Какой праздник 14 августа

Содержание

Медовым Спасом в народе называют православный праздник в первый день Успенского поста, установленный в 9 веке в честь изнесения Древ Креста Господня. В Константинополе с древних лет существовал обычай проносить Честное Древо Креста по улицам города. Считалось, что это защитит жителей от всяческих болезней.

Медовый Спас (Маковей) отмечают ежегодно 14 августа. В этот день верующие приносят в храмы мед для освящения. Традиция связана с древней установкой – первый урожай приносить Богу и только потом есть самому.

История праздника:

Праздник отмечать стали с конца 15 века. С этого дня — ровно через месяц после окончания Петрова поста — начинается Успенский пост, предваряющий великие праздники Преображения Господня и Успения Божией Матери.

Основные вехи Успенского поста — три праздника, три Спаса: Всемилостивого Спасителя (Медовый Спас), Преображение Господня (Яблочный Спас) и перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Ореховый Спас). Успенский пост не так строг, как Великий, но строже, чем Петров и Рождественский посты.

В некоторых местностях Первый Спас именовался также Мокрым. В этот день совершался чин водоосвящения, для чего служители церкви отправлялись к источникам, озерам и рекам. Крестьяне же считали полезным купание в освященных водах. Ну, а наиболее известное название — Медовый Спас — идет от обычая подрезать, или заламывать, соты именно в это время.

Говорили, что если пчельники не вскроют соты и не извлекут мед, то его вытаскивают соседские пчелы. Пчеловоды строго соблюдали обычай приносить в этот день в церковь свежесобранный мед для освящения. Кроме того, крестьяне несли в церковь семена и овощи, которые освящали как первые плоды летних работ.

Язычество и христианство тесно переплелись в православии, создавая причудливые и интересные праздники с самыми различными традициями и приметами.

14 августа православные отмечают Медовый или Маковый спас, чья история начинается еще в дохристианские времена. Века изменили значение медового Спаса от языческого праздника урожая до христианского религиозного праздника, связанного с событиями из Библии.

Медовый Спас очень похож на языческий праздник урожая. С древних времен любили мед и мак, изготавливая из них самые различные лакомства и напитки. Считается, что именно в этот день нужно собирать урожай пасечникам, иначе чужие пчелы «своруют» весь мед. Однако сейчас Медовый Спас — это первый день Успенского Поста в православном календаре.

«Официально» на Первый Спас празднуется Изнесение древ Креста Господня. Эта дата была установлена в девятом веке в Константинополе: в те времена в честь праздника выносили часть Животворящего Креста для исцеления многочисленных заболеваний в самый жаркий месяц года.

Угощения на Медовый Спас

Количество возможных угощений в этот день не поддается исчислению. Однако главные элементы праздника Медового Спаса — всевозможная постная выпечка с маком и медом. Особенный шик — соединение меда и мака в маковом молочке. Оно представляет из себя маково-медовую массу, в которую обмакивают блины.

На самом деле, Успенский пост — великолепное раздолье для выпечки: «Рад Яков, что пирог с маком». Пусть тесто и постное, не возбраняется добавлять какао, кофе, изюм, орехи, корицу, кориандр, растительное масло, а потом щедро сдабривать полученное медом и вареньем.

Простейшее и вкуснейшее лакомство — медовая меренга. Это «печенье» делается из смешанной пшеничной муки с сахарной пудрой и корицей с добавлением соды и меда. Полученное тесто раскатывается в нетолстые лепешки и запекается. В эти же дни принято собирать не только мед, но и ягоды: малину, черемуху, княжнику. Они прекрасно разнообразят и без того не бедный летний стол.

Питной мед — главный напиток Медового Спаса

Питной мед — ну кто не слышал об этом древнейшем напитке народов Европы? Тысячу лет назад наши предки его с удовольствием потребляли, пока с началом массового производства водки питной мед не ушел в историю. Даже сами рецепты были на долгое время утеряны, потому что передавались они чаще всего устно.

«Ставленный» мед готовился из двух третей меда и трети ягодного сока. Эта смесь подвергалась естественному брожению, после чего многократно переливалась и выдерживалась в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самый «сырой» мед в таком случае получался после 5-8 лет.

Для ускорения созревания в смесь стали добавлять медовый уксус и хмель. Такой напиток был готов на третий год выдержки. Затем пробовали ускорить приготовление меда с помощью варки, пивных и винных технологий, пока это всем не надоело и не стали делать водку.

Традиции и приметы на Медовый Спас

14 августа начинается Успенский пост, который продлится до 28 августа, и вмещает в себе три «спаса» — Медовый, Яблочный и Ореховый (он же Хлебный).

Август — время, когда земледелец видел, как зреют плоды его трудов, поэтому и дни, когда появлялись первые эти плоды, были так важны.

Принято считать, что их название происходит от имени Иисуса Спасителя (Спаса), но народная версия более точно указывает на главное: «спасаться, запасая» продукты на долгую зиму — вот что было самым важным в Спасах. Все три вместе называются «спасовки».

Первым наступает Медовый Спас — в этот день пасечники вырезают из ульев первые в этом году соты и несут святить мед в церковь. Также было положено раздать по кусочку сот с медом детям, а самые благочестивые пчеловоды одаряли и нищих. По случаю праздника было принято печь медовые пряники, блины с медом и многие другие изделия с медом.

Была еще традиция готовить блюда с маком: в силу обстоятельств выпечка должна быть постной, но от этого она не становилось менее вкусной — пекли — с маком. Медовым Спасом традиционно открывали проводы лета — обычно именно в этот день птицы улетают на юг.

Еще одно название праздника 14 августа — Спас на воде. Медовый Спас назван в народе Спасом на воде в честь малого водосвятия. Традиционно именно в это время освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоемы и родники для освящения воды.

Освященные на Маковея цветы и травы хранили за иконами как целебное зелье, которое давали больным домашним животным. А освященный в церкви мак использовали для охраны жилья, скота, двора от нечистой силы.

  • На Маковея нельзя работать и убирать в доме: подобные дела лучше завершить накануне.
  • Кроме того, не принято громко говорить и шумно праздновать, поскольку на это плохо реагируют пчелы.
  • Нельзя ссориться, ругаться или желать кому-либо зла, иначе негатив вернется к пожелавшему.
  • Поскольку в этот день начинается строгий Успенский пост, кушать можно не все.

Также 14 августа в церквях совершается малое освящение воды, поэтому Медовый Спас часто называют Спасом на воде. В этот день верующие люди последний раз в году купались в реках и озерах, смывая с себя все грехи.

Народные приметы

  • На Маковея лето кончается, осень начинается.
  • У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и ведро, и разнопогодье.
  • На Первый спас и нищий медку попробует.
  • Дождь на Маковея — мало пожаров бывает.
  • На Маковея собирают мак.
  • На Первый спас святи колодцы.
  • На Маковей вдовам помогай — слабому помощь, а тебе счастье.
  • Дождь на Маковея — мало пожаров бывает.
  • Медовый спас новые колодцы освящает.
  • В Первый спас любой бабий грех простится.
  • После Первого спаса в воду не заходят.
  • После Первого спаса лошадей в реке не купают.
  • Тем, кто опасается ведьм: в этот день нужно собрать семена дикого мака и обсыпать ими дом — ни одна ведьма в дом не проникнет.

По материалам Интенет-изданий

Медовый Спас — великий народный и церковный праздник

Краткая история праздника

Первый Спас — Медовый, отмечается 14 августа, и считается самым важным по церковным канонам. По старому календарю он выпадал на 1 августа — первый день последнего летнего месяца. Праздник совпадает с началом Успенского поста.

Спас назвали Медовым за традицию собирать мед в начале августа

Этот день связывают с несколькими важными для христианства событиями. Название праздника Спас произошло от слова спаситель, в честь Иисуса-Спасителя. Согласно легенде, однажды в Константинополе началась страшная эпидемия, с которой не могли справиться ни местные врачеватели, ни знахари. Тогда священнослужители вынесли из церкви небольшую часть креста, на котором распяли Христа, и осветили ею реки. После этого болезнь отступила.

Из древних сказаний о Спасении пошла традиция освящать в этот день колодцы, реки и озера, поэтому в некоторых поселениях праздник называли Мокрый, или Спас на воде.

Приставку Медовый праздник получил в связи с «дозреванием» меда, и наступлением периода его активного сбора из ульев. Наши предки старались сливать мед и собирать соты именно на Спас, поскольку в этот день он считался особенно полезным.

Также в этот праздник поминают братьев Маккавеев, которые пострадали за веру. В народе Медовый Спас часто называют Маковей.

Традиции наших предков на Спас Медовый

Верующие в праздник утром отправлялись в церковь, освящали букеты цветов, мед и яблоки. Освященные букеты играли роль оберегов. Их хранили до следующего года, чтобы защититься от злых духов.

По весне молодые девушки выбирали цветы из букетов и вплетали в косы, чтобы бог дал красивые волосы. Также, из освященных цветов готовили настои и купали в них больных малышей.

Как правило, празднование Спаса заканчивалось застольем. Но учитывая начало Успенского поста, гуляния не были пышными. На стол ставили свежеприготовленную медовуху, яблоки, пироги с маком, печенье.

Верующие на Медовый Спас начинали Успенский пост, поэтому отмечали его без мяса

Не разрешалось ссориться и громко разговаривать. Крестьяне верили: чем тише себя ведешь в этот день, тем быстрее душа очистится от грехов.

Трапеза на праздник начиналась с ложки свежего меда, при этом каждый загадывал желание. Люди благодарили бога за то, что он им дал, и просили у него защиты.

На Медовый Спас трапезу начинали с ложки меда и благодарили бога за дары

Считалось, что любая женщина может получить в этот день отпущение грехов, если попросит об этом своего ангела-хранителя. Крестьяне старались на Спас простить друг друга и отпустить обиды. Они были уверены, что если пожелать кому-то зла в этот день, оно обязательно вернется с удвоенной силой.

Медовый спас: история возникновения

До смены юлианского календаря праздник отмечался 1 августа, но затем, по новому стилю, был сдвинут на две недели вперед. Также он называется Первым или Маковым спасом (Маковеем), а еще – Мокрым, или Спасом на воде.

В старину в Медовый спас на пасеках начинался массовый сбор сладкого урожая. С этого дня людям официально разрешалось употреблять мед в пищу.

В честь праздника готовилась масса лакомств на основе меда и мака – от пряников, блинчиков, пирожков, плюшек, рулетиков и «орешков» до безалкогольных и слабоалкогольных напитков (так называемый «хмельной мед»).

Священная дата подобрана не случайно. В Константинополе в этот день проносили по улицам Животворящий Крест Господень, которым освящали весь город и родник. У нас праздник получил название Происхождения древ Креста Господня.

В церквях в важный августовский день кипит работа. Проводятся обряды малого водосвятия, освящаются мед и продукты земледелия, принесенные в корзинах прихожанами, а еще букетики, собранные из трав с полей и маковых коробочек.

В первых числах последнего летнего месяца природа начинает готовиться к осени. Покидают гнезда перелетные птицы, трудолюбивые пчелы наполняют соты и приостанавливают свою деятельность.

В начале августа пасечники с торжественным видом и всеми почестями подходят к своим ульям, чтобы собрать богатый урожай целебного меда.

Обычаи, приметы и традиции Медового спаса

Существовала примета: если не вскрыть соты в ульях в Медовый спас, то соседские пчелы непременно заберут весь мед себе. Поэтому суеверные пасечники никогда не пропускали важный день.

Начиналось мероприятие с раннего утра. Хозяин пасеки облачался в чистую, белоснежную рубаху, брал новую деревянную посуду и выбирал самый полный улей.

Потом свежесобранный мед освящался в церкви. Затем им угощали всех прохожих на улице, в том числе незнакомых детишек, бродяг и бедняков.

Накормить нищих, собравшихся возле церкви, считалось особенно важным. Молодежь в то же время пытались заслужить угощение, напевая песни и устраивая пляски.

Парни и девицы водили задорные хороводы, периодически осыпая друг друга маковыми семенами.

Пока мужчины собирали мед, женщины рвали целебные травы и плели из них обереги для домов. Традиционно в букетики брали мяту, пшеницу, календулу и, обязательно, – мак.

Оберегам, созданным в день празднования, придавалась особая сила, – они защищали жилища от сглаза и исцеляли болезных.

Кроме того, девушки плели красивые венки из «магических» трав, чтобы украсить ими колодцы (те заблаговременно чистили, и освящали в них воду).

Внутрь непременно кидали любисток с целью отпугнуть всяческую нечисть. Поэтому праздник получил и другое название – Спас на воде.

Что можно и нельзя на Медовый спас

Соблюдается несколько традиций, дошедших до наших дней и свято почитаемых церковью:

1. На Медовый спас купаются в последний раз, также купают домашних животных. После медового спаса уже нельзя купаться в водоемах, чтобы не заболеть и не утонуть.

Это правило вполне обосновано: к 14 августа завершаются теплые летние дни, вода становится холоднее и можно простудиться. К тому же реки начинали «цвести», в них размножались бактерии, что вело к неприятным хворям.

2. Женщинам можно просить прощения у своего ангела-покровителя: в этот день отпускаются дамские грехи.

3. Нельзя чревоугодничать, ругаться и ссориться. Важно не забывать: с этого дня начинается Успенский пост.

4. Нельзя шуметь, кричать, слишком громко петь – считалось, что это напугает или разозлит пчел.

5. Можно освящать продукты в церкви. В корзину желательно положить медовые соты, хлеб и соль, дары природы и сладкую домашнюю выпечку.

Обязательно украсьте ее оберегающим букетом-маковейчиком, собранным из полыни, калины, мяты, цветков подсолнуха, календулы и маковых коробочек.

Православный Церковный календарь

  • Схема: Церковные праздники
  • Двунадесятые праздники и Святая Пасха – протоиерей Павел Матвеевский

Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви: Пасха – праздников праздник, двунадесятые праздники и некоторые другие праздники (см. ниже).

***

Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
†Богоявление, или Крещение Господне 19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Вход Господень в Иерусалим (в 6-е воскресенье Великого Поста) (за неделю до Пасхи)
Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)
День Святой Троицы. Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи)

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной.

На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

***

Великие недвунадесятые праздники:

14 января
Рождество св. Иоанна Предтечи (за 6 мес. до РХ) 7 июля
12 июля
11 сентября
Покров Пресвятой Богородицы 14 октября

В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

  • Двунадесятые Господские Праздники и Пасха епископ Александр Милеант
  • От Рождества до Сретения Ю. Рубан
  • Праздники Рождественского цикла Ю. Рубан
  • Двунадесятые праздники прот. Александр Мень
  • Праздничная минея в современном переводе
  • Двунадесятые праздники и их особые песнопения
  • Тропари двунадесятых праздников
  • Тропари великих недвунадесятых праздников
  • Праздничный ряд икон в русском иконостасе

Праздники христианские

Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX–XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

Возникновение религиозных праздников у славян

Научные данные о жизни и быте племен и народов, населявших древние земли Руси, весьма невелики. Известно, что наши далекие предки жили отдельными племенами вдоль берегов лесных и степных рек Восточной Европы. Основными источниками их существования были собирание естественных даров природы, охота, бортничество (Собирание меда диких пчел) и как дополнительный источник существования — примитивное, мотыжное земледелие. Добывание пищи составляло в ту далекую пору главное содержание всей жизни человека. Несмотря на это, пищи не хватало, короткие периоды относительного изобилия в теплое время года сменялись длительным недоеданием, а часто и голодовками. Первобытные общины вынуждены были совершать изнурительные переселения в поисках мест, богатых пищей.

Когда созревали дикие плоды, после удачного лова рыбы или охоты, родственные племена отмечали эти радостные события тем, что сходились вместе, съедали принесенную с собой пищу, устраивали пляски вокруг костров, обменивались подарками и т. п. Поскольку такие события были неразрывно связаны с соответствующим временем года, то и празднование их постепенно закреплялось за этим временем года, превращаясь со временем в традицию. Суровая зима была самым тяжелым периодом в жизни древних славян, поэтому они особенно радостно отмечали приход весны. Так сложился цикл весенних праздников. В эти праздники и праздничные обряды люди первоначально не вкладывали никакого религиозного содержания. Традиционные народные торжества естественно возникли из производственных и бытовых условий жизни древних людей еще до возникновения религиозных верований.

С развитием религиозных представлений у древних предков славян праздничные обряды стали приобретать колдовской, магический смысл. Совершая, например, охотничий танец, люди подражали охоте на зверей или птиц, воспроизводили их движения, повадки. Во время танца поражали копьями и стрелами фигурки или изображения животных, на которых предстояла охота. Люди были уверены, что, правильно совершив этот обряд, они обеспечат удачу в охоте.

Древние славяне стали наделять сверхъестественными свойствами те силы и явления природы, от которых в ту пору в огромной мере зависело их существование. Люди начали приписывать магическую силу солнцу, грому, дождю, рекам, начали верить в различных духов, добрых и злых, стараясь почитанием и жертвоприношениями привлечь на свою сторону и тех и других.

С развитием земледелия и переходом к оседлому образу жизни произошло дальнейшее изменение быта древних славян, а отсюда и их религиозных верований, обрядов и праздников.

Начиная с периода IV—VI вв. до нас дошло значительное количество памятников материальной культуры, которые помогли воссоздать достаточно полную и достоверную картину жизни наших предков.

Эти памятники свидетельствуют о том, что к IV— VI вв. земледелие стало основой производства и достигло значительного развития. В этот период у славян уже господствовало пашенное земледелие и оседлое скотоводство.

На смену разлагавшемуся первобытнообщинному строю формировались новые отношения феодального общества. Рядом с деревнями появились укрепленные жилища богатых землевладельцев, которые использовали труд попавших к ним в экономическую зависимость неимущих землепашцев.

В VI—VIII вв. на Руси возникли города, получили свое дальнейшее развитие ремесла и торговля. Все это, вместе взятое, определило дальнейшее развитие культуры, быта и религии восточных славян, в основе которой лежал культ природы и культ предков.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Медовый Спас

Эта статья — о славянской обрядности. О церковном праздновании см. Происхождение честных древ Животворящего Креста.

Медовый Спас


Ф. В. Сычков. Водосвятие. 1916

Тип

народно-христианский

Иначе

Первый Спас, Спас на воде, Проводы лета

Также

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, Семь святых мучеников Маккавеев, Происхождение честных древ Животворящего Креста (церк.)

Значение

первый день Успенского поста

Отмечается

восточными славянами

Дата

1 (14) августа

Празднование

малое водосвятие

Традиции

начало сбора мёда, его освящение и трапеза; «вдовьи помочи»

Медовый Спас на Викискладе

Н. А. Богатов. Пасечник. 1875 г.Созревшая коробочка мака самосейки Рулет с маком

Медо́вый Спас (также Мáковый Спас, Пе́рвый Спас) — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 (14) августа. В этот день Православная церковь чтит память трёх святынь: Животворящего Креста Господня, образа Спасителя и иконы Владимирской Божьей Матери. Первый день Успенского поста, с этого дня разрешалось есть овощи, начинался интенсивный сбор мёда и его освящение. Совершались крестные ходы и водосвятия на реках, купание в освящённой воде людей и скота, освящались колодцы.

Обычаи восточных славян

По славянской традиции в этот день в храмах совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. В большинстве районов начинался сев озимой ржи.

В Сибири этот день известен также как Калинник (первый по счету) и как день Соломониды-бабушки, почитавшейся матерями, беременными, знахарками.

Макавей

14 августа — день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 году до н. э.

На Украине, в Белоруссии, на западе России, а также у сербов, болгар, македонцев этот день в большей степени посвящён памяти Маккавеев. Народная этимология переосмыслила название праздника в связи с маком, который созревает к этому времени. В этот день пекли маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Трапеза нередко начиналась блинами с маком. К блинам готовилось маковое молочко — маково-мёдовая масса, в которую обмакивали блины. Готовилось маковое молочко в специальной посуде, которая в России называлась макальником, на Украине — макитрой, в Белоруссии — макатером.

Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачок с мёдом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нём семьсот воевод».

В день Макавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».

Спас на воде

«Спасом на воде» медовый Спас именован в честь малого водосвятия. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в освящённой воде и купали домашний скот, чтобы смыть болезнь, сглаз и др. После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.

Медовый Спас

В этой статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке.

Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно уже наполнены, и пасечники приступают к сбору. Считалось, что если пчеловод не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый мёд именно с этого дня.

«На первый Спас и нищий медку попробует!». У пчеловодов был целый обряд освящения мёда в этот день. С утра пчеловоды осеняли крестным знамением ульи, выбирали среди них самый богатый по запасу мёда. Выбрав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» и освящал принесённый в сотах мёд, а дьяк собирал «попову долю». Часть освящённого мёда передавалась тут же нищим, поздравляющим пчеловодов с Медовым Спасом. А затем праздник продолжался на пасеках, где собирались толпы ребят и подростков. Они получали «ребячью долю», после чего пели:

Дай, Господи, хозяину многия лета,
Многия лета — долгие годы!
А и долго ему жить — Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,
Божьих пчёл водить, ярый воск топить —
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение.
Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,
Отца-мать кормить, малых детушек растить,
Уму-разуму учить!
Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом свете жить!
Дай, Господи, хозяину многия лета!

— А. Коринфский. Народная Русь

Мёд ели с хлебом или различными блюдами, хмельной мёд пили на пирах, на его основе делали множество безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.

Литература

  • Банников Е. Медовый Спас // Славянские праздники и обряды: Православный календарь. — М.: Гелеос Издательский дом, 2008. — 41 с. — ISBN 9785818914824.
  • Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб.: Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5.
  • Спасать : Спас // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 4. — С. 294—295.
  • Жиров М. С. Народная художественная культура Белгородчины: учеб. пособие. — Белгород: Белгородский государственный университет, 2000. — 268 с.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Август / Кабакова Г. И., Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 87—89. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Капица Ф. С. Спасы // Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы : справочник / рецензент д.ф.н. М. И. Щербакова, зав. отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН; рис. И.Я. Билибина и др. — 8-е изд. — М.: Флинта, 2011. — С. 233–234. — 296 с. — ISBN 978-5-89349-308-5.
  • Не век жить — век вспоминать: народная культура Поонежья и Онежского Поморья (по материалам Онежских экспедиций) / редкол.: А. А. Крысанов и др. — Онега — Архангельск — Москва: Фолиум, 2006. — 385 с. — ISBN 5-93881-045-0.
  • Коринфский А. А. Первый Спас // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 351—359.
  • Кошмина И. В. Русская духовная музыка: Пособие для студ. муз.-пед. училищ и вузов: В 2 кн.. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 160 с. — ISBN 5-691-00701-7.
  • Народный календарь Кемеровской области / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. Е. И. Лутовинова. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. — 208 с.
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.). — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2. (белор.)
  • Ляховская, Л. П. Календарь славянской жизни и трапезы. — М.: МСП, 1999. — 464 с. — ISBN 5-7578-0066-6-1.
  • Ляховская, Л. П. Православная обрядовая кухня : праздники, традиции, обычаи, обряды. — СПб.: Кристалл, 2001. — 446 с. — (Мир увлечений). — ISBN 5-306-00118-1.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Религиозная обрядность: содержание, эволюция, оценки / Под общ. ред. А. С. Онищенко. — К.: Выща школа, 1988. — 272 с.
  • Солодовникова Н. В. Обрядовый фольклор Красненского района // Традиционная культура Белгородского края. – Вып. 2. – Красненский район. – Сборник научных статей и фольклорных материалов из «Экспедиционной тетради» / Ред.-сост. В. А. Котеля. — Белгород: ГУК «БГЦНТ», 2008. — Вып. 22. — С. 18—28.
  • Русские: народная культура (история и современность) / Отв. ред. И. В. Власова. — М.: ИЭА РАН, 2000. — Т. 4. Общественный быт. Праздничная культура. — 244 с. — ISBN 5-201-13720-2.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
  • Мак / Усачева В. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 170–174. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Усов В. В. Русский народный православный календарь. — М.: Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-7578-0028-3.
  • Шангина И., Некрылова А. Русские праздники. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. — 464 с. — (Русская энциклопедия). — ISBN 978-5-389-11816-4.
  • Св. Макивеј // Обичаји народа српскога. Књига 2 / Уредио Тих. Р. Ђорђевић. — Београд: Српска краљевска академија. Државна штампарија Краљевине Србије, 1909. — 468 с. — (Српски етнографски зборник / Српска краљевска академија ; књ. 14). (сербохорв.)
  • Легурска П., Китанова М. Тематичен речник на народния календар – теоретична основа и принципи // Български фолклор. Том 30. — София: Институт по фолклор, Българска академия на науките, 2004. — С. 80–102. (болг.)
  • Петровић П. Ж. Макавеј, Макивије // Српски митолошки речник. — Београд: Нолит, 1970. — С. 211. — 317 с. — (Библиотека Синтезе). (сербохорв.)

Медовый Спас (14 августа) — первый Спас

В христианстве Медовый Спас именуется праздником Животворящего Креста Господня. Много веков назад, в летнюю августовскую жару, в Константинополе люди толпами гибли от болезней. Дабы исцелить народ, из собора выносили частицу креста, на котором был распят Иисус, и проносили по городу. Отсюда и пошло название.

Но в миру Спас называют именно Медовым: пчеловоды как раз начинают сбор медового урожая. Непременно несут его в церковь — освятить. Вечером этого дня в деревнях и селах на пасеку обязательно заглядывали ребятишки — медку поесть. Говорили, что «на Первый Спас и нищий медку попробует». Так и было. Всех привечали в этот день. Хозяюшки пекли медовые пряники, плюшки, пирожки, затевали блины с медом.

Так как праздник совпадал с началом Успенского поста, то и угощения предпочитали постные. Например, делали постную медовую коврижку.

Рецепт медовой коврижки на Медовый Спас

150 грамм сахара смешать с 250 граммами меда и с 130 миллилитрами воды. Прокипятить и оставить сироп остывать. В это время просеять 500 грамм муки. Добавить к ней сироп, 50 грамм маргарина, щепотку корицы и щепотку соды, гашенной уксусом. Замесить тесто. Раскатать из него лепешки, с помощью вилки проткнуть каждую в нескольких местах. Поставить лепешки в духовку на полчаса при температуре 180-200 градусов.

Есть у этого Спаса и другие названия. Например, Мокрый, ведь издревле на Руси было принято в этот день совершать малое водоосвящение. Или Маковый — в этот день начинали собирать созревший мак. Какие сладкие булочки с ним получались!

Яблочный Спас (19 августа) — второй Спас

Проводы лета всегда начинались со дня празднования Яблочного Спаса. Ночи становились холоднее, тепло уходило. Появлялись первые яблочки, и какими же сладкими они были! Возможно, вкус их был сладок еще и оттого, что до этого дня православные яблок не ели. Зато в этот день собирали наливной урожай, несли в церковь освятить и только потом разговлялись.

Матери, потерявшие своих деток, приносили яблоки на их могилки. Считалось, что если до Яблочного Спаса мать не попробует яблочка, тогда дитя ее на том свете в этот день будет есть райские яблочки. Юных девиц можно было увидеть около яблонь. Прислонятся к ним и стоят, о чем-то нашептывают. А все потому, что согласно древнему поверью, в этот день можно было попросить у яблони красоты и долгой молодости.

Хозяйки начинают варить яблочное варенье, пастилу, компоты. А останется несколько плодов — обязательно запекут их.

Рецепт варенья из яблок, которое варили на Яблочный Спас

Выбрать 3-4 крупных яблока с кислинкой. Вымыть, обсушить, обрезать «крышечку», через нее аккуратно удалить сердцевину. Уложить внутрь любые ягоды (чернику, малину, клубнику). Сверху залить медом и закрыть срезанной «крышечкой». Поставить в духовку и выпекать при температуре 180 градусов до готовности.

А что же значит этот праздник в христианстве? 19 августа празднуется великое Преображение Господне. Иисус Христос с тремя своими учениками в этот день взошел на гору Фавор и преобразился там — весь засиял, одежды его стали белыми, около него появились пророки. Преображение было свидетельством Божьего чуда и силы его.

Domblago

Праздник медовый спас история и традиции, что нужно сделать в этот день

14 августа праздник православный — Медовый спас. Вообще, в августе, кроме Медового, ещё два спаса – Яблочный и Ореховый и все они получили своё название в честь Спасителя Иисуса Христа (Спас –сокращённое от Спаситель).

Праздник медовый спас история и традиции.

Полное название Медового Спаса – Происхождения честных древ животворящего Креста Господня и установлен он в честь двойной победы в 1164 году Андрея Боголюбского над отрядами волжских булгар, превосходящих мощью и количеством. А также победы императора Михаила (Мануила) над воском сарацинов (арабов). И князь, и император усердно молились о победе в канун сражения и им обоим было видение: от взятых в поход икон заструился дивный свет и сошёл на воинов.

Почему спас назван Медовым? Название чисто практическое – в это время пасечники начинают заламывать первые медовые соты, кроме того, считается, что после 14 августа пчёлы перестают вырабатывать мёд.

Традиционно первую порцию мёда (первенец) святили в церкви и верили, что он обладает особой целебной силой. Ложку освящённого мёда-первенца съедали, запивая колодезной или родниковой водой, чтобы получить заряд бодрости и здоровья и делали это только в Медовый Спас. Именно в этот день сочетание мёда и холодной воды (по народному поверью) не вызывает повышение температуры и лихорадки.

В праздник Медовый спас готовили не менее трёх блюд на меду и подчевали ими домочадцев, гостей, соседей и прохожих. Есть в народе даже пословица, связанная с такой традицией: «На Первый Спас и нищий медку, отведает».

Есть у Медового Спаса и другие названия – Мокрый, Спас на воде, Маковый.

Маковым первый спас называют так же из практических соображений, в это время начинают собирать урожай мака. Обычно на праздничный молебен берут с собой букеты васильков и бархатцев в центре которых красуется маковая головка.

Кроме того, 14 августа все православные верующие вспоминают мучеников Маковеев, погибших за христианскую веру – это ещё одна причина называть этот православный праздник Маковым.

Название Мокрый или Спас на воде связано с воспоминанием о дне Крещения Руси.

14 августа (по новому стилю) князь Владимир крестил народ в водах Днепра. В этот день в церквях проводят малое водоосвящение, совершаются крестные походы на естественные водоёмы, освещаются новые колодцы.

С 14 августа начинается Успенский пост.

Что нужно сделать в Медовый спас.

Непременно отстоять праздничный молебен.

Освятить мёд, даже если вы не пасечник. Прихватите с собой баночку мёда этого года, желательно собранного в вашем регионе на праздничный молебен обязательно.

Если вы травник – освятите травы.

Так как роса в этот день считается целебной – по утру умойте росой лицо, что даст вам не только здоровье, но и красоту.

В этот день можно в последний раз искупаться в естественном водоёме, после медового спаса вода зацветает и становится холодной. Вообще любое соприкосновение с водой в этот день даёт здоровье и умиротворение.

Ну и, понятное дело, приготовьте не менее трёх блюд на меду, угостите ими всех, кого пожелаете.

Что можно приготовить?

Медово-рисовый студень.

Длин озёрный рис сварить в подсоленной воде, откинуть на дуршлаг и промыть холодной водой. Переложить в чашу, такого объёма, чтобы было удобно перемешивать.

Желатин замочить в клюквенном или лимонном соке. Когда он разбухнет, подогреть, добавить мёд, перемешать.

Влить желатиново-медовую смесь в рис, перемешать, выложить все в красивую форму и отправить в холодильник. Когда рис застынет, перевернуть на блюдо и аккуратно обвести медовой струйкой.

Взвар на меду

В одном литре воды развести мёд по-вкусу, добавить три горошины чёрного перца, половину чайной ложки базилика, маленький лавровый листик.

Все вскипятить, добавить дольку лимона, дать настояться.

Бутерброд пасечника

На ломоть свежего Бородинского (или подобного ему) хлеба положите половинку очищенного от кожуры огурца, залейте обильно мёдом. Попробуйте, знатоки утверждают, что это очень вкусно!

Кстати, моя бабуля, Царство ей небесное, любила солёные огурцы с мёдом, и утверждала, что такое сочетание напоминает ей солёные арбузы. Я солёные арбузы никогда не пробовала и ответить согласием на её настойчивые предложения — попробовать солёные огурцы с мёдом, так и не рискнула.

В общем — это рецепты Ново-Тихвинского женского и Свято- Николаевского Верхотурского мужского монастырей. Если вы знаете, какие-то простые, вкусные или интересные рецепты с мёдом, то поделитесь ими в комментариях – это будет полезно и для меня, и для моих читателей.

Ну, вот и все, пожалуй, о празднике медовый спас, его истории и традициях.

А напоследок: Медовое колдовство.

14 августа, в праздник православный Медовый спас, сходите на праздничный молебен и освятите мёд свежего сбора. Поле, дождитесь убывающей луны, из трёх разных пачек чая возьмите по щепотке и заварите чай в отдельном чайничке. Заварку процедите, разведите в ней ложку освящённого мёда приговаривая:

«Чай с мёдом женю, себя с бедой развожу. Медовый чай выпивается, беда забирается, на синий океан-море отправляется, да там и приживается. Да будет так!»

Три дня подряд пейте этот чай утром, в обед и вечером перед сном.

Желаю вам счастья и благоденствия, здоровья и умиротворения!

Православный календарь на 14 августа 2018 года

Происхождение (изнесение) Честны́х Древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164). Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. до Р. Х.).
Обре́́тение мощей прп. Софии Суздальской (1995). Мчч. в Пергии Памфилийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея (III).
Сщмч. Димитрия Павского пресвитера (1937).

Креста: 1 Кор., 125 зач., I, 18–24. Ин., 60 зач., XIX, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35. Мчч.: Евр., 330 зач., XI, 33 – XII, 2. Мф., 38 зач., X, 32–36; XI, 1. На водоосвящении: Евр., 306 зач., II, 11–18. Ин., 14 зач., V, 1–4..

Начало Успенского поста.

На утрене после великого славословия – вынос Креста и поклонение ему по чину Крестопоклонной Недели.

На литургии поется Трисвятое.

Совершается малое освящение воды.

Крест относится в алтарь вечером по отпу’сте вечерни.

С этого дня до отдания Воздвижения (кроме попразднства Преображения Господня, предпразднства Успения Пресвятой Богородицы, самого праздника Успения, его попразднства и отдания) на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Крест начерта’в…».

Тропарь Креста Господня, глас 1: Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство. Кондак Креста Господня, глас 4: Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на супоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра// непобеди́мую побе́ду. Тропарь мучеников Маккавеев, глас 1: Боле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша,/ умоле́н бу́ди, Го́споди,/ и вся на́ша боле́зни исцели́,// Человеколю́бче, мо́лимся. Кондак мучеников Маккавеев, глас 2: Прему́дрости Бо́жия столпи́ седмочи́сленнии/ и Боже́ственнаго Све́та свети́льницы седмосве́щнии,/ Маккаве́и всему́дрии,/ пре́жде му́чеников преве́лии му́ченицы,/ с ни́миже всех Бо́гу моли́теся// спасти́ся почита́ющим вас.

Крест Христов учит нас со смирением принимать страдания. Конечно, невозможно делать вид, что ничего не происходит, когда жизнь наносит болезненные удары, но они не должны надламывать нашу волю, разрушать личность и жизнь. Мы должны все обращать ко благу: и неудачи в жизни, и болезни, и скорби, которые Бог нам посылает, помня, что если Господь изволил пострадать ради спасения людей, то и наши скорби имеют спасительное значение для нас. Сила христианина заключается прежде всего в том, что, уповая на волю Божию, доверяя Господу, он способен стойко и без ропота преодолевать боль и страдания, а значит, быть внутренне сильным и непобедимым.

Богослужебные указания

В череде августовских Спасов Медовый занимает первое место, открывая череду сбора урожая и встречу осени. Этот праздник приходится на 14 августа и совпадает с началом двухнедельного Успенского поста, который длится до третьего Орехового спаса. История этого праздника уходит вглубь веков и достойна освещения.

История праздника

( Маковский Константин Егорович «Пасека»)

Медовый Спас имеет несколько синонимичных названий: Первый или Маковый Спас, Маковей, Спас на воде. Каждое из его названий несет свою историю и является неотъемлемой частью этого праздника.

Само слово Спас является напоминанием о Спасителе и спасении. День этого Спаса совпадает с христианским праздником Изнесения Древ Креста Господня. Он своими корнями уходит в Константинополь IX века. Август в этом городе неизменно был жарким и приносил людям много бед в виде болезней, распространявшихся с испорченной водой. Но после пронесения по городу Животворящего Креста болезни отступили и крестный ход стали проводить ежегодно.

Название Маковей относится к библейской истории о мучениках братьях Маккавеях и их матери Соломеи, которые сохранили веру вопреки всем испытаниям.

Согласно древним рукописям на Руси Первый Спас стал широко отмечаться в XII веке после победы над войском волжских булгар. Князь Андрей Боголюбский перед сражением молился Святому Кресту и ночью видел сон, в котором свет от иконы Божьей матери освятил его воинов. В честь победы князь повелел устраивать крестовые походы к реке. С этим событием связано название Спас на воде.

Упоминание и освящение воды в этот день связано и с Крещением Руси князем Владимиром, которое произошло 1 августа по старому стилю. До сих пор сохраняется поверье, что Медовый спас – это один из последних рубежей, после которых нельзя купаться в водоемах. Это может навлечь болезни и смерть.

Название Маковый спас связано с совпадением праздника со сбором мака, который, как и мед, святился в церкви.

Традиции праздника

( Гремитских Владимир Георгиевич «Пасека»)

Традиционно с этого дня на Руси начиналась откачка меда. Считалось, что пчелы перестают носить взятки с цветов. Владельцы ульев выламывали первые соты и приносили их на освящение в церковь.

В этот день традиционным угощением были пироги с медом и пшенной кашей. Также было принято печь блины. Существовал целый купеческий обряд: свернутый в квадрат блин купец должен был есть, откусывая по уголку в каждом из углов своей лавки. Это сулило успех в делах и хорошую прибыль на целый год.

Сбор мака также сопровождался рядом обрядов. Один из них гласил, что если освященный в церкви мак рассыпать по двору, то в дом не попадет ни одна нечисть.

Традиционно в этот день девушки и женщины собирали оберег из трав, который святился в церкви вместе с медом. В него обязательно входили несколько трав, каждая из которых имела свой сакральный смысл:

  • Календула и рута являлись оберегами от хворей и болезней;
  • Колоски овса пророчили хороший урожай;
  • Веточки мяты добавлялись для сохранения дружелюбной атмосферы в семье;
  • Калина была символом девичьей красоты.

Букет обязательно повязывался красной лентой и хранился в доме до следующего года. Часто такие букетики вешались в изголовье кроватей детей для оберега их сна и отпугивания злых духов и плохих снов.

На Первый Спас было принято помогать бедным и обездоленным. Вдовам и старикам помогали заготавливать дрова и убирать урожай, нищих угощали пирогами и медом. В этот день на селе начинались работы по уборке урожая.

Немного об истории и традициях торжества

Медовый Спас, история праздника и традиции берут свои корни в глубокой древности.

Конец лета на Руси всегда давал множество поводов для радости людям: сбор урожая, обилие православных праздников, последние теплые деньки — невозможно быть несчастливым в это время года. В середине августа начинается Успенский пост, который приравнивается по строгости к Великому, но соблюдать его гораздо легче, ведь в садах и огородах поспевают фрукты и ягоды, лес наполнен грибами. А пасеки пчеловодов начинают источать необыкновенный аромат меда.

Именно в августе православные христиане отмечают три события в честь Христа Спасителя:

  • Медовый Спас (отмечают 1 августа (ст. ст.)/ 14 августа (н.ст). Это торжество носит названия Первого, или Мокрого Спаса, Лакомки, Медового праздника)
  • Яблочный Спас (празднуют 19 августа; православные христиане в этот день вспоминают Преображение Господне)
  • Ореховый Спас (празднуют 29 августа, в православии этот день ознаменован праздником Нерукотворного Образа Иисуса Христа)

Православные традиции в праздник Медового Спаса

Первый Спас, Медовый, выпадает на начало Успенского поста. История этого праздника уходит корнями в далекий Константинополь, где каждый год именно в этот день выносился Животворящий Крест Господень для освящения всего города и защиты от смертельных болезней. Святыню несли на руках, сменяя друг друга, крестным ходом, возглавляемым епископами и самим правителем, к роднику Спаса, который протекал за стенами города, а затем в храм Святой Софии. С этого дня и до самого Успения к Кресту могли приложиться все желающие.

В Русской Церкви торжество Изнесения Древ Животворящего Креста Господня установил благоверный князь Андрей Боголюбский после победы над войсками волжских булгар, а император Мануил в Греции – над арабскими войсками.

По преданию, Андрей Боголюбский и император Мануил почитали Животворящий Крест Господа Иисуса Христа, и тот и другой правитель молился перед святыней с просьбами о помощи. Совершилось чудо: правителям было видение, которое источалось от икон Спасителя и Богородицы, взятых на поле битвы. Образа излучали необыкновенное свечение и обрамляли им полки. Храбрые воины одолели неприятелей, и в память об этом они установили ежегодный крестный ход на реку.

В этот праздник в православных храмах до сих пор традиционно совершается малое освящение воды. В старину верующие после Литургии свершали крестные ходы к водоемам. Священники освящали воду в озерах и реках. Православный народ считал своим долгом окунуться в этот день в освященную воду: считалось, что при погружении с человека смываются все грехи. Еще одной традицией в этот день было очищение старых колодцев и освящение новых.

Народные традиции в праздник Медового Спаса

На Руси еще до принятия христианства отмечали Медовый Спас, поскольку им заканчивалось лето и начиналась осень, которая приносила с собой холод и ливни. Кроме того, в этот праздник перелетные птицы начинают подготовку к полету в южные края, а пчелы перестают носить пыльцу. И 14 августа пасечники торжественно забирали мед.

Первые забранные соты помещались в новую деревянную посуду и относились в храм для освящения всего медового урожая. Только после освящения меда разрешалось его употребление в пищу. Согласно преданию в день Медового Спаса сладким лакомством старались угостить всех: знакомых и незнакомых, детей и взрослых, бедных людей. Считалось грехом обделить нищего человека в праздник Медового Спаса. Отсюда пошла пословица: «В Медовый Спас даже нищий медку попробует». Мед употребляли с чаем и готовили из него разные постные блюда.

Другое название Первого Спаса — Маквей — связано с именем мучеников Маккавеев и их матери Соломии, память которых празднуется в этот день. Они жили во времена гонения на христиан, и жестокий правитель Сирии Антиох за это решил замучить их. Они подвергались разным пыткам вместе со своей матерью, которая всячески старалась поддержать и подбодрить их, несмотря на свои страдания и боль. Наконец, все братья, кроме самого младшего, умерли.

Царь предлагал ему богатство и власть, обещал помиловать мать если он выполнит лишь одно условие: отречется от христианской веры. Юноша отказался, сказав, что готов принять любые муки и смерть за Христа. Тогда жестокий правитель приказал казнить и сына, и мать.

С течением времени празднования Медового Спаса и Маквея слились в один, а на Руси, по созвучию с именем братьев, стали приносить в храмы для освящения, помимо меда, еще и мак.

Исстари в этот день хозяева посыпали углы в доме семенами мака. Считалось, что именно дикий мак способен отогнать всякую нечисть, желающую проникнуть в жилище.

Постная трапеза в праздник Медового Спаса

В день Медового Спаса по традиции организовывали выставки-ярмарки самых лучших сортов мёда. Праздник меда сопровождался приготовлением выпечки со сладким лакомством. Наиболее распространены были маленькие рулеты с маком, печенье и многочисленные вкусные постные коврижки и пирожки.

Первым блюдом обеденной трапезы традиционно считались блины с маком. В отдельной чистой посуде маленькие черные зернышки смешивались с маковым молочком. В эту смесь обмакивали приготовленные горячие блинчики.

Другим распространенным блюдом в праздник Медового Спаса были мелко нарезанные яблочные дольки, которые макали в мед и ели. Запрещалось употреблять мясо и продукты животного происхождения в пищу, так как 14 августа приходится на пост. Особо относились к хранению освященного в храмах меда. То, что не съедали в сам праздник, переливали в чистую стеклянную посуду и ставили в темное место. До сих пор по традиции им лечатся во время болезни или душевного неспокойствия.

Постные блюда с медом и маком

Успенский пост — строгий, однако существует множество рецептов постных вкусных блюд. Например, традиционным блюдом в праздник Медового Спаса может стать постный пирог с медом и маком.

Пирог с медом и маком.

Для приготовления понадобится:

  • 1 кг 200 г муки;
  • 450–500 мл теплой воды (2 стакана);
  • 1 стакан подсолнечного масла;
  • 50 г дрожжей;
  • 1 ст. л. крепкого черного подслащенного чая;
  • 0,5 ст. л. молотого кориандра;
  • соль;
  • ванилин (на кончике ножа);
  • 12–14 ст. л. маковых зерен;
  • 7–8 ст. л. мёда.

Дрожжи необходимо растворить в подогретой воде, затем всыпать примерно 2 стакана муки, полученную массу перемешать и оставить подниматься. После первого подъема теста необходимо добавить оставшуюся муку, подсолнечное масло, кориандр и ванилин, затем оставить тесто до второго подъема.

Чтобы приготовить начинку, нужно смешать мак с медом и проварить на слабом огне в течение 6–7 минут. Полученную смесь охладить.

После второго подъема теста его нужно разделить на две части: большую и маленькую. Большую часть раскатать до толщины примерно 1 см. Края смазать крепким раствором сладкого черного чая. Противень необходимо застелить бумагой для выпечки и переложить на него тесто. Затем выложить начинку, после чего сформировать рисунок из оставшегося теста. Кроме того, необходимо сделать бортики по краю пирога и смазать его поверхность чаем.

Выпекать пирог с медом и маком следует в духовке до полной готовности.

Приятного аппетита!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *