-храме Божественные Литургии. Это сыграло важную роль при переходе от временного здания к каменному — в период от разборки деревянного здания до введения в строй малого придела.

Каменный храм

Благодаря большому запасу прочности временное здание простояло больше десятилетнего гарантийного периода. Но уже в то время было ясно, что долго эксплуатироваться он не может. Кроме того, приход храма продолжал увеличиваться, что приводило к проблемам с размещением людей на некоторых службах.

Эскизное проектирование нового здания Приходской совет храма решил начать ещё в начале 2002 года. После согласования с администрацией города эту работу поручили одному из проектантов часовни — архитектору Юрию Георгиевичу Алонову. Занимаясь проектом, он предложил создать такой храм, который стал бы памятником другому, разрушенному храму. Этот храм являлся вторым каменным московским храмом и был известен как собор Спаса на Бору; был создан в XIV веке мастерами из Пскова на Кремлёвском холме в Москве (уничтожен в 1933 году по указу представителей советской власти).

Вскоре проект храмового комплекса был представлен. Однако постоянно возникали трудности с расширением необходимой для постройки территории. Временный храм предполагалось разобрать, а место вокруг него, где располагался участок леса, расширить. Всё дело в том, что этот небольшой участок земли, заросший неухоженным лесом, городу не принадлежал, а находился в федеральной собственности, являясь частью земель Гослесфонда, переданных в 1949 году в управление Щёлковскому учебно-опытному лесхозу как структурному подразделению Московского лесотехнического института (с 1993 года ставшим Московским государственным университетом леса). Участок был обозначен на карте И. В. Сталиным, и до 1990-х годов никто не вмешивался в это решение в области геодезической привязки. В свою очередь, это породило более сотни судебных исков к Щёлковскому лесхозу, не имевшему кадастра собственной территории.

Шанс получить участок появился летом 2010 года, когда настоятель храма получил письмо из Федерального Агентства лесного хозяйства, подписанного его директором. В тексте письма значилось: «Сообщаю Вам, что Ваша просьба о выделении участка земли под строительство храма удовлетворена. В настоящий момент готовятся документы к подписанию. О дате и месте подписания Вам будет сообщено дополнительно». Но тем же летом руководство Агентства, на которое возложили ответственность за лесные торфяные пожары под Шатурой, было вынуждено уйти в отставку. Новое руководство вопросом выделения участка заниматься не стало.

Тогда появилась другая идея — использовать уже имеющуюся территорию. В результате Приходской совет встретился с учеником автора предыдущего проекта — архитектором и предпринимателем Андреем Альбертовичем Анисимовым. В новом проекте снова была затронута память храма Спаса на Бору, но на этот раз без предлагаемого ранее комплекса построек. Новое здание, по его замыслу, должно было стать практически копией уничтоженного в Москве.

В ноябре 2011 года был утверждён эскизный проект, а 11 января 2012 года на строительную площадку прибыли строители Мастерских Андрея Анисимова, начавшие готовить котлован под новый фундамент вокруг временного храма. После пасхальной службы 2012 года начались работы по демонтажу старого здания.

Возведение каменного здания храма (апрель 2015 года)

Работы продолжались с переменным успехом. Менялся генподрядчик и источники финансирования. Приходилось притормаживать строительство, а иногда и вносить коррективы в уже созданную конструкцию.

Тем не менее, к январю 2013 года был практически закончен малый придел храма. Для определения имени придела была проведена жеребьёвка с тремя вариантами: Святителя Николая Чудотворца, Покрова Божией Матери и Преподобного Сергия Радонежского. В результате был выбран третий вариант.

Первая Божественная Литургия была отслужена в малом приделе нового здания 7 февраля 2013 года.

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Храм Священномученика Владимира в г. Королеве был построен в 1994 г. как временное здание с надеждой в будущем построить большой вместительный каменный храм. При его освящении, которое совершил архиепископ Можайский Григорий, викарий Московской епархии, было зачитано послание митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия клиру, причту и прихожанам храма: «Знаменательно, что после десятилетий разрушения не только храмов, наших национальных святынь, но и душ человеческих, в городе, не имевшем ранее места для молитвы, в короткий срок сооружен новый православный храм. Это поистине плод, достойный покаяния. И глубоко символично, что храм ваш освящается в честь первого мученика этой богоборческой эпохи святителя Владимира, митрополита Киевского, а также и то, что сегодня Русская Православная Церковь чтит память Всех Святых, в земле Российской просиявших».

Так временное фанерное строение стало первым храмом, возведённым в городе Королеве. Однако за 17 лет своего существования не предназначенное для длительной эксплуатации временное здание полностью обветшало. Просел фундамент, осыпался утеплитель в стенах, прохудилась кровля и даже деревянный крест на куполе был разрушен влагой и ветрами. Приход остро нуждался в строительстве нового просторного и долговечного храмового здания.

И вот, наконец, в 2011 году был разработан проект храма, не просто учитывающий насущные практические нужды молящихся, но и воздающий дань памяти утраченной в безбожные годы русской святыне. Этот проект призван воссоздать облик разрушенного большевиками в 1933 г. храма Спаса на Бору Московского Кремля, второго на Москве каменного собора (после Успенского), поставленного в 1330 г. Иваном Даниловичем Калитой на месте деревянного храма XII века.

Синодальный Знаменский собор

У этого термина существуют и другие значения, см. Знаменский собор.

Достопримечательность

Синодальный Знаменский Собор

Cathedral of Our Lady of the Sign

40°47′05″ с. ш. 73°57′16″ з. д.HGЯOL

Страна

США США

Конфессия

православие

Епархия

Русская православная церковь заграницей

Дата основания

Статус

действует

Сайт

Синодальный Знаменский собор на Викискладе

Синода́льный Зна́менский Собо́р (англ. Cathedral of Our Lady of the Sign) — ставропигиальный домовый храм Русской Православной Церкви Заграницей, располагающийся в особняке в восточной части Манхэттена на пересечении Парк Авеню и 93-й улицы. В здании также заседает Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви и расположена резиденция первоиерарха. Настоятель — митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал).

После Второй мировой войны решено было перенести Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви из Европы в США, что и произошло в 1951 году. Для нужд Архиерейского Синода князь Сергей Белосельский-Белозерский (1895—1978) предоставил своё загородное поместье в местечке Магопак на север от Нью-Йорка, однако Магопак был местом достаточно удалённым от большинства мест компактного проживания русских эмигрантов, которые по экономическим соображениям селились в Нью-Йорке или его ближайших пригородах.

Тогда князь Белосельский-Белозерский передал Синоду дом на 77-й улице в западной части Манхэттена, куда и переехала церковная администрация РПЦЗ.

Тогда же американский банкир русского происхождения Сергей Семененко узнал, что в Нью-Йорке поселился митрополит Анастасий, который ещё в бытность архиепископом помог его семье выехать из объятой гражданской войной России, а ему самому поступить в Гарвардский университет. Малопрезентабельный дом из коричневого кирпича на 77-й улице показался Семененко не соответствующим достоинству и престижу Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. В благодарность за оказанную в сложный период жизни помощь, он обещал подыскать подходящий дом для митрополита и Синодальной администрации. К поискам подключился русский эмигрант Михаил Григорьевич Щербинин, вхожий в высшие круги нью-йоркского общества.

В итоге лучшим вариантом оказался особняк Палмера-Бейкера № 75 на Ист 93-й улице, который был приобретён в 1957 году и в 1958 году Архиерейский Синод переехал сюда. Сюда же «переехала» и чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери, которая располагается по левую сторону от солеи в киоте.

Бальный зал стал соборным храмом Знамения Божией Матери, бывшая главная столовая была переоборудована под храм во имя преподобного Сергия Радонежского, где ежедневно совершаются богослужения, в том числе и ранние службы на английском языке для православных американцев. В главной гостиной разместился Синодальный зал, где отныне приходили заседания Архиерейского Синода.

12/25 октября 1959 года состоялось освящение Знаменского собора. Иконы для храмового иконостаса написал архимандрит Киприан (Пыжов). Во время паломничества святого образа его заменяет копия, написанная архимандритом Киприаном.

В 1990-х финансовое положение РПЦЗ было настолько тяжёлым, что шла речь о продаже синодального здания.

  • http://nycathedralofsign.org/
  • Landmark Preservation Comission (англ.)
  • Священнослужители синодального собора Зарубежной Церкви желают восстановления полного общения с Церковью в Отечестве

Страница 1 из 8

Введение в историю Русской церкви: христианство в России при святом Владимире.
Период I. От крещения русского народа до нашествия монголов и усиления северо-восточной Руси (989-1237 гг.)
1. Распространение христианской веры Распространение христианства при святом Владимире
2. Устройство Русской церкви; церковное управление
3. Учение и духовное просвещение
4. Богослужение
5. Христианская жизнь
Период II. От нашествия монголов и усиления северо-восточной Руси до разделения Русской митрополии (1237-1461 гг.)
1. Бедствия церкви и распространение веры
2. Церковная иерархия и состояние духовенства
3. Богослужение
4. Христианская жизнь
5. Состояние просвещения
Период III. Разделение Русской Церкви на две митрополии (1461-1589 гг.)
А. Московская митрополия
Общий взгляд на состояние Московской митрополии по отделении от нее юго-западной
1. Распространение веры
2. Церковное управление
3. Богослужение и христианская жизнь
4. Учение и духовное просвещение
Б. Киевская митрополия до присоединения Малороссии к Москве.
Общий обзор состояния православия в Литве
Период IV. Московское патриаршество (1589-1700 гг.)
1. Церковное управление.
2. Расширение пределов Московского патриаршества
3. Xристианская жизнь и богослужение
4. Духовное просвещение
Период V. Синодальный
1. Церковное управление
2. Распространение веры
3. Учение и духовное просвещение
4. Богослужение и жизнь христианская
* * *
Профессор П.В. Знаменский как историк Русской Церкви
Профессор Петр Васильевич Знаменский бесспорно принадлежит к числу выдающихся представителей российской церковно-исторической науки 2-й половины ХIХ, начала ХХ столетий. Он прожил долгую и плодотворную жизнь, хотя в его биографии мы не встречаем особенного разнообразия жизненных обстоятельств, передвижений, водоворота событий.
П.В. Знаменский родился 27 марта 1836 г. в Нижнем Новгороде, в семье диакона. По окончании обучения в Новгородском духовном училище (1846-1850) и семинарии (1850-1856) поступил в Казанскую духовную академию, которую с успехом окончил и в сентябре 1860 г. был направлен преподавателем философии и логики в Самарскую духовную семинарию. Менее чем через год (в августе 1861 г.) Знаменский вернулся в родную Казанскую академию, где поначалу занимал кафедру математики, а с мая 1862 г. окончательно утвердился на близкой его научным интересам кафедре русской церковной истории. Помимо того, начиная с 1865 г., Петр Васильевич преподавал историю Русской Церкви на историко-филологическом факультете Казанского Университета, а также читал лекции в училище для девиц из семей духовного звания. С этого же времени он заведовал богатейшей библиотекой Соловецкого монастыря, 1593 манускрипта которой были переведены в Казанскую духовную академию в 1855 году. С 1875 г. он возглавлял научную Комиссию для описания рукописей Соловецкого собрания.
И все же большую часть жизни Знаменский посвятил Казанской духовной академии. Без малого сорок лет он продолжал в ней преподавательскую деятельность в качестве штатного профессора, а с 20 ноября 1895 г. в качестве сверхштатного. 12 августа 1896 г. он оставил сверхштатную службу, однако вплоть до 1897 г. продолжал бесплатно читать свои лекции, пользовавшиеся неизменной популярностью у студентов. Как говорилось в адресе академической корпорации, поднесенном П. В. Знаменскому по случаю оставления им службы в академии, «Даже в эпоху наибольшего упадка трудолюбия студентов между самыми неаккуратными из них считалось зазорным не быть на лекции у Петра Васильевича.» Его глубоко интересные чтения «очаровывали гармоническим соединением обильного фактического материала с художественной обработкой его». Любопытны мотивы его окончательного ухода из академии. С присущей ему скромностью и требовательностью к себе он считал что может «не поспеть идти нога в ногу ни с современным развитием науки, ни с работой других членов академической корпорации» и, таким образом, » помимо своей воли принизить свою кафедру, всегда высоко стоящую в составе академического курса.»
Научная и преподавательская деятельность П. В. Знаменского была высоко оценена его современниками. Уже в 1860 г. (всего в двадцать четыре года), за труд «Обозрение постановлений по церковным делам в России в начале ХVII столетия» он удостоен степени магистра богословия. В 1866 г. он возведен в звание экстраординарного, а в 1868 г. — ординарного профессора. В 1875 г. за труд «Приходское духовенство со времен реформы Петра 1-го » удостоен степени доктора церковной истории. В 1892 г. его избрали членом-корреспондентом Императорской Академии наук по отделению русского языка и словесности3 .
В последние годы своей жизни П. В. Знаменский продолжал живо интересоваться наукой, написал несколько статей для журналов, старался следить за книжными новинками. Он умер 2 мая 1917 г. незадолго до трагических событий октябрьской революции. Перед кончиной он завещал Академии свой дом и библиотеку.
* * *
Всю свою долгую жизнь П. В. Знаменский выступал против изолированности богословской науки и церковного учительства вообще от движения науки светской и от явлений мирской жизни, против схоластической и боязливой остановки перед всякими проявлениями самостоятельности мысли и даже перед некими новыми выводами из уже существующих богословских постулатов. Он призывал своих учеников и коллег спуститься от проповеди «ни к кому и ни к чему в частности не относящейся морали, и притом морали большей частью сурово-аскетического характера, упускавшей из виду обыденную жизнь обыкновенных мирских людей,» поближе к живым людям и современной действительности. В своих трудах он поддерживал богословское направление, которое «стремилось объять всю человеческую жизнь, научить людей находить Христа не в одном отрешении от мира и действительной жизни, а во всех, даже самых темных углах самой этой жизни оставаться истинными христианами среди самого мира, со всею ее обыденной суетою и дрязгами». Для Знаменского всегда было важно «освятить светом православия все стороны человеческой жизни и все их подвести под общее возглавление христианства,» т.е. проявлять свою православную веру не в одном лишь теоретическом убеждении, но и в самой жизни.
П.В. Знаменский был убежденным православным христианином и, вместе с тем, не принимал узкого сектантского фанатизма, свойственного иным «ревнителям веры,» доводящим своим формализмом правила и учреждения церковные, сами по себе святые и спасительные «до мертвой ветхозаветности.» Он понимал, что в его время, (и это особенно ощущалось в последние десятилетия перед революцией 1917 г.) трудно требовать от всех детской и доверчивой веры, не подтвержденной научным знанием. Это означает, — писал он, — что мы имеем потребность в современной науке, которой необходимо дать истинное направление, т. е. основать ее на Краеугольном Камне, который есть Христос. Наука, равно как и ремесла, искусство, политика, общественная деятельность, государственное устройство не могут быть отделены от христианских начал, не должны быть секуляризированы. Важно подчеркнуть, что эта позиция Знаменского не имела ничего общего с клерикализмом. «Сын Божий Сам поставил Себя во все условия человеческой жизни, был записан при рождении в государственную ревизию, жил в доме ремесленника, участвовал в занятиях рыбарей, признавал дань кесарю. Сам подверг Себя тогдашним судам и проч. Зачем же мы будем отделять эти стороны жизни от Его благодати и устраивать их, не возглавляя их в Нем, помимо Него, как язычники или иудеи с мусульманами?»
П.В. Знаменский стремился в своих исследованиях рассматривать историю Церкви в тесной связи с проявлениями «внешней» народной и общественной жизни. При этом, как подчеркивал А.В. Карташов, отличительное достоинство содержания Учебного руководства по истории Церкви состоит в том, что «оно отводит менее, чем это делалось до него, места самому рассказу о «внешних событиях,» а с большой подробностью и с большим вниманием изображает внутреннюю жизнь церкви, религиозно-нравственное настроение русского общества.»
В своих научных трудах П. В. Знаменский использовал тогда еще новый метод научного исследования, основанный на мысли о том, что «история не является только биографией высоких лиц и рассказом о громких событиях.» Он сумел отойти от голого позитивизма, т. е. от простого описания наиболее значительных фактов из прошлой жизни, стремился увидеть внутреннюю связь событий и явлений. «Историк, — говорит о нем «Православная богословская энциклопедия,» — восстанавливает прошлую жизнь общества и народа во всей совокупности составляющих его единиц, подмечая внутренние движущие идеи и господствующие течения этой жизни и соответственно этому подбирая и группируя факты.»
«История нашей Церкви, — писал Знаменский в 1863 г. на страницах «Православного собеседника,» — доселе шла по официальному, так сказать, направлению, в каком разрабатывалась некогда и гражданская история. Как последняя исключительно занималась биографиями князей и царей, следила за развитием государственного начала, не обращая никакого внимания на склад жизни, на требования и жизненные идеалы самого народа, так и в параллель ей церковная история рассказывала нам жития и подвиги благочестивых иерархов и святых мужей, следила за проявлениями в жизни внешней стороны православия, тоже не обращая никакого внимания на религиозный склад, на развитие религиозного сознания самого народа, на те оригинальные формы, в коих народ выражал понимание предложенного ему учения. Мы знали, кто и когда учил народ православной вере, какие правила церковной жизни переданы были в Россию греческой церковью; но не знали другой, — самой существенной стороны дела, как народ усвоил учение веры, как церковный закон обнаружил свое влияние на народную жизнь, какие особенности в вероучении и в церковной практике проистекали от соприкосновения православия с народными понятиями и жизнью.»
В своих церковно-исторических изысканиях П. В. Знаменский основывался на рассмотрении эволюции в культурной и общественно-экономической жизни всех слоев русского народа, полагая в основу количественно преобладающий слой крестьянства. При этом, как отмечает его биограф — К. В. Харлампович, — он не вдавался в крайности «исторического экономизма» и, «…отмечая важность экономических факторов в исторической жизни русского народа, указывал рядом с тем и на другие, более важные факторы духовного развития, во главе которых стояло развитие религиозно-нравственное.» При этом все его работы отличало гармоническое соединение художественной обработки материала с обилием фактов, метких и ёмких характеристик.»
Надо сказать, что метод исторического исследования Знаменского вызывал определенное недовольство у тех его коллег, кто пытался соотносить свои суждения прежде всего с точкой зрения вышестоящего начальства, не боясь допустить при этом необъективность или умолчания. Когда 13 мая 1875 г. академический Совет удостоил Знаменского степени доктора церковной истории, тогдашний ректор Академии — архиепископ Казанский Антоний (Амфитеатров) выступил с «особым мнением,» в котором находил, что труд Знаменского не принадлежит к богословским сочинениям ни по содержанию, ни по направлению, причем с неодобрением подчеркнул, что в нем «выставлены» темные стороны жизни высшей церковной иерархии и приходского духовенства. Однако П. В. Знаменский получил поддержку в Святейшем Синоде, где отзыв архиепископа Антония (Амфитеатрова) был «парализован» благодаря усилиям замечательного церковного историка митрополита Макария (Булгакова), бывшего еще тогда архиепископском Литовским. Закреплением этого успеха и признания была оценка Святейшим Синодом главного труда П.В. Знаменского — Учебного руководства по истории Русской Церкви.
* * *
Общей проблемой духовных школ России в ХIХ — нач. ХХ столетий была слабость учебных пособий и история Русской Церкви не была в этом смысле исключением. На это указывали в частности историки российской духовной школы. По данным проф. Б.В. Титлинова в 1860-1861 гг. директору духовно-учебного управления Урусову при обозрении духовных семинарий почти повсеместно указывалось на неудовлетворительность учебников русской церковной истории. К началу ХХ века в качестве учебных пособий до истории Церкви использовались труды архиепископа Филарета (Гумилевского) и митрополита Макария (Булгакова). При всех достоинствах указанных сочинений их общий объем делал затруднительным процесс преподавания в семинариях и (тем более) в духовных училищах. Вышедший в 1838 г. учебник Муравьева сводил повествование к собранию биографий иерархов, пособие еп. Иннокентия (Смирнова) было не приспособлено к учебным целям.
Вот почему Учебное руководство П. В. Знаменского было с удовлетворением встречено церковной общественностью. Тем более, что написано оно было ярким, образным языком, отличалось целым рядом других несомненных достоинств.
Не удивительно, что всего за два десятилетия после своего выхода в свет труд П. В. Знаменского выдержал несколько изданий, причем уже за первое из них (Казань 1870 г.) он был удостоен премии имени митрополита Макария. Эта книга безусловно является главным сочинением Знаменского, принесшим ему широкую известность. «Меткие характеристики, живописные очерки, художественность изложения, — писала «Богословская энциклопедия,» — делают «Руководство» хорошей книгой для чтения вообще.» «Руководство» проф. П. В. Знаменского, — отмечает в своих знаменитых «Очерках по истории Русской Церкви» проф. А.В. Карташов, — без сомнения должно занять место в ряду самостоятельных церковно-исторических систем и по своему плану, и по подбору фактов, и по искусству построения. Правда, автор излагает здесь историю догматически: без цитат и ученой критики, предлагает читателю уже свою беловую работу, не показывая черновой, но во всем его изложении обнаруживается солидное знание первоисточников, из которых им самостоятельно извлечено множество ценных фактов, обставленных многозначительными замечаниями и меткими характеристиками, проливающими свет на характер целых эпох. Прекрасны, например, его краткие, но содержательные характеристики: религиозного состояния русского народа вскоре после крещения, общественного значения в древности храма, отношения между церковью и государством в ХIV-ХV вв., и множество других. Очень выразительно изложены характерный в русской истории ХVI век, смутное время, история патр. Никона, реформы Петра Великого и т.д. Одним словом, опытное перо профессора, так умело владеющего во всех своих трудах искусством исторического построения, в равной мере сказывается и здесь. Оттого его «Руководство» представляет собой наилучшую у нас по данному предмету «книгу для чтения,» тем более ценную, что подобных «книг для чтения» вообще пока еще слишком мало в нашей научно-богословской литературе». К этому отзыву проф. Карташова мы можем лишь добавить, что, к сожалению, со времени опубликования его «Очерков» в нашей церковно-исторической науке мало что изменилось.
Весьма показательно, что о Знаменском и о его «Руководстве» не забыли даже в советское время, в трудные годы торжества безбожия и абсолютного господства марксистских схем. Об этом свидетельствует, например, статья проф. С.С. Дмитриева в «Советской исторической энциклопедии.»
Первые пять изданий «Руководства» вышли в 1870, 1876, 1880, 1886, 1888 годах, после чего книга стала собственностью Училищного комитета при Св. Синоде. С этого момента Знаменский сделал в ней значительные изменения, диктовавшиеся синодальной учебной программой. Правда, как отмечает его биограф — К.В. Харлампович, большинство из них касались не столько идейной и фактической стороны, сколько порядка изложения материала. Знаменский должен был усвоить периодизацию российской церковной истории в соответствии с церковно-историческим курсом архиепископа Филарета (Гумилевского). В таком виде «Руководство» было напечатано в 1896 и в 1904 году.
Передача рукописи «Руководства» Училищному комитету имела и определенные негативные последствия, т.к. впоследствии Синод, бывший (по меткому выражению проф. П.В. Верховского) «хранителем всяких традиций и преданий, хотя бы и не научных,» не позволил Знаменскому отойти от официальной точки зрения по целому ряду церковно-исторических вопросов и переработать некоторые части своего труда. Вот почему в последних изданиях книги оказались неучтенными некоторые новейшие достижения церковно-исторической науки, как, например, исследования выдающегося церковного историка Е. Е. Голубинского. Кроме того Знаменский не смог отказаться от умолчаний о путях и об общем духе петровских церковных преобразований, а также о существе нового синодального строя Российской Церкви. В «Руководство» также не внесены данные исследований Знаменского о первобытных религиозных верованиях славяноруссов, которым он посвятил несколько академических лекций, читанных в Казани. Но, несмотря на это, сочинение Знаменского и до сего дня остается одним из лучших пособий по курсу русской церковной истории Вот почему у нашего издательства есть все основания считать полезным переиздание этой книги сегодня, ибо и современные ее читатели почерпнут из неё для себя много полезного и интересного.
Илья СОЛОВЬЕВ
(Вступительное слово к изданию девятому, исправленному. 2000 год, Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории. Москва.)

  • Назад
  • Вперёд >>

В каждой епархии Русской православной церкви есть главный собор, в нем располагается кафедра как символ власти епископа. Знаменский кафедральный собор — главный храм Кемеровской и Прокофьевской епархии, он находится в областном центре Кузбасса, Кемерово.

История кафедрального кемеровского храма

Удивительна история появления в Сибири в 1927 году маленькой деревянной церкви. Это было время повального уничтожения церковных святынь, закрытия храмов с многовековой историей, а в Кемерово разрешили строить храм. Около 30 лет прихожане города приходили сюда помолиться и для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Венчания, Крещения и отпевания.

Знаменский кафедральный собор в Кемерово

В 1960 год маленькую церковь закрыли и место постройки сравняли с землей. Верные православные верующие вынуждены были ездить на богослужения в храм святого Николая Чудотворца.

Благочинный протоиерей Алексий Курлюта, служивший в Никольском храме, в конце восьмидесятых годов XX столетия начинает кампанию по возведению новой церкви. Получив разрешение властей, по благословению правящего владыки Новосибирского и Барнаульского Гедеона строительством занимается новоназначенный настоятель, иерей Владимир Курлюта, славный потомок православного рода, сын протоиерея Алексея.

Под временную церковь был куплен частный дом, в котором в 1989 году было отслужено первое Пасхальное богослужение.

Строительство нового храма

В праздник чествования Новгородского святого образа Богородицы «Знамение» 10 декабря 1989 года был заложен первый камень нового храма после совершения Крестного хода вокруг места будущего строительства. Автором эскиз-идеи является архитектор М.Соколов, над разработкой соборного проекта работал архитектор из Кемерово Г. Некрашевич.

Время строительства крестильной церкви заняло всего год, 10 декабря 1990 года епископом Красноярским и Енисейским Антонием совершено освящение крестильного храма в честь великомученика Георгия Победоносца.

Во время посещения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием ІІ Кемерово 15 сентября 1993 года настоятель собора В. Калюта награждается орденом князя Даниила Первой степени, он рукополагается на протоиерея.

Освящение собора

Великое торжество состоялось в Кемерово 14 октября 1995 года. На богослужении в честь Покрова Пречистой Девы Марии состоялось освящение нижней церкви Знаменского кафедрального собора в честь равноапостольного князя Владимира Великого.

Внутренне убранство Знаменского собора

26 мая 1996 года состоялось знаменательное для всего Кузбасса событие, в присутствии Святейшего Патриарха Алексия ІІ, архиепископа Евлогия и епископов края был освящен Знаменский кафедральный собор в Кемерово.

Патриарх Алексий сделал новоосвященной святыне поистине неоценимый подарок в виде множества икон, наборов для причастия.

21 сентября 2008 года был освящен южный придел в честь Двенадцати Апостолов, богослужение провел архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Христианский центр продолжает свою благотворительную работу открытием трапезной для детей из малообеспеченных семей, инвалидов и малоимущих пенсионеров.

Текущая деятельность собора

Регулярные богослужения ведут назначенный настоятель Владимир Курлюта и священники Демченко и Хить. Иерей Владимир хорошо понимал, чтобы без христианского образования приобретать прихожан нелегко. Еще не возведен главный храм, а в бывшем отремонтированном магазине, некогда торговавшим лесом, начала работу воскресная школа.

Параллельно со строительством православной святыни протоиерей Владимир занимается катехизаторским окормлением лечебных заведений города, открывая там молитвенные и библиотечные комнаты. Служения в них ведут священники собора, воцерковленные сестры и матушки, на этой базе рождается Сестричество Жен-Мироносиц.

Великой наградой для строящегося собора стало избрание его кафедрой новосозданной Кемеровской епархии. Кафедру, возглавляемую архиереем Софронием, устанавливают в Георгиевской церкви.

Богослужение в Знаменском соборе

Все желающие могут посетить храм с 8.00 до 19.00.

Ежедневно по будням богослужения совершаются в 8.30. В воскресенье утренние литургии начинаются в 6.30 и 9.30.

Вечерняя служба начинается в 17.00.

Уточнить расписание богослужений и молебнов можно по телефону +7 3842 35 71 35.

Знаменский монастырь что на Старом Государевом дворе в Москве на Варварке

Знаменский монастырь что на Старом Государевом дворе – это бывший мужской монастырь в Москве.
Монастырь основали в 1629-1631 годах и освятили во имя иконы Божией Матери «Знамение». В 1923 году монастырь был закрыт тогдашней властью.
До нынешних времён сохранился Знаменский собор монастыря.
В 17 веке земля на улице Варварке, где стоит монастырь, принадлежала боярам Романовым. Тут были боярский двор и домовая церковь, которая была освящена во имя иконы Божией Матери «Знамение». Когда царём стал Михаил Фёдорович палаты на Варварке назвали Старым Государевым двором. Во дворе числились три каменных строения и домовая церковь Знамения.
Есть два исторических варианта появления монастыря. Первая гласит, что монастырь основали в 1631 году в память кончины инокини Марфы, матери царя Михаила Фёдоровича, а вторая утверждает, что монастырь основан в 1629 году в честь рождения наследника престола, по этому случаю в монастырь принесли родовую икону Романовых.
Монастырь погорел в 1668 году, но был быстро восстановлен. В 1679-1684 годах боярин Иван Милославский построил на свои деньги новый собор. Фёдор Григорьев и Григорий Анисимов выступили архитекторами собора. Пятиглавый храм построили в чисто русской зодческой традиции в два яруса. Верхний холодный храм освятили в честь иконы «Знамение». Нижний тёплый храм ещё раньше был освящён во имя Афанасия Афонского. Известно, что позднее нижний храм освятили заново во имя Сергия Радонежского, а его придел — в честь Николая Чудотворца. В отстроенных заново сгоревших палатах хранили старинные документы и святые реликвии монастыря.
Во время Отечественной войны 1812 года вороватые французы ограбили монастырь, но соборное здание уцелело. После войны архитектор Дмитрий Борисов провёл восстановление монастыря, по его проекту построили новую колокольню и в 1827 году монастырь снова открыли.
В 1856 году Александр II повелел восстановить палаты Романовых в первозданном виде и сделать в них музей «Дом бояр Романовых». Этими работами занимались директор Оружейной палаты Александр Вельтман, архитектор Фёдор Рихтер, историк Иван Снегирёв, историк Алексей Мартынов и геральдист Бернгард Кёне. В августе 1859 года музей был торжественно открыт.
После 1923 года монастырь закрыли и все постройки отдали людям под жильё. В начале 1960-х годов здание подворья и конюшни были снесены, все остальные здания находились в аварийном состоянии. Так как в 1963-1972 годах в Зарядье начали строить гостиницу «Россия» реставрировали и монастырский собор. После этого здание собора отдали Дому пропаганды Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
В 1992 году в Знаменском соборе снова начались богослужения. Собор и палаты — часть музея «Палаты Романовых», который является филиалом Государственного исторического музея. В игуменских кельях располагается правление Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
В современности на земле Знаменского монастыря стоят:
Знаменский собор;
Келейный корпус с колокольней, построенный в 1784-1798 годах;
Братский корпус;
Палаты бояр Романовых;
Служебный корпус.
Монастырь стоит по адресу: Москва, улица Варварка, дома 8 и 10.

Москва. Знаменский монастырь.

Знаменский монастырь в Москве был основан в 1631 году на месте родовых палат Романовых, располагавшихся в Зарядье. Во дворе усадьбы стояла домовая церковь во имя Знамения, в 1679-1684 годах на ее месте был построен Знаменский собор – главный храм обители. Икона Божьей Матери Знамение, во имя которой была построена старая церковь, считалась одним из первых иконописных изображений Божьей Матери и была очень почитаема в роду Романовых.

Историки называют два события, которые могли стать причиной основания Знаменской обители. Это кончина инокини Марфы (Ксения Ивановна, жена Федора Романова и мать Михаила Романова) либо рождение наследника престола Алексея Михайловича (1629 г.), что менее вероятно. Известно лишь, что в то время в родовую Знаменскую церковь поступили щедрые пожертвования от счастливого отца. В возникновении монастыря сыграл роль и тот факт, что патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) после смерти своей жены не хотел, чтобы их родовая усадьба на Варварке перешла к другим родственникам. Таким образом, в сентябре 1631 года Михаил Федорович Романов основал на Старом государевом дворе обитель и отдал в ее владения угодья, ранее принадлежавшие инокине Марфе, а также родовые палаты.

Какое-то время соборным храмом Знаменского монастыря служила холодная домовая церковь Знамения. Сюда была перенесена Знаменская икона 15 века, которая по преданию была вывезена Романовыми из Новгорода, где они управляли. В свое время, эта икона чудесным образом помогла новгородцам победить в битве с суздальскими войсками, пытавшимися захватить город. Оклад иконы был богато изукрашен золотом, серебром и драгоценными камнями.

В 1668 году чудовищный пожар практически уничтожил Знаменский монастырь. Настоятель Арсений докладывал царю Алексею Михайловичу, что монастырь почти совершенно выгорел, и даже государевы палаты не устояли против огня и ветхости. Восстановлением монастыря занялись Милославские – родственники царицы Марьи Ильиничны. Особенно активную деятельность развил боярин Иван Михайлович, в дальнейшем именно он станет зачинщиком Стрелецкого бунта, вспыхнувшего в 1682 году. В 1670 году на средства боярина Ивана Милославского в монастыре был заложен новый храм, который походил на кремлевский Успенский собор, и ставший самым большим храмом в Китай-городе и Зарядье. Возводили собор мастера из Костромы Федор Григорьев и Григорий Анисимов. Внешние фасады храма были выполнены в русских традициях, а внутри пятиглавый храм был бесстолпным – его своды опирались на мощные стены. Собор был построен в форме корабля. Храм был двухъярусным. В верхней части располагался не отапливаемый летний хнам в честь иконы Знамение, внизу – теплый придел Афанасия Афонского и трапезная. Позднее нижний храм переосвятили в честь преподобного Сергия Радонежского с приделом Николая Чудотворца. В связи с тем, что в храмах, расположенных друг над другом, алтари не могли располагаться на одном уровне (чтобы те, кто находится в верхнем храме, не попирали ногами священный престол нижнего храма), нижний алтарь имел значительный выступ.

При возведении собора были использованы некоторые строительные хитрости: устроены ложные закомары, глухие боковые главы, а центральную главу сделали из дерева и обили железом. Это было сделано для того, чтобы уменьшить нагрузку на несущие стены, ведь свод храма не поддерживали традиционные столпы. По северной и западной сторонам Знаменского собора проходили двухъярусные галереи. Отдельно от собора стояла шатровая колокольня, крытая зеленой черепицей. Знаменский собор освятил патриарх Иоаким 27 июля 1684 года, уже при царевне Софье.

Старые же государевы палаты, обгоревшие в пожаре, разобрали по погребной свод, а на их месте выстроили новые «верхние палаты». Это были почетные палаты, в которых обустроили игуменские кельи, затем – казенные помещение, где хранились монастырские документы и реликвии. Здесь же находилась и Библия 1663 года – первое московское издание этой книги.

В день престольного праздника в Знаменском соборе в присутствии царя и знати служил сам патриарх, и пока высочайшие особы находились в храме на колокольне Ивана Великого, не умолкая, звонил колокол.

Через некоторое время сооружения монастыря начали разрушаться. Оказалось, что грунт был слабым и начал проседать. Кроме того, существует мнение, что Петр I после Стрелецкого бунта возненавидел царевну Софью и Милославских и велел прекратить финансирование обители. После того как столицу России перенесли в Петербург, Знаменский монастырь и бывшие царские палаты постепенно стали приходить в упадок. Помимо того, что монастырь больше не получал содержание, ему было велено замостить за свой свет очень большую территорию. В начале 1730 года монастырские постройки настолько обвешали, что могли в любой момент рухнуть. В 1737 году, во время пожара, вошедшего в историю Москвы, главный собор очень обгорел, а его центральная деревянная глава обрушилась.

В стенах монастыря чуть теплилась жизнь. В 1740 году настоятелем монастыря стал владыка Иосиф, сумевший изыскать средства на роспись Знаменского собора. Когда в 1743 году императрица Елизавета посетила родовое имения во время коронации, то выделила скромные средства на обновление обители и старых царских палат, а в Царском Селе заложила Знаменскую церковь.

В течение десяти лет, начиная с 1752 года, в обновленных палатах жил грузинский митрополит Анастасий, поэтому и палаты стали называть архиерейскими. Казалось бы, дела монастыря пошли на лад, но новые неприятности не заставили себя ждать. Обрушилась кровля в палатах, и после того, как оттуда выехал митрополит, монастырь сдавал их в аренду с условием, что жильцы отремонтируют помещение. Хотя такие меры спасли бывшие государевы палаты от разрушения, многие жильцы перепланировали и перестраивали помещения, что изменило их облик.

В 1762 году, после секуляризации все монастырские владения были изъяты, а монастырь отнесен к третьему классу. В 1771 году Москву охватила эпидемия чумы, и монастырь был лишен значительной статьи дохода — средств, которые приносило монастырское кладбище. Теперь в центре города людей было запрещено хоронить, из-за опасности распространения болезни. В 1780 году положение монастыря стало улучшаться. Знаменский собор расписали, а согласно новым веяниям на куполе было изображено Всевидящее око. Стены и своды декорировали лепкой по рисункам М. Казакова, была построена новая колокольня, имевшая парадный вход в обитель. И снова мирное и благополучное течение монастырской жизни нарушилось – началась война 1812 года. Монастырский казначей Мефодий самые ценные реликвии вывез в Вологду, а остальное разграбили и уничтожили наполеоновские солдаты. Они жгли образа, мучили монахов, но монастырь не разрушили. Спасло обитель то, что в царских палатах остановился французский провиантмейстер, который раньше находился на русской службе. Он приложил усилия к тому, чтобы сохранить монастырские постройки, и способствовал проведению богослужений в Знаменском соборе – это было почти исключительное явление во время оккупации Москвы французами.

После того как неприятель оставил Москву, в государевых палатах разместился архиепископ Августин, в 1813 году настоятелем Знаменского мужского монастыря стал архимандрит Парфений Чертков, будущий архиепископ Владимирский и Суздальский. На восстановление Знаменской обители в Москве Священный Синод выделил 15 000 рублей, жители города также жертвовали средства для такого благого дела. В течение 10 лет отстраивали монастырь, и в 1827 году Знаменский монастырь вновь стал функционировать. Основную роль в том, что до крайности обветшавший монастырь не снесли, а восстановили, сыграло то, что это было родовое гнездо, колыбель царского дома Романовых.

С приходом на трон Александра II монастырь вновь вступил в эпоху возрождения. Посетив его в 1856 году и обнаружив плачевное состояние исторического подворья, император отдал приказание восстановить палаты в первоначальном виде и обустроить в них музей. Кроме того, все работы Александр II контролировал лично, ведь приближался 250 юбилей царствования династии Романовых. Следующим шагом был выкуп государевых палат у монастыря за 20 000 рублей. Теперь палаты принадлежали Придворному ведомству Московской придворной конторы. Была создана комиссия, занимавшаяся историческими исследованиями, сбором архивных документов. Комиссия установила, что Михаил Федорович Романов действительно появился на свет именно здесь, после чего в 1857 году началась работа по восстановлению здания. В работах принимали участие видные историки того времени И.М. Снегирев и А.А. Мартынов, директор Оружейной палаты А.В. Вельтман, геральдист Б.В. Кене, руководил работами академик Ф.Ф. Рихтер. Насколько бережно осуществлялась реставрация, можно судить по тому факту, что на всех новых кирпичах был проставлен год их производства, чтобы потомки могли отличить древние камни от новых. Однако при реставрации Рихтер допускал и некоторые вольности, за что его осуждали ученые того времени.

Новый музей получил множество бесценных экземпляров, работал он всего два дня в неделю. Посетителей впускали в количестве не более восьми человек, запрещалось прикасаться к экспонатам, проносить с собой трости и зонты.

К празднованию 300-летия династии Романовых Знаменский монастырь вновь обновили, а в 1910 году в верхнем Знаменском храме устроили придел во имя святого покровителя Михаила Федоровича Романова – преподобного Михаила Миленина. 25 мая 1913 года Знаменский монастырь и музей удостоились посещения императора Николая II.

После Октябрьской революции 1917 года монастырь был закрыт, главы и барабаны Знаменского монастыря разобрали, сам собор перестроили так, чтобы он стал пригодным для проживания. Знаменскую икону передали Иркутскому музею. В начале 1960-х годов монастырские постройки были признаны аварийными. В 1963-1972 годах собор отреставрировали, взяв за основу здание 1684 года. После этого собор был отдан в распоряжение «Дома пропаганды Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» под лекционные и концертный залы. Интерьер собора перепланировали, в верхнем храме был оборудован зал со сценой. Спустя несколько лет здание вновь дало трещину и было закрыто на реставрацию, продолжавшуюся вплоть до начала 1990-х годов. В октябре 1993 года в Знаменском соборе были возобновлены богослужения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *