Истра новоиерусалимский монастырь

Особенности посещения монастыря

Новоиерусалимский монастырь в Истре открыт ежедневно для посещения паломников и туристов, время его работы – с 7:00 до 20:00.
Каждый день в стенах монастырских храмов совершаются Божественные таинства: богослужения, исповеди, причащения, крещения, поминовения и другие.

Вы можете посетить Божественные службы, просто побродить по живописным аллеям либо заказать экскурсию. Ныне на монастырской территории действуют несколько экскурсионных программ:

  • Обзорная экскурсия, в процессе которой вы познакомитесь не только с храмами и святынями монастыря, но и узнаете много нового о его истории и сокровищах;
  • «Евангелие для детей» – детская экскурсия, специально адаптированная для детей дошкольного и школьного возраста, которая познакомит ваших чад с монастырем и главными библейскими ценностями;
  • Сборные экскурсии по монастырю, рассчитанные на людей, путешествующих в одиночку. Начинаются в 11:00, 13:00 и 15:00 ежедневно. Для группы менее 10 человек стоимость такой экскурсии составит 2500 рублей, если в группе наберется более 10 участников – 250 рублей/чел. (100 рублей для детей до 16 лет).

Важно! Помните, что на территории монастыря, в особенности в храмах, необходимо соблюдать строгие правила, о которых вы можете узнать в Паломнической службе либо на сайте монастыря. Также в Новоиерусалимском монастыре вы можете заказать Таинства и требы. Для этого обратитесь в свечной ящик либо позвоните по телефонам, указанным выше.

Очень интересен Музей Новоиерусалимского монастыря, который вы можете посетить за дополнительную плату с 10:00 до 18:00 в любой день кроме понедельника.

История Новоиерусалимского монастыря в Истре

История монастыря тесно связана с жизнью Патриарха Никона, который основал собор в 1656 году.

Знаете ли вы? Личность великого Патриарха оставила противоречивые следы в истории, начав раскол Православной церкви. До сих пор среди церковных служителей встречаются ярые поклонники и противники его действий, а однозначное мнение о жизни церковного деятеля составить достаточно сложно. Как бы там ни было, основание многих монастырей, среди которых «любимчиком» Патриарха стал именно Новоиерусалимский – важная заслуга Никона.
По разным причинам строительство монастыря длилось довольно долго, несколько раз приостанавливалось. Главный его собор был освящен в 1685 году.
В XVIII веке монастырь несколько раз был частично разрушен при пожарах, но его успешно восстанавливали с помощью русских правителей.

С XIX по начало XX века монастырь стал одним из самых популярных мест для паломничества в России.
С приходом Советской власти монастырь закрывают, но даже тогда его признают ценным Историко-архитектурным объектом Всероссийского значения и продолжают заботу об этом месте, создав здесь Краеведческий музей.
Сильно пострадал монастырь в годы ВОВ, многие его храмы были почти полностью разрушены. Уже с 50-х гг. прошлого века началось медленное восстановление монастыря.
В 1994 году монастырь был снова возвращен Русской Православной Церкви, реставрационные работы начались с удвоенной силой, а в его храмах вновь зазвучали Божественные песнопения.
Реставрация монастыря все еще продолжается. Нынешние русские правители продолжают традиции своих предков и выделяют немало средств на помощь Новоиерусалимскому монастырю.

Достопримечательности монастыря

Воскресенский собор является не только главным храмом Новоиерусалимского монастыря, но и одной из главных его архитектурных достопримечательностей.
Это очень красивое и в самом деле монументальное строение, которое состоит из 4 основных частей:

  • Собор Воскресения Христа – четырехстопный крестово-купольный храм, который завершается главой;
  • Церковь свв. Константина и Елены – необычная подземная церковь, находящаяся на глубине 6 м.;
  • Красивая колокольня, которая была полностью разрушена в 1941 г. и недавно восстановлена;
  • Ротонда, располагающаяся над Часвоней Гроба Господня (кувуклией).
  • Собор прекрасен и снаружи, и внутри. Внутри лично мне он нравится даже больше – здесь можно увидеть очень светлые, просторные и нарядные залы, богато украшенные лепниной и росписью.
    Красива сама по себе и облагороженная территория монастыря, и другие его храмы. Здесь находится Монастырский парк (Гефсиманский сад) с множеством своих достопримечательностей. Важно! В связи с реставрационными работами часть объектов может быть закрыта.
  • Также рекомендую посетить Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим», находящийся на территории монастыря. Рядом расположился еще один интереснейший объект – Музей деревянного зодчества.

Святыни Новоиерусалимского монастыря

Поскольку монастырь в какой-то степени повторяет главный христианский храм, есть тут все «атрибуты», повествующие о жизни Спасителя. Здесь вы можете увидеть Голгофу, Иордан, Гроб Господень и многое другое.
К главным святыням монастыря относят:

  • Разборную модель Храма Гроба Господня, которая была выполнена в XVII веке в Иерусалиме из кипариса, слоновой кости и перламутра и использовалась как модель для строительства Воскресенского собора;
  • Фрагмент омофора Патриарха Никона, который был изготовлен на Кипре в 1597 году;
  • Дарохранительницу из придела св. Марии Магдалины – священный сосуд, предназначенный для хранения Тела и Крови Христовой, выполнена из серебра с золочением в конце XVIII – начале XIX века;
  • Антиминс, датируемый XVII веком, с подписью Патриарха Никона, освятившего его.

Новоиерусалимский монастырь славится также и своими иконами. Самой ценной и почитаемой из них является икона «Господь Вседержитель со св. Филиппом и Патриархом Никоном», написанная в 1657 году в честь перенесения в Москву мощей свт. Филиппа. Сейчас икона находится в экспозиции музея «Новый Иерусалим».

Знаете ли вы? В окрестностях Истры также было обнаружено несколько святых источников с целебной водой.

Что посмотреть?

Хотя г. Истра ассоциируется с Новым Иерусалимом, когда-то заложенным патриархом Никоном в точном соответствии с библейскими местами, помимо религиозных памятников здесь есть много всего другого, не менее интересного.

Осмотреть этот небольшой город полностью вполне можно за один день, причем до всех его достопримечательностей можно дойти пешком.

Оказавшись здесь, нужно увидеть:

  1. Новоиерусалимский монастырь со всеми его соборами, башнями, внутренними церквями и постройками.
  2. Силоамская купель.
  3. Гефсиманский сад.
  4. Скит патриарха Никона.
  5. Музей деревянного зодчества.
  6. Конюшни и скотник.
  7. Деревянные скульптурки из сказки про курочку Рябу.
  8. Музей (выставочный зал) «Новый Иерусалим».
  9. Мост для пешеходов с одним пилоном.
  10. Места, связанные с А.П. Чеховым.
  11. Площадь Революции.
  12. Городской парк.
  13. Дом культуры и отдыха.
  14. Вознесенская церковь.
  15. Сквер с мемориалом павшим защитникам и освободителям Истры и крестом Никона.
  16. Театр драмы Истры.
  17. Пожарный корпус и его музей.
  18. Рынок «Фермерский дворик».
  19. Церковь Жен Мироносиц.
  20. Скульптуры у школы Искусств.
  21. Площадь Дружбы.

В город Истра нужно ехать в погожий день, с комфортной температурой и в удобной обуви. Если будет лить дождь, будет холодно или же устанут ноги, то вместо обилия позитивных и светлых эмоций останутся только плохие воспоминания. >Монастырский комплекс

Осмотр Новоиерусалимского монастыря в Истре нужно начать с Воскресенского собора, его главной архитектурной и смысловой доминанты.

Воскресенский собор

Внешне собор интересен не только причудливым сочетанием архитектурных стилей, сделавшим его похожим на теремок из народных сказок, но и красивыми фризами, бордюрами и наличниками из керамики, с одной стороны похожими на вологодские кружева, а с другой – очень напоминающие что-то индийское и ближневосточное.

Глядя издали на Воскресенский храм Новоиерусалимского монастыря невозможно пропустить не колокольню или крыльцо, а большую ротонду, сверкающую тяжелым куполом-шатром с диаметром в 18 метров и тремя рядами слуховых окон. Благодаря этим окнам в ясный день внутри создается неповторимое освещение, что тоже является аргументом в пользу экскурсии при хорошей погоде.

Внутри храма, в центральной части ротонды стоит кувуклия, в точности имитирующая оригинальную кувуклию из гробницы в израильском храме Гроба Господня. Здесь же находится икона Божьей Матери, знаменитая «Троеручица» с человеческой кистью из серебра.

С этой иконой связана интересная полуистория-полулегенда. К сожалению, посмотреть на нее вблизи очень сложно, потому что перед «Троеручницей» всегда «насмерть» плотными рядами стоят как на коленях, так и обычно, толпы верующих.

Поэтому намного проще осмотреть не икону, а камень Помазания и гигантский золотой иконостас из 12 ярусов.

Очень интересны переходы в соборе, на голубом фоне стен, с обилием лепнины в духе позднего барокко, можно увидеть иконы-картины, представляющие библейские сюжеты. Религиозные каноны живописи на них сведены к минимуму, причудливо переплетясь с классическим исполнением, напоминающим работы мастеров Возрождения. Очень необычно и действительно красиво.

Защитные постройки

У Нового Иерусалима в Истре есть и оборонительные постройки, экскурсионная программа которых позволит отвлечься от обилия информации, связанной с религиозными сооружениями.

Оборона Нового Иерусалима в Истре включает в себя:

  1. 9 башен.
  2. Стены с толщиной 3-4 метра и высотой 9,6 метров.
  3. Бойницы в 3 ряда, позволяющие вести подошвенный, навесной (машикули), ружейный бой.
  4. Внутренний парапет и «боевые» ходы.

Это очень серьезно и даже прогрессивно для военного искусства 17-18 веков и характеризует истринский монастырский комплекс, как практически неприступную крепость.

Каждая из башен увенчана «шатром» со световым барабаном, а названия свои они получили, разумеется, в соответствии с наименованиями ворот Старого Города в Израиле. Рядом с башнями есть постаменты с пушками, бывшими на вооружении монастырского подворья от 17 до 19 веков.

За пределами территории, напротив Иноплеменничьей башни, расположен источник с родниковой и освященной водой – Силоамская купель. Экскурсии по монастырю спускаются к нему, поэтому отдельно обходить стены с целью увидеть родник не нужно.

Выйти из комплекса Нового Иерусалима лучше всего через Елизаветинские ворота, так как они выходят сразу же в Гефсиманский сад, через который можно пройти к скитам, постоять над Истрой и продолжить прогулку уже за пределами стен, окружающих монастырские храмы.

Когда открыт монастырь и какова стоимость посещения?

Храмы и музеи монастырского комплекса открыты для посещений в таком графике:

  • со вторника по пятницу – с 10:00 до 18:00;
  • по субботам – с 10:00 до 21:00;
  • по воскресеньям – с 10:00 до 19:00.

Экскурсии доступны в этом же временном режиме, время работы гидов совпадает с часами работы музеев и храмов комплекса.

Распорядок работы касс несколько иной:

  1. Со вторника по пятницу время для покупки билетов – 10:00-17:30.
  2. В субботу время, в которое можно приобрести билеты – 10:00-20:30.
  3. В воскресенье – 10:00-18:30.

Время до закрытия, когда еще пускают туристов – 30 минут, но нужно понимать, что за полчаса осмотреть монастырь, его музеи и церкви просто не получится, даже поверхностно.

Что же касается ценовой политики, то посещение музеев, территории и церквей монастыря обойдется от 255 до 455 рублей. Сумма будет зависеть от того, какой перечень объектов будет выбран и будут ли требоваться услуги гидов.

На оплате экскурсий вполне можно сэкономить, у входа в комплекс и над его кассами есть подробная схема всего монастырского подворья, а гидов при желании можно послушать, стоя неподалеку от туристических групп, так как рассказывают они достаточно громко.

Видео: новоиерусалимский монастырь.

Как доехать?

Точный адрес этого интересного места – Истра, Новоиерусалимская набережная, строение 1. Из Москвы в Истру можно доехать на личном автомобиле, на автобусе и на электричке.

На автомобиле схема проезда: Волоколамское шоссе – Новорижское шоссе – Волоколамское шоссе. Съезд на Новорижское нужен для объезда пробок неподалеку от Красногорска. Если их нет, то можно на него и не сворачивать, а проехать до Истры напрямую по Волоколамскому.

В том, как добраться на автобусе, тоже нет ничего сложного. Рейсы отходят от остановочного пункта Тушино, это у выхода из метро на станции «Тушинская». Нужен автобус 372, отходит он очень часто, каждые 10-20 минут, начиная с 7:00 и заканчивая в 22:00. Стоимость – 114 рублей, билеты продают и водители, и кондуктора, если они есть. В пути автобус находится около часа, если не становится жертвой пробки.

Отсюда же отправляются маршрутки и тут же ищут попутчиков-пассажиров частные водители.

Вся Московская область пронизана железнодорожным сообщением и путешествовать по ней удобнее всего именно на электричках. До Истры можно доехать с Рижского вокзала. Электрички ходят очень часто, первый поезд отходит в 4:10, а последний состав в Истру отправляется в 00:06.

Стоимость проезда на электричке составит:

  • 120 рублей – полный общий билет;
  • 60 рублей – стоимость для «льготников»;
  • 30 рублей – цена для детского билета.

Преимущества поездки в пригородном поезде очевидны:

  1. Доступность туалета, что важно всегда, но особенно актуально при поездке с детьми.
  2. Отсутствие опасности застрять в многокилометровых пробках, где одинаково стоят и автобусы, и маршрутки, и машины.
  3. Прибыв в Истру, по пути к монастырю можно увидеть много всего интересного, то есть, фактически сразу же начать познавательную прогулку.

В пути поезд находится от 1 часа 15 минут до полутора часов, что ничуть не дольше, чем поездка на автобусе, маршрутке или автомобиле.

Планируя съездить в Истру, нужно посетить официальный сайт Нового Иерусалима и уточнить, какие именно места монастыря доступны, нет ли изменений в рабочем графике и, разумеется, время проведения служб, во время которых всегда очень много людей, мешающих и осмотру, и простому передвижению по комплексу.

Также нужно понимать, что в этом месте нет ни одной целой оригинальной постройки, так как монастырь был полностью разрушен в ходе подмосковных боев во время войны. Здания восстановлены, в некоторых частично сохранились оригинальные фрагменты, некоторые выстроены заново «с нуля». На каждом из зданий есть соответствующие информирующие таблички, которые подробно описывают, что именно видит путешественник.

В целом Новый Иерусалим место интересное, устроено в нем все очень современно и удобно, варианты билетов тоже продуманы, единственное, чего не хватает многим обычным туристам, не паломникам, так это возможности подняться на колокольню для панорамного обзора.

Описание

С высоты птичьего полета Новоиерусалимский мужской монастырь выглядит как возвышающаяся на холме хорошо укрепленная крепость, в центральной части которой расположен златоглавый Воскресенский собор. Его купол в виде шатра с 60 окнами можно назвать визитной карточкой обители.

В Воскресенском соборе, как и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, находятся три главные святыни христиан:

  • Голгофа – небольшая скала, где был распят Христос, (в переводе с греческого слово «голгофа» означает лобное место)
  • Кувуклия – небольшая часовня с Гробом Господень, место погребения Христа
  • Храм Воскресения Спасителя, место живоносного Воскресения Иисуса Христа.

Голгофа, место распятия Христа, расположена на втором ярусе храма, к ней ведет лестница, устроенная справа от главного входа. В небольшой комнате установлен крест, выполненный в Иерусалиме и по размеру совпадающий с Иерусалимским Крестом Господнем. Также здесь установлен камень с трещиной, имитирующий скалу, расколовшуюся в момент смерти Спасителя, когда на нее пролилась кровь Христа.

С западной стороны к храму пристроена ротонда с огромным двухъярусным куполом, в центре которой сооружена кувуклия, то есть часовня с гробом Господня. Здесь расположено ложе, на которое в пещере на склоне горы Голгофы поместили тело Христа.

В храме рядом со входом находится Камень помазания, на который перенесли тело Спасителя, когда сняли с креста, здесь его умащивали миром (благовонным маслом) и подготовили к погребению.

В Новоиерусалимском монастыре, как и в Иерусалиме, вход в храм расположен с южной стороны. В восточной части расположена подземная церковь святых Константина и Елены, находящаяся на глубине в шесть метров. Сохранилось предание, что именно на такой глубине царица Елена обрела Животворящий Крест. Израильский храм Константина и Елены вырублен в скале.

Кроме того, на территории Новоиерусалимского монастыря находятся храмы, построенные в конце XVII века:

  • Трапезная церковь Рождества Христова – в западной части обители
  • Входоиерусалимская надвратная церковь, расположенная над восточными Святыми воротами.

По форме территория монастыря напоминает шестиугольник, огороженный крепостной стеной шириной в три метра. Протяженность ограды – около 1000 метров, а высота – 9 метров. В углах и изломах построено 8 башен, имеющих художественное значение, их названия совпадают с названиями башен старого города Иерусалима.

Некрополь храма расположен около церкви Константина и Елены, а также внутри собора, где похоронены многие уважаемые люди, в том числе и основатель обители Патриарх Никон.

Главки собора возвышаются над приделами, расположенными за главным алтарем. В трех приделах можно увидеть иконостасы, созданные еще при патриархе Никоне.

Из истории

В середине XVII века патриарх Руси Никон и царь Алексей Михайлович решили построить на реке Истре монастырь, подобный находящемуся на Святой земле в Иерусалиме. В те времена на земле Палестины господствовала Османская империя и посещение Иерусалима христианами было связано с опасностью.

Земли на берегу Истры как нельзя лучше подходили для строительства аналога Голгофы: роль реки Иордан играла Истра, возвышенность на востоке территории напоминала гору Елеон, а холм на северо-западе – гору Фавор, парк рядом с обителью мог бы стать аналогом местности Гефсимании — сада у подножия Елеонской горы.

В 1649 году патриарх Иерусалима Пасий привез в Москву модель Храма Гроба Господня, в соответствии с которой и началось возведение Вознесенского монастыря, ставшего аналогом Иерусалимской Голгофы.

Строительство проходило в два этапа: первоначально, в 1658 – 1666 годах храм был построен до кровли, вырыто место для подземной церкви Константина и Елены и была возведена колокольня. Для нее было отлито 15 колоколов, один из них сохранился до наших дней. Для украшения использовались наличники и керамические пояса, установили иконостасы.

После конфликта Никона с царем патриарх попал в опалу, а в конце 1666 года решением Московского собора его лишили духовного сана, он стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь.

Никон так и не увидел основанную им обитель, скончавшись в 1681 году. А достраивал Новоиерусалимский монастырь его настоятель архимандрит Никонор.

Строительство собора возобновилось лишь в 1679 году: была возведена глава над центральной частью храма, над ротондой для гроба Господня установили шатер диаметром 22 метра, была завершена подземная церковь Константина и Елены, освященная в 1690 году.

Несмотря на то, что в плане построенный собор является копией Храма гроба Господня, его отделка и оформление выполнены с использованием элементов древнерусского искусства.

Собор напоминает русский терем, снаружи украшенный наличниками и карнизами, фризами и балюстрадами. Самый красивый узор – павлиний глаз украсил многие используемые изразцы. Этот известный рисунок напоминает цветок граната, на который похожи глазки на павлиньем хвосте.

Внутри храм украшен резьбой и лепниной, выполненными в стиле барокко.

При Советской власти, в 1919 году обитель была закрыта и на ее территории разместился музей.

В декабре 1941 года немецкие войска заняли Истру и оккупировали Новоиерусалим. Перед тем, как уйти, немцы разрушили собор – были взорваны центральная глава, колокольня и купол ротонды.

Восстановление обители началось уже в 1942 году, но только в 1985 была восстановлена центральная глава, а в 1993 году — купол ротонды. И вот совсем недавно, в 2014 году, была воссоздана колокольня. В настоящее время, при поддержке государства, идут работы по восстановлению внутреннего и наружного декора, а также других монастырских построек.

В 1995 году обитель была передана Русской Православной церкви и в настоящее время на ее территории находится Новоиерусалимский монастырь и один из самых больших музеев Подмосковья — Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

Телефон Новоиерусалимского монастыря

Русская Палестина мыслилась как архитектурно-ландшафтный образ Святой Земли. В ней предполагалось воссоздать все основные палестинские святыни, в которых запечатлелась земная жизнь Иисуса Христа. Патриарх Никон стремился к максимальной точности в воспроизведении святых мест. Документальными источниками для него послужили широко известные в Европе гравюры итальянского художника Бернардино Амико с изображениями храма Гроба Господня, Вифлеемской базилики, Елеонской часовни и других палестинских храмов. Кроме того, в распоряжении Никона была книга иеромонаха Троице-Сергиева монастыря Арсения (Суханова) «Проскинитарий» («Поклонник святых мест»), в которой тот детально описал палестинские святыни.

Для реализации своего замысла Патриарх Никон выбрал местность к северо-западу от Москвы, по берегам реки Истры. Реку, делающую в этом месте излучину, окружали холмы. Это позволяло максимально приблизиться к палестинскому первообразу. Топографические объекты получили новые названия: Истра в своём среднем течении стала именоваться Иорданом, протекающий рядом ручей — Кедроном, холм в их излучине — Сионом, холм к востоку от него — Елеоном, к северу, за рекой, — Фавором. На холме Елеон был установлен поклонный крест, символически обозначающий место Вознесения Христа.

Строились храмы, посвящённые великим (двунадесятым) праздникам: село Дарна на холме Ермон стало Воздвиженским, Никулино — Преображенским, деревня Котельники — Вознесенским. На берегу реки был построен каменный скит Патриарха Никона («пустынька на острову») с церковью Богоявления (Крещения). Некоторые селения получили исторические палестинские названия: село Чернево, расположенное по дороге из Москвы, на территории современного Красногорска, получило название Назарет, в селе Сафатове-Воскресенском предполагалось построить женский монастырь Вифания с церковью Входа Христа в Иерусалим. Пустошь Зиновьева «на ручье» была переименована в Капернаум. Имелся в Русской Палестине и свой Вифлеем, но его местоположение точно установить не удалось. В систему святых мест вошли и старые селения, названия которых не пришлось менять: село Троицкое на Истре, а также древнейшее поселение этих мест Ильинский погост, который находился к югу от предполагаемого Нового Иерусалима — в Палестине монастырь Пророка Илии также расположен к югу от города.

Главным делом Патриарха Никона было строительство монастыря, символизирующего святой град Иерусалим. Для этого был выбран холм в излучине реки, получивший название Сион. В 1657 году появились первые деревянные здания Нового Иерусалима: церковь Воскресения Христова, жилые и хозяйственные постройки, ограда. Осенью того же года эти места посетил царь Алексей Михайлович, одобривший строительство. В память об этом на оборотной стороне поклонного креста была высечена надпись. Однако в 1658 году между царём и Патриархом произошёл конфликт. Оскорблённый Патриарх покинул Москву и удалился в Новый Иерусалим. Здесь он провёл более восьми лет, на месте руководя строительством. Поначалу все основные постройки Нового Иерусалима были деревянными. Самое ранее каменное сооружение — скит Патриарха Никона — было построено в 1657–1662 годах на искусственном островке, образованном специально вырытой протокой. Сравнительно небольшая постройка органично объединяла в себе церковные, жилые и хозяйственные помещения. В скиту были устроены две церкви. Одна из них — церковь Богоявления — расположилась на третьем этаже здания. Другая — маленькая, восьмигранная церковь в честь апостолов Петра и Павла с миниатюрной колоколенкой и крошечной кельей, в которой могло поместиться лишь каменное сиденье, была поставлена на плоской кровле скита. В 1658 году началось строительство каменного собора в честь Воскресения Христова. Никону не суждено было увидеть его завершённым. При Патриархе здание храма было доведено до кровли и построена семиярусная колокольня.

Восьмилетнее пребывание Патриарха Никона в монастыре закончилось в 1666 году низложением Никона с патриаршего престола Собором Вселенских Патриархов. Особым пунктом обвинения было строительство Нового Иерусалима. Собор счёл идею Русской Палестины, противоречащей церковным канонам. Никон пытался защитить своё любимое детище. Он доказывал, что Русская Палестина — это не механическая копия, а икона Святой Земли, созданная в соответствии с определением Седьмого Вселенского Собора об иконах. Доводы опального Патриарха не были приняты, и Собор в 1666 году запретил именовать Воскресенский монастырь Новым Иерусалимом.

Строительство монастыря замерло. Только после смерти царя Алексея Михайловича опала с Никона была снята. Новый царь Фёдор Алексеевич, вступивший на престол в 1676 году, добился отмены соборного решения о низложении Патриарха и разрешил ему вернуться в Воскресенский монастырь. Никон не доехал до своей обители. Он умер по дороге, недалеко от Ярославля. Его тело привезли в Новый Иерусалим и похоронили, согласно завещанию, в приделе Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, расположенном под Голгофой. Такой выбор был неслучаен: именно под горой Голгофой, согласно преданию, была погребена голова Адама. В храме Гроба Господня в этом месте находились захоронения первосвященника Мельхиседека и иерусалимских королей. Никон, следуя палестинскому прообразу, завещал похоронить себя в соответствующем приделе Воскресенского собора.

Была снята опала и с самой обители. Молодой царь Фёдор Алексеевич внял настойчивым просьбам своей тётки Татьяны Михайловны, покровительницы покойного Патриарха, — довершить дело, начатое Никоном. В 1678 году царь посетил обитель. В следующем году возобновилось строительство собора. Под руководством архимандрита Никанора и строителя старца Сергия (Турчанинова) грандиозное здание было завершено. Восемнадцатого января 1685 года в присутствии царя Ивана Алексеевича, правительницы Софьи и других членов царской семьи состоялось освящение главного престола. В 1690 году были освящены подземная церковь и южные приделы. Таким образом, замысел Воскресенского собора, воспринятый монастырскими властями от Патриарха Никона, был наконец осуществлён.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря стал самым большим по размеру храмом тогдашней России. Южный фасад собора протяжённостью 106 метров в наибольшей степени выявляет черты его сходства с палестинским прообразом — храмом Гроба Господня. Он состоит из трёх основных частей: подземная церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены, центральная часть с главным престолом Воскресения Христова и ротонда Гроба Господня, перекрытая шатром. Как и в палестинском храме, к Воскресенскому собору примыкает колокольня, а в собор с юга ведут двое «великих врат».

Подземная церковь Константина и Елены повторяет церковь-крипту храма Гроба Господня с приделом Обретения Креста. Она не имеет аналогов в древнерусском зодчестве. Углублённая в землю церковь была завалена грунтом и возвышалась над поверхностью на полтора метра. Как показало время, такая постройка в условиях среднерусского климата и влажного грунта не имела перспективы. В XVIII веке церковь была радикально перестроена. Центральная часть собора с главным престолом Воскресения имеет форму открытого креста. С севера и юга к ней примыкают трёхъярусные галереи с комплексами придельных церквей, с востока идёт полукруглый заалтарный обход с тремя приделами, увенчанными малыми главками. Сюда выходит и лестница из подземной церкви, 33 ступени которой символизируют годы земной жизни Христа. Западную часть храма составляет большое круглое сооружение — ротонда, аналогичная палестинской. В храме Гроба Господня в её центре находится главная святыня — Кувуклия — пещера, куда было положено тело Христа и у входа в которую ангел возвестил жёнам-мироносицам о воскресении.

Посвящение собора Воскресению Христову — величайшему празднику восточно-христианской церкви, открывшему человеку путь к жизни вечной, — привнесло в композицию и декор храма специфические черты. Никон вкладывал в храм Воскресения особый смысл: он хотел создать образ того Нового Иерусалима, который по Откровению Иоанна Богослова сойдёт «от Бога с неба» — райского, небесного города. Именно таким храмом-градом представлялся собор всякому, кто входил в монастырь с главного входа. Перед ним открывался восточный фасад Воскресенского собора. Одна над другой возвышались его главные части. На переднем плане — подземная церковь, над ней — три небольших главки заалтарных приделов, чуть выше — фланкирующие центральную часть галереи, завершённые главами на восьмигранных барабанах. Над всем этим — центральная часть, увенчанная большим шлемовидным куполом на круглом барабане диаметром 13,2 метра. Вдали можно было увидеть часть шатра, перекрывающего ротонду Гроба Господня. Колокольня, разрушенная во время Великой Отечественной войны, вносила в восточный фасад элемент асимметрии.

Отличительной особенностью храмов Нового Иерусалима было использование многоцветной архитектурной керамики. Собор по всем его трём ярусам опоясывали керамические фризы. Окна имели керамические наличники, керамические порталы оформляли входы в основные приделы, в которых были сооружены изразцовые иконостасы.

Уникальным церковно-просветительским актом строителей Нового Иерусалима было составление «каменного путеводителя» по Воскресенскому собору. В первой половине 1680-х годов в стены и столпы храма было вмуровано 48 белокаменных плит с высеченными на них текстами. В текстах давалась информация о топографии храма Гроба Господня, иногда — в сравнении с Воскресенским собором. Этот путеводитель в части, касающейся палестинского храма, имел основным источником «Проскинитарий» Арсения Суханова. Он знакомил паломников с расположением престолов палестинского храма, давал сведения о конфессиональной принадлежности его частей, сообщал о хранившихся там святынях и реликвиях. Тогда же архимандритом Никанором была сочинена стихотворная «Летопись», рассказывающая о строительстве Воскресенского собора, тоже высеченная в камне.

К поздним постройкам XVII века принадлежит Елеонская часовня над уже упомянутым поклонным крестом. Восьмигранная в плане, как и её палестинский прототип, она имела шатровое завершение. В 1690-х годах была построена каменная монастырская ограда с восемью башнями и надвратной церковью в честь входа Господа в Иерусалим. Руководил работами видный зодчий конца XVII века Яков Григорьевич Бухвостов, работавший в стиле московского барокко.

В середине XVIII века Воскресенский собор сильно изменил свой облик. Был возведён новый, деревянный шатёр над ротондой взамен рухнувшего в 1723 году каменного. Весь храм был оформлен в стиле елизаветинского барокко.

В течение всей своей истории Воскресенский монастырь пополнял своё собрание копий палестинских святынь. Ещё в XVII веке напротив входных Красных ворот собора был положен Камень Миропомазания, именуемый также Камнем Повития. Прямоугольная плита длиной 180 и шириной 107 сантиметров символически обозначала место, куда тело Христа было положено его учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом, где оно было смазано миром и обвито плащаницей. В Кувуклии находилось подобие камня, отваленного от пещеры Гроба Господня. Впервые он появился здесь ещё во времена Патриарха Никона и воспроизводил видимую часть вросшего в землю палестинского камня, описанного Арсением Сухановым. В 1870-х годах был сделан новый камень из белого мрамора, который не соответствовал в точности иерусалимскому прообразу, а лишь условно его обозначал.

В соборе можно было увидеть подобия и других иерусалимских реликвий. Паломник поднимался на Голгофу и видел там лобное место, представляющее собой огромный плоский камень с тремя лунками, обозначающими места, где стояли кресты Иисуса и разбойников. В камне была высечена трещина в напоминание о том, как раскололась гора Голгофа, на которую пала кровь Спасителя. На лобном месте в резном киоте было установлено кипарисовое Распятие XVII века. Внутри придела «Темница Христова» находилась каменная колодка в виде стула с отверстиями для ног. Она воспроизводила хранящиеся в иерусалимском храме Узы Спасителя, перенесённые туда, по преданию, из претории Понтия Пилата. У входа в заалтарный придел «Аврамова палатка» лежал Камень-Жертвенник, указывающий на то место, где Авраам приносил в жертву своего сына Исаака. Чуть дальше, у входа в подземную церковь, находился камень — подобие колонны, на которой сидел Христос, когда на него возлагали терновый венец.

В XVIII–XIX веках количество палестинских топонимов и объектов в ближайших окрестностях монастыря значительно возросло. В 1845 году была построена деревянная шестигранная часовня над Силоамским источником у северо-западного склона монастырского холма. У северного склона находился источник Самарянки, над которым тоже была поставлена маленькая часовенка. Иерусалимские названия получили к этому времени башни монастырской ограды: Сионская, Гефсиманская, Дамасская, Давидов дом, Ефремова, Варуха, Иноплеменничья. Роща в границах, определённых Кедронским потоком, стала именоваться Гефсиманским садом; берёзовая роща к юго-западу от монастыря, напротив башни Давидова дома — Урииным садом; овраги, окружающие монастырь с севера и юговостока, — Иосафатовой долиной и Юдолью плачевной. Село Никулино-Преображенское получило ещё одно название — Скудельничье. Ближе к монастырю переместились некоторые палестинские топонимы, имевшие место ещё в XVII веке. Горой Ермон стала называться вторая, западная вершина Фаворского холма. Дуб, стоявший недалеко от реки, именовался Мамврийским. Топографически всё это уже мало соответствовало реальному палестинскому первообразу, однако вызывало у паломников живые ассоциации и воспоминания соответствующих мест Священного Писания.

Вот слова знаменитого поэта XVIII века Г. Р. Державина:

На Истре Воскресенск в России знаменит,

И новым свет его Ерусалимом чтит,

Зря в нём подобие того святого храма,

В котором Божий Сын, спасая род Адама,

Торжественно воскрес от гроба, яко Бог,

И к земнородным тем явил щедрот залог,

Которые в себе всяк верный ощущает.

Читатель, посетя святые здесь места,

Почтим любовию тем самого Христа.

Эти строки были помещены на стене колокольни при входе в Воскресенский собор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *