Казанский собор Петербург

Содержание

Казанский собор (Санкт-Петербург)

Другие значения см. Казанский собор

Православный собор

Собор Казанской иконы Божией Матери


Вид с Невского проспекта

59°56′03″ с. ш. 30°19′28″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Санкт-Петербург,
Казанская площадь

Конфессия

Православие

Епархия

Санкт-Петербургская

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

ампир, классицизм

Архитектор

Андрей Никифорович Воронихин

Дата основания

Строительство

1801—1811 годы

Приделы

Главный — Казанской иконы Божией Матери; северный — свв. Антоний и Феодосий Печерские; южный — Рождества Пресвятой Богородицы; пещерный — священномученика Гермогена.

Реликвии и святыни

Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, могила Михаила Илларионовича Кутузова, ключи от взятых 17 городов и восьми крепостей Европы, более 100 военных знамён и штандартов.

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520264950006 (ЕГРОКН). Объект № 7810539000 (БД Викигида)

Состояние

отличное

Сайт

Казанский собор на Викискладе

Казанский собор, 1821 год (с рисунка Патерсона около 1800 г.)

Каза́нский кафедра́льный собо́р (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрёл значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

В 1932 году превращён в Музей истории религии и атеизма. С 1991 года — действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Настоятель до 9 марта 2019 — протоиерей Павел Красноцветов.

Собор дал название Казанской площади, Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы и Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.

История

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось 13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».

В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.

В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.

Строительство Казанского собора

Памятная доска с надписью «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801» Памятная доска с надписью «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811»

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон. Вначале Павел I выбрал проект Камерона, но спустя полгода изменил решение. В итоге ни один представленный проект так и не был утверждён.

Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.

Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I. На строительстве Казанского собора на общественных началах, в качестве помощника Воронихина работал архитектор и гравёр Николай Федорович Алфёров. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.

15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Собор в XIX — начале XX века

Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены трофеи: военные французские знамёна и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал Кутузов.

До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил Огюст Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах.

Несмотря на культовый характер здания, площадь перед ним всегда привлекала интерес революционно настроенных масс. 6 (18) декабря 1876 года здесь произошла первая демонстрация народнической группы «Земля и воля» и впервые выступил Георгий Плеханов (после октябрьской революции его временный памятник находился между изваяниями Кутузова и Барклая-де-Толли). Здесь достигали пика студенческие демонстрации, начинавшиеся у Аничкова моста. В Кровавое воскресенье 1905 года толпа соорудила баррикады из скамеек в только что оформившемся сквере у собора.

27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали Петра Чайковского.

21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых произошла давка, по официальной версии, унёсшая жизни 34 человек.

24 мая (6 июня) 1917 года в соборе путём «свободного голосования клира и мирян» состоялись выборы правящего архиерея (единственный раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин.

18 января 1921 года митрополит Вениамин освятил «пещерный» зимний придел священномученика Гермогена, патриарха Московского.

С 1930-х годов

Основная статья: Государственный музей истории религииПлакаты на соборе в октябре 1941, фото А. Гаранина

Гонения на церковь, происходившие при советской власти, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. По приблизительным данным, из храма было изъято около 2 тонн только одного серебра. Погиб уникальный серебряный иконостас: серебро переплавили, и оно исчезло бесследно. В 1923 году собор перешёл к обновленцам и с середины 1920-х годов служил кафедральным собором обновленческой Ленинградской митрополии. 25 января 1932 года был закрыт, а 15 ноября 1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.

Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров). В 2000 году собор был окончательно возвращён РПЦ и получил статус кафедрального.

Архитектура и убранство собора

Внутреннее убранство собора

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96 колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы — на западе — вход, на востоке — алтарь. Потому многие церковные сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора, парадной. Купольный крест собора, по тем же самым причинам, повёрнут к проспекту ребром и с парадной, северной стороны в полной мере не виден. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращен западный фасад собора.

Купол Казанского собора стал первым крупным куполом из ковкого железа. Он имеет диаметр 17,7 м и состоит из двух рядов железных рёбер. Оба ряда закреплены внизу на общем основании и постепенно расходятся к вершине. Дополнительно усиленная подкосами и горизонтальными рёбрами, эта конструкция поддерживает «яблоко» с крестом, к ней же подвешено и паникадило собора. Ниже железного купола расположены ещё два кирпичных. Построенный до разработки методов статического расчёта стержневых конструкций, этот купол является примером удачного интуитивного проектирования.

Фасады собора облицованы серым пудостским камнем. Ранее они были украшены рельефами и статуями, выполненными И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским. Удалось осуществить не всё из задуманного. Так, до настоящего времени сохранились два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми.

Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу знаменитых «райских дверей» XV века во флорентийском баптистерии.

Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.

Из барельефов в интерьере уцелели всего два: «Несение креста» Ф. Ф. Щедрина и «Взятие под стражу» Ж. Д. Рашетта, остальные удалили уже в 1814 году.

Образа исполнили академики живописи: В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, Ф. П. Брюлло, С. С. Щукин, О. А. Кипренский и другие.

Впечатления современников

Цитируется по книге — Песков А. М. Боратынский: Истинная повесть — М.: Кника, 1990. – 384 с. – С. 211

Софья Абрамовна Боратынская, сестра поэта Е. А. Боратынского, приехавшая в Петербург, писала матери 15 июня 1822 года: «Были мы в Казанском соборе. Какие великолепные полотна! Особенно Благовещенье: кажется, Богородица дышит; а Христос — просто шедевр. Лица и Матери и ребенка необыкновенно меня поразили. Очень эффектна мраморная колоннада»

Примечателен был иконостас главного придела. Сооружённый в 1834—1836 годах по проекту архитектора К. А. Тона взамен первоначального, воронихинского, он был облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. В ходе изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.

Храм-памятник

Памятник Кутузову Памятник Барклаю-де-Толли

Казанский собор — храм русской воинской славы. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он припадал к иконе Казанской Божией матери. В 1813 году прах светлейшего князя Кутузова, умершего в прусском городе Бунцлау во время Заграничного похода русской армии, был захоронен в Казанском соборе. Решётку, ограждающую могилу Кутузова, и мраморную плиту на ней выполнили по рисунку Андрея Воронихина.

В 1813—1814 годах в соборе были выставлены для осмотра 107 трофейных французских знамён и штандартов разгромленных французских полков, 93 ключа от крепостей и городов, взятых русской армией.

В 1837 году в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал русский архитектор Василий Стасов, а фигуры полководцев были отлиты по моделям скульптора Бориса Орловского. Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника подвигам, совершённым русскими воинами во имя Отечества.

В конце XIX века рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Святейшего синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне — манифест 1815 года о Священном союзе.

Настоятели

Настоятели собора за всю историю
Даты Настоятель
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
1763—1798 (?) протоиерей Иаков Навродский (1731—1798)
…—1800—1809 (?) протоиерей Феодор Васильевич Семивский (1731—1809)
Казанский собор
1814—1831 (?) протоиерей Иван Иванович Бедринский (1769—1831)
1831—1846 протоиерей Пётр Николаевич Мысловский (1776 или 1777—1846)
1846—1848 протоиерей Тимофей Ферапонтович Никольский (1788—1848)
1848—1860 протоиерей Андрей Иванович Райковский (1802—1860)
1860—14 (26) июня 1881 протоиерей Григорий Сергеевич Дебольский (1808—1881)
1881—28 декабря 1883 (9 января 1884) протоиерей Александр Петрович Булгаков (1823—1883)
1884—23 марта (4 апреля) 1898 протоиерей Александр Алексеевич Лебедев (1833—1898)
1898—26 ноября (9 декабря) 1904 протоиерей Евграф Иванович Мегорский (1838—1904)
1904—26 января (8 февраля) 1909 протоиерей Димитрий Тимофеевич Мегорский (1841—1909)
1909—1913 протоиерей Николай Адрианович Сосняков (1845—1913)
1913—6 (19) октября 1913 протоиерей Николай Николаевич Головин
10 (23) октября 1913— арестован 9 августа 1918 протоиерей Философ Николаевич Орнатский (1860—1918)
1919—1920 протоиерей Василий Маренин
декабрь 1920— арестован 30 мая 1922 протоиерей Николай Кириллович Чуков (1870—1955)
июнь 1922—12 марта 1923 протоиерей Василий Аникитич Прозоров
12 марта—17 сентября 1923 протоиерей Лев Михайлович Теодорович (1867—после 1930)
сентябрь—25 ноября 1923 архиепископ Артемий (Ильинский)
25 ноября 1923—17 января 1925 протопресвитер Владимир Дмитриевич Красницкий
20 января 1925—июнь 1927 митрополит Вениамин (Муратовский) (1855—1930)
июнь 1927—январь 1932 митрополит Серафим (Руженцов) (1876—1935)
период закрытия
1991-1996 Игумен Сергий(Кузьмин)
1996—9 марта 2019 протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (1932—2019)

Мнения

В эпоху Николая I, когда в русской архитектуре наметился разворот от копирования западных образцов к эклектической переработке допетровской традиции (творчество К. Тона), Казанский собор стал восприниматься как начало той линии, которая приведёт к «католическо-масонскому» проекту храма Христа Спасителя, разработанному А. Витбергом и забракованному императором. Характерно высказывание Ф. Вигеля: «Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело» (намёк на заимствование плана главного храма католицизма). В начале XX века с возвратом интереса к классицизму произошла «реабилитация» проекта Воронихина. В стихотворении сборника «Камень» (1913) Осип Мандельштам сравнивал Казанский собор с «лёгким крестовиком-пауком»: «А зодчий не был итальянец, Но русский в Риме, — ну так что ж! Ты каждый раз, как иностранец, Сквозь рощу портиков идёшь».

Примечания

  1. Церковная жизнь. Казанский кафедральный собор. Дата обращения 1 февраля 2017.
  2. Исключения встречаются среди церквей неправославных конфессий, где такого жёсткого требования на ориентацию алтаря нет. В частности, церкви Петра и Павла (лютеранская), Святой Екатерины (католическая) стоят входом на юг (к проспекту), алтарём на север. Шведская церковь Святой Екатерины (лютеранская) тоже стоит боком к проспекту, но входом на восток, алтарём на запад.
  3. История строительной техники / Под ред. В. Ф. Иванова. — Л.-М.: Госстройиздат, 1962. — С. 320—321.
  4. Большинство образов ныне хранится в Русском музее.
  5. Существуют различные версии судьбы иконостаса Казанского собора: перелит в слитки или в монеты.
  6. В 1914 году значительная часть трофейных французских знамён, штандартов и ключей была передана в Московский исторический музей
  7. Бедринский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. 1 2 3 4 С 12 марта 1923 года до закрытия собор принадлежал обновленцам.
  9. В период настоятельства В. Красницкого собор принадлежал обновленческому течению «Живая Церковь».
  10. См. «Записки» Вигеля.
  11. 1 сентября 2011 года Банк России выпускает в обращение памятные монеты из драгоценных металлов Архивная копия от 28 ноября 2011 на Wayback Machine

История создания Казанского собора в Питере

Строительство собора началось еще в 19 веке и продолжалось долгих 10 лет, с 1801 по 1811 годы. Работы велись на месте обветшалой Рождество-Богородичной церкви. Архитектором был выбран известный в то время А. Н. Воронихин. Для работ использовались исключительно отечественные материалы: известняк, гранит, мрамор, пудостский камень. В 1811 году наконец-то состоялось освящение храма. Спустя полгода ему на хранение передали Казанскую икону Божьей матери, известную творением чудес.

В годы советской власти, негативно относившейся к религии, из храма было вывезено множество дорогих вещей (серебро, иконы, предметы интерьера). В 1932 года он вовсе был закрыт и не проводил службы до самого развала СССР. В 2000 г. ему был присвоен статус кафедрального собора, а спустя 8 лет состоялся повторный обряд его освящения.

Краткое описание

Храм построили в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери, являющейся самой важной его святыней. Автор проекта придерживался стиля архитектуры «ампир», подражая церквям Римской империи. Неудивительно, что вход в Казанский собор украшает красивейшая колоннада, оформленная в виде полукруга.

Здание вытянулось на 72,5 м с Запада на Восток и на 57 м с Севера на Юг. Венчает его купол, расположенный на высоте 71,6 м над землей. Этот ансамбль дополняют многочисленные пилястры и скульптуры. Со стороны Невского проспекта вас приветствуют скульптуры Александра Невского, св. Владимира, Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя. Прямо над их головами находятся барельефы с изображениями сцен из жизни Божией матери.

На фасаде храма имеются шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», которые украшают треугольные фронтоны. Вся верхняя часть декорирована объемным аттиком. Форма самого здания копирует форму латинского креста. Дополняют общую картину массивные карнизы.

Главное помещение собора разделено на три нефы (коридоры) – боковые и центральный. По форме оно напоминает римскую базилику. Перегородками служат гранитные массивные колонны. Высота потолков – более 10 м, они декорированы розетками. Для создания правдоподобности в работе использовался алебастр. Пол выложен серо-розовым мрамором в виде мозаики. У амвона и алтаря в Казанском соборе имеются участки с кварцитом.

В соборе размещено надгробие известного полководца Кутузова. Оно обнесено решеткой, спроектированной все тем же архитектором Воронихиным. Тут же находятся ключи от падших под ним городов, маршальские жезлы и различные трофеи.

Где находится собор

Найти эту достопримечательность можно по адресу: г. Санкт-Петербург, на площади Казанской, дом №2. Она располагается вблизи канала Грибоедова, с одной стороны окружена Невским проспектом, а с другой – Воронихинским сквером. Рядом располагается улица Казанская. В 5 минутах ходьбы имеется метро, станция «Гостиный двор». Наиболее интересный вид на собор открывается со стороны ресторана «Терраса», отсюда он выглядит как на картинке.

Что расположено внутри

Кроме главной святыни города (Казанской иконы Богоматери), тут хранится множество работ известных живописцев 18-19 веков. К ним относятся:

  • Сергей Бессонов;
  • Лаврентий Бруни;
  • Карл Брюллов;
  • Петр Басин;
  • Василий Шебуев;
  • Григорий Угрюмов.

Каждый из этих художников внес свою лепту в роспись пилонов и стен. За основу они брали работы итальянских коллег. Все изображения выполнены в академическом стиле. Особо яркой получилась сцена «Взятие Богородицы на небо». Интерес в Казанском соборе представляет и обновленный иконостас, богато украшенный позолотой.

Полезные советы для посетителей

Вот что обязательно следует знать:

  • Стоимость билетов – вход в собор бесплатный.
  • Богослужения проводятся каждый день.
  • Часы работы – в будние дни с 8:30 до окончания вечернего богослужения, которое приходится на 20:00. С субботы по воскресенье он открывается на час раньше.
  • Есть возможность заказать обряд венчания, крещения, панихиду и молебен.
  • В течение всего дня в соборе работает дежурный священник, к которому можно обратиться по всем волнующим вопросам.
  • Женщинам нужно посещать храм в юбке ниже колен и с покрытой платком головой. Косметика не приветствуется.
  • Делать фото можно, но не во время службы.

По собору ежедневно проводятся групповые и индивидуальные экскурсии длительностью 30-60 минут. За пожертвование их могут провести работники храма, какого-то определенного расписания тут нет. В программу включается знакомство с историей храма, осмотр его святынь, реликвий и архитектуры. В это время посетителям нельзя громко говорить, мешая окружающим и сидеть на лавочках. Исключения в Казанском соборе делаются только для лиц пожилых и с ограниченными возможностями.

Рекомендуем посмотреть на собор Айя-София.

Расписание богослужений: литургия утренняя – 7:00, поздняя – 10:00, вечерняя – 18:00.

Интересные факты

История храма действительно очень богата! Старая церквушка, после разрушения которой был возведен новый Казанский собор, являлась местом значимых для России событий:

  • 1739 – венчание принца Антона Ульриха и принцессы Анны Леопольдовны.
  • 1741 – свое сердце тут императору Петру III отдала великая Екатерина II.
  • 1773 – венчание принцессы Гессен-Дармштадской и Павла I.
  • 1811 – отдача присяги войска Екатерине II.
  • 1813 – уже в новом соборе был погребен великий полководец М. И. Кутузов. Тут же хранятся полученные им трофеи и ключи от падших под ним городов.
  • 1893 – в Казанском соборе был отпет великий композитор Петр Чайковский.
  • 1917 год – тут состоялись первые и единственные выборы правящего архиерея. Тогда победу одержал епископ Вениамин Гдовский.
  • В 1921 году был освящен зимний боковой алтарь священномученика Гермогена.

Собор стал настолько популярным, что в обращении даже имеется монета номиналом 25 рублей с его изображением. Она была выпущена в 2011 году банком России тиражом 1500 шт. Для ее изготовления использовалось золото высшей пробы, 925-е.

Наибольший интерес все же представляет главная святыня собора – икона Божией Матери. В 1579 году в Казани произошел сильнейший пожар, но огонь не тронул икону, и она осталась лежать целой под грудой пепла. Через две недели девочке Матроне Онучиной явилась Богородица и велела откопать свой образ. До сих пор неизвестно, копия это или оригинал.

Ходят слухи, что во время Октябрьской революции большевики конфисковали из Казанского собора подлинный образ Богородицы, а список был написан лишь в 19 веке. Несмотря на это, чудеса возле иконы продолжают время от времени происходить.

Казанский кафедральный собор – это очень ценное сооружение для СПБ, аналогов которому найти практически невозможно. Он в обязательном порядке включается в большинство экскурсионных маршрутов в Питере, которыми ежегодно проходят тысячи туристов с разных уголков мира. Это важный объект культурного, религиозного и архитектурного наследия России.

История строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге

Архитектором собора является Андрей Никифорович Воронихин. Возведение храма продолжалось 10 лет с 1801 по 1811 годы. Строительство велось на Невском проспекте, где раньше стояла небольшая церковь Рождества Богородицы.

Новый храм начали строить по указу императора Павла I, который хотел создать кафедральный собор для чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Церковь строили исключительно из отечественных, в основном, карельских материалов. Каменщиками, кузнецами и плотниками были крепостные крестьяне. Строительство Казанского собора послужило началом к открытию школы мастерства инженеров, архитекторов и градостроителей.

Вид на Казанский собор с Невского проспекта: панорама Google

Над созданием храма трудилось несколько тысяч рабочих. Несмотря на отсутствие техники и крайне тяжелые условия труда был построен самый большой собор Санкт-Петербурга. Его высота достигает 71,5 метров, а огромные колонны, весом до 30 тонн каждая, поражают своим величием.

Открытие храма состоялось накануне Отечественной войны 1812 года. Сюда поступали завоеванные французские знамена и штандарты, некоторые и сегодня висят на стенах собора, хотя большинство из них хранится в Москве. В северо-восточной части храма находится могила М. И. Кутузова — знаменитого полководца, главнокомандующего русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Поскольку история церкви тесно связана с войной, собор получил звание памятника русской воинской славы.

Могила М. И. Кутузова в Казанском соборе, © Anton Vysoven

Описание собора

Император Павел I хотел построить собор, похожий на храм Святого Петра в Риме. Поэтому он выбрал проект, который максимально соответствовал этому требованию. Казанский собор в Санкт-Петербурге выполнен в стиле ампир, в форме классической римской базилики и крестово-купольного храма.

Длина собора с запада на восток составляет 72,5 метров, а с севера на юг — 57 метров. Ширина от купола до западных дверей — около 30 метров. Колоннада собора состоит из 126 колонн: 94 — со стороны Невского проспекта, 20 — с южной и 12 — с западной стороны.

Внутренняя часть разделена колоннами на три нефа. Центральный неф — самый большой, он перекрыт полуцилиндрическим сводом. Пол храма выложен сложной мозаикой из разноцветного мрамора и кварцита, что делает Казанский собор практически музеем природного камня. Единственным материалом «нерусского» происхождения был французский алебастр, из которого выполнены цветочные розетки на потолке.

Крест собора находится на куполе, который поддерживается четырьмя пилонами. В его барабане вырезано 16 окон, сквозь которые в храм проникает солнечный свет. Диаметр купола более 17 метров, что делает Казанский собор одним из самых высоких купольных зданий.

Главным акцентов внешнего убранства собора являются бронзовые двери, которые являются копией знаменитого храма Баттистеро во Флоренции.

Над скульптурами и барельефами для украшения собора трудились лучшие российские мастера — Пименов, Мартос, Екимов, Гордеев, Прокофьев и другие. Живопись храма, выполнена в академическом стиле, с явным подражанием мастерам эпохи Ренессанса. Наиболее известной картиной является «Взятие Богородицы на небо» кисти Карла Брюллова. Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге стал ярким образцом европейского искусства, в нем гармонично сочетаются архитектура, скульптура и живопись.

Внутреннее убранство собора: панорама Google

Правила посещения Казанского собора в Санкт-Петербурге

Казанский кафедральный собор является действующим храмом Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В связи с этим администрация собора призывает посетителей уважительно относится к верующим, так как во время посещения в храме могут проходить богослужения.

При входе в собор мужчинам следует снимать головные уборы, а женщинам, наоборот, нужно покрыть голову. Недопустимо приходить с ярким макияжем и в открытой одежде (шортах, коротких юбках, бриджах, женских брюках). При входе в храм необходимо выключить звук на телефоне. Фотографировать можно, но без вспышки. Также следует соблюдать тишину — разговаривать тихо или шепотом.

В Казанском соборе запрещено:

  • проносить с собой огнестрельное, холодное и иное оружие, колющие, режущие и легко бьющиеся предметы, а также пиротехнические, токсичные, ядовитые и легковоспламеняющиеся жидкости и предметы;
  • пользоваться открытым огнем;
  • приходить и находиться на территории собора без одежды и обуви;
  • находиться в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • курить и употреблять спиртные напитки;
  • приносить в храм мороженое, еду, жевательные резинки и прочие предметы, которые могут испачкать других посетителей и имущество собора;
  • проводить несогласованные экскурсии;
  • посещать собор с животными;
  • приносить сумки и рюкзаки, размером больше 30 см х 20 см х 15 см;
  • трогать руками иконы и другие экспонаты;
  • заходить за ограждения;
  • производить профессиональную фото- и видеосъемку (в том числе съемку со штативом и с селфи-палкой) без письменного разрешения собора;
  • кататься на самокатах, роликовых коньках, велосипедах, скейтбордах и других аналогичных средствах;
  • играть на музыкальных инструментах;
  • проводить митинги и другую агитационную деятельность;
  • засорять и наносить ущерб имуществу собора.

Как добраться

Казанский кафедральный собор находится по адресу: Санкт-Петербург, Казанская площадь, 2.

Прямо перед главным входом в собор есть остановка общественного транспорта «Невский проспект». Здесь ходят автобусы: № 3, 3 М, 3 МБ, 4 М, 4 МБ, 5 М, 5 МБ, 24, 27, 191 и троллейбусы № 1, 5, 7, 10, 11, 22.

На улице «площадь Казанская» останавливается троллейбус № 17 (остановка «Казанский собор»).

Со стороны Воронихинского сквера тоже есть остановка «площадь Казанская», где ездят автобус № 100 и маршрутное такси № К-306.

Через дорогу от собора находится станция метро «Невский проспект» (синяя ветка/линия 2).

Для вызова такси воспользуйтесь мобильными приложениями: Яндекс.Такси, Maxim, Uber, Gett.

Также можно арендовать автомобиль, дорога от аэропорта Пулково займет около 30 минут.

Маршрут из аэропорта до Казанского собора в Санкт-Петербурге на карте — Google Maps

Казанский собор в Санкт-Петербурге: аэросъемка

В Северной столице и ее окрестностях около 300 соборов, церквей, часовен и подворий монастырей. Многие верующие перед праздником Пасхи хотят прикоснуться к православным святыням…

Николо-Богоявленский морской собор

Чем известен. Главная святыня — икона Николая Угодника, покровителя моряков, с частичкой мощей святого. Образ Святого Николая греческой работы XVII века, он находится в нижнем храме, у левого клироса. Мощи святого в 1847 году подарила храму императрица Александра Феодоровна.

Перед этой иконой молятся обо всех, кто находится в пути, а также о заключенных и пленных. Николай Угодник помогает в бедности и нужде, заступается за сирот и вдов.

В соборе также находится образ Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона. Икона была привезена со святой горы Афон командой гвардейского экипажа крейсера 1-го ранга «Рында» и подарена храму. Великомученик Пантелеймон почитается как покровитель воинов и врачей. К нему обращаются с просьбами исцелить раны телесные и душевные.

В соборе регулярно проводятся поминальные службы по тем, чьей могилой стало море.

Адрес: Никольская пл., 1/3.

Как проехать: от ст. м. «Садовая» идти по Садовой улице в сторону увеличения нумерации домов до пересечения с набережной Крюкова канала. Повернуть по набережной направо.

Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка

Чем известен. Иконой Пресвятой Троицы, написанной в XV веке. После революции и закрытия собора она была передана в Третьяковскую галерею, а в 1932 году продана за границу в одну из частных коллекций. Уже в наши дни икона была выкуплена на аукционе в Швейцарии и возвращена в собор.

Образ Пресвятой Троицы дает верующим возможность обратиться к Богу сразу всех трех его ипостасях. Поэтому к этой иконе идут со всеми своими радостями и печалями, просят заступничества и помощи во всем, молятся о спасении души.

Адрес: Измайловский пр., 7а.

Как проехать: от ст. м. «Технологический институт» идти прямо по 1-й Красноармейской улице до пересечения с Измайловским проспектом.

Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга

Чем известен. Здесь находится одна из главных православных святынь нашего города — Казанская икона Божией Матери, во имя которой собор и был построен в 1811 году.

Эта икона была обретена чудесным образом в 1579 году в Казани. После пожара, уничтожившего полгорода, девочке Матроне во сне явилась Пресвятая Дева и указала место, где находится ее образ. И действительно, в подвале сгоревшего дома на метровой глубине была найдена чудотворная икона.

Ею благословляют к венцу молодых, перед ней молятся о семейном благополучии. А еще она — покровительница Земли русской. В 1612 году ополчение под руководством Минина и Пожарского с образом Казанской Божией Матери во главе разгромило польские войска. Чудотворная икона была с русскими войсками на полях сражений с наполеоновской армией в 1812 году. Она также путешествовала по фронтам в годы Великой Отечественной войны. Молебны перед нею проводились в блокадном Ленинграде.

Икона — список с оригинала. Сначала она принадлежала царице Парасковии Федоровне, родственнице Петра I, в XVIII веке была перевезена в Санкт-Петербург.

Адрес: Казанская пл., 2.

Как проехать: ст. м. «Невский проспект».

Спасо-Преображенский собор

Чем известен. Главные святыни — Нерукотворный образ Спасителя и икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте».

Образ Спаса Нерукотворного находится на аналое у правого клироса. Он написан известным московским живописцем Симоном Ушаковым для царя Алексея Михайловича. От матери перешел к Петру I и был его любимым образом. С ним он был и при закладке Петербурга, и при Полтавской битве, и на смертном одре.

По церковному преданию, Спас Нерукотворный был первой иконой. И первое чудо, совершенное этим образом, — исцеление произошло еще при земной жизни Христа. Но молятся этой иконе не только о выздоровлении, но и о помощи в любых делах и начинаниях.

В 1936 году образ перенесен в Спасо-Преображенский собор из разрушенной Свято-Троицкой церкви на Стремянной улице.

Чтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» лежит на аналое у левого клироса. Это список с чудотворной иконы из храма Преображения Господня на Ордынке. Копия была сделана по повелению сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, в 1711 году она привезла ее из Москвы в Петербург.

Этот образ прославился в 1648 году исцелением родной сестры Патриарха Иоакима, Евфимии. Несчастная страдала от неисцелимой раны в боку, и, лишь помолившись перед этой иконой, исцелилась. А во время войны с турками этот образ спас целую армию во главе с государем.

В Спасо-Преображенский собор икона была перенесена в 1932 году после закрытия церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» на Шпалерной улице.

Адрес: Преображенская пл., 1.

Как проехать: от ст. м. «Чернышевская» идти по Кирочной ул. в сторону уменьшения нумерации домов до пересечения с ул. Маяковского. Свернуть на ул. Маяковского и дойти до пересечения с ул. Рылеева. Улица Рылеева идет к Преображенской площади.

Санкт-Петербургское подворье Валаамского монастыря

Чем известно. В 2006 году сюда привезли уникальный список иконы Святой Праведной Анны со святой горы Афон. Он написан афонскими изографами и освящен в скиту святой Анны на той же горе. Это точная копия чудотворного образа Святой Праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, который находится на Афоне. Известно очень много случаев чудодейственной помощи от этой почитаемой святыни. При молитвенном обращении к праведной Анне с глубокой верой и покаянием многие бездетные семьи получили исцеление от недуга бесплодия.

Адрес: Нарвский пр., 1/29.

Как проехать: от ст. метро «Нарвская» идти по Нарвскому проспекту до пересечения со Старопетергофским проспектом.

Андреевский собор

Чем известен. В соборе имеются две особо чтимые иконы апостола Андрея. Одна находится на аналое и содержит частицу мощей апостола. Другая, с житием, датируется 1728 годом. Алтарный образ апостолов Андрея и Филиппа также содержит частицу мощей св. Андрея.

Апостолу Андрею на Руси молились о целомудрии и благополучном замужестве дочерей, а также об избавлении от разных недугов. Андрей Первозванный считается одним из покровителей Руси. Ему молятся об обращении к Христовой вере народов России, о заступлении Отечества, об успехе в морском ратном деле.

Адрес: В. О., 6-я линия, 11.

Как проехать: от ст. м. «Василеостровская» идти по 6-й линии до пересечения с Большим проспектом.

Исаакиевский кафедральный собор

Чем известен. Святыня храма — чудотворная икона «Богоматерь Тихвинская». Она находится в юго-восточной части храма, напротив проповеднической кафедры, в великолепном бронзовом вызолоченном киоте. Это — список с древней «чудесноявленной» иконы, сделанный в XVIII веке. Икона эта была родовой иконой семьи Ивановых. Владельцы завещали икону церкви, но после их смерти она несколько лет еще переходила из рук в руки. В 1859 году наконец ее передали в Христо-Рождественскую церковь, а затем в Исаакиевский кафедральный собор. Прославилась икона тем, что совершала исцеления. И до сих пор перед ней молятся о больных. После создания в храме Музея атеизма в 1930-х годах икона была убрана в запасники, и только в мае 2002 года она вернулась на свое место.

Адрес: Исаакиевская пл., 1.

Как проехать: от ст. м. «Садовая» идти по переулку Гривцова до пересечения с набережной реки Мойки, повернуть налево.

Свято-Троицкая церковь «Кулич и Пасха»

Чем известна. Здесь находится чудотворная икона Богоматери «Всех скорбящих Радосте» (с грошиками). Святыня эта — чисто петербургская. Сохранилось предание, что ладожский купец Куракин в бурную погоду перевернулся на лодке посреди Невы. Все гребцы погибли, а он схватился за доску и усердно молился Богоматери. Купец спасся и в благодарность заказал написать икону. Позже его потомок купец Матвеев пожертвовал ее в Тихвинскую часовню на Шлиссельбургском проспекте. 23 июля 1888 года в часовню ударила молния, и начался пожар. А после него закопченная ранее икона Богоматери просветлела и обновилась. Деньги из кружки для подаяний чудесным образом прилепились к иконе — после этого ее и стали называть «с грошиками». Обновленная икона прославилась как чудотворная, исцеляющая даже безнадежно больных.

В 1932 году часовня была снесена, икону сохранили прихожане. А в 1946 году, когда возобновились богослужения в Свято-Троицкой церкви, ее принесли в этот храм.

Адрес: пр. Обуховской Обороны, 235.

Как проехать: от ст. метро «Пролетарская» пройти по проспекту Обуховской Обороны в сторону увеличения нумерации домов.

Часовня Святой Ксении Блаженной на Смоленском кладбище

Чем известна. Здесь похоронена первая петербургская Христа ради юродивая Ксения. Она родилась в первой половине XVIII столетия и поначалу жила, как обычная женщина. Смерть мужа стала для нее тяжелым ударом, она вмиг забыла все земное, все радости и утехи. Ксения раздала все свое имущество бедным, а дом подарила хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Вдова облачилась в костюм мужа и стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. На ночь Ксения в любую погоду уходила в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета. А днем бродила по городу, утешала, наставляла. Рассказывали, что те, к кому Ксения заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. Поэтому люди старались ей чем-нибудь услужить. Многим Ксения открывала будущее. После смерти блаженной, помолившись над ее могилкой, страждущие получали исцеления, в семьях воцарялся нарушенный мир, нуждающиеся получали им необходимое. Могила блаженной Ксении стала сразу же почитаться, и вскоре над ней построили часовню. До 1985 года на месте святыни была сапожная мастерская. Но потом часовня была возвращена общине Смоленской церкви.

Адрес: Камская ул., 24.

Как проехать: от ст. метро «Василеостровская» выйти на 8-ю линию и идти в сторону увеличения нумерации домов до пересечения с Камской улицей. Повернуть на Камскую улицу и идти в сторону увеличения нумерации домов до входа на Смоленское кладбище. Рядом с входом находится Смоленская церковь, а неподалеку от нее — часовня Святой Ксении Блаженной Петербургской.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

Чем известна. Главная святыня — мощи князя Александра Невского. В 1724 году мощи святого были перевезены из Владимирского Рождественского монастыря в Петербург. До 1790 года они находились в церкви Святого Александра Невского, а потом были перенесены в Свято-Троицкий собор.

Почитание князя началось с момента его погребения, оно ознаменовалось чудесным знамением, свидетелем которого был отпевавший Александра Невского митрополит Кирилл. В течение нескольких столетий верующие приходят к мощам святого и получают благодатную помощь и исцеление от душевных и телесных недугов. По преданию, когда Дмитрий Донской и его воины молились о даровании победы в решающем сражении с монголо-татарами на Куликовом поле, было явлено чудо — Александр Невский встал из гроба и благословил их.

В Троицком соборе находится также икона Святого Александра Невского с врезанным в нее мощевиком с частицей святых мощей. Перед ней молятся об избавлении Отечества от иноземного нашествия, о добром нраве властей и правителей, об успехе в ратном деле, о твердом стоянии в вере.

С 1958 года в этом храме — слева от алтаря — находится петербургская чудотворная икона «Скоропослушница». Она была привезена в Петербург в 1914 году с Афона. Это копия монастырской иконы, писанная афонскими монахами в посте и молитве в 1870 году. Этот чтимый образ заказывали на требы к больным и страждущим. Его возили по Петербургу в специальном экипаже. По всему пути следования при виде его люди становились на колени и молились. В журнале священника протоиерея Владимира Шамонина есть множество записей об исцелениях от рака, беснования, порчи, паралича, от пьянства… Молившиеся перед иконой люди заметили удивительное ее свойство: лик Богоматери на ней был как будто живой. Кому-то она видится серьезной и даже хмурой, а для кого-то она сияет и слегка улыбается.

Есть в соборе еще одна чудотворная икона — Святой Параскевы из церкви села Ильеши. Она находится справа от алтаря, помещена в массивный киот. Икона принадлежала ранее храму Святого Николая Чудотворца в селе Ильеши Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии и издавна почиталась чудотворной. По местным преданиям, она была явлена и обретена чудесным образом более 300 лет тому назад. Пастух увидел на березе маленькую девочку в старинной одежде. Сначала он уговаривал ее спуститься, потом пытался согнать ее вниз кнутом, а затем сбить камнями. Но кнут и камни прилипли к дереву, не задев девочки. Тогда он помолился, залез на березу, аккуратно снял девочку, посадил ее в сумку и понес к местному священнику. Но по дороге девочка исчезла. А когда священник с прихожанами пришли к чудесной березе, то увидели прилипшие к дереву камни и кнут. Под деревом стояла деревянная икона Святой Параскевы Пятницы — точная копия маленькой девочки, явившейся пастуху. Молитва, вознесенная ей, помогала в устроении семейной жизни, при детских болезнях, люди излечивались от глазных недугов, паралича.

Адрес: наб. реки Монастырки, 1.

Как проехать: ст. метро «Площадь Александра Невского».

История строительства

Недаром этот величественный Божий храм считается началом золотой эпохи градостроительного искусства не только Петербурга, но и всей России. Именно с момента построения Казанского собора Петербург начал преображаться и превращаться в достойную столицу великой империи. Конечно, появление храма, кардинально отличающегося от типичных православных церквушек, и в своих масштабах, и во внешнем и во внутреннем убранстве, ознаменовало начало новой жизни города. Однокупольный собор высотой почти в 72 метра, да еще и с огромными гранитными внешними колоннами, — такого русский народ еще никогда не видел.

Поразительно, но все это грандиозное великолепие было возведено за достаточно короткий срок — всего 10 лет, с 1801 по 1811 год. А изначально на этом самом месте стояла обычная скромная церквушка, в стенах которой хранилась самая ценная святыня Православного Петербурга — икона Казанской Божией Матери. Именно для этой чудотворной иконы Павел I пожелал отстроить целый кафедральный собор, который внешне напоминал бы Римский храм Святого Петра. Таким образом, в тяжелейших условиях труда, практически при отсутствии какой-либо техники, простые русские мужики, а также лучшие русские мастера, объединили все свои усилия во имя православной веры. Итогом стал этот грандиозный памятник российского зодчества, а Невский проспект получил статус парадной городской магистрали.

Особенности архитектуры

Казанский кафедральный собор был построен по проекту российского архитектора, ВоронИхина Андрея Никифировича. Безусловно, этот собор стал его главным творением. После освещения храма в 1811 году ВоронИхин даже был награжден орденом св. Анны второй степени.

По настоянию императора Павла I ВоронИхин воплотил в Казанском соборе прототип собора святого Петра в Риме. Таким образом, подражая особенностям Римского зодчества, ВоронИхин стал одним из основоположников российского ампира, или, по-другому этот стиль еще называют русским классицизмом. Ампир прославился как «королевский стиль», так как он характеризуется театральностью, помпезностью в оформлении. Это обязательно колонны, лепные карнизы, античные образцы скульптуры. Главной особенностью Казанского собора, как раз-таки, являются наружная и внутренняя колоннады.

Внешне храм предстает нам в виде четырехконечного латинского креста, середина которого увенчана куполом. Снаружи храм украшают бронзовые скульптуры святых, выполненные лучшими российскими скульпторами, такими как, например, ПИменов Степан Степанович. Здесь мы можем увидеть скульптуры святого Владимира, Иоанна Предтечи, Александра Первозванного. Особенной гордостью и достопримечательностью внешнего облика собора являются его северные двери. Они полностью повторяют двери, которые Гиберти выполнил специально для Флорентийского крестильного дома еще в XV веке.

Не менее прекрасен интерьер Казанского собора. Внутренняя форма храма — римская базилика. Четыре ряда гранитных монолитных колонн разделяют храм на три коридора. Интерьер собора также богат самыми разными рельефными скульптурными работами, но особое место в его убранстве занимает чудесная живопись. Лучшие российские художники Конца XVIII- начала XIX века расписали собор в блестящей академической манере эпохи Итальянского Возрождения. Но самым лучшим образцом живописи в храме считается работа БрюллОва Карла Павловича — это запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо».

Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга — памятник российского церковного зодчества особой значимости. Именно здесь было положено начало золотой эпохи российского храмового искусства. Именно над этим храмом работали, отдавая все свои силы, лучшие мастера своего дела того времени, а также многочисленный простой русский народ. Этот храм дал рождение целому поколению лучших градостроителей и архитекторов. Именно Казанский кафедральный собор стал вдохновением и образцом для таких мастеров XIX века, как Росси, Стасов, МонферрАн и другие.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Видео:Казанский собор в Санкт-Петербурге

Основные моменты

Казанский кафедральный собор является действующим храмом, это значит, что интерес и внимание к нему значительно шире, чем просто к туристической достопримечательности. Для православных верующих это особенное место, где они могут побывать на церковной службе, напитаться неповторимой энергетикой храма, где буквально каждый уголок как живой, но безмолвный свидетель его богатой летописи, в которой нашлось место и трагическим страницам. И, самое главное, именно в этом соборе хранится главная святыня Санкт-Петербурга – Казанская икона Божией Матери. А еще он является памятником русской воинской славы, статус которого он приобрел после Отечественной войны 1812 года.

Как видим, здесь сплелись воедино религия и история, архитектурное наследие и память о доблестных защитниках Отечества. И вся эта монументальность, пронесенная через века, делает храм поистине уникальным, которым город на Неве гордится как своим бесценным достоянием. Но чтобы прочувствовать всю его одухотворяющую атмосферу, в Казанском соборе Санкт-Петербурга обязательно надо побывать лично, и такой возможностью пользуются очень и очень многие.

История Казанского собора

Во второй половине XVIII века император Павел I Петрович, на тот момент еще наследник престола, путешествовал по Европе. Оказавшись в Риме, он был поражен величием и красотой собора Святого Петра и тем, насколько он гармонично вписывался в окруженную колоннадами площадь перед ним. В 1799 году, уже взойдя на трон, государь пожелал, чтобы такой же храм был построен в Петербурге. Не привыкший откладывать свои идеи в долгий ящик, преемник Екатерины Великой тут же объявил конкурс на лучший проект собора. По его задумке, он должен будет заменить собой церковь Рождества Богородицы, именуемую в народе Казанской. Она была построена в 30-х годах того же столетия и успела обветшать. Именно в ней хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери, почитаемая как одна из главных реликвий страны.

В конкурсе приняло участие немало талантливых архитекторов. Но поскольку главным условием было то, чтобы будущий храм походил на упомянутый римский собор, который так понравился императору, из всех представленных работ отобрали проект Андрея Никифоровича Воронихина, молодого, но очень талантливого архитектора, происходившего, кстати, из бывших крепостных. Однако по некой злой иронии судьбы царю так и не довелось увидеть ни сам ход строительных работ, ни сдачу здания в эксплуатацию. Торжественная закладка будущего храма состоялась 27 августа 1801 года, через три месяца после убийства Павла I офицерами в Михайловском замке в собственной спальне. К слову, идейным вдохновителем и организатором покушения стал столичный генерал-губернатор и по совместительству глава тайной полиции П. А. Пален. Таким образом, на церемонии закладки фундамента присутствовал сын и наследник погибшего от рук заговорщиков царя, действующий император Александр I.

Место под строительство храма отвели на вытянутом с запада на восток участке у Невского проспекта, что усложнило стоявшую перед архитекторами задачу. В православных церквях, как известно, алтарь всегда смотрит на восток, а вот главный фасад с входом – в противоположную сторону, то есть на запад. Существовавшие традиции никак нельзя было нарушать, поэтому к Невскому проспекту оказывался обращенным не главный (западный) фасад, а северный – боковой. Как же выйти из этого положения? Воронихин нашел гениальное решение: пристроив к боковому фасаду величественную полукруглую колоннаду, он зрительно превратил его в главный. Колоннада же раскрывалась в направлении главной магистрали города – Невского проспекта. Колонн было в общей сложности 96, и они были поставлены в четыре ряда, одновременно став напоминанием о таких же сооружениях, замыкающих площадь перед собором Святого Петра в Ватикане.

После разгрома французов в Отечественную войну 1812 года в храм перенесли на хранение 27 знамен поверженной армии Наполеона. Впоследствии Казанский собор стал хранилищем и других трофеев, а именно флагов и ключей от многих европейских городов и крепостей, добытых русской армией в походах 1813-1814 годов. В соборе, точнее, у его стены, нашел свой последний покой прославленный военачальник Михаил Илларионович Кутузов, генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых. Именно он, ученик и соратник Александра Васильевича Суворова, был главнокомандующим русской армией во время той войны и стал первым полным кавалером ордена Святого Георгия.

С Казанским собором связаны имена и других знаменитых людей. Так, 8 ноября 1893 года под его сводами отпевали великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который входил в число первых великих русских музыкальных деятелей, обратившихся к написанию церковной музыки, толчком к чему стали собственные религиозно-художественные настроения и ощущение назревших в последней четверти XIX века в этой сфере реформ. А ранее, еще в 1773 году, здесь венчался цесаревич Павел Петрович. Были и трагические моменты: когда в марте 1913 года в соборе праздновалось 300-летие династии Романовых, произошла давка, унесшая жизни, по меньшей мере, 34 человек.

Происходившие при советской власти гонения на церковь не обошли стороной и Казанский кафедральный собор. Очень сильно пострадал его интерьер вследствие изъятия церковных ценностей, имевшего место в 1922 году. Одного лишь серебра, по очень приблизительным оценкам, было вывезено из собора около двух тонн. На переплавку пустили уникальный иконостас, изготовленный из этого драгоценного металла, и куда потом исчезло это серебро, неизвестно до сих пор. Через год храм перешел к так называемым обновленцам, а в конце января 1932 года его и вовсе закрыли. Осенью того же года Казанский собор отвели под Музей истории религии и атеизма. В первой половине 1950-х годов был отреставрирован интерьер, а в начале 60-х – фасады.

Казанский собор стал, что называется, самим собой уже на закате горбачевской перестройки. 25 мая 1991 года в его левом приделе возобновились богослужения, а главный придел освятили только через год. В конце апреля 1994 года на купол водрузили крест. А дата 29 марта 1998 года навечно вписана в летопись собора как день его полного освящения после долгих лет забвения. Церемонию совершил бывший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), ставший с 19 марта 2014 года почетным настоятелем городского храма Владимирской иконы Божией Матери. Статус же кафедрального один из самых больших храмов Северной столицы получил в 2000 году.

Особенности архитектуры и внутреннее убранство

Казанский кафедральный собор, в котором целый ряд колонн, но только один купол, своими архитектурными особенностями отличается от других церквей. Он больше напоминает резиденцию Папы Римского, чем характерный для севера России православный храм. Однако величия, великолепия, красоты, а также самобытности, несмотря на сходство с «ватиканским братом», у него действительно не отнять.

Подойдя к северному фасаду, вы увидите четыре скульптуры: это увековеченные в бронзе князь Владимир, Иоанн Креститель, Андрей Первозванный и Александр Невский. Над первым и последним изваянием работал скульптор С. Пименов, а над остальными двумя, соответственно, И. П. Мартос и В. И. Демут-Малиновский. Итальянские же мотивы угадываются не только во внешнем облике храма в целом (как мы уже отмечали, он похож на собор святого Петра в Ватикане), но и в деталях. Например, бронзовые двери на северной стороне здания, отливкой и чеканкой которых занимался Василий Екимов, скопированы с дверей баптистерия (крестильного дома) во Флоренции. Скульптор планировал поставить на каменные пьедесталы по обе стороны колоннады изваяния архангелов Михаила и Гавриила, однако его задумка так и не была осуществлена.

Внутреннее убранство петербургского Казанского собора больше напоминает зал в каком-нибудь царском дворце, чем церковное помещение в обычном понимании. Если бы не ряды высоченных гранитных колонн, объединяющих пространство зала, он мог бы казаться бесконечным. Льющийся из окон свет создает оптический обман, будто купол храма парит высоко-высоко и, кажется, возьмет да и упорхнет в небесную высь. Неизменное внимание посетителей, особенно православных верующих и представителей многих других христианских конфессий, привлекают иконы. Их авторами являются В. Боровиковский, В. К. Шебуев, А. Иванов, О. Кипренский, Ф. П. Брюллов, А. Е. Егоров, С. С. Щукин и другие.

Но самый большой интерес, конечно же, вызывает главная святыня собора – Казанская икона. Ее история берет свое начало с далекого 1579 года, когда страшным пожаром была уничтожена большая часть Казани. Через две недели после буйства огня, согласно преданию, девочке по имени Матрона Онучина приснилась Богородица, повелевшая ей пойти на пепелище и найти там ее икону. В месте, на которое указала Дева Мария, почти на метровой глубине, действительно находился святой образ… Перед этой иконой впоследствии возносили молитвы к Богу царь Петр I и его войско, готовившиеся в 1709 году к Полтавской битве. Позже, в 1737 году, один из списков чудотворной иконы перевезли в Петербург и поместили в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году Казанская икона, ставшая, как уже было отмечено в самом начале, одной из главных православных святынь Петербурга, была помещена в новый Казанский собор.

Вообще все важные исторические события в нашей стране, так или иначе, были связаны с Казанским собором. Так, М. И. Кутузов уехал в действующие армейские части только после того, как совершил в храме торжественный молебен. И именно сюда в июне 1813 года доставили прах великого полководца, который, как уже было отмечено выше, был погребен здесь же. На парадной площади установлены два бронзовых памятника: фельдмаршалу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли – русскому полководцу, военному министру Российской империи в 1810-1812 годах, генерал-фельдмаршалу и второму (после Кутузова) полному кавалеру ордена Святого Георгия. Оба монумента органично вписаны в архитектурно-скульптурный ансамбль Казанского собора Божией Матери. Их отлили по моделям скульптора Б. И. Орловского. Полководцы изображены во весь рост, на их плечах – плащи. И на этом сходство заканчивается: Кутузов изображен дающим сигнал своим войскам к наступлению, а Барклай-де-Толли как бы стоит в ожидании.

Нельзя не сказать и о фасадах Казанского собора, облицованных пудостским камнем – известковым туфом с небольшой объемной массой, добываемым вблизи поселка Пудость Гатчинского района Ленинградской области, обладающим морозостойкостью и пористостью и легко обрабатывающимся. У этого камня, к слову, очень необычные свойства, которых нет у других отделочных материалов: он меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, становясь то серым, то желтовато-серым. Изначально же фасады украшали рельефы, выполненные Ф. К. Гордеевым, И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, В. И. Демут-Малиновским, С. С. Пименовым. До наших дней дошли два пьедестала, установленные по бокам знаменитой колоннады. Прежде на них были установлены гипсовые изваяния ангелов, простоявшие вплоть до 1824 года. Их должны были заменить бронзовыми аналогами, однако этого так и не случилось.

Из бронзы изготовлены и северные врата величественного храма – их отливали по образцу «райских дверей» баптистерия в городе Флоренции (XV век). Что же касается колонн коринфского ордера – они изготовлены из розового финского гранита, а капители украшены позолотой – их внутри собора 56. В прошлом интерьер был украшен многими барельефами, но к нашему времени уцелели всего два. Назовем их: «Взятие под стражу» (автор Ж. Д. Рашетт) и «Несение креста» авторства Ф. Ф. Щедрина. А что с остальными? Они были удалены еще в 1814 году, причины неизвестны. В 1899-1900 годах перед Казанским собором разбили сквер, ставший своего рода дополнением или, если хотите, завершающим штрихом к его самобытному и узнаваемому во всем мире облику.

Богослужения в Казанском соборе

После Октябрьской революции 1917 года новые власти постарались сделать всё, чтобы один из ведущих храмов города на Неве утратил свое прежнее не только историко-военное, но и религиозное значение. Кроме того, что здесь открыли Музей истории религии, с купола сняли крест, а икону Казанской Божьей Матери переправили в собор Святого равноапостольного князя Владимира, или Князь-Владимирский собор. Она возвратилась на свое прежнее место только в 1991 году. Тогда же, как уже упоминалось, храм вновь открыли для богослужений. Чуть позже на купол снова установили золотой крест, торжественно засиявший как символ торжества сил добра над силами зла.

В 2003 году, в ознаменование 300-летия Санкт-Петербурга, в цехах судостроительного Балтийского завода мастера отлили для храма четырехтонный колокол, высота которого составила более двух метров, ставший самым крупным в ряду своих «собратьев». В наше время в Казанском соборе часто проходят богослужения с участием высших чинов Русской православной церкви. Стали доброй традицией и крестные ходы в честь святого покровителя Северной столицы князя Александра Невского. Они проходят ежегодно 12 сентября, маршрут пролегает от Казанского собора по Невскому проспекту и далее до Александро-Невской лавры.

И верующие, и просто туристы отмечают, что, войдя в храм, у них появляется ощущение спокойствия и умиротворения, все заботы и тревоги словно остаются за его порогом. Многие уверены, что дает о себе знать влияние святых стен, за долгий период существования собора впитавших в себя энергетику разных времен и искренние, идущие от всего сердца молитвы верующих.

К сведению туристов: несмотря на то, что Казанский собор – действующий, он продолжает оставаться одной из главных визиток Санкт-Петербурга, и экскурсии к этой достопримечательности никто не отменял. В его здании есть специальный уголок, где можно записаться к экскурсоводу. Кроме того, каждый желающий может приобрести здесь иконы, свечи, бутылки для освященной воды и памятные сувениры. Ну и, конечно, вы можете приникнуть к знаменитой иконе Казанской Божией Матери. Правда, придется набраться терпения, чтобы дождаться своей очереди – паломников к ней в наше время меньше не стало.

Время работы

Казанский собор в Санкт-Петербурге работает ежедневно с 7:00 до 20:00, то есть до окончания вечернего богослужения. Вход бесплатный.

Официальный сайт: www.kazansky-spb.ru.

Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга расположен по адресу: Невский проспект, дом №25.

Храм находится прямо напротив выхода из метро, ближайшие к нему станции подземки – «Невский проспект» и «Гостиный двор».

Храмовый музей Отечественной войны 1812 года

Казанский собор был торжественно открыт за год до Отечественной войны 1812 года. Перед отъездом в действующую армию службу в храме посетил Михаил Кутузов, которого только что назначили главнокомандующим. После войны в Казанский собор доставляли трофеи — военные знамена и штандарты, ключи от взятых городов и крепостей, маршальский жезл французского полководца Луи-Николя Даву.

В 1813 году в храме похоронили Михаила Кутузова, умершего от простуды. Решетку и надгробную плиту для его могилы изготовили по рисункам Андрея Воронихина.

В 1837 году в России отмечали 25-ю годовщину победы над Наполеоном. На площади перед собором установили памятники фельдмаршалам Отечественной войны — Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли.

Памятник фельдмаршалу Михаилу Кутузову. Площадь перед Казанским собором, Санкт-Петербург. Фотография: artpoisk.infoМогила полководца Михаила Кутузова. Казанский собор, Санкт-ПетербургПамятник фельдмаршалу Михаилу Барклаю-де-Толли. Площадь перед Казанским собором, Санкт-Петербург. Фотография: petersburg4u.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *