Казанский храм в коломенском

Обретение иконы

Крестьянка слободы Перервы Бронницкого уезда Евдокия Адрианова во снах стала видеть Богородицу, велевшую пойти в Коломенское и найти там «чёрную» (то есть старую) икону и сделать её «красной» (восстановить). Крестьянка рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском. После долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая почерневшая от времени икона. На доске проступало изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Богородицы — царские регалии, скипетр и держава.

В донесении Синоду об этом событии митрополит Тихон, в частности, писал о иконе: «По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения — протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенско церкви ранее нынешнего (и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в своё время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря)». Вскоре после обретения икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря.

После обретения иконы, в тот же день, 2 марта 1917 года (15 по новому стилю), вечером в 23 часа 40 минут, император России Николай II подписал отречение от престола в пользу брата, великого князя Михаила Александровича.

Икона стала предметом стихийного почитания в местности вокруг села Коломенского. Вскоре почти в каждом храме имелся список «Державной», были подготовлены служба и акафист иконе. В их составлении принимал участие патриарх Тихон.

В советское время икона хранилась в запасниках Исторического музея.

Один из списков Державной иконыИкона в мае 2013 годаСписок в Александро-Невской лавре В кронштадтском Никольском морском соборе

Значение иконы

См. также: Соборная клятва 1613 года и Монархизм в России

По мнению ряда православных толкователей, например, митрополита Макария, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии и последующие политические события посланы русскому народу как часть наказания за множественные грехи, и в частности, по мнению Михаила Димитрука, за нарушение Соборной клятвы 1613 года; но сама Богородица, по мнению Сергея Фомина, хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства. В акафисте иконе, в частности, говорится «Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния».

Патриарх Кирилл 4 ноября 2015 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве в речи так высказался о значении иконы: «В центре выставки вы видите чудотворный Державный образ Божией Матери. У него особенная история: эта икона была найдена в подвале храма в Коломенском, ныне в черте города Москве, в день отречения государя императора Николая II от престола. Когда был поднят образ Божией Матери, сидящей на царском престоле, и когда стало ясно, что наименование этого образа — „Державная“, тогда лучшие умы России восприняли это как Божий знак. Ушёл царь, но сама Богородица возглавила страну, и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества».

Архиепископ РПЦЗ Аверкий (Таушев) несколько раз в разных своих проповедях писал о значении иконы, например: «Что это так и что Матерь Божия не отняла окончательно Своего покрова над Русской Землёй, об этом видимо свидетельствует дивное явление поздней чудотворной иконы Её в самый день отречения от престола Государя Императора Николая Александровича — 2 марта 1917 года — Божией Матери Державной. Эта икона представляет Божию Матерь в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью одежде, со взглядом очей, выражающим скорбь. Что может значить это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской Землёй, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, неизбежно вызванные его беснованием, и терпеливо ждёт, как истинная Мать, его покаяния и обращения к Богу. Сие буди, буди!…».

Почитание

Церкви

  • С установки часовни в честь иконы началось в 1995 году восстановление храма Христа Спасителя в Москве, сейчас это храм-часовня иконы Божией Матери «Державная» на Пречистенской набережной;
  • в 2002—2006 годах в монастыре во имя Святых Царственных Страстотерпцев в Екатеринбурге был построен храм в честь иконы, который в 2010 году сгорел, а в 2013 году патриарх Кирилл освятил закладку нового;
  • в 2012 году на привокзальной площади Екатеринбурга был открыт ещё один храм в честь иконы;
  • храм иконы Божией Матери «Державная» в Чертанове (Москва);
  • церковь во имя Державной иконы Божией Матери (Санкт-Петербург);
  • церковь иконы Божией Матери «Державная» при центре социальной реабилитации детей-сирот «Гелиос» (Санкт-Петербург);
  • собор в честь иконы Державной Божией Матери (Гдов);
  • храм в честь иконы Божией Матери Державная в Самаре (2008);
  • храм Державной иконы Божией Матери (город Жуковский);
  • храм в честь Державной иконы Божией Матери (деревня Гусино Смоленской области)

и др.

Молитвы

  • Величание иконе Божией Матери «Державная»:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.

  • Тропарь иконе Божией Матери «Державная»:

Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы. > См. также

  • Икона Покрова «Монархическая»
  • Монархизм в России
  • Три тайны Фатимы

Примечания

  1. 1 2 Бабкин М. А. К вопросу об обретении иконы Божией матери «Державная» // Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. — М., 2006.
  2. Ramirez M. Religious split healing in Midwest Архивная копия от 3 ноября 2013 на Wayback Machine // Chicago Tribune. — 10.9.2007.
  3. Крохин С. Державная // Русский дом : журнал. — Март 2012. — № 3.
  4. 1 2 Щенникова Л. А., иером. Гурий (Фёдоров), Э. П. И. Державная икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XIV. — С. 436-437. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0.
  5. Отреченiе // Псковское агентство информации
  6. Заступница Усердная. Слово в деяниях Пресвятой Богородицы / Иеромонах Филадельф. — М.: Русский духовный центр, 1992. — 208 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-7344-0007-6.
  7. Началась поездка официальной делегации Русской Православной Церкви по епархиям Зарубежной Церкви. Патриархия.ру, 31.08.2007.
  8. Григорян, А. Португалия: православные святыни посетили Фатиму // Слово : газета. — 04.04.2014.
  9. Святитель Макарий (Невский). «За что мы наказываемся?» Православие.ру, 1.3.2013.
  10. Ӝ «Под проклятием».
  11. Фомин С. В. Сказание о явлении иконы Державныя Божия Матери. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра.
  12. Икона Божией Матери «Державная» — акафист.
  13. Глава государства и Предстоятель Русской Православной Церкви открыли выставку «Православная Русь» в Москве. Патриархия.ru.
  14. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Т. 4. Дом Пресвятыя Богородицы.
  15. «Что это так и что Пречистая Матерь Божия не отняла совсем Своего покрова над Русской Землёй, об этом свидетельствует чудесное явление в самый день отречения Государя Императора Николая Александровича 2 марта 1917 года последней нашей чудотворной иконы — Божией Матери Державной. На этой иконе Божия Матерь изображена в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью, одежде, со взглядом очей, выражающим скорбь. Что это значит, как не то, что Пречистая Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской Землёй, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, естественно порождённые его неистовым беснованием, и терпеливо ждёт, как истинная Мать, его покаяния и обращения к Богу…» — Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Т. 2. Покров Божией Матери над Россией и Русская Зарубежная Церковь.
  16. «Пречистая Матерь Божия, за богоотступничество обезумевшего русского народа, отняла от него чудесный Покров Свой и предала его в руки падения его. Все происшедшие затем с русским народом кровавые ужасы этим и объясняются. Но всё же не до конца оставила Пречистая Матерь Божия глубоко падших и неблагодарных Ей сынов и дщерей заблудившегося русского народа. Порукою этому является чудесное явление в самый день отречения Императора Николая Александровича — 2 марта 1917 года — Иконы Божией Матери Державной в селе Коломенском. Дивная Икона эта представляет собою Божию Матерь в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью одежде, со скорбным выражением очей. Что означает это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, вызванные его богоотступничеством, и терпеливо ждёт, как истинная любящая Мать, его покаяния и обращения к Богу.» — Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Т. 2. Покров Пресвятой Богородицы и судьбы Русского народа.
  17. «Но то, что Покровительница наша не отступила от нас совсем и окончательно, об этом живо свидетельствует чудесное явление под Москвой 2 марта 1917 года последней у нас чудотворной иконы Божией Матери Державной, как бы принявшей от последнего Русского Царя-Мученика знаки его царственной власти над Россиею — его царскую корону, скипетр и державу.» — Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Т. 4. Покров Божией Матери над Россиею.
  18. Икона Божией Матери «Державная».
  19. Акчурина Н. С. Монастырь во имя Святых Царственных страстотерпцев: итоги десятилетия. // Акад. вест. УралНИИпроект РААСН. — 2010. — № 4. — С. 74.
  20. Вместо сгоревшего деревянного храма в Ганиной Яме построят каменный. РИА Новости, 15.09.2010.
  21. Информация о храме на сайте Православие.ру
  22. Информация об иконе «Державная» на сайте Православие.ру

Казанский собор

Фото Казанский собор (Москва). Казанский собор адрес: Москва, ул. Никольская, 3, Красная площадь. Телефоны: староста 698-27-26, свечной ящик 698-19-96, церковный дом 698-27-01

Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор в Москве) — это храм, имеющий расположение в г. Москва на Красной площади. Этот собор посвящён Казанской иконе Божией Матери.
Первоначальная история создания храма на этом месте точно неизвестна, но первое упоминание приходится на 1625 год – церковь из дерева, которую возвели с помощью средств князя Дмитрия Пожарского.
В 1635 году в церкви случился пожар, вследствие чего она сгорела, а на месте ее был построен каменный храм, на построение которого Царь Михаил Фёдорович выделил средства. А в октябре 1636 год храм освятил Патриарх Иосиф.
Казанский собор в Москве является одним из важнейших, так как настоятель был на одном из первых мест в московском духовенстве.
Прежнюю шатровую колокольню снесли в 1801 году и построили новую двухъярусную примерно к 1805 году, и в 1865 году надстроили третий по счету ярус.
В 1918 году Патриарх Тихон во время прохождения службы в соборе прочитал проповедь о расстреле Николая II.
Начиная с 1925 и по 1930 год на деньги обновленческого прихода была проделана кардинальная реставрация и реконструкция храма, с помощью которой ему вернули первоначальный облик. Руководил этим процессом архитектор Барановский Петр Дмитриевич.
Храм уничтожили в 1936 году, а на его месте во времена советской власти устроили туалет.
В 1990-х годах храм был восстановлен, инициаторами стало Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (МГО ВООПИиК). Архитектор О. И. Журин стал автором этого проекта, бывший ученик П.Д. Барановского, а также член ВООПИиК. Правительство Москвы предоставило на строительство наибольшую часть средств.
Храм был освящен Алксием II – Святейшим Патриархом 4 ноября. Этот день знаменуется как день празднования иконы Казанской Божией Матери.

Расписание казанский собор

Расписание всех богослужений и режимы работы в Соборе Казанской иконы Божией Матери вы сможете посмотреть на оф. портале .

Казанский собор на Красной площади

Фото Казанского собора

Казанский собор на Красной площади – это действующий православный храм, построенный в память освобождения Москвы от польских интервентов русским войском под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. История Казанского собора трагична и, вместе с тем, счастливая: он был разрушен до основания, а затем возродился, как птица феникс из пепла.

Храм освящен во имя Казанской Божией матери, с иконой которой в 1612 году русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского отправилось в освободительный поход на Москву занятую польскими интервентами. В благодарность за помощь и заступничество Казанской иконы Божией Матери в 1625 году князь на свои средства построил деревянный собор во имя этой святыни. В 1636 году на месте сгоревшего храма был возведен каменный собор, ставший одним из главных храмов Москвы.

При советской власти под руководством архитектора Петра Барановского Казанский собор был отреставрирован, но вскоре по распоряжению властей его закрыли, в здании храма разместили столовую, а затем склад. В 1936 году, в год своего 300-летия, Казанский собор был снесен до основания. На его месте сначала построили временный павильон III Интернационала с фонтаном, затем летнее кафе, причем, на месте алтаря находился общественный туалет.

В 1990-1993 годах на пожертвования горожан и средства правительства Москвы храм был восстановлен по проекту ученика Барановского Олега Журина, а 4 ноября 1993 года Казанский собор был освящен.

Казанский собор на Красной площади – это первый храм, восстановленный в Москве из разрушенных при Советской власти святынь. В нем находится особо чтимая икона Казанской Божией Матери с мощехранительницей. Ранее здесь также хранился список чудотворной иконы, который в 1930 году был передан в Богоявленский собор Москвы.

>Адрес Казанского собора

109012, Москва, ул. Никольская дом №3.

>Как добраться до Казанского собора

Станции метро «Охотный ряд», «Площадь Революции» и «Театральная».

Икона Казанской Божией матери — из истории

Икона Казанской Божией матери была обретена в Казани 8 июля 1579 года.

Согласной легенде, в 1579 году после пожара, уничтожившего часть города, девятилетняя девочка Матрона несколько раз видела во сне Пресвятую Богородицу, которая велела откопать ее икону на пепелище. Девочка послушалась и действительно нашла икону в указанном месте.

Икона сразу была признана чудотворной — возле нее исцелялись больные и увечные. Впоследствии на месте ее обретения был построен Богородицкий девичий монастырь, а его первой монахиней стала сама Матрона.

С чудотворной иконы было сделано несколько списков, один из которых был отправлен в Москву царю Ивану Грозному, а другой при Петре Первом был доставлен в Санкт-Петербург. Начиная с Ивана Грозного и до Екатерины II, золотой её оклад украшался все новыми драгоценными камнями, а Екатерина Великая собственноручно водрузила на нее бриллиантовую корону.

Ночью 29 июня 1904 года вор по фамилии Стоян, звавшийся Варфоломеем Чайкиным и ограбивший несколько православных храмов, украл из Богородицкого монастыря в Казани две иконы – Спаса Нерукотворного и Казанской Божьей Матери. Сыщики задержали вора по горячим следам, но грабитель успел продать оклады с икон, а святыни порубил топором и сжег.

Вместе с тем, в Казанской епархии сохранилась легенда, согласно которой игуменья Казанского Богородицкого монастыря во избежание кражи святыни каждый вечер подменяла под окладом подлинную икону точным ее списком, который и украл Чайкин, а подлинник сохранился и находится в настоящее время в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви ни одна не распространена в таком количестве, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, ей посвящены сотни храмов и монастырей, расположенных по всей России.

К покровительству Казанской иконы Богоматери русские правители обращались во время всех переломных исторических событий:

  • В марте 1612 года с этой иконой II русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского отправилось в освободительный поход на Москву, занятую польскими интервентами. Икону, как знамя, несли войска ополчения, освобождавшие Москву от захватчиков. После длительной осады Китай-города было решено взять его штурмом. Перед Казанской иконой отслужили молебен и 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались
  • Накануне Полтавской битвы Петр Первый молился перед иконой Божией матери
  • В 1812 году, оставляя Москву французам, сам Кутузов просил покровительства Богородицы и вынес икону из храма, завернув в свою шинель.

Во время Великой Отечественной войны весь православный люд молился и просил святыню о спасении России от погибели, от нашествия вражеского.

Церковный праздник, посвященный Казанской иконе Богоматери, отмечают дважды в году — 21 июля и 4 ноября. Первая дата связана с обретением святыни 8 июля 1579 года, а вторая – с освобождением Москвы от польских захватчиков 22 октября 1612 года.

На Руси праздник Казанской иконы Божией Матери считался своего рода границей между осенью и настоящей зимой и с этого дня ждали наступления морозов.

>Телефон>Собор Казанской Иконы Божией Матери

История Собора

История Собора Казанской Иконы Божией Матери началась в середине XVI в. при царе Иване Грозном, когда он завоевывал Казань. Населяли Казанское ханство в большинстве своем татары-мусульмане. По легенде, ночью перед одним из боев, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы царь услышал звон московских колоколов, а вскоре Казань пала. Через несколько лет в Приволжье явилась икона, которая стала совершать чудесные исцеления, после чего многие татары уверовали в православие — и смирились с правлением московского царя. Эта икона, обретенная в 1579 году в Казани девочкой Матроной и чтимый список которой был в том же году доставлен в Москву, стала всенародной святыней, символом покровительства Богоматери над Русью.

Позже икона Казанской Божьей Матери сыграла важную роль в еще одном поворотном моменте русской истории. Она сопровождала второе народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, освободившее в 1612 году Москву от польских интервентов.

Считается, что после победы над поляками князь Пожарский дал обет построить церковь в честь святыни, с который он прошел путь к освобождению Москвы. Первый, деревянный, храм был построен на средства князя. Чуть позже на его месте возвели каменный собор по велению царя Михаила Федоровича Романова. Здесь служили известные старообрядцы: Григорий Нейронов и протопоп Аввакум. Казанский собор был приходской церковью Московского Университета, в нем получил благословение победитель Наполеона — фельдмаршал Михаил Кутузов.

Второе рождение

В конце XVIII в. храм был реконструирован в стиле классицизма. Церковь утратила несколько приделов и превратилась в непримечательное здание, мало чем отличающееся от характерных построек. В начале 1800-х годов разобрали и шатровую колокольню, которую заменили современной. Печальная участь ждала церковь в советское время. В 1930-х гг. было принято решение о сносе здания. Красная площадь должна была стать местом проведения социалистических демонстраций, и церкви там было не место.

Восстановлению наследия мы обязаны великолепному архитектору-реставратору советского времени П. Барановскому (1892-1984), который, узнав о сносе, распорядился сделать точные обмеры церкви. В 1990-1993 гг. на их основе было осуществлено воссоздание храма, причем не в классическом, а в первоначальном, древнерусском стиле. Настенную фресковую живопись также стилизовали под старину.

Уютная небольшая церковь является настоящим комплексом: тут есть колокольня, два придела, основной храм и объединяющая все части галерея. Казанский собор стоит на перепаде высот, поэтому со стороны Исторического музея туда ведет пологая, как бы приглашающая внутрь широкая лестница. Дальше посетитель попадает на галерею. Судя по нехарактерно большому для средних веков размеру окон, галерея изначально была открытой, однако позже помещение застеклили.

Самая красивая часть храма ‒ это завершение. Вся церковь выполнена в стиле, характерном для «нарышкинского барокко». Для него типичны контрастные цвета (красный, зеленый, белый), богатая наружная декорация стен и «пена» кокошников ‒ декоративный прием, который скрывает переход от основного объема церкви к куполу. Сама церковь принадлежит к типу одноглавых бесстолпных, то есть внутри помещения нет ни одной опоры. Еще два купола снаружи принадлежат приделам.

>Церковь Вознесения в Коломенском

Характерные черты шатрового храма

Восьмерик (четверик) ― многоугольное основание шатра.

Шатер ― многогранная пирамида, служащая для завершения храма.

После окончания строительства на молельную церковь династии Рюриковичей съезжались посмотреть из разных мест. О ней говорили как о чуде. «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси», ― восхищался в летописи современник. Удивительным образом слава церкви не будет увядать вопреки законам времени. Через триста с лишним лет с момента постройки парижский композитор Гектор Берлиоз после визита в Москву напишет: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенское. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес».

Коломенское уже давно стало частью Москвы, здание церкви неоднократно ремонтировали и перестраивали, но оно ничуть не утратило обаяния.

В начале 90-х храм занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году воссоздали древний иконостас с царскими вратами и заново открыли церковь для посещений. Теперь сюда приходят рассматривать экспонаты в церковном музее и слушать службы по большим праздникам. Под резной колокольней храма раскинулась терраса-гульбище, которая потом была превращена в галерею. По трем крытым лестницам некогда гуляли великие князья, а теперь здесь отдыхают все желающие.

Тайны и легенды церкви Вознесения

Место

Храм построили на берегу, где, по преданию, бил ключ, считавшийся чудодейственным. Высокая коломенская церковь должна была стать символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Христа. Недаром кажется, что громада белоснежного резного храма словно стремится в небеса. Кроме того, по соседству с храмом лежат оставшиеся от капища валуны, одним из которых святой Егорий якобы сбил змия.

Время

Наиболее распространенная версия гласит, что храм был построен в честь рождения Ивана IV. Однако некоторые историки считают, что столь сложная архитектурная конструкция не могла быть создана всего за два года ― с 1530-го по 1532-й. Согласно этой точке зрения, церковь была возведена на несколько лет раньше для моления о чадородии великокняжеской четы. По еще одной версии церковь Вознесения и вовсе была заложена в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем.

Библиотека

Существует легенда, по которой под церковью Вознесения хранилась библиотека Ивана Грозного. Бесценное собрание рукописей дали в приданое Софье Палеолог, вышедшей замуж за Ивана III. Среди бумаг хранились редчайшие экземпляры античных авторов, трактаты по магии и естествознанию. Сейчас библиотека считается бесследно исчезнувшей.

В храме:

Послушать службу

Хотя собор уже почти не действует, он имеет высокий статус храма Патриаршего подворья. Богослужения здесь проходят только по крупным церковным праздникам.

Полюбоваться убранством

Благодаря проведенной в 2007 году реставрации в храме снова появился тябловый иконостас и царские врата, восстановленные с подлинников конца XVI века. Современный интерьер собора почти досконально повторяет богатое убранство домового храма русских царей.

Погулять по галерее

Галерея Вознесенского храма ― лучшее место для обзора необъятных коломенских лугов. Можно бродить по ренессансным лестницам двухъярусного крытого гульбища и представлять себя древнерусскими князьями. В путеводителе 1833 года писали, что раньше к кресту вместо лестницы вела железная цепь, по которой в дни приходских праздников любили забираться смельчаки, споря на штоф вина или ведро пива.

Сходить в музей

В подклете здания находится экспозиция, посвященная строительству церкви Вознесения. Здесь также выставлена копия чудотворной иконы «Богоматерь Державная».

Прогуливаясь по Коломенскому парку, обязательно посетите Храм Казанской иконы Божией Матери. Эта уникальная церковь, возведенная еще первыми царями из Романовых, помнит много исторических событий. До наших дней она дошла в первозданном виде, все это время продолжая службу на благо своей общины. Кроме того, храм оберегает святыню, имеющую огромное значение как для Российского государства, так и для Православной Церкви. Довелось побывать и мне в этом удивительном месте. О том, что это за святыня, а также об истории и современности Храма Казанской иконы Божией матери и будет этот рассказ.

>Где находится

  • Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском расположен по адресу: город Москва, проспект Андропова 39, строение 9.
  • Телефон +74996152390.

Интересные факты из истории Храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

  1. Издавна Коломенское являлось царским владением. Поэтому первая деревянная церковь была здесь построена при первом правителе из Романовых, Михаиле, в 30-х годах XVII века.
  2. В 1649 году у следующего царя, Алексея Михайловича, появился на свет наследник Дмитрий. Случилось это в праздничный день иконы Божией Матери Казанской чудотворной. В связи с этим царь приказал устроить всенародные празднования, а также возвести в честь образа храмы, в число которых попал храм в Коломенском, заложенный на месте старой, деревянной, церкви. На возведение храма понадобилось четыре года. Он стал домашней церковью царской семьи и даже был соединен с государевыми покоями переходом.
  3. В конце XVIII века Коломенское перестало быть царской резиденцией. Дворец утратил свое значение, и его разобрали, а храм стал центром прихода села.
  4. Интересно, что длительный период, до начала XX века, храм не имел внутренней росписи. Ее нанесли лишь в 1910-х годах.
  5. Храм не прекращал богослужения ни во время революции и Гражданской войны, ни в начальный период Советской власти, когда массово закрывались церкви, а священники подвергались гонениям. Лишь в первые, самые тревожные годы нашествия фашистских захватчиков храм был закрыт. Но вскоре вновь возобновил свою деятельность, которую не прекращает до сих пор.
  6. Сооружена Казанская церковь в Коломенском в типичном для зодчества XVII века стиле. Возведена на высоком цоколе, имеет окружную галерею вокруг здания. Купол колокольни выполнен в виде шатра.
  7. Венчают здание пять глав.
  8. Главная святыня храма – икона Божией Матери «Державная», столетие чудесного обретения которой недавно было торжественно отпраздновано.
  9. Также посетители в одном из приделов храма могут наблюдать выполненную из дерева скульптуру Иисуса Христа. Это уникальная святыня, учитывая то, что для православных храмов нетипично скульптурное изображение Спасителя.

Церковь Вознесения (Коломенское)

У этого термина существуют и другие значения, см. Вознесенская церковь.

Церковь
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Церковь Воскресения Словущего у Сокольнической заставы

Церковь Вознесения, вид со стороны реки Москва
Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 771711313050126 (ЕГРОКН)
55°40′02″ с. ш. 37°40′15″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Город Москва
Ближайшая станция метро Коломенская
Конфессия Православие
Епархия Московская
Тип здания Церковь
Основатель Василий III
Первое упоминание 1532 год
Дата основания 1532
Строительство 1528—1532 годы
Статус Охраняется государством
Сайт mgomz.ru
Церковь Вознесения на Викискладе

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 634
рус. • англ. • фр.

Храм-башняЦерковь Вознесения ночьюЗнак Юнеско

Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм является шедевром мировой архитектуры, первым каменным шатровым храмом в России.

История

Церковь возведена в 1528—1532 годах предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Анибале, (по русским летописям — Пётр Фрязин или Петрок Малой) на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма — великий князь Московский Василий III.

Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника — Ивана Грозного. Из неё известно лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. теоретически не могли. По гипотезе С. А. Гаврилова, церковь была заложена закладка на два года раньше рождения Ивана Васильевича и потому не могла быть обетной. Храм возведён как моленный, для моления о чадородии великокняжеской четы.

Сразу по окончании срока двухгодичной епитимьи, выпрошенной Василием III для очищения от греха двоежёнства, к Папе Римскому явились послы великого князя. По его просьбе Климент VII отпустил в Москву архитектора Анибале для строительства моленных церквей. В Москву архитектор приехал в начале лета 1528 года и через 2-3 недели уже приступил к работе.

Место для церкви Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого бил ключ, считавшийся чудодейственным. Это соответствовало итальянским трактатам о выборе места, по ним ключ отнесён к особенно целебным, поскольку располагался на «зимнем востоке». Первоначально заложили «Т»-образный фундамент для трёхпрестольного храма без подклета. Подобная планировка реализована при строительстве храмов Преображения Господня села Остров и Рождества Христова села Беседы (ныне Ленинский район Московской области).

С западной стороны была заложена звонница, подобная дьяковской. Под разновысотные объёмы были заложены фундаменты разной глубины. По трактатам они должны были составлять одну шестую часть высоты объёмов здания. По глубине заложения фундаментов можно сделать гипотетическую реконструкцию. Высота основного храма определяется в 42,5 м, высота приделов — в 24,6 м, высота западного притвора — 14,4 м.

Вероятно, осенью 1528 года фундамент был завершён. По завершении фундамента отказались от первоначального замысла, так как от родника церковь оказалась бы скрытой крутым берегом, а от церкви родник не виден. Для зрительной связи понадобилось поставить храм на высокий подклет. Это повлекло за собой кардинальную переработку макета. В связи с появлением подклета отказались от боковых приделов и от западного варианта звонницы. Для подъёма на второй ярус потребовались лестницы. С осени 1528 до весны 1529 года, вероятно, переделывали макет.

В 1529 году по уточнённому замыслу строили подклет. В начале лета стали выкладывать звонницу, совмещённую с северным крыльцом, но от второго варианта отказались, как и от первого западного варианта. Возможно, ещё не решена была общая планировка усадьбы. К середине лета 1529 года все общие решения были приняты. Деревянная дьяковская церковь с престолами Зачатия Иоанна Предтечи, Зачатия Анны и Константина и Елены была уже почти готова (она освящена, первой из всех моленных церквей, до конца 1529 года). Только с конца 1529 г., когда появилась первая моленная церковь Зачатия Иоанна Предтечи, в которой стали совершаться моления о чадородии, можно было подумать о появлении наследника. На дьяковскую церковь сориентировали нижний марш южного крыльца церкви Вознесения, отвернув ось крыльца от оси церкви Вознесения на 4 градуса. На этой главной оси и поставили звонницу окончательно.

Вероятно, в 1530 году строили четверик. В следующем году делали кокошники и восьмерик. В завершающий 1532 год сделали шатёр. Вероятно, только по окончании шатра поставили столбы 2-го яруса папертей с резными капителями, паперти покрыли тесовыми кровлями, на южном крыльце поставили звонницу, настелили полы по мотиву руста из треугольных керамических плиток в церкви и из квадратных плиток на папертях. Все эти работы были завершены к концу лета 1532 года:62. По летописным источникам освящение церкви произошло 3 сентября 1532 года митрополитом Даниилом в присутствии князя Василия III, княгини Елены и сына Ивана:65.

С начала 1530 года стали готовиться к появлению на свет наследника. В связи с рождением Ивана Грозного в августе 1530 г. было создано «царское место» на белокаменном овальном основании. Место установили в 1532 году вместе с настилкой пола на паперти, причём для его резной спинки в уже готовой стене четверика пришлось сделать выемку в полкирпича.

Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось. О росписи интерьера сведений нет. Упоминаемое в XVII веке поновление «стенного письма», возможно, относится к росписи восточного фасада церкви возле «царского места». Первоначальный пол церкви из керамических треугольных белых и серых плиток утрачен в 1570-е годы. При ремонте XVI века первоначальные плитки были перевёрнуты повреждённой лицевой стороной вниз, в результате чего обнажились их задние стороны, не политые белым ангобом. Именно так и тогда в интерьере появились «красные» плитки. Дополнительно к плиткам, использованным вторично, были сделаны более толстые плитки серого и чёрного цвета. Одновременно с ремонтом пола появились сохранившиеся до настоящего времени царские врата. Вероятно, тогда же был утрачен керамический пол на папертях. С. А. Гаврилов предполагает, что обнаруженные при археологических работах серые квадратные плитки с ковчегом могли снять с пола папертей церкви Вознесения. Работами археологов в 1976—1979 годах руководил Л. А. Беляев. Он относит керамические плитки с ковчегом к доитальянскому строительному периоду, но это явная ошибка.

В XVII веке поновляют иконы в иконостасе и небольшую фреску на восточном фасаде над «царским местом». По упоминаниям разных лет трудно представить, какая роспись была здесь первоначально. Упоминаются образа Вселенских святых, Московских чудотворцев, Господа Саваофа. Роспись сохранялась нетронутой до 1884 года, когда фрески были уничтожены, а на их месте, на стене, обитой цинковыми листами, появилась масляная живопись.

Следующий большой ремонт, вероятно, проводили одновременно со строительством дворца Екатерины II, перестройкой и надстройкой ансамбля Передних ворот под руководством и по чертежам князя П. В. Макулова в 1766—1767 годах. Во время этого ремонта были сняты ренессансные белокаменные резные капители со столбов второго яруса галерей, сделаны парапеты с ширинками (до сих пор публикуются ошибочные реконструкции «первоначального» вида церкви с этими парапетами). Тогда же появился кирпичный пол «в ёлку» и в основание сени «царского места» были уложены верхом вниз наиболее сохранившиеся резные блоки капителей. На ренессансных капителях водрузили новый кирпичный парапет с белокаменными гранёными столбиками и плоской крышкой, не заслонявшей оконного проема над «царским местом».

В 1836 году по рисунку архитектора Е. Д. Тюрина над «царским местом» появилась бочка с гипсовым орлом, кованая решётка и гипсовые детали на парапете. Бочка закрыла половину окна, скрыв первоначальный замысел.

В 1866—1867 годах проводился ремонт под руководством архитектора Н. А. Шохина. Тогда впервые в южной грани верхнего восьмерика был сделан пролом и монтирована дверь. Легенда о существовании там в древности помещения не подтвердилась, но продолжает повторяться почти во всех публикациях по церкви Вознесения. При Шохине была разобрана первоначальная белокаменная глава и сделана более плоская из металла по железному каркасу. Первоначальная глава была сделана из трёх рядов белокаменных блоков. Она была более выпуклой, но не намного. По обмеру Шохина, глава была выше всего примерно на 30 см. Тогда же лестница-стремянка была снята с основания креста и пропущена через новый пролом внутрь верхнего восьмерика.

При архитекторе Н. Ф. Кольбе в 1873 году были перелицованы новым кирпичом (клейма «ШМ») стены подклета, настелены новые полы на папертях из больших аршинных белокаменных плит. Одновременно были переделаны крыши над папертями. В качестве материала использовали доски и брус, взятые от разобранного в 1872 году дворца Александра I. При его строительстве в 1825 году использовали материал от разборки дворца Екатерины II, в который также попали материалы от разборки дворца Алексея Михайловича.

В 1840 году началось строительство каменной Георгиевской церкви, а иконостас от предыдущей деревянной поставили на западной паперти церкви Вознесения. Однако престола на паперти здесь никогда не было.

Архитектура

Вид сверху на церковный комплекс

В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

Как показал С. С. Подъяпольский, в здании имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проёмов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.). В отношении готических элементов (общей столпообразности и многих элементов декора, прежде всего самих вимпергов) исследователь полагал, что Петрок Малый применил их как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики.

На галерее располагается монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стене церкви и повёрнутый спиной к алтарю.

Исследование памятника и реставрация

Иконостас в храме Вознесения Внутренний вид шатра

Первую попытку историко-архитектурной оценки церкви сделал архитектор Н. А. Шохин по завершении ремонтных работ 1866—1867 годов в публикации 1872 г. Он ошибочно отнёс второй ярус галерей к поздним перестройкам и эта ошибка держалась целое столетие.

Проводивший в 1914—1916 годах первые реставрационные работы на памятнике архитектор Б. Н. Засыпкин впервые провёл археологическую разведку территории, выполнил обмеры фрагментов памятника, фотофиксацию деталей и работ, в 1915 году впервые раскрыл ценные архитектурные детали церкви: северный портал и «царское место». Тогда же памятник в целом обмерял архитектор И. В. Рыльский. Во время ремонта церкви в 1914—1916 годах под руководством архитектора Б. Н. Засыпкина был новым, специально изготовленным большемерным кирпичом (с клеймами «1914») перелицован шатёр.

О результатах исследования памятника П. Д. Барановским в 1930-е гг. ничего не известно. Возможно, под его руководством были догипсованы спинка «царского места» и правая колонка северного портала. В. Н. Подключников, на основе своих наблюдений, а также данных Б. Н. Засыпкина и И. В. Рыльского в 1941 г. защитил диссертацию, посвящённую монографическому исследованию архитектуры этого храма. Однако не только никто из исследователей не усомнился в правильности выводов Н. А. Шохина о позднем происхождении второго яруса, но добавили ошибку о позднем происхождении и первого яруса папертей (галерей).

Серьёзное изучение памятника стало возможным с началом реставрационных работ, проводившихся в 1970-80 гг. С 1972 г. по 1982 г. их вёл Н. Н. Свешников, с которым работали: А. Г. Кудрявцев в 1975-80 гг. и в 1974-82 гг. — С. А. Гаврилов, продолживший исследования в 1983-90 годах. Результаты работы этого коллектива кардинально изменили представление о памятнике и, прежде всего, о его папертях и крыльцах, которые было ошибочно принято относить к поздним перестройкам, искажающим первоначальный облик памятника.

При кратком обследовании крыши папертей в 1979 году обнаружили доски с большими фрагментами обоев и брус с различными врубками от разобранных коломенских дворцов. В 1985 году завершено исследование пола и анализ историко-архивных материалов с графической реконструкцией иконостаса XVI века. С XVI века по 1867 год иконостас располагался от северной двери до южной. Н. Шохин сделал новый иконостас между пилястрами, сократив ширину иконостаса примерно вдвое. Во время исследования 1986—1987 годов на южном крыльце была обнаружена нижняя часть звонницы, просуществовавшей до XVIII века.

В комплексе с архитектурным исследованием проводилось археологическое исследование территории памятника под руководством археолога Л. А. Беляева. В 1970-е годы вокруг церкви Вознесения был снят культурный слой высотой до метра. В 1990-м году были вырыты 3 археологических шурфа, в которых обнаружили свыше 400 фрагментов резьбы от капителей столбов и от порталов церкви. Всего в 1986—1997 годах архитектором С. А. Гавриловым атрибутированы свыше 2,2 тысяч фрагментов резьбы с привязкой их к декору церкви. Им же были атрибутированы находки Б. Н. Засыпкина. В публикациях упоминалась «резьба от более ранней церкви, стоявшей на месте церкви Вознесения». Однако это утверждение опровергнуто исследованием всех архитектурных деталей, поднятых из культурного слоя и хранящихся в фондах музея-заповедника. Никаких следов от более раннего храма археологическое исследование территории церкви Вознесения не обнаружило.

Современное состояние памятника

Серьёзное опасение вызывает состояние памятника, стоящего на оползневом берегу. В 1970-е годы под видом укрепления берега строили бетонную набережную для повышения уровня воды в целях судоходства, засыпали грунтом древние родники. Берег заболотился, образовались промоины на 2 метра выше родников. Наиболее крупные оползни под церковью Вознесения произошли в 1981 и 1987 годах. Вместо серьёзного изучения оползневого берега и противооползневых мероприятий в конце 1980-х противооползневое наблюдение было ликвидировано.

Весь объём церкви Вознесения расколот осевыми трещинами на четыре блока (по наблюдениям архитекторов Б. Н. Засыпкина в 1914—1916 годы и архитектора С. А. Гаврилова в 1970—1990-е годы). Вместо серьёзного изучения состояния памятника решили залицевать трещины кирпичом. По сведениям главного архитектора музейного объединения О. Ягунова в 2003—2007 годах для перелицовки было использовано 40 тысяч штук кирпича. Со слов О.Ягунова, самоцелью восстановление первоначального облика не было; так, например, крыши над галереями сохранили, открытыми делать не стали.. Вся информация о работах на церкви Вознесения за 2001—2007 годы полностью закрыта. Научные исследования церкви генпроектировщиком ЦНРПМ были перепоручены фирме КРЕАЛ.

Деревянные конструкции крыш над папертями (использованные от разобранных коломенских дворцов) были полностью уничтожены при последней реставрации в 2002—2005 годы без необходимого исследования и фотофиксации.

В кинематографе

Нижняя часть церкви и её красивые лестницы-входы были прекрасно показаны во второй серии сериала «Гардемарины, вперёд!», где музей-заповедник Коломенское был изображён как монастырь игуменьи Леонидии — тёти Анастасии Ягужинской. В начале серии на одной из лестниц Ягужинская здоровается с тётушкой, затем прячется от прискакавших солдат министра Лестока, а на следующее утро, также на лестнице, просит у тёти благословения для отъезда в Париж.

Также, эта церковь присутствовала в первом советском отечественном звуковом фильме «Путёвка в жизнь».

> В литературе

Церкви посвящено стихотворение 1973 г. «Церковь в Коломенском» советского поэта-«шестидесятника» Бориса Чичибабина.

  1. Это классическая точка зрения. В последние десятилетия она была поставлена под сомнение В. В. Кавельмахером и С. В. Заграевским, показавшими, что первым каменным шатровым храмом была Покровская церковь в бывшей Александровской Слободе (в частности, см. Заграевский С. В. Первый каменный шатровый храм и происхождение шатрового зодчества)
  2. Petr Hannibal-Петр Ганнибал, Ханнибал, Аннибале. D. Kivimaa. Peter Frjazin or Petr Hannibal?
  3. 1 2 Гаврилов С. А. О начале строительства церкви Вознесения в Коломенском (гипотеза).
  4. 1 2 ПСРЛ Т.13, 1 половина
  5. Часто авторы публикаций ошибочно переводят дату освящения 1533 годом, забывая, что год начинался с 1 сентября и что в сентябре от 7041 надо отнять 5509 лет
  6. «Первоначальный» иконостас, устроенный в 2001—2007 годах, по ширине равен иконостасу 1867 года http://www.rusarch.ru/gavrilov_s3.htm
  7. С. А. Гаврилов считает, что упущена уникальная возможность для исследования памятника. По поводу беспрецедентной помпы в прессе «об уникальных достижениях исследования церкви Вознесения в 2001—2007 годах» при реальном отсутствии результата и реально израсходованной астрономической сумме на исследование, архитектор С. А. Гаврилов считает, что, если своих результатов за 6 лет «исследований» памятника не появилось, так хотя бы воспользовались материалами его исследований в фонде музея «Коломенское», но «исследователи» даже этого не смогли сделать… http://www.patriarchia.ru/db/text/337179.html
  8. К вопросу об обретении иконы Божией матери «Державная» Глава из книги Бабкина М. А. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. М., 2006. // Тексты подлинных документов.
  9. Гардемарины, вперёд! фан-клуб — Места съёмок Москва
  • Баталов А., Беляев Л. Церковь Вознесения в Коломенском. Архитектура, археология, история. — М.: МГОМЗ, 2013. — 204 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-91353-033-2.
  • Гаврилов С. А. О начале строительства церкви Вознесения в Коломенском
  • Гаврилов С. А. Церковь Вознесения в Коломенском — исследования 1972—1990 годов
  • Гаврилов С. А. Иконостас церкви Вознесения в Коломенском — (на основе исторической справки 1996 г. в редакции 2010 г.)
  • Гаврилов С. А. Исследование пола, исследование иконостаса 1985—1996гг
  • Гаврилов С. А. Документы по церкви Вознесения в Коломенском — 1993—2003 годов
  • Заграевский С. В. Первый каменный шатровый храм и происхождение шатрового зодчества
  • Подъяпольский С. С. Архитектор Петрок Малой
  • Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы. Научный редактор издания А. И. Комеч. — Москва: «Искусство-XXI век», 2007. ISBN 978-5-98051-041-1

Церковь Вознесения (Коломенское) на Викискладе

  • Страница Церкви Вознесения Господня в Коломенском на портале Минкультуры России «Культура.рф»
  • История церкви Вознесения на pravoslavie.ru
  • Церковь Вознесения на sobory.ru
  • Результаты исследования церкви Вознесения фирмой «КРЕАЛ»
  • Весь материал об исследовании и реставрации на сайте музея-заповедника
  • Вся информация фирмы «Таргет-цель» о реставрации церкви
  • А. Л. Баталов. О происхождении шатра в русском каменном зодчестве 16 века

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *