Кафедральный собор в

Кафедральный собор в Калининграде — визитная карточка города (орган, музей Канта, экскурсии)

Кафедральный собор в Калининграде или Домский собор Богоматери и Святого Адальберта (немецкое название Konigsberger Dom — Кёнигсбергский кафедральный собор) — главное культурное и историческое место Калининграда.

Первое упоминание о Кафедральном соборе относит нас к 1333 году, именно эту дату (13 сентября 1333 г.) принято считать «Днем Рождения» собора. Формально, датой завершения строительства собора считается 1380 год, но работы, проводимые в соборе, продолжались и позже.

До начала церковной реформации 16 века собор являлся главным католическим храмом Кенигсберга, был посвящен Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту. Также, за время своей богатой истории, собор был лютеранским храмом Пруссии.

После Второй мировой войны здание собора стало руинами, коими и оставалось до 1990-х годов, когда начались работы по восстановлению собора.

В настоящее время Кафедральный собор является визитной карточкой города Калининграда. Изображение этого монументального здания можно видеть в рекламных проспектах, на открытках, брелоках, кружках и прочей сувенирной продукции.

Расположен Кафедральный собор в самом сердце города, на острове Канта, являя собой доминанту острова.

Пожалуй, ни один турист, посещающий Калининград, не может обойти собор стороной, ведь помимо привлекающей внимание архитектуры — стиль кирпичной (балтийской) готики, собор притягивает к себе внутренним убранством.

В настоящее время по прямому назначению Кафедральный собор не используется, сейчас это многофункциональный культурный центр, место проведения фестивалей, концертов и всевозможных значимых событий в городе.

На постоянной основе в соборе функционируют: концертный зал, заалтарное пространство, музейная экспозиция и две часовни.

Концертный зал Кафедрального собора в Калининграде (орган Кафедрального собора)

Главный зал Кафедрального собора — одно из самых изысканных и посещаемых мест в соборе.

В данном зале находится уникальный в своём роде органный комплекс, состоящий из двух органов — большого и малого хорового. В связи с чем, зал носит название «Органный».

Органы собора — механические инструменты с добавлением электроники, изготовлены немецкой органостроительной фирмой «Alexander Schuke».

Большой орган был установлен в соборе в 2008 году и в настоящее время является самым большим органом в России.

Фото малого органа

В органном зале проводят: ежедневные дневные органные мини-концерты (продолжительность 40 минут); вечерние концерты один-два раза в неделю, где играют ведущие российские и европейские музыканты.

Помимо органов в зале собора можно видеть:

— историческая реликвия — Крестильная чаша-купель. Считается, что чаша появилась ещё в Кёнигсберге, до 1350 года (точная дата неизвестна), и прежде, чем попасть в собор, находилась в Альтштадтской церкви, где в то время располагалась кафедра епископа.

Купель выполнена в романском стиле, имеет высоту 113 сантиметров, материал — известняк. Восьмигранная чаша размещена на объемном пьедестале. Все грани опоры и чаши имеют выпуклые рисунки и символические аспекты;

— витраж с масонскими символами;

— фрагменты бывшего строения собора;

— подлинный билет Кёнигберского Кафедрального собора на одну из постановок, от 3 апреля 1944 года.

Заалтарное пространство Кафедрального собора в Калининграде

Бывшее заалтарное пространство собора ныне располагает тремя эпитафиями.

Центральную часть занимает восстановленная эпитафия герцогу Альбрехту первому.

Во время Второй мировой войны надгробие пострадало в пожаре. Затем собор подвергался разграблениям — искали золото и прочие ценности. Статуи с надгробия Альбрехта были распроданы, а эпитафию заложили кирпичом, местами закрасили краской. В 2009 году начались реставрационные работы самой большой, сохранившейся после войны эпитафии. Это 14-метровое надгробие для усыпальницы первого герцога Пруссии Альбрехта — памятник работы выдающегося голландца Корнелиуса Флореса (1570 год).

В нижней части эпитафии изображены скульптурки двух мальчиков с опушенными вниз факелами, что символизирует окончание земной жизни и начало божественной.

На боковых стенах расположены эпитафии двум женам герцога — первой — Герцогине Доротее и второй супруге герцога — Анне Марии.

Хотя эпитафии и не оригинальные, но выполнены весьма искусно, с соблюдением всех элементов.

Музей имени Канта в Кафедральном соборе, Калининград

Музей имени Иммануила Канта имеет несколько залов, расположенных на трех этажах Кафедрального собора.

В коллекцию музея входят разнообразные экспонаты, связанные с историей Кёнигсберга-Калининграда, а также жизнью и научной деятельностью немецкого философа Иммануила Канта.

В музей Кафедрального собора ведет винтовая лестница.

В первом зале музея представлен макет Кёнигсберга 1937 года, автор — художник-архитектор музея Дырыщев Альберт Михайлович.

Также на макете можно видеть Королевский замок. Замок был поврежден в ходе войн, а в советское время снесены остатки руин. В настоящее время от замка остались лишь фрагменты подземелий, которые можно видеть на площади возле Дома Советов.

Вторым знаменитым экспонатом музея являются элементы старых башенных часов Кафедрального собора, обнаруженные при расчистке территории собора в 1995 году.

В настоящее время на главной башне собора находятся часы, изготовленные по образцу Кёнигсбергских часов. Это самые точные часы в городе, по ним местные жители уже многие годы сверяют свои часы)).

Одеяния членов тевтонского ордена дома святой Девы Марии Тевтонской.

Зал, посвященный наглядной истории Кафедрального собора. На фотографиях запечатлены: собор в довоенное время, в советский период и ход восстановительных работ собора.

Особое место в музее занимает Валленродская библиотека. Зал библиотеки полностью воссоздан в 2005 году с помощью фотографий.

В следующем зале также представлены экспонаты, посвященные истории собора и Канту. Из самых интересных:

— воссозданный костюм Иммануила Канта. Надо заметить, Кант был по тем временам ещё тем модником;

— портрет Канта и единственное цветное изображение, на котором можно видеть Канта сидящего за столом;

— краткая справка, посвященная Графини Марион Хедда Ильза Дёнхоф, оказавшей большую помощь в восстановлении Кафедрального собора. 1 миллион 250 тысяч немецких марок было потрачено на возведение крыши собора;

Картина «Кант в кругу друзей», мастера Н. Фролова 1998 г., копия сделана с иллюстрации Э. Дёрстлинга 1804 г.

В мемориальном зале музея находится копия посмертной маски Канта. По оной из версий, копия была снята с оригинала.

Фото музея имени Канта

«За кулисами»

С отдельной экскурсией можно попасть «за кулисье» Кафедрального собора.

Подъем проходит по узкой винтовой лестнице

Затем вы, наклонившись и зайдя в маленькую дверь, попадаете в «святая святых» — творческую мастерскую художника-реставратора, в которой видите, как и где работает мастер, а также фотографии, с которых мастера воссоздают «душ прошлых лет».

На фото посмертная маска Иммануила Канта. Возможно, именно с неё была сделана копия, которую можно видеть в мемориальном зале музея Кафедрального собора.

Первое изображение Кёнигсберга в цвете. Также данное изображение можно видеть в музее изобразительных искусств, расположенном в старом здании бывшей Кёнигсбергской торговой биржи, что вблизи острова Канта.

В одной из башен собора каждый вечер загорается зеленый огонек. Ежесуточное зажжение зеленого «огня» было посмертным пожеланием младшего сына герцога Альберта Великого — Лютера Брауншвейгского.

На внешних стенах собора ежегодно гнездится Пустельга (птица из отряда соколообразных семейства соколиных). Птица эта хотя и небольших размеров, но хищная. Сотрудники собора неоднократно видели, как на внешних карнизах окон верхних этажей собора птицы питались мышами и прочей мелкой добычей.

Калининград. Часть 2: призраки Кёнигсберга, Кафедральный собор

Как уже говорилось в прошлой части, Калининград — город наизнанку с переполненными историей окраинами и унылым панельно-бетонным центром. С одной оговоркой: всё же от Старого Кёнигсберга, в самой его геометрической середине, всё-таки уцелел Кафедральный собор. О нём — первый из 4 постов под общим заглавие «призраки Кёнигсберга».
И ещё сразу обращаюсь к знатокам региона — перефразируя известный мем, «вы не ругайтесь, вы поправляйте!».
…о том, как крестоносцы Тевтонского ордена пришли в языческую Пруссию, я уже писал в посте о замке Бальга, заложенном в 1238 году. На первичную колонизацию Пруссии «псам-рыцарям» понадобилось около двух десятилетий, и в 1255 году на месте прусского городища Твангсте в устье Преголи IX Великий магистр Тевтонского ордена, участник Легницкой битвы с монголами (1241) Поппо фон Остерна и чешский король Оттокар II Пржемысл основали замок Кёнигсберг-в-Пруссии (официальное название города вплоть до 1946 года). «Кёнигсберг» в переводе «Королевская гора», но при этом плоский почти как Петербург, поэтому есть версия, что название его — калька с варяжского, и означает Княжий берег; в Польше же он всегда был известен как Королевиц. Крепость в устье реки-стержня всей Пруссии стала быстро обрастать торговыми поселениями: подзамковая слободка Альтштадт («Старый город») получила Кульмское право в 1286 году, примыкающий к ней Лёбенихт — в 1300, Кнайпхоф на островке — в 1327, а Ломзе, Форштадт, Ластадия так и оставались предместьями. Три города жили своей жизнью, имели отдельные ратуши, даже один раз воевали (1455) и постоянно вели экономическое соперничество, а замок Кёнигсберг лишь взирал на эту суету из-за своих неприступных стен. Такие полицентрические города в Европе вообще не редкость — например, Прага иди даже наш Киев, и объединились они не так уж давно: скажем, Кёнигсберг — лишь в 1724. И так как замок не принадлежал Лёбенихту и Альштадту, важнейшим из трёх городов до этого времени был Кнайпхоф, в котором и стоял Кафедральный собор. Всё это хорошо иллюстрирует макет в его башне — кроме непосредственно собора из показанных на нём зданий не уцелело НИ ОДНО:
2.
Полное посвящение храма — собор Божьего Тела, Девы Марии, Адальберта Пражского и Всех Святых. Он был заложен ещё в Альтштадте, построен в 1302 году, но вскоре стало ясно, что для растущего города собор маловат. Тут Кульмским правом обзавёлся Кнайпхоф, и в 1333 году первый собор начали разбирать и строить заново на другом берегу протоки. Изначально он должен был стать храмом-крепостью, но магистр Людвиг Брауншвейгский счёл, что второй укреплённый объект в прямой видимости от замка будет скорее потенциальным противником, чем подспорьем, и собору надлежало оставаться в тени замка. Неф собора достроили в 1388 году, но башни — лишь в 1553, уже в «лютеранский» период.

3.
Здесь хорошо видно устройство собора. Восточная (левая) часть построена первой, была однонефной, и известна как Высокие хоры — в ней вплоть до 1525 года дозволялось молиться только адептам Ордена. Более широкая трёхнефная часть — Низкие хоры, построена следом для прихожан. Архитектура собора — правильная «северная готика», отличающая города Ганзейского союза.
4.
По европейским меркам кафедраль тут небольшой — всего 88 метров в длину и 50,5 в высоту, то есть в 1,5-2 раза короче и в 2-3 раза ниже великих соборов Европы типа кёльнского или руанского. На этом Дальнем Востоке Европы больше вряд ли требовалось — зима суровая, а кругом неверные… но именно здесь, а не в Кёльне или Ульме,в 1525 году состоялось первое официальное богослужение на немецком языке (не латыни). Собор в Прусском герцогстве стал приходской кирхой Кнайпхофа, и тогда же начал превращаться в культурный центр новой страны — в 1544 году по соседству строится Альбертина, в 1650 году в башне разместилась Валенродтовская библиотека. В соборных склепах хоронили не только знать и высшее духовенство, но и профессоров.
5.
Одним из них был Иммануил Кант, и именно его могила не дала собору разделить судьбу замка, ратуш, кирх и многого другого. Тем не менее, восстанавливать сгоревший в войну храм не стали, и к моменту распада СССР он выглядел примерно так:
6.
7.
Само здание восстановлено в 1992-98 годах, а вот детали — эпитафии, часовни, орган, убранство — восстанавливается постепенно и скорее всего это займёт ещё не одно десятилетие. Сам же Кнайпхоф вряд ли вернётся, и на месте его узких улочек — парк:
8.
Который в 1970-80-е даже пытались сделать парком скульптур, но не слишком удачно:
9.
10.
Катерина taiohara обратила моё внимание вот на эту композицию. Юлиус Рупп — этот дед Кете Кольвиц, о которой в современном Калининграде знают немногие (в отличие от Брахерта). Между тем, эту художницу и скульптора начала ХХ века называли «Микеллианджело в юбке». Рупп, которого газеты называли «мятежным проповедником», оказал на Кете огромное влияние, и когда его похоронили на соборном кладбище, она изготовила ему памятник. Здесь, правда, копия, привезённная 22 июня 1991 года внучкой Кете Юттой Ботте-Кольвиц. Но по сути — единственное ныне произведение Кольвиц в родном городе.
11.
Ещё тут есть памятник Альбрехту Гогенцоллерну в 1525 году упраздшившему Прусское ландмейстерство Тевтонского ордена, перешедшего в лютеранство и основавшего Прусское герцогство. Как известно, Гогенцоллерны правили Пруссией, а затем и всей Германией вплоть до 1918 года, а основателем династии выходит именно Альбрехт. Памятник ему поставили в 1891 году, разрушили при Советах и воссоздали в 2005:
12.
С этой стороны находится и самое культовое место Калининграда — Стоя-Кантиана (1924):
13.
При жизни, да и первые лет сто после, Канта в Кёнигсберге не очень-то чтили, и в genius loci он начал превращаться лишь после Первой Мировой. Тогда и был построен нынешний склеп взамен обветшавшего старого. Трудов Канта в полном виде я не читал, ограничившись материала из учебника по философии… и всё же примерно понимаю, как сильно повлияли его идеи на Новое время. Здесь покоится один из величайших людей Истории:
14.
Самая красивая деталь «Стои-Кантиана» — потолок:
15.
В стенах Высоких хоров, наружных и внутренних — десятки эпитафий:
16.
17.
18.
Самым роскошными из них были эпитафии Альбрехта и Радзивиллов (тех самых, и в этом ничего удивительного — Кёнигсберг был одним из центров литовской элиты), и насколько я знаю, их понемногу восстанавливают. Правда, их местоположение я так и не выяснил. Эпитафия Альбрехта:
18а.
Ну а мы подходим к фасаду. Он очень впечатляюще нависает над головой:
19.
В холле собора встречают вот эти зверьки — подлинные скульптуры Кнайпхофской ратуши (1695-97):
20.
По бокам — две часовни. Справа — лютеранская:
21.
Слева — православная:
22.
С копией «Нерушимой Стены» из Киевской Софии и аутентичной русской библией 18 века, попавшей сюда в числе трофеев вермахта.
23.
Сам же собор не принадлежит ни одной из конфессий, а 7 мая 1995 года в нём проходила уникальная для России общая служба православных, лютеран и католиков. А вот туристу посещение влетит в 300-500 рублей, так как в музей на башне и органный зал в Низких хорах билеты по 150р. и фотосъёмка оплачиваются отдельно:
24.
Экспозиция на нескольких этажах посвящена в основном истории и археологии Пруссии:
25.
26.
Включая детальный макет Старого Кёнигсберга, на который я сошлюсь ещё не раз. Тут помимо замка и собора видна третья доминанта — Новая Синагога в Ломзе (1894-95):
27.
Ещё один макет, более общий, даёт представление о том, как Кёнигсберг был укреплён:
28.
Вдоль лестницы — витражи:
28а.
Выше — Валенродтовская библиотека, а вернее её реплика. Мартин фон Валленродт, местный дворянин, коллекционировал книги с начала 17 века, и к 1623 году насобирал более 3000 томов… однако затем его дом сгорел, и всё собрание погибло. Валенродту хватило духу начать всё сначала, и к моменту его смерти (1632) в библиотеке снова было около двух тысяч книг. Его сын Эрнст продолжил дело отца, объехал в поисках редких книг всю Европу и даже добрался в Америку, и к 1650 году библиотека разрослась настолько, что городской совет Кнайпхофа предоставил ей комнаты в башне собора. В 1675 году библиотека перешла к Кёнигсбергскому университету, а в 1721 году — государству, и к началу ХХ века насчитывала более 10 тысяч книг. Как и многие другие ценности, коллекция погибла в 1940-е… однако точно известно, что её удалось уберечь от огня, так как в распоряжение советской власти книги попали упакованными и целыми. Скорее всего, в неразберихе первых лет она была разграблена и распродана по всему миру, в частные коллекции. Самый значительный её фрагмент попал в библиотеку Торуни, а в Кёнигсберге из её собрания сохранилось около 300 томов 16-18 столетий (хранятся то ли в фондах музея, то ли в университете). Резное убранство библиотеки (1650-е годы) же было воссоздано к 2005 году:
29.
Верхние этажи башни занимает экспозиция памяти Канта:
30.
В соборе же, как я понял, пока восстановлены только Низкие хоры, и их занимает городской органный зал:
31.
Стрельчатые своды были белыми не всегда — роспись собора завершилась в 14 веке… и погибла опять же во время войны. Репродукции отдельных сюжетов висят в рамочках, и больше всего в суровом рыцарском краю впечатляет их доброта:

32.
Даже чёрт тут лапочка:
33.
Что касается других элементов убранства, то честно скажу — я забыл сфотографировать поясняющие таблички, и забыл, что тут чем было. Скорее всего — опять эпитафии, фрагменты утраченных склепов, часовни. Эти ангелочки — возможно, остатки органа:
34.
Этот корабль из свечей — уже современный, и свечи зажигают, когда служат по невернувшимся с моря:
35.
Больше всего меня заинтересовал вот этот объект — может, кто из местных подскажет?
36.
37.
Озадачил и вот этот явно не сохранившийся до наших дней саркофаг. Чей он был, и вообще в соборе ли находился?
37а.
Пока же самый красивый элемент собора — воссозданный совсем недавно орган, точная копия старого (1891):
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
Ещё можно было бы написать пост о Королевском замке, о видах на город с его башни, по одному о Кнайпхофе, Альтштадте, Лёбенихте и Ломзе, о Фортштадте и Хаберберге, о набережных и Ластадии, об улице Штайндамм, о площади Параденпатц, о Трагхайме, о Росгартене, о музее «Пруссия», о музее деревянного зодчества близ зоопарка, и только потом — о вокзалах, укреплениях, районах окраин… Но всего этого больше нет.
Однако немцы были такими любителями фотографии, что брали камеры даже на фронт, а уж Кёнигсберг обфоткали вдоль и поперёк. Наверное, если бы я владел немецким — сумел бы из довоенных фотографий склепать полноценный путеводитель. Но и без этого — в следующих трёх частях погуляем по достопримечательностям города-призрака.
ДАЛЬНИЙ ЗАПАД-2013
Вступление. Зарисовки, благодарности, дисклеймер.
Литовский транзит.
Восточная Пруссия
Бальга. Форпост крестоносцев.
Ода немецкой архитектуре.
Немецкая инфраструктура.
Янтарный край.
Заграничная Россия. Современный колорит.
Калининград/Кёнигсберг.
Город, который есть.
Призраки Кёнигсберга. Кафедральный собор.
Призраки Кёнигсберга. Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф.
Призраки Кёнигсберга. Ломзе, Форштадт, Ластадия.
Призраки Кёнигсберга. Росгартен, Трагхайм, Закхайм.
Площадь Победы, или просто Площадь.
Кёнигсберг транспортный. Вокзалы и трамваи.
Внутреннее кольцо Кёнигсберга. От Фридландских ворот до Площди.
Внутреннее кольцо Кёнигсберга. От Площади до Преголи.
Районы Кёнигсберга. Хаберберг, Марауниенхоф, Тиергартен, Девау.
Город-сад Амалиенау.
Ратхоф и Юдиттен.
Понарт.
Музей Мирового океана.
Самбия.
Натангия, Вармия, Бартия.
Надровия, или Малая Литва.
.

История Кафедрального собора

Первая соборная церковь была построена в Альтштадте Замландским епископом Зигфридом в 1297—1302 годах к югу от Замка. Город быстро рос, и уже к 1320 году храм оказался мал, и даже перестройка не смогла изменить ситуацию.Строительство нового Собора начал епископ Иоганнес Кларе (1320−1344) в северо-восточной части острова Кнайпхоф, переданной во владение епископата в 1322 году. Работы начались, вероятно, в 1325 году строительством хора (алтарной части), но были прекращены из-за недовольства орденской администрации (храм своими параметрами слишком походил на крепость). Датой основания Собора считается 13 сентября 1333 года, когда Верховный магистр Лютер Брауншвейгский подписал грамоту на продолжение строительных работ.

Материалом для нового собора частично послужили кирпичи старого собора, разобранного в 1330 году. Примечательно, что одновременно велось строительство Соборной школы.

Первоначально Собор был построен как базилика с высоким центральным нефом. В 1350-е годы осуществлена перестройка Собора в трёхнефную зальную церковь. Несколько увеличена высота главного нефа, стены боковых нефов также были надстроены, окна удлинены, над слепыми окнами северной стороны появился второй ряд. Слепые окна южной стороны также удлинили. Считается, что строительство Собора завершено в 1380 году, хотя некоторые перестройки происходили и позднее.

Собор был посвящён «Иисусу Христу, Деве Марии, святому Адальберту и всем святым». Ещё в преддверии реформ, 27 сентября 1523 года, в Соборе состоялась первая евангелическая проповедь Иоганна Брисманна, а 25 декабря 1523 года епископ Поленц впервые прочитал проповедь на немецком языке. В 1528 году Собор стал приходской лютеранской кирхой для общины Кнайпхофа.

Собор представляет собой трёхнефную псевдобазилику из красного кирпича с уникальным ассиметричным двухбашенным западным фасадом. Первоначально это были невысокие четырёхугольные башни, но обе сгорели в 1544 году. При ремонте южная башня отстроена как 12-гранная, а северную не восстановили — она получила треугольный фронтон и двускатную крышу, промежуток между башнями заполняет щипец. Массивный западный фасад Собора разделён по горизонтали двумя узкими штукатурными поясами, вертикально — высокими стрельчатыми арочными проёмами, которые варьируются по форме.

Хор (алтарная часть) имеет ширину, равную центральному нефу и делился на нижний хор из трёх пролётов и верхний хор из двух пролётов. В 1440 году деревянные потолочные перекрытия были заменены на каменные своды. Восточные окна боковых нефов пробиты в XVI веке. Башенка на коньке крыши установлена в 1568 году. По углам Собора планировалось поставить башни, однако сооружена была только юго-восточная. В 1640 году на западной башне установлены часы-куранты. Собор имел пять колоколов, и колокол 1492 года был самым большим в Восточной Пруссии, говорят, что он получил имя «Иоганнес» в честь основателя собора епископа Иоганнеса Кларе.Убранство Собора хранило произведения искусства всех веков его существования.

Особую ценность представляли алтарь, алтарная преграда и парящее над ней деревянное Распятие (1520) больше натуральной величины, созданные кёнигсбергскими резчиками. Главный алтарь с тремя створами содержал картины выдающегося уроженца Кёнигсберга Антона Мёллера (1563−1611): «Грехопадение», «Крещение Иисуса Иоанном», «Тайная вечеря» и «Распятие», созданные в 1591 году. Считалось, что это были самые красивые изображения в Соборе.

Каменная ограда крестильной капеллы из тесно поставленных колонн (1596) и железная кованая дверь капеллы (1596) в настоящее время реконструированы. В капелле находилась большая крестильная купель, выполненная готландскими мастерами из известняка в первой четверти XIV века и перенесённая из первого Собора, она восстановлена по фотографиям и содержит фрагменты подлинника.

Как главный храм Восточной Пруссии, Собор служил местом упокоения наиболее видных представителей светской и духовной иерархии. Стены Собора украшали более ста эпитафий, размещавшихся внутри и снаружи здания. Некоторые из них сохранились. У северной стены хора с 1588 года находилась «профессорская усыпальница», могила И. Канта (1804) стала последней в этом почётном ряду. В 1924 году, в связи с 200-летием со дня рождения философа, по проекту кёнигсбергского архитектора Фридриха Ларса над могилой был воздвигнут портик, сохранившийся доныне.

Особой достопримечательностью Собора была Валленродтская библиотека, названная по имени дарителей — графов фон Валленродтов, с 1650 года размещённая в южной башне. В результате войны уникальное собрание старинных книг и рукописей частично утрачено, частично рассеяно по разным библиотекам. Книжные стеллажи, украшенные резьбой в стиле барокко, восстановлены по фотографиям калининградскими мастерами-резчиками фирмы «Максик».

На башню ведёт построенная в XVI веке винтовая лестница, изящно оформленная колоннами и стрельчатыми арками.

Орган

Первый орган упоминается уже при освящении Собора. В 1695 году был установлен орган с 60 регистрами, который очень украсил Собор. В 1718—1721 годах Иоганн Мозенгель создал (использовав некоторые трубы органа XVI века) великолепный орган с 58 регистрами, вошедший в список крупнейших органов мира. За этим последовало в общей сложности пять модификаций органа. Барочное оформление органа во всю ширину среднего нефа поражало великолепием и мастерством исполнения.

Идея воссоздать орган появилась одновременно с началом работ по восстановлению собора. Президент РФ В. В. Путин, посетив Калининград в дни празднования 750-летнего юбилея города в 2005 году, поддержал мысль о строительстве органа, и необходимые средства были выделены. Для создания органа было выбрано предприятие «Александр Шуке» из Потсдама, которое много лет работает в России. В настоящее время Собор имеет уникальный органный комплекс из двух инструментов: хоровой (2006) и большой орган (2008). Оба инструмента (всего 122 регистра) имеют общую синхронизацию и могут звучать совместно. Металлический каркас органа изготовлен калининградским предприятием «Кузница на Печатной» (директор А. В. Бутерус). Скульптура и резной орнамент в стиле барокко выполнены мастерами-резчиками мебельной фабрики «Максик» (руководитель М. Ибрагимов).

Реставрации

В1833 году, в связи с 500-летием, в Соборе проходил большой ремонт. Во время работ были обнаружены средневековые фресковые росписи, однако из опасения повредить старинную живопись их решили не вскрывать, а оставить потомкам.В 1901—1907 годах под руководством архитектора и реставратора Рихарда Детлефсена были проведены работы по обследованию и комплексная реставрация Собора. Выяснилось, например, что южная башня «ушла в землю» на 1,67 м. Наиболее важные меры включали попытки укрепления фундамента, удаление с фасадов очень поврежденной штукатурки позднего времени, также было демонтировано большое ренессансное окно над главным входом. Обнаруженные в XIX веке фрески были расчищены и законсервированы.

Во время Второй мировой войны в ночь с 27 на 28 августа 1944 года при налёте английской авиации собор сильно пострадал: внутри всё выгорело, своды частично обрушились. Во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 года собор вновь попал под обстрелы, но всё-таки не был уничтожен. Удивительным образом сохранилась могила Иммануила Канта.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1307 Кафедральный собор был признан памятником республиканского значения, однако иных мер по его сохранению не последовало, и под воздействием природных стихий он продолжал разрушаться. В 1981—1984 годах произведены консервационные работы, что позволило сохранить стены Собора. Работы по восстановлению Кафедрального собора начались в 1994 году под руководством Ю. А. Одинцова и завершились в 2005 году.

При восстановлении Кафедрального собора с 1990-х гг. XX в. для воссоздания довоенного облика использовались архивные материалы. Среди них — работа доктора Эрнста Августа Хагена, профессора истории искусств в Кёнигсбергском университете «Описание соборной церкви в Кёнигсберге и находящихся в ней произведений искусства с введением об искусстве немецкого Ордена в Пруссии, преимущественно о церковном строительстве в Замланде», напечатанная в придворной типографии Кёнигсберга в 1833 году.

В данном сочинении в описании собора отмечается наличие замурованных окон-витражей. Их замуровывали в разное время в силу различных причин, чаще всего, чтобы оставить больше места в стене для надгробных памятников.

Несмотря на значительные повреждения и утраты, Собор принадлежит к числу старейших памятников архитектуры и имеет большую архитектурно-художественную и историческую ценность, является одним из главных символов города.

В настоящее время Кафедральный собор представляет собой концертно-музейный комплекс, состоящий из большого и малого концертных залов, музея И. Канта, мемориального захоронения И. Канта и Парка скульптуры. Службы в Соборе не проводятся, однако действуют евангелическая и православная часовни.

Памятник Юлиусу Руппу

Ввосточной части острова, у дороги от Медового моста к Собору стоит большой природный камень с бронзовым портретом — памятник Юлиусу Руппу (1809−1884). Вопреки расхожему мнению, это не надгробный памятник. Юлиус Рупп был похоронен на кладбище возле Королевских ворот. Юлиус Рупп — преподаватель университета, теолог и общественный деятель, дважды избирался членом прусского парламента. Он основал в Кёнигсберге Свободную евангелическую общину, где проповедовал идеи свободы, равенства и нравственных основ жизни, обсуждал способы справедливого устройства общества.

Идеи Ю. Руппа, призывавшего к личной ответственности и нравственному поведению, имели последователей, но не принимались официальной властью и лютеранской церковью. Это поставило его в ряды революционно-демократической оппозиции. В 1859 году он основал Комитет независимых выборов, был членом Ассоциации друзей Конституции в Кёнигсберге, много лет издавал еженедельную газету «Народный курьер» с подзаголовком «Справедливость!» Рупп имел большой авторитет как оратор, писатель и человек.

Кроме обширной общественной деятельности, Юлиус Рупп посвящал время своим внукам и был любимым дедом выдающейся художницы Кете Кольвиц (1867−1945). Памятный камень был установлен в 1909 году в честь 100-летия со дня рождения Ю. Руппа его знаменитой внучкой перед домом, где жил Ю. Рупп. Бронзовый рельеф, укреплённый на большом скальном камне, — одно из самых ранних скульптурных произведений Кете Кольвиц. На камне вырезаны слова Юлиуса Руппа: «Кто не живёт в соответствии с истиной, которую знает, тот является злейшим врагом этой истины».

Портретный рельеф, который мы видим сегодня, — копия, оригинал был утрачен во время войны. Это дар городу от внучки художницы, Ютты Бонке-Кольвиц, директора Музея Кетэ Кольвиц в Кёльне. Копию выполнил берлинский скульптор и реставратор Харальд Хааке (1924−2004) в 1991 году по просьбе Ю. Н. Иванова, председателя Калининградского отделения Российского фонда культуры.

Кафедральный собор в Калининграде

Собор
Кафедральный собор
в Калининграде
(Кёнигсбергский кафедральный собор)
(нем. Königsberger Dom)
Главный фасад Кафедрального собора в Калининграде

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 391510400360006 (ЕГРОКН)
объект № 3910201000 (БД Викигида)
54°42′22″ с. ш. 20°30′42″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Город Калининград
Конфессия лютеранство
Архитектурный стиль Кирпичная готика
Автор проекта
Первое упоминание 13 сентября 1333 года
Дата основания 1380
Строительство 1333—1380 годы
Статус Охраняется государством
Материал кирпич
Состояние Отреставрирован, не действует
Сайт sobor-kaliningrad.ru
Кафедральный собор в Калининграде на Викискладе

Кафедра́льный собо́р в Калинингра́де (нем. Königsberger Dom — «Кёнигсбергский кафедральный собор»), или Домский собор Богоматери и Святого Адальберта — недействующий кафедральный собор, расположенный в историческом районе города Калининграда — Кнайпхофе (ныне официально именуемом как «Остров Иммануила Канта»), одной из островных частей бывшего восточно-прусского города Кёнигсберга.

До начала церковной реформации XVI века собор являлся главным католическим храмом города Кёнигсберга (был посвящён Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту), а затем главным лютеранским храмом Пруссии.

В советские годы Кафедральный собор в Калининграде являлся объектом культурного наследия и входил в перечень памятников архитектуры республиканского (РСФСР) значения за № 0058.

Кафедральный собор, построенный в стиле кирпичной (балтийской) готики, является одним из немногих готических сооружений в России.

В настоящее время собор является одним из символов города Калининграда.

Службы в соборе не проводятся, здание используется для размещения музейных экспозиций и проведения концертов. Действуют евангелическая и православная часовни.

История

Первый кафедральный собор был построен между 1297 и 1302 годами в юго-западной части Альтштадта. После смерти епископа Зигфрида, при котором началось строительство собора, новым епископом стал Иоганн. Он счёл уже построенный собор слишком маленьким. По его просьбе в 1327 году магистр Тевтонского ордена выделил новый участок для строительства главной церкви города на острове Кнайпхофе.

Точная дата начала строительства собора на новом месте неизвестна. Формально его «днём рождения» считают 13 сентября 1333 года (первое упоминание в документах). В этот день магистр Тевтонского ордена дал добро на продолжение строительства собора. Первоначально проект предполагал строительство собора-крепости, потому что территория была только что завоёвана, но гроссмейстер Ордена Лютер Брауншвейгский не дал на то разрешения, сказав, что «незачем строить вторую крепость всего лишь на расстоянии полёта стрелы от орденского замка». Таким образом, приостановленное строительство было возобновлено, но теперь собор возводился уже исключительно как культовое сооружение. В связи с ненадёжным грунтом острова под фундамент храма было забито более тысячи дубовых свай.

Материалом для нового собора стали кирпичи старого собора (в Альтштадте), который был снесён. Специально для доставки их на остров через реку Преголю был построен мост, названный Соборным, а в городской стене Альтштадта были прорублены ворота, тоже получившие название Соборных. Оба сооружения носили временный характер; но если мост действительно позднее был разобран (он просуществовал только пятьдесят лет), то ворота простояли ещё шестьсот лет и погибли во время бомбардировки города англо-американской авиацией в августе 1944 года. Интересно, что если бы Соборный мост не был разобран, то не появилась бы знаменитая задача о семи мостах Кёнигсберга, ставшая поводом для создания теории графов.

Формально, датой завершения строительства считается 1380 год, но работы в соборе продолжались и позже. И не только по внутреннему оформлению (так, между 1380 и 1400 годами нефы собора были расписаны фресками). В 1553 году к фасадам собора были пристроены башни (на шпиле одной из них был установлен флюгер-русалка).

Первоначально собор был однонефным, но потом к его западной части пристроили трёхнефный корпус. В орденские времена эти две части церкви были разделены: в однонефной части, известной как Высокие хоры, молились рыцари, в трёхнефной (Низкие хоры) — обыкновенные прихожане.

В 1519 году в соборе прошла последняя католическая служба, а уже через четыре года здесь состоялась первая евангелическая проповедь на немецком языке.

В 1528 году собор стал кнайпхофской приходской кирхой и собственностью города Кнайпхофа. Вскоре по соседству с собором возникает здание университета Альбертина, собор выполняет функции университетской церкви, а с 1650 года в южной его башне располагается Валленродская библиотека, уникальное собрание старинных книг и манускриптов. Связывает Собор и университет профессорская усыпальница, в которой с 1558 года хоронили профессоров Альбертины. Иммануил Кант был последним, кто обрёл там покой. К 200-летию со дня рождения философа в 1924 году с восточной стороны собора был воздвигнут мемориальный портик «Стоа кантиана» (автор — архитектор Фридрих Ларс). Также в соборе был похоронен герцог Альбрехт и многие его родственники, фамильная усыпальница которых находится там же. Фрагменты надгробия Альбрехта сохранились в соборе до сих пор.

В 1640 году в башне собора были установлены часы с боем, а в 1695 году в соборе появился орган.

В 1789 году в кафедральном соборе побывал Карамзин. В его путевых заметках сохранилась запись, посвящённая собору:

Здешняя кафедральная церковь огромна.

С великим примечанием рассматривал я там древнее оружие, латы и шишак благочестивейшего из маркграфов бранденбургских и храбрейшего из рыцарей своего времени.

«Где вы, — думал я, — где вы, мрачные веки, веки варварства и героизма? Бледные тени ваши ужасают робкое просвещение наших дней. Одни сыны вдохновения дерзают вызывать их из бездны минувшего — подобно Улиссу, зовущему тени друзей из мрачных жилищ смерти, — чтобы в унылых песнях своих сохранять память чудесного изменения народов».

— Я мечтал около часа, прислонясь к столбу.— На стене изображена маркграфова беременная супруга, которая, забывая своё состояние, бросается на колени и с сердечным усердием молит небо о сохранении жизни героя, идущего побеждать врагов. Жаль, что здесь искусство не соответствует трогательности предмета! — Там же видно множество разноцветных знамён, трофеев маркграфовых.

В 1833 году собор был впервые отреставрирован, а в 1888 году там был установлен новый орган.

Между 1901 и 1907 годами Рихардом Детлефсеном, провинциальным консерватором (так в Германии называют чиновников, следящих за сохранением памятников культуры) была проведена очередная реставрация собора. При этом западному (главному) фасаду вернули черты XIV века, которые были уже к тому времени заметно изменены различными перестройками.

К началу Второй мировой войны собор имел следующие размеры:

  • Длина: 88,5 метров
  • Высота самой высокой (южной) башни до шпиля — 50,75 метров
  • Высота части здания (без креста) — 32,14 метра

Во время бомбардировок 1945 года церковь почти полностью выгорела, но само здание устояло. Во время разгула огня партийные власти запретили тушить собор пожарным, однако кёнигсбержцы пытались тушить храм своими силами. Впрочем, спасти убранство им не удалось: всё оно погибло в огне.

За свою долгую «немецкую» историю собору приходилось быть не только культовым сооружением. В 1344 году граф Вильгельм IV Голландский попросил у епископа разрешения провести зиму в ещё не достроенном соборе вместе со своими лошадьми, и ему не было отказано. А в 1807 году часть собора (точнее — фамильная усыпальница Альбрехта) была превращена французами в военную тюрьму.

Интерьер и убранство

Эпитафия Альбрехта Гогенцоллерна работы Корнелиса Флориса (довоенное состояние)

Богатое убранство собора было практически полностью уничтожено (сгорело) во время Второй мировой войны. Сохранились только некоторые каменные эпитафии. Наиболее примечательная из них — эпитафия — надгробный памятник герцога Альбрехта Гогенцоллерна работы фламандского архитектора и скульптора Корнелиса Флориса (архитектор Антверпенской ратуши). Эпитафия выполнена в стиле фламандского ренессанса (маньеризма). Размеры эпитафии — 11 метров в высоту и 12,5 в ширину. Первоначально эпитафия была богато украшена скульптурами, колоннами, гербами и т. п., но после войны от неё остался только голый каркас (восстанавливается с 2009 года). Эпитафия расположена у торцевой восточной стены собора.

Помимо монументальной эпитафии Альбрехта, сохранилось несколько более скромных эпитафий XVI—XVII веков. Сейчас они укреплены на стенах собора, как с внешней, так и с внутренней стороны.

В 2008 году восстановлена эпитафия Радзивиллов.

Также интересна внутренняя башенка, заключающая винтовую лестницу, ведущую на верхние ярусы башни собора. Башенка состоит из переплетённых стрельчатых арок, которые впервые появились в нормандской архитектуре Сицилии в XI—XIII веках.

Собор после Второй мировой войны

Развалины собора в 1982 году

После войны собор оставался огромными руинами. Власти его в лучшем случае «терпели», так как он (как и все довоенные сооружения) считался «символом прусского милитаризма и фашизма» и чуть ли не «бельмом на глазу нового социалистического города». Собор не снесли только потому, что у его стен был похоронен Кант.

В 1960 году собор получил статус памятника культуры республиканского значения, но никаких мер по сохранению здания предпринято не было: руины продолжали разрушаться. Только в 1976 году была предпринята попытка реставрации собора. Впрочем, от этой реставрации было больше вреда, чем пользы. В её ходе был разрушен сохранявшийся со времён войны фронтон северной башни собора. Сильно пострадали напольные эпитафии внутри собора.

Восстановленный оконный витраж

С новой энергией дебаты о будущем собора начали разгораться с началом перестройки. Предлагалось несколько вариантов:

  • Восстанавливать собор на немецкие деньги. Этот вариант, наиболее реальный (фактически позднее реставрация финансировалась в основном из Германии), тогда вызывал много нареканий. Многие опасались, что восстановление собора за немецкие деньги станет началом «ползучей оккупации» Калининграда немцами.
  • Законсервировать руины, не восстанавливая, как своеобразный памятник войне (подобные намеренно не восстановленные руины можно увидеть, например, в Англии)
  • Передать собор католической общине. Данный вариант был довольно слабым, так как католическая община Калининграда невелика (в основном этнические поляки и литовцы, а также выходцы из Западной Украины и Белоруссии). К тому же бо́льшую часть своей истории собор был не католическим, а протестантским храмом. Выдвигались также предложения о превращении собора в своеобразный межконфессиональный центр-храм, где рядом могли бы молиться католики, православные и протестанты.
  • Восстанавливать собор поэтапно, по мере поступления средств.

Хроника восстановления собора

В 1992 году восстановлением собора занялась фирма «Кафедральный Собор» под руководством Игоря Александровича Одинцова. После комплексного исследования руин собора в 1993 году начались консервационные работы, а в 1994 — реставрационные (башни собора). 21 июня того же года был произведён монтаж шпиля собора, при этом для установки сегментов шпиля на барабане башни использовались вертолёты балтийского флота (на вертолете Ка-27 ПС,экипаж майора И. О. Комарова из 396-й ОКПЭ, поселок Донское) .

В 1995-1996 годах проводилась реставрация эпитафий собора и надгробия Канта. Осенью 1995 года на башне собора были установлены часы и четыре колокола. Данные часы являются самыми точными часами Калининграда, так как за «фасадом», повторяющим облик часов, погибших во время войны, скрывается современнейший часовой механизм, сверяющий время по спутнику. Часы были выпущены известной фирмой «Сименс».

Между 1996 и 1998 годами велись работы по восстановлению кровли собора. В целях её облегчения она выполнена из меди, а не из черепицы, как оригинальная.

Восстановление крыши собора. 1997 год

В сентябре 1998 года на малой башне были подвешены два колокола. В конце 2005 года был восстановлен интерьер Валленродской библиотеки, до войны располагавшейся в соборе. Эти работы были выполнены за три месяца калининградскими мастерами резьбы по дереву.

Однако нынешняя реставрация вызывает много нареканий. Достаточно сравнить современный вид собора с довоенными фотографиями, чтобы убедиться в том, что реставраторы далеко не всегда восстанавливают собор в точном соответствии с довоенным состоянием. О восстановлении внутреннего убранства даже и не идёт речи (впрочем, затраты на восстановление убранства были бы слишком высоки).

Собор в 2002 году

Примечания

  1. Кафедральный собор в Калининграде. // sobor-kaliningrad.ru
  2. 1 2 И. А. Одинцов, директор Государственного музейного комплекса «Кафедральный собор», г. Калининград—Кёнигсберг. «Восставший из руин». История Кафедрального собора в Калининграде. Архивная копия от 18 сентября 2015 на Wayback Machine Статья из периодического издания Европейского союза независимых журналистов «Объектив» (№ 1(6), январь 2014 года). // sobor-kaliningrad.ru
  3. Manfred Gerner, Igor A Odinzow: Der Königsberger Dom. Zentrum Handwerk und Denkmalpflege, 1998, ISBN 3-931991-21-0 (нем.)
  4. August Rudolph Gebser: Geschichte der Domkirche zu Königsberg und des Bisthums Samland, mit einer ausfuhrlichen Beschreibung der Reformation im Herzogthum Preußen. Königsberg 1835, (Digitalisat Google История Кафедрального собора Кёнигсберга (нем.))
  5. 1 2 3 Кафедральный собор в Калининграде. История собора. Архивная копия от 27 октября 2012 на Wayback Machine // sobor-kaliningrad.ru
  6. БРЭ/Калининград (бывший Кёнигсберг)
  7. Историческая справка. История города Калининграда (Кёнигсберга). Официальный сайт администрации городского округа «Город Калининград» // klgd.ru
  8. Урок истории Западной России. Тема: «Кафедральный собор» (посвящается 750-летию Калининградской области). // school.baltinform.ru
  9. Калининградская область. Краткая справка. Энциклопедия «Вокруг света» // vokrugsveta.ru
  10. И. А. Торопова, искусствовед, кандидат педагогических наук, доцент Калининградского филиала Института управления и экономики (Санкт-Петербург). Информация о книге — Балдур Кёстер. «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени». Перевод с немецкого языка Алексея Шабунина (2000 год). // architektura39.ru
  11. Карамзин в Восточной Пруссии (Карамзин Н. М. «Письма русского путешественника» (извлечение). Кёнигсберг, 19 июня, 1789 года). // runivers.ru
  12. Балдур Кёстер «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени» . Перевод с немецкого (текст Архивная копия от 4 февраля 2009 на Wayback Machine). Данные оригинального немецкого издания: Baldur Koster , Husum Druck; 2000, ISBN 3-88042-923-5
  13. Герцогу Альбрехту вернут эпитафию Архивная копия от 8 августа 2014 на Wayback Machine
  14. В Кафедральном соборе завершена реставрация эпитафии Радзивиллов (недоступная ссылка)
  15. Балдур Кёстер Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени. Архивная копия от 11 июня 2009 на Wayback Machine
  16. Кёнигсберг-Калининград, 1255—2005: иллюстрированный энциклопедический справочник / ред. А. С. Пржездомский. — Калининград: Янтарный сказ, 2006. — 800 с. — ISBN 5-7406-0840-5 (ошибоч.)
  17. Кенигсберг и собор. Символ древнего города от разрушения спасла могила Иммануила Канта
  18. Вещь не в себе
  19. 1 2 Марк КАБАКОВ. Полковник Одинцов восстанавливает Калининградский Кафедральный собор// Газета «Культура»
  20. В Кафедральном соборе Калининграда воссоздан интерьер знаменитой Валленродской библиотеки, Информационное агентство «Регнум»
  21. Балдур Кёстер «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени» . Перевод с немецкого (текст Архивная копия от 18 июля 2007 на Wayback Machine). Данные оригинального немецкого издания: Baldur Koster , Husum Druck; 2000, ISBN 3-88042-923-5
  22. 1 2 Собор на сайте «Чудеса России»
  23. Кафедральный собор на сайте областного министерства культуры (недоступная ссылка)
  24. Международный конкурс органистов имени М.Таривердиева
  25. Калининград. Дирекция Кафедрального собора намерена судиться из-за незаконного использования изображения собора. Информационное агентство «Регнум» Архивная копия от 1 октября 2007 на Wayback Machine
  26. Работники музея кафедрального собора Калининграда недовольны изображением этого храма на памятной монете. // kaliningrad.ru
  27. Калининград стал древним городом России Архивная копия от 3 января 2006 на Wayback Machine Газета «Комсомольская правда» (Калининград) // kaliningrad.kp.ru (19 мая 2005 года)
  28. Кафедральный собор Калининграда претендует на звание одного из чудес России, Газета.ру, 15 июля 2007
  29. Названы «Семь чудес янтарного края»

> Литература

Ссылки

Кафедральный собор Кёнигсберга на Викискладе

Кафедральный собор Кёнигсберга в Викиновостях

  • Официальный сайт Государственного учреждения культуры «Кафедральный собор». // sobor-kaliningrad.ru
  • И. А. Одинцов, директор областного государственного учреждения культуры «Кафедральный собор», г. Калининград. «Балтийский альманах». История города. «Возрождение собора». Официальный сайт администрации городского округа «Город Калининград» // klgd.ru

Архитектура Калининграда

Довоенные кирхи

Дома и здания

Площади

Городские ворота

Новые храмы и соборы

Краткая история храма

1333 – красивая цифра. 13 сентября 1333 года – красивая дата. Именно в этот день, как сообщают источники, впервые упоминается Кафедральный собор Кёнигсберга. То есть 13 сентября 1333 года его начали строить. И строили очень долго, как минимум, полвека (в Средние века вообще любое строительство шло небыстро, зато до сих пор можем наслаждаться творениями тогдашних архитекторов).

Но вернемся в 1333 год. Города Кёнигсберга еще тогда не существовало, был замок Кёнигсберг, он стоял на высоком берегу реки Прегель. И вокруг него росли три деревушки, каждая из которых позднее стала городом. По одну сторону от замка был Альтштадт, по другую Лёбенихт, а немного в стороне, на острове, который образуют два рукава Прегеля, — третье поселение, которое назвали Кнайпхоф. Именно на Кнайпхофе и решили строить самый большой собор. Но поскольку Альтштадт был самый главный из трех городов (потому что самый старый), в его городской стене прорубили ворота и на остров перекинули мост. Чтобы прихожанам было удобнее добираться до главной церкви.

Кафедральный собор с высоты птичьего полетаФото: из архива «КП»

В статусе главного католического храма собор пребывал до первой четверти XVI века. К этому времени Тевтонский орден превратился в светское герцогство Пруссия, и герцог Альбрехт католицизму предпочел протестантизм, точнее, лютеранство. Кафедральный собор автоматически стал главным лютеранским храмом Пруссии.

И здесь не только проходили богослужения. У стен собора хоронили известных личностей (там, в частности, покоятся останки герцога Альбрехта и несколько профессоров кёнигсбергского университета, а в 1804 году был похоронен великий философ Иммануил Кант). В южной башне замка располагалась университетская библиотека. В 1695 году в соборе появился орган.

Собор на немецком плакате, напечатанном в начале XX векаФото: notescollector.eu

Собор пережил несколько реставраций (в частности, старый орган заменили новым в 1888 году), а в августе 1944 года практически полностью выгорел после варварской бомбардировки британских ВВС. Несколько десятилетий советской поры Кафедральный собор возвышался самой громадной и самой выразительной руиной Калининграда, а в 90-е годы культовое сооружение по инициативе строителя Игоря Одинцова начали восстанавливать. В первую очередь восстановили могилу Иммануила Канта, затем все остальное. Собор стал главной достопримечательностью Калининграда.

Несколько лет назад в Кафедральном соборе появился новый орган. Он считается самым крупным в России и одним из самых крупных в Европе. Расскажем о нем подробнее.

Трехэтажный дом для труб

На прошлой неделе в Калининграде состоялись Х Международный конкурс органистов имени Таривердиева и фестиваль «Орган+». Главным «действующим лицом» событий стал органный комплекс Кафедрального собора. Специально для читателей «Комсомолки» штатный органист собора Евгений Авраменко провел экскурсию и рассказал, какие клавиши и кнопки за что отвечают.

— Такого больше нигде нет. Есть в Кондапоге два органа. Но это просто два органа – один и второй, они ничем не соединены. У нас же комплекс из двух органов: Большого, который является самым большим в России и Малого, — подчеркнул музыкант.

Как устроен калининградский органФото: Александр КАТЕРУША

Два органа могут звучать как отдельно, так и вместе, они взаимосвязаны. Между собой соединены оптоволокном. При этом один органист может использовать два органа.

— В Европе есть органы и больше нашего. Лучше ли они? Каждый орган особенный и хороший! — уверен Евгений. — Тем более, наш инструмент еще молодой, ему в январе будет 10 лет. А вообще органы живут сотни лет. Самый старый орган Европы – в Швейцарии. Это вообще XIII век! Я кстати, на нем играл. Очень интересно.

Евгений АвраменкоФото: Александр КАТЕРУША

Играют на органе руками и ногами. А можно только ногами — есть произведения, написанные исключительно для нижних конечностей! Для этого существует педальная клавиатура.

В Большом органе нашего собора — 6301 труба, но видим мы из них лишь около сотни. Остальные – от самых маленьких (11 мм) до самой высокой (10,5 метров) спрятаны.

Как устроен калининградский органФото: Александр КАТЕРУША

За органом расположен целый трехэтажный дом для труб. Часть из них сделаны из сплава олова со свинцом, но множество труб деревянные, из дуба, бука, клена, сосны, груши. Там же расположен мотор органа, меха и современная электроника.

Чтобы все это функционировало, работники собора ежедневно изучают приборы, отслеживают температуру и влажность.

Органный залФото: из архива «КП»

— Зимой в соборе сухо, влажность падает. Приходится увлажнять. Летом же наоборот подсушиваем, – говорит Евгений Авраменко.

Климат-контроль поддерживает необходимые параметры — плюс 22-23 градуса и влажность в 45-65 процентов.

P.S. Обязательно запустите видео ниже, и послушайте, как звучит «Show most go on» на органе. Признаемся, это завораживает!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *