Католический крест и православный

Но в чем же основное отличие православного от католического?

Основное отличие не в форме как таковой, а в распятии. На католическом Иисус Христос изображен мертвым, распятым 3-мя гвоздями (2 на обе руки и один, объединяющий ступни), руки его сжатые в кулак задраны вверх и голова с колючим венком поникла к низу. На православном же распятии, Спаситель воскресший, с раскрытыми ладонями, и руками распластанными в сторону, как бы пытаясь объять всех страждущих и грешных, он пытается нам показать, что смерть не властна над вечной жизнью во царствии Божьем. Ну и конечно же распят он не тремя, а четырьмя гвоздями, по два на руки и два на ноги.

И, конечно, стоит признать, что какие бы споры не велись, о том, какой крест православный, официальная современная версия, гласит что это все-таки восьмиконечный христианский. Он же русский, он же святого Лазаря. Отличительная черта его — присутствие внизу перекошенной перекладины (подставки), не считая 2-х горизонтальных вверху: верхней, меньшей, и средней, большей. И присутствие самого распятия не обязательно, если речь идет не о нательных изделиях и прочих носимых, а например о крестах могильных.

Какой крест принят в современном православии?

Кожухова Б.Р..

Для студентов специальности:2 курс, ГМУ, УиА, Финансы (очн., очно/уск.), УиА (очн., очн./ускор.),СМиС, ТТТиТ, ЭЭ, ИС (очн., очн/уск.) ФКиС, Юриспруденция (очн., очн/уск.),

Религоведение . (2кредита — 243)

Тесты по 5 формам

Тесты одиночного выбора -50

Когда возникло религиоведение?

a. Вторая пол.19в.

b. 1в.

c. 7в.

d. 6в. До н.э.

e.11в.

2. Кто из ученых религиоведов стал автором девиза религиоведов «Тот, кто знает одну – не знает ни одного»:

a. Ф.М. Мюллер

b. Б.Малиновский

c. Ж.Шампоньон

d. А.Н.Красников

e. Г.Спенсер

2. Форма свободомыслия, основанная на сомнении в существовании каких-либо непогрешимых истин и авторитеты:

a. Скептицизм

b. Секуляризм

c. Атеизм

d. Деизм

e. Креационизм

3. Религиозное течение в христианстве, признающее Бога творцом мира, но отвергающее его участие в жизни природы и общества:

a. Деизм

b. Атеизм

c. Секуляризм

d. Креационизм

e. Скептицизм

4. Слияние нескольких религиозных течений:

a. Синкретизм

b. Генотеизм

c. Монотеизм

d. Политеизм

e. Атеизм

5. Библия в переводе с древнегреческого языка означает:

a. Книги

b. Три корзины истины

c. «Чтение, читать речитативом»

d. Благочестие

e. Справедливость

6. Сколько таинств признается в христианстве:

a. 7

b. 5

c. 3

d. 6

e. 2

7. Определите термин обозначающий безбрачие, обязательный для всех католических священников:

a. Целибат

b. Индульгенция

c. Протестация

d. Клир

e. Конфирмация

8. В какой форме осуществлялись военно-колонизационные движения в католицизме:

a. Крестовые походы

b. Миссионерство

c. Паломничество

d. Месса

9. Как назвали событие переселения Мухаммеда из Мекки в Ясриб (Медина), вследствие чего большая часть горожан приняла ислам 622г.):

a. Хиджра

b. Халифат

c. Фатиха

d. Михраба

e. Джихад

10. Выделите начало мусульманского летоисчисления:

a. 622 г.

b. 570 г.

c. 620 г.

d. 630 г.

e. 632 г.

11. Определите первоначальное значение слово «джихад»:

a. Усердие в своей вере, духовные усилия в отношении собственной личности


b. «Священная война»

c. Уважение и признание равенства разных верований

d. Теологические диспуты

e. Межрелигиозный диалог

12.Что означает термин «шарият» в исламе:

a. Законы и предписания ислама

b. Законы Ману

c. Законы Хаммурапи

d. Предписания муфтия

e. Предписания мулы

13.Что означает термин «тарикат» в исламе:

a. Дорога, путь. Правильный путь, который ведет к истине

b. Восьмеричный путь

c. Срединный путь

d. Индивидуальный путь

e. Коллективный путь

14.Что означает термин «хакикат» в исламе:

a. Истина

b. Интуиция

c. Надежда

d. Вера

e. Любовь

15.Хронологически первой жертвой инквизиции из сторонников коперниканского учения стал:

a. Джордано Бруно

b. Г.Галилей

c. Де Клава

d. Бюффон

e. Де Вильона

16.Термин, употребляемый по отношению к тем религиозным объединениям, которые требуют возврата к чистой первоначальной религии:

a. Фундаментализм

b. Толерантность

c. Пуританизм

d. Ортодоксия

e. Крещение

Что означает название канонического свода буддизма – Типитака?

a. Три корзины

b. Угасание

c. Страдание

d. Сидеть у ног учителя

e. Община

18. Что означает надпись «Domini canes» на знамени ордена инквизиции под символом собаки:

a. «Господни псы»

b. «Ангелы папы»

c. «Псы папы»

d. «Трибунал инквизиции

e. «Махровый еретик»

19. Тоталитарная организация, которая путём различных методов контроля сознания несут разрушающее воздействие на психическое и физическое состояние личности, а также разрушение семьи, общества и государства:

a. Деструктивная религиозная организация

b. Гражданская религия

c. АНК

d. Политическая партия

e. Неправительственная организация

20. Воззрение, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания, определяется как:

a) Антропоцентризм

b) Антропоморфизм

c) Зооморфимзм

d) Космоцентризм

e) Антроподицея

21. Религиозное представление о существовании нескольких или многих богов определяется как:

a) Политеизм

b) Монотеизм

c) Деизм

d) Дуализм

e) Атеизм

Первоначальное христианство было одной из сект какой религии?

a. Иудаизм

b. Даосизм

c. Индуизм

d. Зороастризм

e. Конфуцианство

23.Определите место и время возникновения христианства:

a. Палестина, 1в.н.э.

b. Китай, 6в. до н.э.

c. Иран, 7 в. до н.э.

d. Аравия, 7 в.н.э.

e. Евразия , 15в. н.э.

24.Определите место и время возникновения ислама:

a. Аравия, 7в.н.э.

b. Палестина, 1в.н.э.

c. Китай, 6в. до н.э.

d. Иран, 7 в. до н.э.

e. Евразия , 15в. н.э.

При каком хане ислам в Золотой орде стал государственной религией?

a. Узбек

b. Ногаи

c. Батый

d. Джучи

e. Тохтамыш

В каком году ислам стал государственной религией в государстве Золотая орда?

a. 1312г.

b. 1206г.

c. 1219г.

d. 1380г.

e. 1465г.

Какое направление в исламе составляет большинство?

a. Сунизм

b. Шиизм

c. Суфизм

d. Традиционализм

e. Калам

28.Определите форму существования исламского мистицизма в средневековом Казахстане?

a. Суфизм

b. Традиционализм

c. Исмаилизм

d. Манихейство

e. Митраизм

Кто такой Иблис в Коране?

a. Падший ангел, дьявол

b. Главный ангел

c. Ангел- хранитель

d. Ангел при вратах рая

e. Ангел- советник

Сколько лет прожил пророк Мухаммед?

a. 63

b. 50

c. 53

d. 58

e. 60

31.От каких слов произошло название главной книги мусульман Корана?

a. «Чтение, читать речитативом»

b. «Благое известие»

c. «Святое сообщение»

d. «Священное наставление»

e. «Слова назидания»

Какая религиозная система восходит к племенным культам древних ариев, признает веды, закрепляет племенной принцип принадлежности к социальной группе?

a. Брахманизм

b. Буддизм

c. Ведизм

d. Санкхья

e. Джайнизм

Какие боги особенно почитаются в Индии?

a. Вишна

b. Шива

c. Будда

d. Зевс

e. Мухаммед

Какова главная цель христианина в жизни?

a. Спасение души

b. Самопознание

c. Сохранение мира

d. Единение христиан

e. Познание Бога

35. Определите название религиозно-политического движения, возникшего на основе учения Мухаммада ибн Абн — аль Ваххаба и ставшего основой господствующей исламской доктрины Саудовской Аравии:

a. Ваххабизм

b. Мюридизм

c. Зейдизм

d. Марабуты

e. Ассасины

Кого называют отцом христианства?

a. Филона Александрийского

b. Сенеку

c. Цицерона

d. Августина Блаженного

e. Сократа

Сколько лет было Христу в момент распятия?

a. 33

b. 30

c. 36

d. 39

e. 40

Какой город называют столицей трех религий?

a. Иерусалим

b. Мекка

c. Стамбул

d. Москва

e. Византия

В каком возрасте православным разрешается обряд крещения?

a. В любом

b. В детском

c. В подростковом

d. Во взрослом

e. В младенческом

Какой крест принят в современном православии?

a. Шестиконечный

b. Четырехконечный

c. Восьмиконечный

d. Десятиконечный

e. Все кресты

41. Религиозные направления, отступающие от официальных церковных доктрин и вызывающие осуждение и отлучение от церкви:

a. Ереси

b. Рекруты

c. Ордены

d. Миссионеры

e. Ортодоксы

42. Главный праздник православия – это:

a. Пасха

b. Новый год

c. Рождество

d. Троица

e. Масленица

43. Добровольное пожертвование и милостыня в исламе выражается термином:

a. Садака

b. Закят

c. Джихад

d. Ораза

e. Намаз

44. Понятие, выражающее тотальный режим, различную степень и формы контроля над сознанием и поведением последователей:

a. «Тоталитарная секта»

b. Политическая партия

c. Общественное движение

d. Неправительственная организация

e. Спортивная секция

Молитва символ веры

Апостольский символ веры

Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли.
И в Иисуса Христа, единственного Его Сына, Господа нашего:
Который был зачат Святым Духом,
рожден Девой Марией, страдал при Понтии Пилате,
был распят, умер и был погребен; сошел в ад;
в третий день воскрес из мертвых;
восшел на небеса и восседает одесную Бога Отца Всемогущего:
и оттуда придет судить живых и мертвых.
Верую в Святого Духа, святую Вселенскую Церковь.
Общение святых, прощение грехов,
воскресение тела, жизнь вечную. Аминь.

Никейский символ веры

Верую во единого Бога, Отца Всемогущего,
Творца неба и земли, видимого всего и невидимого.
И во единого Господа Иисуса Христа,
Сына Божия Единородного,
от Отца рожденного прежде всех веков,
Бога от Бога, Свет от Света,
Бога истинного от Бога истинного,
рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу,
через Которого все сотворено.
Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес
и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы
и ставшего Человеком;
распятого за нас при Понтии Пилате,
страдавшего и погребенного,
воскресшего в третий день по Писаниям,
восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,
вновь грядущего со славою судить живых и мертвых,
и Царству Его не будет конца.
И в Духа Святого, Господа Животворящего,
от Отца и Сына исходящего,
Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава,
Который вещал через пророков.
И во единую Святую Вселенскую и Апостольскую Церковь.
Исповедую единое крещение во отпущение грехов.
Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Пояснение к Символам веры

— Общение в вере нуждается в общем языке веры.

Тот, кто говорит: «Верую», — говорит: «Я принимаю то, во что мы веруем». Общение в вере нуждается в общем языке веры, нормативном и всех объединяющем в одном и том же исповедании веры. (Катехизис Католической Церкви, 185)

— Церковь с самого начала выражала свою веру сжатыми формулировками. Этот синтез веры является особенно полезным для желающих познать веру Церкви и для готовящихся к принятию крещения.

Апостольская Церковь с самого начала выражала и передавала свою веру сжатыми, нормативными формулировками. Но уже в очень ранний период Церковь пожелала также собрать основополагающие элементы своей веры в упорядоченных и сжатых изложениях, предназначенных прежде всего для готовящихся к принятию крещения: Этот синтез веры составлен не на основе людских суждений; но из всего Писания отобрано самое главное, чтобы дать полностью единственное вероучение. И, как горчичное семя в самом малом зерне содержит великое множество ветвей, так и это сжатое изложение веры заключает в нескольких словах все знание истинного благочестия, содержащееся в Ветхом и Новом Завете (Катехизис Католической Церкви, 186)

— «Исповедание веры», «символ веры», «верую».

Эти синтезы веры принято называть «исповеданиями веры», потому что они сжато излагают веру, которую исповедуют христиане. Их называют «Верую» — по их обычному первому слову. Их называют также «символами веры». (Катехизис Католической Церкви, 187)

— Символ веры есть сборник главных истин веры. Он также – знак опознания и общения верующих.

Греческое слово симболон означало половину разбитой или сломанной вещи (например, печати), которую предъявляли как опознавательный знак. Две половинки соединялись, чтобы удостоверить личность предъявителя. Таким образом, символ веры — знак опознания и общения верующих. Симболон означает также сборник, коллекцию или перечень содержания. Символ веры есть сборник главных истин веры. Из этого и следует занимаемое им место первой и основной точки опоры вероучительства. (Катехизис Католической Церкви, 188)

— «Исповедание веры» произносится во время крещения.

Первое «исповедание веры» совершается во время крещения. «Символ веры» — это, прежде всего, крещальный символ. Поскольку крещение дается «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28,19), истины веры, исповедуемые при крещении, представлены в соответствии с их отношением к трем Лицам Пресвятой Троицы. (Катехизис Католической Церкви, 189)

— Три части Символа веры

Поэтому Символ веры разделен на три части: «Сначала речь идет о первом Божественном Лице и о достойном восхищения деле творения; затем — о втором Божественном Лице и о тайне искупления людей; наконец — о третьем Божественном Лице — источнике и первопричине всякого освящения». Это «три главы нашей (крещальной) печати». (Катехизис Католической Церкви, 190)

— Двенадцать членов Символа веры

«Эти три части различаются, хотя и связаны друг с другом. Пользуясь сравнением, которое часто употреблялось отцами Церкви, мы назовем их членами. Действительно, как в наших конечностях есть определенные суставы, которые их отличают и разделяют, так и в этом исповедании веры мы справедливо и разумно даем это название истинам, в которые мы должны веровать особо, различая их между собой». Согласно древней традиции, засвидетельствованной еще св. Амвросием, принято насчитывать двенадцать членов Символа веры: тем самым число апостолов символизирует апостольскую веру в целом. (Катехизис Католической Церкви, 191).

— Многочисленные символы веры

Многочисленны были на протяжении веков, в ответ на запросы разных эпох, исповедания или Символы веры: Символы различных апостольских и древних Церквей, символ «Quicumque», называемый Символом св. Афанасия, исповедания веры некоторых Соборов (Толедского, Латеранского Лионского, Тридентского); либо некоторых Пап, как, например, или «Символ веры Народа Божия» Павла VI (1968). (Катехизис Католической Церкви, 192)

— Все символы помогают нам углубить веру

Ни один из символов веры, возникших на различных этапах жизни Церкви, не может считаться устаревшим и ненужным. Они сегодня помогают нам постичь и углубить веру всех времен с помощью разнообразных ее изложений.
Среди всех Символов веры, два занимают совершенно особое место в жизни Церкви: (Катехизис Католической Церкви, 193)

Апостольский Символ веры, называемый так потому, что он обоснованно считается верным изложением апостольской веры. Это древний крещальный Символ Римской Церкви. Его большой авторитет основывается на том, что «он есть Символ, хранимый Римской Церковью, на престоле которой был Петр, первый из апостолов, и куда он принес общее поучение». (Катехизис Католической Церкви, 194)

Никео-Константинопольский Символ веры обладает высоким авторитетом в силу того, что он возник в итоге двух первых Вселенских соборов (325 и 381 гг.). Он и сегодня остается общим для всех великих Церквей Востока и Запада. (Катехизис Католической Церкви, 195)

— Произносить с верой Символ веры – значит вступать в общение с Божественными Лицами Пресвятой Троицы и со всей Церковью.

Как в день нашего крещения, когда вся наша жизнь была предана «образу учения» (Рим 6,17), примем Символ нашей веры, дающей жизнь. С верою произносить Символ веры — значит вступать в общение с Богом Отцом, Сыном и Духом Святым; это значит также — вступать в общение со всей Церковью, которая передает нам веру и в лоне которой мы веруем: Этот Символ есть духовная печать, он — молитва нашего сердца, которую всегда сохраняет и оживляет, он, вне всякого сомнения, — сокровище нашей души. (Катехизис Католической Церкви, 197)

Чем отличается православный крест от католического?

Очень часто случается так, что родители ребёнка или крёстные приходят в магазин за тем, чтобы купить золотой крестик ребёнку на Крещение, но тот огромный выбор, который ждёт их в магазине, приводит их в замешательство. И вот перед вами кресты различной формы, с разными надписями и разным внешним видом, и продавцы-консультанты, зачастую не могут сказать, а где здесь именно православный крест? Поговорим о том, чем же отличается православный крест от католического.

В мире существует множество различных религий: православие, католицизм, протестантизм, иудаизм, ислам, буддизм и др. И только православные и католики почитают кресты и иконы. Вообще в православии, как и в католицизме, крест – это главный символ христианства, в нём отражена вся суть веры. Вершина всему – приход Иисуса Христа в наш мир, он искупил на Кресте все наши грехи и даровал нам надежду на Спасение и жизнь вечную. Поэтому каждый православный, как и католик при Крещении получает нательный крестик, который должен всегда носить с собой. Нося крестик на шее, человек прежде всего определяет своё отношение к религии, а также стремится разделить со Христом тяжесть несения креста. Недаром, в русском народе существует такая поговорка – «Господь даёт крест каждому по силам».

Но между изображением креста в католицизме и православии есть существенные различия. И касаются они, в первую очередь, формы креста. Так католики изображают крест лишь одной формы – четырёхконечной с вытянутой вертикальной перекладиной.

В православии форма креста в принципе не имеет никакого значения, однако большее распространение получили – шестиконечные и восьмиконечные кресты. В древней Руси был очень распространён шестиконечный крест, который как бы делился пополам перекладиной. Нижняя часть креста свидетельствовала о том, что человек имеет нераскаянные грехи, а верхняя часть говорила о том, что душа человека стремится к Небу и покаянию за свои грехи.

Главное же отличие между православным и католическим крестами заключается в образе Иисуса Христа, и для православия католический образ неприемлем.

У католиков Иисус Христос, изображённый на кресте, имеет очень натуралистические черты, и более того он изображается на нём мёртвым. Вот мы видим руки, которые сгибаются под тяжестью тела, множество ран, из которых сочится кровь, его лицо выражает нечеловеческие страдания, боль, тяжкие муки, выпавшие на долю Спасителя. Здесь нет торжества жизни над смертью. В православии же сам крест является символом этого торжества. В кресте заключено смирение и радость оттого, что теперь каждому человеку дарована Жизнь Вечная, если он только сам захочет быть со Христом. Образ Христа в православии торжественен, ладони его открыты, он как бы призывает всех прийти и быть рядом с ним в Царстве Божием. Здесь он изображён не как мёртвое тело, а как Бог, который добровольно и с любовью пошёл на эти страдания, дабы даровать надежду всему человечеству. Образ Иисуса Христа в православии – это образ Бога любви, милости, сострадания и прощения.

Кроме того, есть существенные отличия и в количестве гвоздей, которые изображаются на кресте. Известно, что в Византии сохранились гвозди, которыми был прибит Иисус Христос к Кресту, и их четыре, т.е. каждая нога и рука были прибиты отдельно. И в православной кресте мы видим, что каждая нога прибита отдельно. В католическом же изображении Креста — ноги Иисуса Христа прибиты вместе одним гвоздём.

Кроме того, есть небольшие различия и в надписях на табличке над головой Господа. На Кресте над головой преступника обязательно прибивали табличку, на которой описывалось то правонарушение, за которое данные человек был казнён. Понтий Пилат не знал, что написать на табличке, предназначенной для Иисуса Христа, и там было написано следующее: «Иисус Назорей Царь Иудейский». Таким образом, на католическом кресте латинскими буквами написано: INRI. А на православном кресте буквы выведены на церковно-славянском языке: IHHI.

Помимо этого на оборотной стороне православного креста обязательно есть надпить «Спаси и сохрани» на русском или церковно-славянском языке. Таковы основные отличия православного креста от католического.

Смерть Иисуса Спасителя

Известно, что причиной возникновения креста стала мученическая гибель Иисуса, принятая им по приговору, который вынужденно вынес Понтий Пилат. Это был популярный метод исполнения смертной казни в древнеримском государстве, который римляне позаимствовали у карфагенян (распространено мнение, что именно карфагеняне первыми стали использовать распятие). Чаще всего к казни таким способом приговаривались разбойники; многих ранних христиан, которые подвергались преследованиям в Римской империи, тоже казнили на кресте.

До Иисуса крест был средством позорной казни. Однако после Его гибели он превратился в символ победы жизни и добра над смертью и злом, напоминанием о безграничной любви Господа, чей Сын освятил крест Своей кровью, сделав его средством благодати и освящения.

Православный догмат Креста (также называемый догматом Искупления) подразумевает, что гибель Иисуса является выкупом для всех людей, призванием всего человечества. Крест отличается от казни любым другим способом тем, что позволил Спасителю умереть, расставив руки в стороны, как бы призывая людей со всех концов земли.

При чтении Библии можно убедиться, что подвиг Христа — это главный эпизод Его жизни на земле. Его крестные страдания позволили смыть свои грехи, покрыть долг людей перед Господом — искупить (то есть выкупить) их. Голгофа содержит непостижимую тайну любви Творца.

Итак, католический крест православный крест — в чём разница между ними?

Форма креста

Сейчас в магазинах и церковных лавках предлагается большое количество самых разных по форме крестиков. Но нередко и сами родители, которые собрались покрестить ребёнка, и продавцы не способны отличить православный крест от католического, хотя они легко различаются. Католический нательный крестик — 4-угольный вариант, имеющий 3 гвоздя, тогда как православный крест может быть 4-конечным, 6- и 8-конечным, имеет 4 гвоздя.

В западном мире, таким образом, самый распространённый крест — 4-конечный. С 3-го столетия нашей эры, когда такие кресты возникли в катакомбах Древнего Рима, на востоке до сих пор употребляется данная форма креста в качестве равночестной любым остальным.

Вообще в православии форма креста большой роли не играет, намного важнее изображение на нём, но наиболее популярными стали 8-конечные и 6-конечные кресты.

8-конечный крест православных в наибольшей степени отвечает исторически достоверному кресту, который действительно был использован для распятия Христа. Такой крест преимущественно используют Русская и Сербская православные церкви. Он содержит помимо крупной расположенной горизонтально перекладины ещё 2 перекладины.

При этом расположенная сверху перекладина изображает табличку, на которой написано «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (ИНЦИ, на латыни — INRI), а находящаяся снизу служит подпоркой для ног и является символом «мерила праведного», которое взвешивает хорошие поступки и грехи. Принято считать, что её наклонение влево указывает, что тот разбойник, который был распят справа от Иисуса, покаявшись, отправился в рай, а тот разбойник, которого распяли слева, хуля Христа, ещё больше усилил свои посмертные страдания, а затем последовал в ад. IС и ХС — христограмма, которая символизирует имя Иисуса Христа.

Такой 8-конечный крест с древности принято считать наиболее действенным средством защиты от разной нечисти, всего зла — и видимого, и незримого.

Шестиконечный крест

Очень популярным в православии, прежде всего в древнерусские времена, был 6-конечный крест. Он тоже оснащён перекладиной в наклонном положении: тот её конец, что находится снизу, является символом нераскаянного греха, а расположенный сверху — символом освобождения через покаяние.

Но сила креста — отнюдь не в его форме. Она заключается в силе распятого Иисуса, именно благодаря ему крест считается чудотворным.

Разнообразие форм креста церковь считает совершенно закономерным явлением. Преподобный Феодор Студит говорил, что крест любой формы — истинный, в любом виде он обладает неземной красотой и животворящей силой.

Распятие

И у католиков, и у православных основную роль играет не форма креста, а образ Иисуса на кресте. Итак, католический крест и православный крест — в чём разница между распятиями на них?

До 9-го столетия Христа изображали живым, уже воскресшим, торжествующим, лишь в 10-м веке возникли образы мёртвого Иисуса.

Нам известно, что на кресте Иисус умер. Однако известно также, что затем Христос воскрес, пострадав исключительно добровольно из побуждений своей любви к человечеству, стремясь научить людей беречь свою душу и дать возможность всем также воскреснуть для вечной жизни. Православное Распятие содержит обязательно эту радость воскресения. На православных крестах Спаситель не мёртв, он свободно раскинул руки, его ладони открыты, словно Христос стремится обнять всех, чтобы подарить людям безграничную любовь и открыть дорогу к вечности. Таким образом, Он изображён не мёртвым телом, а живым Богом, это подчёркивается в Его образе.

Православный крест над главной перекладиной, расположенной по горизонтали, содержит ещё одну, символизирующую табличку, прибитую в кресту, на которой указано преступление. Поскольку Пилат так и не придумал, как же сформулировать вину Иисуса, какое преступление ему приписать, на его табличке было написано «Иисус Назарей Царь Иудейский» сразу на 3-х языках — греческий, латынь, арамейский. Латинскими буквами данная надпись пишется INRI, древнерусскими – IHЦI или ІHHІ. Находящаяся внизу диагональная перекладина подпирает ноги. Ещё она указывает на 2-х разбойников, которые были распяты по сторонам от Иисуса. Один разбойник перед своей смертью раскаивался в совершённых им грехах и за это вошёл в Царствие Небесное. Второй хулил Спасителя и попал в ад.

Изображение Иисуса на кресте у католиков натурализовано. Он изображён мёртвым, часто с кровью из ран. Это — проявление всех человеческих страданий, которые испытал Христос.

Что означают буквы и надписи на кресте?

Многие люди, которые носят крестик или только собираются его приобрести, задаются вопросом: «А что означают надписи и буквы на православном кресте»?

Давайте разберемся.

IC XC — сокращенное имя Спасителя «Иисус Христос».

ЦРЬ СЛВЫ — также пишется с сокращением и означает «Царь Славы». Так называют Господа нашего Иисуса Христа как подателя Славы Божией и как царствующего над всеми «славными», т.е. верными Богу.

IHЦI — это сокращение означает «Иисус Назорей Царь Иудейский». Табличка с такой надписью была прибита над головой Иисуса Христа, когда Его распяли. На таких табличках обычно была написана вина распятых. Христа обвинили в том, что Он назвал себя царем, а каждый считающий себя царем, противник императору. За это обличители и приговорили на смерть Господа, ведь они не понимали, что Христос говорил о Себе не как о земном царе, а как о Небесном.

НИКА — переводится с греческого как «победа», «победитель». Эта надпись символизирует победу Иисуса Христа над смертью, его Воскресение.

К и Т — первые буквы слов «Копье» и «Трость с губкой» — орудий пыток Иисуса Христа. Из Святого Писания мы помним, что копьем один из воинов пронзил ребро Спасителя и оттуда полилась кровь и вода. А на трости к устам Христа поднесли губку, смоченную уксусом.

ГГ — «Гора Голгофа», место, где был распят Иисус Христос. «Голгофа» переводится с древнееврейского языка как «лобное место», буквально «череп». Это место, где казнили и хоронили людей.

ГА — «Глава Адама». Эти буквы чаще всего расположены под Распятием или по бокам от черепа с костями, которые изображены также под Распятием. Это прах Адама, ведь по преданию именно на Голгофе был погребен первый человек на Земле. Своей кровью Спаситель смыл первородный грех Адама.

Также иногда пишут рядом ГГГА, что означает «Гора Голгофа Голова Адама».

МЛРБ — это сокращение означает «Место лобное рай бысть» (слова молитвы из Утрени среды). Эти слова означают, что Гора Голгофа, на которой принял мученическую смерть Спаситель, стала вратами в Рай, который был закрыт для людей после грехопадения Адама и Евы и до Воскресения Христова.

Крест с райской птицей

Форма

Основное отличие православного креста от католического – его форма. Католический крест выглядит проще и имеет четырехугольную форму. В православии распространены шести- и восьмиконечные кресты. Шестиконечный крест имеет две горизонтальные перекладины, а восьмиконечный – еще и нижнюю, косую. Верхнюю перекладину прибивали над головой осужденного и на ней перечисляли совершенные им преступления, а нижняя – подножие – символизирует «мерило праведное»: на одной чаше весов – грехи, на другой – добрые дела людей.

Детский серебряный православный крестик с распятием SOKOLOV 94120134_s

Многие люди выбирают необычные крестики, украшенные камнями и декоративными элементами, и носят их в качестве украшения, поверх одежды. Однако православная и католическая церковь не приветствуют это и считают, что если крестик для вас важен именно как символ веры, не стоит демонстрировать его окружающим.

Серебряный православный крест с распятием SOKOLOV 95120097_s

Однако наряду с восьмиконечным крестом Православная Церковь принимает и два других распространенных начертания креста: шестиконечный крест (отличается от восьмиконечного отсутствием малой, верхней перекладины) и четырехконечный (отличается от шестиконечного отсутствием косой перекладины).

Золотой православный крест с распятием «Уральский ювелирный завод» 3-02789-013 с эмалью

О Кресте, его видах и пропорциях

Для одной книги в нашем издательстве понадобилось изобразить православный крест. В Яндексе много изображений крестов, но качество картинки потребовало, чтобы крест был нарисован изначально в графическом редакторе. Полезли рисовать – не получается, пропорции не те. Стали искать нужные пропорции — оказалось, есть такие. И все кресты, которые изготовляются для нужд РПЦ, делаются только по этим пропорциям. И речь тут не только о святости Креста, как одного из главных символов Православия, но и его символике, четко увязянной с пропорциями. Но обо всем по порядку…
Крест — символ Бога — Господа нашего Иисуса Христа. Для каждого верующего православного человека крест связан с воспоминаниями о предсмертных муках Господа за грехи всех людей от грехопадения Адама и Евы до конца времен. Если даже нет на кресте изображения распятия, оно незримо там присутствует. Следовательно, пропорции креста связаны с пропорциями человека.
Создавая живые организмы от простейших до человека, «Творец всяческих» использовал единую материю и универсальную пропорцию «золотого сечения» для придания формы живым существам. «Золото» присутствует везде: и в форме раковины моллюска, и репы на огороде, и в пропорциях венца творения — человека. Например, отношение роста человека к высоте от пяток до пупа такое же, как отношение размера от пяток до пупа к высоте от пупа до макушки головы, и такое же, как последовательное отношение размеров фаланг любого пальца между собой. Это универсальное отношение равно 1:0,618.
Пропорции «золотого сечения» присутствуют во всех гармонических явлениях жизни, раньше они присутствовали и в творениях человека, например, в классической музыке (в кульминационных «узлах» произведений), но уже нет данных пропорций в джазе или роке. То же самое можно сказать и о современной архитектуре.
Бог есть Совершенство, следовательно, символ Бога должен быть построен по законам Его творения: в «золотой» пропорции. Иными словами, пропорции креста — деление отрезка прямой в » золотом» отношении. Крест должен отражать и историю своего происхождения, как Трехсоставного Честного и Животворящего Креста Господня.
Греческий (корсунский крест)
Рисунок 1.
Крест — древо жизни, хранитель Вселенной, следовательно, неслучайно многие декоративные элементы креста связаны с его происхождением и имеют соответствующие названия: «репьи» в виде листьев расположенные на трех верхних концах креста, «ветви» — на основном «стволе» выше цаты, «солнце» и отходящие от него лучи в центре барочного креста. Анализируя храмовые кресты, хронологически можно выделить несколько основных типов крестов, известных русским зодчим: греческий равноконечный крест, другое его название корсунский (рисунок 1), по названию города, откуда Русь непосредственно приняла Православную Веру; русский православный восьмиконечный крест (рисунок 2); барочный крест (рисунок 3).
Все перечисленные выше типы крестов различаются между собой по пропорциям, количеству и характеру декоративных элементов. Греческий крест обычно вписывается в квадрат или прямоугольник в «золотом отношении», причем обычно поперечная перекладина делит вертикальную пополам, отсюда равноконечный крест. Древние соборные храмы имели обычно греческие кресты с декоративными элементами, при этом центральный крест был более вытянутым по вертикали. Кресты имели снизу цаты как символ благословения Бога, что означало также служение в данном храме архиерея. Тело креста имело вставки — металлические пластины с просечной резьбой. Темой сюжетов обычно являлись «райские кущи»: птицы и цветы.
Русский восьмиконечный крест
Рисунок 2.
Русский восьмиконечный крест чаще всего вписывается в прямоугольник, стороны которого относятся друг к другу в «золотом сечении». Крест аскетичен, не имеет декоративных украшений. Состоит из вертикального столба и трех перекладин: верхняя означает табличку, на которой Пилат сделал надписи на греческом, римском и еврейском языках; средняя — на ней раскинуты руки Господа нашего Иисуса Христа, обнимающие весь мир; нижняя перекладина обозначает место, где были прибиты ноги Господни. Нижняя перекладина наклонена, если смотреть на крест с запада, то левая часть перекладины поднята вверх, а правая — вниз. По учению Церкви, на Страшном суде праведники будут стоять по правую руку Господню, а грешники по левую, первые пойдут на небо, в рай, а грешники в преисподнюю, в ад.
Из антропометрики мы знаем, что если размеры размаха рук человека практически равны его росту, то размер средней перекладины русского креста равен размеру по вертикали от средней перекладины до нижней. Опираясь на это достаточно простое и ясное положение, можно найти все остальные пропорции восьмиконечного креста. Если мы возьмем высоту креста равной 1,0, то его средняя перекладина должна быть равна 0,618, расстояние от средней перекладины до нижней также будет равно 0,618. Расстояние от верхней перекладины до верха креста примем равным расстоянию от нижней перекладины до основания креста, если представить это числами, то получим: 1) 1,0 — 0,618 = 0,382;
2) 0,382 : 2 = 0,191 (см. рис.2).
В зависимости от высоты сооружения и его визуального восприятия с земли, вертикальные элементы креста вытягивались (чаще всего на колокольнях, из-за их незначительных, по отношению к высоте, размеров плана).
Барочный крест
Рисунок 3.
Барочный крест возник и получил широкое распространение на территории России в XVIII веке. Его появление связано с господствующим в это время одноименным архитектурным стилем. Особенность данного стиля — «пышность» форм и насыщенность элементами, имеющими криволинейные очертания. Хотя многие провинциальные храмы этого периода скромны по формам и количеству декоративных элементов, но кресты имеют «богатые»: насыщенные элементами, имеющими тонкую изящную прорисовку и покрытие сусальным зелотом.
Проведенный анализ крестов барочного типа позволяет определить их пропорции, которые чаше всего использовались мастерами-крестильщиками при создании «типового» креста. Отношение высоты барочного креста к его высоте до основной перекладины — 1,000 : 0,618. Размер от центра перекладины до верха креста равен половине размаха креста в перекладине и составляет 0,382 от обшей высоты. Как и в восьмиконечном русском кресте размер основной перекладины креста без декоративных «репьев» равен высоте от перекрестья до нижней перекладины — цаты (0,472 высоты креста) (см. рис.3 ). Кресты с цатами, как уже говорилось выше, ставились только на храмах, где служил архиерей. Деление каждого крупного элемента на более мелкие составляющие осуществляется также в «золотом отношении», этим достигается гармония целого и каждого отдельного элемента.
В процессе дальнейшего анализа пропорций крестов была выявлена зависимость главных размеров крестов от габаритов Православных храмов и часовен, а также, следовательно, от их визуального восприятия с земли. Например, была выявлена следующая зависимость: кресты относительно низких часовен ближе к квадрату или прямоугольнику в «золотом сечении», а пропорции крестов высотных колоколен — стремятся по высоте к двойному квадрату.
Полученные результаты исследований прошли защиту на научно-методическом совете при управлении культуры и послужили основанием для практической деятельности автора по воссозданию уничтоженных в советское время заверший православных храмов, а также проектирования новых соборов, церквей и часовен. В частности, это проектирование собора Святителя Николая Никольского монастыря Переславля-Залесского; храма Георгия Победоносца ПК «Славич», проектирование часовни на источнике явления иконы великомученицы Варвары и часовни преподобного Дмитрия Прилуцкого в Переславском районе; проектирование деревянной церкви святителя Тихона и Новомучеников Российских, каменного храма Иоанна Предтечи и собора Воскресения Христова в г. Дзержинске Нижегородской области.
Вот благодаря информации о пропорциях мы нарисовали правильный колонтитул. Многие скажут — в чем проблема, возьми и перерисуй с любого образца? Однако, очень важно в книге отобразить не мастерство рисовальщика (читай — дизайнера, оформителя), а уважение к Вере, к традиции, в которой эта Вера живет, и к культуре, в которой отображается традиция.
Информация отсюда: http://www.yarseminaria.ru/publications_archive.php?id=52

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *